Большой Театр. История и современность

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Оригинал взят у vladimirtan в Большой Театр, названный современниками Колизеем


Всего 13 фото

Строительство Большого Петровского театра архитектором Осипом Бове стало настоящим событием для Москвы начала XIX века. Большой театр был призван прославлять город, одержавший победу в войне 1812 года. Этому как нельзя лучше способствовал величественный классический стиль. На портике установили скульптурную группу, изображающую Аполлона на колеснице. Прекрасное восьмиколонное здание, по признанию современников, стало лучшим театром в Европе и по масштабам уступало только миланскому "Ла Скала". Его открытие состоялось 6 января 1825 года. Новое здание горожане называли "Колизей". Петровский театр «как феникс из развалин возвысил стены свои в новом блеске и великолепии».


02 Проект главного фасада Петровского (Большого) театра (построен О. И. Бове и А. А. Михайловым в 1821-1824 гг.)

03 Вид Петровского театра. 1825

По аналогии с крупнейшими театральными зданиями Европы (Большие театры в Бордо и Петербурге)

новый театр в Москве получил название Большого Петровского театра и считался воплощением

театральной архитектуры классицизма и одним из лучших сооружений в своем ряду.

04 Вид Петровского театра. 1827

1 марта 1853 года по неизвестной причине в театре начался пожар. Алебастровая группа Аполлона, украшавшая театр Осипа Бове, погибла при пожаре. Был объявлен конкурс на проект восстановления здания театра, в котором победил план, представленный Альбертом Кавосом.

06 Главный фасад Большого театра после перестройки, произведенной А. К. Кавосом в 1856 г



После пожара сохранились только стены и колонны портиков.

07 Колонны Бове

08 Колонны Бове - это единственный сохранившийся элемент здания с 1825 года

09

По приглашению Альберто Кавоса русский скульптор Петр Клодт создал известную ныне скульптурную группу с Аполлоном.

10 Скульптурная группа "Колесница бога Аполлона" -бронзовая квадрига работы Петра Клодта



Архитектор также расположил две статуи муз в прорубленные ниши фасада театра.

Скульптуры муз на фасаде Большого театра .

11 Муза танца Терпсихора

12 Муза лирической поэзии Эрато

Новый Большой театр был отстроен за 16 месяцев и открыт 20 августа 1856 года к коронации Александра II.

13 Иллюминация Театральной площади в честь коронации Александра II, 1856. Вид на Большой Петровский театр. Литография с рисунка В.Садовникова из "Альбома"" А.Кавоса. 1859.

Говорят, первое впечатление бывает только одно, однако с Большим театром у меня сложилось как-то иначе. Занимаясь в театральной студии, я всерьез начала интересоваться постановками, и посетить балет в Большом стало настоящей мечтой, которой было суждено осуществиться в один Новый год. Подарком от родителей стали билеты на «Щелкунчика», и магия балета покорила меня. Мы сидели довольно высоко, однако я отчетливо различала всех танцоров, с наслаждением рассматривала декорации: снежный покров из летящей блестящей ткани, гигантские живописные ветви ели, сказочные морозные узоры.... Настоящим новогодним сюрпризом стало то, что партию Щелкунчика исполнял Николай Цискаридзе, и мы действительно наслаждались каждым па в его исполнении. Это был первый раз, когда я побывала в Большом и навсегда заполнила его как волшебный мир классического театра.

Только взявшись за этот текст, я вдруг поняла, что это воспоминание – «Щелкунчик», новогодняя сказка – не первое мое впечатление о Большом театре. Дело в том, что я видела его раньше, гуляя по Москве в свои 7 или 8 лет. Правда, мы не заходили внутрь театра и осматривали его просто как архитектурный памятник. Он меня тогда совсем не впечатлил: «ну подумаешь, Большой, только размерами он и отличается от нашего городского театра», – решила тогда я про себя, и осталась к театру совершенно равнодушна. Действительно, до сих пор не могу сказать, что здание Большого театра особенно красиво или уникально, однако это – один из самых узнаваемых архитектурных памятников в Москве. Хотя бы потому, что каждый из нас регулярно видит его на 100-рублевой купюре.

Архитектура Большого театра

Большинство туристов тоже видит Большой только снаружи, так что давайте разберемся, что делает его таким значимым с архитектурной точки зрения. Своим сегодняшним обликом театр обязан двум архитекторам – Осипу , который создал классицистический ансамбль всей Театральной площади в 1820-е годы, и Альберту Кавосу, который руководил восстановлением здания театра после пожара 1853 года.

Фасад театра до сих пор остается одним из ярчайших образцов классицизма в московской архитектуре: идеальная симметрия во всем, многочисленные заимствования из классической античной архитектуры, в том числе восемь колонн, треугольный портик, скульптурная композиция с Аполлоном на колесницей, запряженной четверкой лошадей. Здание подчеркнуто торжественно, и выглядит еще более внушительно благодаря большому открытому пространству площади. Оно напоминает древние храмы, и неслучайно: предполагал, что эта площадь станет композиционным центром столицы, как когда-то главными центрами городов были культовые и религиозные сооружения.

При восстановлении здания после пожара Кавос не вносил сильных изменений в фасад, однако доработал некоторые декоративные элементы, сделал театр выше и украсил боковые фасады чугунными галереями. Это здание было открыто в 1856 году, а с 2005 по 2011 гг. было полностью реконструировано. Внешних изменений не произошло, зато появились новые значительные пространства под землей, переработали интерьеры залов и холлов театра. Полюбоваться зданием Большого особенно любопытно в период городского фестиваля «Круг света», который проводится ежегодно осенью. На лицевой фасад театра проецируются различные свето-визуальные работы художников из разных стран мира, так что фасад действительно оживает, претерпевая метаморфозы. Узнать о датах проведения фестиваля в этом году можно на его официальном сайте , а на видео можно полюбоваться отрывком шоу 2016 года.

