Что такое монументальное искусство. Монументальная живопись - математика и искусство История возникновения монументальной живописи

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Введение.

Монументальная иконопись – живопись на архитектурных сооружениях и других стационарных основаниях.

Основные техники:

· Аль Секко

· Мозаика

Монументальная живопись - древнейший вид живописи, известен с палеолита (росписи в пещерах Альтамира, Ляско и др.). Благодаря стационарности и долговечности произведений монументальной живописи многочисленные ее образцы остались практически от всех культур, создавших развитую архитектуру, и подчас служат единственным видом сохранившихся живописных произведений эпохи.

Начиная с ранней Античности и до позднего Возрождения, монументальная живопись наряду с монументальной скульптурой представляет собой один из основных методов декорирования каменных, кирпичных и бетонных сооружений. Широко применялась в храмовых и погребальных комплексах Древнего Египта, в архитектуре Крито-Микенской цивилизации. Практически не дошедшая до нас (за исключением мозаики) древнегреческая монументальная живопись, в том числе роспись мраморной и хризоэлефантинной (слоновая кость с отделкой золотом) скульптуры, во многом определяла характер восприятия произведений классической и эллинистической пластики и зодчества. В Древнем Риме, в особенности после древнеримской архитектурной революции, была распространена исключительно широко, в том числе - в оформлении частных жилищ (четыре стиля древнеримской росписи). Мозаика и фреска, широко применявшиеся в храмовой архитектуре Византии, оказали определяющее влияние на развитие древнерусского монументального искусства. В искусстве европейского Средневековья особого внимания заслуживает беспрецедентное развитие витражной техники. Ведущими мастерами эпохи Возрождения создано множество грандиозных по размаху и виртуозных по исполнению фресок.

1. Фреска

Фреска – техника росписи по свежей штукатурке. Она любит большие плоскости, монументы, возвышенный ритм и вместе с тем обобщенный, упрощенный язык. Основной трудностью фресковой живописи является необходимость быстрой работы, уверенной руки и совершенно ясного представления обо всей композиции и каждой ее части: нужно успеть пока не засохнет штукатурка, то есть в тот же день. Поэтому работа идет по частям. Отсюда и простота образного языка фресок, и обобщенность ее композиции, и четкость контуров.



Техника фрески известна уже античности. Но, как свидетельствуют Помпейские и Римские образцы, античная и поздняя фрески отличались некоторыми приемами:

А). Ренессанс использовал всего два слоя извести, античность – много.

Б). Поверхность античной фрески была блестящей – она покрывалась горячим воском (так называемая энкаустика).

В конце 14в. появляется техника смешанной фрески, получившая название «Buon fresco», то есть «хорошая фреска». В этой технике работал Джотто и его школа. Техника заключается в том, что сначала наносился первый слой из песка, извести и воды, после высыхания этого слоя на нем намечали квадратную сеть и набрасывали углем основные элементы композиции. Преодолев византийскую иконописную традицию, Джотто стал подлинным основателем итальянской школы живописи, разработал абсолютно новый подход к изображению пространства. В его фресках есть светотень, это окончательно отделяет Джотто от византийской традиции. Около 1400 года техника фрески была окончательно усовершенствована: вместо квадратно сети теперь используют картон (большой подробный рисунок в натуральную величину), через который прокалывают контуры изображения.

Примеры.

1. «Фреска с тореадором», Крито-Микенское искусство, 1500г. до нэ, Кносский дворец, Крит.

Самая большая и динамичная из обнаруженных до сих пор минойских стенных росписей. Но перед нами не бой быков, как гласит название, а ритуальная игра, участники которой вольтижируют на спине животного. Двое из изображенных на фреске стройных атлетов - девушки: их, как и на Египетских фресках, отличает, главным образом, более светлый оттенок кожи. Вольтижировка на священном животном, быке, была своеобразным ритуалом того времени, и, скорее всего, на фреске изображен один и тот же человек в трех последовательных фазах одного и того же действия. Движения атле­тов, их плавная легкость и непринужденность, явно значили для художника больше, чем фактическая точность изображения или внутренний драматизм происходящего. Он идеализирует ритуал, подчеркивая его пластическую, игровую сторону.

