Что сделал островский когда родился сын. Александр николаевич островский - биография, информация, личная жизнь

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

драматург, творчество которого стало важнейшим этапом развития русского национального театра

Александр Островский

Краткая биография

Александр Николаевич Островский 12 апреля 1823 года в Москве на Малой Ордынке. Отец его, Николай Фёдорович, был сыном священника, сам окончил Костромскую семинарию, затем Московскую духовную академию, однако стал практиковать как судебный стряпчий, занимаясь имущественными и коммерческими делами; дослужился до чина коллежского асессора, а в 1839 году получил дворянство. Мать, Любовь Ивановна Саввина, дочь пономаря и просвирни, умерла, когда Александру не исполнилось ещё девяти лет. В семье было четверо детей (еще четверо умерли во младенчестве). Младший брат - государственный деятель М. Н. Островский. Благодаря положению Николая Фёдоровича, семья жила в достатке, уделялось большое внимание учёбе детей, получавших домашнее образование. Через пять лет после смерти матери Александра отец женился на баронессе Эмили Андреевне фон Тессин, дочери шведского дворянина. С мачехой детям повезло: она окружила их заботой и продолжила заниматься их обучением.

Детство и часть юности Островского прошли в центре Замоскворечья. Благодаря большой библиотеке отца он рано познакомился с русской литературой и почувствовал cклонность к писательству, но отец хотел сделать из него юриста. В 1835 году Островский поступил в третий класс 1-й Московской губернской гимназии, по окончании которой в 1840 году стал студентом юридического факультета Московского университета. Окончить университетский курс ему не удалось: не сдав экзамен по римскому праву, Островский написал заявление об уходе (учился до 1843 года). По желанию отца Островский поступил на службу канцеляристом в Совестный суд и служил в московских судах до 1850 года; первое его жалование составляло 4 рубля в месяц, через некоторое время оно возросло до 16 рублей (перевод в Коммерческий суд в 1845).

К 1846 году Островским уже было написано много сцен из купеческого быта и задумана комедия «Несостоятельный должник» (впоследствии - «Свои люди - сочтёмся!»). Первой же публикацией стала небольшая пьеса «Картина семейной жизни» и очерк «Записки замоскворецкого жителя» - они были напечатаны в одном из номеров «Московского Городского Листка» в 1847 году. Профессор Московского Университета С. П. Шевырев после прочтения Островским пьесы у себя дома 14 февраля 1847 года торжественно поздравил собравшихся с «появлением нового драматического светила в русской литературе».

А. Н. Островский.

Литературную известность Островскому принесла комедия «Свои люди - сочтёмся!», опубликованная в 1850 году в журнале университетского профессора М. П. Погодина «Москвитянин». Под текстом значилось: «А. О.» (Александр Островский) и «Д. Г.». Под вторыми инициалами скрывался Дмитрий Горев-Тарасенков, провинциальный актёр, предложивший Островскому сотрудничество. Это сотрудничество не пошло дальше одной сцены, а впоследствии послужило для Островского источником больших неприятностей, поскольку дало его недоброжелателям повод обвинить его в плагиате (1856). Однако пьеса вызвала одобрительные отклики H. В. Гоголя , И. А. Гончарова. Влиятельное московское купечество, обиженное за своё сословие, пожаловалось «начальству»; в результате комедия была запрещена к постановке, а автор уволен со службы и отдан под надзор полиции по личному распоряжению Николая I. Надзор был снят после воцарения Александра II, а пьеса допущена к постановке только в 1861 году.

Первой пьесой Островского, которая смогла попасть на театральные подмостки, была «Не в свои сани не садись», написанная в 1852 г. и поставленная впервые в Москве на сцене Малого театра 14 января 1853 г.

Более тридцати лет, начиная с 1853 года новые пьесы Островского почти каждый сезон появлялись в московском Малом и петербургском Александринском театрах. С 1856 года Островский становится постоянным сотрудником журнала «Современник». В том же году в соответствии с пожеланием великого князя Константина Николаевича состоялась командировка выдающихся литераторов для изучения и описания различных местностей России в промышленном и бытовом отношениях. Островский взял на себя изучение Волги от верховьев до Нижнего Новгорода.

А. Н. Островский, 1856 г.

В 1859 году при содействии графа Г. А. Кушелёва-Безбородко было напечатано первое собрание сочинений Островского в двух томах. Благодаря этому изданию Островский удостоился блестящей оценки Н. А. Добролюбова, которая закрепила за ним славу изобразителя «тёмного царства». В 1860 году в печати появилась «Гроза», которой Добролюбов посвятил статью «Луч света в тёмном царстве». Со второй половины 1860-х годов Островский занялся историей Смутного времени и вступил в переписку с Костомаровым. Плодом работы стали пять «исторических хроник в стихах»: «Кузьма Захарьич Минин-Сухорук», «Василиса Мелентьева», «Дмитрий-Самозванец и Василий Шуйский» и др.

В 1863 году Островский был награждён Уваровской премией (за пьесу «Гроза») и избран член-корреспондентом Петербургской академии наук. В 1866 (по другим сведениям - в 1865) году Островский основал Артистический кружок, давший впоследствии московской сцене многих талантливых деятелей. В доме Островского бывали И. А. Гончаров, Д. В. Григорович, И. С. Тургенев, А. Ф. Писемский, Ф. М. Достоевский , И. Е. Турчанинов, П. М. Садовский, Л. П. Косицкая-Никулина, М. Е. Салтыков-Щедрин, Л. Н. Толстой , П. И. Чайковский, М. Н. Ермолова, Г. Н. Федотова.

В 1874 году было образовано Общество русских драматических писателей и оперных композиторов, бессменным председателем которого Островский оставался до самой смерти. Работая в комиссии «для пересмотра законоположений по всем частям театрального управления», учреждённой в 1881 году при дирекции Императорских театров, он добился многих преобразований, значительно улучшивших положение артистов. В 1885 году Островский был назначен заведующим репертуарной частью московских театров и начальником театрального училища.

Несмотря на то, что его пьесы делали хорошие сборы и что в 1883 году император Александр III пожаловал ему ежегодную пенсию в 3 тыс. рублей, денежные проблемы не оставляли Островского до последних дней его жизни. Здоровье не отвечало тем планам, какие он ставил перед собой. Усиленная работа истощила организм.

2 (14) июня 1886 года, в Духов день, Островский скончался в своём костромском имении Щелыково. Последней его работой стал перевод «Антония и Клеопатры» Уильяма Шекспира - любимого драматурга Александра Николаевича. Писателя похоронили рядом с отцом на церковном кладбище у Храма во имя Святителя Николая Чудотворца в селе Николо-Бережки Костромской губернии. На погребение Александр III пожаловал из сумм кабинета 3000 рублей; вдове, нераздельно с 2 детьми, была назначена пенсия в 3000 рублей, а на воспитание трёх сыновей и дочери - 2400 рублей в год. Впоследствии в семейном некрополе были захоронены вдова писателя М. В. Островская, актриса Малого театра, и дочь М. А. Шателен.

После смерти драматурга Московская дума устроила в Москве читальню имени А. Н. Островского.

Семья

  • Младший брат - государственный деятель М. Н. Островский.

У Александра Николаевича было глубокое увлечение актрисой Любовью Косицкой, но оба они имели семью. Однако и став вдовой в 1862 году, Косицкая продолжала отвергать чувства Островского, а вскоре у неё начались близкие отношения с сыном богатого купца, который в итоге промотал всё её состояние; Островскому же она писала: «…Я не хочу отнимать любви Вашей ни у кого».

Драматург жил в сожительстве с простолюдинкой Агафьей Ивановной, но все их дети умерли в раннем возрасте. Не имевшая образования, но будучи женщиной умной, с тонкой, легко ранимой душой, она понимала драматурга и была самым первым читателем и критиком его произведений. С Агафьей Ивановной Островский прожил около двадцати лет, а в 1869 году, через два года после её кончины, обвенчался с актрисой Марией Васильевной Бахметьевой, которая родила ему четырёх сыновей и двух дочерей.

