Есть ли в комедии положительный герой. Положительный герой в комедии Н.В

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Действительно, положительных героев в комедии “Реви­зор” нет. Интересна мысль о том, что “смех” - единственное честное и благородное лицо. Это, конечно, не развлекательный, а грозный смех, смех сквозь слезы.

В пьесе осмеиваются человеческие пороки: трусость, жад­ность, чинопочитание, отсутствие уважения к себе и другим. Косность системы, где рука руку моет, где всё переплетено в клубок, где плохие люди поддерживают и покрывают плохих, потому что это им выгодно. Страшно становится после того, как посмеешься вдоволь!

Закон несоответствия реализован в комедии так: пустоголо­вый, легкомысленный Хлестаков приобретает, пусть на корот­кое время, могущество; неглупый человек городничий не рас­познает мнимого обмана; он же, неглупый человек городни­чий, вместо того, чтобы организовывать порядок в городе, заботится только о том, чтобы прикрыть недостатки.

Можно продолжать бесконечно. Несоответствия пронизы­вают произведение, делают его смешным.

Глоссарий:

  • положительный герой в ревизоре
  • положительный герой ревизора
  • есть ли в комедии ревизор положительный герой
  • есть ли положительные герои в ревизоре
  • положительный герой в комедии ревизор

(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Согласны ли вы с автором, что “было одно честное, благородное лицо, действовавшее в ней (комедии. – Авт.) во все продолжение ее. Это чест­ное, благородное лицо...
  2. Образ города в комедии “Ревизор” создается из реплик ге­роев, потому что авторские характеристики в пьесах отсутству­ют. Что же мы узнаем о жизни города? Она довольно...
  3. Немой сцене в комедии Н. В. Гоголя “Ревизор” предшествует развязка сюжета, читается письмо Хлестакова, и становится ясным самообман чиновников. В этот момент уходит то, что...
  4. Среди героев произведений А. П. Чехова есть положительные персонажи – настоящие интеллигенты, душевные и открытые. Они вызывают у читателя восхищение и желание подражать им в...

Н.В. Гоголь в своей комедии «Ревизор» показывает чиновников исключительно с отрицательной стороны, обличая все их пороки. Возникает вопрос, на который сложно ответить однозначно: есть ли в этой пьесе хотя бы один положительный герой? Сам Н.В. Гоголь считал, что единственным положительным героем в комедии является смех: «Мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе.… …Это честное, благородное лицо – был смех».

По словам самого Н.В.

Гоголя, задумывая «Ревизора», он «решился собрать в кучу все дурное в России». Но с какой целью? Прежде всего, писатель хотел высмеять такие пороки русских чиновников, как казнокрадство, чинопочитание и трусость. И у него это получилось, ведь комедия вышла «смешнее черта».

Самое интересное, что смех в этой пьесе разный по своему характеру: в некоторых эпизодах он шутливо-добродушный, но встречается и горькая ирония и гротеск. Было бы ошибочно полагать, что пьеса «Ревизор» написана с целью рассмешить читателя. Напротив, она призывает задуматься над многими вещами.

Автор ставит своих героев в такие ситуации, когда они проявляют худшие, самые отвратительные из своих свойств. И первый из этих героев – Хлестаков. Стоит ему попасть в обстановку всеобщего подхалимства, как он показывает себя «во всей красе».

Он берет взятки, нагло волочится одновременно за женой и дочерью Городничего. Хлестаков врет так, что становится стыдно за него. Он начинает вести себя высокомерно и развязно.

А городничий, который уже ничего не соображает от страха и бормочет, что унтер-офицерская жена «сама себя высекла»? А Бобчинский, обращающийся к Хлестакову с просьбой сообщить царю, что «в таком-то городе живет Петр Иванович Бобчинский»? Все эти люди жалки, ничтожны и не заслуживают ничего, кроме презрения.

