Что является лейтмотивом. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Лейтмотив это термин, предложенный в конце 1870-х немецким музыковедом Г.П.фон Вольцогеном для характеристики оркестровой полифонии «Кольца Нибелунга» Р.Вагнера; впоследствии стал употребляться в литературоведении. В симфонической, инструментальной музыке и опере лейтмотив - относительно краткое построение, служащее характеристикой персонажа, явления, эмоции или отвлеченного понятия. Лейтмотивная техника в музыке применялась уже А.Гретри, В.А.Моцартом, Л.Керубини, однако широкое применение лейтмотив получает в 19 веке. Прежде всего это относится к музыкальным драмам Р.Вагнера, которого считают обоснователем системы лейтмотив. Как и многих романтиков, Вагнера волновала идея «синтеза искусств», трактовавшаяся им наподобие единения слова и музыки в античной трагедии. Оперная реформа Вагнера, задуманная как воплощение этой идеи, потребовала особого строения музыкальной ткани. На смену отдельным оперным номерам пришел непрерывный поток музыки, построенный на чередовании контрастных «пластичных мотивов» - характеристик «природы и человеческих натур». По замыслу Вагнера, эти мотивы - «каждый в ходе своего индивидуального развития - должны оформиться в носителей страстных стремлений, направляющих многообразно разветвленное действие, и характеров, выражающих себя в этом действии» (Вагнер Р. Статьи и материалы).

Лейтмотив в литературоведении

В литературоведении лейтмотив - один из основных структурных элементов текста : повторяющаяся деталь, образный оборот, интонация (лейтинтонация), возникающие как способ характеристики персонажа, положения, переживания. Лейтмотив может варьироваться, видоизменяться, несколько лейтмотивов контрастно оттеняют друг друга, переплетаются, перетекают один в другой, образуя систему. Способ применения системы лейтмотивов конкретным писателем или школой, жанром следует определить как лейтмотивную технику. Применение лейтмотивной техники в романном жанре принято связывать с произведениями Л.Толстого, Ч.Диккенса, Г.Флобера, французских натуралистов, и особенно романистов 20 века. (А.Белый, Т.Манн, Дж.Джойс, Ф.Кафка, Т.Вулф), где проблему «синтеза искусств» сменила проблема аналогии литературы с музыкой. Первые попытки перенесения музыкальных приемов в область литературного творчества были предприняты французскими символистами (Ш.Бодлер, С.Малларме). Они стремились, «не довольствуясь «словарным», сугубо «рациональным» значением лексических единиц… выявить весь их потенциал и тем максимально усилить смысловое воздействие стихотворения» (Косиков Г. Два пути французского постромантизма… Поэзия французского символизма.). Отсюда их интерес к современным достижениям музыки, в частности, к вагнеровской музыкальной драме. В русской литературе пример символистского произведения, строящегося на системе лейтмотивов - «Симфонии» А.Белого (1902-08). Лейтмотив может формироваться в репликах действующих лиц, вводиться сценическими средствами (звук лопнувшей струны в «Вишневом саде», 1904, А.П.Чехова).

Сценическая интерпретация драматического произведения позволяет подчеркнуть или уменьшить роль лейтмотива. Сопоставляя лейтмотивную технику «Превращения» (1916), «В поисках утраченного времени» (1913-27) и «Улисса» (1922), В.Набоков приходит к выводу, что у Кафки и Пруста она присутствует наравне с иными приемами, тогда как весь текст Джойса - это «рисунок повторяющихся тем» (Набоков В.В. Лекции по зарубежной литературе). Способы применения лейтмотивной техники многообразны; уже в древней эпической поэзии можно найти повторение статичного лейтмотива. При этом оно не только служит «напоминанием», но является,согласно концепции «эпической формулы» М.Перри - А.Лорда, одним из основных композиционных элементов эпической поэмы. Однако вне эпической поэзии прием повторения статичных лейтмотивов, помогая сопоставить каждое данное событие с событиями более ранними или более поздними, не наделяет данное событие дополнительным, символическим значением. Повторение статичных лейтмотивов может также использоваться в целях стилизации или пародирования эпического повествования. Стать действительно структурным фактором повествования лейтмотив может в процессе варьирования, когда он неоднократно воспроизводится в различных ситуациях, в применении к разным персонажам, каждый раз получая новую эмоциональную окраску (например, образ звездного неба в финале каждой из глав романа Т.Уайлдера «Мост короля Людовика Святого», 1927). В результате лейтмотив обрастает ассоциациями, становится не просто зримым отображением темы, но и символом. В своем символическом качестве лейтмотив способен приобрести определенную независимость от темы. Термины « » и лейтмотив часто смешивают. Тема литературного произведения находится вне текста и воплощается в лейтмотиве, который является непосредственным структурным элементом текста. Лейтмотивная система произведения обеспечивает образное воплощение тематики и проблематики в тексте.

