Дом апраксиных на покровке. Интересные факты о доме-комоде на покровке

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

На улице Покровка в Москве находится немало интересных зданий, но один особняк выделяется среди них своей уникальностью, архитектурными особенностями и историей. Речь идет про знаменитый дом-комод, который является единственным в российской столице строением в барочно-растреллиевском стиле, более привычном для С.-Петербурга.

Строительство здания было завершено в 1766 году. К сожалению, история не сохранила имени архитектора, по некоторым данным, им является Д. Ухтомский. Очевидно, что создатель дома-комода был поклонником архитектурной школы Б. Растрелли. В облике здания четко угадываются барочные черты: обилие лепнины, декора, колонн, стремление придать строению более округлый вид.

Первым владельцем дома-комода был генерал С. Апраксин. В 1772 году он продал здание княжескому роду Трубецких. Аристократическая семья владела строением на протяжении 90 лет. В народе к фамилии князей даже добавили приставку «Комод».

Туристам стоит внимательнее присмотреться к стенам дома. Архитектурная сложность дворца поражает. С помощью системы колонн и выступов зодчему удалось добиться единой композиции: кажется, что здание состоит из одной бесконечной стены, без угловых разрывов.

Дом-комод украшен многочисленными колоннами, пилястрами, барельефами, наличниками и портиками. Строители не поскупились на лепнину: в некоторых местах стены почти полностью покрыты декором.

Внутренние интерьеры здания, к сожалению, не дошли до нас в своем первоначальном виде: обстановку уничтожил сильнейший пожар. Тем не менее, туристам будет интересно увидеть воссозданное убранство великолепных помещений дворца, разнообразие которых поражает: это обширные кабинеты, огромные бальные залы, красивые опочивальни и будуары. В центральном зале обстановка вполне может соперничать с интерьерами Зимнего дворца.

В доме-комоде гостили люди, ставшие цветом и гордостью русской культуры. Достаточно сказать, что здесь неоднократно бывал А. С. Пушкин, посещал князей Трубецких и еще один великий русский поэт – Ф.И. Тютчев.

В 1861-ом году материальные трудности вынудили княжескую семью продать свой любимый дом. Здание приобрел Московский университет, разместивший здесь 4-ю мужскую гимназию, ставшую одним из самых знаменитых учебных заведений страны. Выпускниками гимназии являются К. Станиславский, П. Виноградов, С. Морозов, А. Шахматов.

В постреволюционные годы дом-комод стал многоквартирной коммуналкой, офисным центром и студенческим общежитием. В соответствии с политикой «уплотнения», в одну комнату могли заселить 10, а то и 20 человек. После войны жильцы коммуналок съехали в другие районы, а историческое здание было передано НИИ геофизических методов разведки и Дому пионеров Бауманского района, который в свое время посещала будущая поэтесса Б. Ахмадуллина.

В 1960-ом году дом был полностью отреставрирован по чертежам 18-го века. Здание является объектом культурного наследия России.

100 великих достопримечательностей Москвы Мясников старший Александр Леонидович

Дом Апраксиных – Трубецких («дом-комод»)

Этот дом называют жемчужиной елизаветинского барокко. И, как у всякой драгоценности, у него есть свои легенды, тайны и загадки.

История началась в 1764 году, когда землю на Покровке купил подпоручик лейб-гвардии Измайловского полка граф Матвей Фёдорович Апраксин. Новый покровский землевладелец происходил из очень древнего и именитого рода, давшего России многих замечательных людей. Его отец Фёдор Матвеевич – стольник Петра, легендарный адмирал, глава Адмиралтейского приказа, строивший Азовский флот. После смерти адмирала его сыну Матвею достался большой участок в Петербурге на Фонтанке. Это знаменитый Апраксин двор.

В 1764 году Матвей Апраксин женился на фрейлине Екатерине Ивановне Гендриковой. Тогда-то и купил он просторный земельный участок на Покровке, где решил построить дом. Тот самый, который стоит и поныне.

