Что такое мюзикл? Что такое мюзикл: определение.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

«Мюзикл как музыкальный жанр»

Введение

    Что такое мюзикл?

    Этапы развития мюзикла

    Мюзикл в России

    Мюзикл «Нотр-Дам де Пари» (показ видеофильма)

    Показ мюзикла «Нотр-Дам де пари»

Заключение

Подготовила преподаватель

теоретических дисциплин Минасян Г.Ж.

Введение

Современное музыкальное искусство наполнено разнообразием жанров и направлений. Сейчас на эстраде можно встретить и представителей классической школы, и различных молодёжных субкультур, и всевозможных музыкальных направлений. Каждый, выходя на сцену, выражает свои мысли и чувства по-разному: кто-то садится за рояль и исполняет классику, со сцены льётся музыка чистая, светлая, наполненная глубоким чувством. Такую музыку до конца понять может не каждый, но трогает она многих. Но тем не менее современная эстрада предлагает очень много музыкальной продукции для широкого круга потребителей. Эта музыка доступна для понимания каждому, зачастую не несёт в себе глубокого смысла.

Мир меняется, в него приходят новые люди, а вместе с ними и новые мысли, идей, меняются представления о жизни, о жизненных ценностях. Но тем не менее в сердцах людей навсегда остаётся вечное, светлое – любовь, дружба, верность. Всё это находит отражение в музыкальном творчестве. Вместе с образом мыслей меняются и средства выразительности: появляются новые музыкальные инструменты, в том числе электронные, новое световое оборудование. В результате сплава элементов современного музыкального искусства и классического появляются новые жанры.

Мюзикл наиболее востребованный и перспективный жанр музыкально – сценической постановки.

Объект исследования – современные музыкальные жанры

Предмет исследования – мюзикл как музыкальный жанр

Цель исследования – выяснить, какие современные и классические средства выразительности используются в мюзикле.

ЗАДАЧИ:

1. Рассмотреть особенности мюзикла как музыкально-сценического

жанра;

2. Изучить историю возникновения мюзикла как музыкально –

сценического жанра;

3. Проанализировать этапы развитию мюзикла

1. Что такое мюзикл?

Мю́зикл (англ. Musical) (иногда называется музыкальной комедией) - музыкально-сценическое произведение, в котором переплетаются диалоги, песни, музыка, важную роль играет хореография.

Мюзикл - особый сценический жанр, где в неразрывном единстве сливаются драматическое, музыкальное, вокальное, хореографическое и пластическое искусства. На современном этапе - один из самых сложных и своеобразных жанров, в котором, в той или иной степени, нашли свое отражение чуть ли не все стили сценического искусства, существовавшие прежде.

Три главных компонента мюзикла - музыка, лирика и либретто. Либретто мюзикла относится к «пьесе» или истории показа – фактически его разговорная (не вокальная) линия. Однако, "либретто" может также относиться к диалогам и лирике вместе, как либретто в опере. Музыка и лирика вместе формируют музыкальную партитуру. Интерпретация мюзикла творческой группой сильно влияет на способ представления мюзикла. Творческая команда включает режиссера, музыкального режиссера и обычно балетмейстра. Производство мюзиклов также творчески характеризуется техническими аспектами, такими как декорации, костюмы, свойства сцены, освещения и т.д. Это вообще изменяется от постановки к постановке (хотя некоторые известные аспекты производства имеют тенденцию сохраняться с оригинальной постановки, например, хореография Боба Фосса в «Чикаго»).

Не существует фиксированной длины для мюзикла, и он может длиться от короткого одноактного представления до нескольких действий и нескольких часов (или даже нескольких вечеров). Однако, большинство мюзиклов длится от получаса до трех часов. Мюзиклы сегодня обычно представляются в двух действиях, с одним перерывом от десяти до 20 минут. Первый акт почти всегда несколько длиннее, чем второй акт, и вообще представляет большую часть музыки. Мюзикл может быть построен приблизительно на 4-6 главных тематических мелодиях, которые повторяются всюду в представлении, или может состоять из ряда песен, не непосредственно музыкально связанных. Разговорный диалог обычно вкрапляется между музыкальными номерами, хотя использование "вокального диалога" или речитатива не исключено, особенно в такого типа мюзиклах, как «Les Misйrables».

Музыкальный театр близко связан с другим театральным искусством постановки, оперой. Эти формы обычно отличаются множеством факторов. Мюзиклы обычно имеют больший акцент на разговорном диалоге (хотя некоторые Мюзиклы полностью сопровождаются вокально, такие как «Иисус Христос – суперзвезда» и «Les Misйrables»; и с другой стороны некоторые оперы, такие как «Die Zauberflцte», и большинство оперетт, имеют некоторый несопровождаемый музыкально диалог. В частности мюзиклы почти никогда не исполняется на языке, отличающемся от языка его аудитории. Мюзиклы, произведенные в Лондоне или Нью-Йорке, например, неизменно поются на английском языке, даже если они были изначально написаны на другом языке (опять «Les Misйrables», первоначально написанный на французском языке, является хорошим примером). В то время как оперный певец - прежде всего певец и только во вторую очередь актер, музыкальный театральный певец - обычно актер сначала, который может по крайней мере поддержать мелодию, и имеет слух, но – часто это не профессиональный певец. Композиторы музыки для мюзикла часто должны принимать во внимание ограничения таких исполнителей, и театры, организующие мюзиклы обычно используют усиление певчих голосов актеров, к которому относились бы неодобрительно в контексте оперы.

В отрыве, по крайней мере, ни одна из этих особенностей действительно не является определяющей, и практически часто трудно найти отличие среди различных видов легкого музыкального театра, включая "оперетту", "комическую оперу", "легкую оперу", "музыкальную пьесу", "музыкальную комедию", "пародию", "мюзик-холл" и даже "ревю". Некоторые работы (например Леонарда Бернштейна и Стивена Сондхайма) получили и "мюзикловую театральную" и "оперную" аранжировку. Точно так же некоторые старые оперетты или легкие оперы имели современные постановки или адаптации, которые рассматривали их как мюзиклы. Сондхейм сказал: «я действительно думаю, что, когда что-то ставят на Бродвее, это - мюзикл, и когда это же ставят в оперном театре, это - опера.» Это так. Местность, провинциальность, ожидания аудитории делают это одной вещью или другой. Это прежде всего касается музыкальных театральных работ, которые являются отчетливо "неоперными", но неизбежно остается некоторым наложением между более легкими оперными формами и более музыкально сложным или изысканными мюзиклами: нечто среднее, в чем стили постановки являются почти столь же важными, как фактическое музыкальное или драматическое содержание по определению.

Как и в случае с хорошо обработанной опереттой или оперой, моменты либретто мюзикла самой большой драматической интенсивности часто выполняются в виде песен. Общеизвестно, что «когда эмоция становится слишком сильной для речи (или речитатива), Вы поете; когда она становится слишком сильной для песни, Вы танцуете". Песня (идеально во всяком случае) аранжирована так, чтобы удовлетворить характеру героя и его ситуациям в пределах истории, хотя были времена в истории мюзикла (например 1920-е), когда эта интеграция между музыкой и историей была незначительна.

Постановка часто открывается песней, которая устанавливает тон мюзикла, вводит некоторых или всех главных героев, и показывает атмосферу пьесы. В пределах сжатой природы мюзикла авторы должны развить героев и сюжет. Музыка обеспечивает средство выражения эмоций. Однако, обычно, намного меньше слов поется в пятиминутной песне, чем говорится в пятиминутном диалоге. Поэтому здесь меньше времени, чтобы развить драму, чем в прямой пьесе эквивалентной длины, так как мюзикл обычно посвящает больше времени музыке, чем диалогу.

2. История возникновения мюзикла

Сколько же лет мюзиклу? Искусство рассказывать истории с помощью песен относится к незапамятным временам. Мы знаем, что древние греки включали музыку и танцы в их театральные постановки еще в 5 веке до н.э. Некоторые из них писали специальные песни под каждый мюзикл, другие использовали существующие. Эти пьесы сочетали в себе политическую и социальную сатиру и все остальное, что может развлечь массы. С помощью песен можно было комментировать действия, рассказывать о происходящем и т.д.

Римляне скопировали практически все формы и традиции греческого театра, но они внесли и некоторые изменения. В частности, они стали подбивать обувь металлом, чтобы было лучше слышно движение танцоров, что стало подчеркивать важность спецэффектов.

Предшественниками современного мюзикла были множество легких жанров, где смешались шоу варьете, французский балет и драматические интерлюдии. В сентябре 1866 года на сцене Нью-Йорка прошла постановка Black Crook, где сплетались романтический балет, мелодрама и другие жанры. Именно она считается исходной точкой нового жанра. Музыкальная комедия подразумевала легкое развлекательное представление, где важным был не сюжет, а скорее популярные вокальные номера в исполнении кумиров публики.

Ещё в 80-е годы для большинства тогда «советских» людей слово мюзикл было странным и непонятным. Однако, мюзикл такой же полноправный театрально-музыкальный жанр, как скажем опера и оперетта. Совершенно очевидно, что слово «мюзикл» происходит от английского слова «musical» - музыкальный. И в русскоязычной интерпретации не так давно можно было встретить его ошибочное, неправильное произношение, «мюзикл», «музикал», «мьюзакал» и так до бесконечности.

