Чем отличается типовое музыкальное занятие от тематического. Виды и типы музыкальных занятий

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Формы и методы музыкальных занятий, уроков музыки способствующих творческому развитию учащихся.

Серебренникова Мария Владимировна

МАДОУ «Детский сад «Радуга»

Есть такая профессия - воспитывать и учить детей. Тот, кто выбрал её, осознанно вступил на нелегкую, порой почти непроходимую дорогу. У каждого по-разному складывается судьба в профессии. Одни просто выполняют свои обязанности и не пытаются открыть ничего нового там, где, казалось бы, все открыто. Другие находятся в бесконечном поиске и совсем не хотят многократно повторять один и тот же путь с разными группами детей.

О каком понятии, на ваш взгляд идёт речь?

Правильно, о творчестве

Если заглянуть в Википедию, то мы увидим, что Творчество - деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) - уникальность его результата.

Творчество - это:

    деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее;

    создание чего-то нового, ценного не только для одного человека, но и для других;

    процесс создания субъективных ценностей.

Тема нашего объединения сегодня связана с творческим развитием учащихся, то есть школьников и дошкольников на музыкальных занятиях и уроках музыки.

Таким образом, перед нами стоит задача на музыкальных занятиях и уроках музыки создать такие условия, при которых дети (дошкольники и школьники) могли бы развивать свои способности к созданию чего-либо нового!

Существуют традиционные занятия.

В зависимости от числа участвующих в них детей, выделяют:

    индивидуальные музыкальные занятия;

    музыкальные занятия по подгруппам;

    фронтальные музыкальные занятия (со всей группой)

Индивидуальные музыкальные занятия проводятся с каждым ребёнком отдельно. Индивидуально в ДОУ занимаются с детьми раннего и младшего дошкольного возраста 2 раза в неделю по 5–10 минут во вторую половину дня. Однако с целью совершенствования музыкально-исполнительских навыков детей, а также с отстающими детьми, этот вид занятия может применяться и с детьми в старших возрастных группах. Музыкальные занятия по подгруппам, как правило, проводят с детьми 2–3 раза в неделю по 10–20 минут, в зависимости от возраста детей. Фронтальные занятия проводятся со всеми детьми группы.

По содержанию все виды музыкальных занятий можно разделить: Типовые (или традиционные); Доминантные; Тематические. Фронтальные занятия могут быть также комплексными.

Типовое (или традиционное) музыкальное занятие включает в себя все виды музыкальной деятельности детей (музыкально-исполнительскую, восприятие, творчество). Доминантное музыкальное занятие может иметь две разновидности. Одна их них характеризуется преобладанием, какого-либо одного вида музыкальной деятельности, что позволяет более полно учесть его психологические и физиологические механизмы проявления. Вторая разновидность, доминантного музыкального занятия может быть направлена на развитие какой-либо музыкальной способности детей. В этом случае доминантное музыкальное занятие может включать различные виды музыкальной деятельности, каждый из которых направлен на совершенствование этой способности (развитие чувства ритма, ладового чувства и т. д.) Тематическое музыкальное занятие характеризуется наличием определенной темы, объединяющей все виды музыкальной деятельности детей. В зависимости от характера выбранной темы тематические занятия принято подразделять на несколько разновидностей: собственно тематические (когда тема связана с музыкой и взята из жизни, например «Природа в музыке», «Времена года в музыке» и т. д.) Главное в этих занятиях – показать возможности музыки в передаче жизненных явлений. Музыкально-тематические занятия (когда сама формулировка темы связана с музыкой, ее выразительными средствами, с музыкальными инструментами, с именами и творчеством композиторов и т. д.); сюжетные музыкальные занятия. Эти музыкальные занятия объединены не только одной темой, но и единой сюжетной линией («Сказка в музыке» и т. д.). Целостность музыкального занятия в данном случае достигается логикой развития выбранной темы, объединяющей содержание и виды музыкальной деятельности детей. Комплексные музыкальные занятия основываются на взаимодействии различных видов искусства – музыки, живописи, литературы, театра и т. д. Цели этих занятий: объединить разные виды художественной деятельности детей (музыкальную, изобразительную, театрализованную, художественно-речевую и т. д.), обогатить знания детей о специфике различных видов искусства и особенностях выразительных средств; расширить представления детей о взаимосвязи искусств. Подготовка к комплексным занятиям достаточно трудоёмка, она требует согласованных действий воспитателя и музыкального руководителя. Проводятся эти занятия примерно один раз в месяц со всей группой, как правило, с детьми среднего и старшего возраста.

Вместе с традиционными формами занятий существуют и нетрадиционные формы:

Занятия-соревнования (выстраиваются на основе соревнования между детьми): кто быстрее назовет, найдет, определит, заметит и т. д.

Занятия-КВН (предполагают разделение детей на две подгруппы и проводятся как математическая или литературная викторина).

Театрализованные занятия (разыгрываются микросценки, несущие детям познавательную информацию).

Занятия-сюжетно-ролевые игры (педагог входит в сюжетно-ролевую игру как равноправный партнер, подсказывая сюжетную линию игры и решая, таким образом, задачи обучения).

Занятия-консультации (когда ребенок обучается «по горизонтали», консультируясь у другого ребенка).

Занятия-взаимообучения (ребенок-«консультант» обучает других детей конструированию, аппликации, рисованию).

Занятия-аукционы (проводятся, как настольная игра «Менеджер»).

Занятия-сомнения (поиска истины). (Исследовательская деятельность детей типа: тает - не тает, летает - не летает, плавает - тонет и т. д.)

Занятия-формулы (предложены в книге Ш. А. Амонашвили «Здравствуйте, дети!»).

Занятия-путешествия.

Бинарные занятия (авт. Дж. Родари). (Составление творческих рассказов на основе использования двух предметов, от смены положения которых меняются сюжет и содержание рассказа.)

Занятия-фантазии.

Занятия-концерты (отдельные концертные номера, несущие познавательную информацию).

Занятия-диалоги (проводятся по типу беседы, но тематика выбирается актуальной и интересной).

Занятия типа «Следствие ведут знатоки» (работа со схемой, картой группы детского сада, ориентировка по схеме с детективной сюжетной линией).

Занятия типа «Поле чудес» (проводятся как игра «Поле чудес» для читающих детей).

Занятия «Интеллектуальное казино» (проводятся по типу «Интеллектуального казино» или викторины с ответами на вопросы: что? где? когда?).

Эффективные игровые методы и приёмы в работе с детьми на музыкальных занятиях

Игровые методы. Игра, как основной вид деятельности детей дошкольного возраста является ведущим средством их воспитания. Ещё В.Л. Сухомлинский отмечал, что духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда «он живёт в мире игр, сказки, музыки, фантазии, творчества.

Считаю, что приобщение к хоровому искусству через игру, создаёт оптимальные условия для реализации задачи общего музыкального развития личности ребёнка, привитие любви к пению и, как следствие - развития, музыкальных способностей воспитанников.

В игре ребёнок приближается к решению сложных задач и жизненных проблем. Поэтому игра так важна. Познавательный момент, возникающий в процессе игры, является основой возникновения стимула к учёбе. Игра должна приносить удовольствие ребёнку, носить творческий и импровизационный характер, быть насыщенной эмоционально (соперничество, соревнование, состязательность).

Игра снимает эмоциональное напряжение, а это очень важно в наше время, когда дети зачастую перегружены различными видами деятельности и физически очень устают.

Чем младше ребёнок, тем большую роль берёт на себя педагог. В дошкольном возрасте в основном используются ролевые игры (ребёнок должен быть способен к созданию воображаемой ситуации на словах и к участию в играх). Это необходимое условие для использования игры в качестве формы обучения.

Игровые методы - это система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и детей, которые направлены на достижение задач. Достоинство методов состоит в том, что они переносят учебное действие в условный план, который задаётся соответствующей системой правил или сценарием.

Игровые методы:

Воображаемые ситуации,

Дидактические игры.

Они делятся по виду деятельности: игры путешествия, игры поручения. В основе действия с предметами: помоги, расставь. Игры предположения (ЧТО БЫЛО БЫ?), игры загадки, игры беседы (игры диалоги).

Педагогическая игра обладает отличительным признаком - чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом. Должны быть чёткие правила, сформулированные педагогом. Необходимо так же учитывать и возрастные особенности детей.

Игровые приёмы. Это составная часть метода, средство повышения активности детей.

Чаще используются у малышей.

Игровые приёмы:

Внезапное появление объектов, игрушек, (мяч, музыкальные инструменты, мягкая игрушка и т.д.). Оно вызывает у детей чувство удивления, эмоциональный отклик, являясь залогом познания окружающего мира.

