Цитаты. Образ и характеристика Элен Курагиной в романе «Война и мир» Льва толстого с цитатами Война и мир что случилось с элен

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Лев Толстой в своих произведениях неустанно доказывал, что общественная роль женщины исключительно велика и благотворна. Ее естественным выражением являются сохранение семьи, материнство, забота о детях и обязанности жены. В романе «Война и мир» в образах Наташи Ростовой и княжны Марьи писатель показал редких для тогдашнего светского общества женщин, лучших представительниц дворянской среды начала XIX века. Обе они посвятили свою жизнь семье, чувствовали крепкую связь с ней во время войны 1812 года, жертвовали для семьи всем.

Положительные образы женщин из дворянской среды приобретают еще большую рельефность, психологическую и нравственную глубину на фоне образа Элен Курагиной и по контрасту с ним. Рисуя этот образ, автор не жалел красок, чтобы четче выделить все его негативные черты.

Элен Курагина — типичная представительница великосветских салонов, дочь своего времени и класса. Ее убеждения, манера поведения во многом диктовались положением женщины в дворянском обществе, где женщина играла роль красивой куклы, которую нужно вовремя и удачно выдать замуж, причем ее мнения по этому поводу никто не спрашивал. Основное занятие — блистать на балах и рожать детей, умножая количество русских аристократов.

Толстой стремился показать, что внешняя красота не означает красоту внутреннюю, душевную. Описывая Элен, автор придает ее внешности зловещие черты, как будто в самой красоте лица и фигуры человека уже заключен грех. Элен принадлежит свету, она его отражение и символ.

Спешно выданная отцом замуж за внезапно разбогатевшего нелепого Пьера Безухова, которого привыкли презирать в свете как незаконнорожденного, Элен не становится ни матерью, ни хозяйкой. Она продолжает вести пустую светскую жизнь, которая ее вполне устраивает.

Впечатление, которое производит Элен на читателей в начале повествования, — это восхищение ее красотой. Пьер издали любуется ее молодостью и великолепием, ею восхищаются и князь Андрей, и все окружающие. «Княжна Элен улыбалась, она поднялась с той же неизменяющейся улыбкой вполне красивой женщины, с которою она вошла в гостиную. Слегка шумя своею белою бальною робой, убранною плющом и мохом, и блестя белизной плеч, глянцем волос и бриллиантов, она прошла между расступившимися мужчинами и прямо, не глядя ни на кого, но всем улыбаясь и как бы любезно предоставляя каждому право любоваться красотою своего стана, полных плеч, очень открытой, по тогдашней моде, груди и спины, как будто внося с собой блеск бала».

Толстой подчеркивает отсутствие мимики на лице героини, ее всегда «однообразно-красивую улыбку», скрывающую внутреннюю пустоту души, безнравственность и глупость. Ее «мраморные плечи» создают впечатление восхитительной статуи, а не живой женщины. Толстой не показывает ее глаз, в которых, видимо, не отражаются чувства. На протяжении всего романа Элен ни разу не испугалась, не обрадовалась, никого не пожалела, не грустила, не мучилась. Она любит только себя, думает о своей выгоде и удобствах. Именно так думают все в семье Курагиных, где не знают, что такое совесть и порядочность. Доведенный до отчаяния Пьер говорит жене: «Где вы — там разврат, зло». Это обвинение можно отнести ко всему светскому обществу.

Пьер и Элен противоположны по убеждениям и характеру. Пьер не любил Элен, он женился на ней, сраженный ее красотой. По доброте душевной и искренности герой попал в ловко расставленные князем Василием сети. У Пьера благородное, отзывчивое сердце. Элен же холодна, расчетлива, эгоистична, жестока и ловка в своих светских похождениях. Ее натуру точно определяет реплика Наполеона: «Это прекрасное животное». Героиня пользуется своей ослепительной красотой. Терзаться муками, каяться Элен никогда не станет. В этом, по мнению Толстого, ее самый большой грех. Материал с сайта

Своей психологии хищника, захватывающего жертву, Элен всегда находит оправдание. После дуэли Пьера с Долоховым она лжет Пьеру и думает только о том, что о ней скажут в свете: «К чему это поведет? К тому, чтоб я сделалась посмешищем всей Москвы; к тому, чтобы всякий сказал, что вы в пьяном виде, не помня себя, вызвали на дуэль человека, которого вы без основания ревнуете, который лучше вас во всех отношениях». Только это ее беспокоит, в мире высшего света нет места искренним чувствам. Теперь героиня уже кажется читателю безобразной. События войны выявили уродливое, бездуховное начало, которое было сущностью Элен всегда. Данная природой красота не приносит счастья героине. Счастье нужно заслужить духовной щедростью.