Если попытаться охарактеризовать жанр мюзикла, определить его сценическую принадлежность, то становиться сразу понятным, что это синкретичный жанр. В мюзикле переплетаются драма (драматический конфликт), музыкальные композиции (зачастую исполняемые актёрами), хореография, вокал, пластика. На данный момент на современной сцене не существует другого такого жанра, столь сложно обобщающего разнообразные направления и стили. Пока мюзикл находился на начальном этапе своего формирования, многие не верили в его успех.

Было принято считать, что мюзикл, это «театр одной пьесы», но вскоре, публика поменял свое мнение. Так как эти представления, кроме того, что были лёгкими, хорошо поставленными и приятными для просмотра, поднимали важные проблемы и воскрешали для широкого круга зрителей классику. Под словом классика тут имеется ввиду как музыка, так и литература, и возможно даже в большой степени литература.

Так, к примеру, роман Виктора Гюго «Собор парижской богоматери», был одним из благополучно забытых произведений 19 века. И возможно, не взорви публику «Нотр Дам де Пари», многие никогда бы не узнали о прекрасной и печальной Эсмеральде, которая погибла за любовь, и о Квазимодо, чья любовь была неразделённой, и который потерял всех, кого любил.

Но обо все по порядку. Ведь, «Нотр Дам де Пари», безусловно, был уже венцом цветения культуры мюзикла. В Россию мюзикл пробрался через джаз, впрочем такая ситуация была и на его исторической родине – Америке, где о том, что мюзикл начал зарождаться можно было говорить уже в 30х годах. Вы скажете, мюзикл в советской России? Не может быть! Что ж, помните фильмы Г. Александрова? Картина «Весёлые ребята» наверняка тут же приходит на память, а там и джазовая команда Утёсова. Традиции включать в кино элементы мюзикла мы сможем увидеть ещё и в фильмах «Цирк», «Волга – Волга». А вот показать мюзикл на сцене было гораздо сложнее, хотя пробы были регулярными начиная с 1960го года.

Как уже говорилось ранее, родиной мюзикла по праву считаются соединённые штаты Америки. Американский путь развития, будь то в политических либо в культурных сферах принято считать особым. Недолго думая, историки всех стран называют его «американский путь». Из-за большого количества переселенцев и пуритан, театральное искусства в Америке не могла развиваться так, как развивалось европейское. Отчасти поэтому, всё произошло так, как произошло.

Пуритане, боровшиеся не только за чистоту веру, но и за чистоту жизни практически двести лет навязывали людям мнение том, что театр это «низкий лицедейский» жанр. Пуритане были уверены, что духовное развитие человек может получить только через аскетизм и интеллект – ни того, ни другого, по мнению пуритан в театре не было. Несмотря на такой жёсткий и непосильный пригнёт, американский театр не исчез, однако некоторые его жанры так и не увидели свет.

Вплоть до 19 века театр в Америке находился вне закона, был контркультурным, поэтому расцветали грубые, упрощённые его виды. Актёрами в основном становились иммигранты из Европы, либо «чёрные американцы», они добавляли в театрализованные представления свой народный фолк. Таким образом, формирование театра всё же происходило, и ко второй половине 19 века появилось «нечто». Правда, представления в американском театре носили только развлекательный характер.

Зачастую, с начала появляется вещь, а потом человек размышляет как её назвать. Так вот, эти представления получили названия Министрель – шоу – уже само название говорит об иронизации его создателей над ним. В этих представлениях актёры делали смешные пародии на жизнь негров и негритянский быт. Самое интересное, что все актёры были белыми, а все музыканты – чёрными.

Такое увлечение культурой чёрных, поначалу пусть и шуточное, не могло не иметь последствий. Его самым замечательным последствием явилось зарождение – джаза. Джаз активно использовались на сцене для постановки бурлескных спектаклей, и спектаклей в духе фарс-водевиль. Эти постановки уже игрались при помощи и актёров и музыкантов. Джаз стал так популярен, что к началу второй мировой войны во всей Америке трудно было отыскать развлекательное шоу, не включающее джазовые элементы. Из примитивной негритянской музыки джаз превратился в музыку, которая рассказывает о философии американского бытия и как следствие этого, изменился и драматический жанр спектаклей. Джаз объединил все ранее разрозненные жанры – так родился мюзикл.

3.Этапы развития мюзикла

Театральное искусство США до конца 19 в. развивалось сложно, по особому пути, практически не соотносящемуся с общеевропейским. Английские пуритане, составлявшие большинство переселенцев в молодую страну, привезли с собой крайне нетерпимое отношение к художественной культуре вообще, и к театральному искусству в особенности. Истоки этого можно проследить еще в 17 в., со времен английской буржуазной революции, когда в 1642 английский парламент специальным указом запретил все театральные представления. Однако Англия, несмотря на свое островное расположение, все же не могла развиваться изолированно от общих тенденций европейского Просвещения 18 в., поставившего театр на службу своей идеологии, а следовательно – уделявшего театральному искусству много внимания. США же, в силу своей удаленности от Европы, обладали куда большей возможностью сопротивления интеграции тенденций художественной культуры. Переселенцы-пуритане, последовательно проповедуя идеологию аскетизма, на протяжении двух столетий отводили театру роль «низкого» и социально неодобряемого вида человеческой деятельности, провозглашая средоточием духовной жизни интеллектуальное, но не художественное развитие. Это не могло уничтожить театр вовсе, но обусловило совершенно определенные формы его развития.

Существование в 19 в. американского театра вне официальной идеологии способствовало развитию его самых простых и грубоватых форм, рассчитанных на неискушенного и потому непритязательного зрителя. К тому же мигрирующие из Европы театральные труппы и отдельные актеры, как правило, были не самыми талантливыми и не самыми состоятельными людьми, не сумевшими добиться успеха на родине. Наибольшее распространение в то время получили бродячие труппы, состоящие из небольшого количества актеров. Малый состав трупп обусловливал их репертуар: набор разнородных, преимущественно комических, номеров, короткие скетчи, музыкальные или танцевальные сценки. Как любой бродячий театр, чье материальное благополучие напрямую связано с конкретными интересами зрителей, эти труппы были вынуждены осваивать «местную специфику», в том числе – негритянский фольклор. К середине 19 в. сформировались американские театральные жанры, представляющие, несмотря на заимствование своих названий из европейского театра, совершенно особую их разновидность. Все они имели общую направленность – развлекательную. Различия между этими жанрами были скорее формальными, нежели принципиальными.

В конце 60-х годов XX века под влиянием новых музыкальных стилей приходит новое понимание мюзикла как жанра. В спектакле «Волосы» («Hair», 1967) нашли отражение модные тогда идеи хиппи, тем самым постановка получила название «мюзикла первобытного американского лирического рока». С 70-х годов количество спектаклей сокращается, однако декорации и костюмы новых мюзиклов становятся более роскошными. Кардинальные изменения в понятие мюзикла преподнесла постановка «Иисус Христос суперзвезда» («Jesus Christ Superstar»1971) композитора Эндрю Ллойда Уэббера и либреттиста Тима Райса. Серьёзная тема мюзикла «Эвита» («Evita», 1978) доказала большой путь, который прошёл жанр за время своего развития. Творение Уэббера «Кошки» («Cats», 1981) по мотивам стихотворного цикла Т. С. Эллиота «Популярная наука о кошках, написанная Старым Опоссумом» («Old Possum’s Book of Practical Cats») представляет яркие запоминающиеся образы, в музыке узнаются кошачьи интонации, танцы гибки и пластичны. Другим популярным произведением Уэббера стал мюзикл «Призрак Оперы» («The Phantom of the Opera»), сочетающий в себе элементы детектива и триллера.

Англо-американская монополия мюзиклов прекратилась в 1985 году, когда на лондонской сцене состоялась премьера французской постановки «Отверженные» («Les Miserables») по мотивам одноимённого романа Виктора Гюго. Авторами являются композитор Клод Мишель Шонберг и либреттист Ален Бублиль. Высокий уровень мюзикла как жанра доказывает «Мисс Сайгон» («Miss Saigon»), осовремененная опера Пуччини «Мадам Баттерфляй».

4. Мюзикл в России

В России взаимоотношения с мюзиклом начали завязываться очень давно, – правда, в несколько иной, своеобразной модификации этого жанра. Однако первые подступы к мюзиклу шли так же, как и в Америке, – через джаз. Это случилось в фильмах Г.Александрова, и особенно – в Веселых ребятах с участием джаз-банда Л.Утесова. Несмотря на то, что в партитуре присутствует не так уж много музыкальных номеров, на самом деле они являются полномочными участниками фильма, существующими на равных правах с актерами. Эта линия была продолжена режиссером в Цирке, и – несколько менее органично – в Волге-Волге, где музыкальные номера зачастую были вставными. Этот опыт Александрова практически не имеет аналогов в советском кинематографе, где развитие жанра музыкальной комедии шла преимущественно по линии оперетты (от ранних фильмов И.Пырьева до творчества классика жанра Я.Фрида).

