Биография. Значение слова паустовский в большом российском энциклопедическом словаре Паустовский какой том в энциклопедии

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой
Медиафайлы на Викискладе Цитаты в Викицитатнике

Константи́н Гео́ргиевич Паусто́вский (19 (31) мая , Москва - 14 июля , Москва) - русский советский писатель , классик русской литературы. Член Союза писателей СССР . Книги К. Паустовского неоднократно переводились на многие языки мира . Во второй половине XX века его повести и рассказы вошли в российских школах в программу по русской литературе для средних классов как один из сюжетных и стилистических образцов пейзажной и лирической прозы.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Лермонтов 1943

    ✪ Фильм Кара Бугаз

    ✪ Фитиль "Таланты и поклонники" (1974) смотреть онлайн

    ✪ Телеграмма, 1971, смотреть онлайн, советское кино, русский фильм, СССР

    ✪ День без вранья

    Субтитры

Биография

Помочь понять истоки и становление творчества К. Г. Паустовского может его автобиографическая «Повесть о жизни» в двух томах, всего 6 книг. Детству писателя там посвящена первая книга «Далекие годы» .

Вся моя жизнь с раннего детства до 1921 года описана в трёх книгах - «Далёкие годы», «Беспокойная юность» и «Начало неведомого века». Все эти книги составляют части моей автобиографической «Повести о жизни»…

Происхождение и образование

Константин Паустовский родился в семье железнодорожного статистика Георгия Максимовича Паустовского, имевшей украинско-польско-турецкие корни и проживавшей в Гранатном переулке Москвы . Был крещён в церкви святого Георгия на Всполье . Запись в метрической церковной книге содержит сведения о его родителях: «…отец отставной унтер-офицер II разряду из добровольцев, из мещан Киевской губернии, Васильковского уезда, Георгий Максимович Паустовский и законная жена его Мария Григорьевна, оба православные люди» .

Родословная писателя по линии отца связана с именем гетмана П. К. Сагайдачного , хотя и не придавал этому большого значения: «Отец посмеивался над своим «гетманским происхождением» и любил говорить, что наши деды и прадеды пахали землю и были самыми обыкновенными терпеливыми хлеборобами...» Дед писателя был казаком, имел опыт чумака , перевозившего с товарищами товары из Крыма в глубь украинской территории, и познакомил юного Костю с украинским фольклором, чумацкими, казацкими песнями и историями, из которых наиболее запомнилась тронувшая его романтическая и трагическая история бывшего сельского кузнеца, а затем слепого лирника Остапа, потерявшего зрение от удара жестокого дворянина, соперника, вставшего на пути его любви к прекрасной благородной даме, которая затем умерла, не вынеся разлуки с Остапом и его мучений .

До того, как стать чумаком, дед писателя по отцу служил в армии при Николае I , попал во время одной из русско-турецких войн в турецкий плен и привез оттуда суровую жену-турчанку Фатьму, принявшую в России крещение с именем Гонораты , так что у отца писателя украино-казацкая кровь смешана с турецкой. Отец изображается в повести «Далёкие годы» не очень практичным человеком свободолюбивого революционно-романтического склада и атеистом, что раздражало его тёщу, другую бабушку будущего писателя.

Бабушка писателя по матери, Викентия Ивановна, жившая в Черкасс ах, была полькой , ревностной католичкой, бравшей внука-дошкольника при неодобрении его отца на поклонение католическим святыням в тогда российской части Польши, и впечатления от их посещения и встреченных там людей также глубоко запали в душу писателя. Бабушка всегда носила траур после разгрома польского восстания 1863 г ., так как сочувствовала идее свободы Польши: «Мы были уверены, что во время восстания у бабушки убили жениха – какого-нибудь гордого польского мятежника, совсем не похожего на угрюмого бабушкиного мужа, а моего деда – бывшего нотариуса в городе Черкассах» . После поражения поляков от правительственных войск Российской империи активные сторонники польского освобождения испытывали неприязнь к угнетателям, и на католическом богомолье бабушка запрещала мальчику говорить по-русски, тогда как польским владел лишь в минимальной степени. Испугала мальчика и религиозная исступленность других католических паломников, и он один не выполнил требуемых обрядов, что бабушка объяснила дурным влиянием его отца, безбожника . Польская бабушка изображается строгой, но доброй и внимательной. Её муж, второй дед писателя, был человеком неразговорчивым, жившим в своей комнате в мезонине уединённо и общение с ним было у внуков не отмечено автором повести в качестве значительно повлиявшего на него фактора в отличие от общения с двумя другими членами той семьи - юной, красивой, весёлой, порывистой и музыкально одарённой тётей Надей, рано умершей, и её старшим братом искателем приключений дядей Юзей - Иосифом Григорьевичем. Этот дядя получил военное образование и, имея характер неутомимого путешественника, не отчаивавшегося неудачливого предпринимателя, непоседы и авантюриста, надолго пропадал из родительского дома и неожиданно возвращался в него из самых дальних уголков Российской империи и остального мира, например, со строительства Китайско-Восточной железной дороги или поучаствовав в Южной Африке в англо-бурской войне на стороне малочисленных буров, стойко противостоявших завоевателям-англичанам, как полагала тогда либерально настроенная российская общественность, сочувствовавшая этим потомкам голландских переселенцев . В свой последний приезд в Киев, пришедшийся на время произошедшего там вооружённого восстания в ходе Первой русской революции 1905-07гг. , он неожиданно ввязался в события, наладив неудачную до того стрельбу восставших артиллеристов по правительственным зданиям и после поражения восстания вынужден был эмигрировать до конца жизни в страны Дальнего Востока. Все эти люди и события оказали влияние на личность и творчество писателя.

В родительской семье писателя было четверо детей. У Константина Паустовского было двое старших братьев (Борис и Вадим) и сестра Галина.

После распада семьи (осень 1908 года) он несколько месяцев жил у дяди, Николая Григорьевича Высочанского, в Брянске и учился в брянской гимназии.

