Центральный музей древнерусской культуры имени андрея рублева. Центральный музей древнерусской культуры и искусства им

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Музей древнерусской культуры и искусства расположен на территории Спасо-Андроникова монастыря (о монастыре я расскажу в отдельном посте), основанного в середине XIV века и связанного с Куликовской битвой и другими событиями русской истории и культуры.
В древнейшем архитектурном памятнике Москвы, Спасском соборе (20-е годы XV века), в оконных проемах алтаря сохранились фрески Андрея Рублева, великого иконописца Древней Руси. В этом монастыре он был иноком и здесь же в 1430 г. был погребен. Могила его не сохранилась.Наиболее крупные работы Андрея Рублева – иконы, а также фрески в соборе Успения во Владимире (1408). Деисис работы Феофана Грека и Андрея Рублева, равно как и вся златоверхая церковь Благовещения на царском дворе, у царской казны, сгорели во время большого пожара в Москве в 1547.
В начале в музее были только копии и фотографии,затем стали привозить иконы, списанные по ветхости, снятые со стен фрески.Сейчас в музее более 5 тысяч икон, и среди них есть работы Дионисия.
Музей имени Андрея Рублева был учрежден 10 декабря 1947 г, а открыт для посетителе в 21 сентября 1960 г. Инициатором создания музея был Петр Дмитриевич Барановский (1892-1984), известный архитектор-реставратор.
Ценное собрание иконописи XIII-XVII веков принесло музею имени Андрея Рублева мировую известность. В 1991 году он был внесен в список особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

Христос Вседержитель 1685 г.

Обновление Храма Воскресения Христова 17 век.

Поволжье из села Никольское Борисоглебского района Ярославской области

Богоматерь с младенцем на престоле.
Конец 17 века
Карп Золоторев. Москва,золотописная мастерская Посольского приказа.

Богоматерь Владимирская
Около 1676 г.
Оружейная палата,Москва. Из Похвальской церкви села Орел,Березниковского района Пермской области.

Богоматерь Неопалимая Купина
17 век.Поволжье.
Из Троицкого Макарьево монастыря в Калязине

Христос Вседержатель
1703 г.
Филатьев. Оружейная палата,Москва. Из Архангельского собора в Бронницах Московской области.

Царские Врата и надвратная сень
Середина 17 века.Поволжье. Из Знаменской церкви села Пылева Тверской области.

Святой Алексея человек Божий и Преподобная Мария Египетская
Середина 17 века. Москва. Из собора Сретенского монастыря.

Рождество Богоматери
Первая половина 17 века.Поволжье.
Из церкви Рождества Богородицы села Дрюцково Тверской области

Праотец Вениамин и Праотец Неффалин
Из праотеческого ряда иконостаса Спасо-Преображенского собора Соловецского монастыря.

Архангел Михаил. Троица. Архангел Гавриил
Первая половина 17 века.
Мастерская Троице-Сергиева монастыря в Климентовской слободе.Из иконостаса Богоявленской церкви села Семеновского Московской области.

Царские врата
Вторая половина 16 века.Русский север.
Из церкви Успения села Варзуга Мурманской области.

Архангел Михаила, с деяниями
16 век. Великий Устюг.
Из церкви Успения в Ляльске Кировской области.

Мученица Параскева Пятница
16 век. Новгород.

Святой Благоверный Князь Петр Муромский и Святая Благоверная Княгиня Феврония Муромская
Конец 16 века. Муром.
Из Преображенского собора Спасского монастыря в Муроме Владимирской области.

Святители Иоанн Златоуст и Василий Великий
Фрагмент створок царских врат. 16 век. Ярославль.

Богоматерь Тихвинская
1550-е годы. Москва.

Святитель Николай Мирликийский
1550-е годы. Москва.
Из успенского собора в Дмитрове Московской области.

Царские Врата
16 век. Новгородская провинция

Богоматерь

Спас в силах
Конец 15 века.Ростовская школа.
Из церкви села Чернокулова близ Юрьев-Польского
(Дар Ю.М. Репина)

Положение во гроб
1497 год.Из Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря.

Зачатие Иоанна Предтечи (Встреча у златых ворот)
15 век. Новгород.