Но почему в «Ревизоре» нет ни одного положительного персонажа? Главная цель Н.В. Гоголя – выставить пороки чиновников на всеобщее обозрение, на посмешище всему миру, ведь все это – самый грозный карающий суд. В обществе, которое описал автор, неоткуда появиться положительному герою.

Таким образом, смех для Н.В. Гоголя – средство нравственного исправления людей. И поскольку его можно назвать персонажем комедии, он является единственным положительным героем в ней. Смех утверждает торжество правды, честности и справедливости.

Обновлено: 2017-12-18

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Сочинение на тему: Положительный герой комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»


Н. В. Гоголь - выдающийся русский писатель. Его творения выгодно выделялись на фоне современников. В своих «Петербургских записках» Н. В. Гоголь писал, что репертуар русского театра того времени совершенно не насыщен новинками, все пьесы имеют однотипный характер и, как правило по жанру это либо водевили, либо мелодрамы. Ему очень хотелось написать что-то противоположное, вдохнуть новую жизнь в театр и привлечь колоссальную аудиторию зрителей.

На такой ноте была создана его комедия "Ревизор", в которой он всецело воплотил свои задумки. Сюжет пьесы подсказал ему А. С. Пушкин. "Ревизор" оказался наполненным громким словом критики государственного чиновнического аппарата того времени России. Гоголь обличил вечное противостояние добра и зла, которое всецело поглотило общество. Автору хотелось в комедийной форме высказать свое недовольство происходящим на его любимой земле.

На написание пьесы у Гоголя ушло всего два плодотворных месяца и шедевр увидел свет в апреле 1836 года. Премьера имела ошеломляющий успех, поскольку комедия была по истине новым дыханием литературы ее современности. Она произвела настоящий фурор в головах зрителей. Новизна комедии была даже в отсутствии положительного героя. Гоголь впервые рискнул поэкспериментировать с такой формулировкой и постановкой героев, что и вызвало бурю разговоров. Критики обсуждали этот неоднозначный ход и пытались уловить все самые тончайшие нотки комедии, чтобы не упустить ничего существенно важного. Да вот изюминкой пьесы стало то, что автор все же утверждал, что положительный герой все же присутствует. Он считал его смехом, ведь именно к этой конечной цели Гоголь и шел. Смех являлся главным рычагом разоблачения негативных героев и имел оттенок горести в своем нутре.

Комедия действительно имела некое тайное течение, ведь чем веселее становилось разоблачение героев, тем глубже проникал автор в недра гнилости общества. Изображая типичных представителей чиновничества, Гоголь нес послание для всех, кто имел здравый разум и мог читать между строк. Он тонкой кистью литературного слова рисовал оттенки эмоций и поступков для тех не многих, которые смогли бы разглядеть в них нижнее полотно обличительной критики. Именно в конце комедии автор ошеломил зрителей "немой сценой", в которой и раскрыл все карты критики и осуждения. Никто не мог даже предположить, что пьеса, которая началась смешным рассказом городничего о двух "не естественной величины" крысах, суетой чиновников перед приездом ревизора, может закончиться трагично! Этот ход поразил всех своей неординарностью.

В общем, пьеса "Ревизор" является шедевром литературного рассвета и до сих пор удивляет и смешит своих зрителей.

