Биография по датам. Жизнь И

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Достоевский был признан пророком при жизни. После прочтения «Речи о Пушкине» его называли гением и пророком не только его восторженные поклонники, но и вековечные оппоненты.

Личности и творчеству Федора Михайловича Достоевского посвящено бесконечное множество всевозможных исследований, которое с каждым годом пополняется все новыми работами. Им несть числа, ибо бесконечен Достоевский, беспределен и его художественный мир. «Ум теряет надежду когда-либо проникнуть до конца в этот мир: слишком чуждой кажется нам при первом познавании его магия, слишком далеко уносит в беспредельность его мысль, неясно его назначение, - и душа не может свободно любоваться этим новым небом, как родным». (Стефан Цвейг).

И все же есть несколько строк, которые смогут объяснить судьбу Достоевского гораздо полнее даже самой обстоятельной его биографии. Строки эти принадлежат другому большому художнику и посвящены еще одному Поэту: «… нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему.

Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лицо свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его.

Но Он взял на Себя наши немощи, и понес наши болезни; и мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом.

Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказания мира Нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились». (Книга Пророка Исайи. Гл. 53: 2-5).

Достоевский не производил никакого внешнего впечатления. Он был незаметен, невзрачен и угрюм. Н. Н. Страхов отмечал, что Достоевский, «несмотря на огромный лоб и прекрасные глаза, имел вид совершенно солдатский, то есть простонародные черты лица». По свидетельству В. В. Тимофеевой, «это был очень бледный - землистой, болезненной бледностью - немолодой, очень усталый или больной человек, с мрачным, изнуренным лицом, покрытым, как сеткой, какими-то необыкновенно выразительными тенями от напряженно сдержанного движения мускулов».

Подобным образом описывали Достоевского и другие современники: «Он вспоминается мне невысоким, тщедушным, с лицом бледным, напряженно-сосредоточенным и неприветливым, с живыми, проницательными, чернеющими, как угольки, глазами; все обличье его являло что-то нервное и болезненное.

Рядом с красивым, величавым старцем Тургеневым Достоевский казался маленьким и невзрачным». (Граф Д. Олсуфьев). «На эстраду вышел небольшой сухонький мужичок, мужичок захудалый, из захудалой белорусской деревушки. Мужичок зачем-то был наряжен в длинный черный сюртук. Сильно поредевшие, но не поседевшие волосы аккуратно причесаны над высоким выпуклым лбом. Жиденькая бородка, жиденькие усы, сухое угловатое лицо». (В. А. Поссе).

Незначительная и даже отталкивающая внешность Достоевского усугублялась его не всегда понятным современникам болезненным поведением. Внутренние мотивы его «эксцентрических» поступков никому не были интересны; все отмечали лишь их внешний «взрывной» эффект, который очень скоро принес ему сомнительную славу безумца и юродивого.

Как только не называли его современники: «больной», «сумасшедший», «злобный», «одичавшая собака», «юродивый мистик». Характерно, что некоторые из подобных характеристик относятся и ко времени общественного признания Достоевского. Когда одни называли его пророком, другие восклицали с недоумением: «Достоевский - совсем сумасшедший. Бог знает какой мистицизм несет».

На всем протяжении своего творческого пути Достоевскому приходилось слышать критические отзывы, напрочь отрицавшие его талант. С его восприимчивостью больно было прочесть, что его произведения - это «бред юродивого мистика». Но еще больней было знать, что подобные оценки его творчества принадлежат и его бывшим друзьям, некогда признавшим его талант, его судьбу. Простоватый И. И. Панаев никогда не был разборчив в формулировках и разил наверняка: «…Кумирчик наш стал совсем заговариваться и вскоре был низвергнут нами с пьедестала и совсем забыт. Бедный!.. мы погубили его, мы сделали его смешным». Н. А. Некрасов искренне был уверен: «Достоевский вышел весь. Ему не написать больше ничего значительного».

Достоевского не сломали подобные отзывы, насмешки и оскорбления заклятых «друзей» и оппонентов. Как не сломали его каторга, многочисленные лишения и болезни. Более того, он неоднократно признавался в том, что его творчество неотделимо от его страданий, что именно им он обязан своими прозрениями. Характерно, что его morbus sacer никогда не подвергалась лечению; он не скрывал, а культивировал ее.

