Какие испытания пережил человек в военное время. Трудности военных лет

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В школьную программу входят произведения военной прозы. Ученики обсуждают и анализируют книги советских писателей. А затем пишут сочинение на тему «Человек на войне». Какие источники можно использовать при выполнении этого творческого задания?

«Убиты под Москвой»

Одним из произведений, на основе которых учителя рекомендуют писать сочинение на тему «Человек на войне», является повесть Константина Воробьева. «Убиты под Москвой» - одна из знаменитых книг, повествующих об обороне советской столицы в 1941 году.

Главный герой повести - Алексей Ястребов. Лейтенант мужественно и самоотверженно сражается против немецких захватчиков. Автор реалистично и точно описал положение на фронте в первый период войны. Достоверно передан внешний облик солдат, их быт. Непросто сражаться за Родину тогда, когда не хватает пулеметов, а есть лишь гранаты, бутылки с бензином и самозарядные винтовки. Герой повести Воробьева испытывает отвращение и страх, идя на немца. Ведь он такой же человек…

В книге Воробьева показан не только подвиг, но и простые человеческие эмоции: страх, трусость. Ястребову встречаются как герои, так и дезертиры. Сочинение на тему «Поведение человека на войне» требует подготовки, то есть прочтения различных произведений отечественной литературы.

Безусловно, о событиях 1941-1945 годов как нельзя лучше могут сказать очевидцы и участники ВОВ. Константин Воробьев прошел войну. Был контужен, дважды бежал из плена. Советские критики называли книгу «Убиты под Москвой» клеветнической. В ней было слишком много правды и мало пафоса. Сочинение на тему «Человек на войне» стоит писать именно под впечатлением таких честных, достоверных произведений.

«Сашка»

В повести Кондратьева показана война глазами молодого человека из простой московской семьи. Кульминационным событием в книге является момент, когда герой оказывается перед выбором: выполнить приказ командира или остаться человеком, но пойти под трибунал.

Кондратьев изобразил довольно подробно детали военной жизни. Пачка концентрата, раскисшая картошка, черствые лепешки - все это составляющие фронтовой жизни. Но как уже было сказано, именно кульминация повести поможет в выполнении такого творческого задания, как сочинение на тему «Человек на войне».

На фронте время шло катастрофически стремительно. Военные события увлекали за собой человека, порою не оставляя перед ним выбора. По приказу комбата Сашка должен расстрелять пленного - такого же, как и он, молодого солдата.

Сочинение-рассуждение на тему «Человек на войне» пишут по различным произведениям военной прозы. Однако в повести Кондратьева как нигде показаны сомнения советского солдата. Если Сашка расстреляет немца, изменит своим нравственным убеждениям. Если же откажется, станет изменником в глазах однополчан.

«Сотников»

Тема войны занимает центральное место в произведениях Писатель затрагивал такие проблемы, как совесть, верность своему долгу. Однако превыше всего его интересовала тема героизма. Причем не внешнее его проявление, а то, каким путем солдат приходит к нему. Сочинение на тему «Подвиг человека на войне» следует писать после прочтения повести «Сотников».

Долгая жизнь в мирное, спокойное время не дает иногда человеку возможности узнать о том, кто он - герой или трус. Война все ставит на свои места. Она не оставляет возможности для сомнений. Раскрытие этой сложной философской темы является характерной особенностью творчества Быкова. Именно поэтому сочинение на тему «Война в жизни человека» стоит написать по одному из произведений советского классика.

«А зори здесь тихие»

Эта повесть является в некотором роде уникальной. Война - явление античеловеческое. Но особенно страшной воспринимается ее смертоносная суть в противопоставлении с женской судьбой. Сочинение на тему «Война в судьбе человека», пожалуй, невозможно написать без упоминания повести Васильева. В книге «А зори здесь тихие» автор передал нелепость такого явления, как женщина на войне.

Героини повести только начинают жить. Материнство - главное их предназначение в жизни - познать удалось лишь одной из них. Молодые зенитчицы из повести Васильева погибают, защищая Родину. Они совершают подвиг. Но ведь у каждой из них были свои надежды, мечты.

