Что такое образование как способ передачи знаний. Внеклассное мероприятие "семейные традиции"

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Преемственность поколений уже не в моде. Современные родители хранят старые фотографии не в альбоме, а на электронных носителях, а новогодние открытки бабушкам и дедушкам теперь отправляют чаще всего с помощью мессенджеров, а не почтой. Эксперт «О!» Анна Скавитина рассуждает, в чем главная ценность семейных традиций и почему их просто необходимо постараться сохранить.

Семейные ценности — это то, чем одна семья отличается от другой. Это семейная память, традиции, которые передаются из поколения в поколение, в общем, то, о чем в семьях обычно даже не задумываются, принимая их наличие как данность. Мы просто разделяем их вместе с остальными членами семьи или бунтуем против них. Но прежде чем разделять или бунтовать, можно попытаться осознать, что есть такого именно в вашей семье, чем она связана, какими нитями и событиями вы переплетены между собой. Полистайте семейный альбом вместе с детьми, а если его у вас вдруг нет — сделайте, расскажите детям о близких и далеких родственниках, задумайтесь, есть ли что-то похожее в их судьбах, отражается ли это в вашей судьбе.

Например, в нашей стране, прошедшей через многочисленные войны, есть много семей, из которых поколение за поколением «вымывало» мужчин: они уходили в партизаны, на одну, другую войну, мало участвовали в семейной жизни и . Такие семьи как бы неосознанно утратили ценность мужчин или же, наоборот, мужчины в них приобрели сверхценность, потому что в силу исторических событий в доме приходилось справляться без них.

Есть у нас и такая ценность, как интеллект и работоспособность. В таких семьях принято очень много работать и вкладывать все оставшееся время в обучение. Того же требуют от детей, отдых же рассматривается как абсолютно недостойное занятие, за которое может быть стыдно.

Наши семейные ценности передают из поколения в поколение общие смыслы существования, как эстафетные палочки, которые могут быть для нас как позитивными, так и негативными. Если в вашей семье есть замечательные традиции, которые вы мечтали бы передать своим детям, то это можно сделать через общение, действия, ваше поведение.

Семейные традиции — это повторяющиеся ритуалы, которые отражают наши внутренние ценности. Общие традиции соединяют семью, поддерживают, успокаивают, делают жизнь предсказуемой. Появляется желание возвращаться домой, принимать участие в жизни семьи, возникает ощущение большего смысла от происходящего. Люди, в чьей жизни есть место для семейных традиций, в целом . Поддержка, стабильность, понятность происходящего в мире особенно важна детям. Чем более стабильна семья, тем спокойнее и успешнее ребёнок.

Подумайте, какие традиции есть в вашей семье? Что передается из поколения в поколение, а что родилось, может быть почти случайно? Да-да, многие ритуалы возникают из практически пустяка и становятся традициями, потому что отвечают ценностям именно вашей семьи. Вспомните, какие ценности отражают ваши семейные ритуалы. Например, традиция всем отправлять открытки на Новый год, звонить близким и далеким родственникам отражает ценность совместной поддержки: когда нас много — мы сильны, мы не одиноки. Традиция общих застолий передает ценность соединенности, семейной силы. Именно благодаря им ребенок получает ролевые модели, способы, которые научат его правильно обходиться со своими чувствами, понимание того, может ли он рассчитывать на поддержку близких или надо .

Если вам кажется, что в вашей семье не так много семейных традиций, не беда. Соберитесь все вместе с детьми или без них на семейный совет и поговорите о том, что важно для каждого их вас. Возможно, из этого разговора и родятся идеи новых традиций, которые будут поддерживаться вашей семьей долгие годы.

5 идей для семейных традиций

Совместный досуг

Поход на пикник в теплую погоду, прогулки в лесу или в парке, дома, поход в кино или театр и обсуждение просмотренного, вечерние разговоры за чаем.

Совместные застолья

Раньше была традиция гостеприимства: гость пришел — накорми. Считалось, что человек, разделивший с тобой трапезу, не может быть твоим врагом, держать на тебя зло. Посиделки на кухне с едой, чаем, обсуждение всего на свете с друзьями или членами семьи — русский вариант психотерапии.