Театральные интерьеры

Основной зал Большого театра

Интерьеры Большого театра представляют куда больший интерес. На момент открытия в 1825 году этот театр был одним из самых больших и роскошных в мире, уступая по богатству отделки и вместительности залов только Ла Скалле в Париже. После реконструкции театра в 2000-х годах многие элементы первоначального декора были возвращены, так что сегодня мы можем оценить всю пышность убранства. Наиболее знаменита историческая сцена Большого. Красный бархат и золото – вот главные материалы, использованные в оформлении зала и сцены. Партер, амфитеатр, ложи-бенуар, бель-этаж и 4 яруса позволяют 2500 зрителям свободно разместиться в зале.

Конечно, самыми дорогими являются места в партере и ложе-бенуар, однако мне кажется, сидеть на балконе намного интереснее. Осматривая театр сверху, вы наверняка увидите много других интересных деталей: все перила и колонны, отделяющие ложи и балконы внутри ярусов, украшены изящной резьбой, а над каждой ложей висят ряды светильников-канделябров. Сегодня это лишь имитация свечей, но только представьте, как великолепно выглядел зал в мягком мерцающем свете настоящих свечей.

С верхних этажей открывается отличный вид и на огромную люстру: хрустальные ярусы поражают своими размерами – 6,5 метров (это в три раза больше высота потолка в стандартной квартире!) и буквально сияют благодаря искусственным свечкам. Потолок в основном зале тоже примечателен и подчеркивает схожесть театра с храмом. Как в настоящем храме искусств, он расписан: на небесно-голубом фоне вокруг люстры в хороводе кружатся музы-покровительницы различных искусств.

Особые ложи

Особого внимания заслуживает и царская ложа: расположенная в самом центре зала и занимающая высоту двух этажей, она сразу же приковывала к себе взгляды всех посетителей театра. Величественный балкон с пышными шторами «держат» на своих плечах атланты, а венчает эту ложу греб Российской империи – двуглавый орел. Однако сидеть на этих почетных местах доводилось не только и не столько правителям, сколько почетным гостям и иностранным дипломатам и политикам. Такое выгодное место позволяло важным гостям и спектаклем насладиться, и зал рассмотреть, и себя показать, ведь на спектакли раньше собиралось самое блистательное общество, и каждый хотел выделиться своим нарядом, подчеркнуть свое богатство и социальное положение.

Две другие значимые ложи расположились с двух сторон от сцены. Слева находится правительственная ложа, которую занимала императорская семья, а позднее советские лидеры. Любопытно, что в советские годы ложа была немного изменена: Сталин любил посещать театр, однако желал оставаться незамеченным, так что специально для него в ложе была достроена перегородка, позволявшая ему с комфортом разместиться вблизи сцены, оставаясь незамеченным. Ложа справа традиционно отведена для директора театра и преподавателей, которые могут следить за работой актеров (и видимо, делать им замечания после выступлений).

Любопытно, что при царской ложе есть и специальная комната отдыха. Такие небольшие зоны раньше были устроены возле всех лож для знатных гостей театра. Чтобы гости из высшего сословия не находились в одних помещениях с простой публикой, при наиболее выгодно расположенных (а по совместительству и при наиболее дорогих) ложах были обустроены небольшие комнаты отдыха: здесь дамы и кавалеры могли расположиться на диванчиках, чтобы обсудить увиденное или принять посетителей.

В фойе театра

Из партера и верхних ярусов мы попадаем в коридоры, где все выглядит просто и без притязаний: однотонные стены, аккуратные канделябры, небольшая лепнина вдоль потолка. Во время антракта можно прогуляться до Белого фойе, после реконструкции был восстановлен его исторический облик: стены приобрели персиково-розовый оттенок, вернулись росписи и порталов, и потолка.

Отсюда лестница ведет в Бетховеновский зал, также созданный во время последней реконструкции театра. Подземное помещение, созданное по новейшим технологиям, оснащено сценой-трансформером, что позволяет менять ее форму в зависимости от типа мероприятия и увеличивать число посадочных мест до 330. Важная технологическая особенность этого зала – специальная система звукоизоляции, позволяющая проводить здесь концерты одновременно с представлениями на исторической сцене. Когда площадка не используется для представлений, она служит еще одним фойе для гостей, но во время наших последних визитов вход сюда всегда был закрыт, так что осмотреть это новое пространство нам удалось лишь с порога.

Отличный виртуальный тур по исторической сцене и фойе Большого театра создали журналисты Московских новостей. Посмотреть 3d-модель помещений Большого можно .

Цена вопроса: билеты, экскурсии, буфет

Покупаем билеты

Вопреки популярному мифу о дороговизне Большого театра, его посещение доступнее, чем многим кажется. Цены на билеты в верхние ярусы исторической сцены начинаются от 1200 рублей, при этом на сайте театра можно проверить, насколько ограниченный обзор открывается с того или иного места (схема с обозначением ограниченя обзора доступна по ссылке). Но следует поспешить: недорогие билеты раскупают почти моментально, так что даже за два-два с половиной месяца самых дешевых билетов в продаже может уже не быть. И учтите, что балеты почти всегда оказываются значительнее популярнее опер, так что на них дешевые билеты раскупают очень быстро.

