Биография гварнери скрипичного мастера интересные факты. Выдающиеся скрипичные мастера и школы скрипичных мастеров

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Звучание мелодии сравнимо с нежным ручьем, который своим течением мелодично вливается в ухо слушателя. Для многих людей музыка воспринимается как ориентир душевного настроения и зеркало реальности. Предметом воплощения данных переживаний является старинный музыкальный инструмент — скрипка .

Это смычковый струнный музыкальный инструмент высокого регистра. Пожалуй, ни один другой инструмент не имеет такого сочетания технической подвижности, красоты и выразительности звука. Чем качественней изготовлен инструмент, тем лучше это будет отражаться на процессе игры, а также восприятии музыкальной композиции.

Однако сегодня большее изумление вызывает не сама игра на инструменте, а ее стоимость . Стоимость некоторых инструментов на сегодняшний день оценивается в несколько миллионов долларов, ведь элитарное искусство стоит больших денег.

Так какой же инструмент удостоился чести называться «самая дорогая скрипка в мире ». Представляем наш топ-5.

5 место – музыкальные инструменты Линзи Стоппард — 2,2 миллиона долларов

Линзи Стоппард – известная музыкантка, дочь сэра Тома Стоппарда, оскароносного писателя. Новые инструменты девушки полностью выполнены дизайнером Тео Fennell из 24-каратного золота. Инструменты украшены драгоценными камнями – алмазами, сапфирами и рубинами.

Черный и белый инструменты, сделанные под заказ Линзи Стоппард, вместе стоили 4,4 миллиона долларов, то есть по 2,2 миллиона каждая! Как считает их обладательница, искусство стоит денег, а элитарное нуждается в больших деньгах, либо вовсе бесценно.

По сути, инструменты от их дешевых собратьев не отличаются, но их цена видна наглядно. На этих богинях мелодии красуются пятьдесят тысяч кристаллов Swarovski.

Первые в мире золотые скрипки, которые украшены алмазами, рубинами и сапфирами доверили создать британскому ювелиру Тео Феннелли.

Уникальность этих инструментов в следующем:

  • 1. На их создание ушло девять месяцев.
  • 2. Основа инструментов была выполнена из карбона и кевлара – очень крепких и легких материалов, дабы компенсировать вес металла.
  • 3. Основу покрыли золотом и украсили драгоценными камнями.
  • 4. Для их создания понадобилось практически все детали разрабатывать с нуля и экспериментировать с электроникой, чтобы золото зазвучало.
  • 5. Стоимость одного инструмента составила 2,2 миллиона долларов.

4 место – музыкальный инструмент Никколо Паганини — 5 миллионов долларов

Цена этого музыкального инструмента известного итальянского композитора и музыканта долгое время оставалась в тайне, ведь анонимный покупатель не желал разглашения информации даже о том, что такой инструмент существует! Однако спустя некоторое время тайна открылась, и мир узнал, что цена данного старинного экспоната составляет 5 миллионов долларов!

Это довольно удивительно, ведь цена более чем в два раза выше цены предыдущих собратьев по звучанию.

Этот инструмент был любимым у Никколо Паганини. Ее создал Карло Бергонци, ученик великого мастера. Его сын Ахилл после смерти виртуоза продал музыкальный инструмент. В результате его владельцами в разное время были музыканты и аристократы.

Более 35 лет им владел Джон Корильяно, который был членов Нью-Йоркского филармонического оркестра. После кончины маэстро семья выставила инструмент на Sothebys, где она была продана. В настоящий момент инструмент хранится в специальном банковском помещении в определенных климатических условиях и под усиленной охраной, его застраховали на 4,5 миллиона долларов.

3 место – музыкальный инструмент Гварнери — 7 миллионов долларов

На третьем месте уверенно расположился музыкальный инструмент Гварнери, который сделан непревзойденным мастером. Он считается лучшим вместе со знаменитым Страдивари!

Это чудо было изготовлено в 1741 году, что свидетельствует о старинности и ценности инструмента. Максим Викторов, российский предприниматель, в 2008 году купил его за 3,540,000 долларов, однако эксперты провели оценку и утверждают, что нынешняя цена этого инструмента превышает 7 миллионов долларов, что и обеспечило ей третье место в нашем списке.

Большая стоимость не только у предметов старины, но и у домашних животных и даже обычных аквариумных рыбок. Хотя назвать обычными рыб , язык не поворачивается, обычны они лишь для миллионеров.

2 место – «Леди Блант» Антонио Страдивари — 15,89 миллионов долларов

Аукционный дом Tarisio в июне прошлого года продал инструмент Страдивари «Леди Блант» за рекордную цену по нынешним меркам — 15,89 миллионов долларов. Его приобрел анонимный покупатель. Но и это не все, все вырученные от продажи деньги были направлены в помощь пострадавшим от цунами и землетрясения в Японии.

