Чему учит сказка старые пословицы. Чему учат пословицы и поговорки? Показ за "ширмой" с "перчаточными" куклами

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Краткий, журнальный вариант книжки А.А. Крячко "Русская сказка в домашнем театре", вышедшей в свет в 2004 году.

В течение ряда лет в московском уентре поддержки семьи "Рождество" создавалась программа занятий с детьми и родителями, основанная на воспитательных возможностях традиционной культуры. С к а з к а м в народной педагогике всегда отводилась особая роль.
Статья "Воспитание сказкой" посвящена ответам на вопросы, наиболее часто возникающие у родителей-слушателей педагогических курсов "Семейная педагогика", "Ключи к русской сказке" и др.:

"Как выбрать сказку для самых маленьких?"

Малыши начинают интересоваться сказкой к двум годам . В традиционной культуре этому предшествовал период младенчества, когда к ребенку обращались сначала - с колыбельными, потом - с пестушками, затем - с прибаутками. Прибаутки, по сути, являются тем мостиком, по которому проходит малыш к с к а з к е.

Не правда ли, чем-то похоже на маленькую сказочку?.. Прибаутки, подобно сказкам, мелодичны, ритмичны, образны, познавательны…
Эти признаки помогут нам и в с б о р н и к а х с к а з о к найти сюжеты, адресованные самым маленьким слушателям.

Одним из характерных приемов, с помощью которого часто выстраивается действие в сказке, является к у м у л я ц и я - цепочка повторов. Этот прием хорошо известен нам по таким сказкам, как "Репка", "Теремок" и др. Подобная организация речи "сказителя", помогает маленькому ребенку прочнее освоиться в сказочном повествовании.

Психологи отмечают, что для лучшего п о н и м а н и я малышам необходимо опираться не только на словесное описание, но и на изображение. Зрительный образ служит основной опорой для прослеживания событий.

Такими о п о р а м и могут быть, как хорошо иллюстрированные детские книжки, так
и д е й с т в и е, р а з ы г р а н н о е родителями по сказке с помощью к у к о л. Важно помнить о том, что своим обликом рисованные или кукольные персонажи, люди и звери, должны быть не карикатурны, а подобны своим реальным сородичам - разумеется, за исключением размера.

Если для детей младшего и среднего возраста важен принцип наглядности для лучшего восприятия сказки, то для старших особенно значимо развитие внимания к слову, способности понимать и переживать словесное действие.

"Какие сказки нужны дошкольникам?"

При чтении и разыгрывании сказок с детьми 3х-4х лет особым успехом пользуются сюжеты, в которых идет речь о взаимовыручке, восстановлении справедливости (как, например, в сказках "Зайкина избушка" , "Кот и петушок"), торжестве правды над обманом ("Лисичка со скалочкой", "Коза и семеро козлят" и пр.),об опасности зазнайства и стремления к "легкому хлебу" ("Заяц-хваста", "Легкий хлеб", "Круть и Верть")…

Сопереживание испытаниям, выпавшим на долю героя (или героини), особенно важно для старших детей . Принципиальное значение здесь имеет то, к а к о в этот герой. Мы свидетели тому, как человеки-пауки, роботы-монстры, живущие в канализации (!) черепашки-ниндзя, триумфально удовлетворяют сегодня потребность детей в героическом.

Герои же волшебных сказок наделены, как правило, целым рядом бесценных добродетелей. Отождествляя себя с ними, ребенок незаметно входит в систему нравственных ценностей, рожденных духовной традицией своего народа.

В отличие от "героев" массовой культуры, м е с т ь, скажем, не является тем импульсом, что ведет на подвиги героев русских сказок. Например, для того, чтобы уговорить, наконец, Никиту Кожемяку сразиться со Змеем, царю приходится прибегнуть к особой "хитрости": он приводит под окно кожемяки двести детей, которых Змей осиротил. Глядя на их слёзы, Никита "и сам прослезился". Сказка учит тому, что не жажда мести, но способность к
с о с т р а д а н и ю может дать человеку такую силу, которая способна сделать его настоящим героем и привести к победе в неравном бою. Ну а, победив Змея, "сделавши святое дело", Никита за то никакой награды не взял, снова кожи мять отправился.

Волшебные сказки и героический эпос (былины) могут ответить на естественную, зарождающуюся в душе ребенка, жажду подвига. А если, вдобавок, в вашей детской найдется место для "богатырского облачения" и кукольных персонажей к былинам, то с их помощью ребенок сможет самостоятельно придумывать сюжеты к своим играм. Подобные сюжетно-ролевые игры - прекрасная и увлекательная альтернатива натиску монстров-трансформеров.

"Как разобраться в том, чему учит конкретная сказка?"

С детства нам хорошо памятны пушкинские слова о том, что сказка - ложь, да в ней - намёк, добрым молодцам урок. Да вот незадача - немногие взрослые могут похвастаться сегодня ясным пониманием того, на что намекает та или иная сказка. Как не ошибиться?

О том, что, прочитав сказку, мы восприняли ее "намеки" правильно, может свидетельствовать факт наличия аналогичных им тем в других жанрах русского фольклора. Значимые темы не остаются в пределах мира сказки. Мы обязательно найдем их отголоски в песнях, пестушках, прибаутках и, конечно же, в пословицах и поговорках.

Попробуйте, прочитав сказку и поразмышляв над ней, выразить и т о г такого размышления русской пословицей. Для этого обратимся к любому сборнику, в котором пословицы подобраны по тематическим разделам. Русские пословицы помогут нам яснее "высветить" намеки народной мудрости, скрытые в сказке, по-новому взглянуть на нее. Итак, попробуем вместе:

