Что такое олицетворение и где это применяется? Значение слова олицетворение в словаре литературоведческих терминов.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Мы рассмотрим на уроке такое понятие, как олицетворение - художественное средство, с помощью которого стихи и проза становятся ярче и красивее, - увидим, как наделяются неодушевленные предметы человеческими качествами.

Олицетворение - это придание явлению или предмету каких-нибудь индивидуальных, точнее, личностных признаков.

В переводе с греческого олицетворение - это персонификация, то есть наделение неживого предмета или явления человеческими качествами.

Вместе с этим в литературных словарях олицетворение трактуется как одушевление, что является искажением литературоведческого термина. К примеру, участники басни И.А. Крылова «Квартет» (рис. 2):

Рис. 2. Олицетворение спеси и невежества в басне И.А. Крылова «Квартет» ()

Проказница-Мартышка,

Осел,

Козел

Да косолапый Мишка

Затеяли сыграть квартет.

Ни один из них не нуждается в одушевлении, потому что все они одушевленные существительные, а вот каждый из них и все они вместе за компанию - олицетворение спесивых и ни на что не годных людей.

Совершенно чудесно применяет олицетворение А.А. Фет в стихотворении «Вечерние огни»:

Устало все кругом, устал и цвет небес,

И ветер, и река, и месяц, что родился,

И ночь, и в зелени потусклой спящий лес,

И желтый тот листок, что наконец свалился.

В этой картине, в которой схвачена ночь на пороге осени, воистину все олицетворяется, даже цвет небес, а при словах «и желтый тот листок» ком подкатывает к горлу.

Олицетворение - художественный прием, основанный на наделении неодушевленных предметов человеческими качествами и чувствами.

Найти в тексте олицетворение:

И вот начинают шептаться между собой деревья : береза белая с другой березой белой издали перекликаются ; осинка молодая вышла на поляну, как зеленаясвечка, и зовет к себе такую же зеленую свечку-осинку, помахивая веточкой; черемуха черемухе подает ветку с раскрытыми почками.

Олицетворения: деревья шепчутся, березы перекликаются, осинка вышла и зовет, помахивая, черемуха подает.

Очень красиво автор наделил неодушевленные предметы человеческими качествами, то есть олицетворил их. Этот художественный прием писатели и поэты используют для того, чтобы сделать текст ярким, красивым, чтоб мы могли ясно представить себе то, о чем говорит автор, вызывая у нас эмоции, о которых он нам рассказывает, наделяя предметы положительными и отрицательными качествами.

Мы познакомились с художественным средством изображения - олицетворением, узнали, что его используют для того, чтобы тексты были яркими, красивыми, чтобы мы могли ясно себе представить картину того, о чем нам рассказывает автор.

«В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

А.П. Чехов

Список литературы

1. Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А. Русский язык 4:Академкнига/Учебник, 2013

2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык.4. - М.: Баласс, 2012

3. Ломакович С.В., Тимченко Л.И. Русский язык 4: ВИТА_ПРЕСС, 2015

1. Интернет портал «К уроку литературы» ()

2. Интернет портал «Tolkslovar.ru» ()

3. Интернет портал «Pycckoeslovo.ru» ()

Домашнее задание

1. Что такое олицетворение?

2. Где чаще всего используется олицетворение?

3. Какие части речи используются в качестве олицетворения?

Олицетворение

Олицетворение

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ (или персонификация) - выражение, дающее представление о каком-либо понятии или явлении путем изображения его в виде живого лица, наделенного свойствами данного понятия (например изображение у греков и римлян счастья в виде капризной богини-фортуны и т. п.). Весьма часто О. применяется при изображении природы, к-рая наделяется теми или иными человеческими чертами, «оживляется», напр.: «море смеялось» (Горький) или описание наводнения в «Медном всаднике» Пушкина: «...Нева всю ночь/рвалася к морю против бури,/не одолев их буйной дури.../и спорить стало ей не в мочь.../ Погода пуще свирепела,/Нева вздувалась и ревела.../и вдруг, как зверь остервенясь,/на город кинулась.../Осада! Приступ! злые волны,/как воры, лезут в окна» и т. д.
О. было особенно в ходу в прециозной и ложноклассической поэзии, где оно проводилось последовательно и развернуто; в русской литературе образцы таких О. были даны у Тредьяковского: «Езда на остров любви», (СПБ), 1730.
О. по существу является следовательно перенесением на понятие или явление признаков одушевленности и представляет собой так. обр. вид метафоры (см.). Тропы .