Продажа «Леди Блант» вызвала громадный интерес среди коллекционеров, которые пожелали использовать уникальную возможность, чтобы купить исторический инструмент. Им в течение 30 лет владела внучка поэта лорда Байрона леди Анна Блант. Также хозяевами были парижский мастер Жан Баптист Вийом, барон Кнооп, коллекционер Ричард Беннет, Сэм Блумфилд и Музыкальный фонд Nippon. Удивительно, но инструмент находится в прекрасном состоянии, как и тогда, когда его создали.

«Леди Блант» наиболее близка к своему первозданному состоянию, то есть у нее сохранилась большую часть оригинальных черт, к тому же до сих пор в лаковое покрытие в целом не нарушено.

Инструмент изготовлен в 1721 году Антонио Страдивари. Он также делал виолончели и альты в Кремоне (Италия). Сегодня сохранилось примерно 600 его инструментов. Все они пользуются отличным спросом среди знающих коллекционеров и выдающихся мировых исполнителей. Особенно ценится «Леди Блант», проданная за 15,89 миллионов долларов.

1 место – «Вьетан» Гварнери дель Джезу — 18 миллионов долларов

Истинную уникальность этого инструмента смогли оценить лишь великие скрипачи. Именно на Вьетане играл в одно время Никколо Паганини. Говорят, что истинная ценность Вьетана не исчисляется в денежном эквиваленте. Питер Квинт, который держал на концертах этот инструмент, утверждает, что он обладает невероятной мощью с точки зрения качества звучания. Вьетан способен на широкую звуковую палитру, которая позволяет выражать более широкий спектр эмоций.

Но мы все же говорим о самой дорогой скрипке. Вьетан приобрели за умопомрачительную сумму — 18 миллионов долларов. Ее хозяином стал бельгиец Эжен Изаи, который стал обладателем наиценнейшего музыкального инструмента.

Сколько стоит поесть не просто вкусно, а с ощущением собственной значимости и превосходства? Наша статья с высокой стоимостью Вам про это расскажет. Подумать только, тратить на обед 681 205 рублей за один раз!

Видео: совершенные скрипки (2 часть)

Развитие и совершенствование скрипки шло по пути установления классических пропорций в её строении, отбора дерева, поисков лака, формы подставки, удлинения шейки и грифа и т. п. Длительный путь от примитивной народной скрипки до её совершенных образцов завершили мастера итальянской классической школы. Италия с её налаженным ремесленным производством инструментов, наличием выдающихся мастеров оказалась наиболее способной придать скрипке совершенную классическую форму и развернуть массовое изготовление профессиональных инструментов для развивающегося музыкального искусства. В отличие от большинства современных инструментов, которые были усовершенствованы только после долгого развития и экспериментирования, скрипка вступила в свой "золотой век" в начале собственной карьеры.

В XVI-XVIII вв. в Северной Италии сложились крупнейшие школы скрипичных мастеров - в Бреше -Г. да Сало (Бертолотти ), Дж. Маджини , в Кремоне - семейства Амати , Гварнери , А. Страдивари. В Венеции- Д Монтаньяна , Ф. Гобетти , М . Гофриллер . Семейства Гранчино и Тесторе , К.Ф. Ландольфи Милан; род Гальяно - Неаполь; род Гваданини , который на протяжении двухсот пятидесяти лет изготавливал скрипки в Турине. Последний из мастеров этой династии умер в Турине в 1948 году.

Первыми скрипичными мастерами, достойными упоминания, были Гаспаро Бертолотти (или "да Сало") (ок. 1542-1609) и Джованни Паоло Маджини (ок. 1580-1632) , оба из Брешии на севере Италии. Однако уже при их жизни расположенная неподалеку Кремона стала завоевывать славу мирового центра скрипичного производства. Более ста лет (ок. 1575-1680) главную роль в этом процессе играла семья Амати , особенно Николо (1596-1684) . Самым знаменитым учеником Н.Амати был Антонио Страдивари (ок. 1644-1737) , более 1100 инструментов которого (свыше 600 из них известны сегодня) считаются вершиной в области скрипичного мастерства всех времен. Третье место в великом триумвирате кремонцев занимает семья Гварнери , особенно Джузеппе дель Джезу (1698-1744) , который изготавливал инструменты, обладавшие яркой индивидуальностью и сильным звучанием.

Как бы то ни было, считается, что как профессиональный инструмент скрипка возникла в конце XV века, а ее «изобретателем» был итальянец немецкого происхождения, живший в Болонье, Гаспар Дуифопруггар (1467-1530) , изготовлявший также виолы и лютни. Самая древняя скрипка, изготовленная в 1510 году Гаспаром Дуифопруггаром для короля Франца I и сохранившаяся до наших дней, хранится в Нидергейском собрании в Аахене (Голландия). Но эти сведения не достоверны.

В Музее музыкальных инструментов в городе Познани храниться скрипка одного из родоначальников скрипичного мастерства Андреа Амати, датируемая 1550 годом.