Как сэкономить

Попробовать сэкономить на билетах можно несколькими способами:

  1. Во-первых, Большой театр стремиться привлекать молодых зрителей, так что ими запущена программа «Большой – молодым», в рамках которой на ряд спектаклей выделяются билеты по специальным ценам – от 100 рублей для людей в возрасте от 18 до 25 лет. С условиями программы можно ознакомиться .
  2. Второй вариант – студенческие билеты на стоячие места по 100 рублей. Приобрести их можно день в день при предъявлении студенческого билета лично в кассах театра. При этом учитывайте, что продажа билетов на утренние спектакли открывается в 10:00, дневные – в 12:00, а вечрние – в 15:00. Уже за час-полтора у касс начинает формироваться очередь, ведь на каждый спектакль на исторической сцене выделяется не более 84 билетов. Сразу отмечу, что если вы решите воспользоваться этим вариантом, не поленитесь прийти раньше и занять очередь так, чтобы получить билеты в первый-второй стоячие ряды, иначе видимость упадет почти до нулевой. Хотя стоячие ряды и организованы ярусно, для людей небольшого роста возвышение третьего-четвертого ряда недостаточно велико, так что головы впередистоящих закрывают весь обзор.
  3. Третий вариант – для тех, кому везет: периодически за пару дней до спектакля в кассу театра попадают нереализованные распространителями, а также возвратные билеты. Их продают по сниженной цене, так что кто знает, может именно вам повезет оказаться на премьере в Большом в партере за смешные 500 рублей?

Прогулка по театру с гидом

Кстати, помимо билетов на спектакли, в Большом продаются билеты на экскурсии по театру, так что если вы не любитель оперы или балета, но мечтаете побывать в главном театре страны, не упустите шанс заглянуть во все залы, за кулисы и в гримерки.

Билеты на экскурсии продаются день в день:

  • русскоязычный тур стоит 500 рублей – 250 рублей для студентов и школьников от 14 лет и старше,
  • экскурс на английском языке будет стоить 1300 рублей.

Прогулки по театру проводятся три раза в неделю – по понедельникам, средам и пятницам, начало в 11:10 утра. Почитать об экскурсии и правилах покупки билетов можно .


Антракт – время буфета

Последний финансовый аспект в посещении Большого – цены в буфете. Часто шутят, что здесь можно оставить всю зарплату, однако на поверку местный буфет оказывается далеко не самым дорогим в Москве. Чай здесь обойдется всего в 80 рублей, кофе – от 100, пирожные от 120, примерно в ту же цену и бутерброды. Самый дорогой пункт в меню театрального буфета – тарталетки с черной икрой – 850 рублей. Может, и недешево, зато солидно.

Как добраться до Большого театра

Большой театр расположился в самом центре Москвы, в нескольких минутах хотьбы от Красной площади, здания Правительства, ЦУМа. Добраться сюда проще всего на метро – станция «Театральная» (цифра 1 на карте) выходит прямо на театральную площадь. Она соединяется со станциями «Охотный ряд» и «Площадь революции», так что к вашим услугам сразу три ветки метрополитена. Из наземного транспорта можете воспользоваться автобусами 144, 101 или 904, маршрутками м2 или м10 до остановки Театральная площадь (цифра 2 на карте). Для тех, кто добирается в театр на собственном автомобиле, приложу в этом районе Москвы, цена – от 100 рублей в час, но найти место может быть проблематично как в будни, так и в выходные дни.

***

Большой театр – главный театр нашей страны, так что не зависимо от того, являетесь ли вы поклонником балета или оперы, побывать здесь хотя бы однажды непременно стоит. Если не хотите смотреть представление, загляните сюда на экскурсию, и может быть, магия театра покорит вас, когда вы прогуляетесь по этим прекрасным залам, загляните в закулисье и познакомитесь с некоторыми театральными секретами!

Большой театр в Москве, расположенный в центре столицы, на Театральной площади, является одним из символом России, блестящего мастерства ее артистов. Его талантливые исполнители: вокалисты и артисты балета, композиторы и дирижеры, балетмейстеры известны во всем мире. Более 800 произведений было поставлено на его сцене. Это и первые русские оперы и оперы таких знаменитостей как Верди и Вагнер, Беллини и Доницетти, Берлиоз и Равель и других композиторов. Здесь прошли мировые премьеры опер Чайковского и Рахманинова, Прокофьева и Аренского. Здесь дирижировал великий Рахманинов.

Большой театр в Москве – история

В марте 1736 года губернский прокурор, князь Петр Васильевич Урусов начал строительство театрального здания на правом берегу реки Неглинки, на углу Петровки. Тогда он и стал называться Петровским. Но строительство Петру Урусову завершить не удалось. Здание сгорело. После пожара завершил постройку театрального здания его компаньон, английский предприниматель Майкл Медокс. Это был первый профессиональный театр. В его репертуаре были драматические, оперные и балетные спектакли. В оперных спектаклях принимали участие и певцы и драматические актеры. Петровский театр был открыт 30 декабря 1780 года. В этот день был показан балет-пантомима «Волшебная лавка» в постановке Я. Парадиза. Особой популярностью у зрителей пользовались балеты с национальным колоритом, такие как Деревенская простота, Цыганский балет и Взятие Очакова. В основном, балетная труппа формировалась воспитанниками балетной школы московского Воспитательного дома и крепостными актерами труппы Е. Головкиной. Это здание прослужило 25 лет. В пожаре 1805 года оно погибло. Новое здание, построенное под руководством К. Росси на Арбатской площади, также сгорело в 1812 году.

По проекту А. Михайлова в 1821-1825 гг. строится новое театральное здание на прежнем месте. Руководил строительством архитектор О. Бове. По своим размерам оно было значительно увеличено. Поэтому в то время оно и получает название Большой театр. 6 января 1825 года здесь было дано представление «Торжество муз». После пожара в марте 1853 года здание восстанавливали три года. Работой руководил архитектор А. Кавос. Как писали современники, вид здания «пленял глаз соразмерностью частей, в которых легкость соединялась с величием». Таким оно и дошло до наших дней. В 1937 и в 1976 гг. театр был награжден орденом Ленина. Во время Великой Отечественной войны он был эвакуирован в город Куйбышев. 29 ноября 2002 года премьерой оперы Римского-Корсакова «Снегурочка» открылась Новая сцена.

