Чацкий и Молчалин в комедии А. Грибоедова «Горе от ума

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

План

1. Противопоставление персонажей - прием автора-художника.

2. Сходство и различие двух героев.

3. Кто лишний?

Почти в каждом литературном произведении есть персонажи, которых можно сравнить друг с другом. Часто один герой противопоставлен другому. Они различны по характеру, по поступкам, иногда даже по внешнему виду. Автор выбирает такой прием сравнения для того, чтобы читатель лучше понимал главную мысль произведения, его суть, проблему, сюжет, отношения персонажей. Вот и в произведении а « » есть герои, которые противопоставлены друг другу. Это и Молчалин.

Сочинение - сравнение, которое я представлю, будет посвящено им. Нельзя сказать, что А.Грибоедов открыто заявляет, что Чацкий - хороший герой, а - плохой. Читатель многое должен прочитать между строк. Характеристику качеств их натуры, поведения автор представляет через речь. Их реплики, монологи раскрывают характер и дают читателю понять, кто чего стоит.

Начнем со сходства этих двух героев. Они оба входят в общество Фамусова и знакомы с ним. Здесь их сходство и заканчивается. А вот различий между персонажами предостаточно. Во-первых, происхождение. Чацкий был из богатого дворянского рода, а про Молчалина автор сказал: «Безродного пригрел…», то есть, Фамусов дал ему чин коллежского асессора, после чего Молчалин может претендовать на титул дворянина. Во-вторых, Чацкий - умный, образованный, интеллигентный человек. Молчалин же глуп и недалек. «Конечно, нет в нем этого ума…», - говорит А.Грибоедов.

В-третьих, Чацкий понимает, что чин - это не главное в жизни. Можно жить и другими «вершинами», например, увлечься наукой или искусством. Можно быть творческим человеком и сопровождать службу интересным увлечениями. А Молчалин считает, что чин - это первостепенное в жизни человека. Строить карьеру - вот стезя, по которой должен идти каждый. Молчалин этим и занимается - он усердно взбирается по карьерной лестнице, чтобы получить в жизни все. Он обманывает Софью, прикидываясь влюбленным только для того, чтобы завладеть ее наследством. Прислуживая Фамусову, он преследует только одну цель - получить дворянский титул.

В-четвертых, Чацкий смел в своих суждениях. Он не боится высказать обществу собственное мнение. Он вступает в спор со всеми умными людьми московского света. Он резок и принципиален. Молчалин же, наоборот, тих и скромен. Он говорит Чацкому: «…не должно сметь свои суждения иметь». Фамилия героя полностью соответствует его характеру. Он зависит от чужого слова, взгляда, движения руки. Полная подчиненность людям выше рангом и состоянием помогает Молчалину пристраиваться к нужным чинам и продвигаться по службе.

Ну и в-пятых, Чацкий - честный, искренний человек. Герой открыто заявляет всему обществу, что он думает о нем. Он признается Софье в любви и открыто выражает непонимание ее отношения к нему. Он гневно выказывает недовольство и не скрывает своих чувств. Молчалин же все время притворяется. Он лжет и лицемерит. Совершает подлый поступок в отношении Софьи и нисколько этого не стесняется.

Чацкий и Молчалин - два главных персонажа пьесы, не случайно показаны автором в противопоставлении. Это подчеркивает черты характера героя и антигероя. Два типажа столь различны между собой. Общество живет и с Чацкими и с Молчалиными, только кто из них оказывается лишним, мы видим в финале пьесы. Вывод остается сделать самому читателю.

Чацкий и Молчалин как два нравственных полюса. Комедия «Горе от ума» занимает особое место в ряду выдаю­щихся произведений первой половины XIX века. Она, по словам И. А. Гончарова, «держится особняком в литературе и отличается от других произведений слова моложавостью и более крепкой жи­вучестью», так как А. С. Грибоедов сумел показать не только вре­мя, в которое он жил, но и создал Незабываемые образы, интерес­ные и современному читателю. Сила его писательского таланта ярко проявилась в том, что каждый персонаж его произведения, являя собой типичный образ, наделен в то же время неповтори­мыми индивидуальными чертами. Его герои не отвлеченные об­разы, а сложные и противоречивые натуры, как сложны и проти­воречивы реальные люди.