Скрипки Гаспаро да Сало

Не совсем точными сведениями наука располагает и в отношении деятельности главы брешанской школы Гаспаро да Сало . Приписываемые ему скрипки по большей части сделаны довольно грубо и противоречат той славе, которой пользовался мастер.

С 1562 года Сало стал работать в Бреше, в мастерской Джироламо Вирхи . Он делал виолы, гамбы, лютни. Дошло несколько прекрасных альтов его работы, контрабас, на котором играл знаменитый Д. Драгонетти. Есть сомнения о принадлежности Сало скрипки, которой владел Паганини, завещав её Уле Булю (скрипка хранится в Народном музее в Бергене).

Учеником и продолжателем дела Гаспаро да Сало был ДжованниПаоло Маджини . Его искусство знаменовало наивысший взлёт скрипичной школы в Бреше.

Характерной чертой его скрипок является двойной ус, либо виньетка из двойного уса на нижней деке. Маджини впервые ввёл классический завиток головки, установив его форму. Грунт – тёмный, золотисто-коричневый. Лак очень красивый, красновато-бронзовый, прозрачный.

Брешанская школа оказалась единственной, которая могла сохранять своё лицо и славу в конкуренции со знаменитой кремонской школой.

Скрипка Паоло Маджини

В кремонской школе, основателем корой был Андреа Амати была развита и доведена до совершенства модель классической скрипки, созданы выдающиеся образцы инструмента, приблизиться к которым не смогли другие мастера вплоть до нашего времени.

Амати впервые регламентировал подбор дерева, характерный для кремонской школы: явор (волнистый клён) из Далмации и Боснии для нижней деки и ель (реже – пихта) с южных склонов Альп для верхней деки. Сделал более плоским выпуклый корпус старинной виолы да браччо, заузил ее "талию", заострил уголки, усовершенствовал резонаторные отверстия и улучшил лаковое покрытие.



Определил он и тон лака – более светлый, тёмно-жёлтый с бронзовым и красноватым оттенком. Ему удалось добиться мягкого, необычно красивого, близкого человеческому голосу звука. Не очень сильный, камерного характера тон его скрипок соответствовал эстетическим нормам эпохи, ансамблевой практике. Созданный им классический тип скрипки остался в основном неизменным. Все последующие улучшения, сделанные другими мастерами, главным образом касались силы звука. В настоящее время инструменты Андреа Амати встречаются редко.

Скрипки Андреа Амати

Два сына Амати – Андреа Антонио Амати (ок. 1538 – до 1640) и Иеронимо (Джироламо) (1561 – 1630) работали вместе (примерно 1577-1630). Их инструменты отличаются от инструментов отца более изящными, несколько орнаментальными очертаниями модели, элегантными длинными средними вырезами, длинными углами. Своды более выпуклые, с заметным углублением вдоль краев дек. Эфы изогнутого рисунка. Звучание инструментов ясное, чистое и нежное.

Скрипка Иеронимо (Джироламо) Амати


До наивысшего совершенства довёл модель, созданную Андреа Амати, его внук, сын и ученик Джироламо – Николо Амати (1561 – 1684), наиболее известный представитель семейства, довел тип скрипки, выработанный мастерами Амати до совершенства. Это был выдающийся мастер, почувствовавший новые требования эпохи, необходимость создания подлинно концертного инструмента.

Скрипки Николо Амати

Это заставило перейти к некоторому увеличению размеров корпуса, уменьшению выпуклости дек, увеличению боков, углублению талии. Особое внимание он уделил тщательному подбору дерева по его акустическим свойствам, улучшению системы настройки дек (интервал секунда), пропитке дек (грунту) и эластичности лака. Его лак золотисто-бронзовый с красновато-коричневым оттенком, прозрачный, иногда встречается красный. Мастер усилил звучание, сохранив мягкость и нежность тембра. При изяществе формы его инструменты производят более монументальное впечатление, чем работы его предшественников. Инструментов его работы немного, и они ценятся очень высоко.

Николо Амати сумел создать школу скрипичных мастеров, воспитать подлинных творцов скрипки, среди которых – А. Страдивари , А. Гварнери , Ф. Руджери , П. Гранчино , Санто Серафин , а так же его сын – Иеронимо Амати (1649 – 1740), завершивший дело отца.

Скрипка Санто Серафин

Ученик Амати, Андреа Гварнери (ок. 1626 – 1698) стал основателем знаменитой династии мастеров. Андреа Гварнери, учившийся, как и Страдивари, у Никколо Амати, свои первые инструменты создавал в стиле своего учителя, затем несколько видоизменил их форму. Звук инструментов Андреа Гварнери очень нежный, но недостаточно сильный. Гварнери внёс свои конструктивные изменения, что позволило ему добиться более полного благородного звучания, но при некоторой потере нежности и красочной колоритности тона.

