Доходный дом е г бройдо. Доходный дом бройдо

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Первые сведения об этом участке относятся к середине XVIII века. В этот период на территории располагались четыре примерно одинаковых по размерам двора. В пожаре 1812 года все деревянные дома сгорели и через некоторые время отстроены заново. В 1887–1907 годы владение принадлежало Ю.В.Державиной и ее сестре дочери губернского секретаря М.В.Никифоровой.

В 1907 году владение было куплено кандидатом коммерческих наук Г.Е.Бройдо. В этом же году на месте снесенного одноэтажного деревянного дома и сарая вдоль всей западной границы был построен четырехэтажный с полуподвалом доходный дом по проекту архитектора Н.И.Жерихова.

10 марта 1908 г. Бройдо продал свое владение вместе с вновь построенным домом дворянину П.П.Александрову и вдове сына статского советника В.В.Шестаковой, которым здание принадлежало до 1917 года. Но в истории Москвы строение известно именно как "дом Бройдо".

Дом Бройдо – жилой доходный дом, все этажи которого были заняты квартирами, сдаваемыми внаем состоятельным жильцам. В нем проживали и владельцы дома П.П.Александров и В.В.Шестакова. В полуподвале находились подсобные помещения. После 1917 года квартиры были превращены в коммуналки.

В настоящее время здание имеет два различно оформленных главных фасада, выполненных в эклектичном стиле: западный, обращенный на Плотников пер., и северный, выходящий на М.Могильцевский пер. Эркер на северо-западном углу фасада на высоте 2–4 этажей зрительно объединяет композицию. Парадный вход в здание оформлен декоративным порталом с каменными масками в угловых частях.

Фриз доходного дома Германа Бройдо, который также широко известен под названием «Дом с писателями», представляет собой композицию из отдельных фрагментов (19 барельефов) – повторяющихся фигур писателей А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, Л.Н.Толстого в античных одеждах, а также Аполлона и муз, обращенных и прильнувших друг к другу. Происхождение фриза не установлено, несмотря на поиски специалистов.

Считается, что барельеф Л.Н.Толстого стал первым скульптурным изображением классика, созданным и представленным публике при жизни писателя. Некоторые предполагают, что это мог быть фрагмент фриза, выполненного скульптором Л.С.Синаевым-Бернштейном для Музея изящных искусств на Волхонке, от которого заказчик впоследствии отказался. Однако документальных подтверждений данной версии не имеется.

На начало реставрационных работ фасады дома Бройдо находились в неудовлетворительном состоянии, штукатурный слой отслоился, кирпичная кладка местами разрушена. Некоторые части лепного декора были полностью утрачены.
Во время проведения ремонтно-реставрационных работ специалисты укрепили кирпичную кладку, воссоздали уникальный лепной фриз, сохранившиеся элементы архитектурного декора отреставрировали, воссоздали оконные проемы и дверные полотна, заменили фигурные элементы водосточных труб и ограждения кровли, а также отремонтировали стропильную систему.

В 2018 году доходный дом Г.Е.Бройдо стал лауреатом конкурса Правительства Москвы "Московская реставрация" в номинации "за научно-методическое руководство / за научно-исследовательскую работу ".

Элегантно декорированное, без преувеличения, здание по адресу 2-й Обыденский переулок, 13 возвели в период между 1904 и 1910 годами на средства Германа Ефимовича Бройдо. Автором проекта стал зодчий Николай Иванович Жерихов , который плодотворно работал с заказчиком и по другим объектам в Москве.

Строение несколько отступает от красной линии переулка и пространство до дороги занимает маленький палисадник. На главной фасадной плоскости дома размещены два боковых ризалита, которые вкупе с торцами рядом стоящих зданий образуют своеобразный парадный двор, в архитектуре обозначаемый как кудонёр.

Такое объемно-планировочное решение позволяет причислить здание к стилю классицизма. Это же подтверждают ионические пилястры, фриз с тематикой античной эпохи, обрамление оконных проемов и другие элементы декора.


Но стоит подчеркнуть, что из этой концепции выпадают абрис оконных проемов уже упоминавшихся ризалитов, устроенные на кровле аттики с вазонами, внушительные по размерам лепные барельефы с полуобнаженными девами в свободных одеяниях, удивительные балконы полукруглой формы и кованое ограждение территории. Все это более свойственно уже для другого стиля - модерн.

В конечном счете, здание вобрало в себя архитектурные элементы не только озвученных стилей, но и неогреческого, что сделало его удивительным по красоте.


Объемные панно поверху оконных проемов на втором уровне оформлены изображением крылатых львов с зажатыми в лапах факелами.

