Декоративно-прикладное искусство. Как начать разбираться в архитектуре Showforum прикладное искусство архитектура

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Теоретическая часть курса

«Основы теории декоративно-прикладного искусства с практикумом»

1. ОСНОВЫ ТЕОРИИ СИНТЕЗА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО

ИСКУССТВА, ДПИ И АРХИТЕКТУРЫ

Синтез. Проблемы синтеза. Теория (от греч. theoria – рассмотрение, исследование), система основных идей, в той или иной отрасли знания; форма познания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности. Теория как форма исследования и как образ мысли существует только при наличии практики. Деятельность (ДЕЛАНИЕ) – вот что отличает декоративно-прикладное искусства от других искусств. Таким образом, в нем формируются основы декоративности в искусстве, при котором изобразительное искусство не сводится к обязательности рисования, а искусство более соответствует проблеме изображения, то есть наличия образности. Гладкая, тщательно выструганная доска в руках искусного столяра останется продуктом ремесла. Эта же доска в руках художника, даже и не выструганная, с заусеницами и занозами при определенных условиях может стать фактом искусства. ДПИ предполагает осознание ценности вещи в процессе ее делания. Теория основ декоративно-прикладного искусства приводит к практике этого искусства, его декоративной сущности. Декоративность как свойство проявляется в любом предмете, явлении, качестве, технологии. Само ДПИ декоративно по своей природе. С одной стороны это создания картин жизни, с другой – украшение этой жизни.

Декоративность определяется признаками и знаниями предмета. Decorе (фр.) – украшение. Понятие декоративности предмета определяется художественными признаками вещи, художественной практикой ее создания. Украшение – деятельность, направленная на преобразование образного мотива в мотив предметный. В центре этого процесса – художественная вещь как категория законченности. Вещь рассматривается как ценность, вещь художественная как исключительная ценность. Возникает фигура мастера, художника и автора. ДПИ делает вещи и наделяет ее прикладными значениями. Прикладные свойства ДПИ формируют задачи ее практики. В практике ДПИ находится в прямой зависимости от материалов и технологий, а представляется в абсолютной свободе изобразительности.

ДПИ глубоко и прочно проникло в нашу жизнь, оно постоянно рядом и сопутствует нам везде и неотделимо от нашей жизни. ДПИ соединяется со всеми сферами жизни человека, и становится неотъемлемой частью нас самих. Понятие «синтез» в этом случае синтезирует всю человеческую природу жизни как единое целое в совокупности «художественное». Рассмотрев понятие «синтез» (греч. «synthesis» - соединение, слияние) и понятие «декоративность» (фр. «decor» - украшение) в смысловой связи, можно сделать вывод, что ДПИ может находиться в контакте с любым видом деятельности человека. ДПИ встречается повсюду: в дизайне, технике, скульптуре, промышленности, архитектуре и т. д. В этом и есть его особенность и уникальность.


Синтетическая природа декоративного искусства. Понятие декоративности следует рассматривать, как нечто мифологическое, то есть некоторое явление декоративного свойства. Декоративным является все, в зависимости от точки зрения. Любой предмет как неопознанный объект предстает перед нами как тайна синтеза. Искусство только объясняет, само оно не может быть объяснено. Проблема синтеза это проблема выявления художественной ценности. Синтетическая природа декоративности присущна любому произведению искусства. В живописи (изобразительное искусство) картина пишется красками, (масляными, акриловыми), на холсте определенной конфигурации, заключается в раму, размещается в пространстве и продюсирует декоративность эмоционального состояния жилой среды. В музыке мелодия пишется знаками на бумаге, исполняется оркестром под руководством дирижера в определенном пространстве определенного помещения. В этом процессе все эстетически определено: от формы нотного знака, изящной формы скрипки до дирижерской палочки и униформы музыканта. В литературе текст пишется ручкой на бумаге , набирается на клавиатуре, печатается в типографии в форме книги и ставится на полку книжного шкафа корешком наружу. И здесь все эстетически определено: от росчерка пера до каптала книжного блока. Художественность литературы переходит в образность книжной графики, в духовность интерьера. Искусство театра насквозь просвечено декоративностью как художественным аргументом театральной постановки. Проблемы синтеза как художественного явления, синтетическая природа декоративного искусства, наиболее последовательно воплощены в искусстве кино. В практике кино синтетическая природа декоративного проявляет себя как тотальный процесс синтеза всех видов искусств.