Например, Мишка пришёл на концерт и хочет послушать песенку. Затем он говорит спасибо и даёт оценку исполнению этой песенки.

Загадывание загадок;

Введение элементов соревнования (для школьников);

Создание игровой ситуации.

Методы и приёмы могут быть практическими, словесными и игровыми. Для того чтобы занятие проходило интересно, нужно постоянно менять приёмы.

ВООБРАЖАЕМЫЕ СИТУАЦИИ.

В начале музыкального занятия можно предложить игры - импровизации:

1. «Эхо, отзовись!». Дети должны представить, что они в лесу. Они - эхо. Педагог поёт то громко, то тихо (f и p). Ребята должны точно повторить. Здесь мы решаем ряд задач: готовимся к пению a capella , развиваем координацию слуха и голос, тренируем чистоту интонации.

2. Игра - «Знакомство» (проводится обычно в начале учебного года). На вопрос как тебя зовут, ребёнок должен пропеть своё имя.

3. «Вопрос - ответ». Педагог, пропевая вопрос, бросает мяч кому-либо из детей. Ребёнок должен придумать музыкальный ответ и спев его, возвратить мяч назад. Задача ученика – внятно спеть придуманный ответ. Далее роль педагога играет другой ребёнок.

4. «Цветы». (Подготовка певческого аппарата к занятиям, работа над певческим вдохом по средствам воображаемой ситуации).

Дети должны представить, что они находятся на лугу, где много прекрасных ароматных цветов. Они удивлены и с удовольствием вдыхают этот чудесный аромат. Показ педагога обязателен (вдох - рот свободно открывается от удивления, брови слегка приподняты).

5. Артикуляционная гимнастика «Делай как я!».

а) Дети находятся в воображаемых машинах. С начала они едут по ровной дороге (упражнение- вибрация губ), далее по дороге, ведущий в гору (интонация повышается, выход на фальцет). Затем машина едет то на горку, то с горки (дети меняют интонацию).

Для следующего упражнения существуют игровые правила: вдох берём один раз. Это упражнение делается на развитие дыхания.

б) Наливаем в бак бензин. (Делаем вдох), а затем медленный выдох на «ПФ» или звук «У». (У кого из ребят длиннее выдох, кто дольше протянет звук, тот выиграл).

Следующие два упражнения помогают улучшить дикцию.

в) Нужно представить, что наш язычок, как у змеи (вытягиваем его вперёд, поднимаем кончик языка вверх, затем вниз, повторяем несколько раз).

г) Представим, что мы набрали в рот воды. Полощем зубы. Перекатываем воду из одной щеки в другую.

6. Работа над двухголосием. Пение гаммы или куплета песни.

Детям нужно представить, что они пошли в лес. Неожиданно появляется Баба-Яга, которая мешает им, хочет запутать (педагог поёт импровизацию). Задача детей - вернуться домой. Гамма (песенка - волшебный клубочек) им в этом поможет. Сделает это тот из детей, кто допоёт гамму или песенку до конца.

Ту же игру можно использовать на развитие чувства ритма. Ребята хлопают основной ритм, педагог сбивает их.

ПРИЁМ СОЗДАНИЯ ИГРОВОЙ СИТУАЦИИ.

Он направлен на развитие поисковой деятельности. Основой данного приёма является игровая мотивация (оказание помощи кому-либо, например взрослому, педагогу).

«Я забыла».

Нужно помочь педагогу продолжить песню, гамму (проверка знаний нотного материала).

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА.

Здесь всё регулируется игровой задачей и игровыми правилами. Педагог знакомит детей с её содержанием и правилами и контролирует их выполнение.

Одной из интереснейших форм занятий, состоящих из дидактических игр, является игра-путешествие (по Музыкальной стране, по песне, по музыкальной сказке, по Стране музыкальных инструментов, звуков и т.д.). Она рассчитана на целое занятие. Дети уже с первых минут погружаются в игру.

ЗАГАДЫВАНИЕ ЗАГАДОК.

Позволяет в интересной форме рассказать детям о чём–то. Загадка создаёт эффект неизвестного, непознанного. Помогает усваивать и осознавать связи между предметами.

ПРИЁМ СОРЕВНАВАНИЯ (особенно эффективен для детей школьного возраста).

Подготавливает детей, даёт возможность правильной оценки своих возможностей и достижений.

«Угадай мелодию». Дети делятся на команды. Придумывают название, выбирают капитана. Кто больше узнает и споёт детских песенок. Или отгадает их по прохлопанному ритму. Какой капитан назовёт больше муз. Инструментов и т. д.

« Я - дирижёр». Конкурс дирижеров. Дети примеряют на себя чужой образ, учатся быть более собранными, взаимопониманию и поддержке и др.

«Кто больше». Нужно, например, назвать как можно больше песен о ДРУЖБЕ или песен, где упоминалось бы слово ДРУЖБА.

Выбор игровых методов и приёмов обучения зависит от цели обучения и содержания занятия, а так же от возраста детей. Но педагог должен понимать, что игровые методы и приёмы не должны превращать занятие в развлечение и заигрываться нельзя.

В настоящее время в системе дошкольного образования главной является позиция гуманизации целей и принципов работы с детьми. Поэтому обучение дошкольников рассматривается в контексте игровой деятельности. Именно игра делает процесс познания интересным и занимательным, а значит и успешным.

Музыкальная педагогика определяет в качестве основных три типа музыкальных занятий, обеспечивающих оптимальное разви­тие каждого дошкольника.

Фронтальные занятия. Наполнены различными видами музы­кальной деятельности, проводятся со всеми детьми группы.

Небольшими подгруппами, где продолжается разучивание мате­риала, усвоение которого требует от тех или иных детей больших усилий, затраты дополнительного времени. На этих занятиях разу­чиваются сюрпризные номера для праздников, развлечений.

Индивидуальные занятия, где совершенствуются навыки более одаренных детей, их исполнительское мастерство; осуществляет­ся подготовка сюрпризных моментов, также разучиваются песни, пляски, игровые роли с застенчивыми, малоактивными детьми или теми, которые по той или иной причине долгое время не посещали детский сад. Здесь же проводится проверка уровня музыкальных способностей, степени усвоения навыков.

В зависимости от содержания и структуры эти занятия подраз­деляются на типовые, тематические, по слушанию музыки, разви­тию творчества, по обучению игре на инструментах, комплексные, с доминированием одного вида деятельности.

Наиболее распространенным является типовое занятие. Оно состоит из трех частей. Первая часть осуществляет задачи активи­зации внимания, его сосредоточения на звучании музыки, внесения организованности в работу, создания рабочего настроения. Начи­нается эта часть занятия с ходьбы детей, которая должна согласо­вываться с характером, формой и средствами выразительности музыкального произведения. Обычно для ее проведения использу­ются бодрые марши. По ходу занятия даются задания на совершен­ствование основных движений: ходьбы, бега, подскоков, прыжков и различных перестроений. (Ни в коем случае нельзя вводить де­тей под звучание марша из-за двери, ибо в этом случае многие дети не начинают движение одновременно со звучанием музыки.) Так как основой жизнедеятельности организма является движение, то в первой части занятия идет обучение музыкально-ритмическим и двигательным навыкам в процессе какого-либо одного вида упраж­нений: образного, подготовительного, композиционного.

Во второй части занятия педагог переходит к пению или слуша­нию (в зависимости от интенсивности движений первой части), учитывая при этом этапы разучивания произведения. В младших группах дети поют две-три песни, перед исполнением которых проводятся музыкально-дидактические упражнения на различение высоты, тембра, силы, длительности звуков. В средней и старшей группах - три песни, перед которыми проводятся упражнения по развитию слуха в виде распевания специально подобранных попевок, исполняемых подгруппами или индивидуально. Для слушания музыки детям предлагается специальный репертуар, указанный в программе или дополнительный. Это может быть и музыкальный материал песен, игр, плясок, которые в дальнейшем будут разучи­ваться с детьми. Обычно дети слушают и анализируют одно про­изведение, но можно - для сравнения по сходству или контрас­ту - исполнить два уже знакомых произведения. После пения или слушания, когда уровень внимания падает, с детьми проводится хо­рошо разученная ранее игра или пляска (в младших группах воз­можно их соединение.) В них совершенствуются музыкально-рит­мические умения и навыки, ведется работа над выразительностью исполнения. Многократно повторяя игру или пляску, дети начина­ют выполнять ее непринужденно, придумывать варианты образных движений в играх, фигур в танцах.

