Дэмиен херст создал новый бриллиантовый череп. Драгоценный детский череп от Дэмьена Херста (Damien Hirst) Бриллиантовый череп херста

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Текст: Ксюша Петрова

Сегодня в московской Галерее Гари Татинцяна открывается первая с 2006 года выставка Дэмьена Хёрста - британского художника, которого не зря называют «великим и ужасным», сравнивая то с гениями эпохи Возрождения, то с акулами с Уолл-стрит. Хёрст считается самым богатым из ныне живущих авторов, что только подогревает полемику вокруг его работ. С тех пор как Чарльз Саатчи буквально с открытым ртом разглядывал инсталляцию «Тысяча лет » - эффектную и мрачную иллюстрацию всего жизненного пути от рождения до смерти, - шум вокруг творческих методов и эстетической ценности работ Хёрста не утихает, чему сам художник, разумеется, только рад. Рассказываем, почему работы Хёрста действительно достойны того огромного внимания, которое им достаётся, и пытаемся разобраться во внутреннем мире художника - гораздо более неоднозначном и тонком, чем может показаться со стороны.

«Away from the Flock», 1994

Хёрсту сейчас пятьдесят один, и десять лет назад он полностью отказался от курения, наркотиков и алкоголя - велики шансы, что его карьера продлится ещё несколько десятков лет. При этом трудно представить, что может стать следующим шагом художника такого масштаба - Хёрст уже представлял свою страну на церемонии открытия Олимпиады в Лондоне, снял клип для группы Blur, сделал самое дорогое в мире произведение искусства (платиновый череп с инкрустацией бриллиантами), в мастерских на него работают более ста шестидесяти сотрудников (такое не снилось и Энди Уорхолу с его «Фабрикой»), а состояние превышает миллиард долларов. Имидж скандалиста, прославивший Хёрста вкупе с его серией заспиртованных животных в 1990-х, постепенно сменился на более спокойный: хотя художник всё ещё любит кожаные штаны и перстни с черепами, он давно не демонстрирует свой пенис незнакомым людям, как делал в «годы боевой славы», и всё больше похож на преуспевающего предпринимателя, чем на рок-звезду, хотя по сути является и тем и другим.

Свой необыкновенный коммерческий успех Хёрст объясняет тем, что у него было больше мотивации зарабатывать, чем у остальных участников возглавленного им объединения Young British Artists (ещё во время учёбы в Голдсмитсе Хёрст организовал легендарную выставку «Freeze », которая и привлекла к молодым художникам внимание именитых галеристов). Детство Хёрста нельзя назвать обеспеченным и счастливым: своего биологического отца он никогда не видел, отчим ушёл из семьи, когда мальчику было двенадцать, а мать-католичка отчаянно сопротивлялась попыткам сына стать частью тогда совсем ещё юной субкультуры панков.

Тем не менее она поддерживала его занятия искусством - возможно, от безысходности, потому что Хёрст был трудным подростком и все предметы, кроме рисования, давались ему с трудом. Дэмьен регулярно попадался на мелких кражах в магазинах и вляпывался в другие неприятные истории, но при этом успевал делать наброски в местном морге и изучать медицинские атласы, которые были источником вдохновения его любимого автора - мрачного экспрессиониста Фрэнсиса Бэкона . Картины Бэкона сильно повлияли на Хёрста: оскал знаменитой заспиртованной акулы напоминает повторяющийся у Бэкона мотив раскрытого в крике рта, прямоугольные аквариумы - постоянно встречающиеся на полотнах Бэкона клетки и постаменты.

Несколько лет назад Хёрст, никогда не выступавший на поле традиционной живописи, представил публике серию своих собственных картин, явно вдохновлённых работами Бэкона, - и с треском провалился: критики назвали новые работы Хёрста жалкой пародией на картины мастера и сравнили с «мазнёй первокурсника, не подающего больших надежд». Возможно, эти язвительные рецензии и задели чувства художника, однако явно не повлияли на его продуктивность: с помощью ассистентов, выполняющих всю рутинную работу, Хёрст продолжает свои бесконечные серии полотен с разноцветными точками , «вращательных » картин, создающихся при прокручивании банок краски в центрифуге, инсталляций с таблетками и в промышленных масштабах выпускает отлично продающиеся работы.


