Доходный дом И. Б

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Необычный комплекс зданий в стиле модерн открывает Каменноостровский проспект. Разноуровневые корпуса с эркерами и нишами объединены полуоткрытым двором-курдонёром. Они примечательны многообразием оконных проемов, сочетанием отделочных материалов и художественным оформлением фасадов. В доме преимущественно располагались пятикомнатные квартиры с ванными комнатами, парадными залами, буфетными, кухнями и клозетами.

Как все начиналось

До XX века земельный участок, где сейчас стоит дом Лидваля, переходил от одного владельца к другому. В разное время здесь стояли каменные и деревянные особняки, нежилые постройки, и даже ламповая и бронзовая фабрики. Одни строения сносились, другие возводились... Так продолжалось до тех пор, пока участок не приобрела Ида Лидваль – предприимчивая женщина, которой от мужа досталась портновская мастерская.

У Иды Бальтазаровны было 8 детей. Семья жила в старом доме. В мастерской занимались пошивом мужской одежды и униформы для императорского двора. После смерти мужа подросшие сыновья постепенно подключились к деятельности фирмы. Дела в мастерской шли хорошо, и Ида начала задумываться о строительстве современного жилища, которое можно было бы совместить с доходным домом.

Земля для постройки родового гнезда была куплена в кредит. Средства были выданы госпоже Лидваль Кредитным Обществом под залог будущего имущества. Женщина получила ссуду 42% облигациями сроком на 37,5 лет, а через полгода – разрешение на постройку на своем участке. Проект будущего дома женщина доверила своему сыну – молодому выпускнику Академии художеств. И Федор Лидваль не обманул ожидания своей матери.

Возведение архитектурного шедевра

Строительство дома велось в четыре этапа и началось с застройки второстепенной Малой Посадской улицы. Каждый корпус возводился на протяжении двух лет. За годы строительства архитектурного ансамбля четко прослеживается рост профессионализма зодчего и становление его индивидуального стиля.

Первый корпус в 4 этажа не выделялся особой выразительностью, но в его линиях и отделке уже прослеживались черты раннего модерна.

Второй, пятиэтажный, корпус после строительства как бы замкнул собой территорию двора-курдонера. Архитектор облицевал нижний этаж плитами из красного гранита и горшечного камня, установил множественные лепные элементы по фасаду здания, подчеркивающие стиль северного модерна.

Третий, трехэтажный, корпус предназначался, собственно, для проживания семьи Лидвалей, а последним 4-хэтажным корпусом завершилось строительство архитектурного комплекса. В этих зданиях установили мраморные камины, фаянсовые умывальники, голландские и майоликовые печи. Комнаты были отделаны деревом, лепниной, росписью, мозаичными плитами. В парадных устанавливались витражи и камины, в окнах – стекла с алмазной гранью.

В каждом корпусе находились приемные, уборные, комнаты для обслуживающего персонала, часть помещений отводилась под оборудование для отопления и освещения, прачечных и гладильных комнат.

Постояльцы доходного дома

Семья Лидвалей проживала в своем особняке до Октябрьской революции. С наступлением переломного момента в истории России она переехала в Швецию.

Жильцами доходного дома являлись люди разных сословий. Среди них – иностранные подданные, представители элиты, преподаватели гимназий, художники, архитекторы, артисты, купцы.

Биографию дома украсили фамилии банкира Каменка, генерала Куропаткина, художника Петрова-Водкина, артиста Юрьева, химика Горбова, оперного певца Фрейдкова и др.

Федор Лидваль стал первым зодчим в Петербурге, применившим в отделке фасада горшечный камень и расширившим количество отделочных материалов. Именно Лидваль использовал в архитектурной композиции большой парадный двор, выходящий на улицу, вытеснив, таким образом, на задний план обустройство «дворов-колодцев».

По правую руку под № 1 и 3 дома Лидваля. Это собственно один дом, построенный в виде буквы П. Центральная часть его отделена от улицы сквером. Это новый тип построек.
Парадный двор отгорожен от улицы решеткой с гранитными столбиками, на них фонари. Правый и левый корпус, примыкающие к тротуару, не вполне симметричны. У правого - застекленная веранда. Два дворика находятся слева и справа от парадного двора со сквером. К ним можно пройти под арками. Оба они очень невелики, но прекрасно оборудованы необходимым.
Бросается в глаза окраска этого трехрядного дома. Его основание пепельно-серое из камня. Верхние этажи оштукатурены и окрашены в матово-бурые тона. Чередуются темные со светлыми. Интересны украшения, они неожиданны и весьма разнообразны. Мы найдем: филина, ворона на ели, паука на его паутине, зайца, а наряду с ними стилизованные тюльпаны и юноша на фоне восходящего солнца, похожий на Зигфрида. Линии волнующиеся, с мягкими очертаниями, широкие и плавные. Архитектурный облик здания несколько расплывчатый. На центральной части дата его постройки: 1902 год.
В облике этого здания чувствуется стремление придать всему недосказанный вид. Формы, краски, линии прихотливы, вычурны, переходы мягки. Декоративные детали играют большую роль в ансамбле.
Их сюжеты подобраны с расчетом придать некоторую таинственность облику здания. Перед нами \характерный памятник эпохи символизма, увлечения северными мотивами, эпохи склонной к
романтическим настроениям. В это время сложился особый архитектурный стиль „модерн", который быстро расцвел и еще быстрее отцвел. Описать его архитектурную конструкцию весьма трудно.
Все эффекты его чисто декоративны. Стилю модерн свойственны башенки, фонари, выступающие из плоскости дома, срезанные углы, тяжело декорированные диким камнем двери, стремление придать зданию черты замка.
Ассиметричность весьма характерна для этого стиля. Окраска обычно состоит из нескольких полутонов, иногда вставлены яркие инкрустации (зеленые, синие), как вышивка на платье. Декоративные украшения даны причудливыми, извивающимися, растянутыми линиями; их сюжеты взяты из образов „декадентской" поэзии.
В Ленинграде очень много домов этого стиля. На улице Красных Зорь, которая усиленно застраивалась в начале XX в., мы часто будем встречаться с ними.
Хозяин этого дома носил фамилию, стяжавшую себе печальную славу в 1905 г. Некий Лидваль, по поручению товарища министра внутренних дел Гурко, должен был вследствие неурожая произвести закупку хлеба. Дело велось так корыстно, что вызвало крупный скандал, сильно взволновавший общественное мнение. Гурко был предан суду Сената.
В настоящее время в доме Лидваля приютился ряд учреждений для детей; среди них 188-й детский дом.

(Анциферов Н. Дом Лидваля // Экскурсии в современность / Под редакцией Н. А. Кузнецова и К. В. Ползиковой-Рубец.

Л. Издательство книжного сектора ЛГОНО, 1925., добавил miraru1)

Каменноостровский пр., д. 1-3
Малая Посадская ул., д. 5
Кронверкский пр., д. 15

1899-1904 гг. - арх. Федор Иванович Лидваль

Доходный дом архитектора Ф.И.Лидваля являет собой новый тип доходного дома с открытым озелененным двором-курдонером. Три корпуса - целый комплекс разноэтажных зданий, отличающихся живописной асимметрией, многообразием форм окон, сочетаниями природного камня с разнофактурной штукатуркой. Фасады всех трех зданий украшены скульптурными рельефами с изображениями птиц, зверей и стилизованными растениями. Северное трехэтажное крыло являлось семейным особняком Лидвалей с апартаментами. В этом корпусе были установлены майоликовые печи, фаянсовые умывальники, мраморные камины. Потолки и стены в комнатах были деревянные, отделанные дубом и березой. В разное время в этом доме жили архитектор М.Е.Месмахер, художник К.С.Петров-Водкин, актер Ю.М.Юрьев.

