Что такое исход. Исход из египта

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Ставки на исход матча – это ставки на результат события (победа команды или ничья). Вероятность выигрыша команды, сказывается на остальных рынках (тотале, форе и т. д.). Исход – это основа линии букмекеров.

В росписи рынок обозначается по-разному:

  • П1, хозяева или просто 1 – первая команда (спортсмен) выиграет;
  • Х – ничейный результат;
  • П2, гости или просто 2 – победит вторая команда (спортсмен).

Также есть двойные исходы:

  • 1Х – хозяева не проиграют;
  • 12 – победа любой команды (ничьи не будет);
  • Х2 – гости не проиграют.

Пример ставки на исход

В линии БК (обычно слева), выберите вид спорта, соревнование и матч. Определитесь с победителем встречи и нажмите по коэффициенту. В купоне справа укажите сумму пари и кликните Поставить (Сделать ставку , Заключить пари ).

Ставка на исход матча в футболе или хоккее подразумевает результат основного времени, если обратного не указанно в условиях сделки. К примеру, если счет 0:0 и сильнейший определился в овертайме, считается, что поединок завершился в ничью.

Виды ставок на исход

Стандартные ставки – исход основного времени и двойной шанс .

Исход всего матча – с учетом дополнительного времени, овертайма, серии буллитов или пенальти.

Исход временных промежутков , например, результат в первые 15 минут или с 61-й по 75-ю минуту.

Другие виды: ставки в таймах (периодах, сетах); ставки тайм/матч .

Плюсы ставок на исход

Высокие лимиты. Основной денежный поток приходится на исходы, поэтому конторы предлагают самые большие максимумы на рынки 1-Х-2.

Выгодные коэффициенты. На основных исходах и тоталах – самая низкая маржа . В легальных конторах на популярных событиях, значение составляет 1-3%.

Много статистики для анализа. Информация о результатах прошлых противостояниях есть в открытом доступе. Воспользуйтесь любым сервисом спортивной статистики .

Не ставьте на ярко выраженных фаворитов. Бессмысленно играть на котировках 1.2-1.3. Лидер сильно переоценивается игроками, поэтому конторы искусственно занижают коэффициенты на их триумф. Почему не получится заработать на мизерных котировках, читайте



Исход

Исхо́д

сущ. , м. , употр. сравн. часто

Морфология: (нет) чего? исхо́да , чему? исхо́ду , (вижу) что? исхо́д , чем? исхо́дом , о чём? об исхо́де ; мн. что? исхо́ды , (нет) чего? исхо́дов , чему? исхо́дам , (вижу) что? исхо́ды , чем? исхо́дами , о чём? об исхо́дах

1. Исходом какой-либо ситуации, положения, дела является его завершение, его результат.

Исхода поединка не знал никто. | Исход войны был давно предрешён. | Все надеялись на хороший исход.

2. Когда событие происходит на исходе дня, ночи, суток и т. д., оно происходит в их конце.

Он вернулся на исходе той же ночи. | Случилось это на исходе зимы.

3. Когда у вас на исходе продукты, деньги, силы и т. д., они кончаются.

Моё время на исходе. | Лето на исходе. | Я почувствовал, что терпение моё на исходе.

4. Летальным (смертельным ) исходом называют наступление смерти.

Процент летальных исходов при подобных операциях очень невысок.

5. Исход - это вторая книга Ветхого Завета, которая рассказывает о том, как евреи покинули Египет под предводительством Моисея.


Толковый словарь русского языка Дмитриева . Д. В. Дмитриев. 2003 .


Синонимы :

Смотреть что такое "исход" в других словарях:

    См. конец, освобождение роковой исход... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. исход результат, итог, последствие, конец; освобождение; окончание, скончание, выход, исток, финал … Словарь синонимов

    ИСХОД, исхода, муж. (книжн.). 1. Движение, выход откуда нибудь (устар.). Исход евреев из Египта. 2. Окончание, завершение, результат. Роковой исход дела. ❖ В исходе (книжн.) к концу чего нибудь. В исходе дня. Быть на исходе (книжн.) приближаться… … Толковый словарь Ушакова

    ИСХОД, а, муж. 1. Выход откуда н. (устар.). Из бездны нет исхода. 2. Завершение, конец. Счастливый и. дела. В исходе (на исходе) дня (вечером). Летальный и. (смерть; спец.). Ладейный и. (в шахматах). 3. Начало, исходный момент, исток. Логический… … Толковый словарь Ожегова