Творчество

«Колумб Замоскворечья»

Пьеса «Бедность не порок» (1853) впервые поставлена на сцене 15 января 1869 года в Малом театре в бенефис Прова Михайловича Садовского.

Театр Островского

С А. Н. Островского начинается русский театр в его современном понимании: драматург создал театральную школу и целостную концепцию театральной постановки.

Сущность театра Островского заключается в отсутствии экстремальных ситуаций и противодействия актёрскому нутру. В пьесах Александра Николаевича изображаются обычные ситуации с обычными людьми, драмы которых уходят в быт и человеческую психологию.

Основные идеи реформы театра:

  • театр должен быть построен на условностях (есть 4-я стена, отделяющая зрителей от актёров);
  • неизменность отношения к языку: мастерство речевых характеристик, выражающих почти все о героях;
  • ставка не на одного актёра;
«Хорошая пьеса понравится публике и будет иметь успех, но долго не продержится на репертуаре, если плохо разыграна: публика ходит в театр смотреть хорошее исполнение хороших пьес, а не саму пьесу; пьесу можно и прочесть. „Отелло“, без сомнения, хорошая пьеса; но публика не желала ее смотреть, когда роль Отелло играл Чарский. Интерес спектакля есть дело сложное: в нем участвуют в равной мере как пьеса, так и исполнение. Когда и то и другое хорошо, то спектакль интересен; когда же что-нибудь одно плохо, то спектакль теряет свой интерес.»

- «Записка по поводу проекта „Правил о премиях императорских театров за драматические произведения“»

Театр Островского требовал новой сценической эстетики, новых актёров. В соответствии с этим Островский создаёт актёрский ансамбль, в который входят такие актёры, как Мартынов, Сергей Васильев, Евгений Самойлов, Пров Садовский.

Естественно, что нововведения встречали противников. Им был, например, Щепкин. Драматургия Островского требовала от актёра отрешённости от своей личности, чего М. С. Щепкин не делал. Он, например, покинул генеральную репетицию «Грозы», будучи очень недоволен автором пьесы.

Идеи Островского были доведены до логического конца К. С. Станиславским и М. А. Булгаковым.

Народные мифы и национальная история в драматургии Островского

В 1881 году на сцене Мариинского театра состоялась успешная премьера оперы Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка», которую композитор называл своим лучшим произведением. Сам А. Н. Островский по достоинству оценил творение Римского-Корсакова:

«Музыка к моей „Снегурочке“ удивительная, я ничего не мог никогда себе представить более к ней подходящего и так живо выражающего всю поэзию русского языческого культа и этой сперва снежно-холодной, а потом неудержимо страстной героини сказки».

Появление стихотворной пьесы Островского «Снегурочка», созданной на основе сказочного, песенного и песеннообрядового материала русской поэзии, было вызвано случайным обстоятельством. В 1873 году Малый театр был закрыт на капитальный ремонт, и его труппа переехала в здание Большого театра. Комиссия управления императорскими московскими театрами решила поставить спектакль-феерию, в которой участвовали бы все три труппы: драматическая, оперная и балетная. С предложением написать такую пьесу в очень короткий срок обратились к А. Н. Островскому, который охотно на это согласился, решив использовать сюжет из народной сказки «Девочка-Снегурочка». Музыка к пьесе по просьбе Островского была заказана молодому П. И. Чайковскому. И драматург, и композитор работали над пьесой с огромным увлечением, очень быстро, в тесном творческом контакте. 31 марта, в день своего пятидесятилетия, Островский закончил «Снегурочку». Первое представление состоялось 11 мая 1873 на сцене Большого театра.

Во время работы над «Снегурочкой» Островский тщательно искал размеры стихов, консультировался с историками, археологами, знатоками старинного быта, обращался к большому количеству исторического и фольклорного материала, в том числе к «Слову о полку Игореве». Сам он высоко ценил эту свою пьесу, и писал, «Я <…> в этом произведении выхожу на новую дорогу»; о музыке Чайковского он отзывался с восторгом: «Музыка Чайковского к „Снегурочке“ очаровательна». И. С. Тургенев был «пленен красотой и легкостью языка „Снегурочки“». П. И. Чайковский, работая над «Снегурочкой», писал: «Я уже около месяца не вставая сижу за работой; пишу музыку к волшебной пьесе Островского „Снегурочка“», само драматическое произведение он считал жемчужиной творений Островского, а о своей к нему музыке сказал так: «Это одно из моих любимых детищ. Весна стояла чудесная, у меня на душе было хорошо… Пьеса Островского мне нравилась, и я в три недели, без всякого усилия, написал музыку».

Позднее, в 1880 году Н. А. Римским-Корсаковым была написана опера на тот же сюжет. М. М. Ипполитов-Иванов в своих воспоминаниях пишет: «С какой-то особенной душевной теплотой Александр Николаевич говорил о музыке Чайковского к „Снегурочке“, которая, очевидно, сильно мешала ему восхищаться „Снегурочкой“ Римского-Корсакова. Несомненно,…искренняя музыка Чайковского… была ближе душе Островского, и он не скрывал, что она была ему роднее, как народнику».

Вот как о «Снегурочке» отозвался К. С. Станиславский: «„Снегурочка“ - сказка, мечта, национальное предание, написанное, рассказанное в великолепных звучных стихах Островского. Можно подумать, что этот драматург, так называемый реалист и бытовик, никогда ничего не писал, кроме чудесных стихов, и ничем другим не интересовался, кроме чистой поэзии и романтики».

Критика

Творчество Островского стало предметом ожесточённых споров критиков как XIX, так и XX века. В XIX веке о нём с противоположных позиций писали Добролюбов (статьи «Тёмное царство» и «Луч света в тёмном царстве») и Аполлон Григорьев. В XX веке - Михаил Лобанов (в книге «Островский», выпущенной в серии «ЖЗЛ»), М. А. Булгаков и В. Я. Лакшин.

Память

  • Центральная библиотека имени А. Н. Островского (Ржев, Тверская обл.).
  • Московский областной драматический театр имени А. Н. Островского.
  • Костромской государственный драматический театр имени А. Н. Островского.
  • Уральский областной драматический театр имени А. Н. Островского.
  • Ирбитский драматический театр имени А. Н. Островского (Ирбит, Свердловская обл.).
  • Кинешемский драматический театр имени А. Н. Островского (Ивановская обл.).
  • Ташкентский государственный театрально-художественный институт имени А. Н. Островского.
  • Улицы в ряде городов бывшего СССР.
  • 27 мая 1929 года перед зданием Малого театра был открыт памятник Островскому (скульптор Н. А. Андреев, архитектор И. П. Машков) (жюри отдало ему предпочтение перед памятником Островскому, представленному на конкурс А. С. Голубкиной, изобразившей великого драматурга в момент захватывающего зрителя творческого порыва).
  • В 1984 году в Замоскворечье, в доме, где родился великий драматург - памятнике культуры начала 20-х годов XIX века, открылся филиал Театрального музея им. А. А. Бахрушина - Дом-музей А. Н. Островского.
  • Ныне в Щелыкове (Костромская область) располагается мемориальный и природный музей-заповедник драматурга.
  • Раз в пять лет, начиная с 1973 года, зажигает огни сцены Всероссийский театральный фестиваль «Дни Островского в Костроме», который курируется Министерством культуры Российской Федерации и Союзом театральных деятелей Российской Федерации (Всероссийским театральным обществом).
  • Мемориальная доска в Твери, на улице Советской (бывш. Миллионная), дом 7, информирует о том, что в этом доме, гостинице Барсукова, драматург жил весной-летом 1856 года, во время своего путешествия по Верхневолжью.
  • Раз в два года, начиная с 1993 года, в Малом театре проходит фестиваль «Островский в Доме Островского», на который в Москву привозят свои спектакли по пьесам драматурга театры со всей России.
  • Пьесы Островского не сходят со сцены. Многие его произведения экранизированы или послужили основой создания кино- и телесценариев.
  • К числу экранизаций, наиболее популярных в России, относится комедия Константина Воинова «Женитьба Бальзаминова» (1964, в главной роли - Г. Вицин).
  • Значительную популярность получил кинофильм «Жестокий романс», снятый Эльдаром Рязановым по мотивам «Бесприданницы» (1984).
  • В 2005 году режиссёр Евгений Гинзбург получил главный приз (Гран-при «Гранатовый браслет» ) одиннадцатого Российского фестиваля «Литература и кино» (Гатчина) «за невероятную до изумления трактовку великой пьесы А. Н. Островского „Без вины виноватые“ в фильме „Анна“ » (2005, сценарий Г. Данелия и Рустама Ибрагимбекова; в главной роли - оперная певица Любовь Казарновская).