Смерть графини Безуховой так же глупа и скандальна, как и ее жизнь. Запутавшись во лжи, интригах, стремясь при живом муже выйти замуж сразу за двоих претендентов, она по ошибке принимает большую дозу лекарства и умирает в страшных мучениях.

Образ Элен существенно дополняет картину нравов высшего света России. Создавая его, Толстой показал себя замечательным психологом и тонким знатоком человеческих душ.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • Семья курагиных портреты
  • образ элен курагиной реферат
  • элен вышла замуж за пьера безухова по какой причине
  • прекрасное животное так сказал наполеон об элен курагиной
  • элен курагина и пьер безухов

Роман «Война и мир» демонстрирует читателям множество женских образов, которые приводят нас в восторг, в недоумение.

Положительные героини, такие как и , завоевывают симпатию не только автора, а и всех без исключения, читателей. Эти прекрасные дамы готовы на все ради своей семьи, ради своих детей. Они преданны, они скромны и добры.

Абсолютно контрастным, противоположным является личность Элен Курагиной. И при создании данной героини, Лев Николаевич совершенно не жалеет слов, не выдерживает никаких рамок приличия.

Элен можно назвать типичной представительницей из высшего класса, она светская красавица, утонченная, шикарная, манерная. И таких женщин, как Элен, было огромное множество в те времена. Ее выдают замуж без спроса. И женихом становится нелепый, нерасторопный , которого призирали в высших кругах. Однако, внезапно свалившееся на его голову наследство, решило все.

Конечно, Элен не становится верной супругой, любящей женой, тем более, матерью. Она продолжает вести свою распутную жизнь, меняет любовников, как перчатки.

Автор неоднократно описывает красоту, шик этой женщины. Она восхищала мужчин, она привлекала внимание и собирала на себе сотни взглядов. Однако за такой красотой не было ни капельки души и чувственности. Внутри Элен жила пустота, любовь только лишь к своей персоне и к богатствам.

Лев Николаевич не описывает взгляда, глаз этой женщины, ведь в них нет ничего, одна лишь пустота.

Своими грязными поступками Курагина чуть не сводит Пьера в могилу, который в эмоциональном порыве вызвал на дуэль Долохова. После дуэли, Пьер разрывает отношения с этой ужасной женщиной, в открытую сравнивая ее со злом и развратом. Супружеская пара Пьера и Элен не могла существовать. Это был лишь ловко просчитанный ход князя Василия.

Пользуясь наивностью и добротой Пьера, который был ослеплен красотой Элен, управителям светского общества было выгодно создать такой брачный союз и не более. Естественно, о взаимных чувствах любви и симпатии речи и быть не могло.

События после втягивают Элен в еще большие интриги. Она боится насмешки всего общества за глупый поступок своего супруга Пьера.

Смерть графини можно назвать такой же глупой, как и вся ее жизнь. Она, не рассчитав нужное количество, по ошибке принимает большую дозу лекарства, после чего и умирает в тяжких муках. Думаю, что Лев Николаевич таким образом, наказал свою героиню за столь грязную и бесполезную жизнь.

Прочитан эпилог, перевернута последняя страница грандиозного романа-эпопеи Л.Н. Толстого « Война и мир», а у меня осталась масса вопросов. А что, если все совсем не так? А если все наоборот? А вдруг наш гениальный автор хотел сказать намного больше, чем нам показалось?

Несмотря на кажущуюся простоту, Л.Н. Толстой никогда не был посредственной личностью. Неотъемлемой частью его жизни были тайны и загадки, он был будто соткан из противоречий. И когда думаешь об этом, на ум невольно приходит гений своего времени Леонардо да Винчи. Двое этих людей, хоть и жили в совершенно разное время, оставили после себя не только ценнейшее культурное наследие, но и очень длинный шлейф тайн, загадок и мифов.

