Что покупает поколение y и z. Теория поколений: X, Y, Z - кто они

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

П-Р-И-В-Е-Т!
- Отец, почему ты кричишь?
- ТЫ МЕНЯ СЛЫШИШЬ?
- Да тебя и в Европе слышно! Что случилось?
- Я ЗВОНЮ ПО СВОИМ ! ЭТО КРУТО!
- Папа, ты, должно быть, держишь часы в миллиметре от лица. Опусти руку, и поговорим.
- КАК ПРОШЁЛ ДЕНЬ?
- Ты все ещё кричишь. Опусти запястье, и поговорим.

Поколение Z живёт в другом мире, где благодаря быстрому научно-техническому прогрессу барьеры между физическим и виртуальным миром практически рухнули. Мы называем его фиджитал-миром.

Сегодня вы можете купить что-то как в обычном магазине, так и в интернете. Вы можете написать и отослать обычное письмо, а можете отправить электронное сообщение. Вы можете работать в офисе или удалённо. И так далее. Выбор - это прекрасно, но его наличие порождает множество споров. Как правило, они сводятся к выяснению вопроса о том, какое решение лучше - виртуальное или реальное.

Поколение Z отличается тем, что вообще не видит разницы между виртуальным и реальным. О чём тут спорить?

понаблюдайте за поколением Z, чтобы узнать, как им удаётся сочетать реальное и виртуальное в своих потребительских привычках, жизни и работе.

Для поколения Z крайне важна персонализация

Типичный разговор родителя и его ребёнка из поколения Z:
- Отец, Гремпсы подарили мне диск Канье Уэста на день рождения.
- Отлично!
- Впустую потраченные деньги, не находишь?
- Почему? Мне казалось, ты любишь Канье?
- Люблю, но не все песни. Лучше бы Гремпсы дали мне подарочный сертификат на iTunes, чтобы я мог скомпоновать свой плейлист.

Как и все поколения, поколение Z столкнулось с подростковой неуверенностью, стремлением «найти свою игру» и одновременным желанием продемонстрировать свою уникальность. Есть вещи, которые никогда не меняются. Но поколению Z гораздо легче создать целую , которая выделяет их из толпы, ведь оно воспитывалось в высоко персонализированном мире.

У моего поколения масса способов - от твитов в Twitter, постов в Instagram и страниц в Facebook - идентифицировать и персонализировать личный бренд и сообщить о нём миру. Это суперпросто! Всё, что нужно сделать, - просмотреть мою ленту в Facebook, и через несколько секунд вы будете знать, что я люблю.

Мнение представителя поколения Z

От средств массовой информации до политики и вне её поколение Z обладает беспрецедентными возможностями выбирать и контролировать свои предпочтения. Это прекрасная вещь, если использовать её в благих целях.

Чему стоит поучиться у поколения Z: технологической продвинутости, открытости мышления, решимости.

Для поколения Z характерна практичность

Типичный разговор родителя и его ребёнка из поколения Z:
- Иона, в следующем семестре у тебя один факультативный предмет по выбору. Почему бы тебе не взять историю искусств?
- Почему именно её?
- Чтобы больше узнать об искусстве.
- Зачем?
- Что ты имеешь в виду?
- Как это связано хотя бы с одной из моих целей? Я хотел бы посещать курсы, которые мне действительно пригодятся в будущем.

Люди, имеющие то или иное отношение к подбору кадров, всё чаще сегодня могут слышать о неких поколениях X, Y и Z. Но что это значит? Что это за люди и почему их нужно привлекать к сотрудничеству? Согласно мнению HR-специалистов, молодая теория поколений открывает широкие границы для привлечения персонала и управления им.

Вопрос даты рождения

Впервые об особенностях возрастных различий заговорили в 1991 году два человека – исследователи из США Нейл Хоув и Уильям Штраус. Они создали теорию, которая основывалась на различиях в ценностях людей разных поколений. Эти различия были изучены, как и обуславливающие их причины, например, ситуация в экономике и политике, технологическое развитие общества и т.д. Некоторое время спустя теория стала применяться на практике, т.к. она оказалась очень эффективной в сфере бизнеса. Сегодня эту теорию применяют всё чаще.

Возрастная теория включает в себя три основных составляющих (поколения X, Y и Z) и одну дополнительную (бэби-бумеры). Рассмотрим их подробнее.

Бэби-бумеры

К категории бэби-бумеров относятся люди, родившиеся в период с 1943 по 1963 годы. Как правило, они , коллективном труде и командной игре. Саморазвитие понимается ими как возрастающая способность к достижению коллективных целей.

В настоящее время большинство бэби-бумеров находятся на пенсии, хотя есть и те, кто ещё работает. Отличительной особенностью этой категории людей в России является и завидная выносливость.

Поколение X

Поколение X – это люди, родившиеся с 1963 по 1983 годы. Их отличительными особенностями являются такие черты как умение рассчитывать только на себя, альтернативное мышление, информированность о том, что происходит в мире, готовность выбирать и меняться. По большому счёту, люди этой возрастной категории являются одиночками, которые нацелены на упорный труд и достижение индивидуального успеха. Они двигаются по карьере на протяжении долгих лет, придерживаясь одного направления

Поколение Y

Люди поколения Y – это люди, которые родились с 1983 по 2003 годы. Их понимание целеустремлённости и успешности отличается: в большинстве случаев им не нравится начинать профессиональный рост с низших ступеней, рассчитывая на то, что через несколько лет их повысят. Основной их ориентир – это немедленный рост. Это же считается и их недостатком.

Однако этот недостаток можно частично оправдать стремлением к максимальной информированности и профессионализму в нескольких областях сразу, т.к. для этих людей непозволительно быть специалистами в чём-либо одном. Поколение Y является надеждой современного бизнеса, т.к. ему свойственны высочайшая техническая грамотность, желание работать внеурочно и тяга к знаниям.

