Центральная тема романа война и мир. Сюжет, идея и тема, герои романа-эпопеи «Война и мир

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

/Николай Николаевич Страхов (1828-1896). Война и мир. Сочинение графа Л.Н. Толстого.
Томы I, II, III и IV. Издание второе. Москва, 1868. Статья первая/

Очень трудно изложить, даже в главных чертах, идею глубокого художественного произведения, она воплощается в нем с такою полнотою и многосторонностию, что отвлеченное изложение ее всегда будет чем-то неточным, недостаточным, — не будет, как говорят, вполне исчерпывать предмета.

Идею "Войны и мира" можно формулировать различным образом.

Можно сказать, например, что руководящая мысль произведения есть идея героической жизни . На это намекает сам автор. <...>

Художник... прямо заявляет нам, что он хочет изобразить нам такую жизнь, которую мы обыкновенно называем героическою, но — изобразить в ее настоящем смысле, а не в тех неправильных образах, которые завещаны нам древностию; он хочет, чтобы мы отвыкли от этих ложных представлений, и для этого дает нам истинные представления. На место идеального мы должны получить реальное.

Где же искать героической жизни? Конечно, в истории. Мы привыкли думать, что люди, от которых зависит история, которые совершают историю, — суть герои. Поэтому мысль художника остановилась на 1812 годе и войнах, ему предшествовавших, как на эпохе по преимуществу героической. Если Наполеон, Кутузов, Багратион — не герои, то кто же после того герой? Гр. Л.Н. Толстой взял громадные исторические события, страшную борьбу и напряжение народных сил, для того чтобы уловить высшие проявления того, что мы называем героизмом.

Но в наше человеческое время, как пишет гр. Л.Н. Толстой, одни герои не составляют всего интереса истории. Как бы мы ни понимали героическую жизнь, требуется определить отношение к ней обыкновенной жизни, и в этом заключается даже главное дело. Что такое обыкновенный человек в сравнении с героем? Что такое частный человек в отношении к истории? В более общей форме это будет тот же вопрос, который давно разрабатывается нашим художественным реализмом: что такое обыкновенная будничная действительность в сравнении с идеалом, с прекрасною жизнью?

Гр. Л.Н. Толстой старался разрешить вопрос как можно полнее. Он представил нам, например, Багратиона и Кутузова в величии несравненном, поразительно. Они как будто обладают способностию становиться выше всего человеческого. В особенности это ясно в изображении Кутузова, слабого от старости, забывчивого, ленивого, — человека дурных нравов, сохранившего, по выражению автора, все привычки страстей, но самых страстей уже вовсе не имеющего. Для Багратиона и Кутузова, когда им приходится действовать, исчезает все личное; к ним даже вовсе неприменимы выражения: храбрость, сдержанность, спокойствие, так как они не храбрятся, не сдерживаются, не напрягаются и не погружаются в покой... Естественно и просто они делают свое дело, как будто они — духи, способные только созерцать и безошибочно руководиться чистейшими чувствами долга и чести. Они прямо глядят в лицо судьбы, и для них невозможна самая мысль о страхе, — невозможно никакое колебание в действиях, потому что они делают все, что могут, покоряясь течению событий и своей собственной человеческой слабости.

Но сверх этих высоких сфер доблести, достигающей своих высших пределов, художник представил нам и весь тот мир, где требования долга борются со всеми волнениями страстей человеческих. Он изобразил нам все виды храбрости и все виды трусости . Какое расстояние от первоначальной трудности юнкера Ростова до блестящей храбрости Денисова, до твердого мужества князя Андрея, до бессознательного геройства капитана Тушина! Все ощущения и формы битвы — от панического страха и бегства при Аустерлице до непобедимой стойкости и яркого горения скрытого душевного огня при Бородине — описаны нам художником. Эти люди являются нам то мерзавцами , как назвал Кутузов бегущих солдат, то бестрепетными, самоотверженными воинами. В сущности же, все они — простые люди, и художник с изумительным мастерством показывает, как, в различной мере и степени, в душе каждого из них возникает, потухает или разгорается искра доблести, обыкновенно присущая человеку.

И главное — показано, что значат все эти души в ходе истории, что они вносят в великие события, какую долю участия имеют в героической жизни. Показано, что цари и полководцы тем и велики, что составляют как бы центры, в которых стремится сосредоточиться героизм, живущий в душах простых и темных. Понимание этого героизма, сочувствие ему и вера в него составляют все величие Багратионов и Кутузовых. Непонимание его, пренебрежение им или даже презрение к нему составляют несчастие и малость Барклай де Толли и Сперанских.

Война, государственные дела и потрясения составляют поприще истории, поприще героическое по преимуществу. Изобразив с безупречною правдивостию, как люди ведут себя, что чувствуют и что делают на этом поприще, художник для полноты своей мысли хотел показать нам тех же людей в частной их сфере, где они являются просто как люди. <...>

Князь Андрей и его отец в сфере общих интересов суть настоящие герои. Когда князь Андрей уезжает из Брюнна в армию, находящуюся в опасности, насмешливый Билибин два раза, без всякой насмешки, дает ему титул героя. <...> И Билибин совершенно прав. Переберите все действия и мысли князя Андрея во время войны, и вы не найдете на нем ни единой укоризны. Вспомните его поведение в Шенграбенском деле, никто лучше его не понимал Багратиона, и он один и видел и оценил подвиг капитана Тушина. Но Багратион мало знал князя Андрея, Кутузов знает его лучше и к нему обращается во время Аустерлицкого сражения, когда нужно было остановить бегущих и повести их вперед. Вспомните, наконец, Бородино, когда князь Андрей долгие часы стоит со своим полком под выстрелами (он не хотел остаться при штабе и не попал в ряды сражающихся), все человеческие чувства говорят в его душе, но он ни на мгновение не теряет полного самообладания и кричит прилегшему на земле адъютанту: "Стыдно, господин офицер!" в тот самый миг, когда разрывается граната и наносит ему тяжкую рану. Дорога таких людей действительно — дорога чести, как выразился Кутузов, и они могут, не колеблясь, сделать все, что требуется самым строгим понятием мужества и самоотвержения.

