Что в большей степени управляет человеком: разум или чувства. Сочинение на тему разум и чувства по литературе

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Выпускное (итоговое) сочинение-рассуждение по теме: Разум и чувства.

Разум и чувство…Что же это такое? Это две важнейшие силы внутреннего мира человека, которые нуждаются друг в друге. Душа человека очень сложна. Бывают ситуации, когда чувства преобладают над разумом, а иногда разум берет вверх над чувствами. Не зря Люк де Клапье Вовенарг говорил: «Разуму не постичь надобностей сердца». Ведь действительно человек при всем желании не способен управлять настоящими чувствами, которые затмевают противоречащий им разум.

Такой сюжет мы можем наблюдать в романе Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети», где главный герой Евгений Васильевич Базаров, будучи нигилистом, отрицал буквально всё вплоть до любви. Его внутренний принцип был против всякой романтики, чувств. Он считал это «белибердой, непростительной дурью…». Решающей чертой, ставшей наперекор его взглядов, была встреча с Анной Одинцовой, женщиной, которая была не такая как все. Герой искренне влюбляется в неё, но эти чувства являлись для Евгения неприемлемыми и страшными. У Анны же не было таких сердечных склонностей, какие были у Базарова. Он всячески пытался это скрыть, ведь управлять его жизнью ранее было под силу лишь рассудку. Герой не мог контролировать всем происходящим, потому что борьба разума и сердца делала своё дело. Но наконец-то признавшись в любви Одинцовой, получает отвержение. Это приводит Базарова к первоначальным принципам, где душевные порывы являются просто вздором по сравнению с рассудком. Но не бывает такого, чтобы любовь просто гасла, хоть и перед смертью, но в Евгении она все-таки разгорается и встает против его разума, в итоге побеждая. Он вновь вспоминает о любви к Анне, так как рассудку никогда не постичь сердца.

Еще одним из ярких примеров противоборства разума и чувства является произведение Н.М.Карамзина «Бедная Лиза». Главной героиней повести является сентиментальная бедная крестьянка Лиза, которая влюбляется в богатого дворянина Эраста. Казалось, что их любовь никогда не прекратится. И вот уже чувствительная девушка полностью отдается своему возлюбленному, её сердце берет вверх над разумом. Но, к сожалению, чувства молодого дворянина постепенно охладевают, и вскоре он уезжает в военный поход, где проигрывает всё состояние и по принуждению женится на богатой вдове. На этом терпение Лизы не выдерживает, и она прыгает в пруд. Ведь для девушки поступок любимого был сильным ударом, приносившим душевную боль, избавиться от которой она хотела лишь самоубийством. Её разум противоречил такому ходу событий, но осилить пылкое чувство ему не удалось.

Таким образом, борьба двух важнейших сил внутреннего мира человека это один из самых сложных процессов в душе каждого. Или чувство превосходит разум или разум чувства. Такие противоречия являются бесконечной дуэлью. Но всё же разуму никогда не постичь искренних чувств.

Миание Михаил Юрьевич: «Мудрость, Любовь и Сила — триединство Души человека» .

Это три одинаково важные основы для гармоничного развития любого человека, каждой Души.

Отказ от одного и абсолютное обожествление другого — заводит человека в крайности и тупики, что неизбежно делает развитие однобоким, а человека в чём-то ограниченным и слабым.

Это становиться очевидно, если посмотреть с эзотерической точки зрения.

Когда человек говорит «мол, самое важное это любовь, а всё остальное не имеет значения… » — он автоматически обесценивает и блокирует остальные центры своей Души, которые отвечают за Силу и Борьбу ( , др.), за разум, понимание, принятие решений ( , др.) и т.д. Хотя очевидно, что развивать нужно все составляющие и Души человека.

Такие люди, привыкшие ударяться в крайности, часто попадают в ловушки своего же разума. Когда любовь, например, человек путает с жалос тью к себе и т.п. На подобных подменах в человеке взращивается множество слабостей.

Такие люди, чаще всего, не желают понять и признать, что для того, чтобы в твоём сердце жила и сияла на весь мир огромная любовь — ты должен стать очень сильным и умным человеком!

Ведь какая любовь может жить в не тренированном сердце глупого и слабого человека? Каждый человек в этой жизни может иметь лишь то, что он способен защитить. У слабого духом, волей и разумом человека и любовь будет такая же «пшик», до первой обиды, до первого критического слова в его адрес, до первого же расстройства.