Осенью 1909 года возвратился в Киев и, восстановившись в Александровской гимназии (при содействии её преподавателей), начал самостоятельную жизнь, зарабатывая репетиторством. Через некоторое время будущий писатель поселился у своей бабушки, Викентии Ивановны Высочанской, переехавшей в Киев из Черкасс . Здесь, в маленьком флигеле на Лукьяновке , гимназист Паустовский написал свои первые рассказы, которые были опубликованы в киевских журналах. Окончив гимназию в 1912 году, он поступил в Императорский университет св. Владимира в Киеве на историко-филологический факультет, где проучился два года.

В общей сложности более двадцати лет Константин Паустовский, «москвич по рождению и киевлянин по душе», прожил на Украине. Именно здесь состоялся как журналист и писатель, о чём не раз признавался в автобиографической прозе. В предисловии к украинскому изданию «Золота троянда» (рус. «Золотая роза») 1957 года он писал:

В книгах почти каждого писателя просвечивается, как сквозь лёгкую солнечную дымку, образ родного края, с его бескрайним небом и тишиной полей, с его задумчивыми лесами и языком народа. Мне в общем-то повезло. Я вырос на Украине. Её лиризму я благодарен многими сторонами своей прозы. Образ Украины я носил в своём сердце на протяжении многих лет .

Первая мировая и Гражданская войны

После гибели обоих его братьев в один день на разных фронтах, Паустовский вернулся в Москву к матери и сестре, но через некоторое время уехал оттуда. В этот период он работал на Брянском металлургическом заводе в Екатеринославе , на Новороссийском металлургическом заводе в Юзовке , на котельном заводе в Таганроге , с осени 1916 года в рыбачьей артели на Азовском море . После начала Февральской революции уехал в Москву, где работал репортёром в газетах. В Москве он стал свидетелем событий 1917-1919 гг., связанных с Октябрьской революцией .

В 1932 году Константин Паустовский побывал в Петрозаводске , работая над историей Онежского завода (тема была подсказана А. М. Горьким). Результатом поездки стали повести «Судьба Шарля Лонсевиля» и «Озёрный фронт» и большой очерк «Онежский завод». Впечатления от поездки по северу страны легли также в основу очерков «Страна за Онегой» и «Мурманск».

Совершив поездку по северо-западу страны, посетив Новгород , Старую Руссу , Псков , Михайловское , Паустовский пишет очерк «Михайловские рощи», опубликованный в журнале «Красная новь» (№ 7, 1938 г.).

Указом Президиума Верховного Совета СССР «О награждении советских писателей» от 31 января 1939 года К. Г. Паустовский был награждён Орденом Трудового Красного Знамени («За выдающиеся успехи и достижения в развитии советской художественной литературы») .

Период Великой Отечественной войны

В середине августа Константин Паустовский вернулся в Москву и был оставлен для работы в аппарате ТАССа . Вскоре по требованию Комитета по делам искусств был освобождён от службы для работы над новой пьесой для МХАТа и эвакуировался с семьёй в Алма-Ату , где работал над пьесой «Пока не остановится сердце», романом «Дым отечества», написал ряд рассказов . Постановку пьесы готовил московский Камерный театр под руководством А. Я. Таирова , эвакуированный в Барнаул . В процессе работы с коллективом театра Паустовский некоторое время (зима 1942 и ранняя весна 1943 гг.) провёл в Барнауле и Белокурихе . Этот период своей жизни он назвал «Барнаульские месяцы» . Премьера спектакля по пьесе «Пока не остановится сердце», посвящённой борьбе с фашизмом, состоялась в Барнауле 4 апреля 1943 года .

Мировое признание

В 1950-е годы Паустовский жил в Москве и в Тарусе на Оке. Стал одним из составителей важнейших коллективных сборников демократического направления времён оттепели «Литературная Москва » (1956) и «Тарусские страницы » (1961). Более десяти лет вёл семинар прозы в , был заведующим кафедрой литературного мастерства . Среди учащихся на семинаре Паустовского были: Инна Гофф , Владимир Тендряков , Григорий Бакланов , Юрий Бондарев , Юрий Трифонов , Борис Балтер , Иван Пантелеев . В своей книге «Превращения» Инна Гофф писала о К. Г. Паустовском :

Я часто о нём думаю. Да, он обладал редкостным талантом Учителя. Не слу­чайно среди его страстных поклонников много учителей. Он умел создать особую, таинственно-прекрасную атмо­сферу творчества, - именно это высокое слово хочется здесь употребить.

В середине 1950-х годов к Паустовскому пришло мировое признание. Получив возможность путешествовать по Европе, он побывал в Болгарии , Чехословакии , Польше , Турции , Греции , Швеции , Италии и др. странах. Отправившись в 1956 году в круиз вокруг Европы, он посетил Стамбул , Афины , Неаполь , Рим , Париж , Роттердам , Стокгольм . По приглашению болгарских писателей К. Паустовский посетил Болгарию в 1959 году . В 1965 году некоторое время жил на о. Капри . В том же 1965 году был одним из вероятных кандидатов на Нобелевскую премию в области литературы, которая в итоге была присуждена Михаилу Шолохову . В книге «Лексикон русской литературы ХХ века», написанной известным немецким славистом Вольфгангом Казаком , по этому поводу сказано: «Запланированное вручение Нобелевской премии К. Паустовскому в 1965-м не состоялось, так как советские власти начали угрожать Швеции экономическими санкциями. И таким образом вместо него был награждён крупный советский литературный функционер М. Шолохов» .

К. Г. Паустовский был в числе любимых писателей Марлен Дитрих . В своей книге «Размышления» (глава «Паустовский») она описала их встречу, которая состоялась в 1964 году во время её выступления в ЦДЛ :