Старик Болконский не уступает своему сыну. Вспомните то спартанское напутствие, которое он дает сыну, идущему на войну и любимому им с кровною отеческою нежностию: "Помни одно, князь Андрей, коли тебя убьют, мне, старику, больно будет... А коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет... стыдно !". <...>

Вспомните потом, что все интересы России становятся для этого старика как будто его собственными, личными интересами, составляют главную часть его жизни. Он жадно следит за делами из своих Лысых Гор. Его постоянные насмешки над Наполеоном и нашими военными действиями, очевидно, внушены чувством оскорбленной народной гордости; он не хочет верить, чтобы могучая его родина вдруг утратила свою силу, он желал бы приписать это одной случайности, а не силе противника. Когда же началось нашествие и Наполеон подвинулся до Витебска, дряхлый старик совсем теряется: сперва он даже не понимает того, что читает в письме сына: он отталкивает от себя мысль, которой ему перенести невозможно, — которая должна сокрушить его жизнь. Но пришлось убедиться, пришлось, наконец, поверить: и тогда старик умирает. Вернее пули, его сразила мысль об общем бедствии.

Да, эти люди — действительные герои; такими людьми бывают крепки народы и государства. Но отчего же, спросит, вероятно, читатель, героизм их как будто лишен всего поражающего, и они скорее являются нам обыкновенными людьми? Оттого, что художник изобразил их нам вполне, показал нам не только то, как они действуют по отношению к долгу, к чести, к народной гордости, но и их частную, личную жизнь. Он показал нам домашнюю жизнь старика Болконского с его болезненными отношениями к дочери, со всеми слабостями одряхлевшего человека — невольного мучителя своих ближних. В князе Андрее гр. Л.Н. Толстой открыл нам порывы страшного самолюбия и честолюбия, холодные и вместе ревнивые отношения к жене, вообще весь его тяжелый характер, своею тяжестию напоминающий характер его отца. <...>

Нас художник ввел в самую сокровенную жизнь этих людей; он посвятил нас во все их думы, во все волнения. Человеческая слабость этих лиц, те минуты, в которые они становятся наравне с обыкновеннейшими смертными, те положения и душевные движения, в которых все люди одинаково чувствуют, одинаково — люди, — все это открыто нам ясно и полно; и вот отчего героические черты лиц как будто тонут в массе черт просто человеческих.

Это следует отнести ко всем лицам "Войны и мира", без исключения. Везде та же история, что с дворником Ферапонтовым, который бесчеловечно бьет свою жену, просившуюся уехать, — скаредно торгуется с извозчиками в самую минуту опасности, а потом, когда увидел, в чем дело, кричит: "Решилась! Россея!" и сам зажигает свой дом. Так точно в каждом лице автор изображает все стороны душевной жизни — от животных поползновений до той искры героизма, которая часто таится в самых малых и извращенных душах.

Но да не подумает кто-нибудь, что художник, таким образом, хотел унизить героические лица и действия, разоблачив их мнимое величие, напротив, вся цель его заключалась в том, чтобы только показать их в настоящем свете и, следовательно, скорее научить нас видеть их там, где мы их прежде не умели видеть. Человеческие слабости не должны заслонять от нас человеческих достоинств. Другими словами — поэт учит своих читателей проникать в ту поэзию, которая скрыта в действительности. Она глубоко закрыта от нас ношлостию, мелочностию, грязною и бестолковою суетою ежедневной жизни, она непроницаема и недоступна для нашего собственного равнодушия, сонливой лени и эгоистической хлопотливости; и вот поэт озаряет перед нами всю тину, опутывающую людскую жизнь 1 для того, чтобы мы умели видеть в самых темных ее закоулках искру божественного пламени, — умели понимать тех людей, в которых это пламя горит ярко, хотя его и не видят близорукие глаза, — умели сочувствовать делам, которые казались непонятными для нашего малодушия и себялюбия. Это не Гоголь, озаряющий ярким светом идеала всю пошлость пошлого человека; это художник, который сквозь всю видимую миру пошлость умеет разглядеть в человеке его человеческое достоинство. С неслыханною смелостию художник взялся изобразить нам самое героическое время нашей истории — то время, от которого собственно начинается сознательная жизнь новой России; и кто не скажет, что он вышел победителем из состязания со своим предметом?

Перед нами картина той России, которая выдержала нашествие Наполеона и нанесла смертельный удар его могуществу. Картина нарисована не только без прикрас, но и с резкими тенями всех недостатков — всех уродливых и жалких сторон, которыми страдало тогдашнее общество в умственном, нравственном и правительственном отношении. Но вместе с тем воочию показана та сила, которая спасла Россию.

Мысль, которая составляет военную теорию гр. Л.Н. Толстого, наделавшую столько шуму, заключается в том, что каждый солдат не есть простое материальное орудие, а силен преимущественно своим духом, что в конце концов все дело зависит от этого духа солдат, могущего или упасть до панического страха, или возвыситься до геройства. Полководцы бывают сильны тогда, когда они управляют не одними передвижениями и действиями солдат, а умеют управлять их духом . Для этого полководцам самим необходимо стоять духом выше всего своего войска , выше всяких случайностей и несчастий — словом, иметь силу нести на себе всю судьбу армии и, если нужно, всю судьбу государства. Таков, например, дряхлый Кутузов во время Бородинского сражения. Его вера в силу русского войска и русского народа, очевидно, выше и тверже веры каждого воина; Кутузов как бы сосредоточивает в одном себе все их воодушевление. Судьба битвы решается собственно его словами, сказанными Вольцогену: "Вы ничего не знаете. Неприятель побежден, и завтра погоним его из священной земли русской". В эту минуту Кутузов, очевидно, стоит неизмеримо выше всех Вольцогенов и Барклаев, он стоит наравне с Россией.

