Большая Советская энциклопедия Что такое Мемориальные сооружения, что означает и как правильно пишется. Мемориальные объекты Смотреть что такое "Мемориальные сооружения" в других словарях

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

), предполагающие пространственно-развитое, ансамблевое решение образа. На возникновение М. с. нового времени большое воздействие оказала идея «светского храма» (посвященного прославлению идеальной человеческой личности), получившая особое развитие в эпоху Просвещения, с характерным для неё культом гения; в искусстве 18 - 1-й половине 19 вв. на место традиционной портретной статуи всё чаще выдвигается архитектурный монумент, связанный с дикой природой или пейзажным парком [утопические проекты французских (Э. Л. Булле), немецких (Ф. Жилли) зодчих, многочисленные мавзолеи], возникают М. с., в которых культовая функция или задачи прославления победоносного монарха или полководца отступают на задний план перед идеей увековечения памяти воинов - национальных героев, павших в битвах (проект храма-памятника в честь победы в Отечественной войне 1812, 1815, архитектор А. Л. Витберг, см. илл. ; мемориал героев Освободительной войны 1813 близ Келькхейма, Гессен, 1842-63, архитектор Л. фон Кленце и Фр. фон Гёртнер). На протяжении 19 в. в облике и конструкции М. с. ампир сменяется эклектикой и псевдостилями, зачастую М. с. приобретают помпезный, ложно-торжественный вид (монумент Виктору Эммануилу II в Риме, 1885-1911, архитектор Дж. Саккони, см. илл. ; памятник Битвы народов близ Лейпцига, 1898-1913, архитектор Б. Шмиц, скульптор Ф. Мецнер). Многочисленные М. с. 10-30-х гг. 20 в. (посвящённые преимущественно жертвам 1-й мировой войны 1914-18), связанные с традициями «Модерн а» и национально-романтических течений, отличаются тягучими, тяжеловесными ритмами, пристрастием к метафорическому осмыслению мотива человеческого тела, застывающего в мёртвой материи камня или высвобождающегося из него, иногда - использованием элементов народной архитектуры (проект памятника «Мировому страданию», 1915, скульптор И. Д. Шадр; ансамбль Братского кладбища в Риге, 1924-1936, скульптор К. Зале, архитектор А. Бирзениек и др., см. илл. ; памятник Неизвестному солдату на горе Авала близ Белграда, 1934-38, скульптор и архитектор И. Мештрович, см. илл. ; комплекс в Тыргу-Жиу, 1937-38, скульптор и архитектор К. Брынкуши, см. илл. ). Мемориальные здания и музеи этого периода носят преимущественно неоклассицистический характер (мемориалы А. Линкольна, 1914-22, архитектор Г. Бэкон, см. илл. ; и Т. Джефферсона, 1939-41, архитектор Дж. Р. Поуп и др.; оба - в Вашингтоне). Особенно многотипны М. с., воздвигнутые после 2-й мировой войны 1939-45, строительство которых всё чаще принимает характер общегосударственного дела. Посвящённые павшим воинам и жертвам фашистского террора, а также различным событиям национальной истории, они представляют собой сложные комплексы архитектуры и организованного ландшафта, пластики и монументально-декоративной живописи, строятся на симфонически-многообразных контрастах и созвучиях пространственных планов, создающих то подавленно-скорбное, то возвышенно-патетическое настроение; значительно возрастает роль надписей, образно комментирующих основную тему М. с. Если в многочисленных М. с., оформляющих кладбища американских солдат (кладбище близ Флоренции, 1959, архитектор Ф. Мак-Ким, У. Мид и С. Уайт, скульптор Э. Во и др.), преобладает холодная и несколько абстрактная идеализация, то лучшие из комплексов, созданных европейскими мастерами (комплекс на Виа Аппиа близ Рима, 1951, архитектор Дж. Априле и др., скульпторы Ф. Кочча, Мирко; мемориал погибшим воинам-освободителям в Мостаре, 1960-1965, архитектор Б. Богданович; М. с. на месте фашистских концлагерей в ГДР: в Бухенвальде, 1958, скульпторы Ф. Кремер, В. Грцимек и др., см. илл. ; в Заксенхаузене, 1956-60, скульпторы Р. Грец, В. Грцимек, автор витражей В. Вомака; в Равенсбрюке, 1956-59, скульпторы В. Ламмерт и др.; все - архитекторы Л. Дейтерс, Х. Кутцат и др.; парижский подземный мемориал погибшим в концлагерях, 1961, архитектор А. Пенгюссон), не только навевают скорбь о погибших, но, рождая иллюзию непосредственной близости трагических событий, воспитывают активное и сознательное отношение к истории. В новом типе исторического мемориала (кроме М. с., связанных с последней войной, - памятник силезским повстанцам близ Катовице, 1949-52, скульптор К. Дуниковский; мемориал на поле Грюнвальдской битвы 1410, 1959-60, скульптор Е. Бандура) главное значение приобретает не сама музейная экспозиция (хотя она и может включаться в комплекс), а выразительность архитектурно-пластических масс, органически связанных с тектоникой естественного рельефа, а в городском окружении - с закономерностями застройки.

