Доклад: Влияние Запада на русскую культуру. Почему «Русские сезоны» — главное, чем может гордиться российская мода

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Влияние западной культуры на российскую в условиях глобализации.

Глобализация -- процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации.

Проблема социокультурной совместимости России и Запада воспринимается нашими соотечественниками как значимая и актуальная. Причем взгляды респондентов на то, как отражается на российском обществе взаимодействие с Западом в тех или иных областях, пользу или вред оно приносит нашей стране, как правило, тесно связаны с их ценностными установками и политическими ориентациями, а их высказывания по этим вопросам обычно эмоционально окрашены.

Последнее десятилетие отмечено небывало интенсивным присутствием Запада в повседневной жизни рядового россиянина. Поэтому суждения граждан сегодня в гораздо большей мере основаны на их собственном опыте, нежели в начале 90-х годов.

Одной из наиболее отчетливо просматривающихся тенденций в отношении российских граждан к присутствию Запада в их повседневной жизни сейчас, безусловно, является рост "потребительского патриотизма" - по крайней мере, вербального. Многие выражают недовольство засильем "импорта" на российском рынке и в особенности - агрессивной рекламой этих товаров. Причем беспокоит их не только то, что такая ситуация пагубно сказывается на развитии отечественного производства; часто высказывается и мнение о том, что импортные товары в большинстве случаев значительно хуже российских, а значит, их присутствие (тем более - доминирование) на рынке наносит прямой вред потребителю. Чаще всего подобные высказывания относятся к положению дел на рынке продуктов питания:

Запад навязывает нам свои продукты питания, а это - одна химия

Проинтервьюированные эксперты, в целом несколько благосклоннее относятся к обилию импортных товаров на российском рынке. Некоторые из них вообще не видят тут какой бы то ни было проблемы и полагают, что соревнование с иностранными конкурентами идет отечественному производителю исключительно на пользу:

"Это огромный стимул для нашего развития... Конечно, много барахла всякого, но есть и хорошие вещи. Вот уже посмотреть и захотеть такое сделать - это развивает соревновательность. Я в высшей степени положительно к этому отношусь.

"Я нормально отношусь, потому что люди должны выбирать сами. У них должен быть всегда выбор. И, ради Бога, если это будет невыгодно, если это не будет продаваться, куда они денутся? Уйдут с рынка. Ведь постепенно наш рынок наполняется отечественными товарами... Это стимул для совершенствования своего продукта, для снижения его себестоимости, повышения конкурентоспособности и так далее. Другого пути на рынке нет" .

Подавляющее большинство экспертов, однако, отмечают и оборотную сторону: низкое качество многих импортных товаров и подавление отечественного производителя. Поэтому представители региональных элит почти единодушно высказываются за всемерное государственное покровительство российским производителям. Но никто из них не считает нужным довести дело до полного закрытия российского потребительского рынка. Даже самый, кажется, непримиримый противник экономической и культурной экспансии Запада, оценивающий ее в самых резких выражениях, всемерно обличающий западную "бездуховность" , полагающий, что "чужую идеологию "целенаправленно " навязывают" России и сочувственно цитирующий М.Ножкина ("Чужую жизнь нам одевают, как хомут"), соглашается:

"Мерседесы", например, сегодня покупают богатенькие - ну и пусть они покупают себе. Можно еще пошлину поднять, чтобы они еще дороже были... То же самое по товарам народного потребления: кто хочет итальянские башмаки носить за три тысячи - пусть носит, но рядом должны быть наши российские башмаки за 500, за 600 рублей, которые, значит, уже сегодня готовы производить"

Сегодня на подавляющем большинстве российских рынков мы видим одно лишь иностранное. Дед Мороз подменяется Санта-Клаусом, русский квас -- кока-колой, пирожки -- гамбургерами, простокваша -- йогуртом и так далее. С легкостью можно встретить маечку с крупными надписями SEX и LOVE на груди -- и это для девочек 7-10 лет! Зачем им это?!Даже на российские товары, которые с успехом производятся в РФ, производители помещают брэнды и лейблы (опять нерусские слова!), тяготеющие к зарубежным аналогиям.

Засилье зарубежной культуры заметно невооруженным глазом во всех сферах отечественной общественной жизни. На прилавках музыкальных магазинов вместо классики, в которой русскоязычные композиторы особенно сильны, огромное место занимают произведения зарубежной «попсы» или «металла», содержание которых не только малопонятно для русского слушателя, но часто и значительно хуже по качеству нормальных русских песен.

К сожалению, именно молодежь и дети, являясь основными потребителями популярной музыки, и к тому же обладая интеллектом, который более подвержен влияниям извне, навсегда впитывают иностранную музыкальную культуру, которая может быть не только хорошей, но и плохой.

Но, конечно, самое большое негативное влияние на российских детей оказывает такая массовая коммуникация, как телевидение. На миллионные аудитории выливаются потоки мультфильмов и передач, в которых буквально на каждом шагу -- насилие и деньги, идеи культа силы и богатства.