2. Джотто. “Встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот”, Капелла Дель Арена в Падуе, 1304/06

Изображение расположено в правом верхнем ярусе капеллы, посвященном жизни Иоакима, отца девы Марии. Джотто смел в своих изображениях, в них появляется эффект моментальной фотографии, сиюминутности зрительного события. Согласно легенде, пожилые супруги Анна и Иоаким, после того как ангел по отдельности возвестил каждому, что у них родится ребенок, поспешили навстречу друг другу. Анна в сопровождении нескольких женщин идет навстречу возвращающемуся с поля мужу, и они встречаются перед Золотыми воротами Иерусалима. Глубоко взволнованные, они горячо обнимают друг друга. На картине слияние их фигур подчеркивается и единством высокой превратной башни на заднем плане. Линию двух слившихся профилей как бы продолжает, подчеркивая, устремленная вверх вертикаль правого угла башни. Как через узкие бойницы в голых стенах башен нельзя увидеть жизнь города, так и по лицам главных персонажей сцены невозможно догадаться о том, что творится в душах счастливых супругов. Их чувства отражаются скорее на лицах женщин, стоящих под аркой городских ворот, и на исполненном любопытства лице мальчика-пастуха в левом углу картины.

Композиционное единство сцены подчеркивается внутренней напряженностью, суггестивной силой взглядов и жестов. Элементы архитектуры - широкая арка ворот и превратная башня - расчленяют персонажей на отдельные группы, но одновременно и объединяют их. Глубину переднего плана передает перекинутый через городской ров каменный мостик. Правдоподобие пространства за воротами достигается объемным рисунком террасы на двух столбах, одновременно подчеркивающей три женские фигуры под аркой.

3. Потолок Сикстинской капеллы, Микеланджело, 1502/18, Ватикан.

*взято у Варюши, т.к. все равно лучше нее об этом никто не напишет ^_^*

В творчестве Микеланджело обозначилось крушение стиля Ренессанса и наметились ростки нового художественного миропонимания. Микельанджело Буонарроти (1475-1564). Его гений проявился в архитектуре, живописи, поэзии, но ярче всего в скульптуре. Он воспринимал мир пластически, во всех областях искусства он прежде всего скульптор. Тело человека кажется ему самым достойным предметом изображения. Но это человек особой, могучей, героической породы. Искусство Микеланджело посвящено прославлению человека-борца, его героической деятельности и страданиям. Его искусству свойственны гигантомания, титаническое начало. Самым грандиозным из его трудов стала роспись свода Сикстинской капеллы (1508-1512гг) . Микеланджело совершил поистине титанический труд - в течение четырех лет он один расписал площадь около 600 кв. метров. Грандиозная роспись посвящена сценам священной истории, начиная от сотворения мира. Микеланджело написал на плафоне около 200 фигур и фигурных композиций. Роспись стала неистощимой энциклопедией разнообразных поз, ракурсов для будущих поколений скульпторов. Написанные Микеланджело могучие гиганты, старики, женщины, младенцы объемно пластичны как скульптурные изваяния. Сильное движение человеческого тела в сильных поворотах. Ни один палец или сустав не остается несогнутым и без движения. Всякая мысль о том, что картина есть плоскость, исчезает. Фигуры свободно движутся в пространстве. Фрески Микеланджело прорывают плоскость стены. Эта иллюзия пространства и движения стала огромным достижением европейского искусства. Открытие Микеланджело того, что декорация может выдвинуть вперед или заставить отступить назад стену и потолок, позднее использует декоративное искусство барокко.

4. Al Secco

В средние века традиции фрески забываются, но понемногу начинает вырабатываться новая техника. До 14в. особой популярностью пользовался прием «аль секко», роспись по сухой штукатурке. Но краски при использовании подобной техники не проникают вглубь штукатурки, а оттого держатся гораздо меньше.

Примеры.

4. Тайная вечеря, Леонардо да Винчи, Санта-Мария-делле-Грацие, 1495/98

Фреска находится в трапезной монастыря, изображает сцену последнего ужина Христа с учениками. Для большей прочности изображения Леонардо решил покрыть каменную стену слоем смолы, гипса и мастики, а затем писать по этому слою темперой. Из-за избранного метода роспись начала разрушаться уже через несколько лет после окончания работы.

