Бизнес: открываем сырный и колбасный бутик. Как открыть магазин сыра

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

08.12.2011 / 14:41

Знаете ли вы, что чем холоднее погода, тем лучше продается сыр? Человеческая природа такова, что с наступлением холодов нас тянет к еде сытной и тяжелой. Поэтому осенью и зимой потребители начинают активнее использовать сыр в приготовлении еды. А поскольку, априори, ритейлеры должны предугадывать желания своих потребителей, если они хотят продавать много и с хорошей маржой, они должны знать, как наиболее эффективно удовлетворить зимний спрос покупателей в сыре. Тогда с наступлением холодов отдел сыра будет полностью готов к встрече с требовательным замёрзшим покупателем во всех аспектах: и грамотно подобранным ассортиментом, и интересным мерчандайзингом.

Осень и зима – это такие времена года, когда сырный отдел может своими продажами «платить за аренду» всего магазина. В это время года выручка сырного отдела всегда автоматически увеличивается – обычно на 15-20% от летних показателей – вместе с продажами хлеба, картошки, тыквы, заготовок из овощей и прочих калорийных продуктов питания, давая прекрасную возможность ритейлерам получить свою выгоду из естественной потребности людей согреться.

Как и в других отделах магазина, успех и доходность сырного отдела сильно зависят от ассортиментного ряда, выкладки, цены, торгового оборудования, работы с покупателем, маркетинговых акций и прочих специальных ухищрений. Привлекательная выкладка, правильный сыр в выгодном виде, обученный персонал – все это привлекает покупателя и помогает его удержать.

Сезонные изменения

Внимание, уделяемое каждому отделу магазина, обычно пропорционально выручке, которую этот отдел генерирует. Осень и зима – естественные природные процессы, когда будет совершенно естественно и уместно уделить дополнительное внимание вашему сырному отделу, тем более, что ваш покупатель итак туда обязательно зайдет.

Постоянно обновляемая сырная выкладка отражает энергию всего магазина, креативность и внимание, а генерирует – интерес покупателей и выручку. Частота обновления выкладки – показатель субъективный, обновляйте выкладку так часто, как этого потребует необходимость избежать скуки, но и не так часто, чтобы покупатель запутался. В большинстве случаев, достаточно менять выкладку сыра раз в квартал, совмещая это со сменами времен года.

Ассортиментный микс

Со сменой погоды приходится менять и ассортимент сырного отдела – уменьшать долю летних сыров, таких как сыры фета, тертых сыров, сыров с травами и т.п. Зимой и осенью потребляется больше тяжелых сыров, с большим процентом жира – гауда, чеддер, классическими Камамбером и бри, солеными и копчеными сырами, сыра с перцем, другими интересными сырами из Франции, Италии, плотными российскими сырами.

Конечно, также вы должны продолжать поддерживать обязательный ассортимент сырного отдела – чеддер различных оттенков и сроков выдержки, моццарелла, швейцарские сыры, сыр местных производителей, к которым ваш покупатель уже привык. Но все же сейчас, пока у потребителя есть желание купить больше сыра, важно поощрить его стремление дегустировать новые интересные сыры, импортные, редкие и дорогие, которые, удовлетворяя любопытство покупателя, принесут вам дополнительную маржу.

Выкладка

Удачная выкладка сыра – та, которая позволяет каждому сырному кусочку на полке привлекать собой покупателя и побуждать его к приобретению сыра.

Для оформления сырных отделов в Европе часто используются грамотно подобранные муляжи - они задают очень хорошую атмосферу изобилия и качества. Кроме того, муляжи – это еще и часть навигации, их видно из самой дальней части магазина.

Применяя различные способы выкладки сыра, вы должны найти тот, который будет наиболее эффективен для покупателей именно вашего магазина.

Базовые элементы выкладки это цвет, ценник и вывеска, а также создание эффекта изобилия на сырной полке. Привлекательная сырная выкладка выглядит роскошной при любом освещении – от сливочно-белого до тыквенно-оранжевого, предлагает разные типы нарезки, формы и размеры сыров, а также яркие и осмысленные ценники и надписи. Продавцы не всегда бывают доступны для получения информации о сыре или ответов на вопросы покупателя. Написанные от руки пояснения к ценникам объяснят основные сведения о сыре и побудят покупателя проявить интерес к наиболее необычному или незнакомому виду сыра.

