Что такое конфликт в литературе? Примеры. Значение слова конфликт в словаре литературоведческих терминов

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Кратко:

Конфликт (от лат. conflictus - столкновение) - разногласие, противоречие, столкновение, воплощенное в сюжете литературного произведения.

Различают конфликты жизненные и художественные . К первым относятся противоречия, отражающие социальные явления (например, в романе И. Тургенева «Отцы и дети» изображено противостояние двух поколений, олицетворяющих две социальные силы - дворянство и демократов-разночинцев), а конфликт художественный - столкновение персонажей, выявляющее их черты характеров, в этом смысле конфликт определяет развитие действия в сюжете (например, взаимоотношения Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова в указанном сочинении).

Оба типа конфликта в произведении взаимосвязаны: художественный убедителен лишь в том случае, если отражает отношения, существующие в самой действительности. А жизненный состоятелен, если воплощен высокохудожественно.

Различают также конфликты преходящие (возникающие и исчерпывающие себя по мере развития сюжета, они часто построены на перипетии) и устойчивые (неразрешимые в пределах изображаемых жизненных ситуаций или неразрешимые в принципе). Примеры первых можно найти в трагедиях В. Шекспира, детективной литературе, а вторых - в «новой драме», произведениях авторов модернизма.

Источник: Справочник школьника: 5—11 классы. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2000

Подробнее:

Художественный конфликт — столкновение человеческих воль, мировоззренческих представлений, жизненных интересов — служит источником сюжетной динамики в произведении, провоцируя по воле автора духовное самовыявление героев. Резонируя по всему композиционному пространству произведения и в системе персонажей, он втягивает в свое духовное поле и главных, и второстепенных участников действия.

Все это, впрочем, достаточно очевидно. Но гораздо менее очевидно и бесконечно более важно другое: перевоплощение частного жизненного конфликта, твердо очерченного в форме внешней интриги, его сублимация в высшие духовные сферы, которая тем очевиднее, чем значительнее художественное творение. Привычное понятие «обобщение» здесь не столько проясняет, сколько запутывает суть дела. Ведь сущность именно в том и состоит, что в великих произведениях литературы конфликт нередко сохраняет свою частную, порой случайную, иногда исключительно единичную жизненную оболочку, уходя корнями в прозаическую толщу бытия. Из нее уже невозможно плавное восхождение на высоты, где царят высшие силы жизни и где, например, месть Гамлета вполне конкретным и духовно ничтожным виновникам гибели его отца перевоплощается в сражение с целым миром, утопающим в грязи и пороке. Тут возможен лишь мгновенный рывок как бы в другое измерение бытия, именно перевоплощение коллизии, не оставляющее и следа от пребывания ее носителя в «прежнем мире», у прозаического подножия жизни.

Очевидно, что в сфере вполне частного и вполне конкретного противоборства, обязывающего Гамлета к мести, она протекает вполне успешно, в сущности, без колебаний и каких-либо признаков рефлективной расслабленности. На духовных же высотах месть его обрастает множеством сомнений именно потому, что Гамлет изначально ощущает себя ратоборцем, призванным сразиться с «морем зла», прекрасно сознавая, что акт его частной мести кричаще несоизмерим с этой высшею целью, трагически ускользающей от него. Понятие «обобщение» не подходит к подобным конфликтам именно потому, что оно оставляет ощущение духовного «зазора» и несоизмеримости между внешним и внутренним действием героя, между конкретной и узкой целью его, погруженной в эмпирику бытовых, социальных, конкретно-исторических отношений, и его высшим предназначением, духовной «задачей», которая не умещается в границах внешней коллизии.

В шекспировских трагедиях «разрыв» между внешним конфликтом и его духовным перевоплощением, разумеется, осязаемей, чем где бы то ни было; трагические герои Шекспира: и Лир, и Гамлет, и Отелло, и Тимон Афинский — поставлены перед лицом мира, сбившегося с колеи («распалась связь времен»). Во множестве же произведений классики отсутствует или приглушено это ощущение героического единоборства с целым миром. Но и в них конфликт, замыкающий на себе волю и помыслы героя, обращен как бы к двум сферам сразу: к среде, к социуму, к современности и одновременно к миру незыблемых ценностей, на которые всегда покушаются и быт, и социум, и история. Иногда только отблеск вечного сквозит в житейских перипетиях противостояния и борьбы персонажей. Однако и в этих случаях классика потому и классика, что коллизии ее прорываются к вневременным устоям бытия, к сущности человеческой природы.

Только в авантюрном или детективном жанрах или в «комедиях интриги» совершенно отсутствует это соприкасание конфликтов с высшими ценностями и жизнью духа. Но потому и персонажи здесь превращаются в простую функцию сюжета и своеобразие их обозначено лишь внешней совокупностью поступков, не отсылающих к самобытности души.

Мир литературного произведения — почти всегда (быть может, лишь за исключением идиллических жанров) подчеркнуто конфликтный мир. Но бесконечно сильнее, нежели в реальности, здесь напоминает о себе гармоническое начало бытия: в сфере ли авторского идеала, или в сюжетно воплощенных формах катарсического очищения ужаса, страдания и боли. Миссия художника заключается, конечно, не в том, чтобы сглаживать конфликты реальности, нейтрализуя их умиротворяющими финалами, а лишь в том, чтобы, не ослабляя их драматизма и энергии, видеть вечное за временным и будить память о гармонии и красоте. Ведь в них-то как раз и напоминают о себе высшие истины мира.

Внешний конфликт , выраженный в сюжетно запечатленных столкновениях персонажей, - иногда лишь проекция конфликта внутреннего , разыгравшегося в душе героя. Завязка внешней коллизии в этом случае несет в себе лишь провоцирующий момент, падая на душевную почву, уже вполне готовую к сильному драматическому кризису. Потеря браслета в лермонтовской драме «Маскарад» , конечно, мгновенно толкает действие вперед, завязывая все узлы внешних столкновений, питая драматическую интригу всевозрастающей энергией, побуждая героя к поискам способов мести. Но сама по себе эта ситуация могла быть воспринята как крушение мира лишь душой, в которой уже не было мира, душой, пребывающей в подспудной тревоге, теснимой призраками минувших лет, испытавшей нее соблазны и коварство жизни, знающей размеры этого коварства и потому вечно готовой к обороне. Счастье воспринимается Арбениным как случайная прихоть судьбы, за которой непременно должна последовать расплата. Но важнее всего, что Арбенина начинает уже тяготить безбурная гармония покоя, в чем он еще не готов признаться самому себе и что глухо и едва ли не безотчетно сквозит в его монологе, предшествующем возвращению Нины из маскарада.

Потому-то арбенинский дух так молниеносно срывается с этой неустойчивой точки покоя, с этой позиции шаткого равновесия. В единый миг просыпаются в нем прежние бури, и давно лелеявший месть миру Арбенин готов обрушить эту месть на окружающих, не пытаясь даже усомниться в основательности своих подозрений, ибо весь мир в его глазах давно уже пребывает под подозрением.

