Боровиковский художник картины с названиями. Боровиковский биография

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Владимир Лукич Боровиковский (1757-1825) - русский художник, мастер портрета.

Владимир Боровиковский родился 24 июля (4 августа по новому стилю) 1757 года в Гетманщине в Миргороде в семье казака Луки Ивановича Боровиковского (1720-1775). Отец, дядя и братья будущего художника были иконописцами. В молодости В. Л. Боровиковский учился иконописи под руководством отца.

С 1774 года служил в Миргородском казачьем полку, одновременно занимаясь живописью. В первой половине 1780-х годов Боровиковский в чине поручика выходит в отставку и посвящает себя занятиям живописью. Пишет образа для местных храмов.

В 1770-х годах Боровиковский близко познакомился с В. В. Капнистом и выполнял его поручения по росписи интерьера дома в Кременчуге, предназначавшегося для приёма императрицы. Екатерина II отметила работу художника и повелела ему переехать в Петербург.

В 1788 году Боровиковский поселяется в Петербурге. В столице первое время жил в доме Н. А. Львова и познакомился с его друзьями - Г. Р. Державиным, И. И. Хемницером, Е. И. Фоминым, а также Д. Г. Левицким, который стал его учителем. Несколько лет занимался живописью у И. Б. Лампи.

В 1795 году В. Л. Боровиковский за портрет великого князя Константина Павловича удостоен звания академика живописи. В 1803 году стал советником Академии художеств. С 1798 по 1820 гг. жил в доходном доме на Миллионной улице, 12.

Боровиковский умер 6 (18) апреля 1825 года в Петербурге, и был погребён на Петербургском Смоленском православном кладбище. В 1931 году прах был перезахоронен в Александро-Невской лавре. Памятник остался прежний - гранитный саркофаг на львиных ногах.

Своё имущество он завещал раздать нуждающимся.

Биография Владимира Боровиковского

Боровиковский Владимир Лукич, русский художник исторической, церковной и портретной живописи. Выходец из казачьего рода.

Родился в Миргороде 24 июля 1757, в семье казака Луки Боровика. Отец и два брата, Василий и Иван, были иконописцами, работавшими в окрестных храмах. Под руководством отца учился иконописи. Пройдя воинскую службу, занимался церковной живописью в духе украинского барокко.

В 1787 он исполнил две аллегорические картины для украшения одного из «путевых дворцов» Екатерины II, возводившихся на пути её следования в Крым.

Эти картины обратили особенное внимание императрицы. На одной из картин была изображена Екатерина II, объясняющая свой Наказ греческим мудрецам, на другой- Петр I - пахарь и Екатерина II - сеятельница. Императрица пожелала видеть автора картин, говорила с ним и советовала ему ехать в Петербург, в Академию Художеств.

В 1788 г. Боровиковский переезжает в Петербург, но его путь в Академию художеств был закрыт по возрасту. Он некоторое время он живет в доме Н. А. Львова, знакомится с его друзьями - Г.Р.Державиным, И. И. Хемницером, Е. И. Фоминым и другими интеллектуалами своего времени. С 1792 берет уроки у австрийского живописца И.Б.Лампи, работавшего при дворе Екатерины II.

Предполагается, что он пользовался советами прославленного портретиста Д. Г. Левицкого, который впоследствии стал его учителем. От своего учителя, Боровиковский перенял блестящую технику, легкость письма, композиционное мастерство и умение польстить портретируемому.

В 1795 году Боровиковскому присвоено звание академика, а в 1802 году - советника Академии Художеств.

В ранний петербургский период Боровиковский пишет миниатюрные портреты, написанные маслом, но подражающие миниатюре на эмали. Он преуспел и в парадном портрете, немало его произведений в этом жанре почиталось за образцы.

В числе его работ - великолепный портрет Екатерины II, прогуливающейся в Царскосельском саду, портреты Державина, митрополита Михаила, князя Лопухина - Трощинского и огромный портрет Фет - Али Мурзы Кули-Хана, брата персидского шаха, писанный по заказу императрицы в бытность принца посланником в Петербурге. Два экземпляра этого портрета находятся в картинной галерее Эрмитажа, а другой в Академии Художеств.

