Что такое чистилище и есть ли оно в православии. Что такое чистилище и его значение в православии

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Чистилище, по мнению христиан – это место, куда попадают души после смерти человека. Оно считается промежуточным этапом между отделением души от тела и попаданием его в рай или ад. Считается, что там человек готовиться к небесам.

Существует одна история из девятнадцатого века, которая стала ярким примером того, что же ждет после физической смерти человека. Доктор Уилтс, который жил в штате Канзас, был полчаса без признаков дыхания и четыре часа без сердцебиения. Он находился в коме. Позже он написал о том, что с ним случилось: «Я видел людей, сидящих и стоящих около тела, и обратил особое внимание на двух женщин, очевидно, преклонивших колена слева от меня. Я знал, что они плакали. Я узнал после, что это были моя жена и сестра… В тот момент я пытался привлечь внимание людей к существу, утешающему и уверяющему в их собственном бессмертии». Затем перед ним появились три скалы огромного размера. Существо сказало ему: «„Это дорога в вечный мир. Вот эти скалы - граница между двумя мирами и двумя жизнями. Как только ты их минуешь, ты больше не сможешь вернуться в тело. Если твоя работа на земле закончена, ты можешь миновать скалы. Если же ты считаешь, что она не сделана, ты можешь вернуться в тело“». После этого доктор Уилтс предположил, что ему был дан второй шанс и возможность жить в, так называемое дополнительное время. Все люди, любых национальностей, христиане и католики в своей жизни совершают ошибки. Это все происходит потому, что современный мир он порабощает. Людям не хватает времени, чтобы молиться и ходить в церковь. Необходимо постоянно подстраиваться к различным ситуациям и почти круглые сутки зарабатывать деньги.

Католики, к примеру, считают, что жизнь – это своего рода экзамен, после которого дается дополнительное время. Они также считают, что к жизни нет возврата после того, как человек увидит три огромных скалы. После физической смерти душа попадает в чистилище, где ей необходимо приготовиться к жизни на небесах. Существует масса мнений по поводу того, что же происходит в чистилище и в каком состоянии пребывает человек. Согласно одной точке зрения, человек находится в бессознательном состоянии, согласно которому душа очень ослаблена и ничего не чувствует. Согласно другому мнению, душа в чистилище находится в полном сознании. Такое состояние сравнивают с понятием «парализованный человек», когда, как говорится, все понимаешь, но сделать ничего не можешь.

На что же похоже чистилище? Что это вообще такое, по сути? Итак, представим, что вы купили новенький автомобиль и поехали на нем по шоссе. Прошел ливень, встречные машины обливают вас грязью и грязной водой, через лобовое стекло уже ничего не видно и цвет кузова уже не понять. Позже начинает светить солнце, и погода становится хорошей, но машина от этого чистой не станет. Вы едете на мойку и там с помощью щеток, полировки и сушки ваш автомобиль приводят в идеальное состояние, которое и было первоначально. Вот этот пример очень похож на чистилище. Католики, к примеру, верят, что основная масса людей умирает в греховной нечистоте. У них остается куча грехов, которые необходимо искупить и очистить. Для этого и необходимо чистилище. После смерти душа человека, как эта машина, направляется в «мойку», которая очень длинная и передвижение по ней очень медленное. Позже, как говорится, в конце тоннеля появится свет и душа отправится на небо.

Откуда же появилось понятие «чистилище»? Как вообще возникла эта идея? Идея чистилища своими корнями уходит далеко в прошлое. Первоначально она возникла у ранних отцов церкви. Но все же слово «чистилище» в разговоре не употреблялось до тех пор, пока его не стал использовать папа Иннокентий IV. Так же необходимо отметить книгу Фомы Аквинского «Сумма теологии». По его мнению, те, кто находится в чистилище, не могут видеть Бога, они страдают и мучаются от огня, который обжигает их тело. Эта боль, по мнению Аквинского, самая сильная боль на земле, сильнее ее быть уже не может. Те, кто находятся в чистилище, молятся о прощении и об избавлении. Он считает, что от всех грехов этой жизни они могут очиститься только Божественной справедливостью. Как известно, большинство людей на земле считают, что часть грехов простительны, и поэтому они мучаются дольше из-за того, что они привыкли к прощению. Но, необходимо отметить, что тот, кто мучается меньше, может дольше находится в чистилище и наоборот.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что чистилище – это место искупления грехов. Там больно, страшно и это неизбежно. Тогда какая разница между чистилищем и адом? Фома Аквинский подчеркивает, что «чистилище расположено внизу и вблизи ада». «Огонь чистилища - это вечный огонь, по сути, и временный по его очищающему действию». Что же означают эти слова? То, что когда последняя душа будет очищена и освобождена, он все равно будет гореть? Или то, что всегда найдутся грешные души, и он никогда не погаснет, пока есть люди на этой планете? Видимо кто-то так и думает. Так же считается, что христиане, у которых нет смертных грехов, которые не дали бы им попасть на небо, но которые имеют простительные грехи, могут отработать долг, который назначается, за совершение этих грехов. Таким образом, большинство верующих людей отправляются в чистилище. А, как известно, чистилище – это место между небом и землей.

Сколько же времени там необходимо пробыть? Это зависит от того, насколько сильно человек согрешил в жизни и насколько сильно ему надо очиститься. Конечно же, на счет понятия «чистилище» так же очень много споров. К примеру, католики считают, что чистилище – это «окончательное очищение перед встречей с Богом» и это никак не «испытательный срок». Греческая православная церковь протестует против такого определения: «Католики связывают чистилище с представлением о расплате за грехи, а Восточная православная церковь мистически смотрит на очищающий огонь как на средство духовного роста».

Мормоны и католики считают, что после того как смерть настигнет человека, возможно поработать над спасением человека. Это значит, что в чистилище дается шанс завершить то, что делалось в течение всей жизни на земле. Луис Беркхоф, напротив, считает, что человек должен оставаться в чистилище до вынесения приговора, то есть до последнего суда. Так же, по его мнению, папа может контролировать чистилище, облегчать страдания или вовсе избавлять от них. Что касается Священного Писания, то концепция чистилища там отсутствует. Католическая церковь ведет учение согласно Катехизису, в котором есть ссылка на отрывок из Второй книги Маккавейской. Этот отрывок является единственным доказательством данной доктрины. «Церковь сформулировала свою доктрину о вере в чистилище главным образом на соборах во Флоренции и Тренте. Традиция церкви говорит об очищающем огне, ссылаясь на определенные тексты Священного Писания». Далее отмечается, что за небольшие прегрешения перед судом должен возникнуть священный очищающий огонь. В связи с этим, многие грехи могут быть прощены как в этом веке, так и в следующем. Считается, что выше названное учение основано на том, что необходимо молиться за мертвых (это упомянуто в Священном писании).