  • «…Однажды я прочитала рассказ „Телеграмма“ Паустовского. (Это была книга, где рядом с русским текстом шёл его английский перевод.) Он произвёл на меня такое впечатление, что ни рассказ, ни имя писателя, о котором никогда не слышала, я уже не могла забыть. Мне не удавалось разыскать другие книги этого удивительного писателя. Когда я приехала на гастроли в Россию, то в московском аэропорту спросила о Паустовском. Тут собрались сотни журналистов, они не задавали глупых вопросов, которыми мне обычно досаждали в других странах. Их вопросы были очень интересными. Наша беседа продолжалась больше часа. Когда мы подъезжали к моему отелю, я уже всё знала о Паустовском. Он в то время был болен, лежал в больнице. Позже я прочитала оба тома „Повести о жизни“ и была опьянена его прозой. Мы выступали для писателей, художников, артистов, часто бывало даже по четыре представления в день. И вот в один из таких дней, готовясь к выступлению, Берт Бакарак и я находились за кулисами. К нам пришла моя очаровательная переводчица Нора и сказала, что Паустовский в зале. Но этого не могло быть, мне ведь известно, что он в больнице с сердечным приступом, так мне сказали в аэропорту в тот день, когда я прилетела. Я возразила: „Это невозможно!“ Нора уверяла: „Да, он здесь вместе со своей женой“. Представление прошло хорошо. Но никогда нельзя этого предвидеть, - когда особенно стараешься, чаще всего не достигаешь желаемого. По окончании шоу меня попросили остаться на сцене. И вдруг по ступенькам поднялся Паустовский. Я была так потрясена его присутствием, что, будучи не в состоянии вымолвить по-русски ни слова, не нашла иного способа высказать ему своё восхищение, кроме как опуститься перед ним на колени. Волнуясь о его здоровье, я хотела, чтобы он тотчас же вернулся в больницу. Но его жена успокоила меня: „Так будет лучше для него“. Больших усилий стоило ему прийти, чтобы увидеть меня. Он вскоре умер. У меня остались его книги и воспоминания о нём. Он писал романтично, но просто, без прикрас. Я не уверена, что он известен в Америке, но однажды его „откроют“. В своих описаниях он напоминает Гамсуна . Он - лучший из тех русских писателей, кого я знаю. Я встретила его слишком поздно.»

В память об этой встрече Марлен Дитрих подарила Константину Георгиевичу несколько фотографий . Одна из них запечатлела Константина Паустовского и преклонившую перед любимым писателем колени актрису на сцене Центрального дома литераторов.

Последние годы

В 1966 году Константин Паустовский подписал письмо двадцати пяти деятелей культуры и науки генеральному секретарю ЦК КПСС Л. И. Брежневу против реабилитации И. Сталина . Литературным секретарём у него в этот период (1965-1968 годы) был журналист Валерий Дружбинский .

Долгое время Константин Паустовский болел астмой , перенёс несколько инфарктов . Умер 14 июля 1968 года в Москве. По завещанию похоронен на местном кладбище Тарусы , звание «Почётного гражданина» которой ему было присвоено 30 мая 1967 года .

В 1965 году он подписал письмо с ходатайством о предоставлении А. И. Солженицыну квартиры в Москве, а в 1967 году поддержал Солженицына, написавшего письмо IV Съезду советских писателей с требованием отменить цензуру литературных произведений .

Уже незадолго до смерти тяжело больной Паустовский направил письмо А. Н. Косыгину с просьбой не увольнять главного режиссёра Театра на Таганке Ю. П. Любимова . За письмом последовал телефонный разговор с Косыгиным, в котором Константин Георгиевич сказал:

Семья

  • Отец, Георгий Максимович Паустовский(1852-1912) , был железнодорожным статистиком, происходил из запорожских казаков . Умер и похоронен в 1912 году в с. Городище около Белой Церкви .
  • Мать, Мария Григорьевна, урождённая Высочанская (1858 - 20 июня 1934 г.) - похоронена на Байковом кладбище в Киеве .
  • Сестра, Паустовская Галина Георгиевна (1886 - 8 января 1936 г.) - похоронена на Байковом кладбище в Киеве (рядом с матерью) .
  • Братья К. Г. Паустовского были убиты в один день 1915 года на фронтах Первой мировой войны : Борис Георгиевич Паустовский (1888-1915) - поручик сапёрного батальона, убит на Галицийском фронте; Вадим Георгиевич Паустовский (1890-1915) - прапорщик Навагинского пехотного полка , убит в бою на Рижском направлении.
  • Дедушка (со стороны отца), Максим Григорьевич Паустовский - бывший солдат, участник русско-турецкой войны , однодворец ; бабушка, Гонората Викентьевна - турчанка (Фатьма) , крещёная в православие . Дед Паустовского привез её из Казанлыка , где был в плену.
  • Дедушка (со стороны матери), Григорий Моисеевич Высочанский (ум. 1901 г. ), нотариус в Черкассах ; бабушка Викентия (Wincentia) Ивановна (ум. 1914 г. ) - польская шляхтянка .
  • Первая жена - Екатерина Степановна Загорская (2.10.1889-1969), (отец - Степан Александрович , священник, умер до рождения Екатерины; мать - Мария Яковлевна Городцова , сельская учительница, умерла через несколько лет после смерти мужа ). По материнской линии Екатерина Загорская родственница знаменитого археолога Василия Алексеевича Городцова , открывателя уникальных древностей Старой Рязани . О ней (с портретом) и её сестре, похороненной в Ефремове, см. Тени старинного кладбища - бывший некрополь в Ефремове и сельские погосты / Авт.-сост.: М. В. Майоров Майоров, Михаил Владимирович , Г. Н. Польшаков, О. В. Мясоедова, Т. В. Майорова. - Тула: ООО «Борус-Принт», 2015. - 148 с.; илл. ISBN 978-5-905154-20-1 .

Со своей будущей женой Паустовский встретился, отправившись санитаром на фронт (Первая мировая война), где Екатерина Загорская была медсестрой.

Имя Хатидже (рус. «Екатерина») Е. Загорской дали татарки из крымской деревушки, где она проводила лето 1914 года.

Паустовский и Загорская венчались летом 1916 года, в родной для Екатерины Подлесной Слободе в Рязанской губернии (ныне Луховицкий район Московской области). Именно в этой церкви служил священником её отец. В августе 1925 года в Рязани у Паустовских родился сын Вадим (02.08.1925 - 10.04.2000). До конца жизни Вадим Паустовский собирал письма родителей, документы, многое передал в Музей-Центр Паустовского в Москве.

В 1936 году Екатерина Загорская и Константин Паустовский расстались. Екатерина призналась родственникам, что развод мужу дала сама. Не могла вынести, что тот «связался с полькой» (имелась в виду вторая жена Паустовского). Константин Георгиевич, однако, продолжал заботиться о сыне Вадиме и после развода.

  • Вторая жена - Валерия Владимировна Валишевская-Навашина .