В филателии

Почтовые марки СССР

Портрет А. Н. Островского - почтовая марка СССР. 1948 год.

Портрет А. Н. Островского по картине В. Перова (1871, ГТГ) Почтовая марка СССР. 1948 год.

Почтовая марка СССР, 1959 год.

Драматург А. Н. Островский (1823-1886), актёры М. Н. Ермолова (1853-1928), П. С. Мочалов (1800-1848), М. С. Щепкин (1788-1863) и П. М. Садовский (1818-1872). Почтовая марка СССР 1949 год.

Пьесы

  • «Семейная картина» (1847)
  • «Свои люди - сочтёмся» (1849)
  • «Неожиданный случай» (1850)
  • «Утро молодого человека» (1850)
  • «Бедная невеста» (1851)
  • «Не в свои сани не садись» (1852)
  • «Бедность не порок» (1853)
  • «Не так живи, как хочется» (1854)
  • «В чужом пиру похмелье» (1856) текст. Пьеса впервые поставлена на сцене театра 9 января 1856 года в Малом театре в бенефис Прова Михайловича Садовского, а затем, 18 января, в Санкт-Петербурге на сцене Александринского театра в бенефис Владимировой.
  • «Доходное место» (1856) текст Пьеса впервые поставлена на сцене театра 27 сентября 1863 года в Александринском театре в бенефис Левкеевой. В Малом театре впервые поставлена 14 октября того же года в бенефис Е. Н. Васильевой.
  • «Праздничный сон до обеда» (1857)
  • «Не сошлись характерами!» (1858)
  • «Воспитанница» (1859)
  • «Гроза» (1859)
  • «Старый друг лучше новых двух» (1860)
  • «Свои собаки грызутся, чужая не приставай» (1861)
  • «Женитьба Бальзаминова» (1861)
  • «Козьма Захарьич Минин-Сухорук» (1861, 2-я редакция 1866)
  • «Тяжёлые дни» (1863)
  • «Грех да беда на кого не живёт» (1863)
  • «Воевода» (1864; 2-я редакция 1885)
  • «Шутник» (1864)
  • «На бойком месте» (1865)
  • «Пучина» (1866)
  • «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» (1866)
  • «Тушино» (1866)
  • «Василиса Мелентьева» (в соавторстве с С. А. Гедеоновым) (1867)
  • «На всякого мудреца довольно простоты» (1868)
  • «Горячее сердце» (1869)
  • «Бешеные деньги» (1870)
  • «Лес» (1870)
  • «Не всё коту масленица» (1871)
  • «Не было ни гроша, да вдруг алтын» (1872) текст 10 декабря 1872 состоялось первое представление комедии в Малом театре в бенефис Музиля.
  • «Комик XVII столетия» (1873)
  • «Снегурочка» (1873) текст. В 1881 году состоялась премьера оперы Н. А. Римского-Корсакова на сцене Мариинского театра
  • «Поздняя любовь» (1874) текст 22 ноября 1874 состоялось первое представление комедии в Малом театре в бенефис Музиля.
  • «Трудовой хлеб» (1874) текст 28 ноября 1874 состоялось первое представление комедии в Малом театре в бенефис Музиля.
  • «Волки и овцы» (1875)
  • «Богатые невесты» (1876) текст 30 ноября 1876 состоялось первое представление комедии в Малом театре в бенефис Музиля.
  • «Правда хорошо, а счастье лучше» (1877) текст 18 ноября 1877 состоялось первое представление комедии в Малом театре в бенефис Музиля.
  • «Женитьба Белугина» (1877), совместно с Николаем Соловьёвым
  • «Последняя жертва» (1878)текст 8 ноября 1878 состоялось первое представление комедии в Малом театре в бенефис Музиля
  • «Бесприданница» (1878) текст 10 ноября 1878 состоялось первое представление драмы в Малом театре в бенефис Музиля.
  • «Добрый барин» (1879)
  • «Дикарка» (1879), совместно с Николаем Соловьёвым
  • «Сердце не камень» (1880)
  • «Невольницы» (1881)
  • «Светит, да не греет» (1881), совместно с Николаем Соловьёвым текст. Премьера 14 ноября 1881 года в Петербурге, в Александринском театре, в бенефис Ф. А. Бурдина.
  • «Без вины виноватые» (1881-1883)
  • «Таланты и поклонники» (1882)
  • «Красавец мужчина» (1883)
  • «Не от мира сего» (1885)

Экранизации произведений

  • 1911 - Василиса Мелентьева
  • 1911 - На бойком месте (фильм, 1911)
  • 1916 - Без вины виноватые
  • 1916 - На бойком месте (фильм, 1916, Чардынин)
  • 1916 - На бойком месте (фильм, 1916, Сабинский) (Другое название На большой дороге )
  • 1933 - Гроза
  • 1936 - Бесприданница
  • 1945 - Без вины виноватые
  • 1951 - Правда - хорошо, а счастье лучше (фильм-спектакль)
  • 1952 - Волки и овцы (телеспектакль)
  • 1952 - На всякого мудреца довольно простоты (телеспектакль)
  • 1952 - Снегурочка (мультфильм)
  • 1953 - Горячее сердце (фильм-спектакль)
  • 1955 - На бойком месте (фильм-спектакль)
  • 1955 - Таланты и поклонники (фильм-спектакль)
  • 1958 - Пучина (телефильм, экранизация спектакля Ленинградского академического театра драмы им.

Александр Николаевич Островский. Родился 31 марта (12 апреля) 1823 года - умер 2 (14) июня 1886 года. Русский драматург, творчество которого стало важнейшим этапом развития русского национального театра. Член-корреспондент Петербургской Академии наук.

Александр Николаевич Островский родился 31 марта (12 апреля) 1823 года в Москве на Малой Ордынке.

Его отец, Николай Фёдорович, был сыном священника, сам окончил Костромскую семинарию, затем Московскую духовную академию, однако стал практиковать как судебный стряпчий, занимаясь имущественными и коммерческими делами. Дослужился до чина коллежского асессора, а в 1839 году получил дворянство.

Мать, Любовь Ивановна Саввина, дочь пономаря и просвирни, умерла, когда Александру не исполнилось еще девяти лет. В семье было четверо детей (еще четверо умерли во младенчестве).

Благодаря положению Николая Федоровича, семья жила в достатке, уделялось большое внимание учёбе детей, получавших домашнее образование. Через пять лет после смерти матери отец женился на баронессе Эмилии Андреевне фон Тессин, дочери шведского дворянина. С мачехой детям повезло: она окружила их заботой и продолжила заниматься их обучением.

Детство и часть юности Островского прошли в центре Замоскворечья. Благодаря большой библиотеке отца он рано познакомился с русской литературой и почувствовал наклонность к писательству, но отец хотел сделать из него юриста.

В 1835 году Островский поступил в третий класс 1-й Московской губернской гимназии, по окончании которой в 1840 году стал студентом юридического факультета Московского университета. Окончить университетский курс ему не удалось: не сдав экзамен по римскому праву, Островский написал заявление об уходе (учился до 1843 года). По желанию отца Островский поступил на службу канцеляристом в Совестный суд и служил в московских судах до 1850 года; первое его жалование составляло 4 рубля в месяц, через некоторое время оно возросло до 16 рублей (перевод в Коммерческий суд в 1845).

К 1846 году Островским уже было написано много сцен из купеческого быта и задумана комедия «Несостоятельный должник» (впоследствии - «Свои люди - сочтёмся!»). Первой же публикацией стала небольшая пьеса «Картина семейной жизни» и очерк «Записки замоскворецкого жителя» - они были напечатаны в одном из номеров «Московского Городского Листка» в 1847 году. Профессор Московского Университета С. П. Шевырев после прочтения Островским пьесы у себя дома 14 февраля 1847 года торжественно поздравил собравшихся с «появлением нового драматического светила в русской литературе».