Литературная энциклопедия. - В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература . Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929-1939 .

Олицетворе́ние

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .

Олицетворение

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ также персонификация (лат. Persona и facio), прозопопея (греч. Προσωποποια), - стилистический термин, обозначающий изображение неодушевленного или абстрактного предмета как одушевленного. Вопрос о том, насколько олицетворение соответствует действительному взгляду поэта на вещи выходит за пределы стилистики и относится к области миросозерцания вообще. Там, где поэт верит сам в одушевленность предмета, им изображаемого, не следовало бы даже говорить об олицетворении, как о явлении стиля, ибо оно связано тогда не с приемами изображения, а с определенным, анимистическим миросозерцанием и мироощущением. Предмет уже воспринимается как одушевленный и таким и изображается. В этом именно смысле надо трактовать многие олицетворения в народной поэзии, когда они относятся не к приемам, не к форме выражения, а к самому анимизированному предмету, т. е. к содержанию произведения. Особенно ярко это сказывается во всяком мифологическом творчестве. Напротив, олицетворение, как явление стиля выступает в тех случаях, когда оно применяется как иносказание , т. е. как такое изображение предмета, которое стилистически преобразует его. Разумеется, далеко не всегда можно с точностью установить с какого порядка олицетворением мы имеем дело, также как и в метафоре трудно найти объективные признаки степени ее реальной образности. Поэтому стилистическое исследование часто не может обойтись без привлечения данных и из области индивидуального поэтического мировосприятия. Так, очень многие олицетворения явлений природы у Гете, у Тютчева, у немецких романтиков должны рассматриваться отнюдь не как стилистический прием, но как существенные черты общего их взгляда на мир. Таковы, напр., у Тютчева олицетворения ветра - «О чем ты воешь, ветр ночной, О чем так сетуешь безумно?»; грозы, которая «опрометчиво-безумно вдруг на дубраву набежит»; зарниц, которые «как демоны глухонемые, ведут беседу меж собой»; деревьев, которые «радостно трепещут, купаясь в небе голубом» - ибо все это согласовано с тем отношением поэта к природе, которое выражено им самим в особом стихотворении: «Не то, что мните вы, природа - Не слепок, не бездушный лик. В ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык» и т. д. Напротив, в таких произведениях, как басни, притчи, и в разных видах аллегории (см.), следует говорить об олицетворении, как о художественном приеме. Ср., напр., басни Крылова о неодушевленных предметах («Котел и горшок», «Пушки и паруса» и проч.)

Особенно в случаях т. наз. неполного олицетворения , оно является обще-распространенным стилистическим приемом, которым пользуется не только поэзия, но и обыденная речь. Здесь мы имеем дело, собственно говоря, лишь с отдельными элементами олицетворения, часто настолько вошедшими в обиход речи, что их прямой смысл уже не ощущается. Ср., напр., такие выражения, как: «Солнце встает, заходит», «идет поезд», «бегут ручьи», «стон ветра», «завывания мотели» и т. п. Большинство таких выражений являются одним из видов метафоры, и о значении их в поэтическом стиле следует сказать то же, что о метафоре (см.). Примеры стилистических олицетворений: «Своей дремоты превозмочь не хочет воздух... Звезды ночи, Как обвинительные очи За ним насмешливо глядят. И тополи, стеснившись в ряд, Качая низко головою, Как судьи шепчут меж собою» (Пушкин); «Уже Ноздрев давно перестал вертеть, но в шарманке была одна дудка, очень бойкая, никак не хотевшая угомониться, и долго еще потом свистела она одна» (Гоголь); «Вылетит птица - моя тоска, Сядет на ветку и станет петь» (Ахматова). Изображение растений и животных по образу людей, как это встречается, в сказках, баснях, животном эпосе, также может рассматриваться как вид олицетворения.