После игры или пляски (без перерыва) начинается третья часть занятия, одной из задач которой является приведение возбужден­ного организма к нормальному состоянию, снижение физической нагрузки. Музыкальный руководитель играет марш спокойного характера, дети идут, постепенно выстраиваясь в колонну, останав­ливаются с окончанием звучания марша. Проводится оценка заня­тия. У старших детей спрашивают, а младшим говорят, чем они за­нимались и как, чтобы закрепить полученные ими знания. После этого педагог высказывает необходимые замечания по поводу уча­стия детей в занятии, их поведения (если это необходимо).

Методика проведения типовых занятий разработана с достаточ­ной полнотой, однако для повышения эффективности обучения педагог должен относиться к их построению творчески. В зависи­мости от сложности репертуара, степени его усвоения, особеннос­тей поведения детей музыкальный руководитель может, например, исключить слушание музыки или ритмические упражнения, танец, игру, остановиться на более углубленном разучивании только од­ной песни и т. д.

Тематическое занятие вызывает у детей более глубокий эмо­циональный отклик вследствие объединения его содержания одной темой. На таких занятиях достигается целостность, взаимосвязь всех видов детской музыкальной деятельности. Темы занятий могут быть самыми разнообразными: от игровых («Наш поезд», «Любимые игрушки», «Поездка в гости к бабушке») до учебно-познавательных («Музыкальные жанры», «О чем нам рассказыва­ет музыка», «Танцы разных народов», «Что и как рисует музыка» и т. д.). Начало, ход, окончание тематических занятий свободны от каких-либо установок. Они зависят от выдвинутых педаго­гом программных требований, особенностей развития детей дан­ной группы, используемого музыкального материала, логики развития темы.

Занятие по слушанию музыки. Обычно оно проводится с детьми, уже имеющими опыт музыкальной деятельности, обладающими определенным запасом музыкальной терминологии, т. е. в средней и старшей возрастных группах. Но и здесь оно сокращено по вре­мени, так как не включает смен деятельности, и внимание детей притупляется. Занятие по слушанию музыки обычно продолжает­ся 10 (в средней группе) и 20-25 (в старших группах) минут, его можно проводить и в вечернее время. Но это не развлечение, не концерт, ибо здесь присутствуют элементы обучения: после слуша­ния каждого произведения в грамзаписи или исполненного педаго­гом с детьми проводится его анализ. Отмечаются характер и сред­ства выразительности произведения, его жанр и форма. На таких занятиях целесообразно слушать произведения в исполнении ор­кестра, различных музыкальных инструментов, певцов, сравнивать вокальные и инструментальные произведения, программные и не­программные. Для облегчения восприятия произведений в целом в занятие включается образное и поэтическое слово педагога, пе­ние самих детей, иллюстративный материал - картинки, детали народных костюмов, образные игрушки, предметы прикладного ис­кусства и т. д. На занятие дети приходят как обычно (без маршировок), слушают 4-5 произведений (из них 1-2 незнакомых), анали­зируют их и спокойно уходят, чтобы не нарушить звучанием марша впечатлений от услышанного.

Занятия по развитию творчества также проводятся в старшем дошкольном возрасте, когда дети уже обладают некоторым объе­мом знаний, умений и навыков в области пения, музыкаль­но-ритмических движений, игры на инструментах, когда у них в до­статочной степени развиты самокритичность, самоконтроль, оце­ночные суждения, музыкальный вкус. В младших группах творчес­кие задания включаются в ту или иную деятельность на типовых, тематических, комплексных занятиях. Практикой установлено, что в содержание творческих занятий можно включать три элемента из ниже перечисленных: сочинение кратких мелодий или небольших попевок на заданный текст: выполнение образных упражнений; со­ставление пляски-импровизации; сочинение плясовых, маршевых или колыбельных мелодий на металлофоне; проведение сюжетных игр и придумывание их вариантов; сюжетных и несюжетных этю­дов; инсценирование незнакомых песен под исполнение педагога. Разумеется, составные элементы занятия должны быть не однотип­ными и глубоко затрагивать эмоциональную сферу ребенка. По­этому педагогу самому следует быть на занятии «актером» и «ре­жиссером», применять игровые приемы воздействия на детей, организовывать их активную поисковую мыслительную деятель­ность, поддерживать инициативность и самостоятельность, от­носиться ко всем творческим, даже самым элементарным прояв­лениям детей с доброжелательностью и вниманием. Необходимо вызывать у ребенка желание быть не только исполнителем, но и автором тех или иных игровых ситуаций, танцев, мелодий, т. е. раз­вивать исполнительскую и продуктивную стороны творчества дош­кольников.

Обучение игре на инструментах сначала проводится воспита­телем на индивидуальных занятиях. По мере продвижения детей в этой области музыкальный руководитель организует занятия по подгруппам и фронтальные по обучению игре в ансамбле и ор­кестре. Обычно они состоят из трех частей: ознакомление с новым произведением, показ способов звукоизвлечения мелодии и ее рит­мичного сопровождения инструментами ударной группы; совер­шенствование исполнения знакомых произведений; подбор мело­дий по слуху или их сочинение.

Комплексные занятия. На них в равной степени представлены музыка, изобразительные искусства и литература. Такие занятия обычно проводятся не часто и служат показателем уровня эстети­ческого развития детей данной группы. Они требуют согласован­ной предварительной работы музыкального руководителя и воспи­тателей. Комплексные занятия, как правило, не преследуют задач обучения чему-либо новому, а включают материал, закрепляющий умения детей в сфере художественной деятельности, расширяю­щий их знания о разнообразных видах, жанрах, средствах вырази­тельности произведений искусств. Например, детям показывают репродукции картин с осенними пейзажами, предлагают желаю­щим прочитать стихотворения об осени, затем исполняют фраг­мент пьесы П.И. Чайковского «Октябрь», беседуют о характере музыки, ее настроении и просят изобразить в рисунках свои впечатления.

Занятия с доминированием одного вида деятельности. Про­водятся они обычно тогда, когда музыкальный руководитель счи­тает необходимым уделить выработке навыков той или иной музы­кальной деятельности большего количества времени. Исключение составляет пение, так как известно, что певческий голос формиру­ется у детей лишь к возрасту 9-12 лет и до этого периода для его охраны следует удерживать их от длительного пения. На одном за­нятии рекомендуется исполнять 2-3 песни, а на вечерах досуга, праздниках - 4-5. Такие занятия позволяют наверстать упущен­ное в обучении навыкам, способствуют более углубленному изучению материала по разделам музыкально-ритмических движении, игры на инструментах, музыкально-дидактических игр. Например, дети выполняют подготовительное упражнение к несюжетной игре, затем упражнение-композицию, слушают какое-либо вокальное произведение, разучивают песню, а затем проводят сюжетную игру. В данном случае на занятии доминирует музыкально-ритмическая деятельность.

Главная и первая форма организации - музыкальные занятия, которые можно разделить по разным параметрам:

Типовое занятие включает в себя все виды музыкально деятельности:

Структура типового занятия:

  • 1. Вход в зал.
  • 2. Музыкально-ритмические движения в виде упражнений.
  • 3. Слушание музыки.
  • 4. Пение, включающее: распевание, речетация с речевой вокализацией, разучивание песен.
  • 5. Музыкально-ритмические движения в виде игр, танцев, хороводов.
  • 6. Игра на д.м.и.
  • 7. Творческие задания (они могут быть в каждом виде деятельности).

Доминантное занятие какой-либо вид музыкальной деятельности. Например занятие выстраивается с целью развития отстающей у ребенка музыкальной способности, то есть, доминируют те виды деятельности, которые могут ее развивать. Используется этот вид занятий на занятиях фронтальных, индивидуальных и подгрупповых.

Например, доминантное занятие по пению имеет следующую структуру:

  • - Вход в зал под маршевую песню.
  • - Слушание вокальной музыки, песни.
  • - Пение - расширенный раздел.
  • - Игра, хоровод с пением.
  • - Д.м.и. - попевки.

Планируя доминантное занятие по развитию чувства ритма, необходимо хорошо продумать музыкальный репертуар, например, для слушания предложить детям песню с интересным ритмом ("Неаполитанская песенка" П. Чайковского).

Для тематических занятий выбирается одна тема, объединяющая все виды музыкальной деятельности. Тематическое занятие может быть фронтальным, индивидуальным, подгрупповым.

Комплексное занятие содержит все виды искусства, все виды художественной деятельности. Занятие бывает фронтальным, проводится со всей группой детей.