Если человек слаб — его светлые чувства может разрушить первый встречный, первая же неприятность или преграда на пути, с которой у него не будет силы справиться.

Точно так же и сила без любви — теряет всякий смысл, а без разума — обязательно становиться разрушительной и не управляемой. Любая крайность — неизбежно ведёт к негативным последствиям.

Чувства, Разум или Сила — так что же важнее?


1. У человека есть разум, сознание, мышление, ум — поэтому ему нужны правильные знания, мудрость, чтобы принимать самые сильные и мудрые решения, которые ведут к эффективным действиям и самым позитивным последствиям. Поэтому и говорят «Знания — первичны» , они либо делают человека успешным и мудрым, либо тупым и ни на что не способным. Знания — определяют убеждения! Позитивные и сильные убеждения — ведут нас к успеху и счастью, негативные и гнилые убеждения — делают человека слабым, глупым, бесхребетным, несостоятельным.

2. Так же у человека есть сердце, прежде всего, его Духовное Сердце (), в котором, в идеале, живут высокие светлые . Отказ от любви, от чувств — делает человека не полноценным, убогим, чёрствым и несчастным, как и отказ от разума, делает человека глупым. Поэтому Чувства, Любовь нужно развивать и культивировать, чтобы сердце и душа были живыми, чтобы испытывать радость и счастье, и позитивные впечатления от жизни в превосходной степени.

Нужно понимать, что «свято место — пусто не бывает», и если в вашем сердце не будут жить светлые чувства, такие как радость, благодарность, уважение, любовь, в сердце будут накапливаться негативные чувства и эмоции ( , претензии, презрение, неприязнь, др.).

3. Сила человеку нужна также, как и Чувства и Разум. Жизнь — это не прогулка по лепесткам роз. В жизни есть всё — и созидание и борьба, и подарки и испытания. Потому что в нашем мире есть и и ! И чтобы не сломаться, не быть растоптанным кем-то, униженным и разрушенным — человек должен стать Сильным! В любой момент может послать вам испытание. Вы можете пройти его достойно, если вы сильны Духом и Волей, либо — сломаться, разувериться, закрыться в ракушку и прожить остаток жизни неудачником в состоянии ничтожества, если вы слабы!

Уровни судьбы, уровни целей жизни, куда человек может подняться — это уровни его силы. Если человек слабее по своему духу, силе воли, по своим личным качествам не соответствует желаемой цели — она остаётся недостижимой. Для того и существует развитие духовное и энергетическое, для этого и нужен личностный рост, чтобы становиться сильнее и достигать завтра тех целей, которые ты не мог достичь сегодня.

Какая сила нужна человеку: сила духа, сила воли, энергетическая сила, сила личных качеств (ответственность, устойчивость, дисциплина, др.), др.

Поэтому не отказывайтесь ни от чего, а развивайте в себе все три составляющие Души человека: разум, любовь и силу — в равной степени!

С уважением, Василий Василенко

ТЕМА - ЧТО ПОБЕДИТ РАЗУМ ИЛИ ЧУВСТВА?

РАЗУМ - это способность, могущая постигать и заключать верные последовательные мысли, устанавливать причинно-следственные связи.
ЧУВСТВА же - устойчивые эмоциональные переживания человека, всегда субъективны, порой противоречивы; устойчивые чувства определяют мировоззрение и систему ценностей.
Поведение индивида больше зависит от чувств, чем от его разумных соображений. Не зря так часто нам советуют не поддаваться своим чувствам и эмоциям. Мы стараемся управлять ими, если они отрицательны, но они все равно прорываются на свет. То они берут верх над нами, то мы справляемся и берем себя в руки, претворяя злость в раскаяние, ненависть в любовь, зависть в восхищение.

ВЕДЬ ИМ ВЛАДЕЛО СИЛЬНОЕ ЧУВСТВО, ЧТОБЫ НЕ ПОКОРИТЬСЯ СТИХИИ МОРЯ, ДАЖЕ НЕ СМОТРЯ НА ТО, ЧТО СИЛЫ БЫЛИ УЖЕ НЕ ТЕ, И КАК ОН ИГРАЛ СО СВОИМ РАЗУМОМ, ПЫТАЛСЯ ОБМАНУТЬ ЕГО, и мальчик из участия подыгрывал ему. НО СО ВРЕМЕНЕМ СТАРИК НАЧИНАЕТ ПОНИМАТЬ, ЧТО ОН УЖЕ НЕ ТОТ, КАК РАНЬШЕ, И СМИРЕНИЕ ВХОДИТ В ЕГО ДУШУ ТАКИМ ОБРАЗОМ, ЧТОБЫ НИ ЧЕМ НЕ УМАЛИТЬ ЕГО КРЕДО ЖИЗНИ: "Никогда не сдаваться и бороться до самого конца". Постепенно старик начинает уже спокойнее относиться к своей неизбежной старости, и у него ещё остались мечты: увидеть любимый берег; сохранить себе жизнь и радоваться, что не погиб в море; мечтать встретиться во сне с воображаемыми львами.