← «Untitled AAA», 1992

Хотя Хёрст всегда говорил, что деньги - в первую очередь средство для производства искусства в больших масштабах, нельзя отрицать, что он обладает незаурядным талантом к предпринимательству - равным, если не превосходящим по масштабу талант художественный. Не отличающийся скромностью британец считает , что всё, к чему он прикасается, превращается в золото - и это похоже на правду: даже в депрессивном 2008 году организованный самим Хёрстом двухдневный аукцион его работ в Sotheby’s превзошёл все ожидания и побил рекорд аукциона Пикассо. Хёрст, и внешне напоминающий простого парня из Лидса, не стесняется зарабатывать деньги на предметах, вроде бы чуждых высокому искусству - будь то сувенирные скейтборды по шесть тысяч долларов или модный лондонский ресторан «Pharmacy», оформленный в духе «аптечной» серии художника. Покупателями работ Хёрста становятся не только выпускники Оксфорда из хороших семей, но и новая прослойка коллекционеров - те, кто вышел из низов и заработал состояние с нуля, как и сам художник.

Звёздный статус Хёрста и головокружительная стоимость его работ часто мешают разглядеть их суть - что досадно, потому что заложенные в них идеи впечатляют не меньше, чем распиленные коровьи туши в формальдегиде. Даже в том, что кажется стопроцентным китчем, у Хёрста проскальзывает ирония: его знаменитый усыпанный бриллиантами череп, проданный за сто миллионов долларов, носит название «For the Love of God» (выражение которое можно дословно перевести как «Во имя любви Господа», используется как ругательство утомлённого человека: «Ну ради всего святого!»). По словам художника, к созданию этой работы его подтолкнули слова его матери, которая однажды спросила: «Боже помилуй, что же ты дальше будешь делать?» («For the love of God, what are you going to do next?»). Окурки , с маниакальной педантичностью разложенные в витрине, - способ исчисления времени жизни: как и животные в формалине, и бриллиантовый череп, отсылающий к классическому сюжету memento mori , выкуренные сигареты напоминают о бренности существования, которую при всём желании не способен охватить наш разум. И разноцветные кружки, и окурки, и полки с лекарствами - попытка упорядочить то, что отделяет нас от смерти, выразить остроту пребывания в этом теле и в этом сознании, которое может оборваться в любой момент.


«Claustrophobia/Agoraphobia», 2008

В своих интервью Хёрст всё чаще говорит о том, что в юности чувствовал себя вечным, а теперь тема смерти для него имеет множество других нюансов. «Приятель, моему старшему сыну, Коннору, уже шестнадцать. Несколько моих друзей уже умерли, а я старею, - объясняет художник. - Я больше не тот ублюдок, который пытался наорать на весь мир». Убеждённый атеист, Хёрст регулярно возвращается к религиозным сюжетам , безжалостно препарируя их и раз за разом констатируя, что существование бога невозможно так же, как и «смерть в сознании живущего».

Серии работ с живыми и мёртвыми бабочками воплощают размышления художника о красоте и её недолговечности. Наиболее наглядно эта идея выражена в инсталляции «Влюбиться и разлюбить» («In and Out of Love »): несколько тысяч бабочек вылупляются из коконов, живут и умирают в пространстве галереи, а их прилипшие к холстам тела остаются как напоминание о недолговечности красоты. Как и работы старых мастеров, произведения Хёрста желательно хотя бы раз увидеть вживую: и меметичная «Физическая невозможность смерти в сознании живущего », и «Разделённые мать и дитя » производят совсем иное впечатление, если вы стоите с ними рядом. Эти и другие работы из серии «Естественная история» не провокация ради провокации, а продуманное и лиричное высказывание о фундаментальных вопросах существования человека.

Как говорит сам Хёрст, в искусстве, как и во всём, что мы делаем, есть лишь одна идея - поиск ответа на главные вопросы философии: откуда мы пришли, куда движемся и есть ли в этом смысл? Заспиртованная акула, навеянная детскими воспоминаниями Хёрста о хорроре «Челюсти», сталкивает наше сознание с парадоксом: почему нам не по себе рядом с тушей смертельно опасного животного, ведь мы знаем, что она не может принести нам вред? Не является ли то, что мы ощущаем, одним из проявлений иррационального страха перед смертью, который всегда маячит где-то на краю сознания - и если да, как это влияет на наши поступки и повседневную жизнь?