Литературную известность Островскому принесла комедия «Свои люди - сочтёмся!» (первоначальное название - «Несостоятельный должник»), опубликованная в 1850 году в журнале университетского профессора М. П. Погодина «Москвитянин». Под текстом значилось: «А. О.» и «Д. Г.», то есть Дмитрий Горев-Тарасенков, провинциальный актёр, предложивший Островскому сотрудничество. Это сотрудничество не пошло дальше одной сцены, а впоследствии послужило для Островского источником больших неприятностей, поскольку дало его недоброжелателям повод обвинить его в плагиате (1856). Однако пьеса вызвала одобрительные отклики H. В. Гоголя, И. А. Гончарова.

Влиятельное московское купечество, обиженное за своё сословие, пожаловалось «начальству»; в результате комедия была запрещена к постановке, а автор уволен со службы и отдан под надзор полиции по личному распоряжению Николая I. Надзор был снят после воцарения Александра II, а пьеса допущена к постановке только в 1861 году.

Первой пьесой Островского, которая смогла попасть на театральные подмостки, была «Не в свои сани не садись» (написана в 1852 г. и поставлена впервые в Москве на сцене Большого театра 14 января 1853 г).

С 1853 года более 30 лет новые пьесы Островского почти каждый сезон появлялись в московском Малом и петербургском Александринском театрах. С 1856 года Островский становится постоянным сотрудником журнала «Современник». В том же году в соответствии с пожеланием великого князя Константина Николаевича состоялась командировка выдающихся литераторов для изучения и описания различных местностей России в промышленном и бытовом отношениях. Островский взял на себя изучение Волги от верховьев до Нижнего Новгорода.

В 1859 году при содействии графа Г. А. Кушелёва-Безбородко было напечатано первое собрание сочинений Островского в двух томах. Благодаря этому изданию Островский удостоился блестящей оценки Н. А. Добролюбова, которая закрепила за ним славу изобразителя «тёмного царства». В 1860 году в печати появилась «Гроза», которой посвятил статью «Луч света в тёмном царстве».

Со второй половины 1860-х годов Островский занялся историей Смутного времени и вступил в переписку с Костомаровым. Плодом работы стали пять «исторических хроник в стихах»: «Кузьма Захарьич Минин-Сухорук», «Василиса Мелентьева», «Дмитрий-Самозванец и Василий Шуйский» и др.

В 1863 году Островский был награждён Уваровской премией (за пьесу «Гроза») и избран член-корреспондентом Петербургской Академии наук. В 1866 (по другим сведениям - в 1865) году Островский основал Артистический кружок, давший впоследствии московской сцене многих талантливых деятелей.

В доме Островского бывали И. А. Гончаров, Д. В. Григорович, И. С. Тургенев, А. Ф. Писемский, Ф. М. Достоевский, И. Е. Турчанинов, П. М. Садовский, Л. П. Косицкая-Никулина, М. Е. Салтыков-Щедрин, Л. Н. Толстой, П. И. Чайковский, М. Н. Ермолова, Г. Н. Федотова.

В 1874 году было образовано Общество русских драматических писателей и оперных композиторов, бессменным председателем которого Островский оставался до самой смерти. Работая в комиссии «для пересмотра законоположений по всем частям театрального управления», учреждённой в 1881 году при дирекции Императорских театров, он добился многих преобразований, значительно улучшивших положение артистов.

В 1885 году Островский был назначен заведующим репертуарной частью московских театров и начальником театрального училища.


Несмотря на то, что его пьесы делали хорошие сборы и что в 1883 году император Александр III пожаловал ему ежегодную пенсию в 3 тыс. рублей, денежные проблемы не оставляли Островского до последних дней его жизни. Здоровье не отвечало тем планам, какие он ставил перед собой. Усиленная работа истощила организм.

2 (14) июня 1886 года, в Духов день, Островский скончался в своём костромском имении Щелыково. Последней его работой стал перевод «Антония и Клеопатры» У. Шекспира - любимого драматурга Александра Николаевича. Похоронили писателя рядом с отцом на церковном кладбище у Храма во имя Святителя Николая Чудотворца в селе Николо-Бережки Костромской губернии. На погребенье Александр III пожаловал из сумм кабинета 3000 рублей; вдове, нераздельно с 2 детьми, была назначена пенсия в 3000 рублей, а на воспитание трёх сыновей и дочери - 2400 рублей в год. Впоследствии в семейном некрополе были вдова писателя М. В. Островская, актриса Малого театра, и дочь М. А. Шателен.

После смерти драматурга Московская дума устроила в Москве читальню имени А. Н. Островского.

Семья и личная жизнь Александра Островского:

Младший брат - государственный деятель М. Н. Островский.

У Александра Николаевича было глубокое увлечение актрисой Л. Косицкой, но оба они имели семью.

Однако и став вдовой в 1862 г., Косицкая продолжала отвергать чувства Островского, а вскоре у неё начались близкие отношения с сыном богатого купца, который в итоге промотал всё её состояние. Островскому же она писала: "Я не хочу отнимать любви Вашей ни у кого".

Драматург жил в сожительстве с простолюдинкой Агафьей Ивановной, но все их дети умерли в раннем возрасте. Не имевшая образования, но женщина умная, с тонкой, легко ранимой душой, она понимала драматурга и была самым первым читателем и критиком его произведений. С Агафьей Ивановной Островский прожил около двадцати лет, а через два года после её кончины, в 1869 году, обвенчался с актрисой Марией Васильевной Бахметьевой, которая родила ему четырёх сыновей и двух дочерей.

Пьесы Александра Островского:

«Семейная картина» (1847)
«Свои люди - сочтёмся» (1849)
«Неожиданный случай» (1850)
«Утро молодого человека» (1850)
«Бедная невеста» (1851)
«Не в свои сани не садись» (1852)
«Бедность не порок» (1853)
«Не так живи, как хочется» (1854)
«В чужом пиру похмелье» (1856)
«Доходное место» (1856)
«Праздничный сон до обеда» (1857)
«Не сошлись характерами» (1858)
«Воспитанница» (1859)
«Гроза» (1859)
«Старый друг лучше новых двух» (1860)
«Свои собаки грызутся, чужая не приставай» (1861)
«Женитьба Бальзаминова» (1861)
«Козьма Захарьич Минин-Сухорук» (1861, 2-я редакция 1866)
«Тяжёлые дни» (1863)
«Грех да беда на кого не живёт» (1863)
«Воевода» (1864; 2-я редакция 1885)
«Шутник» (1864)
«На бойком месте» (1865)
«Пучина» (1866)
«Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» (1866)
«Тушино» (1866)
«Василиса Мелентьева» (в соавторстве с С. А. Гедеоновым) (1867)
«На всякого мудреца довольно простоты» (1868)
«Горячее сердце» (1869)
«Бешеные деньги» (1870)
«Лес» (1870)
«Не всё коту масленица» (1871)
«Не было ни гроша, да вдруг алтын» (1872)
«Комик XVII столетия» (1873)
«Снегурочка» (1873)
«Поздняя любовь» (1874)
«Трудовой хлеб» (1874)
«Волки и овцы» (1875)
«Богатые невесты» (1876)
«Правда хорошо, а счастье лучше» (1877)
«Женитьба Белугина» (1877)
«Последняя жертва» (1878)
«Бесприданница» (1878)
«Добрый барин» (1879)
«Дикарка» (1879), совместно с Николаем Соловьёвым
«Сердце не камень» (1880)
«Невольницы» (1881)
«Светит, да не греет» (1881), совместно с Николаем Соловьёвым
«Без вины виноватые» (1881-1883)
«Таланты и поклонники» (1882)
«Красавец мужчина» (1883)
«Не от мира сего» (1885)

Свою судь-бу име-ют не толь-ко кни-ги и их твор-цы - пи-са-те-ли, но и жё-ны пи-са-те-лей. Сре-ди жён рус-ских пи-са-те-лей ХIХ ве-ка, ве-ро-ят-но, са-мой горь-кой бы-ла судь-ба Ага-фьи Ива-нов-ны, пер-вой же-ны дра-ма-тур-га Алек-сан-д-ра Ни-ко-ла-е-ви-ча Ос-т-ро-вско-го.