Что же помогло ему выстоять там, где ломались его более здоровые и менее восприимчивые современники (как, например, С. Ф. Дуров, вышедший из «мертвого дома» вместе с ним, но не возрожденным, а конченым человеком)?

Чувство пророческой судьбы. Это чувство зародилось в его душе довольно рано. В черновых набросках к «Житию великого грешника» он признавался: «Опасная и чрезвычайная мысль, что он будущий человек необыкновенный, охватила его еще в детстве». Подтачиваемое неизбежными сомнениями это чувство окончательно укоренилось в нем во время его блистательного литературного дебюта и более не покидало его никогда. Оно помогло выжить в каторге, безропотно сносить многочисленные страдания и, главное, постоянно стремиться к высшим достижениям, к выражению своих идеалов.

Он дорожил своим чувством пророческой судьбы. Достоевский боялся признаться в нем окружающим - давали о себе знать глубокие душевные раны, нанесенные ему «друзьями» времен его дебюта, - но выражать его скрыто посредством чтения чужих текстов он мог себе позволить. Он часто декламировал вдохновенного пушкинского «Пророка» и любил читать волнующие строки Огарева:

Порой среди ночного бденья,
Глухого полный вдохновенья,
Я в старой Библии гадал
И только жаждал и мечтал,
Чтоб вышли мне по воле рока -
И жизнь, и скорбь, и смерть пророка.

Достоевский был признан пророком при жизни. После прочтения «Речи о Пушкине» его называли гением и пророком не только его восторженные поклонники, но и вековечные оппоненты. «Тургенев … бросился меня обнимать со слезами, Анненков подбежал жать мою руку и целовать меня в плечо. «Вы гений, вы более чем гений!» - говорили они мне оба». Очарование пушкинской речи, впрочем, очень скоро рассеялось и уступило место потоку новых критических уколов в адрес Достоевского.

И только похороны писателя стали подлинным общенациональным признанием его пророческой стези. Они удивили многих: и соратников, и противников. «Похороны талантливого писателя как-то неожиданно превратились в похороны пророка», - недоумевал их очевидец В. К. Петерсен.

Посмертная мировая слава Достоевского лишь утвердила за ним право называться пророком, выразителем общечеловеческой боли, призванного не «судить Божью тварь», а свидетельствовать о человеке перед Богом, способного за человеческими страстями видеть страстотерпие. Знаменательно, что позднее, размышляя над судьбой Достоевского, Томас Манн выразил значение этой судьбы словами, смысл которых удивительно напоминал известное высказывание Исайи о пророческой стезе.

Он отмечал, что гений Достоевского теснейшим образом связан с его болезнью: «… его психологическое ясновидение, его знание душевного мира преступника, того, что Апокалипсис называет «сатанинскими глубинами», и прежде всего его способность создать ощущение некой таинственной вины, которая как бы является фоном существования его порою чудовищных персонажей, - все это непосредственным образом связано с его недугом… Болезнь!..

Целая орда, целое поколение восприимчивых и несокрушимо здоровых юнцов набрасывается на создание больного гения, того, чья болезнь переросла в гениальность, восхищается им, восхваляет его, уносит с собой, делает достоянием культуры, которая жива не единым домашним хлебом здоровья.

И все они будут клясться именем великого безумца, они, которые теперь благодаря его безумию уже избавлены от необходимости быть безумными. Они, цветущие здоровьем, будут питаться его безумием, и в них он будет здоровым. Другими словами: иные взлеты души и познания невозможны без болезни, безумия, духовного «преступления», и великие безумцы суть жертвы человечества, распятые во имя его возвышения, роста его чувств и познаний, короче говоря - во имя высшего его здоровья».

Но еще более характерно свидетельство о Достоевском как о Христовом пророке, принадлежащее такому отчаянному богоборцу, каким был Фридрих Ницше. Последний сравнивал художественный мир Достоевского с миром Евангелий, и отмечал, что в новое время Христос возможен только в мире Достоевского. В черновом отрывке к своему эссе «Der Antichrist», озаглавленном «Иисус: Достоевский» он высказался не без потаенной боли: «Я знаю только одного психолога, который жил в мире, где возможно христианство, где Христос может возникать ежемгновенно… Это Достоевский».