Лидваль Федор Иванович (1870-1945) - русско-шведский архитектор, академик архитектуры. Главными работами зодчего стали доходные дома, которые он проектировал в новом для того времени стиле модерн. По проектам Ф.Лидваля строились здания не только в Петербурге, но и в Москве, Киеве, Астрахани, Харькове. В 1910-1912 годах занимался строительством здания гостиницы «Астория». В 1918 году архитектор уехал в Стокгольм. В Швеции зодчий построил несколько жилых и общественных зданий.

История участка, на котором сейчас находится дом Лидваль, начинается с 1849 года. В том году между Малой Посадской и Кронверкским проспектом, стоял двухэтажный деревянный дом штаб-лекаря Н. А. Брауна и двухэтажный каменный дом механика Е. И. Гленни. В 1857 году часть участка перешла к жене купца А. А. Кумберг. Новая владелица построила один жилой дом и четыре нежилых постройки. На этом участке ее муж, немецкий предприниматель, купец 2 гильдии Иван Кумберг в 1851 году основал ламповую и бронзовую фабрику. На промышленной выставке в 1861 году он получил одну из наград. К этому времени на фабрике работало 50 человек. Годовой оборот её был около 110 тысяч рублей. Вскоре фабрика расширилась и стала в 1875 году заводом бронзовых изделий. Владельцам его оставался И. А. Кумберг. Заведующими заводом были Иоганн Кокс и Рихард Коордт. Фамильная ценность – керосиновая лампа с надписью «И. А. Кумберг» находится сейчас в музее арт-галереи «Питерская мансарда».

В 1863-1889 годах этот большой участок приобрел Меклотлин, который возвел две деревянные нежилые постройки. В 1896 году весь участок был поделен на два: С. В.Фелькеля (под №1) и А. А.Кумберг (под №3). Спустя 2 года они перешли к Я. П. Коксу, прусскому подданному, занимавшемуся металлической мануфактурой.
Но уже 28 сентября 1898 года участок был куплен матерью архитектора Ф. Лидваля. Земля была куплена в кредит. Ида Бальтзаровна Лидваль просила Кредитное Общество выдать ей, под залог означенного имущества, ссуду 42% облигациями, которая по правилам Устава Общества причитается на 37 ½ лет срока.

23 марта 1899 года Ида Лидваль написала прошение в Санкт-Петербургскую Управу, желая произвести постройку на принадлежащей ей земле. Разрешение было дано 14 апреля 1899 года, а 24 апреля Ф. И. Лидваль уже просит поставить временный забор, что означало начало строительства.
В связи с тем, что у проспекта стояли каменные и деревянные жилые флигели, строительство всего комплекса началось в 1899 году со стороны Малой Посадской улицы. В 1900 году четырехэтажный корпус был возведен и занимал 130,25 квадратных сажень. Он включал, преимущественно пятикомнатные квартиры, в которые кроме комнат входили людские, ванные, буфетные, передние, кухни, клозеты.

Архитектурное решение дома Лидваля на Каменноостровском проспекте

Дом на одно из ранних произведений Ф. Лидваля. Это выдающийся образец комплексного градостроительного и художественного решения большого участка. Здание состоит из нескольких разноэтажных корпусов, объединенных полуоткрытым двором курдонёром (cour d"honneur – в переводе с французского – двор почета), что делает квартиры более освещенными. По словам Е. А. Борисовой и Г. Ю. Стернина этот новый прием композиции с большим парадным двором, раскрытым на улицу, сменившим типичные для петербургских доходных домов XIX века «дворы-колодцы», здесь был применен впервые.

В постройке корпуса, выходящего на Малую Посадскую улицу зодчий пытался преодолеть привычные плоскостность и симметрию. Средний щипец криволинейного абриса и широкие окна под ними смещены с центральной оси. Нижний этаж отделен не горизонтальной тягой, а волнообразной линией. Эркеры не повторяют друг друга: левый – округлый, правый – трехгранный. Боковые трапециевидные щипцы с лучковыми навершениями подходят на завершение угла дома И. Е. Ритинга на Кронверском проспекте (1899, В. В. Шауб). Стена покрыта фактурной штукатуркой «внабрызг». Этот прием затем будет любимым в творчестве Лидваля.

В плане центральный корпус тоже несимметричен, но основное звено его главного фасада имеет симметричное трехосевое строение. Вертикальные оси корпуса подчеркнуты тремя эркерами и щипцами. Средний щипец сложно искривленного контура подымается над боковыми эркерами. Трехгранный стеклянный эркер в центре зажат между лопатками большей высоты, прочерченными вертикальными тягами. Металлические балки и другие части его конструкции художественно о6работаны. Цоколь дома по всему периметру сложен из гладко обработанных плит красного гранита. Облицовка нижнего этажа и архитектурные детали выполнены из талько-хлорита (талько-хлоритовового сланца) или, как его еще называют, «горшечный камень», впервые в Петербурге примененного Лидвалем.

Курдонер и решетка дома Лидваль

От здание отделяет красивая кованая решетка, установленная на столбах красного финского гранита, и возобновленная летом 1995 года. В решетке устроено двое ворот с гранитными пилонами-фонарями. Дом проектировался как единый организм, где форма соответствует содержанию Новые тенденции проступают не только в планировке здания, но и в характерных для архитектора приемах декоративного убранства. В оформлении фасадов корпусов зодчий широко использовал декоративные мотивы модерна; привлекает внимание оформление над центральным порталом. В центре рельефного украшения – картуш с датой окончания главной части комплекса «1902». Справа от даты изображена сосновая ветка с шишками. Рядом лесная птица, похожая на сороку, норовящая клюнуть сидящего рядом зайца. За ним еще один заяц, выбегающий из чащи. Слева от даты – голова рыси с раскрытой пастью. Рядом, на сучке, сидит сова с раскрытыми крыльями.
Горельефный филин с распростертыми крыльями, для которых специально расширен верх среднего щипца, расположился под самой крышей. На втором этаже по обе стороны корпуса расположены балконы. На решетках которых «сидят» большие кованые пауки. Справа и слева от них, словно поддерживая паутину, «цветут» металлические подсолнухи. Созданные фантазией зодчего ограждения замечательны в двух отношениях: филигранно выполненная кузнечная работа делает их произведением искусства, а выбранный им сюжет несет в себе многозначный образ: паук – символ рукоделия, ремесла, ткачества и еще шире – судьбы. решетки с пауками дома Лидваль служат своеобразной иллюстрацией к словам французского искусствоведа Ш. Блана, заметившего, что «… архитектура в высшем ее понимании – не сооружение, которое украшают, а украшение, которое строят». Любопытен тот факт, что остальные балконы здания (а всего их около десяти) имеют совершенно иную стилистику. Часть из них выполнена в растительном варианте ритмического модерна, другие – в неоклассическом стиле.

Дом Лидваля – яркий представитель северного модерна в Петербурге

Постройка дома И. Б. Лидваль стала событием в архитектурной жизни Петербурга. И естественно, что в сооружениях других зодчих той поры можно найти отголоски архитектурных приемов, впервые использованных в доме на Каменноостровском проспекте. Так композицию лидвалевского балкона с пауками можно увидеть в решетках дома П. Т. Бадаева (ул. Восстания, 19), спроектированного архитекторами В. И. и Г. А. Косяковыми. Только вместо подсолнухов, паука окружают могучие стебли цветущего чертополоха.