Еще с давних времен церковь постоянно чтила память об умерших. Это отражалось через заупокойные молитвы, благодаря которым очищенные души могли попасть в рай. Считалось, что Месса помогает душам в чистилище. Церковь призывала людей помогать умершим через молитву, пожертвования, милостыню и так далее. При этом, она утверждала, что все это необходимо делать без колебания. Итак, было приведено много различных рассуждений по поводу понятия «чистилище». Так же были приведены доказательства по соответствующей теме. Однако, считается, что кроме всего вышеназванного идею чистилища поддерживают еще восемь библейских отрывков. Ну что ж, рассмотрим их.

1. Иов 1:5. Иов возносил жертвы детям, не тогда когда они умерли, а тогда когда были живы. Иисус Христос так же помогал живым и призывал к этому других. Это говорит о том, что в Священном писании нет текста, который призывал бы нас молиться за мертвых или в которой сказано, что Христос ходатайствует в пользу ушедших из жизни.

2. Ис. 4:4. В тексте этого отрывка не говорится, что очищение для каждого человека происходит индивидуально после его смерти. Здесь скорее говориться о суде, который относится к событиям, которые произойдут в истории. То есть Бог хочет и стремится очистить свой народ с целью, чтобы они моги спокойно и свободно жить в Его присутствии. То есть здесь проведена параллель, которая ничего не имеет общего с понятием «чистилище». Она скорее указывает на различные исторические события. К примеру, если взять «Картины облака и огня над Иерусалимом», то можно заметить, что огонь, изображенный на них, имеет отношение ко многим людям и к истории в том числе. То есть, здесь говорится не о жизни после смерти (в чистилище или в аду), а о действии перед смертью.

3. Мал. 3:2, 3. «Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: „поглощена смерть победою“». Данная цитата повествует нам о пришествии Бога, но не о чистилище после упокоения человека. Изменения происходят тогда, когда приходит Он, когда все (и мертвые и живые) встречают «своего спасителя в первый раз». Эти изменения происходят, когда Бог дарует бессмертие смертным. Это возможно при Втором пришествии. Как можно заметить, в библейском тексте не говорится о том, что дар бессмертия или очищения люди получают после смерти или в чистилище.

4. Мф. 12:32. В данном отрывке говорится, что если человек скажет слово на такого же человека, как и он сам, то это ему проститься, а если же он скажет слово на Господа, то прощения не будет ни сейчас, ни в следующем веке. Следовательно, здесь говориться не об очищении, а о прощении. В принципе, чистилище может быть предназначено для грешников, у которых лишь незначительные грехи, но смысл этого отрывка в первую очередь направлен на прощение, а не на пребывание в чистилище. То есть Священное писание повествует о новом веке, небе и земле, а не о промежуточном состоянии, которое называют чистилище.

5. Лк. 12:59. В данном отрывке Христос так же не говорит о смерти. Он говорит о текущей, настоящей жизни, о том, как нужно жить сегодня, а не о том, как искупить свои грехи после смерти. Многие люди комментировали этот отрывок и, по их мнению, здесь сказано как важно оправдаться перед Христом в данный момент, то есть перед окончательным судом. Это значит, что действовать нужно немедленно, но это не значит, что действие будет, происходит после смерти, то есть в чистилище. Согласно Священному писанию, «многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление». Как можно заметить, этот текст не говорит о каком-то промежуточном месте, которое мы называем чистилище, где после упокоения можно совершать какие-то дополнительные дела. Сама смерть несет в себе человеческую участь.

6. 1 Кор. 3:15. Итак, цитата из данного отрывка: «А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем, сам спасется, но так, как бы из огня». Эти и другие слова из Священного писания можно прокомментировать по-разному. К примеру, Фома Аквинский считал, что дерево, солома и сено – это различные виды простительных грехов, которые определяют время пребывания в чистилище. Но это не говорит нам о том, что это будет после смерти, тогда когда душа будет находиться в чистилище. Скорее это гласит о Втором пришествии, когда дела каждого человека на этой земле раскроются и обнаружатся. Все недостойное и ложное будет повергнуто в прах, но «недостроенные строители» могут быть еще спасены, так как они сделали попытку сделать что-то ради Христа. Как удалось понять, все версии учения христианства далеко не совершенны, так как они нацелены на принцип, согласно которому человек должен броситься в огонь, не задумываясь для того, чтобы спастись. Леон Морис считает, что огонь – это не огонь очищения, а огонь испытания, то есть все это нам снова говорит о том, что здесь снова не говорится о понятии «чистилище». И еще, можно сделать вывод, что этот отрывок посвящен делам каждой личности, а не его жизни после смерти. Как сказал Гарольд Майер: «Те, чьи дела истребляются огнем, сами избегнут пламени (как если бы они выпрыгнули из горящего деревянного строения, которое сами построили) и спасутся одни без каких-либо похвальных дел, чтобы представить их Христу». Согласно этому изречению, те люди, которые понесут ответственность за свои деяния, должны спастись сами, претерпев при этом массу трудностей. И, как можно заметить, здесь говориться о трудностях в жизни, а не после смерти.

7. I Петр. 1:7. В данном тексте говориться о жизни до смерти, но никак не после нее. Христианская вера на тот момент зачастую не воспринималась народом, в связи с этим они были непопулярны и их гнали из мира сего. Данный отрывок призывал людей верить, не взирая ни на что и не поддавать искушениям. Итак, приступим к последнему отрывку.

8. Иуд. 23. В этом отрывке говорится, что иуда призывает людей «сохранять себя в любви Божией, ожидая милости от Господа нашего Иисуса Христа, для вечной жизни», в связи с тем, что на это дано последнее время. Считается, что Господь позаботиться о тех, кто не ждет Его Второго пришествия. Люди должны друг друга поддерживать и настаивать, чтобы другие находились на верном пути. Следовательно, совершающим грех сначала нужно сказать об этом, а затем избавить. Становится понятным, что данную задачу следует решать пока люди еще живы, и не стремиться помочь им после их смерти. Необходимо отметить, что в последнее время католические писатели, которые изображают чистилище, обращаются не к Священному писанию, а к отцам церкви, так как считаю, что католическое учение о чистилище, в большей степени, опирается на традицию, а не на Священную книгу.

