Чудесные урбанистические пейзажи: творчество талантливого акварелиста. Томас Шаллер: Рисуйте не только то, что видите, но и то, что чувствуете На чем Вы специализировались как архитектор

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Один из самых известных архитектурных пейзажистов мира, почетный президент Американского общества архитектурных графиков (ASAI) Томас Шаллер уверен в том, что такие традиционные навыки как рисунок и живопись по-прежнему важны в профессии архитектора. В интервью порталу «Архсовет Москвы» Томас Шаллер рассказал о своем увлечении и поделился впечатлениями от первого визита в Москву.

После 20-летней карьеры архитектора в Нью-Йорке Томас Шаллер решил изменить свою профессию и полностью посвятил себя рисунку. Он получил множество наград, стал лауреатом самой престижной премии в этой области — Hugh Ferriss Memorial Prize, а также написал ряд книг и статей о любимом занятии. В этом году Томас Шаллер вошел в состав жюри международного конкурса архитектурного рисунка АрхиГрафика 2015-2016, а совсем недавно стал почетным гостем

— Насколько, по Вашему мнению, важен рисунок в современных архитектурных школах? Должен ли современный практикующий архитектор уметь хорошо рисовать?

— Если вкратце, то да. Конечно, я пристрастен и считаю, что любое хорошее здание является результатом хорошего рисунка и хороших идей, а выразить их можно только с помощью практики рисования. В США, к сожалению, практически нет академических курсов, мало школ, которые бы обучали таким традиционным навыкам, как рисунок или живопись. Но постепенно эта тенденция возвращается, например, в Оклахомском университете есть программа, обучающая и живописи, и рисунку, и наброскам. Есть нечто подобное и в Бостоне, и в Калифорнии….

— Как привлечь молодых архитекторов к этой теме? Если этого не требует рынок, что еще могло бы стать катализатором?

— По правде, многие молодые люди, которые приходят в профессию архитектора, надеются, что их будут учить как раз рисованию. Я получаю каждый день огромное количество писем на своем сайте и в блоге, в которых молодые художники и архитекторы говорят: «Вот я бы хотел заниматься тем, чем вы сейчас занимаетесь, прийти к этому....». И я всегда желаю им удачи, потому что на самом деле спрос есть, как раз со стороны этих молодых людей, которые считают, что можно создать хорошее здание только с помощью выразительного искусства. Я мечтаю, чтобы университеты в США подхватили это знамя. Плохо это или хорошо, трудно сказать, я ведь самоучка. Многие молодые люди считают, что я получил классическое образование в этой сфере, а на самом деле я просто читал книги, практиковался, занимался самообразованием.

— Вы увлеклись рисованием в пору работы архитектором. В вашей практике скетчи всегда предшествовали проекту?

— Да, но ведь я сам приносил свои рисунки клиентам, и они говорили «о, вот это да, Вы умеете рисовать!». Зачастую, кроме меня, никто этого не умел делать, и если говорить об американских архитектурных бюро, то там никогда даже не было столов для рисования, карандашей. Я приносил все сам, показывал свои навыки…. Тогда это было довольно необычно, а я всегда был влюблен в эту традицию 18-19 веков и считал, что долг всей моей жизни - показать архитекторам, насколько это полезный и необходимый для них навык.

— Сегодня хорошо рисующие архитекторы Вам часто встречаются?

— В США, к сожалению, это скорее экзотика, хотя должно быть общей практикой. И мало осталось тех, кто рисует вручную здания. Сейчас очень трудно найти такого специалиста, и я опасаюсь, что это направление начинает отмирать. Вот почему я пытаюсь научить этим навыкам молодежь.

— Что Вы скажете об архитектурной среде Москвы? Насколько она Вам кажется комфортной, в том числе для художников?

