Читательский дневник для учеников начальной школы. Читательский дневник ученика по литературе в школе

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Кл. руководитель Демина В.О. Как оформить «Читательский дневник»

Совершенствование техники чтения – одна из главных задач обучения младших школьников.

Ведение читательского дневника позволит: 1)полюбить книгу и процесс чтения; 2)повысить качество чтения; 3)расширить кругозор читателя; 4)развить его творческие способности; 5) научить ребенка делать выводы из прочитанного, помочь ребенку лучше запомнить и понять произведение.

Главная цель ведения Читательского дневника – не нагрузить ребенка и родителей дополнительной работой, а научить делать выводы и развивать культуру читателя.

Как оформить «Читательский дневник» На титульной странице нужно написать: «Читательский дневник», своё имя и фамилию, класс (можно оформить обложку по своему усмотрению).

В тетради укажите: дата чтения название произведения автор главные герои мои впечатления о прочитанном «О чем?» Здесь ребенок с помощью родителей записывает в 1-2 предложениях основную мысль текста.

При написании информации о прочитанной книге, вы можете придерживаться образца, данного в таблице. Дата Название произведения Автор Имена и главные герои Мои впечатления о прочитанном 30.01. 2015 "Неизвестный цветок" Андрей Платонович Платонов (настоящая фамилия Климентов) родился 1 сентября 1899 года в Ямской Слободе,предместье Воронежа. 1.Даша 2.Неизвестный цветок Это история маленького цветочка, который хотел жить. Мне стало очень грустно, когда я прочитал, что неизвестный цветок умер. Сказка учит нас не бояться трудностей, а делать всё, чтобы «не жить печально».

Вот вопросы в помощь: Опишите внешность героя. Назовите черты его характера. Каковы его любимые занятия? Кто его друзья? Какие они? Хотел ли бы ты быть похожим на этого героя? Чем? А есть ли такое, что тебе в нем не нравится? Почему? Какой отрывок из книги понравился больше всего? О чем он? Почему он оставил тебя неравнодушным?

ОБЛОЖКА ДНЕВНИКА

ОБЛОЖКА ДНЕВНИКА

ОБЛОЖКА ДНЕВНИКА

СТРАНИЦА ДНЕВНИКА

Памятка “УЧИСЬ ЧИТАТЬ ПРАВИЛЬНО” Следи, чтобы глаза двигались по строчке. Старайся не возвращаться к чтению прочитанного слова, если понял его. При чтении будь внимателен к каждому слову. Старайся понять, о чём читаешь. Читай ежедневно: вслух,про себя..

ТРЕНИРУЙСЯ В ЧТЕНИИ КАЖДЫЙ ДЕНЬ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

как оформить портфолио?

Если вы не знаете как оформить портфолио, с чего начать? Начните с самого главного: какие разделы вы включите в своё портфолио. Я предлагаю Вам свой вариант. Если Вам это поможет - буду очень рада....

Как оформить исследовательскую работу?

Трудным моментом для учащихся начальных классов является оформление исследовательской работы. Предлагаю для образца исследовательскую работу "Мои права и обязанности". Учащиеся, защищавшие данную рабо...

Памятка "Как оформить читательский дневник?"

Читательский дневник - это сборник отзывов о прочитанных книгах, которые понравились (или не очень). Читайте - и будьте счастливы!...

Вот и наступили долгожданные летние каникулы, отложены в сторону портфели и учебники. Но, не смотря на каникулы, все школьники получили список книг, которые необходимо прочитать за лето. Многие учителя так же просят вести читательский дневник.

Предлагаем вашему вниманию нашу версию читательского дневника. Мы постарались оформить его так, чтобы он не только принёс пользу, но и заинтересовал вас. Читательский дневник не просто тетрадь, которую нужно заполнить, а потом забыть. Это не заменимый помощник! Он не только научит определять жанр произведения и главных героев, но и поможет научиться находить главную тему произведения, научиться кратко и чётко выражать свои мысли, пополнит словарный запас. Кроме этого вы уже не забудете свои впечатления от прочтённого произведения, не забудете автора. Ваш заполненный читательский дневник поможет вам и при написании сочинений.

Для ведения дневника вам понадобится папка-скоросшиватель с файлами, формат папки А4. В архиве вы найдёте следующие листы:


Данный материал предназначен исключительно для личного использования. КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ публиковать его в других интернет-изданиях.

