Был ли майк науменко на похоронах цоя. Знаменитости погибшие при загадочных обстоятельствах

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Известный российский музыкант, основатель и фронтмен рок-группы «Зоопарк» Майк Науменко был наиболее популярен в 70-80 годах ХХ века и относится к лучшим представителям ленинградского андеграунда. Самыми знаковыми стали для современников его авторские песни «Сладкая N», «Дрянь», «Пригородный блюз» и другие. Он был другом Виктора Цоя, Бориса Гребенщикова и ещё многих ленинградских рок-музыкантов. Всю свою не слишком удачную и долгую жизнь Майк (Михаил — при рождении) посвятил музыке. Многие его песни до сих пор пели и поют другие знаменитые российские группы и певцы. Причиной смерти Майка Науменко официально объявлено кровоизлияние в мозг.

Майк родился в 1955 году в Ленинграде. Он был мальчиком из хорошей интеллигентной семьи. Увлечение Науменко музыкой началось в ранней юности, когда он услышал песни знаменитого музыкального коллектива «Битлз». После этого он стал в удовольствием слушать Боба Дилана, Чака Берри, Лу Рида, Марка Болона и других зарубежных исполнителей. Майк был учеником специализированной англоязычной школы и неплохо знал язык, поэтому первые сочинённые им песни были на английском. Они написаны ещё в школьные годы и исполнялись в кругу друзей, под игру на гитаре, подаренной бабушкой. На русском языке Науменко написал свою первую песню в 1972 году, когда ему было уже 17 лет, по совету Бориса Гребенщикова.

После окончания школы, Михаил, по примеру отца, поступил в Ленинградский инженерно-строительный институт и даже успел закончить в нём целых четыре курса, хотя то, что строительство – это не его дело, понимал сразу. Бросив учёбу, молодой человек устроился в Большой театр кукол звукорежиссёром, позже перешёл в сторожа, чтобы как можно больше времени отдавать любимому занятию – музыке. В середине 70-х годов Майк пришёл в группу «Союз любителей музыки рок», где играл на гитаре, а в 1977-1979 годах сотрудничал с группой Гребенщикова «Аквариум». В 1978 году Науменко записал с Б. Гребенщиковым акустический альбом «Все братья - сёстры». Он довольно долго был бас-гитаристом в самых разных ленинградских группах, в которых исполнял немало сольных номеров.

В 1981 году Науменко стал организатором собственной группы «Зоопарк». В 1987 году их коллектив получил определённый статус, престав быть любительским после тарификации в «Ленконцерте». Для музыкантов группы начались гастрольные концерты по всему Советскому союзу. К концу 80-х годов, Майк Науменко, как это часто случается, перестал справляться с бременем славы и популярности: от злоупотребления алкоголем и тяжёлых нагрузок у него начались проблемы со здоровьем. Очень заметно расстроилась моторика левой руки и это плохо отразилось на возможностях игры на гитаре. Уставшая от его запоев жена Наталья, с которой Майк прожил около 10 лет, ушла от него, забрав сына Евгения.

В августе 1991 года случилась трагедия: сосед Науменко по квартире обнаружил музыканта на полу в коридоре и помог ему перебраться в постель. На вопрос, как он себя чувствует, Майк ответил, что помощь ему не нужна. Однако к вечеру ему стало хуже и прибывшие, по просьбе соседей, мать с сестрой вызвали «Скорую помощь». Медики отказались от госпитализации больного, объяснив, что он находится в нетранспортабельном состоянии. К наступлению ночи Науменко скончался. Конкретного заключения причины смерти Майка нет. Предположение о том, что у него случилось кровоизлияние в мозг – приблизительно и отчего она произошло, можно только догадываться. Пьяным он не был, но, по свидетельству друзей, прилично «принял на грудь» за день до своей смерти.

О том, почему умер Майк Науменко ходили самые разноречивые слухи. Говорили о том, что есть свидетели его удара головой об бетонный поребрик и это стало причиной перелома основания черепа, диагностированного врачами. Были также, слухи о нападении хулиганов и о том, что Майка ограбили, предварительно избив. По мнению других очевидцев, его все знали в этом районе и, напиваясь, он никогда не становился жертвой воров, к тому же никогда не пил до бессознательного состояния. Убийство это или несчастный случай, так и осталось невыясненным. Науменко было на момент смерти всего 36 лет.

Он похоронен на Волковском кладбище Ленинграда.

10203 Просмотров

Журналисты "КП" провели свое расследование гибели лидера группы "Зоопарк". Долгое время смерть рок-звезды считалась несчастным случаем. Но в этой трагедии все оказалось не так однозначно.

28 июня в украинский прокат выйдет фильм Кирилла Серебренникова "Лето" о любовном треугольнике между вокалистом группы "Зоопарк" Майком Науменко, его женой Натальей и Виктором Цоем. По мнению критиков и первых зрителей, картина получилась светлой и доброй.

Увы, продолжение этой истории куда мрачнее. 15 августа 1990 года разбился на машине лидер "Кино" Виктор Цой. А спустя 12 месяцев, 27 августа 1991-го, умер Науменко. Умер при весьма загадочных обстоятельствах - после перелома основания черепа у него случилось кровоизлияние в мозг…

Никто не писал о причине смерти

В августе 1991 года, когда скончался Науменко, о причинах смерти почему-то не писали. Даже в "Комсомольской правде" за 28 августа 1991 года известный музыкальный журналист Артемий Троицкий просто констатировал горький факт:

"Очень печальная весть пришла из Питера. Умер Майк, по паспорту Михаил Науменко, великий российский рокер. По сути дела, Майк стал отцом-создателем русского уличного рок-н-ролла..."

Он жил в питерской коммуналке на Боровой улице. Сосед нашел певца лежащим у двери в свою комнату в 11 утра. Тот был жив, но еле ворочал языком. Сосед подумал, что рокер пьян, и перетащил его на кровать. Днем к Науменко приехали мама и сестра. Увидев, в каком состоянии Миша, они вызвали скорую. Но медики лишь констатировали смерть. Причина - тот инсульт после странного перелома основания черепа, о котором мы уже говорили. Причем, как выяснилось, Науменко был абсолютно трезв. Однако уголовное дело так и не завели.

Чтобы узнать, что думают о гибели от такой травмы силовики, звоним знакомому руководителю следственного отдела Ярославу Корелину. Кто жертва и когда произошла трагедия, не уточняем.

- Мы при таких повреждениях сразу начинаем проводить доследственную проверку по статье "убийство", - без раздумий говорит Корелин. - А что, в вашем случае мои коллеги этого не сделали?

Человек погиб еще в 1991-м. Мы пытаемся выяснить, как умер рок-певец Майк Науменко.

- Странно, что милиция тогда не стала разбираться. Мы в первую очередь выясняем, не было ли у жертвы врагов.

Решаем выполнить работу милиционеров 90-х и выяснить, кто мог желать Науменко смерти. В картине "Лето" Майк и Виктор Цой показаны лучшими друзьями. Может, Науменко близко общался и с отцом лидера "Кино"? И если так, то не исключено, что Роберту Максимовичу известно о неприятелях вокалиста "Зоопарка". Назначаем Цою-старшему встречу.

Когда умер Миша, я был еще в трауре по Вите, - вздыхает пенсионер. - Как бы это резко ни звучало, но мне в 91-м было не до гибели Науменко. В Питере есть такой летописец рока Андрей Бурлака. Поговорите с ним. Он должен больше знать.

"Из-за путча было не до бытовухи"

Вы по поводу гов...ного фильма? - доносится из телефонной трубки раздраженный голос Андрея Бурлаки. - Мы дружили с Майком. Поверьте, этот фильм ("Лето". - Ред.) не про Науменко и Цоя, а про каких-то современных... [геев]!

Мы пытаемся выяснить, как на самом деле погиб Майк Науменко!

- Я своими глазами видел заключение судмедэкспертизы. Там синим по белому написано: "Инсульт на почве перелома основания черепа".

А вам не показался этот диагноз подозрительным? Науменко был трезв. Вдруг он не сам упал, а его толкнули? Близкие не пытались добиться возбуждения уголовного дела?