Декоративное убранство дома Лидваля, как представителя северного модерна

Над парадной левого корпуса – изображения фантастических большеголовых рыб, напоминающих дельфинов, с глазами навыкате и с раскрытыми ртами. На выступающей части флигеля высечена юркая ящерица, выше – голова рыси. Под листом папоротника растут мухоморы и сморчки. Рядом тюльпаны, лесные ягоды. Все это органично вплавлено в разнофактурные поверхности стен. Эти звери и птицы – дань увлечения модной в то время северной архитектурой. Смешение северных и южных, ночных и дневных, реально существующих и вымышленных птиц и зверей в оформлении здания – одна из черт модерна.

Особенно выразительна по пластике угловая часть южного корпуса. Объемы и плоскости мягко всечены друг в друга. Сам угол словно врезан, и в заглубление вкомпонована граненая призма, которую поддерживают мощная балка и толстые столбики из блоков рваного камня. К элементам модерна прибавились венки и гирлянда.

Образ дома Лидваль – полифоничен. Многочисленны и разнообразны эркеры и балконы, прямые и многоугольные оконные проемы, некоторые из них с завершениями в виде арок с наличниками разных рисунков. В облицовке фасада здания, опирающегося на цоколь из красного гранита, использован горшечный камень светлого зеленовато-серого цвета, поставленный финской фирмой из месторождения «Нуннанлахти» (Финская Карелия) или «Капливо-Мурананвара».
Подходя к дому сразу же обращаешь внимание на кованные перила балкона первого этажа. Они выполнены в виде латинской буквы «L» – первой в фамилии хозяев – Lidvall.

Первые обитатели дома Лидваль

После постройки поселился в этом здании сразу: князь Ухтомский, бельгийский подданный Теньшан, преподаватель гимназии Желобовский. Плата за проживание в такой квартире в течение года колебалась от 1200 до 1400 рублей, в зависимости от этажа и выхода окон. В квартире №6 в то время жил художник и архитектор Ф. Ф. Постельс.
В 1901-1902 годах был сооружен пятиэтажный поперечный корпус, замкнувший косоугольный внутренний двор. Он занимал 203,36 квадратных сажень. В этом корпусе количество комнат в квартирах разное. Например, в двухкомнатных жили: купчиха Сапожникова О. С., Былинский В. Г., Лесснер Р. Г. Шестикомнатную квартиру № 16 на 1 этаже занимал архитектор А. Г. Гавеман, выпускник Академии Художеств (1898).

Девятикомнатную квартиру № 18 на 3 этаже занимала до 1915 года сама хозяйка – Ида Лидваль. В соседних квартирах №21 и №23 на этом же этаже проживали ее сыновья Эдуард Лидваль и Федор Лидваль. В конце 1903 года возвели левый 3-х этажный, частью 4-х этажный флигель. Его площадь составляла 169,61 квадратных сажень. Здесь было всего 5 квартир. В квартире №26 жил коллежский советник А. Д. Покотилов. А в соседней 27-ой проживала однофамилица Мария Константиновна. До смерти мужа архитектора Д. В. Покотилова она еще жила в доме Лидваль, но вскоре переехала в собственный особняк на Каменноостровском проспекте под №48. Остальные квартиры на время составления описи в 1904 году еще пустовали. В первом этаже находилось техническое бюро архитектора. Сотрудники бюро в январе-марте 1915 года выпускали ежемесячник содружества «Посадская 5».

Наконец в 1904 году построили последнее здание в этом комплексе – правый флигель. Здесь было расположено 9 квартир. В квартире №30 и №34 жили британские подданные – Гот Елизавета Ивановна и Ж. Вард Яковлевич. В объединенных квартирах №31 и №36 на 3 этаже жила семья светлейшего князя Радзивилла. Этажом выше, в квартирах №33 и №38, жила семья генерал-адъютанта Куропаткина.

Квартиры Радзивилла и Куропаткина стоили по 9000 руб. в год. Эта цена очень высокая для того времени. Если считать, что, например, преподаватель гимназии Желобовский, проживая в 4-х комнатной квартире, платил за нее 75 руб. в месяц, с зарплатой 150-190 рублей. Но цена того стоила. Ведь в планировке квартир Лидваль уделял большое внимание расположению помещений, вопросам комфорта, гигиены и освещения.

Отделка дома Лидваль

Не смотря на то, что общий план дома имеет неправильную форму, архитектору удалось обойтись без комнат с острыми и тупыми углами. Неудобные помещения использовались как кладовки или вспомогательные помещения. Этот дом относится к типу доходных, т.к. был рассчитан на жильцов любого слоя, в чем мы смогли убедиться. Все квартиры были одинаково благоустроены, отличались лишь величиной, по этажам и выходом окон на юг, восток или запад.

Так же с помощью документов тех лет, мы можем представить внутреннюю отделку дома. Полы в квартирах были мозаичные, и паркетные, частью с рисунком и фризами. В комнатах правого и левого флигелей стены и потолки деревянные – дубовой и березовой отделки. Были установлены голландские, амовские, русские и майоликовые печи – голландские и мраморные камины. В ваннах последнего корпуса были французские кухонные очаги и фаянсовые умывальники. В доме были окна цельные и решетчатые, в которые вставлялись стекла с алмазной гранью. Эти стекла играли на солнце всеми цветами радуги.
В парадных находятся мраморные и изразцовые камины, мраморные лестницы имеют красивые изгибы. На стене лестницы левого флигеля сохранилась мозаичная картина. В каждом корпусе были комнаты для швейцаров, дворников и машинистов, приемные комнаты, уборные, прачечные, гладильные. Но самое главное новшество этого времени – лифт.

Ф. И. Лидваль и его семья

С 1904 года по 1917 год Ф. И. Лидваль и его семья жили в доме на Каменноостровском проспекте в доме № 1/3, но после Февральской революции посланник Брендстрем посоветовал ему отправить семью в Швецию в надежде, что ситуация стабилизируется. Поэтому жена и дети Лидваля провели лето в стокгольмских шхерах. В августе 1917 года скончался отец госпожи Лидваль и она отправилась в Петроград, где находился в это время ее муж. Дети по-прежнему оставались в Швеции, куда она вернулась в сентябре. Этот приезд стал ее последним пребыванием в городе, в котором она родилась и выросла.