Подготовила Власова Наталья

Если вы регулярно читаете, то читательский дневник может оказаться отличной идеей. Подобно обычному дневнику, литературный дневник будет представлять собой хроники ваших книжных приключений. Создавайте отдельную заметку для каждой прочитанной книги, записывайте свои мысли и рассуждения. Такой подход поможет вам стать вдумчивым читателем, а также улучшит ваши писательские навыки. Вдобавок, если вы начнете путаться в сюжете, то записанные мысли помогут вспомнить детали. Самое главное - спустя некоторое время можно открыть дневник и поразмыслить о книгах, которые вы прочитали.

Шаги

Часть 1

Как создать читательский дневник

    Оцените преимущества дневника. Полезность читательского дневника зависит от того, как много и часто вы читаете. Если вы читаете почти каждый день, то за год наверняка скапливается столько книг, что и не упомнить во всех подробностях. Не удается вспомнить важные моменты из тех книг, которые вы прочитали буквально несколько месяцев назад? Ведите литературный дневник, так как сам процесс записи мыслей помогает лучше запомнить информацию.

    • Если вы читаете лишь несколько книг в год, то литературный дневник будет вам менее полезен. Такой дневник целесообразен только для очень активных читателей.
  1. Выберите способ. Существует два основных варианта: записи в обычном бумажном блокноте или блог в интернете. Кому-то нравится чувствовать в руках настоящую записную книжку, другие предпочитают удобство и доступность публикаций в сети.

    • Рассмотрите оба варианта и примите взвешенное решение, даже если у вас уже есть некоторые предпочтения.
    • В некоторых случаях удобно совмещать бумажные и электронные записи. Компьютер не всегда под рукой, а окончательные умозаключения можно сохранить в электронном виде, когда закончите читать книгу.
  2. Купите качественный блокнот. Если вы решите писать от руки, то не используйте дешевую тетрадь на пружине. Она вполне удобна для записей, но быстро изнашивается. Лучше выбрать качественный и прочный блокнот с надежным переплетом (кожаным).

    • Помимо надежности, блокнот должен нравиться вам, ведь он прослужит вам дневником не один месяц. У авторов нередко возникает эмоциональная привязанность к дневнику, поэтому покупайте качественный блокнот на свой вкус.
  3. Создайте блог. Блог - это бесплатный онлайн-дневник. В таком случае вам не придется думать о том, что свободное место в дневнике может закончиться. В блоге проще организовать и находить материалы. Вдобавок, у блога может появиться круг читателей.

    Зарегистрируйтесь на LiveLib. Если вы хотите вести учет прочитанных книг в интернете, то LiveLib станет более удачным выбором, чем простой блог. LiveLib - это сайт, который позволяет людям следить за своими читательскими привычками и публиковать мысли о прочитанных книгах. Приятным дополнением станет обширная база материалов и активное сообщество любителей книг.

    Часть 2

    Как вести дневник
    1. Укажите важные сведения о книге. Каждая отдельная статья должна включать основную информацию: имя автора и название книги. Выделяйте такие данные полужирным шрифтом или другими внешними особенностями, чтобы они бросались в глаза на странице или на экране. Так вам будет проще видеть ключевую информацию в больших объемах текста.

      Записывайте факты, которые легко забыть. Наша память ненадежна. Даже если вы в восторге от книги, не факт, что через год вы сможете вспомнить детали сюжета. Чем больше вы читаете, тем чаще возникает такая проблема. Конечно, не обязательно записывать каждую мелочь, но укажите хотя бы те идеи, которые вас заинтересовали или удивили.

      • Такие крупицы информации станут подсказкой, которая поможет вспомнить другие детали.
    2. Записывайте в дневник любимые цитаты. В хороших книгах всегда есть строки, которые заденут струны вашей души. Не нужно писать все подряд, но выберите несколько цитат из книги, которые стоит зафиксировать дословно. Отличным выбором станут цитаты, которые заключают в себе всю суть книги.

      Комментируйте авторский стиль и приемы. В некоторых дневниках пишут только о содержании книг, но не менее интересно оценить форму произведения и авторские приемы. Проанализируйте авторский ракурс (от первого или от третьего лица), объем книги, образы и художественные средства, которые используются в произведении.

      • Дополните запись своей оценкой эффективности и уместности авторских приемов. Ваша запись в дневнике может представлять собой неофициальную рецензию. Тщательно исследуйте разные технические аспекты, чтобы научиться отличать хороший текст от плохого.
    3. Указывайте время и место создания каждой записи. Литературный дневник - это не просто список прочитанных книг. Как и любой дневник, он будет содержать косвенные суждения о событиях вашей жизни. Жизненный опыт влияет на книги, которые вы читаете, а книги, в свою очередь, могут олицетворять жизненные этапы и отрезки времени. Помните об этом и указывайте место и время, когда вы читали эту книгу и создавали заметку.