5. Мозаика

Стремительное развитие христианской архитек­туры должно было неизбежно сказаться на ран­нехристианской живописи и привести к масштаб­ным переменам поистине революционного харак­тера. Внезапно возникла потребность покрывать огромные площади стен изображениями, достойными их монументального обрамления. Стало необходимо добиться соответствия внутреннего облика архитектурной среде. В ходе этого процесса возник новый замечательный вид изобразительного искусства - раннехристианская настенная мозаика, в значительной степени потеснившая существовавшие до того методы вы­полнения настенных росписей. Мозаика выполнена из имеющих кубическую форму кусочков окрашенного стекла(1м 3) - смальты, которая позволяет давать яркие и разнообразные цвета. Прозрачная яркость и строгая геометрическая упорядоченность изображения, выполненного смальтой, делала мозаику невероятно подходящей техникой для храмовой декорации. Это одновременно разноголосый, но потрясающе отработанный и стремящийся к единству хор, созвучие формы и ее внутренней выразительности. Мозаика отрицает, то, что поверхность сплошная и плоская, она и дематериализует и предельно визуализирует эту поверхность.

Примеры.

5. Система мозаек собора Святой Софии Киевской

· Зенит купола, Христос Пантократор.

· Своды купола, 4 архангела: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил.

· Барабан прорезан 12 окнами, между ними изображение 12 апостолов.

· Паруса, 4 апостола: Марк, Матфей, Лука, Иоанн

· Подпружные арки: 40 мучеников севастийских (по 10 на каждой арке)

· Западная поверхность восточных столпов: Благовещение (лево – Арх. Гавриил, право – Дева Мария)

· Конха апсиды, богоматерь Оранта, домохранительница или как ее называют «Нерушимая стена».

· Средний ярус апсиды: Евхаристия (причастие апостолов хлебом и вином)

· Нижний ярус: Святительский чин (12 фигур)

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Виды монументальной живописи Ярощук Татьяна Викторовна Учитель ИЗО

Монументальные произведения – это живописные произведения большого размера, которые выполняются на внешних и внутренних поверхностях зданий. Монументальное произведение и архитектура здания неразрывно связаны, составляют единое целое.

Виды монументальной живописи: Фреска Витраж Мозаика Панно

Что такое фреска? Искусство фрески известно было еще в Древней Руси. … Слово « фреска » происходит от итальянского « fresco », что значит «свежий», «сырой».

Фреска это живопись по сырой штукатурке, в переводе с итальянского означает «свежий», «сырой», фресковой живописью занимались Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Феофан Грек, Андрей Рублёв

Что такое витраж? Витраж (франц. vitrage, от лат. vitrum - стекло), орнаментальная или сюжетная декоративная композиция (в окне, двери, перегородке, в виде самостоятельного панно) из стекла или другого материала, пропускающего свет.

Витраж это картина, составленная из кусочков цветного стекла, скрепленных между собой свинцовыми полосками, наибольшее распространение это искусство получило в средние века, почти все средневековые соборы славятся своими витражами, широко распространен в настоящее время

Что такое мозаика? Мозаика (франц. mosaïque, итал. mosaico, от лат. musivum, буквально - посвященное музам), изображение или узор, выполненные из однородных или различных по материалу частиц (камень, смальта, керамическая плитка и пр.)…

Мозаика это монументальная живопись, изображение или узор, который выполнен из цветных камней, смальты (цветное непрозрачное стекло), керамических плиток, возникла в античную эпоху, популярна до сих пор.

Что такое панно? Панно (франц. panneau, от лат. pannus - кусок ткани), 1) часть стены, выделенная обрамлением (лепной рамой, лентой орнамента и т. п.) и заполненная живописным или скульптурным изображением. 2) Картина, исполненная маслом, темперой и т. д.

Панно это обрамленная часть стены или потолка, заполненная изображением, или картина, украшающая стену или потолок.

Творческое задание Создать эскиз витражного окна

Итог урока: Что такое монументальная живопись? Перечислите виды монументальной живописи. Что узнали о фреске, витраже, мозаике, панно?

Домашнее задание Выучить понятия и определения. Принести альбом, клей, ножницы, цветные ручки или фломастеры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В данной работе представлена проверочная работа для 8 класса по программе Б.М. Неменского по теме " Истоки архитектуры и монументальных видов искусства"...

Портрет в живописи. Виды портрета.

Цель данной презентации - познакомить учащихся с изображением человека в изобразительном искусстве, понятием "портрет", его видами, узнать об индивидуальных особенностях портретов....

Она украшает стены и потолки общественных зданий. В прошлом расписывали главным образом храмы, сейчас — дворцы культуры, вокзалы, гостиницы, стадионы. Такая живопись должна быть выполнена из долговечных материалов, чтобы вместе со зданиями существовать века. Творцы росписей, изображая исторические события или сцены из современной им жизни, стремятся передать свое представление о мире, передовые идеи своего времени. Монументальная живопись воспитывает художественный вкус у широких масс зрителей.