По возвращении в Швецию госпожа Лидваль с детьми жила в гостинице при юрхольском ресторане. Зиму 1917-1918 годов семья Лидвалей провела в Юрхольме. Ф. И. Лидваль пережил Октябрьскую революцию 1917-ого года в Петрограде, и не разу не подвергшись насилию из-за своего авторитета. Рождество он все же праздновал, по-видимому, в Стокгольме со своей семьей. Так или иначе, в январе 1918 года он был снова в Петрограде. Там он оставался еще почти год. В конце ноября он уехал в Стокгольм, наверное, не думая, что никогда не вернется. В его конторе продолжалась работа над проектами нескольких зданий: Русского банка внешней торговли, А/О «Братья Нобель» и родильного дома в Петрограде, банковского дома в Самаре, курортного отеля в Кисловодске. Ни один из проектов не был завершен, но мастерская функционировала как цельная структура до 1923 года (она располагалась в его же доме на первом этаже – Каменноостровский пр.1/3). В 1919 году семья Лидвалей купили 3-х комнатную квартиру в Стокгольме так как уже поняли что пребывание в Швеции, названное временным стало постоянным и растянулось на всю оставшуюся жизнь.
В 1919 году Шведское государство учредило «Русскую комиссию по имуществу», задачей которой являлось защитить интересы шведов в России, как частных лиц, так и предприятий. Среди тех, кто потерял больше всего, были семьи Лидвалей - архитектора и портных. Общая сумма требований Лидваля к Советскому государству достигало 1.792.520 крон, что соответствует 70-80 млн. нынешних крон. Сюда относились стоимости домов: на Зелениной улице, 20/15 (приобретен в 1910 году), на Безбородкинском проспекте,14 (приобретен в 1915 году), на Большом проспекте Васильевского острова, 99-101 (приобретен в 1916 году). Документы, подтверждающие право владения, имелись в ячейке № 700 Петроградского отделения Азовско-Донского банка. Жена Маргарет выставила требование в размере 375.000 крон. Но им ничего не вернули.

В 1920 году 25 февраля архитектор Юхан Фредерих Лидваль и его семья были зарегистрированы в приходе Хедвиг Элеоноры в столице Швеции.

Карьера Ф. И. Лидваль в Швеции


Лидваль был одним из наиболее уважаемых архитекторов России и основателем нового стиля в петербургском зодчестве первых десятилетий ХХ столетия. Но в Швеции он был почти неизвестен, а если его и знали, то в условиях плохих конъектур, сложившихся 20-е годы, на него смотрели, как на опасного конкурента. Эммануил Нобель по началу старался помочь Лидвалю – отчасти наличными средствами, отчасти предложением заказа на проект здания Нобелевского фонда в Стокгольме. Этот заказ Ф.И. Лидвалю не достался, но через несколько лет, проведенных в унизительном околачивании порогов, он устроился в Стокгольме в архитектурную контору «Эстлин и Старк».

Ф. Лидваль за время работы в Стокгольме спроектировал 23 дома, в том числе 16 авторских, но, несмотря на это, его карьеру в Швеции нельзя назвать удачной в сравнении со сделанным им в дореволюционной России. Его дочь Ингрид с болью пишет о пережитых отцом трудностях в Швеции, причем не только профессионально. После почти двадцатилетних успехов и высокой оценки, заслуженной им как архитектором России, теперь он вынужден был довольствоваться работой служащего. Порой он получал четыре самостоятельных здания, но далеко не в том объеме, чтобы смог обеспечить себя лишь частными заказами.

Федор Иванович Лидваль, великий русский архитектор

Признанный и широко известный в России и забытый в Швеции, Ф. И. Лидваль умер в результате кровоизлияния в мозг у себя дома в Стокгольме 14 марта 1945 года. Он похоронен в на Юрехольмском кладбище (пригород северного Стокгольма).
Федор Иванович Лидваль заслужил высокий авторитет не только, как архитектор-художник, тонкий знаток архитектурной формы, человек большого вкуса, но и как строитель лично возглавляющий реализацию своих проектов в натуре, требовательно относящийся к качеству строительных и отделочных работ, вникающий во все детали строительства. Многие ученики Лидваля (А. А. Оль, Р. И. Китнер и др.) стали видными советскими зодчими и всегда помнили учителя и старшего друга.

Здание было премировано на первом городском конкурсе «лучших фасадов» (1907). Как образец жилой постройки в стиле модерн этот дом вошел в учебные курсы истории архитектуры.

К концу 30-х годов как число заказчиков, так и содержимое их бумажников уменьшилось, и Пауль вернулся в Швецию. Его брат Эдвард уже несколько лет как умер, и дела фирмы вели теперь его сыновья Альф и Оскар. Пауль Лидваль открыл собственное ателье на улице Регерингсгатан, и поэтому в Стокгольме одно время были две портняжные фирмы Лидвалей. Однако через некоторое время Альфу и Оскару пришлось закрыть свое дело, и остался один Пауль.

Одним из постоянных клиентов его фирмы был артист Карл Герхард. Другим знаменитым клиентом был писатель и журналист Ян Улуф Ульсон. Ко-гда тот однажды выразил сомнение по поводу какой-то детали заказанного костюма, Лидваль ответил: «Князь Юсупов хотел, чтобы было именно так». Этот комментарий сразу пресек любую дальнейшую аргументацию клиента.

Ателье Пауля Лидваля прекратило свое существование почти ровно через 100 лет после того, как отец Юн Петтер обосновался в нашем городе. Братья Лидвали вращались среди людей, принадлежащим к высшим слоям общества, и им довольно быстро удалось наладить свою деятельность в Швеции, хотя они так никогда и не достигли там такого же финансового и социального уровня, как в Петербурге. Не надо обладать особенно богатым воображением, чтобы представить себе проблемы, с которыми столкнулись на своей новообретенной Родине российские шведы, обладавшие меньшим образованием и общественны-ми связями (30, с.293).




























2.2. Швед с «петербургской» душой

Федор Лидваль родился 1 мая (20 мая по старому стилю) 1870 года и после рождения был занесен в книгу шведского прихода св.Екатерины (14, с.17) (см. приложение). Федор Лидваль окончил начальную школу при церкви св.Екатерины и поступил во второе Петербургское реальное училище, где обучался шесть лет, с 1882 года по 1888 год. В 1882 году отец возил сына в Швецию, эта поездка запомнилась ему на всю жизнь. В торговом доме «Лидваль и сыновья» Федора Лидваля можно было увидеть крайне редко, так как к тому времени он уже точно знал, что хочет стать архитектором. Но поступить на архитектурное отделение Академии Художеств он не смог, так как его оценки не были достаточно высоки. Поэтому два следующих года он занимался в училище технического рисования барона Штиглица. Получив там серьезную подготовку, Лидваль в 1890 году стал учеником Академии Художеств. Первые два года, проведенные в общих классах «старой» Академии, которые должны были пройти все ученики, независимо от их дальнейшей специальности, были посвящены общеобразовательным наукам, рисованию и копированию классических гравюр. Перейдя затем в специальный класс архитектурного отделения, Федор Лидваль занимается техническими науками, «черчением архитектурных частей и орнаментов всех стилей», составлением архитектурных проектов под руководством дежурных профессоров. Продолжаются занятия рисунком, а в летние месяцы он, как и другие ученики архитектурного отделения, проходит практику на постройках. Во время каникул Федор Лидваль, как и его братья, проходил дважды службу в Королевском лейб-гвардейском полку в Стокгольме, так как считали это обязательным (14, с.17-18).

Получив солидную художественную и техническую подготовку, тщательно изучив исторические архитектурные стили, Федор Лидваль продолжает свое образование с 1894 года в мастерской Леонтия Николаевича Бенуа, который являлся автором проектов зданий Певческой капеллы, клиники Отта в Санкт-Петербурге и западного корпуса Русского музея, который и по сей день назван его именем. Из мастерской Л. Бенуа впоследствии вышли такие крупные и такие разные в творческом отношении мастера архитектуры, как Г.А. Косяков, М.С. Лялевич, А.И.Таманян, Н.В. Васильев, М.М. Перетяткович, В.А. Щуко, Н.Е. Лансере, И.А. Фомин, А.Е. Белогруд и др. Курсовые работы Федора Лидваля, выполненные в мастерской Бенуа, еще не дают представления о свое-образии будущего зодчего. О ранних работах Лидваля мы можем судить по фотографиям проектов загородной виллы (1894 год), двух общественных зданий (1895 год), помещенных в альбоме-книге «Ф.Лидваль». Все они исполнены в духе тогдашнего безличного общеевропейского ренессанса (14, с.26).