В более широком смысле лейтмотив это основная мысль, идея, эмоциональный тон литературного произведения либо творчества данного автора.

Слово лейтмотив произошло от немецкого Leitmotiv, что в переводе означает - ведущий мотив.

Сам Рихард Вагнер никогда не использовал такого обозначения, как лейтмотив . Термин в 1871 году ввёл немецкий музыковед и вокальный педагог Фридрих Вильгельм Йенс в отношении опер Вебера . Широкое распространение он получил у Ганса фон Вольцогена (нем.) русск. , который применял его во всех работах, касающихся вагнеровского творчества.

В литературе

Термин лейтмотив , заимствованный из музыки, применяется также в литературоведении и может обозначать преобладающее настроение, главную тему, основной идейный и эмоциональный тон литературно-художественного произведения, творчества писателя, литературного направления; конкретный образ или оборот художественной речи, настойчиво повторяемый в произведении в качестве постоянной характеристики героя, переживания или ситуации (например, лейтмотивом в «Вишнёвом саде» А. П. Чехова становится отдалённый звук лопнувшей струны), многократно упоминаемая отдельная деталь или слово, служащее ключевым для раскрытия писательского замысла («Шуми, шуми, послушное ветрило» - в стихотворении «Погасло дневное светило…», «я… мещанин» - в стихотворении «Моя родословная» А. С. Пушкина). В процессе повторения или варьирования лейтмотив вызывает определённые ассоциации, обретая особые идейные, символические и психологические глубины. В поэзии наряду с образными выделяются звуковые, ритмические и интонационные лейтмотивы. Здесь он обозначает как главенствующую тему произведения или творчества писателя в целом, так и совокупность групп тематических элементов или выразительных средств, постоянных, «канонических» для определенного жанра и стиля . Также под лейтмотивом иногда подразумевается комплекс тематических и выразительных средств, который постоянно повторяется на протяжении данного художественного целого - литературного произведения; в этом употреблении понятие лейтмотива приближается к своему первоначальному музыкальному значению .

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Лейтмотив" в других словарях:

    Лейтмотив … Орфографический словарь-справочник

    - (немецк. Leitmotiv «ведущий мотив») термин, введенный в теорию музыки Рихардом Вагнером (см.) и применяемый иногда в литературоведении, преимущественно представителями психологического и формального направлений. Значение термина «лейтмотив» в… … Литературная энциклопедия

    - (нем.). 1) муз. Руководящий мотив в оркестре, в опере, служащий для характеристики известного лица или настроения и постоянно ему сопутствующий. 2) руководящая мысль. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка

    лейтмотив - Лейтмотив, это заимствованное из немецкого языка (leitmotiv) слово означает (в переносном смысле) основную мысль произведения, мысль, которую автор неоднократно повторяет и подчеркивает. Подчеркнем и мы: лейтмотивом называют основную мысль! Но… … Словарь ошибок русского языка

    ЛЕЙТМОТИВ, лейтмотива, муж. (нем. Leitmotiv, букв. руководящий мотив) (книжн.). 1. Гармонический или мелодический оборот, постоянный звуковой образ (преимущественно в опере), употр. композитором для характеристики какого нибудь героя или какого… … Толковый словарь Ушакова

    Идея, мысль, тема, мотив, основной мотив Словарь русских синонимов. лейтмотив основной мотив Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов

    - (нем. leitmotiv букв. ведущий мотив), музыкальный оборот, повторяющийся в музыкальном произведении в качестве характеристики или условного обозначения персонажа, предмета, явления, идеи, эмоции. Используется с кон. 18 в. в опере, с 19 в. в балете … Большой Энциклопедический словарь