Хёрста не раз критиковали за его творческие методы и резкие высказывания: например, в 2002 году художнику пришлось принести публичные извинения за то, что он сравнил теракт 11 сентября с художественным процессом. Живой классик осудил Хёрста за то, что он делает работы не своими руками, а использует труд ассистентов, а критик Джулиан Сполдинг даже придумал пародийный термин «Con Art», который можно перевести как «концептуализм для лохов». Нельзя сказать, что все возмущённые возгласы в адрес Хёрста были беспочвенными: художника не раз уличали в плагиате, а также обвиняли в искусственном накручивании цен на свои работы, не говоря уже о заявлениях Общества по защите прав животных, которое беспокоилось за условия содержания бабочек в музее. Пожалуй, самый абсурдный конфликт, связанный с именем скандального британца, - его противостояние с шестнадцатилетним художником Картрейном, который продавал коллажи с фотографией работы Хёрста «Во имя любви Господа». Художник-мультимиллионер отсудил у подростка двести фунтов, которые он заработал на своих коллажах, что вызвало бурное возмущение представителей арт-рынка.


← «Enchanted», 2008

Концептуализм Хёрста не так бездушен, как может показаться: действительно, художник рождает замысел, а воплощением занимаются десятки его безымянных ассистентов - однако практика показывает, что Хёрста действительно волнует судьба его работ. Случай с той самой заспиртованной акулой, которая начала разлагаться , стал одним из любимых анекдотов арт-мира. Чарльз Саатчи решил спасти работу, натянув кожу многострадальной рыбы на искусственный каркас, однако Хёрст забраковал переделанную работу, заявив, что она уже не производит такого устрашающего впечатления. В итоге уже испорченная инсталляция была продана за двенадцать миллионов долларов, однако по настоянию художника акулу заменили.

Друг и соратник Хёрста по YBA Мэт Коллишоу описывает его как «хулигана и эстета», и если с хулиганской частью всё понятно, то про эстетическую сторону часто забывают: пожалуй, необыкновенное художественное чутьё Хёрста можно оценить лишь в экспозициях работ из его обширной

Платиновый череп украшенный 8601 бриллиантомПроизведение Херста представляет собой череп 35-летнего европейца XVIII века, отлитый из платины по образцу настоящего черепа 35-летнего европейца, жившего между 1720 и 1810 годами. Платиновый череп украшен 8601 бриллиантом общим весом в 1106,18 карата. В центре «композиции» красуется крупный розовый бриллиант. Бриллианты крепятся к черепу при помощи платинового каркаса. По заверению художника, все бриллианты относятся к так называемой группе сonflict-free diamonds, т. е. при их добыче и обработке не был использован детский труд, не применялась рабская сила и прочие формы насилия и ущемления прав человека.
Группа анонимных инвесторов приобрела его за 100 с лишним миллионов долларов. Эта цена - рекорд для произведения современного мастера.

Зубы, изготовленные для черепа, обошлись художнику в 14 миллионов долларов. Назвал свою работу художник строкой из первого послания Иоанна: For the love of God («Из любви к Богу»). Автор полагает, что инкрустированный череп "возвышает и захватывает дух".
В 2007 году Херст стал самым дорогим художником мира, продав на аукционе Сотбис свою работу за 9,65 миллиона фунтов (19,3 миллиона долларов), но уже в августе он побил собственный рекорд, продав инкрустированный бриллиантами платиновый череп "Из любви к Богу" (For the Love of God) за 50 миллионов фунтов (около 100 миллионов долларов). К 2008 году СМИ называли Херста самым богатым художником мира: его состояние в это время превышало миллиард долларов.
В июне 2008 года стало известно о приглашении Херста в Королевскую Академию художеств, однако художник не дал ответа на это приглашение.
Столь экстравагантных изделий в нашем ювелирном магазине пока нет, но необычного дизайна колечко, серьги или колье Вы, безусловно, найдете.