Создавая комедию «Ревизор», Гоголь хотел не только обличить чиновничество с помощью смеха. Он мечтал, чтобы «Ревизор» заставил чиновников измениться. Именно для этой цели Гоголь изобразил всех чиновников в комическом виде. Писатель считал, что высмеивание отрицательных черт персонажей должно положительно повлиять на читателя и зрителя «Ревизора». Человек, обнаружив в себе эти пороки, должен был стремиться к их исправлению.Анализирую современную ему литературу, Гоголь пришёл к выводу, что необходима комедия нового типа. Он был убежден, что комедия, построенная на любовном конфликте, изжила себя. В 30-ые годы 19 века нужна была комедия общественная, в которой поднимались бы важные социальные вопросы. Поэтому в «Ревизоре» почти нет любовной линии. И поэтому в «Ревизоре» нет положительного героя. Гоголь считал, что положительный герой отвлечет внимание от главного и привлечет внимание к себе. И потому писатель назвал единственным положительным героем своего произведения смех. Он считал, что смех,В «Ревизоре» почти все комично. Комична сама ситуация произведения: чиновники уездного города страшно боятся ревизора и принимают за него другого человека – Хлестакова. При этом они пытаются представить свой город в лучшем виде, скрыть совершённые преступления и злоупотребления. Все эти негативные явления раскрываются уже в первых сценах комедии. Городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский даёт распоряжения чиновникам. Мы читаем о неубранном мусоре, о недостроенной церкви, о квартальном, спешно наводящем порядок в городе о том, что судья Тяпкин-Ляпкин берёт взятки борзыми щенками, о пьяных заседателях. Почтмейстер читает чужие письма, в больницах не хватает лекарств, приём ведёт немец, совершенно не знающий русского языка и т.д. Поэтому, боясь расправы, все чиновники проявляют в комедии чудеса изобретательности.
смешное имеет очищающую функцию.В «Ревизоре» почти все комично. Комична сама ситуация произведения: чиновники уездного города страшно боятся ревизора и принимают за него другого человека – Хлестакова. При этом они пытаются представить свой город в лучшем виде, скрыть совершённые преступления и злоупотребления. Все эти негативные явления раскрываются уже в первых сценах комедии. Городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский даёт распоряжения чиновникам. Мы читаем о неубранном мусоре, о недостроенной церкви, о квартальном, спешно наводящем порядок в городе о том, что судья Тяпкин-Ляпкин берёт взятки борзыми щенками, о пьяных заседателях. Почтмейстер читает чужие письма, в больницах не хватает лекарств, приём ведёт немец, совершенно не знающий русского языка и т.д. Поэтому, боясь расправы, все чиновники проявляют в комедии чудеса изобретательности.Гоголь по-новому подошел к развитию сюжета своей комедии. Особое значение в произведении он придал завязке, которая разом, в единый узел, должна была связать все события. Заканчивается комедия также необычно - немой сценой. Эта сцена помогает нам понять идейный смысл произведения. У Гоголя развязка не заканчивает комедию, а является одновременно и новой завязкой. Это означает, что действие возвращается на круги своя, торжество закона в России невозможно. Хотя в конце комедии на сцене появляется настоящий ревизор.

Новаторством Гоголя в «Ревизоре» явилось и то, что к нему были написаны «Замечание для господ актеров», которые помогали понять смысл героев комедии.
Гоголь считал, что комедия должна быть народной, затрагивать проблемы современности. Смысл «Ревизора» проясняет её эпиграф: «На зеркало нече пенять, коли рожа крива». Сам Гоголь замысел комедии объясняет так: «Я хотел собрать все дурное в одну кучу и разом посмеяться над всем». В своём произведении писателю удалось с помощью смеха обличить чиновничий произвол, затронуть проблемы государственной власти, судопроизводства, образования, медицины. Недаром Николай I после просмотра его комедии произнёс: «Всем досталось. А мне больше всего».

Урок-исследование по литературе. 9 класс (речевой).

Учитель: Васильева Вера Владимировна.

Тема : Положительный герой в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».

Цели :

    Исследовать проблему положительного героя в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».

    Сформировать исследовательские умения учащихся, развивать навыки критического мышления, связную речь учащихся. Закрепить навыки работы на компьютере в программах Word , PowerPoint .

    Воспитывать познавательный интерес к проектной деятельности на уроках литературы на примере творчества Н.В.Гоголя.

Коррекционные задачи:

    Активизировать мыслительную и творческую деятельность и выявлять своё отношение к ней.