    Исход - (Exodus), уход израильтян во главе с Моисеем из егип. плена ок. 1300 г. до н.э., описанный в Кн. Ветхого завета «Исход». Согласно Библии, израильтян преследовала армия фараона, но они спаслись, пройдя сквозь расступившиеся воды Красного моря… … Всемирная история

    - (Книга исхода) вторая книга Пятикнижия … Большой Энциклопедический словарь

    Исход - см. Вероятность. Случайное событиеЭкономико-математический словарь

    исход - — Тематики электросвязь, основные понятия EN outcome … Справочник технического переводчика

    Это статья об исходе евреев из Египта. О книге Пятикнижия см.: Книга Исход. У этого термина существуют и другие значения, см. Исход (значения). Исход (ивр. יְצִיאַת מִצְרַיִם‎, Yetsi’at Mitzrayim, Y ṣiʾath Miṣrayim, /jəʦiˈɑt miʦˈrajɪm/ (в… … Википедия

    Исход - а, м. 1) (из чего, устар.) Выход откуда л. Исход французов из Москвы. Исход евреев из Египта. Синонимы: бе/гство 2) устар. Способ разрешить какое л. затруднение, выход из создавшегося положения. [Захарьин:] Пойдем к царю другого нет исхода (А. К … Популярный словарь русского языка

    А; м. 1. к Исходить (2.И.; 1 зн.). 2. Способ разрешить какое л. затруднение, выйти из сложных обстоятельств. Благополучный и. Найти и. из создавшегося положения. Единственно правильный и. 3. Окончание, завершение, конец; результат чего л. И. дела … Энциклопедический словарь

Ставки на исход матча пользуются огромной популярностью среди бетторов. Линия первой букмекерской конторы не имела росписи, позволяющей поставить на тоталы, форы и т.д. Только исходы. Именно поэтому их и стали называть основными рынками. Сейчас букмекерские конторы предлагают впечатляющее разнообразие всевозможных ставок. Однако это не сделало пари на исходы менее популярными. Они остаются наиболее востребованными ставками.

Что такое исходы в ставках на футбол?

Ставки на исход матча – это пари на определённый результат события (победа одного из соперников или ничья). От вероятности выигрыша одной из команд напрямую зависят остальные рынки (тоталы, форы и т.д.). Это позволяет называть исходы основой линии БК.

Что значит исход 1Х2 в ставках?

В линии букмекерских контор основные рынки выглядят следующим образом:

  • 1 или П1 – победа хозяев.
  • Х – ничейный исход.
  • 2 или П2 – победа гостей.


Пример ставок на исход

Например, игрок уверен, что «Химки» победит в матче со «Строгино», поэтому ставит на победу хозяев 1000 рублей (коэффициент 1,67).

Если хозяева победят, то он получит выигрыш: 1000 * 1,67 = 1670 – 1000 (ставка) = 670 рублей прибыли.

Ставки на исходы определяются в основное время. Например, сборная России выбила испанцев в 1/8 ЧМ-2018 и прошла дальше. Но в основное время был зафиксирован ничейный результат. Это значит, что сыграла ставка «Х», а «П1» и «П2» – проиграли.

Исход 12 в ставках, что это?

Исход 12 в ставках на спорт предполагает победу хозяев или гостей с любым счётом. Если игра закончилась вничью, то купон проигрывает. Ставка рассчитывается в основное время. Без учёта дополнительных таймов.

Виды исходов в ставках

  • Классические исходы – по прошествии основного времени матча.
  • Ставка на исход интервала. Например, гол будет забит с первой по 15-ю минуты.
  • Проход определённого соперника. Учитываются дополнительные таймы и серия пенальти.

Преимущества ставок на исходы

  • Высокие лимиты БК. На данные рынки игроки активно ставят, поэтому лимиты на них наиболее высокие.
  • Валуйные котировки. Львиная доля всех ставок приходится именно на основные исходы. Именно поэтому на них наиболее низкая маржа. Обычно она составляет 2-3%.
  • Доступная статистика для анализа. Большинство ресурсов освещают статистику именно основных исходов. Это даёт возможность беттору провести полноценный анализ.

Заключение

Ставки на исход просты и понятны. Их активно используют новички и профессионалы. Для игры по основным рынкам рекомендуем найти букмекерскую контору с наименьшей маржой. Это существенно увеличит прибыль на дистанции и минимизирует потери.