Вообще описание Бородинской битвы — вполне достойное своего предмета. <...>

Сила описания этой битвы вытекает из всего предыдущего рассказа, это как бы высшая точка, понимание которой подготовлено всем предыдущим. Когда мы доходим до этой битвы, то мы уже знаем все виды храбрости и все виды трусости, знаем, как ведут себя или могут себя вести все члены войска, от полководца до последнего солдата. Поэтому в рассказе о битве автор так сжат и краток; тут действует не один капитан Тушин, подробно описанный в Шенграбенском деле, тут целые сотни таких Тушиных. По немногим сценам — на кургане, где был Безухов, в полку князя Андрея, у перевязочного пункта — мы чувствуем все напряжение душевных сил каждого солдата, понимаем тот единый и непоколебимый дух, который оживлял собою всю эту страшную массу людей. Кутузов же является нам как будто связанным какими-то невидимыми нитями с сердцем каждого солдата. Едва ли была когда-нибудь другая такая битва, и едва ли что-нибудь подобное было рассказано на каком-нибудь другом языке.

В центре романа — эпохальное историческое событие — Отечественная война 1812 г. Но временные рамки произведения шире — события начинаются с 1805 г., а заканчиваются 1820 г. В традициях древнегреческого эпоса повествование разворачива-ется спокойно, последовательно. Эпически, как сложившийся и нерушимый уклад жизни, представлен быт разных социальных групп и сословий: от императора и фельдмаршала до простого солдата. В романе более 589 персонажей, многие из которых имеют свою сюжетную линию. Основу романа образуют линии трех се-мей — Ростовых, Болконских, Курагиных.

Название романа имеет глубокий философский смысл. Слово «мир» обозначает не только состояние, противоположное вой-не, но и сообщество людей. В общей концепции романа мир отрицает войну. Сочетание «война и мир» — это и антитеза, и отношение общества к войне, это жизнь в ее универсальности.

Одной из граней жизни мира как общества являются духов-ные поиски лучших представителей дворянства — Андрея Бол-конского и Пьера Безухова. При всей несхожести натур и Бол-конский, и Безухов стремятся к общей цели: открыть смысл жизни человека.

Князь Андрей презирает свет с его бездушным эгоизмом, карьеризмом, извращенной нравственностью, но он сам до не-которых пор часть этого света. Он стремится к личной славе, его кумиром становится Наполеон. Болконский мечтает о своем «Ту-лоне», считая, что история творится усилиями отдельных вели-ких людей. Сражение под Аустерлицем разбивает его наполео-новские устремления. Князь Андрей, думавший, что от его лич-ных действий зависит исход событий, совершает подвиг. Он ни-чего не может изменить в общем ходе сражения. Битва под Ау-стерлицем вызывает тяжелый душевный кризис. Болконский понимает мелочность своих честолюбивых целей перед огром-ным потоком жизни, символизируемым «вечным небом».

Уединенная жизнь в своих имениях, государственная деятель-ность, любовь к Наташе — путь князя Андрея от Аустерлица к 1812 г. Это внешняя канва. Внутренний, духовный путь — это путь от эгоцентризма к жизни «для других». Болконский ощуща-ет потребность в понимании, но сам не всегда способен понять других: «Надо, чтобы не для одного меня шла жизнь, чтобы на всех она отражалась и чтобы все жили со мной вместе». Лишь страдание, через которое проходит Андрей, рождает понима-ние души другого человека. После ранения на Бородинском поле он думает о всеобщей любви, но чувствует какую-то односторон-ность своих рассуждений, ему не хватает конкретности и дейст-венности такой любви.

Андрей Болконский проходит путь от честолюбивого, хотя и честного эгоиста, через скептицизм и отрицание света к любви и пониманию народа. Если бы князь Андрей остался жив, не исключено, что он был бы с декабристами — логика духовных поисков вела именно к действенной любви к народу.

Пьер Безухов проходит сложный путь познания жизни, пре-одоления наивности и освобождения от иллюзий. Непосредст-венный, способный глубоко чувствовать, Пьер вначале отдает-ся бесшабашной жизни светского бездельника и кутилы, же-нится на холодной красавице Элен. Постепенно он начинает понимать ложь и лицемерие светского общества.

Поиски нравственного усовершенствования приводят Пьера к масонам, которые призывали к объединению на началах брат-ской любви. В сложный «масонский» период Безухов ищет при-чины зла. Он, отказываясь от личных интересов, направляет свои силы на освобождение крестьян, учреждение больниц, школ. Желание «переродить» человеческую природу, сделать себя «со-вершенным» человеком и неумение осуществить это на практи-ке приводят к ипохондрии и тоске. Но Пьер преодолевает их. Он постоянно ищет в других «внутреннего человека», постоянно работают его мысль и душа. Понятие «внутренний человек» и «внешний человек» рождаются в сознании Пьера в период разоча-рования в масонстве. «Внутренний человек» — это «душа в жиз-ни», «внешний человек» — олицетворение «мертвенности» и «праха» души.

Важным этапом в духовных исканиях Пьера становится Боро-динское поле, где его пронзает «мысль народная». Безухов пони-мает, что историю творит народ, видит оптимизм и мудрость кре-стьян. Общение с Платоном Каратаевым приводит Пьера к внут-ренней гармонии: он «узнал не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем са-мом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей». Пьер начинает понимать народ, затем критически анализировать окружающую жизнь. В эпилоге он — один из деятелей тайного об-щества, цель которого — борьба против социального зла.