Двухлетние занятия в индивидуальной мастерской художественного училища Академии завершились разработкой выпускной программы на звание художника-архитектора. В 1896 году Федор Лидваль завершил свое образование, разработав проект выставочного зала. После окончания учебы в Академии Ф.Лидваль ездил в Европу и США. Творческая деятельность Ф.Лидваля в России продолжалась около двадцати лет. Можно с некоторой условностью выделить два периода: с 1897 по 1907 год и с 1907 по 1918 год. Самыми известными постройками считаются: Дом Лидваль, гостиница «Астория», Азовско-Донской банк, доходный дом Циммермана, особняк Нобеля, 2-е Общество Временного кредита, Шведская церковь, Товарищество «Братья Нобели». Ф.Лидваль построил в Петербурге несколько десятков зданий, оставивших заметный след в архитектурном облике, проявив при этом характерный для него художественный такт, сочетая приемы классической школы с новыми мотивами и формами. В эту пору его главная тема – доходный дом, основной тип зданий капиталистического Петербурга. Ф.Лидваль, как и его коллеги, стремился к созданию запоминающегося образа, в то же время размещая в домах возможно большее количество квартир для различных слоев населения (14, с.24).

Много места в его деятельности занимали конкурсы. В разработке проектов Лидваль успешно сотрудничал с А.Н.Бенуа, О.Р.Мунцем, Р.И.Китнером, Г.А.Косяковым, С.В.Беляевым, с последним еще в 1899 году выполнил проект пятиэтажного здания с эркерами, рационального по структуре доходного дома с тремя внутренними дворами. Эта вполне зрелая работа молодых зодчих, была удостоена первой премии. Впоследствии Ф.Лидваль исполнил не мало конкурсных проектов (14, с.74).

В 1912 году Ф.Лидваль принял участие в заказном конкурсе, проведенном Министерством путей сообщения и Академией Художеств на проект здания Николаевского вокзала. В 1911 году Ф.И.Лидваль участвовал в конкурсе на проект здания Благородного собрания, расположенного на углу улиц Малой Садовой и Итальянской, 27 (14, с.82).

Деятельность Ф.Лидваля была многоплановой. Он преподавал в Политехническом институте, участвовал в издании журнала «Малая Посадская № 5». В 1907 году он – член жюри конкурса Мечети, затем пассажирского здания Николаевкой железной дороги, театра в Тамбове, школы народного творчества и многих других сооружений. К 1915 году относятся два конкурсных проекта-здания Волжско-Камского банка, один для Тифлиса, второй для Киева, выполненных Лидвалем совместно с талантливым зодчим Г.А.Косяковым. В том же году Лидваль совместно с Китнером выполнили проект Лысьвенского народного дома в Пермской губернии (14, с.43).

В 1910-1917 годах Ф.И.Лидваль преподавал на архитектурном факультете женского Политехнического института, вел архитектурное проектирование, поощрял, как и Л.Н.Бенуа эскизные проекты. Здесь был очень сильный состав педагогов: В.А.Покровский, В.А.Косяков, М.С.Лялевич, В.В.Старостин, П.Ф.Алешин, В.А.Щуко, И.Я.Билибин, С.В.Беляев, М.М.Перетяткович и другие крупнейшие зодчие и художники Петербурга. Вместе с Лидвалем они много сделали для образования женщин-архитекторов, многие из которых стали видными советскими зодчими. В 1914-1916 годах Ф.И.Лидваль участвовал в выпуске архитектурно-художественного еженедельника. Он был постоянным участником судейских конкурсных комиссий, привлекался к разработке программ на проектирование различных проектов (14, с.76).

Построив за относительно короткий отрезок времени не менее десяти крупных жилых зданий, Лидваль выдвинулся в ряды виднейших петербургских зодчих. Его творчество получает официальное признание общественности. В 1907 году особая комиссия по присуждению премий за лучшие фасады наградила Лидваля серебряной медалью за фасады дома № 19 на Конюшенной улице, а владелец дома № 61 на Каменноостровском проспекте также построенном Лидвалем получил почетный диплом. В 1909 году Ф.И.Лидвалю было присвоено почетное звание академика архитектуры (14, с.76).

В 1908 году Лидваль женился на Маргарет Фредерике Эйлерс (30). Она родилась в 1885 году в Санкт-Петербурге (19, с.72). И жила вместе со своей семьей на Каменноостровском проспекте. Ее отец Герман Фридрих Эйлерс (родился в 1837 году в Восточной Фрисландии, ныне Голландия) был садовников в княжеской петербургской семье Юсуповых, а затем завел собственное дело и стал поставщиком цветов ко двору его Величества. Умер он в августе 1917 года в Петрограде (19, с.72).

Своим детям: Свену (31.12.1909г.р.), Андерсу (28.11.1911 г.р.), и Ингрид (01.08.1913 г.р.). Маргарет дала шведские имена, так как, выйдя замуж, она приняла шведское гражданство (19, с.72). В доме Ф.И.Лидваля разговаривали по-шведски, только оставаясь наедине с женой он говорил по-русски, считая наш язык романтичным. Лидваль был членом Российской Императорской Академии Художеств и получил приглашение стать придворным архитектором, но отказался, так как это предполагало принять русское гражданство.

С 1904 года по 1917 год Ф.И.Лидваль и его семья жили в доме на Каменноостровском проспекте в доме № 1/3, но после Февральской революции посланник Брендстрем посоветовал ему отправить семью в Швецию в надежде, что ситуация стабилизируется. Поэтому жена и дети Лидваля провели лето в стокгольмских шхерах. В августе 1917 года скончался отец госпожи Лидваль и она отправилась в Петроград, где находился в это время ее муж. Дети по-прежнему оставались в Швеции, куда она вернулась в сентябре. Этот приезд стал ее последним пребыванием в городе, в котором она родилась и выросла. По возвращении в Швецию госпожа Лидваль с детьми жила в гостинице при юрхольском ресторане. Зиму 1917-1918 годов семья Лидвалей провела в Юрхольме. Ф.И.Лидваль пережил Октябрьскую революцию 1917-ого года в Петрограде, и не разу не подвергшись насилию из-за своего авторитета. Рождество он все же праздновал, по-видимому, в Стокгольме со своей семьей. Так или иначе, в январе 1918 года он был снова в Петрограде. Там он оставался еще почти год. В конце ноября он уехал в Стокгольм, наверное, не думая, что никогда не вернется. В его конторе продолжалась работа над проектами нескольких зданий: Русского банка внешней торговли, А/О «Братья Нобель» и родильного дома в Петрограде, банковского дома в Самаре, курортного отеля в Кисловодске. Ни один из проектов не был завершен, но мастерская функционировала как цельная структура до 1923 года (она располагалась в его же доме на первом этаже – Каменноостровский пр.1/3). В 1919 году семья Лидвалей купили 3-х комнатную квартиру в Стокгольме так как уже поняли что пребывание в Швеции, названное временным стало постоянным и растянулось на всю оставшуюся жизнь (30).