ИСХОД, -а, м. 1. Выход откуда-н. (устар.). Из бездны нет исхода. 2. Завершение, конец. Счастливый и. дела. В исходе (на ис- ходе) дня (вечером). Летальный м. (смерть; спец.). Ладейныйи. (в шахматах). 3. Начало, исходный момент, исток. Логический u. будущего построения. * Дать исход чему - дать возможность проявиться. Дать исход возмущению, горю, слезам. На исходе- о том, что кончается, чего почти не осталось. Горючее на исходе. Силы на исходе.

ИСХОД - книги

ИСХОД - слова близкие по значению

  • ИСХОДИТЬ (2) , -ожу, -бдишь; несов. 1. (1 и 2 л. не употр.), из чего или от кого-чего. Происходить, иметь источником. Сведения исходят...
  • ИСХОДИТЬ , -ожу, -одишь; -оженный; сов., что. Ходя, побывать во многих местах. И. все окрестные леса.
  • СТРАШИТЬ , -шу, -шишь; несов., кого (что). Пугать, вызывать страх. Страшит исход болезни.
  • ВЫХОДИТЬ , -ожу, -одишь; -оженный; сов., что (разг.). То же, что исходить. В. все опушки, все тропинки.
  • ИСКОЛЕСИТЬ , -ешу, -есишь; -ешенный (-ен, -ена); сов., что (разг.). Изъездить, а также исходить. И. всю округу.
  • ПРЕДПОСЫЛКА , -и, ж. 1. Исходный пункт какого-н. рассуждения. Исходить из правильных предпосылок. 2. Предварительное условие чего-н....
  • УДАЧА , -и, ж. Успех, нужный или желательный исход дела. Большая у. Нам во всем у. Желаю удачи!
  • БЕЗЫСХОДНЫЙ , -ая, -ое; -ден, -дна (книжн.). О горе, печали: не имеющий исхода, конца. Безысходная тоска, II сущ безысходность, -и, ж.
  • ЛЕТАЛЬНЫЙ , -ая, -ое; -лен, -льна (спец.). То же, что смертельный (в 1 знач.). Л. исход. II сущ. летальность, -и, ж.

Предыстория

Евреи попали в Египет вслед за Иосифом , когда он стал фактическим правителем страны: по его приглашению в Египет отправилась вся его семья в количестве 67 человек. Если это произошло на рубеже XVIII-XVII вв до н.э., в период оккупации Египта гиксосами , то может объяснить отсутствие египетских записей о происшедшем событии: египтяне не владели в это время основной территорией страны, а архивы гиксосов были уничтожены после их изгнания.

Пленные азиаты. Барельеф из храма в Абу-Симбеле, построенного при Рамзесе II

После переселения благодаря влиянию высокоразвитой культуры и выгодному положению племени их численность стала быстро расти. Но со сменой фараона отношение египтян к пришельцам меняется, израильтяне попадают в рабство.

При фараоне Рамсесе II в начале XIII века до н.э. была затеяна огромная программа строительства. Евреев оторвали от животноводства и отправили работать на стройках и на полях.

Согласно традиционной точке зрения, египетское рабство продолжалось 210 лет. Не следует путать с общим сроком пребывания в Египте, который составил 430 лет.

Условия жизни израильтян в годы, предшествующие Исходу, стали крайне тяжёлыми. Когда фараон увидел, что принятые им меры не в состоянии задержать рост численности народа, им было издано повеление убивать родившихся еврейских мальчиков. В это время родился будущий вождь и освободитель еврейского народа Моше (Моисей).

Подготовка к Исходу

Моше был чудом спасён от гибели и младенцем попал в руки дочери фараона Батьи. Так он был воспитан при царском дворе в качестве приёмного внука фараона, но не забыл своего еврейского происхождения.

В зрелом возрасте Моше, опасаясь наказания за убийство египетского надсмотрщика, бежал из Египта на гористый, малодоступный Синайский полуостров , в Мидьян , где после 40 лет пастушеской жизни он получил от Бога повеление вернуться в Египет и, забрав оттуда свой народ, поставить их на служение Богу.

Вернувшись в Египет уже в качестве посланника и пророка Божьего, Моше потребовал от фараона отпустить его народ, демонстрируя для доказательства божественности требования чудеса - т.н. десять казней египетских : каждое "чудо" сопровождалось страшными бедствиями для египтян, ведь в ответ на эти требования фараон еще более отягощает работы израильтян. В честь последнего из этих чудес получил своё название еврейский праздник Песах (от פסח - миновал): ангел смерти казнил всех египетских первенцев и «миновал» дома евреев, которые были отмечены кровью жертвенного агнца.