Свою судьбу имеют не только книги и их творцы - писатели, но и жёны писателей.

Среди жён русских писателей ХIХ века, вероятно, самой горькой была судьба Агафьи Ивановны, первой жены драматурга Александра Николаевича Островского . Собственно женой юридически и законно мы не имеем права её назвать, так как Александр Николаевич Островский и Агафья Ивановна - (а фамилии её мы не знаем!) - были не венчаны и в законном браке не состояли, хотя прожили вместе 20 лет и родили четырёх детей. Трое детей умерли ещё при жизни матери, а старший сын Алексей, не имевший фамилии отца (он был Алексеем Александровичем Александровым ), умер спустя несколько лет после её кончины в возрасте около 27 лет. Как видим, загадок уже довольно, но они только начинаются.

Казалось бы, всё должно быть известно исследователям жизни и творчества великого русского драматурга (1823-1886), но и они стояли в недоумении перед некоторыми фактами и событиями жизни Островского.

Уже в детстве мальчика постигло горе: его мать умерла после тяжёлых родов, когда ему исполнилось восемь лет. Безоблачное счастливое время оборвалось. Отец, уже известный в Москве юрист, остался один с шестью детьми на руках; родившиеся близнецы умерли вслед за матерью.

Лермонтов, Некрасов, Лев Толстой, Достоевский, как и Островский, потеряли своих матерей в раннем детстве. И это сделало их восприимчивыми к чужой боли больше, чем обычных людей. У Пушкина, Тургенева, Салтыкова-Щедрина матери были равнодушны к своим сыновьям, что наложило, несомненно, особую печать на силу их прозорливости в понимании окружающей жизни. Лишь в конце века Александр Блок и Антон Чехов показали всему миру образы сыновней любви - то, что в старину называли «любовь до гроба», но не к женщине, а к матери. Возможно, что раннее сиротство, испытанное корифеями русской литературы, и взрастило мощь и глубину созданных ими произведений.

Детские лишения давали и особый взгляд на людей. Заглянувший в могилу матери ребёнок - это крушение мира. Это случилось и с Островским.

В 1847 году, когда предположительно произошло знакомство 24-летнего Островского с Агафьей Ивановной, оба переживали личную неустроенность. Александр Николаевич к этому времени, поступив по настоянию отца и проучившись три года на юридическом факультете Московского университета, оставил его и поступил на службу в Московской Совестной суд в должности младшего канцелярского служителя - или попросту писца. Только что начавшая выходить в Москве газета «Московский городской листок» магистра математики В.Драшусова уже опубликовала сочинения Островского: «Сцены из комедии «Несостоятельный должник», «Картина семейного счастья» и прозаические «Записки замоскворецкого жителя». Однако отец относился к литературным работам сына скептически и не мог простить ему, что тот не окончил университета. Семья жила на берегу реки Яузы в одном из древнейших урочищ города, у подножия одного из семи московских холмов.

По преданию, здесь пролегал торговый путь по реке, на берегу шла сухопутная дорога на Коломну и Рязань. В ХVII веке здесь располагалась стрелецкая слобода полковника Воробина, поддержавшего Петра I, когда начался стрелецкий бунт. Памятником этим событиям стала церковь Николая Чудотворца, что в Воробине, а вся местность получила имя сподвижника царя. Здесь же была и слобода мастеров царского серебряного денежного двора - «серебряников». В то время там стояли в приходах церкви Троицы в Серебряниках и Николы в Воробине - богатые дворы купцов и знати, двор князя Юсупова, адмирала, в Николо-Воробинском переулке в 1775 году - двор и сад «артиллерии капитана и архитектора В.И. Баженова ».

В 1847 году в Николо-Воробинском переулке поселилась и молодая (возраста её тоже никто не знал точно) Агафья Ивановна, приблизительно ровесница Александра Николаевича, вместе со своей 13-летней сестрой, без семьи, без родных, будто осколок какого-то крушения. Поселилась рядом с домом, где жил Островский.

Мы не знаем, где и как состоялась их первая встреча. Можно предположить, что не в церкви, ибо молодой Островский зачитывался статьями Белинского и романами Жорж Санд . Однако уже или в конце 1847, или в 1848 году у молодых людей родился сын Алексей. Условий для воспитания ребёнка не было никаких, и его пришлось поместить временно в воспитательный дом.

Можно себе представить, как был разгневан отец Островского, получивший с детьми не так давно дворянство (1839) и женатый на баронессе Эмилии Тессин из обедневшего шведского рода, предки которой переселились в Россию, что его старший сын не только бросил университет, но и «спутался» с мещанкой по соседству.

Весь 1847, 1848 и половину 1849 года Островский работал над своей пьесой «Банкрот, или Свои люди - сочтёмся». Отец всячески пытался разорвать отношения Александра Николаевича и Агафьи Ивановны, но Островский проявил твёрдость: весной 1849 года, когда отец с мачехой и их малыми детьми выехал в недавно купленное поместье в Костромской губернии Щелыково, он привёл в свой деревянный домик, стоявший рядом с отцовским, Агафью Ивановну, и они поселились вместе на 18 лет, что отпустила им судьба.

Может быть, к решительным действиям молодого литератора подвигли и суровые события русской жизни: в апреле власти, напуганные революцией 1848 года во Франции, разгромили кружок Петрашевского, среди арестованных был и Ф.М. Достоевский. Даже, казалось бы, отдалённые катастрофы порой приводят к подвижке льдов, и человек легко совершает то, на что не мог решиться вчера.

В ноябре этого же года пьеса Островского была запрещена цензурой. Цензор написал: «Все действующие лица пьесы… отъявленные мерзавцы. Разговоры грязны, вся пьеса обидна для русского купечества». С не меньшей суровостью расправился со своим сыном и отец Островского: он лишил его всякой материальной помощи.

Мы не знаем, когда молодые родители смогли взять своего сына Алексея из воспитательного дома, но жизнь началась у них трудная. Отец с мачехой всячески противились их церковному браку. Однако Островский остро нуждался в любви своей Гаши, как он называл Агафью Ивановну. Заботы Агафьи Ивановны, видимо, носили и материнский характер, были необходимы молодому человеку, рано потерявшему мать, росшему с суровым отцом и холодной мачехой.

Одной из загадок жизни Островского является пропажа всех его писем к брату Михаилу Николаевичу, который дослужился до чина министра государственных имуществ. Письма Михаила к Александру целы - их около 400, письма же драматурга к брату пропали. Переписка между братьями велась интенсивно всю жизнь, и там, конечно, погибли и все сведения о личной жизни Островского. Невозможно сомневаться в том, что он подробно описал и Агафью Ивановну, и то, как они сблизились и стали необходимы друг другу.

Из какой семьи происходила Агафья Ивановна? Какова была её фамилия? Где она родилась? Сколько ей было лет? Кто были её родители? Почему она оказалась одна вместе с малолетней сестрой? Вопросов много - ответов нет.

Агафья Ивановна числилась московской мещанкой. В мещане можно было попасть из крестьян, выкупившись из крепостной зависимости, а можно было и «выписаться в мещане» из купеческого сословия, не оплатив вовремя «гильдейский капитал», то есть купеческое свидетельство, которое давало право производить торговлю. Такой скандал в московской купеческой среде описывает известный литератор А.П. Милюков в своих воспоминаниях «В Москве 1820-1830-х годов», когда купца «выписали в мещане» («Очерки московской жизни».Сост. Б.С. Земенкова, М., 1962. С. 76, 356). Известно и ядовитое письмо С.П. Шевырёва А.Н. Верстовскому о спектакле «Гроза»: «Островский записал русскую комедию в купеческую гильдию, начал с первой, довёл её до третьей - и теперь она, обанкрутившись, со слезами выписывается в мещанки. Вот результат «Грозы»…» («Литературное наследство». А.Н. Островский. Новые материалы и исследования. Книга первая. М., Наука, 1974. С. 600).Такое могло случиться и с семьёй Агафьи Ивановны. Об этом заставляют задуматься свидетельства друзей драматурга.