Здесь же можно дополнить, что, по словам некоторых специалистов, например, исполнительного директора Некоммерческого партнёрства «Эксперты рынка труда» Михаила Семкина и специалиста по работе с персоналом ОАО «МДМ Банк» Ольги Павловой, уже в ближайшее десятилетие поколение Y станет главной рабочей силой.

Поколение Z

Те же, кто родился после 2003 года, относятся к поколению Z. Этих людей пока что рано оценивать с точки зрения профессионализма, учитывая их возраст. И сказать о том, какие ценности будут превалировать в их сознании, не представляется возможным в данное время.

Но для чего нужна вся эта информация?

«Кадровая охота»

Если подходить к вопросу «охоты» на сотрудников правильно, то он предполагает ответ на то, зачем о поколениях XYZ требуется знать специалистам по человеческим ресурсам, ведь HR дословно звучит как «Human Resources», что означает «Человеческие Ресурсы», а это значит, что человек занимает здесь главенствующую роль.

Внимание современных HR-специалистов всё больше акцентируется на человеческих возможностях. И именно потенциал сотрудников, а не материальная база компаний и корпораций становится их главным богатством.

Помимо этого, на рынке кадров наблюдается всё более ожесточающаяся борьба за соискателей, и для того чтобы выйти из неё победителем, необходимо предоставлять талантливым представителям каждого из поколений только самые лучшие условия. Плюс к этому, оценивать этих людей по одинаковой шкале крайне недопустимо, ведь у них могут быть диаметрально противоположные представления о «работе своей жизни». И сотрудников может быть понята наилучшим образом только с позиции теории о поколениях XYZ.

Какие условия приемлемы для каждого из поколений?

Работая с персоналом, необходимо понимать, что у людей разных поколений будут разные потребности.

Бэби-бумеры, как поколение со стабильными запросами, является ориентированным, главным образом, на устойчивость. Именно стабильные условия имеют здесь решающее значение, и замотивировать этих людей на можно, даже не прибегая к использованию материальных выгод.

Основной мотивацией для поколения X служит , желание быть уверенным в будущем и чёткое знание всех деталей своей работы. В дополнение к этому, в качестве мотивации рекомендуется использовать предоставление возможности постоянно находиться в процессе обучения и личностного роста. Если же говорить о финансовой стороне вопроса, то для людей, которые относятся к поколению X, наиболее интересен фиксированный оклад, а система коммерческого стимулирования вызывает у них не очень положительные эмоции.

Учитывая то, что поколение Y нередко именуют «сетевым поколением», заниматься их привлечением очень успешно можно и посредством Интернета, в частности, посредством социальных сетей. Для поколения Y базовой мотивацией служит денежное вознаграждение, отсутствие бюрократических «заморочек» и технологическая составляющая, к примеру, наличие на рабочем месте высокотехнологичного оборудования. В том же случае, если в организации не внедряются новые технологии и процесс работы не оптимизируется, то это может отрицательно сказаться на интересе соискателей к данной компании и деятельности в ней.

Помимо прочего, поколение Y предпочитает те организации, в которых наименьшее количество запретов и ограничений. Здесь важна непринуждённая атмосфера, свободный стиль в общении с коллегами, возможность одеваться в привычной манере и т.п. А ещё лучше будет, если рабочая обыденность будет чем-то напоминать игру, ведь это поколение взращено на компьютерных играх.

Что ещё важно учитывать?

Каждый волен придерживаться своего мнения, и многие могут счесть теорию поколений XYZ обычной «сказкой», не достойной внимания. Однако любая компания, которая не ориентируется на современные тренды (как и любая компания, которая слепо берёт всё на веру) затормаживает своё развитие. Согласно мнению упомянутой выше Ольги Павловой, HR-специалисты непременно должны учитывать интересы и особенности поколений бэби-бумеров, X, Y и Z. Если в какой-то компании необходим человек из поколения Y, то X или бэби-бумер его никогда не заменит. Идеальной считается ситуация, в которой человек-X руководит человеком-Y, обращая при этом внимание на его точку зрения и .

Если же не уделить теории различия поколений должного внимания, будет велика вероятность отрицательных последствий для компании, т.к. практика показывает, что очень часто на вакантную должность принимается совершенно неподходящий человек. Стремясь к быстрому результату, сотрудники кадровой службы могут «подгонять» соискателя под шаблон, что впоследствии служит причиной разочарований и компании, и работника, и человека, одобрившего его кандидатуру, и придётся искать нового человека.

Бесспорно, руководствуясь принципами теории поколения XYZ, компания может потратить значительно больше времени на его оценку, составление и анализ личностных и профессиональных характеристик и т.д., но результат стоит того, ведь компания получает не только возможность реализации стратегических планов, но и довольного и благодарного сотрудника.

Теорию возрастных различий можно использовать ещё и в целях консультирования уже работающего персонала, а также соискателей. Если специалист по подбору персонала сможет правильно донести до соискателя информацию, в случае отказа соискатель будет понимать, что причиной тому могут быть не его личные показатели, а совокупность особенностей рынка труда и специфики компании. К тому же, знания о теории поколений помогут и самому человеку, находящемуся в поиске работы, скорректировать свои действия и начать двигаться в новом русле, если в прежнем не получалось.

А что касается корпоративной культуры, то теория поколения XYZ помогает выстроить её должным образом, ведь ориентируясь на особенности различия поколений, можно сделать уклон на те ценности, которые важны для представителей преобладающего в компании поколения. Но и интересы остальных, конечно же, всегда должны учитываться.

В своей работе кадровики должны ориентироваться и на традиционные методы подбора персонала, и на новые веяния и тренды в этой области, ведь успех компании зависит от применения самых эффективных стратегий, а таковые можно найти в любом периоде времени – и в прошлом, и в настоящем.

На протяжении последних десятилетий маркетинговые компании всего мира были направлены на миллениалов - легко обучаемых, самовлюбленных, борющихся за социальный статус. Буквально через несколько лет станет платежеспособным новое поколение - поколение Z. Чем оно отличается и как с ним работать - читайте ниже.