Выкладка целых сырных голов в окружении порезанного кусками сыра создает у покупателя иллюзию натуральности, изысканной гастрономии, а также свежести предлагаемого сыра. Для создания подобного эффекта можно расположить отрезанные треугольные клинья сыра на целой сырной голове. Особенно хорошо это работает с сыром пармезан Reggiano и с сырами бри. Порезанные куски сыров бри и Камамбер особенно мило смотрятся обернутыми в бумагу с названием сыра и размещёнными на дне плетеных или деревянных корзин или аккуратных деревянных ящиков.

Использование ярких квадратных салфеток также привлекает внимание покупателей, привносит яркий акцент и контраст в оформление витрины, что облегчает монохромный желтый цвет всего отдела.

Кросс-мерчандайзинг

Сезонная тема может стать основой для привлекательной выкладки, а заодно и для кросс-мерчандайзинга. Осенью, к примеру, используйте традиционную тему «снова в школу», предлагая покупателям сыр в нарезке для бутербродов или выкладывайте сыр, переложенный яблоками, бисквитами и шоколадом. Можно привязывать тему для кросс-мерчандайзинга к стране-производителю сыра – Франции, Италии, странам Прибалтики, выкладывая вместе с сыром традиционные продукты из этих стран – вино, пасту, соусы и т.п. Если к оформлению такой выкладки добавить флаг этой страны и какие-либо узнаваемые атрибуты, фотографии, картинки, ассоциирующиеся у покупателей со страной-производителем сыра, ваш сырный отдел не останется незамеченным.

Кросс-мерчандайзинг сыра вместе с хлебом, орехами, вином и даже джемом (именно так любят есть сыр на десерт отдельные гурманы), а также с чипсами, хрустящими хлебцами, сочными фруктами, такими как груши или яблоки, печеньем помогает дополнительно заинтересовать покупателя, а в итоге значительно увеличить выручку не только сырного отдела, но и всего магазина. Убедительный кросс-мерчандайзинг поможет вам за несколько часов продать непопулярное печенье, вино или хлебцы, не говоря уже про сам сыр.

Попробуй и купи

Ничего не продает сыр лучше, чем те промо-акции, в которых покупатель может попробовать продаваемый сыр. Однако, даже бесплатный сыр предлагать надо умеючи. Ничего нет хуже для продаж сыра, чем вид использованных зубочисток от съеденного сыра, сваленных на прилавке или же одинокий заветренный ломтик сыра на пустой тарелке. Следите за тем, как выглядит сыр, который вы предлагаете попробовать своему покупателю. Покажите покупателю, как можно сервировать сырную тарелку или какие блюда он может приготовить с этим сыром, заранее приготовив карточки и фотографии с рецептами. На увеличение продаж сыра также хорошо повлияют тематические поваренные книги, расположенные рядом с сырной выкладкой.

Какой сыр вам не нужен

Хороший сыр должен и выглядеть хорошо. Храните сыр плотно завернутым, свежим и только до тех пор, пока он выглядит аппетитным. Ничего не отпугнет вашего покупателя сильнее, чем позеленевший, засохший или испорченный сыр. Храните твердый и мягкий сыры отдельно от друг друга, потому что мягкие сорта слишком хорошо впитывают ароматы и запахи твердых, теряя при этом свой собственный.

Посетите магазины других ритейлеров, а также фермерские рынки, по возможности европейские, в поисках идей для выкладки и оформления витрин. Запишите и сфотографируйте все, что привлечет ваше внимание и даже то, что вам кажется совсем не удачным. И пожалуйста, мойте витрины достаточно часто и также часто меняйте салфетки и прочие расходные материалы.

Привлекательные цены

Ритейлеры, пользуйтесь специальными предложениями своих поставщиков. Поставщики сыра обычно стараются придерживаться четкого графика промо-акций для ритейлеров, предлагая определенный сыр по акции в определенный месяц каждого года. Обычно поставщики сыра готовы подстроиться под нужды ритейлера, если последний хочет получить другой сорт сыра, а не тот, который предлагается по промо-акции этого месяца.

Определить цену на сыр, приемлемую для вашего покупателя – задача непростая, требующая индивидуального подхода в каждом магазине. Вы можете порезать сыр на кусочки, цена которых будет комфортна именно для вашего клиента. К примеру, для универсамов это 150-200 рублей.