Ключевым моментом в книге является описание последних минут жизни Жени Камельковой. Девушка уводит за собой немцев, понимает, что смерть уже рядом, и вдруг осознает, насколько глупо и нелепо умирать в восемнадцать лет.

История о гибели зенитчиц в карельских лесах помогает постичь ужас войны детям и подросткам, родившимся спустя более полувека после Великой Победы. А потому читать книгу Васильева следует не только перед написанием сочинения на заданную тему.

«В списках не значился»

Миллионы историй о военном подвиге рассказаны очевидцами. Столько же - преданы забвению. Во время войны погибло около двадцати пяти миллионов советских людей. И самое страшное, что известно о судьбе далеко не каждого. В повести «В списках не значился» автор рассказал о человеке, имя которого неизвестно. Он сражался в первые дни войны. Провел в Брестской крепости почти год. Он не получал писем из дома, и его имя не выгравировано на одной из братских могил, которых в нашей стране чудовищно много. Но он был.

«Живые и мертвые»

Трилогия Симонова - еще один пункт в списке обязательной литературы о войне. Этот писатель - основатель панорамного романа о ВОВ. «Живые и мертвые» - книга, которая отличается широтой охвата, изображением различных судеб. Человек на войне - центральная тема романа Симонова. Но заслугой этого писателя стало не только изображение людей в трагический период отечественной истории. Автор «Живых и мертвых» попытался ответить на такие вопросы: в чем причина провала советской армии в первые годы войны, как культ Сталина отразился на человеческих судьбах?

«Прокляты и убиты»

О военных событиях Астафьев рассказал спустя годы. Книга «Прокляты и убиты» была создана в начале девяностых. Это произведение - своего рода взгляд в прошлое. Впрочем, яркость и подлинность картины военного времени, несмотря на давность лет, в книге присутствуют. Автор погружает читателя в атмосферу холода, голода, страха и болезней. Современные школьники должны иметь верное представление о войне. Ведь ее составляющие - не только подвиг и отвага. Книгу Астафьева читать непросто, но необходимо.

«Судьба человека»

Современные критики подвергают сомнению достоверность повести Шолохова. Как известно, советский солдат после пребывания в плену не имел возможности надеяться на снисхождение. Согласно множеству исторических данных, герой повести «Судьба человека» мог быть расстрелян в первые же дни возвращения к своим. Но Соколов после побега выжил.

Несмотря на очевидную недостоверность и, как выразился писатель и бывший диссидент А. Солженицын, «лживость», книга Шолохова имеет высокую литературную ценность. Читать ее непременно нужно перед написанием письменной работы.

С необыкновенной трагичностью раскрыта тема войны в «Судьбе человека» Шолохова. Сочинение можно писать на основе второй части произведения. В ней показаны последствия войны. Ведь она не заканчивается после объявления победы. Ее последствия ощущают и участники боевых действий, и даже их дети.

Для подготовки к написанию сочинения также рекомендуется ознакомиться с произведениями Бондарева, Гроссмана, Адамовича.

Война – сложное и страшное время в жизни любого народа. Именно в период мировых противостояний решается судьба нации, и тогда очень важно не потерять чувство собственного достоинства, уважение к себе, любовь к людям. В годину тяжелых испытаний, во время Великой Отечественной войны, вся наша страна поднялась на защиту родины против общего врага. Для писателей, поэтов, журналистов в тот период было важно поддержать боевой дух армии, помочь морально людям в тылу.

А.Т. Твардовский в годы Великой Отечественной войны становится выразителем духа солдат, простого народа. Его поэма «Василий Теркин» помогает людям пережить страшное время, поверить в свои силы, ведь поэма создавалась на войне глава за главой. Поэма «Василий Теркин» писалась о войне, но главным для Александра Твардовского было показать читателю то, как надо жить в годину тяжелых испытаний. Поэтому главный персонаж его поэмы, Вася Теркин, танцует, играет на музыкальном инструменте, готовит обед, шутит. Герой живет на войне, и для писателя именно это является очень важным, так как, для того чтобы выжить, любому человеку необходимо очень сильно любить жизнь.

