Что читать ребенку 5 лет список. Что почитать ребенку семи лет

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Сохраняю для себя! Делюсь с вами. Всем спасибо!

Старшая группа. Список литературы для детей 5-6 лет.

Художественная литература

Продолжать развивать интерес к художественной литературе. Учить внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения. С помощью различных приемов и специально организованных педагогических ситуаций способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям. Побуждать рассказывать о своем отношении к конкретному поступку литературного персонажа. Помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения. Продолжать объяснять (с опорой на прочитанное произведение) основные жанровые особенности сказок, рассказов, стихотворений. Продолжать воспитывать чуткость к художественному слову; зачитывать отрывки с наиболее яркими, запоминающимися описаниями, сравнениями, эпитетами. Учить вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста. Помогать выразительно, с естественными интонациями читать стихи, участвовать в чтении текста по ролям, в инсценировках. Продолжать знакомить с книгами. Обращать внимание детей на оформление книги, на иллюстрации. Сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению. Рассказывать детям о своих любимых детских книгах, выяснять их симпатии и предпочтения.

Для чтения детям

Русский фольклор
Песенки.

«Как на тоненький ледок...», «Как у бабушки козел...»,

«Ты, мороз, мороз, мороз...», «Ранним-рано поутру...»,

«Уж я колышки тешу...», «Николенька гусачок...»,

«По дубочку постучишь, прилетает синий чиж».

Заклички.

«Грачи-киричи...», «Божья коровка...», «Ласточка-ласточка...»,

«Уж ты пташечка, ты залетная...», «Дождик, дождик, веселей».

Русские народные сказки.

«Заяц-хвастун», «Лиса и кувшин», обр. О. Капицы;

«Крылатый, мохнатый да масляный», обр. И. Карнауховой;

«Царевна-лягушка», «Сивка-Бурка», обр. М. Булатова;

«Финист -Ясный сокол», обр. А. Платонова;

«Хаврошечка», обр. А. Н. Толстого;

«Никита Кожемяка» (из сборника сказок А. Н. Афанасьева); «Докучные сказки».

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия.

В. Брюсов. «Колыбельная»;

И. Бунин. «Первый снег»;

С. Городецкий. «Котенок»;

С. Есенин. «Береза», «Черемуха»;

А. Майков. «Летний дождь»;

Н. Некрасов. «Зеленый шум» (в сокр.);

И. Никитин. «Встреча зимы»;

А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало...» (из романа в стихах «Евгений Онегин»), «Зимний вечер» (в сокр.);

А. Плещеев. «Мой садик»;

А. К. Толстой. «Осень, обсыпается весь наш бедный сад...» (в сокр.);

И. Тургенев. «Воробей»;

Ф. Тютчев. «Зима недаром злится»;

А. Фет. «Кот поет, глаза прищуря...»;

М. Цветаева. «У кроватки»;

С. Черный. «Волк»;

Я. Аким. «Жадина»;

А. Барто. «Веревочка»;

Б. Заходер. «Собачкины огорчения», «Про сома», «Приятная встреча»;

В. Левин. «Сундук», «Лошадь»;

С. Маршак. «Почта», «Пудель»; С. Маршак,

Д. Хармс. «Веселые чижи»;

Ю. Мориц. «Домик с трубой»;

Р. Сеф. «Совет», «Бесконечные стихи»;

Д. Хармс. «Уж я бегал, бегал, бегал...»;

М. Яснов. «Мирная считалка».

Проза.

В. Дмитриева. «Малыш и Жучка» (главы);

Л. Толстой. «Лев и собачка», «Косточка», «Прыжок»;

С. Черный. «Кот на велосипеде»;

Б. Алмазов. «Горбушка»;

М. Борисова. «Не обижать Жаконю»;

А. Гайдар. «Чук и Гек» (главы);

С. Георгиев. «Я спас Деда Мороза»;

В. Драгунский. «Друг детства», «Сверху вниз, наискосок»;

Б. Житков. «Белый домик», «Как я ловил человечков»;

Ю. Казаков. «Жадный Чик и кот Васька»;

М. Москвина. «Кроха»;

Н. Носов. «Живая шляпа»;

Л. Пантелеев. «Большая стирка» (из «Рассказов о Белочке и Тамарочке»), «Буква «ты»;

К. Паустовский. «Кот-ворюга»;

Г. Снегирев. «Пингвиний пляж», «К морю», «Отважный пингвиненок».

Фольклор народов мира

Песенки.

«Гречку мыли», лит., обр. Ю. Григорьева;

«Друг за дружкой», таджикск., обр. Н. Гребнева (в сокр.);

«Веснянка», укр., обр. Г. Литвака;

«Дом, который построил Джек», «Старушка», англ., пер. С. Маршака;

«Счастливого пути!», голланд., обр. И. Токмаковой;

«Спляшем», шотл., обр. И. Токмаковой.

Сказки.

«Кукушка», ненецк., обр. К. Шаврова;

«Как братья отцовский клад нашли», молд., обр. М. Булатова;

«Лесная дева», пер. с чеш. В. Петровой (из сборника сказок Б. Немцовой);

«Желтый аист», кит., пер. Ф. Ярилина;

«О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром», инд., пер. Н. Ходзы;

«Чудесные истории про зайца по имени Лек», сказки народов Западной Африки, пер. О. Кустовой и В. Андреева;

«Златовласка», пер. с чеш. К. Паустовского;

«Три золотых волоска Деда-Всеведа», пер. с чеш. Н. Аросьевой (из сборника сказок К. Я. Эрбена).

Произведения поэтов и писателей разных стран

Поэзия.

Я. Бжехва. «На Горизонтских островах», пер. с польск. Б. Заходера;

А. Милн. «Баллада о королевском бутерброде», пер. с англ. С. Маршака;

Дж. Ривз. «Шумный Ба-бах», пер. с англ. М. Бородицкой;

Ю. Тувим. «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу», пер. с польск. С. Михалкова;

В. Смит. «Про летающую корову», пер. с англ. Б. Заходера;

Д. Чиарди. «О том, у кого три глаза», пер. с англ. Р. Сефа.

Литературные сказки.