От декоративности к синтезу. Синтез - художественная задача, прикладная задача соединения авторского замысла в реальном пространстве с контекстом окружающей среды, воплощающегося, как правило, во времени. Этот выбор определяется ответственностью за последствия образования. Ответственность мотивируется жизненными условиями, в которых продюсируется синтез. Искусство направлено человеку. Эстетическое преобразование данного контекста в действительности чаще всего отчуждают практику обязательных преобразований от задач чисто художественных. Пример: в строительстве дома главное тепло, удобства, а не его эстетический вид. Его эстетические свойства проявляются на генетическом уровне (хозяин – хозяйка). Если возводится объект с функциями эстетического характера (культурное учреждение, кинотеатры, цирк, театр) в результате идет отчуждение эстетического качества замысла от реальных проблем строительства (материалы, технологии – стоимость). Отчуждение конкретного и реального, отчуждение эстетического мотива, художественного преобразования от окружающей среды - результат отсутствия проблемы синтеза. Архитектура - самый яркий пример проявления синтеза в искусстве. Синтез (греч. - соединение, слияние) - воспринимается как процедура, предположение, намерение, в котором наличие временного фактора в реальной практике воспринимается как законченный объект, художественная ценность вещи. Синтетическое – нечто искусственное, нематериальное, многомерное. Синтезированная вещь предполагается целостность художественного компонента: целевого, функционального (технологического), природного, ландшафтного, географического, языкового, затратного и т. п.

Кто определяет задачи синтеза? В ситуации «синтеза» возникает конгломерат конфликта между заказчиком (власть, предприниматель, собственник), исполнителем воли заказчика (архитектор, дизайнер, художник). Кто непосредственно воплощает замысел (мастер, технолог, строитель) и кто непосредственно финансирует предприятие синтеза. Неизбежно возникает проблема выяснения авторства. Кто является синтезатором? Заказчик, архитектор (дизайнер), художник? Исторический опыт показывает, что наименее эффективен и чреват застоем охранительно-ограничительный путь идеологического вмешательства в вопросы сугубо профессиональной принадлежности. И монументальное искусство по причине силы воздействия и общедоступности, впрочем, как и любое творчество, должно быть свободно от этого ценза. Но настоящим провозглашён идеал, а пока существует государство и деньги, будет существовать идеология и заказ - монументальное искусство находится в прямой зависимости от них.

Синтез предполагает творчество как момент единоличного, диктаторского так и коллективного сотворчества, но с приоритетом творца, ответственного за результат (Бориска – литейщик колоколов из фильма А. Тарковского «Андрей Рублев»).

Синтез воплощает художественный процесс органичного соединения материальных сопроцедур композиционного единства стилей в одном месте с единым качеством материалов и технологий. Производители ДПИ активно включаются и заполняют пространство, организовывая синтез. Художник следует синтезу декоративных изделий и архитектуры. Задачи ДПИ определяются волей синтезатора - (архитектор, дизайнер, художник). Воплощение синтеза архитектурного пространства предполагает, что художник учитывает все обстоятельства, обуславливающие образные характеристики, его материальные, технологические и другие качества, учитывая характер его стиля и формообразующие признаки пространства, исходя из собственных и личных пристрастий в рамках своих профессиональных приоритетов. Никакой диктат замысла не является препятствием для проявления синтетической формы ДПИ. Эта природа активным образом проявляется и синтезируется. Воплощается, совершенствуется старая технология ДПИ и возникает новая. ДПИ организует архитектурное пространство непосредственно через эстетическое, художественное оформление структуры этого пространства (стена, пол, окна, двери и т. д.) с учетом и на основе своих собственных жанров и технологий, которые возникли изначально и активно развиваются самостоятельно. Совершенство синтеза выражается проникновением эстетического в художественное: панно, художественная роспись поверхностей, витраж, паркет, оформление оконных проемов, дверных проемов, деталей интерьера, предметы быта, утвари, утилитарных приспособлений, коммуникативных связей среды.