Как только вступает в действие конфликт, в системе персонажей тотчас же происходит поляризация сил : персонажи группируются вокруг главных антагонистов. Даже боковые ответвления сюжета оказываются так или иначе втянуты в эту «заражающую» среду главной коллизии (такова, например, линия князя Шаховского в драме А. К. Толстого «Царь Федор Иоаннович»). Вообще отчетливо и смело прочерченный конфликт в композиции произведения обладает особой связующей силой. В драматических формах, подчиненных закону неуклонного нарастания напряжения, эта скрепляющая энергия конфликта выражается в наиболее отчетливых проявлениях. Драматургическая интрига всею «массою» своей устремляется «вперед», и единая коллизия отсекает здесь все, что могло бы затормозить это движение или ослабить его темп.

Всепроникающий конфликт (двигательный «нерв» произведения) не только не исключает, но и предполагает существование малых коллизий , сфера действия которых эпизод, ситуация, сцена. Порою кажется, что они далеко в стороне от противоборства центральных сил, как далеки, например, на первый взгляд, те «маленькие комедии», которые разыгрываются на композиционном пространстве «Горя от ума» в тот момент, когда появляется вереница гостей, приглашенных на бал к Фамусову. Кажется, что все это лишь персонифицированная атрибутика социального фона, несущая в себе самодовлеющий комизм, никак не включенный в контекст единой интриги. Между тем весь этот паноптикум монстров, каждый из которых не более чем забавен, в совокупности своей рождает впечатление зловещее: трещина между Чацким и окружающим его миром разрастается здесь до размеров пропасти. С этого момента одиночество Чацкого абсолютно и на комедийную ткань конфликта начинают падать густые трагические тени.

За пределами социальных и бытовых столкновений, там, где художник прорывается к духовно-нравственным основам бытия, конфликты порою приобретают особую проблематичность. Особую потому, что неразрешимость их питается двойственностью, скрытой антиномичностью противоборствующих сил. Каждая из них оказывается этически неоднородной, так что гибель одной из этих сил не возбуждает лишь мысль о безусловном торжестве справедливости и добра, а вселяет скорее ощущение тяжелой грусти, вызванной падением того, что несло в себе полноту сил и возможностей бытия, хотя бы и надломленных роковым ущербом. Таково финальное поражение лермонтовского Демона, окруженное как бы облаком трагической печали, порождаемой гибелью мощного и обновляющего устремления к гармонии и добру, но роковым образом надломленного неизбывностью демонизма и, стало быть, несущего трагедию в самом себе. Таково же поражение и гибель пушкинского Евгения в «Медном всаднике» , несмотря на всю кричащую несоизмеримость его с лермонтовским символическим персонажем.

Прочными узами прикованный к быту и, казалось бы, навсегда отлученный от большой Истории ординарностью своего сознания, преследующий лишь малые житейские цели, Евгений в минуту «высокого безумия», когда в нем «мысли страшно прояснились» (сцена бунта), взмывает на такую трагическую высоту, на которой он оказываетя хотя бы на миг антагонистом, равным Петру, возвестителем живой боли Личности, теснимой громадою Государства. И в этот миг его правда уже не субъективная правда частного человека, а Истина, равная истине Петра. И это равновеликие Истины на весах истории, трагически непримиримые, ибо, одинаково двойственные, они заключают в себе как источники блага, так и источники зла.

Вот почему и контрастное сцепление бытового и героического в композиции и стиле пушкинской поэмы — не просто знак противостояния двух несоприкасающихся жизненных сфер, закрепленных за противоборствующими силами (Петр I, Евгений). Нет, это сферы, подобно волнам, интерферирующие и в пространство Евгения, и в пространство Петра. Лишь на миг (однако ослепительно яркий, равновеликий целой жизни) приобщается Евгений к миру, где властвуют высшие исторические стихии, как бы прорываясь в пространство Петра 1. Но и пространству последнего, героически вознесшемуся в надбытовые выси большой Истории, подобно уродливой тени, сопутствует жалкое жизненное пространство Евгения: ведь это второй лик царственного града, детища Петрова. А в символическом смысле это возмущающий стихию и пробуждающий ее бунт, итог его государственного деяния — попрание личности, брошенной на жертвенник государственной идеи.

Забота художника слова, формирующего конфликт, не сводится к тому, чтобы непременно разрубить гордиев узел его, увенчав свое творение актом торжества какой-либо противоборствующей силы. Иногда зоркость и глубина художественного мышления в том и заключаются, чтобы воздержаться от соблазна такого разрешения коллизии, для которого не дает поводов реальность. Мужество художественной мысли особенно неотразимо там, где она отказывается идти на поводу господствующих в данный момент духовных поветрий времени. Великое искусство всегда идет «против течения».

Миссия русской литературы XIX столетия в самые кризисные моменты исторического бытия заключалась в том, чтобы сместить интерес общества с исторической поверхности в глубину, а в понимании человека сдвинуть направление неравнодушного взгляда от человека социального к человеку духовному. Вернуть, например, к жизни представление о вине личности, как это сделал Герцен в романе «Кто виноват?», в ту пору, когда уже явно претендовала на господство теория всеобъемлющей вины среды. Вернуть это представление, не упуская, конечно, из поля зрения и вины среды, но пытаясь понять диалектику того и другого, — в этом и заключались корректирующие усилия искусства в эпоху трагического, в сущности, пленения русской мысли поверхностным социальным доктринерством. Мудрость Герцена-художника здесь тем очевиднее, что ведь и сам он как политический мыслитель соучаствовал в этом пленении.

Что заставляет читателя взглянуть на первую страницу художественного произведения? Кто-то взял в руки книгу из-за имени автора, кого-то привлекло броское или провокационное название повести или романа. А дальше? Что может заставить прочитывать страницу за страницей, нетерпеливо «проглатывая» печатные строки? Конечно, сюжет! И чем острее он закручен, чем мучительнее переживания персонажей, тем интереснее читателю следить за его развитием.

Основная составляющая идеально развивающегося сюжета - конфликт, в литературе это борьба, противостояние интересов и характеров, разное восприятие ситуаций. Все это рождает взаимосвязь между литературными образами, за ним, как за поводырем, развивается сюжет.

Определение конфликта и как он применяется

Стоит более детально рассмотреть такое понятие, как конфликт. Определение в литературе некой специфической формы, своеобразного приема, отражающего противоборство характеров главных героев, различное понимание ими одной и той же ситуации, объяснение причины их чувств, мыслей, желаний в схожих или одних и тех же обстоятельствах и есть конфликт. Если говорить более простым языком, то это борьба между добром и злом, любовью и ненавистью, правдой и ложью.

Столкновение антагонизмов мы находим в каждом художественном произведении, будь то небольшой рассказ, эпическая сага, эпохальный роман или пьеса для драматического театра. Только наличие конфликта способно задать идейную направленность сюжету, выстроить композицию, организовать качественную взаимосвязь противоположных образов.

Умение автора вовремя создать в повествовании, наделить противоположные образы яркими характерами, способностью защитить свою правду обязательно заинтересует читателей и заставит дочитать произведение до конца. Время от времени его надо доводить до наивысшей точки накала страстей, создавать неразрешимые ситуации, а затем позволять персонажам успешно их преодолевать. Они должны рисковать, выкручиваться, эмоционально и физически страдать, вызывая у читателей целый ворох всевозможных эмоций от нежного умиления до глубокого порицания их поступков.