М. с. играют важную роль в патриотическом воспитании советских людей, в образной, ярко эмоциональной форме напоминая о важнейших вехах истории народов СССР. К лучшим образцам ранних советских М. с. относятся Марсово поле в Ленинграде (1917-23, архитектор Л. В. Руднев, И. А. Фомин) и Мавзолей В. И. Ленина (1924-30, архитектор А. В. Щусев, соавтор И. А. Француз) на Красной площади в Москве. В послевоенное время создание М. с. увенчивает массовое движение по увековечению памяти советских воинов и жертв фашистского террора. Наряду с ансамблями, построенными на чередовании эпически-повествовательных монументально-скульптурных образов, советские мастера создают комплексы, где ведущую роль играют экспрессивные сочетания символически-обобщённых элементов, т. н. монументальных знаков. Среди наиболее значительных советские М. с. 1940-60-х гг. мемориалы: героям штурма Кёнигсберга в Калининграде (1945-1946, скульпторы Ю. Микенас, Б. Пундзюс, архитектор С. С. Нанушьян, И. Д. Мельчаков), воинам Советской Армии в Трептов-парке в Берлине (1946-1949, скульптор Е. В. Вучетич, архитектор Я. Б. Белопольский и др., см. илл. ), на Пискарёвском кладбище (См. Пискарёвское кладбище) в Ленинграде (1960, скульпторы В. В. Исаева и др., архитектор А. В. Васильев, Е. А. Левинсон), жертвам фашистского террора в Пирчюпис е (1960, скульптор Г. Йокубонис, архитектор В. Габрюнас, см. илл. ) и Саласпилс е (1961-67, скульпторы Л. В. Буковский, Я. Заринь и др., архитектор О. Н. Закаменный и др., см. илл. ), на Мамаевом кургане в Волгограде (1963-67, скульпторы Е. В. Вучетич и др., архитектор Я. Б. Белопольский, В. А. Дёмин, см. илл. ), «Неизвестному солдату» в Москве (1967, архитектор Д. И. Бурдин, В. А. Климов), в Хатыни (См. Хатынь) (1968-69, скульптор С. И. Селиханов, архитекторы Ю. М. Градов, В. П. Занкович, Л. М. Левин, см. илл. ), гигантский комплекс «Зелёный пояс Славы» вокруг Ленинграда (см. ст. Ленинградская битва 1941-44), комплекс «Брестская крепость-герой» в Бресте (1966-71, скульпторы А. П. Кибальников, А. О. Бембель и др., архитектор В. А. Король и др.). Кроме М. с., посвящённых Великой Отечественной войне 1941-45, к лучшим советским М. с. относятся: Ленинский мемориал в Ульяновске (1967-70, архитектор Б. С. Мезенцев и др.), памятник жертвам геноцида армян 1915 в Ереване (1967, архитекторы С. Калашян, А. Тарханян), памятник в честь битвы под Сардарапатом (1918) в Октемберянском районе Армянской ССР (1968, архитектор Р. Исраэлян, скульпторы А. Арутюнян и др.; см. илл. ), мавзолей «26 бакинских комиссаров» в Баку (1968, архитекторы Г. Алескеров, А. Гусейнов, скульпторы И. Зейналов, Н. Мамедов; см. илл. ), памятник жертвам фашизма в Аблинге (Литовской ССР; дерево, 1972, скульпторы В. Майорас, Й. Ушкурнис и др., архитектор Д. Юхнявичюте).

Лит.: Историко-революционные памятники СССР. Краткий справочник, М., 1972; Советская скульптура наших дней, [сб.], М., 1973.

М. Н. Соколов.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Мемориальные сооружения" в других словарях:

    - (от лат. memorialis памятный), произведения изобразительного искусства и архитектуры. создаваемые в память отдельных лиц и исторических событий: памятник, монумент, пирамида, гробница, надгробие, мавзолей, арка триумфальная, колонна,… … Художественная энциклопедия

    Музеи, посвященные выдающимся историческим событиям, государственным, политическим, общественным и военным деятелям, деятелям науки, литературы и искусства. М. м. создаются обычно на базе охраняемых государством памятных комплексов:… … Большая советская энциклопедия

    Скульптурно архит. сооружения, воздвигнутые в память погибшим в войнах и гражд. смутах, обязательно с пофамильными списками посл. Всего в г. насчитывается 11 комплексов. Наиб. кол во мемориалов (8) посв. погибшим в Вел. Отеч. войне: памяти раб.… … Екатеринбург (энциклопедия)