Великомученица Параскева Пятница с клеймами жития
16 век. Тверь.
происходит из церкви села Поречье Бежецкого района Тверской области.

Святитель Николай Чудотворец
Конец 17 века. Дерево.

Преподобный Нил Столобенский
Вторая половина 19 века.Тверская губерния.


Адрес музея имени Андрея Рублева : г.Москва, Андроньевская пл., д. 10, метро: «Площадь Ильича», «Римская», «Курская», «Чкаловская».
Время работы постоянной экспозиции и выставок:
Понедельник, вторник и четверг с 14:00 до 21:00 (касса до 20:15)
Пятница, суббота и воскресенье с 11:00 до 18:00 (касса до 17:15)
В среду экспозиция и выставки закрыты.
Территория Музея открыта ежедневно с 9:00 до 21:00.
Телефон музея имени Андрея Рублева : (495) 678-14-67.
Сайт музея имени Андрея Рублева : http://www.rublev-museum.ru

Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева - единственный в России специальный музей, посвященный русской художественной культуре средневековья. Музей расположен в стенах Спасо-Андроникова монастыря , где жил, работал и был погребен великий русский иконописец преподобный Андрей Рублев.

На территории монастыря сохранился древнейший в Москве каменный храм - Спасский собор, возведенный при жизни Андрея Рублева в первой четверти XV века.

Коллекция музея собрана за последние 50 лет и включает около 10 тысяч произведений древнерусского искусства. Она дает всестороннее представление о художественной жизни Древней Руси. Ее основное ядро составляют произведения изобразительного искусства: памятники иконописи XIII-XVII веков, книжной миниатюры, монументальной живописи (фрагменты снятых со стен росписей, а также копии фресок).

Собрание иконописи включает памятники всех направлений и школ с древности до позднего средневековья (Москва , Ростов , Новгород, Псков, Тверь, Поволжье). Гордость музейной коллекции – произведения мастеров круга Андрея Рублева и Дионисия, их ближайших последователей, образы, созданные по специальному заказу Ивана Грозного , подписные работы изографов Оружейной палаты.

В коллекции музея представлены разнообразные произведения декоративно-прикладного искусства XI–XIX веков: лицевое шитье, деревянная скульптура, мелкая пластика, эмали, изделия из драгоценных металлов. Собрание рукописей и старопечатных книг включает богослужебные и светские сочинения, певческие книги XV-XIX веков.

Музей предлагает посетителям разнообразные обзорные и тематические экскурсии, а также специальные программы для детей и взрослых.

Высококвалифицированные специалисты музея проводят экспертизу произведений древнерусского искусства.

История музея имени Андрея Рублева

Музей имени Андрея Рублева был учрежден постановлением правительства 10 декабря 1947 г. Инициатором создания музея был Петр Дмитриевич Барановский (1892-1984), известный архитектор-реставратор, много сделавший для сохранения древнерусского художественного наследия. Организация музея спасла от разрушения архитектурный ансамбль Спасо-Андроникова монастыря , в стенах которого творил и был погребен великий иконописец Андрей Рублев. Основание музея было приурочено к празднованию 800-летия Москвы.

Первым директором музея в 1949 г. стал Давид Ильич Арсенишвили (1905-1963), энтузиаст музейного дела, основатель Театрального и Литературного музеев в Тбилиси, а первым научным сотрудником - Наталья Алексеевна Демина (1904-1990), один из выдающихся исследователей древнерусского искусства, знаток творчества Андрея Рублева.

В начале 1950-х годов в музей пришла молодой искусствовед Ирина Александровна Иванова. Усилиями этих людей были организованы первые научные экспедиции, началось формирование коллекций музея. Его сотрудники часто спасали от гибели произведения древнерусского искусства, вывозя их из храмов и некоторых периферийных краеведческих музеев, в которых не умели и опасались хранить сомнительные с точки зрения идеологии того времени произведения. Первым поступлениями в музей стали несколько икон XVI-XVII вв. из Владимирского краеведческого музея и комплекс иконостаса из собора Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале , созданный в 1660-х годах.

Одновременно велись исследования и научная реставрация архитектурного ансамбля монастыря, в первую очередь белокаменного Спасского собора начала XV века – древнейшего сохранившегося памятника архитектуры Москвы, а также других монастырских зданий.