— Я с удовольствием рисую Москву, я здесь всего несколько дней, но каждый раз после возвращения в отель провожу полночи рисуя…. Мне кажется, Москва - самый художественный, самый артистичный город, с которым даже Париж в каком-то отношении не может сравниться. Конечно, я провел здесь не так много времени, но когда я хожу по улицам, то вижу, насколько важно искусство в вашем городе. В Москве архитектура воспринимается именно как форма искусства, и это, с одной стороны, делает тебя таким маленьким по сравнению с тем, что ты видишь вокруг, а с другой, несомненно вдохновляет. Я мог бы рисовать Москву годами.

— Вас поразило сочетание разных архитектурных стилей?

— Я не эксперт, но здесь я чувствую огромное уважение к прошлому и одновременно взгляд в будущее. Меня это восхищает, а также напоминает о том, как у нас обстоят дела в Нью Йорке: мы охраняем и защищаем наши старые уважаемые здания, но в то же время внедряем и современные технологии. Кстати, в Нью Йорке есть целое движение по сохранению архитектурных памятников, которое началось в 1968 году после трагической утраты здания вокзала Пенсильвании, его снесли за одну ночь.

— А когда Вы были практикующим архитектором, какую архитектуру Вы проектировали, какой стиль Вы предпочитаете?

— Меня привлекают все стили, если они выполнены цельно. Очень привлекает модернизм, если в нем есть простота и четкость линий. В моей практике, наверное, все-таки преобладали проекты, связанные именно с этим направлением.

На протяжении 20 лет Томас Шаллер (Thomas W Schaller) занимался архитектурной практикой в Нью-Йорке. Разрабатывал градостроительные концепции и выполнял визуализации проектов. Затем переехал в Лос- Анджелес, где полностью посвятил себя искусству акварели. На сегодняшний день Шаллер является одним из самых известных архитектурных пейзажистов мира. Он — лауреат множества наград, в том числе самой престижной премии в области архитектурного рисунка — Hugh Ferriss Memorial Prize. Почетный президент Американского общества архитектурных иллюстраторов (ASAI). В этом году вошел в состав Жюри Международного конкурса архитектурного рисунка «АрхиГрафика 2015-2016». В ноябре по приглашению главного архитектора Москвы Томас Шаллер побывал в российской столице и представил свое творчество , где нам удалось с ним поговорить.

На своем сайте в автобиографии Вы пишете, что решение оставить архитектурную практику и стать свободным художником далось Вам непросто. Чего Вы боялись?

Сложный вопрос. Это были трудности личного характера. Я боялся слова «художник». Мне оно казалось слишком возвышенным и обязывающим. Казалось, что называть себя так - значит слишком много о себе думать. Однако со временем я пришел к выводу, что не ты выбираешь, быть тебе художником или не быть, а это призвание, которое выбирает тебя само. Либо ты художник, либо не художник. И это не означает, что ты лучше или хуже кого-то. Просто так есть и все.

Thomas W Schaller. Skybridge, Lower Manhattan. Sketch - Workshop Demo - Watercolor.

Следующий вопрос Вам, наверное, часто задают: кто из рисующих архитекторов прошлого или современности Вас вдохновляет?

Как ни странно, я этот вопрос слышу редко: не все помнят, что многие архитекторы были и являются прекрасными художниками. В первую очередь назову Пиранези - он неподражаемо соединял совершенство графики, художественную экспрессию и гипнотические пространственные истории. Подолгу могу рассматривать визионерские композиции Булле. Большое влияние на меня оказали мастера британской школы начала XIX века, Эдвард Лаченс например. Особенно я ценю умение англичан вписывать архитектуру в природный контекст, и это умение напрямую связано с их пейзажной живописью. Не могу не упомянуть Хью Фэрриса, автора XX века, который мастерски перевел архитектурную графику на язык современности. Очень люблю рисунки русских конструктивистов, особенно Якова Чернихова, в моей коллекции есть пара его графических произведений.