В организации синтеза присутствует человеческий фактор. Роль участника ДПИ может сводиться к одному локальному модельному ряду. А в дальнейшем человеческий фактор сам образует из этих участников то, что ему кажется необходимым. Архитектор берет на себя роль художника, в свою очередь художник принимает на себя ответственность архитектора. Чем ниже синтетический уровень сложности практических задач, тем выше становится планка влияния человеческого фактора. Каждый участник этого процесса считает для себя возможным в меру своего понимания принять участие в нем и, так или иначе, повлиять на его окончательный облик.

2. ОТ СИНТЕЗА К МОНУМЕНТАЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

Идеи синтеза ДПИ и архитектуры наиболее полно воплотились в монументальном искусстве.

Монументальное искусство (лат. monumentum , от moneo - напоминаю ) - одно из пластических, пространственных, изобразительных и неизобразительных искусств. Данный род их включает произведения большого формата, создаваемые в согласовании с архитектурной или естественной природной средой, композиционным единением и взаимодействием с которыми они сами приобретают идейно-образную завершённость, и сообщают таковую же окружению. Произведения монументального искусства создаются мастерами разных творческих профессий и в разных техниках. К монументальному искусству относятся памятники и мемориальные скульптурные композиции, живописные и мозаичные панно, декоративное убранство зданий, витражи, а также произведения, выполненные в иных техниках, в том числе и многих новых технологических формаций (отдельные исследователи относят также к монументальному искусству произведения архитектуры).

Синтез как художественная задача и как прикладная практика архитектуры и изобразительного искусства существовал всегда с момента возникновения потребности в нем. Монументальное искусство - конкретная форма воплощения синтеза, искусство соразмерности, масштабное искусство. В нем присутствуют безусловные проектные мотивации творческого действия, установки на соразмерность с человеком, формы и визуальные эффекты зрительного, психологического воздействия и восприятия. В монументальности присутствуют идеи театра. Восприятия действительности в особой реальности, декоративной условности, эмоционального пафоса. Образ пространства, на котором разыгрывается сцена-действие - как в театре.

В 20 веке монументальное искусство трактуется как идея кино. Дистанция проекции вещи. Цель - возвеличивать и увековечивать. Монументальное искусство вырабатывает свои правила делания произведения, свои жанры и каноны. Создание пространства, идея пространственного (синтетического) искусства пронизывает его насквозь. Исчезает деталь, исчезают подробности. Торжествуют масштабность и соразмерность всех частей целого. Монументалист, как кинорежиссер, должен быть подготовлен отлично во всех областях творчества, т. к. он делает произведение-вещь, воплощение синтеза всех искусств.

Мода на синтез возникла в 60-е годы 20 века. Механизмом воплощения идей синтеза в практике архитектуры стало так называемое монументально- декоративное искусство. Идеи ДПИ в нем проникают в синтез как идеи моды. Монументальное искусство – идея декора, декоративное платье, модная одежда для архитектуры. В настоящее время в монументальном искусстве утверждаются концепции современного (авангардного), актуального искусства, базирующиеся на факте масштабности массы и зрелищности восприятия, психологических адептов пространственных и смысловых проекций монументальной формы. Синтезирующим фактором становится проникающее свойство проекции смысла концепции как актуального образа в контексте организуемой среды.