    Мемориальные колонны - памятные мону ментальные сооружения в Др. Риме, воздвигавшиеся в честь выдающихся личностей, прежде всего императоров. В Риме хорошо сохранились М. к. Траяна и Марка Аврелия, первоначально увенчанные статуями этих императоров. На стволах… … Словарь античности

Мемориальные сооружения

(от лат. memorialis - памятный), произведения изобразительного искусства и архитектуры. создаваемые в память отдельных лиц и исторических событий: памятник, монумент, пирамида, гробница, надгробие, мавзолей, арка триумфальная, колонна, обелиск; в современной практике - архитектурно-скульптурные комплексы (иногда в сочетании с другими видами искусства) или произведения архитектуры (мавзолеи, мемориальные музеи), предполагающие пространственно-развитое, ансамблевое решение образа. На возникновение мемориального сооружения нового времени большое воздействие оказала идея "светского храма", получившая особое развитие в эпоху Просвещения с характерным для неё культом гения. В искусстве XVIII - первой половины XIX вв. на место традиционной портретной статуи выдвигается архитектурный монумент, связанный с естественным природным окружением или пейзажным парком; возникают мемориальные сооружения, в которых культовая функция или задачи прославления победоносного монарха или полководца отступают на задний план перед идеей увековечения памяти воинов - национальных героев, павших в битвах (проект храма-памятника в честь победы в Отечественной войне 1812 (1815, архитектор А. Л. Витберг)). В последней четверти XIX в. в облике мемориальных сооружений превалируют эклектизм и псевдостили, мемориальные сооружения приобретают помпезный, ложно-торжественный вид (памятник Битвы народов близ Лейпцига, 1898-1913, архитектор Б. Шмиц, скульптор Ф. Мецнер). Мемориальные сооружения 1920-30-х гг. связаны с традициями стиля "модерн" и национально-романтических течений; они посвящены в основном жертвам Первой мировой войны 1914-18 (ансамбль Братского кладбища в Риге, 1924-36, скульптор К. Зале, архитектор А. Бирзениек и др.). Мемориальные здания и музеи носят неоклассицистический характер (мемориал А. Линкольна в Вашингтоне, 1914-22, архитектор Г. Бэкон и др.).

После Второй мировой войны 1939-45 строительство мемориальных сооружений принимает характер общегосударственного дела. Мемориальные сооружения посвящены павшим воинам и жертвам фашизма и представляют собой сложные комплексы архитектуры и организованного ландшафта, пластики и монументально-декоративного искусства с надписями и иногда световыми и звуковыми образами (кладбище близ Флоренции, 1959, архитекторы Ф. Мак-Ким, У. Мид, С. Уайт, скульптор Э. Во и др.; мемориальные сооружения на месте фашистских концлагерей в ГДР, парижский подземный мемориал погибшим в концлагерях, на острове Сите, 1961, архитектор Ж. А. Пенгюссон).

В СССР мемориальные сооружения играют важную роль в патриотическом воспитании советских людей, в образной, эмоциональной форме напоминая о важнейших вехах истории народов СССР (Марсово поле в Ленинграде, Мавзолей В. И. Ленина в Москве), увековечивают память воинов и жертв фашистского террора. Наряду с ансамблями, построенными на чередовании эпически-повествовательных, монументально-скульптурных образов, советские мастера создают комплексы, где ведущую роль играют экспрессивные сочетания символически обобщённых элементов, так называемых монументальных знаков.

Среди наиболее значительных советских мемориальных сооружений - мемориалы воинам Советской Армии в Трептов-парке в Берлине (1946-49, скульптор Е. В. Вучетич, архитектор Я. Б. Белопольский), на Пискарёвском кладбище в Ленинграде (1960), на территории Брестской крепости (1971), жертвам фашистского террора в Пирчюписе (1960) и Саласпилсе (1961-67), в Хатыни (1968-69), на Мамаевом кургане в Волгограде, а также Ленинский мемориал в Ульяновске и др. Литература: Историко-революционные памятники СССР. Краткий справочник, М., 1972.

(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

  • - мемориа́льные до́ски Самые древние из ныне существующих в Москве мемориальных досок — белокаменные резные доски на Спасской башне Кремля; надписи —...

    Москва (энциклопедия)

  • - в Ленинграде и области, являются отделами Музея В. И. Ленина в Ленинграде. Музеи-квартиры: переулок Ильича, дом 7/4. На этой квартире Ленин жил и работал 12 февраля 1894 - 25 апреля 1895...

    Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • - В Екат. учтено 367 досок, классифицированных по трем категориям: персоналистские, событийные и фиксирующие пам. истории и арх-ры...

    Екатеринбург (энциклопедия)

  • - скульптурно-архит. сооружения, воздвигнутые в память погибшим в войнах и гражд. смутах, обязательно с пофамильными списками посл. Всего в г. насчитывается 11 комплексов...