1755 - Фонвизин поступает в дворянскую гимназию при Московском университете.

1758 , декабрь - Фонвизин переводится в высшие классы гимназии.

1759 , декабрь - братья Денис и Павел Фонвизины посещают Петербург (по январь 1760 года). Первое впечатление от театра.

1760 (?)

1761 - издание перевода «Нравоучительных басен» Л. Хольберга. Публикация в журнале «Полезное увеселение». Работа над переводом трагедии Вольтера «Альзира».

1762 , июнь - братья Фонвизины производятся в студенты Московского университета.

Октябрь - Фонвизин оставляет университет и переходит на службу в Коллегию иностранных дел.

Зима (1762/63) - поездка в Мекленбург-Шверин. Переводы для журнала «Собрание лучших сочинений». Выход первого тома перевода романа Ж. Террассона «Сиф».

1763 - переезд в Санкт-Петербург. Служба под руководством И. П. Елагина. Перевод романа Ж. Ж. Бартелеми «Любовь Кариты и Полидора». Первые оригинальные стихотворения Фонвизина: «Послание к слугам моим: Шумилову, Ваньке и Петрушке», «Послание к Ямщикову», «К уму своему».

1764 - Фонвизин производится в титулярные советники. Постановка первой комедии «Корион».

1768 - окончание перевода и издание книги «Геройская добродетель, или Жизнь Сифа».

1769 - производство в чин надворного советника и назначение секретарем министра иностранных дел России Н. И. Панина. Переводы «Сиднея и Силли» Д’Арно и «Иосифа» Ж. Битобе. Начало сотрудничества с Н. И. Новиковым. Окончание работы над «Бригадиром».

1771 - создание «Слова на выздоровление его императорского высочества государя цесаревича и великого князя Павла Петровича».

1772 , август - первая постановка «Бригадира» в придворном театре в Царском Селе.

1773 - Н. И. Панин награждает Фонвизина поместьем в Белоруссии.

1774 - женитьба на Екатерине Ивановне Хлоповой.

1777 , август - путешествие во Францию (по октябрь 1778 года). Письма сестре Феодосии, Петру Панину и Якову Булгакову. Перевод «Слова похвального Марку Аврелию» А. Л. Тома.

1779 - назначение на должность «канцелярии советника» при Секретной экспедиции. Перевод с французского книги «Та-Гио, или Великая наука, заключающая в себе высокую китайскую философию».

1780 - постановка комедии «Бригадир» в Петербурге.

1781 - занимает место статского советника, члена Публичной экспедиции для почтовых дел.

1782 - производится в статские советники и выходит в отставку.

Сентябрь - премьера «Недоросля» в Петербурге.

1783 - публикации в журнале «Собеседник любителей российского слова». Работа над «Словарем Академии Российской».

1784 - путешествие в Италию. Издание «Жития графа Никиты Ивановича Панина» на французском языке.

1785 - продолжение путешествия в Италию, первый апоплексический удар. Посещение Австрии, Германии. Перевод с немецкого «Рассуждение о национальном любочестии» И. Г. Циммермана. Возвращение в Москву.

1786 - создание повести «Каллисфен».

Июнь - путешествие в Австрию.

1787 - публикация басни «Лисица-казнодей».

Август - возвращение в Россию.

1788 - подготовка статей для журнала «Друг честных людей, или Стародум». Написание статьи «Мнение об избрании пиес в „Московские сочинения“».

1789 , июнь - сентябрь - посещение Риги, Бальдона, Митавы.

1790 , ноябрь - декабрь - приезд из Санкт-Петербурга в Москву.

1791 - создание «Рассуждения о суетной жизни человеческой», посвященного кончине князя Г. А. Потемкина-Таврического. Незаконченное «Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях». Поездка в Полоцк.

Представленный материал является сборником важных дат биографии Есенина.

Удобная как для академического исследования, так и для пополнения личного багажа знаний, биография Есенина в таблице станет незаменимым помощником каждому любителю русской поэзии.