Пять поколений, определивших маркетинг столетия

Американские ученые Нейл Хоув и Уильям Штраус разработали в 1991 году разработали теорию поколений, согласно которой каждые 20-25 лет появляется новое поколение людей. Новое поколение отличается от предыдущих привычками, характером, ценностями и целями.

Нил Хоув


Каждые восемьдесят лет характеристики поколения совпадают, поэтому современные подростки напоминают людей, рожденных в период с 1923 по 1943 годы. Ученые расписали периодичность с первой половины пятнадцатого века, но для общественности наибольший интерес представляют последние пять поколений.

Молчаливое поколение (родившиеся в 1923-1943)

Последним представителям сейчас 80-90 лет. Молчаливое поколение законопослушно, консервативно, терпеливо. Лучше всего ему удается работать, люди, рожденные в этот промежуток времени, предпочитают приспосабливаться к условиям, а не менять их. Поколение стремится копить деньги, основные траты - продукты питания, печатные книги, детали интерьера. Маркетологи привлекают молчаливое поколение проявлением заботы и внимания.

Беби-бумеры (родившиеся в 1943-1963)

По сравнению с предыдущим, намного более активное и жизнерадостное поколение. Склонны идеализировать мир, много работают, стараются соблюдать правильный образ жизни и любят самолечение. Деньги для них, в первую очередь, ключ к статусности. Часто тратят больше, чем могут себе позволить. Оптимальные маркетинговые образы для них - яркие картины светлого будущего.

Поколение X (родившиеся в 1963-1984)

Прагматичное поколение, готовое платить больше за скорость и комфорт. Совершенно иначе относятся к своему здоровью - в отличие от предыдущих поколений, при заболевании предпочитают снятие симптомов, а не полноценное лечение, все ради сохранения работоспособности. Первое из поколений, готовых совершать покупки как в торговых центрах, так и онлайн. Чтобы заинтересовать поколение X, маркетологу нужно показать разнообразие характеристик и возможность выбора. Не лояльные потребители, придется всегда бороться за их внимание.

Поколение Y (родившиеся в 1984-2004)

Миллениалы непостоянны, самовлюбленны, амбициозны, но не всегда относятся к жизни серьезно. Стабильная работа ради денег их не привлекает, представители этого поколения ищут удовольствий и развлечения. Доверяют известным брендам, лояльны. Маркетинговые компании для миллениалов демонстрируют не товар, а образ жизни. Компания без сайта с удобным интерфейсом и группами в социальных сетях не вызовет у них доверия.

Поколение Z (родившиеся в 2004 и младше)

Пока невозможно сформировать окончательный портрет поколения, но отдельные характерные черты уже отчетливо видны. Кумиры поколения - в социальных сетях, грань между реальной и виртуальной жизнью окончательно стерта, к традиционной рекламе они практически невосприимчивы, но все еще жаждут покупать.

Чем живет поколение Z?

Поколение Z требует существенного пересмотра подходов к рекламным компаниям и смены площадок - с контекстной рекламы и лендингов в социальные сети. С одной стороны, это проблематично - многие отработанные концепции становятся неэффективными. С другой стороны, маркетинг в социальных сетях намного дешевле традиционного, поэтому современные маркетологи могут достигать высокой результативности при минимальных затратах. Чтобы знать, как перестраивать свои рекламные кампании под новое поколение, стоит помнить про отличия Z от Y.


Смартфоны опережают компьютеры

В отличие от прошлого поколения, предпочитающего ноутбуки и компьютеры, поколение Z предпочитает быть онлайн со смартфона. Статистика ниже подготовлена Global Web Index.

В течение дня поколение Z проводит онлайн более семи часов - 3:45 с компьютера и 4:01 с телефона. Миллениалы тратят онлайн в сумме примерно столько же времени, при этом 4:01 в сети с компьютера и только 3:38 - с телефона.Поколение Z в среднем на 17 минут в день больше слушает музыку - 1 час 40 минут, и на 18 минут меньше смотрят телевизор.


Времяпрепровождение

  • Заполнить свободное время : 51% - Z, 44% - Y.
  • Найти развлекательный контент : 47% - Z, 40% - Y.
  • Оставаться на связи с друзьями : 46% - Z, 43% - Y.
  • Оставаться в курсе последних событий : 42% - Z, 42% - Y.
  • Делиться фотографиями и видео : 38% - Z, 36% - Y.

Поиск информации

Поколение Z в поиске информации о товарах и услугах уходит с традиционных сайтов в социальные сети - по сравнению с прошлым поколением, активность поиска в них выше на 6%. На 2% выросла частота использования мобильных приложений для этих же целей, показатели по остальным способам снизились.

Топ-5 каналов поиска информации:

  • : 51% - Z, 45% - Y.
  • Поисковые системы : 48% - Z, 49% - Y.
  • Мобильные приложения : 30% - Z, 28% - Y.
  • Отзывы потребителей : 29% - Z, 33% - Y.
  • Сайты брендов и производителей : 25% - Z, 29% - Y.

Статусность

Новое поколение придает большое значение социальному статусу, что сказывается на брендовых предпочтениях.

Топ-5 брендов смартфонов.

  • iPhone : 52% - Z, 45% - Y.
  • Samsung : 42% - Z, 40% - Y.
  • Huawei : 16% - Z, 19% - Y.
  • Xiaomi : 15% - Z, 13% - Y.
  • Sony : 11% - Z, 11% - Y.

Желания и платежеспособность

В силу возраста поколение Z пока не слишком платежеспособно, поэтому его представители не могут позволить себе многое из того, что есть у миллениалов. Исключение составляют только смартфоны.

Топ-5 гаджетов во владении

  • Смартфон : 96% - Z, 84% - Y.
  • Компьютер/ноутбук : 68% - Z, 74% - Y.
  • Планшет : 29% - Z, 37% - Y.
  • Smart TV : 25% - Z, 34% - Y.
  • Игровая консоль : 23% - Z, 23% - Y.