Празднования семейных и личных событий

Дни рождения, Новый год, 8 марта, школу — все это поводы для сплочения, разделения и умножение радости для семьи.

Семейный фотоальбом

Семейный фотоальбом, создание генеалогического древа, герба семьи — возможность гордиться своими родными, их достижениями, историей, связью с корнями. Это дает большую устойчивость каждому члену семьи.

Семейные реликвии

Рукописи, бабушкино кольцо или платье, патефон — эти семейные талисманы, «пустяки», которые защищают нас, передают нам послание предыдущих поколений, сообщают нам: «Каждый ценен для своей семьи, мира, и ты важен для своей семьи».

Как остановить передачу эстафетной палочки семейных устоев и ценностей, которые негативно влияют на вас и ваших детей? Главное, осознать, в чем состоит это влияние, и пробовать, насколько это в ваших силах, понемногу менять ситуацию.

Я знаю семью, в которой абсолютно не принято было отмечать детские дни рождения. Это было принято у родителей в семьях — и свой опыт они перенесли на своих детей. Дети в этой семье иногда ходили на чужие дни рождения, но на свои дни рождения они получали какого-нибудь маленького недорогого зайку и слова: «Да, кстати, у тебя день рождения». Они были вечно обижены, постоянно выясняли отношения друг с другом. В этой семье не ценились индивидуальные проявления, никто не поддерживал ценность друг друга. Родители решили изменить эту ситуацию. Как-то они договорились вместе наряжать елку за два дня до Нового года, а потом — отметить детские дни рождения. Они обсудили, как каждый ребенок мечтал провести этот день, подумали, что они могут сделать все вместе для исполнения мечты. Нет, волшебства не произошло, но они почувствовали, что в семье стало теплее — и теперь они знают, что есть место, где их любят. И, наверное, традиции именно для этого и нужны — помочь нам почувствовать, что есть на земле место, где тебя любят и ждут.

Фото: VGstockstudio/Evgeny Atamanenko/George Rudy/Olena Yakobchuk/Shutterstock.com

Прежде всего знания носили чисто практический характер. Человек в эпоху своего появления во всём зависел от природы. И знания о природе им добывались практическим путем. Без этих знаний не было бы возможно выживание человечества тогда как вида. Поэтому передача знаний от старшего поколения к младшему велась на практике: во время охоты, собирательства, рыбалки, изготовления примитивных инструментов и т.д.

Переломный момент наступил тогда, когда человек смог изготавливать посуду и плавить металлы. Попутно появилось и земледелие. Именно тогда появились первые профессии, прообразы современных специальностей. Знание получило узкую направленность. И гончар обучал своих детей не охоте или рыбалке, а тому, как правильно замешать глину и тому, как правильно пользоваться гончарным кругом. И эти знания о своей профессии передавались из поколения в поколение, попутно впитывая в себя всё новые и новые элементы.

С развитием человечества появлялись и накапливались все новые знания. Знания сохранялись и записывались сначала на папирусах, бересте, позже печатались в книгах, записывались на бумаге. Знаний становилось все больше, и потребовалось формирование особой системы образования, которая бы передавала знания о тех или иных предметах желающими ими овладеть. Так образование сформировалось как система передачи знаний.

Научное знание и система образования

Современное знание огромно, и оно требует постепенного освоения, от банальных школьных основ и до узкоспециальных знаний, представляющих интерес лишь в определенных кругах научного знания. Знание с точки зрения науки имеет очень широкое дробление в самых разнообразных сферах. Чтобы создавать новые знания, необходимо искусно владеть уже имеющейся информацией и свободно распоряжаться имеющимися знаниями. Именно так выделяется наука как обособленная сфера жизни общества.

Современные высшие образовательные учреждения так же имеют узкую направленность, ориентируясь на передачу знаний в различных областях: экономика, юриспруденция, медицина, технологии и т.д. Именно там научные знания различных областей усваиваются будущими специалистами, а те, кто способен быть не просто специалистом, но и творцом нового, сделают свой вклад в копилку знаний человечества, которые впоследствии будут переданы будущим поколениям и даже будут использованы в повседневной жизни.

