Что помогает человеку взрослеть литературные примеры. Проблема взросления (на примерах произведений "Война и мир", "Маленький солдат") (Школьные сочинения)

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Алёшка – главный герой рассказа пухнет от голода: его семья уже пятый месяц не видит хлеба. Пытаясь украсть у богатой соседки немного еды, Алёшка получает смертельную рану от руки хозяйки. Потеряв всех своих близких, Алёшка пытается найти хоть какую-то защиту. Находит её в лице политкома Синицына, который спасает мальчика от гнойной раны на голове. Узнав о том, что его хозяин (Алёшка устроился к хуторскому богачу Ивану Алексееву) вступил в сговор с бандитами, сообщает об этом политкому. Бандитов удаётся окружить в сарае. Алёшку Синицын посылает бросить гранату в оконный проём. Когда мальчик выдёргивает чеку, из сарая выходит человек, ведя ребёнка перед собой. Алёшка закрывает гранату своим телом. Синицын успевает выбросить гранату в сторону, но Алёшку всё же задевает осколком рядом с сердцем. Такое смелое решение способен принять только очень ответственный и по-настоящему взрослый человек.

2. М.А. Шолохов «Родинка»

Главный герой повествования М.А.Шолохова заполняет анкету: «Шершавый лист скупо рассказывает: Кошевой Николай. Командир эскадрона. Землероб. Член РКСМ, возраст - 18 лет». Мечтает Николай учиться в школе, получать образование, а вместо этого вынужден воевать, гонятся за остатками банды. Вот уже полгода он воюет лучше других, отважно и почти без урона ликвидировал две банды, не хуже любого опытного командира. Главарь банды, которую преследует Николка, – атаман уже одиннадцать лет воюет на фронтах. В последней схватке опытный старый вояка убивает юного Николку. А когда снимает сапоги, видит на щиколотке родинку, размером с голубиное яйцо, такую же, как у него самого. Понимая, что убил собственного сына, атаман вкладывает пистолет себе в рот и нажимает на курок. Война забирает людей без разбора, рушит самые прочные связи. Дети, юноши взрослеют быстрее, когда рядом ходит смерть.

3. В.Быков «Круглянский мост»

Главный герой повести юный партизан Стёпка Толкач идёт на серьёзное дело вместе с командиром Маслаковым и двумя взрослыми бойцами – Бритвиным и Шпаком. Ситуация оказывается весьма трагичной: Маслакова при первой попытке зажечь мост смертельно ранят, впоследствии он умирает. Командование на себя берёт Бритвин, бывший комбат, разжалованный за что-то, теперь желающий восстановить своё имя во что бы то ни стало. Он придумывает махинацию, в результате которой гибнет местный мальчик Митя и его конь. Стёпка понимает, что Бритвин не желает жертвовать своей жизнью или здоровьем, и обвиняет его в подлости. Бритвин не предполагая, что мальчишка способен раскрыть его замысел, бьёт Стёпку прикладом, а тот стреляет в обидчика. Бритвин стремиться скрыть этот инцидент, но Стёпка принимает отчаянное решение: он готов предстать перед судом, чтобы каждый (и он в том числе) понёс наказание по справедливости. Война – жестокое время, принятие ответственности на себя становится показателем взросления.

4. В.Катаев «Сын полка»

Ваню Солнцева нашли разведчики, возвращавшиеся с задания. Мальчик спал и плакал во сне. Его сначала пытались отправить в детский дом, но после нескольких попыток поняли, что мальчик хочет остаться в отряде. Его приняли на довольствие. Ване дают задания, которые он успешно выполняет. Природная смекалка помогает ему в этом. Но однажды на батарею Енакиева, который, по сути, стал мальчику приёмным отцом, были брошены свежие силы фашистов. Желая спасти жизнь ребёнку, Енакиев даёт мальчику задание: доставить донесение в штаб. Ваня не знал, что командир батареи вызвал огонь на себя. И когда мальчик вернулся на место сражения, обнаружил, что все погибли и капитан тоже. Но он оставил письмо, в котором просил отдать мальчика в военное училище. Его волю выполнили. Ваня, узнавший с детских лет, что такое сражение, огонь вражеских батарей, стал не по-детски взрослым.