Р. Киплинг. «Слоненок», пер. с англ. К. Чуковского, стихи в пер. С. Маршака;

А. Линдгрен. «Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел» (главы, в сокр.), пер. со швед. Л. Лунгиной;

X. Мякеля. «Господин Ау» (главы), пер. с фин. Э. Успенского;

О. Пройслер. «Маленькая Баба Яга» (главы), пер. с нем. Ю. Коринца;

Дж. Родари. «Волшебный барабан» (из «Сказок, у которых три конца»), пер. с итал. И. Константиновой;

Т. Янссон. «О самом последнем в мире драконе», пер. со швед.

Л. Брауде. «Шляпа волшебника» (глава), пер. В. Смирнова.

Для заучивания наизусть

«По дубочку постучишь...», рус. нар. песня;

И. Белоусов. «Весенняя гостья»;

Е. Благинина. «Посидим в тишине»;

Г. Виеру. «Мамин день», пер. с молд. Я. Акима;

С. Городецкий. «Пять маленьких щенят»;

М. Исаковский. «Поезжай за моря-океаны»;

М. Карем. «Мирная считалка», пер. с франц. В. Берестова;

А. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый...» (из поэмы «Руслан и Людмила»);

А. Плещеев. «Осень наступила...»;

И. Суриков. «Вот моя деревня».

Для чтения в лицах

Ю. Владимиров. «Чудаки»;

С. Городецкий. «Котенок»;

В. Орлов. «Ты скажи мне, реченька...»;

Э. Успенский. «Разгром». (мы этот мульт обожаем))))

Литературные сказки.

А. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его { славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»;

Н. Телешов. «Крупеничка»;

Т. Александрова. «Домовенок Кузька» (главы);

П. Бажов. «Серебряное копытце»;

В. Бианки. «Сова»;

А. Волков. «Волшебник Изумрудного города» (главы);

Б. Заходер. «Серая звездочка»;

В. Катаев. «Цветик-семицветик»;

А. Митяев. «Сказка про трех пиратов»;

Л. Петрушевская. «Кот, который умел петь»;

Г. Сапгир. «Как лягушку продавали», «Смеянцы», «Небылицы в лицах».

Не нужно иметь диплом о высшем образовании, чтобы понимать, что чтение и развитие ребенка неразрывно связаны. Вся интеллектуальная деятельность человека зависит от того, какими были его первые опыты знакомства с книгами.

Необязательно это должны быть толстые энциклопедии и романы, и речь идет не только о буквенных текстах. Современные книги для детей — это целые произведения искусства со множеством иллюстраций, интерактивных задач и даже звуковым сопровождением.

В этой статье мы поговорим с вами о том, что можно почитать ребенку в 5 лет.

Какие книги интересны детям в 5 лет

Пятилетние дети очень любознательны. Это возраст «почемучек». Им интересно буквально все. Не удивляйтесь, если ваша пятилетка спросит у вас, как появилась Вселенная или почему часовая стрелка идет справа-налево — ребенку интересно даже это. И в таком возрасте хорошо объяснить маленькому исследователю, что ответы на многие интересующие его вопросы знают не только мама и папа — большую часть информации можно почерпнуть из книг. Но для того чтобы у ребенка появилась тяга к поиску ответов на волнующие его вопросы, нужно открыть ему книжный мир. Так с чего же начать, какие книги будут интересны ребенку 5 лет?

Истории с сюжетом

Дети этого возраста очень хорошо запоминают истории с сюжетом. Поэтому предпочтение лучше отдавать сказкам, басням и рассказам с небольшим количеством персонажей, понятных ребенку.

Помните, что книги должны быть иллюстрированными. Лучше, чтобы рисунки были красочными и разноцветными, а не черно-белыми. Перед покупкой книги пролистайте издание и проверьте, соответствуют ли иллюстрации содержанию и логике текста.

Энциклопедии

Вы ошибаетесь, если думаете, что пятилетний ребенок многого может не понять или не запомнить. Как раз-таки этот возраст — самый благоприятный для впитывания информации об окружающем мире, в том числе энциклопедической. Поэтому наравне с сюжетными книгами можно покупать детские познавательные энциклопедии.

Журналы и комиксы

На наш взгляд, это лучшая форма подачи информации ребенку. Во-первых, они хорошо подходят для развлекательного чтения, во-вторых, в них есть игры, всевозможные развивающие задания и вопросы на смекалку.

Особенность журналов и комиксов еще заключается в том, что это периодические издания, то есть ребенку не придется прощаться с любимыми героями — приключения продолжаются в каждом новом выпуске.

Кроме внутреннего содержания изданий для детей обращайте внимание и на формальные стороны:

  • бумага должна быть светлой и плотной, лучше матовой, чтобы не отсвечивала при ламповом освещении;
  • шрифт должен быть достаточно крупным и напечатан только черной краской. Цветными могут быть только заголовки;
  • идеальным форматом являются страницы А4. Не покупайте громоздких и тяжелых изданий.

Для примера рассмотрим несколько журналов разного формата, которые мама может полистать с ребенком перед сном.

«Тридевятое царство»

Главный жанр литературы для ребенка 4-5 лет — это сказка. Стоит только малышу услышать фразу «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве...», и вот он уже, широко раскрыв глаза, замирает в ожидании волшебных приключений.

— место, где живут настоящие чудеса. Персонажи были созданы на основе русских народных сказок: красавица Василиса, умница Любава, храбрец Иван. Такой уклон сделан неслучайно. Сегодня дети смотрят много мультиков, в том числе и зарубежных. Они знают, кто такие фиксики и свинка Пеппа, но не слышали о Змее Горыныче и коте Баюне, а тем не менее очень важно прививать малышам с малых лет любовь к национальной культуре.

Большая часть сюжетных историй в «Тридевятом царстве» подается в виде комикса. Так, мама может листать журнал вместе с ребенком и озвучивать реплики персонажей, а малыш — следить за сюжетом по иллюстрациям.

Истории и приключения не только развлекают, но и учат ребенка новому, расширяют его знания о мире. Например, в одном из номеров рассказывается, как Любава сажала цветы. Ребенок знакомится со словом «палисадник» и узнает, что посадка растений — это целая наука: нужно вскопать огород, посадить семена, поливать их, укрывать от холода.

В процессе знакомства с историями героев ребенку предлагается выполнить несколько заданий. Головоломки, разные по степени сложности, вписаны в сюжет истории. Например, в одном из номеров Любава с друзьями сажает цветы, и чтобы ей помочь, малыш должен найти на картинке топор, лейку, ведро. Таким образом, он развивает умение устанавливать ассоциативные связи между предметами и получает представление о садовом инвентаре.