      • Записывайте факты, которые связывают книгу с событиями жизни, чтобы лучше запомнить оба аспекта. Укрепляйте и расширяйте ассоциации между книгой и жизненными обстоятельствами.
    4. Соотносите книгу со своей жизнью. Через время вам будет проще понять эмоции при прочтении книги, если указать свои мысли и события, с которыми вам пришлось иметь дело в этот момент. Общие сведения (где вы жили, с кем состояли в отношениях) помогут вспомнить множество деталей данного временного отрезка.

      • Благодаря фоновой информации будет проще вспомнить настроение и образ мыслей, с которым вы читали книгу. Это поможет объяснить внимание к конкретным цитатам или некоторые мысли.
      • Естественно, глубоко личные подробности следует указывать только в личном литературном дневнике, который не смогут прочесть посторонние.
    5. Подумайте о том, как книга повлияла на вас. Книги - это вариант досуга и развлечения, но также они помогают нам развиваться. Многие из прочитанных книг не оставят после себя длительных впечатлений, но некоторые точно повлияют на вашу жизнь. Если книга навсегда изменила ваше мировосприятие, укажите этот факт в конце заметки.

      • Такие моменты также можно выделять жирным шрифтом, чтобы спустя годы при беглом взгляде в записи было проще найти мысли, которые были для вас особенно значимыми.

    Часть 3

    Как сформировать полезные привычки
    1. Ставьте перед собой читательские цели. Читать книги интересно, но для активного чтения нужно немного больше мотивации, чем для просмотра телевизора или видеоигр. Некоторые люди ставят цели, чтобы мотивировать себя. Например, если вы хотите читать больше, но напишите: "В этом месяце я прочитают три книги".

Для учеников 2 класса ведение читательского дневника является обязательным. Но подобная шпаргалка необязательно должна быть тяжкой повинностью. Наоборот, если уделить некоторое время оформлению этой «шпаргалки», то она станет любимой «книжкой» и предметом гордости для малыша.

Для чего нужно вести дневник

Основное предназначение читательского дневника — это напоминать учащемуся о прочитанных произведениях. Благодаря этой «шпаргалке» ребёнок всегда сможет вспомнить о сюжете и главных героях рассказа, а также о впечатлении от прочитанного.

Ведение читательского дневника для 2 класса помогает ребёнку запоминать произведения.

Кроме того, ведение читательского дневника отлично влияет на развитие школьника. Благодаря этой «шпаргалке» ребёнок:

  • учится связано высказывать свои мысли;
  • развивает память;
  • учится анализировать и обдумывать прочитанное;
  • тренирует навыки чтения и письма.

К тому же читательский дневник влияет на творческие способности ребёнка, ведь малышу необходимо придумать, как красиво оформлять эту «шпаргалку».

Как сделать читательский дневник

Не существует жёстких правил ведения читательского дневника. Но чтобы ребёнок с удовольствием его заполнял, рекомендуется сделать «шпаргалку» яркой и красочной. Кроме того, для дневника лучше выбрать толстую тетрадь в клеточку, ведь обычная быстро потеряет привлекательный вид.

Уделите внимание титульному листу дневника. Здесь необходимо указать фамилию и имя читателя, номер школы и класса.

Не забудьте придумать название «шпаргалки». При желании титульный лист можно оформить картинками, иллюстрациями или фото ученика.

Образец готового читательского дневника нередко даёт учитель. Но многие педагоги рекомендуют детям самостоятельно придумать, как должна выглядеть эта тетрадь. Пример необходимых колонок:

  • Дата чтения.
  • Автор произведения.
  • Название.
  • Главные герои рассказа.
  • Краткое содержание произведений.

Поработайте над дизайном каждой страницы, ведь красиво оформленный дневник вести намного приятней. Можно выделить заголовки цветной пастой, а остальное заполнять обычной.

После краткого содержания произведения желательно написать отзыв о прочитанном.

Как вести читательский дневник

Для того чтобы «шпаргалка» приносила пользу и удовольствие школьнику, необходимо её постоянно заполнять. Правила ведения дневника:

Ведение читательского дневника — весьма полезное и интересное занятие, которое положительно влияет на развитие ребёнка. Но чтобы это задание приносило максимум удовольствия юному школьнику, необходимо уделить достаточно внимания оформлению «шпаргалки». Тогда дневник станет любимой книжкой для ребёнка.

Начиная с первого класса, преподаватели дают детям конкретный перечень книг, которые они должны прочитать к началу учебного года. Дневниковые записи помогут школьнику вспомнить содержание книги. Кроме того, дневник читателя позволяет легко и быстро находить нужную информацию при подготовке к различным опросам, тестам и экзаменам. Зафиксированные впечатления от книги помогут вспомнить литературные образы даже спустя много лет после того, как вы прочитали последнюю страницу указанной книги.