"Колобок" "Чем хвалимся, на том и провалимся"
"На языке медок, да на сердце - ледок"
"Теремок" "Не бравши топор, жилья не срубишь"
"Легко взято, легко и потеряно"
"Репка" "Из многих малых одно большое выходит"
"Капля по капле и камень долбит"
"Лиса и журавль" "Как аукнется, так и откликнется"
"Каков привет, таков и ответ"
"Курочка, мышка и тетерев" "Хочешь есть калачи - не лежи на печи"
"Лисичка со скалочкой" "Тому худа не отбыть, кто привык неправдою жить"
"Лёгкий хлеб" "Хлеб горбом достают"
"Без труда не выловить и рыбки из пруда"
"Крошечка-Хаврошечка" "Кто правдой живёт, тот добро наживёт"
"Кто добро творит, того Бог благословит"
"Царевна Несмеяна" "Не всё то золото, что блестит"
"Телу - простор, душе - теснота"
"Морозко" "Работай - сыт будешь, молись - спасешься, терпи - взмилуются"
"Без смиренья нет спасенья"
"Маша и медведь" "Горе горюй, да руками воюй"
"Зимовье зверей" "Согласного стада волк не берет"
"Заюшкина избушка" "На чужой каравай рот не разевай" пораньше вставай, да свой затевай",
"И на силу найдётся пересилок"

Попробуйте теперь самостоятельно продолжить этот список…

Будем помнить о том, что предварительные размышления взрослого над текстом сказки помогут впоследствии верно расставить смысловые акценты в речи "сказителя". Тогда слово сказки действительно станет благодатным и понесет слушателю уроки народной мудрости.

"Все ли сказки хороши? "

С к а з к а с к а з к е - р о з н ь …

До чего удивительно составлены, порой, сборники сказок! Так и кажется, что адресовывали их составители не ребенку, а опытному взрослому-путешественнику по сказочному миру, в котором не всегда все безупречно.

Рядом с одной из самых глубоких и мудрых сказок о силе материнской любви - которая долготерпит и милосердствует, не ищет своего и все переносит, которая никогда не кончается (сказка "Безручка") - соседствуют "Семь Симеонов",откуда мы узнаем, что самым полезным человеком в государстве может оказаться в о р - ему и милости царские в благодарность за пригодившееся "ремесло". Понятно недоумение вдумчивого читателя, ищущего в сказке заповеди нравственного закона.

Наличие в ряде русских сказок мотивов любования плутовством и даже кощунством не удивительно. Ведь сказка - явление культуры, в которой сплетено бывает высокое и низкое, образцовое и безобразное, нравственное и безнравственное. Взрослому человеку свойственно, сталкиваясь с теми или иными проявлениями, принимать их или отвергать - в соответствии с теми ценностями, которые были заложены в детстве, с жизненной позицией. В отношении же ребенка, у которого система ценностей только формируется, родителям необходим о с м ы с л е н н ы й и и з б и р а т е л ь н ы й п о д х о д к выбору занятий, игрушек и чтения, которые предлагаются малышу.

Размышляя над загадками русской сказки, один из ее исследователей, князь Евгений Николаевич Трубецкой, выделял т р и у р о в н я ж и з н е ч у в с т в и я, отраженные в сказке - как бы три ее этажа: нижний, средний и высший.

Героям "нижнего этажа сказки" свойственны вульгарные жизненные идеалы. Самым элементарным их проявлением Е. Н. Трубецкой называет мечту о "легком хлебе" - стремлении жирно есть, сладко пить и мягко спать. Воровство и плутовство здесь представляется одним из простых способов обретения искомого жизненного идеала. Современно, не правда ли?..

Героям же "среднего" и "высшего этажа" сказки свойственна особое вдохновение, внежитейская мудрость. Приземистый идеал житейского благополучия не для них.

Их влечет "иное царство", таинственный предел, где встречается обыденное и чудесное, где обитает Краса Ненаглядная, по которой извечно томится душа человеческая. Здесь, на этих "этажах", и обитает "подлинная душа сказки". (Е.Н.Трубецкой Три очерка о русской иконе. "Иное царство" и его искатели в русской сказке. - М.: Лепта 2000.)

Итак, при выборе сказок для домашнего чтения, будем остерегаться таких сюжетов, в которых запечатлелась р о м а н т и з а ц и я воровства, хитрости, продажности (например, при сделках с чертом или колдуном) и прочих способов добычи "легкого хлеба" , а также тех сказок, в которых звучит к о щ у н с т в е н н ы й с м е х н а д п о р я д о ч н о с т ь ю,
п р о с т о д у ш и е м и с в я т ы н е й.

Смех т а к о г о р о д а можно встретить в тех сказках, где торжествуют ловкачи - обманщики (хи-хи! Битый небитого везет!), а также в целом ряде сюжетов, где действуют черти и дьяволята, где мы встречаемся с священнослужителями и церковною службой.

Как при выборе сказки для чтения детям не попасться "на удочку" захватывающего сюжета и не оказаться заодно с героями подобного толка? Для этого нужно, поразмыслив над сказкой, понять для себя: на чьей стороне "сказитель"- тот, с чьих слов сложена сказка? Кому он сочувствует? над кем посмеивается? Совпадает ли его жизненная позиция с нашей?

Многие народные сказки предупреждают об опасности стремления к лёгкому хлебу, обогащению любым путём, духовной неразборчивости, неправедному сговору. Так, с молчаливого согласия одного горшечника (сказка "Горшечник"), наладил в его мастерской производство сам нечистый с чертенятами. И выгодное дело оказалось: всего за три ночи сорок тысяч новеньких горшочков готовыми стояли. И продал их горшечник весьма прибыльно - полный мешок денег домой привез. Да только после того жизнь его вся наперекосяк пошла: горшки люди покупать перестали ("Знаем мы твои горшки, старый хрен! С виду казисты, а нальешь воды - сейчас и развалятся!"), а сам горшечник стал "по кабакам валяться".

"Объяснять ли детям сказку?"

… Возникает естественный вопрос: нужно ли объяснять ребенку сказку, её "уроки", анализировать содержание? Попробуем разобраться.

От соприкосновения со сказкой у ребенка рождается с о б с т в е н н о е впечатление. Чем младше ребенок, тем сильнее оно отличается от видения взрослого. Логически мыслить ребенок еще не умеет, а сказка не учит его напрямую. Сказочные образы, стиль, язык сообщают малышу жизненно важную информацию исподволь. Лучший способ разрушить её усвоение - пуститься в бесконечные взрослые объяснения и разъяснения.

Марина Цветаева, вспоминая свои ранние детские впечатления от прочитанных стихов, пишет: "Когда мать не спрашивала - я отлично понимала, то есть понимать и не думала, а просто видела. Но, к счастью, мать не всегда спрашивала, и некоторые стихи остались понятыми."