С возведением этого дома и связана первая загадка. Дело в том, что к этому времени в моду уже вошёл классицизм. Он пришёл на смену барокко, модному во времена императрицы Елизаветы Петровны. А ко времени строительства дома и в Москве, и в Петербурге предпочтение отдавалось классицизму, столь любимому новой императрицей Екатериной II Алексеевной.

Причины столь неожиданного решения вернуться назад, к елизаветинскому барокко, называют разные. Но скорей всего Матвей Апраксин мог просто поступить своевольно, как барин, как и было принято среди многих богатых московских вельмож.

Но, как бы там ни было, а в Москве появилась архитектурная жемчужина – редчайший образец гражданского елизаветинского барокко. Лепнина, раковины, коринфские колонны, богатый декор не мог никого оставить равнодушным. Дом сразу назвали московским Зимним дворцом. Правда, в миниатюре. А затем за причудливую архитектуру и форму он получил и другое прозвище – «дом-комод».

Дом Апраксиных – Трубецких («дом-комод»)

Имя архитектора – вторая загадка дома. Легенды приписывали дом самому Варфоломею Варфоломеевичу Растрелли. Исследователи выражались более осторожно: неизвестный мастер круга Растрелли. Некоторые предлагали имя крепостного графа П.Б. Шереметева Ивана Петровича Аргунова. Ведь Иван Петрович был не только талантливым художником, но и архитектором, принимал участие в строительстве знаменитого дворца-театра в Останкино.

Затем с определенной долей уверенности стали называть Дмитрия Васильевича Ухтомского. Он был главным архитектором Москвы в период правления императрицы Елизаветы Петровны и считается одним из создателей московской архитектурной школы. И что важно – учеником Варфоломея Варфоломеевича Растрелли. Это он, главный мастер московского елизаветинского барокко, построил великолепную колокольню в Троице-Сергиевой лавре, а в Москве – церковь Никиты Мученика в Старой Басманной.

И если принять версию, что архитектором дома Апраксина был Дмитрий Васильевич Ухтомский, то понятно, что это его главное гражданское творение. Он был выстроен в соответствии с законом петровского времени – по «красной линии» улицы, с парадным фасадом, обращённым на Покровку. Возможно, и уже с овальным залом в центре. Позднее там была устроена домовая Благовещенская церковь.

При Апраксине домового храма не было. Матвей Федорович приписался к соседней Воскресенской церкви. С 1769 года имена его и домочадцев появляются в исповедной книге храма.

В 1772 году Апраксины по каким-то неясным обстоятельствам расстались с домом на Покровке. Строение приобрёл лейб-гвардии капитан-поручик князь Дмитрий Юрьевич Трубецкой.

Роскошную усадьбу Апраксиных на Покровке Дмитрий Юрьевич Трубецкой приобрёл на средства, вырученные от продажи кремлевского владения. Это владение Трубецких в центре Кремля существовало с 1612 года. Дмитрий Тимофеевич Трубецкой прославился в Смутное время. В 1611 году вместе с Прокопием Ляпуновым и Иваном Заруцким он собрал первое народное ополчение и участвовал в боях за Москву. В 1612 году вместе со вторым ополчением освобождал столицу от наёмников, за что получил титул «Спаситель Отечества». Трубецкой ратовал за созыв Земского собора и даже был претендентом на царский престол. Заняв в октябре 1612 года Московский Кремль, Дмитрий Тимофеевич Трубецкой облюбовал себе бывшие палаты Бориса Годунова и поселился в них. В своём новом владении он устроил небольшую домовую Благовещенскую церковь. Только в 1771 году по указу императрицы Екатерины II казна выкупила это последнее частное владение в Московском Кремле. На этом месте должно было возводиться здания Сената.

Дмитрий Юрьевич Трубецкой перевёз на Покровку и домовую Благовещенскую церковь. Так в особняке появился собственный храм.

Городская усадьба на 89 лет перешла к новым владельцам. Домом владели четыре поколения князей Трубецких.