Музей был открыт для посетителей 21 сентября 1960 г. Этот год был объявлен ЮНЕСКО годом празднования 600-летнего юбилея Андрея Рублева, и открытие музея стало одним из важнейших событий юбилейных дней. В то время музейное собрание насчитывало всего 317 памятников. На сегодняшний день, благодаря многочисленным экспедициям, приобретениям, а также ценным подношениям, на музейном хранении находится около 10 тысяч предметов икон, произведений декоративно-прикладного искусства, оригиналов и копий фресок, рукописных и старопечатных книг, памятников археологии.

Музей имени Андрея Рублева занял особое место среди других российских музеев. Он стал единственным в стране музеем изобразительного искусства отечественного средневековья, охватывающего огромный этап истории протяженностью более чем в семь столетий. С момента открытия музей был настоящим неформальным культурным центром, куда стекалась московская интеллигенция, открывавшая для себя ранее неизвестный мир древнерусского изобразительного искусства. В 1960-е годы в музей пришло новое поколение научных сотрудников, среди которых Г.В. Попов, ныне являющийся его директором, а также К.Г. Тихомирова, В.В. Кириченко, А.С. Логинова, В.Н. Сергеев, Л.М. Евсеева, И.А. Кочетков. В то время музей проводил особенно многочисленные экспедиции, благодаря которым музейная коллекция значительно расширилась. Собрание пополнялось и с помощью закупок у частных владельцев, коллекционеров, в антикварных и букинистических магазинах. Немало произведений, задержанных при попытке незаконного вывоза за рубеж передано в музей государственными организациями: таможней, органами внутренних дел и госбезопасности. Друзья музея, частные коллекционеры своими щедрыми дарами также внесли активный вклад в пополнение музейного собрания. Среди них Г.Д. Костаки и художник В.Я. Ситников

Ценное собрание иконописи XIII-XVII веков принесло музею имени Андрея Рублева мировую известность. В 1991 году он был внесен в список особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

В 2001 году первому директору музея Д.И. Арсенишвили и первому научному сотруднику Н.А. Деминой в музее, на стене Настоятельского корпуса, были установлены памятные доски работы Зураба Церетели и Виктора Суровцева.

Экспозиции музея имени Андрея Рублева

Постоянная экспозиция Музея развернута в архитектурном комплексе церкви Архангела Михаила и трапезной палаты. В нее включены самые значительные произведения музейной коллекции, дающие целостное представление об истории и развитии русской иконописи с XII до начала XVIII столетия.

Экспозиция построена по хронологическому принципу и делится на два больших раздела, посвященных русскому изобразительному искусству древности (Живопись XII - начала XVI века) и позднего средневековья (Живопись XVI - начала XVIII века). Внутри разделов экспозиции выделены отдельные художественные центры (планы-схемы экспозиций первого и второго этажей).

Раздел экспозиции Живопись XII - начала XVI века находится на втором этаже. В помещении церкви Архангела Михаила представлены древнейшие иконы собрания и памятники иконописи Петра I боярином Львом Нарышкиным в его подмосковном имении и является ярким образцом зодчества так называемого нарышкинского стиля (или барокко). Его отличают использование нетрадиционного для древнерусской архитектуры решения плана и объемной композиции, ориентация на европейские образцы в белокаменной резьбе.

Церковь имеет престолы в летнем и зимнем храмах. Верхний, летний, во имя Спаса Нерукотворного, почти полностью сохранил первоначальное декоративное убранство интерьера. Золоченая резьба иконостаса , клиросов и царской ложи выполнена лучшими московскими резчиками. Иконы для иконостаса написаны выдающимися художниками из числа царских мастеров Оружейной палаты, Кириллом Улановым и Карпом Золотаревым. Интерьер нижней, Покровской, церкви неоднократно обновлялся на протяжении XVIII-XIX веков.

Адрес: г. Москва, ул. Новозаводская, д. 6, метро: «Фили»

Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева основан в 1947 году на территории полностью разоренного . Именно в этом месте находится погребение выдающегося иконописца Андрея Рублева.