Большой театр – архитектура

Здание, которым мы можем сейчас любоваться, является одним из лучших образцов русской классической архитектуры. Построено оно в 1856 году под руководством архитектора Альберта Кавоса. В ходе восстановления после пожара здание было полностью перестроено и украшено белокаменным портиком с восемью колоннами. Архитектор заменил четырехскатное покрытие двускатным с фронтонами, повторив по главному фасаду форму фронтона портика и убрав арочную нишу. Ионический ордер портика был заменен сложным. Были изменены все детали наружной отделки. Некоторые архитекторы считают, что изменения Кавоса снизили художественные достоинства первоначально созданного здания. Венчает здание известная на весь мир бронзовая квадрига Аполлона работы Петра Клодта. Мы видим двухколёсную колесницу с четырьмя запряжёнными конями, скачущими по небу и бога Аполлона, управляющего ими. На фронтоне здания был установлен гипсовый двуглавый орёл - государственный герб России. На плафоне зрительного зала помещены девять муз с Аполлоном во главе. Благодаря творчеству Альберта Кавоса, здание прекрасно вписывается в окружающие его архитектурные строения.

Пять ярусов зрительного зала вмещают более 2100 зрителей. По своим акустическим свойствам он считается одним из лучших в мире. Длина зала от оркестра до задней стены - 25 метров, ширина - 26,3 метра, высота - 21 метр. Портал сцены составляет 20,5 на 17,8 метров, глубина сцены - 23,5 метра. Это одно из прекрасных архитектурных сооружений столицы. Его называли «чертогом из солнечных лучей, золота, пурпура и снега». В здании также проводятся важные государственные и общественные торжества.

Реконструкция Большого театра

В 2005 году началась реконструкция театра и после 6 лет колоссальной работы 28 октября 2011 года прошло открытие главной сцены страны. Площадь Большого театра увеличилась в два раза и составила 80 тысяч квадратных метров, появилась подземная часть и была восстановлена уникальная акустика зала. Сцена сейчас имеет объем шестиэтажного дома, все процессы в котором компьютеризированы. Восстановлены росписи в Белом фойе. Жаккардовые ткани и гобелены в Круглом зале и Императорском фойе реставрировали в течение 5 лет вручную, восстанавливая каждый сантиметр. 156 мастеров со всей России занимались золочением интерьеров толщиной 5 микронов площадью в 981 квадратный метр, на что ушло 4,5 кг золота.

Появилось 17 лифтов с кнопками этажей от 10-го до 4-го и дополнительно 2 расположенных ниже этажа заняты механикой. Зрительный зал вмещает 1768 человек, до реконструкции – 2100. Театральный буфет переехал на 4 этаж и это единственное помещение, где окна расположены по обеим сторонам. Интересно то, что плитка в центральном фойе сделана на том же заводе, что и в 19 веке. Особенно красива люстра диаметром более 6 метров с позолоченными подвесками. На новом занавесе расшиты двуглавый орел и слово Россия.

Современный Большой театр включает в себя оперную и балетную труппы, сценно-духовой оркестр и оркестр Большого театра. Имена оперной и балетной школы – это достояние всей России и всего театрального мира. Более 80 артистов удостоены звания Народных артистов СССР в советский период. Звание Героя Социалистического труда получили восемь мастеров сцены - И. Архипова и Ю. Григорович, И. Козловский и Е. Нестеренко, Е. Светланов, а также известные всему миру балерины – Г. Уланова, М. Плисецкая и М.Семёнова. Многие артисты являются народными артистами Российской Федерации.

Большой театр в Москве представляет одну из главных мировых театральных сцен. Он сыграл выдающуюся роль в формировании русской музыкально-сценической школы и в становлении русского национального искусства, в том числе прославленного русского балета.

История

Большой театр начинался как частный театр губернского прокурора князя Петра Урусова. 28 марта 1776 г. императрица Екатерина II подписала князю «привилегию» на содержание спектаклей, маскарадов, балов и прочих увеселений сроком на десять лет. Эта дата считается днем основания московского Большого театра. На первом этапе существования Большого театра оперная и драматическая труппы составляли единое целое. Состав был самым разнообразным: от крепостных артистов - до приглашенных из-за границы звезд.

В формировании оперно-драматической труппы большую роль сыграл Московский университет и учреждённые при нём гимназии, в которых давалось хорошее музыкальное образование. Были учреждены Театральные классы при Московском воспитательном доме, которые также поставляли кадры в новую труппу.

Первое здание театра было построено на правом берегу реки Неглинки. Оно выходило на улицу Петровка, отсюда театр и получил свое название - Петровский (впоследствии его будут называть Старым Петровским театром). Его открытие состоялось 30 декабря 1780 г. Давали торжественный пролог «Странники», написанный А. Аблесимовым, и большой пантомимический балет «Волшебная школа», поставленный Л. Парадизом на музыку Й. Старцера. Затем репертуар формировался преимущественно из русских и итальянских комических опер с балетами и отдельных балетов.

Петровский театр, возведенный в рекордные сроки - меньше, чем за полгода, стал первым построенным в Москве публичным театральным зданием такой величины, красоты и удобства. К моменту его открытия князь Урусов, правда, уже был вынужден уступить свои права компаньону, и в дальнейшем «привилегия» была продлена только одному Медоксу.