Каролина КОРОЛЕВА,

ученица школы №1252 с углубленным изучением испанского языка имени Сервантеса

«Может, он просто выбрал не ту профессию?» - подумаете вы.

Нет! Человек выбирает себе профессию по духу, выбирает ту сферу, в которой ему нравится делать разработки, сферу деятельности, в которой он как рыба в воде. Но нередко бывает и так, что люди выбирают свое будущее образование, основываясь на том, какая профессия будет наиболее востребована.

Так какова же она, профессия из поколения в поколение?

У каждого из нас есть свой ответ на этот вопрос. Мнение у всех разное и каждое из них верно.

Лично для меня профессия из поколения в поколения - это писатель. Этот выбор исходит из моих личных интересов, стремлений.

Почему писатель?

Следуя толковому словарю русского языка Д.Н.Ушакова, писатель - это человек, пишущий литературные произведения.

Для меня писатель - это человек пишущий. И не только литературные произведения, но и различные заметки, статьи в газеты, он берет интервью у людей со всего мира, он пишет стихи, выражая в них свои мысли и чувства, он пишет лозунги, чтобы люди присоединялись к нему, он ведет за собой народ, за ним - наше будущее.

Чехов сказал: «Я люблю родину, народ, я чувствую, что, если я писатель, то я обязан говорить о народе, о его страданиях, о его будущем».

Слово «писатель» произошло от глагола «писать». Ранее текстовые произведения писали от руки. В XX веке, с развитием науки и техники в мире, условия писательского труда изменились. Большинство писателей перешли на набор текстов на печатной машинке, а затем и на компьютере, но тем не менее слово «писатель» сохранило свое значение.

XXI век - это век высоких технологий, поэтому в связи с компьютеризацией в наше время стали очень актуальны профессии экономиста, юриста, менеджера, программиста. Они остаются популярными на протяжении последних 10 лет. Потребность в них высока, так как эти профессии стали межотраслевыми, например, быть экономистом не только престижно, но и выгодно.

А через 10 лет вырастет количество рабочих мест в сфере услуг. Вырастет спрос на специалистов, оказывающих услуги по индивидуальному заказу.

Выходит, что актуальные профессии в разные годы разные? Неужели нет стабильности в выборе работы?

Для меня профессия писателя (будь то журналист, литературный критик или же поэт) актуальна и стабильна во все времена.

Но профессия ли это - писатель?

Те люди, для кого писать - превыше всего, кто видит в этом смысл своей жизни, кто смотрит в книгу, как в свое отражение, кто пишет не только для себя, но и для всего мира, кто не мыслит себя без выражения своих мыслей на бумаге, - вот они писатели.

Профессия читателя не только интересная, но и обучающая. Мы можем перенестись в мир, полный волшебства, можем побывать в эпохе Смуты, оказавшись рядом с Василием Шуйским, или же можем оказаться в современном мире, но на другом конце Земли.

Хотя, конечно, невозможно стать писателем, если не чувствуешь пера, слога, а просто потому что ты поставил перед собой такую цель.

Необходимо быть предрасположенным к писательской деятельности с рождения.

Да, в наше время много писателей талантливых, но неизвестных. Они пишут для себя, немногие знакомы с их творчеством. Есть писатели, чье творчество не оставляет равнодушными людей разных поколений. Надеяться на удачу? Слушать свое сердце и писать!

Все это приводит меня к мысли о том, что литература и писательская деятельность продолжают свое существование, они продолжают жить, находя себе применение в разных отраслях.

Современные абитуриенты подходят к вопросу о выборе профессии очень серьезно и более чем ответственно.

И я не исключение. Передо мной стоит выбор: пойти в Литературный институт учиться на переводчика или же в другой институт учиться на журналиста? Или, возможно, на литературного критика?

Что же выбрать?

Пока что у меня еще есть немного времени, чтобы подумать над этим вопросом. Но я знаю, что «не надо давить - настоящий писатель должен слушать только голос вдохновения».