Thomas W Schaller. End of the Day - Toulouse Cathedral. Watercolor. 22x14 13.03..2015

Почему из всего многообразия художественных техник и инструментов Вы предпочли акварель?

Как художника меня больше всего вдохновляют эффекты света и тени. Я пробовал выражать игру и борьбу этих противостоящих сил в самых разных техниках. Ни одна в этом плане не сравнится с акварелью. Кому-то нравится рисовать акварелью плотные фигуры, для меня же самое главное - ее прозрачность, светоносность. В текучести и интуитивности акварели проступают сердце и рука художника, и поэтому для меня она - оптимальное «медиа».

Как вы рисуете городскую архитектуру? Сначала делаете эскизы с натуры на пленэре, а потом заканчиваете в студии, или как-то по-другому?

Все, что я рисую, основывается на моих пленэрных эскизах. Иногда я начинаю и заканчиваю работы на улице. В некоторых случаях, особенно если это крупноформатные вещи, доделываю их в мастерской. Но мои рисунки далеко не всегда педантично следуют натуре. Я скорее изображаю чувства, которые она у меня вызывает.

Thomas W Schaller. Royal Crescent - Bath, England. Watercolor. 56x76. 2013

Вы много путешествуете по миру. Какие города Вам нравится рисовать больше всего?

Это Берлин, Прага, Гонконг. Конечно, Париж и Рим. Нью-Йорк - моя любовь, и Киото - город потрясающей красоты. И вот в Москве я всего несколько дней, но мне не хочется делать ничего другого, кроме как рисовать. Здесь буквально на каждом шагу встречается что-то великолепное. Я счастлив, что имею возможность путешествовать, но в то же время убежден в том, что настоящему художнику не нужно далеко ездить, искать какую-то экзотическую натуру. Он способен найти красивые, достойные рисунка объекты даже у себя во дворе.

"State Historical Museum - Red Square; Moscow". Graphite and Watercolor Sketch. 13x18 inches 22 Nov. 2015

Одна из номинаций конкурса архитектурного рисунка «АрхиГрафика 2015-2016» посвящена взаимодействию архитектуры и воды в Москве. Та Москва, которую Вам уже удалось увидеть, - интересный с этой точки зрения город? Или наша ноябрьская погода не позволила оценить всю картину по достоинству?

Москва в такую погоду - а надо сказать, я считаю такую погоду красивой - удивительным образом напомнила мне Северную Ирландию. Хотя там я путешествовал в основном по сельской местности, но встреча двух природ - живой и рукотворной, мне кажется неуловимо схожей с тем, что я увидел здесь, в мегаполисе с рекой и ее холмистыми берегами. Вода подчеркивает великолепие многих московских зданий, и я уверен, здесь можно найти немало эффектных точек и видов.

Thomas W Schaller. Steps to the Cathedral - Girona. Watercolor on Saunders Waterford St Cuthberts Mill. 76x56 cm 07 July 2015 — in Los Angeles, California.

Расскажите о своих архитектурных фантазиях. Какие темы, миры живут в Вашем воображении?

Когда я смотрю на реальные сооружения, то всегда думаю о том, что было в голове у их создателей. Часто идеи архитектуры меня волнуют и очаровывают больше, чем сами здания. И в своих работах я пытаюсь отобразить идеальные образы, стоящие за постройками. Иногда существующие здания превращаются в моем воображении в фантастические, иногда наоборот - мои фантазии материализуются. Это стирает в сознании границу между реальностью и вымыслом, мое творчество существует на их стыке.

Thomas W Schaller. Orpheus in Orlando. 15x30 inches

На чем Вы специализировались как архитектор?

Я участвовал в конкурсах на крупные проекты, создавал градостроительные концепции. Ко мне приходили девелоперы и до разработки проекта просили рассказать, как я представляю себе город или какое-то здание. Причем ключевым моментом для них было мое воображение. Постепенно я стал работать сам на себя, и уже не отталкивался от установок клиентов, а руководствовался только своими идеями.