В 1919 году Шведское государство учредило «Русскую комиссию по имуществу», задачей которой являлось защитить интересы шведов в России, как частных лиц, так и предприятий. Среди тех, кто потерял больше всего, были семьи Лидвалей - архитектора и портных. Общая сумма требований Лидваля к Советскому государству достигало 1.792.520 крон, что соответствует 70-80 млн. нынешних крон. Сюда относились стоимости домов: на Зелениной улице, 20/15 (приобретен в 1910 году), на Безбородкинском проспекте,14 (приобретен в 1915 году), на Большом проспекте Васильевского острова, 99-101 (приобретен в 1916 году). Документы, подтверждающие право владения, имелись в ячейке № 700 Петроградского отделения Азовско-Донского банка. Жена Маргарет выставила требование в размере 375.000 крон. Но им ничего не вернули (30).

В 1920 году 25 февраля архитектор Юхан Фредерих Лидваль и его семья были зарегистрированы в приходе Хедвиг Элеоноры в столице Швеции (19, с.74) (см. приложение).

Лидваль был одним из наиболее уважаемых архитекторов России и основателем нового стиля в петербургском зодчестве первых десятилетий ХХ столетия. Но в Швеции он был почти неизвестен, а если его и знали, то в условиях плохих конъектур, сложившихся 20-е годы, на него смотрели, как на опасного конкурента. Эммануил Нобель по началу старался помочь Лидвалю-отчасти наличными средствами, отчасти предложением заказа на проект здания Нобелевского фонда в Стокгольме. Этот заказ Ф.И. Лидвалю не достался, но через несколько лет, проведенных в унизительном околачивании порогов, он устроился в Стокгольме в архитектурную контору «Эстлин и Старк».

Первым самостоятельным зданием Ф.Лидваля стали 2 жилых дома в Английском стиле на улице Гюста Гатан 3-5, которые он выстроил в 1922 году. Среди других известных реализованных им проектов в Стокгольме- здание нефтяной фирмы «Шелл» на ул.Биргер Ярлсгатан и дом на углу улиц Турсгатан и Санкт-Эрикс Гатан. В случаях, когда Ф.И.Лидваль не был автором проекта, ему часто поручалось оформление фасадов и других частей здания. Примером этого и является дом «Шелл» с его перилами из литого чугуна, как в китайском кинотеатре. Ф.И.Лидваль спроектировал также несколько домов в конструктивистском стиле, но упрощенный архитектурный стиль 30-х годов нравился ему гораздо меньше, чем неоклассицизм 20-х годов. В «функционализме», как назывался шведский вариант конструктивизма, он уже не находил применения своему формальному мастерству (30).

Ф.Лидваль за время работы в Стокгольме спроектировал 23 дома, в том числе 16 авторских, но, несмотря на это, его карьеру в Швеции нельзя назвать удачной в сравнении со сделанным им в дореволюционной России. Его дочь Ингрид с болью пишет о пережитых отцом трудностях в Швеции, причем не только профессионально. После почти двадцатилетних успехов и высокой оценки, заслуженной им как архитектором России, теперь он вынужден был довольствоваться работой служащего. Порой он получал четыре самостоя-тельных здания, но далеко не в том объеме, чтобы смог обеспечить себя лишь частными заказами. Из воспоминаний дочери Ф.И.Лидваля: «Папа вовсе не был сентиментальным и не жил воспоминаниями о прошлых успехах, но его чувства тем не менее иногда выходили наружу. Он справился с ролью, лично для него унизительной, прежде всего потому, что его профессиональная честь и любовь к делу никогда не давали ему ни передышки, ни отдыха. Как вспоминали его русские коллеги, я не знаю. Но здесь в Швеции, папе было интеллектуально скучно, и он ощущал себя духовно одиноким. С Петербургских времен, что зодчие и художники встречаются, говорят об архитектуре и искусстве. Папа так и не смог понять, что шведские архитекторы не испытывают потребности в неформальном интелектуальном общении.» «Мой отец, - пишет Ингрид Лидваль, - никогда не был связан с шведскими архитекторами в такой же степени, как он был связан с коллегами в Петербурге… Для него было большой радостью сотрудничать с архитекторами и художниками в С. – Петербурге…В те дни он был счастливым человеком»(19).

Признанный и широко известный в России и забытый в Швеции, Ф.И.Лидваль умер в результате кровоизлияния в мозг у себя дома в Стокгольме 14 марта 1945года. Маргарет Фредерике умерла 12 апреля 1962 года. Они похоронены в одной могиле на Юрехольмском кладбище (пригород северного Стокгольма) (19, с.78).

Федор Иванович Лидваль заслужил высокий авторитет не только, как архитектор-художник, тонкий знаток архитектурной формы, человек большого вкуса, но и как строитель лично возглавляющий реализацию своих проектов в натуре, требовательно относящийся к качеству строительных и отделочных работ, вникающий во все детали строительства. Многие ученики Лидваля А.А.Оль, Р.И. Китнер и др.) стали видными советскими зодчими и всегда помнили учителя и старшего друга.

3 глава. Шедевр Северного модерна

3.1. Архитектурный портрет дома.

Дом на Каменноостровском проспекте одно из ранних произведений Ф.Лидваля. Это выдающийся образец комплексного градостроительного и художественного решения большого участка. Здание состоит из нескольких разноэтажных корпусов, объединенных полуоткрытым двором курдонёром (cour dhonneur – в переводе с французского – двор почета), что делает квартиры более освещенными (15, с.188). По словам Е.А.Борисовой и Г.Ю.Стернина этот новый прием композиции с большим парадным двором, раскрытым на улицу, сменившим типичные для петербургских доходных домов XIX века «дворы-колодцы», здесь был применен впервые (4, с.246).

В постройке корпуса, выходящего на Малую Посадскую улицу зодчий пытался преодолеть привычные плоскостность и симметрию. Средний щипец криволинейного абриса и широкие окна под ними смещены с центральной оси. Нижний этаж отделен не горизонтальной тягой, а волнообразной линией. Эркеры не повторяют друг друга: левый – округлый, правый – трехгранный. Бо-ковые трапециевидные щипцы с лучковыми навершениями подходят на завершение угла дома И.Е.Ритинга на Кронверском проспекте (1899, В.В.Шауб). Стена покрыта фактурной штукатуркой «внабрызг». Этот прием затем будет любимым в творчестве Лидваля.

В плане центральный корпус тоже несимметричен, но основное звено его главного фасада имеет симметричное трехосевое строение. Вертикальные оси корпуса подчеркнуты тремя эркерами и щипцами. Средний щипец сложно искривленного контура подымается над боковыми эркерами. Трехгранный стеклянный эркер в центре зажат между лопатками большей высоты, прочерченными вертикальными тягами. Металлические балки и другие части его конструкции художественно о6работаны. Цоколь дома по всему периметру сложен из гладко обработанных плит красного гранита. Облицовка нижнего этажа и архитектурные детали выполнены из талько-хлорита (талько-хлоритовового сланца) или, как его еще называют, "горшечный камень», впервые в Петербурге примененного Лидвалем (14, с.31).