Каким должен быть конфликт

Истинные мастера художественного слова позволяют своим персонажам иметь и отстаивать свою точку зрения, глубоко увлекать в сети своих чувств и рассуждений читателей с разными моральными ценностями. Только в этом случае армия поклонников произведения будет расти и пополняться любителями художественного слова разного возраста, различных социальных слоев, всевозможных уровней образованности. Если автору удалось с первых страниц захватить внимание читателей и удерживать его на одном сюжетном или идейном противоборстве до финальной точки - хвала и честь его перу! Но подобное случается нечасто, и если конфликты в произведениях литературы не разрастаются, как снежный ком, не вовлекают в их решение новых персонажей, уже со своими трудностями, развить вызванный изначально интерес к себе не смогнут ни повесть, ни роман, ни пьеса даже самого знаменитого автора.

Сюжет должен динамично закручиваться до определенного момента, рождая самые невероятные ситуации: недопонимание, скрытые и явные угрозы, страх, потери - необходима постоянная динамика. Что ее может создать? Только резкий поворот сюжета. Порой он может быть вызван неожиданным обнаружением разоблачающего письма, в ином случае - похищением неопровержимых доказательств чьей-то истины. В одной главе герой может стать свидетелем какого-то преступления или пикантной ситуации, в другой - сам стать виновником чего-то неоднозначного. В третьей у него могут появиться подозрительные покровители, о которых он ничего не знает, но чувствует их присутствие. Потом может оказаться, что это вовсе не покровители, а скрытые враги из близкого к нему окружения, постоянно находящиеся рядом. Пусть порой в литературе кажутся банальными, надуманными, но они должны держать читателя в постоянном напряжении.

Влияние конфликта на остроту сюжета

Единоличные страдания и мытарства главного героя художественного произведения могут вызывать интерес и сочувствие лишь до поры до времени, если в конфликт не будут вовлечены и второстепенные персонажи повествования. Противоборство необходимо углублять и расширять, чтобы придать сюжету новизну, яркость и остроту.

Вялотекущие рассуждения, пусть даже о высоких чувствах и святой невинности, смогут вызвать у читателя желание раздраженно перевернуть скучные страницы. Потому что конечно, замечательно, но если она всякому понятна и не рождает кучу вопросов, то и увлечь чью-то фантазию никак не сможет, а нам, когда мы берем в руки книгу, необходимы яркие эмоции. Конфликт в литературе - это провокация.

Дать ее может не столько нагромождение непонятных ситуаций, как ясная и четкая цель героев, которую каждый из них проносит через все произведение, не предавая ее, даже когда писатель бросает своих персонажей в самое пекло страстей. Любая из противоборствующих сторон должна вносить свою лепту в развитие сюжета: одни своими дикими, не поддающимися логике выходками бесить читателя, другие - его успокаивать рассудительностью и оригинальностью действий. Но все вместе должны решать одну задачу - создавать остроту повествованию.

как отражение конфликтных ситуаций

Что еще, кроме книги, может вырвать нас из обыденной жизни и насытить ее впечатлениями? Романтичными отношениями, которых порой так не хватает. Путешествиями по экзотическим странам, чего наяву может позволить себе далеко не каждый. Разоблачениями преступников, скрывающихся под масками законопослушных и достойных уважения гражданин. Читатель ищет в книге то, что беспокоит его, тревожит и интересует больше всего в определенный отрезок времени, но в реальной жизни ни с ним, ни с его знакомыми ничего подобного не случается. Тема конфликта в литературе восполняет эту потребность. Мы узнаем,как все это происходит, что при этом чувствуется. Любую проблему, любую жизненную ситуацию можно найти именно в книгах и всю гамму переживаний перенести на себя.

Виды и типы конфликтов

В литературе четко выражены несколько характерных конфликтов: любовный, идейный, философский, социально-бытовой, символический, психологический, религиозный, военный. Конечно, это далеко не полный список, мы взяли для рассмотрения только основные категории, и у каждого из них свой список знаковых произведений, отражающих один или несколько из перечисленных типов конфликта. Так, шекспировскую поэму «Ромео и Джульетта», не вдаваясь в демагогию, можно отнести к любовному типу. Взаимоотношения между людьми, в основе которых лежит любовь, в ней показаны ярко, трагично, безнадежно. Характер драматизма это произведение отражает как ни одно другое более в лучших традициях классики. Сюжет «Дубровского» немногим повторяет основную тему «Ромео и Джульетты» и также может служить характерным примером, но о прекрасной повести Пушкина мы вспоминаем все-таки уже после того, как назовем самую знаменитую драму Шекспира.

Необходимо упомянуть и другие типы конфликтов в литературе. Говоря о психологическом, мы вспоминаем байроновский «Дон Жуан». Образ главного героя настолько противоречив и так живо выражает внутреннее противоборство личности, что более типичного представителя упомянутого конфликта представить будет трудно.

Сразу несколько сюжетных линий романа в стихах «Евгений Онегин», мастерски созданных характеров являются типовыми и для любовного, и для социально-бытового, и для идейного конфликтов. Столкновение различных идей, претендующих на главенство одной над другими и наоборот, проходят практически через каждое литературное творение, всецело увлекая читателя и в свою сюжетную линию, и в конфликтную.

Сосуществование нескольких конфликтов в художественной литературе

Чтобы более предметно рассмотреть,как применяются конфликты в произведениях литературы, переплетаются виды, разумнее взять для примера произведения крупной формы: «Войну и мир» Л. Толстого, «Идиот», «Братья Карамазовы», «Бесы» Ф. Достоевского, «Тарас Бульба» Н. Гоголя, драму «Кукольный дом» Г. Ибсена. Каждый читатель может создать свой список из повестей, романов, пьес, в которых легко проследить сосуществование нескольких противоборств. Довольно часто встрнечается, наряду с другими, и конфликт поколений в русской литературе.

Так, в «Бесах» внимательный изыскатель найдет символический, любовный, философский, социально-бытовой и даже психологический конфликт. В литературе это практически все, на чем держится сюжет. "Война и мир» также богаты на противоборство образов и неоднозначность событий. Конфликт здесь заложен даже в самом названии романа. Разбирая характеры его героев, в каждом можно найти донжуановский психологический конфликт. Пьер Безухов презирает Элен, но он пленен ее блеском. Наташа Ростова счастлива любовью к Андрею Болконскому, но идет на поводу грешного влечения к Анатолю Курагину. Социально-бытовой конфликт угадывается в любви Сони к Николаю Ростову и вовлечении в эту любовь всего семейства. И так в каждой главе, в каждом небольшом отрывке. А все это вместе - бессмертное, великое произведение, равных которому нет.

Яркие картины противоборства поколений в романе «Отцы и дети»

Не меньших восхищений, как и «Война и мир», заслуживает роман И. Тургенева «Отцы и дети». Принято считать, что это произведение - отражение идейного конфликта, противоборства поколений. Несомненно, превосходство собственных идей над чужими, которые с равной долей уважения отстаивают все герои повести, служит подтверждением этого утверждения. Даже существующий любовный конфликт между Базаровым и Одинцовой меркнет на фоне непримиримой борьбы все того же Базарова и Павла Петровича. Читатель мучается вместе с ними, понимая и оправдывая одного, порицая и презирая другого за свои убеждения. Но у каждого из этих героев есть как и судьи, так и приверженцы среди поклонников произведения. Конфликт поколений в русской литературе нигде более не выражен так явственно.

