Черный лебедь в петровском парке. Петровский парк и Вилла Н

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Что-то мне лениво писать самой об истории этого здания. Поэтому сошлюсь на предшественников:о))

"До наших дней уцелела знаменитая вилла Николая Рябушинского «Черный лебедь», построенная для «шалого» магната архитекторами Г.Адамовичем и В.Маяновым.
Вилла «Черный лебедь» была построена для Рябушинского известным московским архитектором Владимиром Адамовичем в 1907-1910 годах. Считается, что это неоклассицизм. Если смотреть прямо на фасад, в голову почему-то приходят ассоциации с усадьбами пушкинской эпохи. А вот если смотреть сбоку, то прекрасно узнается силуэт модерна.
Сам Николай Рябушинский - знаковая фигура для эпохи модерна. Человек любил и умел жить с размахом. Самый непутевый среди своих знаменитых братьев и транжира, промотавший немалое состояние еще до революции. Но вместе с тем меценат и коллекционер, обладавший неплохим для дилетанта художественным вкусом. Создатель журнала «Золотое руно» (считается, что именно это предприятие в итоге и разорило его окончательно) и инициатор выставки «Голубая роза».

Вокруг виллы «Черный лебедь» ходило множество слухов. Ее владелец умел эпатировать охочую до сплетен публику.
Мебель, которая изготавливалась для виллы по специальному заказу хозяина, была украшена знаком в виде черного лебедя. Такой же знак был изображен на всех салфетках, посуде, столовом серебре. Внутренним оформлением дома занимался известный художник Павел Кузнецов. Архитекторы Владимир Адамович и Владимир Майят спроектировали фасады в неоклассическом духе, а интерьеры в стиле французского модерна.
Дорожки виллы были засажены пальмами, орхидеями и другими экзотическими растениями. Били фонтаны. По ним гуляли павлины и фазаны, а на цепи у собачьей конуры сидел леопард.
У входа в сад был воздвигнут мраморный саркофаг, увенчанный бронзовой фигурой быка, - здесь должны были покоиться останки хозяина после его смерти. Увы, 1917 год решил все совершенно иначе.
На вилле устраивались роскошные экзотические приемы. Ходили слухи о каких-то афинских ночах с голыми актрисами. Но также у гостей была возможность полюбоваться великолепной художественной коллекцией Николая Рябушинского, в которую входили драгоценные фарфоровые вазы, фигурки драконов с устрашаюшими мордами, привезенные хозяином с Майорки, отравленные стрелы дикарей с Новой Гвинеи, коллекциями старых европейских мастеров и японского фарфора. Ныне от всех ценностей сохранился только рельеф «Леда и лебедь» по мотивам скульптуры Б. Амманати, укрепленный в холле виллы.
И, разумеется, коллекция картин, как старых мастеров, так и молодых художников, и икон, которые после революции перейдут в залы Третьяковки.
В 1911 году на вилле случился пожар, погубивший почти всю коллекцию. В 1913 году саму виллу восстановил Измиров, только вот былого размаха уже не было - Николай Рябушинский разорился."

Сейчас там находится спа-клуб "Дворянская усадьба". Это то немногое, что уцелело в районе Динамо-Аэропорта.

Вид с Нарышкинской аллеи, крупный план фасада.

Общий вид фасада с Нарышкинской аллеи.

Вид сзади, со двора.

Вид на крыльцо сбоку.

Исторические интерьеры, взято с сайта "Старая Москва", само фото принадлежит, если правильно поняла, музею благотворительности (интересно - это где такой? Надо выяснить)

Давно все сфотографировано, но писать было совершенно некогда:о((
Как видите, фото сделаны в 2 этапа: летом и осенью.
Потом еще что-нибудь интересное выложу про район, в котором сейчас живу.

Итак, мы отправляемся в небольшую усадьбу на краю Петровского парка по адресу Нарышкинская аллея, 5. Кому интересно, как выглядит этот приют муз сейчас, приглашаю посмотреть! О владельце виллы Николае Рябушинском - в предыдущей публикации .
Уже в XIX веке Петровский парк стал престижным аристократическим дачным местом, здесь строили дачи самые богатые москвичи. Вилла "Чёрный лебедь" была построена в 1907-1910 годах по проекту известного московского архитектора В.Д. Адамовича при участии В.М. Маята. Основные архитектурные стили, которых придерживался Адамович в своих проектах, - неоклассицизм и модерн. В начале своей деятельности работал помощником Ф.О.Шехтеля, участвуя в постройках по его проектам особняков З.Г. Морозовой, Н.В. Кузнецова, особняка Шехтеля в Ермолаевском переулке. С 1909 года соавтором во многих проектах В. Д. Адамовича был архитектор В.М. Маят, работавший в Москве преимущественно в стиле модерн. В советское время он выстроил несколько зданий в формах конструктивизма. Среди их совместных построек в Москве такой архитектурный шедевр, как особняк Второва или Спасохаус - резиденция посла США в Спасопесковском переулке, 10.

1. К сожалению, сейчас вилла выглядит как "глубоко отреставрированное" здание со стеклопакетами, но всё же попытаемся представить себе, какой она была раньше. В этом помогут старые фотографии, воспоминания современников и публикация в дружественном ЖЖ Елены Хорватовой - http://eho-2013.livejournal.com/482829.html .

2. В 1915 году вилла пережила пожар, в котором погибла значительная часть имущества: коллекция живописи и большое количество картин "Голубой розы". Здание было восстановлено с изменениями архитекторами В.А. Весниным и А.Г. Измировым.

3. Со стороны Нарышкинской аллеи вилла смотрелась как строгое здание в неоклассическом стиле.

4. За фасадом виллы скрывались причудливые интерьеры, поражавшие современников.