Это бесполезно было! За пару дней до смерти Майка произошел путч, началась история с ГКЧП. Милиции было не до подобных проверок.

- У Науменко были враги?

Майк был человеком бесконфликтным. Но версии по поводу его смерти разные. Вон барабанщик "Зоопарка" Валера Кириллов еще на поминках пообещал найти его убийцу…

"Прилетел мощный удар с кулака"

Валерий Кириллов был близким другом Науменко. Он один из лучших барабанщиков советского рока.

На поминках я действительно поклялся отцу Майка, что достану виновного в его смерти, - кивает музыкант.

- А откуда у вас такая уверенность, что Науменко убили?

Долгое время были просто подозрения. А когда появился интернет, я стал прочесывать всякие форумы в поисках хоть какой-то зацепки.

Поиски привели Кириллова на сайт sramu.net. Что-то вроде сетевой исповедальни. Здесь анонимно публикуют постыдные истории из своей жизни. Там Валерий обнаружил такое признание:

"Мне давно за 40, но мучает одна история, которая приключилась в 1991-м. Я во дворе стоял, ждал друзей, с которыми собрались бухнуть. Подошел ко мне парняга, попросил прикурить. Он стал интересоваться, кто я, что делаю тут. Мол, он тут живет. Тут вылетели мои друзья, и челу прилетел мощный удар с кулака. Он упал как подкошенный. Я начал возмущаться: что делаете вообще? На что дружбан с улыбкой сказал: они подумали, что он до меня докапывается. Я поднял беднягу - из носа и рта у него пошла кровь. Чел, дико шатаясь, побрел к подъезду. А мы пошли бухать...

Потом я увидел где-то фотографию Науменко. Это был тот самый человек. Я перестал общаться с приятелями-быдланами. Женился и уехал в Германию…"

- Вы уверены, что эта история - правда?

Думаю, да. Написавший знает факты, которые мог привести только участник событий. Я опрашивал соседей. И местный мальчишка Гриша рассказал, как выбежал во двор, а там люди стояли над лежащим Майком и один человек поднимал его. Думаю, Науменко упал от удара и получил серьезную травму. Но смог дойти до своей комнаты.

- Вы пытались найти человека, который написал этот пост?

Конечно! Но сообщение анонимное. Может, у вас, журналистов, получится узнать? Мы бы тогда постарались выведать у него имя того самого быдло-друга, который ударил Науменко.

Вместо послесловия

После встречи с Кирилловым мы написали запрос в Управление "К" полиции Санкт-Петербурга (это ведомство занимается поимкой преступников через интернет. - Ред.). Попросили, несмотря на истекший срок давности, начать проверку по факту "причинения смерти по неосторожности" Михаилу Науменко. И установить личность и адрес человека, который написал скандальный пост на sramu.net. Ждем ответа.

По официальным данным Майк Науменко, советский рок-музыкант, основавший группу «Зоопарк», умер в результате несчастного случая от кровоизлияния в мозг. Смерть наступила 27 августа 1991 года. Песни Майкла пользуются популярностью до сих пор.

Официальная причина смерти Майка Науменко – несчастный случай. Такое заключение было вынесено судмедэкспертами в процессе опознания тела советского музыканта, основателя и бессменного участника группы «Зоопарк».

Дата смерти

Жизнь артиста оборвалась 27 августа 1991 г. в его доме. Смерть наступила в результате обильного кровоизлияния в мозг. Однако друг и коллега по цеху, барабанщик группы Валера Кириллов, выдвигает иную версию: «Почему сотрудники милиции не рассматривают вариант того, что на Майка напали во дворе и ударили по голове тупым предметом?».

Тем более что в деле присутствуют показания молодого человека, видевшего, как Майку помогал встать с земли незнакомец. Из этого Кириллов предполагает, что после ограбления артист поднялся к себе в комнату и умер от вышеупомянутого кровоизлияния в одиночестве. Смерть наступила не сразу, а спустя некоторое время, после того как организм ослаб и не мог больше бороться.

Когда тело было обнаружено друзьями, вызванная карета «Скорой Помощи» помочь не смогла. Приехавшие врачи только констатировали смерть.

Похоронен артист на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге.

Семья

Родился Миша 18 апреля 1955 г. в Санкт-Петербурге, в семье интеллигентных родителей, уже имевших ребёнка. Сестра Майка была старше его на 8 лет. Отец работал на кафедре нынешнего СПбГАСУ, мать – в библиотеке.

В детстве герой не проявлял к музыкальному жанру никакого интереса. Первая тяга появилась после того, как он услышал знаменитый ливерпульский квартет – «The Beatles». Хорошее знание английского языка позволяло не только наслаждаться плавным течением музыки, но и оценивать поэтическое содержание стихов, звучащих на английском языке.

Примерно в 14 лет научился играть на гитаре, а на совершеннолетие бабушка подарила ему этот инструмент. Первые стихи в жизни были написаны на английском языке. Спустя некоторое время, под воздействием популярного в рок-тусовках Бориса Гребенщикова, начинает перефразировать их на русский.

Закончив школу, по настоянию отца поступает в архитектурно-строительный. Отучившись там 4 года, бросает учёбу и через знакомых устраивается работать звукорежиссёром в Большой театр кукол.

Творческий путь

Михаила Васильевича Науменко считают одним из родоначальников русского рока. Его концепция развития музыки кардинально отличалась от общепринятой. Все коллеги по цеху практиковали бардовские композиции, идеально приживавшиеся ввиду специфики русской культуры того времени.

Майк представлял слушателю свои песни иначе: он пытался внедрить западное рок-звучание. Таким образом, можно назвать его первооткрывателем данного жанра.

Несмотря на то, что некоторые композиции группы были явно схожи с иностранными произведениями, он наделял их особой индивидуальностью: яркое отличие текстов, удивляющих своей иронией и откровенными мыслями. Ценители его творчества подчеркивают, что песни, текст и музыка не содержат никакого плагиата, а только чистый русский рок-н-ролл.

Особой графой в биографии Науменко нужно отметить знакомство с Гребенщиковым. Сначала он просто подыгрывал на концертах «Аквариума», но в 1978 г они выпустили совместный альбом «Все братья – сестры». Посвящён он был рождению дочки Бориса Борисовича. Некоторые песни из него в дальнейшем стали хитами:

  • «Дочь»;
  • «Баллада о Кроки, Ништяке и Карме»;
  • «Ода ванной комнате».

Примерно в это время Майк выступает в Москве, концерт был организован неформально и проходил как подпольный. Настоящий фурор произвела его личная песня «Дрянь». Многозначный сюжет рассказывающий о распутной девушке, привёл к тому, что в зале произошла драка. С одной стороны выступали те, кто поддерживал такое поведение и стихи новичка, с другой – наоборот, осуждающие.

В 1980 г. Науменко, воспользовавшись поддержкой Гребенщикова, записывает свой первый альбом. В него были включены 16 личных композиций. После этого его стали называть «Ленинградский Боб Дилан».

Существует мнение, что формирование музыкальной направленности и стилистики героя произошло под пассивным воздействием его подруги, Татьяны Апраксиной. Журналист и музыкальный продюсер Александр Кушнир заявлял: «Однажды Майк признался мне, что все его первые песни были посвящены Танюше».

Организация группы «Зоопарк»

Идеи создания собственной группы терзали Майка уже давно. После ошеломляющего успеха своего сольного альбома решение приходит. По мнению друзей, название в любом случае должно было быть в виде какого-нибудь животного из зоопарка. Однако герой пошёл ещё дальше.

Объяснялось такое стремление тем, что он олицетворял себя и весь Советский Союз с неким «зоопарком», а людей в нём с животными, стремящимися к консерватизму, несвободе, и отказывающимися мыслить самостоятельно.

Дебют сложившегося коллектива прошёл на дворовой танцплощадке. Весной следующего 1981 г их уже приняли в Ленинградский рок-клуб, где был так называемый первый «полуофициальный» концерт.

Первая дебютная пластинка была записана не в студии звукозаписи а на живом концерте в одном из московских домов культуры. Название было соответствующим «Blues de Moscou». Все включенные произведения были написаны вокалистом и основателем коллектива – Майком Науменко.