  1. Яйцо Фаберже, изготовленное в 1902 для банковской династии Ротшильдов, за $18 500 000 приобрел директор частного Русского национального музея и один из главных московских знатоков Фаберже Александр Иванов.


Сенсацией закончился аукцион Christie"s, в Лондоне, на котором было выставлено "Ротшильдовское" яйцо Фаберже. Оно не только было продано за рекордную для ювелирной фирмы сумму в $18,5 млн.
Торг начался с 7,2 млн долларов - боролись один покупатель по телефону и один в зале. Пожалуй, впервые в практике антикварных торгов в Лондоне русский покупатель, которым оказался Александр Иванов, торговался за такую серьезную сумму из зала, не скрываясь в специальной комнате. Молоток ударил на сумме 18,5 млн долларов - покупатель сорвал аплодисменты и поздравления коллег.
Александр Иванов собрал одну из лучших в РФ коллекций изделий фирмы Фаберже. Теперь "Ротшильдовское" яйцо принадлежит частному Русскому национальному музею.
Цена на "Ротшильдовское" яйцо оказалась вдвое выше предыдущего рекорда. В 2002 г. на том же Christie"s "Зимнее яйцо" Фаберже купил за $9,6 млн арабский шейх.

  1. Самые дорогие шахматы в мире $ 500.000

Известный французский художник и ювелир, Бернард Маквин создал Королевские Алмазные Шахматы в 2005г. Это один из наиболее дорогих шахматных наборов в мире. Королевские Алмазные шахматы являются исключительным и одним из самых дорогих произведений ювелирного искусства. Тридцать ювелиров, под руководством Маквина потратили более чем 4500 часов, для создания этого королевского набора. И если Вам кажется, что стоят эти шахматы необоснованно много, то можно подсчитать, что каждый мастер при этом работал за 3,7 долларов в час, включая материалы.

Этот шикарный набор шахмат является частью коллекции Чарльза Холландера, одного из наиболее уважаемых имен в алмазной промышленности. Наверное, интересно играть в шахматы, которые стоят больше, чем дом твоих соседей.

Алмазные шахматы являются результатом скрупулезного труда ремесленников. Это ювелирный шедевр с гармоничным сочетанием эстетики, функциональности и красоты. Работа была сделана от начала до конца вручную. Художники и ювелиры использовали 1168.75 граммов 14-каратового белого золота, и приблизительно 9900 черных и белых алмазов, вес которых составил 186.09 карат.
Создавая эти шахматы, как и чуть ранее шашки, Бернард Маквин хотел поднять классические игры на новый уровень, удачно соединив в них изобразительное и ювелирное искусство.

  1. Бриллиантовый телефон Ле Миллион за $ 1 255 000

Этот уникальный телефон создан в Швейцарии именитым дизайнером Эммануэлем Гейтом. Он выполнен полностью вручную из золота и бриллиантов. На счету Эммануэля Гейта множество выдающихся моделей часов и ювелирных изделий.
В мире существует всего три экземпляра этой модели.
Они изготовлены из 18-каратного золота (розового, желтого и белого) и инкрустированы бриллиантами, а их задняя панель покрыта крокодиловой кожей высшего качества. Эта модель телефона названа самым дорогим в мире сотовым телефоном и занесена в Книгу рекордов Гиннеса. И не удивительно, ведь его корпус и кнопки усыпаны 120 каратами бриллиантов.

  1. Бриллиантовые песочные часы $ 6 500 000

Эти прекрасное и уникальное ювелирное творение придумано и создано тайландцами.
Стеклянная капсула часов установлена в золотой корпус, а вместо песка для определения времени используются 2000 бриллиантов, имеющих вес 10 000 карат!
Бриллиантовые часы показывают время также точно, как и песочные. Мелкие бриллианты хорошо обработаны и отшлифованы, а так же имеют одинаковый размер. Говорят что невозможно оторвать глаз, когда бриллианты пересыпаются из верхней части часов в нижнюю.
Сейчас этот ювелирный экспонат находится у своих производителей и они утверждают, что возможно не станут его продавать, несмотря на сумму в 6,5 миллионов долларов, которую они могут выручить за эти ювелирные часы.
Смотря на это драгоценное творение действительно начинаешь понимать «ценность времени»!