Сочинение 1


1.Проблема

Взросление человека...У каждого это происходит по-разному. А через что приходится проходить людям, чтобы повзрослеть? Над этим вопросом заставляет задуматься Л.М.Леонов, русский писатель, общественный деятель.
2.Комментарий к проблеме

Проблема взросления, которую поднимает автор, очень актуальна, потому что она касается каждого из нас. Ведь любой человек проходит через эту ступень, только у каждого своя дорога. Кто-то познает мир в обычных, мирных условиях, дающих человеку время, чтобы он осознал всё, что будет, когда он повзрослеет. Другие становятся взрослыми, попав в военные условия, осознав всю ответственность не только за свою жизнь, но и за жизнь товарищей. Этим людям предстоит испытать силу духа и принять поистине взрослое, самостоятельное решение, что и совершил Родион, герой текста Л.М. Леонова, приняв букет от маленькой девочки. Этот букет - "словно огонь за пазухой”, - вот его "купель зрелости”.
3.Авторская позиция
Постепенно автор подводит нас к мысли, что за свои поступки нужно отвечать. Именно это означает взросление человека, по мнению Леонова.
4.Собственное мнение

Я полностью согласен с позицией автора в том, что человек должен научиться адекватно принимать важные решения. Безответственный человек никогда не переступит черту взросления.
5.Аргумент 1

Таким человеком можно считать А. Гринева из повести Пушкина "Капитанская дочка”. Его пора взросления наступает тогда, когда он отказывается присягать Пугачеву.

6.Аргумент 2


Поступок Маргариты в произведении М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита”, - можно считать проявлением её зрелости. Она ради своего любимого прошла очень много испытаний, которые создал для неё Воланд.

7.Вывод


Таким образом, чтобы стать взрослым человеком, нужно пройти какое- то испытание. И каждому из нас судьба ставит свои условия. И, надеюсь, когда у меня настанет пора взросления, я справлюсь со всеми трудностями, чтобы преодолеть ступень зрелости.

Сочинение2


1.Проблема

Фрагмент из романа Л.Леонова «Русский лес» заставил меня задуматься над актуальной философской проблемой взросления молодого человека.
2.Комментарий к проблеме
Проблему взросления Л.Леонов, русский писатель, общественный деятель, раскрывает на примере молодого солдата Родиона, часть которого проходила в отступлении через одну из русских деревень. Автор не случайно подчёркивает, что Родион не боится предстоящих сражений. Он не трус. Но, приняв букетик полевых цветов от девочки, зажмурился. И этот простенький букетик ребёнка стал для него испытанием силы духа. Леонов задерживает наше внимание на тех ощущениях, которые пережил герой, взяв от девочки, покидаемой на милость врага, букетик. Этот «засохший веничек» помог Родиону обрести ответственность за судьбы народа, России, стал для него «купелью зрелости».

3.Авторская позиция

Так автор подводит нас к мысли о том, что не обязательно обливаться кровью, доказывать свою физическую силу, чтобы стать взрослым. Гораздо важнее испытание силы духа, ощущение ответственности за свои поступки, за судьбу доверившихся тебе людей. В этом, я думаю, и заключается авторская позиция.
4.Собственное мнение

Я полностью согласна с позицией автора. Взрослый человек самостоятелен в мыслях и действиях. Но этого недостаточно, чтобы стать по-настоящему взрослым человеком. Надо понимать, что ты ответственен за свои поступки, за судьбу близких. А в случае необходимости - за Родину.

5.Аргумент 1

Проблема, поднятая Л.Леоновым, волновала многих русских писателей, в том числе и Л.Н.Толстого, и М.Булгакова. Л.Н.Толстой В романе «Война и мир» раскрывает проблему взросления на примере Пети Ростова. С детским представлением Петя пришёл на войну. Не готов он к войне и её жестокости. Но у этого ребёнка появилось чёткое представление о том, что нужно. Не подкачал необстрелянный мальчик в разведке, потому что почувствовал взрослую ответственность за своё поведение. И пусть он живёт в своём выдуманном, сказочном мире, но он с честью выдержал испытание силы духа, с честью прошёл испытание на взрослость.
6.Аргумент 2

А пора взросления Николки Турбина в романе М.Булгакова «Белая гвардия» начинается не тогда, когда он мечтает о подвиге. Армия гибнет прежде, чем представится ему случай совершить героический поступок. Николка, рискуя жизнью, мечется по простреливаемому городу, чтобы найти близких Най-Турса и похоронить его по-человечески. Чувство ответственности заставляет Николку преодолевать страх. И это его «купель зрелости»!

7.Вывод


И Леонов, и Толстой, и Булгаков помогли мне понять, что главной ценностью взрослого человека является такое качество, как ответственность.
ТЕКСТ

(1)Воспалённое состояние Поли, а главное, её сбивчивая, двусмысленная речь – всё подсказывало худшие догадки, много страшнее, чем даже плен Родиона или его смертельное ранение.

(2)– Да нет же, тут другое совсем, – содрогнулась Поля и, отвернувшись к стенке, вынула из-под подушки смятый, зачитанный треугольничек.

(3)Впоследствии Варя стыдилась своих начальных предположений. (4)Хотя редкие транзитные эшелоны не задерживались в Москве, но вокзалы находились поблизости, и Родиону был известен Полин адрес. (5)Конечно, командование могло и не разрешить солдату отлучки из эшелона в Благовещенский тупичок, тогда почему же хоть открытки не черкнул своей-то, любимой-то, проездом в действующую армию?..