Язык -- основа любой культуры. И когда культура изменяет вектор своего естественного развития, именно с языка начинаются всевозможные метамарфозы. Наблюдая за русским языком последние 25 лет, можно заметить, как сильно он изменился. До конца восьмидесятых, XX столетия язык совершенствовался, благодаря научному подходу, благодаря науке вообще. Ведь новые слова и термины рождаются из открытий и изобретений. В качестве основы брались слова из мёртвых языков, таких, как например, латынь. Теперь же, насыщаясь импортными словами и выражениями живых языков, русский язык деградирует. Глобализация в известной мере воспроизводит во всемирном масштабе негативные стороны рыночного хозяйствования, которые в целом удалось обуздать странам Запада путем построения «социального государства». Ныне в мировой экономике господствуют финансово-олигархические силы, выносящие на глобальный уровень самые грубые формы индивидуального и группового эгоизма. Глобализация становится средством сосредоточения богатства и власти в руках отдельных людей и группировок. Приведем факты. Трое богатейших людей Земли имеют богатства, превышающие богатства 47 бедных стран мира, 475 богатейших лиц контролируют богатства, превышающие достояние половины всего человечества. Соотношение между богатой одной пятой частью мирового населения и одной пятой беднейшего населения Земли достигло 1:75

глобализация интеграция социокультурный совместимость

КАК ВЫ ПОЛАГАЕТЕ, ПОД ВЛИЯНИЕМ ЗАПАДНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛЮДИ В РОССИИ СТАНОВЯТСЯ В ЦЕЛОМ ЛУЧШЕ, ХУЖЕ ИЛИ ИЗМЕНЕНИЯ, ПРОИСХОДЯЩИЕ С ЛЮДЬМИ, НЕ СВЯЗАНЫ С ВЛИЯНИЕМ ЗАПАДА?

ВОПРОС: ПОГОВОРИМ О ЗАПАДНОЙ КУЛЬТУРЕ, СИСТЕМЕ ЦЕННОСТЕЙ - ОБ ИХ ВЛИЯНИИ НА РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО. КАК ВЫ ПОЛАГАЕТЕ, ВЛИЯНИЕ ЗАПАДНОЙ КУЛЬТУРЫ, СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ НА РОССИЮ В ЦЕЛОМ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ИЛИ ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ?


Американизация в нашей стране началась в 90-е годы, когда после перестройки рухнула вся советская идеология, и ничего больше не запрещалось. В Россию с невероятной скоростью начали проникать элементы заокеанской культуры. Все новое принималось обществом очень быстро, и прочно оседало в сознании. Ведь советские ценности исчезли, а традиционные, исконно русские, были уничтожены при отчаянном строительстве коммунизма.

Процесс американизации или вестернизации направлен на то, чтобы заставить людей думать и жить «по-американски», забывая свои родные традиции. Сегодня в любой стране мира, будь то европейская благополучная Голландия, бедная Индия или пустынная Монголия, можно найти следы западной культуры. Фастфуд и кока-колу не проблема достать даже на полюсе холода. В некоторых случаях американизация затрагивает экономические и политические аспекты жизни государства. А иной раз и полностью поглощает страну.

После распада СССР с голубых экранов одна за другой исчезли любимые советские программы. На смену им пришли западные образцы. Так началась американизация.

В Европе ответом на возрастающую американизацию культуры было введение системы специальных квот. Идея заключалась в поддержке производителей национальной кино-, теле- и музыкальной продукции. Например, радиостанции обязали включать в репертуар местных исполнителей. Но это не особо помогло. Заокеанские исполнители намного популярнее доморощенных. Чтобы так продолжалось и дальше, над этим работают огромные медиакорпорации, которые базируются в Нью-Йорке или Лос-Анджелесе.

Страны старого света имеют тысячелетние традиции. Это и величайшие писатели, и архитекторы, ученые и композиторы. Европейцы гордятся своими индивидуальными особенностями, но с каждым годом их становится все меньше. Стираются границы и различия.

Любая культура, какая бы самобытная она ни была, в итоге погибает, если ее начинают упорно замещать другой. Сегодня в России так и происходит. Всеобщая американизация уничтожает самобытность народа, люди превращаются в безликую массу без своей истории и традиций. Посмотрите на игрушки в детских магазинах. Среди кукол Барби и конструкторов Лего вы почти не увидите богатырей или русских царевен. Главными героями российских малышей сегодня стали бетмены, супермены и диснеевские принцессы.

По мнению экспертов, мощнейший источник пропаганды американского образа жизни – это заокеанское кино и телевидение. С экранов нам показывают другой мир – красивый, яркий, успешный. И говорят, что собственная русская культура неполноценна. Нам навязывают западные ценности и указывают, что значит плохо и что значит хорошо.

Отечественное телевидение предлагает десятки новых и рейтинговых музыкальных конкурсов, различных ток-шоу, реалити проектов. Красочные студии, интересные условия, оригинальные задания. Здесь есть слезы и юмор, танцы и мистика, песни и политические дебаты. Правда, практически все это придумали американские продюсеры. А российские компании просто купли права на адаптацию. Ведь зачем что-то изобретать, когда все уже придумали другие люди? Легче просто позаимствовать идею.