Начиная с середины 1960-х предпринимались и многочисленные попытки постановок мюзиклов на советской сцене. В Ленинградском театре им.Ленинского комсомола была даже поставлена Вестсайдская история. Однако преимущественно диапазон постановок музыкальных спектаклей колебался между социальной публицистикой типа брехтовской зонг-оперы (Добрый человек из Сезуана на Таганке, Трехгрошовая опера и Люди и страсти в театре Ленсовета) и лирической музыкальной комедией-опереттой, сыгранной с большей или меньшей психологической убедительностью (Дульсинея Тобосская в театрах им. Маяковского и Ленсовета, Левша в театре Ленсовета и даже Ханума в БДТ). Однако был и ряд настоящих прорывов в сторону мюзикла. Они были, как правило, связаны с рок-творчеством российских композиторов. Так, совершенно неожиданным выглядел спектакль Свадьба Кречинского в Ленинградском театре оперетты (композитор А.Колкер, режиссер В.Воробьев). И, конечно, Ленкомовские спектакли М.Захарова – Тиль (композитор Г.Гладков), «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» и «Юнона» и «Авось» (композитор А.Рыбников). Последний из них каким-то необъяснимым образом зажил по законам американского мюзикла, на протяжении десятков лет сохраняя стабильную зрительскую реакцию (несмотря на то, что исполнители ролей широко заняты и в остальном репертуаре театра).

5. Современный мюзикл в России .

С 1999 Россия начала выпускать мюзиклы по западным принципам. Первым был лицензионный проект польского мюзикла Метро. Результаты обнадежили, и лицензионные мюзиклы начали множиться: Нотр-Дам, Чикаго, 42 улица, Иствикские ведьмы…

Гораздо более серьезным поводом для разговора мог бы стать оригинальный российский мюзикл. Конечно, не «Губы» в Театре Луны, который, несмотря на добротную литературную и музыкальную основу (В.Набоков, А.Журбин) остался обычным репертуарным спектаклем. Но – первый, сделанный с должным размахом и сопровождаемый грамотной продюсерской работой Норд-Ост. Однако трагедия с заложниками на Дубровке, кроме остальных ужасных последствий, разом обрубив успешный проект, похоже, отбросила российский мюзикл далеко назад. Возрождения Норд-Оста не получилось, психологический груз происшедшего оказался непосильным.

Заключение

Проанализировав специальную литературу и информацию в сети Интернет, я пришёл к выводу, что мюзикл – это жанр синкретичный, объединяющий в себе драматическое, музыкальное, вокальное, хореографическое и пластическое искусства. Он возник на основе сразу нескольких жанров - шоу варьете, французского балета и драматических интерлюдий. Для воплощения художественного замысла в мюзикле используется множество выразительных средств, современная аппаратура и спецэффекты. А именно звук, движение, речь, световое и лазерное шоу.

Мюзиклы традиционно считаются одной из самых сложных форм театральной постановки. Для его воплощения на сцене требуется очень много ресурсов. В постановке задействовано очень много людей (актёры, работники сцены, осветители, звукорежиссеры, администрация, рекламные агенты и.т.д.). Кроме того, на сегодняшний день мюзикл считается самым дорогим жанром.

Либретто для мюзикла составляются на основе различных сюжетов: исторических событий, мифов, выдуманных историй, сказок, повестей и романов. Хотя мюзикл и считается развлекательным жанром, тем не менее в основу идеи могут быть положены высокие идеи и глубокий смысл.

Современные средства выразительности способны наиболее сильно воздействовать на органы восприятия человека. Современная аппаратура способна воспроизвести почти любые звуки, создать нужные световые эффекты. Декорации, костюмы – всё это делает впечатления намного ярче.

Таким образом я пришёл к выводу, что мюзикл действительно является наиболее востребованным и перспективным жанром музыкально –сценической постановки. Так как мюзикл объединяет в себе и академические традиции (профессиональный вокал, классический балет, где - то симфоническое искусство), и современные веяния (эстрадные танцы и вокал, синтетическое звучание, световое шоу). В совокупности они способны наиболее сильно воздействовать на эмоциональную сторону человека и с помощью них можно намного ярче выразить художественный замысел.

Список литературы:

История зарубежного театра: учебник по культуре и искусству. / Под ред. Л. Гительмана. – СПб.: Питер, 2005.

Кирьянова, Н. В. История мировой литературы и искусства. / Н. В. Кирьянова. – М.: Наука, 2006.

Шабалина Т. Статья «Мюзикл»

www. ru.wikipedia.org/wiki

www.muzikl.net

Любите ли вы мюзикл так, как любит его мир?

Долгое время мюзикл не был признан как жанр театрального искусства, хотя влияние на его развитие оказали такие жанры, как оперетта, бурлеск, водевиль и комическая опера. Массовость, зрелищность, яркость, захватывающий сюжет - далеко не все, чем привлекателен для зрителя мюзикл. Глубокая драматургия, хороший вокал и хореография также важны. Где находятся первоистоки мюзикла и какие мюзиклы по праву считаются мировым наследием?

Мюзикл: история жанра

Mюзикл появился в Америке. До XIX века был запрещен ввиду пуританских нравов и провозглашался ими на протяжении 200 лет “низким лицедейским” жанром. Видение духовного развития жителя Нового Света пуританами тормозило развитие театрального жанра в Америке вообще. Но театр все же существовал и развивался. Как выглядел театр? Актерами театра того времени были европейские иммигранты и негры, а сами спектакли-мюзиклы начали свое существование в виде развлекательных Менестрель-шоу. Эти шоу были наполнены ироничными пародиями на жизнь и быт негров. В таких спектаклях европейцы играли негров, а негры - европейцев. Шуточные увлечения музыкальной культурой и бытом закончились зарождением джаза, без которого уже к концу первой половины XX века невозможно было представить ни одной известной театральной постановки. Существует мнение, что, объединив собой все театральные жанры, джаз породил мюзикл.

Бродвейские и французские мюзиклы

Broadway - это не только самая длинная улица Нью-Йорка (более 25 км), которую Эдгар По называл “аортой, по которой течет лучшая кровь нашей системы”. У Бродвея, в Театральном квартале, находится всемирно известный одноименный коммерческий театр (Broadway thearte), который стремится посетить каждый гость Нью-Йорка.

На подмостках Бродвея творил и родоначальник самого мюзикла Джордж Майкл Коэн. Он сделал мюзикл таким, каким мы привыкли видеть его сейчас. Первые творения Коэна выходили в начале ХХ века. Сам Коэн не имел образования по профилю, но он был настоящим практиком, а не теоретиком, к тому же в нем было достаточно харизмы и опыта (Джордж был потомственным актером), позволивших ему пробить дорогу этому жанру. В дальнейшем именно музыкальные постановки на Бродвее принесли театру всемирную славу. Лучшие бродвейские мюзиклы были экранизированы, после чего приобрели еще большую популярность:

  • “Скрипач на крыше
  • “Иисус Христос - суперзвезда”,
  • “Эвита”
  • “Кошки”.
  • “Призрак Оперы”.

Бродвей - самый знаменитый в мире “мюзикальный” театр. Секрет успеха, на взгляд Womie, заключен в гармоничном сочетании сюжета и музыки, зрелищности, а также в искусном смешении стилей, в ремейках исторических и библейских сюжетов на современный лад.

Помимо Бродвейских, ставятся знаменитые французские мюзиклы (“Нотр-дам де пари”, “Ромео и Джульетта”, “Тристан и Изольда”, рок-опера “Моцарт”, “Шахерезада” и др.), российские, азербайджанские, австрийские и украинские.

Наши мюзиклы

История мюзиклов в России началась в 1975 году с постановки зонг-оперы “Орфей и Эвридика”. Слово “рок” было запрещено, как и само понятие, но весь мир в то время аплодировал рок-опере “Иисус Христос - суперзвезда” и советский слушатель подпольно добывал качественные пластинки с записями ведущих партий… В то время существование театрального искусства в стиле мюзикл или рок-опера не поощрялось властями, а интерес к ним был наказуем. Советские постановщики завуалировали рок, обратившись к драматургии Брехта. Иностранное слово “мюзикл”, “рок”, “рок-опера”, “рок-музыка” и т.д. нельзя было использовать в афишах, поэтому западное явление назвали “современной оперой”. Премьера первого мюзикла, или рок-оперы, “Юнона и Авось” состоялась в 1981г, после этого западные СМИ охарактеризовали оперу как антисоветскую, существенно осложнив жизнь ее авторам. Спектакль продолжал выходить на сцене СССР, однако зарубеж его не выпускали, долго не выходила пластинка с записями партий, автора Рыбникова не признавали автором оперы, и в конце концов все закончилось судилищем с Минкультом, где автор смог доказать свои права. В таких тяжелых условиях существовал мюзикл в России раньше.

Современный российский мюзикл пытается пробить себе дорогу на мировой сцене и время от времени достигает успехов. Отсутствие кадров в этой области (режиссеров-постановщиков, хореографов и дирижеров) заставляет приглашать специалистов из-за рубежа, а это уже накладывает отпечаток на самобытность и оригинальность именно российского мюзикла. Мюзиклами в России занимается продюсерский центр “Стейдж Энтертейнмент”. Для тех, кто интересуется, Womie рекомендует посмотреть ремейки европейских и американских мюзиклов “Нотр-Дам”, “Чикаго”, “42-я улица”, “Иствикские ведьмы”, “Русалочка”, “Mamma Mia!”, “Cats”, “Zorro”, “Звуки музыки”.

А здесь мы подготовили для вас еще больше интересных материалов!