(6)Итак, это была его первая фронтовая весточка с более чем двухнедельным запозданием. (7)Во всяком случае, сейчас выяснится, с

Какими мыслями он отправлялся на войну. (8)Варя нетерпеливо развернула листок, весь проткнутый карандашом, – видно, писалось на колене. (9)Пришлось к лампе подойти, чтобы разобрать тусклые, полузаконченные строки.

(10)Варя сразу наткнулась на главное место.

(11)«Пожалуй, единственная причина, дорогая моя, почему молчал всё это время, – негде было пристроиться, – кратко, с неожиданной полнотой и прямолинейно, как на исповеди, писал Родион. (12)– Мы всё отступаем пока, день и ночь отступаем, занимаем более выгодные оборонительные рубежи, как говорится в сводках. (13)Я очень болел к тому же, да и теперь не совсем ещё оправился: хуже любой контузии моя болезнь. (14)Самое горькое – то, что сам я вполне здоров, весь целый, нет пока на мне ни единой царапины. (15)Сожги это письмо, тебе одной на всём свете могу я рассказать про это, – Варя перевернула страничку.

(16)Происшествие случилось в одной русской деревне, которую наша часть проходила в отступлении. (17)Я шёл последним в роте... а может, и во всей армии последним. (18)Перед нами на дороге встала местная девочка лет девяти, совсем ребёнок, видимо, на школьной скамье приученная любить Красную Армию... (19)Конечно, она не очень разбиралась в стратегической обстановке. (20)Она подбежала к нам с полевыми цветами, и, так случилось, они достались мне. (21)У неё были такие пытливые, вопросительные глаза – на солнце полуденное в тысячу раз легче глядеть, но я заставил себя взять букетик, потому что я не трус, матерью моей клянусь тебе, Поленька, что я не трус. (22)Зажмурился, а принял его у неё, покидаемой на милость врага... (23)С тех пор держу тот засохший веничек постоянно при себе, на теле моём,

Словно огонь за пазухой ношу, велю его в могилу положить на себя, если что случится. (24)Я-то думал, семь раз кровью обольюсь, прежде чем мужчиной стану, а вот как оно происходит, всухую… и это купель зрелости! – (25)Дальше две строчки попались вовсе неразборчивые. – (26)И не знаю, Поленька, хватит ли всей моей жизни тот подарок оплатить...»

(27)– Да, он очень вырос, твой Родион, ты права... – складывая письмо, сказала Варя, потому что при подобном строе мыслей вряд ли этот солдат оказался бы способен на какой-либо предосудительный поступок.

(28)Обнявшись, подружки слушали шелест дождя и редкие, затухающие гудки автомашин. (29)Темой беседы служили события истекшего дня: открывшаяся на центральной площади выставка трофейных самолётов, незасыпанная воронка на улице Весёлых, как они уже привыкли её называть в обиходе между собой, Гастелло, чей самозабвенный подвиг прогремел в те дни на всю страну.

(По Л. Леонову*)

Вступление
Каждый человек в определенный период жизни проходит путь взросления. Большинство людей взрослеет в течение ряда лет, постепенно набираясь жизненного опыта. Кто-то становится взрослым быстро, совершая, например, какой-либо героический поступок. И лишь у немногих взросление происходит мгновенно, неожиданно.
Формулировка проблемы
Проблема взросления человека не может оставить равнодушным никого, в том числе и известного русского писателя, автора романа «Русский лес» Леонида Леонова. Она не зависит от времени, от национальной принадлежности человека и от того, жителем какой страны он является. А от чего же зависит взросление?

Комментарий к сформулированной проблеме
Так, размышляя над причинами запоздалого взросления нынешних молодых людей, можно сказать, что сегодня многие юноши и девушки окружены заботой близких людей, обеспечивающих их материальное благополучие и душевный комфорт, большинство из них не испытывает чувства ответственности за других, не знает войн и голода. А ведь именно война часто делает человека взрослым, заставляя принимать ответствественные решения.

Позиция автора
Так, герой представленного текста становится взрослым именно на войне. Леонид Леонов, размышляя над проблемой взросления человека, показывает условия – необычные, неожиданные – этого взросления. Он утверждает, что необязательно «семь раз кровью облиться» , чтобы стать мужчиной. Порой молодому человеку достаточно получить скромный букетик цветов от маленькой девочки, чтобы почувствовать ответственность не только за себя, но и за таких вот детей, желание защитить их, уберечь от страшной беды.

Моя позиция. Аргументы
Трудно не согласиться с позицией автора. Взросление может произойти с человеком порой неожиданно, и война часто служит, образно выражаясь, катализатором обретения зрелости. В подтверждение этого можно привести ряд аргументов.