Война идей представителей двух разных сословий, описана менее ярко, но от этого еще более трагично - мнение Базарова по отношению к собственному родителю. Это ли не конфликт? Вот только какой - идейный или все же больше социально-бытовой? В том или ином случае он драматичный, мучительный, даже страшный.

Созданный Тургеневым образ главного нигилиста из всех существующих художественных произведений всегда будет самым спорным литературным персонажем, а роман был написан в 1862 году - более полутора века назад. Это ли не доказательство гениальности романа?

Отражение социально-бытового конфликта в литературе

В нескольких словах мы уже упоминали об этом виде конфликта, но он заслуживает более детального рассмотрения. В «Евгении Онегине» Пушкина он раскрыт настолько простыми словами, так явственно встает перед нами с первых строк произведения, что ничто другое не доминирует над ним, даже мучительная любовь Татьяны и безвременная смерть Ленского.

«Когда бы жизнь домашним кругом я ограничить захотел... Что может быть на свете хуже семьи...», - говорит Евгений, и ему веришь, его понимаешь, пусть даже у читателя и иные взгляды на предмет! Столь непохожие личностные ценности Онегина и Ленского, их мечтания, стремления, образы жизней - кардинально противоположные - отражают не что иное, как именно социально-бытовой конфликт в литературе. двух ярких миров: стихи и проза, лед и пламень. Эти две полярные противоположности не могли сосуществовать вместе: апофеоз конфликта - гибель на дуэли Ленского.

Философский и символический виды конфликтов и их место в художественной литературе

Что до философского конфликта, то идеальнее примеров для его изучения, чем произведения Федора Достоевского, с первых минут и не вспомнишь. «Братья Карамазовы», «Идиот», «Подросток» и дальше по списку бессмертного наследия Федорова Михайловича - все соткано из тончайших философских нитей рассуждений практически всех без исключения персонажей его произведений. Произведения Достоевского - яркие примеры конфликтов в литературе! Чего стоит развратная (но для героев довольно обыденная) тема прелюбодеяния, проходящая через весь роман «Бесы», и особенно ярко выраженная в запретной долгое время главе «У Федора». То, какими словами эти пристрастия оправдываются и объясняются - не что иное, как внутренний философский конфликт персонажей.

Ярким примером символизма служит произведение М. Метерлинка «Синяя птица». В нем реальность растворяется в воображении и наоборот. Символическое перевоплощение веры, надежды, собственной убежденности в мифическую птицу - сюжет образцово-показательный для этого вида конфликта.

Символичны также у Сервантеса, у Шекспира, девять кругов ада у Данте. Современные авторы мало используют символизм в качестве конфликта, но эпические произведения им переполнены.

Виды конфликтов в произведениях Гоголя

Произведения величайшего писателя России и Украины насыщены ярко обозначенным символизмом с его чертями, русалками, домовыми - темными сторонами душ человеческих. Повесть «Тарас Бульба» заметно отличается от большинства творений Николая Васильевича полным отсутствием потусторонних образов - все реально, исторически оправдано и по накалу конфликтов ничем не уступает той части художественного вымысла, который существует в каждом литературном произведении в той или иной степени.

Типичные виды конфликтов в литературе: любовный, социально-бытовой, психологический, конфликт поколений можно легко проследить в «Тарасе Бульбе». В русской литературе образ Андрия настолько выверен как пример, на котором они завязаны, что не надо лишний раз вдаваться в пояснения, в каких именно сценах они прослеживаются. Достаточно перечитать книгу и обратить на некоторые моменты особое внимание. Конфликты в произведениях русской литературы для этого и применяются.

И еще немного о конфликтах

Существует множество разновидностей конфликта: комический, лирический, сатирический, драматический, юмористический. Это так называемые пафосные виды, их применяют для усиления жанровой стилистики произведения.

Такие виды конфликтов в литературе, как сюжетные - религиозные, семейные, межнациональные - проходят через произведения соответствующей конфликту темы и накладываются на все повествование в целом. Кроме этого, наличие того или иного противоборства может отражать чувственную сторону повести или романа: ненависть, нежность, влюбленность. Для того чтобы подчеркнуть какую-то грань отношений между персонажами, обостряют между ними конфликт. Определение в литературе этого понятия давно имеет четкую форму. Противоборство, противостояние, борьба применяется при необходимости более яркого выражения не только характера персонажей и главной сюжетной линии, но и целой системы идей, нашедших отражение в произведении. Конфликт применим в любой прозе: детской, детективной, женской, биографической, документальной. Все не перечислить, они как эпитеты - многочисленны. Но без них не создается ни одно творение. Сюжет и конфликт в литературе неразлучны.

На сегодняшний день в литературоведении существует немало работ посвященных теории конфликта (В.Я. Пропп, Н.Д. Тамарченко, В. И. Тюпа, Вл.А. Луков и др.). В широком смысле под конфликтом можно понимать "ту систему противоречий, которая организует художественное произведение в определенное единство, ту борьбу образов, социальных характеров, идей, которая развертывается в каждом произведении -- в эпических и драматических широко и полно, в лирических -- в первичных формах".

Существуют конфликты, в которых противопоставление персонажей разворачивается на внешнем уровне. Например, Гамлет и его противники; Гамлет и Лаэрт. Так же следует сказать и о внутреннем конфликте, возникающем внутри персонажа, как борьба его внутренних противоречий, такой конфликт перенесен в сферу чувств (Гамлет).

Такое понимание конфликта представляется неотъемлемой частью в каждом фабульном произведении (а часто и в бесфабульном).

Любое произведение зиждется на конфликте, в большей или меньшей степени его проявления. В лирическом произведении конфликт не так ярко представлен, как в произведении эпическом или драматическом .

Вл.А. Луков в своей статье под конфликтом предлагает понимать "противоречие, образующее сюжет, формирующее систему образов, концепцию мира, человека и искусства, особенности жанра, выражающееся в композиции, накладывающее отпечаток на речь и способы описания героев, могущее определять специфическое воздействие произведение на человека -- катарсис".

Далее в этой же статье "Конфликт (в литературном произведении)" исследователь говорит о конфликте, который характеризуется не системой персонажей, а системой идей и впоследствии он становится философичным, идеологическим и формирует философскую и идеологическую генерализацию.

Конфликт разворачивается благодаря сюжету. Выделяют два вида сюжетного конфликта: Локальный преходящий сюжет, Устойчивое конфликтное положение (состояние).

Локальный преходящий сюжет-- это такой сюжет, в котором конфликт имеет своё начало и своё разрешение в рамках конкретного сюжета. Вид такого сюжетного конфликта хорошо описан в литературоведении. Локальный преходящий сюжет является так называемым традиционным, архетипическим сюжетом (поскольку он восходит к исторически ранней словесности).

Начало исследования локального преходящего сюжета положил В. Я. Пропп. Учёный в работе "Морфология (волшебной) сказки" (1928) рассматривал структуру сюжета волшебной сказки. По мнению Проппа, волшебная сказка состоит из трёх частей. В первой части волшебной сказки происходит обнаружение "недостачи" (похищение царевны, желание героя найти то, без чего герою нет полнокровной жизни: купеческая дочка хочет аленький цветочек). Во второй части волшебной сказки происходит противоборство героя с противником, победа героя над противником (Иван-царевич побеждает Кощея Бессмертного). В третьей части герой волшебной сказки получает искомое ("ликвидация недостачи"). Он вступает в брак, при этом получая в наследство престол ("воцарение"; см. также: Функция).