С.В. Максимов, писатель и этнограф, назвал Агафью Ивановну «первой спутницей его жизни в суровой нужде, в борьбе с лишениями». Агафью Ивановну, по свидетельству С.В. Максимова, они «шутя приравнивали к типу Марфы Посадницы». Но ведь Марфа Посадница в Великом Новгороде во время завоевания его Иваном III в 1470-е годы потерпела страшные потери: детей, дома, имущества. Все богатства её были конфискованы московским государем, сыновья погибли, а сама она увезена из родного города.

Знал ли С.В. Максимов что-то о прошлом Агафьи Ивановны?

Видимо, знал. Он пишет: «Агафья Ивановна, простая по происхождению, очень умная от природы и сердечная по отношению ко всем окружавшим, поставила себя так, что мы не только глубоко её уважали, но и сердечно любили». Он же утверждает, что она хорошо понимала не только мещанскую жизнь со всеми её нравами, обычаями, языком: «Хорошо понимала она и московскую купеческую жизнь, в её частностях, чем, несомненно, во многом послужила своему избраннику. Он сам не только не чуждался её мнений и отзывов, но охотно шёл к ним навстречу, прислушливо советовался и многое исправлял после того, как написанное прочитывал в её присутствии, и когда она сама успевала выслушать разноречивые мнения разнообразных ценителей. Большую долю участия и влияния приписывают ей вероятные слухи при создании комедии «Свои люди - сочтёмся!», по крайней мере относительно фабулы и её внешней обстановки. Сколь ни опасно решать подобные неуловимые вопросы положительным образом с полною вероятностью впасть в грубые ошибки, тем не менее влияние на Александра Николаевича этой прекрасной и выдающейся личности - типичной представительницы коренной русской женщины идеального образца - было и бесспорно и благотворно» (Там же. С. 463).

Поразительное признание С.В. Максимова заставляет нас многое пересмотреть: например, мнение, что Островский не только на службе в суде черпал свои находки в языке и сюжетах пьес. Агафья Ивановна влияла на Островского и помогала ему, нисколько не робея высказывать прилюдно своё мнение! Участвовала в обсуждении пьесы! Обращают на себя внимание и слова Максимова об Островском как «своём избраннике» Агафьи Ивановны.

Особо все отмечают необычайные способности Агафьи Ивановны как хозяйки, которая при скудости средств могла создать в доме тепло и уют. Максимов пишет: «Нижний этаж дома отдавался жильцам, а сам хозяин ютился сначала и долгое время наверху. Борьба с нуждой велась незримо для посторонних глаз, но ясна была для окружающих, а от близких и доверенных лиц в крайних случаях и не скрывалась», но «её искусному хлопотливому уряду обязана была семейная обстановка нашего знаменитого драматурга тем, что, при ограниченных материальных средствах, в простоте жизни было довольство быта. Всё, что было в печи, становилось на стол с шутливыми приветами, с ласковыми приговорами».

Максимов рассказывает, что Агафья Ивановна обладала жизнерадостным и общительным характером: «Беззаботное и неиссякаемое веселье поддерживалось её деятельным участием: она прелестным голосом превосходно пела русские песни, которых знала очень много».

Ссылаясь на друзей Островского, об Агафье Ивановне так же пишет и П.Д. Боборыкин: «Ей он - по уверению этих приятелей - был многим обязан по части знания быта и, главное, языка, разговоров, бесчисленных оттенков юмора и краснобайства обитателей тех московских урочищ». А.Писемский, актёр Ф.Бурдин, П.Якушкин, брат Михаил - все передавали приветы Агафье Ивановне, благодаря её за гостеприимство и заботу. С Агафьей Ивановной познакомился и Лев Толстой, который говорил в старости об Островском: «Я его за то выбрал и предложил ему на ты, что он самостоятельный, простой, и жена его простая» (Владимир Лакшин. А.Н. Островский, М., 2004. С. 418).

Однако церковный брак с Агафьей Ивановной драматург не оформил даже после смерти своего отца в 1853 году (22 февраля). Почему? Можно лишь строить догадки. Месяцем раньше 14 января на московской сцене Малого театра в спектакле «Не в свои сани не садись» - первой поставленной пьесе драматурга - прогремела актриса Любовь Павловна Косицкая-Никулина . «Вся Москва бегала смотреть на Косицкую в «Не в свои сани не садись», - вспоминал П.Д. Боборыкин.

Знакомство драматурга с актрисой состоялось давно. Как и Агафья Ивановна, она прекрасно пела народные русские песни и знала их множество. Увлечение Островского Косицкой, видимо, назревало исподволь и вспыхнуло глубокой страстью. Премьера «Грозы» с Косицкой в роли Катерины в 1859 году имела оглушительный успех: считается, что рассказы её о своём детстве драматург использовал в монологах героини.

Вскоре произошёл личный разрыв: актриса влюбилась в своего поклонника молодого купчика Соколова, который бросал деньги на дорогие подарки, и написала прощальное письмо Островскому.

Не зря Агафью Ивановну звали друзья Марфой Посадницей: она знала о чувстве Александра Николаевича к Косицкой, но душевные муки перенесла достойно и не потеряла ни его уважения, ни нежного его к себе отношения. Знала она и о скоро возникшей у него связи с молоденькой артисткой Малого театра Марией Васильевной Васильевой-Бахметьевой, и о двух родившихся у них детях. Всё это ей пришлось пережить, но когда Агафья Ивановна тяжело заболела, Островский не отходил от её постели. Она скончалась 6 марта 1867 года. А через год умерла и Косицкая, в полной нищете, обобранная и брошенная своим разорившимся купчиком.

Островский обвенчался с Марией Васильевной лишь спустя два года после смерти Агафьи Ивановны. Существует письмо внучки драматурга М.М. Шателен в июне 1960 года, адресованное исследователю творчества Островского А.И. Ревякину, где она причину неоформленного брака его с первой женой видит в ней самой: «Она не соглашалась на законный брак, чтобы не мешать ему, не осложнять взаимоотношений с его родными. Кроме того, она считала, что она, «простая женщина», ему не пара».

Поясняя это и соглашаясь, Ревякин, автор единственной статьи об Агафье Ивановне «Первая жена Островского», пишет: «Стесняясь своей «простоты», Агафья Ивановна ни в какие общественные собрания (в купеческий или дворянский клуб, театры) не выезжала, всегда хоронилась от мало знакомых людей, навещавших драматурга. Она появлялась и во всей своей непосредственности раскрывалась лишь перед ближайшими друзьями Островского» (Там же. С. 465). Однако с этим трудно согласиться.

Ревякин приводит записи в исповедных книгах церкви Николы в Воробине, где она исповедовалась. Но никакой священник не мог бы признать внецерковный брак, и то, что её допускали к исповеди и, следовательно, к причастию, доказывает, что жизнь без венчания была не по вине и не по желанию Агафьи Ивановны, что она была скорее подневольная сторона, и священник шёл ей навстречу, сострадая. Тем более что дети Островского и Агафьи Ивановны умирали (у невенчанных родителей?), и только старший Алексей пережил мать.

Что же касается посещения купеческого и дворянского клубов, то женщины допускались туда большей частью лишь на балы и торжественные обеды. Невенчанные, Островский и Агафья Ивановна, даже если бы захотели, не смогли бы появиться без публичного скандала ни в клубах, ни в театрах, ни у графини Ростопчиной . В своей статье об Островском и Агафье Ивановне я высказала даже гипотезу, что, возможно, она побывала замужем в купеческой семье и отсюда её такое тонкое знание этого быта и невозможность выйти замуж за Александра Николаевича («А.Н. Островский. Материалы исследования». Шуя, 2010, С. 35-36).

Знаменитый «неравный брак» крепостной актрисы Параши Ковалёвой-Жемчуговой с графом Шереметевым был известен всей России (Косицкая до 10-летнего возраста тоже была крепостной).

