Доклад на тему "культура поведения в обществе". Культура поведения, труда и общения личности

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В цивилизованном обществе предполагается знание правил этикета и поэтому их соблюдение необходимо. Эти нормы и правила складывались на протяжении длительного времени в процессе совместной жизни и дея­тельности многих поколений. Их основу составляет многовековая мудрость, которая передавалась от старшего поколения младшему. Сегодня перед российским обществом выдвигаются новые требования к личности, ее мо­рали, поведению и поступкам. В этой связи большое значение приобрета­ют профессиональная этика и деловая культура. Ведь там, где деловые отношения строятся на основе взаимопомощи, взаимоуважения и внима­ния к каждому человеку, велика гарантия успеха и надежности. Деловой этикет - важная составляющая деловых отношений, это внешнее прояв­ление внутренней морали и культуры человека.

Вопросы и задания

1. Дает ли этика ответ на вопрос: «Что мы должны делать, чтобы совер­шать нравственные поступки»? Ответ поясните.

а) да; б) нет.

2. Кем был впервые введен термин «этика»:

а) Цицероном;

б) Архимедом;

в) Аристотелем;

г) Сократом?

3. Важнейшими категориями этики являются: «добро», «зло», «спра­ведливость», «благо», «долг», «совесть» и т.п. А что означает термин «ка­тегория»? (Ответ на данный вопрос найдите в философском словаре или учебнике по философии.)

4. Из предложенных определений выберите те, которые по смыслу под­ходят к понятиям:

а) «этика»;

б) «нравственность»;

в) «мораль».

А. Устоявшиеся в обществе принципы, нормы, правила поведения.

Б. Осмысление ценности не только самого себя, но и других.

В. Наука, изучающая нравственность.

5. Сформулируйте «золотое» правило нравственности и объясните, почему его назвали «золотым»?

6. Потребность вести себя нравственно выступает в виде таких поня­тий, как «долг», «совесть», «честь», «достоинство». Какие понятия прояв­ляются в следующих ситуациях:

а) коммерсант заботится о своем добром имени, авторитете коллек­тива, престиже своей профессии;

б) грубость коллеги по работе вызывает у членов коллектива чувство стыда перед клиентами не меньше, чем собственная вина.

7. В каких правилах и нормах раскрывается принцип добросовестного отношения к труду?

8. Согласны ли вы с утверждением: «Совесть - моральное осознание человеком своих действий»? Ответ поясните на примере.

а) да; б) нет.

9. Как можно сформулировать «золотое» правило этики общения в от­ношении руководителя к подчиненному и наоборот - подчиненного к руководителю?

10. Докажите правоту (или неправоту) высказывания специалистов ве­дущих фирм, считающих, что знание этикета и культуры поведения яв­ляется важным условием успешной работы в любой организации.

11. К профессиональному поведению предъявляются нравственные кри­терии: «вежливость», «тактичность», «деликатность», «доброжелатель­ность».

Какие нравственные критерии проявились в следующих ситуациях:

а) женщина в возрасте, полной комплекции выбирает себе джинсы для отдыха. Продавец осторожно, чтобы не обидеть, порекомендовал ей купить красивый спортивный костюм, рассказав о его преимуществах перед джинсами. Покупательница согласилась и купила спортивный костюм;

б) в сберегательном банке к «окошку» оплаты за коммунальные услу­ги подходит очень раздраженный посетитель, не сумевший разобраться в заполнении квитанции нового образца. Кассир сберегательного банка го­ворит: «Не волнуйтесь, сейчас я вам все объясню»?

12. Как вы понимаете высказывание М.Сервантеса: «Ничего не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость»?

13. Этикет- это:

а) наука о морали;

б) манера поведения;

в) общая культура.

14. Нормами этикета являются:

а) упорство, настойчивость;

б) принципиальность, беспрекословность;

в) вежливость, тактичность.

15. На нормах морали основаны традиции, обычаи, привычки. Дайте оп­ределение этим понятиям (для этого воспользуйтесь словарями, например словарем русского языка или Российским энциклопедическим словарем).

Объясните, почему важно знать традиции и обычаи.

16. Есть ли разница между деловым и бытовым этикетом?

17. Предупредительность - это:

а) галантность по отношению к дамам;

б) подобострастность;

в) умение оказать небольшую услугу;

г) льстивость;

д) приветливость по отношению к старшему;

е) умение вовремя сгладить неловкость.

18. Укажите правильный ответ. Соблюдение чувства меры в разговоре - это:

а) вежливость;

б) дипломатичность;

в) тактичность;

г) предупредительность;

д) все ответы верны;

е) все ответы неверны.

19. Какие профессиональные моральные нормы нарушены в следую­щих примерах:

а) «Что же вы, дедушка, дожили до старости, а считать не научи­лись?!» - сказала кассир сберегательного банка клиенту;

б) «Я не желаю слушать ваши возражения. Мне нет дела до того, что Вы дома обнаружили дефект на рукаве. Была примерка, надо лучше смот­реть на готовое изделие, а не собой в зеркале любоваться» (из монолога приемщицы трикотажного ателье).

20. Являются ли «скромность» и «застенчивость» синонимами? Ответ поясните.