Исход

Фараон, однако, вскоре начинает жалеть, что отпустил евреев, и выходит в погоню за ними, через неделю его армия настигла их у Чермного, или Красного, моря , где воды моря расступились перед израильтянами и сомкнулись над войском фараона.

Странствия евреев по пустыне

С первых же дней скитания в безводной пустыне израильтяне подвергаются разным лишениям. Отсутствие питьевой воды и скудная пища вызывают ропот, и не раз дело доходит до открытого бунта против Моше и Аарона. Моше вынужден по повелению Бога совершить несколько чудес: опреснить горькую воду, высечь родник в скале, накормить народ маной небесной, а позднее мясом перепелов, стаи которых неожиданно покрывают пустыню.

На этом же этапе странствования происходит первое военное столкновение с амалекитянами - народом, преградившим израильтянам дорогу к горе Синай . В разразившейся битве израильтяне одерживают победу благодаря Моше, который своеобразно «командует боем», стоя на вершине горы и вознося руки к небу .

Синайское откровение

Преодолев все препятствия, спустя семь недель после Исхода народ подходит к горе Синай (отождествляемой по разным данным с горой Хорев, Сас-Сафсафех или Сербалом), где Моше удостаивается откровения Яхве. Здесь Бог открывается всему народу при трубных звуках в грандиозном зрелище огня, сопровождаемого громом и молниями. Он во всеуслышанье оглашает Десять Заповедей , в которых объявляет Себя единым Богом Израиля, запрещает поклонение каким-либо другим богам и дает сжатый и четко сформулированный кодекс этических норм .

Возвратясь с горы, Моше записывает все сказанное ему Богом и читает народу. Потрясенный увиденным и услышанным, народ восклицает: «Все, что сказал Господь, сделаем и будем послушны» . Моше совершает торжественную церемонию заключения союза (Завета) между Яхве и еврейским народом и вновь поднимается на гору, где получает Скрижали Завета .

Там же произошла религиозная и общественная организация народа: была сооружена Скиния (походный Храм), по воле Всевышнего колено Леви (левиты) было выделено для её обслуживания, а из самого колена были выделены коэны - потомки Аhарона , призванные осуществлять само священнослужение.

Золотой Телец

Синайское откровение, дарование Закона (Торы) и заключение Завета - кульминация исхода и апогей бурной и стремительной деятельности Моше. Однако за этой кульминацией почти непосредственно следует падение. Сорок дней проводит Моше на горе. Люди теряют веру в Моше и требуют от Аарона изготовить вещественного бога, «который бы шел перед нами, ибо с этим человеком, который вывел нас из земли Египетской, мы не знаем, что сделалось» (Исх. 32:1).

Это событие становится переломным в истории Исхода. Начинается отчуждение между Моше и народом, освобожденным им от рабства. «Мошепоставил себе шатер... вдали от стана и назвал его скинией собрания... И когда Моше выходил к скинии, весь народ вставал и становился каждый у входа в свой шатер и смотрел вслед Моше, доколе он не входил в скинию» .

Моше вновь поднимается на гору, где по велению Бога записывает слова Завета на новых скрижалях. Он удостаивается не только косвенного доказательства присутствия Бога, слыша Божий глас, но и частично зримой теофании, после чего лицо его озаряется светом. Когда Моше спускается с горы, чтобы во второй раз передать слова Бога, народ, пораженный сиянием его лица, боится подойти к нему. С тех пор, появляясь перед народом после каждой беседы с Богом, Моше закрывает лицо покрывалом .

После годичной стоянки у священной горы народ, насчитывавший более 600 000 человек, способных носить оружие (что для всего народа составит более 2 000 000 человек), отправился в дальнейший путь к Земле Обетованной , то есть к Ханаану .

Дальнейшее странствие

Несмотря на то, что цель странствий - земля Ханаан, была установлена ещё при выходе из Египта, народ проводит в пути 40 лет в наказание за то, что, евреи усомнились в своей способности (а значит и в силе опекающего их Бога) захватить обетованную (обещанную) землю. Путь израильтян по пустыне сопровождался как трудностями и бедствиями, так и божественными чудесами: дарованием манны небесной , появлением воды из скалы и многими другими.

Движение было медленным, лишь через 40 лет странствования уже новое поколение подошло к границам Ханаана к северу от Мёртвого моря, где сделало последнюю остановку на берегу Иордана . Там с вершины горы Нево Моше окидывает взглядом будущее место жительства еврейского народа и, сделав нужные распоряжения и назначив своим преемником опытного воина Йехошуа бин Нуна , умирает, так и не вступив в Ханаан.