Задания представлены в разных формах: загадки, раскраски, логические задачки. Они направлены на развитие у ребенка усидчивости, внимания, фантазии. Некоторые задания ненавязчиво учат малыша писать и считать.

«Фантазеры»

Главные герои журнала — простые ребята: Настя, Коля и Вова. Эти персонажи постоянно находят приключения (или они их!) и попадают в забавные ситуации. Попугай Крендель и кот Бутерброд всегда рассказывают поучительные сказки, героев которых после прочтения можно раскрасить карандашами или фломастерами. Истории носят не только развлекательный характер, но и учат различать добро и зло, почитать родителей, не бояться трудностей, быть верным, храбрым и дружелюбным.

Журнал полностью интерактивный: ребенок выполняет задания вместе с главными героями, принимает решения, выбирается из запутанных лабиринтов. Добрые и поучительные истории рассказывают о природных явлениях, жизни животных, истории появления предметов и т.д. Маленький любознайка найдет ответы на все свои вопросы!

«Непоседа»

Дети с малых лет выпрашивают у родителей телефоны и планшеты с целью поиграть. Пятилетние малыши уже хорошо ориентируются в мобильных приложениях, и отвлечь их книгой не так уж и просто. Благодаря «Непоседе» ребенок может использовать гаджеты с пользой.

Важно то, что в журнале используется технология дополненной реальности. Представьте: вы решили почитать ребенку перед сном. Читаете историю, показываете иллюстрацию, наводите на нее телефон — и картинка оживает! Такой формат заинтересует малыша и заставит перелистывать страницы журнала снова и снова.

Журнал будет хорошим подспорьем при подготовке ребенка к школе. К первому классу ребенок должен знать буквы, уметь складывать простые числа. Выкроить время для занятия и усадить ребенка за письменный стол с целью выучить какие-то азы — дело не из легких. С обучение будет проходить само собой. Рассказы, сказки и истории журнала будут развлекать ребенка, в то время как сопутствующие им задания — учить его чему-то новому.

Здравствуйте, уважаемые читатели. По просьбам читателей сегодня я расскажу о том, какие книги для детей 6 — 7 лет необходимы для развития.

Каждый любящий родитель с высокой ответственностью подходит к процессу воспитания. С самого раннего возраста они читают своим чадам книги. Чтение развивает в детях познавательные, воспитательные и эстетические чувства. Имея опыт мамы с детьми дошкольного о возраста, могу сказать, что не каждая детская книга несет пользу. Необходимо учитывать возраст, развитие, интересы и психологические особенности каждого чада в отдельности.

Постарайтесь, чтобы чтение для детей стало удовольствием, а не грузом. Не надо навязывать и заставлять. Вводите грамотно в волшебный мир литературы. Интерес дошколят хрупок, всего одним произведением можно его утратить навсегда.

В возрасте 6 – 7 лет детям нравятся произведения о животном мире, насекомых, природе, рассказы и сказки о сверстниках. Для чтения стоит отдать предпочтение классической литературе. Во все времена классика остается актуальна, на ней выросло множество поколений. Но не стоит ограничиваться, в наши дни существуют авторы, на которые стоит обратить внимание. Прочтение их книг также принесет удовольствие и пользу.

Можно выделить некоторые направления:

  • Стихи. Думаю, каждый помнит стихотворение «Дядя Степа » Сергея Михалкова, «Мойдодыр » или «Айболит » Корнея Чуковского, «Младший брат» Агнии Барто.
  • Детская фантастика Юрия Томина «Шел по городу волшебник », «Приключения электроника » Евгения Велтисова.
  • Истории и рассказы «Не надо врать » Михаил Зощенко, «Рыцари» Виктор Драгунский.
  • Малый фольклор всех народов мира. Песни, прибаутки, потешки, пестушки.
  • Русские народные сказки, например, «Маша и медведь » «Морозко», «Теремок», «Царевна — лягушка », «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
  • Произведения о природе и животном мире. Константин Ушинский написал много о детях, всей красоте природы, о животных, птицах и насекомых. «Ученый медведь», «Четыре желания », «Проказы старухи зимы », «Гусь и журавль».

Полноценное развитие

В возрасте 6 – 7 лет ребенок считается дошкольником и многие книги можно отнести к старшей дошкольной литературе. Сегодня методики педагогической подготовки разнообразны у различных авторов. Но все они должны формировать интерес дошкольника к чтению. Родитель или взрослый человек, занимающийся с детьми, должен проводить дискуссии, подталкивающие к самостоятельным рассуждениям, высказываниям своего мнения. Обязательно моделируйте ситуации – сочинить рассказ или сказку, нарисовать понравившихся персонажей, слепить из пластилина.

Лучше выбирать развивающие книжные издания с яркими иллюстрациями и крупными буквами. В этом возрасте имеет более важную роль эмоциональная окраска героев произведения. Она раскрывается в предметах одежды, прически, настроении и поведении, во всевозможных деталях сюжета.

Перед прочтением покажите ребенку картинку. Попытайтесь составить описание, понять о чем идет речь. Это поможет для развития творческого мышления. Если дошкольник умеет читать, можно попробовать выразительное чтение, ролевое. После прочтения дайте возможность пересказать. Разучивайте стихи с детьми.

Существуют некоторые утверждения психологов, что детские истории должны положительно заканчиваться. Это дарит надежность окружающего мира. А сомнения и страхи вызывает грустное, несчастное окончание. Нежелательный конец всегда можно исправить.

Развитие интереса и любви к чтению

Прививать любовь к искусству стоит с самых младших лет жизни. С рождения чада мама напевает колыбельные, с ростом и развитием малыша – начинает читать вслух сказки на ночь. У ребенка формируется привычка, необходимость в познании новых увлекательных сюжетов.

Несколько интересных способов воспитания любви к литературе:

  1. Предложить книжку, исходя из заинтересованности.
  2. Обязательно положить журналы, каталоги или газеты на самых видных местах в доме.
  3. Читать самим. Воспитывайте в себе привычки, детям приемлемо повторять за взрослыми.
  4. Уделить внимание играм, требующим процесса чтения.
  5. Попросить старшего ребенка прочесть младшим.
  6. Наличие специально отведенного места в доме для хранения литературы.
  7. Подпитывать детский интерес.