21. Вежливость предполагает приветствие. Как надо поздороваться, ока­завшись первый раз в незнакомом коллективе?

22. Чего нельзя делать во время приветствия?

23. Из предложенных вариантов выберите правильные. Кто и кого пер­вым должен приветствовать в следующих парах: старший-младший, жен­щина-мужчина, начальник-подчиненный, пожилой мужчина-девушка?

24. Инициатором рукопожатия в большинстве случаев должны быть:

а) женщины;

б) мужчины;

в) младшие по возрасту;

г) младшие по положению (подчиненный).

25. Прокомментируйте высказывание Саади: «Умен ты или глуп, ве­лик ты или мал, не знаем мы, пока ты слова не сказал».

26. Хороший вкус - это:

а) стиль;

б) элегантность;

27. Из приведенных примеров выберите те, которые соответствуют этическим запретам на некоторые ответы и вопросы в процессе телефон­ного разговора.

а) «Алло, это кто?»

б) «Петрова сейчас нет. Чем я могу вам помочь?»

в) «Иванова нет на месте, не знаю, где он!»

г) «Лады, договорились. Пока»

д) «Куда я попала?»

е) «Иванова сейчас нет. Будет в 14.30. Может быть, ему что-нибудь передать?»

28. При завершении разговора первым кладет трубку тот, кто позвонил. А как поступить мужчине, который позвонил женщине?

29. Почему деловую переписку называют общением в миниатюре?

30. При обмене визитными карточками получивший сразу же убрал ее в кейс. Какие правила этикета он нарушил?

31. Отличаются ли визитные карточки женщин от визитных карточек мужчин? Выберите правильный ответ:

а) отличаются по размеру;

б) не отличаются;

в) отличаются по цвету;

г) отличаются за счет «украшательств».

32. Укажите правильный ответ. Деловой протокол - это:

а) осознание добросовестного исполнения сотрудниками своих обя­занностей;

б) свод правил в деловых и служебных отношениях;

в) правила, регламентирующие порядок встреч и проводов, проведе­ние бесед и переговоров, организацию приемов и деловой переписки;

г) все ответы верны;

д) все ответы неверны.

33. Укажите, какие позиции делового взаимодействия соответствуют нравственным критериям:

а) современный коммерсант при совершении сделки должен быть убеж­ден, что честь превыше прибыли;

б) не доверяй никому и уважай себя;

в) нужно быть внимательным и вежливым в общении, корректным с окружающими (коллегами, начальством и клиентами, партнерами по общению), уметь щадить самолюбие собеседников;

г) принципом деловых отношений должна быть только конкуренция (противоборство);

д) следует быть тактичным в общении, т.е. предоставлять возможность партнеру выйти из затруднений с честью и достоинством, не потеряв своего «лица»;

е) всегда нужно ориентироваться на конечную цель (например, полу­чение прибыли, заключение крупного контракта). Следовательно, цель оправдывает средства.

34. Какие «заповеди», сформулированные Дж.Ягер, относятся к дело­вому этикету.

а) делайте все вовремя;

б) громко не смейтесь;

в) сдерживайте свое раздражение;

г) не болтайте лишнего;

д) будьте любезны, доброжелательны и приветливы;

е) думайте о других, а не только о себе;

ж) не будьте неряшливы;

з) одевайтесь как положено;

и) говорите и пишите хорошим языком?

35. Знакомство с организацией (фирмой) начинается с интерьера по­мещения. Относится ли интерьер рабочего помещения к области делового этикета?

а) да; б) нет.

36. Укажите, какие позиции при проведении деловой беседы необхо­димо учитывать:

а) этические нормы и правила;

б) помещение не должно препятствовать установлению атмосферы доверия;

в) начальная фаза беседы задает тон всей дальнейшей беседы;

г) все позиции верны;

д) все позиции неверны.

37. Укажите правильный ответ. Атмосфера доброжелательности во вре­мя деловой беседы зависит от:

а) пунктуальности;

б) правильного выбора места проведения беседы;

в) интерьера помещения;

г) установления контакта с партнером;

д) первых фраз во время беседы;

е) использование обращения по имени;

ж) все ответы верны;

з) все ответы неверны.

38. Опишите последовательность приготовления бутерброда.

39. Груши и яблоки едят:

а) с помощью ножа, разрезая плод на несколько частей;

б) откусывают от целого плода;

в) вначале очищают от кожуры, а затем откусывают от целого плода.

40. Укажите правильный ответ. Ножом принято чистить:

а) мандарины;

б) апельсины;

в) все ответы верны;

г) все ответы неверны.

41. Куски сахара из сахарницы берут:

а) руками;

б) щипчиками;

в) чайной ложкой.

42. Салфетку за столом принято:

а) повязывать вокруг шеи;

б) засовывать за воротник;

в) раскладывать на груди;

г) класть на колени.

43. По завершении трапезы вилку и нож следует положить:

а) параллельно друг другу на тарелку ручками вправо;

б) по обе стороны тарелки;

в) на тарелку крест-накрест.

44. Хлеб с общей тарелки берут:

а) руками;

б) вилкой, которую держат в правой руке;

в) вилкой, которую держат в левой руке;

г) специальной вилкой, лежащей на общей тарелке с хлебом.