Некоторые картины Леонардо да Винчи в зеркальном отражении несут скрытый смысл. Так добрый старик становится образом дьявола, а демон – милой девушкой. Именно поэтому я позволила себе взглянуть на Войну и мир «в зеркальном отражении». Вдруг и Лев Николаевич воплотил в своем произведении нечто подобное?..

Вначале я решила взглянуть на самого, по моему мнению, неоднозначного персонажа – Элен Курагину. Эта девушка – блестящая петербургская красавица-дворянка. Статная и невозмутимая, она будоражит сознание множества мужчин. Её любят и ею любуются в свете. Но так ли все ярко и блестяще в ее жизни, как кажется на первый взгляд?

В любой характеристике Элен Курагиной звучат такие слова: « под оболочкой красавицы сидит чудовище», «красотой внешней она скрывает уродство души», «глупая кукла, которая всем нравится», « Элен женила на себе Пьера».

Но что можно говорить о душе этой девушки, не пытаясь посмотреть на все ее глазами. Да, она красива, и всегда была такой. И красота стала ее проклятьем, потому что ее убеждения, манера поведения во многом диктовались положением женщины в дворянском обществе, где она играла роль красивой куклы, которую нужно вовремя и удачно выдать замуж, причем ее мнения по этому поводу никто не спрашивал. Основное занятие – блистать на балах и рожать детей, увеличивая количество русских дворян.

Что касается женитьбы Пьера на Элен, то девушка была вынуждена подчиниться своему отцу и выйти замуж за богатого дворянина и её мнения по этому поводу и правда никто не спрашивал.

Элен с самого детства была инструментом в руках князя Василия. Она знала, что никто не предоставит ей права выбрать мужа, как, например, Марии Болконской. Постоянное давление со стороны родителей и света, частое внимание и понимание неизбежности своей судьбы сделали свое дело. Элен стала жестокой и расчетливой. И мне кажется, что она была совсем не глупой, а просто умело скрывала свой ум, потому что в то время образованные женщины хоть и восхищали, но не ценились. И разве глупый человек мог так умело верховодить высшим обществом и всем нравится?..

После замужества жизнь Элен не сильно изменилась. Пьер, который, казалось, был в нее влюблен, теперь не обращал на нее внимания и занимался лишь поисками своего пути в жизни. Поэтому девушка все свое внимание отдавала свету, где ею восхищались больше прежнего.

Хочу ли я сказать, что Элен была ангелом? Нет, конечно нет. Она была жестокой, себялюбивой, гордой и очень расчетливой. Своими размышлениями я лишь хотела показать, что, может быть, она не так плоха, как мы о ней думаем. И,возможно, мы смогли бы понять мотивы ее поступков. Элен была женщиной, обычной женщиной, того по-своему жестокого времени. И как женщина, она была глубоко несчастна у себя в душе. Она участвовала в своей судьбе как могла, насколько это было позволено. И, может быть, все её плохие и глупые поступки объясняются лишь одним – она хотела быть счастливой, несмотря ни на что.

Одной из самых ярких личностей произведения, бесспорно, является Пьер Безухов. В самом начале книги его образ вызывает усмешку, нежели серьезное отношение: “Массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке” Представляя себе этого персонажа, невольно задумываешься, а мог ли он вписаться в то красивое и изящное общество? И вскоре становится понятно, что в этом великосветском салоне Пьер чужой. Его “умному и вместе с тем робкому, наблюдательному и естественному взгляду” не место среди “механических” гостей “мастерской” Анны Павловны.

Но в глазах этого самого света, и в глазах читателей Пьер всегда был и остается милым и добрым человеком. Но, как часто бывает, у таких терпеливых и спокойных людей как Пьер есть свои скелеты в шкафу.

Я прекрасно понимаю, что не существует идеальных людей, и у всех есть свои слабости, но от такого разумного человека как Пьер я не ожидала многих вещей. И первая из них, это его женитьба на Элен. Во всей этой ситуации герой ведёт себя слабохарактерно и совершенно безотказно. Он не смог отказаться от свадьбы, хотя ему этого хотелось. Он пошёл на поводу у князя Василия и был вынужден подчиниться его умело составленному плану. Семья Курагиных для Пьера – личный криптонит, которому он не может сопротивляться. Вспомнить хотя бы случай, когда Пьер поддался уговорам Анатоля Курагина и чуть не расстался с жизнью… Все эти случаи показывают умного и рассудительного Пьера с другой, менее привлекательной стороны.