Не принесет никакой пользы, а даже оттолкнет награда в виде сладостей или позволения просмотра телевизора, простой похвалы или подарка новой книги будет достаточно. Не оценивайте критично качество.

Что поставить в домашнюю библиотеку

Интересные:

  1. «Тараканище » К. Чуковский, «Есть такие Мальчики» А. Барто;
  2. Народные сказания и былины;
  3. «Незнайка на луне » Н. Носов, «Храбрая собака» К. Ушинский;
  4. С. Маршака «Вот какой рассеянный », А. Волков «Тайна заброшенного замка ».

Современный топ:

  1. «Легкий хлеб» К. Сергиенко;
  2. «Пик, Пак, Пок » А. Лаптев;
  3. «Саша и Маша » Анни М. Г. Шмидт;
  4. «Муравей Ферда » С. Ондржей
  5. «Квак и Жаб круглый год » Л. Арнольд.

Классика:

  1. «Три медведя » Л. Толстой;
  2. Детские рассказы А.П. Чехова, Л.Н. Толстого;
  3. «Аленький цветочек » С. Аксаков;
  4. «Совесть» А. Гайдар;
  5. «Сказка о золотом петушке » А. Пушкин.

Формирование речи:

  1. Сказания всех народов мира;
  2. Стихи Д. Хармса;
  3. «Кот Васька» А. Толстой;
  4. «Заколдованная буква » В. Драгунский;
  5. «Серебряное копытце » П. Бажов.

Популярные:

  1. «Секреты пластилина » О. Рони;
  2. «Ромашки в январе » М. Пляцковский;
  3. «Очень голодная гусеница » Э. Карл;
  4. «Сипсик» Э. Рауд;
  5. «Жили — были ежики » А. Усачев.

Подарите возможность полюбить книги. Проговаривайте о нее ценностях. Будьте примером – читайте сами. Если ребенок будет вас видеть за чтением, он сам постарается, как можно больше проводить времени в мире увлекательных произведений. Технологии не стоят на месте, а на прилавках огромный выбор, но покупка не сравнится с прогулкой в библиотеку. А для будущих школьников библиотека — один из первых помощников в успешной учебе и будущих начинаниях.

На этой ноте позвольте с вами попрощаться. Подписывайтесь на обновления блога, оставляйте комментарии к статье. Может Вы подскажите нам еще интересные произведения для детей этого возраста, буду благодарна.

Но время идет, дочка растет и мы читаем уже новые книги, о которых хочется вам рассказать.

«Капитан Коко и Зеленое Стеклышко»

Начнем с прекрасного детского писателя Льва Кузьмина. Лев Кузьмин примечателен тем, что начал писать книги и стихи, будучи уже довольно зрелым человеком.

Но, несмотря на это, его произведения необыкновенно сказочные и волшебные. С произведением «Капитан Коко и Зеленое Стеклышко» мы с дочкой познакомились на спектакле в пермском театре «Дом актера». После спектакля сразу решила купить эту книгу для домашней библиотеки, но в продаже ее не было. И только через год (в 2015 году) издательский дом «Нигма» выпустил чудесную книжку с данной повестью-сказкой.

Качество книги очень хорошее, иллюстрации тоже, содержание - выше всяких похвал. Эта книга о таинственном меридиане, который можно увидеть только через Зеленое Стеклышко и по которому можно путешествовать в разные волшебные страны. Капитан Коко, например, ищет страну «Валяй-Форси». Интересно, найдет ли он ее?

«Королевство кривых зеркал»

Следующая книга писателя Виталия Губарева «Королевство кривых зеркал». В 1963 году по книге был поставлен одноименный кинофильм, пользовавшийся большой популярностью в СССР. Этот кинофильм лучше посмотреть после прочтения книги, чтобы он не наложил свой отпечаток, и детское воображение представило королевство кривых зеркал во всей красе и разнообразии. После этого произведения мы долго с дочкой играли с игру «Скажи наоборот» (Оля - Яло, мама - амам, жаба- Абаж и т.д.).

В этом возрасте предлагаю начать знакомство детей с творчеством Григория Остера. В 6-7 лет дети уже понимают, что означают «Вредные советы» и хорошо их запоминают. Мне понравилась данная книга не только подборкой вредных советов (на мой взгляд, здесь самые лучшие вредные советы автора), но и иллюстрациями, которые можно рассматривать часами.

«Пеппи Длинный чулок»

И опять Астрид Линдгрен. Как без неё? Это величайшая шведская писательница, у которой есть произведения на любой детский возраст, и они имеют заслуженно всемирную популярность. Сейчас речь пойдет про «Пеппи Длинный чулок». Почему то в моем детстве мои родители мне не читали про Пеппи. Я, конечно, знала про нее, но очень поверхностно: что она рыженькая, с двумя косичками и очень любит проказничать. Но в произведении она предстала совершенно другой: зрелой, мудрой, фантастически сильной.

Она живет совсем одна на вилле «Курица» вместе со своими животными: мартышкой Нильсоном и лошадью. Ее отец капитан (впоследствии стал вождём чернокожего племени). Мама Пеппи умерла, когда та была ещё младенцем. У Пеппи есть чемодан с золотом, который позволяет ей безбедно существовать. Да, она не очень воспитанная девочка, и не ходит в школу, как остальные дети, но зато она «настоящая» и очень эрудированная. Эта личность, про которую обязательно надо читать детям.

«Сказки Голубой феи»

Случайно купила книги Лидии Чарской «Сказки Голубой феи» и не пожалела. Сказки добрые, милые, воздушные, сентиментальные. Они словно учат этикету души. Девочкам читать обязательно!

«Волшебный котёл»

И теперь мы подходим к главным 2 книгам, которые произвели настоящий фурор у нас в доме. Объясню подробнее.

Мы с дочкой читаем очень много. И я себя мнила уже гуру сказок. Но купив книги «Волшебный котелок», я осознала свою ошибку. В этих двух томах была только одна сказка, которую мы до этого читали. А все остальные - новые, неизвестные и безумно интересные. Здесь собраны сказки народов мира. Есть восточные, есть западноевропейские, восточноевропейские, русские, индийские и много других.