Со 2-й половины 1790-х гг. Боровиковский находит яркое выражение черты сентиментализма в своих портретах. В противовес официальному сословному портрету, он разрабатывает тип изображения «частного» человека с его простыми, естественными чувствами, проявляющимися наиболее полно на лоне природы. Нежный, блёклый колорит, лёгкое, прозрачное письмо, плавные, мелодичные ритмы создают лирическую атмосферу мечтательной элегичности.

К примеру портрет О. К. Филипповой, жены друга Боровиковского - архитектора, участвовавшего в постройке Казанского собора. Она изображена в белом утреннем туалете на фоне сада, с бледной розой в руке. Образ молодой женщины лишен всякого оттенка жеманства, кокетливости. Миндалевидный разрез глаз, рисунок ноздрей, родинка над верхней губой - все придает неизъяснимую прелесть лицу, в выражении которого - почти детская нежность и мечтательная задумчивость.

Наиболее ярко талант художника раскрылся в серии женских портретов: О. К Филипповой, Е. Н. Арсеньевой, Е. А. Нарышкиной, В. А. Шидловской и др. Они не столь эффектны, как мужские, небольшие по размерам, порой сходны по композиционному решению, но их отличает исключительная тонкость в передаче характеров, неуловимых движений душевной жизни и объединяет нежное поэтическое чувство.

Написанный Боровиковским в 1797 г. портрет М.И. Лопухиной принадлежит к числу этапных произведений в развитии русской портретной живописи. Портрет Лопухиной отмечен чертами глубокой и подлинной жизненности. Главная идея - слияние человека с природой.

Боровиковский воспроизводит в портрете типичные особенности национального русского пейзажа - белые стволы берез, васильки и ромашки, золотые колосья ржи. Национальный дух подчеркнут и в образе Лопухиной, которому придано выражение нежной чувствительности.

Боровиковский занимался и религиозной живописью, в период с 1804 по1811гг, участвовал в росписи Казанского собора в Петербурге («Благовещение», «Константин и Елена», «Великомученица Екатерина», «Антоний и Феодосий»).

Боровиковский сохранял свое блестящее мастерство и зоркость глаза на протяжении долгого времени, но в 1810-х гг. его активность ослабла. На смену прежним вкусам пришли новые, а имя Боровиковского отошло в сторону, уступая место молодым талантам.

Он был одинок в старости, избегал всяческого общения, отказывался отвечать на письма. Он увлекся мистицизмом, но и здесь он не нашел того, что искал.

В конце жизни Боровиковский больше не писал портретов, а занимался лишь религиозной живописью. Последней его работой был иконостас для церкви на Смоленском кладбище в Петербурге.

В последние годы жизни, Боровиковский активно работал как педагог, устроив у себя дома частную школу. Он воспитал двух учеников, одним из которых был Алексей Венецианов , перенявший от своего наставника поэтическое восприятие мира.