Конечно, есть на нашем телевидении и оригинальные проекты, причем некоторые из них действительно уникальны и интересны. Например, Клуб веселых и находчивых. Больше 50 лет назад зрители увидели первый выпуск этой программы. Сейчас она, конечно, сильно изменилась, но поклонников у нее стало только больше.

В свое время адаптировать КВН для Запада пытались, но не прижилось. Зато другой российский проект успешно купили за границей. И это не интеллектуальная игра со знатоками и не соревнования вундеркиндов. Гордиться отечественное телевидение пока может только "Домом-2". Именно права на это реалити в 2005 году приобрела компания “Sony Pictures”. По мнению специалистов, удивительного в этом ничего нет – этот проект полностью сделан по западным канонам.

Поп-культура США по-настоящему захватила современное телевидение. По всему миру пользуются большой популярностью американские сериалы. Их адаптируют под местные реалии и переснимают. Например, американское шоу «Женаты… с детьми». Главный герой владелец – обувного магазина, у его жены копна рыжих волос, дочь – глупенькая блондинка, сын – неудачник, соседи – сумасшедшие, а собака ведет внутренние монологи сама с собой. Ничего не напоминает? В России версия этого сериала полюбилась очень многим.

Еще один телевизионный долгожитель из США – комедия «Все любят Рэймонда». В центре сюжета опять большая семья. Главный герой – спортивный журналист с женой и тремя детьми. Его брат – одинокий полицейский, а мать – настоящее наказание для супруги. Нашему зрителю эти персонажи хорошо известны под другой фамилией. И это реалии не только России.

Для нашей страны адаптировали множество успешных на Западе проектов: это и напряженная драма "Родина", комедии «Как я встретил вашу маму», «Теория большого взрыва» , культовый «Секс в большом городе». И если оригиналы удостаивались всевозможных профессиональных наград, то их русские копии часто были сделаны бездарно. Правда и тут есть свои исключения. Некоторым ремейкам все-таки удалось приобрести по-настоящему народную любовь. Ведь кто бы мог подумать, что такие родные героини, как няня Вика или Катя Пушкарева, окажутся просто переодетыми иностранками.

Придумывать оригинальные истории перестали и в российском большом кино. Ремейки голливудских блокбастеров встречаются, конечно, реже, чем сериальные адаптации, но они бросаются в глаза. Например, отечественный хит «Елки лохматые». По сюжету две собаки не дают ограбить дом своих хозяев двум преступникам. По мнению кинокритиков, этот фильм как две капли похож на уже ставший классикой в США фильм «Один дома». Авторы российской комедии просто заменили американского мальчика на симпатичных собачек и сохранили не только сюжет, но и внешний вид главных злодеев. Они даже одежду носят одинаковую.

Правда, на выходе оказалось, что формула «сделать как в Америке» работает не всегда. Было уже несколько попыток осовременить любимые всеми старые комедии. «Кавказская пленница», «Служебный роман», «Джентельмены удачи» – все эти фильмы, по мнению критиков, мягко говоря, не дотягивали до оригиналов.

Кстати, есть и по-настоящему успешные российские проекты. Причем с оригинальными героями и историями. Например, отечественные мультфильмы про русских богатырей.

Все они стали настоящими кассовыми хитами. Снято уже пять кинолент. Или другой российски проект – «Снежная королева». Этот мультфильм так понравился американцам, что они оплатили его продолжение и купили для проката в Штатах. Но все это лишь редкие исключения.

Самая популярная сказка в мире сегодня – это серия фэнтэзи-романов о волшебнике Гарри Поттере. Миллионные тиражи книг и голливудские экранизации сделали из этого персонажа настоящего кумира детей во всем мире. И Россия не исключение. Западная культура стала частью нашей жизни. И о русских сказках вспоминают все меньше и меньше. А если и появляется какая-то отечественная современная детская литература, то это снова калька с иностранного оригинала. Как книга под названием «Таня Гроттер». И похожи здесь не только имена главных героев, но и сюжетная линия. Автора российской версии волшебной истории даже обвинили в плагиате и запретили печатать за рубежом. Зато на Родине эта серия детских книг стала настоящим бестселлером.

Вестернизация добралась и до отечественной системы образования. Уже несколько лет знания учеников проверяются с помощью тестирований, и, чтобы поступить в ВУЗ, нужно лишь отправить по почте результат ЕГЭ, почти точно так же, как в Америке. Еще одно нововведение – это переход на Болонскую систему. Наши чиновники хотели подстроить высшее образование к западным стандартам, в итоге появился бакалавриат и магистратура. Но это не сделало российских студентов конкурентоспособными, а только ухудшило и так низкие рейтинги выпускников отечественных ВУЗов. И эксперты доказывают на этом примере, что далеко не все, что хорошо для Запада и США, подходит для России. А значит, не нужно забывать традиций и стараться сохранять свою уникальную культуру.