Датский психолог и психиатр Б. Бетельхейм отмечает парадоксальную вещь: реалистические рассказы информируют ребенка, но не обогащают его так, как сказка; чем больше в них причинно-следственных объяснений, тем более не понятны, психологически не правдоподобны они для малыша.

Конечно, "понимание" ребенка сильно отлично от взрослого. Но его впечатления ярче и образнее видения взрослых. Лишь со временем происходит осмысленное постижение глубины сказочного повествования. Попытки совместного с ребенком его анализа - дело школьного возраста. До того опытные бабушки могли вспоминать сказочные коллизии что называется "к слову" : куда это ты, точно колобок, покатился? смотри, как бы не нашлась на тебя "лиса"… и т.п.

О т в е ч а т ь же нужно на те вопросы, которые по ходу "сказывания" сказки ребенок задаст вам сам.

Добрый разум наживают не разом…

"Нужна ли сказке присказка?"

Сказке, как известно, предшествует п р и с к а з к а. П р и с к а з к а наводит мостик от нашего мира к миру сказочному. Она подготавливает сознание слушателя к путешествию в ирреальное, в котором, тем не менее, многое оказывается нам знакомо по собственному опыту. Мы чудесным образом переносимся в неведомое тридесятое царство, которое сказочно далеко и сказочно близко - здесь, где мы живем.

Вот как писал о п р и с к а з к е русский философ Иван Ильин: "Задача п р и с к а з к и состоит в том, чтобы подготовить душу слушателя, вызвать в ней верную сказочную установку. Присказка должна спутать обыденный смысл, задуть свечку трезвого, прозаического сознания и раскрыть душевный слух для сказки, для ее художественно - прикровенного, символически-мифического смысла. Она вызывает слушателя из его обыденного мышления, сбивает его с панталыку и опрокидывает его в бессмыслицу или путаницу, в замешательство и недоумение; а уж оттуда только ему забрезжит свет и смысл настоящей сказки."

Вот п р и с к а з к а для самых маленьких слушателей:

Для тех, кто постарше, могут прозвучать и другие:

Попробуйте и вы сочинить присказку к любимой ребёнком сказке - или предложите ему пофантазировать вместе. А затем, пожалуй, попробовать пригласить гостей - на чаепитие и сказку, разыгранную с куклами…

Итак, пришла, наконец, пора заметить, что к прочим достоинствам с к а з к и, о которых шла речь в предыдущих статьях, добавляется и то, что она открывает перед слушателем поэтику родной речи.

Современным родителям, привыкшим к оборотам бытового и газетного языка бывает, порой, трудно сохранить благозвучие русской речи при "сказывании" сказки ребёнку. Избежать этого поможет небольшая предварительная работа с текстом сказки.

Вооружимся карандашом и выделим хотя бы некоторые особенности сказочной речи прямо в тексте для того, чтобы, обратив на них внимание, затем не потерять при пересказе.

Так, обнаружим мы в сказке и подчеркнём:

  • з а ч и н
    ("В некотором царстве, в некотором государстве…" и т.п.)
    Неопределенность места и времени, с одной стороны, рождает у слушателя ощущение ирреальности повествования, а с другой - позволяет представить себя его участником…
  • рифмованные формулы-характеристики п е р с о н а ж е й ("мышка- норушка" и пр.) ,
    в р е м е н и ("долго ли, коротко" и пр.) , о с о б е н н о с т е й м е с т а и
    о б с т о я т е л ь с т в д е й с т в и я ("леса дремучие, звери рыскучие", "выше леса стоячего, ниже облака ходячего" и пр.) ;
  • э п и т е т ы
    ("палаты белокаменные", "уста сахарные" и пр.);
  • к у м у л я т и в н ы е п р и е м ы
    (повторы структурных частей),
  • к о н ц о в к у
    ("…стали жить-поживать, да добра наживать", "…и устроили они пир на весь мир, и я там был, мед, пиво пил…")
  • Посмотрим, какие пометочки мог бы оставить наш карандаш в тексте сказки на примере небольших отрывков:

    Будем помнить, что сказка - жанр устного народного творчества. Она не читалась по книжке, её подлинная жизнь обреталась именно в слове, в речи опытного сказителя. Сегодня же, в силу известных обстоятельств современной жизни, лучше р о д и т е л е й никто не сможет утолить извечное стремление детской души к мистической глубине и духовной возвышенности сказочного повествования.

    Родительское слово на ветер не молвится…

    "Как сделать кукол к сказкам?"

    Куклы - сшитые, тряпичные особенно хороши тем, что, после показа сказки детям, могут занять место среди их игрушек. Сказочные коллизии, герои и антигерои будут продолжать жить в сюжетно-ролевых играх, самостоятельно придумываемых ребёнком.

    Для кукольного спектакля по сказке могут подойти, конечно, и обычные, и традиционные деревянные, глиняные и даже вылепленные из пластилина игрушки. Однако, в отличие от
    с ш и т ы х к у к о л, в детской такие игрушки будут нести лишь декоративную функцию.

    Тряпичная кукла - одна из наиболее распространенных и любимых детьми игрушек. Технологическая особенность куклы для показа сказки - ее устоичивость на поверхности стола. Высота куклы - чуть больше длины ладони. Простеиший вариант такой куклы может быть выполнен следующим образом:

    Туловище.
    Используем светлую однотонную х/б ткань (можно трикотаж от старенькой детской маечки). Кроим и сшиваем, плотно набив шерстью или толстым, пушистым синтепоном, туловище - в виде конуса. Дно круглое, его можно закрыть кружком из плотной ткани. Проверяем конусообразное "тулово" на устойчивость.
    Ручки.
    Вариант а) скатываем 2 полосочки ткани, выкроенные по длине рук, до нужного нам объема рукавов, один край пришиваем к туловищу, другой перевязываем, чуть отступив, крепкой нитью - "ладошка";

    Вариант б) кроим 2 прямоугольника, длина которых соответствует длине ручки, сшиваем каждый в тонкий цилиндр, набиваем ватой, пришиваем к туловищу, перевязываем нижние края ("ладошки").
    Головка.
    Вариант а) перетягиваем верхнюю часть конуса крепкой нитью, отступив от его конца 1/5 часть ("головка");