Боровиковский Владимир 1825г
Боровиковский Владимир Лукич - , русский и украинский художник-портретист. До 1788 жил в Миргороде, учился у отца и дяди - иконописцев, исполнял иконы и портреты, во многом ещё близкие традициям украинского искусства допетровского времени. С конца 1788 - в Петербурге, где пользовался вначале советами Д. Г. Левицкого, а с 1792 занимался у И. Б. Лампи. На мировоззрение и эстетические взгляды Б. оказала также влияние близость с В. В. Капнистом, Г. Р. Державиным и особенно Н. А. Львовым. В начале 1790-х гг. наряду с композициями на религиозные сюжеты стал писать миниатюры (портрет В. В. Капниста, Русский музей, Ленинград) и главным образом близкие к ним по характеру исполнения интимные портреты ("Лизынька и Дашинька", 1794, "Торжковская крестьянка Христиния", около 1795, - оба в Третьяковской галерее).
За портреты в 1795 получил звание академика, а в 1802 - советника петербургской АХ. Со 2-й половины 1790-х гг. в портретах Б. находят яркое выражение черты сентиментализма. Б. разрабатывает в противовес официальному сословному портрету тип изображения "частного" человека с его простыми, естественными чувствами, проявляющимися наиболее полно вдали от "света", на лоне природы. Нежный, блёклый колорит, лёгкое, прозрачное письмо, плавные, мелодичные ритмы создают лирическую атмосферу мечтательной элегичности. Образы Б., особенно в женских портретах, при всём различии свежо и живо схваченного индивидуального облика модели, отмечены общностью идиллического настроения. Б. пишет своих персонажей (портреты М. И. Лопухиной, 1797, Третьяковская галерея, В. И. Арсеньевой, 1795, Русский музей) в лёгком повороте, со склоненной головой, погруженными в нежную задумчивость на фоне окутанного дымкой паркового пейзажа. Русскую императрицу ("Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке", 1794, Третьяковская галерея; вариант начала 19 в. - Русский музей) Б. изобразил идущей по аллее, в салопе и с левреткой. С начала 19 в. в работах Б. (особенно в парадных портретах А. Б. Куракина, 1801-02, Третьяковская галерея, Павла I, 1800, Русский музей) характеристика становится всё более прозаической, а живописная манера (под влиянием классицизма) - энергичной и чёткой [портрет неизвестной в тюрбане (вероятно, писательница А. Л. Ж. де Сталь), 1812, Третьяковская галерея].
Александр Федорович
Бестужев
Анна Сергеевна
Безобразова
Архангел Михаил
1815г
Третьяковская
галерея Москва
Архистратиг Михаил
1794г
Варвара Андреевна
Томилова
Великая княжна
Елена Павловна
1799г
Эрмитаж
Графиня
Вера Николаевна
Завадовская
Графиня
Екатерина Михайловна
Рибопьер
Дарья Александровна
Валуева
Дарья Семеновна
Баратова
Дети с
ягненком
Екатерина Гавриловна
Гагарина
Екатерина Николаевна
Давыдова 1796г
Пушкинский
музей Москва
Епископ Русской
Православной Церкви
Жермен де Сталь
1812г 68х88см
Третьяковская
галерея Москва
Иван Дунин
1801г
Иван Михайлович
Яковлев
Иван Михайлович
Яковлев
Иисус во гробе Иисус Клеопатра Ильинична
Лобанова-Ростовская
Княжна
Лопухина
Лабзина Анна
Евдокимовна
Лазарев Минас
Лазаревич
Лизанька и Дашенька
1794г 26х31см
Третьяковская
галерея Москва
Лопухина
Екатерина Николаевна
Мария Николаевна
Яковлева
1796г
Марфа (Мария)
Дмитриевна
Дунина
1799г
Третьяковская
галерея Москва
Михайловский
замок
Нарышкина
Елена Александровна
1790г
Русский музей
Санкт–Петербург
Наталья Петровна
Голицына
Оленина
Елизавета Марковна
Портрет русского
поэта
Евгения
Баратынского
1820г