В следующем рассказе К. ПАУСТОВСКОГО "ТЕЛЕГРАММА" хочу разобрать такую тему, где чувства всё-таки победили, и это обернулось трагедией или потерей, когда человек долго не может оправиться от своих переживаний, как от подобных ударов судьбы. В своем рассказе "Телеграмма" К. Паустовский описывает, как девушка уже несколько лет живёт в Ленинграде, крутится в суете сует, помогает организовывать выставки, но в это время старенькая мама далеко от дочери и находится присмерти; и дочке надо бы быть рядом с ней, но она опаздывает приехать, и маму хоронят без неё.
В последнем письме мать пишет, обращаясь к дочери: "Милая моя, ненаглядная моя",- и просит поторопиться к ней,..., видно, как старушка любит дочку, не смотря ни на что. Приехав уже с опозданием, не застав в живых мать, дочь в муках совести плачет всю ночь в пустом доме; сгорая от стыда, крадется по вечернему посёлку, незаметно уезжает. И эта тяжесть на сердце остается с ней на всю жизнь.
Порой люди не могут подняться и идти дальше, не могут смириться с какой-то уже непоправимой ситуацией, которую они не смогли преодолеть, и в своих мыслях всё время к ней возвращаются. Подобная душевная боль может бесконечно отнимать у человека силы и энергию жить дальше, радоваться тому, что есть и успокоиться на счёт того, что уже невозможно изменить.
И здесь можно привести в утешение молитву Оптинских старцев:
"Господи! Дай мне силы изменить в моей жизни то, что я могу изменить, дай мужество и душевный покой принять то, что изменить не в моей власти, и дай мне мудрость отличить одно от другого."
«Разум и чувство - две силы, равно нуждающиеся друг в друге, мертвы и ничтожны одна без другой», - сказал В. Г. Белинский, и я с ним полностью согласна. Также я пришла к выводу, что хорошо, когда разум следует за чувствами, а сердце вовремя откликается на призыв быть рядом с теми, кто в тебе нуждается. Не менее важно вовремя побороть свои чувства с помощью разума и прекратить тщетные попытки бороться там, где ты бессильна что-то изменить, а лучше научиться жить в гармонии с окружающим миром.


Обратимся к роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Автор рассказывает о судьбе Татьяны. В юности, полюбив Онегина, она, к несчастью, не находит взаимности. Татьяна проносит свою любовь через годы, и, наконец, Онегин у ее ног, - он страстно влюблен в нее. Казалось бы, об этом она мечтала. Но Татьяна уже замужем, она сознает свой долг супруги, не может запятнать свою честь и честь мужа. Разум берет в ней верх над чувствами, и она отказывает Онегину.

Но порой чувства не управляются сознанием и разумом. Как часто мы сталкиваемся с тем, что разум подсказывает нам одно, а чувства – совсем другое.