Дискография

Творчество Майка Науменко включает в себя не только студийные работы в группе, но и несколько сольных, а также концертных подборок. Список впечатляет.

Одиночные личные альбомы:

  1. «Все братья – сестры» с Гребенщиковым;
  2. «Сладкая N и другие»;
  3. «LV».

Официальные альбомы группы «Зоопарк», записанные в студии:

  1. «Blues de Moscou»;
  2. «Уездный город N»;
  3. «Белая полоса»;
  4. «Музыка для фильма»;
  5. «Иллюзии»;

Кроме перечисленных, в творческой биографии Науменко присутствует ряд работ в концерном исполнении, а также записи объединённых творческих вечеров и тусовок, некоторые из них носили вполне легальный характер.

Отношения с Виктором Цоем

Взаимоотношения с Виктором Цоем частично можно проследить в художественном фильме «Лето», снятом в 2018г. Здесь очевидно, что ранний взлёт Майка и старший возраст преподносит его в роли старшего брата, дающего редкие советы и напутствия. Любопытно выглядит история любовного треугольника: мужчины и жена Науменко Наталья. Фильм затрагивает период становления личностей артистов и относится к первой половине 80-х.

Что касается истории о разгоревшемся романе Наташи и Виктора, сама она отрицает это. По её словам, нашумевшая история произошла из-за того, что несколько лет назад она неправильно выразилась по отношению к Вите. На самом деле она любила только Майка.

Слова самого Науменко, подтверждают: первое время он давал новому знакомому советы. По его просьбе свёл с Гребенщиковым, который помог раскрутиться. В дальнейшем два рокера много общались, проводили так называемые творческие вечера на которых пили портвейн и пели свои песни. Иногда оставались друг у друга ночевать. Но, как заверял после смерти Цоя Майк: «Друзьями мы никогда не были».

Для российской истории рока 2 кумира останутся в памяти как одни из первопроходцев, подвижников нового музыкального направления. Они действительно были чем то особенным для своих последователей, тем более что ушли из жизни практически в одно время, практически на пике своей карьеры (Майк пережил Виктора только на 12 месяцев).

Жена и сын

По фото кажется – это обычная среднестатистическая советская семья, но не так-то было. Несмотря на то, что у Натальи и Майка родился сын, девушка не вынесла постоянных эксцессов и подала на развод. Судя по стилю жизни артиста, её решение можно понять. Рок-звезда того времени – это вовсе не значит красивые машины и большие деньги. В Советском Союзе было всё иначе. Огромное количество концертов (по 3 – 4 в день), постоянные недосыпания, вино и стрессы – вот наверное и всё, чем выделялась тогдашняя жизнь рокера.

По воспоминаниям Натальи, у мужа была возможность сменить коммуналку, в которой они жили с ребёнком, на нормальную квартиру, но заниматься этим он просто не хотел. Да и времени особо не было. Постоянно выпивающий и угасающий от переутомления любимый мужчина будет угнетать любую женщину, тем более имеющую ребёнка. В результате она не выдержала и ушла, незадолго до того страшного дня. Майк Науменко остался один, в пустоте.

Гибель Науменко была заключительным эпизодом в специфическом явлении «заигрывания» с властью. В его композициях проглядывались элементы резервации, означающие, что талант стоит выше денег. В какой-то момент искра популярности «Зоопарка» разгорелась до такой степени, что начала затмевать самого Бориса Гребенщикова и тем более Макаревича. К сожалению, она потухла внезапно, так же как зажглась.

Видео

Оцифрованная видеозапись квартирника с участием Майка Науменко. Сделана за год до смерти.

»,
«Аквариум »,
«Капитальный ремонт»,
«Союз любителей музыки рок»

Сотрудничество

Майк Нау́менко (настоящее имя - Михаи́л Васи́льевич Нау́менко ; 18 апреля , Ленинград , СССР - 27 августа , там же) - известный советский рок-музыкант, основатель и лидер рок-группы «Зоопарк ». Первый советский музыкант, совместивший в своём творчестве корневую англо-американскую рок-традицию с текстами в жанре бытового реализма . Широкой публике наиболее известен как автор таких «знаковых» песен, как «Сладкая N», «Пригородный блюз», «Дрянь» и др.

Биография

Родился 18 апреля 1955 года в семье ленинградских интеллигентов. Его отец (Василий Григорьевич , 1918-2007) был преподавателем в ЛИСИ , а мать (Галина Флорентьевна Науменко-Брайтигам , 1922-2010) - работником библиотеки . В детстве музыкой не занимался. Увлечение музыкой началось, когда Майк впервые услышал музыку The Beatles . Затем сильное влияние на его творчество оказали Чак Берри , Боб Дилан , Марк Болан , Лу Рид и др.

Писать песни начал ещё в школе, после того как бабушка подарила ему гитару. Первые песни Майк сочинял на английском. Науменко учился в спецшколе и неплохо владел языком. Там же он получил прозвище «Майк» . Бывшая жена Майка, Наталья, утверждает, что так его впервые назвала школьная учительница английского языка . Первые тексты на русском были написаны в 1972 году под влиянием Бориса Гребенщикова . Кроме музыки увлекался изготовлением моделей самолётов, переводами с английского языка .

После школы по настоянию отца поступил в ЛИСИ, но после четвёртого курса бросил учёбу . Работал звукорежиссёром в Большом Театре Кукол , потом - сторожем. Всё это время оставался музыкантом .

Умер 27 августа 1991 года от кровоизлияния в мозг в результате несчастного случая у себя в квартире.

Барабанщик группы «Зоопарк» Валерий Кирилов высказал другую точку зрения: по его словам, Майк Науменко действительно умер от кровоизлияния в мозг, но оно произошло не по естественным причинам, а из-за перелома основания черепа в результате жестокого удара, нанесённого Майку при ограблении во дворе, о чём свидетельствует пропажа личных вещей музыканта. Существуют также свидетельские показания одного подростка, который якобы видел, как Майка во дворе кто-то поднимал с земли. После нападения Майк не умер на месте, а сумел подняться к себе домой, но там окончательно ослабел и пролежал в беспамятстве долгое время, никем в коммуналке не замечаемый. Когда его наконец обнаружили близкие и вызвали скорую помощь, было уже слишком поздно . Однако многие люди, знакомые с обстоятельствами гибели Майка, эту гипотезу не подтверждают .

Сын Майка Евгений женат, воспитывает двух дочерей, работает на телевидении. Придерживается той же версии смерти отца, что и Валерий Кирилов .

Творчество

Начало музыкальной деятельности

Майк начал увлекаться музыкой ещё в школьные годы. Первыми музыкальными группами, творчество которых привлекло его внимание, были «The Rolling Stones », «The Beatles », «Jefferson Airplane », кроме того, он собирал западные статьи про «T. Rex », «The Doors », Дэвида Боуи .

О его «дозоопарковском» творчестве известно немногое: ещё в школе сочинял песни на английском, но так и не сумел их реализовать. В начале 1977 года недолго играл в «Союзе Любителей Музыки Рок» Владимира Козлова . В период 1977-79 сотрудничал с группой «Аквариум » в качестве приглашенного электрического гитариста, под названием «Вокально-инструментальная группировка имени Чака Берри». Летом 1979 года совершает турне по деревням Вологодской области в составе группы «Капитальный Ремонт» .

Формированию музыкального лица Майка способствовало личное сближение с ленинградской художницей Татьяной Апраксиной , что отражается в ряде песен, в том числе «Сладкая N», «Если будет дождь», «Блюз твоей реки», «Утро вдвоём» и некоторых других произведениях лирической тематики. В антологии «Сто магнитоальбомов советского рока» Александр Кушнир отмечает: "В одном из своих поздних интервью Майк выдал очень сокровенное и, пожалуй, самое главное: «Все мои песни посвящены ей…» .

Зоопарк

Следующим этапом на творческом пути музыканта стала организация группы «Зоопарк », в которой он был бессменным солистом и руководителем до конца своих дней.