Лидеры мнений

Поколение Z невосприимчиво к традиционной рекламе и устало от контекстных объявлений. За советом они обращаются к лидерам мнений, которые на своих страницах социальных сетей советуют, какую выбирать косметику и где бронировать отель.

Эффективность Influencer Marketing: % пользователей, который сказали, что открывали новые бренды после одобрения звезд или известных личностей.

Всего: 14%

Мужчины: 13%

Женщины: 15%

Возраст:

16-24 - 17%

25-34 - 16%

35-44 - 12%

45-54 - 9%

55-64 - 6%

Достаток:

Нижние 25% - 13%

Средние 50% - 14%

Верхние 25% - 15%

Чем поколение Z отличается от других поколений?

  • Поколение Z не отделяет реальную жизнь от виртуальной, но тщательно хранит границу между частной и публичной жизнью, из-за чего у многих появляется два аккаунта в социальных сетях.
  • По сообщению Millvrad Brown менее четверти представителей этого поколения положительно реагирует на рекламу. Особенно агрессивно они воспринимают навязчивые рекламные объявления, например, всплывающие окна.
  • На принятие решения влияют лидеры мнений - знаменитости, блогеры. Чем больше подписчиков - тем выше авторитет. При этом авторитеты должны быть по возможности искренними - поколение Z ищет честности в продвижении.
  • Они быстро переключают внимание. Миллениал может задерживать внимание в среднем на двенадцать секунд, у поколения Z этот промежуток сокращается еще на четыре секунды.
  • Поколение Z хочет быть вовлеченным, хочет быть уверенным в важности своего мнения. Они легко идут на коммуникацию с брендом, готовы участвовать в опросах и оставлять отзывы. Составить портрет целевой аудитории этого поколения будет просто, но благодаря налаженным коммуникациям возникают дополнительные угрозы для маркетологов - информация о провальной рекламной кампании разлетится очень быстро.
  • В отличие от миллениалов, нацеленных на карьерный успех и финансовую независимость, поколение Z больше внимания уделяет самореализации. Они верят в легкость достижения популярности и богатства, наблюдая за опытом ровесников-блогеров, монетизировавших свои каналы.
  • Поколение Z стремится активно проводить свободное время. потому что жизненный опыт становится новой социальной валютой. Положительные и яркие эмоции - то, что безусловно вовлечет представителей поколения.
  • Ценности все дальше смещаются от материальных к нематериальным. Эксклюзивные дизайнерские сумки выходят из моды, а забота о своем здоровье и натуральные продукты - возвращаются.

Как продавать представителям поколения Z?

  • Чтобы вовлечь новое поколение, нужно занять все доступные каналы коммуникации, в особенности - быть активным в цифровой среде. Поколение Z не знает мира без digital-технологий, поэтому пользуется ими интуитивно.
  • Группы в социальных сетях, мобильные приложения и сайты брендов должны предлагать качественный информативный контент, например, подробности технологических процессов производства. Поколение Z выступает за пользу и открытость, поэтому такими методами можно завоевать лояльность.
  • Эмоциональное вовлечение, работа с воображением - ключ к успешному взаимодействию с поколением Z.
  • В среднем представитель поколения Z работает с пятью девайсами, поэтому важно создавать кроссплатформенные рекламные компании. Если ваш сайт прекрасно выглядит с ноутбука, но совершенно нечитаем с телефона - доверия он не вызовет.
  • Технологии должны стать естественной частью маркетингового процесса - виртуальная реальность, дополненная реальность, мультиэкранность и кроссплатформенность становятся значимыми факторами.

Для полноты исследования я начал с домашнего задания и проанализировал, кто делил людей на поколения и по какому принципу.

Положили начало всему американские исследователи Нил Хоув и Уильям Штраус, которые в 1991 году представили миру так называемую теорию поколений в своей книге «Поколения» (Generations). Согласно ей, у представителей каждого поколения существуют определенные признаки, обусловленные средой, в которой они воспитывались и взрослели.

Психологи утверждают, что формирование ценностей у человека происходит до 10–12 лет. Логично, что в этот период наибольшее влияние на будущую личность оказывает школа с программой обучения и списком литературы, друзья, общество, уровень его технологичности и, конечно, родители, которые закладывают нормы поведения и мировосприятия через свой пример.

Вот поколения, с которыми я был знаком в течение жизни:

  • Величественное поколение (1900 –1923)
  • Молчаливое поколение (1923 –1943)
  • Поколение бэби-бумеров (1943 – 1963)
  • Поколение Х («Икс») (1963 – 1983)
  • Поколение Y («Игрек») (1983 – 2003)
  • Поколение Z «Зет» (c 2003)

Но все внимание в данной статье я посвятил последним 4 поколениям. Итак, начнем.

Поколение бэби-бумеров: молодые сердцем и душой

Поколение получило название благодаря вспышке рождаемости после Второй мировой войны. Сегодня это поколение представлено в Интернете меньше других: 37,7% из них пользуются Всемирной сетью по данным исследований TNS MMI 2/2017, Gemius 01-07 / 2017, Mediaanalyzer (Factum Group) 07/2017. Многие маркетологи игнорируют эту категорию, считая ее слишком возрастной, чтобы уделять внимание. При этом, можно увидеть множество исследований о самом молодом поколении Z, в то время как его представители еще даже не имеют собственного финансового ресурса.

Когда родились: согласно Штраусу и Хоувву «бумеры» родились в период с 1943 до 1963 года, сегодня им от 55 до 75 лет.

Связи с другими поколениями: «Бэби-бумеры» 一 это родители поздних «иксов», а также бабушки и дедушки миллениалов. Следовательно, именно «бумеры» сформировали фундамент развития для поколения X.

Ценности: У «бумеров» период взросления - это смакование победы СССР в Великой Отечественной войне, полеты в космос и советская «оттепель». «Бэби-бумеры» верят в государство и власть. Их будущее всегда было понятно, поэтому им важно поддерживать это состояние определенности.