От Каменноостровского проспекта здание отделяет красивая кованая решетка, установленная на столбах красного финского гранита, и возобновленная летом 1995 года. В решетке устроено двое ворот с гранитными пилонами - фонарями. Дом проектировался как единый организм, где форма соответствует содержанию Новые тенденции проступают не только в планировке здания, но и в характерных для архитектора приемах декоративного убранства. В оформлении фасадов корпусов зодчий широко использовал декоративные мотивы модерна; Привлекает внимание оформление над центральным порталом. В центре рельефного украшения - картуш с датой окончания главной части комплекса "1902". Справа от даты изображена сосновая ветка с шишками. Рядом лесная птица, похожая на сороку, норовящая клюнуть сидящего рядом зайца. За ним еще один заяц, выбегающий из чащи. Слева от даты - голова рыси с раскрытой пастью. Рядом, на сучке, сидит сова с раскрытыми крыльями. Горельефный филин с распростертыми крыльями, для которых специально расширен верх среднего щипца, расположился под самой крышей (23, с.25). На втором этаже по обе стороны корпуса расположены балконы. На решетках которых «сидят» большие кованые пауки. Справа и слева от них, словно поддерживая паутину, «цветут» металлические подсолнухи. Созданные фантазией зодчего ограждения замечательны в двух отношениях: филигранно выполненная кузнечная работа делает их произведением искусства, а выбранный им сюжет несет в себе многозначный образ: паук – символ рукоделия, ремесла, ткачества и еще шире – судьбы. решетки с пауками дома Лидваль служат своеобразной иллюстрацией к словам французского искусствоведа Ш.Блана, заметившего, что «… архитектура в высшем ее понимании – не сооружение, которое украшают, а украшение, которое строят». Любопытен тот факт, что остальные балконы здания (а всего их около десяти) имеют совершенно иную стилистику. Часть из них выполнена в растительном варианте ритмического модерна, другие – в неоклассическом стиле (2, с.187).

Постройка дома И.Б.Лидваль стала событием в архитектурной жизни Петербурга. И естественно, что в сооружениях других зодчих той поры можно найти отголоски архитектурных приемов, впервые использованных в доме на Каменноостровском проспекте. Так композицию лидвалевского балкона с пауками можно увидеть в решетках дома П.Т.Бадаева (ул.Восстания, 19), спроектированного архитекторами В.И. и Г.А.Косяковыми. Только вместо подсолнухов, паука окружают могучие стебли цветущего чертополоха (2, с.188).

Над парадной левого корпуса – изображения фантастических большеголовых рыб, напоминающих дельфинов, с глазами навыкате и с раскрытыми ртами. На выступающей части флигеля высечена юркая ящерица, выше – голова рыси. Под листом папоротника растут мухоморы и сморчки. Рядом тюльпаны, лесные ягоды. Все это органично вплавлено в разнофактурные поверхности стен. Эти звери и птицы – дань увлечения модной в то время северной архитектурой. А фантастические рыбы и львиные маски? Такое смешение северных и южных, ночных и дневных, реально существующих и вымышленных птиц и зверей в оформлении здания – одна из черт модерна (23, с.23).

Особенно выразительна по пластике угловая часть южного корпуса. Объемы и плоскости мягко всечены друг в друга. Сам угол словно врезан, и в заглубление вкомпонована граненая призма, которую поддерживают мощная балка и толстые столбики из блоков рваного камня. К элементам модерна прибавились венки и гирлянда.

Образ дома Лидваль – полифоничен. Многочисленны и разнообразны эркеры и балконы, прямые и многоугольные оконные проемы, некоторые из них с завершениями в виде арок с наличниками разных рисунков. В облицовке фасада здания, опирающегося на цоколь из красного гранита, использован горшечный камень светлого зеленовато-серого цвета, поставленный финской фирмой из месторождения «Нуннанлахти» (Финская Карелия) или «Капливо-Мурананвара».
Подходя к дому сразу же обращаешь внимание на кованные перила балкона первого этажа. Они выполнены в виде латинской буквы «L» - первой в фамилии хозяев – Lidvall.

Здание было премировано на первом городском конкурсе «лучших фасадов» (1907). Как образец жилой постройки в стиле модерн этот дом вошел в учебные курсы истории архитектуры (10, с.186).

3.2. Устройство и быт старого петербургского дома

Сменяясь, шумели вокруг поколения,
Вставали дома, как посевы твои…
В. Брюсов (11, с.74)

Дом И.Б. Лидваль относится к типу Доходных домов, которые были рассчитаны исключительно на жильцов с большими средствами, требующих квартир со всеми удобствами. Здесь квартиры были все одинаково благоустроены, отличались лишь величиной да расположением окон – на запад, на восток, на юг – да по этажам. Задача архитектора – объединить традиции города – «строгий, стройный вид» - с требованиями новой, деловой жизни, что им вполне удалось.
В ходе исследования я с интересом узнала о быте доходного дома на рубеже XIX и ХХ веков.

Остановим свое внимание для начала на тружениках дома – дворниках. Старшие из них подбирали из родни или земляков себе подручных – младших дворников, здоровых, нестарых крестьян, которых деревня выбрасывала в город на заработки. В большинстве это были неграмотные или малограмотные люди, от них требовались большая сила, трудолюбие, чистоплотность и честность. Жили они по дворницким, обыкновенно без семей, своего рода артелью. Старшие получали по 40 рублей, младшие по 18-20 рублей. Старшие были начальством – они не работали, а распоряжались и наблюдали за работой других. Дворники с утра до вечера убирали улицы, дворы, лестницы, разносили дрова по квартирам. Особенно доставалось этим труженикам зимой при снегопадах: надо было скребками вычистить все панели, посыпать их песком, сгрести в кучи снег и на лошадях отвести в снеготаялку. Кроме своего жалования они получали чаевые за услуги жильцам: выколачивали ковры, завязывали и выносили вещи при отъезде жильцов на дачи, носили корзины с бельем на чердак. Они знали, кто когда именинник, и обходили жильцов, проживающих по отведенной каждому лестнице. За такие поздравления им не только давали на чай, но и угощали водочкой и закуской. Многие из них старались одеться по-городскому, завести хромовые сапоги, пиджак, жилетку, гарусный шарф (11, с.16).

Подъезды квартир обслуживались швейцарами. Они набирались из тех дворников, которые были пообходительней, состарились и не могли уже выполнять тяжелую работу. Также требовалась благообразная внешность и учтивость. Они убирали парадную лестницу, натирали мозаичные площадки для блеска постным маслом, чистили медные ручки дверей; в общем работа была не тяжелая, но беспокойная – ночью по звонку запоздавшего жильца надо было отпирать дверь, особенно в праздники, когда ходили гости. Хозяин выдавал им всем обмундирование – ливрею, фуражку с золотым позументом. Швейцары пользовались заслуженным доверием хозяев квартир, часто при отъездах на дачи оставляли ключи от квартир, поручали поливать цветы. Как правило, кроме жалования от хозяина они получали еще и от квартирохозяев.

Так же наблюдение за порядком несли дежурные дворники у ворот, с бляхой и свистком, зимой в тулупе, валенках и теплой шапке. Они смотрели, кто входил во двор, незнакомого спрашивали, куда идет, не пускали шарманщиков, торговцев вразнос, наблюдали, чтобы не выносили вещей без жильцов. Ночью ворота запирались, в подворотне стояла деревянная скамья, на которой они сидели или лежали, пока не потревожит их звонок запоздалого жильца, который совал им в руку монетку (11, с.61).

Так как во дворе были построены конюшни, то можно отметить, что были и кучеры, которые жили в отдельных комнатах. В то время автомобили были не у всех, и были ли они у Лидвалей нам не известно.

4 глава. Люди, прославившие дом И.Б.Лидваль

4.1. В начале ХХ века

Дом И.Б.Лидваль является не только памятником архитектуры, но и домом, в котором на протяжении века жили и работали известные личности. В начале ХХ века здесь снимали квартиры предприниматели, актеры, ученые, певцы, художники и архитекторы.

С помощью справочника «Весь Петербург», энциклопедий (3, с.21) и материалов ЦГА СПб мне удалось найти некоторых из них.