Оформлять читательский дневник легко. Немного терпения - и у вас все получится.

Как оформить читательский дневник

Для начала определитесь с оформлением будущего помощника . Самым простым вариантом будет использование обычной тетради в клетку. На титульном листе напишите: «Читательский дневник», ниже укажите имя и фамилию его составителя, а также класс. После этого ваш ребенок может украсить тетрадку, как ему нравится.

Посмотрите, как можно оформить тетрадь.

Примерный образец оформления

Следующую и последнюю страницы тетради вы можете оставить для заметок. Либо на первой после титульной страницы укажите перечень прочитанных книг с указанием количества страниц.

Раскройте следующий разворот и расчертите таблицу , состоящую из 6 колонок:

  1. В первой колонке укажите фамилию, имя и отчество автора, название и год написания произведения. Желательно сразу приучать ребенка полностью писать имя и отчество писателя, чтобы ему или ей было проще готовиться к экзамену. Также попросите ребенка указать два-три значимых факта из жизни автора.
  2. Вторую колонку отведите под краткое описание. Объясните ребенку, что он должен записать все значимые факты произведения, выделить главных героев, определить все сюжетные линии таким образом, чтобы ему было проще сделать подробный пересказ.
  3. В третьем столбце укажите жанр, стилистические особенности и структуру книги.
  4. Четвертый столбец отведите полностью под персонажей. Можете предложить дочери или сыну начертить схему взаимоотношений главного героя с остальными действующими лицами, появляющимися в работе. Не забудьте особо подчеркнуть черты характера, внешность и прочие важные особенности героев. Также не забывайте описывать место и время действия, основной конфликт и способы решения его по ходу раскрытия сюжета.
  5. Попросите ваше чадо описать запомнившийся эпизод в пятой колонке. Интересные цитаты с указанием того, кто это сказал, можно фиксировать здесь же. Их можно впоследствии использовать для группового обсуждения в классе.
  6. В последней колонке напишите несколько строк о впечатлениях после прочтения. Затем через некоторое время снова вернитесь к этой колонке и напишите общее впечатление от книги. Если книга большая по объему, то впечатления можно записывать по ходу прочтения. Не забывайте просить ребенка делиться с вами мыслями о героях.

Электронный или бумажный

Иногда намного проще и полезнее вести электронный дневник . Благодаря ему, дети быстрее освоят пакет офисных программ компьютера. Вы можете подготовить шаблон читательского дневника в электронном виде и показать, как его заполнять. После чего вам останется только распечатать дневник.

Электронный дневник хорош еще и тем, что ребенок может постепенно начать осваивать поиск в Интернете, находить фотографии прочитанных им авторов. Вы можете придумывать и делать с малышом интерактивные задания. Например, найдите в Интернете несколько картинок, отражающих сюжет разных сказок, в том числе и той, которую вы читаете с ребенком. И попросите его или ее найти ту, которая соответствует смыслу прочитанного.

Или же вы можете найти раскраски с героями из сказок. Пусть малыш раскрасит героев, как пожелает, затем аккуратно вырежьте листки и вклейте их в дневник.

Еще один пример оформления - в этом видео.

Приучайте ребенка читать до того, как он пойдет в первый класс . Купите ему красочный букварь и кубики. Чтение развивает воображение, сострадание, помогает мыслить нестандартно. Вы можете под чутким руководством своего чада начать публиковать на страницах в социальных сетях его рисунки. Ведь дети так любят рисовать после того, как им прочитают какую-нибудь запоминающуюся сказку.

Как правило, дети, которым еще только предстоит пойти в первый класс, уже активно осваивают компьютерные игры. Предложите ребенку самостоятельно заняться оформлением электронного читательского дневника. Поищите шаблоны оформления, которые можно будет потом распечатать.

Вести электронный дневник будет намного проще и интереснее. Его основным преимуществом перед бумажным собратом является невозможность потерять его . Его ведение целиком и полностью зависит от детских идей и творческого подхода. Немаловажно также ставить для ребенка конкретные цели или задавать вопросы, связанные с содержанием произведения, например:

  • Прочитать такую-то книгу к такому-то числу.
  • Почему автор назвал своего главного героя так, а не иначе?
  • Как бы ты закончил произведение?

А затем отслеживать выполнение поставленной цели по мере заполнения дневника и ответов на поставленные вопросы.

Независимо от того, какой вариант ведения читательского дневника вы изберете со своим первоклашкой, это занятие само по себе принесет ощутимые плоды в ближайшем будущем .

Видео

Из этого видео вы узнаете о читательских дневниках для разных классов начальной школы.



Рассказать друзьям