По вопросу о необходимости и правомерности заимствований достижений культуры Запада и их роли в судьбах нашей культуры споры продолжаются до сих пор. Так почему же Россия в середине XVII в. обратилась к науке и образованию Западной Европы?

В течение 7 веков византийского влияния на Русь шли богослужебные книги: «Житиясвятых», «Евангелия», «Псалтырь», тексты канонических церковных книг, «Слова нравоучительные» И. Златоуста, «Шестоднев» В. Великого, «Лествица» Иоанна Лествичника, «Слово о православной вере» Иоанна Дамаскина, - направленные на цели нравственного совершенствования человека. Но эти знания и книги не помогали в обустройстве материальной жизни, в земледелии, ремесле, промышленности. Уже в начале XVII в. под воздействием событий Смутного времени, политической катастрофы и унижения, пережитого в это время Россией, военных неудач, у всех сословий русского общества по является чувство неудовлетворенности состоянием дел во всех сферах жизни нашего общества, углубленное расколом в русской православной церкви. Всеми мыслящими людьми России это состояние оценивалось как отсталость, неадекватность действий правящей и духовной элиты запросам времени.

Эти чувства и оценки появляются задолго до Петра I в умах тонкого и особо восприимчивого к изменениям, чуткого к необходимости перемен, слоя правящей и светской духовной элиты России, раньше и чаще других соприкасавшегося с достижениями западной цивилизации. Этому же слою элиты было доступно осознание исходящей из западной цивилизации опасности для самого существования России.

Заимствование готовых продуктов западной культуры началось уже в XV в. в виде военно-технических новшеств, военных специалистов, врачей, мастеров, художников, предметов быта и роскоши для царского двора и высшей знати (закупались часы, карты, глобусы и другие изделия ремесла и искусства).

Однако в среде правящей и светской духовной элиты, образовавшейся к тому времени, все глубже осознавалась жизненная важность глубоких перемен в сфере образования, подготовки специалистов, организации труда, армии. Очевидно, что необходимость таких перемен и усилий определялась агрессивным соседом - западной цивилизацией, характер отношения которой к России не мог вызывать никаких иллюзий.

Реформы Петра I имели своих практических и идейных предшественников: идеи Григория Катошихина, преобразовательную программу для всего славянства Юрия Крижанича, преобразовательные программы государственных деятелей периода царствования Алексея Романова - А.Л. Ордин-Нащокина, Ф.М. Ртищева, А.С. Матвеева, проводившие реформы в сфере управления и образования.

Второй причиной, вынудившей Россию к заимствованиям достижений западной цивилизации, явилось то обстоятельство, что духовная элита России - русская православная церковь не осуществила своевременно реформирование системы образования в стране с учетом потребностей времени и опасностей, исходящих от социокультурного соседства России. Московская Русь в лице духовенства долго и упорно сопротивлялась распространению западной, латинской образованности, основы которой составляла экспериментальная наука, естествознание и философия. Церковные иерархи полагали, что обращение к достижениям человеческого разума вместо Священного писания вовлечет Россию в «тьму поганьских наук», что возвеличивание человеческого разума несовместимо с духовно-нравственными ценностями православия, что плоды западного просвещения привлекательны, но направлены на повышение ценности земной грешной жизни, спасти же душу человека может только православная вера и обращение к Высшему разуму.

К сожалению, российское духовенство, прибегая к запретам, угрозам, преследованию и разрушению элементов «новой образованности», так и не выполнило своей социокультурной миссии - не предложило своей позитивной программы развития образования в России, направленной на удовлетворение мирских потребностей и обеспечение безопасности России, ее противостояния Западу.

Иначе говоря, надо четко осознавать, что церковная иерархия этого времени не выполнила свою инновационную функцию в области культурного развития России и тем самым открыла дорогу непосредственным заимствованиям достижений Запада Петром I и обусловила методы проведения реформ Петром I.

Известно, что поражение русской армии под Нарвой в 1700 г. показали слабость дворянского ополчения по сравнению с профессиональной армией Запада. Все возможные последствия отсталости армии и экономики России были очевидны для судеб России. Это обстоятельство определило методы реформ, их порядок, темпы преобразований. Петр видел, что цепляние за старину и опора только на веру ведет страну к утрате независимости, что своих средств для дальнейшего благополучного существования страны недостаточно. Поэтому реформы часто осуществлялись принудительно, ускоренными темпами, несоответствующее значение предавалось мелочам - русской одежде, бородам, и пр. явлениям, которые ассоциировались в его сознании с приверженностью к старине, с проявлениями неповоротливости, отсталости, связывались им с противодействием, оппозицией его трудам. То есть высоконравственные мотивы реформ часто расходились со способами их осуществления. Но историческая обстановка, агрессивное соседство, сам уровень подготовки Петра, характер его власти сказались на последних. Историческая обстановка требовала безотлагательного реформирования армии, развития промышленности, создания флота, подготовки специалистов для различных областей деятельности. Россия просто не располагала более историческим временем для адаптации западных достижений к особенностям своей культуры. Поэтому Петр I приступил к прямому заимствованию и перенесению на российскую почву достижений западного рационализма (науки, техники, системы образования), управления, быта и нравов.