Композиция поэмы также помогает раскрыть военную тематику произведения. Каждая глава имеет завершенную структуру, закончена по мысли. Писатель объясняет этот факт особенностями военного времени; кто-то из читателей может не дожить до выхода следующей главы, а для кого-то не будет возможности получить газету с определенной частью поэмы. В названии каждой главы («Переправа», «О награде», «Два солдата») отражено описываемое событие. Связующим центром поэмы становится образ главного героя – Васи Теркина, который не только поднимает боевой дух солдат, но и помогает людям пережить трудности военного времени.

Поэма писалась в сложных полевых условиях военного времени, поэтому язык произведения взят писателем из самой жизни. В «Василии Теркине» читатель встретит множество стилистических оборотов, присущих разговорной речи:

– Жаль, давно его не слышно,

Может, что худое вышло?

Может с Теркиным беда?

Здесь есть и синонимы, и риторические вопросы и восклицания, и свойственные поэтическому произведению, писавшемуся для народа, фольклорные эпитеты и сравнения: «пуля-дура». Твардовский приближает язык своего творения к народным образцам, к живым, понятным каждому читателю речевым конструкциям:

Молвил Теркин в ту минуту:

«Мне – конец, войне – конец».

Таким образом, поэма как бы в неспешной манере повествует о военных перипетиях, делая читателя соучастником изображаемых событий. Проблемы, поднимаемые писателем в этом произведении, также помогают раскрыть военную тематику поэмы: отношение к смерти, умение постоять за себя и других, чувство ответственности и долга перед родиной, взаимоотношение между людьми в критические моменты жизни. Твардовский беседует с читателем о наболевшем, использует особый художественный персонаж, – образ автора. В поэме появляются главы «О себе». Так писатель приближает своего главного героя к собственному мировосприятию. Вместе со своим персонажем автор сопереживает, сочувствует, испытывает удовлетворение или негодует:

С первых дней годины горькой,

В тяжкий час земли родной,

Не шутя, Василий Теркин,

Подружились мы с тобой…

Война, описываемая Александром Трифоновичем Твардовским в поэме, не кажется читателю вселенской катастрофой, невыразимым ужасом. Поскольку главный герой произведения – Вася Теркин – всегда способен выжить в трудных условиях, посмеяться над собой, поддержать товарища, и это для читателя особенно важно – значит, будет другая жизнь, люди начнут от души смеяться, громко петь песни, шутить – придет мирное время. Поэма «Василий Теркин» полна оптимизма, веры в лучшее будущее.

Человек на войне

(По одному из произведений современной литературы.)

Великая Отечественная война была самой тяжёлой из войн, какие только пришлось пережить нашему народу за свою многовековую историю. Война была величайшим испытанием и проверкой сил народа, и эту проверку наш народ выдержал с честью. Война была также и серьёзнейшим испытанием для всей советской литературы, которая в дни войны показала всем миру, что у неё нет и не может быть интересов выше интересов народа.

Замечательные произведения были написаны М.Шолоховым, А.Фадеевым, А.Толстым, К.Симоновым, А.Твардовским и многими другими писателями.

Особое место среди произведений периода Великой Отечественной Войны занимает рассказ М.Шолохова «Наука ненависти», опубликованный в июне 1942 года.

В этом рассказе автор показывает, как мужает и крепнет в советских людях чувство любви к Родине и народу, как зреет презрение и ненависть к врагу. Писатель создаёт типичный образ участника войны – лейтенанта Герасимова, в котором воплощает лучшие черты воюющего советского народа.

Шолохов в предыдущих своих произведениях рисовал изумительные картины русской природы, которая у него никогда не была фоном для действия, а всегда помогала раскрыть глубже и полнее человеческий характер, психологические переживания героев.

Рассказ начинается с описания природы. Уже первой фразой Шолохов сближает человека с природой и этим как бы подчёркивает, что она не осталась безучастной к начавшийся тяжёлой борьбе: «На войне деревья, как и люди, имеют каждое свою судьбу». Символическое значение имеет в этом рассказе образ искалеченного снарядом дуба, который, несмотря на зияющую рану продолжает жить: «Рваная, зияющая пробоина иссушила полдерева, но вторая половина, пригнутая разрывом к воде, весною дивно ожила и покрылась свежей листвой. И до сегодняшнего дня, наверное, нижние ветви искалеченного дуба купаются в текущей воде, а верхние — всё ещё жадно притягивают к солнцу сочные тугие листья…» Разбитый снарядом дуб, но сохранивший жизненные соки, даёт возможность лучше раскрыть и понять характер основного героя рассказа лейтенанта Герасимова.