Поскольку Науменко не обладал выдающимися вокальными данными, свои песни он исполнял речитативом . Популярность Майк завоевал благодаря ироническим и сатирическим песенным текстам. Большинство песен Майка поются от первого лица. Но, по словам автора, это вовсе не значило, что он именно такой, как персонаж, от лица которого поётся песня . Тексты Майка зачастую являются переводами или переработками западных песен - Боба Дилана , Лу Рида или «T. Rex » (иногда Майк сохранял и исходную мелодию - например, можно сравнить «Золотые львы» или «Позвони мне рано утром» и, соответственно, дилановские «Idiot Wind» и «Meet Me in the Morning», или «Я люблю буги-вуги» и «I Love to Boogie»). В специфическом советском пространстве вопрос о плагиате не вставал, а «восприимчивость» Майка скорее выглядела способом освоения чужой музыкально-поэтической традиции на русской почве.

Многие песни, написанные Науменко, исполнялись другими артистами. Среди них - «Аквариум », «Кино », «Чайф », «Секрет », «Крематорий », «Чиж & Co », «Алиса », «Ноль », «Собаки Качалова », «Наив », «Ва-Банкъ », «Кирпичи », «Ленинград », Земфира , «Оазис Ю », Ольга Арефьева , Casual, «Заповедник » и многие многие другие.

Дискография

Сольные альбомы

  • - «Все братья - сёстры » (совместно с Б.Г.)
  • - «Сладкая N и другие »

Зоопарк

  • - Blues de Moscou
  • - «Уездный город N »
  • - «Белая полоса »
  • - «Музыка для фильма »
  • - «Иллюзии »

Концертные записи

  • - «Концерт в кафе „Чайка“, ноябрь 1984 года, Новосибирск» (Майк и Юрий Наумов)
  • - «Жизнь в Зоопарке »
  • - «Весна-лето » (Майк и Цой)
  • 1996 - «12-13 января 1985 года, Москва» (Майк и Цой)
  • - «Квартирник » (Майк и Рыженко)
  • - «Майк Науменко. Виктор Цой
  • 1998 - «Исполнение разрешено » (Майк, БГ и Виктор Цой)
  • - «Ленинград 1984 » (Майк Науменко и Виктор Цой)
Трибьют-альбомы
  • - «Песни Майка »
  • - «Парк МАЙКского периода » («Трибьют. Зоопарк»)
  • - «РеМайк » (трибьют)
  • - «Ром и Пепси-кола» (Песни Майка Науменко исполняет Дмитрий Дибров и «Антропология»)
  • - «Трибьют Майку Науменко, 50 лет. Уездный город N 20 лет спустя»
  • - «Грязные блюзы » (Александр Дёмин)
  • - «Песни простого человека »

Напишите отзыв о статье "Науменко, Майк"

Литература

  • Рыбин А. Три кита: БГ, Майк, Цой. - СПб.: Амфора, 2013. - 223 с. - (Дискография.ru) - 3000 экз. - ISBN 978-5-367-02833-1

Музыка

  • Михаилу Науменко посвящён фото- и аудиоальбом (на enhanced-CD) - Петров-Тверской «Профили рок-н-ролла» © 2007

Примечания

  1. , Rolling Stone Russia
  2. Повесть Вячеслава Зорина «Незамкнутый круг»
  3. Строителев С. // Город N. - 2002. - 18 дек.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Науменко, Майк

– О чем же вы плачете, maman? – сказала Вера. – По всему, что он пишет, надо радоваться, а не плакать.
Это было совершенно справедливо, но и граф, и графиня, и Наташа – все с упреком посмотрели на нее. «И в кого она такая вышла!» подумала графиня.
Письмо Николушки было прочитано сотни раз, и те, которые считались достойными его слушать, должны были приходить к графине, которая не выпускала его из рук. Приходили гувернеры, няни, Митенька, некоторые знакомые, и графиня перечитывала письмо всякий раз с новым наслаждением и всякий раз открывала по этому письму новые добродетели в своем Николушке. Как странно, необычайно, радостно ей было, что сын ее – тот сын, который чуть заметно крошечными членами шевелился в ней самой 20 лет тому назад, тот сын, за которого она ссорилась с баловником графом, тот сын, который выучился говорить прежде: «груша», а потом «баба», что этот сын теперь там, в чужой земле, в чужой среде, мужественный воин, один, без помощи и руководства, делает там какое то свое мужское дело. Весь всемирный вековой опыт, указывающий на то, что дети незаметным путем от колыбели делаются мужами, не существовал для графини. Возмужание ее сына в каждой поре возмужания было для нее так же необычайно, как бы и не было никогда миллионов миллионов людей, точно так же возмужавших. Как не верилось 20 лет тому назад, чтобы то маленькое существо, которое жило где то там у ней под сердцем, закричало бы и стало сосать грудь и стало бы говорить, так и теперь не верилось ей, что это же существо могло быть тем сильным, храбрым мужчиной, образцом сыновей и людей, которым он был теперь, судя по этому письму.
– Что за штиль, как он описывает мило! – говорила она, читая описательную часть письма. – И что за душа! Об себе ничего… ничего! О каком то Денисове, а сам, верно, храбрее их всех. Ничего не пишет о своих страданиях. Что за сердце! Как я узнаю его! И как вспомнил всех! Никого не забыл. Я всегда, всегда говорила, еще когда он вот какой был, я всегда говорила…
Более недели готовились, писались брульоны и переписывались набело письма к Николушке от всего дома; под наблюдением графини и заботливостью графа собирались нужные вещицы и деньги для обмундирования и обзаведения вновь произведенного офицера. Анна Михайловна, практическая женщина, сумела устроить себе и своему сыну протекцию в армии даже и для переписки. Она имела случай посылать свои письма к великому князю Константину Павловичу, который командовал гвардией. Ростовы предполагали, что русская гвардия за границей, есть совершенно определительный адрес, и что ежели письмо дойдет до великого князя, командовавшего гвардией, то нет причины, чтобы оно не дошло до Павлоградского полка, который должен быть там же поблизости; и потому решено было отослать письма и деньги через курьера великого князя к Борису, и Борис уже должен был доставить их к Николушке. Письма были от старого графа, от графини, от Пети, от Веры, от Наташи, от Сони и, наконец, 6 000 денег на обмундировку и различные вещи, которые граф посылал сыну.

