Биография радищева. Биография радищева александра николаевича Где учился а н радищев

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Александр Николаевич Радищев родился 20 (31) августа 1749 года в Москве в дворянской семье. Детство будущего писателя прошло в селе Немцово, затем его семья переехала в село Верхнее Аблязово. Начальное образование Александр Николаевич получил дома. В 1756 году отец отвез Радищева в Москву. Мальчика поселили у А. Аргамакова, который в то время служил директором Московского университета. Обучением Радищева там занимался специально нанятый француз-гувернер.

В 1762 году Александр Николаевич был пожалован в пажи и направлен в Петербургский пажеский корпус. В 1766 году по распоряжению Екатерины II был отправлен в Германию, где поступил в Лейпцигский университет на юридический факультет. В этот период своей краткой биографии Радищев увлекся трудами Вольтера , Руссо , Гельвеция, Рейналя.

Карьера и начало литературной деятельности

В 1771 году Александр Николаевич вернулся в Петербург. Получив титул советника, устроился секретарем в Сенат. В этом же году в журнале «Живописец» впервые был анонимно опубликован отрывок из книги «Путешествие из Петербурга в Москву».

С 1773 года Радищев поступает на военную службу в качестве обер-аудитора в штаб финляндской дивизии. Писатель издает перевод книги Мабли, заканчивает произведения «Офицерские упражнения» и «Дневник одной недели».

В 1775 году Александр Николаевич вышел в отставку.

В 1777 году Радищев поступил на службу в Коммерц-коллегию, которой руководил граф А. Воронцов. С 1780 года Александр Николаевич работает в Петербургской таможне, через десять лет становится ее начальником. В 1783 году писатель создал оду «Вольность», в 1788 – произведение «Житие Ф. В. Ушакова».

Ссылка в Сибирь

В 1790 году Радищев завершает работу над самым главным своим произведением – «Путешествие из Петербурга в Москву» и печатает ее в своей домашней типографии. В книге писатель смело рассуждал о крепостной системе в России. Это вызвало резкий протест императрицы. Александр Николаевич был арестован и приговорен к смертной казни, однако ее заменили на десять лет ссылки в сибирский острог Илимск.

Находясь в Сибири, Радищев, биография которого была неразрывно связана с писательством, изучал традиции края, создал «Письмо о китайском торге», «О человеке, о его смертности и бессмертии», «Сокращенное повествование о приобретении Сибири» и др.

Жизнь после ссылки

В 1796 году император Павел I вернул Радищева из ссылки. Дата 31 мая 1801 года ознаменовала полное освобождение писателя – Александр I издал указ об амнистии, вернул ему дворянский титул. Радищева вызвали в Петербург и назначили членом Комиссии по составлению законов. В одном из проектов Александр Николаевич предлагал уничтожить крепостное право, однако ему пригрозили новой ссылкой в Сибирь. Это стало серьезным потрясением для болеющего и морально сломленного писателя.

12 (24) сентября 1802 года Александр Николаевич Радищев покончил жизнь самоубийством, приняв яд. Могила писателя не сохранилась, предполагается, что он захоронен на Волковском кладбище в Петербурге.

Хронологическая таблица

Другие варианты биографии

  • Грамоте маленького Радищева обучили крепостные. Еще с детства он узнал о тяготах крестьянской жизни, что возродило в душе писателя ненависть к помещикам, жалость к народу.
  • Александр Николаевич был дважды женат. Первая супруга, Анна Рубановская, умерла при родах, всего у них было четверо детей. Второй женой писателя стала младшая сестра Анны Елизавета Рубановская, у них было трое детей.
  • По некоторым данным Радищев умер от тяжелого недуга, который поразил писателя еще во время ссылки.
  • Творчество Радищева оказало значительное влияние на политику России, в том числе декабристское движение. А. Луначарский отзывался о писателе как о пророке и предтече революции.
  • В школе произведения Радищева изучаются в восьмом и девятом классах.

Алекса́ндр Никола́евич Ради́щев (20 августа 1749 года, село Верхнее Аблязово Саратовской губернии - 12 сентября 1802 года, Санкт-Петербург) - русский писатель, философ, поэт, де-факто руководитель Петербургской таможни, участник Комиссии по составлению законов при Александре I.

Стал наиболее известен благодаря своему основному произведению «Путешествие из Петербурга в Москву», которое издал анонимно в 1790 году.

Биография

Александр Радищев был первенцем в семье Николая Афанасьевича Радищева (1728-1806), сына стародубского полковника и крупного землевладельца Афанасия Прокопьевича.

В первоначальном обучении Радищева принимал, по-видимому, непосредственное участие его отец, человек набожный, хорошо владевший латынью, польским, французским и немецким языками. Как было принято в то время, русской грамоте ребёнка учили по часослову и псалтырю. К его шести годам к нему был приставлен учитель французского, но выбор оказался неудачным: учитель, как потом узнали, был беглый солдат. Вскоре после открытия Московского университета, около 1756 года, отец повёз Александра в Москву, в дом дяди по матери (родной брат которого, А. М. Аргамаков, был в 1755-1757 годах директором университета). Здесь Радищев был поручен заботам очень хорошего француза-гувернёра, бывшего советника руанского парламента, бежавшего от преследований правительства Людовика XV. Дети Аргамаковых имели возможность заниматься на дому с профессорами и преподавателями университетской гимназии, поэтому нельзя исключить, что Александр Радищев готовился здесь под их руководством и прошёл, хотя бы отчасти, программу гимназического курса.