Александр Андреевич Чацкий - это молодой дворянин, чело­век умный, образованный. Мы узнаем, что он занимался литера­турной работой, состоял на военной службе, имел связи с мини­страми, три года провел за границей. Пребывание за границей обо­гатило его новыми впечатлениями, расширило кругозор, однако он не стал поклонником »сего иностранного, что типично для фа- мусовского общества. От низкопоклонства Чацкого удерживают присущие ему подлинный патриотизм, любовь к своему народу. В нем развито критическое отношение к окружающей действитель­ности, чувство личного и национального достоинства, ему прису­ща независимость взглядов и суждений. Он считает, что ум, чело­вечность, прямота - вот оружие, единственно достойное настоя­щего человека.

Нас покоряет человеческое обаяние Чацкого: искренность, ду­шевная открытость, доверчивость, способность полностью отда­ваться своим чувствам. И рядом с этим человеком - зло, буднич­ное и живучее, которое встретило его по возвращении в Москву. Он увидел, что ничего не изменилось в жизни дворянского обще­ства, нашел ту же пошлость и пустоту, которые присутствовали и в прежние годы, тот же дух нравственного угнетения и подавления личности. Поэтому столкновение Чацкого с фамусовским обще­ством было неизбежно. И это столкновение постепенно принима­ет все более ожесточенный характер, кроме того, оно осложняется еще и личной драмой Чацкого - рушатся его надежды наличное счастье. Софья, которую Чацкий любит искренне и серьезно, видя в ней будущую жену, не может ответить на его чувства. Она, обла­дая несомненными достоинствами, всей душой принадлежит фа- мусовскому миру, а Чацкий вступает с этим миром и его устоями в конфликт.

Этот конфликт, стоящий в центре комедии, - конфликт меж­ду «одним здравомыслящим человеком» и консервативным боль­шинством, отражающий противоречия между «веком нынешним» и «веком минувшим», - наиболее резко проступает в сравнении Чацкого с Молчалиным. Они ровесники, и тем острее контраст между ними.

Скудость духа и умение поудобнее устраиваться в жизни, не­терпимость ко всему свежему и непривычному - таковы основ­ные черты всех представителей фамусовского общества. А Молча- лин по всем свойствам характера принадлежит к этому обществу: более того, он прямое его порождение. С первого же появления на сцене он кажется нам совершенным ничтожеством. «Услужлив, скромненький, в лице румянец есть…ума в нем только мало…», - характеризует его Чацкий. Молчалин охотно угождает всем, не смеет «своего сужденья иметь». «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь. Ведь надобно ж зависеть от других… в чинах мы небольших», - считает он.

Для Чацкого же такая рабская мораль неприемлема. «Зачем же мнения чужие только святы?» - иронично спрашивает он Молчалина. Сам Чацкий привык иметь и высказывать собственное мнение.

Молчалин своими главными талантами считает «умеренность и аккуратность», которые обеспечивают его настоящие и буду­щие успехи. Он обладает и другими «чудеснейшими свойства­ми», за которые его так любит Софья, да и другие в фамусовском обществе: «…уступчив, скромен, тих, в лице ни тени беспокой­ства, и на душе проступков никаких, чужих и вкривь и вкось не рубит…». Очень точную характеристику дал ему Н. В. Гоголь: «Молчалин… замечательный тип. Метко схвачено это лицо, без­молвное, низкое, покамест тихомолком пробирающееся в люди…».

Молчалин полностью олицетворяет мораль «минувшего ве­ка» - «века покорности и страха», основанную на пресмыкатель­стве перед сильными и на угнетении и унижении слабых. Идеалом человека считает удачливого вельможу, достигшего «степеней из­вестных» благодаря своему раболепству. Вся «лакейская» филосо­фия жизни этого чинуши и подхалима, не смеющего «свое сужде­ние иметь», наилучшим образом раскрывается в его знаменитом признании:

Мне завещал отец:

Во-первых, угождать всем людям без изъятъя - Хозяину, где доведется жить,

Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платья,

Швейцару, дворнику, для избежанья зла,

Собаке дворника, чтоб ласкова была.