Устроенный по горизонтали фриз с сюжетами по античной тематике был призван разграничить пространство второго и третьего уровня от завершающего этажа. Для этого использовалось и фактурное решение: 2 и 3 этаж оформлены «кабанчиком», а последний просто гладко оштукатурен.


Первый уровень дома Бройдо декорировали женскими маскаронами, более используемых в модерне, заменив ими классицистические замковые камни в сандриках оконных проемов.

Особое внимание хочется уделить внушительным барельефам, которые обрамляют арочные конструкции главных оконных проемов. Там запечатлены полуобнаженные девы в свободных ниспадающих одеяниях, устремленных навстречу друг к другу. У одной в руках крылатый жезл с обвившей его змеей, у другой - факел, и обе будто только-только уронили лавровые венки.


Из истории доходного дома

В период с 1907 по 1913 годы в доходном владении Бройдо проживали супруги Керзины - Аркадий Михайлович и Марья Семеновна, которые организовали «Кружок любителей русской музыки», желая популяризовать произведения отечественных композиторов.

Глава семьи - весьма востребованный и известный московский адвокат, любитель и знаток русского музыкального искусства. Его жена - пианистка, обучавшаяся в годы молодости у таких признанных мэтров, как В.И. Маурина и В.И. Сафонов, а немного позднее у П.А. Пабста. Теорию музыки ей преподавал С.Н. Кругликов.


Нонсенс, но в конце XIXстолетия произведения российских композиторов не так часто звучали на сценических площадках Москвы и обожавшие их музыку супруги, любившие даже в уютной домашней обстановке играть на фортепьяно в четыре руки, решили исправить это положение. Так и пришла в 1896 году идея создания приватного музыкального кружка.

Первые встречи проходили в местах проживания участников, где они играли музыку Римского-Корсакова, Мусоргского, Бородина, Балакирева … Музицировали здесь Ц.А. Кюи, С.В. Рахманинов, Н.К. Метнер, С.И. Танаев, солистами выступали Н.И. Забела-Врубель, М.А. Дейша-Сионицкая, Л.В. Собинов, И.В. Грызунов, М.А. Оленина-д’Альгейм и другие.

… в доме во 2-ом Обыденском переулке, 13 в период с 2010 по 2012 годы проходили съемки отечественного сериала «Дом образцового содержания», т.ч. увидеть интерьеры и экстерьеры бывшего доходного дома Бройдо можно во многих эпизодах этой ленты.

Здание украсили фризы с русскими писателями и музами в пикантных позах. Среди них можно узнать Гоголя, Пушкина и Льва Толстого. Причем фигура Толстого - это первое прижизненное скульптурное изображение писателя, выставленное для всеобщего обозрения.

Считается, что эти фризы предназначались для Музея изящных искусств на Волхонке. Композиция «Парнас» представляла собой процессию из пятидесяти фигур в античных одеждах. Они направлялись к окруженному музами Аполлону, который раздавал венки славы художникам, писателям и ученым разных стран. Но очередь за славой оказалась столь тесной, что наталкивала на эротические фантазии. Да и античные тоги больше напоминали простыни, а музы - девушек из дома терпимости. Поэтому Иван Цветаев отказался от этой работы. И уже в распиленном состоянии фриз украсил дом Бройдо.

Со временем фигуры начали осыпаться. Но недавно здание отреставрировали.

Говорят, что... ...появление эротического фриза на этом здании было связано с открытием в нем борделя, куда хаживали поэты и писатели. Но это лишь легенда. А кто-то и вовсе находит в этом фризе намек на нетрадиционную ориентацию Жерихова, ведь украшенное сходными барельефами здание гимназии Флерова в Мерзляковском переулке, построил он же.

Особняк по адресу Денежный переулок, 7, стр.1 действительно можно назвать одним из ярчайших образцов московского модерна, где явно читаются наработки французского Ар-Нуво.

Возвели дом для семейства Бройдо в период с 1910 по 1912 годы. Автором проекта сталь известный в Москве зодчий .

Доминантой городского особняка стал двухсветный холл с лестничным маршем, от которого, будто веером, расходились другие комнаты и залы. Всего архитектор спланировал три лестничных объема. На первом парадном уровне располагались две гостиные, исполненные в форме овала.


Композиционная составляющая главного фасада перекликалась с планировкой внутренних помещений. По центру разместили оконный проем и оформили его рисунком с уникальным переплетением изогнутых линий. Подобное же оформление просматривается в большом оконном проеме гостиной и на двух окнах с тыльной стороны особняка.