Французские ученые структуралисты, опираясь на работу Проппа, попытались построить универсальные модели событийных рядов в фольклоре и литературе .

Устойчивое конфликтное положение (состояние) -- это такой вид конфликта, который не имеет разрешения в рамках конкретного сюжета. Широкое распространение устойчивое конфликтное положение (состояние) получило в конце XIX века в "Новой драме".

Конфликт (в литературоведении), или художественный конфликт -- одна из основных категорий, характеризующих содержание литературного произведения (в первую очередь драмы или произведения с ярко представленными драматическими чертами).

Как писал Вл.А Луков "происхождение термина связано с латинским словом conflictus -- столкновение, удар, борьба, бой (встречается у Цицерона)".

Часто в произведениях развиваются сразу несколько конфликтов, образующих систему конфликтов.

Существуют разные виды конфликтов, которые в основу своего деления, закладывают разные принципы.

Они могут быть открытыми и скрытыми, внешними и внутренними, острыми и затяжными, разрешимыми и неразрешимыми и т. д.

По характеру пафоса конфликты бывают: трагическими, комическими, драматическими, лирическими, сатирическими, юмористическими и т. д.

Так же выделяют конфликты, основывающиеся на развитии сюжетного действия военные, межнациональные, религиозные (межконфессиональные), межпоколенческие, семейные, которые образуют сферу социальных конфликтов (например, "Илиада" Гомера; романы В. Скотта, В. Гюго, "Война и мир" Л. Н. Толстого; социальный роман в творчестве О. Бальзака, Ч. Диккенса, М. Е. Салтыкова-Щедрина; романы о поколениях: "Отцы и дети" И. С. Тургенева, "Подросток" Ф. М. Достоевского; "семейные хроники": "Будденброки" Т. Манна, "Сага о Форсайтах" Д. Голсуорси, "Семья Тибо" Р. Мартен дю Гара; жанр "производственного романа" в советской литературе и др.). Как было сказано выше, конфликт может быть перенесен в чувственную сферу и определять психологическую жанровую генерализацию ("Страдания юного Вертере" И.В, Гете). Конфликты, которые образуют философскую, идеологическую жанровые генерализации ("Что делать?" Н.Г. Чернышевского).

Некоторые художественные направления связаны с созданием сквозного (основного) конфликта. Ярким примером, подтверждающим эту мысль, может послужить конфликт, который в классицизме стал наиболее продуктивным, - конфликт между долгом и чувством. В романтизме таким конфликтом стал конфликт между идеалом и действительностью.

В наиболее ярком свое проявлении конфликт представлен в драме. У В. Шекспира - конфликт открытый, а у А.П. Чехова - скрытый, что можно объяснить временем, в период которого творили оба знаменитых драматурга.

На рубеже XIX-ХХ веков зарождается новая форма конфликта в драме -- "дискуссия" ("Кукольный дом" Г. Ибсена, драмы Д. Б. Шоу и др.), которая далее развивается и переосмысливается в экзистенциалистской драме (Ж.-П. Сартр, А. Камю, Ж. Ануй) и в "эпическом театре" Б. Брехта и оспоренная, доведенная до абсурда в модернистской антидраме (Э. Ионеско, С. Беккет и др.). Часто в литературе можно встретить соединения в драме чеховского и шекспировского конфликтов (например, в драматургии М. Горького).

В последнее время наблюдается тенденция потеснения конфликта такой категорией, как диалог (М.Бахтин). "Но здесь - по словам Вл.А. Лукова - можно усмотреть временные колебания в отношении фундаментальных категорий литературоведения, ведь за категорией конфликта в литературе стоит диалектическое развитие действительности, а не только собственно художественное содержание". Итак, подводя итог всему выше сказанному, необходимо подчеркнуть, что конфликт является основополагающим почти каждого произведения.

Недавно на прозеру прочитала потрясающий по своей наивности отклик одного автора. На упрек читателя, мол, не убедителен был конфликт в вашем рассказе, автор на голубом глазу написал: а у меня и не было никакого конфликта, моя героиня – очень мирная женщина и ни с кем не ссорится.
Ну что тут скажешь? Только и сядешь писать очередную статью (смайлик).
Прошу прощения у старожилов К2, начну с хорошо вам известного, можете пробежаться по диагонали))) А вот в конце обещаю новое – про виды конфликтов в литературном произведении.

В быту мы понимаем под конфликтом нечто вроде ссоры – причем ссоры крутой, как минимум, с криками, а то и с привлечением физической силы.
Литературный конфликт не есть ссора персонажей.
Литературный конфликт – это противоречие, образующее сюжет.
Нет конфликта – нет произведения.

Таким образом, если в реальной жизни человек может гордиться тем, что он «неконфликтный», то для автора – это скорее недостаток. Хороший автор должен уметь создать конфликт, развить его и вразумительно закончить.
Вот об этом и поговорим.

Сначала – о ТИПОЛОГИИ литературных конфликтов.

Выделяют внешние и внутренние конфликты.

Например, «Робинзон Крузо» Даниэля Дефо.
Типичный внешний конфликт - есть герой, волею судьбы попавший на необитаемый остров, и есть среда, что называется, в чистом виде. Противником человека становится природа. Социальной подоплеки в романе нет. Герой не борется ни с социальными предрассудками, ни с противодействием общественных идей – на кону выживание героя как биологического организма.
Герой совершенно одинок – ему противостоит мир, к которому не применимы моральные законы. Шторм, ураган, палящее солнце, голод, дикая флора и фауна существуют сами по себе. Чтобы выжить, герою предстоит принять условия игры, не имея возможности их изменить. Конфликт=разногласие, противоречие, столкновение, острая борьба, воплощенные в сюжете литературного произведения? Безусловно.

Следующий тип конфликтов – тоже внешний, но уже с обществом= конфликт как противоречие между отдельными людьми\группами.
Чацкий против фамусовского общества, Мальчиш-Кибальчиш против буржуинов, Дон Кихот против мира.

Не обязательно, что главной фигурой противостояния должен быть именно человек.
Пример – роман Чингиза Айтматова «Плаха». Конфликт человека и пары волков, потерявших своих детенышей по вине человека. Волки противопоставлены человеку, очеловечены, наделены благородством и высокой нравственной силой, которой лишены люди.

Источником конфликта является несовпадение интересов общества (глобально) и интересов конкретного индивидуума.

Например, повесть Распутина «Прощание с Матерой». На Ангаре строят плотину, и деревня Матера, просуществовавшая триста лет, будет затоплена.
Главная героиня, бабка Дарья, безотказно и самоотверженно прожившая всю жизнь, вдруг поднимает голову, начинает активно сопротивляться – впрямую вступает в бой за деревню, вооружившись палкой.

Кроме интересов общества=группы людей, персонажу могут противостоять частные интересы отдельных личностей.
Полевая мышь принуждает Дюймовочку выйти замуж за соседа Крота, а злобный Степлтон хочет уморить сэра Баскервиля.

Разумеется, не бывает чисто внешних конфликтов. Любой внешний конфликт сопровождается развитием в душе героя противоречивых чувств, желаний, целей и т.д. То есть говорят о ВНУТРЕННЕМ конфликте, который делает персонаж более объемным, и, соответственно, все повествование более интересным.