Если мы обратимся к роману-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир» , то, конечно, вспомним юного Петю Ростова, который в пятнадцать лет, несмотря на уговоры семьи, добровольно отправился на войну с французами, чтобы постоять за Отечество, защитить своих близких от врага.

Из повести Валентина Катаева «Сын полка» , посвящённой другой Отечественной войне, мы узнаём, что герой её, Ваня Солнцев, потерявший в военное время всех близких и оказавшийся на оккупированной фашистами территории, хлебнувший лиха, попадает наконец на батарею разведчиков, которой командует капитан Енакиев. Он, совем ещё мальчик, став сыном полка, храбро воюет, ходит, рискуя жизнью, в немецкий тыл. Война делает этого ребенка взрослым человеком, готовым постоять за Родину, за жизнь людей.
Главное, что объединяет этих столь разных героев, - их мысли, чувства, желание быть нужным своему Отечеству в пору тяжких испытаний. Есть чему поучиться у таких, как Петя Ростов и Ваня Солнцев, есть чему позавидовать многим моим сверстникам!

6. Задание: напишите вступление и собственное рассуждение по проблеме. Используйте готовые аргументы.

Тема сочинения: Почему на войне быстро происходило взросление юношей и девушек?

Отрывок из романа Л.Леонова «Русский лес» (текст из Демоверсии – 2013)_

(1)Воспалённое состояние Поли, а главное, её сбивчивая,

двусмысленная речь – всё подсказывало худшие догадки, много страшнее,

чем даже плен Родиона или его смертельное ранение.

(2)– Да нет же, тут другое совсем, – содрогнулась Поля и,

отвернувшись к стенке, вынула из-под подушки смятый, зачитанный

треугольничек.

(3)Впоследствии Варя стыдилась своих начальных предположений.

(4)Хотя редкие транзитные эшелоны не задерживались в Москве, но вокзалы

находились поблизости, и Родиону был известен Полин адрес. (5)Конечно,

командование могло и не разрешить солдату отлучки из эшелона в

Благовещенский тупичок, тогда почему же хоть открытки не черкнул

своей-то, любимой-то, проездом в действующую армию?..

(6)Итак, это была его первая фронтовая весточка с более чем

двухнедельным запозданием. (7)Во всяком случае, сейчас выяснится, с

какими мыслями он отправлялся на войну. (8)Варя нетерпеливо развернула

листок, весь проткнутый карандашом, – видно, писалось на колене.

(9)Пришлось к лампе подойти, чтобы разобрать тусклые, полузаконченные

(10)Варя сразу наткнулась на главное место.

(11)«Пожалуй, единственная причина, дорогая моя, почему молчал всё

это время, – негде было пристроиться, – кратко, с неожиданной полнотой и

прямолинейно, как на исповеди, писал Родион. – (12) Мы всё отступаем пока,

день и ночь отступаем, занимаем более выгодные оборонительные рубежи,

как говорится в сводках. (13)Я очень болел к тому же, да и теперь не совсем

ещё оправился: хуже любой контузии моя болезнь. (14)Самое горькое – то,

что сам я вполне здоров, весь целый, нет пока на мне ни единой царапины.

(15)Сожги это письмо, тебе одной на всём свете могу я рассказать про это, –

Варя перевернула страничку.

(16)Происшествие случилось в одной русской деревне, которую наша

часть проходила в отступлении. (17)Я шёл последним в роте... а может, и во

всей армии последним. (18)Перед нами на дороге встала местная девочка лет

девяти, совсем ребёнок, видимо, на школьной скамье приученная любить

Красную Армию... (19)Конечно, она не очень разбиралась в стратегической

обстановке. (20)Она подбежала к нам с полевыми цветами, и, так случилось,

они достались мне. (21)У неё были такие пытливые, вопросительные глаза –

на солнце полуденное в тысячу раз легче глядеть, но я заставил себя взять

букетик, потому что я не трус, матерью моей клянусь тебе, Поленька, что я

не трус. (22)Зажмурился, а принял его у неё, покидаемой на милость врага...

(23)С тех пор держу тот засохший веничек постоянно при себе, на теле моём,

словно огонь за пазухой ношу, велю его в могилу положить на себя, если что

случится. (24)Я-то думал, семь раз кровью обольюсь, прежде чем мужчиной

стану, а вот как оно происходит, всухую… и это купель зрелости! –

Поленька, хватит ли всей моей жизни тот подарок оплатить...»

(27)– Да, он очень вырос, твой Родион, ты права... – складывая письмо,

сказала Варя, потому что при подобном строе мыслей вряд ли этот солдат

оказался бы способен на какой-либо предосудительный поступок.