    Работать над последовательностью воспроизведения, умением устанавливать причинно-следственные связи между фактами и явлениями.

    Формировать коммуникативную функцию речи.

    Развивать умения делать словесно-логические обобщения, инициативу, стремление к активной познавательной деятельности.

    Воспитывать чувство товарищества, чувство удовлетворения от достигнутых успехов в коллективном труде.

Оборудование: стенд для ассоциаций, плакат с синквейнами о положительном герое, проектор, экран, компьютер с ОС Windows XP , презентация учителя, презентации учащихся.

Ход урока.

    Организационный момент.

(сл.№1) Приветствие.

Здравствуйте, ребята. Здравствуйте, гости. Я рада всех приветствовать сегодня на нашем занятии. Ребята, я прошу вас быть внимательными, активными, следить за своей речью, говорить чётко, чисто, грамотно.

Рефлексия.

На протяжении нескольких уроков мы изучали одно из великих произведений русской литературы. Какое произведение мы изучали? (Мы изучали пьесу Н.В.Гоголя «Ревизор»)

Как мы работали с пьесой? Что делали? (На уроках мы читали по ролям, обсуждали поступки и слова героев, составляли характеристики)

Чему учились? (Мы учились выразительно читать, рассуждать, развивали связную речь)

Сегодня мы продолжим работу над развитием речи и мысли.

    Проблемная ситуация.

(сл.№2) - Начнём прямо сейчас. На экране появится слово, а вы на альбомных листах маркерами за 5 секунд напишите ассоциации, которые вызвало у вас это слово. (Щелчок) Внимание на экран: это слово «комедия». (Свои ассоциации ребята прикрепляют на стенд). Позже мы вернёмся к вашим ассоциациям.

(сл.№3) - Откройте тетради, прочитайте тему урока. (Положительный герой в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»).

Запишите тему.

Ещё раз внимательно прочитайте тему урока. Почему красным цветом выделено словосочетание «положительный герой»? (Положительного героя в комедии нет).

Кто ещё так считает? Объясните свой ответ. (Все герои комедии имеют недостатки).

Может, кто-то не согласен? (Может быть, этот положительный герой тот ревизор, который приехал в конце пьесы). (Он может оказаться таким же нечестным, как и другие герои).

(сл.№4) -Чтобы разобраться в этом, давайте обратимся к вашим домашним заданиям. К уроку вы по группам составляли синквейны. Давайте их озвучим.

Синквейн. 1 группа.

Положительный герой.

Добрый, честный.

Помогает, умеет дружить, поддерживает.

Положительный герой всегда придёт на помощь.

Синквейн. 2 группа.

Положительный герой.

Правильный, благородный.

Поддерживает, скажет правду, улыбается.

Положительный герой всегда укажет, как правильно поступить.

Итак, есть ли такой положительный герой в комедии? (Нет).

Запишем ваше мнение в тетради: положительного героя нет. (Учитель делает запись на доске).

(сл.№5) -А теперь узнаем мнение самого автора. Прочитаем слова Н.В.Гоголя: «Странно: мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе. Да, было одно честное, благородное лицо, действовавшее в ней во всё продолжение её. Это честное, благородное лицо был…».

- На этом мы пока остановимся. Сделайте вывод из прочитанного: есть ли положительный герой по мнению автора? (Есть).

А теперь сформулируйте цель нашего урока. (Сегодня на уроке нам нужно выяснить, кто или что является положительным героем комедии «Ревизор», что он делает в пьесе). Какую функцию он выполняет в пьесе?

Чтобы найти все ответы, нам необходимо проверить ваши знания по истории создания, особенностям композиции и содержанию комедии.

(сл.№6-10)

    Блиц-опрос.

    Кто подсказал сюжет комедии Н.В.Гоголю? (Щелчок)(А.С.Пушкин)

    В каком году была написана комедия? (Щелчок )(Н.В.Гоголь написал комедию в 1836г., но редактировал её до 1842г.)