1800г
Русский музей
Санкт–Петербург
Пётр Андреевич
Кикин
1815г
Покров
Пресвятой Богородицы
Портрет
А. и В. Гагариных
1802г 69х75см
Третьяковская
галерея Москва
Портрет
А. И. Безбородко
с дочерьми
1803г
Портрет
А.Г. и А.А. Лобановых
-Ростовских
1814г
Русский музей
Санкт–Петербург
Портрет
Адама Адамовича
Менеласа
Портрет
Александра Дмитриевича
Арсеньева
1797г 58х74см
Эрмитаж
Портрет
Александра Семеновича
Хвостова
1801г 56х71см
Портрет
Алексея Алексеевича
Константинова
1806г
Портрет
Алексея Ивановича
Васильева
1800г
Портрет
Великого князя
Константина Павловича
1795г 52х67см
Портрет
Великой княжны
Александры Павловны
67х76см
Портрет
Великой княжны
Марии Павловны 1800г
Портрет
Г.С. Волконского 1806г
Портрет
Гаврилы Романовича
Державина
1811г
Пушкинский
музей Москва
Портрет
генерал-адъютанта
графа
Петра Толстого
1799г 59х72см
Портрет
графа
Александра Куракина
1802г 259х175см
Третьяковская
галерея Москва
Портрет графа
Г.Г. Кушелева
1801г
Портрет графа
Разумовского
1800г 63х49см
Портрет
Д.А. Державиной
1813г 284х284см
Третьяковская
галерея Москва
Портрет
Д.П. Трощинского
1899г
Русский музей
Санкт–Петербург
Портрет
Дмитрия Левицкого
1796г
Русский музей
Санкт–Петербург
Портрет
Е. Темкиной
1798г
Портрет
Е.А. Архаровой
1820г
Русский музей
Санкт–Петербург
Портрет
Е.И. Неклюдовой
1798г
Портрет
Е.Н. Арсеневой
1796г
Русский музей
Санкт–Петербург
Портрет
Екатерины Александровны
Новосильцевой
Портрет
Екатерины Васильевны
Торсуковой
1795г
Портрет
Екатерины Кропотовой
Портрет
Елены Александровны
Нарышкиной
1799г
Портрет
Елены Павловны
Портрет
Императора
Павла I
1800г 33х49см
Третьяковская
галерея Москва
Портрет
Императрицы
Екатерины II
1794г
Третьяковская
галерея Москва
Портрет
Императрицы
Елизаветы Алексеевны
1795г
Портрет
императрицы
Елизаветы Алексеевны
1814г
Портрет
Императрицы
Марии Федоровны
71х82см
Портрет
Карагеоргия
1816г
Портрет
Княгини Н.И. Куракиной
1795г
Русский музей
Санкт–Петербург
Портрет
князя А.Б. Куракина
1799г Русский
музей Санкт–Петербург
Портрет
Кошелева
Портрет
М.И.Лопухиной
1797г
Третьяковская
галерея Москва
Портрет
Марты Арбеневой
1798г
Портрет
Муртазы-Кули-хана,
брата Аги Мухомеда,
персидскиого шаха
1796г 189х284см
Третьяковская
галерея Москва
Портрет
неизвестной с ребенком
Портрет
Николая Шереметева
Портрет
Ольги Кузьминичны
Филипповой
Портрет
Павла I
1796г
Портрет
Павла Семеновича
Масюкова
Портрет
писателя Александра
Лабзина
1805г 65х79см
Третьяковская
галерея Москва
Портрет
русского поэта
Гаврилы Державина
1795г
Третьяковская
галерея Москва
Портрет
С.А. Раевской
1813г
Пушкинский
музей Москва
Портрет
Ф.А. Боровского
1799г
Русский музей
Санкт–Петербург
Портрет
Христофора фон
Бенкендорфа1797г 68х56см
Портрет
Юрия Лисянского
1810г
Потрет
княгини
Маргариты Ивановны
Долгорукой
Прасковья
Бестужева
1806г
Родзянко
Екатерина Владимировна
Самборский
Андрей Афанасьевич
1790г
Св. блгв. вел. кн.
Александр Невский
Третьяковская
галерея Москва
Торсуков
Ардальон Александрович
1795г
Христина,
крестьянки из Торжка
1795г
Третьяковская
галерея Москва
Царица Александра
и архидьякон
Стефан
1815г
Яковлев
Николай Михайлович