Эстетика и художественный стиль, образуемый синтезом . Проблема стиля и эстетика синтеза – это проблема художественного вкуса вообще в искусстве и отдельно взятого человека. Стиль в этом случае есть факт проявления индивидуальных пристрастий и уровня художественного мастерства. Эстетика синтеза может быть продиктована вкусом заказчика или потребителя. Стиль как идея выражения эстетики становится генеральной линией воплощения синтеза, становится главной его задачей. Синтез порождает стиль, стиль продуцирует синтез. Монументальностью искусствознание, эстетика и философия вообще именуют то свойство художественного образа, которое по своим характеристикам родственно категории «возвышенное». Словарь Владимира Даля даёт такое определение слову монументальный - «славный, знаменитый, пребывающий в виде памятника». Произведения, наделённые чертами монументальности, отличает идейное, общественно значимое или политическое содержание, воплощённое в масштабной, выразительной величественной (или величавой) пластической форме. Монументальность присутствует в различных видах и жанрах изобразительного искусства, однако качества её считаются непременными для произведений собственно монументального искусства, в которых она является субстратом художественности, доминантой психологического воздействия на зрителя. В то же время, не следует отождествлять понятие монументальность с самими произведениями монументального искусства, поскольку не всё созданное в номинальных пределах этого вида изобразительности и декоративности несёт в себе черты и обладает качествами подлинной монументальности. Примером тому служат созданные в разное время изваяния, композиции и сооружения, обладающие чертами гигантомании, но не несущие в себе заряда истинного монументализма и даже мнимого пафоса. Случается, гипертрофия, несоответствие их размеров содержательным задачам, по тем или иным причинам заставляет воспринимать такие объекты в комическом ключе. Из чего можно сделать вывод: формат произведения является далеко не единственным определяющим фактором в соответствии воздействия монументального произведения задачам его внутренней выразительности. История искусства имеет достаточно примеров, когда мастерство и пластическая целостность позволяют достигать впечатляющих эффектов, силы воздействия и драматизма только за счёт композиционных особенностей, созвучия форм и транслируемых мыслей, идей в произведениях далеко не самых крупных размеров («Граждане Кале» Огюста Родена немногим превышают натуру). Зачастую отсутствие монументальности сообщает произведениям эстетическая несообразность, отсутствие истинного соответствия идеалам и общественным интересам, когда творения эти воспринимаются не более как помпезные и лишённые художественных достоинств. Произведения монументального искусства, вступая в синтез с архитектурой и пейзажем, становятся важной пластической или смысловой доминантой ансамбля и местности. Образно-тематические элементы фасадов и интерьеров, памятники или пространственные композиции традиционно посвящаются, или стилистическими своими особенностями отображают современные идейные веяния и социальные тенденции, воплощают философские концепции. Обычно произведения монументального искусства имеют своим предназначением увековечение выдающихся деятелей, значительных исторических событий, но тематика и стилистическая направленность их напрямую связаны и с общим социальным климатом и атмосферой, преобладающей в общественной жизни. Как и естественная, живая, синтетическая природа так же никогда не стоит на месте. Старое заменяется новым или внедряется в него. Живопись развивается как графика, графика как скульптура. Все формы и технологии искусства взаимодействуют друг в друге, активно преобразуются и микшируются. Синтетическая природа преобразуется в синтетический (монументальный) стиль.

Архитектуру относят к пространственным искусствам. Вопрос о том, является ли архитектура искусством, на наш взгляд решен. Да, архитектура действительно искусство. в том смысле, что он связано с духовным миром человечества, может создавать чувственные образы, которые будут адекватны духовному складу эпохи.

Да, изображения чего-либо здесь нет. Но что изображает наше тело? И чего добиваются различные виды искусства, изображая тело и лицо человека? Архитектура сама есть тело человечества. Его неорганическое тело, в котором человек созерцает самого себя. Как говорит Маркс, человек созерцает самого себя в созданном им мире. В этом отношении архитектура создает зримый, чувственный образ эпохи. Бальзак в своих романах описывает уклад жизни людей и дает детальнейшие описания улиц, домов, интерьеров. Потому что все это связано и с укладом жизни, и с тем мироощущением, которое адекватно этому укладу. И когда Лермонтов пишет: "Избу, покрытую соломой, с резными ставнями окно", то эти детали предметной действительности связаны с укладом жизни, Лермонтов из цитирует из жизни, чтобы дать почувствовать душу народа, и свое отношение к этой жизни, к народу. Он разговаривает на этом архитектурном языке.

Вообще, предметность действительно теснейшим образом связана с человеком, с его духовностью, с его отношением друг к другу, ко всей человеческой проблематике. Поэтому можно говорить о том, что предметность в целом несет в себе некое подобие человеческой духовности. Мы читаем в этой предметности самого человека. Посредством предметности мы ощущаем человека.

Естественно, образная природа архитектуры как особого вида искусства не может быть подобием тех образов, которые создаются в других искусствах. Архитектура - это тектоническая образность. Ритмику жизни данного общества мы воссоздаем в ритмическом строе архитектонического искусства. Да и не только ритмику.

Греческая архитектура обусловлена общим состоянием духовной культуры древних греков. Космоцентризмом их мироощущения. Тем, что они называли калокогатией. Это представление о единстве и соразмерности, гармоничности физического и духовного, о спокойной и уравновешенной созерцательности в деятельности души. Короче говоря, греческая архитектура теснейшим образом связана со всем укладом жизни, с укладом духовной жизни греков.