Некоторые ритейлеры добавляют значительную стоимость, а значит увеличивают маржинальность, именно тем товарам, которые точно будут продаваться хорошо, чтобы снизить цену на дорогой сыр, дабы он не залежался на полке слишком долго. Другие стараются держать хорошие цены на наиболее популярные у покупателей сыры. Абсолютно допустимо играть с маржой разных сортов сыра, дабы в конечном итоге добиться необходимой выручки со всего отдела сыра. Вам необходимо точно знать, какая цена сыра оптимальна для вашего покупателя в вашем магазине.

Обученный персонал

Ваши продавцы играют огромную роль при работе с таким специальным ассортиментом, как сыры. Они должны доказывать вам свои знания и даже изобретательность при работе с подобным товаром. Поощряйте продавцов пробовать сыры, которые они продают, чтобы они знали и могли рассказать покупателю обо всех тонкостях товара, в деталях описать его качество. Таким образом, покупатели станут доверять вашим продавцам и вашему магазину. Инвестируя в тренинги для вашего персонала вы получаете довольного и лояльного клиента, а в результате – высокооборачиваемость товаров с высокой маржой. Для тренингов продавцов сыра вы можете задействовать помощь поставщиков, попросить их организовать семинар и рассказать о поставляемых сырах, провести дегустацию для продавцов – они, как правило, идут навстречу ритейлерам в этом вопросе.

Покупательские предпочтения от месяца к месяцу и от сезона к сезону вполне прослеживаемы. Например, продажи сыра немного падают 2 января каждого года. Почему так происходит? Можно сделать много предположений. Постарайтесь продать как можно больше сыра до этого числа. А в январе предложите покупателю более легкие сыры, с меньшим содержанием жира, соли и т.п. И постарайтесь записывать, что и когда продается лучше, а что хуже, это поможет вам предугадывать поведение покупателей в конкретном магазине. А ведь угадывать желания покупателей и эффективно рассчитывать товарный запас – в этом и заключается секрет успеха любого ритейлера, не так ли?

Александр Крупецков так любил сыр, что из путешествий вёз его чемоданами. Вдохновившись успешными примерами других сырных магазинов, он решил открыть свой.

Уход из офиса

В юности я совсем не понимал, чем бы мне хотелось заниматься, так что поступил туда, куда посоветовали родители, - на факультет математики и физики в МАИ. Отучился и пошёл работать программистом. Спустя некоторое время увлёкся управлением проектов, мне стало интересно, как они ведутся на Западе. Пытался ввести что-то новое в компании, в которой работал, но им это было неинтересно. Уволился и пошёл работать в банк уже целенаправленно менеджером проектов. Затем загорелся идеей сдать очень сложный экзамен и получить сертификат Project Manager Professional. В России он есть всего у тысячи человек. Готовился, сдал, а на работе ничего не изменилось - никто не обратил внимания. Здесь-то я и начал подумывать над созданием собственного дела. Мы с женой очень много путешествовали по Европе и постоянно заходили в местные сырные магазинчики. Там это совершенно привычное дело - утром выстраиваются очереди за свежими багетами и сыром к завтраку. Из поездок я возвращался с чемоданами, полными сыра. Порой из-за сильного запаха от нас отсаживались попутчики. Я читал в интернете о каждом сыре, который пробовал.

Чужой опыт

Я видел, как вымирают небольшие продуктовые магазины, которые не выдерживают конкуренции с сетями. Но также замечал обратный процесс - появление успешных узкоспециализированных магазинчиков: частных пекарен, винотек, рыбных и мясных лавок. За последний год сырные лавочки появились в Питере, Киеве, Харькове. Я съездил, посмотрел, как они устроены, и понял, что они предлагают именно тот подход, который мне так нравится, - домашний, тёплый. Мне тоже хочется знать каждого своего покупателя по имени, дружить с ними и поздравлять с праздниками. Я также пообщался с ребятами, которым пришлось закрыть свою сырную лавочку, узнал, что пошло не так. У них был слишком небрежный подход и простоватый ассортимент - их сыры можно было купить и в обычных магазинах, только дешевле. Меня их провал не испугал - я очень чётко понимал, что у меня будет совершенно другая история.

В России практически нет людей, которые по-настоящему хорошо разбираются в сыре, так что своего главного советчика я нашёл в Бельгии. Ольга уехала из Казахстана и открыла в Бельгии свой сырный магазинчик, но часто приезжает на родину и проводит там мастер-классы, посвящённые сырам. Я спросил у неё совета относительно того, какие сыры мне обязательно стоит иметь в ассортименте. Так что сейчас то, что у меня продаётся, - это частично то, что она посоветовала, и частично то, что я пробовал и люблю сам.