12 го ноября кутузовская боевая армия, стоявшая лагерем около Ольмюца, готовилась к следующему дню на смотр двух императоров – русского и австрийского. Гвардия, только что подошедшая из России, ночевала в 15 ти верстах от Ольмюца и на другой день прямо на смотр, к 10 ти часам утра, вступала на ольмюцкое поле.
Николай Ростов в этот день получил от Бориса записку, извещавшую его, что Измайловский полк ночует в 15 ти верстах не доходя Ольмюца, и что он ждет его, чтобы передать письмо и деньги. Деньги были особенно нужны Ростову теперь, когда, вернувшись из похода, войска остановились под Ольмюцом, и хорошо снабженные маркитанты и австрийские жиды, предлагая всякого рода соблазны, наполняли лагерь. У павлоградцев шли пиры за пирами, празднования полученных за поход наград и поездки в Ольмюц к вновь прибывшей туда Каролине Венгерке, открывшей там трактир с женской прислугой. Ростов недавно отпраздновал свое вышедшее производство в корнеты, купил Бедуина, лошадь Денисова, и был кругом должен товарищам и маркитантам. Получив записку Бориса, Ростов с товарищем поехал до Ольмюца, там пообедал, выпил бутылку вина и один поехал в гвардейский лагерь отыскивать своего товарища детства. Ростов еще не успел обмундироваться. На нем была затасканная юнкерская куртка с солдатским крестом, такие же, подбитые затертой кожей, рейтузы и офицерская с темляком сабля; лошадь, на которой он ехал, была донская, купленная походом у казака; гусарская измятая шапочка была ухарски надета назад и набок. Подъезжая к лагерю Измайловского полка, он думал о том, как он поразит Бориса и всех его товарищей гвардейцев своим обстреленным боевым гусарским видом.
Гвардия весь поход прошла, как на гуляньи, щеголяя своей чистотой и дисциплиной. Переходы были малые, ранцы везли на подводах, офицерам австрийское начальство готовило на всех переходах прекрасные обеды. Полки вступали и выступали из городов с музыкой, и весь поход (чем гордились гвардейцы), по приказанию великого князя, люди шли в ногу, а офицеры пешком на своих местах. Борис всё время похода шел и стоял с Бергом, теперь уже ротным командиром. Берг, во время похода получив роту, успел своей исполнительностью и аккуратностью заслужить доверие начальства и устроил весьма выгодно свои экономические дела; Борис во время похода сделал много знакомств с людьми, которые могли быть ему полезными, и через рекомендательное письмо, привезенное им от Пьера, познакомился с князем Андреем Болконским, через которого он надеялся получить место в штабе главнокомандующего. Берг и Борис, чисто и аккуратно одетые, отдохнув после последнего дневного перехода, сидели в чистой отведенной им квартире перед круглым столом и играли в шахматы. Берг держал между колен курящуюся трубочку. Борис, с свойственной ему аккуратностью, белыми тонкими руками пирамидкой уставлял шашки, ожидая хода Берга, и глядел на лицо своего партнера, видимо думая об игре, как он и всегда думал только о том, чем он был занят.
– Ну ка, как вы из этого выйдете? – сказал он.
– Будем стараться, – отвечал Берг, дотрогиваясь до пешки и опять опуская руку.
В это время дверь отворилась.
– Вот он, наконец, – закричал Ростов. – И Берг тут! Ах ты, петизанфан, але куше дормир, [Дети, идите ложиться спать,] – закричал он, повторяя слова няньки, над которыми они смеивались когда то вместе с Борисом.
– Батюшки! как ты переменился! – Борис встал навстречу Ростову, но, вставая, не забыл поддержать и поставить на место падавшие шахматы и хотел обнять своего друга, но Николай отсторонился от него. С тем особенным чувством молодости, которая боится битых дорог, хочет, не подражая другим, по новому, по своему выражать свои чувства, только бы не так, как выражают это, часто притворно, старшие, Николай хотел что нибудь особенное сделать при свидании с другом: он хотел как нибудь ущипнуть, толкнуть Бориса, но только никак не поцеловаться, как это делали все. Борис же, напротив, спокойно и дружелюбно обнял и три раза поцеловал Ростова.
Они полгода не видались почти; и в том возрасте, когда молодые люди делают первые шаги на пути жизни, оба нашли друг в друге огромные перемены, совершенно новые отражения тех обществ, в которых они сделали свои первые шаги жизни. Оба много переменились с своего последнего свидания и оба хотели поскорее выказать друг другу происшедшие в них перемены.
– Ах вы, полотеры проклятые! Чистенькие, свеженькие, точно с гулянья, не то, что мы грешные, армейщина, – говорил Ростов с новыми для Бориса баритонными звуками в голосе и армейскими ухватками, указывая на свои забрызганные грязью рейтузы.
Хозяйка немка высунулась из двери на громкий голос Ростова.
– Что, хорошенькая? – сказал он, подмигнув.
– Что ты так кричишь! Ты их напугаешь, – сказал Борис. – А я тебя не ждал нынче, – прибавил он. – Я вчера, только отдал тебе записку через одного знакомого адъютанта Кутузовского – Болконского. Я не думал, что он так скоро тебе доставит… Ну, что ты, как? Уже обстрелен? – спросил Борис.
Ростов, не отвечая, тряхнул по солдатскому Георгиевскому кресту, висевшему на снурках мундира, и, указывая на свою подвязанную руку, улыбаясь, взглянул на Берга.
– Как видишь, – сказал он.
– Вот как, да, да! – улыбаясь, сказал Борис, – а мы тоже славный поход сделали. Ведь ты знаешь, его высочество постоянно ехал при нашем полку, так что у нас были все удобства и все выгоды. В Польше что за приемы были, что за обеды, балы – я не могу тебе рассказать. И цесаревич очень милостив был ко всем нашим офицерам.
И оба приятеля рассказывали друг другу – один о своих гусарских кутежах и боевой жизни, другой о приятности и выгодах службы под командою высокопоставленных лиц и т. п.
– О гвардия! – сказал Ростов. – А вот что, пошли ка за вином.
Борис поморщился.
– Ежели непременно хочешь, – сказал он.
И, подойдя к кровати, из под чистых подушек достал кошелек и велел принести вина.
– Да, и тебе отдать деньги и письмо, – прибавил он.
Ростов взял письмо и, бросив на диван деньги, облокотился обеими руками на стол и стал читать. Он прочел несколько строк и злобно взглянул на Берга. Встретив его взгляд, Ростов закрыл лицо письмом.
– Однако денег вам порядочно прислали, – сказал Берг, глядя на тяжелый, вдавившийся в диван кошелек. – Вот мы так и жалованьем, граф, пробиваемся. Я вам скажу про себя…
– Вот что, Берг милый мой, – сказал Ростов, – когда вы получите из дома письмо и встретитесь с своим человеком, у которого вам захочется расспросить про всё, и я буду тут, я сейчас уйду, чтоб не мешать вам. Послушайте, уйдите, пожалуйста, куда нибудь, куда нибудь… к чорту! – крикнул он и тотчас же, схватив его за плечо и ласково глядя в его лицо, видимо, стараясь смягчить грубость своих слов, прибавил: – вы знаете, не сердитесь; милый, голубчик, я от души говорю, как нашему старому знакомому.
– Ах, помилуйте, граф, я очень понимаю, – сказал Берг, вставая и говоря в себя горловым голосом.
– Вы к хозяевам пойдите: они вас звали, – прибавил Борис.
Берг надел чистейший, без пятнушка и соринки, сюртучок, взбил перед зеркалом височки кверху, как носил Александр Павлович, и, убедившись по взгляду Ростова, что его сюртучок был замечен, с приятной улыбкой вышел из комнаты.
– Ах, какая я скотина, однако! – проговорил Ростов, читая письмо.
– А что?
– Ах, какая я свинья, однако, что я ни разу не писал и так напугал их. Ах, какая я свинья, – повторил он, вдруг покраснев. – Что же, пошли за вином Гаврилу! Ну, ладно, хватим! – сказал он…
В письмах родных было вложено еще рекомендательное письмо к князю Багратиону, которое, по совету Анны Михайловны, через знакомых достала старая графиня и посылала сыну, прося его снести по назначению и им воспользоваться.
– Вот глупости! Очень мне нужно, – сказал Ростов, бросая письмо под стол.
– Зачем ты это бросил? – спросил Борис.
– Письмо какое то рекомендательное, чорта ли мне в письме!
– Как чорта ли в письме? – поднимая и читая надпись, сказал Борис. – Письмо это очень нужное для тебя.
– Мне ничего не нужно, и я в адъютанты ни к кому не пойду.
– Отчего же? – спросил Борис.
– Лакейская должность!
– Ты всё такой же мечтатель, я вижу, – покачивая головой, сказал Борис.
– А ты всё такой же дипломат. Ну, да не в том дело… Ну, ты что? – спросил Ростов.
– Да вот, как видишь. До сих пор всё хорошо; но признаюсь, желал бы я очень попасть в адъютанты, а не оставаться во фронте.
– Зачем?
– Затем, что, уже раз пойдя по карьере военной службы, надо стараться делать, коль возможно, блестящую карьеру.
– Да, вот как! – сказал Ростов, видимо думая о другом.
Он пристально и вопросительно смотрел в глаза своему другу, видимо тщетно отыскивая разрешение какого то вопроса.
Старик Гаврило принес вино.
– Не послать ли теперь за Альфонс Карлычем? – сказал Борис. – Он выпьет с тобою, а я не могу.
– Пошли, пошли! Ну, что эта немчура? – сказал Ростов с презрительной улыбкой.
– Он очень, очень хороший, честный и приятный человек, – сказал Борис.
Ростов пристально еще раз посмотрел в глаза Борису и вздохнул. Берг вернулся, и за бутылкой вина разговор между тремя офицерами оживился. Гвардейцы рассказывали Ростову о своем походе, о том, как их чествовали в России, Польше и за границей. Рассказывали о словах и поступках их командира, великого князя, анекдоты о его доброте и вспыльчивости. Берг, как и обыкновенно, молчал, когда дело касалось не лично его, но по случаю анекдотов о вспыльчивости великого князя с наслаждением рассказал, как в Галиции ему удалось говорить с великим князем, когда он объезжал полки и гневался за неправильность движения. С приятной улыбкой на лице он рассказал, как великий князь, очень разгневанный, подъехав к нему, закричал: «Арнауты!» (Арнауты – была любимая поговорка цесаревича, когда он был в гневе) и потребовал ротного командира.
– Поверите ли, граф, я ничего не испугался, потому что я знал, что я прав. Я, знаете, граф, не хвалясь, могу сказать, что я приказы по полку наизусть знаю и устав тоже знаю, как Отче наш на небесех. Поэтому, граф, у меня по роте упущений не бывает. Вот моя совесть и спокойна. Я явился. (Берг привстал и представил в лицах, как он с рукой к козырьку явился. Действительно, трудно было изобразить в лице более почтительности и самодовольства.) Уж он меня пушил, как это говорится, пушил, пушил; пушил не на живот, а на смерть, как говорится; и «Арнауты», и черти, и в Сибирь, – говорил Берг, проницательно улыбаясь. – Я знаю, что я прав, и потому молчу: не так ли, граф? «Что, ты немой, что ли?» он закричал. Я всё молчу. Что ж вы думаете, граф? На другой день и в приказе не было: вот что значит не потеряться. Так то, граф, – говорил Берг, закуривая трубку и пуская колечки.