Его сыновья – Пьетро Гварнери (1655 – 1720) и Джузеппе Гварнери (1666 – ок. 1762) продолжили поиски звучания.

Среди семейства Гварнери самым выдающимся мастером считается внук Андреа.

Джузеппе (Иосиф) Гварнери , прозванный дель Дже зу (1698 – 1744) – гениальный мастер, творчество которого можно сравнить лишь с Антонио Страдивари.Прозвище «дель Джезу» он получил благодаря тому, что на этикетках его скрипок изображен значок, похожий на эмблему иезуитского монашеского ордена. Скрипки Гварнери дель Джезу соперничают со скрипками Антонио Страдивари (многие известные скрипачи предпочитали инструменты Гварнери инструментам, созданным Страдивари) и обладают великолепным звуком, очень сильным и интересным по тембровой окраске.

Скрипка Гварнери дель Джезу

Скрипки Гварнери дель Джезу сконструированы таким образом, что допускают возможность более мощного напора смычка по сравнению со скрипками Страдивари.


В этом смысле мастер опередил свое время: звук скрипок – сильный, мужественный, огромная, заполняющая зал звуковая энергия, великолепно подходил для игры в больших залах, мог казаться грубоватым и оскорблять ухо в камерных залах прошлых столетий, где проходило музицирование. Лак глубокий и прозрачный, изменяющий свой тон при изменении угла падения света от жёлтого до тёмно-красного.

Скрипка Гварнери дель Джезу

Сделать хорошую скрипку – большое искусство. Мастера комбинировали элементы из ореха, клена и лимонного дерева. Их высушивали в течение двух лет в естественных условиях, потом вытачивали и вручную соединяли между собой натуральными клеями. Затем на подготовленные панели наносили множество слоев натурального лака из льняного масла, прополиса, винного спирта, натурального воска и сандалового экстракта. Струны мастера делали из кишок 7-8 месячных альпийских ягнят. Гварнери был радикалом и экспериментатором, его скрипки больше по размеру и имеют оригинальную форму. Поэтому они и звучат по-другому – ярко и певуче.

Никто так и не может объяснить, почему голоса скрипок, сделанных Гварнери, звучат так божественно. Подражатели терпеливо разбирали уникальные скрипки, измеряли каждую часть до сотых долей дюйма и делали точную копию - но так и не смогли добиться повторения волшебства. Химики исследовали лак и дерево. И все безрезультатно.

Одна из самых знаменитых скрипок Гварнери – инструмент по имени «Cannone» - «пушка». Так ее назвал игравший на ней великий скрипач Николо Паганини за ее «дальнобойность», то есть за то, что звучание этой скрипки прекрасно ощущается во всех нюансах даже в самых, казалось бы, акустически сложных точках зрительного зала. При этом современные скрипичные мастера и эксперты, взращенные на изысканных образцах Амати и Страдивари, не пропустили бы этот инструмент даже на первый тур конкурса, - настолько он далек от идеала скрипки по внешнему виду.

Скрипку долго считали просто некрасивой и неудачной, а ее главное достоинство - звук - было оценено в полной мере лишь в 19 веке. Головка скрипки - это своеобразная «визитная карточка» мастера. На нее, прежде всего, смотрят мастера и искусствоведы. Так вот, головка «пушки» с точки зрения современного идеала - это монстр. Все пропорции нарушены, спираль завитка неровная, работа грубая - из-под стамески, лак спекшийся, наложенный неровно, комками. Такого пренебрежения к внешней форме не

позволил бы себе ни один копиист! А для Джузеппе Гварнери это было естественно. Он был аскетом, вел монашеский образ жизни и, судя по всему, считал, что скрипке – «певице» голос важнее внешности.

Жизнь Гварнери сложилась нелегко, он скончался в 46 лет в чужом доме, куда он из-за нужды вынужден был переехать из дома собственного, а его скрипкам пришлось тяжеловато. Из-за внешнего неизящества форм их не раз пытались улучшить и переделать. В итоге скрипка теряла свое звучание. Подлинных инструментов этого мастера значительно меньше, чем у Страдивари, сейчас в мире осталось всего около 130 скрипок работы Гварнери, они стоят сотни тысяч долларов. Только две из них, в том числе и скрипка Паганини, остались нетронутыми, и стоят они несколько миллионов долларов каждая.

На скрипках Гварнери дель Джезу играли Н.Паганини, А.Вьетан, Э.Изаи, Ф.Крейслер, Я.Хейфец.

Высшее совершенство инструменту придал Антонио Страдивари , имя которого известно не только музыкантам, но и всякому культурному человеку.

Страдивари родился в 1644 году и всю жизнь прожил, никуда не выезжая, в Кремоне. Уже в тринадцатилетнем возрасте начал заниматься скрипичным делом. К 1667 году он закончил учение у Амати (в 1666 году сделал без помощи наставника свою первую скрипку), но период творческих исканий, в течение которого Страдивари искал собственную модель, длился более 30 лет: его инструменты достигли безупречности формы и звука лишь в начале 1700-х годов.