Насколько в США востребована профессия архитектурного иллюстратора, рисующего вручную?

В последнее десятилетие ситуация существенно изменилась в США, да и по всему миру. Думаю, прежде-всего из-за экономических обстоятельств. Спрос в этой сфере упал. Сейчас примерно 95% визуализаций приходится на компьютерную графику.

Thomas W Schaller. Ponte Sant Angelo. 22x30 inches.

Деятельность ASAI - Американской ассоциации архитектурных иллюстраторов, одним из основателем которой Вы являетесь, как мы знаем, направлена на то, чтобы поддержать применение не только компьютерных медиа, но и ручной работы. Есть надежда, что спрос на нее вернется?

Да, и это уже потихоньку происходит. За последние три года интерес к ручной архитектурной графике заметно вырос. Я сам редко берусь за заказы, но знаю, что заказчики все чаще хотят видеть интуитивную природу проекта, больше его эмоциональную сторону, а не только техническую, хотя в идеале, конечно, нужно их сбалансированное сочетание.

Cathedral - St. John the Divine - NYC, watercolor - 22 Oct. 2015, 14x20 inhes

Вы участвовали в Жюри многих смотров архитектурной графики и, наверное, сформулировали для себя какие-то критерии оценки конкурсных работ. Каковы они? Участникам нашего конкурса «АрхиГрафика 2015-2016» будет интересно и полезно узнать Вашу позицию как члена Жюри.

Да, я часто входил в Жюри конкурсов архитектурного рисунка и других художественных конкурсов…Признаться, я не очень люблю судить чужие работы и определять: вот это «правильно», а это «неправильно». Понятно, что в искусстве есть свои законы, но их не должно быть слишком много. Однако, когда я берусь судить, то главным критерием для меня является идея, какая-то история, страсть. Если в работе есть страсть, ее всегда видно. Конечно, техническое мастерство важно, но если оно доминирует над идеей, то получается простая иллюстрация, а не искусство. Опять же, в идеале между ремеслом и эмоциями должен быть баланс.

Вам уже удалось заглянуть на ?

Да. И я был потрясен. Такой высокий уровень качества графики, что даже пугает.

Я пока не буду спрашивать, какие работы Вам понравились. Их прием еще продолжается. Но, возможно, Вы могли бы что-то посоветовать тем, кто участвует в этом конкурсе, и вообще всем, кто рисует архитектуру.

Что бы я посоветовал…Мы все легко поддаемся искушению увлечься какими-то средствами выразительности или техническим мастерством. Это, конечно, замечательно, но иногда приводит к риску перегрузить работу. Лучше сделать проще, чтобы рисунок был четкий и ясный, а идея звучала сильнее. То есть нужно сделать хорошо, но не слишком много.

Томас Шаллер (Thomas Wells Schaller) получил архитектурное образование в Нью-Йорке, где долгое время работал как архитектор, потом переехал в Лос-Анжелес и полностью посвятил себя рисунку. Сейчас он является одним из самых известных архитектурных пейзажистов мира. За свои работы Шаллер получил множество наград, стал лауреатом самой престижной премии в области архитектурной графики - Hugh Ferriss Memorial Prize. Почетный президент Американского общества архитектурных графиков (ASAI). Автор книг и статей по архитектурному рисунку. В этом году он вошел в состав жюри международного конкурса АрхиГрафика 2015-2016. В Россию Шаллер приехал по приглашению главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова. В качестве почетного гостя он выступил на презентации книги архитектурной графики Кузнецова в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.

Вы получили архитектурное образование и долгое время работали как архитектор. Когда вы начали рисовать?

Я начал рисовать еще в детстве. Моя мама говорила, что я родился с карандашом в руке. Но, думаю, это преувеличение. Я был застенчивым, тихим ребенком маленького роста, как, впрочем, и сейчас, и все время рисовал. Это был мой способ самовыражения, самопогружения и изучения окружающего мира.