Требования, предъявляемые к содержанию и структуре занятия:

  • - реализовать идейно-нравственное воспитание детей средствами искусства;
  • - приобщить детей к жизни детского сада, к общественным природным явлениям; помочь сплочению детского коллектива; побудить к активному, но посильному участию в преобразовании жизни детского сада, стремясь сделать её привлекательной и радостной;
  • - обеспечить поступательное движение в развитии музыкальных способностей, а также в формировании навыков и знаний в исполнительской и творческой деятельности;
  • - сделать занятия вариативными, чтобы дети приучались действовать в новых условиях, соответствующих их возрастным особенностям;
  • - сочетать индивидуальный, дифференцированный и фронтальный подход, который делает учебный процесс экономным и обеспечивает оптимальное развитие всех детей.

Фронтальный подход позволяет сократить срок выполнения учебных заданий, так как даются общие методические указания, демонстрируется общий показ (исполнение музыкального произведения, рассматривание художественной картинки, объяснение тех или иных приёмов исполнения). Обычно за демонстрацией и общим пояснением следует исполнение детьми тех или иных действий.

Дифференцированный подход осуществляется путём выполнения одинакового задания небольшой группой детей (5-8 чел.), сходных по уровню подготовленности, развитию, возрастным возможностям. Это позволяет разнообразить, дифференцировать и учебные задания: одним детям предлагается выполнить их сразу, другим - постепенно. Все дети усваивают материал, но темп и качество его усвоения различны. Например, разучивается один и тот же репертуар, но задания для детей разные. Старшие выразительно исполняют песню, одновременно подыгрывая на детском инструменте, а младшие слушают их пение и игру. Или же младшие выполняют сравнительно лёгкие задания, а старшие - более сложные, например, поют более сложную часть песни.

Индивидуальный подход - требует от педагога предварительного знакомства с особенностями музыкального развития каждого ребёнка. Выводы о различном уровне развития музыкальной деятельности детей можно делать, наблюдая за ними лишь в процессе постоянного общения.

Таким образом, суть индивидуально-дифференцированного подхода к детям на фронтальных занятиях в том, чтобы обеспечить каждому ребёнку соответствующую нагрузку, с тем, чтобы все нужные ступеньки были освоены. дошкольным образовательный музыкальный

На музыкальных занятиях, как и на других занятиях, осуществляется общевоспитательная работа, развиваются специальные способности, формируется творческое, инициативное отношение к учебному материалу. Требования к качеству усвоенных навыков усложняются и повышаются от группы к группе. Отличительным является то, что ребят обучают сразу нескольким видам деятельности (пению, движению и т.д.), чего нет на других занятиях. На физкультурные занятия тоже включают различную детскую деятельность - упражнения гимнастического типа, игры, перестроения, но они направлены только на развитие движений.

Трудность построения занятия заключается в том, что педагогу необходимо умело переключать внимание детей с одного вида деятельности на другой, не снижая эмоционального подъёма, когда звучат произведения, различные по тематике, настроению.

Другая трудность - последовательность разучивания учебного материала: первоначальное знакомство, усвоение навыков в процессе обучения, повторение, закрепление, исполнение выученного. На одном занятии этапы разучивания того или иного произведения могут не совпадать. Например, из трёх песен, над которыми ведётся работа, одна усвоена хорошо и выразительно исполняется, другая прослушивается впервые, третья только разучивается. Аналогичен процесс обучения ритмики - в новой пляске дети постепенно усваивают отдельные её элементы, а знакомую музыкальную игру повторяют.

Составляя музыкальное занятие, педагог должен учитывать следующие требования:

  • - умственную, физическую, эмоциональную нагрузку детей;
  • - последовательное распределение видов деятельности, разучиваемого репертуара; преемственность в развитии музыкальных способностей, освоении навыков, знаний, разучивание музыкального репертуара; вариативность и соответствие возрастным возможностям детей.

Учебный материал различен по степени трудности. Задания, которые требуют достаточной умственной активности, большого внимания, следует давать детям в начале занятия, учитывая степень его сложности. Перед пением, например, не рекомендуется выполнять физически трудные упражнения, так как они нарушают ритм дыхания и мешают качественному пению. Необходимо также к концу занятия снизить интенсивность движений и общую нагрузку.

Характер деятельности вызывает различные эмоции у ребят. Весёлая, интересная игра повышает активность, поэтому её лучше провести не в начале занятия, а после выполнения более сложных заданий.

В практике обучения считается целесообразным распределение различных видов деятельности в такой последовательности. Вначале занятия даются небольшие музыкально-ритмические упражнения, чаще тренировочного характера (отдельные элементы танца, построения, необходимые для новой пляски, хоровода, праздничного шествия). Эти движения организуют внимание детей и подготавливают их к заданиям, требующим слухового внимания. После упражнений ребята садятся, слушают музыку и поют. Пение включает разнообразные вокальные упражнения, выполнение творческих заданий, упражнения на развитие музыкального слуха, разучивание 2-3 песен. Следующим этапом обучения является музыкально-ритмическая деятельность в форме игры, весёлой пляски, хоровода. Спокойные задания, чередуются с динамичными, позволяют распределять физическую нагрузку равномерно. Построение занятия следует варьировать. В основу занятия может быть положена определённая тема, например, знакомство с жанром марша, танца или с элементами музыкальной выразительности, например, с темпом, регистрами. Тогда при слушании музыки, в пении, в движении педагог использует такие приёмы, которые подчёркивают элементы музыки, значимые для выбранной темы, и это приобщает детей к данной теме. Подобный тип занятия можно назвать тематическим. Ещё один тип занятий, так называемый комплексный, в котором тема воплощается не только музыкой, но и изобразительным, литературным искусством. В основе лежит художественный образ, характерные признаки которого присутствуют в музыке, поэзии, рисунке, театрализованном действии. Объединяет занятие также общая воспитательная задача ("знакомство с космосом", "проводы зимы", "родная армия и т.д.). Подобные варианты построения занятий обогащают художественный опыт ребёнка. Структура занятий должна быть гибкой и в зависимости от возраста ребят, содержания, особенностей материала видоизменяться. Можно начать занятие без ритмических упражнений, с пения или слушания музыки, а также с исполнения новой песни или пьесы для движения. В группах раннего и младшего дошкольного возраста занятия носят более свободный, непринуждённый, игровой характер. Педагог должен проявлять активность и творчество, продумывая построение музыкальных занятий.

Интегрированное занятие - в нем прослеживается взаимосвязь взаимовлияние и взаимопроникновение (интеграция) содержания разных разделов программы, различных видов деятельности, разных видов искусства, работающих на раскрытие темы, явления, образ.

Чтобы разнообразить впечатления детей, развивать их музыкальные способности, вкус, потребность в музыке, необходимо при организации и проведении музыкальных занятий использовать различные виды музыкальных занятий, варьировать в зависимости от возраста детей, уровня их музыкального развития.

Конспект доминантного музыкального занятия «В гости к Гномику пойдем, чудо-песенку найдем!» (подготовительная группа)

Задачи:
Образовательные:
1.Учить детей петь осмысленно и художественно выразительно, чисто интонируя мелодию.
Развивающие:
2.Продолжать развивать подвижность артикуляционного аппарата, расширять звуковысотный диапазон.
Воспитательные:
3.Воспитывать у детей интерес к пению.
4.Формировать нравственные качества: чувство сопереживания, желание оказать помощь (Гномику).
Словарная работа: Активизация словаря: «нотный стан».
Индивидуальная работа: активизировать малоактивных стеснительных детей.
Предшествующая работа: предварительное разучивание песни «Пестрый колпачок» Г.Струве, распевок «Чудо-лесенка», «Ау», танца «Чик и Брик».
Используемый материал:
Дидактические средства: нотный стан на мольберте, нотки-бусинки разного цвета (7 штук);
Аудиосредства: музыкальный центр, диск с записью музыки.
Методические приёмы по структуре занятия:
Мотивация : музыкальный руководитель обращается к детям с просьбой помочь Гному собрать нотки-бусинки (мотив личной заинтересованности).
Музыкальное приветствие «Здравствуйте, гости!»
Коммуникативная игра «Приветствие» И. Картушиной
Игра с пением «Кто поздоровался?» И. Картушиной
Упражнение «Едем, едем на лошадке»
Работа над дыханием. Упражнения «Холодный ветер», «Греем ручки», «Снежинка», «Эхо».
Вокально-интонационные упражнения: «Ау», «Чудо-лесенка», «Сугробы».
Игра с движением. «На дворе у нас мороз…»
Вокально-интонационное упражнение «Вьюга».
Слушание песни «Тилли-бом» Е. Зайцевой
Разучивание песни «Тилли-бом» Е. Зайцевой
Исполнение песни «Пестрый колпачок», муз. Г. Струве
Музыкально-ритмический танец «Чик и Брик» Т.Суворовой

Ход занятия:

Дети заходят в зал.
Музыкальное приветствие музыкального руководителя с детьми «Здравствуйте, ребята». Ответное музыкальное приветствие детей.
Муз. руководитель: Ребята, у нас сегодня гости, поприветствуем и наших гостей.
Музыкальное приветствие «Здравствуйте, гости» под музыку
«Здравствуйте, здравствуйте, Дорогие гости!
Здравствуйте, здравствуйте, Милости мы просим!»
Муз. руководитель: А теперь, поздороваемся друг с другом под музыку.
Коммуникативная игра «Приветствие». Под музыку дети свободно гуляют по залу, с окончанием музыки останавливаются и здороваются разными способами с теми, кто оказался рядом. Повторяется 3 раза.
Муз. руководитель: Ребята, сейчас мы с вами поиграем в музыкальную игру «Кто поздоровался?»
Игра с пением «Кто поздоровался?». Водящий стоит в центре круга с закрытыми глазами. Кто-то из детей поет: «Здравствуй, Мария (имя водящего)!», водящие отгадывает по голосу ребенка, подходит к нему и пожимает ему руку.
Музыкальный руководитель берет конвертик.
Муз. руководитель: Сегодня утром я встретила Почтальона, он передал для вас письмо от Гномика из волшебного леса, (показывает конвертик), хотите узнать, что он нам пишет? (открывает):
«Дорогие друзья, у меня случилась беда! Сердитая вьюга налетела на наш лес, и мои нотки-бусинки разлетелись по всему лесу и теперь я не могу петь свою любимую песенку. Ребята, помогите мне, пожалуйста, собрать нотки-бусинки! Гномик»
– Ну что, хотите отправиться в лес и помочь доброму Гному собрать его нотки-бусинки?
Дети: Да!
Муз. руководитель: А на чем мы поедем?
Дети: На лошадке! На санках!

Упражнение «Едем, едем на лошадке»
Едем, едем на лошадке (дети щелкают языком)
По дороге зимней гладкой (Щелкают языком)
Сани скрипят (скрип, скрип, скрип)
Бубенчики звенят (динь, динь, динь)
Дятел стучит (тук, тук, тук)
Вьюга свистит (свист)
Едем, едем на лошадке (щелкают языком)
По дороге зимней гладкой (щелкают языком)
Холод, холод, стужа, стужа (у-у-у)
Снег пушистый кружит, кружит (кружатся)
Ехали мы ехали, наконец, доехали.
Тпру-у, приехали!
Муз. руководитель: Ой, ребята, смотрите, вот и первая нотка-бусинка! (показывает на нотку-бусинку, которая лежит на пенечке) Надо вернуть нотку на свое место, на нотный стан. (Музыкальный руководитель прикрепляет первую нотку-бусинку) Куда надо вернуть нотку?
Дети: На нотный стан.
Муз. руководитель: А какая погода в лесу? Вам холодно?
Дети: Да, холодно в лесу, снежок идет.
Муз. руководитель: Сейчас я предлагаю вам согреться. Немножко старания – разовьешь дыхание.
Упражнения на дыхание.
Почувствуйте холод на своих ладошках.
Словно волшебник – мороз
На окна узоры нанес.
Упражнение «Холодный ветер».
Мы погреемся немножко
Согревай свои ладошки.
Упражнение «Греем ручки».
Появился ветерок,
Мы подуем на снежок
Упражнение «Снежинка».
Муз. руководитель: Ну, вот мы и согрелись. Ребятки, я открою вам секрет, в этом лесу живет волшебное эхо. Послушаем его.
Упражнение «Эхо».
Муз. руководитель : Эхо, скажи нам, пожалуйста, ты не видело нотки-бусинки, которые потерял Гномик?
Эхо: Видело-ло-ло-ло! На елочке-елочке-елочке!
Муз. руководитель : Посмотрите, какая красивая елочка, а что это на ней? (дети находят вторую нотку-бусинку на елочке и один их детей прикрепляет ее на нотный стан).
Муз. руководитель: Где мы разместим нотку-бусинку?
Дети: На нотном стане.
Муз. руководитель: Молодцы, еще одну нотку-бусинку нашли! Как вы думаете, чей домик виднеется вдалеке?
Дети: Домик Гномика!
Муз. руководитель: Надо нам позвать Гномика.
Упражнение «Ау!» – добиваться звучания головного резонатора на звуке «У», повтор 3 раза с повышением на полтона.
Муз. руководитель: Что-то Гномик не появляется, может, его нет дома? Заглянем в домик, посмотрите – здесь лесенка! Предлагаю вам спеть попевку «Чудо-лесенка», может Гномик нас услышит!
Упражнение-попевка «Чудо-лесенка».
Муз. руководитель: Я заметила на крыше, еще одну бусинку? (прикрепляют третью нотку-бусинку) Куда ее нужно прикрепить?
Дети: На нотный стан.
Муз. руководитель: Гномика дома нет, наверное, он тоже ищет в лесу нотки-бусинки для своей песенки. Пойдем по его следам. Посмотрите, сколько снега намело! Обращает внимание на волнообразно разложенную на полу верёвку, снежинки-точки – между волнами вверху и внизу. Посмотрите, на что похож этот рисунок?
Ответы детей.
Муз. руководитель: Мне тоже кажется, что этот рисунок похож на снежные сугробы. Снежные сугробы часто имеют причудливые формы. Сейчас так и хочется спеть песенку сугроба.
Упражнение «Сугробы». Пение по линии и точкам на звук «у» и «о» (На полу из верёвочки выкладываются «сугробы»)
Муз. руководитель: Кто хочет придумать свою песенку? Дети меняют движение верёвки и поют «новую песенку». После упражнения находят четвертую нотку-бусинку.
Игра с движением «На дворе у нас мороз»
На дворе у нас мороз.
Чтобы носик не замёрз,
Надо ножками потопать
И ладошками похлопать. (Дети хлопают себя ладонями по плечам и топают ногами.)
А теперь представим лето.
Речка солнышком согрета.
Мы плывём, плывём, плывём,
Дно ногами достаём. (Плавательные движения руками.)
Мы выходим из речушки
Направляемся к опушке. (Ходьба на месте.)
Муз. руководитель: А как называется природное явление, когда дует сильный ветер и идёт снег?
Дети: вьюга, метель…
Муз. руководитель: Попробуем изобразить вьюгу.
Упражнение «Вьюга». Пение в унисон с повышением на полтона.
Муз. руководитель: Ребята, я хочу вас познакомить с новой песенкой?
«Тилли-бом» Е. Зайцевой – слушание.
Вопросы:
Про кого эта песня?
Какая музыка по характеру (печальная, тоскливая, веселая, добрая, нежная, задушевная)
«Тилли-бом» Е. Зайцевой – разучивание.
Приемы:
Пение музыкального руководителя.
Музыкальный руководитель поет куплет, дети припев.
Муз. руководитель: Ребята, как хорошо спели! У нас появилась еще одна нотка-бусинка (на фортепиано находит шестую нотку-бусинку)
Под музыку «Пестрый колпачок» заходит Гномик. У него в руках седьмая нотка-бусинка.
Гномик: Здравствуйте, ребята! Вы получили мое письмо?
Дети: Да! Мы нашли шесть ноток-бусинок.
Гномик: Спасибо, вам ребята, что помогли мне собрать нотки-бусинки и теперь я могу спеть вам свою веселую песенку!
Гномик поет первый куплет песни «Пестрый колпачок».
Гномик: Хотите споем все вместе?
Дети вместе с Гномиком исполняют песню «Пестрый колпачок»
Исполнение песни «Пестрый колпачок»
Приемы:
Пение по фразам «цепочкой».
Тихо – громко.
Инсценировка песни «Пестрый колпачок»
Гномик: Как с вами весело, что хочется даже потанцевать!
Танец «Чик и Брик»
Гномик: Спасибо вам еще раз и до свидания!
Дети прощаются с гостями и уходят в группу.

Глава11. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ

ЗНАЧЕНИЕ, ЗАДАЧИ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ И ТРЕБОВАНИЯ,

ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ИХ ПРОВЕДЕНИЮ

Основной формой музыкального воспитания и обучения ребен­ка в дошкольном учреждении являются музыкальные занятия. В процессе занятий дети приобретают знания, умения, навыки по слушанию музыки, пению, музыкально-ритмическим движениям, игре на музыкальных инструментах. Музыкальные занятия - это художественно-педагогический процесс, способствующий разви­тию музыкальности ребенка, формированию его личности и освое­нию действительности через музыкальные образы. Благодаря целенаправленному обучению знания, усваиваемые детьми, систе­матизируются и углубляются, расширяется их общий и музыкаль­ный кругозор, формируются творческие способности. Музыкаль­ные занятия играют важную роль в развитии выдержки, воли, внимания, памяти, в воспитании коллективизма, что способствует подготовке к обучению в школе. На них осуществляется планомер­ное воспитание каждого ребенка с учетом его индивидуальных осо­бенностей. Содержание занятий ориентировано на задачи, отве­чающие общей цели музыкального воспитания: обучение детей умениям и навыкам в сфере музыкальной деятельности и осуще­ствление этого процесса в единстве с воспитанием. Они выполня­ются в соответствии с требованиями раздела программы «Музы­кальное воспитание».