Монументальная живопись расположена на стенах, потолках, сводах, нередко она переходит с одной стены на другую. Рассматривают росписи двигаясь по зданию, иногда даже с улицы, через большие стекла современных зданий. Иначе говоря — монументальная живопись воспринимается в движении с разных точек зрения, и она не должна при этом терять своего воздействия на зрителя.

Художник-монументалист может развернуть в живописи сложный рассказ-повествование, может соединить события, происшедшие в разных местах и в разное время. Так, великий итальянский художник Микеланджело на потолке Сикстинской капеллы в Риме изобразил множество библейских сцен, соединив их в единую сложную композицию.

Знаменитая фреска "Сотворение Адама"

Монументальная живопись появилась так же давно, как и человеческое жилище. Уже на стенах пещер, где укрывался первобытный человек, можно увидеть выполненные с удивительной наблюдательностью сцены охоты или просто изображения отдельных животных (см. сооб. «Первобытное искусство» ) .

Изучая историю древних культур, мы везде встречаемся с памятниками монументальной живописи. Они не только доставляют нам художественное наслаждение, но и рассказывают о жизни, быте, труде, войнах народов Древнего Египта , Индии , Китая , Мексики и других стран.

Извержение Везувия в 79 г. засыпало пеплом богатый город Римской империи Помпеи . Это сохранило нам в неприкосновенной свежести множество росписей. Некоторые из них, снятые со стен, украшают сейчас музей в Неаполе .


Фреска из Помпей. Афродита, Арес и Эрос.
Второй период расцвета монументальной живописи в Италии связан с эпохой Возрождения (XIV — XVI вв.). Фрески Джотто , Мазаччо , Пьеро делла Франческа , Мантеньи , Микеланджело , Рафаэля и для художников нашего времени служат образцами художественного мастерства (см. ст. «Искусство итальянского Возрождения» ) .

Художественная культура Древней Руси также нашла свое выражение в памятниках монументальной живописи. Монументальная живопись пришла на Русь из Византии после принятия христианства, но быстро обрела национальные русские черты. Несмотря на то что сюжеты росписей имели религиозный характер, русские художники изображали людей, которых они видели вокруг себя. Их святые — это простые русские мужики и простые русские женщины, это весь русский народ в его самых благородных чертах. Главными центрами монументальной живописи на Руси были Киев, Новгород, Псков, Владимир, Москва, позднее Ярославль (см. сооб. «Древнерусское искусство» ) . Но и за пределами этих больших древних городов, в тихих отдаленных монастырях, также создавались интересные росписи.

В далеком Ферапонтовой монастыре , приютившемся на озерах бывшей Вологодской губернии, великий русский художник Дионисий создал росписи, которые восхищают нас музыкальностью форм, нежностью, чудесным подбором цветов. Краски для росписей Дионисий приготовлял из разноцветных камней, которыми усыпан берег озера около монастыря.


Дионисий. Фреско собора Рождества богородицы в Феропонтовом монастыре
Андрею Рублеву , Дионисию , Феофану Греку обязана русская монументальная живопись своими высшими достижениями. Но, кроме этих больших мастеров, десятки и сотни художников, имена которых остались неизвестными, создали множество росписей в России, на Украине, в Грузии и Армении.

Росписи различаются в зависимости от техники исполнения: фреска , живопись темперой , мозаика , витраж .

Слово фреска часто неправильно применяется для определения всякой стенной живописи. Это слово происходит от итальянского «аl fresco » что означает «по свежему», «по сырому». И действительно, фреска пишется по сырой известковой штукатурке. Краски- сухой пигмент, т. е. краситель в порошке,- разводятся на чистой воде. Когда штукатурка высыхает, содержащаяся в ней известь выделяет тончайшую кальциевую корочку. Эта корочка прозрачна, она закрепляет находящиеся под ней краски, делает живопись несмываемой и очень прочной. Такие фрески дошли до нас через столетия мало изменившимися.

Иногда по уже сухой фреске пишут темперой — красками, разведенными на яйце или казеиновом клее. Темпера — также самостоятельный и очень распространенный вид стенной живописи.