Мы рассмотрели все отрывки, в которых могло отражаться послание к людям относительно чистилища, но нигде мы не увидели подтверждения. Все предписания гласят нам о текущей жизни на земле, и нигде не сказано, что будет после смерти. Да. Есть деление на душу и тело, но нет последующей картины происходящего. Все это исследовалось тысячи лет, но так и научно не доказано. Протестанты считают, что люди сами придумали себе так называемое чистилище, дабы получить уверенность во врожденное бессмертие души. Они так же считают, что все дынные учения твердят нам о конце жизни на всей земле.

Итак, мы рассмотрели, как говориться, все возможные варианты относительно чистилища. Кто-то в него верит, кто-то нет. Нужно заметить, что в Библии. Если ее читать внимательно, о нем ничего не сказано. Что ж, верить в него или нет, это право каждого человека, а что будет с нами за гранью мира сего, мы узнаем сами, когда покинем этот мир.

Чистилище Чистилище (purgatorium, purgatoire, Fegfeuer). - Учение о Ч.представляет собой одно из характерных отличий римско-католическойцеркви от греко-православной и протестантских. По учению католиков, душискончавшихся христиан, если Господь признает их чистыми, направляютсяпрямо в рай . души людей; отягченных смертными грехами, направляются вад, а души тех грешников, которые не отягчены смертными грехами и,однако, не получили прощения грехов в земной жизни, направляются в Ч.,промежуточное место между раем и адом, где они горят в очищающем огне.Когда грехи их будут искуплены, они могут получить доступ в рай . Ч.будет существовать до второго пришествия Христа , но души грешников,попадающие туда. не будут там ждать страшного суда. Каждая душа пробудетв Ч. столько времени, сколько необходимо для искупления ее грехов.Очищающий огонь некоторые католические богословы понимают как символ ивидят в нем угрызения совести и раскаяние, но громадное большинствопризнает реальное существование этого огня. Для доказательствасуществования Ч. и возможности прощения некоторых грехов в загробнойжизни католики приводят главным образом два места из Св. Писания: 1)"Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же ктоскажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем"(Матф. XII, 32). 2) "Каждое дело обнаружится; ибо день покажет, потомучто в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть"(1 Кор. III, 13). В первом месте католики видят различение междугрехами, прощаемыми в земной жизни, и грехами, прощаемыми в загробной.Во втором слова об огне, испытывающем дела каждого. они понимают вбуквальном, а не в переносном смысле. Участь души в Ч. зависит не толькоот ее раскаяния. но и от молитв, возносимых за нее на земле. При помощимесс, молитв, добрых дел, совершаемых в память умерших верующими наземле, участь души в Ч. может быть облегчена и срок пребывания ее тамможет быть сокращен. Учение о сокровищнице добрых дел, находящейся враспоряжении церкви и главы ее, папы, предоставляло папе право решатьвопрос о сроке пребывания в Ч. Вот почему в средние века получила такоераспространение продажа индульгенций. В Св. Писании нет непосредственныхуказаний на существование Ч., если не считать II-й книги Маккавеев,которую обыкновенно не признают канонической. Тем не менее представлениео Ч. возникло уже в первые века христианства. Уже Ориген верил вдействительность того огня, о котором говорит ап. Павел в вышеприведенном месте. Бл. Августин высказал предположение, что души могутподвергнуться очищающему огню не при конце мира, а в промежуток междусмертью и днем страшного суда. Цезарий из Арля принял это предположениекак догмат , а папа Григорий Великий распространил такое учение во всейзападной церкви. Подробно разработано и развито оно было ФомойАквинским, окончательно принято как догмат Флорентийским собором 1439 г.и подтверждено Тридентским собором. Протестантские реформаторы отверглиучение о Ч., находя, что католики неправильно толкуют вышеприведенныйместа из Св. Писания и что в Св. Писании есть места, прямо указывающиена отсутствие какой-либо промежуточной среды между раем и адом (напр.Матф. XXV, 31-46). Православная церковь также отвергает учение о Ч., аучению о заступничестве верующих на земле за души умерших придает болееспиритуалистический характер . Б. Некоторые из богословов смешивают латинское учение об Ч. справославным учением о мытарствах; но последние - только образныепредставления частного суда, неизбежного для каждого человека; путь изЧ. - в рай , путь из мытарств - и в рай ; и в ад. Впрочем, в основнойсвоей идее латинское учение о Ч. имеет некоторое сходство с православнымучением о состоянии душ умерших людей до всеобщего воскресения; сходствоэто заключается в том общем учении, что души некоторых из умерших,подвергшись мучениям за свои грехи, могут, однако, получить прощениегрехов и облегчение своих мучений или даже полное освобождение от них.По учению православной церкви, это облегчение мучений или же совершенноеосвобождение от них получается душой усопшего ради молитв иблаготворений членов церкви Христовой, между тем как, по латинскомуучению, души умерших людей получают прощение грехов в Ч. ради самыхчистилищных мучений, которыми они самолично приносят удовлетворениеправосудию Божию и через это очищают свои грехи. Несообразность этоголатинская учения о значении для душ человеческих чистилищных мучений,как удовлетворении правосудию Божию, вытекает, между прочим, из того,что оно делает совершенно излишним христианское догматическое учение омолитвах церкви за умерших - учение, содержимое и римской церковью. См.Д. Гусев, "Ч. у средневековых римско-католических богословов"("Православный Собеседник", 1872, июнь , стр. 226-264); Н. Беляев,"Римско-католическое учение о так называемой сатисфакции" (Казань ,1876); его же, "Характеристика римского католичества с точки зренияпапского догмата" (Казань , 1878); Е. Успенский , "Обличительноебогословие" (изд. 3, СПб., 1895).