Чему покорятся чувства-страсти, и как прояснится разум князя? Ведь непрестанный спор сердца и разума неминуемо приводит к беде. В связи с созданием семьи князь переживал и светлое чувство радости, и глухую тоску, но все же светился время от времени луч надежды на то, что присутствие в дальнейшем супруги Катерины спасет его. Возникает внутренняя борьба, и читателю в начале произведения трудно предположить, что возьмет верх - рассудок или чувства главного героя, и только случайная встреча с молодым монашком спасают жизнь князя от полного растления и окончательной гибели: монашек призывает погибающего изменить образ жизни.
"Нравственность - это разум сердца", - слова Генриха Гейне. Недаром принято хранить верность супружескому долгу, не поддаваясь чувству искушения. "Основная причина совершаемых человеком ошибок кроется в постоянной борьбе чувств с разумом", - так сказал Блез Паскаль, и я полностью с ним согласна.
В одних ситуациях следует прислушиваться к голосу сердца, а в других ситуациях, напротив, не следует поддаваться чувствам, нужно прислушаться к доводам разума. Рассмотрим еще несколько примеров.
Так, в рассказе В. Распутина «Уроки французского» говорится об учительнице Лидии Михайловне, которая не смогла остаться равнодушной к бедственному положению своего ученика. Мальчик голодал и, чтобы добыть денег на стакан молока, играл в азартные игры. Лидия Михайловна
пыталась приглашать его к столу и даже прислала ему посылку с продуктами, но герой отверг ее помощь. Тогда она решилась на крайние меры: сама стала играть с ним на деньги. Конечно, голос разума не мог не говорить ей, что она нарушает этические нормы отношений между учителеми учеником, преступает границы дозволенного, что за это ее уволят. Но чувство сострадания взяло верх, и Лидия Михайловна нарушила общепринятые правила поведения учителя ради того, чтобы помочь ребенку. Писатель хочет донести до нас мысль, что «чувства добрые» оказываются важнее разумных норм. Однако порой случается так, что человеком владеют негативные чувства: гнев, обида. Охваченный ими, он совершает плохие поступки, хотя, конечно же, разумом сознает, что творит зло. Последствия же могут быть трагическими.
В рассказе А.Масс «Ловушка» описывается поступок девочки по имени Валентина. Героиня испытывает неприязнь по отношению к жене брата Рите. Это чувство настолько сильно, что Валентина решает устроить невестке ловушку: вырыть ямку и замаскировать ее, чтобы Рита, наступив, упала. Девочка не может не понимать, что совершает дурной поступок, но чувства берут в ней верх над разумом. Она осуществляет свой замысел, и Рита попадает в приготовленную ловушку. Только вдруг выясняется, что она была на пятом месяце беременности и в результате падения может потерять ребенка. Валентина в ужасе от содеянного. Она не хотела никого убивать, тем более ребенка! «Как мне жить дальше?» -вопрошает она и не находит ответа. Автор подводит нас к мысли, что нельзя поддаваться власти негативных чувств, ведь они провоцируют на жестокие поступки, о которых потом придется горько сожалеть.
Таким образом, мы можем прийти к выводу: можно повиноваться чувствам, если они добрые, светлые; но негативные и те, что мешают жить в гармонии, следует обуздывать, прислушиваясь к голосу разума. Но руководствоваться только разумом, живя среди людей, нельзя. В человеческом обществе необходимы человеческие чувства, дарить тепло, любовь, и разум нам дан, чтобы эти чувства воспитывать и развивать, направлять их в правильное русло. Именно интеллект, согретый добрыми чувствами, делает человека Человеком.
Хочется еще добавить в заключении, что человеческое совместное сосуществование постоянно находится в единстве и борьбе противоположностей, согласно мысли из "Феноменологии духа" Гегеля о том, что порой может быть примирение чувств с разумом, или, наоборот, происходит извечная борьба и противоречия которых; но единственно верно, что чувства и разум в человеческих отношениях не могут быть друг без друга.