Если вы так любили рисовать, почему вы пошли в архитектуру?

Я переехал в Нью-Йорк и там получил архитектурное образование, потому что профессия художника казалась мне чем-то особенным. И уже потом я понял, что быть художником - это призвание. И не ты выбираешь жизнь художника, а она выбирает тебя.

Thomas W Schaller. Pons Fabricius - Rome. Watercolor.

Была ли какая-нибудь связь между рисунком и вашей архитектурной практикой?

Хороший вопрос... Да, это было взаимосвязано. Для меня рисунок всегда был и остается продолжением меня, он идет от сердца. Он привносил эту составляющую в мою архитектурную работу. С другой стороны, благодаря своей профессии в изображении архитектуры я очень внимателен к деталям. И это давало моим рисункам большую убедительность.

Почему вы выбрали акварель в качестве основной техники?

Сначала я рисовал в основном карандашом, но в какой-то момент простой линии мне оказалось недостаточно. Я открыл для себя акварель и начал осваивать эту технику. Акварель - это цвет, прозрачность, возможность играть оттенками, выражая самые разные чувства. Для меня это важно.

Thomas W Schaller. New York Public Library. Watercolor.

Кто из архитекторов, живописцев прошлого или настоящего на вас повлиял больше всего?

На меня влияли не только архитектура и живопись, но и фотография, кинематограф, музыка. Я обожаю музыку, часто слушаю ее во время работы, я неплохо знаю произведения Чайковского, Мусоргского. Если говорить о живописи, то больше всего на меня повлияли Ротко и Шагал. Когда я увидел в Третьяковской галерее оригиналы работ Шагала, которые хорошо знаю по репродукциям, я испытал огромное потрясение. Если говорить о выдающихся художниках архитектуры, то это, конечно, Пиранези, Тернер, Хью Феррис, Яков Чернихов и многие другие.

Thomas W Schaller. Ponte Sant’Angelo - Rome. Watercolor.

Как Вы считаете, в век господства компьютерных технологий рисунок по-прежнему актуален?

Да, компьютерные технологии сейчас очень распространены, и это хорошо. Я совсем не ханжа и тоже пользуюсь компьютером. Многие произведения компьютерной графики необычайно интересны. Но, мне кажется, если отсутствует рисунок, то выпадает очень важное звено, утрачивается связь между человеком, его чувством и его произведением.

Thomas W Schaller. State Historical Museum - Red Square. Moscow.

Наиболее важным я считаю умение сочетать профессиональные навыки и чувство. Для меня не всегда важна документальная точность того, что я изображаю, но я всегда стремлюсь передать чувство, которое я испытываю по поводу того, что вижу. Индивидуальность ви дения очень важна. Я часто говорю своим студентам: «Не рисуйте то, что вы видите, а рисуйте то, что вы чувствуете по поводу увиденного. То, что вы видите, рассказывает одну историю. А то, что вы чувствуете, - совсем другую. И если их объединить, возможно, получится произведение искусства».

Thomas W Schaller. Red Square Skyline - Moscow. Watercolor.

В Москве Вы рисовали вместе с Сергеем Кузнецовым. Он получил архитектурное образование и связан с отечественной традицией рисунка. Что вы думаете о его работах и о российской традиции рисования?

Когда я увидел работы Сергея, я подумал, что у него хорошее образование. И эта гипотеза подтвердилась. Для меня было большим удовольствием и честью рисовать вместе с ним. Мы поработали немного, и я надеюсь, что в будущем еще продолжим. У Сергея есть замечательная профессиональная подготовка, и при этом у него есть кое-что еще - это дар. В свою работу он всегда вкладывает сердце. Он любит рисовать, и это сразу видно. Сочетание прекрасного образования и любви создает в итоге его работы. Уровень его мастерства восхищает. Он так молод и уже так многого достиг. А по поводу российской академической традиции…. Наверное, она одна из самых сильных в мире. В моем офисе в Нью-Йорке работает несколько русских помощников, и их рисунки, пожалуй, всегда лучшие.