Конкурс сочинений о профессиях «Билет в будущее»

Номинация: «Трудовая династия»

Тема:

Где родился, там и пригодился.

Пословица

В жизни каждого человека самым главным и значимым остаются семья, дети, дом. А если это не просто семья, а трудовая династия, где несколько человек выбрали одну и ту же профессию, и она становится доброй семейной традицией, где существует атмосфера взаимопонимания и уважения.

Трудовая династия - череда людей, происходящих из одного рода, где дети продолжают дела своих родителей, идут по их стопам. Династии появляются в тех семьях, в которых старшие поколения действительно любят свою профессию, занимаются своим делом с удовольствием и преданностью, с хорошим настроением идут на работу, одним словом, когда работа им в радость. Тогда и у детей не возникает вопросов при выборе будущей профессии. Династиями учителей, врачей, военных, пожалуй, никого не удивишь. Другое дело – династии аграриев. Тяжелейший труд, передаваемый, как профессия, из поколения в поколение, вызывает безмерное уважение.

Я хочу написать своё сочинение про семью Басориных, где первым звеном династии были дедушка Михаил и бабушка Мария. В этой семье родилось пятеро детей, пятеро сыновей. Так случилось, что дедушка Миша рано ушёл из жизни и воспитание детей легло на плечи бабушки, в то время она работала на ферме животноводом. Приходилось рано уходить на работу, кормить овец. Дети привыкали к самостоятельной жизни. Старшие братья помогали и приглядывали за младшими. Конечно, в сельской семье у каждого человека есть своё хозяйство, а иначе не проживёшь. Работать и помогать матери пришлось сыновьям, где каждый выполнял свои поручения: кто носил в дом дрова и топил печь, кто качал воду, кто кормил корову. Каждый уже с детства привыкал к труду, у каждого закладывались такие качества, как самостоятельность, ответственность, дисциплинированность, трудолюбие. Время шло, ребята росли, учились в школе, проявляли интерес к технике, спорту. По окончании школы каждый поступил и продолжал обучение в средне-специальных заведениях, связанных с сельским хозяйством. Старший сын Иван окончил политехнический техникум, работал мастером производственного обучения в Заинске. А Петр, Александр, Николай и Сергей остались в родной деревне и по сегодняшний день живут и работают в селе. Все сыновья со школьной скамьи работали помощниками комбайнёров. Молодые парни вечером ходили в сельский клуб, но утром без опоздания они должны были быть на работе, потому что не могли подвести старших комбайнёров. Работа в поле на уборке хлеба - это большая ответственность. Дядя Коля среди комбайнёров занимал призовые места, которые даются не просто так, а за плодотворный труд и великое старание. Он ездил в город Казань на слёт передовиков сельского хозяйства. Потом Николаю доверили новый комбайн «НИВА». Александр и Пётр работают трактористами. Младший брат Сергей полюбил спорт, окончил Альметьевский физкультурный техникум, вернулся в село, попробовал себя в преподавательской деятельности. Но тяга к земле оказалась сильнее. Сергей Михайлович занялся фермерством. Он построил свою мини-ферму на 30 голов крупного рогатого скота, выращивает бычков, держит коров. Молоко от коров сдаёт частным предпринимателям. У Сергея Михайловича два сына и дочь, взрослые сыновья пока живут с родителями. Они тоже помогают отцу в хозяйстве, особенно во время сенокоса. Лето для сельчанина - особое время года, от которого зависит развитие частного поголовья каждой семьи. У каждого из братьев своё личное подсобное хозяйство, добротные дома.

Идет время, а профессия механизатора остается важной, почетной и востребованной, но по-прежнему тяжелой и ответственной. Жизнь на селе – не простая штука, те люди, кто остаётся работать в сельском хозяйстве, обладают великим трудолюбием, смелой закалкой, большим терпением, огромной силой воли.

Я учусь в 8 классе. Уже сейчас надо задумываться о выборе профессии. Профессий много… Какую выбрать? Что ближе мне – городская жизнь или сельская? С кого брать пример? Думаю, что на примере братьев Басориных можно учиться трудолюбию и патриотизму, видеть, что и в селе можно жить достойно.