Регистрационный номер 0365314 выдан для произведения: ТЕМА - ЧТО ПОБЕДИТ РАЗУМ ИЛИ ЧУВСТВА?
Разум и чувства: гармония или противоборство?
Думается, на этот вопрос не существует однозначного ответа. Конечно, бывает так, что разум и чувства сосуществуют в гармонии. Однако бывают ситуации, когда разум и чувства вступают в противоборство. Наверное, каждый человек хотя бы раз в жизни ощущал, что у него «ум с сердцем не в ладу». Возникает внутренняя борьба, и трудно предположить, что возьмет верх: рассудок или сердце.
РАЗУМ - это духовная сила, могущая постигать и заключать верные последовательные мысли, устанавливать причинно-следственные связи.
Чувство же - устойчивые эмоциональные переживания человека, всегда субъективны, порой противоречивы; устойчивые чувства определяют мировоззрение и систему ценностей.
«Наш разум приносит нам подчас не меньше горя, чем наши страсти», - утверждал Шамфор. И действительно, случается горе от ума. Принимая разумное на первый взгляд решение, человек может ошибиться. Это случается, когда все чувства человека протестуют против избранного пути, когда, поступив в соответствии с доводами разума, он чувствует себя несчастным.
Поведение индивида больше зависит от чувств, чем от его разумных соображений. Не зря так часто нам советуют не поддаваться своим чувствам и эмоциям. Мы стараемся подавить их, если они отрицательны, но они все равно прорываются на свет. То они управляют нами, то мы управляем ими, претворяя злость в раскаяние, ненависть в любовь, зависть в восхищение.
Обратимся к литературным примерам. В своей повести "Старик и море" Э. Хемингуэй душевно описал случай нежелания старика смириться со своей старостью, которое привело его в состояние постоянной борьбы со стихией, символизирующей его чувства, не подвластные разуму.
СТАРИК ХОТЕЛ далеко ВЫЙТИ В МОРЕ И ПОЙМАТЬ МНОГО РЫБЫ, хотя БЫЛ СТАР И ИЗМОЖДЁН, НО ДОЛГО НЕ СДАВАЛСЯ, еще верил в свои силы. ЧТО ЗДЕСЬ?
ВЕДЬ ИМ ВЛАДЕЛО СИЛЬНОЕ ЧУВСТВО, ЧТОБЫ НЕ ПОКОРИТЬСЯ СТИХИИ МОРЯ, ДАЖЕ НЕ СМОТРЯ НА ТО, ЧТО СИЛЫ БЫЛИ УЖЕ НЕ ТЕ, И КАК ОН ИГРАЛ СО СВОИМ РАЗУМОМ, ПЫТАЛСЯ ОБМАНУТЬ ЕГО, и мальчик из участия подыгрывал ему. НО СО ВРЕМЕНЕМ СТАРИК НАЧИНАЕТ ПОНИМАТЬ, ЧТО ОН УЖЕ НЕ ТОТ, КАК РАНЬШЕ, И СМИРЕНИЕ ВХОДИТ В ЕГО ДУШУ ТАКИМ ОБРАЗОМ, ЧТОБЫ НИ ЧЕМ НЕ УМАЛИТЬ ЕГО КРЕДО ЖИЗНИ: "Никогда не сдаваться и бороться до самого конца". Постепенно старик начинает уже спокойнее относиться к своей неизбежной старости, и у него ещё остались мечты: увидеть любимый берег; сохранить себе жизнь радоваться, что не погиб в море; мечтать встретиться во сне с воображаемыми львами.

В следующем рассказе К. ПАУСТОВСКого "ТЕЛЕГРАММА" хочу разобрать такую тему, где чувства всё-таки победили, и это обернулось трагедией или потерей, когда человек долго не может оправиться от своих переживаний, как от подобных ударов судьбы. Порой люди не могут подняться и идти дальше, не могут смириться с какой-то ситуацией, которую они не смогли вовремя предвидеть и затем преодолеть, и даже в мыслях всё время к ней затем возвращаясь.
В своем рассказе "Телеграмма" К. Паустовский описывает, как девушка уже несколько лет живёт в Ленинграде, крутится в суете сует, помогает организовывать выставки, но в это время старенькая мама далеко от дочери и находится присмерти; и дочери надо бы быть рядом с ней, но она опаздывает приехать, и маму хоронят без неё.
В последнем письме мать пишет дочери, обращаясь к ней: "Милая моя, ненаглядная моя",- и просит поторопиться к ней,..., видно, как старушка любит дочку, не смотря ни на что. Приехав уже с опозданием, но не застав в живых, дочка в муках совести плачет всю ночь в пустом доме, сгорая от стыда, крадется по вечернему посёлку, незаметно уезжает. И эта тяжесть на сердце остается с ней на всю жизнь.
Порой люди не могут подняться и идти дальше, не могут смириться с какой-то ситуацией, которую они не смогли преодолеть, и даже в мыслях всё время к ней возвращаясь, подобная душевная боль может бесконечно отнимать у человека силы и энергию жить дальше, радоваться тому, что есть и успокоиться на счёт того, что уже в силах изменить невозможно.
И здесь можно привести в пример молитву Оптинских старцев:
"Господи! Дай мне силы изменить в моей жизни то, что я могу изменить, дай мужество и душевный покой принять то, что изменить не в моей власти, и дай мне мудрость отличить одно от другого".
«Разум и чувство - две силы, равно нуждающиеся друг в друге, мертвы и ничтожны одна без другой», - сказал В. Г. Белинский, и я с ним полнотью согласна. Также я пришла к выводу, что хорошо, когда разум следует за чувствами, вовремя откликается сердце на призыв быть рядом с теми, кто в тебе нуждается. Не менее важно вовремя побороть свои чувства с помощью разума и прекратить тщетные попытки бороться там, где ты бессилен что-то изменить, а лучше научиться жить в гармонии с окружающим миром.
Считаю важным подчеркнуть, что разум позволяет нам не совершить непоправимых ошибок и дает возможность управлять чувствами для того, чтоб сохранить энергию и силу духа.