Мастерство автора заключается именно в том, чтобы создать пул конфликтов=точек пересечения интересов персонажей и убедительно показать их развитие.
Вся мировая литература – это сборник конфликтов. Но при всем многообразии существуют основные точки, на которых строится сюжет.

Прежде всего, это ПРЕДМЕТ КОНФЛИКТА, то есть то, по поводу чего возникло противоборство между героями.
Это может быть материальные предметы (наследство, имущество, деньги и пр.) и нематериальные=отвлеченные идеи (жажда власти, соперничество, месть и т.д.). В любом случае конфликт в произведении – это всегда конфликт ценностей героев.

Здесь мы сталкиваемся со второй опорной точкой – УЧАСТНИКИ КОНФЛИКТА, то есть персонажи.

Как мы помним, персонажи бывают главными и второстепенными. Градация проходит именно по степени вовлеченности действующего лица в конфликт.
Главные герои – те, чьи интересы лежат в основе противоборства. Например, Петруша Гринев и Швабрин, Печорин и Грушницкий, Сомс Форсайт и его жена Ирэн.
Все остальные являются второстепенными, могут входить в «группу поддержки» (=быть более приближенными к главным героям) или просто оттенять события (=служить «объемным фоном»).
Чем больше персонаж может влиять на событие, тем выше его ранг в градации действующих лиц.
В по-настоящему хорошем произведении никогда не бывает «пустых» персонажей. Каждое действующее лицо в определенный момент подбрасывает дровишек в конфликт, а количество «вбросов» прямо пропорционально рангу персонажа.

Для участия в конфликте персонажам необходима МОТИВАЦИЯ.
То есть автор должен четко представлять, каких целей хочет достигнуть тот или иной персонаж.

Мотив и предмет конфликта – разные вещи.
Например, в «Собаке Баскервилей» предмет конфликта материален (это деньги и поместье).
Мотив сэра Баскервиля (тот, который племянник) – вернуться на родину (как вы помните, он искал счастье в Канаде) и, став обеспеченным человеком, вести жизнь, подобающую английскому джентльмену.
Мотив Степлтона – устранить конкурентов (в лице дяди и настоящего племянника) и тоже стать богатым.
Мотив доктора Мортимера – выполнить волю своего друга, Чарльза Баскервиля (дяди), соблюсти законы наследования и позаботиться о Генри Баскервиле (племяннике).
Мотив Шерлока Холмса – докопаться до истины. Ну и так далее.
Как видите, предмет один, он одинаково значим для всех персонажей, однако мотивы разнятся.
Это и мотив власти (Степлтон), мотив достижения (Степлтон, Генри Баскервиль), мотив самоутверждения (Степлтон, Генри Баскервиль, Шерлок Холмс), мотив долга и ответственности (доктор Мортимер), процессуально-содержательный мотив=стремление выполнить дело только потому, что оно нравится человеку (Шерлок Холмс) и т.д.
Каждый из персонажей уверен в своей правоте, даже если он объективно (?- с точки зрения читателя) не прав. Автор может симпатизировать любому персонажу. Выразить свои симпатии автор может при помощи фокала.
Попробуем посмотреть на конфликт «Собаки Баскервилей» немного с другой стороны. Степлтон тоже был из рода Баскервилей, и следовательно, имел такие же (или почти такие же) права на наследство. Однако Конан Дойл осуждает методы, которые использует Степлтон. Поэтому события в меньшей степени показываются глазами Степлтона, в большей – глазами его оппонентов. За счет этого достигается бОльшая эмпатия к Генри Баскервилю.

Возвращаемся к нашей теме – создание литературного конфликта.

Мы разобрали ЭТАП ПОДГОТОВКИ – выбран предмет конфликта, определен круг участников, каждому из которых присвоен весомый мотив. Что же дальше?

Все начинается в возникновения конфликтной ситуации, которая возникает еще до того, как начинает разворачиваться сюжет. Сведения о предпосылке конфликта даются в ЭКСПОЗИЦИИ произведения.
При помощи экспозиции автор создает атмосферу, настроение произведения.

Жила была женщина; ей страх как хотелось иметь ребеночка, да где его взять? И вот она отправилась к одной старой колдунье и сказала ей:
- Мне так хочется иметь ребеночка; не скажешь ли ты, где мне его взять?
- Отчего же! сказала колдунья. Вот тебе ячменное зерно; это не простое зерно, не из тех, что растут у крестьян на полях или что бросают курам; посади-ка его в цветочный горшок увидишь, что будет! (Андерсен. Дюймовочка)

Тогда что-то щелкнуло, и цветок распустился совсем. Это был точь-в точь тюльпан, но в самой чашечке на зеленом стульчике сидела крошечная девочка, и за то, что она была такая нежная, маленькая, всего с дюйм ростом, ее прозвали Дюймовочкой.

Исходя из характеристики героя понимаем: будет противостояние индивидуума и среды.
Среда в данном произведении представлена отдельными персонажами, имеющими определенные характеристики.
Автор ставит ГГ в сложные положения=этапы развития сюжета.
Какие же сюжетные узлы=инциденты показывает нам автор?
Первое столкновение сторон – эпизод с жабой и ее сыном (которые символизируют враждебную среду).

Раз ночью, когда она лежала в своей колыбельке, через разбитое оконное стекло пролезла большущая жаба, мокрая, безобразная! Она вспрыгнула прямо на стол, где спала под розовым лепесточком Дюймовочка.

Есть характеристика персонажа (большущая, мокрая, безобразная). Указана его мотивация («Вот жена моему сынку! сказала жаба, взяла ореховую скорлупу с девочкой и выпрыгнула через окно в сад»)

Первый этап конфликта решается в пользу ГГ

…девочка осталась одна-одинешенька на зеленом листе и горько-горько плакала, ей вовсе не хотелось жить у гадкой жабы и выйти замуж за ее противного сына. Маленькие рыбки, которые плавали под водой, верно, видели жабу с сынком и слышали, что она говорила, потому что все повысунули из воды головки, чтобы поглядеть на крошку невесту. А как они увидели ее, им стало ужасно жалко, что такой миленькой девочке приходится идти жить к старой жабе в тину. Не бывать же этому! Рыбки столпились внизу, у стебля, на котором держался лист, и живо перегрызли его своими зубами; листок с девочкой поплыл по течению, дальше, дальше... Теперь уж жабе ни за что было не догнать крошку!

Обратили внимание? В конфликт вступили новые силы – рыбки, персонажи в ранге «группа поддержки». Их мотив – жалость.

На самом деле, с точки зрения психологии произошла ЭСКАЛАЦИЯ конфликта – нарастание напряжения и увеличение количества участников.

Следующий сюжетный узел – эпизод с майским жуком. Отличия от предыдущего (с жабой) – объем больше, присутствуют диалоги, появляется «группа поддержки» оппонента ГГ (другие майские жуки и гусеницы).

Сюжетное напряжение нарастает.
Дюймовочка одна-одинешенька мерзнет в голом осеннем поле.

Новый виток конфликта со средой (=с новым ее представителем – полевой мышью). Эпизод с мышью длиннее эпизода с жуком. Больше диалогов, описаний, появляются новые персонажи – крот и ласточка.