Мозаикой называют живопись, выложенную из небольших цветных кусочков камни или смальты — специально сваренного для мозаичных работ непрозрачного цветного стекла. Плитки смальты колют на кубики нужной художнику величины и из этих кубиков по зскизу и рисунку, сделанному в натуральную величину (по так называемому картону), набирают изображение. Раньше кубики укладывали в сырую известковую штукатурку, а сейчас — в цемент, смешанный с песком. Цемент застывает, и кубики из камня или смальты прочно в нем закрепляются. Мозаику знали уже древние греки и римляне. Она была распространена также в Византии, балканских странах, Италии. Особенно знаменит своими мозаиками итальянский город Равенна (см. ст. «

Монументально-декоративное искусство отличается разнообразием материалов и техник. Некоторые из них, такие как фреска, мозаика, витраж, энкаустика, сграффито, витражная живопись и темпера, восходят к глубокой древности, имеют установившиеся традиции приёмов.
Пластическая концепция в известной мере зависит от свойств материала, она не должна быть навязана извне. Поэтому важно постигнуть особенности материала, изучить их для того, чтобы он работал на художника, а не против него. Только в этом плане может быть понятно выражение "техническое мастерство", а не в преклонении перед механической правильностью машинной обработки. Индустриальные методы строительства, стандартность архитектуры создают тот фон, на котором рукотворные произведения художника могут прозвучать с особой силой. Артистичность в работе с материалом заставляет зрителя сопереживать творчеству мастера, помогает ощутить силу его глаза, рук, интеллекта.
Гибкость и вкус художника проявляются не в том, что он приспосабливается к чему-то, а в том, что он открывает новую жизнь материала. Каждый материал (камень, стекло, ткань, дерево, металл) объективно обладает несколькими качествами: цветом, весом, особенностями структуры и фактуры поверхности, прозрачностью и непрозрачностью и так далее. Работая с материалом, нельзя использовать только одно его свойство. Это не только обеднит его, но и настолько исказит, что его могут принимать за что-то другое. Например, если в смальтовой мозаике принять во внимание только цвет смальты, то тем самым мы сведём её к живописи раздельным мазком. Необходимо почувствовать и раскрыть всю красоту материала. Но одного цветового ощущения материала мало, чрезвычайно важны и другие свойства, составляющие его особенность. Так, в художественном стекле ценят его прозрачность, преломление света, характер излома, присущий только ему. Существует выражение "подбор палитры в материале". Иногда это поручается другим людям, которые, как бы они ни были добросовестны и искусны, всё же не в состоянии до конца проникнуться замыслом автора. В некоторых случаях это оправдывается тем, что объём работ так велик, а сроки так коротки, что одному автору не под силу справиться с работой и он вынужден только корректировать работу исполнителей. К сожалению, у художников-монументалистов это обычное явление; иногда даже эскиз выполняется коллективно. А как важно выполнить работу с начала и до конца самому, на одном дыхании!

Монументально-декоративная живопись в различных техниках.

Альфреско.

Альфреско является классическим способом росписи стен. Это живопись по свежей известковой штукатурке щелочеустойчивыми пигментами, растворёнными в воде. Краски закрепляет стекловидная корочка углекислого кальция, образующаяся на поверхности сырой штукатурки. При её высыхании краски светлеют, приближаясь к цвету сухого пигмента. Если же краски смешаны с известковыми белилами, высветление усиливается. Таковы внешние отличия фрески от других способов живописи. Но пишут теперь способом альфреско, к сожалению, не многие. Это самый мужественный способ росписи стен и потолков, требующий от художника величайшей собранности, большой творческой воли, умения в несколько часов подвести итог всей подготовительной работы. Переделки, исправления, блуждания невозможны в технике фрески.

Сграффито.

Сграффито (рельеф из цветных и белой штукатурки) - способ стенописи, особенно распространённый; чрезвычайно простой и доступный по материалам, он даёт большой декоративный эффект. Но далеко не все возможности этого материала используются художниками.
Сграффито вообще означает выцарапывание, соскабливание вышележащего слоя цветной штукатурки до подкладочных слоёв. Естественно, что эти слои штукатурки должны быть в свежем, сыром состоянии, чтобы их можно было легко снимать с помощью металлических стеков разных форм. Но если считать, что сграффито - способ стенописи посредством обнажения нижележащего слоя, то может быть способ не только "мокрого", но и "сухого" сграффито, если выполнять резьбу по газопенобетону, туфу, пористому силикальциту, пористой керамике, по гипсу (с цветным наполнением или подкрашенному в массе) и т. п. мягким породам, покрытым сверху левкасом или покраской другого цвета. Способ резания по сухому может быть применим в тех случаях, когда строительство не позволяет пользоваться "мокрым" способом, то есть накладывать слои цветной штукатурки. Сграффито не следует путать с инкрустацией цветных штукатурок, так как эта техника вполне самостоятельна и роспись в ней ведётся в один слой штукатурок разного цвета.