Валерия Валишевская (Waleria Waliszewska) - сестра известного в 20-е годы польского художника Зигмунта (Сигизмунда) Валишевского (Zygmunt Waliszewski) . Валерия становится вдохновительницей многих произведений - например, «Мещёрская сторона», «Бросок на юг» (здесь Валишевская явилась прообразом Марии).

  • Третья жена - Татьяна Алексеевна Евтеева-Арбузова (1903-1978).

Татьяна была актрисой театра им. Мейерхольда. Они встретились, когда Татьяна Евтеева была женой модного драматурга Алексея Арбузова (ей посвящена арбузовская пьеса «Таня»). Вышла замуж за К. Г. Паустовского в 1950 . Паустовский писал о ней:

Алексей Константинович (1950-1976), сын от третьей жены Татьяны, родился в селе Солотча Рязанской области. Умер в возрасте 26 лет от передозировки наркотиков. Драматичность ситуации в том, что он не один покончил с собой или отравился - вместе с ним была девушка. Но её доктора реанимировали, а его не спасли.

Творчество

Моя писательская жизнь началась с желания всё знать, всё видеть и путешествовать. И, очевидно, на этом она и окончится.
Поэзия странствий, слившись с неприкрашенной реальностью, образовала наилучший сплав для создания книг.

Первые произведения, «На воде» и «Четверо» (в примечаниях к первому тому шеститомного собрания сочинений К. Паустовского, 1958 года издания, повесть названа «Трое») , были написаны Паустовским ещё во время учёбы в последнем классе киевской гимназии. Рассказ «На воде» был напечатан в киевском альманахе «Огни», № 32 и был подписан псевдонимом «К. Балагин» (единственный рассказ, напечатанный Паустовским под псевдонимом). Повесть «Четверо» вышла в журнале для молодёжи «Рыцарь» (№ 10-12, октябрь-декабрь, 1913 год).

В 1916 году, работая на котельном заводе Нев-Вильдэ в Таганроге , К. Паустовский начинает писать свой первый роман «Романтики», работа над которым продолжалась семь лет и была закончена в 1923 году в Одессе.

Мне кажется, что одной из характерных черт моей прозы является её романтическая настроенность…

… Романтическая настроенность не противоречит интересу к «грубой» жизни и любви к ней. Во всех областях действительности, за редкими исключениями, заложены зёрна романтики.
Их можно не заметить и растоптать или, наоборот, дать им возможность разрастись, украсить и облагородить своим цветением внутренний мир человека.

В 1928 году вышел первый сборник рассказов Паустовского «Встречные корабли» ("Первой моей "настоящей книгой был сборник рассказов «Встречные корабли» ), хотя отдельные очерки и рассказы печатались и до этого. В короткий срок (зима 1928 года) был написан роман «Блистающие облака», в котором детективно-авантюрная интрига, переданная великолепным образным языком, сочеталась с автобиографическими эпизодами, связанными с поездками Паустовского по Черноморью и Кавказу в 1925-1927 гг. Роман был издан харьковским издательством «Пролетарий» в 1929 году.

Известность принесла повесть «Кара-Бугаз». Написанная на основе подлинных фактов и вышедшая в 1932 в московском издательстве «Молодая гвардия», повесть сразу выдвинула Паустовского (по мнению критиков) в первые ряды советских писателей того времени. Повесть многократно издавалась на разных языках народов СССР и за границей. Снятый в 1935 году режиссёром Александром Разумным фильм «Кара-Бугаз» по политическим мотивам не был допущен в прокат.

В 1935 году в Москве издательством «Художественная литература» впервые был напечатан роман «Романтики», вошедший в одноимённый сборник.

Вне зависимости от длины произведения повествовательная структура Паустовского - аддитивная, «в подбор», когда эпизод следует за эпизодом; преобладает форма повествования от первого лица, от лица рассказчика-наблюдателя. Более сложные структуры с подчинением нескольких линий действия чужды прозе Паустовского.

В 1958 году Государственное издательство художественной литературы выпустило в свет шеститомное собрание сочинений писателя тиражом в 225 тыс. экземпляров.

Библиография

  • Собрание сочинений в 6 томах. - М.: Гослитиздат, 1957-1958
  • Собрание сочинений в 8 томах + доп. том. - М.: Художественная литература, 1967-1972
  • Собрание сочинений в 9 томах. - М.: Художественная литература, 1981-1986
  • Избранные произведения в 3 томах. - М.: Русская книга, 1995

Награды и премии

Экранизации

Музыка

Первый памятник К. Г. Паустовскому был открыт 1 апреля 2010 года также в Одессе, на территории Сада скульптур Одесского литературного музея . Киевский скульптор Олег Черноиванов увековечил великого писателя в образе загадочного сфинкса .

24 августа 2012 года был торжественно открыт памятник Константину Паустовскому на берегу Оки в Тарусе, созданный скульптором Вадимом Церковниковым по фотографиям Константина Георгиевича, на которых писатель изображён со своей собакой Грозным.

Малая планета, открытая Н. С. Черных 8 сентября 1978 года в Крымской Астрофизической Обсерватории и зарегистрированная под номером 5269, названа в честь К. Г. Паустовского - (5269) Paustovskij = 1978 SL6 .

31 мая 2017 года исполнилось 125 лет со дня рождения классика русской литературы Константина Паустовского. Приказ о создании организационного комитета по подготовке и проведению мероприятий в честь знаменательной даты под председательством Михаила Сеславинского утвержден Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям 11 ноября 2016 года .

В состав оргкомитета по подготовке и проведению мероприятий в честь 125-летия со дня рождения К.Г. Паустовского по согласованию вошли директор Государственного литературного музея Дмитрий Бак , директор Всеволод Багно , директор Российского государственного архива литературы и искусства Татьяна Горяева , директор Московского литературного музея-центра К.Г. Паустовского Анжелика Дормидонтова, хранитель Дома-музея К.Г. Паустовского в Тарусе Галина Арбузова, заведующая Домом-музеем К.Г. Паустовского в Старом Крыму Ирина Котюк и другие .

В день рождения Паустовского в 2017 году главные торжества прошли в Доме-музее писателя в Тарусе. А всего по всей России в юбилейный год состоялось около 100 праздничных мероприятий . Среди них «Ночь в архиве» в Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ), где гостям представили подлинные рукописи автора. В Москве прошла международная конференция, посвященная литературному наследию Константина Паустовского .