В 1762 году, после коронации Екатерины II, Радищев был пожалован в пажи и направлен в Петербург для обучения в пажеском корпусе. Пажеский корпус готовил не учёных, а придворных, и пажи были обязаны прислуживать императрице на балах, в театре, за парадными обедами. Через четыре года, в числе двенадцати молодых дворян, он был отправлен в Германию, в Лейпцигский университет для обучения праву. Из товарищей Радищева особенно замечателен Фёдор Ушаков по тому огромному влиянию, какое он оказал на Радищева, написавшего его «Житие» и напечатавшего некоторые из сочинений Ушакова.

Служба в Петербурге

В 1771 году Радищев вернулся в Петербург и скоро вступил на службу в Сенат, протоколистом, с чином титулярного советника. Он недолго прослужил в сенате: мешало плохое знание русского языка, тяготило товарищество приказных, грубое обращение начальства. Радищев поступил в штаб командовавшего в Петербурге генерал-аншефа Брюса в качестве обер-аудитора и выделился добросовестным и смелым отношением к своим обязанностям. В 1775 году он вышел в отставку, а в 1778 году снова поступил на службу в Коммерц-коллегию, впоследствии (в 1788 году) перейдя в петербургскую таможню. Занятия русским языком и чтение привели Радищева к собственным литературным опытам. Сначала он издал перевод сочинения Мабли «Размышления о греческой истории» (1773), затем начал составлять историю Российского Сената, но написанное уничтожил.

Литературная и издательская деятельность

Несомненно, литературная деятельность Радищева начинается только в 1789 году, когда им было напечатано «Житие Фёдора Васильевича Ушакова с приобщением некоторых его сочинений». Воспользовавшись указом Екатерины II о вольных типографиях, Радищев завёл свою типографию у себя на дому и в 1790 году напечатал в ней свое «Письмо к другу, жительствующему в Тобольске, по долгу звания своего».

Вслед за ним Радищев выпустил своё главное сочинение, «Путешествие из Петербурга в Москву». Книга начинается с посвящения товарищу Радищева, А. М. Кутузову, в котором автор пишет: «Я взглянул окрест меня - душа моя страданиями человеческими уязвлена стала». Он понял, что человек сам виноват в этих страданиях, оттого, что «он взирает не прямо на окружающие его предметы». Для достижения блаженства надо отнять завесу, закрывающую природные чувствования. Всякий может сделаться соучастником в блаженстве себе подобных, противясь заблуждениям. «Се мысль, побудившая меня начертать, что читать будешь».

Книга стала быстро раскупаться. Её смелые рассуждения о крепостном праве и других печальных явлениях тогдашней общественной и государственной жизни обратили на себя внимание самой императрицы, которой кто-то доставил «Путешествие». Хотя книга была издана с разрешения установленной цензуры, против автора было поднято преследование. Радищев был арестован, дело его было «препоручено» С. И. Шешковскому. Посаженный в крепость, на допросах Радищев заявил о своём раскаянии, отказывался от своей книги, но вместе с тем в показаниях своих нередко высказывал те же взгляды, какие приводились в «Путешествии». Уголовная палата применила к Радищеву статьи Уложения о «покушении на государево здоровье», о «заговорах и измене» и приговорила его к смертной казни. Приговор, переданный в Сенат и затем в Совет, был утверждён в обеих инстанциях и представлен Екатерине. 4 сентября 1790 года состоялся именной указ, который признавал Радищева виновным в преступлении присяги и должности подданного изданием книги, «наполненной самыми вредными умствованиями, разрушающими покой общественный, умаляющими должное ко властям уважение, стремящимися к тому, чтобы произвести в народе негодование противу начальников и начальства и наконец оскорбительными и неистовыми изражениями противу сана и власти царской»; вина Радищева такова, что он вполне заслуживает смертную казнь, к которой приговорён судом, но «по милосердию и для всеобщей радости» казнь заменена ему десятилетней ссылкой в Сибирь, в Илимский острог. Император Павел I вскоре после своего воцарения (1796) вернул Радищева из Сибири. Радищеву предписано было жить в его имении Калужской губернии, сельце Немцове.

Последние годы. Смерть

После воцарения Александра I Радищев получил полную свободу; он был вызван в Петербург и назначен членом комиссии для составления законов. Существует предание об обстоятельствах самоубийства Радищева: позванный в комиссию для составления законов, Радищев составил «Проект либерального уложения», в котором говорил о равенстве всех перед законом, свободе печати и т. д. Председатель комиссии граф П. В. Завадовский сделал ему строгое внушение за его образ мыслей, сурово напомнив ему о прежних увлечениях и даже упомянув о Сибири. Радищев, человек с сильно расстроенным здоровьем, был до того потрясён выговором и угрозами Завадовского, что решился покончить с собой, выпил яд и умер в страшных мучениях.

В книге «Радищев» Д. С. Бабкина, вышедшей в 1966 году, предложена иная версия гибели Радищева. Сыновья, присутствовавшие при его кончине, свидетельствовали о тяжёлом физическом недуге, поразившем Александра Николаевича уже во время сибирской ссылки. Непосредственной причиной смерти, по Бабкину, стал несчастный случай: Радищев выпил стакан с «приготовленной в нём крепкой водкой для выжиги старых офицерских эполет его старшего сына» (царская водка). В документах о захоронении говорится о естественной смерти. В ведомости церкви Волковского кладбища в Петербурге под 13 сентября 1802 года в числе погребённых указан «коллегский советник Александр Радищев; пятидесяти трёх лет, умер чахоткою», при выносе был священник Василий Налимов.