(28)Обнявшись, подружки слушали шелест дождя и редкие,

затухающие гудки автомашин. (29)Темой беседы служили события

истекшего дня: открывшаяся на центральной площади выставка трофейных

самолётов, незасыпанная воронка на улице Весёлых, как они уже привыкли

её называть в обиходе между собой, Гастелло, чей самозабвенный подвиг

прогремел в те дни на всю страну.

Примерный литературный аргумент по данному тексту

В романе Л.Леонова «Русский лес» есть эпизод, когда героиня романа Поля получает с фронта письмо от своего друга Родиона. В своем первом фронтовом письме любимой девушке он рассказывает о том, как встреча с маленькой девочкой в русской деревне во время отступления наших солдат заставила его почувствовать ответственность за себя и других, изменила внутренне. «Я-то думал, семь раз кровью обольюсь, прежде чем мужчиной стану, а вот как оно происходит, всухую… и это купель зрелости!» - признается Родион в письме. Автор убеждает читателей в том, что взросление юношей на войне происходило очень быстро, потому что личная ответственность каждого за происходящее была слишком велика. (101 слово)

Еще один аргумент по проблеме

Приведу другой пример. В повести Б.Васильева «А зори здесь тихие…» в неравный бой с фашистскими диверсантами вступают девушки-зенитчицы, почти девочки. От личного мужества Риты Осяниной, Жени Комельковой, Лизы Бричкиной, Сони Гурвич, Гали Четвертак зависело очень многое. В одно мгновение героини повзрослели, поняв, какая огромная ответственность легла на их хрупкие плечи.

Глупо, нелепо гибнут девчонки. Но можно ли осуждать Лизу, торопившуюся привести помощь? Или Соню, вернувшуюся за кисетом Васкова? Нам ли судить Галю Четвертак, испугавшуюся проходивших мимо фашистов, или Риту, выстрелившую себе в висок, чтобы не быть обузой для Федота Васкова? Конечно же, нет, потому что смерть их не бессмысленна, ведь не может быть бессмысленной смерть тех, кто погиб, защищая Родину. Именно об этом говорит в своем последнем разговоре с Васковым Рита: «… мы Родину защищали».

Всего пятеро девчонок встали на пути целого отряда фашистских диверсантов – и победили, не пропустили врага! Их подвиг не может не восхищать читателей. 148 слов

Возможное заключение

Произведения Л.Леонова и Б.Васильева заставляют задуматься о том, что мальчики и девочки на войне становились зрелыми, потому что начинали осознавать: победа над врагом зависела от личного вклада каждого солдата. И неважно, сколько тебе было лет.

    Тема: Нравственная оценка факта войны. (Осуждение войны в произведениях литературы)

Напишите сочинение по плану, используя готовые аргументы

    Безумие и противоестественность войны. Цитата из романа Л.Н.Толстого «Война и мир». («Война – не любезность…»)

    Война – это… (моя оценка факта войны – развернутое рассуждение)

    Л.Толстой «Война и мир» - первый аргумент.

В романе Л.Н.Толстого «Война и мир» проявляется осуждение автором войны, ее жестокости и бессмысленности. Например, один из любимых персонажей Толстого Николай Ростов, раненый в первом бою, видит идущих к нему людей и чувствует облегчение, надеясь на то, что ему помогут. Но когда он понимает, что его идут убивать (один из французов целился в него), Николай, потрясенный, выхватывает пистолет и швыряет им в своего врага, как мальчишка камнем. Мы понимаем, что этот бессмысленный поступок подчеркивает убеждение Толстого: война – это то, что совершенно не свойственно человеческой натуре, это абсурд, и отсюда абсурдный поступок Николая.

В другом эпизоде этот же герой совершит подвиг: заметив, что французы теснят наших, ещё миг и начнется самое страшное – избиение окруженных, Николай, не дожидаясь команды, увлечет эскадрон, погонит французов, спасет своих. Герой? Да. И крест Георгиевский он получит, и повышение по службе ему придет, но в памяти у Николая после этого боя останется совсем другое: в разгар атаки он, настигая убегающего француза, взмахнет саблей и вдруг увидит смертельно испуганное лицо… не врага, не подлого захватчика (хотя он был и врагом, и захватчиком), а человека, ощутившего ужас приближающейся смерти. И рука дрогнула, он не рубанул, а лишь царапнул француза, остановив удар.

Так рождается очень важное чувство, которое испытывает герой: можно и нужно идти в бой, когда зовет долг, но нельзя испытывать упоение, убивая людей, даже врагов.

    Л.Андреев «Красный смех»

М.Шолохов «Донские рассказы»

В «Донских рассказах» М.Шолохов показывает казачью жизнь в период гражданской войны. Все рассказы проникнуты мыслью: острая классовая борьба размежевала не только Дон, станицу, хутор, но и казачьи семьи. Шолохов показывает преступность войны, её губительные разрушительные последствия как для судьбы «тихого» Дона, так и для России в целом. В этой войне неправы обе стороны . Очень точно выразит эту авторскую мысль в романе «Тихий Дон» Григорий Мелехов: «Мне, если направдок гутарить, ни те, ни эти не по совести».

