Цитатный план любовь к жизни джек лондон. «Любовь к жизни» Джек Лондон план

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

История создания рассказа

Рассказ «Любовь к жизни» был написан американским писателем Джеком Лондоном в 1905 году, издан в сборнике рассказов о приключениях золотоискателей в 1907 году. Представляется возможным, что рассказ имеет долю автобиографичности, по крайней мере, имеет под собой реальную основу, так как писатель приобрел немалый жизненный и писательский опыт, плавая матросом на шхунах и принимая участие в покорении Севера в дни «золотой лихорадки». Жизнь обеспечила ему массу впечатлений, которые он выразил в своих произведениях.

Добавляет подлинной реальности и то, с какой географической детализацией автор изображает путь своего героя - от Большого Медвежьего озера до устья реки Коппермайн, впадающей в Северный Ледовитый океан.

Сюжет, герои, идея рассказа

Конец 19 века ознаменовался целой цепочкой «золотых лихорадок» - люди в поисках золота массово исследовали Калифорнию, Клондайк, Аляску. Типичная картина представлена и в рассказе «Любовь к жизни». Два друга, путешествующих в поисках золота (и добывших приличное количество), не рассчитали сил на обратную дорогу. Нет провизии, нет патронов, нет элементарных психических и физических ресурсов - все действия совершаются автоматически, словно в тумане. Герой, переходя через ручей, оступается и повреждает ногу. Товарищ по имени Билл без малейших раздумий бросает его и уходит, даже не обернувшись.

Главный герой остается бороться. Добыть животную пищу он не может, рыба из маленького озерка ускользает, несмотря на то, что он ручную вычерпывает из водоема всю воду. Золото пришлось бросить из-за его веса. Судьба Билла оказалась печальной - безымянный герой набрел на кучу розовых костей, лохмотья одежды и мешочек с золотом.

Кульминацией рассказа становится встреча с волком, слишком больным и слабым, чтобы напасть на человека, но явно рассчитывающим полакомиться трупом человека, когда тот умрет от истощения и изнеможения. Герой и волк сторожат друг друга, ведь он в равных условиях и в каждом из них говорит инстинкт выживания - слепая и самая сильная в мире любовь к жизни.

Главный герой притворяется мертвым, ожидая нападения волка, и когда тот нападает, человек даже не душит его - он придавливает его своим весом и прогрызает волку шею.

У самого моря команда китобойного судна замечает на берегу нелепое копошащееся существо, ползущее к кромке воды. Героя принимают на корабль и вскоре замечают его странность - он не ест хлеб, подаваемый к обеду, а прячет его под матрас. Такое помешательство развилось из-за длительного неутолимого голода, который ему пришлось испытать. Впрочем, вскоре это прошло.

Рассказ построен на противопоставлении вначале Билла и безымянного героя, затем - безымянного героя и волка. Причем Билл в этом сравнении проигрывает, так как сравнивается с учетом моральных критериев и терпит поражение, а волк остается с героем на равных, так как природа не знает жалости, как и человек, доведенный до последней черты.

Главной идеей рассказа является мысль о том, что борьба человека с природой за право существования беспощадна, несмотря на то, что человек вооружен еще и разумом. В критических ситуациях нас ведет инстинкт или любовь к жизни, и практика показывает, что выживает сильнейший. Природа не ведает жалости и снисхождения к слабому, уравнивая в правах хищников и травоядных. С точки зрения природного выживания Билл считал себя правым, избавляясь от балласта в виде раненого приятеля. Но важнее оставаться человеком до конца.

Наткнувшись в тундре на останки своего погибшего товарища, он не злорадствует и берет себе его золота. Он не бросается на останки из чувства голода (хотя накануне мы видим, как он поедал живых птенцов), и это становится последним, крайним проявлением человеческого достоинства.

Класс: 6

Цели урока:

1. На примере рассказа Д.Лондона “Любовь к жизни” воспитывать у детей культуру чтения;
2. Увидеть нарисованные писателем картины жизни в их целостности;
3. Познакомить с различными типами человеческих характеров;
4. Воспитывать такие качества, как доброту, мужество, смелость, уважение друг к другу.

Оборудование:
– портрет Джека Лондона;
– выставка книг Д.Лондона;
– иллюстрации к эпизодам рассказа “Любовь к жизни”;
– тексты,
– компьютер,
– экран,
– проектор.

Эпиграф к уроку.

Друг познаётся в беде.
(Пословица.)

1. Организационный момент. (Ознакомить с темой и целями урока.)

2. Вступительное слово учителя.

Джон Гриффит Лондон – это полное имя писателя Джека Лондона. Многие из вас уже читали его рассказы и повести. Запомнили жизнеутверждающую направленность книг Лондона.