45. Почему подарок может многое рассказать о его дарителе?

46. Что главное в подарке:

б) искренность;

в) намек;

г) желание доставить радость?

Ответы

Этика - наука о морали (нравственности). Мораль дает человеку воз­можность оценивать поступки окружающих людей, понять себя и осмыс­лить, правильно ли он живет, как надо жить, к чему необходимо стре­миться.

Термин «этика» впервые употребил Аристотель для обозначения прак­тической философии, которая должна дать ответ на вопрос: «Что мы дол­жны делать, чтобы совершать нравственные поступки?»

3. Категория (греч. - высказывание, свидетельство) - форма осозна­ния в понятиях всеобщих способов отношения человека к миру, отража­ющие наиболее общие и существенные свойства, законы природы, об­щества и мышления (Философский словарь / Под ред. И.Т.Фролова. - М, 1991).

5. «Золотое» правило нравственности: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе».

«Золотым» оно стало именоваться потому, что ему придавалось очень большое значение и оно прочно укрепилось в общественном сознании. Например, русская пословица гласит: «Чего в другом не любишь, того сам не делай».

6. а) честь; б) совесть.

7. Добросовестное отношение к труду раскрывается в нормах и прави­лах: любовь к избранной профессии, стремление к совершенствованию мастерства, соблюдение дисциплины труда, аккуратность в выполнении своих обязанностей, бережное отношение к орудиям труда, желание по­делиться секретами своего труда (наставничество) и т. п.

9. В отношении руководителя к подчиненному: «Относитесь к своему подчиненному так, как вы хотели бы, чтобы к вам относился руководи­тель».

В отношении подчиненного к своему начальству: «Относитесь к свое­му руководителю так, как вы хотели бы, чтобы к вам относились ваши подчиненные» (Психология и этика делового общения: Учебник для ву­зов / Под ред. В. Н.Лавриненко. - М., 1997).

10. Знание этикета - необходимое профессиональное качество, кото­рое постоянно совершенствуется.

Культура поведения - часть делового этикета. Она рассматривает поступки и формы общения людей, которые основаны на нравствен­ности, соблюдении определенных норм, правил и на эстетическом вкусе.

Не зная правил хорошего тона, можно попасть в нелепую ситуацию, дискредитировать себя и фирму.

11. а) тактичность; б) вежливость.

12. Истинная вежливость может быть только доброжелательной, благо­желательной. 13.6).

15. Ожегов С. И, Словарь русского языка. - М., 1988.

Обычай - с. 355;

Привычка - с. 477;

Традиция - с. 658.

Придерживаясь традиций, можно избежать многих конфликтов, недо­понимания. Важно знать традиции и обычаи той страны, куда человек едет в командировку или на отдых, учитывать их в дружеском общении, в деловых межличностных контактах.

16. Деловой этикет по сравнению с бытовым более официален, поэто­му деловая вежливость не приемлет длительных благодарностей и извине­ний.

17. а), в), д), е).

19. а) тактичность; б) корректность.

20. Скромность - способность личности сдерживать себя в обнаружении своих достоинств. Застенчивый - стыдливо-робкий в обращении, в поведе­нии, смущающийся (Ожегов СИ. Словарь русского языка. - М., 1988).

Следовательно, скромность не является синонимом застенчивости.

21. Входя в кабинет (комнату), следует приветствовать находящихся там людей, даже если вы не знакомы с ними.

22. Во время приветствия нельзя держать во рту сигарету, жевать, дер­жать руку в кармане.

23. Первым здоровается младший; мужчина с женщиной; подчинен­ный с начальником; девушка с пожилым мужчиной.

25. Сказанные слова демонстрируют уровень культуры, являются ин­дикатором воспитанности.

27. а), в), г), д).

28. Мужчина, позвонивший женщине, ждет, когда она первой поло­жит трубку.

29. Деловая переписка способствует установлению взаимосвязей с по­требителями, с различными службами. Деловая переписка так же, как и деловое общение, должна быть грамотной, корректной, основанной на соблюдении этических принципов.

30. Получивший визитную карточку должен прочитать ее, поблагода­рить и потом убрать.

33. а), в), д).

34. а), г), д), е), з), и).

38. Чтобы приготовить бутерброд, масло общим ножом перекладывают на край своей тарелки, а затем своим ножом намазывают на хлеб. Колба­су, ломтики рыбы или мяса кладут на бутерброд вилкой.

45. Подарок - это зеркало, в котором отражаются черты характера человека.

На культуру поведения человека в социуме воздействует ряд факторов, которые определяют взаимоотношения между людьми в разных сферах жизни. Это своеобразная форма поведения в быту, в общении, в трудовом процессе.

Особенности

Влияние внешних и внутренних воздействий сказывается на культуре поведения в обществе. С одной стороны существуют такие требования нравственных правил, которые закреплены в определенных принципах и нормах. С другой стороны на человека влияют его личные качества, связанные с индивидуальным развитием. Культура поведения - это конечный результат процесса становления личности.

Постепенно с возрастом у человека формируются моральные качества, закладывается воспитание.