Мозаика.

Мозаика - древнейший способ монументальной живописи. Первым материалом ее послужили, вероятно, россыпи камней, отшлифованных морской волной, изысканные по своим оттенкам минералы. Желание закрепить найденные в природе узорчатые сочетания камней вызвало необходимость искать пластичные материалы, которые связали бы отдельные камешки, ими стали: известь, глина, цемент. Достаточно положить несколько камней вместе, чтобы сразу почувствовать, что они начинают взаимодействовать величиной, формой и цветом. Очень часто заученные приёмы кладки мозаики мешают познать этот материал в его подлинной красоте. Распространённое представление о мозаике как о живописи способом раздельного мазка выражает только одно её качество – оптическое. Между тем мозаика, опирающаяся только на одну оптическую сторону восприятия, неизбежно производит впечатление писанной красками картины. Особенно фальшиво звучит техника мозаики в живописи иллюзорной и натуралистической. В этих случаях в живописи используется только цветная поверхность камня, забываются его трёхмерность и игра наклонных плоскостей, паузы швов и величина камня, сама фактура и рельеф мозаичной кладки, т. е. те возможности, которые даёт кладка разноцветных камней, при этом мозаика теряет свой смысл. Промежутки, швы между камнями имеют не меньшее значение, чем сам камень. Они соотносятся с камнем так же, как промежутки и изображения в орнаменте. Огромное значение для мозаики имеет и цвет грунта, который иногда меняют для усиления цветового эффекта. Смальта и камни даже одинаковой величины могут быть положены по-разному, в зависимости от цели, преследуемой художником. Мозаика без шва невозможна, и потому попытки маскировать шов или не считаться с ним, противны природе мозаичной живописи. Расположение кусочков мозаики, или, как говорят мозаичисты, «гравюра» мозаики строится в определённых ритмах и соответствует избранному приёму художника. Куски смальты, камня, керамической плитки держатся в грунте благодаря сцеплению с ним. Чем лучше грунт обволакивает кусочек мозаики, тем прочнее он держится. Форма мозаичного кусочка должна иметь основание, входящее в грунт, близкое к форме усечённой пирамиды, для того чтобы грунт заходил за края и после затвердевания крепко заклинивал и держал кусочек смальты за выступы. Галька, гладкий булыжник и керамическая плитка держатся хуже, чем колотый камень и смальта. Конечно, на прочность кладки мозаики влияют не только форма и поверхность камня или смальты, но и состав грунта, качество цемента, извести или клея и способ их применения. Необходимо также сказать о качестве существующей смальты, о возможностях смальтоварения. Смальта – это не обычное цветное стекло. В него входят различные добавки, сильно меняющие его физические свойства. В отличие от цветного стекла смальта менее прозрачна. Настоящая смальта при колке не разлетается на множество мелких, острых, неправильной формы осколков, а раскалывается по всей массе на более или менее ровные куски. Цвет настоящей смальты сложный и глубокий.

Флорентийская мозаика.

Способ выполнения флорентийской мозаики наиболее дорогостоящий, он заключается в подборе различного цвета пластинок мрамора и других пород камня. Такие пластинки после шлифовки и полировки обнаруживают природную красоту материала. Между тем сравнительно мало создано современных произведений, где бы во всю силу раскрывалась красота этого материала. Его декоративность ещё часто вступает в противоречие с натуралистическим решением «росписи». В полированной (флорентийской) мозаике используются мраморы различных месторождений, расцветок и рисунков, граниты, кварциты, порфиры, яшмы. Минералы: нефрит, родонит, лазурит, благородный змеевик, лиственит, ониксовидные мраморы, известняки и туфы. Изумительная красота естественного камня, обнажаемая при распиле и обработке породы, обязывает найти ему такое применение и такие изобразительные средства, которые максимально выявляли бы природную красоту материала. Нужно искать такое художественное выражение, где камень сохранил бы дыхание самой природы.

Роспись водными красками.