Как покупают: Большинство «бэби-бумеров» посещают рынки или небольшие торговые магазины.

При этом они нередко покупают онлайн: 11,9% всех пользователей Интернета этого возраста используют онлайн-шопинг. Но для «бэби-бумеров» важно общение с реальными людьми - этого на пенсии им действительно не хватает. Потребность в общении «бумеры» компенсируют посещением магазинов/рынков. А мы удивляемся, куда это спешат бабушки и дедушки по утрам.

Для «бэби-бумеров» не имеет значения упаковка - им важно, как этот товар поможет именно им. Но если они уже облюбовали какой-то бренд или товар, то готовы за ним идти на другой конец города и выстаивать очереди. Обо всех интересных находках они с удовольствием рассказывают родственникам и друзьям.

Важно также отметить, что категорию покупателей-«бумеров» представляют преимущественно женщины. Это в первую очередь связано с демографическими реалиями: женщины живут дольше мужчин. К тому же, когда женщина остается одна, она продолжает покупать товары для себя или своих детей. Когда один остается мужчина, он выходит в магазин только за самым необходимым.

Любимые бренды: Характерная черта аудитории этого поколения - преданность товарам. В разрезе «бумеров» не совсем корректно использовать понятие бренда, ведь товары известных марок им попросту не были доступны. Да, они скорее купят товар, о котором слышали много лет, чем начнут экспериментировать. И если они уже стали вашими клиентами, то, скорее всего, останутся ими на всю жизнь.

Характеристика: Они невероятно ценят молодость. Для «бумеров» это не только самый счастливый период жизни, но и время движущей силы, когда можно строить будущее - свое и общества. Именно так они хотят себя чувствовать - молодыми сердцем и душой.

Невероятно важны для представителей этого поколения семейные ценности. Большая полноценная семья - признак успеха. Построить счастье в одиночестве, по их мнению, сложно. «Бэби-бумеры» стремятся помогать младшим членам семьи - как материально, так и в хозяйстве. Это также связано с желанием испытывать собственную значимость.

Поколение Х: Автономные и вечно занятые

Их также называют «неизвестным поколением». «Иксы» отличаются готовностью к изменениям, большим индивидуализмом.

Когда родились: Согласно вышеупомянутой теории, к этой категории относятся люди, рожденные с 1961 до 1981 года, то есть сейчас им от 35 до 55 лет.

Связи с другими поколениями: Несмотря на то, что «иксы» приходятся детьми «бэби-бумеров», между этими поколениями существует недоразумение. «Бумеры» обвиняют «иксов» в отсутствии амбиций. В то время как представители старшего поколения привыкли много работать, все планировать и открыто об этом рассказывать, у их детей меньше оптимизма по поводу счастливого будущего. Они больше озабочены настоящим и вообще не склонны делиться своими планами.

Ценности: На формирование ценностей «иксов» повлияли война в Афганистане, появление наркотиков и всемирное беспокойство по поводу новой болезни - СПИД.

Как покупают: «Иксы» предпочитают «живые» магазины, но активно осваивают онлайн-шопинг. Они выбирают места, где можно купить все и сразу, экономя драгоценное время.

Покупателям поколения Х важно чувствовать свою уникальность. Воспитанные в условиях, когда все одевались одинаково, во взрослой жизни они стремятся выделиться. Поэтому возможность приобрести товар, который делает их особенными, будет всегда восприниматься как преимущество.

Но настоящая необходимость для «иксов» - возможность выбора. Рожденные во времена появления супер- и гипермаркетов, они стали разборчивыми потребителями и ходят в магазины только за товарами первой необходимости, при этом сравнивая предложения продавцов. Им важно понимать, ЧТО они покупают (внимательно читают состав на упаковке) и насколько этот товар подходит именно им.

Покупателям поколения Х важно чувствовать свою уникальность

Как достучаться до «иксов» : Самые богатые люди в мире, основатели Google, Tesla, Amazon, Space X - выходцы именно из этого поколения. И это не просто совпадение.

«Иксы» родились до появления Интернета, а это влияет на их поведение и предпочтения в Сети. Они не говорят на сленге миллениалов и «зетов» и не всегда понимают механику сайта. Им нужны четкие инструкции, прямые гиперссылки и простой интерфейс.

Согласно исследованию Сitypost mail, «неизвестное поколение» проводит больше времени в социальных сетях, чем миллениалы - в среднем 6 часов 58 минут в неделю занимает у них просмотр Facebook. Преимущественно они посещают соцсети в период с 20.00 до 00.00 и чаще используют ПК, чем смартфоны.

До недавнего времени эта возрастная категория была больше представлена в «Одноклассниках», сегодня же они массово приходят на Facebook. 58% активно посещают YouTube - в основном, чтобы найти полезную информацию. Лишь 8% активно используют Instagram.

Чтобы привлечь внимание классического «икса», стоит апеллировать к их ностальгии и потребности в комфорте. Лучше избегать опросов и викторин, однако полезно предлагать аудитории интересный и информативный видеоконтент. Совместное исследование Google, Ipsos Connect и Flamingo выделили 3 типа контента, ради которого Х заходят на Youtube: тот, что вызывает ностальгию, то, что информирует, а также контент how to do.

Чтобы привлечь внимание классического «икса», стоит апеллировать к их ностальгии и потребности в комфорте

Поколение Y: Действовать здесь и немедленно!

Их еще называют миллениалы. Это поколение строит настоящее, и именно они находятся под прицелом всех маркетологов мира. Каждый миллениал считает себя особенным, но есть одно «но»: так же думают все остальные представители этого поколения.

Поэтому миллениалы часто страдают - ожидания не совпадают с реальностью. Миллениалам приходится жить в конкурентной среде: они наблюдают истории успеха вроде «Он в 22 года заработал миллион, а чего достиг ты?». Бурное сочетание завышенной самооценки, нереальных ожиданий и уязвимости требуют особого отношения.