В мастерской Страдивари.

Это был «золотой период» его творчества, когда он создал величайшие шедевры. Это – «большие» по модели скрипки с более плоской нижней декой, высокими боками, улучшенной настройкой дек, что позволило обогатить удивительный тембровый «букет» его инструментов, получить специфический для Страдивари эффект.

В это время Страдивари сконструировал свою, до сих пор непревзойденную скрипку, имеющую богатейший тембр и исключительную «дальнобойность» – способность наполнять звуком огромные залы.

Она была удлинена по форме и имела внутри корпуса изломы и неровности, благодаря чему звук необыкновенно обогащался за счет появления большого количества высоких обертонов. С этого времени

принципиальных отклонений от разработанной модели Антонио уже не делал, но экспериментировал до конца своей долгой жизни.

Скрипки Страдивари

Великий мастер умер в возрасте 93 лет. Его рабочий инструментарий, чертежи, рисунки, модели, некоторые скрипки попали в коллекцию известного собирателя XVIII века графа Козио де Салабуе. Ныне это собрание хранится в Музее Страдивари в Кремоне.

Ничего не известно о творческих методах Страдивари, ни о путях, какими он достиг выдающихся результатов. Говорят, что свой «секрет» Страдивари унёс с собой в могилу. Однако, дело здесь, очевидно, не в «секрете» производства, так как у него были сыновья – скрипичные мастера – Франческо и Омобоно Страдивари , которые не обладали талантами отца. Успех Страдивари можно объяснить его личными выдающимися качествами, чутьём того звукового идеала, к которому он стремился при создании своих выдающихся инструментов.


Страдивари за работой.

Из двух тысяч (приблизительно) инструментов, изготовленных мастером, до нашего времени дошло около шестисот тридцати пяти скрипок, а так же двенадцать альтов, пятьдесят виолончелей, одна цитра, одна мандолина, две гитары. Однако, о некоторых из них нельзя сказать с уверенностью, что они не являются подделкой. Среди прославленных скрипок Страдивари – «Беттс» (1704), «Виотти» (1709), «Алард» (1715), «Мессия» (1716) и др.

Клеймо Страдивари

Хорошо известно клеймо Страдивари: мальтийский крест и инициалы А.S. в двойном круге. Существует масса подделок под Страдивари, и только опытный эксперт может подтвердить подлинность инструмента. Из двух тысяч (приблизительно) скрипок, изготовленных мастером, до нашего времени дошло около шестисот тридцати пяти, а так же двенадцать альтов, пятьдесят виолончелей, одна цитра, одна мандолина, две гитары. Однако о некоторых из них нельзя сказать с уверенностью, что они не являются подделкой.

Из его одиннадцати детей двое – сыновья Франческо и Омобоно также делали скрипки, но особенно в этом не преуспели. Самым способным учеником Страдивари был Карло Бергонци (1686-1747 ), скрипки которого имеют много общего с инструментами учителя.

Его скрипки, несколько грубоватые, имеют расширенный внизу корпус, удлинённые углы, более широкие эфы. Звук скрипок Бергонци напоминает Страдивари, уступая, может быть, ему несколько по благородству и богатству тембра.

Шедевры Страдивари и Гварнери дель Джезу до сих пор остаются недосягаемыми образцами гениального творчества итальянских скрипичных мастеров.


В XVI-XVIII вв. в разных странах Европы сложились крупнейшие школы скрипичных мастеров:

В Польше - М. Добруцкий , семьи Гроблич и Данкварт ;

В Германии - Я. Штейнер , семья Клоц .

В Чехии Я. Кулик, Ф. Шпидлен.

Мало кто знает, что в XVIII веке скрипки, произведенные в Чехии, ценились наравне с итальянскими. А имя немецкого скрипичного мастера Йозефа Антонина Ласке , который жил и работал в Праге, было абсолютной гарантией высокого качества, в частности, у польских и чешских музыкантов.

Скрипки Й.А. Ласке

Постепенно спрос на высококачественные дорогие инструменты был удовлетворён. В странах Европы началось массовое ремесленное изготовление инструментов, подорвавшее итальянские школы, которые постепенно пришли в упадок, а секреты их мастерства оказались утраченными.

К концу XVIII в. развернулось массовое ремесленное производство скрипок (особенно в Тироле), а затем и фабричное изготовление инструментов.

Индивидуальное искусство мастеров постепенно пришло в упадок. Среди немногих позднейших мастеров:

Н. Люпо, Ж. Б. Вильом, Э. Ватло (Франция),

В. Панормо и бр. Хилл (Англия),

И. А. Батов, H. P. Киттель и А. И. Леман (Россия), создавшие образцы концертных инструментов.

Завоевали известность советские мастера: E. P. Витачек , Т. Ф. Подгорный, Г. А. Морозов, H. M. Фролов, Я. И. Косолапов, В. И. Зедник, Л. А. и Б. Л. Горшковы, А. С. Кочергин, В.А. Якименко, Д.В. Яровой и др.