А. Петровский. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. - М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель , 1925


Синонимы :

Смотреть что такое "Олицетворение" в других словарях:

    Церкви. Статуя Страсбургского собора Олицетворение (персонификация, прозопопея) троп … Википедия

    Прозопопея, воплощение, персонификация, антропоморфизм, одушевление, очеловечение, метафора, представление, эпитома, выражение Словарь русских синонимов. олицетворение 1. очеловечение, одушевление, персонификация 2. см. воплощение … Словарь синонимов

    ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ, олицетворения, ср. (книжн.). 1. только ед. Действие по гл. олицетворить олицетворять. Олицетворение сил природы у примитивных народов. 2. чего. Воплощение какой нибудь стихийной силы, явления природы в образе живого существа. Бог… … Толковый словарь Ушакова

    Олицетворение - ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ также персонификация (лат. Persona и facio), прозопопея (греч. Προσωποποια), стилистический термин, обозначающий изображение неодушевленного или абстрактного предмета как одушевленного. Вопрос о том, насколько олицетворение… … Словарь литературных терминов

    Персонификация, присущее мифопоэтическому сознанию свойство перенесения на неодушевлённые вещи и явления черт живых существ: человеческих (антропоморфизм, антропопатизм) или животных (зооморфизм), а также наделение животных качествами человека. В … Энциклопедия мифологии

    - (прозопопея) вид метафоры, перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные (Ее сиделка тишина... , А. А. Блок) … Большой Энциклопедический словарь

    ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ, я, ср. 1. см. олицетворить. 2. чего. О живом существе: воплощение каких н. черт, свойств. Плюшкин о. скупости. О. доброты. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    олицетворение - ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ1, воплощение ОЛИЦЕТВОРЕННЫЙ, воплощенный ОЛИЦЕТВОРЯТЬ/ОЛИЦЕТВОРИТЬ, воплощать/воплотить ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ2, одухотворение, одушевление, очеловечивание, персонификация, книжн. антропоморфизм ОДУШЕВЛЕННОСТЬ,… … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

    олицетворение - имперсонация Происходит, когда объект притворяется кем то или чем то. [Криптографический словарь Карэна Исагулиева www.racal.ru ] Тематики информационные технологии в целом Синонимы имперсонация EN impersonation … Справочник технического переводчика

    Я; ср. 1. к Олицетворить (1 зн.). и Олицетворять. О. сил природы. 2. Изображение какой л. стихийной силы, явления природы в образе живого существа. Голубь о. мира. 3. чего. Воплощение идеи, понятия, каких л. свойств, качеств в человеческой… … Энциклопедический словарь

Книги

  • Олицетворение истории. Выпуск 2. Богачи , Дарья Приходько. В сборник «Олицетворение истории. Богачи» вошли двенадцать биографических очерков, героями которых стали: один из самых богатых жителей США…

Писатели с целью эстетического воздействия на читателей посредством художественных образов и выражения своих мыслей через символы, чувства и эмоции используют в своих литературных произведениях многообразные средства художественной выразительности – тропы, применяемые в переносном значении для усиления образности языка и выразительности речи.

К таким литературным приемам относится олицетворение, называемое также персонификацией или прозопопеей. Нередко этот троп помогает изображать природу в лирике, наделяя ее человеческими качествами и свойствами.

В античные времена одушевление природных сил у древних людей было способом понимания и восприятия мира, попыткой истолкования устройства мира. Большинство читателей воспринимает стихотворные произведения, не задумываясь о том, для чего используется прием олицетворения.