В этом доме с 1903 по 1917 год жил Б.А.Каминка (12, с.93). Он являлся представителем русской финансовой олигархии, крупный деятель кадетской партии, директор-распорядитель, председатель правления Азовско-Донского коммерческого банка. Это здание находится на Большой Морской улице, в доме 3/5, которое возвели по проекту Ф.Лидваля. Б.А.Каминка играл заметную роль в общественной жизни, занимался благотворительной деятельностью. В 1920 году он уехал в Париж (12, с.94). Б.А.Каминка проживал в этом доме с женой Анастасией, сыновьями Александром, Михаилом, Георгием, Ипполитом, дочерьми Дарьей и Виталией.

Его старший сын Александр Борисович Каминка, 1887 года рождения, петербургский банкир, окончил Петербургский университет, работал актером, затем открыл актерскую школу. После 1917 года эмигрировал из страны. Жил в Париже, занимался банковской деятельностью. Был кинопродюсером, в 1920 году основал и возглавил студию «Альбатрос», которая первоначально выпускала фильмы русских режиссеров-эмигрантов. В 1920-1959 годах организовал съемку ряда фильмов, в том числе Я.Протазанова, И.Мозжухина, В.Туржанского, А.Волкова.

Второй сын Б.А.Каминки – Георгий, 1893 года рождения, учился в Тенишевском училище, затем поступил на экономический факультет Политехнического института. Осенью 1912 года взял отпуск из института и поступил вольноопределяющимся во Владимирский уланский полк. Через год вернулся в институт, окончил его со званием кандидата экономических наук (1917г.) Был командирован в Норвегию и Швецию по делам Красного Креста. До 1919 года жил в Скандинавии, затем переехал в Париж (12, с.94).

В 1904 году в доме Лидваль жил архитектор А.Р.Гавеман1, к этому времени он был уже автором особняка К.А.Горчакова на Б.Монетной улице (дом №19, рядом с Каменноостровским) (1, с.82).

В 1905-1907 г.г. в этом доме жил архитектор Андрей Петрович Вайтенс2. В 1904 году он закончил Академию художеств. Преподавал в Ленинградском художественно-техническом институте. В 1908-1910 г.г. он построил собственную дачу в Лахте (ул.Лесная, д.21). В 1910-1914 г.г., произвел отделку вестибюля и гостиной Юсуповского дворца. В 1914 году построил производственные сооружения Газового общества для освещения улиц. Доходный дом Ф.Ф.Нидернмейера на Каменноостровском проспекте №39. В советское время строил жилые дома и путевые сооружения Октябрьской железной дороги, правительственные дачи и другие здания на Черноморском побережье Кавказа (1, с.66).

В 1907-1979 годах в квартире №33 жила Сильвия Соломоновна Кофман – театральный художник.3 Она родилась в Одессе 31 мая 1907 года в семье врача. Окончив школу и театральный техникум, в 1925 году поступила в Одесский политехникум изобразительных искусств. После окончания 1 курса в 1926 году Сильвия Кофман поступила в Высший художественный институт в Ленинграде на отделение театральной декорации факультета живописи и окончила его через 4 года. Сначала она принимала участие в оформлении майских и октябрьских праздников, работала в издательствах. Позже работала в театрах страны по оформлению спектаклей. В 1934-1936 годах она уже главный художник Западно-Сибирского краевого театра юных зрителей. На протяжении всех лет творческой деятельности участвовала в выставках и писала инсценировки.

С 1908 по 1914 год в доме 1/3 снимал квартиру профессор А.И.Горбов – химик, ученик А.М.Бутлерова. Совместно с В.Ф.Миткевичем он в 1907-1910 годах в Политехническом институте впервые в России сконструировал установку для получения азотной кислоты из воздуха дуговым методом. Горбов – один из организаторов Института прикладной химии (23, с.24).

Из справочника «Весь Петербург» мне удалось узнать, что в 1909 году на Каменноостровском 1/3 жил знаменитый живописец К.С.Петров-Водкин. Следует отметить, что этот адрес не был указан в посвященной художнику книге «Петров-Водкин в Петербурге – Петрограде – Ленинграде» (24). Он обучался с 1897 по 1905 г.г. в Московском училище живописи у замечательного мастера и педагога В.А.Серова, в 1901 году в студии А.Ажбе в Мюнхене, в 1905-1908 годах в частных академиях Парижа. Петров-Водкин выступал и как писатель. Им написаны рассказы, повести, очерки, теоретические статьи (29, с.340) (см. приложение).
С 1909 по 1995 год в квартире №29 жил архитектор Яков Михайлович Лукин – мастер авангарда, неоклассики и функциональной архитектуры4. В 1955-1960 годах совместно с П.А.Ашастиным, Н.В.Барановым и инженером И.А.Рыбиным было построено новое здание Финляндского вокзала (15, с.231).

Дом связан с именем народного артиста СССР, актера Александринского театра (сейчас он называется – театр драмы имени А.С.Пушкина) Ю.М.Юрьева (5). Он поселился здесь в 1915 году и прожил до 1930 года (23, с.24).

Славу актеру принесли роли классического репертуара: Ромео, Фауст, Уриель Акоста, Дон Жуан. Им созданы великолепные образы Арбенина, Кречинского, Чацкого. Известно, что репетиции трагедий «Царь Эдип» и «Макбет» Юрьев проводил у себя на квартире. Об этих занятиях оставила воспоминания актриса О.П.Беюл: «Репетировали мы у него дома. С великим удовольствием входили в его прекрасную квартиру, всегда, разумеется, раньше назначенного времени, чтобы не опоздать. Бывало даже так, что являлись, когда Юрьева еще не было дома. Отворяла нам дверь его няня и домоуправительница маленькая старушка Прасковья Ивановна и сразу звала к себе на кухню. Юрий Михалыч наказывал: Придут мои девчонки, напоите их чаем, они, наверное, есть хотят».

Хорошо помню большую комнату, в которой мы занимались, очевидно его кабинет. Она была обставлена старинной мебелью красного дерева. (Теперь эта мебель размещена в гостиной Дома ветеранов сцены). Над диваном висела большая копия картины И.Е.Репина «Воскрешение дочери Иаира». На письменном столе - фотография М.Н.Ермоловой. Репетировали мы много и долго. С нами он занимался отдельно, сам читал за всех остальных персонажей. Характерные образы он объ-яснял и показывал превосходно. Ролька у меня крошечная, но как мне было интересно жить! С какой радостью я шагала через Троицкий мост, к дому №1 по Каменноостровскому проспекту, поднималась на IV этаж и каждый раз с неизменным волнением нажимала кнопку звонка…»6.

В 1943 году Ю.М.Юрьев становится лауреатом Сталинской премии. За педагогическую деятельность ему в 1947 году было присвоена степень доктора искусствоведческих наук (см. приложение).

Перед революцией в доме Лидваль жил К.К.Ракуса-Сущевский, директор правления ряда крупных предприятий, среди которых Русско-Балтиейское судостроительное и механического акционерное общества.

Г.А.Бунге – председатель правления Русско-Бельгийского металлургического общества.

Э.К.Грубе – председатель правления Сибирского торгового банка и Е.Е.Ферро – директор правления Брянского металлургического завода (12, с.151-154).

В этом же доме жил финансист и промышленник Генрих Генрихович Рауперт – член правления Азовско-Донского банка, директор Петербургского общества страхования (12, с.152).



Рассказать друзьям