Спор разума и чувства… Это противоборство извечно. Порой в нас сильнее оказывается голос разума, а иногда мы следуем велению чувства. В некоторых ситуациях нет правильного выбора. Прислушиваясь к чувствам, человек погрешит против нравственных норм; прислушиваясь к разуму, он будет страдать. Может не быть такого пути, который привел бы к благополучному разрешению ситуации.
Обратимся к роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Автор рассказывает о судьбе Татьяны. В юности, полюбив Онегина, она, к несчастью, не находит взаимности. Татьяна проносит свою любовь через годы, и вот наконец Онегин у ее ног, он страстно влюблен в нее. Казалось бы, об этом она мечтала. Но Татьяна уже замужем, она сознает свой долг супруги, не может запятнать свою честь и честь мужа. Разум берет в ней верх над чувствами, и она отказывает Онегину.
Русская пословица гласит: «На несчастье другого своего счастья не построишь». Превыше любви героиня ставит нравственный долг, супружескую верность.
Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод, что, размышляя о споре разума и чувства, нельзя однозначно сказать, что должно побеждать- разум или чувства. Трагедия Татьяны в том, что пренебрегая своими чувствами, она сознательно отказалась от своих желаний.

Но порой чувства не управляются сознанием и разумом. Как часто мы сталкиваемся с тем, что разум подсказывает нам одно, а чувства - совсем другое.
О внутренней борьбе человека со своими страстями чутко пишет и А.Н.Толстой в своем романе "Хромой барин". Автор искусно подводит читателя, что можно изменить свой греховный образ жизни, и есть все условия для этого, но не так-то просто сделать это без посторонней помощи ближних. Противопоставлены в романе друг другу молодая, чистая душой, супруга Катя, и ее муж - князь Алексей Петрович, уже повидавший жизнь и погрязший в своих страстях; душа его пребывает в мучительной борьбе в своих порывах вернуться к старым связям, не смотря на супружество; князь мучается от этого и уходит в тяжелый запой. В данном случае автор описывает все муки, которые происходят по воле чувств, с которыми человек не в силах самостоятельно совладать, и даже разум здесь не помощник.
Чему покорятся чувства-страсти, и как прояснится разум князя? Ведь непрестанный спор сердца и разума неминуемо приводит к беде. В связи с созданием семьи князь переживал и светлое чувство радости, и глухую тоску, но все же светился время от времени луч надежды на то, что присутствие в дальнейшем супруги Катерины спасет его. Возникает внутренняя борьба, и читателю в начале произведения трудно предположить, что возьмет верх - рассудок или сердце главного героя, и только случайная встреча с молодым монашком спасают жизнь князя от полного растления и окончательной гибели: монашек призывает погибающего изменить образ жизни.
"Нравственность — это разум сердца",- слова Генриха Гейне. Не даром принято хранить верность супружескому долгу, не поддаваясь чувству искушения. "Основная причина совершаемых человеком ошибок кроется в постоянной борьбе чувств с разумом", - так сказал Блез Паскаль, и я полностью с ним согласна.
Хочется еще добавить в заключении, что человеческое совместное сосуществование постоянно находится в единстве и борьбе противоположностей, согласно мысли из "Феноменологии духа" Гегеля о том, что порой может быть примирение чувств с разумом, или, наоборот, происходит извечная борьба и противоречия которых; но единственно верно, что чувства и разум в человеческих отношениях не могут быть друг без друга.

аргументы к сочинению

Итоговые сочинения по теме "Разум и чувства" на нашем сайте:

- Согласны ли вы с высказыванием М. Пришвина: «Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, а есть разум, охлаждающий движение чувств»?

- Согласны ли вы с высказыванием Фирдоуси «Пусть разум твой направляет дела. Он душу твою не допустит до зла»?

_____________________________________________________________________________________________

Проблеме разума и чувства посвящено огромное количество литературных произведений.
главные герои принадлежат к двум враждующим кланам – Монтекки и Капулетти. Всё против чувств молодых людей, и голос разума советует каждому не поддаваться вспыхнувшей любви. Но эмоции оказываются сильнее, и даже в смерти Ромео и Джульетта не захотели расставаться.
чувства главной героини берут верх над её разумом. Влюбившись в молодого дворянина Эраста и доверившись ему, Лиза забывает о девичей чести. Карамзин пишет об этом факте с горечью и упрекает героиню, хотя ему всем сердцем жаль добрую, искреннюю девушку. Но и Эраста Карамзин обвиняет в безрассудстве, он прямо говорит, что разум (тем более у мужчины!) должен руководить эмоциями. Так, в ответ на мысли молодого человека о том, что он не употребит во зло доверие девушки и всегда останется ей только братом, автор восклицает:

И действительно, чувства девушки, были обмануты: Эраст, проигравшись в карты, чтобы как-то поправить своё материальное положение, женится на богатой вдове, а Лиза кончает жизнь самоубийством, утопившись в озере.
В трагическом разладе разум и чувства главного героя

Сердце его пылает любовью к Софье Фамусовой, именно ради неё он возвращается в Москву, но не находит в девушке ответных чувств. Когда же герой узнает, что избранник Софьи – Молчалин, секретарь её отца, он не в силах в это поверить.

восклицает Чацкий. Герой прекрасно видит, каков Молчалин на самом деле, видит, каковы его истинные цели. А это - продвижение по карьерной лестнице и материальное благополучие. Ради этого Молчалин не гнушается ни лицемерием, ни выслуживанием перед вышестоящими, ни подлостью. Именно такой подлостью с его стороны становятся ухаживания за дочерью начальника. Разум Чацкого отказывается верить в любовь Софьи к Молчалину, ведь он помнит её еще подростком, когда между ними вспыхнула влюблённость, ему думается, что за эти годы Софья не могла измениться. Но реальность оказалась суровее мечты. И вот Чацкий, при всём своём уме, хорошо разбираясь в людях, понимая, что Фамусов и его гости не поймут и не разделят ни его идей, ни мнений, ни поступков, не сдерживается и высказывается перед ними, так сказать, «мечет бисер перед свиньями». Разум героя не может сдержать переполняющие его эмоции. Всё поведение Чацкого так странно «фамусовскому обществу», что оно с облегчением принимает весть о сумасшествии героя.
мы так же наблюдаем столкновение между разумом и чувством. Пётр Гринев, узнав о том, что его возлюбленная Маша Миронова насильно удерживается Швабриным, который хочет заставить девушку выйти за него замуж, вопреки голосу разума обращается за помощью к Пугачёву. Герой знает, что это может грозить ему смертью, ведь связь с государственным преступником сурово каралась, но он не отступается от задуманного и в итоге сохраняет собственную жизнь и честь и получает Машу в законные жёны.
В другом произведении

теме разума и чувства так же отведено немаловажное место. После семи лет разлуки Евгений, увидев преображённую Татьяну, влюбляется в неё. И хотя герой знает, что она замужем, он ничего не в силах поделать с собой. Онегин осознаёт, что много лет назад не смог до конца разглядеть в юной Тане всю силу её характера и внутреннюю красоту. Теперь же чувства любви к героине заслоняют в Евгении все разумные доказательства, он жаждет взаимных признаний. Но в Татьяне голос разума, говорящий о долге и чести замужней женщины, берёт верх над эмоциями. В отличие от Онегина она находит в себе силы противостоять нахлынувшим и чувствам и признается:

так же неоднократно подвергается испытанию на разум и чувства. Но у него разум всегда оказывается выше эмоций. Так, мы видим, как герой боролся с сочувствием к княжне Мэри и сам себе признавался, что ещё минута и он был готов упасть к её ногам и просить стать его женой. Но… Печорин не поддаётся порыву, он знает, что не предназначен для семейной жизни и не хочет делать девушку несчастной. Ту же борьбу мы видим и тогда, когда Печорин, прочитав прощальное письмо Веры, кидается в погоню за ней. Но и здесь холодный разум остужает пыл героя, и, как больно ему ни было, он оставляет мысль о воссоединении с Верой.
младший сын Тараса, Андрий, влюбившись в польскую панночку, предаёт козаков и идёт воевать против них. Он говорит возлюбленной:

Разум Андрия не долго сопротивлялся чувствам: все его мысли о чести, о долге, о родных – были сожжены пожаром любви, даже умирает он с именем возлюбленной.
У другого героя