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Чистилище" в других словарях:

    В католицизме место, где души умерших подвергаются очищению искупительным огнём для того, чтобы затем попасть в рай. Другие направления христианства (православие, протестантизм) идею чистилища отвергают. Ни в Евангелиях, ни в сочинениях… … Исторический словарь

    См … Словарь синонимов

    чистилище - ЧИСТИЛИЩЕ, а, с. 1. Баня, ванная комната. 2. Выговор от начальства, проработка на собрании и т. п. чистилище устроить. 3. Вытрезвитель. 4. Туалет. Общеупотр. «чистилище» в католическом вероучении: место, где души умерших очищаются от грехов … Словарь русского арго

    ЧИСТИЛИЩЕ, в католицизме место очищения душ умерших грешников от не искупленных ими при жизни грехов. Догмат о чистилище введен в 1439, подтвержден в 1562 … Современная энциклопедия

    Согласно католическому вероучению, место, где души умерших грешников очищаются от неискупленных ими при жизни грехов. Догмат о чистилище введен в 1439, подтвержден в 1562 … Большой Энциклопедический словарь

    - (лат. purgatorium), в католическо христианских представлениях место, где души умерших очищаются от грехов перед вступлением в рай. Ч. понимается как некое промежуточное место загробного мира между раем и адом, где души умерших, не попавших сразу… … Энциклопедия мифологии

    Согласно католическому вероучению, место, где души умерших грешников очищаются от неискупленных ими при жизни грехов. Догмат о чистилище введен в 1439 г. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 … Энциклопедия культурологии

    - (лат. purgatorium) согласно католическому вероучению, место, где души умерших грешников очищаются от неискупленных ими при жизни грехов. Догмат о чистилище введен в 1439, подтвержден в 1562. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол… … Политология. Словарь.

    Чистилище - ЧИСТИЛИЩЕ, в католицизме место очищения душ умерших грешников от не искупленных ими при жизни грехов. Догмат о чистилище введен в 1439, подтвержден в 1562. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    ЧИСТИЛИЩЕ, чистилища, ср. (рел.). По учению католической церкви место, в котором души умерших, не оставляемые навсегда в аду, посредством разных испытаний очищаются от грехов, раньше чем попасть в рай. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935… … Толковый словарь Ушакова

ЧИСТИЛИЩЕ - 1) в христианстве, исламе, а также - в определенной степени - в иудаизме - обозначение особой "территории", располагающейся между раем и адом, где оказываются души, которые, хотя и не заслуживают наказания, лишены возможности вечной райской жизни; 2) в католичестве - форма существования (состояние) души человека, почившего в благодати, но обремененного тяжестью непрощенных допустимых грехов, отпущенных смертных грехов (см. Грех смертный ) и скверными привычками. Души подобного типа - прежде чем попасть в Царство Небесное - должны очиститься.

1) Зачатки представлений о Ч. встречаются уже у языческих народов (напр., Элисий, элисийские поля у древних римлян).

Вера в существование Ч. может быть возведена к представлениям иудаизма о том, что люди будут оцениваться Богом согласно их делам, и что верующие должны молиться о том, чтобы Бог оказал милость душам умерших. Так, во 2-й книге Маккавеев (см. Маккавеев Книги ), части Ветхого Завета, говорится: "Но он помышлял, что скончавшимся в благочестии уготована превосходная награда, - какая святая и благочестивая мысль! - Посему принес за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха" (2 Мак 12: 45).

Для доказательства существования Ч. и возможности прощения некоторых грехов в загробной жизни католические теологи приводят главным образом два фрагмента из Священного Писания: 1) "Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем" (Матф 12:32). 2) "Каждого дело обнаружится; ибо день покажет; потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть (1 Кор 3:13). В первой идее католики видят различение между грехами, прощаемыми в земной жизни, и грехами, прощаемыми в загробной. Во второй - слова апостола Павла об огне, испытывающем дела каждого, они понимают в буквальном, а не в переносном смысле.

Тем не менее системные представления о Ч. возникли уже в первые века христианства. Уже Ориген верил в действительность того огня, о котором говорил апостол Павел. Августин высказал предположение, что души могут подвергнуться очищающему огню не при конце мира, а в промежуток между смертью и днем Страшного суда. Цезарий из Арля принял это предположение как догмат, а Папа Григорий Великий распространил такое учение по всей Западной Церкви. Подробно это учение было разработано и развито Фомой Аквинским, окончательно принято как догмат Флорентийским Собором 1439 и подтверждено Тридентским Собором (см. Тридентский Собор ).

Согласно католической теологии, существуют два вида Ч.: 1) "Ч. праотцев", куда были заключены пророки Ветхого Завета до тех пор, пока они не были освобождены Иисусом Христом во время Его "сошествия в ад". 2) "Ч. детей", где пребывают те, кто скончался, не совершив греха, но чей первородный грех не был смыт крещением. В этом же Ч. обитают души умственно дефектных людей.

В 13-15 вв. Католическая Церковь сделала несколько проясняющих заявлений о Ч. Утверждалось, что души тех, кто скончался в первородном грехе (т. е. некрещеных младенцев), попадают в ад, но их наказание является более легким, нежели кара душам, виновным в действительных грехах. В целом, неопределенность в трактовках Ч. сохраняется в католичестве и по сей день.

Протестантские реформаторы в принципе отвергли учение о Ч., находя, что католики неправильно толкуют вышеприведенные места из Священного Писания.

В исламе представление о Ч. в целом таково: сам человек миновать его не может, его должен перевезти тот верблюд, баран или осел, которого он при жизни пожертвовал Аллаху.

Учение о Ч. представляет собой одно из характерных отличий Католической Церкви от Православной Церкви и от протестантства. По учению католиков, души скончавшихся христиан, если Господь признает их чистыми, направляются прямо в рай, души же людей, отягощенных непрощенными смертными грехами, направляются в ад, а души тех грешников, которые не отягощены смертными грехами и, однако, не получили прощения грехов в земной жизни, направляются в Ч. - промежуточное место между раем и адом, - где они горят в очищающем огне. Когда грехи их будут искуплены, они могут получить доступ в рай. В "Божественной комедии" Данте, изображающей ад согласно с общепринятыми католическими понятиями средних веков, ад и Ч. составляют два совершенно особых места: ад находится во внутренности земли в виде обширного конуса, концентрические круги которого идут к центру земли, постепенно уменьшаясь. Ч. же находится по иную сторону центра, на поверхности другого полушария. Ч. само по себе будет существовать до второго пришествия Иисуса Христа, но души грешников, попадающие туда, не будут там ждать Страшного суда. Каждая душа пробудет в Ч. столько времени, сколько необходимо для искупления ее грехов. Участь души в Ч. зависит не только от ее раскаяния, но и от молитв, возносимых за нее на земле. С помощью месс, молитв, добрых дел, совершаемых в память умерших верующими на земле, участь души в Ч. может быть облегчена и срок пребывания ее там может быть сокращен.