Сборник составлен таким образом, что от разнообразия кружится голова. Есть сказки похожие на притчи, например, знаменитая индийская сказка «На кого похож слон?» (про незрячих нищих). Перелистывая каждый раз, не знаешь, что тебя ждет в следующей сказке. И каждый вечер на протяжении 2 месяцев дочка просила перед сном «Волшебный котелок, волшебный котелок, свари интересную сказку». И поверьте, сказки всегда были интересные! Эти 2 книги - настоящие жемчужины детской библиотеки.

Эта наша интересная подборка книг для следующего возраста: Лучшие книги для детей 7-8 лет

P.S. Книги покупаю в интернет-магазине Лабиринт, хорошее соотношение цена-качество.

1. Истории для самых маленьких (для детей примерно от 1,5-2 до 3-4 лет)

"Репка", "Курочка-Ряба", "Теремок", "Колобок" - все эти сказки можно рассказывать малышу начиная уже с полутора-двух лет, показывая ему картинки и рассматривая их вместе с ним. К ним можно добавить русские народные потешки, стихи Агнии Барто для малышей ("Идёт бычок, качается...", "Наша Таня горько плачет..." и другие), "Цыплёнка" Корнея Чуковского и "Цыплёнка и утёнка" Владимира Сутеева.

Это очень короткие истории, либо описывающие какое-то одно событие (Курочка-Ряба снесла золотое яичко, Таня уронила в речку мячик и тому подобное), либо выстроенные как цепочка однотипных эпизодов (сначала репку тянет один дед, потом дед вместе с бабкой и так далее). Они рассказаны простыми предложениями, в них много повторов и рифм, и для их понимания достаточно относительно небольшого запаса слов. Многие из них представляют собой как бы переходные формы от потешек (типа "Сорока-ворона кашку варила...") к сказкам.

Как правило, маленькие дети с удовольствием слушают эти сказки и стихи по многу раз. Когда малыш будет уже достаточно хорошо знать ту или иную сказку, предложите ему рассказать её самому, пользуясь картинками и опираясь на вашу помощь. Если малышу нравится слушать сказки и стихи первого раздела, попробуйте постепенно добавить несколько книжек и из второго раздела (только обязательно с картинками).

Совсем маленьким детям (в полтора-два и даже в три года) эти сказки лучше всего не читать, а рассказывать, показывая им картинки и рассматривая их вместе. Малышу всегда легче воспринимать текст с опорой на картинки, поэтому, рассказывая или читая ему первые сказки и стихи, обязательно показывайте ему всех персонажей на картинках и рассматривайте картинки вместе с ним.

Примечание: если вы сможете найти диапроектор и диафильмы с этими сказками, обязательно покажите их малышу - диафильмы гораздо лучше воспринимаются, чем мультфильмы, от них меньше устают глаза, и они помогают понимать текст (а не заменяют его действием, как это происходит в мультфильмах).

Малышу очень важно, чтобы история хорошо кончалась. Хороший конец дарит ему чувство надёжности мира, тогда как плохой (в том числе и реалистичный) конец способствует возникновению всевозможных страхов. Поэтому "Теремок" лучше рассказывать в том варианте, когда после того, как теремок развалился, звери построили новый, ещё лучше прежнего. С хорошим концом стоит первоначально рассказывать и "Колобок" - например, придумав, как Колобок в последний момент сумел обхитрить Лису и убежать от неё.

Если вы много разговариваете и играете с малышом и рано начали рассказывать и читать ему сказки, то уже в два с половиной или три года можно переходить к книжкам следующего раздела. Однако дети, с которыми мало разговаривают и которым мало рассказывают и читают сказки, могут "дорасти" до книжек следующего раздела лишь к пяти-шести годам, а то и позже, особенно если они много смотрят телевизор и не привыкли воспринимать рассказ на слух.

2. Истории чуть посложнее (для детей примерно от 2,5-3 до 6-7 лет)

На второй "ступеньке сложности" можно поставить многочисленные книжки Владимира Сутеева ("Под грибом", "Палочка-выручалочка", "Яблоко" и другие), многие стихотворные сказки Корнея Чуковского ("Телефон", "Федорино горе", "Мойдодыр", "Айболит"), стихи Самуила Маршака ("Усатый-полосатый", "Где обедал, воробей?", "Вот какой рассеянный" и другие), а также его переводы детских английских стишков (например, "Перчатки", "В гостях у королевы", "Кораблик", "Шалтай-Болтай"). Сюда же относятся народные сказки о животных ("Хвосты", "Кот и лиса", "Лисичка со скалочкой", "Заюшкина избушка" и другие), басни Сергея Михалкова ("Кто кого?", "Услужливый заяц", "Друзья в походе") и многие другие истории.

Примечание: некоторые из сказок К. Чуковского достаточно страшны для малышей, и их лучше читать не раньше пятти-шести лет - они включены в раздел 3.

Эти истории уже немного длиннее; как правило, они состоят из нескольких отдельных эпизодов, связанных по смыслу. Взаимоотношения их героев становятся чуть-чуть более сложными, усложняются диалоги; для понимания этих историй малышу нужен больший запас слов.

По-прежнему остаётся важным хороший конец и отсутствие слишком страшных событий (даже если они хорошо кончаются). Поэтому знакомство с большинством волшебных сказок лучше отложить хотя бы лет до шести-семи. Даже "Красная Шапочка" часто пугает маленьких детей. Дети, которым волшебные сказки начинают рассказывать или читать рано (в четыре-пять лет), в лучшем случае потом их просто не любят, в худшем - у них могут развиться всевозможные страхи и кошмары. Так что если вы много читаете малышу и он быстро освоил этот раздел, выбирайте из книг следующего раздела те, где не происходит ничего страшного - например, рассказы Носова, истории Николая Грибачёва про зайца Коську и его друзей или повести Астрид Линдгрен.

Если вы много разговариваете и играете с малышом и достаточно рано начали рассказывать ему сказки и читать книжки, то истории этого раздела будут наиболее интересны ему в три-четыре года, а лет в пять он уже вполне сможет дополнять их книжками следующего раздела. Полюбившиеся истории ребёнок будет охотно слушать и читать и позже, с удовольствием вновь и вновь проживая ситуации, в которые попадают любимые герои.