Восприятие Радищева в XIX-XX вв

Представление о том, что Радищев - не писатель, а общественный деятель, отличавшийся поразительными душевными качествами, стало складываться сразу после его смерти и, по сути, определило его дальнейшую посмертную судьбу. И. М. Борн в речи к Обществу любителей изящного, произнесенной в сентябре 1802 года и посвященной смерти Радищева, говорит о нём: «Он любил истину и добродетель. Пламенное его человеколюбие жаждало озарить всех своих собратий сим немерцающим лучом вечности». Как «честного человека» («honnête homme») характеризовал Радищева Н. М. Карамзин (это устное свидетельство приведено Пушкиным в качестве эпиграфа к статье «Александр Радищев»). Мысль о преимуществе человеческих качеств Радищева, над его писательским талантом особенно емко выражает П. А. Вяземский, объясняя в письме А. Ф. Воейкову желание изучить биографию Радищева: «У нас обыкновенно человек невидим за писателем. В Радищеве напротив: писатель приходится по плечу, а человек его головою выше».

На допросах декабристов на вопрос «с какого времени и откуда они заимствовали первые вольнодумческие мысли» многие декабристы называли имя Радищева.

Очевидно влияние Радищева и на творчество другого писателя-вольнодумца - А. С. Грибоедова (предположительно, обоих связывало кровное родство), который, будучи кадровым дипломатом, часто ездил по стране и потому активно пробовал свои силы в жанре литературного «путешествия».

Особой страницей в восприятии личности и творчества Радищева русским обществом стало отношение к нему А. С. Пушкина. Познакомившись с «Путешествием из Петербурга в Москву» в юности, Пушкин явно ориентируется на радищевскую оду «Вольность» в своей одноимённой оде (1817 или 1819), а также учитывает в «Руслане и Людмиле» опыт «богатырского песнотворения» сына Радищева, Николая Александровича, «Алёша Попович» (Пушкин всю жизнь ошибочно считал автором этой поэмы Радищева-отца). «Путешествие» оказалось созвучно тираноборческим и антикрепостническим настроениям юного Пушкина. Несмотря на изменение политических позиций, Пушкин и в 1830-е годы сохранял интерес к Радищеву, приобрёл экземпляр «Путешествия», бывшего в Тайной канцелярии, набрасывал «Путешествие из Москвы в Петербург» (задуманное как комментарий к радищевским главам в обратном порядке). В 1836 году Пушкин попытался опубликовать фрагменты из радищевского «Путешествия» в своём «Современнике», сопроводив их статьёй «Александр Радищев» - самым развёрнутым своим высказыванием о Радищеве. Помимо смелой попытки впервые после 1790 года ознакомить русского читателя с запрещённой книгой, здесь же Пушкин даёт и весьма подробную критику сочинения и его автора: «Мы никогда не почитали Радищева великим человеком. Поступок его всегда казался нам преступлением, ничем не извиняемым, а «Путешествие в Москву» весьма посредственною книгою; но со всем тем не можем в нём не признать преступника с духом необыкновенным; политического фанатика, заблуждающегося конечно, но действующего с удивительным самоотвержением и с какой-то рыцарскою совестливостию».

Критика Пушкина, помимо автоцензурных причин (впрочем, публикация всё равно не была разрешена цензурой) отражает «просвещённый консерватизм» последних лет жизни поэта. В черновиках «Памятника» в том же 1836 году Пушкин написал: «Вослед Радищеву восславил я свободу».

В 1830-1850-е годы интерес к Радищеву существенно снизился, уменьшается количество списков «Путешествия». Новое оживление интереса связано с публикацией «Путешествия» в Лондоне А. И. Герценом в 1858 году (он ставит Радищева в число «наших святых, наших пророков, наших первых сеятелей, первых борцов»).

Оценка Радищева как предтечи революционного движения была перенята и социал-демократами начала XX века. В 1918 А. В. Луначарский назвал Радищева «пророк и предтеча революции». Г. В. Плеханов считал, что под влиянием радищевских идей «совершались самые многозначительные общественные движения конца XVIII - первой трети XIX столетий». В. И. Ленин назвал его «первым русским революционером».

Вплоть до 1970-х годов возможности ознакомиться с «Путешествием» для массового читателя были крайне ограничены. После того как в 1790 году почти весь тираж «Путешествия из Петербурга в Москву» был уничтожен автором перед арестом, до 1905 года, когда с этого сочинения было снято цензурное запрещение, общий тираж нескольких его публикаций едва ли превысил полторы тысячи экземпляров. Заграничное издание Герцена осуществлялось по неисправному списку, где язык XVIII века был искусственно «осовременен» и встречались многочисленные ошибки. В 1905-1907 годах вышло несколько изданий, но после этого 30 лет «Путешествие» в России не издавалось. В последующие годы его издавали несколько раз, но в основном для нужд школы, с купюрами и мизерными по советским меркам тиражами. Ещё в 1960-х годах известны жалобы советских читателей на то, что достать «Путешествие» в магазине или районной библиотеке невозможно. Только в 1970-х годах «Путешествие» начали выпускать по-настоящему массово.