5. Черный лебедь украшал фронтон виллы.

6. Устраивая роскошные приемы в "Чёрном лебеде" и издавая "Золотое руно", Рябушинский начал разоряться. Хотя в большей степени этому поспособствовал и огромный карточный проигрыш. По слухам, друг Николая Павловича - нефтепромышленник Леон Манташев, выиграл у Рябушинского виллу в карты, и стал следующим её владельцем. Сейчас на фронтоне красуется вензель Леона Манташева - ЛМ. О скаковых конюшнях Манташева - http://galik-123.livejournal.com/149069.html .

7. А до того о вилле ходило множество сплетен и легенд, инициировал которые в основном сам Николай Павлович своими чудачествами. Например, у входа в сад стоял мраморный саркофаг с бронзовой фигурой быка, который хозяин приготовил для себя.

8. Название "Чёрный лебедь" было дано не просто так. Вся мебель, которая изготавливалась по специальному заказу хозяина, была украшена знаком в виде чёрного лебедя. Такой же знак был изображён на салфетках, посуде, столовом серебре. Интерьеры дома оформлял художник-символист, лидер объединения "Голубая роза" Павел Кузнецов.

9. Сад украшали высаженные прямо в грунт пальмы, клумба перед террасой была засажена орхидеями, били фонтаны, по саду разгуливали павлины и фазаны, а на цепи у собачьей конуры сидел леопард.

10. Если осматривать здание сейчас, обходя его с левой стороны, то можно заметить, что оно теряет черты классицизма.

11. И приобретает некоторые черты модерна в боковом и дворовом фасадах.

12. Рядом находится храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке.

15. Раньше у гостей Рябушинского была возможность полюбоваться великолепной художественной коллекцией, в которую входили драгоценные фарфоровые вазы, фигурки драконов с устрашающими мордами, привезенные хозяином с Майорки, отравленные стрелы дикарей с Новой Гвинеи. Посмотрим, чем можно полюбоваться теперь. Входим через боковой вход.

16. Интерьеры виллы полностью утрачеы, внутреннее пространство раздроблено на небольшие помещения.

17. Ныне сохранился только барельеф "Леда и лебедь" по мотивам скульптуры Б. Амманати, укрепленный в холле на стене.

18. Раньше внутреннее убранство виллы поражало гостей Рябушинского своей роскошью и экзотикой.

19. В своём имении Николай Павлович хранил собрание картин европейских мастеров - Кранаха, Брейгеля, Пуссена, а также полотна современных французских и русских художников.

Вилла "Черный лебедь" загадочна и прекрасна. Мы ходим мимо каждый день, но попасть внутрь даже не мечтали. Если честно, то мы и не знали что именно сейчас находится в этом здании, обнесенном высокой решеткой. Но, помог, как всегда случай.

Вилла "Черный лебедь" в Петровском парке была построена по заказу Николая Рябушинского, одного из восьми братьев фабрикантов и торговцев. Николай был "слабым звеном" в этой семье. Кутила и мот, он быстр спустил состояние и даже находился под опекой своих братьев. Но, транжирить деньги и жить на широкую ногу не перестал.
Главным делом своей жизни Рябушинский считал искусство. Он собрал довольно внушительную коллекцию западноевропейской живописи и икон. Был меценатом и даже основал журнал "Золотое Руно", а также был организатором выставок "Алая роза" и "Голубая роза". Но, революция внесла свои коррективы. Рябушинский эмигрировал в двадцатые годы во Францию, где умер и похоронен в Ницце.
Когда смотришь на виллу, то над парадным входом отчетливо виде вензель. Две буквы ЛМ. К Рябушинскому это отношения не имеет. Вилла была продана нефтепромышленнику, сейчас бы сказали олигарху, Леону Манташеву. Черное золото и в те времена приносило неплохой доход.

По рассказам современников, вилла была экзотическим местом в Москве. Живописные панно для оформления виллы были заказаны лидеру «Голубой розы», художнику-символисту Павлу Кузнецову. Холл виллы украшал огромный фриз «Нерожденные младенцы», производивший, по словам современников, неприятное впечатление. Виллу украшали редкие, привезенные Николаем Павловичем из многочисленных путешествий — приобретенные на Яве отравленные стрелы, вазы и фигурки драконов с острова Майорки. Здесь же размещалась коллекция живописи, включавшая как ценнейшие произведения европейских мастеров — Кранаха, Брейгеля, Пуссена, так и работы современных французских и русских художников. Была на вилле и мастерская самого Николая Рябушинского — одаренного художника-любителя.

Среди разнообразных комнат виллы была и «бабушкина комната». По словам друга Николая Рябушинского, известного художника Сергея Виноградова, «комната действительно была такой, точно давно и долго в ней жила бабушка. И божница, и ширмочки старинные, и сундуки-укладочки, и бисерные всякие вышивки, и вся нехитрая мебель красного дерева — ну совсем, совсем, все бабушкино. Контрастно было с фризом из “Нерожденных младенцев” Кузнецова и картинами Ван Донгена и Ван Гога».

В саду виллы Николай Рябушинский строит зверинец в виде грота с куполом. В нем он собирался держать тигров и львов, с которыми, по его словам, «чувствовал сопричастность». Но от этой затеи в конце концов пришлось отказаться — полиция запретила устройство зоопарка в частном владении. У входа в сад был размещен мраморный саркофаг с фигурой быка, который должен был впоследствии стать гробницей хозяина виллы.
После 1917 года в здании виллы находилась ЧК. И этот факт придает дому ореол зловещности.

Вот так выглядела вилла при Рябушинском.

На этой фотографии хорошо видно панно "Нерожденные младенцы".

А вот, что нам удалось увидеть внутри сейчас.



Рассказать друзьям