Для посетителей собранная экспозиция открылась только в 1960 году в восстановленном белокаменном соборе. Это была выставка икон, найденных в заброшенных церквях и восстановленных усилиями музейных работников.

За прошедшее время выставка существенно расширилась: в настоящее время Музей Андрея Рублева в Москве располагает богатой коллекцией религиозного искусства за период с XI до начала XX веков. В музее собраны произведения, авторами которых считаются ученики Андрея Рублева и Дионисия, иконы, написанные мастерами , а также множество икон неизвестного авторства.

Музей древнерусского искусства Андрея Рублева полностью занимает трапезную палату и церковь Архангела Михаила, а также бывший Настоятельский корпус. Поисковая и реставрационная деятельность остается одним из главных направлений деятельности музея. Важным также считается взаимодействие с детьми: Музей древнерусской культуры имени Андрея Рублева проводит различные мастер-классы, выездные творческие занятия, лекции, интерактивные программы и реализует образовательные проекты.

Цены

Стоимость билетов на осмотр постоянной экспозиции музея:

  • Дети до 16 лет — бесплатно.
  • Пенсионеры и студенты — 150 руб.
  • Взрослые (граждане РФ, стран СНГ и членов ЕАЭС) — 299 руб.
  • Иностранные граждане — 400 руб.

За фотосъемку в Древнерусском музее им. Андрея Рублева нужно будет заплатить дополнительно 150 руб., за видео — 500 руб. Аудиогид по основной экспозиции стоит 300 руб., залог — 2 000 руб. Для посещения временных выставок необходимо приобретать отдельный билет, его стоимость меняется в зависимости от выставки.

Музей древнерусского искусства Андрея Рублева также проводит для посетителей экскурсии :

  • Групповые : до 5 человек — 1 000 руб., 6-20 человек — 2 800 руб., для групп иностранных граждан стоимость будет выше, есть возможность заказать экскурсию на английском языке. При участии в экскурсии каждый посетитель отдельно приобретает входной билет. Есть разные виды экскурсий: обзорные по музею, расширенные с углублением в отдельные темы, посвященные сюжетам и образам древнерусской живописи, рассказывающие об истории русского иконостаса, о комплексе Спаса-Андроникова монастыря.
  • Индивидуальные : для посетителей, которые не делали предварительный заказ, группы до 20 человек, с каждого — по 200 руб., а также нужно приобрести входной билет. Экскурсии проводятся 1 раз в день, согласно расписанию на сайте Музея Андрея Рублева в Москве . Отзывы о Музее Андрея Рублева часто содержат положительные оценки грамотной и профессиональной работы экскурсоводов.
  • Для школьников : до 5 человек — 1 000 руб., 6-15 человек — 2 800 руб. С группой проходит 1 сопровождающий, на каждого покупается билет на постоянную экспозицию.
  • Проводятся также тематические экскурсии по временным экспозициям . Узнать подробнее о том, какие проходят выставки в Музее Андрея Рублева и об экскурсионных программах по ним можно на сайте Центрального музея Рублева .

Иконы в древнерусском музее Андрея Рублева

Музей прославлен, в первую очередь, уникальными экспонатами иконописи, которые можно увидеть на первых двух этажах постоянной экспозиции:

  • 1 этаж : иконопись Древней Руси времен XIII-XVI веков, а также образцы декоративно-прикладного искусства.
  • 2 этаж знакомит с искусством иконописи в XVII веке и эпохи Нового времени. Здесь хранится творчество мастеров Оружейной палаты.

На следующих этажах Центрального музея Андрея Рублева можно увидеть не только иконы, но и другие предметы древнерусского искусства:

  • 3 этаж экспонирует деревянную скульптуру, которая не так известна, как другие виды церковного искусства в России.
  • 4 этаж представляет монументальное искусство: фрагменты фресок XII-XVIII веков, многие из которых находились в храмах, подверженных разрушению при советской власти.

Новости на официальном сайте Музея имени Андрея Рублева регулярно обновляются, из них можно узнавать о том, какие в музее проходят временные выставки.

Как доехать до Музея Андрея Рублева в Москве

Адрес Музея Андрея Рублева в Москве: Таганский район, Андроньевская площадь, 10. Из исторического центра Москвы до Музея древнерусской культуры Андрея Рублева удобно добираться на метро — ехать до станции «Площадь Ильича» Калининской линии или станции «Римская» Люблинско-Дмитриевской линии.