    К какому виду комического жанра можно отнести пьесу: сатирическая комедия или юмористическая комедия? (Щелчок ) (комедия-сатира)

    Назовите особенности композиции пьесы. (Щелчок ) (зеркальная композиция – всё началось с сообщения о приезде ревизора и закончилось этим событием) и (2 развязки- письмо Хлестакова и сообщение о приезде настоящего ревизора).

(сл.№11) Объясните ситуацию.

    Письмо о приезде мнимого ревизора.

    Хлестаков в гостинице возмущается обслуживанием.

    Земляника даёт Хлестакову взятку.

    Хлестаков признаётся в любви Марье Антоновне, входит её мать.

    Городничий ругает купцов за жалобы на него.

    Жители города приносят Хлестакову жалобы на городничего.

    Немая сцена. Сообщение о приезде настоящего ревизора.

IV . Проектные работы учащихся.

Итак, вы показали себя как внимательные читатели и литературоведы. Но положительного героя пока не заметили. Давайте проверим, какие вы исследователи. Готовясь к сегодняшнему уроку, вы провели собственные микроисследования по характеристикам героев комедии. Сейчас вы нам об этом расскажете. Но сначала проведём речевую разминку, поработаем над выразительностью речи.

Речевая разминка:

(сл.№12) 1 группа. Посмотрите на экран. Какому герою принадлежат эти слова?(Городничему) Произнесите фразу так, чтобы логическое ударение падало на выделенные слова и с нужной интонацией.(Щелчок). И ещё раз.

(сл.№13) 2 группа. Посмотрите на экран. Какому герою принадлежат эти слова? (Хлестакову). Произнесите фразу так, чтобы логическое ударение падало на выделенные слова и с нужной интонацией.(Щелчок). И ещё раз.

(сл.№14) Защита проектных исследований.

А теперь слово 1 группе.

Текст выступления.

(Сл.№1) Ученик 1: Наше исследование мы назвали «Предвыборная кампания в городе N или характеристика чиновников».

(Сл.№2) Ученик 2: После прочтения пьесы мы пришли к выводу, что среди всех городских чиновников нет ни одного положительного героя.

(Сл.№3) Ученик 3: И чтобы доказать это, мы искали ответы на следующие вопросы:

1)Каково общее положение дел в городе?

2)Как исполняют свои обязанности чиновники во главе с городничим?

3)Может ли кто-то из них претендовать на роль градоначальника?

(Сл.№4) Ученик 4: Н.В.Гоголь не дал название своему городу. А мы придумали своё название - Дмухановк. В честь городничего А.А.Сквозника-Дмухановского.

Ученик 1: Прочитав комедию, мы так же поняли, что жители города недовольны работой своего градоначальника.

(Сл.№5)Ученик 2: От их имени мы составили жалобу на него настоящему ревизору. Вот что у нас получилось:

«Уважаемый господин ревизор!

Пишут вам жители г. Дмухановска.

Просим снять с должности городничего Антона Антоновича Дмухановского. Есть тому несколько причин.

Вышеназванный господин плохо справляется со своими должностными обязанностями. Он не следит за порядком в городе, на улицах грязно, город не благоустраивается. Городничий своевольничает: может зайти в любую лавку и взять все, что ему понравится, в любом количестве, не заплатив за это ни копейки. С горожанами обращается грубо. Может собственноручно высечь. Нарушает закон, берёт взятки. Постоянно оскорбляет всех вокруг, кто по чину ниже его. Не следит ни за собой, ни за чиновниками.

До каких пор мы будем терпеть эти унижения? Просим во всём разобраться и принять меры. Заранее благодарствуем.

Жители города Дмухановска.

Ученик 3: Итак, всем понятно, что городничий не справляется со своими обязанностями. Что же нужно предпринять, чтобы изменить жизнь к лучшему?