Мы договорились с ней, что она приедет в Москву и проведёт на открытии моего магазина мастер-класс. Но открыться до её приезда я не успел, а мастер-класс прошёл сильно убыточно. Я ожидал 80 человек, а пришло 30. Но в каком-то смысле это был полезный опыт: во-первых, я узнал, что в Москве всё-таки есть заинтересованные в сырах люди, во-вторых, нашёл интересных партнёров и понял, с кем я сотрудничать точно не буду.

Открытие магазина

Я начал с того, что сделал сайт - за четыре месяца до открытия лавочки. Нашёл копирайтера, и он начал заполнять сайт переводными статьями о сыре, которых в Рунете почти нет. Сейчас на него с «Яндекса» заходят порядка 15 человек в день - кто-то из них может заинтересоваться и прийти лично. Я надеюсь, что ко мне будут приходить покупатели, прочитавшие о магазине в интернете, а не только местные жители.

Затем я зарегистрировал ООО, нанял бухгалтера на аутсорс. Сходил на выставку «Продэкспо» и там познакомился с поставщиками, собрал их контакты и прайсы. Когда мы начали общаться лично, цены, конечно, оказались другими. Как я понимаю, они разные для каждого клиента. Все поставщики специализируются на чём-то: кто-то возит сыры из Франции, кто-то - из Швейцарии, кто-то поставляет качественный, выдержанный пармиджано, а другие - тот же сыр, но подешевле и попроще. Дорогие сыры они в основном поставляли в рестораны. Так что мои скромные объёмы закупки большинство из них не смутили.

Есть, конечно, и проблемы. Кто-то не соглашается отрезать мне килограмм сыра на пробу - понравится ли покупателям - и требует, чтобы я купил сразу полголовы. Поставщик кухонной техники (раклетницы, жироли, фондюшницы, специальные ножи для сыра) пока отказывается отдать мне товар на реализацию: не верит, что мой магазин выживет. А мне так нравится эта марка, что я не хочу сотрудничать ни с кем другим, так что полки пока стоят пустые, ждут, когда он согласится.

Всё это время я продолжал работать в другой компании. Переломным моментом стал день, когда я нашёл помещение по адекватной цене. Решать нужно было срочно, я сидел и думал: «Ну всё, теперь либо пан, либо пропал». Совмещать работу и магазин я не хотел, поэтому нужно было увольняться. Я поговорил с женой, и мы решили, что она будет зарабатывать, пока я буду ставить на ноги магазин. Я согласился на 15 квадратных метров на станции «Новослободская» и уволился.

Траты

Ремонт стоил мне порядка 450 тысяч рублей, покупка оборудования (два холодильника, стол, фартук и пакеты с логотипом) - ещё 200 тысяч рублей из накопленных за время работы в офисе денег. На 70 тысяч рублей я закупил сыров. По стоимости сыров я не могу соперничать с «Ашаном», но у меня точно дешевле, чем в «Азбуке вкуса», и я выигрываю у обоих по ассортименту. Средний чек сейчас - где-то 350 рублей.

Работа

В ночь накануне открытия мы сидели с женой в лавочке и рисовали ценники. Мимо проходили люди, увидели нас, зашли и так захотели сыра, что мы не смогли отказать, продали. Я подумал, что это хороший знак. Однако в первые два дня после открытия ко мне практически никто не заходил, я сидел один, грустный. К тому же испугался - с сырами что-то происходило! Я всполошился, позвонил знакомым, они меня успокоили. Сыр - живой организм, он потеет, и поэтому его нужно каждый день заново перематывать плёнкой и постоянно переворачивать.

На третий день люди начали заходить: в обеденный перерыв и вечером часов с пяти. Уже появились постоянные покупатели. Я узнаю имя и записываю телефон каждого позвонившего в магазин. Чтобы затем, когда он снова позвонит, всегда называть его по имени. Для себя я нарисовал образ своего идеального покупателя - это обеспеченный, интеллигентный человек старше 30, который разбирается в вине и ценит хорошую еду.

Планы

Сейчас я с утра до вечера провожу в лавочке. Мне нравится общаться с людьми, рассказывать о сырах и самостоятельно их нарезать. Но мне катастрофически не хватает времени. За перегоревшей лампочкой мне приходится ездить ночью. У меня много планов, и, чтобы их реализовать, мне нужен помощник, который заменял бы меня в магазине хотя бы три дня в неделю. В ближайших планах - начать подавать вино к пробникам сыра, но друзья меня отговаривают, говорят, что ко мне будут приходить алкоголики и студенты, которые хотят выпить на халяву.