Материал из Википедии - свободной энциклопедии:
Сравнительно поздно, в конце 1790-х годов, Боровиковский приобретает славу известного портретиста. В его творчестве преобладает камерный портрет. В женских образах В. Л. Боровиковский воплощает идеал красоты своей эпохи. На двойном портрете «Лизонька и Дашенька» (1794) портретист с любовью и трепетным вниманием запечатлел горничных семьи Львовых: мягкие локоны волос, белизна лиц, лёгкий румянец. Художник тонко передаёт внутренний мир изображаемых им людей. В камерном сентиментальном портрете, имеющем определённую ограниченность эмоционального выражения, мастер способен передать многообразие сокровенных чувств и переживаний изображаемых моделей. Примером тому может послужить выполненный в 1799 году «Портрет Е. А. Нарышкиной». Боровиковский стремится к утверждению самоценности и нравственной чистоты человека (портрет Е. Н. Арсеньевой, 1796). В 1795 году В. Л. Боровиковский пишет «Портрет торжковской крестьянки Христиньи», отзвуки этой работы мы найдём в творчестве ученика мастера - А. Г. Венецианова. В 1810-е Боровиковского привлекают сильные, энергичные личности, он акцентирует внимание на гражданственности, благородстве, достоинстве портретируемых. Облик его моделей делается сдержаннее, пейзажный фон сменяется изображением интерьера (портреты А. А. Долгорукова, 1811, М. И. Долгорукой, 1811, и др.). В. Л. Боровиковский - автор ряда парадных портретов. Наиболее известными из них являются «Портрет Павла I в белом далматике», «Портрет князя А. Б. Куракина, вице-канцлера» (1801-1802). Парадные портреты Боровиковского наиболее ярко демонстрируют совершенное владение художником кистью в передаче фактуры материала: мягкость бархата, блеск золочёных и атласных одеяний, сияние драгоценных камней. Боровиковский также является признанным мастером портретной миниатюры. В коллекции Русского музея хранятся работы, принадлежащие его кисти, - портреты А. А. Менеласа, В. В. Капниста, Н. И. Львовой и другие. В качестве основы для своих миниатюр художник часто использовал жесть. Творчество В. Л. Боровиковского являет собой слияние развивавшихся в одно и то же время стилей классицизма и сентиментализма. В свои последние годы Боровиковский вернулся к религиозной живописи, в частности написал несколько икон для строящегося Казанского собора, иконостас церкви Смоленского кладбища в Петербурге. Давал уроки живописи начинающему тогда художнику Алексею Венецианову.

Боровиковский, Владимир Лукич (1757-1825) - выдающийся российский портретист. Мастер религиозной живописи. Славу художнику принесли многочисленные портреты высочайших особ и петербургской знати. Многие из них выполненные в духе сентиментализма.