И вряд ли Параша, венчаясь со своим хозяином, чувствовала себя большей парой ему, чем Агафья Ивановна, которую любили и почитали все друзья Островского, включая будущего строгого министра брата Михаила. Ради жизни детей пошла бы под венец Агафья Ивановна!.. Может быть, неслучайно, что героиня пьесы «Горячее сердце» (1869) названа Парашей. В.Я. Лакшин считал, что это имя для автора «рифмовалось с именем Гаши, Агафьи Ивановны, умершей незадолго в 1867 году, первой жены Островского… Можно предположить, что Параша - это и воспоминание о ней, о её молодых летах - род запоздалой эпитафии… Роль Параши не слишком получалась на сцене. Возможно, виною тому поэтико-риторический налёт, лежащий на этом образе, чрезмерная идеальность, что ли, характера героини, народно-песенный склад её речи, парящий над стихией густого быта. А может быть, для исполнения этой роли - горячего, страстного сердца - ещё не нашлась актриса такой искренности, открытого, заразительного темперамента» («Театр». 1987. № 6). Когда писалась пьеса, Косицкой уже тоже не было в живых. Думается, что и мысль драматурга о Параше Жемчуговой, которую взял же в супруги Шереметев (а вот он не взял в жёны Агафью Ивановну), каким-то отдалённым крылом могла здесь пройти собственным сожалением и запоздалым раскаянием.

Могила Агафьи Ивановны, похороненной на Пятницком кладбище, давно затерялась. Не осталось никаких следов и переписки её с Островским. В.Я. Лакшин высказал предположение, что вторая жена Марья Васильевна «подвергла селекции эту часть архива как неприятное напоминание о прошлой жизни Островского».

Горькая судьба Агафьи Ивановны давно меня поражала своей несправедливостью: ведь даже фамилии её никто не знает. Я поняла, что сохранить о ней память могла только церковь. И вот размышления привели меня в ЦГИАМ - Центральный государственный архив Москвы. Говоря об исповедных книгах, Ревякин указал другой архив - ГИАМО, Государственный исторический архив Московской области, причём никаких шифров не было сообщено. Мне это казалось каким-то недоразумением, ошибкой. Вспоминая свои прежние архивные разыскания, я знала, что исповедные и метрические книги церквей Москвы находятся в её архиве.

Как узнать, сохранилась ли до наших дней метрическая книга церкви Николы в Воробине, рядом с которой в своём домике жил Островский с Агафьей Ивановной и где она умерла?

Замечательный архивист Галина Михайловна Бурцева меня обнадёжила: метрическая книга церкви Николы в Воробине за 1867 год есть в архиве Москвы, но находится в таком ветхом состоянии, что её сейчас микрофильмируют. Мне предстояла поездка, но я её отменила: даже подумать не могла, что уеду из Москвы прежде, чем загляну в эту книгу. Вместе с тем я понимала, что надежд найти Агафью Ивановну у меня очень мало: её активно искали и до меня.

Поиски в архивах, конечно, сродни азарту охотника: вот ты напал на след, но волнуешься - а вдруг там нет именно того дня, который тебе нужен, вдруг пятно чернил или повреждение… Словом, трудно передать моё состояние, когда наконец долгожданная плёнка микрофильма была вставлена в катушку, проектор, повороты ручки… Январь, февраль, наконец март 1867 года. 6 марта - день смерти. Есть… Не верю своим глазам, но это правда!

Итак, передо мной «Метрическая книга Московской Духовной Консистории Ивановского сорока в Николаевскую что в Воробине Церковь для записи родившихся, браком сочетавшихся и умерших». Часть третья - это умершие. В графе «день смерти» стоят два числа: 6-9 марта. День смерти и день похорон: ровно через трое суток. В графе «умершая»: «Московская мещанка девица Агафья Иванова ». Почему - девица? Ведь родила четверо детей, видимо, потому что невенчанная… Лета умершего - 42. Значит, Агафья Ивановна 1825 (или 1824) года рождения, на два года моложе Островского. От чего умер - «От водяной болезни». Кто исповедовал и причащал - «Николаевской, что в Воробине Церкви священник Пётр Фёдоров Таболовский, при нём был дьячок Иван Цветков ». (Отчество дьячка не указано). Кто совершал погребение и где погребены - «Николаевской, что в Воробине, Церкви Священник Пётр Фёдоров Таболовский, с диаконом Ильёю Соловьёвым, дьячком Иваном Цветковым и пономарём Алексеем Дьяконовым - на Пятницком кладбище».

Подлинные свои подписи поставили в книге все, кто совершал погребение.

Итак, фамилия Агафьи Ивановны - Иванова . Прав оказался В.Я. Лакшин, когда писал: «Вероятно, родители первой жены Островского были крестьяне, выкупившиеся из крепости и записавшиеся в мещанство. В таком случае её должны были звать Агафьей Ивановной Ивановой. Однако всё это лишь догадки» (Владимир Лакшин. А.Н. Островский. С. 119).

И тут неминуемо встают два вопроса: почему нет отчества? И почему «девица»? Ответы нашлись неподалёку в соседних записях. Под 20 апреля в Метрической книге записаны родившиеся мальчики Георгий и Александр у «московской девицы Ксении Еремеевой православного вероисповедания незаконнорожденные». Значит, если женщина рожала вне брака, её всё равно считали «девицей».

Почти рядом с записью об Агафье Ивановне 3-6 февраля обозначена смерть «московской мещанки вдовы Стефаниды Егоровой», скончавшейся «от старости» в 75 лет и отпетой теми же, что и Агафья Ивановна, и так же похороненной на Пятницком кладбище. Отчества у неё нет, как и у Агафьи Ивановны. Однако отчества стоят у женщин купеческого звания: «московского купца дочь младенец Любовь Михайлова Жучкова», «московская купчиха Агриппина Иванова Рысакова» (умерла в 54 года от тифозной горячки 9-12 мая).

В записях о браке то же правило: у мещан и крестьян отчества не указываются («невеста крестьянка вдова Елена Петрова вторым браком 30 лет», жених - «костромской мещанин Павел Иванов первым браком 32 лет» и т.д., отчеств нет). Как мы видели, даже диакон, дьячок и пономарь были записаны в Метрической книге без отчества.

Что стало с могилой Агафьи Ивановны? Ухаживать за ней было некому, о судьбе сестры её, жившей вместе с ней у Островского, мы ничего не знаем, кроме того, что она самоотверженно помогала Агафье Ивановне. Достоверно можно сказать только то, что в 1907 году, когда составлялся Великим князем Николаем Михайловичем Романовым с помощниками «Московский некрополь» - надписи на надгробных памятниках всех московских кладбищ - её уже не существовало.

Мир душе Агафьи Ивановны! Православная церковь сохранила для нас то, что могло уцелеть. Скажем спасибо нашим замечательным архивам и архивистам, которые берегут сокровища.

Светлана КАЙДАШ-ЛАКШИНА

Square

Александр Николаевич Островский – великий драматург XIX века и один из создателей современного русского театра. Его пьесы известны всему миру и регулярно ставятся на подмостках, но какие интересные факты из жизни Островского известны широкой публике?

Дом, в котором родился писатель.

Биография и личность Островского кажется несколько обыденной. Он не воевал, не дрался на дуэли, не был в ссылке, не сидел в тюрьме, не играл, не бывал при дворе. Всю свою жизнь Островский провёл в Москве, поменяв квартиру только раз: после смерти первой жены он переехал с Яузы на Волхонку.

Человек со связями, или «Свои люди – сочтёмся»

Младший брат драматурга Михаил Николаевич был чиновником и добился чрезвычайных успехов по службе: в конце жизни он, будучи министром государственных имуществ, дослужился до высшего чина Российской империи – стал действительным статским советником. Всего у Островского было четырнадцать братьев и сестер, шестеро из которых умерли ещё в детстве. Александр Николаевич был самым старшим.

«Как денди лондонский одет»


Островский с коллегами из издательства журнала «Современник»

Островский всю жизнь любил хорошо одеваться и подолгу крутился перед зеркалом. В юношеском возрасте, живя среди мещан Замоскворечья, он порой боялся выходить на улицу в своей экстравагантной одежде. Не искушённые в светской моде соседи могли неправильно понять богемные привычки юноши.