В СССР в 1919 создана Государственная коллекция музыкальных инструментов, которая непрерывно пополняется лучшими образцами мастеровых инструментов.


308 лет назад 21 августа 1698 года в итальянском городке Кремона в знаменитой семье создателей смычковых инструментов Гварнери родился Джузеппе Антонио Гварнери , будущий великий скрипичный мастер. Кремона в течение 200 лет была столицей струнных инструментов. Здесь работали Амати и Страдивари. Если инструменты Страдивари отличает воздушный и блестящий звук, то скрипкам Гварнери присущ голос более мощный, круглый и теплый. Джузеппе Гварнери прозвали «дель Джезу» за то, что он, в отличие от других Гварнери, традиционно посвящавших свои инструменты Святой Терезе, сопровождал свою подпись на скрипках крестом - символом Христа. Сделать хорошую скрипку - большое искусство. Мастера комбинировали элементы из ореха, клена и лимонного дерева. Их высушивали в течение двух лет в естественных условиях, потом вытачивали и вручную соединяли между собой натуральным клеем. Затем на подготовленные панели наносили множество слоев натурального лака из льняного масла, прополиса, винного спирта, натурального воска и сандалового экстракта. Струны мастера делали из кишок 7-8 месячных альпийских ягнят. Гварнери был радикалом и экспериментатором, его скрипки больше по размеру и имеют оригинальную форму. Они и звучат по другому - ярко и певуче. Никто так и не может объяснить, почему голоса скрипок, сделанных Гварнери, звучат так божественно.

Подражатели терпеливо разбирали уникальные скрипки, измеряли каждую часть до сотых долей дюйма и делали точную копию - но так и не смогли добиться повторения волшебного звука. Физики в своих лабораториях измеряли колебания каждой составляющей старинных скрипок. Химики исследовали лак и дерево. И все безрезультатно. Одна из самых знаменитых скрипок Гварнери - инструмент по имени «Cannone» - «пушка». Так ее назвал игравший на ней великий скрипач Николо Паганини за ее «дальнобойность», то есть за то, что звучание этой скрипки прекрасно ощущается даже в самых акустически сложных точках зрительного зала. Скрипку долго считали просто некрасивой и неудачной, а ее главное достоинство - звук - было оценено в полной мере лишь в XIX веке. Головка скрипки - это своеобразная «визитная карточка» мастера. На нее прежде всего смотрят мастера и искусствоведы. Так вот, головка «пушки» с точки зрения современного идеала - это монстр. Все пропорции нарушены, спираль завитка неровная, работа грубая - из-под стамески, лак спекшийся, наложенный неровно, комками. А для Джузеппе Гварнери это было естественно.

Он был аскетом, вел монашеский образ жизни и, судя по всему, считал, что скрипке - «певице» голос важнее внешности. Жизнь Гварнери сложилась нелегко, он умер в нищете в 46 лет. Трудно пришлось и его скрипкам. Из-за внешнего вида их не раз пытались переделать. В итоге скрипка теряла свое звучание. Сейчас в мире осталось всего около ста тридцати скрипок работы Гварнери. Только две из них, в том числе и скрипка Паганини, остались нетронутыми. На изготовленных Джузеппе Антонио Гварнери скрипках играли А.Вьетан, Э.К.Сивори, Э.Изаи, Ф.Крейслер. Предпочитают их и большинство современных скрипачей.

Одна из самых авторитетных фирм, занимающихся продажей музыкальных инструментов, выставила на торги скрипку Гварнери, изготовленную в 1741 году. Инструмент примечателен не только рекордной ценой, но и своей историей: на этой скрипке играли великие исполнители XX века Иегуди Менухин, Ицхак Перлман и Пинхас Цукерман. Подобные аукционы случаются нечасто и всегда привлекают общественное внимание, которого инструмент как таковой обычно бывает незаслуженно лишен. Ведь люди, обращающиеся к классике, прежде всего выбирают, что слушать, иногда — в чьем исполнении, но чрезвычайно редко обращают внимание на то, на каком инструменте играет музыкант.

Эта скрипка, названная в честь знаменитого бельгийского скрипача и композитора XIX века Анри Вьётана, была изготовлена кремонским мастером за три года до смерти. До Вьётана, который играл на ней в последние 11 лет жизни, скрипкой владел французский мастер Жан-Батист Вийом, купивший ее у некоего доктора Бенцигера из Швейцарии в 1858 году. После Вьётана скрипка принадлежала бельгийцу Эжену Изаи, потом, уже в XX веке, на ней играл англичанин Филип Ньюман. Инструмент купил для него двоюродный брат, бизнесмен и основатель одного из колледжей Оксфорда Айзек Вулфсон. После смерти Ньюмана в 1966 году скрипку приобрел филантроп и ценитель музыки Иэн Стуцкер, которому она принадлежит до сих пор.

