Цитаты из романа бесы. Роман Ф.М

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

И разума ; не было ни разу такого примера, разве на одну минуту, по глупости. Социализм по существу своему уже должен быть атеизмом , ибо именно провозгласил, с самой первой строки, что он установление атеистическое и намерен устроиться на началах науки и разума исключительно. Разум и наука в жизни народов всегда, теперь и с начала веков, исполняли лишь должность второстепенную и служебную; так и будут исполнять до конца веков. Народы слагаются и движутся силой иною, повелевающею и господствующею, но происхождение которой неизвестно и необъяснимо. Эта сила есть сила неутолимого желания дойти до конца и в то же время конец отрицающая. Это есть сила беспрерывного и неустанного подтверждения своего бытия и отрицания смерти . Дух жизни, как говорит писание, «реки воды живой», иссякновением которых так угрожает Апокалипсис. Начало эстетическое, как говорят философы, начало нравственное, как отожествляют они же. «Искание бога», как называю я всего проще. Цель всего движения народного, во всяком народе и во всякий период его бытия, есть единственно лишь искание бога, бога своего, непременно собственного, и вера в него как в единого истинного. Бог есть синтетическая личность всего народа, взятого с начала его и до конца. Никогда ещё не было, чтоб у всех или у многих народов был один общий бог, но всегда и у каждого был особый. Признак уничтожения народностей, когда боги начинают становиться общими. Когда боги становятся общими, то умирают боги и вера в них вместе с самими народами. Чем сильнее народ, тем особливее его бог. Никогда ещё не было народа без религии, то есть без понятия о зле и добре. У всякого народа своё собственное понятие о зле и добре и своё собственное зло и добро . Когда начинают у многих народов становиться общими понятия о зле и добре, тогда вымирают народы, и тогда самое различие между злом и добром начинает стираться и исчезать. Никогда разум не в силах был определить зло и добро, или даже отделить зло от добра, хотя приблизительно; напротив, всегда позорно и жалко смешивал; наука же давала разрешения кулачные. В особенности этим отличалась полунаука, самый страшный бич человечества, хуже мора, голода и войны, не известный до нынешнего столетия. Полунаука - это деспот, каких ещё не приходило до сих пор никогда. Деспот, имеющий своих жрецов и рабов, деспот, пред которым все преклонилось с любовью и суеверием, до сих пор немыслимым, пред которым трепещет даже сама наука и постыдно потакает ему. <…> Народ - это тело божие. Всякий народ до тех только пор и народ, пока имеет своего бога особого, а всех остальных на свете богов исключает безо всякого примирения; пока верует в то, что своим богом победит и изгонит из мира всех остальных богов. Так веровали все с начала веков, все великие народы по крайней мере, все сколько-нибудь отмеченные, все стоявшие во главе человечества. Против факта идти нельзя. Евреи жили лишь для того, чтобы дождаться бога истинного, и оставили миру бога истинного. Греки боготворили природу и завещали миру свою религию, то-есть философию и искусство. Рим обоготворил народ в государстве и завещал народам государство. Франция в продолжение всей своей длинной истории была одним лишь воплощением и развитием идеи римского бога, и если сбросила наконец в бездну своего римского бога и ударилась в атеизм, который называется у них покамест социализмом, то единственно потому лишь, что атеизм все-таки здоровее римского католичества. Если великий народ не верует, что в нем одном истина (именно в одном и именно исключительно), если не верует, что он один способен и призван всех воскресить и спасти своею истиной, то он тотчас же перестаёт быть великим народом и тотчас же обращается в этнографический материал, а не в великий народ. Истинный великий народ никогда не может примириться со второстепенною ролью в человечестве, или даже с первостепенною, а непременно и исключительно с первою. Кто теряет эту веру, тот уже не народ. Но истина одна, а, стало быть, только единый из народов и может иметь бога истинного, хотя бы остальные народы и имели своих особых и великих богов… - VII

Но "Бесы" также, и одно из самых таинственных произведений, потому что писалось за границей, вдали от строгой российской цензуры. И при переезде в Россию, на границе с Россией, Достоевский сжигает черновики романа "Бесы", и романа "Идиот". Что было секретного в этих романах, что писатель боялся что их обнаружат?!

графика А. Матвеева

"...Мы надевали лавровые венки на вшивые головы..."

"...всё от праздности. У нас всё от праздности, и доброе и хорошее. Всё от нашей барской, милой, образованной, прихотливой праздности!.."

"...Мы своим трудом жить не умеем [...] для приобретения мнения первее всего надобен труд, собственный труд, собственный почин в деле, собственная практика! Даром никогда ничего не достанется. Будем трудиться, будем и свое мнение иметь. А так как мы никогда не будем трудиться, то и мнение иметь за нас будут те, кто вместо нас до сих пор работал, то есть всё та же Европа, все те же немцы – двухсотлетние учителя наши..."

"...Россия есть слишком великое недоразумение, чтобы нам одним его разрешить, без немцев и без труда..."

"...Небрежность извинения равнялась новому оскорблению..."

"...поставьте какую‑нибудь самую последнюю ничтожность у продажи каких‑нибудь дрянных билетов на железную дорогу, и эта ничтожность тотчас же сочтет себя вправе смотреть на вас Юпитером, когда вы пойдете взять билет, чтоб показать вам свою власть. «Дай‑ка, дескать, я покажу над тобою мою власть…»"

графика А. Матвеева

"– ...Что может быть глупее глупого добряка? – Злой дурак, ma bonne amie*, злой дурак еще глупее..." (*мой добрый друг)

"...никогда не доводи до последней черты, – и это первое правило в супружестве..."

"...нет выше счастья, как собою пожертвовать..." "...Не вертите, пожалуйста, зрачками, прошу вас, вы не на театре. Вы очень умны и учены, но ничего не понимаете в жизни..."