Особенность понятия заключается во взаимосвязи трех составляющих культуры:

  • общение закреплено на человечном отношении друг к другу . Нормами общения считаются вежливость, уважение, следование общепринятым формам приветствия, благодарности;
  • внешняя составляющая воздействует на эмоциональное состояние . Важно начинать формирование внешней культуры с прививания любви к чистоте, соблюдению правил личной гигиены;
  • бытовая часть заключается в удовлетворении потребностей . Они начинаются от приема пищи и заканчиваются эстетическими требованиями.

Культура поведения зависима от правил этикета, устанавливаемых обществом. Этикет проявляется не только в словах, но и жестах. Все действия выражают отношение к другим людям. Это явление появилось достаточно давно, часто упоминается историей. Этикет подвержен изменению под влиянием времени и условий жизни.



Нравственность и мораль

На первый взгляд может показаться, что это два тождественных понятия, однако между ними существует различие:

  1. Моралью является совокупность ценностей и норм, которая регулирует отношения.
  2. Нравственность - это выполнение собственных внутренних принципов.

Эти две категории долгое время являлись предметом изучения философов. Оба понятия относятся к одной науке – этике. Философские подходы в различии смысла показывают, что в действительности у двух категорий разные значения и задачи. Сущность морали заключается, в том, что она допускает или осуждает некоторые действия, напрямую зависит от общества. У каждой группы, выделяемой социумом, существует своя мораль.

Любой поступок оценивается со стороны норм поведения, установленных конкретной моралью, которая, тем не менее, способна к изменению в процессе жизни под влиянием различных факторов. Моральные ценности оказывают влияние на соблюдение правил этикета, на культурное развитие человека.

Нравственность не может измениться и носит абсолютный характер. Может выражаться в любви к семье, осуждении дискриминации в разных проявлениях.

На основании мнения ученых можно сделать основные выводы, касающиеся сходства и различия рассматриваемых понятий:

  • нравственность отражает духовное развитие человека; мораль носит социальный характер;
  • нравственное развитие закрепляется внутри с раннего возраста, отличается единством правил;
  • мораль имеет конкретные для каждой группы особенности.


Воспитание

Воздействие окружения и собственных качеств на человека формируют его как личность. Умение совмещать внешние и внутренние факторы позволяет говорить о воспитании. Оно закладывается еще с раннего возраста и развивается под влиянием семьи.

Формирование ребенка происходит на основании образцов, создаваемых взрослыми. Те особенности, которые были заложены в детстве, невозможно изменить в процессе жизни. Нельзя заставить подростка жить по иным правилам морали, если с рождения ему внушались определенные нравственные установки. Результат воспитания включает в себя не только заранее спланированные родителями требования и правила. Сюда относится также окружение, которое своим поведением влияет на внутреннее формирование человека.

Комплекс накопленных знаний и навыков, норм этики, взглядов составляет в совокупности воспитание. Оно передается от старшего поколения. Существует множество аспектов, которые неосознанно принимают участие в создании внутренней составляющей человека. Наследственность и генетика здесь играют не последнюю роль. Специалисты утверждают, что существует определенная зависимость воспитания от развития.

Основным местом, где ребенок получает первоначальные знания и опыт, является средняя школа.

Учреждение образование ставит задачу развивать личность с разных сторон. Школа должна способствовать не только умственному, но и эмоциональному развитию.

Но не всегда получаются положительные результаты. Это связано с тем, что в настоящее время используются устаревшие методы преподнесения знаний, поэтому у большинства детей нет стремления к изучению науки или других аспектов знаний.


Влияние семьи на воспитательный процесс имеет не меньшее значение. Существуют разные семейные модели, которые отличаются количеством членов, возрастом, уровнем образования, традициями, степенью нравственности. Все это в целом воздействует на личность и помогает формировать свои взгляды на жизненные ситуации.

Важно вовремя определить заинтересованность ребенка в конкретном занятии и направить его энергию в нужное русло. Только совместно с желанием самого человека достигается необходимый уровень развития, что в дальнейшем оказывает влияние на воспитание.


Выделяются следующие виды воспитательных направлений:

  • умственное ставит задачу по усвоению нужного объема знаний, формированию собственного мировоззрения, развитию интереса к познанию;
  • физическое помогает не только поддерживать здоровое состояние, но и формирует качества для плодотворного труда;
  • трудовое выступает в роли главного фактора развития;
  • нравственное позволяет человеку выработать определенные привычки, определить модель поведения индивидуума в обществе. Развитие этого направления во многом зависит от существующих в обществе и в семье ценностей;
  • эстетическое включает комплекс компонентов, влияющих на формирование идеала в разных проявлениях жизни. Оказывает влияние на отношение к культуре.


В совокупности процесс воспитания строится на главных принципах:

  • воздействие общества;
  • взаимосвязь с трудовым процессом и другими сферами жизни;
  • индивидуальность в подходе.

Функции воспитания:

  • побудить человека к самовоспитанию;
  • профилактическим путем оградить от ошибок в принятии жизненно важных решений;
  • развить творческий, духовный, интеллектуальный и физический потенциал личности;

Целью воспитания традиционно принято считать окончательное формирование личности, которая развита в гармонии с внутренними и внешними факторами. Соотношение физической и духовной природы человека составляет античное понятие о гармоничном развитии.