В галерее Гари Татинцяна открылась выставка Дэмиена Херста, одного из наиболее дорогих и известных современных художников. Херста в Россию привозят не в первый раз: до этого были ретроспектива в Русском музее, небольшая экспозиция в галерее «Триумф», а также коллекция самого художника в МАММ. На этот раз посетителям представят наиболее значимые работы 2008 года, проданные самим художником на персональном аукционе Sotheby"s в том же году. Buro 24/7 рассказывает, почему бабочки, разноцветные круги и таблетки так важны для понимания творчества Херста.

Как Херст стал художником

Дэмиена Херста можно в полной мере считать олицетворением Young British Artists — поколения уже не молодых, но весьма успешных художников, чей пик расцвета пришелся на 90-е годы. Среди них — Трейси Эмин с неоновыми надписями, Джейк и Динос Чепмены с любовью к маленьким фигуркам и десяток других мастеров.

YBA объединяет не только учеба в престижном колледже Голдсмитс, но и первая совместная выставка Freeze, которая прошла в 1988 году в пустом здании администрации в лондонских доках. Куратором выступил сам Херст — он отбирал работы, заказывал каталог и планировал открытие выставки. Freeze привлекла внимание Чарльза Саатчи — рекламного магната, коллекционера и будущего покровителя Young British Artists. Двумя годами позже Саатчи приобрел первую в своей коллекции инсталляцию Херста — работу «Тысяча лет», а также предложил ему спонсирование его будущих творений.

Дэмиен Херст, 1996. Фото: Catherine McGann/Getty Images

Тема смерти, ставшая впоследствии центральной в творчестве Херста, проскальзывает уже в «Тысяче лет». Сутью инсталляции был постоянный круговорот: из яиц личинок появлялись мухи, которые ползли к гниющей коровьей голове и погибали на проводах электронной мухобойки. Год спустя Саатчи одолжил Херсту деньги на создание другого произведения о круговороте жизни — знаменитого чучела акулы, помещенного в формальдегид.

«Физическая невозможность смерти в сознании живущего»

В 1991 году Чарльз Саатчи купил для Херста австралийскую акулу за шесть тысяч фунтов стерлингов. Сегодня акула символизирует собой мыльный пузырь современного искусства. Для газетчиков она превратилась в расхожий штапм (пример — статья Sun под заголовком «£ 50 000 за рыбу без чипсов»), а также стала одной из главных тем книги экономиста Дона Томпсона «Как продать чучело акулы за 12 миллионов: скандальная правда о современном искусстве и аукционных домах».

Несмотря на шум, в 2006 году работу купил за восемь миллионов долларов глава хедж-фонда Стив Коэн. Среди заинтересованных покупателей был и Николас Серота, директор галереи Tate Modern, крупнейшего музея совриска наряду с нью-йоркским МоМА и парижским Центром Помпиду. Внимание к инсталляции привлек не только список из ключевых для современного искусства имен, но и время ее существования — 15 лет. За эти годы тело акулы успело протухнуть, и Херсту пришлось ее заменить и натянуть на пластиковый каркас. «Физическая невозможность смерти в сознании живущего» стала первой работой в серии «Естественная история» — впоследствии Херст также поместил в формальдегид овцу и расчлененные туши коров.

The Physical Impossibility of Death in the Mind of Someone Living, 1991

Black Sheep, 2007

Love"s Paradox (Surrender or Autonomy, Separateness as a Precondition for Connection.), 2007

The Tranquility of Solitude (for George Dyer), 2006

Вращения и калейдоскопы

Работы Херста можно разделить на несколько жанров. Помимо упомянутых аквариумов с формальдегидом выделяют «вращения» и «пятна» — последние выполняют помощники художника в его студии. Тему жизни и смерти продолжают бабочки. Здесь и калейдоскоп наподобие витража в готическом соборе, и грандиозная инсталляция «Влюбиться или разлюбить» — комнаты, полностью заполненные этими насекомыми. Ради создания последней Херст принес в жертву около девяти тысяч бабочек: в галерею Тейт, где проходила ретроспектива, ежедневно привозили 400 новых насекомых на замену погибшим.