Однако и его ожидали разочарования. Вынужденный постоянно испрашивать займы у Опекунского совета, Медокс не вылезал из долгов. К тому же, и мнение властей - ранее весьма высокое - о качестве его антрепренерской деятельности изменилось радикально. В 1796 г. срок личной привилегии Медокса истек, так что и театр, и долги по нему были переданы в ведение Опекунского совета.

В 1802-03 гг. театр был отдан на откуп князю М. Волконскому, владельцу одной из лучших московских домашних театральных трупп. А в 1804 г., когда театр вновь перешел в ведение Опекунского совета, Волконский фактически был назначен его директором «на жалованье».

Уже в 1805 г. возник проект создать в Москве театральную дирекцию «по образу и подобию» петербургской. В 1806 г. он был реализован - и московский театр обрел статус императорского, перейдя в ведение единой Дирекции императорских театров.

В 1806 г. школа, которую имел Петровский театр, была реорганизована в Императорское Московское театральное училище для подготовки артистов оперы, балета, драмы и музыкантов театральных оркестров (в 1911 г. оно стало хореографическим).

Осенью 1805 г. здание Петровского театра сгорело. Труппа стала выступать на частных сценах. А с 1808 г. - на сцене нового Арбатского театра, построенного по проекту К. Росси. Это деревянное здание тоже погибло в огне пожара - во время Отечественной войны 1812 г.

В 1819 г. был объявлен конкурс на проект нового здания театра. Победил проект профессора Академии художеств Андрея Михайлова, признанный, однако, слишком дорогостоящим. В результате, московский губернатор князь Дмитрий Голицын приказал архитектору Осипу Бове исправить его, что тот и сделал, причем, значительно улучшив.

В июле 1820 г. началось строительство нового здания театра, которому предстояло стать центром градостроительной композиции площади и прилегающих улиц. Фасад, украшенный мощным портиком на восьми колоннах с большой скульптурной группой - Аполлоном на колеснице с тремя конями, «смотрел» на строившуюся Театральную площадь, что способствовало ей много к украшенью.

В 1822–23 гг. московские театры были выделены из общей Дирекции императорских театров и переданы в ведение московского генерал-губернатора, получившего полномочия назначать московских директоров императорских театров.

«Еще ближе, на широкой площади, возвышается Петровский театр, произведение новейшего искусства, огромное здание, сделанное по всем правилам вкуса, с плоской кровлей и величественным портиком, на коем возвышается алебастровый Аполлон, стоящий на одной ноге в алебастровой колеснице, неподвижно управляющий тремя алебастровыми конями и с досадою взирающий на кремлевскую стену, которая ревниво отделяет его от древних святынь России!»
М. Лермонтов, юношеское сочинение «Панорама Москвы»

6 января 1825 г. состоялось торжественное открытие нового Петровского театра - куда большего, чем утраченный старый, и потому названного Большим Петровским. Исполнялись написанный специально по случаю пролог «Торжество муз» в стихах (М. Дмитриева), с хорами и танцами на музыку А. Алябьева, А. Верстовского и Ф. Шольца, а также балет «Сандрильона» поставленный приглашенной из Франции танцовщицей и балетмейстером Ф.В. Гюллень-Сор на музыку ее мужа Ф. Сора. Музы торжествовали над пожаром, уничтожившим старое здание театра, и, предводительствуемые Гением России, роль которого исполнял двадцатипятилетний Павел Мочалов, возрождали из пепла новый храм искусства. И хотя театр был действительно очень большим, вместить всех желающих он не мог. Подчеркивая важность момента и снисходя к переживаниям страждущих, триумфальное представление целиком повторили на следующий день.

Новый театр, превзошедший величиной даже столичный, петербургский Большой каменный театр, отличался монументальным величием, соразмерностью пропорций, гармонией архитектурных форм и богатством внутреннего убранства. Он оказался очень удобным: в здании имелись галереи для прохода зрителей, лестницы, ведущие на ярусы, угловые и боковые залы для отдыха и поместительные гардеробные. Огромный зрительный зал вмещал свыше двух тысяч человек. Оркестровая яма была углублена. На время маскарадов пол партера поднимали до уровня авансцены, оркестровую яму закрывали специальными щитами, - и получался прекрасный «танцпол».

В 1842 г. московские театры были вновь отданы в подчинение общей Дирекции императорских театров. Директором тогда был А. Гедеонов, а управляющим Московской театральной конторой назначили знаменитого композитора А. Верстовского. Годы, когда он был «у власти» (1842–59), получили наименование «эпохи Верстовского».

И хотя на сцене Большого Петровского театра продолжали ставить драматические спектакли, однако все большее место в его репертуаре стали занимать оперы и балеты. Ставились произведения Доницетти, Россини, Мейербера, молодого Верди, из русских композиторов - и Верстовского, и Глинки (в 1842г. состоялась московская премьера «Жизни за царя», в 1846 г. - оперы «Руслан и Людмила»).

Здание Большого Петровского театра просуществовало почти 30 лет. Но и его постигла все та же печальная участь: 11 марта 1853 в театре вспыхнул пожар, который продолжался три дня и уничтожил все, что мог. Сгорели театральные машины, костюмы, музыкальные инструменты, ноты, декорации... Почти полностью было уничтожено и само здание, от которого остались только обгорелые каменные стены и колонны портика.

В конкурсе на восстановление театра приняли участие три видных российских архитектора. Выиграл его профессор Петербургской Академии художеств, главный архитектор императорских театров Альберт Кавос. Он и специализировался в основном на театральных зданиях, прекрасно разбирался в театральной технологии и в проектировании многоярусных театров со сценой-коробкой и с итальянскими и французскими типами лож.