В тесной связи с духовными поисками героев романа стоит вопрос о народе и роли личности в истории. Каждый положитель-ный герой, в конце концов, связывает свою судьбу с судьбой народа, нации.

Толстой писал, что главная мысль романа — «мысль народ-ная». По мнению писателя, история творится не отдельными личностями, а совокупной волей народа, нации. Из множества побудительных мотивов отдельных людей складывается дух на-ции в целом. От того, насколько силен дух народа, зависят исторические события.

Война 1812 г. показала решающую роль народа в истории. Перед угрозой порабощения вся нация обрела единую «общую жизнь». Независимо от социального положения все население подня-лось против французов. «Скрытой теплотой патриотизма» назы-вает Толстой чувство, определившее единство нации.

Писатель показывает два вида патриотизма. Один — это показ-ной патриотизм салона Анны Павловны Шерер, который выра-жался в том, что в свете перестали говорить по-французски, не смотрели спектакли французских драматургов. Понятно, что не этот лже-патриотизм определил исход войны. Толстой осмеивает и «ура»-патриотизм некоторых московских дворян, которые, взбудоражен-ные приездом царя, собирались «показать Европе».

«Скрытая теплота патриотизма» не нуждается в громких сло-вах. Она проявляется в поступках: купец Ферапонтов сжигает свой дом, чтоб не достался врагу; крестьяне не дают сена францу-зам; создаются партизанские отряды — большие и маленькие — дьячка, старостихи Василисы, поэта-гусара Дениса Давыдова; героически сражается батарея Тушина и рота Тимохина; Тол-стой изображает войну как войну народную, справедливую. За-щита Отечества стала объединяющей идеей и «дубина народной войны» поднялась со всей своей грозной и величественной си-лой и… поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие». Впервые за всю историю наполеоновских войн «личный произвол Наполеона разбился о волю народа».

Толстой, признавая роль личности в истории, считает, что она только тогда способна определять историю, когда ее воля совпадает с волей народа. Эта концепция наиболее полно выра-зилась в антитезе Наполеон — Кутузов. Наполеон — «сверхчело-век» (так он считает), для которого важно «только то, что происходило в его душе», «…а все, что было вне его, не имело для него значения, потому что все в мире, как ему казалось, зависело только от его воли». Для Кутузова же первостепенно то, что в душах других.

Кутузов оценивает свои действия по нравственным критери-ям народа, по тому народному чувству, «которое он носил во всей чистоте и силе его». Для Наполеона критерий нравственно-сти — он сам: «…в его понятии все то, что он делал, было хоро-шо не потому, что оно сходилось с представлением того, что хорошо и дурно, но потому, что он делал это».

Личная воля Кутузова подчинена той общей жизни, которой жил весь народ в период войны. Умение уловить настроение на-рода — важная черта Кутузова. Кутузов понимает ход событий, правильно оценивает его, и это приносит конечную победу. Он человек волевой, что ярко демонстрирует решение оставить Москву после Бородинского сражения, чтобы сохранить рус-скую армию. Несмотря на сопротивление всего военного ру-ководства, Кутузов остается непреклонен и оказывается прав.

Наполеон выступает как агрессор, ради своих честолюбивых целей уничтожающий людей. Он жесток, деспотичен. Естествен-ности поведения Кутузова Толстой противопоставляет позерст-во Наполеона, произносящего напыщенные речи, принимаю-щего позы римских полководцев. Он примеривает на себя тогу всемирного властителя.

Толстой снижает человеческий облик Наполеона, но не ума-ляет его значения как полководца. Вместе с тем, сопоставляя Кутузова и Наполеона, Толстой пишет: «Нет и не может быть величия там, где нет простоты, добра и правды». Материал с сайта

Толстой всех героев проверяет мерками народной морали, но в его изображении народ вовсе не однородная масса. Писа-тель отмечает два полярных типа русского национального ха-рактера. Один представлен взбунтовавшимися богучаровскими мужиками, другой — образом Платона Каратаева. Между ними ряд народных образов: Тихон Щербатый, старостиха Василиса, староста Дрон. Каждый представляет какой-то тип народного характера или отдельную черту.

Тихон Щербатый воплощает лучшие качества народа-созидателя. Он расторопный, смекалистый, хитрый, мастер на все руки. В мирное время такие люди незаменимы в хозяйстве. В вой-ну он проявляет отвагу, героизм. Его ненависть к врагу рождена беззаветной любовью к родине.

Особое место в нравственно-философской концепции романа принадлежит Платону Каратаеву. В этом образе Толстой воплощает не только идеализируемое им патриархальное крестьянство, но и свою теорию «непротивления злу насилием». В облике и в характере Каратаева подчеркивается идея круглости, завершенности. Самое существенное в его характере — верность себе и неизменность своей постоянной душевной правде, которая заключена в «роевом» соз-нании Каратаева. Каратаев убежден в том, что все делается по Божь-ему закону и человек должен принимать мир таким, каков он есть, не сопротивляясь. Основным типом поведения Каратаева являются пассивность и созерцательность. Платон Каратаев может вселить надежду, поддержать в трудную минуту, но победа над Наполеоном была достигнута не такими Каратаевыми. Хотя Толстой давал образ Каратаева как положительный пример патриархально-христианской нравственности, объективно путь Каратаева — это пример высокого антипути.

В романе Толстого отразились многие нравственные, фило-софские, социальные проблемы времени и собственные проти-воречия писателя.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • толстой тема и идея романа война и мир
  • отношение разных социальных групп к войне 1812г в романе толстого война и мир
  • герои и лже-герои в романе война и мир
  • война и мир положительные герои перечисление
  • положительный герой в понимании толстого война и мир

Связь всего со всем в "Войне и мире" не только констатируется и демонстрируется в многообразнейших формах. Она активно утверждается в качестве нравственного, вообще жизненного идеала.