разум всегда берёт верх над эмоциями. Даже встретив на станции таинственную молодую незнакомку (и здесь Гоголь упоминает о двадцатилетнем юноше, который бы забыл всё на свете при виде такого юного и прелестного создания), Чичиков не поддаётся романтическим мыслям. Напротив, рассуждения его вполне практического характера (как говорит о нём Гоголь, он человек осмотрительно-охлаждённого характера): герой размышляет о том, кто может быть отец девушки и каковы его доходы, и что если дать за девушкой тысяч двести приданого, то из неё выйдет очень «лакомый кусочек».
чувства нередко берут верх над разумом. Она естественна, искренна, ничего не делает нарочно, пытаясь найти собственную выгоду в том или ином деле. Да, она «героиня сердца», но именно такой, по мнению Толстого, и должна быть настоящая женщина, именно за это он её любит, а вслед за ним и мы. В этом она противоположна и своей матери, и Соне, и маленькой княгине, и Элен Курагиной. Мы прощаем ей то, что она предаёт Андрея Болконского, вскружённая ухаживаниями Анатоля Курагина. Ведь мы видим, как искренне она потом раскаивается, осознавая, что это был порыв, минутное увлечение. Но именно этот случай меняет Наташу, заставляет её задуматься о вечных ценностях. В другой раз героиня без раздумий заставляет мать отдать раненым солдатам телеги, на которых должны были вывозиться вещи из их дома в Москве, ожидающей вторжения Наполеона. В этой «неразумности» героини и кроется, по Толстому, главный смысл её существа – доброго, сострадательного, любящего.
Дмитрий Гуров, мужчина средних лет, женатый, отдыхая в Ялте знакомится с молодой женщиной Анной Сергеевной, в которую неожиданно для себя влюбляется. Влюбляется впервые в жизни! Он обескуражен этим, но это чувство меняет героя. Он вдруг начинает замечать, как пошла и мелка жизнь вокруг него, как мелочны и эгоистичны люди. Внешняя жизнь Гурова (семья, работа в банке, обеды с друзьями в ресторанах, игра в карты в клубе) оказывается ненастоящей, а настоящая жизнь – это тайные встречи с Анной Сергеевной в гостинице, их любовь. Эти две жизни очень сложно примирить, но герои пока не в силах найти разумного решения проблемы, хотя им кажется, что оно вот-вот придёт и начнётся новое, прекрасное время.
Сердце главного героя

так же в разладе с его умом. Он любит двух женщин – свою законную жену Тоню и Ларису Антипову. Любит по-разному, но в равной степени сильно. Своё состояние он переживает как огромную трагедию: разрываясь между двумя семьями, герой никак не может найти решения, пока сама судьба не разводит его с женой Тоней.

Текст Психология"Что важнее: чувства или разум?" :

Чувства и разум – что важнее? Этот вопрос во все времена занимал людей. В опоре на что делать жизненные выборы: на сердце или на голову? А ответ простой, и он на поверхности: и чувства, и разум одинаково важны. Необходимо прислушиваться к ним в равной степени.

Чувства и разум. Хочу и надо


Если человек прислушивается исключительно к уму, он рискует подавить свои чувства, разучиться чувствовать, растерять свою интуицию. Такой человек вынужден жить в тисках «должен» и «правильно». Такие же требования он начинает предъявлять к окружающим, осуждать их и наказывать за «избыток» чувств, которых лишен сам.


Если человек прислушивается только к чувствам, он рискует быть захваченным своими страстями, заблудиться в своих желаниях, перестать различать «хочу» и «надо». Слепое следование чувствам ведет к тому, что человек потакает себе. И очень сложно потом вернуть себе волю.


Одни люди выбирают для себя опору на разум, а к чувствам прислушиваются – как к ориентиру. Человек неспроста испытывает тягу к чему-либо, неспроста симпатизирует кому-то или избегает кого-то. Для этого всегда есть и причина, и цель. Прежде чем принимать решения, важно понять и причину, и цель своих влечений.


Другие люди считают свои чувства более важными, а свой разум используют в качестве ориентира. Оценивают, как не сделать глупость и не потерять землю под ногами, следуя своим желаниям.


Однако между первым и вторым путем разница не существенна. Не столь важно, первичны чувства или разум. Важно, чтобы они были уравновешены.


Как найти равновесие между чувствами и разумом?


Когда перед вами встанет выбор между вашими «хочу» и «надо», не позволяйте себе принимать скоропалительных решений или делать поспешные выводы. Остановитесь и понаблюдайте за маятником внутри вас.


Не пытайтесь заглушить ни чувства, ни разум. Послушайте себя, сосредоточьтесь. Живите, дышите, смотрите. Маятник продолжает качаться, но очень важно не подталкивать его! Наоборот – с каждым его движением старайтесь замедлить качели. Продолжайте наблюдать.


В тот момент, когда маятник почти перестал раскачиваться между «хочу» и «надо», приходят самые легкие и верные решения. Умейте ждать, и, возможно, ситуация уладится сама собой.



Рассказать друзьям