Темпера – старинный способ живописи станковой и монументальной. В монументальной живописи темпера имеет преимущество перед маслом, не только вследствие своей матовой не отражающей поверхности, что часто очень важно для росписи стен и потолков, но и благодаря большей прочности. Роспись, исполненная маслом, в большинстве случаев почернела и потрескалась, между тем древние произведения темперной живописи оказались долговечными. Даже иконы, покрытые олифой, почерневшей от времени, сохранили свои краски. Как известно, связующим во всякой темпере является эмульсия, состоящая из клея и масла или лака. Яйцо является естественной эмульсией, употреблявшейся в глубокой древности. Живопись на одном клеящем веществе не может быть названа темперой, хотя по внешнему виду она очень похожа на неё. Клеевая живопись напоминает приёмами письма темперу. Но темперная роспись в отличие от клеевой росписи, благодаря присутствию масла в составе эмульсии, по высыхании не смывается водой. Клеящие свойства белка и яичное масло, преобладающее в желтке, при разведении его водой, дают эмульсию, которая связывает порошки красок. Другие эмульсии для темперы составляют искусственным соединением клея и масла или лака. Живописцу необходимо всегда учитывать, что при высыхании темпера светлеет. В темперной росписи ценны цветосила и меньшая изменчивость цвета пигмента по сравнению с масляной живописью, ибо присутствие большого количества масла или лака уничтожает эти особенности. Разумеется, этот способ живописи существует только на твёрдых основаниях, а не на холсте. Как известно, русские иконы исполнялись темперой чаще на липовых досках, оклеенных редким холстом и покрытых левкасом. Левкас делается на гипсе и меду, связующим был мездровый и осетровый клей. Липовые доски соединялись между собой деревянным клинообразным шпунтом, который в известной мере предохранял от коробления. Темперная живопись, в отличие от фрески, допускает применение всех имеющихся пигментов при условии, что они обладают цветостойкостью. Темперная краска даёт огромные колористические возможности и допускает различные приёмы живописи: корпусную живопись и лессировки, акварельный приём с использованием цвета левкаса. Лучше пользоваться в одной росписи связующим одного состава, чтобы избежать случайных наслоений более «крепких» слоёв на рыхлые, так как от этого могут появиться трещины и шелушение в красочном слое – кракелюры.

Статья не претендует на исчерпывающую полноту изложения и рассчитана на узкий круг людей, интересующихся и работающих в этой области.

Искусство > Живопись

Ж ивописные произведения большого масштаба, связанные с архитектурой, но обладающие самостоятельным и общественно значимым образным содержанием: изобразительное панно, роспись, мозаика.

Панно (франц. panneau от лат. pannus - кусок ткани ) - во-первых, это живописное произведение декоративного назначения, вделанное в стену архитектурного интерьера. В отличие от монументальной росписи панно почти всегда выполняется вне предназначенного ему места, на холсте и обычной живописной техникой.

И второе значение панно - часть стенной поверхности, выделенная посредством обрамления и заполненная живописью или скульптурным рельефом.

Роспись - термин в области монументально-декоративной живописи, охватывающий все связанные с архитектурой произведения живописи за исключением мозаики и панно. Росписью называют сюжетно- тематические и чисто декоративные, орнаментальные композиции, выполненные красками непосредственно на поверхности стены, потолка, свода, столба, колонны и проч. по штукатурке или наклеенному на нее холсту.

Фреска включается сюда наряду с масляной живописью. Живописная техника в собственном смысле слова употребляется равно с техникой трафарета и т. д.

Иногда в неточном значении термин роспись охватывает любые произведения монументальной живописи, включая панно и мозаику. Роспись в прикладном искусстве - сюжетные и орнаментальные изображения, наносимые на предметы кистью или заменяющими ее инструментами, например, аэрографом.

Обычно процесс росписи бывает тесно связан с самим производством расписываемых предметов, но в отдельных случаях он может выделяться в самостоятельную художественную отрасль. Такую отрасль, как широко распространенное искусство росписи тканей, имеющее название «батик». Роспись подносов, шкатулок, матрешек, фаянса и т. д.

Фреска (отитал. fresco - свежий, сырой) - важнейшая техническая разновидность монументальной живописи красками, разведенными чистой или известковой водой по свежей, сырой штукатурке. Здесь известь применяется в качестве основного связующего вещества.

Основных связующих веществ немного: растительное масло, растительный и животный клей, яйцо, воск, известь.