Я также планирую развивать интернет-магазин и проводить еженедельные дегустации в винном баре «Винтаж». Вино и сыр исторически связаны, поэтому аудитория любителей вина - потенциально и моя аудитория. Третье направление - это развитие корпоративных подарков, корзинок с сыром. Главное - решить проблему с транспортировкой, ведь сыр - скоропортящийся продукт. О франшизе я не думаю, потому что не хочу выходить за пределы семейного формата. Мне не хочется, чтобы кто-то мог просто поставить два холодильника с сыром и автоматически называться сырным сомелье.

Все мы любим разные вкусняшки. Для одних - маффины, для других - хамон, а для третьих - сыры. Вот Александр Крупецков оказался большим любителем сыра. Да таким, что даже уволился с работы и открыл свой сырный бутик. Как открыть магазин по продаже сыра – читайте в очередной истории успеха.

Адрес: Москва, Миусская площадь, 9, стр. 11.

С чего все началось

Александр по совету родителей закончил факультет математики и физики в МАИ. Отучился. Затем пошел работать программистом. Сменил несколько фирм и проектов. Получил сертификат Project Manager Professional (в России он есть всего у тысячи человек). В компании, в которой он работал, рвения к знаниям не оценили и вообще никак не отреагировали на то, что их специалист повысил свой профессиональный уровень. Александр задумался над тем, что неплохо было бы иметь свое собственное дело. Но работу в компании не бросил. На всякий случай.

На тот момент они с женой довольно много путешествовали по Европе и регулярно заходили в местные сырные лавки. Очень часто магазинчики делали дегустации, была возможность попробовать много разных сортов.

Из поездок Александр возвращался с чемоданами, полными сыра. О каждом из приобретенных сортов Александр читал в Интернете. Ему нравилось изучать эту тему. Вот так, практически сама по себе возникла идея бизнеса - возить сыры не только для себя, но и для друзей и обычных покупателей. Чтобы появились покупатели, нужно было открыть магазин, а чтобы открыть магазин – арендовать помещение. «Вот так из увлечения и простой идеи – вырос бизнес», - говорит Александр.

Воплощение идеи

Александр видел как вымирают маленькие продуктовые магазинчики и лавки, которые не выдерживают конкуренции с сетями. Чтобы не попасть в подобную ситуацию, он решил не спешить и тщательно изучить обстановку.

Вскоре Александр заметил, что начали появляться небольшие, но вполне успешные узкоспециализированные магазинчики или бутики (как их любят называть некоторые москвичи). За три месяца число частных пекарен, винотек, рыбных и мясных лавок увеличилось втрое.

Чтобы не потратить впустую очень скромный стартовый капитал, Александр начал путешествовать по городам (Киев, Харьков, Санкт-Петербург), в которых имелись конкурентоспособные магазины подобного профиля, чтобы перенимать их опыт.

Воплощать свою идею с магазином Александр начал с создания сайта. Он изначально планировал как онлайн, так и оффлайн-торговлю, но так получилось, что сайт начал работу за четыре месяца до открытия оффлайнового магазина. Сейчас сайт работает, но чаще всего люди предпочитают приходить в магазин лично. После того, как предприниматель запустил сайт - он зарегистрировал ООО и нанял бухгалтера на аутсорс. Но по-настоящему переломный момент наступил, когда Крупецков нашел подходящее помещение для своего оффлайнового магазина. Александр понял, что самое время открывать «сырный рай». Следующим шагом стало увольнение с работы и «переезд» в свой магазин (15 квадратных метров, неподалеку от станции «Новослободская»).

Первоначальные затраты

На помещение ушло 450 тысяч рублей. Покупка оборудования (два холодильника, стол, фартук и пакеты с логотипом) - это еще 200 тысяч рублей из накопленных Александром за время работы в офисе. На 70 тысяч рублей были закуплены первые сыры.

Поставщики

За время поездок в Европу Александр пришел к выводу, что самому возить сыры дорого и нерентабельно. Своих первых поставщиков Александр нашел на выставке «Продэкспо».

«Когда мы начали общаться конкретно по теме закупок, цены, конечно, оказались другими. Сейчас я понимаю, что прайс для каждого клиента разный», - делится своим опытом Александр.

По его мнению, реальный поток сырных поставок пока не налажен. Нет такого счастья как в Италии или Швейцарии, когда реселлеры компании-производителя делают поставку по прайсу производителя, если клиент имеет торговую точку с премиум-товаром.