"...Нынче сколько погибают оттого, что дурно направлены мысли!.."

"...Человек смерти боится, потому что жизнь любит, вот как я понимаю, [...] и так природа велела..."

"...брак это нравственная смерть всякой гордой души, всякой независимости..."

"...мудрый не боится заглянуть в лицо истине..."

графика А. Матвеева

"...Коли люди врут, почему картам не врать..." (о гадании на картах)

"...Есть вещи [...] о которых не только нельзя умно говорить, но о которых и начинать-то говорить неумно..."

"...умные люди молчат, а не разговаривают..."

"...говорить не умею. Те, которые умеют хорошо говорить, те коротко говорят..."

"...молчать – большой талант, и, стало быть, мне неприлично, а во-вторых, молчать все-таки ведь опасно..."

"...сделать солидным и стойким, ну хоть на малое время; мало того, от истинного, настоящего горя даже дураки иногда умнели, тоже, разумеется, на время; это уж свойство такое горя..."

"...настоящая правда всегда неправдоподобна, знаете ли вы это? Чтобы сделать правду правдоподобнее, нужно непременно подмешать к ней лжи. Люди всегда так и поступали..."

"...рубить головы всего легче, а иметь идею всего труднее!.." "...человеку кроме счастья, так же точно и совершенно во столько же, необходимо и несчастие!.."


"...Женщина обманет само всевидящее око. Le bon Dieu*, создавая женщину, уж конечно, знал, чему подвергался, но я уверен, что она сама помешала ему и сама заставила себя создать в таком виде и… с такими атрибутами; иначе кто же захотел наживать себе такие хлопоты даром?.." (* Господь бог)

"...стихи все-таки вздор и оправдывают то, что в прозе считается дерзостью..."

"...Русский атеизм никогда дальше каламбура не заходил..."

"...Наш русский либерал прежде всего лакей и только и смотрит, как бы кому-нибудь сапоги вычистить..."


"...человеку кроме счастья, так же точно и совершенно во столько же, необходимо и несчастие!.."

"...Самое бы лучшее совсем без роли, свое собственное лицо, не так ли? Ничего нет хитрее, как собственное лицо, потому что никто не поверит. Я, признаться, хотел было взять дурачка, потому что дурачок легче, чем собственное лицо; но так как дурачок все-таки крайность, а крайность возбуждает любопытство, то я и остановился на собственном лице окончательно..."

"...Золотая средина: ни глуп, ни умен, довольно бездарен и с луны соскочил..."

"...Человек несчастлив потому, что не знает, что он счастлив; только потому. Это всё, всё! Кто узнает, тотчас сейчас станет счастлив, сию минуту..."

"...Атеист не может быть русским, атеист тотчас же перестает быть русским», помните это..."

"...Никогда еще не было, чтоб у всех или у многих народов был один общий бог, но всегда и у каждого был особый. Признак уничтожения народностей, когда боги начинают становиться общими. Когда боги становятся общими, то умирают боги и вера в них вместе с самими народами. Чем сильнее народ, тем особливее его бог. Никогда не было еще народа без религии, то есть без понятия о зле и добре. У всякого народа свое собственное понятие о зле и добре и свое собственное зло и добро..."

"...Народ – это тело божие. Всякий народ до тех только пор и народ, пока имеет своего бога особого, а всех остальных на свете богов исключает безо всякого примирения; пока верует в то, что своим богом победит и изгонит из мира всех остальных богов... "


"...Я человек без таланта и могу только отдать свою кровь и ничего больше, как всякий человек без таланта..."

"...здешний город – это всё равно, что черт в корзине нес, да растрес..."

"...Видно, правда, что вся вторая половина человеческой жизни составляется обыкновенно из одних только накопленных в первую половину привычек..."

"...Нужно быть действительно великим человеком, чтобы суметь устоять даже против здравого смысла..."

"...Россия есть игра природы, но не ума..."

"...Фон Лембке решительно начал задумываться, а задумываться ему было вредно и запрещено докторами..."

"...самые высокие художественные таланты могут быть ужаснейшими мерзавцами и что одно другому не мешает..."

"...Милостыня развращает и подающего и берущего и, сверх того, не достигает цели, потому что только усиливает нищенство. Лентяи, не желающие работать, толпятся около дающих, как игроки у игорного стола, надеясь выиграть..."


Роман "Бесы" одно из самых политических произведений Ф.М. Достоевского. Сочинение, которое цитируют во все времена и политические строи. Роман никогда не потеряет свою актуальность, пока в мире существует политика и средство наживы. Пока существует жажда власти и страсть к достижению величия, и доминирования над человечеством.

Но "Бесы" также, и одно из самых таинственных произведений, потому что писалось за границей, вдали от строгой российской цензуры. И при переезде в Россию, на границе с Россией, Достоевский сжигает черновики романа "Бесы", и романа "Идиот" . Что было секретного в этих романах, что писатель боялся что их обнаружат?!

графика А. Матвеева

"...Мы надевали лавровые венки на вшивые головы..."

"...всё от праздности. У нас всё от праздности, и доброе и хорошее. Всё от нашей барской, милой, образованной, прихотливой праздности!.."

"...Мы своим трудом жить не умеем [...] для приобретения мнения первее всего надобен труд, собственный труд, собственный почин в деле, собственная практика! Даром никогда ничего не достанется. Будем трудиться, будем и свое мнение иметь. А так как мы никогда не будем трудиться, то и мнение иметь за нас будут те, кто вместо нас до сих пор работал, то есть всё та же Европа, все те же немцы - двухсотлетние учителя наши..."

"...Россия есть слишком великое недоразумение, чтобы нам одним его разрешить, без немцев и без труда..."