Доехать сюда можно также на наземном общественном транспорте:

  • Троллейбус № 53, остановка «Андроньевская площадь».
  • Трамвай № 20, 43, 45, остановка «Музей имени Андрея Рублева».
  • Автобус № 125, 730, остановка «Музей имени Андрея Рублева»; № 40, остановка «Костомаровский мост»; № м8, н4, остановка «Андроньевская площадь».
  • Маршрутное такси № 199 м, остановка «Музей имени Андрея Рублева».

До Музея древнерусского искусства имени Андрея Рублева можно также доехать, заказав поездку через сервисы такси: Яндекс. Такси, Uber, Gett, Maxim, Такси Везёт.

Панорамный вид на Центральный музей древнерусской культуры Рублева:

Видео о Центральном музее имени Андрея Рублева:

Месяцеслов в иконах из собрания Музея имени Андрея Рублёва СВЯТИТЕЛЬ МИТРОФАН ВОРОНЕЖСКИЙ Около 1837 года. Санкт-Петербург. Дерево, темпера, масло; оклад: серебро, чеканка, гравировка, золочение; 17 x 13,4 см КП 4601 Святитель Митрофан Воронежский (1623-1703) происходил из священнической семьи, в миру носил имя Михаил. Принял монашеский постриг в 1663 году после смерти жены в Золотниковской пустыни недалеко от Суздаля. Был игуменом Яхромского Козмина и Макарьева Унженского монастырей, а в 1682 году стал Воронежским епископом. При нем в Воронеже был построен новый каменный Благовещенский собор. Святитель имел особые отношения с Петром I, который после его кончины лично присутствовал на похоронах и нес гроб. В августе 1832 года были обретены мощи святого, после чего состоялась канонизация. К этому моменту возникло два основных варианта иконографии святителя. Один представлял его с книгой в руках и восходил к прижизненному портрету. Другой вариант отличался облачением Митрофана, соответствующим чину схиепископа (в схимническом куколе и архиерейской мантии) и наличием жезла в его руках. Именно к этому типу относится икона из собрания Музея имени Андрея Рублёва, на которой святитель представлен идеализированно, без сохранения индивидуальных особенностей, при том, что на многих других иконах они утрированы. Образ был исполнен вскоре после канонизации святителя и был украшен серебряным окладом, сделанным в Санкт-Петербурге в 1837 году. Очевидно, там же была написана икона.

Комментариев 2

Классов 98

Месяцеслов в иконах из собрания Музея имени Андрея Рублёва ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ Конец XVII – начало XVIII века. Центральная Россия Дерево, темпера; 61,5 x 54,5 см КП 509 Из церкви Димитрия Солунского в селе Сабурове Воскресенского района Московской области Преображение Господне - один из великих двунадесятых праздников. Он отмечает память описанного в Евангелие события, когда Христос с тремя учениками - Петром, Иаковом и Иоанном - поднялся на гору Фавор, где во время молитвы преобразился: лицо его просияло, одежды стали белыми, а рядом появились пророки Моисей и Илия, с которыми Христос беседовал. Испугавшись, апостолы пали ниц, а когда поднялись, то уже не увидели только Иисуса, который запретил им рассказывать о случившимся до момента, пока «Сын Человеческий не воскреснет из мертвых» (Мк. 9:9). Иконография Преображения в основных чертах сложилась уже в VI веке. Вверху в центре изображается Иисус в сиянии славы и белых одеждах, рядом с ним стоят пророки Илия и Моисей. Ниже, на отрогах гор, трое испуганных апостолов, падающих или поднимающихся. На иконе из собрания Музея имени Андрея Рублёва дополнительно изображены Небесный Иерусалим в правом верхнем углу за фигурой пророка Илии и гробница в горах за фигурой пророка Моисея. Эти детали призваны подчеркнуть, что Моисей на Фаворе представлял мир мертвых, а Илия, вознесенный на небо во плоти, мир живых. Они нередко встречаются в произведениях второй половины XVII столетия. Еще одна особенность памятника - разноцветная круглая "слава" Христа, дополненная тремя исходящими от нее красными лучами. Яркость красок, контрастность цветовых сочетаний делают икону особо нарядной, соответствующей народным вкусам.