Мю́зикл (англ. Musical) (иногда называется музыкальной комедией) - музыкально-сценическое произведение, в котором переплетаются диалоги, песни, музыка, важную роль играет хореография. Сюжеты часто берутся из известных литературных произведений, из мировой драматургии (“Моя прекрасная леди” по Бернарду Шоу, “Целуй меня, Кэт!” по Шекспиру, “Человек из Ламанчи” по Сервантесу, “Оливер!” и “Ночь открытых дверей” по Диккенсу). Большое влияние на мюзикл оказали многие жанры: оперетта, комическая опера, водевиль, бурлеск. Как отдельный жанр театрального искусства долгое время не признавался.
Мюзикл - жанр, как правило, сложный в постановочном отношении и потому дорогой. Многие бродвейские мюзиклы славятся своими спецэффектами, что возможно только в условиях стационарного мюзикла, где спектакли идут ежедневно в течение многих лет, пока они пользуются успехом у публики. В России пример такого наиболее успешного стационарного мюзикла - «Норд-Ост».
Мюзикл - один из наиболее коммерческих жанров театра. Это обусловлено его зрелищностью, разнообразием тем для постановки, неограниченностью в выборе средств выражения для актеров.
По форме мюзикл чаще всего представляет собой двухактовый спектакль
Зарождение мюзикла
Предшественниками мюзикла были множество легких жанров, где смешались шоу варьете, французский балет и драматические интерлюдии. В сентябре 1866 года на сцене Нью-Йорка прошла постановка «Black Crook», где сплетались романтический балет, мелодрама и другие жанры. Именно она считается исходной точкой нового жанра. Музыкальной комедией охарактеризовал один из своих хитов «Хористка» английский продюсер Джордж Эдвардс. Музыкальная комедия подразумевала легкое развлекательное представление, где важным был не сюжет, а скорее популярные вокальные номера в исполнении кумиров публики. Постановки Эдвардса снискали ошеломительный успех в Нью-Йорке, и до начала XX века моду в новом жанре диктовали английские представления.
Pазвитие в Америке
В годы, предшествующие Первой мировой войне, талантливые эмигранты Херберт, Фримль, Ромберг и другие дали импульс активному развитию мюзикла в Америке. В период 20-х и 30-х годов, с приходом новых американских композиторов Джерома Керна, Джорджа Гершвина, Кола Портера и других, мюзикл приобретает истинную американскую окраску. Усложнилось либретто, в ритмах стало заметно влияние джаза, рэгтайма, в песнях появились типичные американские обороты. Многие песни из мюзиклов стали музыкальной классикой. Значительно возросло актёрское мастерство певцов. В 1932 году композитор Гершвин впервые награждён Пулитцеровской премией за работу над мюзиклом «Я пою о тебе» («Of Thee I Sing», 1931). При совместной работе Роджерса и Хаммерстайна II появились такие постановки, как «Оклахома!» («Oklahoma!», 1943), «Карусель» («Carousel», 1945), «Юг Тихого океана» («South Pacific», 1949), отличавшиеся высоким уровнем драматургии. Они имели ошеломительный успех у публики.
После Второй мировой войны фабула мюзиклов стала более серьёзной, появилась «Вестсайдская история» («Westside story», 1957) Леонарда Бернстайна. За основу постановки взята шекспировская трагедия «Ромео и Джульетта», при этом действие происходит в современном Нью-Йорке. Экспрессивность танцев обозначило растущее значение хореографии.
Дальнейшее развитие
В конце 60-х годов XX века под влиянием новых музыкальных стилей приходит новое понимание мюзикла как жанра. В спектакле «Волосы» («Hair», 1967) нашли отражение модные тогда идеи хиппи, тем самым постановка получила название «мюзикла первобытного американского лирического рока». С 70-х годов количество спектаклей сокращается, однако декорации и костюмы новых мюзиклов становятся более роскошными. Кардинальные изменения в понятие мюзикла преподнесла постановка «Иисус Христос суперзвезда» («Jesus Christ Superstar»1971) композитора Эндрю Ллойда Уэббера и либреттиста Тима Райса. Серьёзная тема мюзикла «Эвита» («Evita», 1978) доказала большой путь, который прошёл жанр за время своего развития. Творение Уэббера «Кошки» («Cats», 1981) по мотивам стихотворного цикла Т. С. Эллиота «Популярная наука о кошках, написанная Старым Опоссумом» («Old Possum’s Book of Practical Cats») представляет яркие запоминающиеся образы, в музыке узнаются кошачьи интонации, танцы гибки и пластичны. Другим популярным произведением Уэббера стал мюзикл «Призрак Оперы» («The Phantom of the Opera»), сочетающий в себе элементы детектива и триллера.
Англо-американская монополия мюзиклов прекратилась в 1985 году, когда на лондонской сцене состоялась премьера французской постановки «Отверженные» («Les Miserables») по мотивам одноимённого романа Виктора Гюго. Авторами являются композитор Клод Мишель Шонберг и либреттист Ален Бублиль. Высокий уровень мюзикла как жанра доказывает «Мисс Сайгон» («Miss Saigon»), осовремененная опера Пуччини «Мадам Баттерфляй».
Наиболее известные мюзиклы
Бродвейские мюзиклы
Мировую известность жанру принесли бродвейские мюзиклы.
Threepenny Opera, The / «Трехгрошовая опера»: музыка: Курт Вайль, либретто: Бертольт Брехт (по «Трехгрошовому роману»)(1933)
My Fair Lady / «Моя прекрасная леди»: музыка: Фредерик Лоу, либретто и песенные тексты: Алан Джей Лернер (1956)
Sound of Music, The / «Звуки музыки» музыка: Ричард Роджерс, либретто: Ховард Линдсей & Рассел Круз, песенные тексты: Оскар Хаммерстайн (1959)
Oliver! / «Оливер!»: музыка, либретто и песенные тексты: Лайонел Барт (1960)
Fiddler on the Roof / «Скрипач на крыше» музыка: Джерри Бок, либретто: Джозеф Стайн, песенные тексты: Шелдон Харник (1964)
Hair / «Волосы» музыка: Гэлт МакДермот, либретто: Джеймс Рэйдо (1968)
Jesus Christ Superstar / «Иисус Христос - суперзвезда» музыка: Эндрю Ллойд-Уэббер, песенные тексты: Тим Райс (1970)
Chicago / «Чикаго» / музыка: Джон Кэндер, либретто: Боб Фосс, Фред Эбб (1975)
Les Miserables / «Отверженные»: музыка: Клод-Мишель Шонберг, либретто: Ален Бублиль (1980)
Cats / «Кошки» музыка: Эндрю Ллойд-Уэббер, либретто: Т. С. Элиот (1981)
42nd Street / «Сорок вторая улица»: музыка: Гарри Уоррен, песенные тексты: Эл Дабин, либретто: Марк Брэмбл и Майк Стюарт (1981)
Phantom of the Opera, The / «Призрак Оперы» музыка: Эндрю Ллойд-Уэббер, либретто: Ричард Стилгоу и Эндрю Ллойд-Уэббер, песенные тексты: Чарльз Харт (1986)
Jekyll & Hyde / «Джекилл и Хайд» музыка: Фрэнк Уайлдхорн, либретто и текст песен: Лесли Брикэсс (1989)
Producers, The / «Продюсеры» / музыка: Мел Брукс, либретто: Мел Брукс (на основе фильма Мела Брукса «Весна для Гитлера»)
Французские мюзиклы
По началу, во Франции мюзиклы пошли иным путём: они были менее зрелищны и обходились минумумом декораций (по сравнению с бродвейскими) и в целом больше напоминали концерты нескольких эстрадных певцов. Ярким примером этому может служить оригинальная версия мюзикла Риккардо Коччанте и Люка Пламондона Nôtre-Dame de Paris. Но со временем вкусы менялись, и в последние годы Франция предствила довольно красочные, в плане костюмов и декораций, музыкальные спектакли, такие как Romeo et Juliette, Autant en Emporte le Vent, Le Roi Soleil и пр.
Starmania / «Стармания»: музыка: Мишель Берже, либретто: Люк Пламондон (1979)
Misérables, Les / «Отверженные»: музыка: Клод-Мишель Шонберг, либретто: Ален Бублиль (1980)
La legende de Jimmy / «Легенда о Джимми»: музыка: Мишель Берже, либретто: Люк Пламондон (1990)
Sand et les Romantiques / «Жорж Санд и романтики» (1991)
Vu D’en Haut / «Вид сверху» (1991)
La vie en bleu / «Жизнь в голубом» (1996)
Nôtre-Dame de Paris / «Нотр-Дам де Пари или Собор Парижской Богоматери»: музыка: Риккардо Коччанте, либретто: Люк Пламондон (1998)
Da Vinci / «Да Винчи» (2000)