Библейская критика

Проблема исторической достоверности Исхода - один из кардинальных вопросов современной библеистики и еврейской истории. Единственным источником является библейское повествование, на котором основываются все более поздние литературные традиции. В египетских источниках Исход не упоминается, хотя некоторые египетские документы могут служить косвенным свидетельством историчности основных моментов библейской традиции. Так, папирус Анастаси (13 в. до н. э.) сообщает о восточных кочевниках, испрашивающих разрешение на пребывание в Египте во время засухи. На многих рельефах 2 тыс. до н. э. изображены племена семитского типа, прибывающие в Египет, а также семиты, работающие под надзором надсмотрщиков (ср. Исх. 1:11) на полях, на строительстве и на производстве кирпича.

Уже в эллинистической литературе Египта эпохи Птолемеев антисемитски настроенные греческие историки (Манефон , Лисимах Александрийский) пытались представить Исход либо как изгнание гиксосов , либо как удаление из страны прокаженных.

Со 2-й половины 19 в. некоторые ученые (например Ю. Вельхаузен) отрицают историчность Исхода и даже само пребывание израильтян в Египте, но большинство исследователей признает историческую достоверность ядра библейского рассказа об этом событии. Один из наиболее убедительных доводов заключается в том, что ни один народ не создает легенду о порабощении его предков на заре национальной истории и не рассматривает это порабощение как предпосылку его консолидации в народ, - если только на самом деле он не пережил подобной травмы.

Хронология Исхода

1. Традиционная религиозная точка зрения опирается на 430 лет , которое евреи, провели в Египте с момента прихода туда патриарха Иакова , а с другой стороны это событие случилось за 480 лет до закладки Храма Соломона в Иерусалиме . Общепринято относить начало строительство этого Храма к 960-970 гг. до н. э., что даёт около 1445 г. до н. э. как дату исторического Исхода.

Но эта дата является противоречивой внутри самого религиозного летоисчиления, поскольку воцарению Соломона предшествовала эпоха Судей и царствование его отца - царя Давида . Даже только эти два периода в совокупности превосходят упомянутые 480 лет, даже не принимая в расчёт ни годы странствий евреев по пустыне (40 лет), ни время правления самого царя Соломона.

С другой стороны, используя как позднюю, так и раннюю датировку древнеегипетской хронологии, 1445 г. до н. э. приходится на время правления Тутмоса III, который, согласно археологическим данным, был известен своими завоевательными походами в Ханаан , что не могло принести ему столь быстрого владычества над огромным количеством евреев-рабов.

И наконец, указанная дата не удовлетворяет результатам археологических раскопок, относящихся к периоду завоевания евреями Ханаана: раскопки в Хацоре показали смену материальной культуры его жителей от кнаанейской на культуру древних евреев относяшуюся к 1250-1150 гг. до н. э.; в Лахише подобный же переход датируется 1150 г. до н. э.; в Мегиддо - ок. 1145 г. до н. э.

2. Помимо религиозной историографии, высказывалась теория, которая относила дату Исхода ко времени изгнания гиксосов из Египта. К таким выводам приходили как древние историки (Манефон , Иосиф Флавий), так и некоторые исследователи-египтологи начала XX века. Следуя этой теории, время прибытия патриарха Яакова в Египет приходится на период правления гиксосов, приблизительно на 1730 до н. э. и, отнимая от этой даты 430 лет египетского плена, мы получаем ок. 1300 до н. э. приблизительным годом Исхода из Египта.

3. Подавляющее большинство ученых относило Исход ко 2-й половине 13 в. Согласно этой гипотезе, хронология I Ц. 6:1 обретает историчность, если интерпретировать число 480 как означающее 12 поколений, каждое из которых в Библии считается 40-летним периодом (ср., например, Чис. 32:13), хотя их реальная длительность составляет в среднем 25 лет. В этом случае Исход должен быть отнесен приблизительно к 1270 г. до н. э - времени правления Рамсеса II. .

Такая датировка подтверждается современной археологией. Так надпись Мернептаха , преемника Рамсеса II, впервые упоминает имя «Израиль» и указывает на Ханаан как на местопребывание этого народа. Эта надпись свидетельствует о том, что к тому времени библейский исход уже произошел (по-видимому, в царствование Рамсеса II).