"Наташа и Николай, Пьер и Кутузов, Платон Каратаев и княжна Марья душевно расположены ко всем людям без исключения и ожидают от каждого ответной доброжелательности" , - пишет В.Е. Хализев. Для этих персонажей такие отношения - да­же не идеал, а норма. Гораздо более замкнут в себе и сосредото­чен на своем не лишенный чопорности, постоянно рефлектирую­щий князь Андрей. Вначале он думает о своей личной карьере и славе. Но славу он понимает как любовь к нему многих незнако­мых людей. Позже Болконский пытается участвовать в государст­венных реформах во имя пользы для тех же неизвестных ему людей, для всей страны, теперь уже не ради своей карьеры. Так или иначе быть вместе с другими чрезвычайно важно и для него, об этом он думает в момент душевного просветления после посе­щения Ростовых в Отрадном, после того, как случайно подслу­шал восторженные слова Наташи о прекрасной ночи, обращен­ные к гораздо более холодной и равнодушной, чем она, Соне (здесь почти каламбур: Соня спит и хочет спать), и двух "встреч" со старым дубом, сначала не поддающимся весне и солнцу, а потом преобразившимся под свежей листвой. Еще не так давно Андрей говорил Пьеру, что старается только избегать болезни и угрызений совести, т.е. непосредственно касающегося лишь его лично. Это был результат разочарования в жизни после того, как взамен ожидаемой славы ему пришлось испытать ранение и плен, а возвращение домой совпало со смертью жены (он мало ее любил, но оттого ему и знакомы угрызения совести). "Нет, жизнь не кончена в тридцать один год, - вдруг окончательно, беспременно решил князь Андрей. - Мало того, что я знаю все то, что есть во мне, надо, чтоб и все знали это: и Пьер и эта девочка, которая хотела улететь в небо, надо, чтобы все знали меня, чтоб не для одного меня шла моя жизнь, чтобы не жили они так, как эта девочка, независимо от моей жизни, чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!" (т. 2, ч. 3, гл. III). На первом плане в этом внутреннем монологе - я, мое, но главное, подводящее итог слово - "вместе".

Среди форм единения людей Толстой особенно выделяет две: семейную и общенародную. Большинство Ростовых - в известной мере единый собирательный образ. Соня оказывается в конечном счете чуждой этой семье не потому, что она только племянница графа Ильи Андреича. Ее любят в семье как самого родного человека. Но и ее любовь к Николаю, и жертва - отказ от притязаний на брак с ним - более или менее вымученны, сконструированы в ограниченном и далеком от поэтической про­стоты уме. А для Веры вполне естественным становится брак с расчетливым, ничем не похожим на Ростовых Бергом. По сути, мнимой семьей являются Курагины, хотя князь Василий хлопочет о своих детях, устраивает им карьеру или брак в соответствии со светскими представлениями об успехе, а они по-своему солидар­ны между собой: история с попыткой соблазнения и похищения Наташи Ростовой уже женатым Анатолем не обошлась без участия Элен. "О, подлая, бессердечная порода!" - восклицает Пьер при виде "робкой и подлой улыбки" Анатоля, которого он просил уехать, предложив денег на дорогу (т. 2, ч. 5, гл. XX). Курагинская "порода" - совсем не то же, что семья, это Пьер слишком хорошо знает. Женатого на Элен Пьера Платон Каратаев прежде всего выспрашивает о родителях - то, что у Пьера нет матери, особенно его огорчает, - а услышав, что у него и "деток" нет, вновь огорчившись, прибегает к чисто народному утешению: "Что ж, люди молодые, еще даст Бог, будут. Только бы в совете жить..." (т. 4, ч. 1, гл. XII). "Совета" как раз нет и в помине.

В художественном мире Толстого у таких законченных эгоистов, как Элен с ее распутством или Анатоль, не может и не должно быть детей. А после Андрея Болконского остается сын, хотя егомолодая жена умерла при родах и надежда на второй брак оберну­лась личной катастрофой. Разомкнутый прямо в жизнь сюжет "Войны и мира" заканчивается мечтами юного Николеньки о будущем, достоинство которого меряется высокими критериями прошлого - авторитетом умершего от раны отца: "Да, я сделаю то, чем бы даже он был доволен..." (эпилог, ч. 1, гл. XVI).

Разоблачение главного антигероя "Войны и мира", Наполео­на., осуществляется и с помощью "семейной" тематики. Перед Бородинским сражением он получает подарок от

императрицы - аллегорический портрет играющего в бильбоке сына ("Шар пред­ставлял земной шар, а палочка в другой руке изображала ски­петр"), "мальчика, рожденного от Наполеона и дочери австрий­ского императора, которого почему-то все называли королем Рима". Ради "истории" Наполеон, "с своим величием", "выка­зал, в противоположность этого величия, самую простую отечес­кую нежность", и Толстой усматривает в этом только наигранный "вид задумчивой нежности" (т. 3, ч. 2, гл. XXVI).

"Семейные" отношения для Толстого - не обязательно родст­венные. Наташа, пляшущая под гитару бедного помещика, "дя­дюшки", который играет "По улице мостовой...", душевно близка ему, как и всем присутствующим, независимо от степени родст­ва. Она, графиня, "воспитанная эмигранткой-француженкой" "в шелку и бархате", "умела понять все то, что было и в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке" (т. 2, ч. 4, гл. VII). Предшествующая сцена охоты, во время ко­торой Илья Андреич Ростов, упустивший волка, стерпел эмоцио­нальную брань ловчего Данилы, - тоже доказательство того, что "родственная" атмосфера для Ростовых иной раз преодолевает и весьма высокие социальные барьеры. По закону "сопряжения" эта разветвленная сцена оказывается художественным предварением изображения Отечественной войны. «Разве не близок всему Дани­лину облику образ "дубины народной войны"? На охоте, где он был главной фигурой, от него зависел ее успех, крестьянин-охот­ник всего на мгновение становился господином над своим барином, который на охоте был бесполезен» , - отмечает С.Г. Боча­ров, далее на примере образа московского главнокомандующего графа Растопчина раскрывая слабость и бесполезность действий "исторического" персонажа.