К фреске в широком смысле относятся росписи техникой а фреско (итал. a fresco), т. е. сырым способом, «по сырому», - основная техническая разновидность фресковой живописи - характеризуется исиолнением по свежей известковой штукатурке. Краски закрепляются здесь в процессе высыхания штукатураки образующимся на ней слоем углекислокальциевых соединений.
Отсюда характерная для этой техники необходимость быстрого завершения работы, требующая прй значительных размерах композиции обязательного исполнения по частям. Недостатки такого исполнения обнаруживаются через несколько дней после полного высыхания штукатурки, сильно изменяющего краску.

Роспись а фреско почти всегда приходится дополнять прописками темперой с целью исправления деталей, поэтому техника, лишенная поправок, - чистая фреска (буон фреско) , поэтому особенно трудная и редкая.

Для росписи а фреско характерно, но не всегда обязательно, исполнение по частям. Следы так называемых, соединительных швов являются границами между этими частями. Прорись - это перевод с контурного рисунка на картон или плотную бумагу, выполненный в натуральную величину. Затем с картона рисунок переводят на тот материал, на котором будет выполняться монументальная живопись.

Однако живопись должна находиться внутри помещения и не должна подвергаться воздействию неблагоприятных погодных условий, резкой смены температуры.

Техника фрески а секко (итал. a secco - сухим способом, «по-сухому») - одна из разновидностей, основанная на выполнении живописи по твердой, уже высохшей известковой штукатурке.

Следующий способ выполнения фрески - казеиново-известковая живопись по свежей штукатурке. Это самый совершенный способ. Он основан на применении смеси казеина с известью как связующего звена. В отношении прочности эта живопись превосходит обычную фресковую. Казеиново- известковая живопись может исполняться по увлажненной и даже по сухой штукатурке. Она свободно выдерживает промывку водой и может находиться вне помещения.

Читайте также Монументальная живопись барокко

Мозаика - особая техническая разновидность монументальной живописи, основанная на применении разноцветных твердых веществ - смальты (итал. smalto). Это небольшие куски непрозрачного цветного стекла, природных цветных камней, цветных эмалей поверх обожженной глины в качестве основного художественного материала. Изображение составля-ется из кусочков таких материалов, хорошо пригнанных друг к другу, укрепленных на цементе или специальной мастике и отшлифованных.

По способу так называемого прямого набора мозаика исполняется с лицевой стороны на предназначенном ей месте (стена, свод или отдельная плита, которая затем вделывается в стену).
При обратном наборе цветные кусочки видны художнику лишь с оборота: они наклеиваются лицевой поверхностью на временную тонкую подкладку, которая удаляется вслед за переносом мозаики на стену.

Первый из этих способов сложен и трудоемок, но более совершенен с художественной стороны. Наборная мозаика выполняется из заранее приготовленных мелких кусочков, которые соответствуют очертаниям рисунка лишь в массе.

В пластичной или штучной мозаике мозаичные элементы значительно крупнее и вырезаются в соответствии с изобразительными контурами.

Так называемая флорентийская мозаика состоит из плиток цветных камней. В Москве мозаичное панно можно увидеть на станциях метрополитена: Киевская кольцевая, Новокузнецкая, Чеховская, Парк Победы, Фрунзенская (Дворец молодежи) и др.

Витраж (франц. vitrage, от vitre - оконное стекло) - произведение декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера, выполненное из разноцветного расписного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения оконного проема в каком-либо архитектурном сооружении.

Витраж может быть выполнен в специальном коробе с подсветкой как, например, на колоннах станции Новослободская московского метро.

Витражи широко распространены в готических соборах XIII-XV вв. Готический стиль в западно-европейском искусстве нашел яркое и характерное воплощение во Франции и Германии. В Италии он получил лишь незначительное развитие из-за более устойчивых античных традиций.

Готические соборы символизировали стремление ввысь, к небу, и все их декоративное убранство - статуи, рельефы, витражи, - способствовало этому. Витражи состояли из мелких и разнообразных по форме стекол, скрепленных свинцовыми обрамлениями. Изображения наносились сначала непрозрачной коричневой краской (предназначенной для контуров и других линейных элементов) и просвечивающей серой. С XIV в. дополнительно применялась техника выскабливания по специально покрашенному разноцветному стеклу.

В XX в. распространилось производство витража из бесцветного стекла, обработанного пескоструйным аппаратом, травлением, гравировкой



Рассказать друзьям