У Молчалина есть все данные стать впоследствии важным чи­новником. Например, умение подслужиться к влиятельным ли­цам: он пользуется покровительством Фомы Фомича, Татьяны Юрьевны, самого Фамусова. Он на службу смотрит как на сред­ство сделать карьеру, и Чацкому предлагает то же: «Ну, право, что бы вам в Москве у нас служить? И награжденья брать, и весело пожить?»

Сам он так и делает. Три года служит, и уже успел «три награж­денья получить». Но Чацкий придерживается других правил:

Когда в делах - нот веселья прячусь,

Когда дурачиться - дурачусь,

А смешивать два эти ремесла

Есть тьма искусников, я не из их числа.

Полная неразборчивость в средствах для достижения цели и отсутствие всяких нравственных правил - отличительные каче­ства Молчалина. Даже на отношения с Софьей он смотрит как на средство устроиться в жизни. «Любовника я принимаю вид, - го­ворит он, - в угодность дочери такого человека… который кор­мит и поит, а иногда и чином подарит…» Изображая влюблен­ность, он жалок и смешон: «…возьмет он руку, к сердцу жмет, из глубины души вздохнет. Ни слова вольного, и гак вся ночь прохо­дит, рука с рукой…». Даже горничная Лиза не может удержаться от смеха, она-то знает, какова душа и «вольное» слово Молчалина. А когда Софья с пафосом объясняет Молчалину, на что она готова ради любимого, он пугается и своим испугом дает ей понять, что вовсе не желает ее жертв, а опасается только одного - злых язы­ков, которые для него «страшнее пистолета», да как бы Фамусов не узнал об их отношениях. Когда же раскрывается его лицемерие по отношению к Софье, он униженно ползает перед ней на коле­нях, вымаливая прощение, ведь может пострадать его карьера. Чацкого же возмущает общая жизненная позиция, практицизм и приспособленчество, возводимые Молчалиным в принцип и при­нимаемые в дворянском обществе,

Перед нами два молодых человека одной эпохи, понимающие жизнь и свое место в ней совершенно по-разному. Чацкий умен, образован, но простодушен, наивен, начисто лишен лицемерия и практицизма, а Молчалин ограничен, но ловок и хитер, знает, как добиться успеха и занять «теплое местечко». Один серьезно гото­вится к полезной деятельности и мечтает о возвышенной любви, о праве человека свободно мыслить и выбирать занятие по душе, а другой ищет лишь чинов, крестов, «денег, чтоб пожить», не люб­ви, а выгодной женитьбы. Первый открыто высказывает свои мыс­ли и чувства, не боясь осуждения и порицания, а второй заискива­ет, лебезит, но в душе дурно относится к людям.

Кого же предпочтет фамусовское общество? Конечно, Молча­лина. К сожалению, «молчалины блаженствуют на свете!», и пото­му Чацкому остается только отступ ить, унося в груди «мильон тер­заний».

В этих двух образах комедии Грибоедов отразил свое понима­ние объективной правды жизни, свое понимание закономерно­стей исторического развития. В образе Молчалина он представил исключительно выразительный обобщенный тип подлеца и ци­ника, «низкопоклонника и дельца», пока еще мелкого негодяя, ко­торый сумеет, однако, дойти до «степеней известных». А в образе Чацкого Грибоедов впервые в русской литературе показал «нового человека», воодушевленного возвышенными идеями, поднимаю­щего бунт против реакционного общества в защиту свободы, гу­манности, ума и культуры.

» Грибоедов показал два полюса человеческой натуры: Чацкий и Молчалин. Подлизывание Молчалина против прямоты и свежести взглядов Чацкого.