В Доме-музее писателя в Тарусе работала выставка «Неизвестный Паустовский» . В национальном парке «Мещерский» открылся маршрут «Тропа Паустовского» (Там же планируется создать музей по мотивам его произведения «Кордон 273»). Всероссийский молодежный литературно-музыкальный фестиваль «Тарусские грозы» собрал в Тарусе маститых и начинающих поэтов из многих регионов России . К юбилею писателя почтовики выпустили конверт с оригинальной маркой .

Музеи

Примечания

  1. Николай Головкин. Завещание доктора Пауста. К 115-летию со дня рождения Константина Паустовского (неопр.) . Интернет-газета «Столетие» (30 мая 2007). Дата обращения 6 августа 2014.

Его отец, потомок запорожских казаков, был железнодорожным статистиком, мать происходила из интеллигентной польской семьи среднего достатка. Детство и отрочество П. прошли в Киеве. Окончив 1-ю киевскую гимназию (1912), выпускниками которой были многие в будущем известные люди (в частности, М. А. Булгаков), поступил на естественное отд. физико-математического ф-та Киевского ун-та. Проучившись 1-й курс, перешел на филос. отд. историко-филол. ф-та. В 1914 перевелся в Моск. ун-т. В первые месяцы 1-й мировой войны работал кондуктором и вожатым моск. трамвая, а затем - санитаром на тыловом и полевом санитарных поездах. Несмотря на то что был освобожден от воинской повинности, П. перешел в полевой санитарный отряд и проделал с ним длинный путь отступления от Люблина в Польше до бело-

рус. г. Несвижа. После этого работал на заводах в Екатеринославе, Юзовке, Таганроге, в рыбачьей артели на Азовском море.

В марте 1917 П. приехал в Москву, где сотрудничал в демократической печати. В Гражданскую войну был журналистом в Киеве, Одессе, затем жил в Батуми, Сухуми, Тбилиси. В 1923 вернулся в Москву, ставшую с тех пор его постоянным местом жительства. Недолго поработав в газете водников "На вахте", перешел в РОСТа, где служил редактором до кон. 20-х гг.

Писать начал в последних классах гимназии. Это были стихи, часто подражательные. В них легко обнаруживаются следы влияния рус. поэтов 19 и начала 20 вв. Строки юного поэта свидетельствовали о том, что он восприимчивый читатель и прилежный копиист. Сочинив ворох стихов, П. почувствовал искушение попытать свои силы в прозе: рассказ "На воде"- (1912) напечатал киевский ж. "Огни". В ж. "Рыцарь" опубл. рассказ "Четверо". После пребывания на переднем крае написал неск. очерков, в которых делился фронтовыми впечатлениями. Один из них был напечатан. Затем он вновь вернулся к поэзии. Он послал свои стихи И. Бунину, который откликнулся на них письмом. Отметив, что автор "поет с чужого голоса", Бунин писал: "Думается, Ваш удел, Ваша настоящая поэзия - проза. Именно здесь, если Вы сумеете проявить достаточно упорства, уверен, сможете достичь чего-нибудь значительного".

Житейские обстоятельства - необходимость зарабатывать на хлеб - обратили П. к журналистике. Он перепробовал почти все газетные специальности: был репортером, разъездным корреспондентом, выпускающим, очеркистом, правщиком. Писал о самых разнообразных событиях и людях Научился проникать в суть противоречивых жизненных фактов и постигать их внутреннюю связь В это же время П. писал рассказы, повести, романы. Его первая книга "Морские наброски" (1924, изд. 1925), объемом с брошюру, осталась незамеченной. В 1927 вышла небольшая книга "Минетоза". В 1929 П. издал ром "Блистающие облака". К ним примыкает ром "Романтики", начатый в 1916, но опубл. лишь в 1935. Героев этих произв. отличала романтическая приподнятость. Чистые и благородные, гуманные и бескорыстные, исполненные ненависти ко всему, что принижает человека и оскорбляет его достоинство, они неустанно размышляют об осуществлении высоких идеалов, тяготясь унылой будничностью, окружающей их, и устремляя свои взоры в будущее, уповая на то, что оно станет царством гармонии, из которого навсегда уйдут ложь, пресмыкательство, духовное убожество.

Произв. П. 20-х гг. отмечены абстрактностью, эта худож. уязвимость объяснялась не столько отсутствием мастерства, сколько мироощущением писателя. Искренне сочувствуя декларируемым целям революции, он не находил в окружающей действительности ощутимых примет реального приближения к этим целям.

На рубеже 30-х гг. П. и др. писатели (Л. Леонов, М. Шагинян, И. Эренбург) стали славить индустриальные преобразования, охватившие страну, видя в них воплощение прекрасных идеалов. Побывав в "горячих точках" бурного строительства, П. увлеченно писал о социальных достижениях - о проектах новых городов, выведении чудесных сортов плодоносных растений, о фабриках-кухнях, избавляющих женщин от изнурительной домашней поденщины. При этом подчас не замечалось плохое, что сопровождало жизнь сов. людей в эти годы. Сегодня непросто понять, как мыслящие и совестливые люди смогли угодить в идеологические ловушки, хитроумно расставленные властителями страны.

Лучшие дня

В 1932 П. пишет "Кара-Бугаз", в 1933 - "Колхиду" (изд. 1934), которые тотчас же вышли в периодике и отд. изд. Вдохновенно описывая современников, меняющих лицо пустыни и осушающих малярийные болота, избавляя человека от рабской зависимости от природных зол, П. не кривил душой. Героические усилия людей по преодолению небывалых трудностей, портреты тех, кто умеет мечтать и практически воплощать самые дерзкие замыслы, - все это отвечало помыслам писателя. Появление этих повестей, особенно первой, было встречено дружными похвалами, высоко оценили "Кара-Бугаз" М. Горький и Р. Роллан. П. приобрел известность. Отныне критика неизменно отзывалась на каждую его публикацию.

В предвоен. 10-летие П. работал очень интенсивно. Помимо очерков, статей, рецензий, пьес, жизнеописаний, рассказов (этот жанр он особенно любил) из-под его пера вышли худож. исследование "Черное море" (1936) и "Северная повесть" (1938). В центре этих повествований - неразрывная связь времен, органическая преемственность идей и чаяний. Для их героев нравств. ценность того или иного поступка бесконечно важнее сиюминутных прагматических результатов.