Согласно православному учению со ссылкой на вероучительный памятник "Учение двенадцати апостолов", относящийся ко 2 в., важное значение имеют содержащиеся в нем следующие слова: "тогда (т. е. при наступлении второго пришествия на землю Господа и Страшного суда. - Ред.) придет творение человеческое в огненное испытание и искушение, и многие соблазнятся и погибнут, постоянные же в вере своей спасутся в этом самом крушении или огненном испытании". Эти слова, по мысли православных богословов, проливают свет на понимание слов апостола Павла "огонь испытает" ("огнь искусит"): понимать их рекомендуется в том смысле, в каком объясняют их и святые отцы послеапостольского века, т. е. в смысле опыта или испытания, а не в смысле огненных мучений.

При этом большинство православных верующих убеждены, что умершему человеку можно помочь молитвами и благими деяниями живущих верующих.

2) В настоящее время некоторые католические теологи под Ч. нередко разумеют не место, а душевное состояние мучения, среднее между райским и адским состояниями. Очищающий огонь понимается как символ, в нем усматриваются угрызения совести и раскаяние, но большинство верующих признает реальное существование этого огня.

Чистилище

(purgatorium, purgatoire, Fegfeuer). - Учение о Ч. представляет собой одно из характерных отличий римско-католической церкви от греко-православной и протестантских. По учению католиков, души скончавшихся христиан, если Господь признает их чистыми, направляются прямо в рай, души людей, отягченных смертными грехами, направляются в ад, а души тех грешников, которые не отягчены смертными грехами и, однако, не получили прощения грехов в земной жизни, направляются в Ч., промежуточное место между раем и адом [В "Божественной комедии" Данте, изображающей ад согласно с общепринятыми римско-католическими понятиями средних веков, ад и Ч. составляют два совершенно особых места: ад находится во внутренности земли, в виде обширного конуса, концентрические круги которого идут к центру земли, все уменьшаясь, Ч. же находится по ту сторону центра, на поверхности другого полушария. Впрочем, в последнее время некоторые из римских богословов под Ч. разумеют не место, а состояние мучения, среднее между райским и адским состояниями.], где они горят в очищающем огне. Когда грехи их будут искуплены, они могут получить доступ в рай. Ч. будет существовать до второго пришествия Христа, но души грешников, попадающие туда, не будут там ждать Страшного суда. Каждая душа пробудет в Ч. столько времени, сколько необходимо для искупления ее грехов. Очищающий огонь некоторые католические богословы понимают как символ и видят в нем угрызения совести и раскаяние, но громадное большинство признает реальное существование этого огня. Для доказательства существования Ч. и возможности прощения некоторых грехов в загробной жизни католики приводят, главным образом, два места из Св. Писания: 1) "Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем " (Матф., XII, 32). 2) "Каждое дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть " (1 Кор., III, 13). В первом месте католики видят различение между грехами, прощаемыми в земной жизни, и грехами, прощаемыми в загробной. Во втором - слова об огне, испытывающем дела каждого, они понимают в буквальном, а не в переносном смысле [В недавно открытом вероучительном памятнике, относящемся ко временам, непосредственно следующим за веком апостольским иизлагающем вкратце учение 12 апостолов ("Διδαχήτώνδώδεκαάποστόλων"), находятся, между прочим, следующие слова: "тогда (т. е. при наступлении второго пришествия на землю Господа и Страшного суда) придет творение человеческое в огненное испытание и искушение, и многие соблазнятся и погибнут, постоянные же в вере своей спасутся в этом самом крушении или огненном испытании" (см. статью В. С. Соловьева "Догматическое развитие церкви в связи с вопросом о соединении церквей" в "Православном Обозрении", 1885, декабрь, стр. 760). Эти слова новооткрытого памятника проливают свет на понимание слов апостола Павла "огонь испытает" ("огнь искусит"): понимать их нужно в том смысле, в каком объясняют их и св. отцы послеапостольского века, т. е. в смысле опыта или испытания, а не в смысле огненных мучений.]. Участь души в Ч. зависит не только от ее раскаяния, но и от молитв, возносимых за нее на земле. При помощи месс, молитв, добрых дел, совершаемых в память умерших верующими на земле, участь души в Ч. может быть облегчена и срок пребывания ее там может быть сокращен. Учение о сокровищнице добрых дел, находящейся в распоряжении церкви и главы ее, папы, предоставляло папе право решать вопрос о сроке пребывания в Ч. Вот почему в средние века получила такое распространение продажа индульгенций. В Св. Писании нет непосредственных указаний на существование Ч., если не считать 11-й книги Маккавеев, которую обыкновенно не признают канонической. Тем не менее представление о Ч. возникло уже в первые века христианства. Уже Ориген верил в действительность того огня, о котором говорит апостол Павел в вышеприведенном месте. Блаженный Августин высказал предположение , что души могут подвергнуться очищающему огню не при конце мира, а в промежуток между смертью и днем Страшного суда. Цезарий из Арля принял это предположение как догмат , а папа Григорий Великий распространил такое учение во всей Западной церкви. Подробно разработано и развито оно было Фомой Аквинским, окончательно принято как догмат Флорентийским собором 1439 г. и подтверждено Тридентским собором. Протестантские реформаторы отвергли учение о Ч., находя, что католики неправильно толкуют вышеприведенные места из Св. Писания и что в Св. Писании есть места, прямо указывающие на отсутствие какой-либо промежуточной среды между раем иадом (например, Матф., XXV, 31-46). Православная церковь также отвергает учение о Ч., а учению о заступничестве верующих на земле за души умерших придает более спиритуалистический характер.

Некоторые из богословов смешивают латинское учение об Ч. с православным учением о мытарствах; но последние - только образные представления частного суда, неизбежного для каждого человека; путь из Ч. - в рай, путь из мытарств - и в рай, и в ад. Впрочем, в основной своей идее латинское учение о Ч. имеет некоторое сходство с православным учением о состоянии душ умерших людей до всеобщего воскресения; сходство это заключается в том общем учении, что души некоторых из умерших, подвергшись мучениям за свои грехи, могут, однако, получить прощение грехов и облегчение своих мучений или даже полное освобождение от них. По учению православной церкви, это облегчение мучений или же совершенное освобождение от них получается душой усопшего ради молитв и благотворений членов церкви Христовой, между тем как, по латинскому учению, душиумерших людей получают прощение грехов в Ч. ради самых чистилищных мучений, которыми они самолично приносят удовлетворение правосудию Божию и через это очищают свои грехи. Несообразность этого латинского учения о значении для душ человеческих чистилищных мучений, как удовлетворении правосудию Божию, вытекает, между прочим, из того, что оно делает совершенно излишним христианское догматическое учение о молитвах церкви за умерших - учение, содержимое и римской церковью.