"...Небрежность извинения равнялась новому оскорблению..."

"...поставьте какую‑нибудь самую последнюю ничтожность у продажи каких‑нибудь дрянных билетов на железную дорогу, и эта ничтожность тотчас же сочтет себя вправе смотреть на вас Юпитером, когда вы пойдете взять билет, чтоб показать вам свою власть. «Дай‑ка, дескать, я покажу над тобою мою власть…»"

графика А. Матвеева

"- ...Что может быть глупее глупого добряка? - Злой дурак, ma bonne amie*, злой дурак еще глупее..." (*мой добрый друг)

"...никогда не доводи до последней черты, - и это первое правило в супружестве..."

"...нет выше счастья, как собою пожертвовать..." "...Не вертите, пожалуйста, зрачками, прошу вас, вы не на театре. Вы очень умны и учены, но ничего не понимаете в жизни..."

"...Нынче сколько погибают оттого, что дурно направлены мысли!.."

"...Человек смерти боится, потому что жизнь любит, вот как я понимаю, [...] и так природа велела..."

"...брак это нравственная смерть всякой гордой души, всякой независимости..."

"...мудрый не боится заглянуть в лицо истине..."

графика А. Матвеева

"...Коли люди врут, почему картам не врать..." (о гадании на картах)

"...Есть вещи [...] о которых не только нельзя умно говорить, но о которых и начинать-то говорить неумно..."

"...умные люди молчат, а не разговаривают..."

"...говорить не умею. Те, которые умеют хорошо говорить, те коротко говорят..."

"...молчать - большой талант, и, стало быть, мне неприлично, а во-вторых, молчать все-таки ведь опасно..."

"...сделать солидным и стойким, ну хоть на малое время; мало того, от истинного, настоящего горя даже дураки иногда умнели, тоже, разумеется, на время; это уж свойство такое горя..."

"...настоящая правда всегда неправдоподобна, знаете ли вы это? Чтобы сделать правду правдоподобнее, нужно непременно подмешать к ней лжи. Люди всегда так и поступали..."

"...рубить головы всего легче, а иметь идею всего труднее!.." "...человеку кроме счастья, так же точно и совершенно во столько же, необходимо и несчастие!.."


"...Женщина обманет само всевидящее око. Le bon Dieu*, создавая женщину, уж конечно, знал, чему подвергался, но я уверен, что она сама помешала ему и сама заставила себя создать в таком виде и… с такими атрибутами; иначе кто же захотел наживать себе такие хлопоты даром?.." (* Господь бог)

"...стихи все-таки вздор и оправдывают то, что в прозе считается дерзостью..."

"...Наш русский либерал прежде всего лакей и только и смотрит, как бы кому-нибудь сапоги вычистить..."


"...человеку кроме счастья, так же точно и совершенно во столько же, необходимо и несчастие!.."

"...Самое бы лучшее совсем без роли, свое собственное лицо, не так ли? Ничего нет хитрее, как собственное лицо, потому что никто не поверит. Я, признаться, хотел было взять дурачка, потому что дурачок легче, чем собственное лицо; но так как дурачок все-таки крайность, а крайность возбуждает любопытство, то я и остановился на собственном лице окончательно..."

"...Золотая средина: ни глуп, ни умен, довольно бездарен и с луны соскочил..."

"...Человек несчастлив потому, что не знает, что он счастлив; только потому. Это всё, всё! Кто узнает, тотчас сейчас станет счастлив, сию минуту..."

"...Атеист не может быть русским, атеист тотчас же перестает быть русским», помните это..."

"...Никогда еще не было, чтоб у всех или у многих народов был один общий бог, но всегда и у каждого был особый. Признак уничтожения народностей, когда боги начинают становиться общими. Когда боги становятся общими, то умирают боги и вера в них вместе с самими народами. Чем сильнее народ, тем особливее его бог. Никогда не было еще народа без религии, то есть без понятия о зле и добре. У всякого народа свое собственное понятие о зле и добре и свое собственное зло и добро..."

"...Народ - это тело божие. Всякий народ до тех только пор и народ, пока имеет своего бога особого, а всех остальных на свете богов исключает безо всякого примирения; пока верует в то, что своим богом победит и изгонит из мира всех остальных богов... "


"...Я человек без таланта и могу только отдать свою кровь и ничего больше, как всякий человек без таланта..."

"...здешний город - это всё равно, что черт в корзине нес, да растрес..."

"...Видно, правда, что вся вторая половина человеческой жизни составляется обыкновенно из одних только накопленных в первую половину привычек..."

ВЫСКАЗЫВАНИЯ БЕСОВ (ИЗ ЗАПИСНОЙ КНИЖКИ)

Случаи проявления бесов (из записной книжки священника). Источник: книги Иеромонаха Пантелеймона (Ледина) "Козни бесовские" , и книга этого же автора "Невидимая битва. Козни бесовские против человека" , изданные православным фондом Благовест.

БЕСЕДА О ДУХОВНОМ

Как-то раз зашла духовно болящая к своей знакомой. Старушка в это время копалась в огороде. Сели на крыльце и начали беседовать о “едином на потребу”. Вскоре гостья засобиралась, прося прощение за то, что отвлекла хозяйку от работы. Та махнула рукой: “Эти дела всегда справятся, давай ещё побеседуем о Господе”.
Впоследствии болящая рассказывала: “Бесу моему очень не понравилось, что старушка поставила на первое место беседу о духовном “Лучше бы она копалась в огороде, делами мирскими занималась”, - не раз повторял он”

О БЛАГОГОВЕНИИ

По церкви шла старушка, громко стуча палкой об пол. Бес закричал “Там будут за это палками тебя бить!”