Цене именно этой скрипки Гварнери легко удивиться, потому что, таков стереотип, для любого образованного человека эталон скрипки — это инструмент Антони Страдивари. Глупо спорить с тем, что этот мастер был одним из лучших ремесленников Кремоны, но его лучшие скрипки эксперты сравнивают с ванильным мороженым, в то время как инструменты Гварнери дель Джезу в кулинарных определениях ближе всего к хорошему темному шоколаду. Да и жизнь Гварнери, умершего в 46 лет, была вдвое короче жизни Страдивари, и в мире сохранилось всего около 140 его скрипок — в несколько раз меньше, чем инструментов его более прославленного конкурента.

Десертное сравнение довольно точно отражает разницу между скрипками этих двух знаменитых итальянцев. Если Страдивари — это прежде всего живой, легкий, артикулированный и способный на малейшие изменения тона звук, то инструменты Гварнери звучат, в сравнении, глубже и тяжелее. Может, поэтому одна из скрипок Гварнери (пожалуй, самая знаменитая) была любимым инструментом Никколо Паганини, прожившего далеко не радужную жизнь, до самой его смерти. Паганини, который, к слову, владел и несколькими скрипками Страдивари, также сыграл важную роль в популяризации имени Гварнери, который после смерти был практически забыт.

В одном из своих писем Иегуди Менухин признавался, что предпочитает «Вьётан», на которой ему удалось поиграть, его собственной скрипке Страдивари 1714 года. Кроме того, маэстро владел другим инструментом Гварнери — скрипкой «Лорд Уилтон» 1742 года. Предпочтение исполнителя такого масштаба, как Менухин, — это немаловажное свидетельство истинной цены скрипки, выражаемой вовсе не в денежных единицах. Потому что любой выдающийся инструмент, как и выдающееся музыкальное произведение, в руках исполнителя не столько средство, трансформирующее знаки в звуки, сколько, наоборот, сама музыка, для которой исполнитель лишь средство. И от характера инструмента часто зависит, каким получится исполнение.

Само собой, в научных кругах никогда особенно не доверяли тому, что нельзя объяснить, в том числе и наличию метасодержания в нескольких склеенных между собой кусках дерева и натянутых поверх них жил. Страдивари, Гварнери, Вийом, да Сало, инструмент XX века, XXI века — все едино, если подходить к вопросу с научной точки зрения. С тех пор как скрипичный репертуар стал достаточно богат, чтобы скрипка могла быть одним из главных солирующих инструментов, не прекращаются изысканные тесты, призванные определить, есть ли между инструментами какое-то различие. Причем эти тесты, в которых участвуют музыковеды, эксперты и виртуозы, как правило, заканчиваются тем, что даже лучшие специалисты путают, где Страдивари, где Гварнери, а где просто хорошая фабричная скрипка.

Чтобы оправдать уникальность того или иного инструмента, ученые пытаются объяснить тем или иным объективным доводом. Звучание старинных скрипок, например, списывали на очень высокую плотность дерева, из которого их изготавливали. Существуют также теории, согласно которым особое звучание скрипкам XVII — XVIII веков придает клей специального состава, деревья из определенного географического региона, хитрая лакировка и так далее. Приписывать достоинства инструмента исключительному мастерству его создателя ученые предпочитают в самую последнюю очередь.

С годами становятся доступны новые и новые средства для доказательства научных предположений: рентген, дендрохронология, биохимический анализ, лазерные виброметры и многое другое. Однако, даже если ученые все-таки правы и хорошая скрипка хорошей скрипке действительно не рознь, существует еще один аспект, эстетический. Почему-то ведь играл именно на скрипке .

Любой превосходный инструмент, произведенный тем или иным мастером или даже фабрикой, имеет историю создания, за ним всегда стоит репутация, а значит, и характер человека или фирмы. Более того, многие известные производители начинали делать музыкальные инструменты тогда, когда они еще не приобрели современный вид, и формировали их своими руками. Только поэтому и рояли Bluthner будут отличаться друг от друга, как будут отличаться, например, гитары Грега Смоллмена от гитар Хосе Рамиреса.

Конечно, при желании, нетрудно назвать это мифотворчеством еще по одной, ненаучной, причине: от установления таких различий напрямую зависит доход владельца редкого инструмента. (Как справедливо заметил бы это здесь известный обличитель мира классической музыки Норман Лебрехт.) По-человечески, однако, это означает и отрицание различия инструментов с разным характером, созданных людьми с разными характерами. Играть на которых предстоит тоже людям неодинаковым.

Поэтому будет очень жаль, если «Вьётан» Гварнери, рискующий стать самым дорогим музыкальным инструментом в мире, купит не какой-нибудь охочий до музыки меценат, а японский музей. И для посетителей музея ценность этой скрипки будет сведена к аудиозаписи в наушниках, когда-то уплаченным за нее 18 миллионам долларов и двум абзацам текста на табличке с описанием экспоната.