На батарее Раевского, куда попадает Пьер во время Бородин­ского сражения, перед началом боевых действий "чувствовалось одинаковое и общее всем, как бы семейное оживление" (т. 3, ч. 2, гл. XXXI). Солдаты тут же окрестили чужака "наш барин", как солдаты полка Андрея Болконского своего командира - "наш князь". «Сходная атмосфера - на батарее Тушина во время Шенграбенского сражения, а также в партизанском отряде, когда туда приезжает Петя Ростов, - указывает В.Е. Хализев. - Вспом­ним в этой связи и Наташу Ростову, в дни отъезда из Москвы помогающую раненым: ей "понравились эти, вне обычных условий жизни, отношения с новыми людьми "...важно и сходство между семьей и подобными "роевыми" общностями: то и другое единение неиерархично и свободно... Готовность русских людей, прежде всего крестьян и солдат, к непринудительно-свободному единению больше всего похожа на "ростовскую" семейственность» .

Толстовское единение отнюдь не означает растворения индиви­дуальности в массе. Одобряемые писателем формы единения людей противоположны неупорядоченной и обезличенной, бесче­ловечной толпе. Толпа показана в сценах солдатской паники, когда очевидным стало поражение союзнической армии в Аустерлицком сражении, приезда Александра I в Москву после начала Отечественной войны (эпизод с бисквитами, которые царь бросает с балкона своим подданным, охваченным буквально диким вос­торгом), оставления Москвы русскими войсками, когда Растопчин отдает ее жителям на растерзание

Верещагина, якобы винов­ника того, что случилось, и т.д. Толпа - это хаос, чаще всего разрушительный, а единение людей глубоко благотворно. «Во время Шенграбенского сражения (батарея Тушина) и Бородин­ской битвы (батарея Раевского), а также в партизанских отрядах Денисова и Долохова каждый знал свое "дело, место и назначе­ние". Истинный порядок справедливой, оборонительной войны, по Толстому, неотвратимо возникает каждый раз наново из чело­веческих действий непредумышленных и незапланированных: воля народа в 1812 г. осуществилась независимо от каких-либо военно-государственных требований и санкций» . Точно так же сразу после смерти старого князя Болконского княжне Марье не понадобилось делать никаких распоряжений: "Бог знает, кто и когда позаботился об этом, но все сделалось как бы само собой" (т. 3, ч. 2, гл. VIII).

Народный характер войны 1812г. ясен солдатам. От одного из них на выезде из Можайска в сторону Бородина Пьер слышит косноязычную речь: "Всем народом навалиться хотят, одно слово - Москва. Один конец сделать хотят". Автор комментирует: "Не­смотря на неясность слов

солдата, Пьер понял все то, что он хотел сказать..." (т. 3, ч. 2, гл. XX). После сражения, потрясенный, этот сугубо невоенный человек, принадлежащий к светской элите, всерьез помышляет о совершенно невозможном. "Солда­том быть, просто солдатом! - думал Пьер, засыпая. - Войти в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими" (т. 3, ч. 3, гл. IX). Солдатом граф Безухов, конечно, не станет, но в плен наряду с солдатами попадет и испытает все выпавшие на их долю ужасы и лишения. Привел к этому, правда, замысел совершить абсолютно индивидуальный романтический подвиг - заколоть кинжалом Наполеона, сторонником которого Пьер заявлял себя в начале романа, когда для Андрея Болконско­го новоявленный французский император был и вовсе кумиром и образцом. В одежде кучера и в очках бродит граф Безухов по занятой французами Москве в поисках завоевателя, но вместо того, чтобы осуществить свой невозможный план, спасает ма­ленькую девочку из горящего дома и с кулаками набрасывается на мародеров, грабивших армянку. Арестованный, он выдает спа­сенную девочку за свою дочь, "сам не зная, как вырвалась у него эта бесцельная ложь" (т. 3, ч. 3, гл. XXXIV). Бездетный Пьер ощущает себя отцом, членом какой-то сверхсемьи.

Народ - это и армия, и партизаны, и смоленский купец Ферапонтов, который готов поджечь собственный дом, чтобы он не достался французам, и мужики, которые не хотели везти французам сено за хорошие деньги, а жгли его, и москвичи, оставляющие свои дома, родной город просто потому, что не мыслят себя под владычеством французов, это и Пьер, и Ростовы, бросающие свое имущество и отдающие по требованию Ната­ши подводы для раненых, и Кутузов с его "народным чувством". Хотя, как подсчитано, эпизодам с участием простого народа, "собственно теме народа посвящено всего восемь процентов книги" (Толстой признавался, что описывал преимущественно ту среду, которую хорошо знал), "эти проценты резко возрастут, если учесть, что, с точки зрения Толстого, народную душу и дух ничуть не меньше Платона Каратаева или Тихона Щербатого выражают и Василий Денисов, и фельдмаршал Кутузов, и нако­нец - что важнее всего - он сам, автор" 11 . При этом автор не идеализирует простой народ. Показан и бунт богучаровских мужи­ков против княжны Марьи перед приходом французских войск (впрочем, это такие мужики, которые и раньше были особенно беспокойны, а усмирить их весьма легко удалось Ростову с молоденьким Ильиным и смекалистым Лаврушкой). После ухода французов из Москвы казаки, мужики из соседних деревень и вернувшиеся жители, "застав ее разграбленною, стали тоже гра­бить. Они продолжали то, что делали французы" (т. 4, ч. 4, гл. XIV). Сформированные Пьером и Мамоновым (характерное объедине­ние вымышленного персонажа и исторического лица) полки ополченцев грабили русские деревни (т. 4, ч. 1, гл. IV). Лазутчик Тихон Щербатый не только "самый полезный и храбрый человек в партии", то есть в партизанском отряде Денисова, но и способ­ный убить захваченного француза потому, что тот был "совсем несправный" и "грубиян". Когда он говорил это, "вся рожа его растянулась в сияющую глупую улыбку", совершенное им очеред­ное убийство для него ничего не значит (поэтому Пете Ростову и "неловко" его слушать), он готов, когда "позатемняет", привести еще "каких хошь, хоть троих" (т. 4, ч. 3, гл. V, VI). Тем не менее народ в целом, народ как огромная семья - нравственный ориентир для Толстого и его любимых героев.