Историей разработаны техники индивидуального самовоспитания:

  • через испытание, которое предусматривает ограничение себя в определенных потребностях;
  • проведение постоянного самоанализа позволяет оценить собственные поступки и разобраться в их правильности;
  • практика рефлексии.


Данные античные представления о достижении гармонии нашли свое отражение в современных подходах к достижению результатов по воспитанию личности.

Дети повторяют поведение своих родителей, перенимают их некоторые взгляды, однако из-за общения с другими людьми происходит целостное образование собственного мировоззрения, создается своя модель поведения.

Профессиональная этика

Мораль и нравственность изучается этикой. Данная наука направлена на постижение не только истоков происхождения морали, но и на правила поведения людей. В процессе общения проявляется значение этой науки, так как совместная деятельность человека не может осуществляться отдельно от нравственности.

В этике выделяется отдельный перечень моральных норм, которые выражают отношение человека к профессиональным обязанностям, в том числе и к общению с коллегами. Эта совокупность норм носит название профессиональная этика.

Предметом профессиональной этики является следующее:

  • личные качества специалиста, требуемые для должного выполнения трудовых обязанностей;
  • взаимоотношения в коллективе между коллегами, между специалистами разных уровней по должности;
  • направления и способы обучения работников, влияющие на движение по карьерной лестнице.

Для некоторых профессий даже разработаны на правовом уровне правила этического поведения в виде кодексов, сводов требований. Такие меры необходимы в сферах, которые связаны с распоряжением жизнью и здоровьем людей и предполагают повышенную ответственность. Например, в образовании, здравоохранении.

В процессе работы люди оказываются в разных ситуациях, которые влияют на формирование типа поведения. Существуют некоторые моменты, относящиеся к характеристике рабочих отношений:

  • взаимодействия, которые возникают при пересечении интересов человека в коллективе;
  • отношение к трудовому процессу и к иным его участникам.

Каждая сфера деятельности имеет свои особенные черты и требования в области морали. В зависимости от вида компании, где человек работает, существует определенный вид профессиональной этики:

  • для врача;
  • для педагога;
  • актерская;
  • адвокатская;
  • этика психолога.



Особую роль в современном обществе играет экономическая этика, которая представляет собой нормы поведения, предъявляемые к модели ведения бизнеса, характеру отношений между участниками внутри данной сферы. К этому виду относятся также требования к ведению переговоров, использованию способов конкуренции, составлению документации.

Большое значение в процессе работы оказывает структура построения отношений между фирмами. В данном случае речь идет о деловом этикете, который и задает стиль рабочего процесса, манеру общения внутреннего и внешнего общения.

Профессиональная этика формируется поколениями, она не может быть абсолютной и нуждается в постоянной разработке.

Непосредственно со всеми рассматриваемыми понятиями связана этика делового общения. Она может выражаться в непосредственном ежедневном контакте с коллегами, сотрудниками иных организаций, с начальством. Также она должна присутствовать во время деловой переписки или в телефонном разговоре.


КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ

совокупность сформированных, социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности, этики, эстетич. культуре.

К. п. выражает, с одной стороны, нравств. требования общества, закреплённые в нормах, принципах и идеалах, с другой - положений, направляющих, регулирующих и контролирующих поступки и действия учащихся. В К. п. проявляется единство внеш. факторов, регулирующих и поведение, и внутренних - индивидуальных возможностей личности. Усвоенные человеком правила К. п. превращаются в ценное качество личности - воспитанность. Воспитанность, хорошие манеры, соблюдение этикета всегда ценились в обществе, т. к. они отражали богатый внутр. мир человека. В жизни единство внеш. и внутр. культуры не всегда выдерживается. За внеш. лоском и прекрасными манерами могут скрываться , равнодушие, а порядочные и добрые люди порой создают неудобства окружающим тем, что не всегда умеют вести себя в обществе.

Внеш. привлекательность в жизни ребёнка, подростка играет очень важную . Часто от оценки своей внешности окружающими, самим ребёнком зависит его , поведение и даже положение в коллективе. Воспитание культуры внешности начинается с формирования привычек к чистоплотности, с соблюдения правил личной гигиены. Показателями воспитанности К. п. являются жесты, мимика, походка, . Умение элегантно одеваться, выбирать свой стиль и не подражать слепо моде также вырабатывается с самого раннего возраста и необходимо как девочкам, так и мальчикам. От взрослых во многом зависит, каким сформируется у ребёнка внеш. красоты человека. При отсутствии правильного пед. руководства, под влиянием не очень культурных людей могут выработаться вульгарные эстетич. представления. Большое значение в воспитании вкусов детей и молодёжи имеют средства массовой коммуникации.

Важную задачу составляет воспитание эстетич. отношения к предметам и явлениям повседневной жизни, в т. ч. рационально организовать своё жилище, правильно вести себя во время приёма пищи и в др. бытовых ситуациях. В повседневном общении дети усваивают правила хорошего тона, подражая поведению взрослых, ст. товарищей.

Личный опыт общения ребёнка с др. людьми недостаточно велик, решающее значение имеет формирование осознанных навыков и привычек К. п. В нач. классах этот процесс проходит сравнительно легко, т. к. уч. и воспитат. деятельность осуществляет один , под контролем к-рого дети находятся в течение всего дня. Широко используются игровые формы. Подростки эмоциональны, обидчивы, быстро утомляются, сила воли у них недостаточно развита, что при неблагоприятных условиях может привести к несдержанности, неуравновешенности, к немотивированным поступкам.