Во 2-й пол. 30-х гг. взгляд П. -художника обращен на пленительную в своей скромной красоте природу средней полосы России. В "Летние дни" (1937), "Мещерская сторона" (1939) и примыкающих к ним рассказах она становится центральной темой и лейтмотивом. В восприятии и изображении природы П. родствен И. Бунину и М. Пришвину. С первым его сближает включенность мира природы в духовный мир человека, со вторым - пафос познания природы, худож. ее исследование. Недаром Пришвин записал в своем дневнике: "Не будь я Пришвиным, я хотел бы писать в наше время, как Паустовский". Природа притягивала П. как умиротворяющая, прекрасная в неистощимом разнообразии среда, где человек освобождается от всею мелкого и суетного и обретает душевное равновесие. В Мещерском цикле П. нашел свою нишу в лит ре и проявил себя тонким пейзажистом и проникновенным лириком. Сбылось предсказание Бунина: поэзией П. стала его проза. В 30-е п. он пишет ряд книг о людях иск-ва: "Исаак Левитан", "Орест Кипренский" (обе - 1937), "Тарас Шевченко" (1939).

В 1945 П. приступил к работе над книгой воспоминаний, которую считал главной в своем творчестве. Уже в первом своем большом повествовании "Романтики" П. представил автобиогр. материал. Роман не вполне удовлетворил его автора именно потому, что этот материал, затемненный вымышленными фабульными наслоениями, не стал цементирующей основой повествования. Первоначально П. не замышлял большого автобиогр. полотна, намереваясь ограничиться детством и отрочеством, но позднее у него созрел замысел довести повествование до более позднего времени. Однако взялся за нею писатель только через 8 лет. Решающую роль в затянувшемся перерыве сыграла невыносимая атмосфера в лиг-ре, сложившаяся после постановлений ЦК партии, после которых осуждалось все, что не укладывалось в рамки спущенных сверху директив. Кампания по искоренению "космополитизма" задела и П. Оставшись вне подозрений по части этнического происхождения, он подвертя бичеванию за скрываемую приверженность к творчеству А. Грина, объявленного чуждым России. Перед П. закрылись все изд-ва, и он вынужден был браться за выполнение заказов, которые хотя бы частично позволяли реализовывать накопленный опыт ("Рождение моря", 1952).

Изменившаяся в стране ситуация была стимулом к продолжению автобиогр. произв.: появляются "Далекие годы" (1946) и "Беспокойная юность" (1955), обе автобиогр. книги вышли под одной обложкой под назв. "Повесть о жизни"; далее последовали книги того же жанра: "Начало неведомого века" (1957), "Время больших ожиданий" (1959), "Бросок на юг" (1960), "Книга скитаний" (1963). П. хотел довести рассказ о своей жизни до 50-х гг., но не успел.

"Повесть о жизни" охватывает 40-летний путь ее создателя - от младенчества до лит. становления и зрелости. П. рассказывает о семье, в которой родился и рос, о гимназии, где учился, о людях, безвестных и прославленных, встретившихся ему на жизненных дорогах, о местах, в каких обитал и странствовал, о социальных потрясениях. О себе, событиях, людях автор творит от-

крыто и прямо, не прибегая к сюжетным ухищрениям и лит. маскировке. Но при всем обнаженном автобиографизме "Повесть о жизни" не документальное, а художественное произведение, построенное по новеллистическому принципу. Бунин принял отдельно напечатанную главу "Далеких годов" за рассказ. Он писал П.: "Дорогой собрат, я прочел Ваш рассказ "Корчма на Брагинке" и хочу Вам сказать о той редкой радости, которую испытал я: если исключить последнюю фразу этого рассказа ("под занавес"), он принадлежит к наилучшим рассказам русской литературы".

С автобиогр. циклом неразрывно связана "Золотая роза" (1956), подводящая итог многолетних размышлений писателя о природе иск-ва слова и роли художника. П. обстоятельно исследует слагаемые писательской работы: функцию воображения, место природы в мироощущении художника, соотношение факта и вымысла, влияние на лит-ру смежных иск-в, язык как материал и орудие воссоздания действительности. "Золотая роза" вводит читателя в творческую лабораторию художника, приобщая к "тайная тайных" иск-ва.

В последние 15 лет жизни П. "активно выступал как публицист. Он призывал оградить природу от варварских покушений на нее, заступался за гонимых и преследуемых, отстаивал свободу и независимость человеческой личности, бичевал жестокость и насилие, угодничество и бесчеловечность, ратовал за поиски в иск-ве и поддерживал талантливых молодых писателей. Его творчество и совестливая позиция, которую он неизменно занимал, создали ему высокий нравств. авторитет в России и за рубежом. Книги П. переведены на большинство яз. мира и изданы на всех 5 континентах.

Соч.: Собр. соч.: В 9т. М., 1981-86; Избр. произв.: В 3 т. М., 1995.

Лит.: Роскин А. Право на мечту//Худож. лит-ра. 1934. № 11; Львов С. Константин Паустовский. Критико-биогр. очерк. М., 1956; Левицкий Л. Константин Паустовский: Очерк творчества. 2-е изд. М., 1977, Кременцов А. И. К. Г. Паустовский. Жизнь и творчество. М., 1982; Восп. о Константине Паустовском [Сб. ]. М., 1983; Трефилова Г. П. Паустовский, мастер прозы. М., 1983; Макарова Ф. Р. К. Паустовский и север. М., 1994; К. Паустовский: Библиогр. указатель (К 100-летию со дня рождения писателя)/Сост. И. И. Комаров, М. К. Сазонова. М., 1995.

Л. А. Левицкий.

Цит. по: Русские писатели 20 века. Биографический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия; Рандеву-АМ, 2000, сс. 541-543

ПАУСТОВСКИЙ

ПАУСТОВСКИЙ Константин Георгиевич (1892-1968), русский писатель. Мастер лирической прозы. В повестях "Кара-Бугаз" (1932), "Колхида" (1934) - этические проблемы преобразования окружающей среды; повесть "Мещёрская сторона" (1939) и рассказы (сб. "Летние дни", 1937) рисуют непритязательную красоту русской природы. Исторические повести ("Северная повесть", 1938), книги о творчестве, людях искусства (в т.ч. "Золотая роза", 1955) отмечены романтической настроенностью, поэтичностью языка. Автобиографическая эпопея "Повесть о жизни" (ч. 1-6, 1945-63).