Ученик 4: Выбрать нового городничего.

Ученик 1: Вот так пришла идея начать предвыборную кампанию.

Ученик 2: Но кто может претендовать на роль нового градоначальника?

(Сл.№6)Ученик 3: Представляем вам список кандидатов.

Земляника Артемий Филиппович. Попечитель богоугодных заведений.

(Сл.№7)Ученик 4: Ляпкин-Тяпкин Аммос Федорович. Судья, коллежский асессор.

(Сл.№8)Ученик 1: Хлопов Лука Лукич. Смотритель училищ.

(Сл.№9)Ученик 2: Шпекин Иван Кузьмич. Почтмейстер, надворный советник.

(Сл.№10)Ученик 3: Уховертов Степан Ильич. Частный пристав.

(Сл.№11)Ученик 4: Мы провели опрос среди одноклассников под названием «Достойный кандидат».

Ученик 3: На вопрос, кто по занимаемой должности может стать главой города Дмухановска и почему, получили следующие ответы:

Ученик 2: Второе место занял начальник богоугодных заведений, ведь он должен быть ответственным и милосердным.

Ученик 3: На третьем месте оказался смотритель училищ. Главным должен быть умный, воспитанный человек.

Ученик 4: На четвертом месте расположилась кандидатура полицейского пристава. Именно дисциплины и порядка не хватает в Дмухановске.

Ученик 1: Но как исполняют свои обязанности чиновники на самом деле, мы узнали, только прочитав комедию.

(Сл.№12)Ученик 2: Вот она жестокая правда. Господин Земляника не следит за больницами, там грязно, больных не лечат. «Больные походят на кузнецов», «…курят крепкий табак». Сам он признаётся: «Лекарств мы дорогих не употребляем. Человек простой: если умрёт, так умрёт, если выздоровеет, то и так выздоровеет». «Велено больным овсяный суп давать, а у меня по коридорам такая капуста, что только нос береги».

(Сл.№13)Ученик 3: Все судебные дела в запустении, в присутственных местах для просителей сторожа завели домашних гусей; в кабинете судьи сушится бельё; секретарь всегда пьян. Даже сам судья не скрывает: «Взятки беру борзыми щенками». «Если кто заглянет в какую-нибудь бумагу, так он жизни будет не рад…». «…как взгляну докладную записку-только рукой махну».

(Сл.№14)Ученик 4: Господин Хлопов не контролирует учителей, они делают, что хотят: «…корчат рожи, ломают стулья». Никто не заботится о знаниях учеников.

(Сл.№15)Ученик 1: А господину Шпекину доверять нельзя. На просьбу городничего вскрывать каждое письмо, которое прибывает в почтовую контору, он отвечает: «Знаю, знаю, этому не учите, смерть люблю узнать, что делается на свете».

(Сл.№16)Ученик 2: Стражи закона не соблюдают его: пьянствуют, все дела решаются дракой. Они для порядка «всем, ставят фонари под глазами: и правому и виноватому». Прикрывают преступления городничего. Кроме того, солдаты нарушают дисциплину, на работу являются не вовремя, одеты не по чину: «эта дрянная гарниза наденет только сверх рубашки мундир, а вниз ничего нет». Вывод: господин Уховёртов не следит за порядком.

(Сл.№17)Ученик 3: Результаты такой работы чиновников на лицо:

1)Полная запущенность городского хозяйства.

2)Произвол полицейских.

3)Отсутствие всякой медицинской помощи.

4)Самоуправство почтовых чиновников.

5)Неразбериха в суде.

6)Взяточничество, казнокрадство во всех ведомствах.

(Сл.№18)Ученик 4: Это привело к полному бесправию жителей города, безнаказанности всех состоящих на госслужбе чиновников.

Ученик 1: Итак, может ли кто-нибудь из чиновников занять место городничего и восстановить справедливость?