НА КЛАДБИЩЕ

На кладбище у церкви, куда любила приходить болящая, было множество памятников и лишь изредка попадались кресты. Вместо иконок (как принято по православному обычаю) на многих могилах - фотографии умерших. Иногда они располагались прямо на крестах.
Бес, обитавший в этой женщине, очень радовался, что люди ставят свечи на могилы и зажигают их перед памятниками и фотографиями умерших, а не перед иконами и святым крестом; радовался, что на некоторых могилах стоят рюмки с водкой для поминовения.

О ТЕЛЕВИЗОРЕ

Приехал в монастырь батюшка со своей духовно болящей матушкой. Бес устами одержимой во время молебна закричал: “У них в доме мир! Я не выйду из неё! ” После молебна служивший священник поинтересовался: “Какой это “мир” в вашем доме?” Оказалось, что “мир” создавали два телевизора, которые работали в их доме с утра до поздней ночи.

ПАЛОМНИКИ

О “СКОРОЙ ПОМОЩИ”

Священник разговаривал с бесноватым
- “Скорая помощь” придумана нами, - заявил вдруг бес
- Как так вами?- возмутился священник. - Это для оказания помощи больным!
- А я тебе объясню, почему нами: раньше, как сделалось плохо человеку, звали священника со Святыми Дарами для исповеди и причащения, а теперь - “скорую”, которая привозит больного в такие условия, где нет ни икон, ни другой святыни. Он и умирает без покаяния, а душа его к нам в ад идёт.

ФОТОГРАФИРОВАНИЕ В МОНАСТЫРЕ

Великим постом в монастырь приехали мирские фотографы и стали снимать монастырскую жизнь. Бес тут же заорал устами сидевшей в углу одержимой: “Это я их постом в монастырь прислал - монашенок и верующих от молитвы отвлекать!

МОЛИТВА НАПОКАЗ

Однажды в разговоре со мной один монах в присутствии бесноватой похвалялся: “Вот, батюшка, вчера молился с девяти до девяти! ” Позже, во время припадка, бес припоминал этот случай и радовался: “Вот это по-нашему! (Имеется в виду выставление напоказ своих подвигов - Ред.) Хорошо бы он ещё потужил, что служба долгая, да стоять тяжело - устал, мол
Ещё вспоминаю, что бес как-то кричал: “Почему ты учишь скрывать молитву? Как мне нравится, когда бегают с чётками и молитвенником!
Любое обнаружение без нужды своих трудов перечёркивает их, делая бесплодными.

О СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ

Бес говорил: “Не люблю Псалтирь - ею грехи прощаются ”. Тогда спросили: “А Евангелие? ” - “Сам Господь говорит... Терпеть не могу!

БЕСОВСКИЕ УЛОВКИ

Перед началом Богослужения смотрю - около одной бесноватой собралась толпа верующих. Подошёл. Оказывается, верующие задают вопросы бесу, и он им охотно отвечает, причём довольно-таки тонко и хитро. Я прервал это “представление”, объяснив верующим, что бесу, как первому клеветнику, нельзя доверять, и лишь опытный священник может вопрошать его и давать правильную оценку его словам. В данном случае цель всех ответов врага сводилась к тому, чтобы:
1) навести вражду;
2) оклеветать неповинных;
3) заставить винить во всём колдунов, а не себя, забывая, что ничего не бывает без Божьего попущения за грехи наши;
4) внушить страх, что каяться бесполезно, всё равно не получишь прощения грехов,
5) научить ропоту, чтобы лишить в вечности награды за перенесение скорбей и болезней

СВЕТЛОЕ ЛИЦО

Одному священнику бес через одержимую с ненавистью сказал: “Я с тобой давно перестал дружить. Если и нагрешишь, то когда каешься, у тебя опять лицо светлым делается

ОБ АВТОМОБИЛЯХ

Сделай грех, - предложил бес священнику
- Какой? - поинтересовался тот
- Купи легковую машину.

ОСВЯЩЁННЫЙ ПОЯС

Зашёл я к одному батюшке в алтарь, а у него алтарник был бесноватый. В алтаре лежали пояса с надписями “Живый в помощи Вышняго... ” Бес устами алтарника обратился ко мне: “Видишь пояса? Я их сейчас не боюсь, пока они не освящённые ”.
В другой раз при другой болящей я сказал об освящении пояса, что думаю положить его к святыне, потом повесить на икону, что стоит на престоле, и освятить по чину освящения всякой вещи “Я этого пояса носить не буду и надевать не дам ”, - заявил бес.

ОТЧИТКА ЗА ДЕНЬГИ

Пришла ко мне одна одержимая с просьбой благословить её съездить на отчитку куда-то далеко. Услышав от неё, что священник берёт деньги за отчитку, я её не благословил. Тогда бес закричал через неё: “Благослови, благослови её съездить! Пусть потеряет время, истратит деньги и грехов в дороге наберётся

“ДОЖИДАЙ...”

В одном монастыре батюшка сказал вслух:
Хотел бы я иметь такой телевизор, который бы показывал только святое: наставления, как жить по-Божьи, как спастись, как угодить Богу, как победить свои греховные привычки ”. Бес, находящийся в бесноватой, не промолчал: “Ишь, чего захотел! Дожидай!

О ПОДРОБНОЙ ИСПОВЕДИ

Духовна болящая каялась около часа. Духовник сидел и терпеливо выслушивал исповедь. По окончании исповедания грехов духовник прочитал разрешительную молитву. Тогда бес устами болящей заорал: “Что ты сделал?! Я всю жизнь трудился и писал ей грехи, а ты в час сделал пустой мою хартию!