Научное исследование Радищева по сути началось только в XX в. В 1930-1950 годы под редакцией Гр. Гуковского осуществлено трёхтомное «Полное собрание сочинений Радищева», где впервые опубликованы или атрибутированы писателю многие новые тексты, в том числе философские и юридические. В 1950-1960 годы возникли романтические, не подтверждаемые источниками гипотезы о «потаённом Радищеве» (Г. П. Шторм и др.) - о том, что Радищев продолжал якобы после ссылки дорабатывать «Путешествие» и распространять текст в узком кругу единомышленников. В то же время намечается отказ от прямолинейно-агитационного подхода к Радищеву, подчёркивание сложности его взглядов и большого гуманистического значения личности (Н. Я. Эйдельман и др.). В современной литературе исследуются философские и публицистические источники Радищева - масонские, нравоучительно-просветительские и другие, подчёркивается многосторонняя проблематика его главной книги, несводимая к борьбе против крепостного права.

Философские воззрения

«Философские воззрения Радищева несут на себе следы влияния различных направлений европейской мысли его времени. Он руководствовался принципом реальности и материальности (телесности) мира, утверждая, что „бытие вещей независимо от силы познания о них и существует по себе“. Согласно его гносеологическим воззрениям, „основанием всего естественного познания является опыт“. При этом чувственный опыт, будучи главным источником познания, находится в единстве с „опытом разумным“. В мире, в котором нет ничего „опричь телесности“, своё место занимает и человек, существо столь же телесное, как и вся природа. У человека особая роль, он, по Радищеву, представляет собой высшее проявление телесности, но в то же время неразрывно связан с животным и растительным миром. „Мы не унижаем человека, - утверждал Радищев, - находя сходственности в его сложении с другими тварями, показуя, что он в существенности следует одинаковым с ним законам. И как иначе-то быть может? Не веществен ли он?“

Принципиальным отличием человека от прочих живых существ является наличие у него разума, благодаря которому тот „имеет силу о вещах сведому“. Но ещё более важное отличие заключается в способности человека к моральным действиям и оценкам. „Человек - единственное существо на земле, ведающее худое, злое“, „особое свойство человека - беспредельная возможность как совершенствоваться, так и развращаться“. Как моралист Радищев не принимал моральную концепцию „разумного эгоизма“, считая, что отнюдь не „себялюбие“ является источником нравственного чувства: „человек есть существо сочувствующее“. Будучи сторонником идеи „естественного права“ и всегда отстаивая представления о естественной природе человека („в человеке никогда не иссякают права природы“), Радищев в то же время не разделял намеченное Руссо противопоставление общества и природы, культурного и природного начал в человеке. Для него общественное бытие человека столь же естественно, как и природное. По смыслу дела, между ними нет никакой принципиальной границы: „Природа, люди и вещи - воспитатели человека; климат, местное положение, правление, обстоятельства суть воспитатели народов“. Критикуя социальные пороки российской действительности, Радищев защищал идеал нормального „естественного“ жизнеустройства, видя в царящей в обществе несправедливости в буквальном смысле социальное заболевание. Такого рода „болезни“ он находил не только в России. Так, оценивая положение дел в рабовладельческих Соединённых Штатах Америки, он писал, что „сто гордых граждан утопают в роскоши, а тысячи не имеют надежного пропитания, ни собственного от зноя и мраза (мороза) укрова“. В трактате „О человеке, о его смертности и бессмертии“ Радищев, рассматривая проблемы метафизические, остался верен своему натуралистическому гуманизму, признавая неразрывность связи природного и духовного начал в человеке, единство тела и души: „Не с телом ли растёт душа, не с ним ли мужает и крепится, не с ним ли вянет и тупеет?“. Одновременно он не без сочувствия цитировал мыслителей, признававших бессмертие души (Иоганна Гердера, Мозеса Мендельсона и других). Позиция Радищева - позиция не атеиста, а скорее агностика, что вполне отвечало общим принципам его мировоззрения, уже достаточно секуляризованного, ориентированного на „естественность“ миропорядка, но чуждого богоборчеству и нигилизму».