    ЛЕЙТМОТИВ, а, муж. 1. Основной мотив, повторяющийся в музыкальном произведении. 2. перен. Повторяющаяся в каком н. произведении основная мысль, идея. 3. перен. Основная идея, то, что проходит через что н. красной нитью. Л. выступления доклада. |… … Толковый словарь Ожегова

    Лейтмотив - (немецкое Leitmotiv, буквально ведущий мотив), музыкальный оборот, повторяющийся в музыкальном произведении в качестве характеристики или условного обозначения персонажа, предмета, явления, идеи, эмоции. Используется с конца 18 в. в опере, с 19 в … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    лейтмотив - а, м. 1) Музыкальный оборот, основной мотив, повторяющийся в музыкальном произведении в качестве характеристики или условного обозначения персонажа, предмета, явления, идеи, эмоции. Лейтмотив оперы. 2) перен. Основное положение, неоднократно… … Популярный словарь русского языка

    - (нем. Leitmotiv, букв. ведущий мотив) относительно краткий муз. оборот (б. ч. мелодия, иногда мелодия с гармонизацией, порученная определённому инструменту и т. п.; в нек рых случаях отд. гармония или последовательность гармоний, ритмич.… … Музыкальная энциклопедия

Книги

  • История Екатерины Второй. Часть первая (Путь к престолу). Часть вторая (Внутренние смуты) , Александр Густавович Брикнер. Лейтмотив исторических сочинений профессора Дерптского университета А. Брикнера процесс европеизации России, проникновение в нее западноевропейских понятийи интересов. Этот подход он…

В тексте третьей строфы развертывается заключительный момент тематической триады стихотворения - тема вынужденного одиночества. Эта тема подытоживает динамику тематического развития стихотворения в целом и стабилизирует общий конфликт стихотворения, закрепляя этот конфликт в его неразрешимости. Тема одиночества также первоначально развертывается в плане статического описания - через серию ситуаций: одинок узник, «одиноки» голые стены, «одинок» луч лампады, одинок и часовой, охраняющий узника. Однако образ последнего развернут уже в плане действия, которое в своих вариациях

опирается на мотив вынужденного, несвободного движения,очевид-

ным образом контрастирующий с антонимичным мотивом свободного движения в первых двух строфах. По существу, часовой также предстает узником, обреченным на свою несвободу, хотя и за пределами тюрьмы. Таким образом, в концовке строфы через мотив несвободного движения вновь актуализируется общаяДЛЯ всего стихотворения тема неволи. В целом третья строфа тождественна предыдущей в своей структуре: в обеих план статического описания точно в середине текста сменяется действием.

8. МОТИВ И ЛЕЙТМОТИВ

В литературоведческих работах наряду с термином «мотив» употребляется термин «лейтмотив». Что стоит за последним: терминологический повтор или же действительное различение релевантных признаков мотивики? Для начала обратимся к некоторым известным в науке трактовкам и определениям лейтмотива.

Отношение мотива и лейтмотива рассматривал Б. В. Томашевский: «Если (...) мотив повторяется более или менее часто, и особенно если он является сквозным, т. е. не вплетенным в фабулу, то его называют лейтмотивом» [Томашевский, 1996, с. 187 (текст примечания)]. Для правильного понимания этой точки зрения необходимо учитывать то, что собственно мотив ученый определял как элементарную повествовательную тему и не ассоциировал с мотивом, понятым таким образом: признак устойчивой повторяемости в нарративе. Поэтому фактически под лейтмотивом здесь понимаетсяповторяющаяся тема. Существенное значение в определении Б. В. Томашевского несет и второй признак - «сквозной»,внефабульный характер лейтмотива. Этот

Глава 2. Мотив в системе нарратологического подхода

признак приближает понятие лейтмотива в данной трактовке к нашему пониманию лирической темы (см. выше). Подытожим: лейтмотивдля Б. В. Томашевского- это, по существу, лирическая тема.