Парадный подъезд с полуциркульным завершением размещен в левой части строения и акцентирован окном овальной формы в модерновой стилистике.

Завершением ассиметричной композиционной составляющей «французского дворца в миниатюре» стала высоченная крыша с устроенным на ней парапетом.


Из истории владения

Семейство Бройдо - Герман Ефимович и Анжелика Гастоновна - были известными в Первопрестольной застройщиками, которые застраивали выкупленные владения богатыми особняками и доходными домами, а затем уже реализовывали их в готовом для эксплуатации виде. По большей части, основная их деятельность велась в районе улиц Арбат и Пречистенка.


Что касается этого владения, то на внутренней территории архитектором Зелигсоном был построен еще и доходный дом в четырех уровнях (стр.2), декор которого перекликался с главным домом, и хозяйственная пристройка стойла для лошадей вмести с помещением для хранения карет, которая, увы, не сохранилась до настоящего времени.


Еще до завершения полного строительства и отделки домов, владение выкупил в 1911 году Викторин Яковлевич Бурдаков, при котором к 1912-му году и были завершены все работы. Новый хозяин вселился в 20-комнатный особняк, а четырехэтажный дом во дворе, как и планировалось, использовался как доходный.


К сожалению, в 1960-е годы первоначальные внутренняя планировка и декор помещений особняка сильно видоизменились, и не в лучшую сторону, когда здание начали готовить под размещение в нем иностранного представительства. Сегодня здесь располагается посольство Чили в Москве.

Первые сведения об этом участке относятся к середине XVIII века. В этот период на территории располагались четыре примерно одинаковых по размерам двора. В пожаре 1812 года все деревянные дома сгорели и через некоторые время отстроены заново. В 1887–1907 годы владение принадлежало Ю.В.Державиной и ее сестре дочери губернского секретаря М.В.Никифоровой.

В 1907 году владение было куплено кандидатом коммерческих наук Г.Е.Бройдо. В этом же году на месте снесенного одноэтажного деревянного дома и сарая вдоль всей западной границы был построен четырехэтажный с полуподвалом доходный дом по проекту архитектора Н.И.Жерихова.

10 марта 1908 г. Бройдо продал свое владение вместе с вновь построенным домом дворянину П.П.Александрову и вдове сына статского советника В.В.Шестаковой, которым здание принадлежало до 1917 года. Но в истории Москвы строение известно именно как "дом Бройдо".

Дом Бройдо – жилой доходный дом, все этажи которого были заняты квартирами, сдаваемыми внаем состоятельным жильцам. В нем проживали и владельцы дома П.П.Александров и В.В.Шестакова. В полуподвале находились подсобные помещения. После 1917 года квартиры были превращены в коммуналки.

В настоящее время здание имеет два различно оформленных главных фасада, выполненных в эклектичном стиле: западный, обращенный на Плотников пер., и северный, выходящий на М.Могильцевский пер. Эркер на северо-западном углу фасада на высоте 2–4 этажей зрительно объединяет композицию. Парадный вход в здание оформлен декоративным порталом с каменными масками в угловых частях.

Фриз доходного дома Германа Бройдо, который также широко известен под названием «Дом с писателями», представляет собой композицию из отдельных фрагментов (19 барельефов) – повторяющихся фигур писателей А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, Л.Н.Толстого в античных одеждах, а также Аполлона и муз, обращенных и прильнувших друг к другу. Происхождение фриза не установлено, несмотря на поиски специалистов.

Считается, что барельеф Л.Н.Толстого стал первым скульптурным изображением классика, созданным и представленным публике при жизни писателя. Некоторые предполагают, что это мог быть фрагмент фриза, выполненного скульптором Л.С.Синаевым-Бернштейном для Музея изящных искусств на Волхонке, от которого заказчик впоследствии отказался. Однако документальных подтверждений данной версии не имеется.

На начало реставрационных работ фасады дома Бройдо находились в неудовлетворительном состоянии, штукатурный слой отслоился, кирпичная кладка местами разрушена. Некоторые части лепного декора были полностью утрачены.
Во время проведения ремонтно-реставрационных работ специалисты укрепили кирпичную кладку, воссоздали уникальный лепной фриз, сохранившиеся элементы архитектурного декора отреставрировали, воссоздали оконные проемы и дверные полотна, заменили фигурные элементы водосточных труб и ограждения кровли, а также отремонтировали стропильную систему.

В 2018 году доходный дом Г.Е.Бройдо стал лауреатом конкурса Правительства Москвы "Московская реставрация" в номинации "за научно-методическое руководство / за научно-исследовательскую работу ".



Рассказать друзьям