ОБ ОСВЯЩЕНИИ КВАРТИРЫ

Вот что рассказал архимандрит Амвросий (Юрасов): “Служил я на приходе, в Жарках Юрьевского района Ивановской области У нас на кухне работала женщина, Раиса из Алатора. Она рассказывала, что муж у неё был пьяница, дрался, дебоширил. Вызвала Раиса священника, и он освятил дом. Вечером муж идёт с работы, а жена увидела его в окно и подумала: узнает ли, что дом освящён? Смотрит, а его всё нет и нет. Уже прошло минут пятнадцать. Открыла дверь, а он в сенях лежит. Не пьяный - трезвый! “Что же ты здесь? Входи в дом! ” - А они говорит: “Я не могу, мне здесь места нет ”. - “Да входи же! ” И он на четвереньках пополз в дом. Дополз до стола, снял приёмник и на пол поставил; включил и говорит: “Хоть в нём мне утешение ”. Очень Раиса тогда удивилась, увидев, какую силу имеет освящение дома”.

О ДУХОВНЫХ ПЛАСТИНКАХ

Рассказывала мне духовно болящая. Купила она в монастыре пластинку с колокольным звоном, пришла домой и поставила слушать. Лишь только бес услышал звон колокола, стоять на ногах у неё уже не было сил. Так всё время, пока звонили колокола, болящая валялась, завернувшись в половики

ОРУЖИЕ ПРОТИВ БЕСА

Попросила меня болящая дать ей кассету с духовными песнопениями. Подаю, а бес и говорит: “Ты оружие против меня ей дал. Теперь она не будет скучать и тосковать

О БЛАГОГОВЕЙНОМ ОТНОШЕНИИ К СВЯТЫНЕ

Был случай, когда духовно болящая женщина находилась в комнате, в которую только что принесли просфоры. Известно, как боятся нечистые духи святыню, но тут происходило что-то неладное. И как в ответ на немой вопрос, бес наконец высказался “Да я этих просвирок нисколько не боюсь! Хочешь, все съем?
Только потом выяснилось, что женщины, принесшие эти просфоры, спорили, кому их нести в мороз, а дорогой смеялись и пустословили.

120 ВОПРОСОВ

Как-то показывает мне болящая 120 суеверных вопросов. Я, просмотрев их, улыбнулся: “Одна пустотня ”. Тогда бес не выдержал и сказал: “Чего ты смеёшься? Мы этими глупостями бабам головы забиваем

“ТЫ ТОЛЬКО МОЛИСЬ...”

Однажды бес хитро заявил мне:
- Ты уж делай что-то одно - либо молись, либо читай святых отцов
В ответ на моё недоумение он охотно пояснил:
- Если будешь только молиться - знать закона Божьего не будешь. Если будешь только читать - помощи на исполнение от Бога иметь не будешь.

ВОДА ИСПОРТИЛАСЬ

Как-то я благословил двух духовно болящих, которые, замечу, неверно мыслили о Православии, разливать освящённую воду. Через некоторое время прибегает псаломщица и говорит, что освящённая вода испортилась. Когда я подошёл, то увидел, что вся вода стала тягучей и жёлтой, от неё даже исходил неприятный запах.

МОЛИТВА С ОШИБКАМИ

Во время моления о болящих я попросил верующую прочитать молитву. Она стала читать её с неправильными ударениями. Бесы в один голос заговорили: “Сила теряется, сила теряется

ПОПЫ-”ТЕЛЕВИЗОРНИКИ”

Один, нецерковный тогда ещё, человек рассказывал, как на праздничной службе, когда было большое собрание духовенства, он стоял вместе со своим знакомым, духовно болящим, и во время торжественного выхода священнослужителей бес закричал устами его спутника: “Это попы-телевизорники! Я их не боюсь! ” Знакомый потом говорил, что ему до этого случая и в голову не приходило, что те, кто смотрит телевизор, оказывается, на примете у беса

ЕЩЁ РАЗ О ТЕЛЕВИЗОРЕ

Из Тихвина приехала в монастырь для отчитки некая женщина, Раиса. Так как отчитка совершалась два раза в неделю, болящая сняла комнату в городе. Через некоторое время после того, как Раиса стала ходить на отчитку и на монастырские службы, изо рта её хлынул настоящий поток пены. “Выхожу воздухом и пеной! ” - кричал бес её устами и, естественно, всеми силами стремился воспротивиться этому. Безусловно, не без его “помощи ” хозяйка дома вдруг настроилась против Раисы и отказала ей в жилье. Женщина сняла комнату в другом месте, у верующей, которая ходила в монастырь, исповедовалась, причащалась, держала святые иконы. Как только Раиса перешла на новое место, пена прекратилась, а бес заявил игумену: “Ты никто! Я тебя не боюсь, я в доме хозяин! ”. Такая перемена произошла, как выяснилось потом, только из-за наличия в новом доме телевизора. Стоило Раисе вновь поменять квартиру, и бес опять стал выходить пеной

“ГРЕХИ ПРОЩАЮТСЯ...”

Однажды вечером, когда мы все вместе читали вечернее правило и чтец дошёл до последней молитвы: “Исповедаю Тебе Господу Богу моему и Творцу... ”, бес запаниковал: “Грехи прощаются! Грехи прощаются! ” Вот, оказывается, что значит на молитве перечисление грехов с сердечным сочувствием и покаянием

БЛАГОДАТЬ СВЯЩЕНСТВА

КАК ЖИЛ, ТАК И УМЕР

На одном приходе жил мужичишка, бывший участковый милиционер, человек очень нетрезвой жизни. Когда жена его пришла к Богу и начала посещать храм, какой только брани не вылил он на неё, чего только не говорил, не придумывал, наконец, и вовсе из дому выгнал. Умер он плохо. Пьяного хватил в хлеву удар, только через сутки нашли его соседи в навозе.