Обратите внимание, ласточка изначально вводится как нейтральный персонаж. До поры до времени ее роль в сюжете скрыта – это интрига произведения.

Также стоит отметить развитие образа ГГ. В начале сказки Дюймовочка весьма пассивна – спит себе в своей шелковой постельке. Но конфликт со средой заставляет ее действовать. Она убегает от жабы, после расставания с майским жуком в одиночку борется за выживание и, наконец, приходит к протесту – несмотря на запреты мыши ухаживает за ласточкой.
То есть герой развивается в соответствии с развитием конфликта произведения, через конфликт раскрывается характер.
Каждое действие героя вызывает к жизни действие его противника. И наоборот. Эти действия, вытекающие одно из другого, двигают сюжет к конечной цели – доказательству посылки произведения, выбранному автором.

Далее по композиции.
Эскалация переходит в КУЛЬМИНАЦИЮ (момент наивысшего напряжения), после которой конфликт разрешается.
Кульминация - наиболее напряженный момент в развитии сюжета, решающий, переломный момент во взаимоотношениях и столкновении героев, с которого начинается переход к развязке.
С точки зрения содержания кульминация - некое жизненное испытание, которое максимально заостряет проблему произведения и решающим образом выявляет характер героя.

Наступил день свадьбы. Крот пришел за девочкой. Теперь ей приходилось идти за ним в его нору, жить там, глубоко-глубоко под землей, и никогда не выходить на солнышко, крот ведь терпеть его не мог! А бедной крошке было так тяжело навсегда распроститься с красным солнышком! У полевой мыши она все-таки могла хоть изредка любоваться на него.
И Дюймовочка вышла взглянуть на солнце в последний раз. Хлеб был уже убран с поля, и из земли опять торчали одни голые, засохшие стебли. Девочка отошла от дверей подальше, и протянула к солнцу руки:
- Прощай, ясное солнышко, прощай!

И здесь выстреливает интрига, заложенная автором заранее. На первый план выходит ласточка, персонаж-«миротворец». В критический момент, когда гибель героя кажется неизбежной, она уносит Дюймовочку в прекрасную страну, где живут существа, подобные ГГ (помним, что конфликт изначально строился на непохожести ГГ на окружение).

Финал произведения строится на описании постконфликтной стадии. Противоречия разрешились (в данном случае в пользу ГГ).

И снова о типологии конфликтов, но теперь – с точки зрения сюжета.

Выделяют конфликты:
- статичный
- скачущий
- постепенный
- предваряющий

Вспомним героиню пьесы «Чайка» Машу – ту, которая всегда ходит в черном и говорит, что носит траур по своей жизни.
Маша влюблена в Константина Треплева, а тот не замечает ее чувств (или замечает, но абсолютно к ним безразличен). Здесь – ядро конфликта Маша-Треплев.
Чехов весьма умело обозначает его, неоднократно возвращается к нему, но не развивает. Перед нами – СТАТИЧНЫЙ конфликт. «Статичный» - значит «не движущийся», лишенный действующей силы.
НЕразвитие героя – признак статичного конфликта.

Любовь Маши длится годами. Она выходит замуж, рожает ребенка, но продолжает любить Треплева. Чувства ее неизменны, развития (как изменения) не происходит. В течение пьесы она не становится ни активней, ни пассивней в проявлении своей любви.
Статичность конфликту придана намеренно. Маша – типичная (для чеховских произведений) героиня. Живет по инерции, что называется, плывет по течению и не делает попыток стать хозяйкой своей же собственной жизни.

Разумеется, Машу нельзя назвать истуканом\манекеном. Чехов вкладывает в ее уста немало весомых реплик, характеризующих других героев и продвигающих действие вперед. Жизнь Маши все-таки движется, но столь медленно, что кажется неподвижной.
Цель введения данного персонажа в пьесу - оттенить действия других героев.
То есть, статичный конфликт не годится для того, чтобы строить на нем (и только на нем) все произведение – читатели со скуки умрут. Однако статичный конфликт весьма подходит для побочной фабульной линии.

Теперь вспомним героя «Тараса Бульбы» - Андрия.
Андрий, так же, как и его брат Остап, сначала весьма доволен жизнью в Запорожской Сечи, проявляет себя «славным козаком». Однако при осаде Дубны вдруг переходит на сторону поляков.
Это, так называемый, СКАЧУЩИЙ КОНФЛИКТ.

Ключевое слово здесь «вдруг», но будьте уверены: неожиданность автор припас для читателя, а сам прекрасно представлял, какой путь прошел его герой. Ни один человек не способен мгновенно измениться. Все изменения характера имеют предпосылки в этом самом характере и требуют некоторого времени, чтобы прорасти.
Скачущий конфликт – большое искушение для неопытного автора. При помощи такого конфликта можно достигнуть потрясающей динамики произведения, но! Малейшая неточность в изображении подспудных душевных переживаний героев, секвестирование эпизодов приведет к тому, что читатель не поймет мотивации персонажа=образуется логическая дыра в сюжете.

Гоголь, кстати, весьма тщательно подготовил как бы внезапное преображение своего героя. Андрий встретил прекрасную полячку накануне своего отъезда из Киева, имел с ней свидание в костеле и по дороге в Сечь думал как раз о ней. Вот вам подспудные душевные переживания персонажа.

Таким образом, скачущий конфликт – это не разрыв в логике, а убыстрение ментального процесса.

ПОСТЕПЕННЫЙ КОНФЛИКТ – это классика. Он развивается естественно и без видимых усилий со стороны автора. Данный конфликт плавно вытекает из характера героя.

Формально автор показывает конфликт через цепь продуманных эпизодов. В каждом на героя оказывается некое воздействие. Герой вынужден отвечать определенными действиями. От эпизода к эпизоду воздействие усиливается, соответственно, происходит и изменение героя. Малые конфликты (т.н. «переходы») ведут героя от одного состояния к другому до тех пор, пока ему не придется принять окончательное решение.
Пример – та же «Дюймовочка».

Ни одно литературное произведение не может существовать без ПРЕДВАРЯЮЩЕГО КОНФЛИКТА.

Предваряющий конфликт придает повествованию нужную напряженность.
Произведение должно начаться с действия, которое предопределяет основной конфликт.

Так, в «Макбете» военачальник слышит пророчество, что он станет королем. Пророчество терзает его душу, пока он не убивает законного короля. Пьеса начинается, когда у Макбета просыпается желание стать королем.

РЕЗЮМЕ

Конфликт – это сердцевина любой литературы, и всякий конфликт чем-то подготавливается, предваряется.

Конфликт можно найти везде. Любое устремление героя может быть почвой для возникновения конфликта. Сведите противоположности лицом к лицу, и конфликт неизбежен.

Существуют сложные формы конфликтов, но у всех простая основа: атака и контратака, действие и противодействие.
Конфликт вырастает из характера. Напряженность конфликта определяется силой воли героя.

Внешне конфликт состоит из двух противоборствующих сил. На самом деле каждая из этих сил есть продукт массы сложных, развивающихся обстоятельств, создающих столь сильное напряжение, что оно должно разрешиться взрывом= кульминацией.

Точки развития конфликта (завязка, кульминация, развязка) определили соответствующие элементы сюжета (где они характеризуются с содержательной стороны, между ними размещаются развитие и спад действия) и композиции (где они характеризуются со стороны формы).