Всю свою жизнь Пьер Безухов ищет в ней смысл. Судьба приводит его в самые различные места, начиная от масонской ложи и заканчивая организацией декабристов. Его метания сопровождают нас всю книгу, и после каждого значительного события в жизни герой меняется. Взять хотя бы Бородинское сражение. Лично мне не понятно, почему гражданский и совсем далёкий от войны Пьер решился на этот шаг, ведь он считал себя, ни много ни мало, спасителем России. В пылу сражения Пьер ведёт себя совсем не по-геройски – бежит с поля боя, напуганный выстрелами и кровавыми ранами людей. Нет, я ни в коем случае не осуждаю его, просто для меня решение Пьера ехать на войну было неожиданным и лишенным смысла, ведь он всегда был гуманным человеком.

Очередным и, на мой взгляд, самым важным этапом в жизни Пьера был плен. Там он повстречал Платона Каратаева, который смог изменить его взгляды на жизнь. Все тяготы и невзгоды помогли Пьеру приобрести новые душевные качества. "Он выучился видеть великое, вечное и бесконечное... и радостно созерцал вокруг себя вечно изменяющуюся, вечно великую, непостижимую и бесконечную жизнь". Он стал сильнее духом и обрел характер. Пьер даже смог отказать французу, требовавшему от него денег, чего раньше никогда бы не сделал.

Женившись на Наташе Ростовой, герой, казалось бы, обретает полнейшее счастье. В эпилоге мы видим радостную и гармоничную семью. Но так ли всё радужно в их маленьком мире? На деле же Пьер не оставляет свои душевные искания и надолго покидает Наташу и четверых детей, а сам уезжает по делам. Скоро становится понятно, что мятежный дух Пьера сводит его с обществом декабристов. Несмотря на это, «все счастливые семьи счастливы одинаково, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему».

В конце хочется сказать, что правда не всегда такая, какой мы видим её вначале. И если хочется найти то, что скрыто от многих глаз, смотреть нужно глубже, в саму суть вещей. После исследования персонажей Элен и Пьера я кое-что поняла: плохое не всегда является таковым, а хорошее зачастую не оправдывает наших ожиданий.

Видеть истинную суть вещей не так легко, но не давайте пустить пыль себе в глаза, а смотрите с помощью «зеркала» как «завещали» великие да Винчи и Толстой.

Меню статьи:

Один из принципов, позволяющих более детально и глубоко понять суть произведения, поступки и характеры героев, заключается в исследовании биографических данных, предпочтений и позиции автора касаемо того или иного вопроса. Одним из важных моментов для понятия персонажей Л.Толстого является его позиция к семье и места женщины в общественной жизни.

Толстой был убежден, что женщина должна посвятить свою жизнь семье; забота о членах семьи, воспитание детей – вот что должно интересовать женщину. Она должна не просто научить детей принципам морали, но и быть абсолютным носителем этих качеств, быть примером для подражания. Исходя из этой позиции, часто, герои произведений Толстого делятся на два лагеря. В первом находятся идеальные, с точки зрения Толстого, носители моральных качеств, принципов и позиций персонажи.

Они всегда действуют, руководствуясь чувством справедливости, их поступки сопоставляются с законами чести. Другие же, напротив, имеют антиморальный облик – они ведут аморальный, распутный образ жизни. Ложь, коварство, интриги – эти слова зачастую являются постоянными спутниками для их характеристики. Как раз к персонажам второго типа и относиться Елена Васильевна Курагина – дочь придворного чиновника, князя Василия Сергеевича Курагина.

Происхождение, внешность

Автор не подает информацию о детстве и юности Элен, поэтому провести параллель в диахроническом срезе невозможно. О полученном образовании девушки мы тоже мало что можем узнать. Вполне вероятно, что она окончила Смольный институт. Толстой не говорит это прямым текстом, но факт того, что она носила шифр, дает право сделать такое предположение (шифр также носили фрейлины, поэтому абсолютной уверенности в этих данных нет). Сколько было лет Елене на момент начала романа – тоже вопрос спорный, потому что Лев Николаевич не дает этой информации. Курагину часто в начале текста называют «молодой», что дает возможность ориентировочно определить ее возраст, выделив промежуток 18–25 лет.

Предлагаем ознакомиться с в романе Льва Николаевича Толстого “Война и мир”.