Особенно ярко трагический раскол среди казаков показан в рассказе «Родинка». Главные герои – отец и сын Кошевые, которых революция поставила по разные стороны баррикад. Николка, командир красного эскадрона, ведет непримиримую борьбу с белыми бандами. Эскадрон его однажды сталкивается с бандой, атаманом которой является его отец. К моменту его трагического поединка с отцом Шолохов приурочивает размышления Николки о покривившемся ходе его жизни: « Учиться бы поехать куда-нибудь, а тут банда… Опять кровь, а я уже уморился так жить… Опостылело всё…»

Эта недвусмысленная оценка войны дополняется в рассказе многозначительной деталью: посыльный, привезший пакет. До смерти загнал лошадь, и это еще больше убеждает Николку в неправоте творимого дела.

Трагедией заканчивается рассказ: отец и сын, неузнанные, встречаются на поле боя, отец убивает сына и случайно узнает его по родинке, понимает, что совершил страшный грех, и сам себе выносит приговор.

    Тема: Нравственный выбор человека в условиях войны

В.Быков «Сотников»

Василь Быков – белорусский писатель. Сам он прошел Великую Отечественную войну, был тяжело ранен, воевал на территории родной Белоруссии, где от рук фашистов погиб каждый четвертый житель.

Проблеме нравственного выбора человека на войне посвящена его повесть «Сотников». В основе сюжета книги история о том, как два партизана: Сотников и Рыбак отправляются в деревню, чтобы добыть овцу для отряда. До этого герои были мало знакомы, хотя уже успели повоевать и даже выручить друг друга в бою. Сотников чувствует себя нездоровым, но все же вызывается идти.

Рыбак, парень простодушный и добрый, жалеет его, отдает свое полотенце, чтобы Сотников замотал горло, делится с ним остатками еды, не бросает Сотникова во время столкновения с полицаями, хотя и имеет возможность убежать.

Вначале симпатии читателя на стороне Рыбака: кажется, что именно этому герою суждено совершить подвиг. Он смелый, отчаянный, не бросает товарища в трудную минуту.

Ситуация меняется после ареста героев. Перед выбором ставит автор своих героев: погибнуть, но не запятнать своей совести или остаться жить, но стать предателем.

Внешне слабый Сотников оказывается сильным духом человеком. Он сразу осознает безысходность ситуации и делает выбор. Он ни секунды не колеблется, предпочитая умереть, чем предать товарищей и свои нравственные принципы.

Рыбак же до последней минуты не верит, что из этой западни не вырваться. Он вступает в опасную игру с врагом и, сам того не желая, проговаривается, попав в искусно расставленную ловушку. С этого момента начинается его нравственное падение. Обратной дороги нет, и Рыбак начинает жить по другим законам. В конце повести он становится палачом своего бывшего товарища Сотникова.

Герои В.Быкова, оказавшись в кризисной ситуации, выявляют свою суть. Повесть «Сотников» учит нас тому, что в самых бесчеловечных ситуациях человек должен поступать по совести, оставаться человеком, как бы трудно это порой ни было.

В.Быков «Обелиск»

В основе сюжета повести – история учителя Алеся Мороза, который незадолго до войны приезжает в поселок Сельцо в Западной Белоруссии и своей главной задачей считает не только обучение детей грамоте, но и воспитание в них чувства собственного достоинства, гражданского самосознания. «Главное, - говорит он, - чтобы ребята теперь поняли, что они люди, не быдло…»

Когда приходят немцы, Морозу разрешают продолжить работу в школе. Такое разрешение можно было бы считать сотрудничеством с оккупантами, но Мороз, рискуя жизнью, учил детей мужеству, воспитывал в них ненависть к захватчикам. Его ученики совершили диверсию, взорвав машину с фашистами, были захвачены и приговорены к смерти.

Находившийся в партизанском отряде Мороз узнает, что немцы обещают отпустить детей, если он добровольно сдастся. И сам учитель, и партизаны понимают, что это лишь уловка, мальчишки будут казнены в любом случае. Ситуация нравственного выбора осложняется еще и тем, что Мороз знает местонахождение партизанского отряда. Если он под пытками проговорится, жизнь многих людей окажется под угрозой. С одной стороны – «простая арифметика», с другой – главный герой ощущает себя Учителем, несущим моральную ответственность за то, какие нравственные качества воспитал он в своих учениках. И, несмотря на запрет, Мороз возвращается в поселок и сдается в руки фашистов, чтобы поддержать ребят в трудную минуту. Он погибает вместе с ними, но помогает бежать своему лучшему ученику Павлу Миклашевичу.