Если учитывать семантические и коммуникативные отношения темы и смысла (см. выше, 5 раздел), то становится понятной глубинная связь тематической концепции мотива / лейтмотива Б. В. Томашевского и современной концепции лейтмотива, развернутой на почве идей интертекстуального анализа Б. М. Гаспаровым. Последний устанавливает за терминами «мотив» и «лейтмотив» практически одно и то же понятийное представление: «В роли мотива может выступать любой феномен, любое смысловое «пятно» - событие, черта характера, элемент ландшафта, любой предмет, произнесенное слово, краска, звук и т. д.; единственное, что определяет мотив, - это его репродукция в тексте» [Гаспаров, 1994, с. 30]. Вместо термина «мотив» в данном определении с тем же правом может находиться и термин «лейтмотив», характерно обозначенный в самом заглавии цитируемой книги («Литературные лейтмотивы»). Здесь мотив (лейтмотив) - это же тема, но увиденная в ракурсе актуального смысла нарратива. При этом, как можно видеть, в определении акцентирован признак повтора лейтмотива в тексте.

В научной литературе представлена и другая традиция понимания лейтмотива- в своей доминанте не тематико-семан- тическая, а скорее функциональная: лейтмотив определяется с учетом характера его повторяемости в тексте произведения. Таковы трактовки И. В. Роднянской (лейтмотив - это «образный поворот, повторяющийся на протяжении всего произведения как момент постоянной характеристики какого-либо героя, пе-

текста произведения [Богатырев, 1971, с. 432]), Г.В.Краснова («отличительными признаками лейтмотива считаются повторяемость того или иного образа («образного повтора») на протяжении всего произведения» [Краснов, 1980, с. 77; см. также: Краснов, 2001, с. 53]), Л. Н. Целковой («ведущий мотив в одном или многих произведениях писателя может определяться как лейтмотив» [Целкова, 1999, с. 207]).

Мы присоединяемся к этой традиции и добавляем следующий тезис: с точки зрения критерия повторяемости понятия мо-

тива и лейтмотива противоположны. Признак лейтмотива - его обязательная повторяемость в пределах текста одного и того же произведения; признак мотива- его обязательная повторяемостьза пределами текста одного произведения. При этом в конкретном произведении мотив может выступатьв функциилейтмотива, если приобретает ведущий характер в пределах текста этого произведения.

9. ОБОБЩЕНИЕ РАЗДЕЛОВ 1-8

Итак, что же такое мотив как повествовательный феномен? Ставить вопрос об определении мотива вне определенного

понятийного контекста было бы методологически неверно. Только в отношении к другим понятиям мы можем установить искомое. Поэтому корректной будет иная постановка вопроса: что такое мотив как повествовательный феномен в его отношении к другим нарратологическим категориям?

Разнобой в определениях мотива в литературоведении и фольклористике во многом вызван именно тем, что исследователи смотрят на мотив с различных точек зрения - с точки зрения темы, события, фабулы, сюжета и т. д., в результате чего приходят к различному пониманию мотива. При этом каждая трактовка оказывается по-своему верной, потому что мотив действительно связан со многими аспектами литературного повествования и онтологически, и функционально. Однакосистемное определение мотива можно построить только в его соотнесении со всеми существенными понятиями нарратологии.

Заметим, что в наибольшей степени понимание мотива характеризуется многоаспектностью у основателя самой традиции теоретического изучения мотива - А. Н. Веселовского. Сошлемся на мнение Б. Н. Путилова: «Веселовский понимал мотив то как основную тему, реализуемую в сюжете в целом (мотив боя отца с сыном - тема ряда эпических сюжетов), то как устойчивое представление, которое дает жизнь сюжету либо какой-то его существенной части (превращение, богатырство, вера в чудовищ), то, наконец, как схематически выделяемый элемент сюжета (тот же бой отца с сыном - но уже как эпизод в повествовании) и - одновременно - как конкретная реализация его в тексте (поединок Ильи Муромца с Сокольником в былине)» [Путилов, 1992, с. 74].

Не повторяя сделанных выше наблюдений, попробуем обобщить их в виде последовательности взаимообусловленных отношений, которые позволят построить системное определение мотива.

Отношение «мотив-событие», взятое как таковое, позволяет расширить представление о мотиве до уровняструктуры. Основу мотивной структуры составляетдействие иактанты , ассоциированные с данным действием.

Органически связанное с предыдущим отношение «мотивдействие» позволяет обнаружить такое базовое свойство мотива, как его предикативность.

Соотнесение мотива и хронотопа позволяет выявить в структуре мотива пространственно-временные признаки мотивного действия.

Сопоставление понятия мотива с представлениями о теме повествования приводит к идее тематического наполнения структуры мотива.