    Вариант б) скатываем из ваты очень плотный шарик нужного объема, вкладываем его в кусочек старой трикотажной маечки, обтягиваем, заматываем внизу нитью ("шейка"), плотно пришиваем получившуюся головку к верхней части конуса, лишнее обрезаем.
    Волосы и головной убор.
    На головку пришиваем ряд цветных шерстяных нитей (по линии пробора), формируем прическу: косу или 2 косы, пучок, делаем стрижку (если предполагается "мужская" кукла). Повязываем платок или ленту из тесьмы. Можно расшить головной убор по краю бисером, шелковыми лентами, галунами.
    Наряд.
    С большим старанием наряжаем куклу: неплотно оборачиваем цветным ситцем "тулово", фиксируем на бретелях ("сарафан"), поверх - расшитый тесьмой фартук (запон), по краю сарафана можно пустить тесьму или оборку. Дальше - работа фантазии. Если кукла - мужской персонаж, то делаем длинную "рубаху", подвязываем ее "поясом" - отрезком тесьмы.
    Лицо.
    Традиционные тряпичные куклы очень выразительны, несмотря на то, что у них не прорисованы черты лица. Можно научиться слегка намечать стежками глазки или прошить крест по линии глаз и носа. Но делать это нужно с большим вниманием и старанием. Чуть переусердствуешь - и кукла теряет свое очарование.

    Сказка с тряпичными куклами может стать, как украшением семейного праздника, так и ежедневной историей пред сном. Понятно, что сказка к празднику - чуть более трудоемка, чем ежедневная: и куклы для нее понадобятся новые, и детали интерьера повыразительнее. Вечернюю же сказку можно рассказывать хоть неделю подряд - полюбившуюся историю малыши просят повторять вновь и вновь; для нее и "декорации" могут не потребоваться - достаточно пары кукол и самых необходимых по действию деталей. В сказке, рассказываемой или показываемой перед сном нежелательны страшные персонажи вроде Бабы Яги или Кащея, повествование должно быть напевным и понятным ребенку.

    "Каким может быть домашний кукольный спектакль по сказке?"

    Теперь, когда куклы к избранной сказке подобраны или специально сшиты, настала пора определиться с тем, каким будет наш "домашний театр" . Поделимся с читателями наиболее простыми видами показа сказки…

    Показ на "столике сказки" с помощью шитых, либо деревянных, либо глиняных кукол, изготовленных самостоятельно или специально подобранных.

    Возьмем небольшой журнальный или обычный столик. Установим его так, чтобы за ним могли поместиться 1 -2 человека, управляющих куклами, а напротив осталось место для зрителей. Накроем столик тканью, цвет которой соответствует предполагаемому календарному времени действия сказки (белое полотно или синтепон - для зимы, зеленое - для лета и т.п.)

    Выстроим на столике необходимый к сказке интеръер - своеобразные простейшие декорации, в которых разыгрывается кукольная сказка. Такие "декорации" легко могут быть сделаны при помощи комбинирования подручных средств:

  • разных по цвету тканей, покрывающих столик сказки;
  • "рельефа": создания возвышений, углублений, ровной поверхности с помощью предметов, подкладываемых под ткани на столике;
  • природных материалов: веток деревьев, укрепленных пластилином на подставочках или в слое мха, небольших коряжек, деревянных брусочков;
  • специально изготовленных необходимых по действию деталей: "избушка", "дворец", предметы быта и хозяйства (колодец, печь, стол и стулья, колыбель, горшочки и пр.)
  • Изготовление данных предметов интерьера не требует особого мастерства. Все детали воспроизводятся с большой долей условности.
    Например: дома и дворцы - некрашеные картонные коробочки без одной стороны, в которых прорезаны окошки с занавесочками, условной крышей служит наброшенная сверху материя (белая - для "зимнего" интерьера), внутри постелен маленъкий "коврик"; обычные детские деревянные кубики или круглые спилы разного диаметра и высоты внутри такого "домика" обозначают стол и стулья, кроватью или лавкой могут быть покрытые ситцевым лоскутом деревянные брусочки или картонная коробочка из-под рафинада, 1-2 маленьких глиняных или пластилиновых горшочка "служат" посудой и т.д. и т.п.

    Не забудем и о выразительности, которую добавляют действию умелое использование источников света: свеча на подставке может быть и "костром", и огнем в печи, и лампадкой, и особым знаком, предворяющим, например, появление особо значимых, чудесных персонажей - с той же целъю можно исполъзоватъ луч диапроектора...

    Интерьер на "столике сказки" подготавливается заранее, до начала "спектакля" накрывается легкой тканью, которая скроет приготовленное от преждевременного любопытства детей.

    "Сказителю" остаётся занять место за "столиком сказки" и перемещать кукольных персонажей в выстроенном интерьере в зависимости от происходящих событий.

    Такой вид показа сказки - один из наиболее простых по техническому решению и удобных для показа и восприятия дошкольниками.

    Показ за "ширмой" с "перчаточными" куклами.

    Ш и р м о й для кукольного спектакля служит растянутая в дверном проеме ситцевая ткань с пестрым рисунком. Для маленьких слушателей важна высота ширмы: лучше, если она не будет полностью скрывать рассказчиков, но давать им возможность общения со зрителем ("поясная ширма"). "П е р ч а т о ч н ы м и к у к л а м и" управляют из-за ширмы 2-3 человека.

    Простейшие "перчаточные" куклы могут быть изготовлены на основе о б ы ч н о й
    п е р ч а т к и, в которой плотно набита верхняя часть указательного пальца - головка куклы, а большой палец и соединенные воедино средний, указательный и мизинец образуют ручки куклы. Для этой цели лучше будет пустить в дело мужские перчатки больших размеров.

    Сказки, разыгрываемые таким образом, обычно веселые, сатирические по характеру.

    Показ в "окошке сказочного домика"

    Тут вновь нам понадобится ширма. Однако на этот раз над полотном материи для нее придется чуть потрудиться.

    Ткань лучше выбрать однотонную и плотную - лучше всего лен или холстину. На крайний случай сгодится и обычная простыня - только ее нужно накрахмалить. А вот по размеру будем ориентироваться на простынку-полуторку.

    Подберем по ширине полотна две реечки. Чуть отогнем и прошьем края ткани (так же по ширине). Вставим реечки внутрь с противоположных краев. С одной из сторон приделаем две петли из прочной тесьмы. Теперь за эти петли ширму можно будет подвесить - например, продев в них и закрепив между шкафчиками, обычную палку от швабры.