Олицетворением называется литературный и лингвистический прием, основанный на переносе человеческих характеристик и признаков на неживые вещи и явления окружающего мира.

Этот литературный прием является частным случаем метафоры, он помогает создавать уникальные смысловые модели, придающие произведению колорит и образную выразительность.

С помощью этого приема предметам в литературных произведениях придаются:

  • дар речи;
  • талант мыслить;
  • возможность чувствовать;
  • умение переживать;
  • способность действовать.

Даже самые обычные разговорные фразы могут представлять собой элементы старинных тропов, когда в беседе люди говорят, что «солнце всходит и заходит», «ручей бежит», «метель воет», «мороз рисует узоры», а «листва шепчется».

Вот самые явные примеры приема олицетворения в живой устной речи. Древние греки образно изображали счастье в виде капризной богини Фортуны.

Термин «олицетворение» имеет латинский синоним – «персонификация» (лицо + делаю), у древних греков это звучит – «прозопопея».

Википедия трактует персонификацию как термин, использующийся в психологии, когда качества одного человека ошибочно приписываются им другому.

В древнегреческой мифологии отношения богов Урана и Геи трактовались в качестве брачных уз, соединяющих небо и землю, в результате чего появились горы, растительность, животный мир.

Наши древние предки соотносили Перуна с громыхающими и сверкающими природными явлениями, другие боги отвечали в мифологии за ветер, воду, солнце.

Именно в мифологии изначально появляются говорящие представители животного мира, а вещи совершают совершенно нехарактерные для них действия.

Важно! В мифах на конкретном примере было гораздо легче растолковать и проиллюстрировать сущность вещей, мотивы возникновения явлений и появление человечества.

Множество богов, воплощенных в предметах, обделенных душой, наделялись живыми характерами. Причем мифы воспринимались вполне реально, и слушатели верили в то, что это происходит на самом деле.

Нередко литературный прием персонализации звучит в сказках, где предметы умеют самостоятельно передвигаться, животные способны разговаривать человеческими голосами и раздумывать подобно людям. Сказки не задаются целью объяснения непонятных явлений, в них все персонажи являются вымышленными.

Назначение в искусстве

Художественный прием достаточно часто используется в литературных произведениях прозаических и лирических жанров для решения многообразных задач. Олицетворения придают эмоциональные оттенки тексту, приковывая читательское внимание к содержанию произведения и служа лучшему его восприятию.

В стихотворении А.А. Блока встречаются примеры олицетворения: «сиделка тишина» в одном, в другом – «белое платье пело в луче», «плакали зимние бури», «реяли звездные сны», «плакали струны».

Литературный прием представлен и в произведениях Б.Л. Пастернака: «лес… каплями роняет пот», «июль, таскающий пух одуванчиков».

Обратите внимание! Литературный прием зачастую применяется не только в художественных произведениях, но и в научно-популярной литературе, а также в качестве одного из маркетинговых принципов.

Литературный прием способен стимулировать читательское воображение, дать ему возможность прочувствовать содержание произведения более живописно и выразительно.

Довольно часто используют в игровых методах обучения детей.

К примеру, при изучении басен, насыщенных этими тропами, животные наделяются разнообразными человеческими свойствами, как в басне И.А. Крылова «Квартет».

Вследствие этого дети живее воспринимают сюжет произведения и понимают мораль. Не всегда можно определить, для чего используют прием олицетворение.

Специалисты отмечают нарастающие ступени отличия тропа по их действию в литературном произведении и в разговоре:


Концептуальное наполнение тропов может иметь множество нюансов.

В «Слове о полку Игореве» образность и экспрессивность достигается благодаря литературным приемам, олицетворяющим природные явления. Растения и животные наделяются эмоциями, способностью сопереживать автору и персонажам, а те, в свою очередь, обращаются к силам природы за помощью и получают ее.

В пушкинской «Сказке о мертвой царевне» королевич напрямую вопрошает одушевленные силы природы. В баснях И.А. Крылова троп означает иное, он используется в роли аллегории: волк олицетворяет жестокость, мартышка – глупость.