Соотнесение понятий мотива и героя выводит на уровень осмысления эстетической значимости мотива. Именно эстетический потенциал мотива, сопряженного в рамках определенного событийного ряда с персонажем фабульного действия, поднимает последнего на уровень сюжетного героя как средоточия эстетической парадигмы литературного произведения.

Сопоставление понятий мотива и лейтмотива позволяет говорить о мотиве как интертекстуальном повторе и, таким образом, определяет границы функционирования мотива. В пределах одного и замкнутого текста вообще нельзя выделить мотив как таковой, и самое большее, можно говорить о лейтмотивах этого текста.

Последние два сопоставления выводят нас за круг вопросов, которые были непосредственно рассмотрены в данной главе. Это сопоставления понятия мотива с основными категориями собственно художественного повествования -фабулой исюжетом

Во всех деталях соотношение мотива с фабулой и сюжетом будет проанализировано в следующей главе, здесь же ограничимся краткими замечаниями по существу вопроса об определении самого понятия мотива.

Словарь Ушакова

Лейтмотив

лейтмоти в , лейтмотива, муж. (нем. Leitmotiv, букв. руководящий мотив) (книж. ).

1. Гармонический или мелодический оборот, постоянный звуковой образ (преимущественно в опере), употр. композитором для характеристики какого-нибудь героя или какого-нибудь переживания, сценического положения и повторяющийся всякий раз при появлении героя или при наступлении данного положения в ходе действия (муз. ). Лейтмотивы в операх Римского-Корсакова.

2. перен. Основная мысль, руководящее начало, главный тон. Лейтмотив книги. Лейтмотив рассуждения.

Этимологический Словарь Русского Языка

Лейтмотив

Немецкое – Leit (ведущий), Motiv (мотив).

В русском языке слово появилось в XIX в. в буквальном значении.

Слово ведет свое начало из немецкого языка. Является новообразованием, состоящим из двух слов.

Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

Лейтмотив

(от нем. leitmotiv - ведущий мотив) - повторяющийся элемент произведения, носитель его основной идеи.

Рб: композиция и сюжет

Род: мотив

Асс: идея, повтор

* "В литературном произведении элементы, имеющие особо важное значение, могут повторяться много раз. По сходству с музыкальными такие повторы, выступающие носителями основных идей произведения, принято называть лейтмотивами" (Энциклопедический словарь юного литературоведа). *

Словарь музыкальных терминов

Лейтмотив

(нем. Leitmotiw - ведущий мотив) - музыкальная тема, свя­занная с определенным образом, идеей, явлением, неоднократно по­вторяющаяся в опере, балете, симфонии и т. д. и дающая характе­ристику определенного лица или отвлеченного понятия. Лейтмотив особенно широко использовали Н. Римский-Корсаков, Дж. Верди, Р. Вагнер, Г. Берлиоз, П. Чайковский, С. Прокофьев, Д. Шостакович и др.

Энциклопедический словарь

Лейтмотив

(нем. leitmotiv, букв. - ведущий мотив), музыкальный оборот, повторяющийся в музыкальном произведении в качестве характеристики или условного обозначения персонажа, предмета, явления, идеи, эмоции. Используется с кон. 18 в. в опере, с 19 в. - в балете и программной инструментальной музыке. Сложную систему лейтмотивов применял в своих операх Р. Вагнер. Термин "лейтмотив" имеет и более широкое значение: как определение доминирующего начала в деятельности человека, в цепи событий.

Словарь Ожегова

ЛЕЙТМОТИ В, а, м.

1. Основной мотив, повторяющийся в музыкальном произведении.

2. перен. Повторяющаяся в какомн. произведении основная мысль, идея.

Термин лейтмотив имеет немецкие корни (Leitmotiv) и переводится как «ведущий мотив». В музыкальном творчестве он является отличительной темой или оборотом, обрисовывающим какого-либо героя балета или оперы. Лейтмотив характеризует особенности персонажа или некую драматическую сцену в разные эпизоды произведения. Он неоднократно повторяется по ходу всего действия.

Оперное значение слова лейтмотив

Википедия сообщает, что первым автором, который смог внедрить этот посыл внутрь своих произведений , стал Рихард Вагнер, знаменитый немецкий композитор. Благодаря такой находке, его музыка приобрела всепоглощающую беспрерывность действия.