Радищев Александр Николаевич

(1749-1802) - революционер, писатель, философ.
Родился в богатой дворянской семье. Детские годы провел в подмосковном имении отца Немцове. Грамоте его научил приставленный к нему дядька, крепостной Петр Мамонтов. В 1762 году Радищев был определен в петербургский Пажеский корпус, где учился до 1766 года. В 1766-1771 годах учился в Лейпцигском университете, где занимался на юридическом факультете, а также изучал литературу, естественные науки, медицину, овладел несколькими иностранными языками.
В декабре 1771 года Радищев был назначен протоколистом в Сенат. Первое его общественное выступление - перевод книги Мабли "Размышления о греческой истории", в которой прославлялись гражданские добродетели, демократический характер государственных учреждений Древней Греции, содержались нападки на тиранов. Снабдив книгу своими примечаниями, Радищев в одном из них писал, что самодержавие есть "наипротивнейшее человеческому естеству состояние".
В 1780 году Радищев написал "Слово о Ломоносове", в котором дал высокую оценку ученому и поэту, "исторгнутому из среды народный"; в 1782 году - "Письмо к другу, жительствующему в Тобольске, по долгу звания своего", посвященное открытию в Петербурге памятника Петру I (работы Фальконе). В облике "медного всадника" Радищев увидел великого преобразователя, русского "плотника", "обновившего Россию". Он отметил и второй лик Петра - властного самодержца, который, укрепляя помещичье государство, "истребил последние признаки дикой вольности своего отечества".
В 1783 году Радищев закончил оду "Вольность" - первое революционное стихотворение о России, в котором славил революцию американского народа Вольность - "бесценный дар", "источник всех великих дел". "Препоной свободе" являются законы, создаваемые самодержавием, освящаемые церковью, утвердившие рабство Народ имеет право вернуть отнятую у него свободу и судить монарха - "злодея".
С середины 80-х годов Радищев приступил к работе над "Путешествием из Петербурга в Москву". Весной 1790 года "Путешествие" было напечатано с помощью друзей в собственной маленькой типографии, в количестве 650 экземпляров.
Книга была конфискована, а Радищев арестован. Следствие по делу писателя, заключенного в Петропавловскую крепость в июне 1790 года, вела сама императрица с помощью обер-секретаря Тайной экспедиции. Смертная казнь Екатерина II заменила 10 годами ссылки в сибирский острог Илимск; закованный в кандалы, Радищев был отправлен в Сибирь
Ни следствие, ни ссылки не сломили Радищева
Павел I в 1796 году разрешил писателю поселиться на родине в Немцове под строжайшим полицейским надзором. Полную свободу Радищев получил лишь в марте 1801 года при Александре I Назначенный в Комиссию составления законов, он занимался подготовкой законодательных реформ Революционной энциклопедией русского просвещения была главная книга Радищева - "Путешествие из Петербурга в Москву", отличающееся широтой охвата русской действительности конца XVIII века и глубиной проникновения в социальные противоречия эпохи. Отношение автора к действительности определяется сатирическим обличением самодержавия и крепостнического общества, пафосом любви к родине и народу.
Большой художественной удачей является образ Путешественника в "Путешествии". Радищев проявляет пристальное внимание к его напряженной духовной жизни, но изображение "излучин" сердца героя не отторгает его от народной жизни, а делает "соучастником" тех, кто был "пленником в своем отечестве", ибо душа его "страданиями человечества уязвлена стала". Социальный характер эмоций - главное отличие нравственной жизни радищевского героя от героев сентиментального искусства. Путешественник не бежит из мира, его сердце открыто народному горю. В книге сплетаются судьбы личности и народа: человек, постигающий горести и радости встреченных крестьян, и народ в своем бедственном состоянии и во всем великолепии трудовой деятельности, человеческого достоинства и свободолюбия.
Естественной формой для такого произведения оказалось путешествие. Именно во время путешествия человек попадает на большую дорогу жизни, свободно происходят его встречи с людьми различных сословий, он естественно и просто знакомится с народом.
Достижения Радищева обогащали русскую художественную прозу, показывая не только зависимость человека от социальной среды, но и возможность его выступить против нее. Наиболее "художественно убедительных результатов писатель добился при изображении народа.
До революции 1905 года сочинения Радищева в России были запрещены. Однако это не помешало распространению "Путешествия" в рукописных списках сразу же после ареста автора. До сегодняшнего дня дошло около 70 списков. В 1858 году А. И. Герцен издал "Путешествие" в Лондоне.
Вопреки запретам самодержавия, сочинения Радищева - первого пророка и мученика - оказали большое влияние на развитие русской революционной мысли и литературы.

Александр Николаевич Радищев в своем знаменитом произведении "Путешествие из Петербурга в Москву" впервые в русской литературе правдиво рассказал о бесчеловечном отношении помещиков к своим крепостным крестьянам, о бесправии народа и творимом над ним насилии. Писатель показал картину бунта крепостных крестьян, доведенных до отчаяния. За это ему пришлось дорого заплатить - суровой ссылкой в Сибирь... Обо всем этом и других фактах из биографии А. Н. Радищева вы сможете узнать в данной публикации.

Происхождение Радищева

Начнем с представления нашего героя. Николаевич - известный русский писатель, приверженец "просветительной философии". Биография Радищева начинается 31 августа 1749 года (по старому стилю - 20 августа). Именно тогда появился на свет Александр Николаевич. Радищев Афанасий Прокопьевич, дед будущего писателя, был одним из потешных Петра. Он дослужился до чина бригадира. Своему сыну Николаю Афанасий Петрович дал хорошее воспитание. Николай Афанасьевич Радищев был саратовским помещиком. А Фекла Степановна, мать Александра, была из семьи Аргамаковых, старинного дворянского рода. Старшим сыном ее был Александр Радищев. Биография и творчество великого писателя прославили эту фамилию.

Обучение в Вернем Аблязове и в Москве

Имение отца было расположено в Верхнем Аблязове. Александр выучился русской грамоте по псалтырю и часослову. Когда ему исполнилось 6 лет, к нему приставили француза, однако выбор учителя оказался неудачным. Как узнали впоследствии, этот француз был беглым солдатом. Отец принял решение отправить в Москву своего сына. Здесь он был поручен заботам француза-гувернера, который раньше был советником руанского парламента, однако ему пришлось бежать от преследований Людовика XV.

Александра в 1756 году отдали в дворянскую гимназию, находившуюся при Московском университете. Шесть лет продолжалось обучение в ней. В Москве в сентябре 1762 года состоялась коронация Екатерины II. Многие дворяне были повышены в чинах по этому случаю. Биография Радищева была отмечена важным для него событием 25 ноября: Александр Николаевич был пожалован в пажи.