Долгое время стояла проблема нестыковки этой датировки с хронологией Древнего Египта. Рамсес II, по традиционным представлениям, правил позже.

Проведённый недавно радиоуглеродный анализ несколько сдвинул датировку событий древнеегипетской истории в сторону большей древности. Тем самым дата исхода, на 40 лет раньше даты первых пожаров во взятых ханаанских городах, состыковалась с датами событий в Древнем Египте.

Возможные маршруты Исхода

Маршрут Исхода

Кратчайший путь из Египта в Ханаан - «дорога земли Филистимской», идущая вдоль побережья Средиземного моря. В Библии, однако, сказано, что «Бог не повел их [то есть израильтян] по дороге земли Филистимской, ибо близка она» (Исх. 13:17), но провел их более долгим и трудным путем. Из надписи времен Сети I явствует, что вдоль приморской дороги были расположены египетские гарнизоны, контролировавшие сообщение между Египтом и Ханааном.

Место перехода через море

Согласно Торе, израильские племена, покинув свои поселения в дельте Нила и перейдя море, шли через пустыню Шур (Исх. 15:22). Расположившись станом в Рефидим, израильтяне сразились с амалекитянами (Исх. 17:8–13), а оттуда направились к горе Синай, с которой связаны кульминационные события Исхода. Далее выходцы из Египта двинулись через пустыню Паран к Кадеш-Барнеа , а оттуда - к Моаву . Продвижение от Кадеш-Барнеа до потока Зеред на границе Моава продолжалось 38 лет (Втор. 2:14). Задержавшись некрое время у горы Хор, израильтяне вышли к границе Эдома (Чис. 20:14), обошли Эдом и Моав и проникли в Башан , а затем повернули к югу, на плато Моав.

Реконструкция пути израильских племен из Египта в Ханаан наталкивается как на проблему идентификации упоминаемых в Библии мест, так и на противоречивые утверждения в самой Библии. Предлагаемые исследователями возможные маршруты следования израильтян от мест их поселения в Египте до Кадеш-Барнеа сводятся к трем основным гипотезам.

Согласно так называемой гипотезе северного пути , израильтяне, выйдя из Питома и Раамсеса, повернули на северо-восток в сторону Средиземноморского побережья. Море, которое они перешли (в Торе Ям-Суф - «Тростниковое море») - это одна из лагун в северной части современного Суэцкого канала или к востоку от него (озеро Танис): вокруг этих лагун растет тростник и дуют сильные ветры (Исх. 14:21).

Оттуда израильтяне повернули на юго-восток к Кадеш-Барнеа, в районе современной Кусеймы. На этом пути израильтяне прошли гору Синай, и, следовательно, она должна находиться между указанными лагунами и Кадеш-Барнеа. Большинство ученых, придерживающихся гипотезы северного пути, отождествляют гору Синай с Джабал-ал-Халал к западу от Кадеш-Барнеа.

Согласно другой точке зрения (гипотеза центрального пути ), израильтяне двигались от Гошена в Нижнем Египте на юго-восток; Тростниковое море - это Горькие озера между Суэцким заливом на юге и дельтой Нила на севере. Перейдя Тростниковое море, израильтяне повернули на юг, к восточному побережью Суэцкого залива, а оттуда - на северо-восток к Кадеш-Барнеа.

В рамках этой гипотезы гора Синай должна быть идентифицирована либо с Джабал-Синн-Бишр (около 50 км к юго-востоку от современного города Суэц), либо с Джабал-Яаллак, расположенной к юго-западу от Бир-ал-Хасана. Некоторые исследователи полагают, что от северного побережья Суэцкого залива израильтяне двигались на восток к Эцион-Геверу , и помещают гору Синай в Мидианских горах к востоку от Эйлатского залива или в районе горы Сеир к востоку от Аравы (ср. Исх. 3:1; Втор. 33:2; Суд. 5:4–5). В этом случае Кадеш-Барнеа следует искать на границе Эдома (ср. Втор. 1:2,19).

Гипотеза южного пути идентифицирует Тростниковое море с Суэцким заливом, где разница уровня воды между приливом и отливом может достигать двух метров (хотя тростники там не растут). Перейдя Тростниковое море, израильтяне следовали в южном направлении вдоль восточного побережья Суэцкого залива. В этом случае гора Синай должна находиться в южной части Синайской пустыни (Ср. I Ц. 19:8), что соответствует христианской традиции, отождествляющей гору Синай с Джабал-Сирбал, Джабал-Катарина или Джабал-Муса. От горы Синай израильтяне повернули на север к Кадеш-Барнеа (возможно, через Эцион-Гевер).