(Сл.№19)Ученик 2: Учитывая всё вышесказанное, на повторном голосовании не было выбрано ни одного достойного кандидата. Единогласно все проголосовали против всех.

Ученик 3: А что это значит?

(Сл.№20, 21, 23)Ученик 4: А это значит, что мы подтверждаем свою мысль: среди показанных Н.В.Гоголем чиновников нет ни одного положительного героя.

А теперь слово 2 группе.

Текст выступления.

(Сл.№1) Ученик 1: После прочтения комедии нас заинтересовал один из героев. Виссарион Григорьевич Белинский называл его ничтожным и пустейшим человеком.

(Сл.№2) Ученик 2: Юрий Владимирович Манн писал о герое: «…сделавшись виновником всеобщего обмана, герой никого не обманывал. Он с успехом сыграл роль ревизора, даже не осознав, что он ее играет».

(Сл.№3) Ученик 3: Николай Васильевич Гоголь писал, что его герой «без царя в голове».

(Сл.№4) Ученик 4: И персонажи пьесы могут предъявить герою следующие обвинения:

(Сл.№5) Чиновники могут предъявить ему обвинение в мошенничестве, в оскорблении должностных лиц.

(Сл.№6) Ученик 1: Жена и дочь городничего – в распутном поведении. (Сл.№7) Ученик 2: Слуга недоволен бездельем и легкомыслием своего господина.

(Сл.№8) Ученик 3: И мы решили разобраться: справедливы ли все эти обвинения? Или кто же этот Хлестаков из Петербурга?

(Сл.№9) Ученик 4: Нам предстояло провести такие следственные действия:

    Собрать личную информацию о герое.

    Выяснить, как относятся к герою учащиеся 9 класса.

    Понять, ради чего живет герой?

    Какого приговора заслуживает герой?

(Сл.№10) Ученик 1: Мы составили личное дело героя, предварительно посоветовавшись с работниками канцелярии нашей школы.

(Сл.№11) Ученик 2: И вот что у нас получилось.

Хлестаков Иван Александрович, молодой человек 23-х лет. Отец его помещик, проживает в деревне Подкатиловка, Саратовской обл. Господин Хлестаков занимает должность коллежского регистратора в одном из департаментов. Холост. Проживает в Петербурге.

(Сл.№12) Ученик 3: Портрет прилагается.

Ученик 1: На первый взгляд, ничего подозрительного, обычный человек, как и все. И даже «недурён собой», как о нём говорят Бобчинский и Добчинский, хорошо одевается.

Ученик 2: Самое главное в герое не внешность, а качества характера, которые проявляются через слова и поступки.

(Сл.№13) Ученик 3: Вот мы и попытались с помощью опроса «Твоё мнение о герое» выяснить, какие положительные и отрицательные качества характера Хлестакова могут назвать наши одноклассники. Как видно из таблицы, отрицательных качеств было названо больше.

Ученик 1: Нельзя обвинять в чём-либо героя голословно, нужны факты.

(Сл.№14) Ученик 2: Представляем собранные по делу доказательства.

(Сл.№15) Ученик 3: Хлестаков не понимает, за кого его принимают довольно долго. (Щелчок) И это говорит о его глупости.

(Сл.№16) Ученик 2: Берёт деньги от чужих людей и даже не задумывается, почему ему дают в долг. (Щелчок) Ну не наивно ли это?

(Сл.№17) Ученик 1: На работу не ходит, а всё проигрывает в карты. (Щелчок) Это можно объяснить только безответственностью.

(Сл.№18) Ученик 3: Врёт о себе, о своей жизни в Петербурге. (Щелчок) Да, при этом он ещё и хвастается!

(Сл.№19) Ученик 2: Когда понимает, что его принимают за важную персону, продолжает брать взятки, унижает чиновников в письме. (Щелчок) Это полная непорядочность.