У Плюшкин является символом крайней степени скупости, Манилов – необоснованной мечтательности.

А у А.С. Пушкина выразительное средство получает общественный и политический смысл.

Подтекст древних олицетворений нравоучительный и интересен нашим современникам.

Слово «зодиак» переводится с греческого, как «животные в кругу», а двенадцать зодиакальных знаков символизируют ключевые особенности человеческой натуры.

Такие слова обычно верно устанавливают качества людей, а использование их в обычной беседе делает речь ярче и привлекательней.

Повседневная речь людей, которых всем интересно слушать или читать, также бывает обычно насыщена тропами, однако люди настолько привыкли их слышать, что даже не воспринимают эти фразы как литературный прием.

Начало этому положило употребление в беседе цитат из произведений литературы, ставших неотделимой принадлежностью речи, превратившись в обиходные выражения. Типичным тропом является оборот «часы спешат», но он не воспринимается уже теперь в качестве образного средства.

Примеры олицетворения

Именно из литературных произведений появляются новые олицетворения, которые служат для большей выразительности, и найти их совсем не трудно.

Олицетворения в произведениях С.А. Есенина: «хвойной позолотой взвенивает лес», «елям снится гомон косарей», «слухают ракиты посвист ветряной», «отговорила роща золотая», «сыплет черемуха снегом», «под вечер путнику нашептал ковыль», «конопляник грезит».

В стихотворении Н.А. Заболоцкого: «ручей, задыхаясь, поет», «не слышит сердце правильных созвучий», «печальная природа лежит вокруг, вздыхая тяжело». Эти примеры показывают, что такое олицетворение в литературе.

Полезное видео

Подведем итоги

Олицетворение считается замечательным орудием, позволяющим благодаря удачному применению усилить выразительность и эмоциональность литературного произведения либо обыденной речи.

Прием можно использовать во множестве случаев – от мифов и фольклора до научно-популярных текстов. Многие из них вошли в нашу речь настолько прочно, что даже не ощущаются как выразительные средства, стали повседневными и привычными.

Писатели и поэты регулярно создают новые запоминающиеся яркие и образные олицетворения, увлекая читателей живописными картинами и передавая им настроение.

Мы рассмотрим на уроке такое понятие, как олицетворение - художественное средство, с помощью которого стихи и проза становятся ярче и красивее, - увидим, как наделяются неодушевленные предметы человеческими качествами.

Олицетворение - это придание явлению или предмету каких-нибудь индивидуальных, точнее, личностных признаков.

В переводе с греческого олицетворение - это персонификация, то есть наделение неживого предмета или явления человеческими качествами.

Вместе с этим в литературных словарях олицетворение трактуется как одушевление, что является искажением литературоведческого термина. К примеру, участники басни И.А. Крылова «Квартет» (рис. 2):

Рис. 2. Олицетворение спеси и невежества в басне И.А. Крылова «Квартет» ()

Проказница-Мартышка,

Осел,

Козел

Да косолапый Мишка

Затеяли сыграть квартет.

Ни один из них не нуждается в одушевлении, потому что все они одушевленные существительные, а вот каждый из них и все они вместе за компанию - олицетворение спесивых и ни на что не годных людей.

Совершенно чудесно применяет олицетворение А.А. Фет в стихотворении «Вечерние огни»:

Устало все кругом, устал и цвет небес,

И ветер, и река, и месяц, что родился,

И ночь, и в зелени потусклой спящий лес,

И желтый тот листок, что наконец свалился.

В этой картине, в которой схвачена ночь на пороге осени, воистину все олицетворяется, даже цвет небес, а при словах «и желтый тот листок» ком подкатывает к горлу.

Олицетворение - художественный прием, основанный на наделении неодушевленных предметов человеческими качествами и чувствами.