Да и современная архитектура также связана с тем состоянием духа, которая характерна для нашего времени. Прежде всего с тем, что капитализм несет с собой универсализацию отношений индивида и мира. Господство товаро-денежных отношений ставит индивида в универсальную взаимосвязь с обществом. Поэтому социальное пространство должно быть переосмыслено. Это потребность новой действительности, нового типа социальных связей общества.

Мы можем для наглядности представить себе среднеазиатский город, в котором каждый дом защищен стенами и этот закрытый двор не предназначен для чужих глаз. А некоторые западные архитекторы настолько явственно ощутили изменение характера взаимосвязей людей в современном обществе, что проектировали дома со стеклянными стенами.

Есть еще один момент современного мироощущения, который оказывает свое воздействие на облике современной архитектуры. Ощущение быстроуходящего времени. Ощущение подлинности настоящего преходящего момента и неистинности всего того, что было прежде. Ощущение своего превосходства над всем тем, что было прежде. И вот это мироощущение создает и архитектурный язык, ему соответствующий. Язык конфликтной образности, в нем спокойной умиротворенности, идет как бы вечный поиск, постоянное отрицание канонов. И если теперь взять современную архитектуру как лицо эпохи, как нечто порожденное сами быстротекущим временем и ощущением его быстротекучести, то она явно имеет свое лицо и создает вполне определенное мироощущение.

Маркс отмечает, что наряду с универсализацией отношений людей эти товаро-денежные отношения отчуждают человека. Человек как бы становится частичным, замыкается в своих функциях. Архитектура нашего времени несет на себе и печать отчуждения человека. Конечно, достижения современной архитектуры несомненны. В планировании городской среды, в создании новых типов архитектурных сооружений и комплексов, в том, что она научилась планировать архитектурные комплексы. Но мы здесь говорим о связи искусства с эпохой, ее духовным укладом.

Многообразие видов искусства позволяет эстетически осваивать мир во всей его сложности и богатстве. Нет главных и второстепенных искусств, но каждый вид обладает своими сильными и слабыми сторонами в сравнении с другими искусствами.

Архитектура. Когда человек научился изготавливать орудия труда, его жильем стала уже не нора или гнездо, а целесообразная постройка, постепенно обретавшая эстетический вид. Строительство стало архитектурой.

Архитектура - формирование действительности по законам красоты при создании зданий и сооружений, призванных обслуживать потребности человека в жилье и общественных помещениях. Архитектура создает замкнутый утилитарно-художественный освоенный мир, отграниченный от природы, противостоящий стихийной среде и позволяющий людям использовать очеловеченное пространство в соответствии с их материальными и духовными потребностями. Архитектурный образ выражает назначение здания и художественную концепцию мира и личности, представление человека о себе самом и о сути своей эпохи.

Архитектура - искусство и здания обладают определенным стилем. Ломоносов, определяя особенности зодчества, писал, что архитектурное искусство «воздвигнет здания, к обитанию удобныя, для зрения прекрасныя, для долговременности твердыя». Благодаря архитектуре возникает составная часть «второй природы» - материальная среда, которая создана трудом человека и в которой протекает его жизнь и деятельность.

Формы архитектуры обусловлены: 1) природно (зависят от географических и климатических условий, от характера ландшафта, интенсивности солнечного света, сейсмической безопасности); 2) социально (зависят от характера общественного строя, эстетических идеалов, утилитарных и художественных потребностей общества; архитектура теснее других искусств связана с развитием производительных сил, с развитием техники).

Прикладное искусство. Один из древнейших и поныне развивающихся видов художественного творчества - прикладное искусство. Оно осуществляется в предметах быта, созданных по законам красоты. Прикладное искусство - это вещи, окружающие и обслуживающие нас, создающие наш быт и уют, вещи, сделанные не только как полезные, но и как прекрасные, имеющие стиль и художественный образ, который выражает их назначение и несет обобщенную информацию о типе жизни, об эпохе, о миросозерцании народа. Эстетическое воздействие прикладного искусства ежедневно, ежечасно, ежеминутно. Произведения прикладного искусства могут подниматься до вершин искусства.

Прикладное искусство национально по самой своей природе, оно рождается из обычаев, привычек, верований народа и непосредственно приближено к его производственной деятельности и быту. Вершина прикладного искусства - ювелирное дело, сохраняющее свое самостоятельное значение и развивающееся и сегодня.