Судьба Джека Лондона сложилась так, что он даже школу не закончил, но школу жизни он прошел большую. Он сам потом вспоминал: “В пятнадцать лет я был мужчиной, равным среди мужчин”. Джека воспитывал отчим, добрый, но не очень удачливый человек. Пришлось Джеку с ранних лет зарабатывать на жизнь самому. После десятичасового рабочего дня на консервной фабрике он приходил домой обессилевшим. И все-таки хватался за книги. Он открыл для себя на полках городской библиотеки огромный мир за горизонтом, и этот мир тянул его к себе. Как у Робинзона Крузо, в нем жил дух странствий и приключений.

Он прославлял величие и несокрушимость человеческого духа и совершенно не принимал пассивности, бессилия и равнодушия. В статье “ Что значит для меня жизнь” писатель утверждал: “Мы очистим подвалы и построим новое жилище для человечества, в котором не будет палат для избранных, где все комнаты будут просторными и светлыми.

Я верю, что чистота и бескорыстие духа победят господствующую ныне всепоглощающую алчность”.

За 16 лет напряженного труда Джек Лондон написал 50 книг. Итог его литературной деятельности. Одна из этих книг включает в себя рассказ “Любовь к жизни”.

“Упорство – вот тайна писательского мастерства, как и всего остального”.

“Упорство – чудеснейшая вещь”.

Верой в благородство, благородные качества проникнуты “северные рассказы” Лондона. В стране Белого Безмолвия, близ Полярного круга, люди ищут золото. Но не только страсть к наживе руководит ими, а и жажда приключений, любовь к свободе и ненависть к растленной буржуазной культуре. Здесь, лицом к лицу с природой, ведут они борьбу за утверждение личности, отстаивают свое человеческое достоинство.

Это герои рассказов “Белое Безмолвие”, “Мужество женщины”, “Любовь к жизни”.

Учитель. Уже много дней герои рассказа в пути. Кажется, каждый из них предельно измотан.

2). Найдите в тексте детали, которые подтверждают эту мысль.

(“лица их выражали терпеливую покорность – след долгих лишений”, “плечи оттягивали тяжёлые тюки”, “оба шли сгорбившись, низко нагнув голову и не поднимая глаз”, “голос звучал вяло”, “говорил равнодушно”).

3). Что ещё можно сказать о героях?

(Один из них попадает в беду. А другой – Билл – оставляет своего товарища, испугавшись, что тот будет для него обузой, рассчитывая на то, что в одиночку легче спасти жизнь.)

4). Найти в тексте описание состояние героя, которого покинул товарищ. Обратите внимание на чувства, которые он испытывал.

(“и хотя его лицо оставалось по-прежнему тупым, в глазах появилась тоска, словно у раненого оленя.”
“Губы у него так сильно дрожали, что шевелились жесткие рыжие усы над ними.
– Билл! – крикнул он.
Это была отчаянная мольба человека, попавшего в беду…”).

5). Описание природы ещё в большей степени помогает понять нам одиночество и безнадёжность попавшего в беду человека, угнетённость его чувств.

(Найти описание природы в тексте.)

6). Что поддерживало путника после того, как Билл оставил его? Какой надеждой жил герой в начале своего пути без Билла?

(…Он подойдёт к тому месту…
Билл подождёт его там, и они вдвоём…
…где сколько хочешь еды…)

7). Выделим сцены многодневного пути героя (постепенно нарастает трагизм его положения):

1. Начало пути без Билла;
2. Чувство голода и встречи с куропатками;

3. Герой освобождается от всего лишнего;
4. Встреча с медведем;
5. “Наступили страшные дни дождей и снега”.
6. Герой увидел океан;
7. Встреча с волком.

8). Пересказ эпизода “Встреча с волком”.

(Конец эпизода читает учитель.)

9). Почему герой рассказа оказался победителем? В чём смысл рассказа “Любовь к жизни” и почему он так называется?

Учитель. Герой хотел жить. Он любил жить, и любовь к жизни давала ему силы преодолевать даже смертельные опасности.

10). Рассмотреть иллюстрации к рассказу, помещённые на экране, найти слова, которые можно употребить в качестве подписи к каждой иллюстрации.

11). Выразительное чтение понравившегося отрывка.

12). Работа с пословицами. Охарактеризовать героев рассказа “Любовь к жизни”, затем подобрать пословицы.

Герой: смелый, храбрый, мужественный, волевой, смог добиться намеченной цели, не отступал перед трудностями.

Билл: трусливый, равнодушный, малодушный, слабый, самолюбивый.

Пословицы:

  1. Храброму смерть не страшна (герой).
  2. Непуганная птица и куста боится (Билл).
  3. Враг хитрый, а я хитрей. (герой).
  4. У страха глаза велики. (Билл).
  5. Добыча ловца не ждёт (герой).