Сергей Александрович Есенин родился в селе Константинова Рязанской губернии 3 октября (21 сентября) 1895 года в семье зажиточных крестьян Александра Никитича и Татьяны Фёдоровны Есениных. Т.к. мать поэта была выдана замуж не по своей воле, то вскоре вместе с малолетним сыном ушла жить к родителям. Через некоторое время Татьяна Фёдоровна отправилась на заработки в Рязань, а Сергей остался на попечении бабушки и дедушки Титовых. Дедушка Сергея Есенина был знатоком церковных книг, а бабушка знала множество песен, сказок, частушек, и как утверждал сам поэт, именно бабушка подталкнула его к написанию первых стихотворений.

1904 – Есенина отдают на обучение в Константиновское земское училище, а затем церковно-учительскую школу в городе Спас-Клепики.

1912 – Есенин переехал в Москву.

В 1912 году, после окончания школы, Сергей Александрович Есенин отправляется на заработки в Москву. Там он устраивается в типографию И.Д.Сытина помощником корректора. Работа в типографии позволяла молодому поэту читать множество книг, дала возможность стать членом литературно-музыкального Суриковского кружка. Первая гражданская жена поэта, Анна Изряднова, так описывает Есенина тех лет: «Слыл за передового, посещал собрания, распространял нелегальную литературу. На книги набрасывался, все свободное время читал, все свое жалованье тратил на книги, журналы, нисколько не думал, как жить…».

1913, осень – Знакомство с Анной Романовной Изрядновой.

В 1913 году С. А. Есенин поступил на историко-философский факультет Московского городского народного университета им. Шанявского. Это был первый в стране бесплатный университет для вольнослушателей. Там Сергей Есенин слушал лекции о западноевропейской литературе и о русских поэтах.

Но, в 1914 году Есенин бросает работу и учёбу, и по словам Анны Изрядновой, весь отдаётся в стихам. В 1914 году в детском журнале «Мирок» были впервые опубликованы стихи поэта. В январе его стихи начинают печататься в газетах «Новь», «Парус», «Заря».

1914, 21 декабря – Рождение первого сына Сергея Есенина Юрия , который был расстрелян в 1937 году.

1914 – Первая публикация стихотворений в газете "Новь" и журналах "Парус", "Заря".

1915, весна – молодой Есенин покидает Москву и переезжает в Петроград, где знакомится с Н.А. Клюевым, З.Н.Гиппиус, Д.С. Мережковским, А.А. Блоком. В это время Сергей Александрович вступает в группу так называемых «новокрестьянских поэтов» и издаёт первый сборник «Радуница», который сделал поэта очень известным.

1916 – Первый сборник стихов "Радуница".

1916 январь – Есенин призывается в армию. Весной молодого поэта приглашают читать стихи императрице, что в будущем помагает ему избежать фронта.

1917, весна – Сергей Есенин в редакции газеты «Дело народа» знакомится с Зинаидой Райх. А в июле того же года они обвенчались.

С 1917 по 1921 год Сергей Александрович Есенин был женат на актрисе Зинаиде Николаевне Райх. От этого брака у Есенина родилась дочь Татьяна и сын Константин.

Уже в апреле 1918 года Есенин расстается с З. Райх и перебирается в Москву, котора к тому времени стала литературным центром.

В это время разворачивалась Октябрьская революция, которую поэт принял безоговорочно.

1918 – В Петрограде выходит вторая книга стихов Есенина "Голубень", затем "Преображение".

1919 – Есенин оказывается одним из организаторов и лидеров новой литературной группы – имажинистов.

1920 – Знакомство с Надеждой Вольпин. Во время совместного проживания с переводчицей Надеждой Вольпин у Сергея Есенина родился сын Александр.

1920 – Поэмы "Русь уходящая", "Песнь о великом походе", "Русь советская", "Анна Снегина", "Черный человек"; драматические поэмы "Пугачев" и "Страна негодяев".

1920 – Выходит сборник стихов "Москва кабацкая".

В 1921 году поэт отправился в путешествие по Средней Азии, посетил Урал и Оренбуржье.

1922 – Есенин женился на известной американской танцовщицей Айседоре Дункан.

1922-1923 – Есенин и Айседора совершают длительную поездку по Западной Европе и США. В газете "Известия" были опубликованы записи С. А. Есенина об Америке «Железный Миргород».

Александр Сергеевич Пушкин - великий русский поэт, писатель, драматург, автор бессмертных поэм, стихов и сказок. Мало кто не слышал об этом имени, имя Пушкина мы знаем с детства. Но мало кто интересуется личной жизнью и становлением творчества поэта. В статье выделим основные факты из его биографии, обозначим творческий путь, представляя вашему вниманию краткую биографию Пушкина по датам.