    Екатеринбург (энциклопедия)

  • - памятные мону ментальные сооружения в Др. Риме, воздвигавшиеся в честь выдающихся личностей, прежде всего императоров...

    Словарь античности

  • - К подразделу "" относятся инженерно - строительные объекты, назначением которых является создание условий, необходимых для осуществления процесса производства путем выполнения тех или иных технических функций, не...

    Словарь бизнес терминов

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - все операции предприятия, кроме кассовых...

    Справочный коммерческий словарь

  • - музеи, посвященные выдающимся революционерам, гос., парт. и воен. деятелям, ученым, писателям, деятелям иск-ва, а также отдельным ист. событиям. Предшественником М. м. можно считать "Императорский...

    Советская историческая энциклопедия

  • - вид основных фондов по натурально-вещевому признаку...

    Большой экономический словарь

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - "...: результат деятельности исполнителя, направленной на удовлетворение потребностей потребителя в сохранении памяти об умерших или погибших и содержание мест захоронений...

    Официальная терминология

  • - "...: документ установленной формы, удостоверяющий оказание услуг на платной основе при заключении договора на ритуальные и мемориальные услуги..." Источник: "УСЛУГИ БЫТОВЫЕ. УСЛУГИ РИТУАЛЬНЫЕ. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ...

    Официальная терминология

  • - музеи, посвященные выдающимся историческим событиям, государственным, политическим, общественным и военным деятелям, деятелям науки, литературы и искусства...
  • - в широком смысле - любые произведения изобразительного искусства и архитектуры, создаваемые в память отдельных лиц и исторических событий: Памятник, Монумент, Пирамида, Гробница, Надгробие, Мавзолей, Мазар,...

    Большая Советская энциклопедия

"Мемориальные сооружения" в книгах

Очистные сооружения

автора Журавлёв Андрей Юрьевич

Очистные сооружения

Из книги До и после динозавров автора Журавлёв Андрей Юрьевич

Очистные сооружения В мезозое животные с активным обменом веществ заняли место тех, кто был излишне пассивен.Морские лилии с мелкими чашечками сменили родственников с крупными чашечками. Хотя и те и другие сосуществовали в палеозое, крупночашечные, не отличавшиеся

Мемориальные доски

Из книги автора

Мемориальные доски Одна из мемориальных досок с портретом Быкова находится на стене одного из студийных корпусов Киностудии художественных фильмов им. Довженко (проспект Победы, 44), где последнее время работал Леонид Быков и где находился его рабочий кабинет. Студийные

Оборонительные сооружения

Из книги На пороге войны автора

Оборонительные сооружения Вопросы обороны в нашей стране всегда были в центре внимания. Еще с тех времен, когда я в Баку посещал школу общественных знаний, хорошо помнилась работа В. И. Ленина «О «левом» ребячестве и о мелкобуржуазности». Она написана с большой страстью,

Оборонительные сооружения

Из книги НА ПОРОГЕ ВОЙНЫ автора Емельянов Василий Семёнович

Оборонительные сооружения Вопросы обороны в нашей стране всегда были в центре внимания. Еще с тех времен, когда я в Баку посещал школу общественных знаний, хорошо помнилась работа В.И. Ленина «О «левом» ребячестве и о мелкобуржуазности». Она написана с большой страстью, и

Из книги Музеи Петербурга. Большие и маленькие автора Первушина Елена Владимировна

МЕМОРИАЛЬНЫЕ И ЛИТЕРАТУРНЫЕ МУЗЕИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

9. Мемориальные места в пространстве и во времени

Из книги Длинная тень прошлого. Мемориальная культура и историческая политика автора Ассман Алейда

9. Мемориальные места в пространстве и во времени Особой задачей мемориальных мест в пространстве и во времени является возвращение тех или иных событий прошлого в настоящее. Подобное осовременивание прошлого происходит в определенной пространственной локализации за

СООРУЖЕНИЯ

Из книги 100 великих чудес техники автора Мусский Сергей Анатольевич

СООРУЖЕНИЯ Плотины Гидроэлектростанция (ГЭС) – это комплекс сложных гидротехнических сооружений и оборудования. Его назначение – преобразовывать энергию потока воды в электрическую энергию. Гидравлическая турбина – главный двигатель на ГЭС. С ее помощью энергия

Музеи мемориальные

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МУ) автора БСЭ Из книги Живее всех живых.Заметки о Шерлоке Холмсе автора Шабуров Александр Евгеньевич

2. Мемориальные доски и памятники Мемориальных досок тоже существует немало. Они украшают: бар «Критерион» на Пиккадилли, где доктор Ватсон впервые узнал о существовании Шерлока Холмса; химическую лабораторию больницы Святого Варфоломея, где произошла их первая

Аморально-мемориальные доски

Из книги автора

Аморально-мемориальные доски Больше всего меня возмутило лицемерие властьпридержащих, когда в Питере на доме Мурузи на Литейном проспекте прибили, как гвоздями к кресту, гранитную доску с надписью «Здесь жил поэт Иосиф Бродский». Сделано было это при Собчаке и Путине,

Мемориальные издания

Из книги Печальные ритуалы императорской России автора Логунова Марина Олеговна

Эта статья написана с целью ознакомления с некоторыми мемориальными комплексами, размещенными на территории нашей страны и за ее пределами.