Такая позиция связана с тем, что после 25 лет девушки считались старыми, они мало вызывали интерес, даже будучи красивыми и знатными, а ситуация с Еленой совсем не такая. При этом ее возраст не меньше 18 – в противном случае возрастная ценз был бы причиной удерживания интереса по отношению к ее особе.

В процессе развития сюжета романа можно проследить как быстро и резко порой меняется внешность персонажей. Елена Курагина – героиня, которой удается сохранить себя практически без кардинальных изменений. Черные глаза, глянцевые волосы, античное телосложение, полноватые руки, красивая грудь, белая кожа – Толстой довольно скуп на описание внешности Елены, поэтому судить о ее внешности только по описанию невозможно. Больше информации можно получить, анализируя реакцию на нее окружающих.



Уже с первых страниц романа мы узнаем о немыслимой красавице и кокетке Елене – она способна очаровать каждого. И мужчины, и женщины с любопытством рассматривают ее и это не удивительно – уникальная красота, умение вести себя в обществе вызывает восторг и чувство зависти у многих. «Как она красива!» – то и дело восклицают ей вслед молодые кавалеры.

Такое расположение было вызвано, скорее всего, не только природными данными девушки – она выглядела всегда жизнерадостно, на ее устах застыла милая, искренняя улыбка – такой настрой не может не располагать к себе, ведь гораздо проще, приятней и легче общаться с человеком, который позитивно настроен, которого радует общение с вами (даже если это всего лишь игра), чем с унылой флегмой, которая не видит выхода сама, да еще и к тому же затягивает в свою трясину окружающих.

Елене нравится проводить время в высшем обществе, и она делает это мастерски. У нее отточено все: и пластика движений, и манера говорить, улыбаться. Она знает как себя вести и делает это на высшем уровне.



Кажется, что она знает весь Петербург – Елена очень общительна. Девушка проявляет себя очень сдержано, спокойно, что так же располагает к общению с ней.

В обществе бытует мнение, что она – женщина высокого ума и глубоких знаний. Но, на самом деле все совсем не так – ее слова часто понимают неправильно, в них пытаются отыскать какой-то скрытый смысл, которого на самом деле нет.

Брак с Пьером Безуховым

Елена – корыстная женщина. Она стремится быть богатой – это дает ей возможность выглядеть в другом свете в привлекаемом ее обществе. Ей совсем не важно, кто будет ее муж, сколько ему будет лет, и как он будет выглядеть. Именно такая позиция стала губительной для их взаимоотношений и брака с Пьером Безуховым.

Знал ли Пьер о неразумном поведении Елены, о том, что девушка его не любит? Вполне вероятно, у него возникала тень сомнения на этот счет, но тот факт, что он знал князя Василия (ее отца), да и саму Елену с самых малых лет, позволил закрыть глаза на многие вещи.

К тому же, кому не хотелось иметь женой такую красавицу, ведь о ней мечтал, без преувеличения, каждый мужчина. Такое положение вещей льстило, не отличавшемуся красотой и стройностью телосложения Пьеру.

И так, он стал «обладателем красавицы жены», но, на удивление Пьера, это не принесло ему счастья, а стало причиной разочарований. Елена, после замужества не собиралась менять своих привычек – она все так же часто проводила время вне дома, либо же устраивала званые обеды в своем новом, а точнее семейства Безуховых, доме. Обрушившееся на нее богатство позволило еще больше быть в центре внимания. Ее дом, недавно отстроенный, еще старым графом, стал поводом для гордости. Ее наряды стали еще более вычурнее и открытие – слишком оголенная спина и грудь – для нее это было обыденностью. Как видим, все у Елены направлено на привлечение внимания к себе – вызывающая одежда, дорогие шикарные вещи, умение держаться в обществе и вести беседу.

Пьер с первых же дней женитьбы почувствовал на себе всю ошибочность своего поступка.

Жена совершенно не воспринимала его как мужа и всячески отвергала даже мысль о том, чтобы быть матерью его детей.

В последнем, вероятно заключено сразу два непримиримых факта – графиня Безухова не желала быть матерью априори – ей была чужда сама мысль о беременности и материнстве – это бы не позволило ей так же легко наслаждаться светской жизнью. К тому же, и Пьер ей был отвратителен – она вышла замуж руководствуясь исключительно желанием обогатиться.