Самая же обширная форма единения в романе-эпопее - чело­вечество, люди вне зависимости от национальности и принадлеж­ности к той или иной общности, включая воюющие друг с другом армии. Еще во время войны 1805 г. русские и французские солдаты пытаются поговорить между собой, проявляют взаимный интерес.

В "немецкой" деревне, где юнкер Ростов остановился со своим полком, встреченный им возле коровника немец восклица­ет после его здравицы австрийцам, русским и императору Алек­сандру: "И да здравствует весь свет!" Николай тоже по-немецки, немного иначе, подхватывает это восклицание. "Хотя не было никакой причины к особенной радости ни для немца, вычищав­шего свой коровник, ни для Ростова, ездившего со взводом за сеном, оба человека эти с счастливым восторгом и братскою любовью посмотрели друг на друга, потрясли головами в знак взаимной любви и, улыбаясь, разошлись..." (т. 1, ч. 2, гл. IV), Естественная жизнерадостность делает "братьями" незнакомых, во всех смыслах далеких друг от друга людей. В горящей Москве, когда Пьер спасает девочку, ему помогает француз с пятном на щеке, который говорит: "Что ж, надо

по человечеству. Все люди" (т. 3, ч. 3, гл. XXXIII). Это толстовский перевод французских слов. В буквальном переводе эти слова ("Faut etre humain. Nous sommes tous mortels, voyez-vous") были бы гораздо менее значимы для авторской идеи: "Надо быть гуманным. Все мы смертны, видите ли". Арестованный Пьер и допрашивающий его жестокий маршал Даву несколько секунд "смотрели друг на друга, и этот взгляд спас Пьера. В этом взгляде, помимо всех условий войны и суда, между этими двумя людьми установились человеческие отношения. Оба они в эту минуту смутно перечувствовали бесчис­ленное количество вещей и поняли, что они оба дети человечест­ва, что они братья" (т. 4, ч. 1, гл. X).

Русские солдаты охотно усаживают у своего костра вышедших к ним из леса капитана Рамбаля и его денщика Мореля, кормят их, пытаются вместе с Морелем, который "сидел на лучшем месте" (т, 4, ч. 4, гл. IX), петь песенку про Анри Четвертого. Француз­ского мальчика-барабанщика Венсана (Vincent) полюбил не толь­ко близкий к нему по возрасту Петя Ростов; думающие о весне добродушные партизаны его имя "уже переделали: казаки - в Весеннего, а мужики и солдаты - в Висеню" (т. 4, ч. 3, гл. VII). Кутузов после боя под Красным говорит солдатам об оборванных пленных: "Пока они были сильны, мы себя не жалели, а теперь их и пожалеть можно. Тоже и они люди. Так, ребята?" (т. 4, ч. 3, гл. VI). Показательно это нарушение внешней логики: раньше себя не жалели, а теперь их пожалеть можно. Впрочем, встретившись с недоуменными взглядами солдат, Кутузов поправляется, гово­рит, что незваным французам досталось "поделом", и заканчива­ет речь "стариковским, добродушным ругательством", встречен­ным хохотом. Жалость к поверженным врагам, когда их много, в "Войне и мире" еще далека от "непротивления злу насилием" в том виде, в каком его будет проповедовать поздний Толстой, она, эта жалость, - снисходительно-презрительная. Но ведь и сами бегущие из России французы "все... чувствовали, что они жалкие и гадкие люди, наделавшие много зла, за которое теперь приходи­лось расплачиваться" (т. 4, ч. 3, гл. XVI).

С другой стороны, Толстой вполне отрицательно относится к государственно-бюрократической верхушке России, людям света и карьеры. И если Пьеру, испытавшему тяжести плена, пережив­шему духовный переворот, "князь Василий, особенно гордый теперь получением нового места и звезды, представлялся... трога­тельным, добрым и жалким стариком" (т. 4, ч. 4, гл. XIX), то речь идет об отце, потерявшем двоих детей и радующемся по привычке успеху на службе. Это примерно такая же, как у солдат к массам французов, снисходительная жалость. Люди, не способ­ные к единению с себе подобными, лишены даже способности стремиться к истинному счастью, принимают за жизнь мишуру.

Основную идею романа «Война и мир» можно выразить следующими словами самого автора: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды». Идея эта выразилась не только в противопоставлениях Кутузова и Наполеона, но и во всех малейших подробностях борьбы русских с французами. Толстой всячески возвышает русских людей, которые вели оборонительную войну и сильны были своим духом, верой в правду и добро; французы же были побеждены, потому что не были убеждены в правоте своего дела. Все сцены частной жизни, обрисованные Толстым, имеют одну и ту же цель — показать, как страдает и радуется, любит и умирает, ведет семейную и личную жизнь тот народ, высший идеал которого заключается в простоте, добре и правде. Голос за простое и доброе против ложного и хищного заставляет Толстого осуждать не только французов, ослепленных Ложной идеей величия, но и большинство лиц из высшего класса русского народа, таивших в себе под изящными формами внешних приличий бездну коварства, легкомыслия и ничтожества.