О СИЛЕ ПОСТА

Одна болящая (в ней сидел бес чревоугодия) попросила моего благословения сходить к знакомому батюшке, который взялся почитать над ней заклинания. Я благословил
Через некоторое время приезжает она, я и спрашиваю:
- Ну как?
- Нет, ничего не ощущала, когда он читал
Тогда бес внутри неё злобно изрёк: “Захотел меня, чревоугодника, выгнать, а сам нажрался колбасы! Не знает, что меня только через пост и молитву выгнать можно?!

ИЕРУСАЛИМ, ИЕРУСАЛИМ...

Однажды верующие стали беседовать о Святом граде Иерусалиме. Бес тоже высказался: “Иерусалим - ваш, а жители - наши ”. Вот что значит не признавать Иисуса Христа.

НЕДОСТОЙНОЕ ПРИЧАСТИЕ

Прихожанки, наблюдая сильный припадок беснования, жалели болящую и сочувственно говорили священнику, стоявшему здесь же: “Батюшка, как же это? Вот ведь она и в храм ходит, и причащается часто, откуда же в ней бес? ” Бес, услышав эти слова, заорал: “Да так, как она, пусть причащается хоть каждый день! Я такого причастия нисколько не боюсь! ” Потом выяснилось, что болящая не приготовлялась к причастию по православному чину. Велико подаваемое нам Таинство, но сколь же и великое благоговение должны мы питать к нему!

БЛАГОДАРСТВЕННЫЙ МОЛЕБЕН

Одной болящей я посоветовал отслужить благодарственный молебен за свои искушения, поблагодарить Бога за скорби. Лишь только она согласилась, её бес завопил: “Ты что делаешь? Дура что ли?! ” - и она рухнула на пол, как подкошенная.

ШЕСТОПСАЛМИЕ

ЗООПАРК

Однажды бес заорал устами бесноватой:
- Не нравится мне у вас! Что вы меня мучаете? Хочу в зоопарк!
- Зверь ведь творение Божие, - удивился я. - Как же ты хочешь в зоопарк?
- Звери-то творение, а зоопарк - развлечение. А развлечение - это наше!

СИЛА КРЕСТА

Прежде чем присесть на диван, я, как обычно, перекрестил его. Неожиданно нечистый дух, находившийся в сидящей в этой же комнате одержимой, сказал:
- Ишь ты! Не хочет на беса сесть!
- А что бы было? - удивился я.
- Увидел бы, что, - отвечал тот. - Полезли бы в голову худые мысли, желания...

О ЧРЕЗМЕРНОЙ ОТКРОВЕННОСТИ

Случилось, что к одной верующей, едва она возвратилась из храма, пришла в гости знакомая, одержимая злым духом. Хозяйка отворила дверь: “А! Заходи-заходи... А я вот только что со службы пришла; причастилась и сейчас читаю благодарственные молитвы ”. Через некоторое время бес вспомнил этот случай: “Ну надо же! Ничего не держится за зубами! Все выбалтывают!

О ДУШЕ, ВАННЕ И БАНЕ

Услаждение и покой тела без нужды есть грех. В подтверждение расскажу случай. Приходит однажды бесноватый и говорит:
- Душ нами придуман.
- Как вами? Это для очищения тела от грязи.
- Они делают это не ради нужды, а для услаждения. Так же и в ванне моются, и в бане парятся - всё для услаждения.
А когда болящего некоторое время спустя пригласили присесть на мягкую оттоманку, бес вскричал: “Какое роскошество!

О ЗАПРЕТНЫХ КНИГАХ

Навестив духовно болящую, я застал её за переписыванием одного из запрещённых Церковью религиозных романов, наподобие “Потерянного и возвращенного рая ”. Когда я ей объяснил, что читать его грешно, бес её устами воскликнул: “Это я ей внушил!

ПРАЗДНИК ПРИБЛИЖАЕТСЯ...

Скоро праздник Петра и Павла! - радовался бес.
- Что это ты радуешься праздникам Божиим? - спросил я его.
- А я на праздник в лес пойду, за грибами, за ягодами! Потом пойду на базар, продавать. Кто купит да не перекрестив съест, - вот я и войду в него, если Бог попустит!

“ХОЧУ ЯБЛОК...”

К нам часто ездила одна одержимая, бес которой орал: “Что вы меня всё капустой травите? Колбасы хочу! Мяса хочу! ” Каково же было наше удивление, когда незадолго до праздника Преображения, в то время, когда Церковь ещё не благословляет употреблять в пищу яблоки нового урожая, бес закричал: “Не хочу колбасы! Хочу яблок!

ИСПОВЕДЬ ИСПОВЕДИ РОЗНЬ

Как-то бес устами болящей рассказывал, как некий священник исповедывал народ: “Ему только несколько слов сказали, а он уже епитрахилью накрывает. Вот здорово! Ни одного греха не даёт назвать! А бывает, что под епитрахиль и вдвоём-втроём сразу головы склоняют

УСТРАШЕНИЕ ДЛЯ ВРАГА

В одной комнате на стенах было развешено множество фотографий старцев и подвижников благочестия. Когда в эту комнату вошла духовно болящая, то, увидев их, упала без сознания.

О ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ

Одна верующая стала рассказывать мне в присутствии одержимой о том, что у неё околел старый кот:
- Ну и как? Плакала? - оживился бес
- Нет! Радовалась и отдыхала, - с вызовом сказала женщина
- Напрасно, - закручинился бес. - Надо бы поплакать по котику

СЛУЧАЙ С КОШКОЙ

Не берусь за комментарий, а просто сообщаю факт. Ещё будучи мирянином, посетил я со своим другом, диаконом В., матушку Марию Старорусскую. Не припомню, первая или вторая это была поездка. Разговаривали мы с матушкой в её маленькой, освещённой только лампадами келье. Семидесятилетняя матушка была с детства слепой. Разговор проходил в полумраке на диванчике. Отец В. задавал старице вопросы относительно себя, я же, задумавшись, “переваривал” сказанное матушкой. И тут случилось это. В комнатке появилась кошка. Точнее, кто-то невидимый её приволок. Животное обезумело от ужаса. Кто-то протащил её в красный угол на коврик, где матушка обычно молилась, и, как тюбик, выжал! Животное сразу убежало, а на коврике осталась куча...
Что это - действие духов злобы, было понятно даже нам, малоопытным в духовной жизни людям.