Своё сочинение я хочу закончить стихотворением:

Кто ещё умеет так работать

Как российский сельский человек?

Кто-то скажет: до седьмого пота,

А вернее, весь земной свой век.

Кто ещё умеет жить так дружно

Общиной, большой своей семьёй?

Объяснять, по-моему, не нужно:

Человек наш сельский и простой.

ЦХИНВАЛ, 18 окт — Sputnik, Фатима Плиева. Луиза Келехсаева работает детским врачом уже 42 года, 28 из них она руководит младшим детским отделением республиканской больницы в столице Южной Осетии. Луиза Платоновна с сестрой выбрали профессии врачей по примеру мамы — Елена Тибилова более полувека отдала работе в Службе скорой помощи.

"Она все время работала, я всегда беру с нее пример. Мы жили недалеко от станции скорой помощи и после школы часто приходили туда. Очень часто люди обращались к маме даже ночью. Поэтому белые халаты, запах лекарств, медицинские инструменты — все это нам было знакомо с самого детства", — говорит Луиза Платоновна.

По ее словам, она ни разу не задумалась о том, какую профессию выбрать — всегда знала, что будет именно врачом.

"Я на "отлично" окончила музыкальное училище и меня отправили дальше учиться в этом направлении. Но я об этом даже не думала. Одним словом, мне нельзя было не стать врачом", — рассказывает она.

С тех пор она не отдыхает, ее стаж работы — уже более 42 лет. Она возглавляет детское отделение больницы. Помимо административной работы за целый день кабинет врача не пустеет ни на минуту, перед дверью — всегда очередь. Многие получают консультацию врача по телефону.

"У нас нет личной жизни. Все время занимают работа, больные и их здоровье. Однажды я посчитала: за один день мне по работе позвонили 78 раз. Моя мама мне всегда говорила, чтобы я уделяла такое же внимание чужим больным детям, какое уделила бы своим собственным. Как-то я плохо себя чувствовала и попросила маму сказать звонившим, что меня нет. И тут я слышу — "да, конечно, она здесь, сейчас я ее позову", — вспоминает врач.

День Луизы Платоновны начинается с утреннего совещания в отделении, а затем — общая "летучка". После этого она обходит всех своих больных, а потом пациенты, пациенты, пациенты…

Однако она довольна своей работой, ни разу не пожалела о сделанном выборе, несмотря на недовольство отдельными вещами.

"В советское время было легче получить новый опыт, повысить квалификацию, мы проходили разные курсы. Сегодня медицина настолько быстро движется вперед, что порой угнаться за ней бывает невозможно — у наших врачей не всегда есть возможность поехать на курсы", — добавила она.

Среди представителей старшего поколения семьи Келехсаевых Луиза — не единственный врач.

Эту профессию для себя выбрала и ее старшая сестра Людмила, она — терапевт-кардиолог, заместитель главного врача республиканской больницы. К тому же дочери у обеих сестер родились почти в одно время. Лариса Ханикаева и Залина Басаева также не думали о выборе профессии, они сразу решили, что продолжат семейную традицию.

"Разница в возрасте между нашими дочерьми — всего лишь четыре дня. Они вместе ходили в детский садик, школу и до сих пор очень близки. Они, как и мы, не задумывались о выборе профессии — знали, что станут врачами. Окончили медицинскую академию во Владикавказе. Теперь Лариса работает педиатром, а Залина — узист", — рассказала Луиза Платоновна.

Лариса Ханикаева с 2001 года работает детским врачом, а в 2008 году стала главным врачом цхинвальской детской поликлиники.

"Несмотря на то что я возглавляю одну из структур Минздрава, моя главная профессия — педиатр. Не жалею о таком выборе, я очень привязана к своей работе. Если бы у меня была возможность пройти все заново, я бы снова выбрала эту профессию", — говорит Лариса.

Из четвертого поколения интерес к врачебной профессии проявляет лишь младший сын Ларисы — пятилетний Артур. Он, по словам мамы, все время мастерит бумажных пациентов, которые попадают к нему на прием тяжело больными. Он внимательно их выслушивает, а затем берется за "лечение".



Рассказать друзьям