Что представляет собой мемориальный комплекс?

Как правило, речь идет о парках с определенными разграничительными линиями и четкой планировкой. Здесь часто присутствуют крупные партеры и широкие аллеи. Кроме того, окружен многочисленными зелеными насаждениями и деревьями, предпочтительно с плакучей или пирамидальной кроной.

Мемориальные комплексы - это некая территория с монументальными архитектурными сооружениями, такими, как:

  1. Пантеоны.
  2. Скульптурные группы.
  3. Мавзолеи.
  4. Памятники.
  5. Обелиски и др.

Все эти вышеперечисленные монументы посвящены выдающимся историческим событиям из истории государства и населяющего его народа.

Вечный огонь

Одной из самых выдающихся достопримечательностей Нижнего Новгорода является мемориальный комплекс «Вечный Огонь». Он находится на территории Нижегородского Кремля. Этот монументальный ансамбль был основан в 1965 году, тогда еще населенный пункт назывался г. Горьким. Памятник посвящен ратным подвигам и заслугам героев ВОВ. Это место имеет огромное значение для жителей города, ведь очень много людей сложило свои головы за мирное небо для своих детей и правнуков. Девятого мая 1970 года на территории мемориала был установлен танк Т-134. В 1980 году возле него организовали почетный караул, состоящий из школьников.

В центре монументального ансамбля находится Вечный огонь. Сам мемориальный комплекс представляет собой две черные стелы. Возле первой, высота которой не превышает полутора метров, располагается множество позолоченных венков. Это своего рода символ пропавших без вести солдат. На второй стеле изображены двое бойцов. Также на ней написаны даты начала и окончания войны. Сзади расположена надпись о славе горьковчанам, которые погибли в боях за независимость и свободу нашей Родины.

Открытие первого Вечного огня

Постоянно горящий Вечный огонь символизирует память о каком-нибудь знаменательном событии или человеке. Непрерывное горение пламени поддерживается подачей газа к определенному месту. Очень часто входит Вечный огонь в мемориальные комплексы, он практически является постоянным соседом этого монументального сооружения.

Первым таким комплексом с Вечным огнем стал архитектурный памятник, построенный под в Париже (Франция) в 1921 году. Это один из первых мемориалов, посвященный павшим в боях солдатам.

Мемориальный комплекс Славы

Он был открыт накануне 65 годовщины со времен Победы в войне - 8 мая 2010 года. Это крупнейшее сооружение подобного рода на Северном Кавказе. Он расположен в центре города Грозный. Строительство монумента заняло около 6 месяцев.

Знаменитое сооружение занимает более 5 га площади. У входа в мемориал расположен памятник бывшему командиру, герою Советского Союза, Мовлиду Висаитову. Монумент четырехугольной формы и состоит из 2 уровней. Первый подземный - это музей первого президента Чеченской Республики А. Кадырова. Верхний уровень, который имеет мемориальный комплекс, - это различные ретроспективы с изображениями, раскрывающие ключевые эпизоды ВОВ. В этой же части размещены портретные барельефы сорока героев а также людей различной национальности, которые в этот период времени проживали на территории республики.

Верхний уровень увенчан огромным стеклянным куполом. Над центральной частью мемориала установлен позолоченный шпиль высотой в 40 метров. Он стилизован под военную средневековую По всему периметру архитектурного ансамбля разбит парк - Аллея Славы. Здесь установлено сорок мемориальных плит. На них написаны имена жителей Чечни, которые участвовали в Великой Отечественной войне.

На самом верхнем ярусе сооружения находится Вечный огонь, который горит в память о героях, отстоявших независимость и свободу нашей Родины. В торжественные даты мемориальный комплекс смогут одновременно посетить и почтить память героев более 15 тысяч человек. Монумент оснащен двумя телевизионными экранами, на которых транслируются различные видеоролики. К сожалению, не все мемориальные комплексы имеют такие большие масштабы.

Самые крупные мемориальные комплексы, посвященные ВОВ

Наиболее крупные культурные объекты нашей страны, посвященные Второй Мировой войне в память о победе советского народа над фашистской Германией:

  1. Мамаев курган в Волгограде.
  2. Мемориальный комплекс Славы имени А. Кадырова в Грозном.