Восстановительные работы продвигались стремительно. В мае 1855 г. была закончена разборка руин и началась реконструкция здания. А в августе 1856 г. оно уже распахнуло свои двери для публики. Подобная скорость объяснялась тем, что строительство необходимо было завершить к торжествам по случаю коронации императора Александра II. Большой театр, практически выстроенный заново и с весьма значительными изменениями по сравнению с прежним зданием, открылся 20 августа 1856 оперой «Пуритане» В. Беллини.

Общая высота здания увеличилась почти на четыре метра. Несмотря на то, что сохранились портики с колоннами Бове, облик главного фасада довольно сильно видоизменился. Появился второй фронтон. Конная тройка Аполлона была заменена квадригой, отлитой из бронзы. На внутреннем поле фронтона появился алебастровый барельеф, представляющий собой летящих гениев с лирой. Изменились фриз и капители колонн. Над входами боковых фасадов были установлены наклонные козырьки на чугунных столбах.

Но главное внимание театральный архитектор, разумеется, уделил зрительному залу и сценической части. Во второй половине XIX века Большой театр считался одним из лучших в мире по своим акустическим свойствам. И этим он был обязан мастерству Альберта Кавоса, спроектировавшего зрительный зал как огромный музыкальный инструмент. Деревянные панели из резонансной ели пошли на отделку стен, вместо железного потолка был сделан деревянный, и живописный плафон был сложен из деревянных щитов - в этом зале все работало на акустику. Даже декор лож, выполненный из папье-маше. Ради улучшения акустики зала Кавос к тому же засыпал помещения под амфитеатром, где был размещен гардероб, а вешалки перенес на уровень партера.

Значительно расширилось пространство зрительного зала, что позволило сделать аванложи - маленькие гостиные, обставленные для приема визитеров из партера или лож, расположенных по соседству. Шестиярусный зал вмещал почти 2300 зрителей. С обеих сторон возле сцены располагались литерные ложи, предназначавшиеся для царской фамилии, министерства двора и дирекции театра. Парадная царская ложа, немного выступающая в зал, стала его центром, противоположным сцене. Барьер Царской ложи поддерживали консоли в виде согнутых атлантов. Малиново-золотое великолепие поражало всех, кто входил в этот зал, - как в первые годы существования Большого театра, так и десятилетия спустя.

«Я постарался украсить зрительный зал как можно более пышно и в то же время по возможности легко, во вкусе ренессанса, смешанном с византийским стилем. Белый цвет, усыпанный золотом, ярко-малиновые драпировки внутренних лож, различные на каждом этаже штукатурные арабески и основной эффект зрительного зала - большая люстра из трех рядов светильников и украшенных хрусталем канделябров - все это заслужило всеобщее одобрение».
Альберт Кавос

Люстра зрительного зала первоначально освещалась 300 масляными лампами. Чтобы зажечь масляные светильники, ее поднимали через отверстие в плафоне в специальное помещение. Вокруг этого отверстия была построена круговая композиция плафона, на котором академиком А. Титовым была выполнена роспись «Аполлон и музы». Эта роспись «с секретом», открывающимся только очень внимательному глазу, который, вдобавок ко всему, должен принадлежать знатоку древнегреческой мифологии: вместо одной из канонических муз - музы священных гимнов Полигимнии Титов изобразил выдуманную им музу живописи - с палитрой и кистью в руках.

Парадный подъемно-опускной занавес был создан итальянским художником, профессором Петербургской Императорской академии изящных искусств Казроэ Дузи. Из трех эскизов был выбран тот, что изображал «Въезд Минина и Пожарского в Москву». В 1896 г. его заменили новым - «Видом на Москву с Воробьевых гор» (выполненного П. Ламбиным по рисунку М. Бочарова), использовавшимся в начале и в конце спектакля. А для антрактов был выполнен еще один занавес - «Торжество муз» по эскизу П. Ламбина (единственный сохранившийся сегодня в театре занавес XIX века).

После революции 1917 г. занавесы императорского театра отправили в изгнание. В 1920 г. театральный художник Ф. Федоровский, работая над постановкой оперы «Лоэнгрин», выполнил раздвижной занавес из окрашенного бронзой холста, который стал использоваться затем в качестве основного. В 1935 г. по эскизу Ф. Федоровского был выполнен новый занавес, на котором были вытканы революционные даты - «1871, 1905, 1917». В 1955 г. на полвека в театре воцарился знаменитый золотой «советский» занавес Ф.Федоровского - с вытканной государственной символикой СССР.

Как и большинство зданий на Театральной площади, Большой театр был построен на сваях. Постепенно здание ветшало. Осушительные работы понизили уровень грунтовых вод. Верхняя часть свай сгнила, и это вызвало большую осадку здания. В 1895 и 1898 гг. был произведен ремонт фундаментов, который на время помог приостановить происходящие разрушения.

Последний спектакль Императорского Большого театра состоялся 28 февраля 1917 г. И уже 13 марта открылся Государственный Большой театр.

После Октябрьской революции не только фундаменты, но и само существование театра оказалось под угрозой. Несколько лет ушло на то, чтобы власть победившего пролетариата навсегда оставила идею закрыть Большой театр и погубить его здание. В 1919 г. она присвоила ему звание академического, что по тем временам еще не давало гарантию даже на безопасность, поскольку уже через несколько дней вновь горячо дебатировался вопрос о его закрытии.

Однако в 1922 г. правительство большевиков все-таки находит закрытие театра хозяйственно нецелесообразным. К тому времени оно уже вовсю «приспосабливало» здание к своим нуждам. В Большом театре проходили Всероссийские съезды Советов, заседания ВЦИК, конгрессы Коминтерна. И образование новой страны - СССР - тоже было провозглашено со сцены Большого театра.