Romeo et Juliette / «Ромео и Джульетта»: музыка: Жерар Пресгурвик, либретто: Жерар Пресгурвик (2000)
Les Mille Et Une Vies D’Ali Baba / «Тысяча и одна жизнь Али-Бабы»: музыка: Chatel Aboulker (12 июня 2001)
Les Dix Commandements / «10 заповедей»: музыка: Паскаль Обиспо (2001)
Le Petit Prince / «Маленький принц»: музыка: Риккардо Коччанте, либретто: Элизабет Анаис (2002)
Tristan et Yseult / «Тристан и Изольда»: либретто: Jacques Francois Berthel (2002)
Emilie Jolie / «Эмили Жоли»: (2002)
Don Juan / «Дон Жуан»: музыка: Феликс Грей (3 августа 2003)
Le Roi Soleil / «Король Солнце»: музыка: Альберт Коэн, либретто: Эли Шураки (2005)
Dracula, Entre l’amour et la mort / «Дракула: между любовью и смертью»: музыка: Симон Леклер, либретто: Роже Табра (2005)- канадский мюзикл на французском языке
Graal / «Грааль»: музыка: Catherine Lara (2005)
Cléopâtre, la dernière reine d’Egypte /«Клеопатра, последняя царица Египта»: (2009)
Mozart - L’Opera Rock/ «Моцарт рок-опера»: (2009)
Австрийские мюзиклы
Elisabeth / «Элизабет»: музыка: Сильвестр Левай, либретто: Михаэль Кунце (1992)
Tanz der Vampire / «Бал вампиров»: музыка: Джим Стейнман, либретто: Михаэль Кунце (1997)
Mozart! / «Моцарт!»: музыка: Сильвестр Левай, либретто: Михаэль Кунце (1999)
Rebecca / «Ребекка»: музыка: Сильвестр Левай, либретто: Михаэль Кунце (2006)
Российские мюзиклы
«Орфей и Эвридика» - пожалуй, основоположник русского мюзикла. До сих пор звучит в исполнении Санкт-Петербургского театра «Рок-опера». Композитор - Александр Журбин. Либретто - Юрий Димитрин.
« Принц и нищий» - музыка Александра Журбина, по M. Твену, 1973, Москва, 110 представлений в 3 театрах.
«Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» - спектакль (рок-опера) по мотивам драматической кантаты Пабло Неруды. Автор либретто - Павел Грушко, композитор, дирижёр и постановщик - Алексей Рыбников, режиссёр - Ф. Иванов. Поставлен в 1976 году в СССР, в театре «Ленком», Москва. Двойной виниловой альбом с аудиозаписью спектакля был издан в 1977 году и занял 1-е место в хит-параде лучших грамзаписей.
Вторично поставлена в 2009 году Александром Рыхловым (постановщик и главным режиссёр). Автором либретто, как и 30 лет назад, является Павел Грушко.
« Пенелопа » - автор музыки Александр Журбин, по пьесе Б.Рацера и В. Константинова, 1979, Свердловск, существует англоязычная версия, более 2000 представлений в 40 театрах.
«Юнона и Авось» - рок-опера Алексея Рыбникова, впервые исполнена на сцене «Ленкома» в 1981 году.
« Стакан воды» - Александр Журбин, по Э. Скрибу, 1988, Москва, 1000 представлений в 30 театрах.
« Закат (Молдаванка)» - мюзикл Александра Журбина, единственный из российских, поставленный в США. По И. Бабелю, 1987, Рига; в США шёл под названием How It Was Done in Odessa (Как это делалось в Одессе), Филадельфия, 1991, 30 театров, более 1000 представлений.
«Норд-Ост» - первый русский мюзикл мирового класса. Поставлен Георгием Васильевым и Алексеем Иващенко в Москве в 2001 году.
«Финрод-зонг» – фэнтези-мюзикл по мотивам произведений английского писателя Дж. Р. Р. Толкина.
«12 Стульев» - российский мюзикл по мотивам одноименного романа И.Ильфа и Е.Петрова. Поставлен в Москве в 2003 году.
« Владимирская площадь» - мюзикл А.Журбина по Ф. М. Достоевскому («Униженные и оскорбленные»), 2003, С.-Петербург, театр им. Ленсовета;
«Ночь открытых дверей» - мюзикл Евгения Кармазина и Константина Рубинского по мотивам «Рождественской сказки» Чарльза Диккенса. Поставлен в Екатеринбурге в 2005 году, получил «Золотую маску» в двух номинациях (в том числе «Лучший спектакль»).
«Маугли» - российский фэнтези-мюзикл поставлен на сцене Московского театра Оперетты. Идет в Москве с 2005 года. Музыка и либретто - Влад Сташинский, режиссёр-постановщик - Алина Чевик, муз. руководитель - Влад Сташинский, балетмейстер - Борис Барановский, художник - Виктор Арефьев, художник по костюмам - Валентина Комолова, художник по гриму - Андрей Дрыкин, художник по свету - А. Кузнецов, хормейстер - П. Сучков.
«Храни меня, любимая» - мюзикл Александра Пантыкина и Константина Рубинского. Поставлен в Екатеринбурге в 2006 году, получил премию «Браво», также номинировался на награду «Музыкальное сердце театра».
«www.силиконовая дура.net» - мюзикл Александра Пантыкина и Константина Рубинского. Поставлен в Екатеринбурге в 2007 году, в 2008 году получил премию «Золотая маска» в двух номинациях.
«Монте-Кристо» - российский мюзикл по мотивам романа А.Дюма «Граф Монте-Кристо». Поставлен в Москве в 2008 году.
«Последнее испытание» - фэнтези-мюзикл Антона Круглова и Елены Ханпиры.
«Дорога без возврата» - фэнтези рок-мюзикл. Создан группой ESSE по мотивам саги «Ведьмак» Анджея Сапковского (премьера 2009 г.).
«Дети Солнца» - этно-мюзикл Владимира Подгорецкого.
«Екатерина Великая» - музыкальные хроники времен Империи. Композитор Сергей Дрезнин. Поставлен Свердловским академическим театром музыкальной комедии в 2008 году (режиссер Нина Чусова). В 2009 году удостоен двух премий «Золотая маска» (лучшая исполнительница женской роли - Мария Виненкова, лучшие костюмы - Павел Каплевич).
“«Новые приключения Бременских или вперёд в прошлое» (ранее: «Новый год шиворот-навыворот, или вперёд в прошлое») - российский мюзикл по песням Юрия Энтина. Режиссер-постановщик: Заслуженный артист Российской Федерации Борис Борейко. В мюзикле участвуют молодые звёзды Илья Викторов и Евгений Аксенов.
«Бременские музыканты» мюзикл, поставленный по мотивам знаменитого мультфильма. Композитор - Геннадий Гладков. Стихи Юрия Энтина. Режиссёр-постановщик - Борис Борейко, хореографы - Марина Яцевич и Алексей Вальц. Мюзикл задуман и осуществлён продюсерским центром «Триумф».
«Корпорация „ВыхАд“» - первый российский альтернативный мюзикл. Сценарист, режиссёр и композитор Фёдор:(Fredo:) Jay Лукашук, при участии группы Враги мух. Сочи, 2007 год. Продолжение («Корпорация „ВыхАд“ 2») было поставлено тем же составом в Сочи в 2009 году.
«Мастер и Маргарита» - премьера прошла 23 сентября 2009. Создан Продюсерским центром «Звёздная пристань». Идёт на сцене Московского детского театра эстрады.
« Доктор Живаго » - премьера в Петербурге Пермского драматического театра состоялась на сцене Выборгского Дворца культуры 15.04.2009 г. Автор музыки - Александр Журбин, постановка Бориса Мильграма.
«Мёртвые души» - автор определяет жанр спектакля как «light opera». Музыка Александра Пантыкина, либретто Константина Рубинского. Либретто включает мотивы «Мёртвых душ», «Ревизора», «Тараса Бульбы», «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Премьера состоялась в Свердловском академическом театре музыкальной комедии в ноябре 2009 года. Режиссер-постановщик - Кирилл Стрежнев. В роли Чичикова - Евгений Зайцев. В спектакле участвует «Эксцентрик-балет» Сергея Смирнова.
« Мертвые души » - мюзикл Александра Журбина по гоголевским «Мёртвым душам», премьера которого состоялась в Омске 16.04.2010 г. Не изменяя своему стилю и «легкому жанру», Журбин вместе с соавторами - либреттистами Ольгой Ивановой и Александром Бутвиловским и поэтом Сергеем Плотовым сохранил и серьезность, и глубину литературного первоисточника.
«Цезарь и Клеопатра» - мюзикл Александра Журбина, впервые представленный зрителям Московского государственного академического театра оперетты 12,13 июня 2010 года. Либретто по пьесе Бернарда Шоу - Жанна Жердер. Художник-постановщик - Александр Васильев. Балетмейстер - Альберт Альбертс. В заглавных ролях - Герард Васильев, Валерия Ланская/Василиса Николаева.
Украинские мюзиклы
«Феминизм по-украински» (1998) - первый национальный украинский мюзикл. Автор либретто, композитор, режиссёр и сценограф - Алексей Коломийцев.