Декоративное искусство. Декоративное искусство - эстетическое освоение среды, окружающей человека, художественное оформление созданной человеком «второй природы»: зданий, сооружений, помещений, площадей, улиц, дорог. Это искусство вторгается в повседневную жизнь, создавая красоту и удобства внутри и около жилых и общественных помещений. Произведениями декоративного искусства могут быть дверная ручка и ограда, оконное стекло в витраже и светильник, вступающие в синтез с архитектурой.

Декоративное искусство вбирает в себя достижения других искусств, особенно живописи и скульптуры. Живопись вначале существовала в виде наскальной и настенной и лишь потом сформировалась как станковая. Монументальная живопись на стене - фреска (название произошло от ее техники: «аль фреско» - роспись красками по сырой штукатурке) - жанр декоративного искусства.

  • 5. Восприятие произведений искусства. Анализ произведений искусства. Значение искусства в жизни человека. Крупнейшие художественные музеи.
  • 6.Краткий обзор методов преподавания изобразительного искусства.Обучение рисованию в древности и в эпоху средневековья. Вклад художников Возрождения в методику преподавания изобразительного искусства.
  • 7. Обучение рисованию в учебных заведениях России в 18-19 веках.
  • 8. Совершенствование методов преподавания рисования в советской школе. Передовой педагогический опыт художников-педагогов и его роль в художественном воспитании детей.
  • 11. Художественное воспитание школьников. Цель, задачи, требования к преподаванию изобразительного искусства в начальных классах.
  • 12.Сравнительный анализ программ по изобразительному искусству (авторы в.С. Кузин, б.М. Неменский, б.П. Юсов и др.), структура и основные разделы программы. Виды, содержание программ, тематизм.
  • 14. Принципы планирования занятий. Календарное тематическое, иллюстрированное планирование по изобразительному искусству в 1-4 классах
  • 15. Особенности планирования уроков изобразительного искусства в 1 классе.
  • 16. Планирование уроков изобразительного искусства во 2-ом классе.
  • 17. Планирование урока изобразительного искусства в 3 классе
  • 1. Объясните значение слова.
  • 2. Кроссворд “Угадай ключевое слово”.
  • 1. Игра-пантомима “Живые скульптуры”.
  • 2. Игра «Лучший экскурсовод».
  • 22. Виды и содержание внеклассной работы по изобразительному искусству. Организация работы факультативов по изобразительному искусству. Планирование занятий в кружке по изобразительному искусству.
  • 1. Виды и содержание внеклассной работы по изобразительному искусству.
  • 2. Организация работы факультативов по изобразительному искусству.
  • 3. Планирование занятий в кружке по изобразительному искусству.
  • 23. Диагностика индивидуальных психологических особенностей учащихся. Методика проведения изо – тестов и контрольных заданий.
  • 24. Развитие творческих способностей учащихся 1-4 классов. Дифференциация и индивидуализация обучения изобразительному искусству.
  • 25.Оборудование занятий по изобразительному искусству. Художественные техники и материалы, применяемые на уроках изобразительного искусства в начальных классах
  • 26. Психологические и возрастные особенности детского рисунка. Анализ и критерии оценки детских, учебных и творческих работ»
  • 27. Педагогический рисунок на уроках изобразительного искусства в 1 – 4 классах. "Альбом учителя".Технологии педагогического рисования. Методика педагогического рисования.
  • 28. Демонстрации, выполняемые учителем на уроках художественного труда. Методика показа.
  • 30. Термины и понятия по изобразительному искусству. Методика обучения учащихся 1-4 классов в системе терминов и понятий по изобразительному искусству на уроках и во внеклассной работе.
  • 4. Архитектура как вид искусства

    Архитектура – один из древнейших видов искусства, выражающий в культовых и общественных сооружениях мировоззрение народа в конкретную историческую эпоху, определенный художественный стиль.АРХИТЕКТУРА (лат. architecture, отгреч.аrchitecton - строитель), зодчество – здания, другие сооружения или их комплексы, образующие материальную, художественно организованную среду жизнедеятельности человека.Также – искусство формировать эту пространственную среду, создавая новую реальность, обладающую функциональным значением, приносящую человеку пользу и доставляющую эстетическое наслаждение. Термин охватывает дизайн внешнего вида сооружения; организацию внутреннего пространства; выбор материалов для наружного и внутреннего применения, проектирование системы естественного и искусственного освещения, а также систем инженерного обеспечения; электро- и водоснабжение; декоративное оформление.Каждое из сооружений имеет определённое назначение: для жизни или труда, отдыха или учёбы, торговли или транспорта. Все они прочны, удобны и необходимы людям – это их обязательные свойства.