Отношение к поступку Алеся Мороза в повести у разных героев неоднозначно. Многие люди считали, что учитель поступил необдуманно и жертва его бессмысленна. Автор повести заставляет и читателей сделать свой выбор – дать оценку поступку героя. Лично я согласен с мнением Павла Миклашевича, который всю жизнь доказывал, что Алесь Мороз совершил настоящий подвиг и имя его достойно быть высечено на обелиске рядом с именами его учеников. В трагической ситуации он решил находиться со своими учениками, чтобы показать им пример мужества и стойкости перед лицом смерти.

Алесь Мороз напоминает мне великого педагога Януша Корчака, который тоже погиб вместе со своими воспитанниками. Это истинные педагоги, Учителя с большой буквы.

    Что позволяет человеку остаться человеком в страшных нечеловеческих условиях войны?

М.Шолохов «Жеребёнок»

Главную тему «Донских рассказов» М.Шолохова можно определить так: расчеловечевание и красных, и белых в ходе гражданской войны и редкие минуты торжества очень трудного обратного процесса – вочеловечевания.

Так, в одном из лучших рассказов «Жеребенок» автор рассказывает о том, как у кобылы рождается жеребенок, а комиссар приказывает его застрелить. Однако герой рассказа Трофим не может этого сделать, он его спасает, когда жеребенок тонет, а сам Трофим погибает.

М.Шолохов на примере этого героя показывает, что христианские ценности, евангельские заповеди, оказывается, интуитивно живут в душах людей, человеческое утрачено в ходе братоубийственной войны не до конца. Автор уверен, что в людях есть гуманистические ресурсы, он надеется на то. Что в людях не до конца вытравлены сочувствие, доброта, желание освободиться от жестокости и насилия войны.

М.Шолохов «Шебалково семя»

В рассказе «Шебалково семя» красноармейцы убивают белогвардейскую шпионку, предлагают они убить и найденного в телеге младенца: « За ноги его да об колесо! Что ты с ним страдаешь, Шебалок?» Раз ребёнок прижит от белогвардейской шпионки, то он должен считаться врагом.. Казалось бы, налицо первобытная жестокость, утрата самой главной христианской ценности.

А вот у красноармейца Шебалка это чувство сохраняется, хотя сам герой и не догадывается о нем: «А мне жалко постреленка до крайности!» И вот это «жалко» сразу говорит о том, что сердца казаков не до конца огрубели и утратили милосердие. И красные, и белые могут быть зверьми, а могут и людьми.

«Донские рассказы» коротки, но в них отчетливо звучит авторская позиция6 тревога за судьбы людей и одновременно вера в победу доброго начала в человеке.

Внутреннем преображении героя. Вот одна из разновидностей такого преображения, выделенная в отдельную модель сюжета.

Взросление чаще всего связано с потерей иллюзий, но чаще всего, расставаясь с детством, человек становится лучше. Герой такого сюжета – молодой человек, цели которого не определены или же он стремится к чему-то недостойному. Он наивен, доверчив, склонен колебаться.
В литературе есть термин «роман обучения», в центре внимания – моральный, психологический рост героя. Как правило, такая история начинается с того, что ребенок/подросток/молодой человек вынужден вести себя как взрослый, принимать решения и нести за них ответственность.

Структура
Акт 1.
«До». Вы представляете героя до начала важных изменений в его жизни, описываете, как он действует, как мыслит. Герой часто бывает безответственным, эгоистичным, наивным, двуличным… и вдруг жизнь устраивает ему экзамен. Это может быть развод, смерть родителей, потеря дома, война. Событие должно быть значительным, чтобы протагонист не мог просто отмахнуться от него и жить по-прежнему, оно должно по-настоящему потрясти все устои.

Акт 2.
«Не хочу». Как правило, первая реакция «ребенка» – отрицание, в буквальном или переносном смысле. Гнев, сопротивление – проведите через них своего героя. Протагонист может хотеть поступить так, как должно, он просто не знает, как именно должно. Он делает ошибки и пытается снова. Это и есть процесс взросления, путь от невинности к опыту.

Акт 3.
«Наконец-то». Наконец у героя выработана новая система убеждений и ценностей, и пришла пора ее проверить. Здесь герой должен принять или отринуть Большую перемену. В большинстве книг герой соглашается с тем, что взросление неизбежно.
Избегайте морализаторства, пусть читатель сам сформулирует, какой смысл вы вложили в свое произведение, и сможет по-новому взглянуть на мир вокруг.