В. Л. Боровиковский родился в семье получившего дворянство казачьего старшины Луки Боровика. Отец художника занимался иконописью, и Владимир Лукич вместе со своими братьями Василием, Иваном и Петром обучался у отца этому искусству. По семейной традиции Боровиковский был определен в Миргородский полк (1774), но военная карьера не прельщала будущего художника, и в 1783 году он вышел в отставку, поселился в родном Миргороде и занялся живописью, в основном иконописью.
По свидетельству биографов, Боровиковским на Украине было создано большое количество икон и иконостасов, но большинство из них не сохранилось. Точно известно, что художник работал в 1784 году в Троицкой церкви в Миргороде, где исполнил весь иконостас. Занятия иконописью и религиозной живописью Боровиковский не оставлял на протяжении всей своей жизни. Художник писал иконы для Казанского собора в Петербурге и некоторых других храмов столицы, для церквей в Могилеве, Торжке, Москве. Его иконы находятся ныне в Государственной Третьяковской галерее, Музее В. А. Тропинина и художников его времени (Москва), в Тверской областной картинной галерее, Государственном Русском музее и других собраниях.
Иконописное творчество Боровиковского опиралось, с одной стороны, на традиции украинской иконописи (в ранний период), с другой - на традиции русской академической религиозной живописи и иконописи, испытывавшей серьезное влияние западноевропейского религиозного искусства XVII-XVIII вв.
В 1786-1787 годах Боровиковский был привлечен к украшению дворца, в котором предполагала остановиться Екатерина II во время путешествия на юг России. Екатерина II оценила работы художника и повелела вызвать его в Петербург. В 1788 году Боровиковский покинул Миргород и переехал в северную столицу, где в течение восьми лет жил в доме архитектора, поэта, музыканта и ученого Н. А. Львова, вокруг которого сложился просветительский кружок. Общение с его членами оказало влияние на мировоззрение и эстетические взгляды художника. Среди членов кружка были И. И. Хемницер, В. В. Капнист, Г. Р. Державин, Д. Е. Левицкий и другие. К советам последнего Боровиковский прибегал в начале своей творческой карьеры в Петербурге. В 1792 году Боровиковский начал систематические занятия живописью у И. Б. Лампи-старшего, под руководством которого он совершенствовался в течение нескольких лет. В 1780-х годах, еще в миргородский период, Боровиковским был написан первый из известных его портретов - полковника П. Я. Руденко (Днепропетровский художественный музей).
В Петербурге в 1790 году художник исполнил портреты O. K. Филипповой (ГРМ), затем Е. М. Олениной (1791, ГТГ). Это были первые опыты Боровиковского-портретиста, в которых лишь начинал развиваться его талант. В первые годы жизни в Петербурге Боровиковский занимался в основном миниатюрным портретом (на кости, картоне, меди; маслом, гуашью, акварелью). Одним из лучших произведений этого периода является «Портрет В. В. Капниста» (начало 1790-х, ГРМ). В это же время художник продолжал занятия иконописью: в 1791 году он писал в технике гризайли образа для церкви в имении Н. Л. Львова Арпачево Тверской губернии. Им были выполнены образа для собора Борисоглебского монастыря в Торжке (1790-1792) и Иосифского собора в Могилеве (1793-1794), архитектором которых был Н. А. Львов.
В 1794 году Боровиковский представил в Академию художеств портрет «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке» (ГТГ), за который его признали «назначенным» в академики, а в 1795 году за портрет великого князя Константина Павловича художник был удостоен звания академика. В 1802 году Боровиковский стал советником Академии художеств. Несмотря на полученные звания, мастер никогда не был связан государственной службой, в основном он работал по заказам. Художник вошел в историю русского искусства как создатель сентиментального портрета, образов «частного» человека с его простыми чувствами и мечтами «на лоне природы». «Мир чувств» и «жизнь сердца» стали основой творческого понимания моделей художника, индивидуальную внутреннюю жизнь каждой из них мастер подчеркивал фоновыми деталями.
Камерные портреты Боровиковского открыли новую страницу в русском искусстве. На полотнах художника можно видеть и крестьян и аристократов, однако образы сближает единая эстетико-мировоззренческая трактовка их как личностей со своим глубоко индивидуальным душевным миром. Опыт работы в миниатюре позволял Боровиковскому в малых формах находить новые выразительные средства. Таковы «Портрет Лизынки и Дашеньки» (1795, ГТГ), портреты крепостных Н. Л. Львова, архитектора А. А. Менеласа (начало 1790-х, ГРМ) и другие работы.