Учитель. Ребята, я думаю, этот рассказ никого не оставил равнодушным. На примере этого героя рассказа вы будете расти добрыми, мужественными, друг друга в беде не бросите, будете добиваться намеченной цели. Билл любил только себя, поэтому он и погибает, а вместе они бы выжили.

Итог урока. Оценки.

Домашнее задание – составить цитатный план того пути, который прошёл герой рассказа.

Цитатный план.

1. “Стараясь идти по следам Билла, путник перебирался от озерка к озерку по камням, торчавшим во мху, как островки”.
2. “Как ни трудно ему было идти, еще труднее было уверить себя в том, что Билл его не бросил, что Билл, конечно, ждет его у тайника”.
3. “Он распаковал тюк и прежде всего сосчитал, сколько у него спичек”.
4. “Он услышал громкое фырканье и увидел большого оленя”.
5. “И когда он поднялся на ноги и поплелся дальше, мешочек лежал у него в тюке за спиной”.
6. “Он полз по мокрому мху; одежда его намокла, тело зябло, но он не замечал ничего, так сильно терзал его голод”.
7. “Он заглядывал в каждую лужу и наконец… увидел…одну-единственную рыбку величиной с пескаря”.
8. “Наступил день – серый день без солнца…Чувство голода…притупилось…мысли прояснились…и он опять думал…о своем тайнике у реки Диз”.
9. “В этот день он прошел не более десяти миль, а на следующий…не больше пяти”.
10. “Он разделил золото пополам… Но ружье он все еще не бросил”.
11. “Он опять разделил золото…”.
12. “Медведь отступил в сторону, угрожающе рыча, в испуге перед этим таинственным существом, которое стояло прямо и не боялось его”.
13. “Наступили страшные дни дождей и снега”.
14. “Там, внизу, текла широкая, медленная река. Она была ему незнакома, и это его удивило”.
15. “Опять послышалось сопение и кашель… и в двадцати шагах от себя он увидал серую голову волка”.
16. “Он шел по следам другого человека… и скоро увидел конец его пути”.
17. “…И только усилием воли он заставил себя терпеть. Потом человек перекатился на спину и уснул”.

План-схема

Клас:6

Тема: Джек Лондон. «Любовь к жизни». Стоит ли бороться за

жизнь?

Цель: формировать читательскую культуру учеников

Задачи:

    обучающая : подать основные сведения о жизни и

творчестве Джека Лондона; учить вдумчивому чтению

    развивающая: развивать умение связно выражать свои

мысли и чувства

    воспитательная : воспитывать чувство доброты и любовь к

жизни

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Методы: эвристический

Приемы: беседа, слово учителя, сообщения учащихся

Литература: : Підручник для 6 кл. загальнооосвітніх закладів з

російською мовою навчання/Л.А.Сімакова. – К.:

Вежа,2006. – 256с.

Ход урока

1. Организационный момент

Приветствие

Проверка отсутствующих

2. Сообщение темы, задач, целей урока

Сегодня мы познакомимся с выдающимся американским писателем Джеком Лондоном и его произведением «Любовь к жизни». Всмотритесь в это лицо (показать портрет). Кто же он, Джек Лондон? Чем он жил? На эти и другие вопросы вы сможете получить ответ, ведь сегодня у нас в гостях сам автор.

3. Изучение нового материала

    Ролевая игра «Встреча с Писателем»

(Один из учеников играет роль Лондона и отвечает на вопросы):

Где и когда вы родились?

Кем были ваши родители?

Была ли у вас в детстве мечта?

Что вас толкнуло на поиски золота?

Все ли ваши произведения посвящены теме поисков золота?

Назовитедругие свои произведения

    Работа с текстом

(Ученики пересказывают текст и составляют план)

Один из вариантов плана

    Друг познается в беде

    Билл бросает друга

    Голод и золото

    Смерть Билла

    Поединок с волком

    Судно «Бедфорд»

    Эвристическая беседа по тексту произведения

Подумайте, что помогло герою выжить?

Что ему пришлось пережить?

Почему умер Билл?

Товарищ Билла выкинул свое золото, но потом мог взять себе мешочек Билла, но отказался от золота во второй раз. Почему?

4. Итоги урока

Слово учителя

В самых тяжелых условиях человек не беспомощен, все зависит от его выдержки, силы или бессилия, щедрости или скупости. Человек должен сам быть хозяином своей судьбы. И чтобы выжить в этом жестоком мире, нужно бороться за жизнь, любить людей, природу, все, что нас окружает. Защитить человека, спасти его жизнь на земле – вот самые главные задания человечества. пусть же слово «жизнь» звучит на разных языках: английском, французском, немецком, украинском и т.д.

Выставление оценок с комментированием

Домашнее задание

2. Составить сравнительную таблицу Робинзона Крузо (ведь он тоже боролся за жизнь на острове) и путника



Рассказать друзьям