    Теперь осталось "прорубить" в полотне окошко к зрителям. Вырежем п р я м о у г о л ь н и к примерно на уровни груди взрослого человека. Ширина окошка должна позволить показывать сказку за ширмой двум кукловодам, а высота достаточна для того, чтобы им показаться зрителю.

    По периметру "окошка" со стороны предполагаемого зрителя нашьем "наличники" из кружева или ленты шитья. Все, теперь в таком "сказочном домике" можно показывать любую историю.

    П р е и м у щ е с т в о показа сказки в окошке такого домика состоит в том, что в нем удобно управлять практически любыми персонажами: и т р я п и ч н ы м и, и о б ы ч н ы м и куклами (держа их в руках), и п е р ч а т о н ы м и, и м а р и о н е т к а м и, и даже
    р и с о в а н н ы м и, вырезанными из картона (удерживая их на длинной палочке).

    Для того, чтобы сказка сверкала сегодня во всей своей красоте в домашнем чтении и театре, служила благодатным источником сюжетов для ролевых игр детей более, нежели диснеевские и прочие мультяшки, необходимо, очевидно, искать "доступ" к народной сказке. Ведь
    п о н и м а н и е то г о, н а ч т о н а м е к а е т с к а з к а, лежит в основе умения правильно донести ее смысл до слушателей в процессе рассказа или показа с куклами.

    Родителей, заинтересовавшихся педагогикой русской сказки и возможностями домашнего театра мы приглашаем на семинар "Ключи к русской сказке" в Центр поддержки семьи "Рождество", а также адресуем к книжке автора и ведущего этого семинара А. Крячко "Русская сказка в домашнем театре" - в ней читатель найдёт и тексты избранных русских сказок в авторском переложении для чтения с детьми и показа в домашнем театре, и подробные рекомендации по предварительной работе с текстом сказки, ее "смысловому прочтению", и описание различных видов показа сказки с куклами.

    Анастасия Алексеевна Крячко
    - руководитель педагогического направления центра поддержки семьи "Рождество", методист, автор курсов

    Издавна пословицы о сказках украшали жизнь русского народа. Они служили неким напоминанием о том, что мир грез необходим как детям, так и взрослым. Ведь помимо красивого содержания, выдуманные истории зачастую несли в себе и глубокую истину, способную открыть глаза на многие вещи. Ведь не зря же наши предки не уставали повторять одно и то же: «Сказка ложь, да вней намек, добрым молодцам в урок!»

    Мир, созданный для детей

    Сказка - это прежде всего красивая история, выдуманная для того, чтобы порадовать ребенка. Ведь детское сознание требует волшебства, а иначе ему становится слишком скучно. Это вполне нормально, и пословицы о сказках постоянно нам об этом напоминают.

    Вот несколько ярких примеров устного народного творчества, доказывающих вышесказанное:

    • Для детей сказки слаще сахарной баранки.
    • Хороша сказка, особенно для ребенка.
    • Только в сказке увидишь свинку с золотой бочинкой.
    • За красивой былью и дети спать ложатся рано.
    • Ребятишкам только и надо, что печь толочь да прибаутки слушать

    Что главное в истории?

    Также пословицы о сказках всегда несли в себе одно очень важное напоминание. Они не давали забыть о том, что в любой истории на первом месте должен стоять смысл, а не красота повествования. Ведь именно он помогает детям учиться и делать правильные выводы.

    К сожалению, сегодня этот посыл часто игнорируют, и современные книги для детей не всегда отображают давние идеи о добре и зле. Именно поэтому так важно вспоминать советы наших предков и воплощать их в жизнь. Итак, вот несколько удачных примеров пословиц о значении морали в детских произведениях:

    • Сказки красны не буквами, а тем, что они обозначают.
    • Не складна история письмом, а складна выдумкой.
    • Не всякая вода для питья годится, не всякую сказку слушать стоит.
    • Кушай кашку, но и слушай сказку, да на ус мотай то, что ум поймал.
    • Не дочитав сказку, не бросай указку.
    • Мудрость - не правда, в сказке прижиться сможет.

    Небольшая инструкция для сказочника

    Читая некоторые пословицы о сказках, невольно понимаешь, что они адресованы не тем, кто слушает эти удивительные истории, а тем, кто их слагает. Проще говоря, они являются неким подобием инструкции, способной помочь сказочникам. Ведь это дело только на первый взгляд простое, но стоит приступить к практике, как слова и предложения начинают ускользать...

    К тому же, как упоминалось выше, эти мудрые изречения неустанно напоминают о том, что в таких историях важней всего то, что они смогут донести до слушателей. И вот несколько пословиц тому в подтверждение:

    • Если сказка сладка, то и послушать ее всякий тянется.
    • Мал был - сказки слушал, вырос - сам слагать начал, вот только не слушают.
    • Всякая небылица в детской сказке хороша.
    • Сказка - это золото, что блестит в глазах ребят.
    • Без понукалки даже хороший сказочник заснуть может.
    • Сказка сначала начинается, до конца читается, а в средине не перерывается.

    Великое разнообразие русских пословиц и поговорок

    Помимо всего прочего, есть пословицы о сказках, которые трудно определить в какую-либо категорию. Более того, таких произведений устного народного творчества существует великое множество, и от этого порой захватывает дух.

    Так, некоторые из них напоминают нам о старых сказках, как, например, пословица о белом теленке. Иные, наоборот, подталкивают людей придумывать все новые и новые рассказы. А третьи и вовсе не несут особой смысловой нагрузки. Также встречались пословицы и поговорки в сказках, точнее, их туда специально вставляли, дабы подарить им новую жизнь.

    Для примера возьмем самые известные пословицы, которые довольно сложно отнести к отдельной категории:

    • Жил-был царь, у него был отменный псарь, но не было пса - вот и история вся.
    • На сказках, что на салазках.
    • Пришел сказке конец, а мне дайте бубликов венец.
    • Рассказал бы еще байку, да вот дома ее забыл.
    • В рассказе есть все, да вот в руках после него пусто.
    • Было время, и мы сказки рассказывали.
    • Либо работу делай, либо сказку слушай.

    Детство каждого из нас непрерывно связано с добрыми сказками. Они формировали нашу картину мира, из них мы впервые узнали о добре и зле, о преданности и коварстве, о дружбе и предательстве.