Связи с другими поколениями: Миллениалы - дети «иксов» и внуки «бэби-бумеров». Их родители пытались дать им свободу выбора, старательно за ними следили, а также внушили веру в то, что они особенные.

Как покупают: Покупательная способность «игреков» огромна. Они уже не так часто ходят в магазины и все больше любят онлайн-шопинг. Однако гипермаркеты и супермаркеты - все еще любимые места оффлайн-шопинга и развлечений.

Согласно исследованиям аналитического агентства Markswebb Rank & Report, 53% всех онлайн-покупок осуществляется именно миллениалами. Чаще всего они это делают с помощью смартфонов - 73% представителей поколения заходят в интернет-магазин с помощью мобильного (данные Internet Marketing Inc. за 2017).

Прежде чем приобрести товар в Интернете, представители поколения читают отзывы, смотрят фотографии, посещают страницы компаний в соцсетях, сравнивают цены и ищут скидки.

Покупки миллениалы осуществляют на ходу, одновременно слушая музыку, общаясь с друзьями и передвигаясь в транспорте. Поэтому им важно, чтобы интерфейс сайта был удобным и простым.

53% всех онлайн-покупок осуществляется именно миллениалами

Любимые бренды : При выборе брендов «игреков» более всего волнует опыт тех, кто уже воспользовался продукцией компании. Исключение они делают для люксовых брендов - их престиж и статусность не дают поводов для сомнений. Подвести может только несовершенный сервис.

Среди любимых брендов миллениалов Nike, Adidas, Apple, Samsung, Viktoria"s Secret, Dior, Tesla и другие.

Ценности: «Игреки» - поколение, которое идет за мечтой, вместо престижной и высокооплачиваемой профессии выбирает занятие, приносящее удовольствие. Стабильность и карьера мало беспокоит миллениалов - они предпочитают горизонтальное передвижение по карьерной лестнице. Однако им крайне важно получать мгновенное вознаграждение.

Миллениалы не рассуждают категориями будущего, они просто не берутся предсказывать, что произойдет с ними за каких-то 10 лет. Это можно объяснить: у их предшественников ничего не менялось десятилетиями, в то время как во времена взросления миллениалов значимые события происходили чуть ли не каждый год.

Что касается семейных ценностей, «игреки», вопреки стереотипам, поднимают их на новый уровень. Впрочем, у миллениалов свое особое отношение к бракам - с ним не обязательно спешить. К тому же, представители этого поколения открыто признают и часто поддерживают однополые отношения.

Еще одна характерная черта - это желание быть модным. Они выбирают дело своей жизни, потому что это модно. Они занимаются модным спортом, а не полезным. Они становятся вегетарианцами, потому что это тренд, который начали их предшественники иксы.

Поколение Z: технологические и привередливые

Рожденные с телефоном в руках, эти дети могут дать фору всем своим предшественникам в скорости восприятия информации. Но удержать внимание классического «зета» - большой челлендж для маркетологов, ведь их внимания заслуживает только нечто уникальное и впечатляющее.

Когда родились: Google записывает в «зеты» всех, кто родился после 1993 года. Джереми Финч и Тесса Уеггерт, считают, что поколение Z - это люди, рожденные между 1998 и 2008 годами. Уильям Штраус и Нил Хоув начинают отсчет поколения Z с 2000-х годов рождения. По версии Сары Джиб, Z - это все, кто родились во второй половине 90-х.

Связи с другими поколениями: Традиционно Z - дети, рожденные поколением X. Все, что для X было технологиями будущего для «зетов» уже реальность. Миллениалы часто приходятся «зетам» старшими братьями или сестрами, но разница в восприятии информации между ними достаточно велика.

Как покупают: Согласно совместному исследованию Google и Ipsos, «зеты» - это мобильные покупатели. 2 из 3 подростков делают покупки в Интернете, большинство из них при этом использует смартфон. Онлайн они покупают видеоигры, обычные продукты, одежду и аксессуары. Интересно, что представители поколения обожают обувь и именно ее считают признаком «крутизны». Украинские подростки активно поддерживают отечественного производителя.

Sharing economy - еще одна отличительная черта «зетов»: например, гораздо экономнее пользоваться одними и теми же вещами с другими членами семьи. Впрочем представители поколения не прочь доплатить за комфорт и подлинность. И, конечно, крутизну.

Любимые бренды: Бренд для типичная «Зета» - это не товар и его качества. Это возможности, которые он предоставляет: быть стильным, ярким, современным, крутым. «Зеты» меньше склонны отдавать предпочтение классическим брендам. Прославленное имя - ничто, ведь есть молодые компании, которые предлагают товары и услуги современного уровня.

В 2016 году Google провел исследование, в котором обнаружил любимые бренды Z:

  1. YouTube
  2. Netflix
  3. Google
  4. Xbox
  5. Oreo
  6. GoPro
  7. PlayStation
  8. Doritos
  9. Nike
  10. Chrome

Представители поколения Z обожают обувь и именно ее считают признаком «крутизны»

Ценности: Деньги для «зетов» - это возможности, ключ к свободе действий и воплощения идей. Но ни один богатый человек для них не будет авторитетом. Самый богатый, самый авторитетный и самый крутой тот, кто имеет миллионы фолловеров в Instagram. Это круто, а быть крутым - то, чего хочет типичный представитель поколения.

На самом деле «зетов» беспокоят более глобальные проблемы. Проактивная позиция - вот что их отличает. Интересно, что один из главных мотивов для этого - желание быть «в теме» и не столкнуться с осуждением друзей.

Молодое поколение беспокоят проблемы окружающей среды. Например, исследования Google показало, что 80% знают об экологических проблемах в мире, а 76% из них обеспокоены ними. При этом, «зетам» совсем не интересны новости политики, а выпуски новостей они считают сплошным негативом. Чтобы быть в курсе событий, они следят за блоггерами, а о важных событиях часто узнают через популярные мемы (например, Михаил Саакашвили, который бегает по крышам или внезапный успех российской футбольной сборной на Чемпионате мира).