Комментариев 1

Классов 117

11 августа в 15:00 в рамках культурно-образовательной программы к выставке «Из новых поступлений. 2004–2018» в Музее имени Андрея Рублева состоится КОНЦЕРТ «Русские сезоны». Вы услышите произведения Сергея Рахманинова, Рейнгольда Глиэра, Дмитрия Шостаковича, а также сочинение современного автора Александра Цыганкова «Славянский концерт» 2013 года, посвященный событиям в Украине. Исполнители: лауреаты различных конкурсов Анастасия Захарова (домра), Алексей Нистоатов (контрабас), Анастасия Ларионова (фортепиано). По билету на концерт вы можете в тот же день бесплатно посетить выставку.

Комментариев 1

Классов 54

8 августа во всем мире отмечается День кошек. 🐾 Вы знакомы с "пушистыми" смотрителями Музея имени Андрея Рублева?

Комментариев 3

Классов 113

Музей детям

Комментариев 1

Классов 83

Евангелие Исаака Бирева 1531 года отличается каллиграфическим письмом и великолепными миниатюрами. Исполненная на высочайшем уровне орнаментика восходит к западноевропейскому гравированному «Большому алфавиту» Израэля ван Мекенема. Полууставное письмо рукописи было положено в основу московских кириллических шрифтов первопечатных книг. Замечательные миниатюры, ориентированные на творчество знаменитого иконописца Дионисия и его сына Феодосия, оказали влияние на последующее искусство оформления древнерусской книги. Бесплатная выставка "Евангелие Исаака Бирева" в Музее имени Андрея Рублева открыта до 25 августа.

Комментариев 1

Классов 76

Месяцеслов в иконах из собрания Музея имени Андрея Рублева ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕСТНЫХ ДРЕВ ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ - БОГОЯВЛЕНИЕ (ДВУСТОРОННЯЯ ИКОНА) Середина XVII века. Русский Север Дерево, темпера. 95,5 × 80, 5 КП 2516 В композиции одной из сторон двусторонней выносной иконы соединены изображения двух праздников, отмечаемых в один день 1(14) августа: Происхождение четных древ Креста и Всемилостивого Спаса Христа Бога и Пресвятой Богородицы Марии, Матери Его. Праздник Происхождения Креста был установлен в Константинополе в IX веке, в основе его обычай ежегодного переноса части древа Животворящего Креста, хранившегося в домовой церкви дворца византийских императоров, в храм Св. Софии. Во время церемонии происходило освящение воды, затем процессия направлялась за городскую стену к источнику Спаса, и потом в течении двух недель Крест носили по городу для освящения мест и отвращения болезней. В России служба Кресту появляется в XIV – XV веках с введением нового Иерусалимского устава взамен прежде действовавшего Студийского. В XVII столетии праздник Происхождения Креста отмечался очень широко и по способу проведения был близок к Богоявлению: на Москве-реке сооружалась Иордань, после освящения воды патриарх и царь погружались в воду, устраивались крестные ходы и водосвятия в реках, прудах, источниках, которые сопровождалось массовым купанием. В некоторых местностях в этот день купали коней и скотину, считалось, что «На Спаса купаться – незамоленные грехи простятся». Приходящийся на этот же день праздник Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы Марии установлен в воспоминание о победе в 1164 году над сарацинами и волжскими булгарами, одновременно дарованной византийскому императору и русскому князю. Праздник установлен около 1168 года Константинопольским патриархом Лукой Хрисовергом (1156 – 1169) при императоре Мануиле (1143 – 1180), а в России митрополитом Киевским Константином (упом. 1167, 1169) и епископом Ростовским Нестором (упом. 1149, 1157.) при князе Андрее Юрьевиче Боголюбском (1157 – 1174). В надписи на иконе упомянуты оба праздника и подробно перечислены все главные участники событий, однако среди лиц процессии византийского императора нет, в верхнем ряду слева представлен только князь Андрей Боголюбский. Композиция в верхней части иконы служит одновременно изображением церемонии выноса Креста, в которой участвуют диаконы, несущие его и образы Христа и Богоматери, и прославления Всемилостивого Спаса, изображенного в центре внутри мандорлы, двуперстно благословляющего обеими руками. Эти изображения напоминают о главном смысле праздника, который первоначально назывался «Вседержителевый день Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в оньжи милости Божия празднуем, и Пречистой Его Матери и честнаго Креста происхождение». В нижней части композиции находятся сцены водосвятия и омовения в источнике. Икона была выносным образом и участвовала в процессиях. Соединение сюжетов «Богоявления» и «Происхождения Креста» отражало смысловое и обиходное их совмещение в церковной и народной жизни XVII века и нередко встречалось на Севере. На северное происхождение памятника кроме архаичности иконографии и использования орнаментальной рамы указывают особенности художественного языка: уплощенные фигуры, неточный рисунок, использование довольно темного санкиря в письме личного с последующим резким высветлением и применеием длинных белильных движков, положенных по гребню носа, на лбу и пальцах персонажей. Особенностью иконы является нарушение пропорций в сторону удлинения рук и пальцев святых, а также сильно вытянутые узкие лики, с тонкими длинными носами, небольшими устами и круглыми бровями.