Вы впервые в Москве? Понравился ли вам город?

Я впервые в Москве, и я получил огромное наслаждение. Я не ожидал, что Москва - такой удивительный город. Улицы, мосты, метро, музеи… По своему духу она чем-то напоминает мне Нью-Йорк. Москва - поразительный город, я хотел бы вернуться сюда еще много раз.

Aрхитектор и художник Том Шаллер (Thomas Schaller) после своей 20-летней карьеры архитектора в Нью-Йорке живёт в настоящее время в Калифорнии, где посвящает полный рабочий день живописи.

Уже долгое время он считается одним из лучших архитектурных пейзажистов мира. Он получил огромное количество престижных премий и наград за свои художественные работы, дважды был получателем Приза Хью Феррисса Мемориэла (Hugh Ferriss Memorial Prize). Он опубликовал две книги "Архитектура в акварели" и "Искусства Архитектурного чертежа", которые имеют большой успех и широко востребованы. В своём арсенале наград он имеет престижную премию "AIA" - Архитектуры в Акварели и Искусства Архитектурного чертежа. Он читает лекции и проводит много семинаров по акварели. Его художественные работы широко демонстрируются во всем мире, включая Художественный Институт Чикаго (Art Institute of Chicago), Фонд Грэма (The Graham Foundation), американское Общество Иллюстраторов в Нью-Йорке (The American Society of Illustrators in New York City) и в галерею Aedes-East Gallery в Берлине.

Акварельная работа Томаса включена в последние ежегодное издание "Splash 13", где публикуются работы лучших акварелистов года. Им была написана большая тематическая статья в журнале “American Artist” в 2010 году, а также его работы публиковались несколько раз в журнале “Американский коллекционер произведений искусства”(“American Art Collector”). Его акварельная работа была выбрана для обложки художественного журнала "Watercolor Artist " за декабрь. Работы Томаса Шаллера представлены галереями Link Gallery, the Universal Art Gallery и галереей Carter-Sexton Gallery в Лос-Анджелесе, где проводилась его персональная выставка акварельмых работ в 2011.

Недавно картины г-н Шаллера были отобраны для показа на нескольких престижных выставках, включая Международную выставку Акварели Zhujiajiao (The Zhujiajiao International Watercolor Biennial) в Шанхае (Shanghai), Международную Акварельную выставку, проходящую каждые два года в Мексике в Мехико(The International Watercolor Biennial Mexico in Mexico City), 143-ей Ежегодной выставке американского Акварельного Общества в Нью-Йорке (The 143rd Annual Exhibition of the American Watercolor Society in New York City), II Bienal Iberoamericana de la Acuarela в Мадриде, Салон Salon de L"Aquarelle du Haillan во Франции. В 2010 году Том Шаллер был Победителем Главного Приза жюри (Grand Jury Prize Winner) в национальном конкурсе National Paint the Parks Competition. В настоящее время выставка совершает турне по Соединенным Штатам.

Г-н Шаллер является членом многих творческих организаций, включая американское Акварельное Общество, Национальное Акварельное Общество, Северо-западное Акварельное Общество, Акварельное Общество Сан-Диего, Калифорнийскую Акварельную Ассоциацию, Калифорнийский Художественный Клуб, американское Архитектурное Общество, Нью-Йоркское Общество Renderers и общество Североамериканских Акварельных Художников.

Madison Square Park

Manhattan Beach Pier

Lake-Central Park

Huntington Library

From St. Paul"s -London

Portico-St. Bartholomew"s-NYC

Federal Hall 4-NYC

Horyuji Temple - Nara

"the royal crescent - bath, england"

"After The Rain - Bath, England"

early morning-west 71st. nyc

Piazza del Campo; Siena, Italy



Рассказать друзьям