    Придя к нам из глубины веков, сказки передавались из поколения в поколение. Большинство сказочных героев пришли к нам практически без изменений, некоторые с годами прошли литературную обработку.

    Традиционно сказки делят на:

    • Волшебные.
    • Сказки о животных.
    • Бытовые.

    Хотя четкой границы между ними нет. В волшебных часто главные герои животные, социально-бытовые содержат элементы волшебства. В каждой истории есть свой скрытый смысл, который нужно увидеть, тогда чтение сказки будет интересным и полезным занятием.

    Чему учат сказки «Теплый хлеб», «Золушка», «Сказка о царе Салтане»

    Сказки учат нас любви, добру и взаимовыручке, понятия формируют нравственный мир человека. В сказке «Теплый хлеб», мальчик, обидев коня, жалеет о своем поступке и старается загладить свою вину, накормив раненое животное.

    История учит быть добрее к окружающим, нельзя просто так обижать окружающих, ведь в любой момент их помощь может стать неоценимой.

    Многие сказки учат трудолюбию и усердию. В «Золушке» главная героиня усердно трудилась и была щедро вознаграждена судьбой, которую олицетворяет крестная фея.

    Некоторые поучительные истории учат доверию, доверять себе и своим близким. В «Сказке о царе Салтане», царь поверил сплетням и наговорам на свою возлюбленную и чуть не разрушил свою судьбу.

    Другие сказки

    Сказка Чему она учит
    Маленький принц Маленький принц - милая и трогательная история о дружбе и взаимовыручке. Она раскрывает мир глазами ребенка, каждый взрослый в душе всегда остается ребенком.

    История учит тому, что счастье - состояние души, оно не зависит от внешних обстоятельств.

    Человек — сам кузнец своего счастья, не всегда люди замечают, что его смысл кроется в мелочах - выращивании цветов или в восходе солнца.

    Главное в жизни — преданность и честность, крайне важно нести ответственность за тех, кто рядом с нами.

    Аленький цветочек История учит ценить отношения между родителями и детьми. В сказке показано, как сильно отец любит свою дочь и готов на все ради нее.

    Дочь отвечает ему тем же, ради отца она идет к чудовищу, которое затем полюбила.

    Красной нитью проходит мысль о том, что нельзя судить о ком-то по его внешнему виду, и за не очень красивой маской может скрываться тонкая и добрая душа.

    Премудрый пескарь Герой сказки мудрый пескарь считался мудрым, но его мнимая мудрость была в том, что он просто скрывался от окружающего мира.

    Жил он очень долго, жизнь его в итоге оказалась тусклой и никем незамеченной.

    История учит тому, что нельзя жить исключительно для себя, нужно приносить какое-то благо обществу и своим близким.

    12 месяцев 12 месяцев — светлая история о добре. Она о том, что для доброго и искреннего человека возможны любые чудеса, даже подснежники зимой.

    Главная героиня своей добротой и трудолюбием завоевала уважение двенадцати месяцев.

    Кладовая солнца «Кладовая солнца» учит ценить и любить природу и животных, которые намного преданнее, чем люди.

    История о том, что в любом общем деле нужна дисциплина и взаимоуважение.

    Если взялись вместе за одно дело, то идти вместе нужно до конца, не выясняя, кто старше, а кто главнее.

    Снежная королева «Снежная королева» о том, что любовь и добро могут растопить даже самое холодное сердце.

    Она учит преодолевать ради чувств все преграды, никакое колдовство не сможет противостоять силе любви.

    Кот в сапогах «Кот в сапогах» научит тому, как важно помогать друг другу в самых непростых ситуациях.

    В тяжелый момент выручить может тот, от кого меньше всего ожидаешь, в сказке главному герою помог кот.

    Богатое наследство, полученное старшими братьями героя, не сделали их счастливее. Младший брат получил в наследство настоящего друга, который хорошо отплатил ему за добро.

    Гадкий утенок В нашей жизни многие люди судят о других по внешнему виду или материальному положению. Они сбиваются в группы и издеваются над теми, кто не похож на них.

    Об этом рассказывает история о гадком утенке, действие которой происходит в мире животных.

    Внешность обманчива, и за непримечательной оболочкой может скрываться прекрасный человек.

    История учит также тому, что нельзя падать духом, нужно надеяться на лучшее, из гадкого утенка в конце вырос красивый лебедь.

    Бременские музыканты История учит тому, что нельзя бросать друзей и близких в сложной ситуации.

    В тяжелых ситуациях нужно объединяться, как сделали звери из сказки о бременских музыкантах.

    В свое время хозяева выгнали их за ненадобностью, но вместе они смогли освободить хижину от разбойника.

    Если кажется, что ты никому не нужен, можно найти своих людей и стать сильной командой.

    Царевна лягушка «Царевна-лягушка» — кладезь народной мудрости. Она учит доверять своим близким.

    Если бы Иван сразу доверился царевне, то не пришлось бы ему идти к Кощею.

    История учит тому, что за неказистой внешностью может скрываться настоящая кудесница, надо только разглядеть.

    Она учит помогать другим, тогда они выручат в сложной ситуации.

    Красная шапочка «Красная шапочка» учит слушаться старших, особенно родителей. Нельзя уходить далеко от дома без взрослых и разговаривать с незнакомцами, иначе можно попасть в беду.
    Дюймовочка Сказка учит своих читателей быть отзывчивыми и добрыми. Если человек отличается от других, он всегда может найти таких же, как он.

    Счастье дается только добрым людям, которые помогают другим, как Дюймовочка, которая ухаживала за ласточкой.

    Сказка — доступный способ, позволяющий развивать ребенка и формировать его нравственные ценности. Важно читать малышам сказки, а затем обсуждать с ними, чему их научила сказка, какие выводы они для себя сделали.

    При выборе сказки для чтения важно учитывать его возрастные и психоэмоциональные особенности, она положительно повлияет на эмоциональное состояния малыша и помогает скорректировать его поведение.