Идейной основой социально-экономических и культурных реформ Петра I стали рационалистические концепции Ф. Бэкона, Гессенди, Спинозы, Т. Гоббса, Д. Локка о естественных правах каждого человека, о договорной природе государства, о естественной природе человеческого индивида, о его общественных качествах, о могуществе опытного научного знания, о покорении сил природы на основе этого знания. Этими идеями дышала в то время Западная Европа, ее ученые, государственные деятели, писатели - современники Петра I. Известно также, что царь знал труды Г. Гроция, С. Пуффендорфа и других западных мыслителей и ученых.

Рационалистические концепции утверждали, что наука - самое надежное средство господства над природой, а государство и законы - чисто человеческие, искусственные установления, а не божественные, следовательно, люди могут изменять их, совершенствовать, исходя из своих потребностей.

Идейные истоки реформ Петра и практическое знакомство с Европой того времени делают понятным его оптимизм и уверенность в возможности преобразовать Россию по западному образцу. Ему ведь были еще неведомы знания о культуре других народов, об истоках их формирования, а также об особенностях культуры своей страны.

Благодаря созданной Петром I системе образования европейского типа в Россию пришли математика, геометрия, астрономия, медицина, стало развиваться опытное естествознания, юриспруденция и философия. Открытия Коперника, Кеплера, Галилея, Ньютона, проникшие в Россию вначале в составе знаний западных специалистов, а затем в программах навигационной и артиллерийской школ, совершенно меняли миропонимание русского человека, его представления об устройстве вселенной, земной природы, общества, природы и предназначении государства, роли личности в нем и т.д.

Что касается философии, то с нею русское общество начали знакомить братья Лихуды, преподававшие ее на латинском языке с 1685 г. в Московской славяно-греко-латинской академии. Они ввели два курса, составленные главным образом по Аристотелю, - логику и физику. Курс физики включал учение об основах мира, о материи и форме, о четырех причинах движения: материальной, формальной, действующей и целевой. До них эту проблематику в Москве никто не затрагивал, даже широко образованный константинопольский богослов Максим Грек «платоновские и аристотелевские мнения» считал ересью. Значительно раньше западная схоластика обосновалась в культурно-просветительском центре Юго-Западной России: Киево - Могилянской академии, которая в XV-XVII вв. была первым трансформатором западной культуры в православный мир. Отсюда в Россию проникали элементы морально-политических учений, восходивших к трактатам Аристотеля. Из них люди того времени черпали все важнейшие положения политики, вырабатывали на их основе свои представления о государстве, власти, ее формах, понятия о взаимоотношении государства и подданных и т.п.

Следствием влияния естественнонаучных и философских идей Запада стало полное изменение чувств, миропонимания и мышления представителей правящей и духовной светской элиты России. Из сознания дворянства было вытеснено старое миропонимание, духовно-нравственные и религиозные ценности, идеалы, которые оно разделяло ранее с другими сословиями российского общества с его доминирующей ценностью - соборностью и служением. Однако реформы Петра Великого не затронули сознания 85% русского народа - русское крестьянство, они коснулись его только своей тяжелой стороной. Усилилась крепостная зависимость народа, он на долгие столетия будет лишен образования, порвутся его религиозно-нравственные связи с отечественной элитой и этот разрыв будет углубляться. Миропонимание, духовно-нравственные ценности русского крестьянина еще более двух веков будут оставаться под влиянием идей православия, соборности, отрицания частной собственности, терпения, смирения, божественной природы царской власти и т.п., а в земледелии он будет руководствоваться лишь своим опытом и наблюдениями.

Это состояние глубочайшего несоответствия, противоречия в культуре двух основных сословий России породит раскол и отчуждение между ними. Несмотря на многообразные попытки со стороны различных отрядов русской интеллигенции преодолеть пропасть между дворянством и другими слоями русского общества, он будет расти в последующие столетия и приведет в конце концов к катастрофе. 1917 г. и последующие годы смуты гражданской войны поглотят, уничтожат и русское дворянство с его богатой, но элитарной и чуждой русскому народу культурой, и массу русского крестьянства, лишенного в течение столетий этим дворянством культурных инноваций.

Таким образом, влияние западной культуры, в силу известных исторических и культурно-психологических причин, не могло охватить весь состав русского общества. Они изменили культуру лишь верхнего слоя правящей и светской духовной элиты, сделав ее чуждой своему народу, а вместе с этим и всю великолепную культуру России, созданную дворянством в течение XVIII-XIX вв.

Один из самых актуальных сейчас мировых fashion-трендов - «любовь ко всему русскому». Причем это не просто наглядное отображение того, какое место занимает русская культура в общемировом аспекте, но и для нашей страны показатель существенного шага вперед.