    Виды архитектуры

    Различают три основных вида архитектуры:

    Архитектура объёмных сооружений.Она включает культовые и крепостные постройки, жилые дома, общественные здания (школы, театры, стадионы, магазины и др.), промышленные сооружения (заводы, фабрики и др.);

    Ландшафтная архитектура, связанная с организацией садово-паркового пространства (скверы, бульвары и парки с «малой» архитектурой – беседками, фонтанами, мостиками, лестницами)

    Градостроительство, охватывающее строительство новых городов и посёлков и реконструкцию старых городских районов.

    Стили архитектуры

    Архитектура тесно связана с жизнью общества, её взглядами и идеологией.В основе древнегреческой архитектуры лежит идея совершенного, физически и духовно развитого человека. Античные архитекторы все свои здания строили согласно пропорциям человеческого тела, воплощающего гармонию, противостояние стихии природы, величественную ясность и человечность«Стиль эпохи» (романский стиль, готика, и т.д.) возникает преимущественно в те исторические периоды, когда восприятие произведений искусства отличается сравнительной негибкостью, когда оно ещё легко приспосабливается к перемене стиля.

    Великие стили – романский, готика, ренессанс, барокко, классицизм, ампир /вариация позднего классицизма/ - обычно признаются равноправными и равнозначными.Развитие стилей ассиметрично, что внешне выражается в том, что каждый стиль постепенно изменяется от простого к сложному; однако от сложного к простому он возвращается только в результате скачка. Поэтому смены стилей происходят различно: медленно - от простого к сложному, и резко – от сложного к простому.Романский стиль сменяется готическим в течении более ста лет – от середины ХІІ в. до середины ХІІІ в. простые формы романской архитектуры постепенно переходят в усложнённый готический стиль.В пределах готики затем зреет ренессанс.С возникновением ренессанса снова наступил период идеологических исканий, появления цельной системы мировоззрения. И вместе с тем опять начинается процесс постепенного усложнения и распада простого: ренессанс усложняется, и за ним является барокко. Барокко, в свою очередь, усложняясь, переходит в некоторых видах искусства (архитектура, живопись, прикладное искусство) в рококо. Затем снова происходит возвращение к простому, и в результате скачка на смену барокко приходит классицизм, развитие которого в некоторых странах заменил ампир.

    Причины смены пар стилей в следующем: действительность не выбирает стиль среди существующих, а создает стиль новый и преобразовывает старый. Стиль созданный – первичный стиль, а преобразованный – вторичный.

    Архитектура родного края

    Архитектура Гродненской области

    Борисоглебская (Коложская) церковь, памятник древнерусскойархитектурывторой половиныХІІ в.

    Мирский замок, включенный в Список ЮНЕСКО, Лидский замок (XIV–XV вв.)

    Архитектура Минской области

    Архикафедральный костёл Пресвятой Девы Марии (вторая половина XVII–началоXVIIIвв.)

    Костёл Святых Симеона и Елены (Красный костёл) - памятник архитектуры неоготики с чертами модерна (1908 – 1910 гг.)

    Несвижский дворцово-парковый комплекс (XVII–XVIIIв.)

    Костёл бернардинцев в д. Будслав Мядельского района, памятник архитектуры барокко (XVIIIв.)

    Архитектура Витебской области

    Софийский собор, памятник архитектуры XI –XVIIIвв.

    Спасо-Евфросиньевская церковь, памятник древнерусской архитектуры (1152 – 1161 гг.). На ее стенах и колоннах сохранились уникальные фрески.