Все московские поставщики специализируются на чем-то конкретном: кто-то возит сыры из Италии, Франции, кто-то - из Швейцарии, Австрии. Кто-то поставляет выдержанный пармиджано, а другие - тот же сыр, но существенно дешевле и более «молодой».

«Дорогие сыры они в поставляют в рестораны. Мои скромные объемы закупок большинство из них не смутили. Главное - заказывать регулярно», - советует Александр.

Продвижение

Очень скоро Александр понял, что в основе «бутиково-сырного бизнеса» лежит очень простой, но эффективный подход. Магазин сыра должен ассоциироваться у покупателей с домашним теплом и семейным уютом.

«Иначе никак. Люди платят не столько за продукт, сколько за вкус, который вызывает у них определенные ассоциации», - уточняет бизнесмен.

В воплощении идеи магазина сыров в жизнь Александру очень помогла знакомая, которая, уехав из Казахстана, открыла в Бельгии свой магазинчик.

Ольга, так звали знакомую, часто приезжала в Россию и проводила мастер-классы посвященные сырам. Она советовала, что и как лучше делать. «Бельгийские советы» имели успех в российских реалиях.

«Самый главный вопрос, который я ей задал, касался ассортимента, что мне нужно иметь в ассортименте, чтобы добиться успеха. Оля сказала, что нужно просто совместить «приятное с полезным», что нужно ориентироваться на сырные тренды, не забывая при этом про свои личные предпочтения. Так что сейчас то, что у меня продается, - это частично то, что она посоветовала, и частично то, что я пробовал и люблю сам», - говорит Александр.

Крупецков уговорил Ольгу приехать и провести мастер-класс в его бутике. Мероприятие не было многолюдным, но начинающий бизнесмен понял, что люди, которые интересуются высококачественными сырами экзотических сортов, в Москве есть.

Что касается продвижения в Интернете, то, по словам Александра, стабильно хорошо работает сайт, дает свой результат Инстаграм и постепенно наполняется новыми «сыролюбителями» группа в Фейсбуке .

Цены

Ценообразование в небольшом магазине – это отдельная тема. Александр решил проблему по-своему. Цены он назначил немного ниже, чем в продуктовых сетях, а основную ставку сделал на ассортимент.

«По стоимости сыров я не могу соперничать с «Ашаном», но у меня сейчас точно дешевле, чем в «Азбуке вкуса». Кроме того, я выигрываю у сетей по ассортименту. Те сорта, которые мне привозят – очень редкие для России. Средний чек в магазине на данный момент - где-то 350 рублей», - рассказывает Саша.

Сложности

Долгое время на западе бытовало мнение, что в России практически нет поставщиков, которые по-настоящему хорошо разбираются в сыре. Что больше коммерсантов, чем дегустаторов и гурманов. Но Александр считает, что это совсем не так. В тех магазинах, в которых он побывал, когда открывал свой магазин - картина радовала. Продавцы знали, что они продают, а покупатели знали, что они покупают.

Довелось Александру пообщаться и с теми предпринимателями, которые отказались от идеи торговать сырами. Оказалось, что причинами неудачи были очень простые вещи.

«Я говорил с бизнесменами, которым пришлось закрыть свои сырные лавочки и узнал, что именно они сделали неправильно. Виной всему стал немного небрежный подход к ведению бизнеса и простоватый ассортимент - их сыры можно было купить и в обычных магазинах, только дешевле», - говорит Крупецков.

Также проблемой были размеры поставок. Кто-то не соглашался отрезать Александру килограмм сыра на пробу и требовал, чтобы он купил сразу полголовы. Поставщик кухонной техники (раклетницы, фондюшницы, ножи для сыра) сначала отказывался отдать давать ему товар на реализацию: не верил, что магазин выживет. Но потом, видя, что магазин работает и, закрываться не собирается, он изменил свое мнение и Александр все-таки получил на реализацию ту посуду, которая ему так нравилась.

Планы

Александр почти все рабочее время находится в бутике. Ему нравится общаться с людьми, рассказывать о сырах и самостоятельно их нарезать. В ближайших планах - начать подавать вино к пробникам сыра, но друзья его отговаривают, говорят, что в «Сырный сомелье» будут приходить алкоголики и студенты, которые хотят выпить на халяву. Но Александр верен своему желанию связать два продукта - он планирует развивать интернет-магазин и проводить еженедельные дегустации в винном баре «Винтаж».