Самая старинная постройка Москвы совсем не Кремль, как уверены многие, а Спасо-Андроников монастырь. Сам собор является , и даже больше. Он очень красив и известен тем, что не раз спасал Москву. А еще здесь жил в монашестве Андрей Рублев. Судьбы монастыря и знаменитого иконописца неразрывно переплетены. Святая обитель давала приют и духовную пищу Рублеву, а сам иконописец стал невольным спасителем собора спустя столетия после своей смерти.

История музея А. Рублева

Монастырь образован в 1356 году, в нем похоронены многие герои Куликового поля. Здесь же воссияла икона Пресвятой Богородицы Владимирской, считается, что именно она спасла Москву от набега Тамерлана. Собор хорошо укреплен массивными стенами, за которыми горожане не раз укрывались во времена наступления врагов.

В XVIII веке в монастыре была построена колокольня, вторая по высоте после кремлевского Ивана Великого, но ее взорвали в 30-ые годы, когда решили бороться с церквями. Примерно такая же участь ждала и сам монастырь, но совершенно неожиданно учеными были найдены на стенах собора фрески Андрея Рублева. Они сильно пострадали, как выяснилось позже, при набеге Наполеона, значительная часть их была утеряна навсегда. Но и того, что осталось, хватило, чтобы спасти собор от сноса – так иконописец помог приютившей его обители. В 1947 на подъеме царившего после войны патриотизма, было решено создать музей Андрея Рублева. В Андрониковом монастыре экспозиция стала работать только в 1960 году, на 600-летний юбилей Андрея Рублева.

Музейная экспозиция

Сейчас музей Андрея Рублева – крупнейший иконописный во всем мире. Главной святыней в Андрониковом монастыре уже множество веков считается изображение Спаса Нерукотворного. Эта икона бесценна, она находится в соборе почти с самого основания церкви. Следующий по важности экспонат – шедевр кисти Андрея Рублева, икона Иоанна Предтечи. Фигура святого наполнена неземной грустью и спокойствием. У зрителя создается впечатление, что пророк знает об уготованной ему участи. Икона написана столь талантливо, что даже время не смогло уменьшить ее воздействия на зрителя. Пророк притягивает взгляды, несмотря на растрескавшуюся деревянную доску и потускневшие краски.

В музее Рублева находится также точнейшая копия знаменитой рублевской «Троицы». Неспециалист не сможет отличить копию от оригинала. На тему Троицы существует множество икон. Рублев написал популярный сюжет так, как никто другой. В этом можно убедиться, сравнив с прочими иконами, некоторые из них относятся еще к более раннему периоду. В музее хранятся работы и других мастеров, не только иконы, но и фрески, предметы прикладного церковного искусства, деревянные скульптуры.

В музеи торжественно отмечаются все церковные празднества, читаются лекции по культуре Древней Руси и Византии, а по воскресеньям – концерты инструментальной и духовной музыки. В музей Андрея Рублева будет интересно заглянуть почитателям таланта иконописца, любителям древнерусской и византийской истории, православным христианам и просто любознательным людям.



Рассказать друзьям