Впрочем, их предпочтения и ценности меняются достаточно быстро.

Ни одно из поколений не представляет угрозы, так как было создано предыдущим поколением и является результатом их деятельности. Каждый маркетолог знает, что самая трудная задача - изменить поведение своей аудитории в принятии решений, покупках, потреблении. Подобное удается единицам, однако такие визионеры не задумывались, что коренным образом изменят следующее поколение своим новым телефоном, рестораном быстрого питания, обувью или видеороликом. Но смогли бы они создать свой продукт, если бы в свою очередь не имели влияния предыдущих поколений, общественных событий и других фактов, которые происходили во время их роста? Уверен, нет.

Каждое поколение - это целая эпоха от «доешь все до последнего кусочка» до «почему опять интернет не работает» или «зачем мне звонить, если можно написать СМС». Между этими словами 40 лет и 2 поколения. Каждое следующее поколение будет проходить свои стадии развития и становления. И сегодня мы можем анализировать уже известные поколения и предугадывать, какими вырастут последующие. Готов спорить, это интересно.

Бэби-бумеры

Поколение Х

Поколение Y

Поколение Z

Возраст сейчас

55–75

35–55

15–35

до 15

События, сформировавшие ценности

Победа СССР в Великой отечественной война, полеты в космос и советская «оттепель»

Война в Афганистане, появление наркотиков и СПИДа

Распад СССР, экономические кризисы 1998, 2007 – 2008 годов

Проблемы экологии, второй Майдан

Как достучаться до поколения

Бренд и упаковка не имеют значения. Важно создавать ощущение их значимости.

То, что вызывает ностальгию, то, что информирует и контент how to do

Инфографики, информационно концентрированные презентации, комиксы

Внимание заслуживает только уникальное и впечатляющее

Любимые бренды

Ориентированы на товары, а не на бренды

Sony M’cDonald’s, Procter&Gamble, GAP, luxury бренды Bottega Veneta, Tom Ford, Prada

Nike AdidasApple Sumsung Viktoria’s Secret, Dior, Tesla и другие

YouTube, Netflix, Google, Xbox, Oreo, GoPro, PlayStation, Doritos, Nike, Chrome

Cоцсети

Odnoklassniki

Facebook, YouTube

Facebook, YouTube Instagram

Snapchat, Kwai, Instagram

Поколение X, поколение Y, поколение Z - эти фразы часто мелькают на HR-конференциях и в специальных статьях. Кто же эти господа? Почему их нужно знать в лицо? Чем их можно привлечь в свою компанию? По мнению экспертов рынка труда, теория поколений - не модное увлечение, а расширение возможностей привлечения и управления персоналом.

Скажи мне, когда ты родился...

Описать особенности и различия разных поколений в 1991 году решили два американских исследователя: Уильям Штраус и Нейл Хоув. Созданная ими теория была основана на том, что ценностные ориентиры разных поколений существенно различаются. Штраус и Хоув изучили эти различия, а также причины, породившие их (политическая и социальная обстановка, уровень технического развития, знаковые события своего времени). Это научное достижение вскоре нашло сферу практического применения: оказалось, что теорию поколений очень полезно использовать в бизнес-структурах, и теперь на нее ориентируются современные эйчары. «Глубинные ценности поколений являются важным ориентиром для специалистов в области управления персоналом», - утверждает Михаил Семкин, советник генерального директора, холдинг «Империя Кадров». Эту мысль продолжает Софья Павлова, менеджер по развитию бизнеса рекрутинговой компании «Бигл»: «Действительно, профессионалы разных поколений обладают своими особенностями. Работая в рекрутинговой компании, можно выявить много различий между поколениями». Но каковы же эти различия?

Бэби-бумеры. По словам Михаила Семкина, основные ценности поколения бэби-бумеров (родившихся в 1943-1963 гг.) - заинтересованность в личностном росте, коллективизм, командный дух. Личностный рост такие сотрудники понимают как растущее умение достигать результата вместе, командой. Сейчас почти все бэби-бумеры достигли пенсионного возраста. Несмотря на это, многие из них еще работают. Особенность большинства российских бэби-бумеров - завидное здоровье и выносливость.

X. «Поколению Х (с 1963 по 1983 гг.) присущи: готовность к изменениям, возможность выбора, глобальная информированность, неформальность взглядов, надежда на себя», - говорит Михаил Семкин. Это поколение сотрудников можно назвать «поколением одиночек», нацеленных на упорную работу и индивидуальный успех.

Об этих же особенностях «иксов» говорит и Софья Павлова: «Это люди, привыкшие строить свою карьеру постепенно, на протяжении всей жизни и двигаться в одном направлении. Известно много примеров, когда ”Х” работают по 30-40 лет на одном и том же заводе, предприятии или госучреждении, где они годами накапливают опыт, начав свой профессиональный путь с самых низких ступеней. Как правило - сразу после институтской скамьи, где они получили профильное образование».

Y. У поколения Y (с 1983 по 2003 гг.) - свое понимание успеха и целеустремленности. «”Игреки” зачастую не готовы начинать свой путь с самых низов и медленно расти вверх, годами ожидая продвижения по службе и увеличения вознаграждения», - утверждает Софья Павлова. Именно «ориентированность на немедленное вознаграждение» считает главным недостатком сотрудников «игреков» Михаил Семкин.

Впрочем, у молодых работников есть оправдание. «На долю ”Y” приходится невероятный поток информации и очень неустойчивая внешняя профессиональная среда, ”Y” не может позволить себе быть специалистом в определенной очень узкой области и работать в ней всю свою жизнь», - говорит Софья Павлова. По словам Михаила Семкина, поколение Y - главная надежда и опора современных компаний». Почему? «Этому поколению присущи беспрецедентный уровень технической грамотности, увеличение объемов работы, выполняемой на дому, стремление к новым знаниям», - продолжает эксперт.