Вконтакте

Ранние годы: происхождение и детство

Александр Сергеевич Пушкин родился 26 мая (6 июня) 1799 года в Москве. Семья поэта относилась к нетитулованному дворянскому роду. Предки Александра были аристократами , людьми, которые честно и гордо служили своей родине. Дед поэта был полковником, отец - острословом. Прадед по матери был африканцем, знаменитым «арапом» Ганнибалом, служившим при дворе у Петра I.

Летнее время детства с 1805 по 1810 год поэта прошло у бабушки в селе Захарове . Бабушка и наняла для мальчика няню - Арину Родионовну, которую ребёнок так полюбил. Детские впечатления, полученные за эти годы, нашли отражение в творчестве писателя. Арине Родионовне он посвятил множество своих произведений и был сильно привязан к ней.

Образование

В 1811 году поэт поступил в Царскосельский лицей, где и проявился его творческий литературный дар. За годы обучения Пушкин установил тесные контакты со знаменитыми литераторами Вяземским, Тургеневым , Карамзиным.

Первые публикации поэта пришлись на 1814 год, когда в журнале «Вестник Европы» издали его стихотворение «К другу-стихотворцу». В это же время писателя заочно приняли членом литературного клуба под названием «Арзамас».

В 1817 году Александр окончил лицей и выпустился в чине секретаря 12-го класса. После выпуска поэт переехал в Петербург, а не вернулся в Москву. В Петербурге он поступил на службу в Коллегию иностранных дел, где писатель выступал как активный участник заседаний.

Творчество Пушкина

В 1819 году Пушкина приняли в литературно-театральное общество «Зелёная лампа». Примерно в этот же период — 1829 год, поэт активно начал работать над написанием поэмы «Руслан и Людмила» .

В 1821 году появилась на свет поэма «Кавказский пленник». Поэма позволила Пушкину стать величайшим писателем среди современников. Известнейшая поэма «Евгений Онегин» писалась в период с 1823 по 1832 год. За два года ссылки в Михайловском (1824–1826) писатель написал около ста произведений. Среди них «Я помню чудное мгновенье…», «Цыганы» , «Борис Годунов».

В 1831 году поэт вынужден был уехать в имение Болдино из-за объявленного карантина. Знаменитейший и самый плодотворный отрезок его писательства - болдинская осень находит отражение в произведениях поэта «Капитанская дочка» , «Дубровский» , «Повести Белкина» и многие другие. Здесь было написано множество произведений как в прозе, так и в стихах.

В 1832 году поэт начинает писательскую деятельность над романом «Дубровский». Так и не завершив написанное, писатель переключается на тему Пугачёвщины. Он изучает все доступные источники информации, добывает засекреченные сведения, разыскивает малоизвестные факты. И уже осенью 1833 года Пушкин приступает к написанию «Истории Пугачёва» и «Песням западных славян». В это же плодотворное время Александр Сергеевич пишет поэмы «Медный всадник», «Пиковая дама» , «Сказка о рыбаке и рыбке», «Анджело», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». В это время поэт черпал вдохновение у Байрона, по которому буквально сходил с ума.

В 1836 году начинает последний творческий цикл поэта, именуемый «каменоостровским». Сюда входят его произведения под названиями «Памятник», «Мирской власти», «Отцы пустынники и жёны непорочны», «Как с дерева сорвался…».

Ссылки

Политические произведения Пушкина 1817–1820 годов вызвали гнев у императора Александра I. К этим произведениям относятся «К Чаадаеву», «Вольность», «Деревня». Писателю грозила ссылка в Сибирь , и только благодаря усилиям Карамзина, Крылова и Жуковского этого удалось избежать. В 1820 поэт был отправлен в Феодосию для поправки здоровья. Впечатления об этом месте отражены в произведении «Евгений Онегин».

В одном из своих писем, адресованном другу Пушкина, он иронично отозвался о религии. Письмо было перехвачено и донесено Александру I. Пушкина уволили со службы и отправили в ссылку в село Михайловское, где поэт пробыл с 1824 по 1826 год. В Михайловском поэт продолжает свою работу над «Евгением Онегиным» и «Дубровским», пишет стихотворения. Там же, в Михайловском, писатель узнаёт о восстании своих друзей декабристов и об их ссылке в Сибирь.