Музыкант и исполнитель

Я слишком долго был здесь.
Наверно, мне пора прощаться,
И все же я хотел остаться,
Но, увы, мне пора...

Майк Науменко


Творчество Михаила Науменко оказало колоссальное влияние на российских рок-музыкантов. Он первым стал исполнять классический рок-н-ролл на русском языке, что ранее казалось невозможным как слушателям, так исполнителям. Песни Майка и по сей день не оставляют равнодушными тех, кто вырос на его творчестве, и тех, кто только открывает для себя его талант.

Родители Майка были коренными ленинградцами, отец - преподаватель технического вуза; мать - библиотечный работник. Главой семьи, главным воспитателем, и авторитетом для Майка была бабушка. Она была культурным и очень образованным человеком, очень любила детей, понимала их и всегда находила общий язык. Читать Майк научился в 5 лет. В детском саду, куда он стал ходить в 6 лет, он был по поручению воспитательницы постоянным чтецом.

К музыке до пятнадцати лет Майк был абсолютно равнодушен. В детстве он не пел, не участвовал в художественной самодеятельности и вообще терпеть не мог не каких публичных выступлений перед гостями или в школе.

Магнитофон и гитару родители купили Мише к шестнадцатилетию - в 1971 году. Свою первую гитару, пусть не очень недорогую, он любил нежно и преданно. Играть на гитаре он учился самостоятельно. В учебе Майк проявил свойственные ему терпение, прилежание и настойчивость. Он долго не знал нотной грамоты, но всегда отказывался пойти в музыкальную школу. Майк почему-то считал это совершенно ненужным и даже вредным.

При этом Майк учился в школе с усиленным изучением английского языка. После окончания школы Майк вполне мог поступить на филологический факультет университета, однако, углубленное знания языка было использовано Михаилом в другом направлении. Он прочитал, перевел и законспектировал огромное количество литературы, связанной с рок-музыкой, и стал авторитетным специалистом в этом направлении.

Он слушал альбомы «Roling Stones», «The Beatles», «Jefferson Airplane», собирал западные статьи про «T.Rex», «Doors», D. Bowie. Под их влиянием Майк начал сочинять песни на английском языке и пробовал играть с различными составами.

После школы Майк поступил в инженерно-строительный институт. Миша сдал вступительные экзамены вполне успешно, благополучно прошла и зимняя сессия. Учебу в институте Майк начал вполне успешно. Ему нравилась студенческая жизнь, менее строгий, чем в школе режим, стипендия. Но учился он без всякого интереса. С двумя академическими отпусками, под нажимом родителей он отучился четыре курса и бросил институт, когда ему оставалось до окончания всего полтора года.

Сам Майк позже в интервью рассказывал: «Я начинал в 1973 году как басист. До 75-го играл в двух или трех группах, о которых и говорить не стоит. В 74-м познакомился с «Аквариумом». ...В июне 1978-го мы с Гребенщиковым записали совместный акустический альбом «Все братья - сестры». А, в общем, исполняю обязанности рок-н-ролльной шлюхи: играю, где придется, с кем придется и что придется…»

В начале 1977 года он недолго играл в «Союзе любителей музыки рок» Владимира Козлова. С 1977-го по 1979 годы периодически сотрудничал с «Аквариумом» в качестве приглашенного электрического гитариста, выступал под шуточным названием «Вокально-инструментальная группировка имени Чака Бери» с репертуаром из классического рок-н-ролла. Летом 1979 года он совершил турне по деревням Вологодской области в составе группы «Капитальный ремонт», что позже великолепно было описано в повести Вячеслава Зорина «Незамкнутый круг».

В середине 1978 года Майк вместе с лидером «Аквариума» Борисом Гребенщиковым записал акустический альбом "Все братья — сестры". Две гитары и губная гармошка записывались прямо на берегу Невы на микрофон старого магнитофона «Электроника 302». Половину песен пел Майк, половину Гребенщиков. Качество записи было устрашающее.

Летом 1980 года в студии Ленинградского Большого Театра Кукол Майк записал свой первый сольный акустический альбом «Сладкая N и другие». Из записанных 32 песен в альбом вошли лишь 15. Альбом быстро разошелся по стране и Науменко стали называть «ленинградским Бобом Диланом».

Сама запись состоялась в студии Большого театра куколблагодаря главному режиссеру Виктору Сударушкину, рано ушедшему из жизни, - вспоминала старший техник-радист Алла Соловей, выполнявшая часть звукорежиссерской работы во время сессии «Сладкой N».

У Науменко еще не было собственной группы, и Майк пригласил на сессию гитариста Вячеслава Зорина из группы «Капитальный ремонт». Кое-что у них было отрепетировано заранее, а часть программы было решено записывать почти сразу. На нескольких композициях гитарному дуэту Майка Науменко и Вячеслава Зорина подыгрывал на гармошке Борис Гребенщиков.

Майк начинал запись немного робко, но увидев реакцию операторов и первых слушателей, успокоился и разошелся вовсю, - рассказывал Зорин. - После первой сессии, когда мы вышли на улицу, он сказал удивительно торжественным голосом: «Сегодняшний день прожит не зря».

Зорин вспоминал, что кроме нескольких композиций, в которых Майк накладывал сверху соло-гитару и изредка - бас, большинство песен было сыграно живьем, причем на каждую из них уходило не больше трех черновых дублей.

«Майк хотел как лучше и боялся портить варианты, - говорил Зорин. - Он предполагал, что некоторые песни будут переделываться в другой раз».

От записанного в результате альбома веяло вдохновением и шестидесятыми. Медленныйрок-н-ролл «Седьмое небо» соседствовал с ритм-энд-блюзам «Утро вдвоем» и магнетизмом «Пригородного блюза», в котором строчка «хочется курить, но не осталось папирос» казалась вытащенной из арсенала декадентской поэзии серебряного века. Исполняемая в бешеном темпе, эта композиция выглядела как открытая заявка на панк-рок. В то время «Пригородный блюз» воспринимался как призыв к вооруженному восстанию - не случайно спустя пару лет при литовке в рок-клубе вместо «я сижу в сортире и читаю Rolling Stone» оказалось «я сижу в квартире». Хорошо хоть, что цензоры с улицы Рубинштейна не тронули красивое, но подозрительное слово «папирос». Мало ли, что там могло быть внутри... Открывала альбом композиция «Если ты хочешь», фактически свинченная на генеральной репетиции открытия первого варианта рок-клуба в 79-м году. Эффектный речитатив и псевдо-битловский переход с мажора на минор и обратно на мажор окаймляли сформулированный итог жизненной философии деятеля ленинградской подпольной культуры: «И если хочешь, ты можешь застебать меня!»