Нужны ли мемориальные комплексы и памятники в наше время? все реже интересуется историй. Тем не менее, нынешнее поколение не должно забывать о знаменательных датах, героях и различных подвигах, совершенных во имя мира на всей земле. Именно мемориалы с Вечным огнем будут напоминать нам об этом.

Что такое "Мемориальные сооружения"? Как правильно пишется данное слово. Понятие и трактовка.

Мемориальные сооружения в широком смысле - любые произведения изобразительного искусства и архитектуры, создаваемые в память отдельных лиц и исторических событий: Памятник, Монумент, Пирамида, Гробница, Надгробие, Мавзолей, Мазар, Арка триумфальная, Колонна, Обелиск, Храм; в современной практике - архитектурно-скульптурные комплексы (иногда включающие в себя произведения и др. видов искусства) или произведения архитектуры (мавзолеи, Мемориальные музеи), предполагающие пространственно-развитое, ансамблевое решение образа. На возникновение М. с. нового времени большое воздействие оказала идея «светского храма» (посвященного прославлению идеальной человеческой личности), получившая особое развитие в эпоху Просвещения, с характерным для неё культом гения; в искусстве 18 - 1-й половине 19 вв. на место традиционной портретной статуи всё чаще выдвигается архитектурный монумент, связанный с дикой природой или пейзажным парком [утопические проекты французских (Э. Л. Булле), немецких (Ф. Жилли) зодчих, многочисленные мавзолеи], возникают М. с., в которых культовая функция или задачи прославления победоносного монарха или полководца отступают на задний план перед идеей увековечения памяти воинов - национальных героев, павших в битвах (проект храма-памятника в честь победы в Отечественной войне 1812, 1815, архитектор А. Л. Витберг, см. илл.; мемориал героев Освободительной войны 1813 близ Келькхейма, Гессен, 1842-63, архитектор Л. фон Кленце и Фр. фон Гёртнер). На протяжении 19 в. в облике и конструкции М. с. ампир сменяется эклектикой и псевдостилями, зачастую М. с. приобретают помпезный, ложно-торжественный вид (монумент Виктору Эммануилу II в Риме, 1885-1911, архитектор Дж. Саккони, см. илл.; памятник Битвы народов близ Лейпцига, 1898-1913, архитектор Б. Шмиц, скульптор Ф. Мецнер). Многочисленные М. с. 10-30-х гг. 20 в. (посвящённые преимущественно жертвам 1-й мировой войны 1914-18), связанные с традициями «Модерна» и национально-романтических течений, отличаются тягучими, тяжеловесными ритмами, пристрастием к метафорическому осмыслению мотива человеческого тела, застывающего в мёртвой материи камня или высвобождающегося из него, иногда - использованием элементов народной архитектуры (проект памятника «Мировому страданию», 1915, скульптор И. Д. Шадр; ансамбль Братского кладбища в Риге, 1924-1936, скульптор К. Зале, архитектор А. Бирзениек и др., см. илл.; памятник Неизвестному солдату на горе Авала близ Белграда, 1934-38, скульптор и архитектор И. Мештрович, см. илл.; комплекс в Тыргу-Жиу, 1937-38, скульптор и архитектор К. Брынкуши, см. илл.). Мемориальные здания и музеи этого периода носят преимущественно неоклассицистический характер (мемориалы А. Линкольна, 1914-22, архитектор Г. Бэкон, см. илл.; и Т. Джефферсона, 1939-41, архитектор Дж. Р. Поуп и др.; оба - в Вашингтоне). Особенно многотипны М. с., воздвигнутые после 2-й мировой войны 1939-45, строительство которых всё чаще принимает характер общегосударственного дела. Посвящённые павшим воинам и жертвам фашистского террора, а также различным событиям национальной истории, они представляют собой сложные комплексы архитектуры и организованного ландшафта, пластики и монументально-декоративной живописи, строятся на симфонически-многообразных контрастах и созвучиях пространственных планов, создающих то подавленно-скорбное, то возвышенно-патетическое настроение; значительно возрастает роль надписей, образно комментирующих основную тему М. с. Если в многочисленных М. с., оформляющих кладбища американских солдат (кладбище близ Флоренции, 1959, архитектор Ф. Мак-Ким, У. Мид и С. Уайт, скульптор Э. Во и др.), преобладает холодная и несколько абстрактная идеализация, то лучшие из комплексов, созданных европейскими мастерами (комплекс на Виа Аппиа близ Рима, 1951, архитектор Дж. Априле и др., скульпторы Ф. Кочча, Мирко; мемориал погибшим воинам-освободителям в Мостаре, 1960-1965, архитектор Б. Богданович; М. с. на месте фашистских концлагерей в ГДР: в Бухенвальде, 1958, скульпторы Ф. Кремер, В. Грцимек и др., см. илл.; в Заксенхаузене, 1956-60, скульпторы Р. Грец, В. Грцимек, автор витражей В. Вомака; в Равенсбрюке, 1956-59, скульпторы В. Ламмерт и др.; все - архитекторы Л. Дейтерс, Х. Кутцат и др.; парижский подземный мемориал погибшим в концлагерях, 1961, архитектор А. Пенгюссон), не только навевают скорбь о погибших, но, рождая иллюзию непосредственной близости трагических событий, воспитывают активное и сознательное отношение к истории. В новом типе исторического мемориала (кроме М. с., связанных с последней войной, - памятник силезским повстанцам близ Катовице, 1949-52, скульптор К. Дуниковский; мемориал на поле Грюнвальдской битвы 1410, 1959-60, скульптор Е. Бандура) главное значение приобретает не сама музейная экспозиция (хотя она и может включаться в комплекс), а выразительность архитектурно-пластических масс, органически связанных с тектоникой естественного рельефа, а в городском окружении - с закономерностями застройки.