Как утверждает Михаил Семкин, эти люди станут основной рабочей силой на рынке труда уже через десять лет. Впрочем, привлекательность «игреков» для современных работодателей объясняется не только высокой технической грамотностью. Согласно наблюдениям Софьи Павловой, не так часто сейчас можно встретить человека данного поколения, который работает по профессии - чаще они предпочитают работать в тех сферах, где высокий заработок возможен здесь и сейчас, и для него не требуются годы кропотливого труда». В настоящее время, когда компаниям требуется множество сотрудников сферы обслуживания и менеджеров среднего звена, поколение Y может чувствовать себя на рынке труда вполне уверенно.

Z. Поколение Z еще слишком мало для того, чтобы можно было сказать что-либо об их профессиональных особенностях. «Пока трудно сказать, какие именно ценности передаст своим последователям поколение Y, так как время ускоряется, и технологии меняются с большой скоростью», - соглашается Михаил Семкин. Тем не менее в одной из наших предыдущих статей высказаны интересные соображения на этот счет.

Сезон охоты

Зачем все это специалистам по работе с персоналом? Но если задать вопрос немного по-другому: «Зачем это нужно специалисту по человеческим ресурсам?», все встанет на свои места. «Изначально термин Human Resources говорит о том, что на первом месте стоит человек», - подчеркивает Софья Павлова. Фокус внимания в бизнесе смещается в сторону человеческого потенциала. Именно он, а не материальные активы, становится главным богатством компании.

Кроме того, кадровый рынок входит в период активной борьбы за каждого соискателя. Чтобы выиграть ее, нужно предлагать лучшие условия талантливым сотрудникам из каждого поколения. Нельзя мерить все поколения по одной мерке - слишком разные у них представления о «работе мечты». «Теория поколений очень важна для понимания движущих факторов и мотивации работников», - утверждает Михаил Семкин.

Что «иксу» хорошо, то «игреку»...

Что же такое «лучшие условия» в понимании сотрудников разных возрастов?

Бэби-бумеры. Это поколение, как замечает Михаил Семкин, является наиболее стабильным по своим запросам и сильно ориентировано на устойчивость. Если создать бэби-бумерам стабильные условия, «зарядить» их на достижение результата можно и с помощью нематериальной мотивации.

X. «Основная мотивация для ”X” - это быть неотъемлемой частью корпоративной культуры, уверенность в завтрашнем дне и четкая организационная структура», - утверждает Софья Павлова. По мнению Михаила Семкина, одним из работающих мотиваторов для представителей данного поколения является возможность учиться в течение всей жизни. Что касается материальной мотивации, то, как говорит Софья Павлова, X предпочитают фиксированные оклады. Слишком большая переменная часть зарплаты их нервирует.

Y. «Игреков» иногда называют также «сетевым поколением». Неудивительно, что их легче всего завербовать через Всемирную паутину, в особенности - через социальные сети. «Основная мотивация для ”Y” - финансовое вознаграждение, отсутствие бюрократии, технологичность (например, оснащение офисов высокотехничным оборудованием)», - говорит Софья Павлова. С этим полностью согласен Михаил Семкин: «Если в компании не внедряются новые технологии, нет деятельности по оптимизации и автоматизации бизнес-процессов, это может отпугнуть перспективных сотрудников поколения Y».

Кроме того, «игреков» привлекают компании, в которых мало ограничений и запретов. Поколение Y ценит непринужденную атмосферу и свободный стиль общения, не любит придерживаться дресс-кода и ходить по струнке. Еще один действенный прием мотивации для поколения, выросшего на компьютерных играх - «маскировка» рабочей рутины эстетикой игры.

Пренебрегать не стоит

Можно, конечно, отмахнуться от теории поколений как от очередной выдумки теоретиков. Но компании, которые отмахиваются от большинства трендов, считая их причудами, тормозят свое развитие (как, впрочем, и те, кто принимает их бездумно и без тщательной проработки). «Специальный подход к представителям разных поколений, безусловно, необходим, - утверждает Софья Павлова. - Как говорится, ”на каждый товар свой купец”, и там, где необходим ”X”, ”Y” его не заменит. Идеально, когда происходит симбиоз: ”X” берут шефство над ”Y”, при этом прислушиваясь к молодому поколению и перенимая от них новое».

Чем может обернуться пренебрежение различиями поколений? «Негативные последствия могут быть всегда, чаще всего это связано с тем, что компания получает ”не своего” кандидата, - продолжает эксперт. - В гонке за быстрым результатом консультанты могут ”подгонять” человека под позицию, что влечет за собой скорое разочарование и новоиспеченного работника, и компании, и самого же консультанта, которому необходимо будет подбирать замену».

«Принимая во внимание различия между поколениями, психологический портрет кандидата и глубокое знание компании-заказчика, консультант затратит больше времени на поиск, - продолжает Софья Павлова. - Но в результате помимо финансового вознаграждения получит также результат в виде благодарных ему людей».

Также теория поколений помогает не только подбирать персонал для компании, но и консультировать самих сотрудников и соискателей. Вот как это видит Софья Павлова: «Рынок диктует свое, и в настоящее время ”Y” легче найти работу своей мечты, так как они гораздо более адаптируемы, ”X” же может понадобиться на это больше времени. Здесь основная задача рекрутера - обозначить кандидату его важность и индивидуальность, чтобы в случае отказа человек понимал, что дело может быть и не в нем, а в совокупности факторов и текущих условиях рынка. Ведь благодаря профессионализму рекрутера, кандидат может обратить свое внимание на другие направления, где, возможно, до этого он себя не видел».

Помимо этого, по словам эксперта, если условия диктует кандидат, то рекрутеру полезно разбираться в особенностях поколений и факторах мотивации каждого, чтобы легче ”продавать” им компанию и вакансию.

Кроме того, применение теории поколений помогает выстроить корпоративную культуру компании. Последняя наиболее эффективна тогда, когда опирается на ценности работников того поколения, представителей которого в компании большинство. При этом, разумеется, не стоит игнорировать интересы остальных сотрудников.

Андрей Павлюченко



Рассказать друзьям