«Вино и сыр исторически связаны, поэтому аудитория любителей вина - это моя аудитория», - улыбается он. И продолжает: «Еще я хочу развивать направление корпоративных подарков, корзинок с сыром. Самое главное - решить проблему с транспортировкой, потому что сыр - скоропортящийся продукт. О франшизе я не задумываюсь - не хочу выходить за пределы семейного формата. Мне не хочется, чтобы всякий мог просто поставить два холодильника с сыром и автоматически называться «Сырным сомелье» - я свой бизнес создавал с душой».

Санкции

Наверняка у читателей возникла мысль «Все это прекрасно, а дальше-то что?». Действительно, новость о запрете на импорт продуктов сначала ввергла Александра в шок. Но, по его словам, уже удалось найти выход. Какой? Надеемся, он согласится рассказать нам об этом в следующих публикациях. Мы будем следить за развитием событий.

Почему вы решили открыть именно сырную лавку?

Это была хорошо обдуманная идея. Мне хотелось объединить все свои компетенции и знания в один проект. До этого я занимался дизайном и реновациями квартир, у меня также был опыт работы над коммерческими проектами, которые открыты и по сей день. Я всегда любил сыр, особенно мягкие сорта, как можно более ароматные и с голубой плесенью. Я несколько месяцев размышлял какой продукт хотел бы продавать, какой продукт подойдет под сетевой формат, что может стать новым и интересным, о чем можно будет рассказывать. Думал именно о том, чем интересно было бы заниматься и чему посвятить себя полностью в ближайшие 5-10 лет. И вот, однажды, ко мне приехал друг из Франции и привез сыр Мимолет*. Мы расположились на кухне, и за дружеским разговором я понял и сразу представил, что хочу делать – открыть сеть сырных магазинов (тогда еще не было названия «Сырная лавка»).

Откуда вы черпаете знания о сырах и как обучаете сотрудников, ведь каждое посещение лавки – это настоящий ликбез для простого покупателя!

О сырах я узнаю из книг. Кроме того, когда я был во Франции, то обошёл много парижских моно-лавок, где познакомился с их владельцами, с которыми мы говорили обо всем на свете, в том числе о сыре. Нашей командой я по-настоящему горжусь, она сформировалась совершенно удивительным образом. Главное для нас – это сервис и правильное общение с гостями. Нужно все делать искренне, и тогда будет настоящий результат. Поэтому с каждым будущим сотрудником мы проводили отдельное собеседование, расспрашивали о вкусах и интересах, чтобы лучше узнать друг друга. Кроме того, каждый проходил долгую стажировку в команде, где ребята изучали все нюансы работы с сырами. Со мной работала Алина Мосина, по образованию она технолог сырного и молочного производства. Она много знает о производстве и правильном хранении сыра. Алина очень ответственно подходит к любому делу, в том числе и к обучению во время стажировок.

Расскажите о ваших гостях, кто заглядывает к вам за сыром?

Сыр – уникальный продукт, его любят практически все. А мы любим наших гостей и очень ценим, когда они возвращаются и оставляют комментарии в инстаграме или в социальных сетях. В основном, это очень приятные и интересные люди.

Как обстоят дела с российскими сырами, есть ли у местных фермеров потенциал создавать высококачественный продукт?

По словам правительства и чиновников, с сырами у нас все хорошо, и западные вкусы нам не нужны. На самом деле, в России сложно производить качественные сыры по разным причинам, например, из-за особенностей терруара** или состава молока. У нас используется немного другое молоко, чем при производстве сыров на западе, наши фермеры закупают не самые лучшие корма, и подход к производству тут совсем другой. Изготовление хорошего сыра – это дорогостоящий процесс. Чтобы получить один килограмм сыра определенного сорта, порой требуется 35-50 литров чистого молока. Также, в России нет условий для производства выдержанных и сильно выдержанных сыров, никто не готов ждать по 20-36 месяцев пока сыр созреет. В Европе все устроено по-другому, там сыр – это искусство, это история, которую почитают и которой гордятся. Тем не менее, у нас есть начинающие производители, которые представлены в «Сырной лавке». Я был на их ферме, и впечатления у меня остались самые приятные. Но им пока тяжело производить сыр в больших объёмах, для этого требуется большое количество скота, земли и людей которые будут все это обслуживать на должном уровне. В России хорошо получатся свежие и полувыдержанные сыры, аналоги французских сыров: Шевр, Бюш, Сэнт-Мор и Валансе. В России никогда не было традиции производства твердых или мягких сыров, но ряженка, сметана, творог – свежие молочные продукты, у нас всегда были на очень хорошем уровне, так исторически сложилось.