Ретроспектива стала самой посещаемой в истории музея: за пять месяцев ее увидело почти полмиллиона зрителей. Рядом с темой жизни и смерти логично существует и «аптека» — при взгляде на точечные картины художника возникают ассоциации именно с медикаментами. В 1997 году Дэмиен Херст открыл ресторан «Аптека». В 2003 году он закрылся, а продажа предметов декора и интерьера на аукционе принесла поразительные 11,1 миллиона долларов. Тему медицинских препаратов Херст развивал и в более наглядном ключе — отдельная серия художника посвящена шкафчикам с разложенными вручную таблетками. Самой материально успешной работой стала «Весенняя колыбельная» — стеллаж с таблетками принес художнику 19 миллионов долларов.

Дэмиен Херст, Без Названия, 1992; In Search of Nirvana, 2007 (фрагмент инсталляции)

«Ради любви к Богу»

Еще одно известное произведение Херста (и тоже во всех смыслах дорогое) — череп, усыпанный восемью с лишним тысячами бриллиантов. Свое название работа получила из Первого послания Иоанна — «Ибо это и есть любовь к Богу». Это снова отсылает нас к теме бренности жизни, неизбежности смерти и рассуждений о сути бытия. Во лбу черепа располагается бриллиант стоимостью в четыре миллиона фунтов стерлингов. Само изготовление обошлось Херсту в 12 миллионов, а цена за произведение составила в итоге около 50 миллионов фунтов (около 100 миллионов долларов). Череп был показан в Амстердамском государственном музее, а затем продан группе инвесторов через галерею White Cube Джея Джоплинга, еще одного крупного дилера, сотрудничавшего с Херстом.

Дэмиен Херст, «Ибо это и есть любовь к Богу», 2007

Рекорды, подделки и феномен славы

Хотя Херст и не устанавливает абсолютных рекордов, среди ныне живущих художников он считается одним из наиболее дорогих. Рост цен на его работы достиг пика в конце нулевых — с продажей акулы, черепа и других произведений. Отдельным эпизодом можно назвать и аукцион Sotheby"s в разгар экономического кризиса 2008 года: он принес ему 111 миллионов фунтов, что в 10 раз больше предыдущего рекорда — аналогичного аукциона Пикассо в 1993-м. Самым дорогим лотом стал «Золотой телец» — туша быка в формалине, проданная за 10,3 миллиона фунтов.

История становления Херста — пример идеального сценария для любого современного художника, в которой грамотный маркетинг сыграл едва ли не ключевую роль. Даже нелепые истории вроде уборщика галереи Eyestorm, сложившего инсталляцию художника в мусорный пакет, или пастора из Флориды, осужденного за попытку продать подделки Херста в 2014-м, выглядят невразумительно на фоне громких выходок самого художника. Спад интереса к Херсту стал наиболее очевидным в последние пять лет после очередной выставки в White Cube — напор критиков стал более ощутим, изобретательность Херста уже не поражала пресыщенную публику, а аукционные рекорды перешли к другим игрокам — Рихтеру, Кунсу и Капуру. Так или иначе, ореол славы Херста продолжает распространяться на его старые работы, которые сегодня можно посмотреть в галерее Татинцяна. Впереди у Херста и новые проекты — в преддверии Венецианской биеннале художник открывает большую выставку в Палаццо Грасси и Пунта делла Догана. Согласно пресс-релизу, они являются «плодом десятилетия работы» — вполне вероятно все снова заговорят о Дэмиене Херсте.

Вот и вся любовь, господа... Скульптура "За любовь Господа"

Скульптура "За любовь Господа", 2007.

Бриллиантовый череп является самым дорогим произведением искусства ныне живущих художников

Скульптура, выполненная известным британским художником Дэмиеном Херстом из 2 кг платины, – слегка уменьшенная копия черепа 35-летнего европейца XVIII века. Ячейки для бриллиантов (всего их 8601) вырезаны лазером, челюсть изготовлена из платины, а зубы вставлены настоящие. Венчает череп розовый бриллиант весом 52,4 карата. Работа обошлась британскому художнику, знаменитому своими скандальными инсталляциями с использованием трупов животных в формалине, в £14 млн.