Для подростков характерно стремление к самоутверждению в коллективе, т.е. подросток внутренне готов принять правила, выполнение к-рых позволит ему занять достойное место среди сверстников, только не всегда умеет это сделать. Назидания, упрёки, замечания - малоэффективные средства воспитания К. п., вызывающие скрытое, а иногда и явное сопротивление воспитанию. Задача педагогов - изменить скептич. отношение к правилам вежливости, хорошим манерам, показать нравств. сущность и привлекат. стороны К. п.

Старшеклассники уже имеют опыт правильных нравств. отношений, когда содержанию поступка соответствует внеш. форма его совершения. У них в большей степени развита потребность в самовоспитании, что способствует формированию К. п.

Стиль поведения подростка, юноши в Значит. мере складывается под влиянием обществ. мнения, поэтому важно, чтобы в сферу обществ. оценок вошла К. п. Недостаточное нашего общества в целом к К. п. сказывается на воспитанности подростков и молодёжи. Поэтому воспитание К. п. у детей прежде всего требует повышения ответственности за выполнение норм поведения всеми членами общества. Большое значение имеют нац. особенности К. п., сложившиеся в результате нравств. развития мн. поколений и являющиеся непременным атрибутом общечеловеческой культуры.

Лит.: Эстетика поведения, М., 1964; Богданова О. С. Петрова В. И., Воспитание культуры поведения учащихся 1 - 3 кл., М., 1978, Дорохов А. А., Это стоит запомнить, М., 1980; Воспитание сознат. дисциплины и культуры поведения школьников, под ред. И. С. Марьенко, М., 1982; Волченко Л. Б., Культура поведения, этикет, М., 1982; Г P и б о в а Л. А., О культуре поведения. К., 1983; Козлов А. А., Лисовский А. В., Молодой человек: становление образа жизни, М., 1986; Бушелева Б. В., Поговорим о воспитанности. Книга для учащихся. M., О. С. Богданова.


Российская педагогическая энциклопедия. - М: «Большая Российская Энциклопедия» . Под ред. В. Г. Панова . 1993 .

Смотреть что такое "КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ" в других словарях:

    Культура поведения - высокая степень соответствия повседневных поступков и действий человека нормам нравственности, этики, эстетики. Культура поведения достигается путем сформированности социально значимых нравственных качеств личности, сознательного принятия… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    культура поведения - elgesio kultūra statusas T sritis švietimas apibrėžtis Objektyvių santykių su aplinka sutikimas su higienos, etiketo, estetikos ir moralės reikalavimais. Paprasčiausios vidinės elgesio kultūros apraiškos, pvz.: švara, etiketo taisyklių laikymasis … Enciklopedinis edukologijos žodynas

    культура поведения - elgesio kultūra statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Higienos, etiketo, estetikos ir moralės reikalavimų laikymasis. Paprasčiausios vidinės elgesio kultūros apraiškos: švarumas, etiketo taisyklių paisymas, pakantumas, mandagumas,… … Sporto terminų žodynas

    КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ - совокупность форм повседневного поведения человека (в труде, в быту, в общении с др. людьми), в к рых находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения. Если нравственные нормы определяют содержание поступков, предписывают … Словарь по этике

    Культура поведения - совокупность сформированных, социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности, этики, эстетической культуре. К.п. выражает, с одной стороны, нравственные требования… …

    КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ - характеристика поведения по критерию и мере соответствия нравственно этическим принципам, социальным нормам, правилам этикета … Профессиональное образование. Словарь

    Культура поведения - соблюдение основных требований и правил человеческого общежития, умение находить правильный тон в общении с окружающими … Педагогический словарь

    Культура - (от лат. cultura возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) исторически определённый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их… … Педагогический терминологический словарь

    КУЛЬТУРА - (лат. cultura возделывание, воспитание, почитание) универсум искусственных объектов (идеальных и материальных предметов; объективированных действий и отношений), созданный человечеством в процессе освоения природы и обладающий структурными,… … Философская энциклопедия

    культура - КУЛЬТУРА (от лат. culture возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой жизнедеятельности (деятельности, поведения и общения), обеспечивающих… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

В широком смысле культура поведения объединяет все сферы внешней и внутренней культуры человека: взаимоотношения в коллективе, с другими людьми, отношение к труду, к окружающей среде, поведение в общественных местах, быту, организацию свободного времени, гигиену, стиль, эстетику мимики и пантомимы, культуры речи…

В более узком смысле культура поведения — это составная часть общей культуры, выступает внешним проявлением духовного богатства личности, ее внутреннего мира. В таком смысле ее характеризуют как совокупность форм повседневного поведения человека. является только одной составляющей культуры поведения и включает в себя конкретные правила, например: формы обращения, приветствия, прощания…

Его считают чисто внешней формой «очеловечивания» человека, облагораживание его природных инстинктов, страстей, аффектов. Этикет, как правило, имеет национальный колорит, носит конкретный исторический характер, в определенной степени является социально обусловленным. Понятие этикета много векторное: этикет служебный, учебный, военный, семейный, праздничный, профессиональный, дипломатический.