Комментарий с форума http://www.classicalforum.ru/index.php?topic=3329.0

Ведь скрипки великих мастеров отличались некоторыми общими свойствами, возникавшими под руками конкретного мастера, а также индивидуальностью «голоса»: недаром наиболее выдающимся инструментам сами мастера давали индивидуальные имена!

Когда мастером уже были ранее наработаны стратегические соображения по поводу общих музыкально-механических параметров создаваемого инструмента, всё начиналось с выбора материала и подготовки его для создания деталей скрипки и затем, после выточки и подгонки друг ко другу всех компонентов, заканчивалось тонкой доводкой собранного инструмента через изменение мелких механико-геометрических параметров с сопутствующим контролем звучания, после чего инструмент покрывался специальным лаком, секрет которого тоже составлял особую тайну.

Несколько слов о Страдивари …

Самый известный в мире скрипичный мастер Антонио Страдивари родился в 1644 году в Кремоне. Известно, что уже в тринадцатилетнем возрасте он начал заниматься скрипичным делом. К 1667 году он закончил учение у известного мастера смычковых инструментов Андреа Амати.

Свою первую скрипку Страдивари сделал в 1666 году, но более 30 лет он искал собственную модель. Лишь в начале 1700 годов мастер сконструировал свою, до сих пор непревзойдённую скрипку. Она была удлинена по форме и имела внутри корпуса изломы и неровности, благодаря чему звук обогащался за счёт появления большого количества высоких обертонов.

Страдивари изготовил около 2500 инструментов

С этого времени принципиальных отклонений от разработанной модели Антонио уже не делал, но экспериментировал до конца своей долгой жизни. Умер Страдивари в 1737 году, но его скрипки до сих пор ценятся очень высоко, они практически не стареют и не меняют своего «голоса».

За свою жизнь Антонио Страдивари изготовил около 2500 инструментов, из которых сохранилось бесспорно подлинных 732 (в том числе 632 скрипки, 63 виолончели и 19 альтов). Кроме смычковых им были сделаны также одна арфа и две гитары.

Общепризнанно, что самые его лучшие инструменты были изготовлены с 1698 по 1725 год (а наилучшие в 1715 году). Они особенно редки и потому ценятся очень высоко как музыкантами, так и коллекционерами.

Многие инструменты Страдивари находятся в богатых частных коллекциях. Около двух десятков скрипок Страдивари есть в России: несколько скрипок находится в Государственной коллекции музыкальных инструментов, одна — в Музее Глинки (куда её передала вдова Давида Ойстраха, который, в свою очередь, получил её в подарок от английской королевы Елизаветы) и ещё несколько — в частном владении.

Учёные и музыканты всего мира пытаются разгадать тайну создания скрипок Страдивари. Ещё при жизни мастера говорили, что он продал душу дьяволу, говорили даже, что дерево, из которого сделаны несколько самых известных скрипок, — это обломки Ноева ковчега. Существует мнение, что скрипки Страдивари потому так хороши, что настоящий инструмент начинает звучать по-настоящему хорошо лишь через двести-триста лет.

Многие учёные проводили сотни исследований скрипок с использованием новейших технологий, но разгадать секрет скрипок Страдивари им пока не удалось. Известно, что мастер вымачивал древесину в морской воде и подвергал её воздействию сложных химических соединений растительного происхождения.

Одно время считали, что секрет Страдивари — в форме инструмента, позже большое значение стали придавать материалу, который для скрипок Страдивари постоянен: для верхней деки — ель, для нижней — клён. Считали даже, что все дело в лаках; покрывающий скрипки Страдивари эластичный лак позволяет декам резонировать и «дышать». Это придаёт тембру характерный «объёмный» звук.

По преданию кремонские мастера готовили свои смеси из смол каких-то деревьев, росших в те времена в Тирольских лесах и вскоре начисто вырубленных. Точный состав тех лаков не установлен и по сей день — даже самый изощрённый химический анализ оказался тут бессилен.

В 2001 году биохимик Джозеф Нигиваре из Техасского университета объявил, что разгадал секрет Страдивари. Учёный пришёл к выводу о том, что особое звучание смычковых стало следствием усилий мастера защитить их от древоточца.

Нигивара выяснил, что во время создания мастером скрипок деревянные заготовки нередко были поражены древоточцем, и Страдивари, чтобы защитить уникальные музыкальные инструменты, прибегал к буре. Это вещество как бы спаивало молекулы дерева, изменяя общее звучание скрипки.

Когда Страдивари скончался, победа над древоточцем в Северной Италии была уже одержана, и впоследствии бура для защиты дерева больше не использовалась. Таким образом, по словам Нигивары, мастер унёс секрет с собой в могилу.

Наука и Страдивари

Колин Гоух (Colin Gough)

______________________________________________

____________________________________________________



Рассказать друзьям