Лекарство, изобретенное Майком, оказалось просто наркотиком. Стеб-таблетки от Майка ввели в искушение работать под андеграунд многих ребят, проживших по большей части в высотных сталинских домах и ни разу в жизни не видавших настоящих очередей и милицейских облав.

Первую сторону альбома закрывало сразу несколько блюзов. «Если будет дождь» - красивая, немного разорванная по ритму акустическая баллада, «Я возвращаюсь домой» - холостяцкий манифест, сопровождаемый торжественным боем аккордов, и наконец - супер-хит «Blues de Moscou», сыгранный при активном участии гитары Зорина и его же репликах: «Наливай!».

Любопытно, что на этом альбоме в композиции «Blues de Moscou» «барышни в столице пока еще не любят звезд панк-рока» - а не музыкантов, как это было в более поздних версиях, когда Майк со страшной силой стал открещиваться от опошлившегося панк-движения. Пока же Майк в гордом одиночестве толкал впереди себя тяжеленную телегу с припанкованным блюзом. «This is the blues» - анонсировал он на этой сессии очередной рок-н-ролл, называя блюзом все подряд, включая типичный рок и просто баллады. Говорят, он не очень любил корневую африканскую музыку, предпочитая слушать и выращивать белый блюз, хотя финал «Старых ран» и заканчивается реггийным гитарным соло из «I Shot The Sheriff».

Одним из основных хитов альбома стала композиция «Дрянь». Эту песню Майк писал в течение целого года и закончил только в 1979 году. Многие утверждали, что ее мелодическая линия один в один снята с «T.Rex», басовый ход взят у Моррисона, а текст напоминает вольный перевод Лу Рида и полузабытый боевик «Россиян» под названием «Гадость». В частности, Вячеслав Зорин вспоминал, что, сидя как-то вечером в гостях у Майка, он случайно услышал «Дрянь» на английском. Вячеслав, ты только ничего не подумай, - заволновался Майк. Чего уж тут думать! Майк и Боб, как самые англоязычные из ленинградских авторов, прекрасно знали западную рок-поэзию. Не обязательно было что-либо переводить полностью, если достаточно изучить поэтическую философию или ментальность западных рок-менестрелей и воспроизвести искомое применительно к советскому городскому фольклору или прерванным традициям серебряного века.

Та же «Дрянь» воспринималась впоследствии как гениальная импровизация и со временем стала классикой в репертуаре Майка и «Зоопарка». В начале 90-х годов право на исполнение «Дряни» было получено от бывшей жены Майка группой «Крематорий», и почти в то же время «Дрянь» была записана Ольгой Першиной - соавтором «Двух трактористов» и боевой подругой «Аквариума» эпохи «Треугольника».

Майк никогда не маскировал источники своего вдохновения, называя Марка Болана и Лу Рида в числе любимых исполнителей. Не случайно также записанная во время сессии в театре кукол композиция «Страх в твоих глазах» напоминала одну из мелодий «T.Rex» с пластинки 77-го года «Dandy In The Underworld», а «Я люблю буги-вуги» с альбома «Белая полоса» в точности копировала «I Love To Boogie» с того же диска Болана - без указания авторства. Для сравнения отметим, что тот же Гребенщиков не постеснялся указать в отношении композиции «Сергей Ильич» из «Треугольника», что это песня для МБ. Поди догадайся!

Во время июньской сессии «Сладкой N» Майком было записано еще шестнадцать композиций, не вошедших в альбом и увидевших свет спустя полтора десятка лет на двойном компакт-диске «Сладкая N и другие». Среди этих архивных композиций есть немало любопытных - начиная от нескольких песен «Капитального ремонта» в исполнении Зорина, заканчивая квартирными хитами Майка времен «Все братья - сестры»: «Ода ванной комнате», «Женщина» и «Седьмая глава». Еще одна не вошедшая в альбом композиция посвящалась звукооператору Игорю Свердлову. Присутствовавший на сессии в театре кукол Андрей Тропилло утверждает, что большую часть «Сладкой N» записывал не Свердлов, а Алла Соловей - поскольку Игорь преимущественно занимался портвейным менеджментом и налаживанием алкогольных контактов. В принципе, об этом поет и Майк в своем посвящении Свердлову: «Допей портвейн - иди домой».

О самой полумифической «Сладкой N», которой посвящалось сразу несколько композиций и существование которой Майк упорно отрицал долгое время сам Майк рассказывал в интервью ленинградскому подпольному рок-журналу «Рокси» спустя несколько месяцев после записи альбома:

«Сладкая N - потрясающая женщина, которую я безумно люблю, но при этом я не совсем уверен в том, что она существует в природе... Но, может быть, она и похожа на ту - на обложке». В реальности прообразом «Сладкой N» послужила ленинградская художница Татьяна Апраксина, с которой Майк познакомился в 1974 году. Интересная внешне, с притягательным внутренним миром и шармом сказочной колдуньи в исполнении Марины Влади, Татьяна была тогда основной музой Майка.

«Майк приходил ко мне в гости один или с кем-нибудь из друзей, скромно составляя маленькую свиту Аквариума, вспоминает Татьяна, чей артистический псевдоним был связан с тем, что большую часть жизни она прожила в Апраксином переулке. - Худенький, щуплый, с большим носом, с глазами, блестевшими добродушным любопытством, Майк готов был во всем участвовать и со всеми дружить. Ни одной из своих знаменитых песен он к тому времени еще не написал, хотя уже носил с собой аккуратную тетрадку, в которой закладывались основы будущих хитов. Он мог годами вынашивать одну песню, время от времени вписывая в тетрадку то слова, то фразу, прикидывая разные варианты - как бы составляя мозаику - и подвергая текст постепенной редактуре».

«Аквариум» приняли прекрасно. Однако звездой вечера стал Майк. Это было первое в его жизни выступление в большом зале. Он вышел в темных очках и гнусоватым голосом объявил, что рекомендует всем ленинградский «Беломор» и ром «Гавана-клаб». Затем завел «Сладкую N» ... Можно было предвидеть, что Майк сильно удивит зал, но спонтанность и сила реакции превзошла все ожидания…» - из «Рок в СССР»Артемия Троицкого.

Осенью 1980 года он собрал собственную группу, не без оглядки на «Аквариум», назвав ее «Зоопарком». Первыми были приглашены два музыканта студенческой группы «Прощай, Черный понедельник» Александр Храбунов (гитара) и Андрей Данилов (барабаны), а затем по рекомендации был приглашен басист Илья Куликов из группы «Маки». Группа начала репетировать в ноябре 1980 года, в следующем году была принята в рок-клуб, а весной был дан первый концерт с программой из песен Майка, вызвавший бурную, хотя и неоднозначную реакцию публики.

На протяжении трех лет «Зоопарк» регулярно выступал дома и выезжал в Москву, где Майк поначалу пользовался гораздо большим успехом, нежели в Ленинграде, был почему-то воспринят тамошней публикой как панк, несколько раз выступал в сопровождении музыкантов группы «ДК» и сделал концертный альбом «Blues de Moscou». В Питере за это время Науменко сыграл гитарное соло на дебютном концерте группы «Кино» в марте 1981 года.

В 1982 году Майк при помощи друзей записывает альбом «LV» (55 - год рождения Майка). Альбом отличается музыкальным разнообразием и пародийной направленностью, и изобилует посвящениями питерским музыкантам.

В следующем году Майк записал на студии «АнТроп» альбом «Уездный город N», заглавную песню которого 14 минутную балладу, называют «энциклопедией нашей жизни». А альбом «Белая полоса» в 1984 году сделал имя Майка и его песни известными всей стране.

«Кстати, кроме непосредственно музыкальных пристрастий, Майк также причастен к созданию одного из старейших питерских рок-самиздатовских журналов - «Рокси». Одно время он совместно с БГ и другими состоял в редакции этого журнала. А чем же он еще занимался в жизни? Да, наверное, тем же чем и все тогдашние рокеры. Мы с Панкером пришли к Майку в то место, где он занимался творчеством, писал песни и... работал по совместительству сторожем. Как положено в этом мире, похоже, всем художникам, писателям и музыкантам. Они сторожат. Только кого от кого - непонятно. Но они сторожат. А кто должен быть на страже, с другой стороны, как не писатель, не музыкант, не поэт? Майк там занимался, ко всему прочему, еще тем, что пил портвейн, встречался с друзьями и играл в преферанс. Он вообще был очень обаятельный человек…» - «О СашБаше, о Кинчеве, о себе, о жизни» писал Святослав Задерий.