В 1790-е годы художник привнес принципы миниатюрного письма в портрет маслом на холсте привычных размеров. Постепенно Боровиковский выработал нечто вроде иконографического канона женских портретов: поясное (редко поколенное) изображение фигуры, опирающейся на тумбу, дерево и тому подобное, непременно с чем-нибудь в руке; фон, как правило, природный. Фигура всегда размещена на грани темного тона (деревья) и светлого (небо). Иногда в портретах повторяется не только композиция, но и отдельные детали. Например, в портретах Е. Н. Арсеньевой (1796, ГРМ) и Скобеевой (втор. пол. 1790-х, ГРМ) одно и тоже платье, яблоко в руке, браслет, однако образы при этом совершенно различны, индивидуальны. К числу лучших работ 1790-х годов относятся «Портрет торжковской крестьянки Христиньи» (1795, ГТГ), «Портрет М. И. Лопухиной» (1797, ГТГ) - одно из самых одухотворенных произведений художника, «Портрет Н. И. Куракиной» (1795, ГРМ). В те же годы художник создал мужские портреты, которые написаны на основе тех же эстетических принципов, что и женские, но отличаются композиционным решением. Среди них «Портрет Г. Р. Державина» (1795, ГТГ), «Портрет Павла I» (1796, ГРМ), «Портрет вице-канцлера князя А. Б. Куракина» (1799, ГРМ).
В конце 1790-х - начале 1800-х годов слава Боровиковского достигла вершины. Это время расцвета творчества художника. В 1797 году ему присудили премию в академическом конкурсе за портреты Бутурлиных. Художник получил множество заказов. Ему позировали цари, государственные деятели, полководцы, отцы церкви. В этих портретах Боровиковский умело сочетал условность композиции и правдивость в характеристике модели, типичность и индивидуальность. Художник использовал различные живописные и композиционные приемы, обогащая «мир вещей» своих произведений, позволявший выявлять характеристику модели. К числу лучших произведений этого ряда принадлежат портреты статс-секретаря Екатерины I Д. П. Трощинского (1799, ГРМ), Е. Г. Темкиной (1798, ГТГ), суворовского генерала Ф. А. Боровского (1799, ГРМ), Павла I (1800, ГРМ), князя А. Б. Куракина на фоне Михайловского замка (1801-1802, ГТГ).
В 1802 году Боровиковский написал портрет сестер А. Г. и В. Т. Гагариных (ГТТ), которым завершается период «сентиментального» Боровиковского и начинается, по мнению ряда исследователей, « ампирный период» творчества художника. В 1800-1810-х годах мастер писал в основном семейные групповые портреты. В искусстве Боровиковского культ семьи получил некоторый философский аспект, характерный для просветительской идеологии. В его произведениях восторженная одухотворенность, эмоциональность сменяются назидательностью, некоторой обобщенностью образов, их внутренней философичностью, подчеркнутой скульптурной пластикой моделей. К числу лучших произведений этого направления относятся «Портрет графини А. И. Безбородко с дочерьми Любовью и Клеопатрой» (1803, ГРМ), «Портрет Г. Г. Кушелева с детьми» (1803, Новгородский историко-художественный музей), «Портрет А. Е. Лабзиной с воспитанницей С. А. Мудровой» (1803, ГТГ), «Портрет М. И. Долгорукой» (ок. 1811, ГТГ), «Портрет Г. Р. Державина» (1811, Всероссийский музей А.С. Пушкина), «Портрет А.-Л.-Ж. де Сталь» (1812, ГТГ), «Портрет Д. П. Трощинского» (1819, ГТГ). В 1800-х годах Боровиковского все более охватывают мистические настроения. Художник был близок с Н. И. Новиковым и статс-секретарем Академии художеств Лабзиным, под влиянием которых он в 1802 году стал членом масонской ложи «Умирающий сфинкс» (в нее же входил Д. Г. Левицкий). В 1819-1824 годах художник вошел в «Духовный союз» Е. Ф. Татариновой - мистическую секту, бдения которой проходили в Михайловском замке, но, согласно записям в его дневнике, был ею разочарован.
С 1800-х годов Боровиковский вновь начал уделять много внимания религиозной живописи и иконописи. Он написал иконы для Казанского собора в Петербурге (1804-1811) - десять икон для Главного иконостаса и образа для второго и третьего иконостасов. В 1814-1815 годах Боровиковский выполнил иконостас для Покровской церкви села Романовна Черниговской губернии, в котором заметны духовные искания мастера, отступления от традиционной иконописи.
Боровиковский никогда официально не преподавал, но имел частную школу в Петербурге. У него учились многие русские художники, среди которых наиболее известны И. В. Бугаевский-Благородный и А. Г. Венецианов.
Русская живопись. Энциклопедия. – М.: АСТ, Астрель, 2003. С. 90-94.