ПРЕЦЕДЕНТ

Одно епархиальное управление устроило в кинотеатре просмотр православных фильмов. Бесы были довольны:
- Приятно нам, - радовались они, - что посетили наше жилище, обтёрли всю нашу грязь своими рясами.
Нравится им, когда церковное начальство устраивает банкеты. Одному священнику строгой жизни бесы говорили через болящую:
- Ты пошёл бы, посидел хоть только. Ты не пей и не ешь, только побудь - нам и то радость будет!
Хотя и крестятся, и молятся участники этих собраний, но врагу радость: своим присутствием в таких местах священнослужители как бы узаконивают их существование.

ОБ ИКОНАХ

Рассматривая иконы святых, только что написанные художником, я сказал: “Вот, слава Богу! Будут теперь верующие молиться этим святым ”. Тотчас бес отреагировал: “Если бы художники не брали бы за иконы дорого, а сколько дадут за труды, то все святые за них молились бы ”.
В другой раз показываю одержимому фотографию иконы, а бес: “Мы смотрим, с какой иконы сфотографировано, особенно не любим фотографии с чудотворных и старых (т.е. намоленных - ред.) икон. Важно и кто делал снимок, и с благоговением ли...

Решающим побудительным толчком для создания романа послужило так называемое "нечаевское дело" - убийство слушателя Петровской земледельческой академии И.П. Иванова пятью членами тайного общества "Народная расправа" во главе с С.Н. Нечаевым. Достоевский увидел в этом преступлении симптом жестокого общественного недуга с непредсказуемыми разрушительными последствиями. Он решил написать произведение, в котором хотел показать, насколько опасно это отрицание религии, морали, семейных, человеческих связей. Так родился замысел "Бесов".

2) Роль эпиграфов.

В качестве эпиграфов к роману «Бесы» Достоевский использует фрагменты из двух произведений: отрывок из стихотворения Пушкина «Бесы» и притчу из Евангелия от Луки. Оба фрагмента имеют безусловное отношение к концепции романа Достоевского и проливают на нее свет. Первый из них как бы раскрывает настроение писателя, породившее его замысел, - его ужас перед хаосом современной социальной действительности, перед неясностью перспектив развития жизни; второй передает его надежды на грядущее «исцеление» общества, выход его к гармонии и нравственному здоровью.

В первом эпиграфе картина смутного кружения в мареве метели созвучна роману. Достоевский предугадал ужасные, разрушительные последствия, которые несет "нечаевщина" и сопутствующая ей "шигалевщина": вместо равенства - рабство, вместо свободы - казарма, вместо братства - всеобщий донос, ненависть и соединяющий всех страх. Однако "беснование" выражает себя не только в области политического радикализма. В "Бесах" читатель погружается в зыбкую атмосферу всеобщей охваченности тщеславием, гордостью, утратой твердых нравственных ориентиров, безверием. Именно в такой атмосфере кристаллизуются преступные идеи, не встречающие никакого общественного сопротивления. Роман приобретает черты подлинной трагедии. Подобно шекспировским хроникам, он завершается гибелью большинства основных действующих лиц: Ставрогина, Шатова, Кириллова, Лебядкиных, Лизы. Умирает и Степан Трофимович Верховенский, пережив перед смертью глубокое духовное озарение. Его последние слова обращены к России, которую он сравнивает с больным, одержимым бесами.

Однако само сюжетное содержание «Бесов» эпиграфами никак не предуказывается. Гораздо в большей степени с содержанием этого романа и самым характером его образов корреспондирует народное сказание о Соломонии, одержимой бесами. Легенда эта, отличающаяся динамическим, драматичным сюжетом, с широко развитой системой эпизодов, содержащая обстоятельные описания, представляет собою своеобразный народный «оккультный роман», персонажами которого являются бесы. Их «нравы» и характеры раскрываются через повествование о кознях и интригах, сети которых они плетут вокруг Соломонии. Представления о бесах и их постоянной опасной деятельности, направленной против нравственности и веры, широко бытовали. Их истоки уходят в глубокую древность языческих культов, их живучесть поддерживалась двоеверием, с одной стороны, и мистико-религиозными концепциями христианства, с другой.

Система образов.

Фактически весь роман «Бесы» посвящен разгадке тайны Ставрогина, так как душевная смута главного героя, его духовная раздвоенность захватывают сначала несколько его учеников, затем целые кружки и, наконец, весь город, и распад его личности символизирует для Достоевского религиозный кризис, переживаемый Россией. Писатель умело концентрирует все действие «Бесов» вокруг личности главного героя: экспозиция – Степан Трофимович Верховенский – духовный отец Ставрогина, четыре женщины – Лиза Тушина, Даша, Марья Тимофеевна, жена Шатова – все они часть его трагической судьбы; четверо мужчин – Шатов, Кириллов, Петр Верховенский, Шигалев – это идеи Ставро- гина, начавшие собственную жизнь, и, наконец, мелкие бесы – Виргинские, Липутин, Лебядкин, Эркель, Лямшин – их тоже породил Ставрогин. Теперь оказывается, что преступление, совершенное бесами в провинциальном русском городке, в сто крат страшнее злодеяния Раскольникова или разврата Свидригайлова, ибо ничего нет страшнее, по Достоевскому, чем принадлежность к подпольному коллективу, оправдывающему пролитие крови ни в чем не повинных людей. Одним из представителей революционного движения выступает Петр Верховенский. Политическая биография Петра Степановича туманна и темна. С одной стороны, он участвовал в составление какой–то прокламации и бежал в Швейцарию, с другой – регулярно по точному Женевскому адресу получал деньги из России, а спусти четыре года вернулся домой; стало быть, не стал эмигрантом и не был ни в чем обвинен. К тому же по городу упорно распространяется слух о том, что он покаялся перед правительством, назвав в числе прочего несколько имен революционеров. В основе организации, которую хочет создать Петр Верховенский лежит принцип беспрекословного подчинения центру. Человек, вступивший в организацию, теряет право на свободное принятие решений, отныне он полностью зависит от указаний сверху. Чтобы внутри группы не возникало инакомыслия, все члены призваны следить друг за другом.