См. Д. Гусев, "Ч. у средневековых римско-католических богословов" ("Православный Собеседник", 1872, июнь, стр. 226-264); H. Беляев, "Римско-католическое учение о так называемой сатисфакции" (Казань, 1876); его же, "Характеристика римского католичества с точки зрения папского догмата" (Казань, 1878); E. Успенский, "Обличительное богословие" (изд. 3-е, СПб., 1895).


Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Чистилище" в других словарях:

    В католицизме место, где души умерших подвергаются очищению искупительным огнём для того, чтобы затем попасть в рай. Другие направления христианства (православие, протестантизм) идею чистилища отвергают. Ни в Евангелиях, ни в сочинениях… … Исторический словарь

    См … Словарь синонимов

    чистилище - ЧИСТИЛИЩЕ, а, с. 1. Баня, ванная комната. 2. Выговор от начальства, проработка на собрании и т. п. чистилище устроить. 3. Вытрезвитель. 4. Туалет. Общеупотр. «чистилище» в католическом вероучении: место, где души умерших очищаются от грехов … Словарь русского арго

    ЧИСТИЛИЩЕ, в католицизме место очищения душ умерших грешников от не искупленных ими при жизни грехов. Догмат о чистилище введен в 1439, подтвержден в 1562 … Современная энциклопедия

    Согласно католическому вероучению, место, где души умерших грешников очищаются от неискупленных ими при жизни грехов. Догмат о чистилище введен в 1439, подтвержден в 1562 … Большой Энциклопедический словарь

    - (лат. purgatorium), в католическо христианских представлениях место, где души умерших очищаются от грехов перед вступлением в рай. Ч. понимается как некое промежуточное место загробного мира между раем и адом, где души умерших, не попавших сразу… … Энциклопедия мифологии

    Согласно католическому вероучению, место, где души умерших грешников очищаются от неискупленных ими при жизни грехов. Догмат о чистилище введен в 1439 г. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 … Энциклопедия культурологии

    - (лат. purgatorium) согласно католическому вероучению, место, где души умерших грешников очищаются от неискупленных ими при жизни грехов. Догмат о чистилище введен в 1439, подтвержден в 1562. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол… … Политология. Словарь.

    Чистилище - ЧИСТИЛИЩЕ, в католицизме место очищения душ умерших грешников от не искупленных ими при жизни грехов. Догмат о чистилище введен в 1439, подтвержден в 1562. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Как можно во что-то верить или что-то отрицать, пока пребываешь в неведении относительно вопроса? Чистилище и Ад как тема для размышлений: предназначение, отличия, трактовка.

Здравый смысл не позволяет воспринимать религиозные взгляды на эти понятия буквально, так давайте рассмотрим их с разных точек зрения, чтобы иметь наиболее точное и полное представление об их отличиях и предназначении. И, возможно, найдём в этом маленьком расследовании собственное понимание древних потусторонних реалий.

Что такое Чистилище и в чём его предназначение?

Чистилище – это концепция римско-католической доктрины, которая утверждает, что ни один человек не свободен от греха. Это место, где после смерти душа очищается (согласно католическому писанию и катехизису), прежде чем сможет войти в Рай. Место это не обязательно должно быть материальным, это также может быть состояние, в котором происходит очищение.

«Чисти́лище (лат. Purgatorium), согласно католическому вероучению, - состояние, в котором пребывают души людей, которые умерли в мире с Богом, но нуждаются в очищении от последствий, совершённых при жизни грехов».

Википедия

Слово «чистилище» – говорящее само за себя, оно значит очищение, искупление. Даже если не существует материального Ада и Чистилища, существует некий психологический Ад и Чистилище, которые превращаются в незаметных диктаторов и контролёров наших поступков, мыслей и выбора.

Существует предположение, что Чистилищем является земной путь человека. За время пребывания на Земле у него есть выбор, и этот выбор делает он сам. Совершая зло – ввергает себя в адские мучения, творя добро и любовь – прокладывает себе путь в райские кущи.

Вся беспросветность будущего и его неопределённость заключается в неосознанном проживании этой «очистки души», непонимании своей задачи. Человек по большей мере лишь плывёт по течению, не понимая причин и следствий, придумывая объяснение и пытаясь найти виноватых в том, чего он не в состоянии объяснить.

По мнению церкви, даже душа праведника нечиста и способна на совершение небольших грехов в течение жизни. Католики считают, что невозможно предстать перед Богом, если человек нечист. Поэтому те, кто нуждается в оставшемся очищении перед переходом в Рай, должны провести время в Чистилище.

Временные рамки при этом не имеют значения, время как бы растянуто, оно не ощущается. Говоря на «земном языке», душа может пробыть в Чистилище сколько угодно, но всё же это времяпрепровождение конечно. Истекает оно ровно тогда, когда все остальные привязанности, которые мы имеем к греху, нарушаются. Матрица греха сыпется – и душа свободна.

Христиане нарекли Христа «архитектором» Чистилища, они верят, что за свои страдания на кресте он даровал людям освобождение через возможность очистить душу и избежать Ада. Их всех трёх ветвей христианского вероисповедания только протестанты отрицают существование Чистилища.

Римско-католическая вера подразумевает возможность исцеления для души через очищение. Состояние зависания между жизнью и смертью, некое небытие – и есть трактовка Чистилища в данной конфессии. На откуп могут быть отданы грехи несмертные, те, что ещё можно искупить, те, что можно оправдать, и, как ни странно, после всего что было, наладить связь с божественным.

Чистилище у христиан – это состояние очищения, которое происходит после смерти (не физическое место). Обычно это связано с какой-то болью или дискомфортом (но это не всегда только боль). Его цель – подготовить христиан к Небесам. Это не второй шанс (люди, подразумевается, уже получили осуждение), а способ перехода на более высокую ступень развития души и сознания.

Это не буквальный огонь. Чистилище – милосердие Бога, а не суд. Бог помогает через Чистилище. Молитвы святых (у христиан) помогают двигаться через Чистилище быстрее. Время действует по-разному в этом месте, нежели на Земле. Не каждый христианин должен пойти в Чистилище (хотя, скорее всего, так и есть). Люди, которые умирают без всякого греха, могут вообще пропустить Чистилище (например, если они признались). Многие люди также подвергаются очищению на Земле.