В смысле моды наша страна всегда стояла особняком: еще в восьмидесятых «высокий стиль» был не в почете. Во-первых, испытывающий финансовые трудности СССР не мог предложить своим гражданам высокий уровень дохода, которого хватало бы на покупку последних новинок моды. Во-вторых, общественное мнение (отчасти из-за финансового положения большинства) гласило, что тратить деньги на одежду было излишне некрасиво и вообще «не правильно». В 90-е после «убирания барьеров» людям стало «можно все», но при этом образовательный и культурный уровень большинства граждан в смысле моды был крайне низок. Как в кривом зеркале все недостатки общества отражались в наиболее финансово успешных тогда людях. Быстро заработав большие (по тогдашним меркам) деньги, люди руководствовались принципом «дорого-богато» и соревновались в показной «роскоши» (золото, меха, леопард - Roberto Cavalli, Dolce&Gabbana и Versace). Лишь в XXI веке массовое сознание россиян ушло от мнения «больше золота - красивее одежда». Повышение доходов существенной части населения проходило параллельно с ростом «модной грамотности». Важную роль в этом сыграла и модная пресса. Многие наши редакторы глянцевых журналов, дизайнеры и блогеры, такие как Мирослава Дума, Эвелина Хромченко, Катя Мухина, Ульяна Сергеенко, Лена Перминова рассказывали россиянам о том, как живет и чем дышит мир моды. Изголодавшаяся по таким знаниям публика достаточно быстро уловила мировые тренды и сделала огромный шаг вперед не только в индустрии моды, но и в ее понимании обществом.

Фото предоставлено пресс-службой фестиваля «Русские сезоны»

И вот в последние годы произошло то, на что еще пару десятилетий назад сложно было рассчитывать. Те же глянцевые СМИ сработали и в другую сторону, не только рассказывая о моде россиянам, но и показывая западу «новую», очень стильную Россию. Фактически они языком моды пропагандировали русскую культуру и традиции.

Фото предоставлено пресс-службой фестиваля «Русские сезоны»

Свершилось чудо - мы стали сильны не только в политике, но и в моде. Теперь Россия, еще недавно жадно следившая за западной индустрией, сама является трендсеттером, то есть начинателем модных течений. Хохлома, гжель, кружево, пуховые и павлопосадские платки, знает и носит теперь весь мир. Быть «русским» стало очень модно: все «ходят на балет», «слушают оперу», цитируют Пушкина с Достоевским и пьют водку, закусывая черной икрой.

Не так давно сайт style.com провел интересное исследование: коллеги проследили эволюцию современного русского стиля от Вячеслава Зайцева до Walk of Shame (грандиозный показ, которого прошел в Третьяковской галерее на Крымском валу). Настолько пристальное внимание подчеркивает уровень возрождения русской культуры в области моды. Сейчас уже никак нельзя недооценивать русское влияние на мир искусства и моды: олимпийское «нас не догонят», славянские мотивы в коллекциях Chanel и Valentino - все это относитель ненавязчиво и в то же время, очень громко. За круглым столом, открывшим фестиваль «Русские сезоны» (проводящийся при поддержке Минпромторга), собрались метры модной индустрии России и просто очень влиятельные люди мира моды: Евгения Линович, Денис Симачев, Михаил Куснирович, Константин Андрикопулос и огромное количество медийных и профессиональных представителей стиля и власти в России. Обсуждалась тема интеграции российского культурного наследия в современную моду. Это новый уровень развития нашей моды, традиции ожили и стали новой современностью и приятно осознавать, что мы с вами живем в эпоху таких приятных перемен. Например, многие «наши» дизайнеры сейчас активно сотрудничают с предприятиями народных художественных промыслов. Бренд Masterpeace, полюбившийся российским модницам, представлен в нью-йоркских шоурумах, где украшения с хохломой и гжелью лежат в витринах вместе с брендами Celine, Dior, что демонстрирует интеграцию русских традиций в мировую культуру.

Фото предоставлено пресс-службой фестиваля «Русские сезоны» Молодая российская марка Mirklis представляет собой микс современности и старины в виде пальто с меховой оторочкой и платьями с традиционными русскими орнаментами. Основательница бренда Norsoyan Людмила Норсоян разрабатывает коллекции трикотажа для международных и российских брендов, кардиганы данной марки изготовлены вручную техникой вязания оренбургской «паутинки». Марка Radical Chic воплотила в жизнь оригинальный микс традиций и актуальных тенденций в виде коллажей и картин современных российских художников на шелковых платках.

Результатом данного синтеза являются коллекции, наполненные «русскостью», самобытностью и одновременно тонкой современностью. Эксперты пришли к простому выводу: российская мода в надежных руках и то, чего удалось достигнуть уже сейчас, является лишь началом большого «русского пути» по мировому подиуму.

Фото предоставлено пресс-службой фестиваля «Русские сезоны»

Что мы знаем о российской уличной моде? По сути, Россия легитимизировала стритвер и сделала его новой нормой повседневности для всех. Те, кто вырос на окраине Москвы, не раз видели парней в тренировочных штанах, которые занимаются вещами, даже отдаленно не напоминающими спортивные активности.