(Сл.№20) Ученик 1: Ведет двойную игру по отношению к дочери и жене городничего, хотя не любит ни ту, ни другую. (Щелчок) Это не столько жестоко, сколько легкомысленно.

Ученик 3: При всем делает это эмоционально, с чувством наслаждения.

Ученик 1: Вот это-то и ужасно.

Ученик 2: Так ради чего живет Хлестаков?

(Сл.№21) Ученик 3: Дадим слово самому герою: «Ведь на то и живешь, чтобы срывать цветы удовольствия…». Хлестаков уверен, что в жизни все дается легко, как в его лживых фантазиях.

Ученик 2: Таким образом, мы пришли к выводу: все обвинения в адрес Хлестакова Ивана Александровича справедливы. Поэтому дело можно передавать в суд.

Ученик 3: Каков же приговор?

(Сл.№22) Ученик 1: На основании собранных по делу доказательств суд назначил Хлестакову Ивану Александровичу следующие меры наказания:

1. Деньги, полученные мошенническим образом, вернуть в городскую казну.

2. Уведомить департамент, в котором служит Хлестаков Иван Александрович, о мошеннических действиях коллежского регистратора.

3. За аморальный образ жизни господина Хлестакова предать общественному осуждению и публичному осмеянию.

Ученик 2: Приговор окончателен и обжалованию не подлежит.

(Сл.№23, 24)

(сл.№15) Физкультминутка для глаз .

Ребята, мы долго сегодня смотрим на экран. Предлагаю вашим глазам отдохнуть. Сядьте ровно, расслабьтесь. Закройте ладонями лицо. Медленно закройте глаза. Подумайте о приятном. Теперь раздвиньте пальцы. Медленно откройте глаза. Не отрывая ладоней от лица, поверните голову направо, теперь прямо, налево и прямо. Соедините пальцы. Закройте глаза. Откройте глаза. Медленно опустите руки.

    1. Обобщение.

(сл.№16) -А теперь вернёмся к мнению автора о положительном герое. Может быть кто-то из вас догадался, о каком герое идёт речь?

Давайте прочитаем высказывания Гоголя:

    «О смех, великое дело! Ничего не боится человек так, как смеха».

    «…насмешки боится даже тот, который уже ничего не боится на свете».

    «Чему смеётесь? Над собой смеётесь!»

Найдите однокоренные слова. (Щелчок Проверка)

А теперь посмотрите на свои ассоциации. Какое слово повторяется и у автора?

(сл.№17) -Завершите фразу: Положительный герой в комедии есть! «Это честное, благородное лицо был …смех!»

- Какова роль смеха в сатирическом произведении? (Смех указывает на недостатки в характерах героев) (С помощью смеха над собой люди могут исправиться).

(сл.№18) - Сравните свои ответы с фразами из синквейнов и со словами писателя. Н.В.Гоголь надеялся смехом потрясти до основания человеческое сердце, чтобы, увидев себя в зеркале сатиры, оно ужаснулось бы тому, что же с ним стало, и, ужаснувшись, затрепетало бы, желая иной, лучшей судьбы».

(сл.№19) -Запишем в тетради выводы:

    Смех – это средство, указывающее на реальное положение дел в обществе и на недостатки человеческого характера.

    Смех – это средство воспитания и перевоспитания внутреннего мира человека.

    1. Домашнее задание.

(Щелчок) -Дома я прошу вас написать мини-сочинение-рассуждение, в котором вы попробуете доказать 1 из этих тезисов, на выбор. При этом доказательства приводите, опираясь на текст комедии.

    1. Рефлексия.

(сл.№20) - А теперь давайте подведём итоги нашего занятия. Что на уроке и во время подготовки к нему вам понравилось выполнять?

Если вы довольны собой, улыбнитесь и поднимите правую руку вверх, а если нет, то просто поднимите левую руку.

(сл.№21) -Спасибо за работу. Желаю удачи в выполнении домашнего задания.



Рассказать друзьям