А начиная читать самостоятельно (будь то в пять, шесть, семь или даже восемь лет), ребёнку стоит снова вернуться к сказкам и рассказам этого раздела - они короткие и простые, их сопровождают многочисленные яркие картинки, помогающие преодолевать трудности самостоятельного чтения. Начинать учиться пересказывать тоже лучше по достаточно простым текстам, поэтому некоторые из рассказов этого раздела часто включаются в учебники и хрестоматии по чтению для начальной школы.

Если же ребёнок много смотрит телевизор и видео и мало слушает сказки и книжки, ему может быть трудно воспринимать истории этого раздела в четыре-пять лет (не считая, конечно, снятых по ним мультфильмов). В этом случае на книжках этого раздела можно задержаться лет до шести-семи, постепенно добавляя к ним сказки и рассказы следующего уровня.

1. Владимир Сутеев. Под грибом. Яблоко. Дядя Миша. Ёлка. Кот-рыболов. Мешок яблок. Разные колёса. Палочка-выручалочка. Капризная кошка.

2. Корней Чуковский. Телефон. Федорино горе. Мойдодыр. Муха-Цокотуха. Айболит. Айболит и воробей. Путаница. Доктор Айболит (по Гью Лофтингу).

3. Самуил Маршак. Усатый-полосатый. Где обедал, воробей? Багаж. Вот какой рассеянный. Урок вежливости. Про всё на свете. И другие.

4. Самуил Маршак. Переводы детских английских песенок: Перчатки. Гвоздь и подкова. Три мудреца. В гостях у королевы. Кораблик. Король Пинин. Дом, который построил Джек. Котята. Три зверолова. Шалтай-Болтай. И другие.

5. Народные сказки о животных: Хвосты. Лиса и журавль. Журавль и цапля. Лиса и кувшин. Кот и лиса. Лисичка со скалочкой. Заюшкина избушка. Лисичка-сестричка и серый волк. Петушок - Золотой гребешок. Маша и Медведь. Волк и семеро козлят. Храбрый баран. Заяц-хваста. Зимовье. Полкан и медведь. Петушок - Золотой гребешок и чудо-меленка. Мужик и медведь. Сказка про ерша. Лиса и козёл. И другие.

6. Альф Прёйсен. Про козлёнка, который умел считать до десяти. Весёлый Новый год.

7. Лилиан Муур. Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду.

8. Агнеш Балинт. Гном Гномыч и Изюмка.

9. Энид Блайтон. Знаменитый утёнок Тим.

10. Николай Носов. Живая шляпа.

11. Николай Сладкое. Бежал ёжик по дорожке. Воробьишкина весна. И другие рассказы.

12. Хэйден Макэлистер. Разноцветные путешествия.

13. Зденек Милер. Крот и волшебный цветок.

14. Сергей Михалков. Басни: Кто кого? Услужливый заяц. Друзья в походе. Стихи: А что у вас? Песенка друзей. Фома. Рисунок. Мой щенок. И другие стихи.

15. Виталий Бианки. Первая охота. Как муравьишка домой спешил. Чей нос лучше. Лесные домишки. Сова. Кто чем поёт? И другие рассказы.

16. Михаил Пляцковский. Солнышко на память (рассказы).

17. Михаил Зощенко. Умные животные (рассказы). Показательный ребёнок (рассказы).

18. Приключения Пифа в рисунках В. Сутеева и пересказе Г. Остера.

19. Виктор Кротов. Как Игнатий играл в прятки. Как червячок Игнатий чуть не стал драконом.

20. Георгий Юдин. Букварёнок. Усатый сюрприз (стихи и рассказы).

21. Дональд Биссет. Всё кувырком (рассказы).

22. Фёдор Хитрук. Топтыжка.

23. Агния Барто. Медвежонок-невежа. Мы с Тамарой. Любочка. Любитель-рыболов. Фонарик. Я расту. И другие стихи.

24. Валентина Осеева. Волшебное слово.

25. Эмма Мошковская. Зоопарк. И другие стихи.

26. Борис Заходер. Хрюк на ёлке. О чём индюк думал.

3. Забавные рассказы и увлекательные приключения (для детей примерно от 5-6 до 8-9 лет)

Книги этого раздела - очень разные. Здесь есть истории на все вкусы: и страшные сказки (например, волшебные сказки разных народов в пересказе для детей), и забавные и весёлые приключения (например, приключения Незнайки и ослика Мафина, Буратино и Муми-троллей, зайца Коськи и Пиппи Длинный чулок), и ироничные повествования Григория Остера и Алана Милна. Есть коротенькие басни и длинные повести, стихи и проза.

Объединяет их то, что всё это истории для дошкольников, которые любят слушать и читать книжки; "телевизионные" дети их обычно не понимают - они не могут сосредоточиться на слушании достаточно длинных историй, и им не хватает воображения, чтобы представить себе описываемые в них события.

Некоторые из этих книг издаются в разных вариантах - с большим количеством ярких картинок или в более "взрослом" виде, где картинок мало или нет совсем. Дошкольникам, даже самым старшим и умным, лучше покупать книжки в ярком и красочном оформлении, картинки помогают им представлять себе героев книги и события, которые с ними происходят.

Если до школы ребёнку читали очень мало, ему может быть трудно воспринимать эти истории и в восемь-девять лет. В этом случае простого чтения ребёнку часто уже недостаточно для того, чтобы он научился понимать художественные тексты. С такими детьми необходимо проводить специальные коррекционно-обучающие занятия - иначе они не смогут справиться со школьной программой, а их внутренний мир останется неразвитым и примитивным.

Дети, которым много читают, вполне могут полюбить до школы и некоторые из книг следующего раздела (они несколько сложнее по языку и сюжету, и обычно их читают школьники лет 7-11).

1. Корней Чуковский. Бармалей. Тараканище. Крокодил. Краденое солнце. Приключения Бибигона.

2. Николай Носов. Приключения Незнайки и его друзей.

3. Николай Носов. Мишкина каша. Телефон. Дружок. Фантазёры. Наш каток. Метро. Федина задача. И другие рассказы.

4. Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино.

5. Алексей Толстой. Сказки.

6. Карло Коллоди. Приключения Пиноккио.

7. Николай Грибачёв. Лесные истории.

8. Энн Хогарт. Ослик Мафии и его друзья.

9. Ганс-Христиан Андерсен. Дюймовочка. Гадкий утёнок. Принцесса на горошине. Цветы маленькой Иды. И другие сказки.

10. Энид Блайтон. Приключения Нодди. Жёлтая книга фей.