Карта Дельты по Геродоту

Проведённое американским учёным Карлом Дрюсом исследование позволило построить математическую модель образования сухого участка дна под влиянием длительного сильного ветра с востока. По данным Дрюса, это произошло в месте впадения в Средиземное море существовавшего в древности восточного рукава дельты Нила.

Он рассчитал действие сильных восточных ветров на воду озера Танис и получил в точности описанную в Торе картину - обнажённое дно, которое вновь покрылось водой через несколько часов. Это сильный аргумент в пользу "северного пути".

Маршрут движения из Кадеш-Барнеа

Из Кадеш-Барнеа, где израильтяне оставались некоторое время (Втор. 1:46), были посланы разведчики в Ханаан (Чис. 13:17–26) и предпринята попытка вторжения в него, закончившаяся поражением израильтян в столкновении с амалекитянами и ханаанеями (Чис. 14:40–45; Втор. 1:43–44). Относительно пути из Кадеш-Барнеа к плато Моав в Библии имеются две различные версии. Согласно одной (Чис. 33), израильтяне, прибыв в Кадеш-Барнеа через Эцион-Гевер, повернули на восток к Пунону в Эдоме (Чис. 33:42); пройдя затем через плато Моав , они достигли «степей Моавитских у Иордана, против Иерихона» (Чис. 33:43–48).

Согласно другой версии, израильтяне, пройдя от Кадеш-Барнеа к Эдому, просили у местного царя разрешения пересечь его земли (Чис. 20:14–17); получив отказ, они миновали Эдом и Моав (Чис. 21:4; Суд. 11:18) и достигли восточной границы Моава (по-видимому, пройдя через Эцион-Гевер). Там они нанесли поражение царю аморреев Сихону и царю Башана Огу (Чис. 21:21–35) и только после этого «остановились в степях Моава, при Иордане, против Иерихона» (Чис. 22:1).

Среди исследователей принято мнение, что эти две версии отражают происшедшие в разные времена передвижения различных племенных объединений израильтян («колен Лии» и «колен Рахили»). Первая версия повествует о движении одной группы племен, которое могло произойти не позднее конца 14 в. – начала 1З в. до н. э., когда заиорданские царства находились в процессе образования и не могли силой воспрепятствовать проходу израильтян. Вторая же версия описывает скитания другой группы, которая столкнулась с уже консолидировавшимися царствами, способными преградить кочевым племенам путь в свои земли.

Эта гипотеза позволяет в некоторой мере согласовать между собой обе даты Исхода - 14 в. (царствование Аменхотепа-Эхнатона) и 13 в. (царствование Рамсеса II). Указанная в Библии цифра шестьсот тысяч взрослых мужчин, вышедших из Египта (Исх. 12:37), по-видимому, представляет собой фольклорно-типологическое число, обозначающее необозримое множество.

См. также

Образ Моше и его религиозная революция

Историческая традиция связывает исход из Египта, странствование по пустыне и превращение израильских племен в единую нацию с личностью законодателя и вождя Моше (Моисея).

Согласно библейскому преданию, Моше рос и воспитывался в египетской среде. На связь Моше с Египтом указывает не только его имя (египетское мос[е] - `сын`), но и описываемая Библией, в полном соответствии с исторической действительностью, обстановка двора фараона; интересно отметить, что египетские исторические реалии и имена встречаются исключительно в цикле повествований о Моше.

Вместе с тем очевидно, что предание о Моше содержит ряд фольклорных элементов, роднящих его с легендами о рождении и детстве героев в эпосах других народов Древнего Востока. При этом, однако, существует возможность установить те черты личности Моше, которые определяют его место в национально-исторической традиции еврейского народа: Моше-пророк-вождь и Моше-законодатель.

Пророк

В качестве вождя и пророка Моше предстает перед нами посланником Бога, явившегося ему в пламени тернового куста («неопалимой купины») в Синайской пустыне, где Моше, после побега из Египта, пас стадо своего тестя. Здесь Бог уже именуется не Богом предков или Богом Всемогущим, а новым именем - Яхве. Недавно в науке было высказано предположение, что это весьма древнее наименование, существовавшее еще во времена патриархов и по своей грамматической конструкции сходное с аморрейскими именами, как например, Яхве-илу, означающее, согласно одной из интерпретаций, - Творец.