Культуру можно описать как способность человека формировать свое поведение, общение с другими, среда и отношение к жизни с помощью духа. Целью и назначением культуры является красота или гармония всего, что существует. Красота — это луч света с неба, отражение бытия личности и ее главное желание, это место, где встречаются истина и доброта, где воспитывается гуманность: через Бога — к ближним.

Культурная личность та, которая гармонизировала в себе достоинства и ценности. Свет, радость, благодарность, красота — это вечные источники, которыми она насквозь пропитана. Если чего-то из этого не хватает, то вместо искусства она создаст подделку, вместо истины — полу истину, вместо доброты — притворство, вместо свободы — рабство страсти. «Человек, не имеющий культуры, не понимает искусства, неопрятный и не умеет одеваться, безвкусно украшает свой дом и небрежно говорит и работает. Он интересуется лишь поверхностными вещами, такими как спорт, политика, развлечения. Такие люди считают себя очень важными, их легко обидеть, им не хватает изящества, они склонны взрываться по пустякам, хотят стать богатыми и пытаются наладить связи с богатыми и знаменитыми. Они грубые и назойливые. Это наивные сложные люди. Главный их симптом — бессодержательность».

Культурный человек — скромный и правдивый. Он ценит другого, милосердно, великодушно относится к его слабостям, комплексам и ограничениям. Немецкий писатель Эрих Мария Ремарк писал: «Такт — это неписаная договоренность не замечать чужих ошибок и не заниматься исправлением их». Глубины культуры можно достичь только благодаря пожертвованиям, самоотречению и поиску. Культурных высот достигают — через созерцательную молитву, которая является истинным общением с Творцом — источником красоты и гармонии.

Безупречные манеры требуют времени, определенного обучения, т.е. знание правил должно стать хорошей привычкой. В привычке то или иное действие автоматизируется, осуществляется без специальных усилий, напряжений, размышлений. Ценность постоянной привычки заключается в том, что она освобождает сознание человека от лишних хлопот и высвобождает внутреннюю энергию на реализацию и решение важных дел. Чем чаще мы повторяем усвоенные формы поведения, и тем больше они становятся совершенными, поведение естественным, непринужденным. То есть привычка — это вторая природа, которая требует постоянного упражнения.

Совокупность форм повседневного поведения человека, в которых находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения.

Если нравственные нормы определяют содержание поступков, предписывают, что именно люди должны делать, то культура поведения раскрывает, каким конкретно образом осуществляются в поведении требования нравственности, каков внешний облик поведения человека, в какой мере органично, естественно и непринужденно эти нормы слились с его образом жизни, стали повседневными жизненными правилами. Например, требование уважения к людям применительно к повседневному поведению выражается в правилах вежливости, деликатности, в такте, предупредительности, в умении беречь чужое время и т. п.

Верность принятым на себя обязательствам с точки зрения культуры поведения означает аккуратность в выполнении обещаний и возвращении позаимствованного, своевременность и точность в осуществлении договоренности и др. Честность по форме своего проявления совпадает с прямотой, искренностью.

В широком плане в понятие «культура поведения» входят все области внешней и внутренней культуры человека: этикет, правила обхождения с людьми и поведения в общественных местах, культура быта, включающая характер личных потребностей и интересов, взаимоотношения людей вне работы, организация личного времени, гигиена, эстетические вкусы в выборе предметов потребления (умение одеваться, украсить жилище), эстетические свойства присущей человеку мимики и пантомимики, выражений лица и телодвижений (грация). Особо выделяют культуру речи, умение грамотно, ясно и красиво выражать свои мысли, не прибегая к вульгарным выражениям. В известном смысле к культуре поведения можно отнести культуру труда, способность правильно организовать рабочее время и место, найти целесообразные приемы и операции для достижения максимально полезных результатов и получения высокого качества производимой продукции. В человеке должно быть органическое единство эстетического и этического, духовного и внешнего. В классовых обществах манера вести себя, одеваться и обладание изысканным эстетическим вкусом служили внешним признаком принадлежности к «высшему кругу», в то же время внешняя культура часто не соответствовала внутреннему облику человека. Вежливость и вообще соблюдение определенных правил в обществе, основанном на принципах эгоизма, часто скрывали за собой взаимное равнодушие и отчужденность, безразличное или даже пренебрежительное и враждебное отношение к людям. Поэтому этикет, принимая в основном характер чисто внешнего ритуала, не основывался на действительно гуманном отношении к людям. Таково формальное понимание культуры поведения.

В социалистическом обществе она рассматривается как общепринятая форма внешнего выражения подлинной человечности.

Этикет выражается в сложной системе детально разработанных правил учтивости, четко классифицирует правила обхождения с представителями различных классов и сословий, с должностными лицами в соответствии с их рангом (к кому как следует обращаться, кого как должно титуловать), правила поведения в различных кругах (придворный этикет, дипломатический этикет, этикет «высшего общества» и т. д.). В социалистическом обществе этикет значительно упрощается, становится несравненно более свободным и естественным, приобретает смысл повседневного благожелательного и уважительного отношения ко всем людям, безотносительно к их должности и общественному положению.