) или произведения архитектуры ( , ), предполагающие пространственно-развитое, ансамблевое образа. На возникновение Мемориальные сооружения нового времени большое воздействие оказала идея «светского храма» (посвященного прославлению человеческой ), получившая особое развитие в эпоху Просвещения, с характерным для неё культом гения; в 18 - 1-й половине 19 вв. на место традиционной портретной статуи всё чаще выдвигается , связанный с дикой природой или пейзажным парком [утопические проекты французских (Э. Л. Булле), немецких (Ф. Жилли) зодчих, многочисленные , возникают Мемориальные сооружения, в которых культовая функция или задачи прославления победоносного монарха или полководца отступают на задний план перед идеей увековечения памяти воинов - национальных героев, павших в битвах (проект храма-памятника в честь победы в Отечественной войне 1812, 1815, архитектор , см. илл. ; мемориал героев Освободительной войны 1813 близ Келькхейма, Гессен, 1842-63, архитектор Л. фон Кленце и Фр. фон Гёртнер). На протяжении 19 в. в облике и конструкции Мемориальные сооружения ампир сменяется и псевдостилями, зачастую Мемориальные сооружения приобретают помпезный, ложно-торжественный вид (монумент Виктору Эммануилу II в Риме, 1885-1911, архитектор Дж. Саккони, см. илл. ; памятник Битвы народов близ Лейпцига, 1898-1913, архитектор Б. Шмиц, Ф. Мецнер). Многочисленные Мемориальные сооружения 10-30-х гг. 20 в. (посвящённые преимущественно жертвам 1-й мировой войны 1914-18), связанные с традициями и национально-романтических течений, отличаются тягучими, тяжеловесными ритмами, пристрастием к метафорическому осмыслению мотива человеческого тела, застывающего в мёртвой материи камня или высвобождающегося из него, иногда - использованием элементов народной (проект «Мировому страданию», 1915, ; ансамбль Братского кладбища в Риге, 1924-1936, скульптор , архитектор А. Бирзениек и др., см. илл. ; памятник Неизвестному солдату на горе Авала близ Белграда, 1934-38, скульптор и архитектор , см. илл. ; комплекс в , 1937-38, скульптор и архитектор , см. илл. ). Мемориальные здания и музеи этого периода носят преимущественно неоклассицистический характер (мемориалы А. Линкольна, 1914-22, архитектор Г. Бэкон, см. илл. ; и Т. Джефферсона, 1939-41, архитектор Дж. Р. Поуп и др.; оба - в Вашингтоне). Особенно многотипны Мемориальные сооружения, воздвигнутые после 2-й мировой войны 1939-45, которых всё чаще принимает характер общегосударственного дела. Посвящённые павшим воинам и жертвам фашистского террора, а также различным событиям национальной истории, они представляют собой сложные комплексы архитектуры и организованного , и монументально-декоративной , строятся на симфонически-многообразных и пространственных планов, создающих то подавленно-скорбное, то возвышенно-патетическое ; значительно возрастает роль надписей, образно комментирующих основную тему Мемориальные сооружения Если в многочисленных Мемориальные сооружения, оформляющих кладбища американских солдат ( близ Флоренции, 1959, архитектор Ф. Мак-Ким, и С. Уайт, скульптор Э. Во и др.), преобладает холодная и несколько абстрактная идеализация, то лучшие из комплексов, созданных европейскими мастерами (комплекс на Виа Аппиа близ Рима, 1951, архитектор Дж. Априле и др., скульпторы Ф. Кочча, Мирко; мемориал погибшим воинам-освободителям в Мостаре, 1960-1965, архитектор ; Мемориальные сооружения на месте фашистских концлагерей в ГДР: в Бухенвальде, 1958, скульпторы , В. Грцимек и др., см. илл. ; в Заксенхаузене, 1956-60, скульпторы Р. Грец, В. Грцимек, автор витражей ; в Равенсбрюке, 1956-59, скульпторы В. Ламмерт и др.; все - архитекторы Л. Дейтерс, Х. Кутцат и др.; парижский подземный мемориал погибшим в концлагерях, 1961, архитектор А. Пенгюссон), не только навевают скорбь о погибших, но, рождая иллюзию непосредственной близости трагических событий, воспитывают активное и сознательное отношение к истории. В новом типе исторического мемориала (кроме Мемориальные сооружения, связанных с последней войной, - памятник силезским повстанцам близ , 1949-52, скульптор ; мемориал на поле Грюнвальдской битвы 1410, 1959-60, скульптор Е. Бандура) главное приобретает не сама музейная экспозиция (хотя она и может включаться в комплекс), а выразительность архитектурно-пластических масс, органически связанных с тектоникой естественного рельефа, а в городском - с закономерностями застройки.