Краткая характеристика Молчалина

Сначала читатели знакомятся с Молчалиным, первым полюсом. Его говорящая фамилия отражает ценности домового бумажного работника. «В мои лета не должно сметь своё суждение иметь… Ведь надобно ж зависеть от других», — считает Молчалин. Такие высказывания он объясняет простой фразой: «В чинах мы небольших». По-видимому, герой не находит других путей подняться в обществе, кроме как прислуживание вышестоящим. Надо сказать, он искусно это делает, сглаживая углы во многих ситуациях. К примеру, на балу у Фамусова случился конфуз, который буквально потушил своей вечной любезностью наш бумажный работник. Но удача, главное, на что полагаются такие люди, не всегда на стороне Молчалина. В финале его неискренний роман с Софьей, умело придуманный ради повышения чина, всплывает на поверхность.

Краткая характеристика Чацкого

Где-то очень далеко от Молчалина, на противоположном полюсе общества, находится Чацкий. Он умён, язвителен и уверен в себе. Острый язык героя выражает резко ненавистное отношение к существующим порядкам Москвы. Почти каждого он обличает в притворстве и оказывается не так уж далеко от правды. Разгоряченная душа Чацкого требует свободы, искренности и справедливости. После безрезультатных попыток внушить людям свои ценности он покидает Фамусовый дом в надежде найти более понимающее отношение.

Чацкий и Молчалин

Одинаковые по возрасту личности, Молчалин и Чацкий, пошли столь разными дорогами возможно потому, что выросли в совершенно непохожих друг на друга мирах. Окружение юного Молчалина утверждало его зависимость от людей, находящихся выше в сложной иерархии государственной службы. Скорее всего, эта семья была небогата, и, насмотревшись море примеров поднятия в чине за счет простого подлизывания, он не мог иметь другой картины мира. Семья Чацкого, наоборот, была материально независимой. Тот факт, что герой занимался переводами, указывает на его образованность. Именно знание познакомило юношу с многообразием окружающего мира. И вот уже «тот, который для затей на крепостной балет согнал на многих фурах от матерей, отцов отторженных детей», не кажется Чацкому нормальным, приемлемым явлением общества, а превращается в то, о чем нельзя молчать.

В итоге, такая поляризация взглядов на жизнь может объясняться большим различием в среде, вырастившей героев.

Сочинение на тему: «Чацкий и Молчалин в комедии Горе от ума»

4 (79.64%) 55 votes

Сочинение на тему: образ Фамусова в комедии Горе от ума Сочинение: Как меняется отношение Чацкого к Софье в ходе действия комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»?

«Горе от ума» - реалистическое произведение, где А.С.Грибоедов дает картину жизни крепостной Москвы девятнадцатого
века. Содержание комедии раскрывается прежде всего как столкновение и смена двух больших эпох русской жизни – «века
нынешнего» и «века минувшего». Оно (столкновение) было выражением борьбы двух политических лагерей – лагеря феодальной
реакции, защитников крепостной старины в лице Фамусова, и лагеря передовой дворянской молодёжи, облик которой воплощен
Грибоедовым в Чацком.

Мир фамусовых состоит не только из крепостников-тузов типа Фамусова и Скалозуба, но и из прислуживающих им,
подхалимствующих чиновников – молчалиных. Если Фамусов и Чацкий – люди разных поколений, то Молчалин и Чацкий –
ровесники. Тем резче контраст между ними. Они противостоят друг другу, и это противостояние проявляется как в любовном,
так и в общественном конфликтах. Молчалин – убежденный консерватор, поэтому диалог и взаимопонимание между ним и Чацким
невозможны, а конфликт неизбежен – их жизненные идеалы и поведение в обществе абсолютно противоположны.

Молчалин беден и безроден, но он поставил перед собой цель достичь «степень известных». И если бы, не Фамусов,
пришлось бы Молчалину «коптеть в Твери», то есть служить с минимальным жалованием и почти без всякой возможности
продвинуться. Однако Молчалин знает, как ему надо себя вести:

Во-первых, угождать всем людям без изъятья –
Хозяину, где доведется жить,
Начальству, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была.