Уже первое знакомство читателей с героем, позволяет сделать вывод о том, что это мужественный человек с огромной силой воли, очень много перенёсший и передумавший.

Виктор Герасимов – потомственный рабочий. До войны он работал на одном из заводов Западной Сибири. В армию был призван в первые месяцы войны. Вся семья поручает ему сражаться с врагами до победы.

Трудового человека Герасимова с самого начала войны охватило чувство ненависти к врагу, разрушившему мирную жизнь народа и ввергнувшего страну в пучину кровавой войны.

Вначале к пленным немцам красноармейцы относились добродушно, называли «камрадами», угощали папиросами, кормили из своих котелков. Затем Шолохов показывает, как наши бойцы и командиры в ходе войны с фашистами прошли своеобразную школу ненависти.

Страшные следы фашистского хозяйничанья находили наши войска, изгонявшие гитлеровцев с временно оккупированной территории. Нельзя без содрогания читать описания чудовищных злодеяний врагов: «… Сожжённые дотла деревни, сотни расстрелянных женщин, детей, стариков, изуродованные трупы попавших в плен красноармейцев, изнасилованные и зверски убитые женщины, девушки и девочки-подростки…» Эти зверства потрясли бойцов, которые поняли, что фашисты – не люди, а осатаневшие от крови изуверы.

Тяжёлые, нечеловеческие испытания выпали на долю лейтенанта Герасимова, попавшего в плен. Описывая поведение героя в плену, писатель раскрывает новые черты характера, присущие русскому человеку. Раненый, потерявший много крови, Герасимов сохраняет чувство собственного достоинства и полон презрения и ненависти к врагу.

Одно желание владеет лейтенантом – не умереть. В колонне пленных, еле передвигая ноги, он думает о побеге. Огромная радость охватывает Герасимова и заставляет его забыть о жажде и физических страданиях, когда фашисты не находят у него партбилета, это придаёт ему мужество и стойкость в самые тяжелые дни неволи.

В рассказе изображается лагерь, в котором немцы держали пленных, где «их подвергали жесточайшим мучениям, где не было уборной и люди испражнялись здесь же и стояли и лежали в грязи и в зловещей жиже. Наиболее ослабевшие вообще уже не вставали. Воду и пищу давали раз в сутки. Иной день совсем забывали что-либо дать…» Но никакие зверства, пишет Шолохов, не смогли сломить могучий дух в русском человеке, погасить упорную жажду мести.

Многое вынес лейтенант, много раз смотрел он смерти в глаза, и сама смерть, побеждённая мужеством этого человека, отступала. «Фашисты могли убить нас, безоружных и обессилевших от голода, могли замучить, но сломить наш дух не смогли, и никогда не сломят!» Это упорство русского человека и несокрушимое мужество помогли Герасимову совершить побег из плена. Лейтенанта подобрали партизаны. Недели две он восстанавливал силы, участвовал вместе с ними в боевых операциях.

Затем его переправили в тыл, в госпиталь. После лечения он вскоре вновь попадает на фронт.

«Наука ненависти» заканчивается словами Герасимова о ненависти и любви: «… И воевать научились по-настоящему, и ненавидеть, и любить. На таком оселке, как война, все чувства отлично оттачиваются… Тяжко я ненавижу немцев за всё, что они причинили моей Родине и мне лично, и в то же время всем сердцем люблю свой народ и не хочу, чтобы ему пришлось страдать под немецким игом. Вот это-то и заставляет меня, да и всех нас, драться с таким ожесточением, именно эти два чувства, воплощённые в действие, приведут к нам победу».

Образ лейтенанта Герасимова – один из первых обобщающих образов в литературе периода Великой Отечественной Войны.