По словам Моше (Исх. 4:5), Бог, от имени которого он выступал, не кто иной, как Бог Авраама, Исаака и Иакова, или Бог Всемогущий. Именем этого Бога Моше требует от фараона освободить Его народ и отпустить Израиль из Египта. По библейскому сказанию, за отказ выполнить это требование на фараона и его страну обрушиваются тяжкие бедствия, известные как десять казней египетских .

Роль Моше как вождя народа особенно ярко выявляется в ситуациях, когда он сталкивался с народным возмущением и был объектом нападок. Несмотря на то, что Моше долгие годы («сорок лет», то есть на протяжении жизни целого поколения) руководил народом в скитаниях по пустыне, он сам, согласно преданию, не вступает в Обетованную землю , а умирает на горе Нево к востоку от Иордана .

Законодатель

Другая сторона образа Моше, запечатлевшаяся в историческом сознании народа, связана с его законодательной деятельностью. Библия повествует, что после скитаний по пустыне израильтяне дошли до горы Синай и там был заключен завет (союз) между Богом и народом. Кульминацией этого события было возвещение десяти заповедей, высеченных на двух скрижалях завета. Сущность завета выражается в словах: «А вы будете у меня царством священников и народом святым» (Исх. 19:6). Израильтяне обязываются соблюдать законы, переданные им Моше от имени Бога.

Они обычно состоят из трех основных частей: в первой дается обзор исторических событий, предшествовавших договору; во второй излагаются по пунктам права и обязанности, вытекающие из договора; в третьей перечисляются угрозы и проклятия нарушителю договора. Союз, заключенный между Богом и израильским народом, сходен по форме с такими хеттскими и аккадскими договорами II тыс. до н. э., что указывает на глубокую древность основной договорной формы в Израиле.

Предполагается, что древнейшая форма организации израильтян была «обществом союза», то есть объединением всех тех, кто вступил в союз с Богом как со своим сюзереном. В Синайском завете израильтяне обязуются хранить верность лишь своему Богу и не служить никакому другому божеству . Форма этих обязательств подобна формулам, содержащимся в вассальных договорах.

По мнению некоторых историков, в частности У. Ф. Олбрайта, можно проследить влияние религиозно-культовых тенденций в Египте XIV в. до н. э. на монотеистические идеи Моше. Эти тенденции выражались в элиминации некоторой части пантеона и в стремлении укрепить авторитет одного центрального божества. Фараон Эхнатон (Аменхотеп IV) провозгласил Атона (солнечный диск) единственным божеством всего Египта. Атон сочетал в себе функции всех остальных божеств и был, по убеждению веровавших в него, единственным творцом-хранителем всего мироздания.

Более поздняя традиция видела в Мошее законодателя, создавшего законы Пятикнижия. Эти законы собраны в трех сводах: «Книга завета» (Исх. 21–23), священнический (жреческий) кодекс (Левит) и Второзаконие (в одноименной книге). В XIX в. среди исследователей Библии преобладало мнение, что наиболее древним из этих сводов была «Книга завета», составленная в IX или VIII в. до н. э. Самым поздним считался священнический кодекс, составление которого относили к V в. до н. э. В настоящее время большинство исследователей пришло к заключению, что именно священнический кодекс, или его главные части, следует отнести к древнейшим слоям законодательства, а самым поздним сборником является Второзаконие .

Значение Исхода

Значение Исхода в эпоху Первого Храма

Исход был одним из основных мотивов исторического наследия в национально-религиозном самосознании израильтян, главным образом в Северном (Израильском) царстве. После разрушения Северного царства осознание важности Исхода как основополагающего события все более распространяется в Иудейском царстве. С обнаружением книги Второзакония в период реформы Иошияху осмысление Исхода в его широком значении становится решающим духовным фактором. Иеремия , предвещая, что в грядущем завет между Богом и Израилем будет заключен вновь, представляет картину будущего как повторение Исхода в истории: «Посему вот приходят дни, говорит Господь, когда не будут уже говорить: «Жив Господь, который вывел сынов Израиля из земли Египетской», но «жив Господь, который вывел сынов Израиля из земли Северной и из всех земель, в которые изгнал их, - ибо возвращу их в землю их, которую Я дал отцам их» (Иер. 16:14–15).

Значение Исхода в эпоху Второго Храма

В период вавилонского пленения изгнанники из Иудеи были настолько глубоко проникнуты мировоззрением пророков (см., например, Дан. 9), что возвращение в Сион и строительство Второго храма они стремились осуществлять по образцу библейского повествования об Исходе, сооружении



Рассказать друзьям