Проверочный список.
1. Ваш протагонист – молодой человек с неопределенными или непроясненными целями?
2. Четко ли ваша история показывает читателю, кто главный герой, как он думает, что он чувствует, ДО того, как начнется процесс изменений?
3. Противопоставлены ли в вашей истории наивная жизнь протагониста (детство) и реальность, когда защиты больше нет (взрослая жизнь)?
4. Сосредотачиваете ли вы внимание на моральном и психологическом росте героя?
5. Точно ли в критический момент жизнь бросает вызов убеждениям и миропониманию героя, которые вы успели обрисовать?
6. Принимает ли ваш герой перемены или отрицает их? Или и то, и другое одновременно? Сопротивляется ли преподанному уроку? Как действует?
7. Отражает ли ваша история процесс, в котором герой меняется? Правдоподобно ли изменение, является ли оно постепенным, сложным?
8. Убедителен ли главный герой в своей незрелости? Не проявляет ли он черт, свойственных взрослым, еще до того, как мог бы до них «дорасти»?
9. Не показывает ли ваша история превращения из вчерашнего ребенка в сегодняшнего взрослого? Или она демонстрирует небольшие уроки и глобальные потрясения для отражения долгого процесса взросления?
10. Хорошо ли в вашей истории отражен тот факт, что за все приходится платить? Как ваш протагонист принимает этот факт?

Классики литературы обожали жанр романа взросления, но и американские кинематографисты не чужды этому сюжету: группа подростков «отрывается» где-нибудь на пляже или едет на дачу, где их поджидает маньяк… по сути, если откинуть внешний ряд событий, в глубине души герои проходят как раз этот путь! Те, кто останется в живых, конечно. М.Баркер считает, что ужас реальный или ирреальный часто служит катализатором для истории взросления - только если автор не увлечется внешним рядом событий, а сосредоточится на внутреннем мире.

Напишите список из пяти качеств, которые вас восхищают в людях. Дальше подумайте, как может действовать герой, у которого эти качества не развиты (пока). Выберите одно качество и тщательно обдумайте, какой именно вызов бросит ему жизнь, чтобы он научился быть… каким?

В качестве события-катализатора может служить: смерть близкого человека, болезнь (или ложное известие о страшной болезни), беременность (чаще, конечно, незапланированная), реакция окружающих на ваши слова в определенной ситуации («камин-аут» у гомосексуальных людей, к примеру), приглашение поучаствовать в криминале, уход из семьи одного из родителей…

Молодой человек, столкнувшись с таким событием, может пытаться отрицать его эффект, прятаться, но постепенно должен продемонстрировать, как он взрослеет и превращается в человека, знающего жизнь.

От себя:
«Унесенные ветром» Маргарет Митчелл, конечно, не роман взросления, однако некоторые его элементы здесь можно найти. В начале романа Скарлетт – беспечная кокетка, которая только и умеет, что строить глазки, кричать на слуг и мечтать. Разразилась война. Как Скарлетт ни пытается спихнуть ответственность за роды у Мелани на доктора или малолетнюю служанку, именно ей приходится принимать эти роды, а потом везти ослабевшую Мелли с младенцем в Тару – в надежде, что там все возьмет на себя мама. Но мамы уже нет в живых, а отец не в своем уме… Надеяться больше не на кого, и полагаться приходится отныне только на саму себя.

Ознакомьтесь со статьей в Википедии: Роман воспитания . Цитирую оттуда: Классические образцы воспитательного романа в литературе XIX века дали Диккенс («Дэвид Копперфильд», 1849) и Флобер («Воспитание чувств», 1869), из русских писателей - И. А. Гончаров («Обыкновенная история», 1847) и Ф. М. Достоевский («Неточка Незванова», 1849; «Подросток», 1875). В литературоведении выделяется несколько разновидностей данного жанра, в частности, приключенческий роман воспитания («Остров сокровищ» Стивенсона, «Отважные капитаны» Киплинга, «Приключения Гекльберри Финна» М. Твена, «Два капитана» Каверина) и «художнический роман» - Künstlerroman («Портрет художника в юности», «Жизнь Арсеньева», «Дар»). В 1830-е гг. из романа воспитания выделяется роман карьеры, прослеживающий нравственную эволюцию молодого приспособленца вроде Жюльена Сореля и Растиньяка.
В послевоенное время роман воспитания возродился к жизни и обрёл новую популярность. Всемирный резонанс получили такие книги о взрослении подростков военного и послевоенного времени, как «Над пропастью во ржи» Сэлинджера и «Жестяной барабан» Грасса.

Подборка livelib. Я практически ничего не читала из этого списка, к моему стыду, хотя слышала про такие книги, например, как "Лужок черного лебедя" или (разумеется) "Щегол". О, сколько нам открытий чудных.

Хотелось еще заметить, что подавляющее большинство романов воспитания, о которых тут упоминалось, написаны о мальчиках/мужчинах. Но нетрудно найти такие произведения и о девочках. Так, к этому жанру относят и "Джейн Эйр" Ш.Бронте, и "Убить пересмешника" Харпер Ли. Вы ждете выхода второй книги Ли?

Продолжение следует.



Рассказать друзьям