Также существует грань между Чистилищем и Лимбо: то, где карают и искупается вина – Чистилище, а Лимбо – своеобразный «зал ожидания» для язычников и некрещёных младенцев.

Определение Ада и его отличительные черты

Ад, Преисподняя, Геенна огненная – всё это названия одного и того же места. Хотя Геенна ещё трактуется как место, откуда не возвращаются, не воскресают. Ад, как вечное проклятие души и мучений, которые не описать и не вынести. Для верующих нет худшего страха, чем попасть в Ад за прегрешения. Нечто до такой степени мучительное для тела и души, что любое описание меркнет в сравнении с истинным положением дел (хотя и этого никто не может утверждать наверняка).

«Ад (от др.-греч. Ἅδης - Гадес или Аид) - в представлении религий (авраамические религии, зороастризм), мифологий и верований - ужасное, чаще посмертное, место наказания грешников, испытывающих в нём муки и страдания».

Википедия

Пугает лишь то, что неизвестно. Именно этот дикий страх человека использовала любая религия для удержания «в узде» верующих. Чтобы попытаться представить степень адских мук, достаточно всего лишь знать, что они не предназначены для человека. Страх этого необъяснимого феномена загнал людей в церкви, присоединяться к различным религиозным течениям, совершать ритуалы и пытаться избежать наказания любыми способами.

Настолько зайдя в тупик собственного сознания, совести и спутанных убеждений, человек сам создаёт свой АД. Он просто вынужден спровоцировать его, ведь мозг ограничен, и, не справляясь с ограничениями в хромоногом полёте своей фантазии и умении справляться с более сложными задачами, нежели простые обывательские трудности, он просто сдаётся! И … становится неуправляем.

Можно только догадываться, какие жуткие адские мучения это воспалённое бедное вещество, способное лишь на простенькие задачи, готовит нашему сознанию в наказание за молодость и неопытность! Отсутствие контроля над собственным мозгом притягивает извне самые жуткие подтверждения правоты человека, заплутавшего в лабиринте собственных страхов.

Христианство

Одно из жесточайших описаний Ада трактует именно христианство. Наказание – неминуемо, и отбывание его жестоко до безумия: адское пламя, пожирающее плоть, ужасные наказания за каждый тип греха, в зависимости от степени его тяжести.

Жуткие полулюди-полузвери, черти, пытками вынуждающие страдать грешника, страшные муки, на которые он обречён из-за грехов – полностью «оправдывают» его страдания и становятся пресловутым методом наказания и очищения одновременно. Причинно-следственная связь – налицо.

В традициях православия всегда присутствовали молитвы о душах родных и близких, для них существует этот значимый переход от грехопадения – к прощению, повышение уровня души благодаря покаянию и признанию греха.

Ислам

Для приверженцев Ислама Адом является реалия, которая уготована неверным, за то, что они отвергают Бога и не исполняют его предписаний. Нет ничего хуже такого оскорбления, нет ничего хуже Ада.

Символом Ада явился огонь, всепожирающее пламя. Ад – глубок до бесконечности, ужасающ из-за палящего огня, он снова и снова уничтожает секунда за секундой, но это длится бесконечно. Ад – это смесь глубокого отчаяния, невыносимой боли и безумного, беспощадного ужаса.

Буддизм

Буддисты, как особые созерцатели разума и его игр, склонны к убеждению виновности именно этого ограниченного «органа»… По сути, это всего лишь самообман, игры разума, сумасшествие и болезненный бред воспалённого ума.

Индуизм

Теория перерождения души сегодня, как нельзя кстати и выгоднее подчёркивает близость видения Ада к истине. Кармическое учение создаёт платформу для причинно-следственного объяснения наказания: «7 кругов ада» индусов очень красочно описывают то, что может сотворить человек, и за что впоследствии – быть наказан невыносимыми

Язычество

Язычники верили в множество богов, и наказание за грешное поведение в языческих верованиях несколько отличается от религиозных суждений нового времени. Верования древних славян не основаны на страхе перед богами, скорее, боги были помощниками и проводниками в каждом из существующих в их картине мира аспектов. Пекло вполне соответствует Аду, а Навь – возможный аналог Чистилища, где обитали души умерших, и состояло оно из нескольких уровней.

Атеизм

Атеисты в отношении религии совершенно отрицают существование Ада и Чистилища вообще. Объяснить веру в эти «явления» они могут только через науку, находя разгадку этой головоломки в попытках мозга «объяснить» страх перед неизведанным. Но до сих пор и наука теряется перед определёнными фактами, которые происходят в бессознательном состоянии людей, находящихся между жизнью и смертью.

Неразгаданными остаются случаи «выхода из тела» оперируемых пациентов, находящихся в летаргическом сне или клинической смерти: никто не может объяснить, каким образом они слышали и видели то, что происходило с их телом в момент «выключения из жизни».

Зороастрийцы

Они описывали Ад похожим образом, а вот Чистилище у них имело несколько иную природу: мучения отменяются, но, возможно, небытие в виде пустоты, когда ни радости, ни печали нет, это и есть Ад? Или в тишине и покое приходит истина бытия и цели души?

Древние греки

Ад они называли Тартар, куда ввергали грешных. Это вонючее отвратительное место, где не чувствуешь себя живым. Кто знает, может, это – худшее из всех мучений?

Чистилище vs Ад

Жизнь диктует свои правила – человек оступается, переходит черту дозволенного, становится преступником морали и совести. Теряет веру, как в себя, так и во что-то слишком значимое, чтобы жить и умереть достойно и спокойно.

В его душе начинает жить отчаяние, сомнение и страх. Именно страх заставляет нас забывать о грани между любовью и ненавистью. Так начинается путь в Ад, небытие. Ведь как ни назови то состояние, которое приносит только боль, бесконечные терзания или бездонную чёрную пустоту, это – АД.

Но есть один маленький шажок, лишь миг между АДОМ и успокоением, момент, когда среди сомнений и безверия вспыхивает искорка истины. Именно этот момент и даёт возможность избрать другой путь.

И как бы ни верилось в страшное возмездие, есть истина, увидев которую, человек может прозреть, признать и увидеть ясно, как, почему и зачем он совершил, казалось бы, неисправимое. Именно в Чистилище душа раскрывается, сгорая и перерождаясь в пламени раскаяния, будто закаляется для будущих светлых свершений.