Произведение без конфликта разваливается. Без конфликтов не может быть жизни на земле. Так что литературные правила – это только повторение универсального закона, управляющего Вселенной.

© Copyright: Конкурс Копирайта -К2, 2013
Свидетельство о публикации №213082801495
обсуждение

Продолжаем изучение структурных элементов сюжета, и сегодня поговорим о ядре драматических историй – конфликте .

Что такое конфликт?

В первую очередь, конфликт – это столкновение, борьба двух или более интересов в рамках литературного произведения . В «Песне льда и пламени» Дж. Мартина Ланнистеры сражаются со Старками, во «Властелине колец» объединенные силы людей, эльфов и гномов противостоят Саурону, ну и т.д. Вся сюжетная и развлекательная проза тяготеет к использованию конфликта, как основного двигателя сюжета.

Во вторую очередь, конфликт является источником драматических ситуаций, катализатором напряжения физических и эмоциональных сил вовлеченных в борьбу персонажей. Кому интересные ленивые и праздные герои? Персонажи, втянутые в конфликт, вынуждены проявлять силу своего характера и интеллекта, чтобы добиться поставленных целей, а столкновение двух разнополюсных сил рождает разнообразные драматические ситуации – моменты, когда человек стоит перед сложным выбором или висит на волоске.

Наблюдающий за подобным искусно выписанным столкновением читатель невольно втягивается, сопереживает той или другой стороне. Острые конфликтные ситуации всегда притягивают внимание, такова уж природа любопытства, а что еще нужно писателю, как не сосредоточенный на его тексте читатель? В этом плане кино и литература – это формы, позволяющие создавать конфликты самого высочайшего накала. Ограничения накладывает лишь фантазия автора. Поэтому запомним, что конфликт в умелых руках – есть сильнейшее средство воздействия на читательскую аудиторию.

Конфликт как он есть.

Однако мой долг предупредить: не в каждом художественном произведении обязан присутствовать конфликт. Я уже говорил об этом в статье (прочитайте ее, чтобы полнее понимать сферу применения советов из из рубрики «Сила сюжета» ). Прозаические труды в наше время столь разнообразны, что позволяют обращаться к самым разным сторонам человеческого бытия: не только бескомпромиссной борьбе за место под солнцем, но и сферам духовным и интеллектуальным, эстетике описаний. Однако современная массовая культура, хотим мы того или нет, почти полностью зависима от конфликта.

Поэтому если вы намереваетесь писать остросюжетную прозу, если хотите уверенно владеть вниманием читательской аудитории, вам просто необходимо овладеть искусством построения художественного конфликта.

Итак, добротная драматическая история всегда начинается с конфликта . Однако ему совершенно необязательно проявляться уже на первой странице, но к концу условной первой трети повествования он должен обозначиться конкретно и четко (подробнее в статье ). В противном случае, читатель попросту заскучает. Я регулярно сталкиваюсь с подобными текстами: страница за страницей что-то происходит, герой бегает и суетится, но совершенно непонятно, зачем и с какой целью. Конфликт не обозначен, и мы уже не ориентируемся в событиях.

Из этого следует, что в конфликте должны присутствовать только ясные, четко выраженные силы – до читателя следует донести, кто, за что и почему сражается. Обе стороны конфликта нужно наделить конкретными целями, достижение которых для героев должно быть жизненно важным.

Возьмем для примера следующий простейший сюжет.

Две семейные пары вместе с детьми отправляются в двухдневный загородный поход. Вечером на привале девочку кусает ядовитая змея; рядом с ней оказывается отец второго семейства – он пытается отогнать змею, но та кусает и его. Яд змеи смертелен, и люди просто не успеют добраться до города вовремя. Однако у мужчины есть с собой противоядие, но его хватит только для одного. Родители девочки считают, что спасти нужно именно ее, и они готовы силой отобрать лекарство у второй семьи. Мужчина же, как и его близкие, считает, что принять противоядие должен именно он. Две дружные семьи в один миг становятся лютыми врагами. Вот вам и конфликт.

Как видите, в данной истории в центре конфликта находится конкретный предмет — ампула с противоядием. Очень важно, чтобы в центре конфликта находилось нечто понятное и осязаемое (кольцо всевластия во «Властелине колец», Железный трон в «ПЛИО»).

Антагонист.

Очень тесно с понятием конфликта связаны еще два сюжетных элемента: антагонист и альтернативный фактор .

Антагонист – это конкретное лицо, противостоящее главному герою . В трилогии Дж. Р. Р. Толкиена «Властелин колец » главным антагонистом является темный дух Саурон, именно его цели и действия идут вразрез с интересами главных героев. Наличие антагониста предусматривает форму конфликта вида «Добро и зло ». Иногда как такового антагониста в произведении может и не быть, в этом случае конфликт примет форму «добро против добра » (как в нашем примере с укусом ядовитой змеи: никто из героев не является откровенно злым (хотя, тут можно поспорить), каждый борется за свою жизнь), либо имеет место так называемый внутренний конфликт .

Внутренний конфликт – есть столкновение двух противоборствующих сторон личности . В нашем примере у укушенного мужчины будет развиваться нешуточный внутренний конфликт – нормы морали и воспитания будут толкать его отдать противоядие девочке, а вот чувство самосохранения будет настаивать на другом.

Зачастую в художественной прозе разворачиваются сразу несколько конфликтов. Это делает историю многогранной, приближенной к подлинным жизненным реалиям. Главное, что требуется здесь от писателя, не забыть довести каждый из конфликтов до разрешения.

Альтернативный фактор.

Альтернативный фактор – это реальная угроза, которая настигнет героя в случае поражения в конфликте . Ключевое слово здесь – реальная. Если герой в результате поражения в конфликте никоим образом не пострадает, то и сопереживать ему для нас не так уж и интересно. Другое дело, если ему грозит реальная, ощутимая опасность. Отмечу особо, что альтернативный фактор нужно обозначить в тексте как можно раньше, чтобы не возникало неприятного ощущения марионеточности поступков.

Ниже приведена классификация альтернативных факторов по книге А. Митты «Кино между адом и раем ».

Классификация альтернативных факторов по А. Митте.

  1. Потеря самоуважения.
  2. Профессиональный провал.
  3. Физический вред.
  4. Угроза смерти.
  5. Угроза жизни семьи.
  6. Угроза жизни нации.
  7. Угроза человечеству.

Как видите, степень накала идет по возрастающей. Но это отнюдь не значит, что самые захватывающие драмы строятся вокруг угрозы уничтожения человечества. Вовсе нет. Здесь как раз и проявляется настоящее мастерство писателя и сочинителя: конфликты с более слабыми альтернативными факторами рождают больше интересных вариаций. В нашем примере со змеей действует альтернативный фактор четвертой группы (угроза смерти), он-то и позволяет нам ввести дополнительный очень интересный внутренний конфликт. А вот действуй у нас уже пятый фактор (укус получил его собственный ребенок), никаких внутренних противоречий у мужчины не возникло бы.

Что ж, на этом пока остановимся. Вы получили основные знания о природе конфликта в литературных произведениях, поняли основные моменты и особенности его использования и построения. Надеюсь, эти теоретические основы будут удачно воплощены вами на практике. Спасибо за внимание. Следите за обновлениями!



Рассказать друзьям