Еще в 1921 г. специальная правительственная комиссия, обследовав здание театра, нашла его состояние катастрофическим. Было решено развернуть противоаварийные работы, руководителем которых был назначен архитектор И. Рерберг. Тогда были укреплены основания под кольцевыми стенами зрительного зала, восстановлены помещения гардеробов, перепланированы лестницы, созданы новые репетиционные залы и артистические уборные. В 1938 г. была произведена и капитальная реконструкция сцены.

Генеральный план реконструкции Москвы 1940-41 гг. предусматривал снос всех домов за Большим театром вплоть до Кузнецкого моста. На освободившейся территории предполагалось построить необходимые для работы театра помещения. А в самом театре должна была быть налажена пожарная безопасность и вентиляции. В апреле 1941г.Большой театр был закрыт для проведения необходимых ремонтных работ. А через два месяца началась Великая Отечественная война.

Часть коллектива Большого театра уехала в эвакуацию в Куйбышев, часть осталась в Москве и продолжила играть спектакли на сцене филиала. Многие артисты выступали в составе фронтовых бригадах, другие сами ушли на фронт.

22 октября 1941 г. в четыре часа дня в здание Большого театра попала бомба. Взрывная волна прошла наискось между колоннами портика, пробила фасадную стену и произвела значительные разрушения в вестибюле. Несмотря на тяготы военного времени и страшный холод, зимой 1942 г. в театре начались восстановительные работы.

И уже осенью 1943 г. Большой театр возобновил свою деятельность постановкой оперы М. Глинки «Жизнь за царя», с которой сняли клеймо монархической и признали патриотической и народной, правда, для этого понадобилось пересмотреть ее либретто и дать новое благонадежное название - «Иван Сусанин».

Косметический ремонт в театре проводился ежегодно. Регулярно предпринимались и более масштабные работы. Но по-прежнему катастрофически не хватало репетиционных помещений.

В 1960 г. в здании театра был сооружен и открыт большой репетиционный зал - под самой крышей, в помещении бывшего декорационного зала.

В 1975 г. к празднованию 200-летия театра были проведены некоторые реставрационные работы в зрительном и Бетховенском залах. Однако главные проблемы - неустойчивость фундаментов и нехватка помещений внутри театра - решены не были.

Наконец в 1987 г. постановлением Правительства страны было принято решение о необходимости срочной реконструкции Большого театра. Но всем было ясно, что в целях сохранения труппы театр не должен прекращать свою творческую деятельность. Нужен был филиал. Однако прошло восемь лет прежде, чем был заложен первый камень в основание его фундамента. И еще семь прежде, чем здание Новой сцены было построено.

29 ноября 2002 г. Новая сцена открылась премьерой оперы «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова, постановкой вполне соответствующей духу и предназначению нового здания, то есть новаторской, экспериментальной.

В 2005 г. Большой театр закрылся на реставрацию и реконструкцию. Но об этом отдельная глава летописи Большого театра.

Продолжение следует...

Распечатать

К онстантин Станиславский говорил, что театр начинается с вешалки. Но если здание проектировал и строил известный архитектор, особая атмосфера у зрителей появляется у самого входа. Вспоминаем семь российских театров, которые стали памятниками архитектуры .

Большой театр в Москве

При восстановлении Москвы после пожара 1812 года архитекторы старались использовать уцелевшие фрагменты прежних построек. Частью нового храма Мельпомены должна была стать единственная стена Петровского театра. Его построили во второй половине XVIII века инженер Майкл Меддокс и архитектор Христиан Розберг.

В первом этапе конкурса участвовали опытные архитекторы Доменико Жилярди, Пьетро Гонзаго, Алексей Бакарев, однако ни один из проектов не был утвержден. В повторном конкурсе победил Андрей Михайлов. Проект дорогого монументального здания доработал Осип Бове. Он сохранил замысел Михайлова, но изменил пропорции театра и разбил перед ним площадь. Сначала она называлась Петровской, а потом была переименована в Театральную .

В 1853 году здание сильно пострадало от пожара: уцелели только внешние стены и колоннада портика . Современный Большой театр построил в 1850-х годах Альберт Кавос. При восстановлении архитектор сохранил общую планировку и объем здания, но вернулся к оригинальным пропорциям Михайлова и декорировал театр в стиле эклектики. Изменилось и скульптурное оформление здания. Алебастровую колесницу Аполлона на фронтоне сменила медная квадрига лошадей по проекту Петра Клодта . Ее разместили над портиком.

«Я постарался украсить зрительный зал как можно более пышно и в то же время по возможности легко, во вкусе Ренессанса, смешанном с византийским стилем. Белый цвет, усыпанный золотом, ярко-малиновые драпировки внутренних лож, различные на каждом этаже штукатурные арабески и основной эффект зрительного зала - большая люстра из трех рядов светильников и украшенных хрусталем канделябров - все это заслужило всеобщее одобрение».

Альберт Кавос

Александринский театр в Санкт-Петербурге

Александринский театр Карл Росси построил на современной площади Островского в 1832 году на месте деревянного Малого театра. Архитектор разработал проект застройки и площади перед зданием, и улицы за ним.

Новаторскую для начала XIX века конструкцию кровли Карл Росси изобрел в соавторстве с инженером Матвеем Кларком. Чиновники опасались согласовывать перекрытие на железных арочных фермах: подобного еще никто не использовал. Тогда Карл Росси пообещал повеситься на одном из стропил театра в случае, если с кровлей что-то случится.

Здание в стиле ампир украшают работы Степана Пименова и Василия Демут-Малиновского: фриз с театральными масками, скульптурная квадрига Аполлона, статуи муз. Императорский театр получил свое имя в честь супруги Николая I - Александры Федоровны.