      Похожие записи

    Предмет: литературное чтение

    Учебник: книга для чтения в третьем классе башкирской школы

    Страница с 63 по 65

    Тема урока: Джанни Родари « Старые пословицы»

    Оборудование: Портрет Джанни Родари, альбом пословиц, маска Чипполино,

    книги писателя «Приключения Чипполино», «Экиятлэр»,»Чипполино мажаралары», схема- фольклор, книжка-самоделка

    Цели: познакомить учащихся жизнью и творчеством итальянского писателя

    Джанни Родари, и на основе сказки Д. Родари «Старые сказки» поглубже познакомить с одним из жанров устного народного творчества -пословицей,

    раскрыть мудрость, поучающий смысл и совершенство формы пословиц,

    развивать речь, мышление, памяти и обогащение языка пословицей, совер-

    шенствовать технику чтения, навыки ролевого чтения.

    ХОД УРОКА.

      Оргмомент.

    У. Прозвенел звонок, начинается урок! Здравствуйте, дети!

    Поприветствуем друг друга приветливой улыбкой. Вот мы улыбнулись, и жизнь стала радостнее и интереснее. Думаю, урок наш сегодня пройдет интересно, слаженно, с пользой для всех.

      Выяснение цели урока.

    У. Ребята, мы путешествуем по странам устного народного творчества, или по фольклору, что в переводе с английского языка означает «народная мудрость». На прошлом уроке мы закончили путешествие «в мир сказок». А сегодня в какую страну устного народного творчества посетим, угадывайте сами. На доске предстоит вам соединить авторов с их произведениями. Пожалуйста, приступаем.

    У. Угадали о ком или о чём мы будем говорить на уроке. Как угадали?

    Д. (О Джанни Родари, фамилия необычная, ещё сказку «Старые пословицы» не читали.

    III. Знакомство с новой темой урока, жизнью и творчеством писателя.

    У. Молодцы, угадали ребята,вы справились заданием. Сегодня мы

    открываем новую страну устного народного творчества. Как называется она?

    Д. Пословица.

    У. Ребята, а вы знаете, пословица- это тоже один из жанров фольклора.

    А вы можете точно объяснить, что такое пословица. Да, мы встреча-

    лись с пословицами на уроке, а сегодня целый урок посвящается этой

    теме и стараемся разъяснить смысл пословиц, обогатить свою речь,

    ещё изучим жизнь и творчество итальянского писателя Джанни Родари.

    На уроке читаем сказку «Старые пословицы» этого писателя. Прежде

    всего хочу вам объяснить, что же это такое пословица.

    ПОСЛОВИЦА- это краткое, образное изложение мысли, заключающее в себе какое-то поучение. Пословица советует, учит, наставляет,

    предупреждает. Люди с уважением относятся к пословицам, часто употребляют их в своей речи. От этого речь становится яркой, образной, красочной.

    У. Все успокоились. Расскажу немного о писателе.

    Итальянский писатель Джанни Родари жил и творил в 1980 и 1980 гг.

    его стихи, повести, сказки пользуются заслуженной популярностью

    детского читателя в Италии и завоевали признание во всем мире. Он на-

    гражден медалью Г.Х.Андерсена за свои известные произведения. Вот в

    нашей стране его стихи и сказки переведены на русский, татарский, баш-

    кирский языки. Ребята, вот в нашей библиотеке нашли книги писателя.

    Давайте вместе прочитаем их названия.

    -«Приключения Чипполино»

    -«Джанни Родари.Экиэтлэр.»

    - «Чипполино мажаралары».

    Пожалуйста, читайте, я думаю, они вас заинтересуют.

    IV. Физкультминутка. «Буратино». А сейчас отдохнём перед серьезной

    V. Работа над текстом.

    У. Сначала, ребята,выясняем непонятные слова из текста. Кто знает-руку поднимает, если непонятно - тихо сидим.

    Заявляет-

    Возражает-

    Прилежно-

    Валерьянка -

    Вот и разбирались, молодцы, Ребята, сначала я прочту сказку, а вы следите за моим чтением и подготовьте ответ на вопросы «Почему текст называется «Старые пословицы» и ещё сказкой?»

    После чтения дети отвечают (потому что о старых пословицах, которых придумали люди давным - давно, и ещё пословицы,как люди живые, они разговаривают, спорят, возражают)

    У. А сейчас самостоятельно прочитайте сказку про себя.

    Теперь все активно работаем над содержанием сказки.

    У. Ребята, как вы поняли строки 3,4,5? Давайте поясняем.

    Д. «отдыхают- значит они уже отработали свой срок, а теперь вот постарели, их уже никто не употребляют в речи, поэтому отдыхают.

    У. «Они тоже когда-то были молодыми и полными сил»-как объяснить это?

    Д. Когда-то их давным-давно люди использовали в своей речи,времена уже изменились, и они стали придумывать новых пословиц, а

    старые уже стали забываться.

    У. В тексте сказано, что старые пословицы отдыхают. Как Джанни Родари уточняет жизнь старых пословиц в приюте. Отдыхают ли только?

    Д. Не только отдыхают, но и болтают и без конца спорят, особенно когда критикуют друг друга.

    У. А какая главная задача пословиц?

    Д. Главная задача-- возразить, непременно сказать против тому, что

    Д. Потому что мир меняется, время идёт вперед, люди придумывают

    новые машины, летят в космос, а старые пословицы не меняются, они

    остались в своём старом мире, их не используют, пользы от них мало,современные люди придумывают новые пословицы для нынешнего времени.

    У. Но все таки, нужны ли в нашей речи старые пословицы? Можно их

    использовать в настоящее время?

    Д. Да, можно использовать, например, «В единстве наша сила», «Если очень захотеть, можно всего добиться», когда они говорят «умные вещи» да?

    У. Найдите, ребята, строки, где выражена главная мысль автора. Это последние строки сказки обращена вам, ребята. Читаем.

    У. Какими вы должны быть, ребята, чтобы жизнь наша была богатой,

    красивый, счастливой, мирной?

    Д. Молодые, смелые, сильные, умелые, умные, здоровые, хоть и старые, но молодые и душой и сердцем.

    У. Да, вы должны хорошо учиться, быть добрыми и помогать друг другу, заниматься спортом, значит, быть здоровым, быть смелым, находчивым, любить свою землю, работать и творить.

    У. Какие пословицы вы запомнили, ребята, из сказки? Их очень много в сказке, всего 14 пословиц, и ещё вам трудно объяснить значение этих ста-рых пословиц. Поэтому вам дала задание, разбирать дома с родителями смысл хоть одной пословицы. Вы готовы? Первую пословицу,пожалуйста, кто подготовил. Давайте ее слушаем. Или есть желающие?