Сам автор никогда не пользовался обозначением «лейтмотив». В 1871 году музыковед и педагог из Германии Ф. Йенс стал применять это слово впервые. А. Г. Вольцоген широко использовал термин для анализа творчества Вагнера.

В музыке лейтмотив выполняет не только эмоциональную функцию, но действует как формообразующая и объединяющая категория. По степени развития мастерства оперной музыки термин начинал играть все более существенные роли. Его принцип намечался уже в самом раннем произведении Монтеверди «Орфей». У Скарлатти и Люлли лейтмотив выявляется в зачаточной форме, и проскальзывает лишь незначительными фрагментами. В конце XVIII века этот музыкальный образ приобретает большой смысл в поздних операх Моцарта и в произведениях французских композиторов революционной эпохи.

Термин однозначно утверждается в период развития музыкального романтизма и становится главным средством воплощения идеи отдельно взятой оперы. В произведениях наблюдается столкновение двух противоборствующих сил и появление контраста для изображения драматургического развития.

Вагнер занимается разработкой опер на основании полноценных лейтмотивов. В его поздних произведениях этот музыкальный образ отражает важнейшие эпизоды и досконально пронизывает полифоническую составляющую.

На заметку! Так как перенасыщенность произведения этими музыкальными категориями могла ослабить восприятие целого, во времена Вагнера авторы снижали чрезмерную сложность.

Термин в хореографии

Первые зачатки лейтмотива в балетной музыке были видны в «Жизели» А. Адана (1841), а, спустя три десятка лет, этот принцип наиболее удачно внедрился в «Коппеллии» Л. Делиба и произведениях П. И. Чайковского . Сам жанр вскоре породил специфическую проблему - хореографическую. Для этого в балете используют pas ballote - сложнейший в исполнении приём, требующий большой силы. Хореографический и музыкальный синтез был удачно создан в произведениях советских авторов (Хачатурян, Григорович, Прокофьев).

Лейтмотив в инструментальной музыке

Мотивный принцип играет здесь одну из важнейших ролей. Эта техника взяла своё начало ещё во времена клавесинной игры, а позже была значительно возвеличена авторами Венского классицизма. К примеру, у Берлиоза в его «Фантастической симфонии» лейтмотив, видоизменяясь, пронизывает все пять частей. Этот музыкальный образ утверждается как портретная характеристика основного героя, но порой служит конструкции, отстраняясь от персонификации.

За двухвековую историю лейтмотива, принцип характеризуют более подходящим для исполнения на инструментах, чем для вокальных партий, за счёт гармоничности и более широкого спектра действия.

Что такое лейтмотив в литературном контексте?

Здесь слово лейтмотив означает один из главных структурных элементов текста. Принцип статичного повторения можно обнаружить уже на страницах древнего эпоса у Гомера. Лейтмотив - это важнейший фактор, который играет роль не только напоминания, но и становится основным компонентом произведения.

Французские символисты, в числе которых выделяют Бодлера и Малларме, предпринимали попытки перенести музыкальные приёмы в области рукописей. Авторы стремились выйти за рамки обычного рационального значения слов и открыть более широкий смысл, подобно тому, как это делает мелодия.

Роль лейтмотива автоматически снижается или увеличивается за счёт сценического выражения самой драматургии. Чтобы принцип стал действительно ключевым фактором, необходимо многократное повторение и варьирование в различных формациях , придавая все новые краски одному персонажу. В силу этого лейтмотив наполняется ассоциациями и обретает некое подобие символизма, что позволяет ему обособиться от основного изложения. Образное воплощение темы произведения и проблематики обеспечивается благодаря системе главных мотивов.

Термин в стихотворении

Чтобы определить основу произведения, следует обращать взор на одну из важнейших классификаций: любовь, судьба, смерть, красота. Однако только определённой темы в стихотворении недостаточно, здесь чаще встречается синтез множества проблем.

Лейтмотив в этом виде литературы обладает непосредственным фундаментом и содержит элементы произведения. Выявив его, легко обнаружит предпосылки. Базой всего стихотворения выступают первые всплески, импульсы, отвечающие за изначальное и дальнейшее впечатление. Следующие за ними формы постепенно входят в осознание. Каждая фраза в поэтическом произведении имеет собственное место, а ее воздействие предопределено ещё до начала чтения.



Рассказать друзьям