В своей книге «О мюзикле» Э. Кампус приводит известный парадокс Отто Шнайдерайта об оперетте и предлагает перефразировать его по отношению к жанру мюзикла. И вот что получается:

Мюзикл - наиболее изученный музыкальный жанр.

Мюзикл - наименее изученный музыкальный жанр.

Мюзикл известен всем, потому что всем известны мюзиклы.

Мюзикл не известен никому, потому что никто не знает, что такое мюзикл.

В настоящее время единого определения мюзикла не существует. Вот как определяет его Музыкальная Энциклопедия : «Музыкально-сценический жанр, использующий выразительные средства музыки, драматического, хореографического и оперного искусств. Именно их сочетание и взаимосвязь придали мюзиклу особую динамичность, характерной чертой многих мюзиклов стало решение серьезных драматургических задач несложными для восприятия художественными средствами».

Musical - мьюзикл, или, как чаще пишут и говорят, мюзикл - сокращенная форма понятий Musical comedy (музыкальная комедия) и Musical play (музыкальная пьеса, музыкальное представление).

Попытки дать определение мюзиклу осложняются еще и тем, что жанр заметно эволюционировал в течение ХХ-го века, первые опыты в этом жанре мало похожи на спектакли последних десятилетий; кроме того, европейские мюзиклы также отличаются от своих бродвейских «собратьев», это проявляется и в организации, и непосредственно, в сюжетном наполнении постановок.

Мюзикл - один из самых модных жанров современного музыкального театра. Некоторые считают его просто американской разновидностью оперетты. В этом нет большой ошибки. Жанрам искусства свойственно развиваться, и оперетта не раз меняла свою национальную и жанровую специфику. Сентиментально-мелодраматические оперетты И. Кальмана и Ф. Легара настолько непохожи были на венскую оперетту конца XIX века, а музыкальные комедии советских авторов так отличались от западной продукции, что порою тоже давали повод говорить о них как о новом жанре. Но именно в американском музыкальном театре произошел тот качественный скачок, который позволяет многим рассматривать мюзикл как самостоятельный сценический жанр, хотя и находящийся в отношениях близкого родства и преемственности с опереттой.

Главное структурное различие между опереттой и мюзиклом определяется той ролью, которая отводится музыке по сравнению с разговорными сценами. Вот как об этом пишут авторы книги «В мире оперетты»: «Оперетта, которую европейские классики жанра стремились приблизить к опере, во многом сохранила черты выдержанной музыкальной формы с ансамблями и финалами, с лейтмотивами и элементами симфонического развития. Мюзикл же в большей степени представляет собой театральную форму, в которой музыка является одним из средств музыкально-сценического монтажа наряду с хореографией, пластикой, постановочными эффектами и т.д.» . По структуре мюзикл близок к той разновидности оперетты, которая в России, как и в других странах, получила название «музыкальной комедии» и которую сторонники чистоты жанра иногда принципиально отделяли от оперетты. Последней точки зрения придерживался, в частности, композитор И. Дунаевский. «В оперетте, - говорил он, - музыка играет ту большую роль, какая, в так называемых музкомедиях, может быть и необязательна. В оперетте все или почти все драматургическое действие, развитие характеров и сюжета решается средствами музыки. Музыкальная драматургия в оперетте, таким образом, является обязательным и важнейшим фактором, цементирующим всю пьесу. Ее роль, то есть роль музыки в оперетте, принципиально такая же, как в опере, но выражается облегченными мелодическими и формальными средствами. Из музыкальной комедии можно легко убрать музыку и ставить пьесу в обыкновенном драматическом театре, что у нас нередко и делают. Из оперетты музыку невозможно изъять, ибо она определяет пьесу, на ней строится все развитие сюжета, а в музыкальных номерах определяются характеры и их движение в сюжете».

Сказанное И. Дунаевским применительно к оперетте и музыкальной комедии, можно перенести на оперетту и мюзикл. В оперетте, как в крупной музыкально-сценической форме, предъявляющей высокие вокальные требования к певцам, главенствующим элементом является музыка. Разговорные сцены часто служат лишь связками, подготавливающими музыкальные номера. Опереточное либретто не могло бы служить основой для самостоятельной постановки. В мюзикле главное место отводится пьесе, то есть литературному материалу. Поэтому важным является сюжетное наполнение. Показательно, что в США мюзиклы неоднократно были удостоены разного рода литературно-театральных премий среди лучших пьес года .

Высокий литературный уровень большинства мюзиклов в значительной степени определяется тем обстоятельством, что в качестве их сюжетной основы принято брать известные, а иногда действительно выдающиеся произведения классической и современной литературы. Первоисточниками мюзиклов стали сочинения Т. Плавта, У. Шекспира, М. Сервантеса, Ф. Вольтера, Ч. Диккенса, Б. Шоу, Ф. Мольнара, С. Шолом-Алейхема, Ю. О`Нила, В. Гюго, Б. Стокера, М. Митчелл, А. де Сент-Экзюпери, также многих современных американских писателей - Т. Капоте,

Э. Райса, Т. Уайлдера, М. Андерсона и других. Лучшие либретто мюзиклов отличаются интересной проблематикой, оригинальными характерами, блестящими диалогами, эффектными кульминациями, высокопоэтичными песенными стихами. О композиторах и драматургах мюзиклов обычно говорят и пишут, как о равных партнерах.

Подобно оперетте, мюзикл также обращается к своей аудитории языком современной бытовой и эстрадной музыки, но музыкальная форма здесь проще, компактнее. Отсутствуют развернутые многоэпизодные финалы актов, доминирует песенная форма, ансамбли редки, зато часто встречаются сцены солиста или нескольких солистов с хором. Мюзиклам свойственна насыщенность действием. Этому подчиняется все: каждая реплика и музыкальный номер, любое танцевальное движение и комическая реприза. Вокальные и танцевальные сцены должны непосредственно вырастать из действия и его развивать. Они должны быть внутренне мотивированы.

Опера и оперетта приучили зрителя к балетным сценам дивертисментного типа: иногда это отдельные номера, иногда целые сюиты прерывающие, останавливающие развитие основной интриги. Мюзикл, в своих лучших образцах, связывает подобные сцены с сюжетом, с развитием характеров. Балетные эпизоды, таким образом, перестают быть вставными номерами, становятся частью действия. Но этого мало: хореография, пластика становятся важнейшим элементом в системе выразительных средств мюзикла наряду с пением. Музыкальные номера, как правило, решаются также и пластически. Характеры персонажей раскрываются как в пении, так и в танце .

В опере и оперетте балетмейстер-хореограф обычно выполняет более или менее важную, но все же второстепенную и эпизодическую роль, ограниченную рамками балетных эпизодов и так называемых «подтанцовок». В практике постановки мюзиклов он часто фактически второй постановщик. Иногда же - главный. Целостное хореографическое решение, виртуозный пластический рисунок составляют едва ли не самую впечатляющую сторону лучших бродвейских постановок .

«Уступая европейской оперетте в интенсивности использования вокала, мюзикл вместе с тем намного больше внимания уделяет пластическим средствам выразительности». Это обстоятельство наряду с тщательной разработкой драматической линии предъявляет особые требования к искусству актера мюзикла. Идеалом здесь является сочетание качеств актера, певца и танцовщика - комплекс чрезвычайно редкий. Кино предоставило нам возможность знакомства с некоторыми из «звезд» американского мюзикла. Мы имели удовольствие видеть на экране обаятельную Джулию Эндрюс (первую исполнительницу роли Элизы Дулиттл) в киноэкранизации мюзикла Р. Роджерса и О. Хаммерстайна «Звуки музыки»; в кинофильме «Моя прекрасная леди» в главной роли снялась известная киноактриса Одри Хепберн. В этом же фильме роль отца Элизы ярко исполнил Стенли Холлоуэй, а профессора Хиггинса великолепно сыграл Рекс Харрисон. Оба - участники первой бродвейской премьеры этого мюзикла. Мы познакомились с искусством Барбары Стрейзанд - исполнительницы заглавной роли в киномюзикле «Смешная девчонка». Кстати, исполнение именно этой роли в бродвейском спектакле 1964 года стало началом широкой популярности актрисы. Все это позволяет нам составить некоторое общее представление о творческом комплексе актера в мюзикле. Среди актеров мюзикла, как можно увидеть, встречаются и выдающиеся певцы, вроде Барбары Стрейзанд, и вокалисты с более скромными способностями - подобно Джулии Эндрюс. Во многих мюзиклах от артиста требуется не столько спеть, сколько выразительно и ритмично проговорить свою вокальную партию, как это виртуозно делал Рекс Харрисон в роли профессора Хиггинса. В любом случае, однако, актер мюзикла должен обладать большой внутренней музыкальностью, чувством ритма, осознавать музыку продолжением речи, выражением характера. То же самое можно сказать и о пластике, которая должна служить актеру средством выражения мысли, характера, столь же естественным, как пение или диалог. Таким образом, мюзикл рассчитывает на актеров универсальной одаренности или, как иногда говорят, «синтетических», то есть обладающих способностью синтезировать, объединять разного рода профессиональное умение - речь, мимику, пение, пластику, танец, подчиняя их единой линии сценического поведения, задаче создания цельного образа. Подобная универсальность встречается у актеров разных жанров и специальностей .

Требование универсальности предъявляется мюзиклом не только к «звездам», но и ко всему ансамблю. Действенные, тщательно разработанные ансамблевые сцены более всего поражали в американских постановках европейского зрителя, приученного опереттой к статике хоровых эпизодов, к безликой толпе хористов, балетным номерам, никак не связанным с основным действием. Создавалось впечатление, что постановка таких спектаклей, как «Моя прекрасная леди» или «Вестсайдская история» осуществлялась в каждом отдельном случае какой-то уникальной по своим возможностям труппой. В известной степени так и было на самом деле, ибо очень часто, а особенно в последнее время, театральная труппа набирается только для одной постановки. Трудность создания ансамбля неизменно подстерегала постановщиков при переносе американских мюзиклов на европейскую, в том числе и на российскую сцену - в театры с постоянной труппой и обширным разнохарактерным репертуаром.

Художественные особенности мюзикла тесно связаны с американской театральной традицией и существующей в США практикой театрального дела. Безудержная рекламная шумиха вокруг занятых в спектакле «звезд», постановщиков, продюсеров - неизбежные спутники мюзикла, как и стремление всеми средствами популяризации превратить его мелодии в общемировые шлягеры.