11. Туве Янссон. Маленькие тролли и страшное наводнение. Комета летит! (в другом переводе - Муми-тролль и комета). Шляпа волшебника. Мемуары папы Муми-тролля. Опасное лето. Волшебная зима.

12. Отфрид Пройслер. Маленькая Баба-Яга. Маленький Водяной. Маленькое Привидение. Как поймать разбойника.

13. Д.Н. Мамин-Сибиряк. Алёнушкины сказки: Про Комара Комаровича. Сказка про храброго зайца Длинные уши - Косые глаза - Короткий хвост. Притча о молочке, овсяной кашке и сером котишке Мурке. И другие.

14. Астрид Линдгрен. Малыш и Карлсон, который живёт на крыше. Приключения Эмиля из Лённеберги. Пиппи Длинныйчулок.

15. Люси и Эрик Кинкейд. Лесные истории с кротёнком Вилли и его друзьями.

16. Тони Вульф. Сказки волшебного леса. Великаны. Гномы. Эльфы. Феи. Драконы.

17. Евгений Колкотин. Про медвежонка Прошку.

18. Валентин Катаев. Дудочка и кувшинчик. Цветик-семицветик.

19. Павел Бажов. Серебряное копытце.

20. Татьяна Александрова. Кузька. Сказки старой тряпичной куклы.

21. Ирина Токмакова. Аля, Кляксич и буква "А". Может, Нуль не виноват. И настанет весёлое утро. Маруся ещё вернётся. Счастливо, Ивушкин!

22. Джанни Родари. Приключения Чиполлино. Путешествие Голубой Стрелы.

23. Джоэлъ Харрис. Сказки дядюшки Римуса.

24. Борис Заходер. Стихи и стихотворные сказки (Мартышкин дом, Буква "Я" и другие). На горизонтских островах (стихи). Ма-Тари-Кари.

25. Эдуард Успенский. Дядя Фёдор, пёс и кот. Каникулы в Простоквашино. Меховой интернат.

26. Григорий Остер. Котёнок по имени Гав. Зарядка для хвоста. Подземный переход. Привет мартышке. А вдруг получится!!! Испорченная погода. Обитаемый остров. Это я ползу. Бабушка удава. Великое закрытие. Куда идёт слонёнок. Как лечить удава. Легенды и мифы Лаврового переулка. Сказка с подробностями.

28. Ренато Рашел. Ренатино не летает по воскресеньям.

29. Валерий Медведев. Баранкин, будь человеком! Приключения солнечных зайчиков.

30. Константин Ушинский. Слепая лошадь.

31. Волшебные сказки разных народов в пересказе для детей:

Русские: Сивка-Бурка. Царевна-лягушка. Птичий язык. Морозко. Финист - ясный сокол. Марья Моревна. Сестрица Алёнушка и братец Иванушка. По Щучьему велению. Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке. Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке. Сказка о молодильных яблоках и живой воде. Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что. Иван - вдовий сын. Чудесные ягоды. Липунюшка. Василиса Прекрасная. Хаврошечка. Морской царь и Василиса Премудрая. Три зятя. Снегурочка.

Немецкие сказки , собранные братьями Гримм: Заяц и ёж. Соломинка, уголь и боб. Храбрый портной. Три брата. Три лентяя. Маленькие человечки. Горшок каши. Бабушка Метелица. Мальчик с пальчик. Бременские музыканты. Цвет шиповника (в другом переводе - Шиповничек). И другие.

Французские: Гномы. Неугомонный петушок. Ученик чародея. Плут-малыш. Дочь дровосека. Как не уберегли звери свои тайны. "Попался, Сверчок!". Солнышко. Белый дрозд, хромой мул и красавица с золотыми волосами. Жан счастливый. Откуда совы взялись. Возвращение Ля Раме. И другие.

Английские: Три поросёнка. Мистер Майка. Как Джек ходил счастья искать. Источник на краю света. Три умные головы. Малютка брауни. Кто-всех-одолеет. Воду заперли. Тростниковая шапка. Ученик чародея. Том Тит Тот. И другие.

Арабские: Волшебная лампа Аладдина. Синдбад-мореход. Али-баба и сорок разбойников. И другие.

А также сказки датские, шотландские, ирландские, индийские, норвежские, шведские, португальские, японские, эстонские, татарские и многих-многих других народов.

32. Бытовые сказки разных народов (т.е. сказки о смекалке и сообразительности):

Каша из топора. Горшеня. Кто заговорит первый? Скряга. Мудрая жена. Барин и плотник. Скатерть, баранчик и сума. Дочь-семилетка (русские). Золотой кувшин (адыгейская). Король Иоанн и кентерберийский аббат (английская). Собака пономаря. Лиса и куропатка. Бирон. "Берник, бернак!" Плотник из Арля. Волшебный свисток и золотые яблоки. Старый горшок с золотыми экю (французские). И многие-многие другие.

33. Сказки Шарля Перро в пересказе для детей: Красная шапочка. Кот в сапогах. Золушка. Спящая красавица (кончая свадьбой).

Примечание: другие сказки Шарля Перро - такие как "Мальчик с пальчик", полная версия "Спящей красавицы" или "Синяя борода" - страшнее, там больше людоедов, детей, брошенных родителями в лесу, и других ужасов. Если вы не хотите пугать своих детей, то знакомство с этими сказками лучше отложить хотя бы до начальной школы, лет до восьми-девяти.

34. Хью Лофтинг. История доктора Дулитла.

35. А. Волков. Волшебник Изумрудного города. Урфин Джюс и его деревянные солдаты. И другие повести.

36. А.Б. Хвольсон. Царство малюток (Приключения Мурзилки и лесных человечков).

37. Пальмер Кокс. Новый Мурзилка (Удивительные приключения лесных человечков).

38. Евгений Чарушин. Медвежонок. Медвежата. Волчишко. И другие рассказы.

39. Виталий Бианки. Где раки зимуют.

40. Михаил Пришвин. Лисичкин хлеб. Лесной доктор. Ёж. Золотой луг.

41. Константин Паустовский. Прощание с летом.

42. Редьярд Киплинг. Слонёнок. Рикки-Тикки-Тави. Как леопард стал пятнистым.

43. Алан А. Милн. Винни-Пух и все-все-все.