Двоечник Островский

После окончания гимназии Островский, следуя желанию отца, поступил на юридический факультет. Но на третьем курсе драматург бросил учёбу, завалив экзамен по римскому праву. По одной из версий неудача была связана с нечестным преподавателем, который хотел получить взятку с обеспеченного студента. Но скорее всего Островский, заболевший к тому времени театром и уже остававшийся на второй год, просто плохо подготовился.

Не бери приданого, бери милую

Агафья Ивановна

Первая жена Островского Агафья Ивановна (её фамилия осталась неизвестной) была бедной простолюдинкой. Узнав об этой связи, отец Александра Николаевича пригрозил выгнать его из дома, если он женится на Гане. Сын не посмел ослушаться отца, но прожил с это женщиной в гражданском браке почти двадцать лет и тяжело переживал её смерть от туберкулёза. Рано умерли и все дети, рождённые от этого союза. Шестерых детей подарила драматургу уже его вторая жена, актриса Мария Бахметьева.

Истина в вине

Работая в начале своей творческой деятельности в журнале «Москвитянин», Островский вёл по-настоящему разгульную жизнь. Ночные бдения с приятелями, выпивкой и женщинами (без которых, по воспоминаниям современников, драматург не мог жить) сильно подорвали его здоровье. В более позднем возрасте Островский отличался умеренностью в страстях.

Язык до Киева доведёт

Александр Николаевич был полиглотом и сам занимался переводом своих пьес. Он владел семью языками: помимо обязательных для образованного человека XIX века французского, латыни и древнегреческого Островский говорил на испанском, итальянском, английском и немецком. Сохранились его переводы шедевров мировой литературы К. Гольдони, Н. Макиавелли, М. Сервантеса и У. Шекспира.

История одного плагиата

Свою первую пьесу Островский писал в соавторстве с бывшим актёром Дмитрием Горевым, который к тому времени уже публиковался в журналах Встретившись три или четыре раза с Александром Николаевичем, Горев отказался с ним работать, сославшись на занятость. Впоследствии эти несколько вечеров обернулись большими проблемами. Когда первые пьесы Островского были опубликованы и получили широкую известность, Горев стал распускать слухи о том, эти тексты якобы принадлежат его перу. К счастью, после серии неприятных статей грязноватая история закончилась: клевета была разоблачена.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда

Островский был страстным рыболовом. В путешествия он всегда брал необходимое снаряжение, а друзья, знавшие о его увлечении, первым делом вели его к рыбным местам. Сохранились письма, в которых Александр Николаевич дает профессиональные советы рыбака брату и друзьям. Возможно, и его частые поездки на Волгу были связаны вовсе не с поиском этнографического материала для пьес…

«Я так хорош, что сердце замирает»

Островский был знаменит своим дьявольским самолюбием и хвастливостью. Он не терпел, если о нём или его пьесах говорили без превосходной степени, даже мог рассориться с друзьями на этой почве. Известно, что он обиделся на Некрасова, который недооценил его «Снегурочку» (недооценил буквально, заплатив маленький гонорар). Заносчивым называл Островского и .

«Я ещё и вышивать могу, и на машинке тоже…»

Ещё один интересный факт из жизни Островского – его любовь к . Проводя в детстве много времени в компании сестры Наташи, которая была годом младше, и ее подруг, он заодно с девочками научился шить и кроить. Это умение драматург использовал и позднее: например, кроил панталоны для своего маленького сына.

Женская натура


Пьеса «Гроза»

Несмотря на внушительную внешность, стойкость и твёрдую волю Островский обладал не только способностью к рукоделию, но и ещё одним замечательным женским качеством – повышенной чувствительностью. Лучше всего ему удавалось чтение женских ролей – не только комических, но и трагедийных. А почерк драматурга признают женским даже современные исследователи.

Из какого сора растут стихи


Святочная комедия Александра Николаевича Островского

Один из монологов Катерины в «Грозе» навеян Островскому разговором с актрисой Любовью Павловой, в чьей коляске он ехал с похорон Николая Гоголя. Пытаясь отвлечь драматурга от мрачных мыслей, женщина по дороге рассказывала ему о своём детстве и запомнившемся ей звоне колоколов соседской церквушки

Роль и место в литературе

Александр Николаевич Островский – самобытный русский писатель и драматург XIX столетия. Его считают отцом современного театра в России. Островский был членом Академии наук в Петербурге. Так же он получил премию Уварова.

Происхождение и первые годы жизни

Появился на свет Александр Островский в 1823 году в Российской империи (Москва). Детские годы прошли в купеческом обществе.

Отец – Николай Федорович Островский, сын священника, выпускник Костромской семинарии. Работал судебным стряпчим, обеспечивал семью. Сумел добиться высокого чина и получить дворянство.

Мать – Любовь Ивановна Островская (в девичестве Саввина), дочь пономаря. Не стало ее, когда будущему писателю было всего 8 лет.

Николай Федорович много работал и благодаря его усилиям семья жила хорошо. Он женился во второй раз на баронессе Эмили фон Тессин, которая была дочерью шведского аристократа. Мачеха оказалась заботливой и дети Николая Федоровича ее приняли.

Детство писателя в основном проходило в центре Замоскворечья.

Образование

Первое образование Островский получил дома. Отец владел огромной библиотекой, к которой имел доступ юный Александр. По велению отца, в 1835 году будущий писатель идет учиться в гимназию, а потом поступает в Московский университет, чтобы стать юристом. Но учебу он так и не заканчивает, потому что находит настоящее призвание – театр. В качестве компромисса, Островский согласился работать писарем в суде. Занимался он этим делом до 1851 года.

Творчество

Склонность к литературной деятельности Островский почувствовал рано, еще когда только осваивал библиотеку отца в детстве.

Творческий путь писатель начал с публикации короткой пьесы «Картина семейной жизни», которую восторженно приняли. По мнению профессора Шевырева, молодой Островский – светило русской драматургии. Его талант по достоинству оценили и другие деятели, такие как Гоголь и Гончаров.

Главная задача, которую ставил перед собой драматург – это правдивое изображение народа в сочинениях.

Начиная с 1856 года, Островский числится редактором популярного журнала «Современник».

В 1863 году драматург получает премию Уварова.

Важные произведения

«Свои люди – сочтемся!» — произведение, с которого началась слава писателя. Оно было создано в 1849 году.

Главными достижениями автора являются такие его работы: «Гроза», «Бесприданница» и «Снегурочка». Пьеса «Бесприданница» — это многогранная драма, в которой писатель необычно описывает характеры, точно передает чувства главных действующих лиц. «Гроза» — это реалистическая пьеса, построенная на конфликте старых порядков и новой жизни. В 1873 году вышла трогательная пьеса «Снегурочка». В ее основе лежит народная русская сказка, но талант писателя сделал пьесу самобытной.

Последние годы

В последнее время Александр Островский жил в бедности, к тому же обострились болезни. Но писатель продолжал усердно работать, что истощало его организм. Драматург мечтал, что школа театра возродится. Не стало писателя 14 июня 1886 года.

Хронологическая таблица

Год (годы) Событие
1823 Родился Александр Островский
1835 Начало учебы в Московской гимназии
1840 Поступление в Московский университет
1847 Представление автором своей пьесы «Картина семейной жизни»
1850 Публикация пьесы «свои люди – сочтемся!»
1853 Появление пьесы «Бедность не порок»
1860 Публикация пьесы «Гроза»
1873 Выход пьесы «Снегурочка»
1879 Появление пьесы «Бесприданница»
1886 Не стало Александра Островского
  • Островский был полиглотом: знал много европейских языков.
  • Литературная деятельность писателя длилась около 40 лет.
  • Александр Островский – отец современного театрального искусства.
  • Писатель с любовью относился к своим работам и сильно обижался на критику.

Музей Александра Островского

Дом-музей А.Н. Островского открылся в 1984 году в Замоскворечье, в доме, где прошло детство драматурга.



Рассказать друзьям