В мае 1983 года, на 1-м фестивале рок-клуба, в составе «Зоопарка» появился пианист и певец Александр Донских. Хотя выступление «Зоопарка» оказалось неровным, и группа не стала лауреатом, сам Майк получил приз за «Последовательную разработку сатирической темы». Специальная номинация, инциатором создания которой был писатель-публицист Александр Житинский (Рок-Дилетант). Это описано в его книге «Путешествие Рок-Дилетанта». К следующей зиме оригинальный состав группы распался.

В марте 1984 года Науменко и Храбунов появились на сцене клуба в сопровождении ритм-секции «Аквариума»: Михаил Васильев (бас) и Петр Трощенков (барабаны). Васильев, который в ту пору фактически покинул «Аквариум», играл в «Зоопарке» до конца года, а Трощенкова в апреле сменил лучший барабанщик города Евгений Губерман.

В 1984 году «Зоопарк» записывает альбом «Белая полоса», который в 1988 году фирма «Мелодия», урезав песни «Бедность» и «Вперед Боддисатва», выпускает в свет. В пластинку вошли «Страх в твоих глазах» и «Гопники», не «залитованные» в свое время Ленинградским рок-клубом.

А вот есть мнение, что, типа «Зоопарк» с Майком продались там...

Кому??

Ну-у, «Мелодии», официозу...

Во-первых, я могу честно сказать, что я пальцем о палец не ударил для того, чтобы эта пластинка вышла. Продаваться «Мелодии»? - так «Мелодия» вообще ничего не платит. Что же, все, у кого пластинки вышли - взяли все и продались, что ли? - Из интервью с Майком.

Выступление «Зоопарка» на 2-м Ленинградском рок-фестивале стало одним из его центральных событий, несмотря на начатую в то время Министерством культуры кампанию против самодеятельного рока, инспирированнаю провокационными статьями композитора Александра Морозова в «Комсомольской правде» и В. Власова в ленинградской «Смене».Группа получила приз зрительских симпатий, и специальный приз, учрежденный Оптическим институтом. А лауреатом стала группа «Секрет», исполнившая на фестивале песню Майка «Мажорный рок-н-ролл» и не скрывавшая своего восхищения его музыкой.

Летом 1984 года Андрей Тропилло записал, как оказалось впоследствии, последний студийный альбом группы «Белая Полоса». В ноябре 1984 года Майк и Храбунов сыграли один концерт и «Зоопарк» пропал на девять месяцев. Лишь в августе 1985 года поиски подходящих музыкантов временно завершились, и на сцену вышел новый «Зоопарк», включавший Сергея Тессюля и Валерия Кирилова.

Следующей весной "ЗООПАРК" вновь удивил многих, появившись на сцене 4-го рок-фестиваля в сопровождении эффектного вокального трио (Донских, Наталья Шишкина и Галина Скигина) и клавишника Андрея Муратова. Шикарные аранжировки, легкая театрализация, стилизованный под манеру ду-уоп вокал - старые поклонники «Зоопарка» были раздосадованы, новые - заинтригованы, а жюри - очаровано, вследствие чего группа впервые получила лауреатское звание. Эта версия просуществовала год, сделала ряд разрозненных записей для радио и распалась в мае 1987 года.

В сентябре 1987 года «Зоопарк» выступил на Всесоюзном рок-фестивале в Подольске, много гастролировал по стране — на каком-то этапе он был самой концертирующей группой рок-клуба, а возможно, и всей страны. В 1988 году Тропилло выпустил на пластинке слегка урезанную версию альбома «Белая полоса». В апреле того же года Муратов ушел в «ДДТ», и «Зоопарк» вернулся к составу квартета, хотя активность группы с этого момента начала резко снижаться. Осенью 1988 года с ними репетировал, но так и не присоединился экс-гитарист «Мифов» Александр Новиков.

За 88-90 годы Майк исколесил всю Россию, и, несмотря на то, что группа давно не меняла свой репертуар, практически везде на его концертах был полный зал. Как писала в то время пресса, «Зоопарк» стал чемпионом ленинградского рок-клуба по количеству концертов в год, обогнав даже «Аквариум» и «Кино».

В 1988-ом «Зоопарк» записал свой последний альбом «Музыка для фильма». В одной из песен этого альбома «Выстрелы» есть слова: «Ну а будет ли завтра, новый день, опять?» Вероятно, Майк и сам не верил в «новый день» для себя.

В начале 1990 года режиссер Александр Киселев снял на Ленинградской студии документальных фильмов посвященную «Зоопарку» ленту «Буги-вуги каждый день», для которой группа записала несколько своих ранее не издававшихся номеров, позднее вошедших в альбом «Музыка к фильму». Спад широкого интереса к рок-н-роллу, а с ним и гастрольной активности, плюс нараставшие проблемы практически вывели «Зоопарк» из игры: попытка Андрея Тропило, летом 1989 года избранного директором Ленинградской студии грамзаписи, привести группу в студию так не увенчалась успехом.

С «Зоопарком» вновь расстался Куликов, а басистом стал Наиль Кадыров. 14 марта 1991 года Майк Науменко в последний раз появился на сцене, исполнив в сопровождении «Аквариума» свой «Пригородный блюз» на фестивале, посвященном 10-летию Ленинградского рок-клуба.

Умер Майк 27 августа 1991 года в Ленинграде, в своей комнате в коммуналке на улице Разъезжей. Врачи зафиксировали смерть от кровоизлияния в мозг. Он не дожил всего двух месяцев до 10-летия группы.

Жизнь Майка оборвалась трагически. Вернувшись домой с вечеринки после проводов за границу одного из музыкантов группы, он упал в своей коммунальной квартире, был дотащен соседом до кровати, до утра лежал без движения. За тем приехавшие родственники вызвали "скорую помощь", которая констатировала самую несовместимую с жизнью из всех травм - перелом основания черепа. В таких случаях медики даже при осмотре не шевелят больного, ибо и легкого шевеления достаточно, чтобы наступила смерть. Майк до конца был в сознании, и вел себя очень мужественно.

«Майк был фантазер, вообще - добрейший человек. Того, что с ним случилось, я до сих пор не понимаю. Обстоятельства его смерти так и остаются во многом загадочными. С Цоем, по крайней мере, все понятно - если не по сути, то по форме - как все случилось. У Майка все было почти так же, как с Жорой Ордановским. Тот, как известно, просто исчез, не оставив никаких следов» - Отрывок из "Интервью с Майком (last Rock"n"roller)" в DBP.

И мы не любим их.
Все ездят на метро,
Ну а мы не из таких.
Ага, мы берем мотор,
Хотя в кармане голяк,
И мы киряем свой портвейн,
Мы пьем чужой коньяк.
Я не люблю Таганку,
Ненавижу Арбат.
Еще по одной,
И пора назад.
Здесь нас никто не любит,
И не зовет на флэт,
Не выставляет пиво,
Не готовит нам обед.
Мы всем поддерживаем кайф,
Нам кайф ломают кругом,
В Сокольниках и в центре
Один крутой облом.
Здесь холодно и гадко,
Здесь вовсе не в умат.
Еще по одной,
И пора назад.
И барышни в полисе
Не выполнят на нас,
Они не любят звезд панк-рока,
И тут сплошной отказ.
Меня динамит телеграф,
Не выдавая перевод.
Мне некуда укрыться,
Когда болит живот.
Из порванной штанины
Глядит мой голый зад.
Еще по одной,
И пора назад.
Нам стремно в магазинах,
Там все не как у нас,
Там не достать портвейн,
В продаже только квас.
Народ там озверевший,
Он бьет друг другу фейс.
Никто не слышал "Stranglers",
А в моде только "Space".
От этой всей достачи
Так и тянет на мат.
Еще по одной,
И пора назад.

Майк Науменко

Похоронен на Волковском кладбище в Ленинграде.



Рассказать друзьям