Как у Скалозуба, у Молчалина «чтоб чины добыть, есть многие каналы». За несколько лет, проведенных в Москве, он успел
сделать неплохую карьеру. Но главное – сумел наладить нужные связи и приобрести полезные знакомства. В отличие от
Чацкого, Молчалин вписывается в фамусовское общество. Это «маленький Фамусов», ведь у него много общего с московским
«тузом». Например, отношение Молчалина к службе – чисто «фамусовское»: он хотел бы и «награжденья брать, и весело
пожить». Молчалин считает зависимость «от других» основным законом жизни. Чацкий же не может понять, «зачем же мнения
чужие только святы».Общественное мнение для Молчалина свято: «Ах! злые языки страшнее пистолета».

Чацкий же происходит из благородной семьи. Он потомственный дворянин и получил хорошее образование. Чацкий имеет
богатый жизненный опыт, он много путешествовал, жил как в деревне, так и за границей. Чацкий называет «нынешний век»
веком просвещения и всячески восхваляет тягу к знаниям, наукам и искусствам «высоким и прекрасным». Чацкий не требует
«ни мест, ни продвижения в чин». Он готов служить по велению долга, «служить делу»: «Служить бы рад, прислуживаться
тошно».

Чацкий талантлив, «его речь кипит умом, остроумием», он всегда говорит то, что думает, «у него есть и сердце, и притом
он безукоризненно честен». «Таланты» же Молчалина состоят в «умеренности и аккуратности». Он скромен и услужлив, потому
что «в чинах «небольших», не может без «покровителей».Молчалин – человек, лишенный достоинства и чести, готовый
унижаться, подхалимничать, человек, не имеющий «своих суждений», зависящий от других. Рабская мораль неприемлема для
Чацкого. «Зачем же мнения чужие только святы?» - с иронией он спрашивает Молчалина. Сам он свободно и прямо высказывает
свои мнения, не считается с мнением света, ни от кого не зависит, он не придает большого значения связям в обществе,
покровительство ему не нужно. О «тузах» Чацкий безбоязненно говорит то, что думает. Если «пустейшего человека» ставят в
образец, это для него совершенно ничего не значит. Фома Фомич как был, так м останется для Чацкого одним «из самых
бестолковых», а властная и имеющая широкие связи!
Татьяна Юрьевна – «вздорной».Для Чацкого Молчалин – полное ничтожество, «жалчайшее создание»:

Услужлив, скромненький, в лице румянец есть.
Вот он на цыпочках и не богат словами.

В свою очередь Молчалин ни во что не ставит Чацкого. В его глазах Чацкий – неудачник: «Вам не дались чины, по
службе неуспех?»

Молчалин - антипод Чацкого не только по убеждениям, но и по характеру отношения к Софии. «Пригретый» Фамусовым,
он ловко играет роль влюблённого в Софью человека:

И вот любовника я принимаю вид
В угодность дочери такого человека

Любовь же Чацкого к Софье – чувство искреннее, горячее. В нем нет никакой скрытности, никакой фальши. Он твердо
убежден, что Софья никак не может полюбить Молчалина:

С такими чувствами, с такой душою
Любим!.. Обманщица смеялась надо мною!

Когда же лицемерие Молчалина по отношению к Софье открылось, он попросту струсил. Он униженно ползает перед девушкой
не потому, что чувствует свою вину, а потому, что может пострадать его карьера. Молчалин, вероятно, удвоит усилия, чтобы
загладить свою вину перед Софьей. Остановить карьеру такого человека, как Молчалин, невозможно, он «дойдет до степеней
известных».

Увы, «Молчалины блаженствуют на свете». Чацкий недооценил Молчалина, он терпит поражения, но в моральном плане
остается победителем. Такие личности, как Чацкий, «живут и не переводятся в обществе, они всегда будут появляться «при
резких переходах из одного века в другой».

Комедия А С. Грибоедова «Горе от ума» посвящена жизни России в первые десятилетия XIX века. В это время русское дворянство разделилось на два лагеря. Одни дворяне были сторонниками консерватизма, а другие отстаивали передовые идеи. Конфликт между двумя группами русского общества можно проследить, если сравнить Чацкого и Молчалина - двух героев комедии «Горе от ума».