Учтивое обращение с женщиной, почтительное отношение к старшим, формы обращения и приветствия, правила ведения разговора, поведение за столом, обхождение с гостями, выполнение требований, предъявляемых к одежде человека в различных обстоятельствах, - все эти законы приличия воплощают общие представления о достоинстве человека, простые требования удобства и непринужденности во взаимоотношениях людей. Внимание к внешней форме проявляется здесь лишь постольку, поскольку в ней отражаются представления о красоте в поведении и внешнем облике человека. В целом этикет в условиях социализма совпадает с общими требованиями вежливости: в его основе лежат в конечном счете принципы социалистического гуманизма. Что же касается ритуальных форм этикета, то они сохраняются в основном лишь в сфере дипломатических отношений (соблюдение так называемого дипломатического протокола). Но и они отражают принципиально новое во взаимоотношениях людей - предусматривают равноправное обращение с представителями разных стран.

Ежедневно, ежечасно мы проявляем свою воспитанность (или невоспитанность). В метро, в троллейбусе, при встрече, на работе… Публикации на эти темы в газетах встречают острую ответную реакцию читателей. В «Советской России» статья под названием «А выглядите вы не очень…» вызвала много откликов. А речь в ней шла о том, стоит ли говорить человеку об ухудшении его внешнего вида, о болезненном виде, о деликатности, умеем ли мы щадить чувства другого. Интересны два совершенно различных отношения к проявлениям грубости, бескультурья. Один говорит: «Я стараюсь не ходить в кафе даже в командировках. Садимся за столик - и сразу чувствуешь себя униженным…» Другой говорит: «А меня чья-то грубость, бестактность не могут задеть или унизить. Почему я должна чувствовать себя униженной, если кто-то обнаруживает отсутствие культуры? Неловко за него - и все. Мало того, как-то меня оттеснил в сторону солидный мужчина в театре, и я тихо, чтоб не слышали другие, прошептала ему: «Голубчик, ну можно ли так ронять свое достоинство?»

Человеку, который умеет так прекрасно владеть собой, можно позавидовать, но лучше бы попробовать подражать ему. Деликатные люди могут встать в позу обиженных, страдающих. Но не лучше ли постараться своим присутствием изменить атмосферу в лучшую сторону.

От нашей реакции на чье-то плохое поведение зависит очень многое. Можно грубо одернуть недогадливого юнца, не уступающего места пожилому человеку, а можно то же самое сказать ему тихо, не распаляясь.

Легко быть воспитанным, вежливым с подобными тебе, гораздо труднее с людьми противоположного свойства.

О культуре поведения написано много книг, это очень широкое, исторически развивавшееся понятие. Вы можете воспользоваться книгами на эти темы. А здесь мы прибегнем к еще одному жанру в нашей азбуке: к афоризмам.

Возьмем некоторые из высказываний великих мыслителей, педагогов, писателей:

…Всякая крайность нехороша; все благое и полезное, доведенное до крайности, может стать и даже, за известным пределом, обязательно становится злом и вредом. В. И. Ленин

Недостатки у человека являются как бы продолжением его достоинств. Но если достоинства продолжаются больше, чем надо, обнаруживаются не тогда, когда надо, и не там, где надо, то они являются недостатками. В. И. Ленин

Понятие о культуре очень широко - от умывания лица до последних высот человеческой мысли. М. И. Калинин

Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически. А. П. Чехов

В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. Поведение - это зеркало, в котором каждый показывает свой облик. И. Гёте

Только по поступкам мы судим о внутренних движениях, о мыслях, о действиях, о других чувствованиях. К. Гельвеций

Лишь по поступкам людей общество может судить об их добродетели. К. Гельвеций

Поступки мудрых людей продиктованы умом, людей менее сообразительных - опытом, самых невежественных - необходимостью, животных - природой. Цицерон

В любом самом мелком, самом незначительном, самом неприметном нашем поступке уже сказывается весь наш характер: дурак и входит, и выходит, и садится, и встает с места, и молчит, и двигается иначе, нежели умный человек. Ж. Лабрюйер

Манеры выказывают нравы, подобно тому, как платье обнаруживает талию. Ф. Бэкон

Освобождать себя от соблюдения правил приличия не значит ли искать средства для свободного проявления своих недостатков? Ш. Монтескье

Социальная испорченность принимает окраску той социальной среды, где она развивается. О. Бальзак

Всякий раз, когда чего-нибудь очень хочется сделать, остановись и подумай: хорошо ли то, чего тебе хочется. Л. Н. Толстой

Не обдумав поступок, будь нерешителен, обдумав, будь решителен. Л. Н. Толстой

Каждый твой поступок отражается на других людях; не забывай, что рядом с тобой человек. В. А. Сухомлинский

Когда человек пытается довести свои добродетели до крайних пределов, его начинают обступать пороки. Б. Паскаль

Собственная нравственная нечистоплотность - это знак презрения к самому себе. Апулей

Один из самых обычных и ведущих к самым большим бедствиям соблазнов есть соблазн словами: «Все так делают». Л. Н. Толстой

У кого много пороков, у того много и повелителей. Ф. Петрарка



Рассказать друзьям