Особенность его характера заключается в том, что он всегда чувствует себя сыном народа, сыном Родины. Именно это чувство принадлежности к великой армии русского народа, чувство беззаветной любви к своей Родине и ответственности за её судьбу придают Герасимову силы не только перенести все ужасы плена, но и бежать, чтобы снова вступить в ряды мстителей за все злодеяния, которые фашисты принесли нашей стране.

И вполне убедительно дано в рассказе сравнение судьбы лейтенанта с судьбой могучего дуба, искалеченного снарядом, но сохранившего силы и волю к жизни. И как величественно прекрасен образ русского человека, прошедшего сквозь тяжёлые испытания, выпавшие на его долю, и сохранившего неиссякаемую веру в победу и стремление продолжить войну до победного разгрома фашизма!

Бессмертное произведение М. А. Шолохова «Судьба человека» является настоящей одой простому народу, жизнь которого была полностью сломанной войной.

Особенности композиции рассказа

Главный герой здесь представлен не легендарной героической личностью, а простым человеком, одним из миллионов людей, которых коснулась трагедия войны.

Судьба человека в военное время

Андрей Соколов простой сельский труженик, который также как все работал в колхозе, имел семью и жил обычной размеренной жизнью. Он смело идет защищать свое отечество от фашистских захватчиков, оставляя, таким образом, своих детей и жену на произвол судьбы.

На фронте для главного героя начинаются те страшные испытания, которые перевернули его жизнь. Андрей узнает, что его жена, дочь и младший сын погибли в результате авиационной атаки. Он очень тяжело переживает эту утрату, так как чувствует собственную вину в том, что произошло с его родными.

Однако Андрей Соколов имеет ради чего жить у него остался старший сын, который за время войны смог добиться значительных успехов в военном деле, и был единственной опорой своего отца. В последние дни войны судьба приготовила для Соколова последний сокрушительный удар его сына убивают противники.

По завершению войны, главный герой, морально сломан и не знает, как ему жить дальше: он потерял своих близких людей, родной дом был разрушен. Андрей устраивается на работу водителем в соседнем селе и начинает постепенно пьянствовать.

Как известно, судьба, толкающая человека в пропасть, всегда оставляет ему маленькую соломинку, по которой из нее при желании можно выбраться. Спасением для Андрея стала встреча с маленьким мальчиком сиротой, родители которого погибли на фронте.

Ванечка никогда не видел своего отца и потянулся к Андрею, так как жаждал той любви и внимания, которые проявлял к нему главный герой. Драматическим пиком в рассказе становится принятие Андреем решения соврать Ванечке, что именно он приходится ему родным отцом.

Несчастный ребенок, не знавший в жизни любви, ласки и доброго отношения к себе со слезами бросается на шею Андрея Соколова и начинает говорить, что вспомнил его. Так по сути две обездоленные сироты начинают совместный жизненный путь. Они нашли спасение друг в друге. У каждого из них появился смысл жизни.

Нравственный «стержень» характера Андрея Соколова

Андрей Соколов обладал настоящим внутренним стержнем, высокими идеалами духовности, непоколебимости и патриотизма. В одном из эпизодов рассказа, автор повествует нам о том, как истощенный голодом и трудовыми работами в концлагере, Андрей все таки смог сохранить свое человеческое достоинство: он долго отказывался от еды, которую предлагали ему фашисты перед тем, как угрожали его убить.

Твердость его характера вызвала уважение даже у немецких душегубов, которые в конечном итоге все же смилостивились над ним. Хлеб и сало, которые они дали главному герою в качестве вознаграждения за его гордость, Андрей Соколов разделил между всеми своими голодающими сокамерниками.

Сколько стоит написать твою работу?

Выберите тип работы Дипломная работа (бакалавр/специалист) Часть дипломной работы Магистерский диплом Курсовая с практикой Курсовая теория Реферат Эссе Контрольная работа Задачи Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Бизнес-план Вопросы к экзамену Диплом МВА Дипломная работа (колледж/техникум) Другое Кейсы Лабораторная работа, РГР Он-лайн помощь Отчет о практике Поиск информации Презентация в PowerPoint Реферат для аспирантуры Сопроводительные материалы к диплому Статья Тест Чертежи далее »

Спасибо, вам отправлено письмо. Проверьте почту .

Хотите промокод на скидку 15% ?

Получить смс
с промокодом

Успешно!