Кто занимался дизайном Лавки, вы принимали в этом участие?

Фирменный стиль для нас придумывал Денис Шумов (компания М18) – очень талантливый дизайнер. Интерьер обеих лавок разрабатывал Павел Зюзин, он планировал и сопровождал строительство. Я занимался организацией строительного процесса, покупкой и подбором материалов, монтировал и разрабатывал многие вещи сам, другими словами, принимал активное участие, даже всех замучил. Но результатом я доволен, мне нравятся обе наши лавки.

* Мимолет (франц. Mimolette) - французский сыр, который традиционно производят в окрестностях города Лилль (также известный как Буль де Лилль). Этот сорт изготавливают еще в некоторых районах Бельгии и Нидерландах, например, во Фландрии.

** Терруа́р (фр. terroir от terre - земля) - совокупность почвенно-климатических факторов и особенных характеристик местности (рельеф, роза ветров, наличие водоёмов, лесных массивов, инсоляция, окружающий животный и растительный мир), определяющая сортовые характеристики сельскохозяйственной продукции, чаще всего - вина, кофе, чая, оливкового масла, сыра.

На фото нынешний ген. директор " Сырной лавки" Горгий Парцвания.

Адреса:

Санкт-Петербург

Каменноостровский пр-т, 42Б

Открыть магазин сыра под силу только истинным любителям этого чудесного продукта. Ведь для того, чтобы ваш магазин стал действительно успешным, вам просто необходимо обладать знаниями в этой области: разбираться в сортах сыра, отличать один вид сыра от другого, знать основные правила их хранения. С другой стороны, глубокие знания в этой сфере придут только с опытом.

Так же как и открытие любого другого магазина, открытие магазина сыра необходимо начать с составления бизнес-плана. Ошибка многих начинающих бизнесменов именно в том, что они упорно пропускают этот шаг. Не повторяйте ее!

Важный момент при открытии магазина – это очень разнообразный ассортимент. Важно, чтобы сыры вашего магазина были представлены в различных ценовых категориях: и дорогие и более дешевые сыры. Необходимо, чтобы кроме «экзотических» сыров в вашем магазине были и традиционные, и любимые россиянами сыры.

В конечно итоге, ассортимент подбирается исходя из вашей аудитории. Что хорошо продается, тем и торгуйте. Не забывайте, что это товар скоропортящийся и при том, достаточно, дорогой.

Тут важно грамотно подобрать позиции, которые будете заказывать и точно определить объемы поставок.

Некоторые поставщики принимают обратно не реализованный товар, с вышедшем сроком хранения.

Успех вашего магазина во многом зависит и от продавца. Если вы планируете, для начала, открывать небольшой магазинчик, то достаточно будет одного продавца.

Основная задача продавца – грамотно и терпеливо рассказывать покупателям о том или ином сорте сыра, объяснять, чем он отличается от других.

В идеале, продавец должен знать и том, в какие блюда стоит добавлять выбранный покупателем сыр, с каким вином его стоит подавать. Кстати, о вине. Вино – отличный сопутствующий товар для магазина сыров.

Особое внимание в вашем магазине стоит уделить оформлению витрины. Сыры на витрине должны выглядеть аппетитно, покупателю должно быть удобно рассматривать сыры и ориентироваться в их разнообразии.

Какие основные расходы ждут начинающего бизнесмена, решившего открыть такой магазин?

Это аренда магазина, закупка товара, холодильные камеры, витрины, прилавки. Это не считая оформления различных документов, которые необходимы для открытия продуктового магазина: разрешения, лицензии и так далее.

Вывеска вашего магазины – это его лицо. Важно, чтобы она была яркой, привлекающей внимание потенциальных покупателей.

Что касается места расположения магазина, то желательно, чтобы оно было более-менее проходимое. Идеальный вариант – расположение магазина вблизи автобусных остановок, метро, школ, универмагов и так далее.

Но самое главное, что бы рядом были магазины продуктовой направленности. Никто специально, два квартала, за сыром не побежит. Должны быть точки притяжения покупателей. И тогда при определенном авторитете вашего магазина, за сыром пойдут к вам.

Успех вашего магазина зависит только от вас! Проявите оригинальность и креативность, тогда популярность магазина не заставит себя долго ждать!



Рассказать друзьям