Помимо торжественного экстерьера, театр имел и впечатляющее внутреннее оформление. Многоярусная система лож с амфитеатром и партером была на тот момент передовым словом в театральной архитектуре. От роскошного интерьера тех лет сохранились лишь центральная и две боковые ложи около сцены. Утрачен и живописный плафон зала, созданный художником Антоном Виги.

Мариинский театр в Санкт-Петербурге

Альберт Кавос стал автором и главной сцены Петербурга. Мариинский театр получил свое название в честь супруги императора Александра II Марии Александровны. Здание, которое Кавос построил в 1848 годах, могло служить площадкой и для театральных постановок, и для цирковых. После пожара в 1859 году Мариинку реконструировали. С тех пор там стали проходить только театральные представления.

Позже здание перестроил главный архитектор Императорских театров Виктор Шретер, помогал ему в этом Николай Бенуа. У театра появился новый корпус для репетиционных залов, служебных помещений и мастерских. Шретер немного изменил и внешний облик здания: с помощью знаменитой башенки на куполе архитектор замаскировал вентиляционную трубу. Были обновлены и интерьеры. Пышный занавес, выполненный по эскизам Александра Головина, и сегодня остается одним из символов Мариинского театра.

Нижегородский театр драмы

Нижегородский театр - один из старейших в России, он существует с конца XVIII века. Однако собственное каменное здание для него построили лишь в конце XIX столетия. Его проект разработал специалист по театральной архитектуре Виктор Шрётер. Но фактически строительством по проекту Шрётера руководили архитекторы Павел Малиновский и Николай Фрелих.

Новый театр открыли в 1896 году, в день коронации Николая II , оперой Михаила Глинки «Жизнь за царя» . Зрители быстро прозвали его «голубым театром» - такого цвета были портьеры на ложах и дверях, плюшевая обивка кресел и барьеров. Актер и режиссер Николай Собольщиков-Самарин позже вспоминал: «Я был первым артистом, который вступил на театральные подмостки нового нижегородского театра в 1896 году. Мне казалось, что в этом прекрасном здании, залитом электрическим светом, осуществятся все мои радужные мечты о настоящем художественном театре. Каждый раз, когда я входил в театр, меня охватывал какой-то трепет, и я ловил себя на том, что проходил по его коридорам на цыпочках, благоговейно» .

Иркутский драматический театр

По проектам Виктора Шрётера к концу XIX века были построены около десяти театральных зданий в Российской империи - Грузинский театр оперы и балета в Тбилиси, Оперный театр в Киеве, не сохранившийся до наших дней театр в Рыбинске и другие. Он же стал автором и драматического театра в Иркутске. В качестве конкурсного проекта Шрётер предложил отработанную им до совершенства схему ярусного театра с партером, ложами и глубинной сценой.

Бюджет для строительства иркутские власти выделили скромный. Шрётер должен был построить небольшое, на 800 человек, но при этом эстетичное и функциональное здание. Были и другие ограничения: например, перед архитектором поставили задачу построить здание из кирпича и известняка без штукатурки и лепных украшений. Строительство началось в 1893 году и длилось всего три года. Хотя не все задумки Виктора Шрётера были реализованы, Иркутский драматический театр поражал современников своим изысканным обликом, элегантной отделкой, техническим оснащением и безупречной акустикой.

Один из основных памятников сталинского ампира - театр Советской армии - стал первым московским театральным зданием, возведенным после революции. Строительство по проекту Каро Алабяна, Василия Симбирцева и Бориса Бархина шло с 1934 по 1940 год, его контролировал лично маршал Климент Ворошилов. По легенде, именно ему принадлежит идея возвести здание в форме пятиконечной звезды.

Высота Театра Советской армии составляет десять наземных этажей и столько же подземных. Залы Большой и Малой сцены в общей сложности могут вместить почти 2000 человек. Главная сцена была рассчитана на постановки с участием более тысячи человек. Авторы проекта предполагали, что в спектаклях смогут участвовать батальон пехоты, танки и кавалерия. Для военной техники даже создали специальный въезд. Правда, ни в одной постановке танки пока не задействовали: выдержать их вес не может сцена.

Оформляли интерьер театра известные художники-монументалисты 1930-х годов. Лев Бруни создал фрески акустического потолка, Владимир Фаворский - эскиз железобетонного занавеса-портала, Илья Фейнберг и Александр Дейнека украсили росписями плафоны. Живописные панно Павла Соколова-Скаля и Александра Герасимова разместились на парадных лестницах. Мебель, люстры и многие детали интерьера были созданы по специальным заказам.

Новосибирский театр оперы и балета

Новосибирский театр оперы и балета называют «Сибирским колизеем». Самое крупное театральное здание в России строили в 1931–1941 годах. Однако оно могло выглядеть иначе. Первоначально архитектор Александр Гринберг задумал его как Дом науки и культуры из шести корпусов с огромными театральными, концертными и выставочными залами, библиотекой, музеем и научно-исследовательским институтом.

Сам театр также должен был стать новаторским - «театром техники и реальной обстановки». Планировалось, что играть здесь будут большие труппы, на сцене будут появляться автомобили и тракторы, а специальные механизмы обеспечат быструю смену декораций. Планировалось, что театр будет трансформироваться в бассейн для водных постановок, цирк или планетарий.

В ходе строительства авторы проекта отказались от этих грандиозных задумок. При участии архитекторов Александра Куровского, Виктора Биркенберга и Григория Данкмана вместо Дома науки и культуры был построен традиционный оперный театр. Торжественное открытие состоялось через несколько дней после Победы - 12 мая 1945 года.



Рассказать друзьям