Как Радищев попал за границу

Он приехал в Петербург в январе 1764 года и обучался в пажеском корпусе до 1766 г. Когда Екатерина решила отправить для научных занятий в Лейпциг 12 молодых дворян, в числе которых - 6 пажей, отличившихся успехами в учении и поведении, одним из счастливчиков стал и Радищев. Когда студентов отправляли за границу, Екатерина II лично написала инструкцию относительно того, чем им следует заниматься. Значительные средства были назначены на их содержание - сначала по 800 рублей, а с 1769 года - по тысяче в год на каждого.

Жизнь в Лейпциге

Однако майор Бокум, приставленный в качестве воспитателя к дворянам, утаивал значительные суммы в свою пользу, поэтому студенты нуждались. Радищев, биография которого нас интересует, рассказал о своем пребывании за границей в "Житии Ф.В. Ушакова". Довольно разнообразны были занятия молодых людей в Лейпциге. Они изучали философию, право, историю. Согласно инструкции Екатерины II, студенты по желанию могли заниматься и "прочими науками". Радищев выбрал химию и медицину. Он увлекся ими не просто как любитель, а очень серьезно. Александр Николаевич даже сдал экзамен на врача и впоследствии успешно занимался лечением. Одними из любимых его дел навсегда остались также занятия химией. Радищев хорошо знал различные языки (латинский, французский, немецкий). Позднее он выучил также итальянский и английский. Проведя в Лейпциге 5 лет, Радищев, как и его товарищи, позабыл русский язык. Поэтому он начал заниматься им по возвращении в Россию под руководством секретаря Екатерины Храповицкого.

Возвращение в Петербург, служба в Сенате

По окончании обучения Александр Николаевич стал очень образованным человеком, каких в то время было не много не только в нашей стране, но и в мире. В 1771 году Радищев вернулся в Петербург. Вскоре он поступил на службу протоколистом в Сенат. В чине титулярного советника Александр Николаевич недолго прослужил, поскольку мешало плохое знание родного языка, а также тяготило обращение начальства и товарищество приказных.

Служба в штабе Брюсова и в коммерц-коллегии, женитьба

Радищев решил поступить в штаб генерал-аншефа Брюсова, командовавшего в Петербурге. Он стал обер-аудитором. Александр Николаевич в 1775 году вышел в отставку, дослужившись до чина секунд-майора. Рубановский, один из товарищей его по Лейпцигу, познакомил Александра Радищева с семьей старшего брата. На Анне Васильевне, дочери последнего, и женился Александр Николаевич.

В 1778 году он вновь поступил на службу в камерц-коллегию на должность ассесора. В 1788 году Радищева перевели в петербургскую таможню. Он стал помощником управляющего, а затем и управляющим. Как в таможне, так и в камерц-коллегии Александр Радищев выделялся преданностью долгу, бескорыстием, серьезным отношением к своим обязанностям.

Первые литературные труды

Чтение и занятия русским языком привели его в итоге к собственным литературным пробам. В 1773 году Радищев опубликовал перевод сочинения Мабли, после чего стал составлять историю Сената России, однако уничтожил написанное.

Книга, принесшая роковую известность

Биография Радищева продолжается смертью его горячо любимой супруги. Она произошла в 1783 году. После этого Александр Николаевич решил погрузиться в литературную работу и найти в ней успокоение. Он напечатал в 1789 году "Житие Федора Васильевича Ушакова...". Радищев, воспользовавшись указом императрицы о вольных типографиях, завел у себя на дому собственную и выпустил в 1790 году главное свое сочинение под названием "Путешествие из Петербурга в Москву".

Сразу же начала быстро раскупаться эта книга. Смелые рассуждения Александра Николаевича о крепостном праве, а также других явлениях государственной и общественной жизни того времени обратили внимание самой Екатерины II, которой кто-то преподнес "Путешествие...".

Как цензура пропустила "Путешествие..."

Весьма любопытна биография Радищева. Интересные факты о нем многочисленны. Их нельзя уместить в формат одной статьи. Однако об одном из них непременно нужно упомянуть. Книга Радищева была выпущена с позволения управы благочиния, то есть установленной цензуры. Однако против автора все же было начато преследование. Как такое возможно? Дело в том, что "Путешествие..." прошло цензуру просто потому, что цензор подумал, что это путеводитель. Действительно, на первый взгляд может так показаться - главы произведения называются по местам и городам. Цензор посмотрел лишь содержание и не стал вникать в книгу.

Арест и приговор

Не сразу узнали о том, кто автор сочинения, поскольку его имя в книге не было указано. Однако после ареста купца Зотова, в магазине которого продавался труд Радищева, узнали, что именно Александр Николаевич написал злополучное произведение и издал его. Радищева арестовали, а его дело "препоручили" вести Шешковскому. Императрица забыла о том, что Александр Радищев учился "естественному праву" и за границей, и в пажеском корпусе, о том, что она сама дозволяла проповедовать и проповедовала лично принципы, о которых было сказано в "Путешествии". Екатерина II отнеслась к произведению Александра Николаевича с большим личным раздражением. Императрица лично составила вопросы Радищеву и руководила через Безбородко всем делом.

Александра Николаевича посадили в крепость, где его допрашивал Шешковский. Неоднократно заявлял о раскаянии, отказывался от написанной им книги Радищев. Краткая биография его, однако, не должна упустить тот факт, что в своих показаниях он часто обнаруживал те самые взгляды, которые приводились в его произведении. Наш герой надеялся выражением раскаяния смягчить наказание, угрожавшее ему. Однако не мог скрывать свои убеждения Радищев.