Мемориальные сооружения играют важную роль в патриотическом советских людей, в образной, ярко эмоциональной форме напоминая о важнейших вехах истории народов . К лучшим образцам ранних советских Мемориальные сооружения относятся в Ленинграде (1917-23, архитектор , ) и (1924-30, архитектор , соавтор И. А. Француз) на Красной площади в Москве. В послевоенное время создание Мемориальные сооружения увенчивает массовое движение по увековечению памяти советских воинов и жертв фашистского террора. Наряду с ансамблями, построенными на чередовании эпически-повествовательных монументально-скульптурных образов, советские мастера создают комплексы, где ведущую роль играют экспрессивные символически-обобщённых элементов, т. н. монументальных знаков. Среди наиболее значительных советские Мемориальные сооружения 1940-60-х гг. мемориалы: героям штурма Кёнигсберга в Калининграде (1945-1946, Б. Пундзюс, архитектор С. С. Нанушьян, И. Д. Мельчаков), воинам Советской Армии в Трептов-парке в Берлине (1946-1949, скульптор , архитектор и др., см. илл. ), на в Ленинграде (1960, В. В. Исаева и др., архитектор А. В. Васильев, ), жертвам фашистского террора в (1960, архитектор В. Габрюнас, см. илл. ) и (1961-67, и др., архитектор и др., см. илл. ), на Мамаевом кургане в Волгограде (1963-67, скульпторы и др., архитектор , см. илл. ), «Неизвестному солдату» в Москве (1967, архитектор , В. А. Климов), в (1968-69, архитекторы , см. илл. ), гигантский комплекс «Зелёный пояс Славы» вокруг Ленинграда (см. ст. ), комплекс «Брестская крепость-герой» в Бресте (1966-71, и др., архитектор и др.). Кроме Мемориальные сооружения, посвящённых Великой Отечественной войне 1941-45, к лучшим советским Мемориальные сооружения относятся: в Ульяновске (1967-70, архитектор и др.), жертвам геноцида армян 1915 в Ереване (1967, архитекторы С. Калашян, А. Тарханян), памятник в честь битвы под Сардарапатом (1918) в Октемберянском районе Армянской ССР (1968, архитектор , и др.; см. илл. ), «26 бакинских комиссаров» в (1968, архитекторы Г. Алескеров, А. Гусейнов, скульпторы И. Зейналов, Н. Мамедов; см. илл. ), памятник жертвам фашизма в Аблинге (Литовской ССР; дерево, 1972, скульпторы В. Майорас, Й. Ушкурнис и др., архитектор Д. Юхнявичюте).

Лит.: Историко-революционные памятники . Краткий , М., 1972; наших дней, [сб.], М., 1973.

Белград. Гора Авала. Памятник Неизвестному солдату.

Ф. Кремер. Группа Монумента борцам Сопротивления фашизму в Бухенвальде. Бронза. Фрагмент. 1958.

Г. Йокубонис. «Мать» (фрагмент). Скульптурная часть памятника жертвам фашизма в деревне Пирчюпис (Варенский район). Гранит. 1960.

А. Л. Витберг. Проект храма-памятника в честь победы в Отечественной войне 1812.

Мемориальный комплекс Хатынь (Белорусская ССР). 1968-69. Архитекторы Ю. М. Градов, В. П. Занкович, Л. М. Левин.

«Стоять на смерть!». Железобетон. Фрагмент памятника-ансамбля героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане в Волгограде (1963-67, скульпторы Е. В. Вучетич и др., архитекторы Я. Б. Белопольский и др.).

К. Брынкуши. «Врата поцелуя». Мемориальный комплекс в Тыргу-Жиу. 1937-38.

Мемориал жертвам фашизма в Аблинге (Литовская ССР). Дерево. 1972. Скульпторы В. Майорас, Й. Ушкурнис и др., архитектор Д. Юхнявичюте.

Музей-памятник боевого содружества Советской Армии и Войска Польского в с. Ленино (Белорусская ССР). 1968. Архитекторы Я. Б. Белопольский и В. И. Хавин, скульптор В. Е. Цигаль.



Рассказать друзьям