В содержании репертуарного музыкального материала отра­жаются события прошлого и настоящего нашей страны, явления природы и предметы близкого детям окружения. Знакомя детей с произведениями различного эмоционально-образного содержа­ния, педагоги побуждают их к сопереживанию, формируя тем са­мым нравственно-этические качества личности, закладывая перво­начальные основы культуры.

В содержание занятий входит новый иповторный материал. Новой может быть песня, игра или пляска, произведение для слушания и анализа, упражнение-композиция. Повторный матери­ал - это их разучивание, совершенствование в ходе различных вокальных и двигательных упражнений. Проводятся также заня­тия, полностью построенные на повторном материале, где целесо­образно вводить варианты знакомых игр и плясок, творческие за­дания. Известно, что чем чаще повторяется процесс восприятия того или иного музыкального материала, тем легче и качественнее идет усвоение навыков музыкальной деятельности. Однако меха­ническое повторение разученного недопустимо. Оно не только не помогает обучению, но и наоборот ухудшает качество исполне­ния, закрепляет ошибки, если они имели место. В процессе обуче­ния, руководствуясь принципами дидактики, педагоги должны по­этапно усложнять задания, творчески подходить к введению того или иного репертуара, обращать внимание на их эмоциональную насыщенность.

Центральной фигурой сложного педагогического процесса, осу­ществляемого на занятиях, является музыкальный руководитель. Воспитатель - его активный помощник. Так как каждый вид музы­кальной деятельности имеет свои особенности, музыкальному руководителю необходимо владеть большим арсеналом средств психологического и педагогического воздействия на детей, ви­доизменяемых в зависимости от уровня их возрастного развития, специфики исполняемого и программных задач конкретного заня­тия. В целом, придерживаясь программы, музыкальный руководи­тель имеет право подбирать материал по своему усмотрению, комбинировать виды той или иной деятельности, методические приемы обучения.

ВИДЫ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ

Музыкальная педагогика определяет в качестве основных три типа музыкальных занятий, обеспечивающих оптимальное разви­тие каждого дошкольника.

Фронтальные занятия. Наполнены различными видами музы­кальной деятельности, проводятся со всеми детьми группы.

Небольшими подгруппами, где продолжается разучивание мате­риала, усвоение которого требует от тех или иных детей больших усилий, затраты дополнительного времени. На этих занятиях разу­чиваются сюрпризные номера для праздников, развлечений.

Индивидуальные занятия, где совершенствуются навыки более одаренных детей, их исполнительское мастерство; осуществляет­ся подготовка сюрпризных моментов, также разучиваются песни, пляски, игровые роли с застенчивыми, малоактивными детьми или теми, которые по той или иной причине долгое время не посещали детский сад. Здесь же проводится проверка уровня музыкальных способностей, степени усвоения навыков.

В зависимости от содержания и структуры эти занятия подраз­деляются на типовые, тематические, по слушанию музыки, разви­тию творчества, по обучению игре на инструментах, комплексные, с доминированием одного вида деятельности.

Наиболее распространенным является типовое занятие. Оно состоит из трех частей. Первая часть осуществляет задачи активи­зации внимания, его сосредоточения на звучании музыки, внесения организованности в работу, создания рабочего настроения. Начи­нается эта часть занятия с ходьбы детей, которая должна согласо­вываться с характером, формой и средствами выразительности музыкального произведения. Обычно для ее проведения использу­ются бодрые марши. По ходу занятия даются задания на совершен­ствование основных движений: ходьбы, бега, подскоков, прыжков и различных перестроений. (Ни в коем случае нельзя вводить де­тей под звучание марша из-за двери, ибо в этом случае многие дети не начинают движение одновременно со звучанием музыки.) Так как основой жизнедеятельности организма является движение, то в первой части занятия идет обучение музыкально-ритмическим и двигательным навыкам в процессе какого-либо одного вида упраж­нений: образного, подготовительного, композиционного.

Во второй части занятия педагог переходит к пению или слуша­нию (в зависимости от интенсивности движений первой части), учитывая при этом этапы разучивания произведения. В младших группах дети поют две-три песни, перед исполнением которых проводятся музыкально-дидактические упражнения на различение высоты, тембра, силы, длительности звуков. В средней и старшей группах - три песни, перед которыми проводятся упражнения по развитию слуха в виде распевания специально подобранных попевок, исполняемых подгруппами или индивидуально. Для слушания музыки детям предлагается специальный репертуар, указанный в программе или дополнительный. Это может быть и музыкальный материал песен, игр, плясок, которые в дальнейшем будут разучи­ваться с детьми. Обычно дети слушают и анализируют одно про­изведение, но можно - для сравнения по сходству или контрас­ту - исполнить два уже знакомых произведения. После пения или слушания, когда уровень внимания падает, с детьми проводится хо­рошо разученная ранее игра или пляска (в младших группах воз­можно их соединение.) В них совершенствуются музыкально-рит­мические умения и навыки, ведется работа над выразительностью исполнения. Многократно повторяя игру или пляску, дети начина­ют выполнять ее непринужденно, придумывать варианты образных движений в играх, фигур в танцах.

После игры или пляски (без перерыва) начинается третья часть занятия, одной из задач которой является приведение возбужден­ного организма к нормальному состоянию, снижение физической нагрузки. Музыкальный руководитель играет марш спокойного характера, дети идут, постепенно выстраиваясь в колонну, останав­ливаются с окончанием звучания марша. Проводится оценка заня­тия. У старших детей спрашивают, а младшим говорят, чем они за­нимались и как, чтобы закрепить полученные ими знания. После этого педагог высказывает необходимые замечания по поводу уча­стия детей в занятии, их поведения (если это необходимо).

Методика проведения типовых занятий разработана с достаточ­ной полнотой, однако для повышения эффективности обучения педагог должен относиться к их построению творчески. В зависи­мости от сложности репертуара, степени его усвоения, особеннос­тей поведения детей музыкальный руководитель может, например, исключить слушание музыки или ритмические упражнения, танец, игру, остановиться на более углубленном разучивании только од­ной песни и т. д.

Тематическое занятие вызывает у детей более глубокий эмо­циональный отклик вследствие объединения его содержания одной темой. На таких занятиях достигается целостность, взаимосвязь всех видов детской музыкальной деятельности. Темы занятий могут быть самыми разнообразными: от игровых («Наш поезд», «Любимые игрушки», «Поездка в гости к бабушке») до учебно-познавательных («Музыкальные жанры», «О чем нам рассказыва­ет музыка», «Танцы разных народов», «Что и как рисует музыка» и т. д.). Начало, ход, окончание тематических занятий свободны от каких-либо установок. Они зависят от выдвинутых педаго­гом программных требований, особенностей развития детей дан­ной группы, используемого музыкального материала, логики развития темы.

Занятие по слушанию музыки. Обычно оно проводится с детьми, уже имеющими опыт музыкальной деятельности, обладающими определенным запасом музыкальной терминологии, т. е. в средней и старшей возрастных группах. Но и здесь оно сокращено по вре­мени, так как не включает смен деятельности, и внимание детей притупляется. Занятие по слушанию музыки обычно продолжает­ся 10 (в средней группе) и 20-25 (в старших группах) минут, его можно проводить и в вечернее время. Но это не развлечение, не концерт, ибо здесь присутствуют элементы обучения: после слуша­ния каждого произведения в грамзаписи или исполненного педаго­гом с детьми проводится его анализ. Отмечаются характер и сред­ства выразительности произведения, его жанр и форма. На таких занятиях целесообразно слушать произведения в исполнении ор­кестра, различных музыкальных инструментов, певцов, сравнивать вокальные и инструментальные произведения, программные и не­программные. Для облегчения восприятия произведений в целом в занятие включается образное и поэтическое слово педагога, пе­ние самих детей, иллюстративный материал - картинки, детали народных костюмов, образные игрушки, предметы прикладного ис­кусства и т. д. На занятие дети приходят как обычно (без маршировок), слушают 4-5 произведений (из них 1-2 незнакомых), анали­зируют их и спокойно уходят, чтобы не нарушить звучанием марша впечатлений от услышанного.