Источник: Энциклопедия "Отечество"


Смотреть что такое "ПАУСТОВСКИЙ" в других словарях:

    Паустовский, Константин Георгиевич Константин Георгиевич Паустовский Дата рождения: 19 (31) мая 1892 Место рождения: Москва, Российская империя … Википедия

    Константин Георгиевич (1893) советский писатель. Сын инженера путейца. Учился в Киевском, затем в Московском университетах. Был рабочим на металлургических заводах в Юзовке, Екатеринославе, Таганроге, кондуктором трамвая в Москве; во время… … Литературная энциклопедия

    Паустовский К.Г. Паустовский Константин Георгиевич (1892 1968) Русский писатель. 1912 публикация первого рассказа На воде. Среди произведений сборники рассказов и очерков, повести, романы Морские наброски (1925), Минетоза (1927), Встречные… … Сводная энциклопедия афоризмов

    Константин Георгиевич Паустовский Дата рождения: 19 (31) мая 1892 Место рождения: Москва, Российская империя Дата смерти: 14 июля 1968 Место смерти: Москва, СССР Род деятельности … Википедия

    Константин Георгиевич , русский советский писатель. Первый рассказ «На воде» опубликован в 1912. Учился в Киевском университете (1911 13). После… …

    ПАУСТОВ ПАУСТОВСКИЙ Пауст одна из форм имени Фавст (от латинского фаустус счастливый), свойственная украинскому языку. В Молдавии есть селение Паустов. (Ф) (Источник: «Словарь русских фамилий». («Ономастикон»)) … Русские фамилии

    Паустовский К. Г. - ПАУСТÓВСКИЙ Константин Георгиевич (1892–1968), рус. писатель. Мастер лирич. прозы. В пов. Кара Бугаз (1932), Колхида (1934) – этич. проблемы преобразования окружающей среды; пов. Мещёрская сторона (1939) и рассказы (сб. Летние дни,… … Биографический словарь

    Русский советский писатель. Первый рассказ «На воде» опубликован в 1912. Учился в Киевском университете (1911≈13). После Октябрьской революции 1917 сотрудничал… … Большая советская энциклопедия

    - (1892 1968), рус. сов. писатель. В автобиографич. повестях («Далекие годы», 1946; «Беспокойная юность», 1955) есть свидетельства об увлечении поэзией Л. Герой пьесы П. «Поручик Лермонтов» (1940) поэт зрелого дарования, сознающий, что он «родился… … Лермонтовская энциклопедия

Книги

  • Константин Паустовский. Сказки , Константин Паустовский. Основные сказки Константин Паустовский написал в конце войны и в первые послевоенные годы - отсюда еще их пронзительность. В этих сказках все просто, буднично, почти нет чудес. Здесь…

Пашу"тин Виктор Васильевич , русский учёный, один из создателей патофизиологической школы в России и патофизиологии как самостоятельной научной дисциплины. В 1868 окончил Медико-хирургическую академию в Петербурге; ученик И. М. Сеченова. С 1874 профессор кафедры общей патологии Казанского университета, где основал первую в России лабораторию экспериментальной патологии. С 1879 профессор Медико-хирургической академии в Петербурге. С 1890 начальник Военно-медицинской академии; с 1889 председатель медицинского совета министерства внутренних дел. Основные труды по проблемам нарушения обмена веществ и терморегуляции, кислородного голодания, витаминной недостаточности и др. Создал крупную научную школу (А. В. Репрев, Н. П. Кравков и др.).

Соч.: Избр. труды, М., 1952.

Лит.: Весёлкин П. Н., В. В. Пашутин, М., 1950.

Пашуто Владимир Терентьевич

Пашуто" Владимир Терентьевич (р. 19.4.1918, Ленинград), советский историк, член-корреспондент АН СССР (1976). Член КПСС с 1947. Окончил исторический факультет ЛГУ (1941), профессор Московского областного педагогического института им. Н. К. Крупской (с 1970). С 1948 работает в Институте истории (с 1969 - Институт истории СССР) АН СССР, с 1969 заведующий (сектором истории древнейших государств на территории СССР, с 1977 одновременно заведующий отделом истории докапиталистических формаций. Основные труды по истории СССР эпохи феодализма, источниковедению и историографии. Награжден орденом «Знак Почёта» и медалями.

Соч.: Очерки по истории Галицко-Волынской Руси, [М.], 1950; Образование Литовского государства, М., 1959; Древнерусское государство и его международное значение, М., 1965 (соавтор); Внешняя политика Древней Руси, М., 1968; Пути развития феодализма. (Закавказье. Средняя Азия, Русь, Прибалтика), М., 1972 (соавтор).

Лит.: Лихачев Д. С., Нарочницкий А. Л., Щапов Я. Н., К 60-летию члена-корреспондента АН СССР В. Т. Пашуто, «История СССР», 1978, №2.

В. Д. Назаров.

Паэгле Леон Мартынович

Паэ"гле Леон Мартынович , латышский писатель. Член Коммунистической партии Латвии с 1917. Окончил Валмиерскую учительскую семинарию (1910), работал учителем. В 1914-1917 учился на историческо-философском факультете народного университета А. Шанявского. Первая книга - «Боги и люди» (1914). Издал соки стихов «Перекличка молодых соколов» (1921), «Знамена» (1922), «Тюрьмы не помогут» (1923, сборник конфискован в 1925), которые идейно служили делу освободительной борьбы рабочего класса Латвии. В прозаических произведениях П. изображал жизнь латышского села, его драматургия направлена против буржуазной действительности.

Соч.: Kopoti raksti, sej. 1-5, Riga, 1956- 1958; в рус. пер.- Избранное, Рига, 1955; Рассказы, М., 1965; Жду солнышка, Рига, 1967.

Лит.: История латышской литературы, т. 2, Рига, 1971; Latviešu literaturas darbinieki, Riga, 1965.