Херст утверждал, что название скульптуры навеяно словами матери, когда она обратилась к нему с вопросом: For the love of God, what are you going to do next? ("Ради Бога, чем ты теперь занимаешься?"). For the love of God – дословная цитата из Первого послания Иоанна.

В 2007 году череп выставили в галерее White Cube, и в том же году он был продан за $100 млн (£50 млн фунтов). Агентство Bloomberg и газета The Washington Post писали, что в группе инвесторов оказался сам Дэмиен Херст, а также украинский миллиардер Виктор Пинчук. Представитель галереи White Cube не комментировала слухи, однако сообщала, что покупатели намерены впоследствии перепродать работу Херста.





Автор этой поистине варварской красоты – первый провокатор британского современного искусства Дэмиен Херст.
Один из ведущих деятелей британского современного искусства Дэмиен Херст родился 7 июня 1965 года в Бристоле, вырос в Лидсе. Его отец оставил семью, когда Дэмьену было двенадцать лет, он был механиком и продавцом машин, мать работала в консультационном бюро. Несмотря на явно асоциальный образ жизни, Херст посещал художественный колледж в Лидсе, а позднее изучал искусство в университете в Лондоне.
Впервые о Дэмиене Херсте заговорили в 1988 году, как о молодом импресарио экспозиции под названием Freeze.
Его первая персональная выставка прошла в 1991 году в Лондоне, а вскоре состоялись еще две выставки - в Институте Современного Искусства и в Emmanuel Perrotin Gallery в Париже.

Дэмиен Херст один самых дорогих и эпатажных из ныне живущих художников. Его работы - вызов обществу, шок, восторг и отвращение, за которые коллекционеры выкладывают миллионы долларов. Центральная тема в работах Херста - смерть. Широкую известность получили его картины, "нарисованные" плотным слоем мух, бабочками и другими представителями фауны. Знаковая работа Херста "Физическая невозможность смерти в сознании живущего": тигровая акула в аквариуме с формальдегидом.
Творец шедевров современного искусства явил миру арт-объект под названием For the love of God («Из любви к Богу») – череп 35-летнего европейца, жившего между 1720 и 1810 годами.
Череп украшен 8601 бриллиантом общим весом 1106,18 карата и стоимостью 14 миллионов фунтов стерлингов, а в центре «композиции» красуется крупный розовый бриллиант. Он обошелся Херсту примерно в двадцать миллионов долларов. Специалисты уже назвали этот экспонат самым дорогим произведением современного искусства.

По заверению художника, все бриллианты относятся к так называемой группе сonflict-free diamonds, т. е. при их добыче и обработке не был использован детский труд, не применялась рабская сила и прочие формы насилия и ущемления прав человека. Итак, все это в высшей степени гуманное великолепие крепится к черепу при помощи платинового каркаса.
Для начала Дэмиен взял череп 18 века, рядом можно увидеть один из центральных бриллиантов, затем был изготовлен платиновый слепок черепа, в котором лазером были сделаны ячейки для бриллиантов. Бриллианты аккуратно вставляли в ячейки и закрепляли, в этом время из оригинального черепа вытащили зубы и вымыли их, в знак благодарности черепу подарили платиновые зубки. В это время была изготовлена нижняя челюсть, розовый бриллиант занимает свое почетное место

Украинский бизнесмен Пинчук смотрит, как британский художник Хёрст создает одно из своих произведений в центре современного искусства


Британский художник Дэмьен Хёрст позирует возле одного из своих произведений в Киеве. (© Konstantin Chernichkin / Reuters/REUTERS)


Неоновый череп, череп из кокаина, хрустальный, бриллиантовый, черепа из частей пишущей машинки и велосипеда – словом, добро пожаловать в нашу коллекцию самых выдающихся произведений искусства, посвященных черепам.

Череп – символ смерти, тленности бытия. На протяжении многих столетий, как и все загадочное и темное, он привлекает людей, вселяет ужас и благоговение в их умы и сердца. Немало деятелей современного искусства посветили свои работы этой радикальной тематике.