Занятия по развитию творчества также проводятся в старшем дошкольном возрасте, когда дети уже обладают некоторым объе­мом знаний, умений и навыков в области пения, музыкаль­но-ритмических движений, игры на инструментах, когда у них в до­статочной степени развиты самокритичность, самоконтроль, оце­ночные суждения, музыкальный вкус. В младших группах творчес­кие задания включаются в ту или иную деятельность на типовых, тематических, комплексных занятиях. Практикой установлено, что в содержание творческих занятий можно включать три элемента из ниже перечисленных: сочинение кратких мелодий или небольших попевок на заданный текст: выполнение образных упражнений; со­ставление пляски-импровизации; сочинение плясовых, маршевых или колыбельных мелодий на металлофоне; проведение сюжетных игр и придумывание их вариантов; сюжетных и несюжетных этю­дов; инсценирование незнакомых песен под исполнение педагога. Разумеется, составные элементы занятия должны быть не однотип­ными и глубоко затрагивать эмоциональную сферу ребенка. По­этому педагогу самому следует быть на занятии «актером» и «ре­жиссером», применять игровые приемы воздействия на детей, организовывать их активную поисковую мыслительную деятель­ность, поддерживать инициативность и самостоятельность, от­носиться ко всем творческим, даже самым элементарным прояв­лениям детей с доброжелательностью и вниманием. Необходимо вызывать у ребенка желание быть не только исполнителем, но и автором тех или иных игровых ситуаций, танцев, мелодий, т. е. раз­вивать исполнительскую и продуктивную стороны творчества дош­кольников.

Обучение игре на инструментах сначала проводится воспита­телем на индивидуальных занятиях. По мере продвижения детей в этой области музыкальный руководитель организует занятия по подгруппам и фронтальные по обучению игре в ансамбле и ор­кестре. Обычно они состоят из трех частей: ознакомление с новым произведением, показ способов звукоизвлечения мелодии и ее рит­мичного сопровождения инструментами ударной группы; совер­шенствование исполнения знакомых произведений; подбор мело­дий по слуху или их сочинение.

Комплексные занятия. На них в равной степени представлены музыка, изобразительные искусства и литература. Такие занятия обычно проводятся не часто и служат показателем уровня эстети­ческого развития детей данной группы. Они требуют согласован­ной предварительной работы музыкального руководителя и воспи­тателей. Комплексные занятия, как правило, не преследуют задач обучения чему-либо новому, а включают материал, закрепляющий умения детей в сфере художественной деятельности, расширяю­щий их знания о разнообразных видах, жанрах, средствах вырази­тельности произведений искусств. Например, детям показывают репродукции картин с осенними пейзажами, предлагают желаю­щим прочитать стихотворения об осени, затем исполняют фраг­мент пьесы П.И. Чайковского «Октябрь», беседуют о характере музыки, ее настроении и просят изобразить в рисунках свои впечатления.

Занятия с доминированием одного вида деятельности. Про­водятся они обычно тогда, когда музыкальный руководитель счи­тает необходимым уделить выработке навыков той или иной музы­кальной деятельности большего количества времени. Исключение составляет пение, так как известно, что певческий голос формиру­ется у детей лишь к возрасту 9-12 лет и до этого периода для его охраны следует удерживать их от длительного пения. На одном за­нятии рекомендуется исполнять 2-3 песни, а на вечерах досуга, праздниках - 4-5. Такие занятия позволяют наверстать упущен­ное в обучении навыкам, способствуют более углубленному изучению материала по разделам музыкально-ритмических движении, игры на инструментах, музыкально-дидактических игр. Например, дети выполняют подготовительное упражнение к несюжетной игре, затем упражнение-композицию, слушают какое-либо вокальное произведение, разучивают песню, а затем проводят сюжетную игру. В данном случае на занятии доминирует музыкально-ритмическая деятельность.

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОСТРОЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ

Для музыкальных занятий в детском саду должна быть создана определенная обстановка. Обычно они проводятся в зале, куда не проникают посторонние шумы, мешающие процессу сосредоточе­ния, восприятия музыкальных произведений и выполнения зада­ний. На занятия дети должны являться в удобной для движений одежде или специальных костюмах, мягкой обуви - чешках. Перед началом каждого занятия помещение проветривается, пол проти­рается влажным способом. Во время карантина, наложенного на ту или иную группу, а также в младшей группе в начале года занятия проводятся в групповой комнате на вокальном материале или с музыкальными игрушками-инструментами. В летнее время заня­тия по возможности проводятся на свежем воздухе, где желательно петь, выполнять музыкально-ритмические движения в сопровож­дении аккордеона или баяна.

Для музыкальных занятий в режиме дня отведено постоянное время, установлена определенная их продолжительность: 2 раза в неделю преимущественно в утренние часы в каждой возрастной группе, по 15-18 минут в младших, 18-25 - средней, 25-30 - стар­шей, 35-45 - подготовительной к школе группах.

Во время пения и слушания музыки детям следует сидеть на сту­льях, поставленных рядами, как можно ближе к инструменту по правую руку от музыкального руководителя. Стулья должны соот­ветствовать возрасту иросту детей. Пособия к занятию готовятся заранее и лежат так, чтобы их было удобно взять и положить в ходе занятия без излишней затраты времени. Дети не должны долго ожидать начала занятия, так как это их дезорганизует и утомляет.

На типовых занятиях при пении и слушании музыки можно за­фиксировать места посадки. Например, в младших группах самые маленькие по росту, а также отличающиеся неустойчивым внима­нием, беспокойные дети сидят в первом ряду, чтобы лучше видеть и слышать задания и исполнение музыки педагогом. В средней и старших группах в первом ряду сидят дети с несформированным слухом, небольшим диапазоном голоса, недостаточно дисциплини­рованные и вновь поступившие. Такое размещение позволяет им лучше слышать правильное пение педагога и детей, сидящих сзади. Она ежеминутно находятся под контролем музыкального руково­дителя и воспитателя. По мере необходимости дети меняются мес­тами. На других занятиях посадка детей определяется видами дея­тельности, методикой работы педагога.

Коллективу детского сада следует относиться к музыкальным занятиям с должным вниманием. Во время их проведения недопус­тимы окрики, громкие разговоры, приходы и уходы взрослых. Не­допустим и подход к некоторым детям, как к будущим музыкан­там, танцорам. Подобное отношение воспитывает у одних детей тщеславие, зазнайство, у других вызывает чувство зависти, обиды. На занятиях все дети должны вести себя непосредственно, искрен­не переживать удачи и неудачи друг друга, испытывать чувства до­верия и симпатии к педагогам и уверенности в своих силах.

Одним из главных условий воспитания культурного слушателя является глубокое эмоциональное переживание содержания музы­кальных произведений. Возникает оно на основе интереса. Учиты­вая удивительную особенность детского воображения - его актив­ность при восприятии музыки - следует опираться на имеющийся у детей музыкальный опыт, не навязывать им в процессе обучения готовые движения, формулировки, а вызывать ощущение, что му­зыка - важная часть жизни: не развлечение, не дисциплина, ко­торую изучают, а нечто, создаваемое самим человеком. Процесс музыкального воспитания всегда должен быть понятен ребенку, эмоционально увлекателен, чтобы он не только воспринимал, но и размышлял о воспринятом, умел слушать и слышать. Ибо запомнить на всю жизнь, научиться чему-то можно только тогда, когда воспринимаемое будет понято и прочувствовано глубоко, по-настоящему.

Поэтому в младших группах по большей части проводятся тематические музыкальные занятия игрового плана, вызывающие лишь положительные эмоции по отношению к окружающему. Од­ной из основных задач таких занятий является воспитание интере­са к музыке, желания слушать ее, петь, плясать, играть в ее сопро­вождении. В средней группе занятия приобретают более четкую структуру. В процессе их проведения детям предъявляются требо­вания правильного и выразительного выполнения учебных зада­ний. Используя все виды занятий, в старшей группе педагог добивается освоения программных требований каждым ребенком. В разновозрастных (ночных) группах, а также группах малокомп­лектных детских садов занятия строятся с учетом материала, соот­ветствующего возрастным подгруппам, а также условий и возмож­ностей дошкольного учреждения. Основные виды занятий:

1. Занятие начинается одновременно со всеми детьми, а закан­чивается разновременным уходом на прогулку сначала детей млад­шего, потом среднего, а затем старшего возраста.

2. Дети приходят на занятия в разное время: сначала старшие, затем средние и последними младшие. Обычно такое занятие про­водится после завтрака, и по его окончании все дети одновременно уходят на другие занятия.

3. Занятие проводится одновременно с детьми всех возрастов. Его материал распределяется таким образом, чтобы для одной под­группы он был новым, а для других - повторным. Понятно, что младшие дети, наблюдая деятельность более старших и принимая в ней посильное участие, развиваются более успешно, а старшие не приобретают всех определяемых программой умений и навыков. Поэтому с последними надо проводить дополнительную работу.