Идёт ли речь о некой борьбе зла с добром? Скорее всего, такой вопрос вообще не стоит. Есть ли подобные понятия во Вселенной? Скорее, они вовсе не воспринимаются как абсолют или догма, это есть две стороны единого целого, ни больше, ни меньше. Гомеостаз, равновесие, граница нормы – как ещё привести в равенство то, что нельзя уравновесить или чётко противопоставить знаку «плюс» или «минус»?

Психологическая подоплёка Ада и Чистилища – на удивление прозрачна, стабильна, понятна и оправдана. В отличие от конфессиональной. Но это – для простого обывателя, для человека. Для создания более развитого существуют, очевидно, более понятные, с его точки зрения, объяснения и понятия, которые могли бы служить истинной причиной всего и его же объяснением.

Но …, как всегда, мы снова скатываемся к своему убогому человеческому альянсу, сговору с незыблемыми, а потому неживыми, утверждениями относительно чего угодно. И даже таких сложных понятий, как Чистилище и Ад.

По сути, Чистилище – это ИТЛ, где исправляют и заставляют трудиться человеческую душу. Дабы почистить от скверны. Своеобразный приёмник-распределитель. Труд души, который воспринимается телом как боль и страдания. Всё это странно и непривычно, но есть материи в мире, которые в обличье человеческом нашему разуму просто недоступны.

Можно представить, что как Ад, так и Чистилище – это всего лишь голограммы, не более того. Определённый энергетический износ, сбой системы, компрометирующий матричные коды на созидание или разрушение, а, возможно, на режим ожидания, в зависимости от того, чего требует повреждённая программа.

Приход в тупик срывает рычаги управления. Вот почему человек испытывает адские муки. Ему никогда прежде не приходилось испытывать боли такой силы и характера. Возможно, для определённой материи или существа это вообще болью не является. Но человеческое существо – существо ранимое телесно и морально, а его болевой порог оставляет желать лучшего… Вот и мучаемся, бедняги, переливая «несуть» в «несуть».

Сборка матричного кода (того, который не будет «спорить» с «установленными программами») происходит настолько болезненно в сознании человеческого существа, что начисто меняет его составляющие, что и выглядит как Ад или Чистилище. Ведь по большому счёту, мы – лишь песчинки, но песчинки всё же значимые, потому и возятся с нами, «переделывают».

Вся трагедия человечества в том, что для человечества что угодно в обязательном порядке должно быть связанным с материальным носителем, своеобразной «флешкой», которую можно почистить. В отрыве же от него – мысленно «лицезреть» – не представляется возможным. Мука для нас – смертная. Может, мы мазохисты и нам просто нравится боль. А откуда её взять, как не выдумать? Красота! Шутка жёсткая, но вполне себе склонная к существованию.

У множества религий мира есть собственная концепция загробной жизни на Небесах или в Аду. В этом сравнении рассматриваются убеждения различных религиозных конфессий и их идеи о Небе и Аде. Чистилище же – отдельная, не всеми признанная «система» работы божественного с человеческой душой.

«Божественная Комедия» мощно и красочно описала Рай, Ад и Чистилище, и дала удивительно точную, с точки зрения эклектического слияния мировоззрения двух эпох, картину путешествия души, «переписать» которую едва ли когда-то и кто-то сумеет.

Послесловие

Каждая конфессия рассматривает Ад, исходя из духовного опыта поколений и определённых культурных различий, но схожесть описания не оставляет сомнений, что «прекрасное» это место у большинства людей вызывает целую гамму разнообразных оттенков первородной дикой эмоции – страха.

Догматом веры всё же остаётся материальное воплощение Ада, ведь это объясняется доступностью объяснения данных понятий широкому кругу верующих. К тому же, оно не оставляет выбора метущемуся мозгу и душевным сомнениям. Но оно же заставляет остальных (верующих не очень) высказывать сомнения в правдивости такого толкования.

Наиболее адекватное объяснение того, что есть Ад на самом деле, существует в буддизме. Адом считается лишь наваждение, посланное больному, извращённому разуму, полному неразрешённых внутренних проблем, раздирающих душу человека и терзающих его воспалённый мозг.

9 кругов ада по Данте:

Независимо от вероисповедания или атеистического взгляда на существование, каждый человек в определённой степени понимает связь между тем, как он живёт, и тем, что ждёт его впереди. Иначе не было бы разочарований в последствиях своих поступков, не «болела» бы душа, и не охватывал безумный страх в неизбежности наказания за то, что мы творим.

Чистота, очищение и адское пламя – независимо от вероисповедания, между этими понятиями всегда существует нерушимая связь, отражённая в любом проявлении, будь то ритуальное таинство, вера или неверие и отрицание потусторонних материй. И наличие этой связи даёт бесконечную базу, как для споров, так и для исследований.

Многие верующие пытаются ответить на вопросы, которые многие столетия так и остаются без ответа, либо ответы на них порождают новую волну вопросов. Можно ли грешнику попасть в Ад после Чистилища? Может ли настолько оскверниться человек, что даже после очищения он попадёт в Ад?

Никто не ответит на этот вопрос точно и исчерпывающе. И что бы ни говорили священнослужители, каждый решает для себя проблему искупления от своих же грехов наедине с собой. А большей частью человечество задаётся этими вопросами лишь перед ликом смерти, когда она уже холодит сердце и душу своим безучастным взглядом.

Если остаться беспристрастным и попытаться взглянуть на трактовку Ада и Чистилища, учитывая и религию, и опыт, и науку, то все дороги в любом случае приведут к неизбежному выводу об их природе и сути.

Ад – это бесконечное глубинное страдание, преувеличенное до бесконечности и переливаемое в бесконечность. Наистрашнейшая мука, которую не способен выдержать человек. Но тем не менее он – в ней, прямо внутри этой нещадной, всепоглощающей муки.

Чистилище же даёт хоть и слабую, но надежду, на искупление даже смертного греха. Оно как лекарь, жалящий в самое сердце твоей раны, выедающий плоть, но дарующий исцеление. Боль, за которой может следовать успокоение души.

Все эти размышления об Аде и Чистилище влекут за собой множество вопросов. Не является ли одно лишь разновидностью другого? Или Чистилище – это часть Ада? Но это уже тема для следующей дискуссии.



Рассказать друзьям