Краткая биография его дальнейших лет вполне закономерна. Ясно, что судьба Александра Николаевича была решена заранее. Его признали виновным уже в указе о предании суду. Было произведено краткое расследование уголовной палатой. Содержание его указано в письме Безбородко к графу Брюсу, главнокомандующему в Петербурге. Радищев был приговорен к смертной казни.

Смягчение участи

Переданный в Сенат, а потом и в Совет приговор был утвержден в двух этих инстанциях, после чего представлен императрице. 4 сентября 1790 года был выпущен именной указ, признававший Александра Николаевича виновным в преступлении должности подданного и присяги изданием этой книги. Вина Александра Радищева, как говорилось в нем, такая, что он заслуживает смертной казни. Однако по милосердию и в честь заключения мирного договора со Швецией столь суровое наказание было заменено ссылкой в Илимский острог, находившийся в Сибири. Ему следовало пробыть там 10 лет. Немедленно был приведен в исполнение этот указ.

Тяжелые годы ссылки

Тяжелое время пережил Александр Николаевич Радищев. Биография его отмечена нелегкими испытаниями сразу же после вынесения приговора. Арестованный летом писатель был увезен без теплой одежды из крепости. Видимо, Екатерина II надеялась, что Радищев, и без того тяжело переживающий свое заключение, по дороге погибнет. Известно, что отправил деньги тверскому губернатору для того, чтобы Александру Радищеву было куплено все необходимое для долгой дороги.

Александр Николаевич Радищев, биография которого продолжается в Илимском остроге, провел здесь почти 5 лет. Однако он не унывал. Радищев лечил местных жителей. Александр Николаевич прививал оспу детям, оборудовал у себя дома небольшую печь, где занялся обжигом посуды. И, безусловно, он продолжил свою литературную деятельность.

Всеобщее внимание привлекла к себе печальная судьба такого известного писателя, как Радищев Александр Николаевич. Краткая биография его не должна упустить и того, что приговор, вынесенный ему, казался невероятным. Много раз в обществе возникали слухи о том, что Александр Николаевич прощен, что он скоро вернется из ссылки. Однако они не оправдывались.

Взаимоотношения с Е.В. Рубановской

В Сибирь к нему приехала Е.В. Рубановская, сестра его покойной жены, и привезла с собой младших детей (для получения образования старшие дети остались у родных). Радищев в Илимске сблизился с этой женщиной. Однако права обвенчаться они не имели. Это приравнивалось к кровосмешению и было нарушением церковных правил. В ссылке Елизавета Васильевна родила Радищеву троих детей. Она скончалась в 1797 году от простуды в Тобольске, при возвращении из ссылки. Однако подвиг этой женщины, которая предвосхитила декабристок, не только не был оценен современниками. Даже после смерти Елизаветы Васильевны их с Александром Николаевичем продолжали осуждать. Когда Радищев возвратился домой, Николай Афанасьевич, его слепой отец, отказался принять внуков. Он сказал, что жениться на свояченице немыслимо. Если бы Радищев выбрал крепостную девку, то он бы принял ее, а Елизавету Васильевну не может.

Возвращение домой

Вскоре после воцарения на престол император Павел вернул из Сибири такого важного общественного деятеля, как Радищев Александр Николаевич. Краткая биография его дальнейших лет, однако, отмечена новыми трудностями. Указ о помиловании был составлен 23 ноября 1796 года. Александру Николаевичу было предписано жить в селе Немцове Калужской губернии, где находилось его имение. За перепиской и поведением Радищева было поручено наблюдать губернатору. Александр Николаевич после воцарения императора получил полную свободу. Его вызвали в Петербург. Здесь стал членом комиссии по составлению различных законов Александр его обрывается совсем неожиданно. Как же это произошло? Сейчас вы узнаете о том, как погиб А.Н. Радищев. Биография его завершается весьма необычно.

Смерть Радищева

Борн и Ильинский, современники Александра Николаевича, удостоверяют, что предание о его смерти верно. Согласно ему, Радищев подал проект о законодательных преобразованиях. В нем снова выдвигалось освобождение крестьян. Тогда граф Завадовский, секретарь комиссии, сделал Александру Николаевичу строгое внушение за его мысли, напомнив ему о былых его увлечениях. Завадовский даже упомянул о сибирской ссылке. Радищев, здоровье которого было сильно расстроено, а нервы разбиты, был до такой степени потрясен угрозами и выговором Завадского, что даже решил покончить с собой.

Александр Николаевич выпил яд. Он умер в больших мучениях. Радищев скончался в ночь на 12 сентября 1802 года. Похоронили Александра Николаевича на Волковом кладбище.

Запрет имени Радищева и реабилитация

Долго лежал запрет на имени такого великого писателя, как А.Н. Радищев. Краткая биография его интересует сегодня многих, однако после смерти имя его практически не появлялось в печати. Несколько статей об Александре Николаевиче были написаны вскоре после его кончины, а затем в литературе почти исчезло его имя. Очень редко оно упоминалось. Лишь неполные и отрывочные данные приводились о Радищеве. Батюшков внес Александра Радищева в программу сочинения по словесности, составленную им. Только со 2-й половины 1850-х годов был снят запрет с имени Радищева. С этого времени в печати стало появляться множество статей о нем.

И по сей день исследователей привлекает биография Радищева. Краткое содержание его "Путешествия..." знают многие наши соотечественники. Все это говорит о бессмертии его как писателя.