?Сообщите промокод во время разговора с менеджером.
Промокод можно применить один раз при первом заказе.
Тип работы промокода - "дипломная работа ".

Русский характер (по А. Т. Твардовскому и М. А. Шолохову)

Русский характер (по А. Т. Твардовскому и М. А. Шолохову)

«Судьба человека» и «Василий Теркин» - про­изведения известные, любимые, написанные давно, но и по сей день не теряют своей вырази­тельной силы в изображении характера русского человека. Они несут в себе неповторимую атмосфе­ру далеких военных лет, того времени, когда весь народ сплотился перед лицом смертельной опас­ности. Русские люди почувствовали свое духовное и национальное единство, и это помогло им выне­сти тяжелейшие испытания, какие когда-либо вы­падали на долю человека. Трагедия раскрыла важ­нейшие черты русского характера, отбросив все наносное и второстепенное.

Андрей Соколов и Василий Теркин - образы большого обобщающего значения, истинно рус­ские, сумевшие пройти огонь, воду и медные трубы и сохранить в себе духовность, мужество, патриотизм, любовь к родному дому.

Соколов и Теркин - люди разных поколений. Андрею сорок пять лет, войну он встретил уже зрелым, сложившимся мужчиной. Василий - двадцатилетний юноша, не имеющий жизненного опыта, но и тот, и другой несут в себе черты рус­ского характера, национальные черты, которые присутствуют в каждом, независимо от возраста.

Андрей Соколов родился в Воронежской губер­нии. Во время гражданской войны воевал в Крас­ной Армии; пережил голод; потеряв семью, уехал в Воронеж, работал слесарем на заводе. Женился, стал строить свою жизнь. Семнадцать счастливых лет подарила ему судьба, и за эти годы он научил­ся любить, научился отвечать за себя и за своих близких. Война, отнявшая у Андрея все, чего он достиг, не отняла у него главного - силы духа и верности своей семье, своему дому. Тяжелые ис­пытания вынес этот человек, его убивали, он терял друзей и свободу, но страшнее этого - рас­ставание с семьей, с любимой женой: «Сердце до сих пор, как вспомню, будто тупым ножом режут...» И когда на расстрел шел, думал о тех, кого любил и ради кого жил: «...что-то жалко стало Иринку и детишек...», и в плену почти каж­дую ночь разговаривал с ними. Когда же все рух­нуло в единый миг, Андрей нашел в себе силы выстоять и выжить, потому что знал: если упадет, то уже не поднимется. Андрей взял себе «в дети» маленького сироту, и сразу стало у него легко на душе, потому что русский человек не может жить без дома, без семьи, потому что всю войну он «шел к простому человеческому счастью».

Та же тема - тема дома и любви - пронизы­вает и поэму «Василий Теркин». Главный герой ее еще молод, ни семьи, ни детей у него нет, но он уже понимает, что

На земле всего дороже,

Коль имеешь про запас

То окно, куда ты сможешь

Постучаться в некий час.

На походе за границей,

В чужедальней стороне,

Ах, как бережно хранится

Боль-мечта о том окне!

Размышляя о долге, о чести, о том, что на войне каждую минуту может прийти смерть, мо­лодой солдат говорит:

Мы к тому готовы,

Лишь бы дети, говорят,

Были бы здоровы...

Каждый русский человек «меж иных любых тревог» берег в душе свой «угол отчий», мечту о домашнем очаге.

Другая характерная черта, которая подчерки­вается в героях произведений, - это патриотизм, преданность своему отечеству, любовь к своему народу. Трагедию Родины, родной земли человек воспринимает как личное горе, и чужая боль так близка ему, что «сердце уже не в груди, а в глотке бьется и трудно становится дышать». Русские люди платили невероятную цену за каждую пядь родной земли, они понимали, что защищают самое дорогое. Отвага, решительность и самопо­жертвование в критической обстановке - эти черты присущи русским людям. Андрей Соколов, во время боя подвозивший снаряды своей батарее, Теркин, подбивший из винтовки самолет, заме­нивший погибшего в бою командира, - оба они совершали героические поступки не ради славы и наград, а ради победы, потому, что они не могли иначе, они выполняли свой долг перед своей со­вестью - самым строгим судьей.