Верховенский убежден, что нет нравственных законов. Его цель – всемирная революция, разрушение балагана и утверждение равенства – социализма. У него есть теоретик – Шигалёв. Его теория – это пародия на сенсемонизм и фурьеризм(мечта утопического будущего, мечта о рае на Земле).. Теория: разделить общество на 2 части. Одна – получение свободы личности, вторая должна потерять личность, превратиться в стадо. Это общество доноса, слежки, все равны и все должны. Это общество – «равенство рабов». В качестве механизмов власти используются деспотические способы. Необходимо понизить образование, науки, таланты. Никаких высших способностей («потопить гения»). Всеобщее уравнивание. Рычагами власти выступают пьянство, сплетни, донос, разврат. Презрение к народу. Должен быть общий грех злодейства как залог единства. Это механизм власти и влияния. В лице Верховенского Достоевский представил тип политического авантюриста, заговорщика. Писатель вскрывает их психологию, их личные корыстные мотивы. В основе всего лежит безнравственность. Вскрываются механизмы политической авантюры.

Жертвой становится Шатов – бывший член революционного движения, разуверившийся в их идеях. Как утверждают современники, Достоевский вложил в его уста свои собственные идеи. Прообразом его послужил И. И. Иванов, убитый «Народной расправой» . Погибает от рук кучки Верховенского. Он не просто аппонент, он личный враг Верховенского. Шатов плюнул ему в лицо за предательство. Отсюда появилась личная месть – скрытый, личный мотив убийства.

Ставрогин внушает Шатову идею верности народной нравственности, идею веры в бога. Через фамилию «Шатов» проводится проекция на духовную неустойчивость. До финала Шатов раздвоен между верой и безверием. К нему возвращается жена МарИ, беременная от Ставрогина. Он заботится о ней всей душой. На пике этой радости его убивают. Сцена его убийства наполнена мистическим ужасом. Он своим образом воплощает раздвоенность Ставрогина, его искания на протяжении всей жизни.

Идею абсолютной свободы Ставрогин внушает инженеру Кириллову. Кириллов не входит в «пятёрку». Он считает, что нужно преодолеть свой страх через самоубийство. Самоубийство – это вызов Богу. Оно доказывает всемогущество человека. Он жертвует собой ради идеи стать ЧЕЛОВЕКОбогом («Кто посмеет себя убить – тот Бог»). Но его трагедия состоит в раздвоенности ума и сердца. Ум отрицает Бога, а сердце любит жизнь. Он убивает себя от безысходности (невозможности жить без бога).

Самоубийство Ставрогина ничего не меняет, так как еще при жизни его постигла самая страшная кара – духовная смерть. Душа его разлагается, и ее гниение порождает духовных детей Ставрогина: Шатова, Кириллова, Петра Верховенского, Шигалева, а те в свою очередь порождают более мелких бесов и т. д. – бесовщина завертелась, закружилась в России.

Жанровая специфика романа-предупреждения.

В «Бесах», хронике двадцати лет и тридцати дней, все уди­ вительно совпало: летопись эпохи и сердечная поэма, наив­ ность рассказа и горячая любовь к России, буйная фантазия и строгий историзм мышления. Точка времени, изображенная в «Бесах», представилась Достоевскому одним из «всевыражаю- щих» пунктов. И не случайно именно за этим романом (больше чем за каким-либо другим произведением) прочно закрепи­ лось (приросло) определение: «роман-предупреждение», «роман-пророчество».

«Бесы» - книга пророческая. Достоевский видел духовным зрением, что русская революция будет именно такой и иной быть не может. Он предвидел неизбежность беснования в революции. Русский нигилизм, действующий в хлыстовской русской стихии, не может не быть беснованием, исступленным и вихревым кружением. Это исступленное вихревое кружение и описано в «Бесах».

В 1916 году Вячеслав Иванов в работе «Достоевский и роман- трагедия» (сборник «Борозды и межи») ввел понятие «романа-трагедии». Это понятие, подчеркивающее трагизм романов и мировоззрения Достоевского, особую драматичность построения, является во многом верным. Оно претерпело заметную эволюцию, очистилось от мистических оттенков первоначального употребления и стало рабочим термином советского литературоведения (его, например, придерживается Ф. И. Евнин). Несмотря на широкое распространение этого жанрового определения, оно далеко не бесспорно: так, концепцию романа-трагедии критикует М. М. Бахтин в книге «Проблемы поэтики Достоевского». Термин роман-трагедия не должен быть понимаем буквально: жанр Достоевского - это не «гибрид» романа с трагедией, а роман с чертами трагедии, которые очень ярко проявляются в концепции целого, композиции, в пространственно-временных отношениях и т.д.: прежде всего - роман. Выше уже приводилось замечательно глубокое определение Энгельгардта: роман Достоевского - это идеологический роман, роман «об идеях».



Рассказать друзьям