Разумеется, пресловутые треники и спортивные куртки были частью повседневного образа жителей окраин во всех уголках мира, но именно в России 90-х они стали символом новообретенной свободы и практически предметом культа. Костюмы adidas из Австрии были заграничной новинкой: в них ходили на прогулки, на работу и на вечеринки. Когда дефицитные времена прошли, российская мода обратилась к Западу, и постепенно увлечение «спортивками» и другими приметами стиля времен девальвации рубля прошло и сохранилось на окраинах - в руках, как бы мы сказали, люмпенизированных слоев общества.

Уличная мода в России (в общем-то, как и подиумная) имела под собой западную основу и обычно шла вкупе с молодежной субкультурной приставкой. MTV и американский хип-хоп ворвались в повседневную жизнь постсоветского подростка вместе с такими группами, как «Bad Balance», «Мальчишник» и ДеЦл, и молодежные предпочтения в одежде начали выстраиваться в соответствии с этим. Уже к концу нулевых расслабленный хип-хоп-стиль, скейтерская субкультура, кроссовки и athleisure как часть повседневного образа прижились и стали нормой. Но как таковых брендов уличной одежды с пометкой Made in Russia тогда не существовало (за исключением Gosha Rubchinskiy).

К концу нулевых хип-хоп-стиль, скейтерская субкультура, кроссовки и athleisure стали частью повседневного образа

Мода из панелек

Волна появления российского стритвера пришлась на последние шесть лет, то есть аккурат на период путинской стабильности. Либеральные СМИ обычно описывают этот феномен так: стабильность экономики за счет резервов, советские идеалы, но очищенные от революционных идей, державность и новая национальная идея, которая противопоставляет России Запад. Молодое поколение, рожденное в 90-х и выросшее в путинской России, как будто разделилось на два лагеря: симпатизирующие и вместе с родителями довольные сытостью и мирным временем, а с другой стороны - пессимистично рефлексирующие и оппозиционно настроенные.

Тем не менее постсоветским миллениалам, которые не видели на посту президента никого, кроме Путина, хватает образования и кругозора, для того чтобы проанализировать ситуацию с критической точки зрения. Эта молодежь выходила на митинги в надежде на перемены и впоследствии разуверилась в их возможности после процесса над узниками 6 мая и очередными выборами с заранее известным результатом.

Отсутствие перспектив и стагнация привели к тому, что молодые люди и девушки сосредоточились на себе, на России их прошлого и стали ностальгировать. Многих это состояние вдохновило на создание аутентичного стритвера, который быстро стал невероятно популярным на Западе в силу своей диковатой экзотичности. Новые российские бренды не пытаются повторять одежду Supreme или Palace на свой манер, а, наоборот, делают упор на «русскость», педалируя тему постсоветских реалий и ностальгии.

Русская хтонь из тех самых панелек, о которых читает рэпер Хаски на фоне многоэтажек в Чертаново, стала лейтмотивом для коллекций таких брендов, как «Спутник 1985» . Марка привлекла к себе внимание принтами из 90-х - с Ельциным, Белым домом, глубоко политизированными группами «Гражданская оборона» и «Напрасная юность». Сейчас бренд занимается актуальным стритвером с принтами и надписями, такими как «Дети проходных дворов». Судя по тому, что вокруг «Спутника 1985» собрался свой фанклуб, эти вещи действительно находят отклик у аудитории 20-летних.

Новые российские бренды не пытаются повторять одежду Supreme или Palace на свой манер, а, наоборот, делают упор на «русскость»

Тема российской действительности прослеживается и у бренда «Волчок» , который вдохновляется андеграундом и несет этот посыл посредством принтов и слоганов. Основатель бренда Василий Волчок объясняет это тем, что «Волчок» - это скорее социальная платформа для молодых, нежели одежда:
«Мы пока не делаем суперсложные в плане дизайна вещи, акцент скорее на содержании - каждая коллекция несет какую-то идею, высказывание, поэтому мы делаем упор на атмосферные презентации и съемки. В последней коллекции, например, затронули тему объединения разных культур, какие-то вещи и принты вдохновлены sci-fi, что-то есть и от рейв-культуры. Эти темы, по сути, витали в воздухе, а мы их объединили в рамках одного концепта. Целенаправленно в политику мы не лезем, нам ближе искусство, культура. Просто иногда какие-то культурные явления ассоциируются с оппозицией. Например, рейв-культура, которую не воспринимает наше государство, очень близка бренду».

«Спутник 1985» и «Волчок», первые и наиболее успешные, открыли дорогу другим молодым брендам с лаконичными русскими названиями «Пыль», «Подполье» , «Горе» - и все с теми же темами: потерянность молодого поколения, «трудный возраст», романтическая русская поэзия, которой научили в школе, попытка переосмыслить пейзаж за окном и переработать исторический опыт по-своему.