В браке явно проявляется еще один ее порок – она тяготеет к изменам мужу. До брака с Пьером ходили слухи о ее любви с братом Анатолем, но князь Василий пресек ситуацию грозящую закончиться инцестом. Курагин территориально разлучил влюбленных, и таким образом спас семью от позора. Но вряд ли это способствовало устранению влечения между братом и сестрой. Анатоль часто приезжал к, уже замужней сестре, и предавался целованию ее обнаженных плеч. Елена была от этого в восторге и не пресекала подобные действия. На этом любовные похождения женщины не заканчиваются – влиятельные господа один за другим пополняют ее список любовников. Наивный Пьер, как обычно бывает с доверчивыми мужьями, узнает об этот самым последним и даже после прямых доказательств измены не желает верить в коварство и падение нравами жены. Он всерьез уверен, что это клевета. Исходя из того, что Безухов не был дураком, можно выделить еще одно качество Елены – умение переубеждать и внушать необходимую информацию.

Она явно умеет воспользоваться ситуацией и хорошо разбирается в людях. Ее действия по отношению к мужу еще раз подтверждает это. Графиня не боится перегнуть палку – она твердо уверена, что Пьер несмотря ни на что не выставит ее на улицу, а будет терпеть все ее выходки. И это осуществляется в полной мере. После дуэли с Долоховым – одним из ее любовников – Елена превращается в фурию, она бесстыдно обвиняет мужа в неподобающем поведении, несмотря на всю свою неправоту. Вспышка гнева, вызванная этим скандалом со стороны Пьера ее усмирила, но ненадолго – чувства мужа поутихли, и она снова пользуется его финансами и влиянием.

Со временем у женщины возникает желание развестись с мужем. Дело не в том, что такое положение вещей для нее стало слишком тягостным, а в том, то она планирует выйти замуж за другого человека. Православие не предусматривает таких процессов, поэтому Елена принимает католичество. Однако ее планам на вторичное замужество не суждено было сбыться – она скоропостижно умирает о болезни.

Причина смерти

Причина смерти Безуховой стала поводом для дискуссий в самых разных кругах читателей и исследователей. Толстой не объяснил, что именно стало причиной смерти, а неопределенность всегда манит и влечет открыть завесу тайны. Одними из распространенных версий являются сифилис и прерывание беременности. В пользу абортативных последствий говорит тот факт, что Пьер не замечал у себя никаких признаков заражения ни во время брака с Еленой, ни после. Факт заражения сифилисом после прекращения всяких контактов с мужем также исключается – болезнь за такой короткий срок не могла стать причиной смерти.

Елена не была предрасположенной к материнству, поэтому ее желание избавиться от нежелательной беременности вполне возможно. В подтверждение этому говорит еще и тот факт, что некоторое время графиня принимала какие-то капли – именно таким образом осуществлялся аборт в то время. Одним словом, возникновение кровотечения в результате аборта велико, но, так как Толстой не дает однозначного ответа, утверждать, что это единственно правильная версия невозможно.

Таким образом, Елена Курагина, она же, впоследствии, графиня Безухова, является абсолютно негативным персонажем. Ее внешние данные – это единственное, что можно сказать позитивного о ней. Толстой был уверен, что такая модель поведения недопустима для женщины (не только высшего общества, но и любой представительницы прекрасного пола). Поэтому не жалел красок для изображения уровня нравственного упадка и деградации героини.

Образ и характеристика Элен Курагиной в романе “Война и мир” (Элен Безухова): описание внешности и характера