Найти в тексте олицетворение:

И вот начинают шептаться между собой деревья : береза белая с другой березой белой издали перекликаются ; осинка молодая вышла на поляну, как зеленаясвечка, и зовет к себе такую же зеленую свечку-осинку, помахивая веточкой; черемуха черемухе подает ветку с раскрытыми почками.

Олицетворения: деревья шепчутся, березы перекликаются, осинка вышла и зовет, помахивая, черемуха подает.

Очень красиво автор наделил неодушевленные предметы человеческими качествами, то есть олицетворил их. Этот художественный прием писатели и поэты используют для того, чтобы сделать текст ярким, красивым, чтоб мы могли ясно представить себе то, о чем говорит автор, вызывая у нас эмоции, о которых он нам рассказывает, наделяя предметы положительными и отрицательными качествами.

Мы познакомились с художественным средством изображения - олицетворением, узнали, что его используют для того, чтобы тексты были яркими, красивыми, чтобы мы могли ясно себе представить картину того, о чем нам рассказывает автор.

«В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

А.П. Чехов

Список литературы

1. Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А. Русский язык 4:Академкнига/Учебник, 2013

2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык.4. - М.: Баласс, 2012

3. Ломакович С.В., Тимченко Л.И. Русский язык 4: ВИТА_ПРЕСС, 2015

1. Интернет портал «К уроку литературы» ()

2. Интернет портал «Tolkslovar.ru» ()

3. Интернет портал «Pycckoeslovo.ru» ()

Домашнее задание

1. Что такое олицетворение?

2. Где чаще всего используется олицетворение?

3. Какие части речи используются в качестве олицетворения?

2 комментария

Олицетворение — прием, когда автор наделяет неодушевленные предметы человеческими свойствами.
Чтобы создать образность, придать речи выразительности авторы прибегают к литературным приемам, олицетворение в литературе — не исключение.

Основная цель у приема — перенести человеческие качества и свойства на неодушевленный предмет или явление окружающей действительности.

В работах писатели используют эти художественные приемы. Олицетворение выступает одной из разновидностей метафоры, например:

Деревья проснулись, трава шепчет, страх подкрался.

Олицетворение: деревья проснулись, словно живые

Благодаря использованию олицетворений в изложениях авторы создают художественный образ, который отличается яркостью и неповторимостью.
Такой прием позволяет расширить возможность слов при описании чувств и ощущений. Можно передать картину мира, выразить отношение к изображаемому предмету.

История появления олицетворения

Откуда в русский язык пришло олицетворение? Этому способствовал анимизм (вера в существование духов и души).
Древние люди наделяли неживые объекты душой и живыми качествами. Так они объясняли мир, который окружал их. Из-за того что они верили в мистические существа и богов — образовался изобразительный прием, как олицетворение.

Всех стихотворцев интересует вопрос о том, как правильно применять приемы в художественных изложениях, в том числе при написании стихов?

Если вы начинающий поэт, нужно научиться правильно использовать олицетворение. Оно не должно просто находиться в тексте, а играть определенную роль.

Уместный пример присутствует в романе Андрея Битова “Пушкинский дом”. Во вступительной части литературного произведения автор описывает ветер, который кружит над Петербургом, весь город описывается с точки зрения ветра. В прологе главным героем является ветер.

Пример олицетворения выражен в повести Николая Васильевича Гоголя “Нос”. Что самое интересное, нос главного героя не только описан приемами олицетворения, но приемами персонификации (часть тела наделена человеческими качествами). Нос главного героя стал символом двойников.

Иногда авторы допускают ошибки при использовании олицетворения. Они путают его с аллегориями (выражениями в конкретном образе) или антропоморфизмами (перенесение психических свойств человека на явление природы).

Если в произведении вы придадите какому-либо животному человеческие качества, то такой прием не будет выступать олицетворением.
Употребить аллегорию без помощи олицетворения невозможно, но это уже другой изобразительный прием.

Какой частью речи выступает олицетворение?