Традиционный взгляд на мюзикл, как на искусство развлекательное, отнюдь не исключает того объективного факта, что это искусство служит своеобразным зеркалом общественной жизни. Художественные завоевания мюзикла позволили ему стать достоянием не только какой-то одной нации, но и оказывать серьезное воздействие на современный музыкальный театр.

ИСТОРИЯ МЮЗИКЛА

1 Возникновение и развитие киноиндустрии и музыкального театра (на экране - презентация)

1 заставка Первая пара ведущих (строгие костюмы)

Бродвей Голливуд

Технология создания (музыка, танец, пение, драматургия - плюс звезда)

Первые мюзиклы (нарезка из фильма история мюзикла)

Оркестры Глен Миллер (композитор и дирижер)

Луи Армстонг (черные исполнители джаз)

Серенада Солнечной долины (клип)

Звезды Фред Астор и женщина

Русский мюзикл (фильм Веселые ребята)

Оркестр Утесова

Любовь Орлова

Веселые ребята (клип)

1 ведущий: Здравствуйте.

2 ведущий: Сегодня мы с вами поговорим о мюзиклах.

1 ведущий: Наверное, все слышали про мюзиклы, и, может быть, кто-то из вас даже ходил на мюзикл. Кстати, а ты ходил на мюзикл?

2 ведущий: Нет, но очень хотел бы.

1 ведущий: Я надеюсь, что это случится. В Москве, в разных театрах сегодня идет много разных мюзиклов. Есть даже театр Мюзикла.

2 ведущий: А есть детские мюзиклы?

1 ведущий: Есть. Волшебая лампа Алладина., Бременские музыканты, Летучий корабль. Выбор большой. Но сегодня мы с вами поговорим об истории мюзикла, расскажем, как этот жанр развивался.

2 ведущий: И появился мюзикл 100 лет назад в Америке. А точнее - на съемочных площадках Голливуда и на небольших сценах бродвейский театров в Нью Йрке.

1 ведущий: Давайте попробуем перенестись в те далекие года и посмотреть на то, как зарождался и развивался мюзикл.

(документальные кадры - Голливуд и Нью Йорк).

2 ведущий: Совсем недавно появилась первая кинокамера, и практически сразу же возникли первые киностудии, на которых стали снимать кино. В те времена еще никто не знал, как снимать кино и поэтому на съемочных площадках много экспериментировали.

1 Результаты этих экспериментов сразу же покорили весь мир. Особенно нравились комедии Чарли Чаплина и Бастора Китена.

(нарезка из старых комедий)

2 ведущий: Это было немое кино, потому что актеры не говорили. В старых фильмах мы видим множество эксцентричных трюков. И до сих пор мастерство этих актеров вызывает восхищение.

1 ведущий: Но вскоре появилась возможность снимать кино со звуком и демонстрировать его в кинотеатрах. Вот тут то понадобились другие актеры, которых продюсеры находили в театрах Нью Йорка. Особенно много этих театров было на улице Бродвей. И с этого времени начинается новая эпоха не только в кино, но и в театре.

2 ведущий: В кино появился звук, и поэтому можно было показывать музыкальные номера с пением и танцами. Это очень привлекало публику и делало фильм прибыльным. Именно это направление стал развивать Голливуд, что привело к огромному количеству музыкальных фильмов, которые и стали прообразом современного классического мюзикла.

1 ведущий: Появились новые звезды. Они должны были не только быть хорошими актерами, но и прекрасно петь и танцевать. Одной из самых ярких звезд был Фред Астор.

(фрагмент из фильма)

2 ведущий: Все эти события происходили в Америке, где проживало огромное количество черного населения. Их в прежние времена привозили из Африки для того, чтобы они работали на плантациях белых землевладельцев. Потомки черных рабов создали свою культуру, и одним из самых ярких ее проявлений было пение и музыка.

1 ведущий: Да, в те времена в крупных американских городах появилось множество черных музыкантов и певцов, которые зарабатывали тем, что выступали в небольших ресторанчиках и ночных клубах. Это музыкальное направление создало такие жанры как джаз, рок ин ролл, рэп. В те времена черные музыканты были очень популярными. Голливудские продюсеры решили воспользоваться этим обстоятельством. И не прогадали.

2 ведущий: Нужно сказать, что черные люди в Америке считались людьми второго сорта. И это означало, что им не разрешалось участвовать в политической жизни и даже выступать на больших сценах. Но все перевернулось с появлением фильмов, в которых стали сниматься черные певцы и музыканты. Одной из самых ярких звезд стал Луис Армстронг. Джазовый певец и музыкант.

(фрагмент из выступления).

1 ведущий: Джазовые оркестры стали появляться как грибы. И не только в среде черных музыкантов, но и белых.

2 ведущий: И не только в Америке, но и по всему миру.

1 ведущий: Американский композитор и музыкант Глен Миллер останется в истории кино и истории мюзикла, потому что именно его оркестр блистательно сыграл в одном из самых ярких музыкальных фильмов Голливуда - Серенаде Солнечной долины. Давайте посмотрим небольшой фрагмент, в котором увидим Глена Миллера и его оркестр. А так же известных кинозвезд того времени.

(отрывок из фильма Серенада солнечной долины)

2 ведущий: Не смотря на то, что ситуация в мире в конце 30-х годов была очень тревожная - в Германии властвовал Гитлер во главе своей фашистской партии, в самой Америке начался экономический кризис, который назвали великой депрессией, но публика валом валила на такие вот музыкальные фильмы. И это приносила Голливудским кинокомпаниям огромные деньги.

1 ведущий: В нашей стране, которая в те годы называлась Союзом Советских Социалистических Республик, у власти была коммунистическая партия во главе со Сталиным. Нашей стране было очень непросто в то время. Полным ходом шло строительство экономики новой России - строились электростанции и заводы, которые позволяли нашей стране жить и работать без закупок оборудования из-за границы. Люди работали на пределе возможного. Кроме того - в воздухе витала угроза войны с фашистами.

2 ведущий: Но в нашей стране так же стремительно, как и экономика, развивалось киноискусство. Снималось огромное количество фильмов и самыми любимыми были музыкальные фильмы, в которых много пели и танцевали.

1 ведущий: У нас так же были свои звезды. Любовь Орлова - великая актриса, которая до сих пор может считаться эталоном красоты и актерского мастерства. Леонид Утесов - великий актер, музыкант и руководитель джазового оркестра.

2 ведущий: Да, не удивляйтесь. И в нашей стране в то время были свои джазовые оркестры. И они очень были похожи на американские джазовые оркестры. Более того - ходили слухи, что сам товарищ Сталин любил послушать джаз. Ведь без его разрешения создать джазовый оркестр было просто невозможно.

1 ведущий: Одним из самых известных фильмов того времени, был фильм Веселые ребята. Давайте посмотрим отрывок из этого фильма, в котором увидим Леонида Утесова и Любовь Орлову.

(отрывок из фильма Веселые ребята)

2 ведущий: Мы много рассказывали о кино тех лет. А как же мюзикл - спроси вы? Но именно кино и технологии кино стали основой классического мюзикла, о котором пойдет речь в следующей части.

Идет заставка и в это время меняются ведущие.

2 Расцвет мюзикла 60-ые -80-ые ХХ века

2 заставка (2 пара ведущих - концертные наряды в стиле мюзикла)

Клип - классический вариант мюзикла

Композитор Андрю Ллойд Веббер

Иисус Христос

Кошки (Ирина Михайловна)

Призрак Оперы (Маша)

Волшебник страны Оз)

1 ведущий: Всем привет!

2 ведущий: Нам бы очень хотелось показать вам здесь на этой сцене настоящий мюзикл, но увы, это не получится.

1 ведущий: Да, к сожалению. Ведь для того, чтобы сделать настоящий мюзикл, нужно, во-первых

2 ведущий: найти хороший сценарий, на основе которого создается мюзикл

1 ведущий: во-вторых, найти хорошего композитора, который напишет нам классную музыку

2 ведущий: в-третьих, нужно найти актеров, которые бы умели петь, танцевать и поражать зрителя своими актерскими способностями.

1 ведущий: а еще нужны хорошие хореографы, которые поставят танцы, нужны хорошие художники и декораторы, которые придумают декорации и костюмы, нужны костюмеры, режиссеры и так далее и так далее. Боюсь, что нам придется слишком долго перечислять все те профессии, которые требуются для постановки настоящего мюзикла.

2 ведущий: Нам очень хотелось, чтобы вы почувствовали себя на премьере настоящего мюзикла, почувствовали атмосферу волшебства и праздника.

1 ведущий: И мы решили вам рассказать об одном из самых знаменитых современных композиторов, который написал музыку ко многим звездным мюзиклам. Это англичанин Андрю Ллойд Веббер.

2 ведущий: Он родился в Лондоне в семье музыкантов. Его отец был профессором теории и композиции музыки в Лондонском музыкальном колледже, а его мама - профессиональной скрипачкой.

1 ведущий: В три года Эндрю уже играл на скрипке, в 6 лет - на фортепиано, а в 11 лет опубликовал свое первое музыкальное произведение.

2 ведущий: Когда Веберу исполнилось 20 лет, он был уже автором нескольких мюзиклов, которые игрались на сцене студенческого театра. Но мировой успех пришел к молодому композитору через год, когда он со своим другом Тимом Райсом написал мюзикл Иисус Христос - супер звезда.