Они ровесники, но молодость - это единственное, что объединяется Чацкого и Молчалина. Герои резко отличаются друг от друга своими взглядами и личными качествами. Александр Андреевич Чацкий - истинный патриот, готовый все силы и талант посвятить счастью родной страны. Он возвращается в Россию с желанием изменить к лучшему жизнь русского общества, но видит, что за время его отсутствия не произошло никаких перемен. В стране господствуют все те же консервативные нравы. Герой критикует впасть и дворянское общество, с иронией говорит о Москве:

Что нового покажет мне Москва?

Вчера был бал, а завтра будет два.

Молчалин же полностью доволен жизнью барской Москвы, он с восторгом рассказывает Чацкому о прелестях московской жизни. Если главный герой со смехом описывает представителей высшего общества, то Молчалин проявляет почтение и уважение к сливкам русского дворянства. Секретарь Фамусова преклоняется перед авторитетом богатых и знатных людей, мечтает о такой же карьере. Идеал жизни для него заключается в следующем: «И награжденья брать, и весело пожить». Поэтому Молчалин занимается подхалимством и лицемерием, которые помогают ему продвигаться по службе. Он уже имеет награды и является незаменимым помощником Фамусова, хотя у Молчалина, по его же признанию, только два таланта - умеренность и аккуратность. У Чацкого же масса достоинств, но он нигде не служит. Причина - в нежелании заниматься лицемерием и подхалимством, о чем ясно говорят слова гордого и честного героя комедии:

Служить бы рад, прислуживаться тошно.

Передовому человеку эпохи, умному и талантливому, в барской Москве не находится места, зато это общество нуждается в таком человеке, как Молчалин. Главный герой с горечью говорит, что молодой подхалим «дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных». Когда читаешь строки комедии, проникаешься сочувствием к Чацкому, который окружен в доме Фамусова только врагами, вынужден оставаться там, где богатство и чин важнее человеческой души. Герой Грибоедова привык оценивать людей по их личным качествам и заслугам перед страной. Чацкий всегда отстаивает собственное мнение, он враг всяких авторитетов, а Молчалин исповедует совсем иные взгляды. Смех Александра Чацкого вызывают слова Молчалина о том, что нужно зависеть от более знатных и богатых людей, идти на поклон к столпам барской Москвы, потому что «в чинах мы небольших». В сравнении с Чацким Молчалин кажется бездарным тихоней, которого так метко характеризует главный герой:

вот он, на цыпочках,

И не богат словами.

Талант же и достоинства Чацкого признают даже члены фамусовского общества. Молодой дворянин, как говорит Фамусов, «славно пишет, переводит», он остроумен, ироничен. Главный герой прекрасно понимает пользу науки и просвещения, Чацкого можно назвать одним из образованнейших людей эпохи. А Молчалин - это типичный представитель «века минувшего», сторонник всех существующих в стране законов и нравов. Молчалин не осуждает крепостное право, противником которого выступает Чацкий. Главный герой отпускает своих крестьян на волю, чем вызывает недоумение и возмущение барской Москвы.

Мне думается, что очень ярко показывает различие двух натур отношение героев комедии к Софье. Чацкий и в любви проявляет свои лучшие качества. Перед нами искренний, нежный и благородный человек, только ради возлюбленной приехавший в ненавистную ему барскую Москву. Для молодого дворянина Софья - это все та же мечтательная, хрупкая, чувствительная девушка, с которой он рос и воспитывался. Молчалин же даже в любви стремится найти личную выгоду. Этот карьерист играет роль влюбленного, потому что Софья - дочь богатого московского барина, у которого служит Молчалин: И вот любовника я принимаю вид В угодность дочери такого человека. Лицемер и подлец, готов на всё ради продвижения наверх, к богатству и знатности.

Чацкий и Молчалин - это два совершенно разных человека, представители противоборствующих лагерей в русском обществе начала XIX века. Не возраст, а взгляды и убеждения лежат в основе деления на «век нынешний» и «век минувший». Молодой человек Алексей Молчалин принадлежит к старому времени, а Александр Чацкий в комедии является выразителем передовых идей эпохи.



Рассказать друзьям