Свитшот как поле для дискуссий

Те, кто поддерживает путинскую стабильность, все чаще противопоставляют спокойствию перестроечные времена и далеко не стабильные 90-е. Для взрослого поколения это было дикое время, для их детей оно связано с детством, кинематографом Соловьева и возможностью свободы. Так, Оля Шаповалова, одна из основательниц феминистского бренда стритвера Narvskaya Dostava , говорит так: «Для одних путинское время - это период стабильности, но для нас это скорее стагнация и деградация. Наш бренд появился, когда мы осознали бесполезность маршей и митингов, где собираются лишь знакомые. Поэтому заявить о волнующих нас проблемах мы решили через одежду и масс-маркет. Российской уличной модой сейчас занимаются в основном ребята, рожденные еще в Советском Союзе, но их детство пришлось на разруху 90-х. Путинская стабильная бездуховность пришла как-то сама собой, но без какой-либо идеи. Именно поэтому связь с советской действительностью, перестроечное кино и новые художники, чьи идеи сейчас актуальны как никогда, вызвали у нашего поколения ностальгию и желание переработать данную тему».

Для одних путинское время - это период стабильности, но для нас это скорее стагнация и деградация

Искусство прошлого ради критики политической системы настоящего перерабатывает бренд T3CM - марка, которая примелькалась в интернет-пространстве бомберами, имитирующими полицейскую форму, только вместо нашивок «полиция» дизайнеры поместили на них слово «утопия». Одежда T3CM инспирирована творчеством словенской арт-группы NSK и советским фильмом «Тень», из которого взята ключевая фраза коллекции «Тень, знай свое место». «Это неочевидное сочетание дает мне необходимый набор образов, через которые я описываю свое впечатление от современной российской действительности. Фильм "Тень" 1971 года знают все в России. По крайней мере поколение 30-летних. В нем играют все известные российские актеры того времени, поэтому в качестве референса он обладает необходимым потенциалом. В этом нет рефлексии. Он мне нужен, чтобы создать собственную антиутопию, которая иллюстрировала бы мое восприятие современной российской реальности. В ней персонаж Тень (актер Олег Даль) - это тоталитарный образ всевидящего и всеконтролирующего правителя, который смотрит на каждого из телевизора с единственным каналом, транслирующим только этот образ. Зритель и шоу меняются ролями. Телевизор смотрит на зрителя и оценивает его. Это ощущение можно трактовать в оруэлловском ключе, а можно в контексте теории искусства, где картина смотрит на зрителя в той же степени, что и зритель на нее. Тоталитаризм во все времена был построен по одним и тем же визуальным клише. Параллели можно найти в образной эстетике СССР, Северной Кореи, Китайской Народной Республики, нацистской Германии, Кубы и т. д. География различная - клише одни и те же», - объясняет создатель бренда.

Бренд Crime x Punishment уже успел наделать много шума в интернете. В интервью Highsnobiety основатели марки рассказали, что отшили часть первой коллекции «Цел и Невредим» в российских тюрьмах не только из-за хайп-фактора (романтизация тюремного фольклора, татуировок
и т. д.), но и в силу желания помочь заключенным заработать (хотя, если верить письму Толоконниковой, едва ли это можно назвать зарплатой). Сейчас бренд разрабатывает новую коллекцию уже с прямыми отсылками к власти: «Само название "Преступление и Наказание" в контексте нашего времени уже несет определенный идеологический посыл, и трактовать его можно очень по-разному. Лично для меня это злая ирония по поводу абсурдности всего происходящего вокруг. Наш бренд появился как отражение того, что происходит вокруг. Мы сочетаем современную эстетику lo-fi, классическую русскую культуру и хаос, что царит вокруг и льется из медиапространства. Сова
с логотипа МВД, нашивки, обыгрывающие униформу русских силовых структур. В новой коллекции надписи выполнены шрифтом ФСБ, а в графике использованы глаза Путина. Все это неочевидно для невнимательного наблюдателя, да мы и не стремимся говорить об этом».

При чем здесь вообще мода

В эпоху стабильности появилось даже слишком много брендов уличной одежды, которые сосредоточены на одной и той же теме - противопоставлении себя системе, мейнстримовой моде и уходе в андеграунд. Это говорит о том, что у страны есть здоровый креативный потенциал, который пытается себя выразить в ограниченных производственных условиях, а не об избыточности уличной моды в России. Наша индустрия все еще ограничена в ресурсах: ткани стоят дорого, фабрик недостаточно, а сверху помогают редко да и не всем.

Даже по словам самих дизайнеров, самоцель российского стритвера - не создать вещь сложного дизайна, а скорее сделать что-то, что будет нести символическую ценность или некое высказывание, которое будет считываться сверстниками. Главное -обозначить послание, чтобы затронуть струны русской души, то, чем впервые привлек к себе внимание Гоша Рубчинский со своей первой коллекцией «Империя зла». Ведь именно поэтому его вещи пользуются популярностью на Западе, где российская эстетика - это нечто экзотическое, что несет в себе привкус тревоги и тоталитаризма. О тех же Crime x Punishment, Narvskaya Dostava и T3СM уже написали все - от Calvert Journal до Vogue.

И не стоит винить ни дизайнеров, ни молодежь в том, что они не хотят поступать в дизайнерские школы и делать красивую одежду или носить ее. Здесь все дело в духе времени, когда просто платье перестало отвечать запросам подростков, а политизированность одежды стала чем-то неизбежным.



Рассказать друзьям