Они были сильными и мужественными людь­ми. «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала». Это помнил Андрей и когда шел на расстрел, и когда ему пришлось вынести все издевательства, находясь в плену. Именно поэто­му он нашел в себе силы не сломаться, не унизить­ся: «Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, рус­ское, достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались».

Мужество присуще и Василию Теркину. При­сутствие духа в момент опасности - вот что по­могло ему выжить и победить:

Как ни трудно, как ни худо -

Не сдавай, вперед гляди!

Эти слова Василий нес в своем сердце, и во время поражений, отступления. «Дорогою посты­лой» Теркин поддерживал товарищей:

Я одну политбеседу

Повторял:

«Не унывай!

Не зарвемся, так прорвемся,

Будем живы - не помрем...»

«В муках тверд, и в горе тверд», - таков Ва­силий Теркин. Жажда жизни, находчивость, стойкость помогали людям найти выход из самых трудных ситуаций. Андрей Соколов пытался бе­жать из плена - неудачно. Но самообладание не покинуло его, он упорно шел к своей цели. И как только появилась новая возможность осуществить свою мечту, тут уж «я спать окончательно разу­чился: ночи напролет думал, как бы мне к своим, на родину сбежать». Андрей смог не только сам спастись, но и прихватить «языка» - смекалка не подвела.

Не менее сметлив и Василий Теркин: он и пилу заточит, и часы починит, и в бою русской ложкой деревянной врага уложит. Но нет ни в Андрее, ни в Василии хвастовства, позерства. Андрей в пись­ме к жене рассказал, что полковник обещал пред­ставить его к награде, да сам и удивился: «...скажи на милость, откуда эта детская похвала у меня взялась?» А Теркин, в начале войны меч­тавший о медалях, о том, как станет центром вни­мания в родной деревне, в конце войны, возмужав и совершив настоящие подвиги, закалив свое му­жество, говорит:

Мне не надо, братцы, ордена,

Мне слава не нужна,

А нужна, больна мне родина,

Родная сторона!

Страшные годы и тяжелые испытания не сло­мили русский характер, а только закалили его. Мужество, героизм, патриотизм и высокая духов­ность русских людей проявились во время войны, и каждый мог повторить вслед за поэтом:

Я все-таки горд был за самую милую,

За горькую землю, где я родился,

За то, что на ней умереть мне завещано,

Что русская мать нас на свет родила,

Что, в бой провожая нас, русская женщина

По-русски три раза меня обняла.

Похожие рефераты:

Роль М.А. Шолохова в мировой литературе. Структура рассказа "Судьба человека", его основная идея, сюжет, главный герой.

Александр Трифонович Твардовский пришел в большую литературу в тридцатые годы. Сложные и судьбоносные для России, они явились годами становления поэта. Александр Трифонович всегда был плоть от плоти своего народа, жил его интересами.

Поэма Твардовского была действительно народной, вернее, солдатской поэмой.

Патриотизм русского народа в Отечественной войне тысяча восемьсот двенадцатого года (по роману «Война и мир».) Среди бессмертных творений великого писателя я выделяю прежде всего роман - эпопею «Война и мир». Меня поражает широта охвата событий в романе, многообразие поднятых в нем философских, о...

Произведения Александра Трифоновича Твардовского отличает лиризм, правда жизни и прекрасный, звучный и образный язык. Автор органически сливается со своими героями, живя их интересами, чувствами и желаниями.

В рассказе Шолохова "Судьба человека" через судьбу простого работяги была показана судьба всего народа, т.к. в годы воины такая жизнь могла повторяться много раз. Главный новый прием – рассказ в рассказе.

Каждому русскому человеку особенно дорог Праздник Победы. Дорог памятью о тех, кто ценою своей жизни отстаивал свободу. Мы должны всегда помнить о людях, отдавших свои жизни за свободу и светлое будущее нашей страны.

Василий Теркин и Андрей Соколов.

С первых дней Великой Отечественной войны Твардовский находился среди бойцов, военным корреспондентом прошел трудными дорогами с запада на восток и обратно. Об этом он рассказал в поэме «Василий Теркин».



Рассказать друзьям