В сентябре 1826-го Николай I вызвал писателя в Москву , свобода была возвращена. Однако это продлилось недолго. Уже в 1828 вышел указ Государственного совета о том, чтобы установить надзор за Пушкиным. Вскоре поэт сам уехал на Кавказ, где служили его товарищи.

Личная жизнь

В 1828 -м Пушкин познакомился на балу с Натальей Гончаровой, а через год уже попросил её руки. Однако мать девушки посчитала, что шестнадцатилетняя дочь ещё слишком молода для замужества и предложение было отклонено. В 1830-м поэт повторно сватается Наталье , и предложение на этот раз принимается. Помолвка состоялась в 1830-м, венчание - в 1831 -м. Примечательно то, что ожидание женитьбы на Наталье совпало с периодом Болдинской осени - самым плодотворным периодом его творчества.

Вскоре после венчания Александр Сергеевич писал своему другу Плетнёву в письме о том, как он счастлив и о чувстве, словно после перерождения.

Супруги изначально приняли решение поселиться в Царском Селе и какое-то время жили уединённо, встречаясь лишь с близкими друзьями. Александр и Наталья прожили вместе в браке вплоть до гибели поэта. В браке родилось 4 ребёнка: Александр, Наталья, Мария и Григорий.

Последние годы жизни поэта

После того как Пушкин покидает службу и подаёт в отставку, его финансовое положение резко ухудшается. Ситуация усугубляется тем, что многие произведения писателя не допускаются к публикации из-за цензурных ограничений (например, «Медный всадник»). Поэт дописывает «Пиковую даму» в 1834 году и получает за неё большой гонорар, однако, решить финансовые проблемы не удаётся.

Для того чтобы как-то улучшить своё финансовое положение в 1836 году писатель решает издать собственный журнал под названием «Современник», который не пользуется популярностью у публики. В четвёртом издании «Современника» вышел роман «Капитанская дочка».

Гибель поэта произошла 29 января (по старому стилю 10 февраля) в 1837 году на дуэли с Жоржем Дантесом. Пушкин получил смертельное ранение в живот и скончался. Узнав о гибели писателя, император Николай I обещал обеспечить его семью и выплатить все долги писателя, что впоследствии и было выполнено.

Самые известные произведения писателя

  • Поэма «Руслан и Людмила» 1820;
  • драма «Борис Годунов» 1825;
  • роман в стихах «Евгений Онегин» 1831;
  • роман «Дубровский» 1833;
  • повесть «Пиковая дама» 1834;
  • роман «Капитанская дочка» 1836.

Помимо романов и повестей для взрослых, Пушкин писал и для детей. В основном это сказки, известные любому ребёнку:

  • сказка о рыбаке и рыбке;
  • сказка о царе Салтане;
  • сказка о мёртвой царевне и семи богатырях.

  • Александр Пушкин помнил себя с возраста четырёх лет.
  • Интересно произошла первая встреча поэта и императора Александра I. Будучи ребёнком, Пушкин решил прогуляться и чуть было не попал под колёса императора.
  • В школьных классах поэт не блистал хорошими знаниями и оценками, находился среди отстающих учеников. Однако это не помешало ему стать полиглотом. Писатель знал несколько языков: французский, немецкий, испанский, греческий, латинский.
  • Поэт рано начал писать стихи. В 8 лет он мог писать сложные большие эпиграммы на иностранном языке.
  • Брат Александра Сергеевича отмечал некую особенность в его поведении: если собеседник поэту интересен, то он сам обретал азарт и интерес. Если же беседа была скучна, сам писатель становился невыносимо скучным.
  • В жизни поэта было 90 дуэлей, причём большинство из них он затевал сам. Зачастую причинами конфликтов были несущественные мелочи.
  • Пушкин слыл азартным человеком, его всегда окружали карточные долги. Если возникала длительная задолженность перед кредиторами, поэт присылал им карикатуры и злобные стишки. Такое поведение нередко становилось причиной публичных скандалов.
  • Поэт не отличался внешней красотой, однако, имел талант быть любвеобильным. Он выглядел привлекательно в глазах женщин благодаря своему красноречию и обаянию.


Рассказать друзьям