Владимир Боровиковский (1757-1825) - русский художник украинского происхождения, мастер портрета.

Биография Владимира Боровиковского

Владимир Боровиковский родился 24 июля (4 августа по новому стилю) 1757 года в Гетманщине в Миргороде в семье казака Луки Ивановича Боровиковского (1720-1775). Отец, дядя и братья будущего художника были иконописцами. В молодости В. Л. Боровиковский учился иконописи под руководством отца.

С 1774 года служил в Миргородском казачьем полку, одновременно занимаясь живописью. В первой половине 1780-х годов Боровиковский в чине поручика выходит в отставку и посвящает себя занятиям живописью. Пишет образа для местных храмов.

В 1770-х годах Боровиковский близко познакомился с В. В. Капнистом и выполнял его поручения по росписи интерьера дома в Кременчуге, предназначавшегося для приёма императрицы. Екатерина II отметила работу художника и повелела ему переехать в Петербург.

В 1788 году Боровиковский поселяется в Петербурге. В столице первое время жил в доме Н. А. Львова и познакомился с его друзьями - Г. Р. Державиным, И. И. Хемницером, Е. И. Фоминым, а также Д. Г. Левицким, который стал его учителем.

В 1795 году В. Л. Боровиковский удостоен звания академика живописи. С 1798 по 1820 гг. жил в доходном доме на Миллионной улице, 12.

Боровиковский умер 6 (18) апреля 1825 года в Петербурге,и был погребён на Петербургском Смоленском кладбище. В 1931 году прах был перезахоронен в Александро-Невской лавре. Памятник остался прежний — гранитный саркофаг на львиных ногах.

Своё имущество он завещал раздать нуждающимся.

Творчество Боровиковского

Сравнительно поздно, в конце 1790-х годов, Боровиковский приобретает славу известного портретиста.

В его творчестве преобладает камерный портрет. В женских образах В. Л. Боровиковский воплощает идеал красоты своей эпохи.

На двойном портрете «Лизонька и Дашенька» (1794) портретист с любовью и трепетным вниманием запечатлел горничных семьи Львовых: мягкие локоны волос, белизна лиц, лёгкий румянец.

Художник тонко передаёт внутренний мир изображаемых им людей. В камерном сентиментальном портрете, имеющем определённую ограниченность эмоционального выражения, мастер способен передать многообразие сокровенных чувств и переживаний изображаемых моделей. Примером тому может послужить выполненный в 1799 году «Портрет Е. А. Нарышкиной».

Боровиковский стремится к утверждению самоценности и нравственной чистоты человека (портрет Е. Н. Арсеньевой, 1796). В 1795 году В. Л. Боровиковский пишет «Портрет торжковской крестьянки Христиньи», отзвуки этой работы мы найдём в творчестве ученика мастера - А. Г. Венецианова.

В 1810-е Боровиковского привлекают сильные, энергичные личности, он акцентирует внимание на гражданственности, благородстве, достоинстве портретируемых. Облик его моделей делается сдержаннее, пейзажный фон сменяется изображением интерьера (портреты А. А. Долгорукова, 1811, М. И. Долгорукой, 1811, и др.).

В. Л. Боровиковский - автор ряда парадных портретов. Парадные портреты Боровиковского наиболее ярко демонстрируют совершенное владение художником кистью в передаче фактуры материала: мягкость бархата, блеск золочёных и атласных одеяний, сияние драгоценных камней.

Боровиковский также является признанным мастером портретной миниатюры. В качестве основы для своих миниатюр художник часто использовал жесть.

Творчество В. Л. Боровиковского являет собой слияние развивавшихся в одно и то же время стилей классицизма и сентиментализма.

В свои последние годы Боровиковский вернулся к религиозной живописи, в частности написал несколько икон для строящегося Казанского собора, иконостас церкви Смоленского кладбища в Петербурге.

Давал уроки живописи начинающему тогда художнику Алексею Венецианову.

Работы художника

  • Портрет М. И. Лопухиной.
  • Муртаза Кули-хан.
  • Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке
  • Лизонька и Дашенька
  • Портрет генерал-майора Ф. А. Боровского, 1799
  • Портрет вице-канцлера князя А. Б. Куракина (1801-1802) (Третьяковская галерея, Москва)
  • Портрет сестёр А. Г. и В. Г. Гагариных, 1802 (Третьяковская галерея, Москва)
  • Портрет А. Г. и А. А. Лобановых-Ростовских, 1814


Рассказать друзьям