44. Михаил Зощенко. Цикл рассказов про Лелю и Миньку: Ёлка. Бабушкин подарок. Калоши и мороженое. Не надо врать. Через тридцать лет. Находка. Великие путешественники. Золотые слова.

45. Галина Демыкина. Дом на сосне (повести и стихи).

46. Виктор Голявкин. Рассказы.

47. Борис Житков. Пудя. Как я ловил человечков.

48. Юрий Казаков. Зачем мыши хвост?

49. Владимир Одоевский. Городок в табакерке.

50. И.А. Крылов. Стрекоза и муравей. Лебедь, Рак и Щука. Ворона и Лисица. Слон и Моська. Мартышка и очки. Лисица и виноград. Квартет.

51. А.С. Пушкин. Сказка и рыбаке и рыбке. Сказка о Золотом петушке. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. Сказка о попе и работнике его Балде.

52. Стихи: Елены Благининой, Юнны Мориц, Сергея Михалкова, Корнея Чуковского, Самуила Маршака.

53. Стихи о природе (Пушкин, Жуковский, Блок, Тютчев, Фет, Майков и другие).

54. Петр Ершов. Конёк-горбунок.

55. Ефим Шкловский. Как вылечили Мишку.

56. Александр и Наталья Крымские. Сказки зелёного дивана.

4. Более сложные истории, интересные старшим дошкольникам, которые любят слушать и читать книги и уже прочитали большинство историй из прошлого раздела (обычно эти книги читают школьники лет 7-11, а нередко - и с удовольствием - взрослые)

"Аленький цветочек" и "Королевство кривых зеркал", "Маугли" и "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями" - эти и многие другие книги, включаемые обычно в списки чтения для школьников, вполне доступны многим дошкольникам, если они любят слушать и читать книги и уже прочитали большинство историй из прошлого раздела. В книгах этой группы смысловая картина мира становится более сложной и расчленённой. Их герои переживают моральные конфликты, учатся понимать других людей и строить отношения с ними, их взаимоотношения усложняются и могут изменяться по ходу действия. Сложнее становится и сам текст: удлиняется и становится более разветвлённым сюжет, большое место начинает занимать описание чувств и переживаний героев, добавляются описания, авторские отступления и размышления героев, одна и та же ситуация может показываться с позиций разных героев.

Переходить к книгам этой группы до школы вовсе не обязательно, это стоит делать лишь в том случае, если вы уже перечитали с ребёнком большинство книжек третьего раздела. И ещё: поскольку эти книги сложнее и по языку, и по содержанию, ребёнку лучше читать их вместе с вами - даже если он уже вполне прилично читает сам.

1. Сергей Аксаков. Аленький цветочек.

2. Ганс-Христиан Андерсен. Новое платье короля. Соловей. Огниво. Снежная королева. Стойкий оловянный солдатик. И другие сказки.

3. Сельма Лагерлёф. Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями.

4. Виталий Губарев. Королевство кривых зеркал.

5. Льюис Кэрролл. Приключения Алисы в Стране чудес. Алиса в Зазеркалье.

6. Михаэль Энде. Джим Пуговка и машинист Лукас. Джим Пуговка и Чёртова Дюжина.

7. Редьярд Киплинг. Маугли. Вот так сказки!

8. Ян Экхольм. Тутта Первая и Людвиг Четырнадцатый. ТО да СЁ из города АВОСЬ да НЕБОСЬ.

9. Джеймс Барри. Питер Пэн и Венди.

10. Эрнст Гофман. Щелкунчик и мышиный король. И другие сказки.

11. Клайв С. Льюис. Хроники Нарнии.

12. Кеннет Грэхем. Ветер в ивах.

13. Антоний Погорельский. Чёрная курица, или Подземные жители.

14. Вильгельм Гауф. Маленький Мук. Калиф-аист. Приключения Сайда. И другие сказки.

15. Д.И Мамин-Сибиряк. Серая Шейка. Сказка про славного царя Гороха и его прекрасных дочерей царевну Кутафью и царевну Горошинку. Светлячки. Сказочка про дедушку Водяного. Золотой брат. Богач и Ерёмка. И другие рассказы.

16. Феликс Зальтен. Бемби. Жили-были пятнадцать зайцев.

17. Павел Бажов. Каменный цветок. Горный мастер. Золотой волос.

18. Андрей Некрасов. Приключения капитана Врунгеля.

19. Пьер Грипари. История принца Реми, лошадки по имени Реми и принцессы Мирей. Сестричка-невеличка. И другие сказки.

20. Георгий Русафов. Ваклин и его верный конь. И другие сказки.

21. Софья Прокофьева. Пока бьют часы. Остров капитанов.

22. Анатолий Алексин. В стране вечных каникул.

23. Евгений Чарушин. Рассказы о животных (Щур. -Яшка. Глупые обезьянки. И другие).

24. Приключения Робин Гуда.

25. Д"Эрвильи. Приключения доисторического мальчика (в пересказе Б.М. Энгельгардта).

26. А.П. Чехов. Лошадиная фамилия.

27. Борис Шергин. Пойга и лиса.

28. Алексей Толстой. Фофка.

29. Александр Куприн. Ю-ю.

30. Нина Артюхова. Мороженое.

31. Виктор Голявкин. Рассказы.

32. Виктор Драгунский. Денискины рассказы.

33. Радий Погодин. Кирпичные острова.

34. Эрнест Сетон-Томпсон. Чинк.

35. Джек Лондон. Сказание о Кише.

36. Дж.Р.Р. Толкин. Хоббит.

37. Юрий Олеша. Три толстяка.

38. Лазарь Лагин. Старик Хоттабыч.

39. Альберт Иванов. Лилипут - сын великана.

40. Роберт-Луи Стивенсон. Остров сокровищ.

41. Даниэль Дефо. Приключения Робинзона Крузо.

42. Марк Твен. Приключения Тома Сойера.

43. Юрий Коваль. Недопёсок.

44. Евгений Велтистов. Электроник - мальчик из чемодана. Рэсси - неуловимый друг. Миллион и один день каникул.

45. Кир Булычёв. Девочка, с которой ничего не случится. Путешествие Алисы. Тайна третьей планеты. День рождения Алисы. Заповедник сказок. Козлик Иван Иванович. Лиловый шар.

46. Владислав Крапивин. Тень каравеллы. Трое с площади Карронад.



Рассказать друзьям