4. Музыкальный руководитель занимается отдельно с каждой возрастной подгруппой. Одновременно воспитатель проводит занятие по изобразительной деятельности, а помощник воспита­теля - игры спокойного характера. При такой организации за­нятия выполняются все программные требования, рекомендуемые для детей.

Особенно сложно организовать процесс музыкальных занятий в сельских и встроенных в жилые дома городских малокомплект­ных дошкольных учреждениях.

Если на занятиях по математике, изодеятельности педагог име­ет возможность работать с подгруппами детей, предоставляя им право самостоятельно выполнять задания или поиграть в игровом уголке, то само звучание музыки не располагает к этому. Дети не­избежно прислушиваются к звучанию музыкальных произведений, пению, радостному оживлению во время игр, поскольку в двухгрупповых детских садах нет зала, инструмент обычно находится в груп­повой комнате. Следовательно, возможен лишь вариант объедине­ния детей в ходе занятия и, в некоторых случаях, более ранний уход (для одевания на прогулку) детей младшего и среднего дошколь­ного возраста. Однако это нежелательно, так как одетые дети ожи­дают несколько минут воспитателя и старших детей. А если с ними выходит в раздевальную комнату воспитатель, то он пропускает часть занятия с детьми старшего возраста, не видит, как идет про­цесс усвоения навыков, с кем надо поработать в свободное время, какую музыку включить в другие занятия, в программу вечеров развлечений, творческие игры. В группах малокомплектных ДОУ обычно объединяются дети младшего и средне-старшего возраста, которых обучают одновременно. Однако существуют дошкольные учреждения, особенно в сельской местности, где в одной группе находятся дети всех возрастных подгрупп. В таком коллективе осо­бенно важно предусмотреть связь между всеми видами детской музыкальной деятельности, учитывать умственную, физическую и эмоциональную нагрузку детей, соответствие материала и про­граммных требований их возрастным возможностям.

Понятно, что в разновозрастных группах всегда в лучшем поло­жении находятся дети промежуточного возраста, например, дети 5 лет при объединении детей 4-5-6-летнего возраста. Для млад­ших детей материал иногда сложен, для старших - слишком прост. Следует ориентироваться на программу пятилетних и в то же вре­мя восполнять недостающее звено в работе с шестилетками. Этому способствуют самостоятельные, выявляющие интересы детей фор­мы музыкальной деятельности, различные по содержанию вечера развлечений, обогащающие эмоциональную сферу ребенка, позво­ляющие включить в работу дополнительный музыкальный мате­риал или тот, который невозможно (по степени трудности) было включить в работу объединенной группы. Действительно, как орга­низовать занятие, когда в группе находятся 10 детей 5 лет, 12 -4 лет и только три ребенка 6 лет? Вероятнее всего, эти трое будут отвечать на более сложные вопросы при анализе произведений, иногда исполнять песни своего репертуара, которые будут слушать их младшие товарищи, показывать движения, исполнять индиви­дуальные роли в сюжетных играх. Однако более сложный реперту­ар группы шестилеток им придется усваивать в процессе индиви­дуальных занятий. Время общего занятия для этих детей немного сокращается.

Занимаясь с младшими товарищами, эти дети не должны ощу­щать превосходство над ними или скуку. Разница в знаниях, уме­ниях и навыках при правильном педагогическом руководстве не является препятствием для совместной деятельности, а наоборот, дает возможность старшим помочь малышам, быть внимательны­ми, заботливыми, чуткими, великодушными. Благодаря контактам со старшими детьми у младших расширяются познания в области анализа музыкальных произведений. Они быстрее усваивают му­зыкальную терминологию, оперируют ею и, следовательно, усваивают навыки словесного общения. Старшие же дети, учитывая воз­раст младших, придают своим действиям воспитательную направ­ленность, делятся опытом, а через него и отношением к миру музыки.

Практика показала, что хотя выполнение программных требо­ваний в разновозрастном коллективе и сопровождается некоторы­ми сложностями в силу разного психического развития детей, методических приемов воздействия на них, режима, все же совмес­тное обучение старших и младших дает положительные результа­ты, особенно при проведении тематических занятий, музыкаль­но-дидактических игр, занятий, включающих творческие задания, дидактические упражнения с пособиями, иллюстративным матери­алом. В качестве примера рассмотрим поквартальное содержание работы в группе детей 4-5-6-летнего возраста.

Первый квартал. Необходимо выявить возможности детей 4 лет, строить их взаимодействия с более старшими товарищами так, чтобы дети не были скованными, не стеснялись из-за отсут­ствия тех или иных навыков, принимали помощь старших, но не становились бы иждивенцами, стремились посильно проявить себя в любом виде деятельности. Заинтересованность в музыкальной де­ятельности помогает собранности и сосредоточенности детей. Поэтому лучше в начале учебного года планировать тематические занятия, наполненные творческим содержанием (образные упраж­нения, инсценирование песен, сюжетные игры с пением). Большое внимание уделяется индивидуальной работе с детьми на занятиях и в быту, а также повторению материала, ранее разученного детьми старших подгрупп. В процессе первоначального ознакомления с музыкальными произведениями следует обращаться с вопросами ко всем детям, но от шестилеток требовать полного ответа, пяти­леткам при затруднениях задавать наводящие вопросы, а за че­тырехлеток порой отвечать педагогу, но так, чтобы ребенок почув­ствовал симпатию к взрослому, утверждался в своих знаниях: «Вова подумал, что... Как внимательно Таня слушала музыку, она, конечно, знает, что это пляска» и т. д.

В соответствии с содержанием и задачами деятельности педагог отбирает программный и дополнительный музыкальный матери­ал, учитывая при этом осеннюю тематику.

Второй квартал. Педагог уже знает возможности четырехле­ток, проверил навыки детей, в курсе взаимоотношений в коллек­тиве. Он совершенствует умения каждой возрастной подгруппы на программном материале, индивидуально работает со старшими песни для сольного исполнения или пения небольшими подгруп­пами. С детьми всех подгрупп готовит сюрпризные моменты для новогоднего праздника. Воспитывает выдержку, самостоятель­ность, умение выслушивать товарищей, помочь им в освоении тех или иных навыков.

Третий квартал. В процессе занятий проверяются и закрепля­ются результаты обучения. Дети приобрели опыт в пении, движе­ниях. У них появился интерес к совместной деятельности. Индиви­дуальные занятия помогают подготовить различный по степени трудности материал для выступлений во время праздников. В этом квартале проводятся все виды занятий: типовые, тематические, творческие, комплексные. На занятиях по слушанию музыки, ко­торые трудны для младших детей в силу своей статичности, следу­ет давать увлекательные музыкальные сказки («Теремок», «Реп­ка», «Волк и семеро козлят», «Гуси-лебеди» и др.) или два-три произведения композиторов, хорошо известных детям всех под­групп. В этом квартале во всех видах деятельности, а в основном в области музыкально-ритмических движений, детям даются раз­личные творческие задания, предполагающие проявления самосто­ятельности и активности. Причем дети 6 лет должны исполнять эмоционально-выразительно. В мае следует проверить уровень му­зыкального развития детей - каждой подгруппы и каждого ребен­ка в отдельности.

Четвертый квартал. Это - оздоровительный период. Матери­ал, пройденный за три предыдущих квартала, повторяется и совер­шенствуется. По возможности занятия проводятся на свежем воз­духе с использованием пения, хороводных игр и плясок, различных упражнений с физкультурными элементами. Большое место от­водится инсценированию песен под пение педагога. Для слуша­ния музыки и выполнения движений используется грамзапись, по возможности аккордеон или баян. Проводятся дидактические игры. Музыка звучит на физкультурных занятиях, прогулках, ве­черах досуга. В этот период занятия на воздухе можно проводить по возрастным подгруппам. С шестилетками занимается педагог, а с детьми пяти- и четырехлетнего возраста - двое наиболее актив­ных и способных детей. Они по предварительному согласованию с педагогом проводят хорошо известные хороводные игры, пляски, дидактические игры, поют песни возрастного репертуара.

В большинстве детских садов в сельской местности нет музы­кальных руководителей, и занятия ведет воспитатель. В этом слу­чае используется в основном вокальный репертуар, грамзапись, движение младших детей под пение старших, игра на ударных инструментах, пение с голосом взрослого. По возможности, на му­зыкальные вечера развлечений, праздники приглашается аккорде­онист или баянист. С ним предварительно необходимо разучить детский репертуар и обговорить особенности исполнения музыки, рассчитанной на восприятие ребенка.



Рассказать друзьям