«Паэзе сера»

«Паэ"зе се"ра» («Paese Sera» - «Страна вечером»), итальянская ежедневная вечерняя прогрессивная газета. Издаётся в Риме. Основана в 1949. Тираж (1973) 180,5 тыс. экземпляров.

Паяльная лампа

Пая"льная ла"мпа, нагревательный прибор, в котором теплота выделяется при пламенном горении жидкого горючего (спирта, керосина, бензина); продукты сгорания в П. л. образуют вытянутый факел. П. л. применяются для нагрева деталей и расплавления припоя в процессе пайки при температурах до 1000-1100 °С, а также для нагрева паяльников и др. тел. Наибольшее распространение получили П. л. форсуночного типа (см. Форсунка ). Более удобны в эксплуатации и теплопроизводительнее других бензиновые П. л. Емкость резервуара П. л. 0,1-2 л.

Паяльник

Пая"льник, инструмент, применяемый при пайке для нагрева соединяемых деталей, расплавления и внесения жидкого припоя в зазор. Рабочую часть П. для лучшей теплопроводности делают обычно из меди. Носок П. заостряют под углом 30-40°, а рабочую кромку скругляют. Температура нагрева медных П. не должна превышать 400 °С, так как в противном случае происходит растворение носка в жидком припое. Форма, размеры и масса П. определяются типом паяемого шва, конфигурацией и массой изделия. Для пайки деталей радиоэлектронной аппаратуры применяют П. массой 0,1-0,2 кг, а для пайки крупногабаритных изделий - до 5 кг. По способу нагрева П. подразделяют на 3 группы: без постоянного нагрева, с непрерывным подогревом в пламени, с электрическим подогревом. Бытовые электрические П. классифицируют по режимам нагрева (непрерывного, прерывного, форсированного и импульсного типа), по видам паяльного стержня, номинальной мощности (от 10 до 250 вт ) и времени разогрева до температуры 280 °С. К специальному типу П. относятся ультразвуковые П., у которых колебания нагретого стержня разрушают окисную плёнку на поверхности паяемого металла под слоем расплавленного припоя. Основное преимущество ультразвуковых П.- возможность бесфлюсовой пайки. Они применяются главным образом для пайки алюминия легкоплавкими припоями.

В. П. Фролов.

Паяльные флюсы

Пая"льные флю"сы, неметаллические вещества, применяемые для удаления окисной плёнки с поверхности припоя и паяемого материала и для предотвращения её образования в процессе пайки, а также для снижения поверхностного натяжения припоя. Применяют П. ф. в порошкообразном состоянии, в виде паст и в виде водных, спиртовых или глицериновых растворов. Действие П. ф. проявляется лишь в определённом диапазоне температур. Некоторые из них могут успешно применяться для пайки различных материалов, др. имеют лишь узкоспециализированное назначение. Наиболее универсальными для высокотемпературной пайки сталей и медных сплавов являются П. ф. на основе Na 2 B 4 7 и H 3 BO 3 ; для низкотемпературной пайки - П. ф. на основе ZnCl 2 . Для пайки алюминиевых сплавов широко применяют флюс, содержащий 8% ZnCl 2 , 10% NaF, 32% LiCI и 50% KCI.

Лит.: Петрунин И. Е., Физико-химические процессы при пайке, М., 1972.

Константин Георгиевич (1892, Москва – 1968, там же), русский писатель. Отец – железнодорожный статистик, потомок запорожских казаков, мать происходила из интеллигентной польской семьи.

К. Г. Паустовский

Детство и отрочество писателя прошли в Киеве. Учился (1 год) на естественном отделении физико-математического ф-та, затем – на философском отделении историко-филологического ф-та Киевского ун-та (1911–13); в 1914 г. перевёлся в Московский ун-т (не окончил). До 1929 г. сменил много профессий: от вожатого трамвая и санитара в 1-ю мировую войну до заводского рабочего на юге России, члена рыбацкой артели на Азовском море, учителя и журналиста. Первый рассказ «На воде» опубл. в 1912 г. Первая книга «Морские наброски» (1924, опубл. в 1925) осталась незамеченной. Первые романы «Романтики» (1916–23, опубл. в 1935) и «Блистающие облака» (1929) определили характерную для творчества писателя устремлённость к высокому и идеальному, тяготение к чистым благородным натурам, упование на скорую победу царства гармонии над духовным убожеством. «Романтическая настроенность, – утверждал Паустовский, – не позволяет человеку быть лживым, невежественным, трусливым и жестоким. В романтике заключена облагораживающая сила». Эта убеждённость отразилась и в принёсших писателю известность повестях, написанных в русле актуальной в кон. 1920 – нач. 30-х гг. «производственной» прозы: «Кара-Бугаз» (1932) и «Колхида» (1933) – о людях, меняющих лицо пустыни и осушающих малярийные болота. Уверенность писателя в том, что «истинное счастье – это прежде всего удел знающих, а не невежд», представление о высокой этической ценности разнообразных знаний проявились как в упомянутых произведениях писателя, так и в его многочисленных рассказах, поэтичных и познавательных – даже в тех случаях, когда факты в них дополнялись вымыслом («Корзина с еловыми шишками», 1954, об эпизоде из жизни выдающегося норвежского композитора Э. Грига), в исторических повестях («Судьба Шарля Лонсевиля», 1933, – об офицере наполеоновской армии, попавшем в русский плен; «Северная повесть», 1938, – о декабристах и их потомках), в своеобразных художественных исследованиях мира природы и связанных с ним людей (повести «Мещерская сторона», 1939; «Чёрное море», 1936; «Повесть о лесах», 1948, где один из главных персонажей – П. И. Чайковский). Суть творчества, бытие человека искусства – одна из центральных тем Паустовского (биографические книги «Орест Кипренский», «Исаак Левитан», обе – 1937; «Тарас Шевченко», 1939; «Золотая роза», 1955). Среди других произведений Паустовского, вошедшего в литературу прежде всего как мастер лирической новеллы, – цикл рассказов «Летние дни» (1937), где жизнь изображена как «неторопливое счастье» искренних и нерасчётливых людей на лоне природы, автобиографическая эпопея «Повесть о жизни» (ч. 1–6, 1945–63).



Рассказать друзьям