Знаменитое произведение искусства, которое не могло ускользнуть из-под нашего взора. Хёрст назвал его "За любовь Господа" (For the Love of God), прямым текстом намекая на одну из книг Нового Завета. В работе использовано более 8,600 бриллиантов, а также огромный алмаз. Череп был продан за $100 миллионов.



Неон, криптон, ртуть, стекло – вот рецепт создания столь впечатляющих произведений искусства американского художника. Франклин отсылает зрителей к глубинам человеческого естества, заставляя задуматься о том, как разум и тело могут формировать единое целое. Особенно ярко эти мысли проиллюстрированы в полноразмерных работах художника (человеческих скелетах).



Страшноватая, но в то же время завораживающая работа. Череп оленя был дополнен частями от обычного велосипеда – как видите, спицы отлично вписались в образ.

Марк Грив в соавторстве с Иланой Спектор нередко участвуют в различных благотворительных мероприятиях. Вот и это произведение стало частью проекта "pART", организованного компанией, производящей запчасти для велосипедов. Вырученные средства были перечислены благотворительным организациям в Африке.



Никакой сварки или клея – в этом одна из ключевых особенностей произведений Джереми. "Я коллекционирую старые винтажные пишущие машинки, преимущественно в нерабочем состоянии. Для этого я частенько бываю на распродажах, заглядываю на блошиные рынки и антикварные магазинчики. Многие машинки мне приносят друзья," — рассказывает Майер на своем сайте. "При разборе пишущих машинок я никогда не использую инструменты — боюсь что-нибудь повредить," — добавляет художник.



Голландский художник Diddo создал, пожалуй, самый неоднозначный череп в мире. Сделан он из кокаина в прямом смысле слова, причем самого качественного. Для этого "уличный кокс" очищался в специальной лаборатории. На работу ушло 20 месяцев.

Сам Diddo вкладывает в свои произведения глубокий смысл. Вот что он пишет о "Кокаиновом черепе": "Мы жили в условиях страха и потребностей. Затем мы стали "людьми", пытаясь улучшить самих себя. Мы научились контролировать окружающую среду, однако страх остался. Наш внутренний зверь все еще на свободе" .


У Лорен есть целая серия произведений с черепами животных. Конкретно этот был создан под впечатлением от "джунглей Амазонки и Дня Мертвых" (праздника в Центральной Америке, посвящённого памяти умерших). В январе этого года в Лондоне как раз проходила выставка с этим экспонатом.


В этой работе использовано более 27,000 маленьких разноцветных кусочков, каждый из которых "приклеивался" вручную. Весь процесс занял 310 часов. Бэйкер ссылается на подсознание, работу мозга, "цветастость" мыслей и идей.



На ресурсе Skullis.com представлено множество черепов ручной работы. Большинство из них является настоящим произведениям искусства – или как минимум шикарным дополнением интерьера. Skullis изготавливает только черепа, и только из хрусталя и драгоценных камней. Компания является абсолютным лидером в своей нише.


Немецкий художник создает радикальные, пугающие скульптуры, которыми, впрочем, не устаешь восхищаться. Первая работа называется "God Of The Grove". В ней использованы позолоченная латунь и мрамор в качестве основных материалов.


Сандт дополняет тему красоты и смерти еще одной серией работ. На сей раз позолоченная точная копия человеческого черепа 18-го века зажата в "тисках" необычного приспособления.



В своих работах датский художник раскрывает идею тленности нашей жизни. Смерть всегда рядом. Что бы мы ни делали, где бы ни жили, как бы ни жили, "фундамент" всегда один и тот же. Все детали в представленных работах найдены или куплены в различных местах и лишь кажутся единым целым. Завершающим этапом для Миккельсена всегда является покрытие "миниатюры" слоем серебра или золота.



Фамилия художника как нельзя лучше отражает его главное увлечение. Иногда яркие, иногда мрачные, его работы всегда с налетом мистики и загробного мира. Джим побывал во многих странах и на всех континентах. В его работах причудливым и оригинальным способом смешиваются обряды, ритуалы и религиозные традиции народов Африки, Австралии, Америки, Океании.

Тем, кто разделяет вкусы Джима Скулла, обязательно стоит прикупить себе парочку прикольных предметов по "черепной" тематике — например, или .



Рассказать друзьям