Главная идея «Войны и мира» — идея философско-религиозная. Она заключается в признании полного подчинения человека высшему руководящему началу, Провидению, располагающему по своим предначертаниям его судьбой, определяющему все его жизненные отношения. Хотя эта
идея нигде не выражена автором открыто, в виде отвлеченной формулы, но она явственно проступает во всех частях романа, как там, где Толстой касается исторических событий величайшей важности, так и там, где он повествует о жизни своих героев, частных лиц. Над всей путаницей человеческих отношений, над всем пестрым калейдоскопом отдельных эпизодов романа чувствуется тяготение какой-то таинственной силы, присутствие невидимой руки, ведущей людей по неведомым им путям к предопределенной цели. Благо человека заключается в сознательном или бессоэнательном подчинении этому высшему руководящему началу, в отказе от собственной воли, в смирении перед неисповедимыми путями Промысла.

Только таким образом человек может достигнуть внутреннего спокойствия, согласия с самим собой, ясного, светлого взгляда на жизнь и на людей. К такому именно выводу и приходит в конце романа после всех пережитых им испытаний Пьер: он усваивает себе светлый, оптимистический фатализм Каратаева, отказывается (хотя и не вполне) от самочинных «исканий», которые приводили его только к мучительным сомнениям и разочарованиям, и утверждается в вере в руководящее судьбами людей и ведущее их ко благу Божество. «Прежде разрушавший все его умственные постройки страшный вопрос: зачем? теперь для него не существовал. Теперь на этот вопрос — зачем? в душе его всегда готов был простой ответ: затем, что есть Бог, тот Бог, без воли которого не спадет волос с головы человека».

Главной темой романа "Война и мир" является изображение подви-

га русского народа в Отечественной войне 1812 года. Автор говорит в

своем романе и о верных сынах отечества, и о лжепатриотах, думающих

только о своих корыстных целях.

Толстой использует прием антитезы для изображения как событий,

так и героев романа. Давайте проследим за событиями романа. В первом

томе он рассказывает о войне с Наполеоном 1805-1807 гг., где Россия

(союзница Австрии и Пруссии) потерпела поражение.

Идет война. В Австрии генерал Марк разбит под Ульмом. Авс-

трийская армия сдалась. Над русской армией нависла угроза разгрома. И

вот тогда Кутузов принял решение послать Багратиона с четырьмя тысяча-

ми солдат через труднопроходимые Богемские горы навстречу французам.

Багратиону предстояло быстро совершить трудный переход и задержать со-

рокатысячную французскую армию до прихода Кутузова. Его отряду нужно

было совершить великий подвиг, чтобы спасти русскую армию. Так, автор

подводит читателя к изображению первого великого сражения. В этом сра-

жении, как всегда, дерзок и бесстрашен Долохов. Храбрость Долохова

проявляется в бою, где "он в упор убил одного француза, первый взял за

воротник сдавшегося офицера". Но после этого он идет к полковому ко-

мандиру и докладывает о своих "трофеях": "Прошу запомнить, ваше пре-

пекшуюся кровь: "Рана штыком, я остался на фронте. Попомните, ваше

превосходительство". Везде, всегда он помнит прежде всего о себе,

только о себе, все, что делает, делает для себя. Нас не удивляет и по-

ведение Жеркова. Когда в разгар боя Багратион послал его с важным при-

казом к генералу левого фланга, он не поехал вперед, где слышалась

стрельба, а стал искать генерала в стороне от боя. Из-за непереданного

приказа французы отрезали русских гусар, многие погибли и были ранены.

Таких офицеров много. Они не трусы, но они не умеют забыть ради общего

дела себя, карьеру и личные интересы.

Но русская армия состояла не только из таких офицеров. В гла-

вах, рисующих Шенграбенскую битву, мы встречаем истинных героев. Вот

он сидит, герой этой битвы, герой этого "дела", маленький, худой и

грязный, сидит босой, сняв сапоги. Это артиллерийский офицер Тушин.

"Большими, умными и добрыми глазами смотрит он на вошедших начальников

и пытается шутить: "Солдаты говорят, что разувшись ловчее, - и смуща-

ется, чувствуя, что шутка не удалась". Толстой делает все, чтобы капи-

тан Тушин предстал перед нами в самом негероическом виде, даже смеш-

ном. Но именно этот смешной человек был героем дня. Князь Андрей спра-

ведливо скажет о нем: "Успехом дня мы обязаны более всего действию

этой батареи и героической стойкости капитана Тушина с ротой".

Второй герой Шенграбенского сражения - Тимохин. Он появляется

в ту самую минуту, когда солдаты поддались панике и побежали. Все ка-

залось потеряно. Но в эту минуту французы, наступавшие на наших, вдруг

побежали назад..., и в лесу показались русские стрелки. Это была рота

Тимохина. И только благодаря Тимохину, русские имели возможность возв-

ратиться и собрать батальоны. Мужество разнообразно. Есть немало людей

безудержно храбрых в бою, но теряющихся в будничной жизни. Образами

Тушина и Тимохина Толстой учит читателя видеть по-настоящему храбрых

людей, их неброский героизм, их огромную волю, которая помогает прео-

долевать страх и выигрывать сражения.

В войне 1812 года, когда каждый солдат дрался за свой дом, за

родных и близких, за Родину, сознание опасности "удесятерило" силы.

русского войска, тем более слабела французская армия, превращаясь в

сборище воров и мародеров. Только воля народа, только народный патрио-

тизм, "дух войска" делает армию непобедимой. Этот вывод делает Толстой

в своем бессмертном романе-эпопее "Война и мир".



Рассказать друзьям