Олицетворение должно ввести существительное в действие, оживить и создать ему впечатление, чтобы неживой предмет смог существовать, как человек.

Но в этом случае нельзя олицетворение называть простым глаголом — это часть речи. У нее больше функций, чем у глагола. Она придает речи яркости и выразительности.
Использование приемов в художественном изложении позволяет авторам сказать больше.

Олицетворение — литературный троп

В литературе можно встретить красочные и выразительные фразы, которые используются для одушевления предметов и явлений. В других источниках другое название этого литературного приема — персонализация, то есть когда предмет и явление воплощают антропоморфизмами, метафорами или очеловечиванием.


Примеры олицетворения в русском языке

И персонализация и эпитеты с аллегориями способствуют приукрашиванию явлений. Так создается более впечатляющая реальность.

Поэзия богата на гармоничность, полет мыслей, мечтательность и красочность слова.
Если добавить в предложение такой прием как персонализация, то оно будет звучать абсолютно по-другому.
Персонализация как прием в литературном произведении появился благодаря тому, что авторы стремились наделить фольклорных персонажей из древнегреческих мифов героизмом и величием.

Как отличить олицетворение от метафоры?

Перед тем как начинать проводить параллель между понятиями, нужно вспомнить, что такое олицетворение и метафора?

Метафора — слово или словосочетание, которое употребляется в переносном смысле. Она основана на сравнении одних предметов с другими.

Например:
Пчела из кельи восковой
Летит за данью полевой

Метафорой здесь выступает слово «келья», то есть автор имел в виду улей.
Олицетворение — это одушевление неодушевленных предметов или явлений, автор наделяет неживые предметы или явления свойствами живых.

Например:
Утешится безмолвная природа
И резвая задумается радость

Радость не может задуматься, но автор наделил ее свойствами человека, то есть использовал такой литературный прием, как олицетворение.
Тут и напрашивается первый вывод: метафора — когда автор сравнивает живой предмет с неживым, а олицетворение — неживые предметы приобретают качества живых.


Чем отличается метафора от олицетворения

Давайте рассмотрим пример: летят алмазные фонтаны. Почему же это метафора? Ответ прост, автор в этом словосочетании скрыл сравнение. В этом сочетании слов мы можем сами поставить сравнительный союз, получим следующее — фонтаны как алмазы.

Иногда метафору называют скрытым сравнением, так как в ее основе лежит сравнение, но автор не оформляет его с помощью союза.

Использование олицетворения в разговоре

Все люди во время разговора используют олицетворение, но многие не знают об этом. Оно используется так часто, что люди перестали его замечать. Яркий пример олицетворения в разговорной речи — финансы поют романсы (петь свойственно людям, а этим свойством наделили финансы), так мы получили олицетворение.

Использовать подобный прием в разговорной речи — придать ей изобразительной выразительности, яркости и интереса. Кто хочет произвести впечатление на собеседника — пользуется этим.

Несмотря на такую популярность, чаще олицетворение встречается в художественных изложениях. Авторы со всего мира не могут пройти мимо такого художественного приема.

Олицетворение и художественная литература

Если взять стихотворение любого писателя (не важно русский или иностранный), то на любой странице, в любом произведении мы встретим массу литературных приемов, в том числе и олицетворений.

Если в художественном изложении идет рассказ про природу, то описывать природные явления автор будет используя олицетворение, пример: мороз разрисовал все стекла узорами; гуляя по лесу можно заметить, как шепчут листья .

Если произведение из любовной лирики, то авторы используют олицетворение в качестве абстрактного понятия, к примеру: можно было услышать, как пела любовь; их радость звенела, тоска съедала его изнутри.
Политическая или социальная лирика также включает в себя олицетворения: и родина — мать наша; с окончанием войны мир вздохнул с облегчением.

Олицетворение и антропоморфизмы

Олицетворение — простой изобразительный прием. И дать определение ему не сложно. Главное уметь его отличать от других приемов, а именно от антропоморфизма, ведь они похожи.



Рассказать друзьям