1 ведущий: Этот мюзикл стал хитом английских и бродвейских театров, а через несколько лет был снят фильм по мотивам этого мюзикла.

2 ведущий: До сих пор этот мюзикл ставят во многих театрах мира и снимают по его сюжету фильмы. Мы предлагаем посмотреть фрагмент из фильма, снятого в 2000 году.

1 ведущий: Я немного расскажу о том, что происходит. Иисус Христос пытается объяснить людям, что победить зло насилием невозможно. Зло можно победить только любовью. Один из его учеников Иуда полагает, что Христос ошибается и что люди никогда не поймут его. Он считает, что силу можно победить только силой. И в этом эпизоде поведение толпы словно бы подтверждает мнение Иуды. И больно ранит Христа.

(отрывок из фильма Иисус Христос - супер стар 2000 год)

2 ведущий: После ошеломительного успеха этого мюзикла, Вэбер активно стал писать мюзиклы для театров, но звездного произведения не получалось. И только через 20 лет напряженной работы появился настоящий шедевр - мюзикл Кошки.

1 ведущий: Сцену из этого мюзикла, в которой одна из героинь поет арию, которая известна как мировой хит - песню Мемори, мы покажем чуть позже.

2 ведущий: А сейчас перенесемся еще на 6 лет вперед. В 1986 году в Лондонском театре состоялась премьера мюзикла Призрак оперы. Он имел огромный успех.

1 ведущий: В 1988 году мюзикл был поставлен в Нью Йорке и оказался самым успешным спектаклем за всю историю мюзиклов. В 2012 году на Бродвее состоялся 10-тысячный спектакль этого мюзикла.

2 ведущий: Несомненно, что одной из составляющих успеха, была таинственная история отношений начинающей оперной певицы и персонажа в маске, который проживал в заброшенной части театра.

1 ведущий: Мы предлагаем вам послушать тему из этого мюзикла, которая так же стала мировым хитом. Она так и называется The Phantom of the Opera.

2 ведущий: Сегодня Эндрю Ллойду Веберу 67 лет. Он написал 18 мюзиклов. Самые известные - мы о них вам рассказали - это Иисус Христос - супер звезда, Кошки, Призрак оперы. Последний мюзикл Вебера - Волшебник страны Оз. Его премьера состоялась в Лондонском театре в 2011 году. Давайте посмотрим фрагменты из этого спектакля.

(ролик Волшебник страны Оз)

1 ведущий: А сейчас, как мы и обещали, мы покажем фрагмент из мюзикла Кошки. Мы постарались сделать его своими силами и - самое главное - чтобы вы почувствовали атмосферу настоящего театра.

2 Начинается ночь. На полутемные улицы опустевших улиц города из подвалов выходят кошки. Начинается их время. У кошек есть свои группы, свои отношения и разборки. Но внезапно появляется кошка, мгновения жизни которой сочтены. Она поет свою последнюю песню. Мемори.

3 Мюзикл сегодня.

3 заставка (3 пара ведущих - в стиле современного мюзикла - яркие штаны и футболки)

Клип (Спайс гелз)

Мультфильм (танец обезьяны и Маугли)

Отечественные мюзиклы

Кастинг (танцы)

Репетиция (клип)

Звезды (клип)

Композитор Рыбников - детские фильмы (Буратино, Красная шапочка)

Первый наш мюзикл на сцене Ленкома Юнона и Авось

Композитор Дунаевский

Три мушкетера

Мери Поппинс

Лэди Мэри (Саша)

Попурри (все)

1 ведущий: Всем привет.

2 ведущий: А сейчас мы расскажем вам, каким стал мюзикл сегодня.

1 ведущий: Наверное, никто не может представить, что современную музыку можно только слушать.

2 ведущий: Мы все привыкли, что практически на каждую песню снимают клип, в котором певец танцует, поет и даже играет как актер.

1 ведущий: И все это - традиция мюзикла. Можно с уверенностью сказать, что любой клип - это маленький мюзикл, потому что в нем используются все характерные для этого жанра приемы.

(современный клип Спайс гелз)

2 ведущий: Сегодня иногда сложно провести границу между мюзиклом и, например, мультфильмом, потому что в современных мультфильмах герои и танцуют и поют, как в мюзикле. Давайте посмотрим такой мюзикловский ход из мультфильма Книга джунглей.

(пение обезьяны из мультфильма )

1 ведущий: Что бы еще хотелось рассказать о современном мюзикле? Понятно, что это очень сложное производство, где взаимодействуют между собой множество людей и служб. И в таком процессе должны принимать участие только профессионалы.

2 ведущий: А для того, чтобы выбрать самых достойных, проводятся кастинги.

1 ведущий: А ты был когда-нибудь на кастинге?

2 ведущий: Я сам не был, но мы можем посмотреть, как это происходит. Вот так, например, отбирают танцоров для мюзикла Поющие под дождем.

(клип - кастинг)

1 ведущий: Ну, если уж мы показали, как проходит кастинг, давай покажем, как проходят репетиции мюзикла. Здесь мы увидим и знаменитых актеров и знаменитых режиссеров.

(клип - репетиция мюзикла)

2 ведущий: Впечатляет. Мне самому захотелось поучаствовать в таком интересном процессе.

1 ведущий: Нет проблем. Научись танцевать, петь или писать сценарии - и, пожалуйста - пробуй свои силы в создании мюзикла.

2 ведущий: Да, есть над чем подумать.

1 ведущий: И самое главное - есть над чем поработать.

2 ведущий: Ты на что намекаешь?

1 ведущий: На то, что если хочешь участвовать в мюзикле - нужно работать над своим развитием и совершенствованием.

2 ведущий: Ладно, будем стараться, тем более, что сегодня у нас в стране - можно сказать - просто какой-то бум мюзиклов. Наверное, во всех театрах в репертуаре есть хотя бы один мюзикл.

1 ведущий: А все почему - потому что зрителю нравится хорошая музыка, хорошее пение, хорошие танцы. И, слава богу, у нас сегодня огромное количество артистов, которых с полным основанием можно назвать звездами.

2 ведущий: Я что-то никого не знаю.

1 ведущий: Да вспомни хотя бы таких актеров, как Михаил Боярский, Андрей Миронов, Людмила Гурченко. А из молодых могу назвать Глеба Матвейчука и Светлану Светикову.

Кстати, давай послушаем небольшое выступление наших молодых артистов, которых считают звездами мюзикла.

(клип - молодые певцы)

2 ведущий: Пожалуй, ты меня убедил. Мне понравилось. А на родине мюзикла, в Америке, есть сейчас что-то интересное?

1 ведущий: Безусловно. Во-первых, давай посмотрим небольшой фрагмент из современного бродвейского мюзикла Король-лев. Кстати, это один из самых популярных бродвейских мюзиклов. И сделан он по мотивам одноименного мультфильма Король-лев.

(клип - мюзикл Король-лев)

2 ведущий: Вау. Просто необыкновенно. Я бы с удовольствием сходил на такой мюзикл.

1 ведущий: А еще - одно из ярчайших явлений, связанных с современным мюзиклом - это теле проект, который называется по-английски Гли, то есть Хор. В нем рассказывается, как старшеклассники одной школы решили создать у себя театр мюзикла. Вот что из этого получилось.

(клип из сериала)

2 ведущий: Такое бывает только в кино.

1 ведущий: Не согласен с тобой. Вся история мюзикла говорит о том, что если человек хочет и у него есть для этого талант - он добьется всего. И даже станет звездой мирового уровня. Представь - не было никакого кино и вдруг за десять лет - огромное количество киностудий и фильмов. Не было мюзиклов - и вдруг - ну, не вдруг, конечно, а благодаря усилиям множества людей - появляются новые музыкальные спектакли, о которых раньше даже и не мечтали.

1 ведущий: А ты смотрел наши фильмы, в которых поют?

2 ведущий: Да, смотрел Буратино.

(отрывок)

1 ведущий: Еще!

2 ведущий: Красная шапочка.

(отрывок)

1 ведущий: Отлично. Кстати, музыку для этих фильмов написал русский композитор Алексей Рыбников. И он же написал первый русский мюзикл - для театра Ленинского комсомола. Называется мюзикл Юнона и Авось. А еще - знаешь такого композитора - Максима Дунаевского?

2 ведущий: Нет, не знаком.

1 ведущий: Может быть, лично и не знаком, а с его творчеством - уверен, знаком. Пора, пора, порадуемся на своем веку… Знаешь?

(отрывок)

2 ведущий: Ну да - это песня мушкетеров.

1 ведущий: Из фильма д Артаньян и три мушкетера. Музыку написал Максим Дунаевский. Это очень известный композитор. Кстати, сын известного композитора Исаака Дунаевского. А что еще написал Максим Дунаевский - знаешь?

2 ведущий: Что то я ничего не припомню.

1 ведущий: А я напомню. Точнее - напомнит тебе наша школьная звезда. Она исполнит песню из мюзикла Мэри Поппинс, до свиданья!

(Песня Леди Мэри)

1 ведущий: И завершая нашу историю о мюзиклах, хочется не сказать, а спеть.

Берет гитару и начинает петь: Изменения в природе…

На сцену выходят все участники и исполняют попурри из фильма Мэри Поппинс.

Завершение. Поклон.



Рассказать друзьям