    Литература:

    1. Герчук Ю.Л. Основы художественной грамоты. –М., 1998

    2. Данилов В.Н. Методика преподавания изобразительного искусства и художественного труда. Мн., 2004

    3. Кастерин Н.П. учебное рисование. –М.: Просвещение, 1996

    4. Лазука Б. Слоўнік тэрмінаў па архітэктуры, выяўленчаму дэкаратыўна-прыкладному мастацтву. – Мн., 2001

    5. Неменский Б.М. Педагогика искусства. –М.: Просвещение, 2007

    Архитектура, дизайн, декоративно-прикладное искусство относятся к утилитарно художественным видам творчества. Т.е они решают утилитарные задачи – передвижения, организации быта, города, жилища, разных видов жизнедеятельности человека и общества. В отличии от художественного творчества (изобразительное искусство, литература, театр, кино, поэзия, скульптура) которые создают только духовные, культурные и эстетические ценности не имеющие утилитарного значения.

    Дизайн отличается от декоративно-прикладного искусства технологическим массовым изготовлением в отличии от ремесленного в дек. прикладном искусстве. Архитектура и дизайн будучи родственными понятиями отличаются только пространственным масштабом; город, микрорайон, комплекс, здание в архитектуре и среды улицы интерьер, промышленный дизайн, арт. дизайн в «дизайне», но например интерьер и благоустройство является предметом и архитектуры и дизайна.

    Дизайн и архитектура – утилитарно-художественная деятельность по созданию предметно-пространственной среды. Архитектура – более древнее понятие, дизайн более современное, однако различие между ними минимальные, часто не различимые.

    Дизайнер формирует - ландшафт, площадь, элемент городской среды- киоск, фонтан, остановка, светильник часы, вестибюль/, комната, мебель, офис, интерьер.

    Пространства интерьера формирует архитектор, а насыщение дизайнер часто один или другой делает все, в этом практически проявляется близость, а часто неразличимость профессии арх. и дизайнера.

    Архитектура и дизайн относятся к выразительным искусствам, которые непосредственно не отражают действительность, а ее создают. В отличие от изобразительных искусств (живопись, графика, литература, театр, скульптура) художественным способом отражающие материальную и духовную действительность.

    Лекция 1. Методология проектирования

    1. Отношение между социально-мирровоззренческим состоянием общества и дизайном.

    Современная практика « новой эклектики»

    2. Творческий метод - профессиональный метод - «индивидуальная манера».

    Взаимодействие методов на разных этапах творчества.

    Взаимодействие метода и этапов профессиональной деятельности

    Примеры разные

    3. Субъективное и объективное в творческом процессе.

    1. Любая деятельность и в большей степени творческая как дизайн связана и своими средствами отражает социальную организацию общества, культурное развития, эстетические идеалы……. Отражает Египет полное обожествлентие предметного мира и архитектуры, Средние века, Возражение, Классицизм, Конструктивизм. В 20 веке мы пережили крах историзма, рождение модернизма и конструктивизма в искусстве архитектуре и дизайне. Отказ от традиционных форм композиций деталей, принцип свободной планировки воспринимался как революция и как будто отразившая социальную революцию но на западе не было революции, а родилось родственное движение получившее названия современное движение между ними была реальная связь (Группа Стиль Голландия и лидера конструктивизма в России). Однако эта революция была подготовлена и новыми технологиями и материалами (ж.б) фермы балки и новыми художественными течениями –кубизм, футуризм, экспрессионализм, но и социальными потрясениями (революции, 1 мировая война), новыми философскими течениями(социализм. Коммунизм, национал социализм –фашизм)…………., кризис буржуазной морали. Много говорили о правдивости в противовес буржуазному декораторству и декоративизму. Изменения предметной и пространственной среды было подготовлено и развитием философской и научной мысли и новым художественным абстрактным течениям и развитием техники, но и социальным потрясениям придавшим некий идеологический пафос и сформировашим и развившим жизнестроительный принцип –говоривший что можно изменить действительность исходя из художественных и пространственных идей и концепций уже сформировавшимся идеям современного движения и конструктивизма

    Модерн как модное течение новой буржуазии и купечества (особняк Морозова).



    Напротив Дома коммуны, идея соц. города, обобществления быта как проявления в предметном мире идей социализма. Утопическая идея о том что изменив среду обитания можно изменить и самого человека.

    Конечно предметный мир среда и архитектура отражает своими средствами экономическую систему и уровень развития и общества и идеологию и систему ценностей господствующую в обществе, но эта зависимость не прямая а сложная, часто идеи искусства для искусства приспосабливаются переосмысляются к объективным реалиям.



    Рассказать друзьям