    Выступают ребята.

    1.Ослом родился - ослом и умрёшь. (Эту пословицу можно понять так, каким родился, таким и умрёшь, или глупый человек никогда не станет умным, скупой человек никогда не будет щедрым)

    2. Если очень захотеть - можно всего добиться. (Значит, если хочешь получит «5», нужно хорошо учить уроки, выполнять письменные и устные задания, выучит правила. Чтобы довести дело до конца, нужно прилагать много усилий)

    3. Счастлив тот, кто доволен малым (Это пословица говорит. Что человек должен жить только сегодняшним днём, работает,чтобы прокормит только себя, учиться кое-как, о будущем не думают. Они даже дом не построили бы, жили бы на деревьях, как обезьяны.)

    4 Тот,кто делает для себя, работает за троих. (Люди для себя стараются делать работу лучше, поэтому они работают за троих, стараются быть богатым, красивым по сравнению с другими)

    5. В единстве сила. (Один воин врагов победит не может, тяжёлую работу один человек не может выполнить один, только вместе, сообщаони выполняют тяжёлую работу,так легче и веселее жить.)

    У. Вот,например, вы такой красивый дом строите, кто вам помогает? Или картошку выкопали? Только мама в огороде работала? Кто помог ей? И ты, и брат, и папа -все вместе, дружно выкопали картошку.

    6. Кто хочет мира, готовиться к войне. (то есть эта пословица говорит,что только сильная страна, сильная армия, где много танков, ракет, бомб, может защитить свою страну, свои земли, а другие страны побояться напасть на такую могучую страну.)

    У. А вот другая пословица не согласна таким суждением. Кто хочет мира, должен готовит мир, а не бомбы, чтобы жить спокойно-- нужно уметь дружить и дорожить ею, помогать друг другу, не дразнить, не ссориться, не драться.

    7. В своем доме каждый сам себе король. (Король- глава государства, он не платит налоги. Лучше сказать в своем доме каждый сам себе хозяин, он должен зарабатывать деньги, должен знать, когда и сколько платить за газ, за свет,что купить и продать.)

    8. Самое трудное -в конце. (Когда работаешь,в конце уже устаешь, не хочется работать, сил не хватает - но дело нужно завершить,хотя трудно.)

    9.Самое сладкое -в конце. (Это значит, когда завершается работа, ты чувствуешь удовольствие, победу, за работу хорошую тебя могут наградить сладостями или подарками.)…….

    У. Молодцы, ребята, вы очень старались, разобрали смысл пословиц с родителями, оформили красочно, рисовали ещё. Давайте из ваших листочков делаем маленькую очереднюю книжку-самоделку про старых пословиц. Несите сюда листочки и помещаем книжку в наш классный уголок.

    VI. Физкультминутка.

    VII. Знакомство с новыми пословицами.

    У. Ребята, а какие новые пословицы вы знаете?

    Д. называют.

    У. И у меня на руке альбом пословиц. Здесь живут разные пословицы по темам. Определите тему I страницы- о чём эти пословицы.

    Д. -читают по цепочке и определяют тему

    По рядам

    Мальчики, а потом девочки

    На букву А, с которой начинаются имена

    У. Молодцы, ребята, этот альбом пословиц поможет нам на следующих уроках чтения и русского языка.

    VIII У. А теперь немного отдохнём, закрыли глазки, послушаем звуки.

    Входит Ч и п о л л и н о (подготовленный ученик надевает маску)

    У. Открываем глазки, кто к нам в гости пожаловал?

    Д. Чиполлино!

    Ч. Здравствуйте, дети! Узнали меня? Я мальчик- луковка из сказки «При-ключения Чиполлино» Джанни Родари. Я вам предлагаю только два слова из пословицы, а вы вспомните всю пословицу целиком.

    1. свет-тьма

    2. дело -мастер

    3. труд - пруд

    4. зима - лето

    Ч. Спасибо вам,ребята. Желаю удачи.

    У. Вот и урок наш подходит концу. Понравился урок?

    С каким писателем мы познакомились?

    Зачем нам нужно пословицы?

    Ребята, используйте в своей речи пословицы, от этого она становится богаче, ярче и читайте сказки Джанни Родари, набирайте ума.

    Ребята, скоро 28 ноября -какой это праздник? Праздник мам. Я объяв-ляю конкурс «Кто больше?». Нужно собрать больше пословиц о маме. И ещё- выберите наиболее понравившуюся пословицу и напишите рассказ о своей любимой маме.

    Спасибо всем. Кончил дело - гуляй смело!

    Пословицы – это настоящая кладовая умных мыслей. Для каждого случая можно подобрать нужную пословицу. В нашу сказку пробралась умная пословица, поселилась в ней, и живёт себе припеваючи…

    «Какова работа, такова и плата»

    У ёжика в кладовке полочки сломались. Он бы сам их и починил, да ему срочно надо было съездить к бабушке, в дальний лес. Вот он и попросил бурундука починить полки.

    Бурундук поначалу рьяно взялся за дело. Громко стучал молотком, старался прибивать полки ровно и аккуратно. Но ему быстро надоела внимательная работа, да и солнышко призывно звало погулять. А в кладовке у ёжика было темно и тесно. Но бурундуку всё равно надо было закончить работу. Ёж пообещал, что по окончании работ бурундук получит вкусные лесные грибы.

    Наконец работа была выполнена. К вечеру ёж возвратился домой и увидел вкривь и вкось прибитые полки. Он вынес из запасников маленькую горсточку грибов. Увидев их, бурундук расстроился. Он рассчитывал на целую корзину вкусных лесных грибов.

    — А что ты хотел, братец, — сказал ёж. – Какова работа, такова и плата. Ты ведь знаешь, бурундук, эту русскую пословицу?

    Бурундук опустил голову и отправился восвояси.

    Вопросы к сказке

    Какая неприятность случилась у ежа?

    Кого попросил ёж починить полки?

    Хорошо ли бурундук выполнил свою работу?

    Какую плату получил бурундук?

    Почему он рассчитывал на большее вознаграждение?

    Какую пословицу сказал бурундуку ёж?



    Рассказать друзьям