На исходе июня 1790 года Екатерина II прочитала сочинение А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Чтение вселило в нее нечто большее, чем беспокойство. Она почувствовала неприкрытую угрозу всему самодержавному режиму и сказала, что в этой книге «все противно закону христианскому», все «служит разрушению союзу между родителями и детьми», все «клонится к возмущению крестьян против помещиков, войск против начальства». Что же касается царей, то им автор «грозится плахою».

Эти идеи, почерпнутые Екатериной Великой из книги Радищева, напомнили ей Емельяна Пугачева и его бунт. Она «с жаром и чувствительностью» произнесла: «Он бунтовщик хуже Пугачева». Русского дворянина Радищева Екатерина II назвала «первым подвизателем» Французской революции и сравнила с простым казаком, потому что оба были опасны не только для ее царствования, но и для принципа монархии вообще, хотя один действовал оружием, а другой - словом, один собрал вокруг себя недовольных казаков, инородцев, крестьян, а другой выступил в одиночку.

Как же случилось, что дворянин Радищев (1749-1802) пришел к идее отрицания монархии, «самодержавства»?

Детство и отрочество Радищева ничем не отличались от детства и отрочества его сверстников. Сначала он учился дома в деревне, затем в Москве, где его учителями были профессора и преподаватели Московского университета. Но вскоре судьба Радищева переменилась. Летом 1762 года русский престол в результате дворцового переворота захватила Екатерина II. В конце того же года во время коронационных торжеств он был «пожалован в пажи», зачислен в Пажеский корпус и начал службу при дворе. В Пажеском корпусе он приобрел разнообразные знания и познакомился с пытливыми юношами, в том числе через брата Фонвизина - с самим будущим драматургом. Здесь Радищев стал читать сочинения философов-просветителей. Служа при дворе, он узнал о дворцовых интригах; возвращаясь домой, на Васильевский остров, имел возможность наблюдать жизнь многих слоев петербургского населения.

Вскоре правительству понадобилось усовершенствовать российское законодательство, и Радищев вместе с другими отобранными для изучения наук пажами был отправлен в 1767 году в Лейпциг. Там он пробыл четыре года, занимаясь юриспруденцией, естествознанием, химией, медициной, в особенности философией, увлекшись сочинениями Вольтера, Монтескье, Руссо, Мабли, Гольбаха и Гельвеция. По книге Гельвеция «Об уме» он и его товарищи, по собственному его признанию, «мыслить научалися».

После возвращения в Россию Радищев служил сначала протоколистом в Сенате, затем обер-аудитором (юридическим советником) в штабе Финляндской дивизии. Через некоторое время он вышел в отставку, но затем снова вернулся на службу, теперь уже в Коммерц-коллегию. В 1780 году он занял должность помощника управляющего, с 1790 года стал управляющим Петербургской таможней. В том же году его карьера крупного чиновника была прервана: за книгу «Путешествие из Петербурга в Москву» он был арестован и, лишенный чинов, дворянского достоинства, сослан в Илимский острог.

Вступивший на престол после смерти Екатерины II ее сын, Павел I, отдал Радищева под надзор полиции и разрешил жить в одном из имений отца в Калужской губернии. Когда воцарился Александр I, Радищев был снова определен на службу в Комиссию составления законов. Здесь писатель держался старых взглядов и требовал ликвидации сословных привилегий и уничтожения крепостного права. С неуступчивым законодателем не согласились и, по-видимому, намекнули на суровые последствия, если он будет отстаивать свои позиции. Радищев решил кончить жизнь самоубийством и в ночь с 11 на 12 февраля 1802 года отравился. Некоторые ученые полагают, что он сделал это из страха вновь оказаться в ссылке, другие видят в самоубийстве форму протеста, ссылаясь на главу «Крестьцы» («Путешествие из Петербурга в Москву»), где отец в качестве последнего средства сопротивления «угнетению» предлагает сыновьям добровольную смерть.

За свою жизнь Радищев многое перевидал. На его глазах в мире произошли значительные исторические события: война за независимость в Америке, Великая французская революция, бунт Пугачева. Они, безусловно, повлияли на его мировоззрение.

Литературным творчеством Радищев начал заниматься сразу после возвращения из Германии. Одно из первых его сочинений - перевод «Размышлений о греческой истории» французского просветителя-утописта Мабли, снабженный собственными комментариями. В одном из примечаний он высказал мысль, которая останется основным его убеждением в течение всей сознательной жизни: «Самодержавство есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние». В другом случае автор заявлял, что несправедливость государя дает право народу судить его.

«Вольность» (1791). Идея возмездия тиранам особенно громко прозвучала в оде «Вольность», включенной в «Путешествие из Петербурга в Москву». Радищев воспел в ней свободу человека как высшую жизненную ценность. Ни один государь, ни один наставник человечества не может навязывать людям свой образ всеобщего счастья, ибо для того, чтобы воплотить этот образ практически, правители становятся тиранами, мнимое счастье покупается ценою подавления свободы подданных.

«Житие Федора Васильевича Ушакова» (1789). Для того чтобы защищать свободу, нужно быть общественно активным человеком, способным, когда это необходимо, возглавить протест против деспотии. В «Житии Федора Васильевича Ушакова», сюжетом которого является биография друга его юности, Радищев создал образ такого выдающегося человека, отличавшегося «твердостью мыслей и вольным оных изречением», воодушевленного «негодованием на неправду».



Рассказать друзьям