4.5 (89.23%) 13 votes

Лев Толстой в своих произведениях неустанно доказывал, что общественная роль женщины исключительно велика и благотворна. Ее естественным выражением являются сохранение семьи, материнство, забота о детях и обязанности жены. В романе «Война и мир» в образах Наташи Ростовой и княжны Марьи писатель показал редких для тогдашнего светского общества женщин, лучших представительниц дворянской среды ӊáчаӆа XIX века. Обе они посвятили свою жизнь семье, чувствовали крепкую связь с ней во время войны 1812 года, жертвовали для семьи всем.
Положительные образы женщин из дворянской среды приобретают еще большую рельефность, психологическую и нравственную глубину на фоне образа Элен Курагиной и по контрасту с ним. Рисуя этот образ, автор не жалел красок, чтобы четче выделить все его негативные черты.
Элен Курагина - типичная представительница великосветских салонов, дочь своего времени и класса. Ее убеждения, манера поведения во многом диктовались положением женщины в дворянском обществе, где женщина играла роль красивой куклы, которую нужно вовремя и удачно выдать замуж, причем ее мнения по этому поводу никто не спрашивал. Основное занятие - блистать на балах и рожать детей, умножая количество русских аристократов.
Толстой стремился показать, что внешняя красота не означает красоту внутреннюю, душевную. Описывая Элен, автор придает ее внешности зловещие черты, как будто в самой красоте лица и фигуры человека уже заключен грех. Элен принадлежит свету, она его отражение и символ.
Спешно выданная отцом замуж за внезапно разбогатевшего нелепого Пьера Безухова, которого привыкли презирать в свете как незаконнорожденного, Элен не становится ни матерью, ни хозяйкой. Она продолжает вести пустую светскую жизнь, которая ее вполне устраивает.
Впечатление, которое производит Элен на читателей в ӊáчаӆе повествования, - это восхищение ее красотой. Пьер издали любуется ее молодостью и великолепием, ею восхищаются и князь Андрей, и все окружающие. «Княжна Элен улыбалась, она поднялась с той же неизменяющейся улыбкой вполне красивой женщины, с которою она вошла в гостиную. Слегка шумя своею белою бальною робой, убранною плющом и мохом, и блестя белизной плеч, глянцем волос и бриллиантов, она прошла между расступившимися мужчинами и прямо, не глядя ни на кого, но всем улыбаясь и как бы любезно предоставляя каждому право любоваться красотою своего стана, полных плеч, очень открытой, по тогдашней моде, груди и спины, как будто внося с собой блеск бала».
Толстой подчеркивает отсутствие мимики на лице героини, ее всегда «однообразно-красивую улыбку», скрывающую внутреннюю пустоту души, безнравственность и глупость. Ее «мраморные плечи» создают впечатление восхитительной статуи, а не живой женщины. Толстой не показывает ее глаз, в которых, видимо, не отражаются чувства. На протяжении всего романа Элен ни разу не испугалась, не обрадовалась, никого не пожалела, не грустила, не мучилась. Она любит только себя, думает о своей выгоде и удобствах. Именно так думают все в семье Курагиных, где не знают, что такое совесть и порядочность. Доведенный до отчаяния Пьер говорит жене: «Где вы - там разврат, зло». Это обвинение можно отнести ко всему светскому обществу.
Пьер и Элен противоположны по убеждениям и характеру. Пьер не любил Элен, он женился на ней, сраженный ее красотой. По доброте душевной и искренности герой попал в ловко расставленные князем Василием сети. У Пьера благородное, отзывчивое сердце. Элен же холодна, расчетлива, эгоистична, жестока и ловка в своих светских похождениях. Ее натуру точно определяет реплика Наполеона: «Это прекрасное животное». Героиня пользуется своей ослепительной красотой. Терзаться муками, каяться Элен никогда не станет. В этом, по мнению Толстого, ее самый большой грех.
Своей психологии хищника, захватывающего жертву, Элен всегда находит оправдание. После дуэли Пьера с Долоховым она лжет Пьеру и думает только о том, что о ней скажут в свете: «К чему это поведет? К тому, чтоб я сделалась посмешищем всей Москвы; к тому, чтобы всякий сказал, что вы в пьяном виде, не помня себя, вызвали на дуэль человека, которого вы без основания ревнуете, который лучше вас во всех отношениях». Только это ее беспокоит, в мире высшего света нет места искренним чувствам. Теперь героиня уже кажется читателю безобразной. События войны выявили уродливое, бездуховное ӊáчаӆо, которое было сущностью Элен всегда. Данная природой красота не приносит счастья героине. Счастье нужно заслужить духовной щедростью.
Смерть графини Безуховой так же глупа и скандальна, как и ее жизнь. Запутавшись во лжи, интригах, стремясь при живом муже выйти замуж сразу за двоих претендентов, она по ошибке принимает большую дозу лекарства и умирает в страшных мучениях.
Образ Элен существенно дополняет картину нравов высшего света России. Создавая его, Толстой показал себя замечательным психологом и тонким знатоком человеческих душ.

Лекция, реферат. Образ Элен Курагиной в романе Л. Н. Толстого Война и мир - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.











Рассказать друзьям