С начала XIX века с домом на Покровке связаны имена многих выдающихся писателей и деятелей культуры. Александр Сергеевич Пушкин знал этот дом с раннего детства. У Трубецких бывал и маленький Фёдор Тютчев. Будущий известный историк Михаил Петрович Погодин преподавал дочерям Трубецкого. Дом на Покровке был связан с судьбой Льва Николаевича Толстого. Князь Дмитрий Юрьевич, первый владелец из рода Трубецких, был прадедом писателя по материнской линии.

В 1861 году юнкер лейб-гвардии конного полка князь Иван Юрьевич Трубецкой и его мать Ольга Фёдоровна продали дом на Покровке Московскому университету. В доме была открыта 4–я мужская гимназия. Эта гимназия выделялась среди казенных гимназий и даже соперничала со знаменитой 1–й мужской гимназией на Волхонке – старейшей в Москве, основанной в 1804 году. 4–я гимназия была классической гимназией высшего разряда – с двумя древними языками, латынью и греческим, что давало право после её окончания поступать в Московский университет. Она славилась великолепным преподавательским составом. Среди выпускников гимназии – Николай Жуковский, «отец русской авиации», и академик Алексей Шахматов. В этих стенах гимназист Константин Станиславский, тогда еще Алексеев, познакомился с Саввой Морозовым, будущим меценатом его театра. В гимназии на Покровке учились братья Ремизовы, в их числе будущий писатель Алексей Ремизов, чье творчество Марина Цветаева назвала «живой сокровищницей русской души и речи».

После революции гимназия была закрыта, закрыта была и домовая церковь. Дом заняли обычные коммуналки. С коммуналками соседствовали разные учреждения. С 1924 года здесь находилось общежитие студентов Московского института инженеров транспорта. Коммуналки же стали постепенно расселяться только после войны, и на втором этаже расположился Дом пионеров.

В 1960–х годах жильцы коммуналок были окончательно выселены. У дворца появился новый хозяин, Всесоюзный научно-исследовательский институт геофизики. Тогда была проведена первая реставрация памятника: его фасадам вернули первоначальный облик середины XVIII столетия. Начали восстанавливаться и интерьеры.

И удивительный дом, получивший когда-то ироническое прозвище комод, вновь стал восприниматься как подлинная жемчужина елизаветинского барокко. Ведь известно, что настоящий жемчуг погибает без человеческого тепла.

Покровка, 22 – знаменитый Дом-комод. Он же – дом Апраксина и усадьба Трубецких. Дом, построенный по заказу графа Апраксина в 1766-1769 гг., по проекту Д.В. Ухтомского , является единственным в городе памятником елизаветинского барокко. По стилю он получил свое "прозвище". Плавно изгибающийся фасад главного дома, переходящий в боковые фасады флигелей и обилие декора напоминало современникам комод, сделанный в стиле барокко. Так что в названии нет ничего "осуждающего".

В 1772-1861 гг. усадьбой владели Трубецкие, за что их прозвали "Трубецкие-Комод". Хотя, кому-то дом напоминал Зимний дворец.

С 1861 г. в доме Покровка, 22 размещалась 4-я мужская гимназия. Вообще-то, как владение 4-й мужской гимназии, дом упоминается с 1845 г. В ней учились Н.Е. Жуковский , К.С. Станиславский , С.Т. Морозов, A.M. Ремизов.

После 1917 г. дом стал общественным достоянием. Вначале его превратили в коммуналку, потом отдали студентам под общежитие. С 1958 г. в нем размещался Дом комсомольцев и школьников Бауманского района.

Церковь Сергия Радонежского

Покровка, 22 А С2 – домовая церковь Сергия Радонежского при родильном доме С.В. Лепёхина построена во второй половине XIX в. (1890 г.?)

Выходит в Лепёхинский тупик, по которому числится под номером 29 А.

Покровка, 22 А С1 – жилой дом купцов Андроновых конца XVIII-XIX вв.

С 1929 г. в здании находится Московский Областной Научно-Исследовательский Институт Акушерства и Гинекологии (МОНИИАГ).

Дом, получивший такое необычное прозвище — комод, — был построен в 1766 году по заказу графа Матвея Апраксина. Архитектор неизвестен, но так как план с нанесенными на него постройками подписал Дмитрий Васильевич Ухтомский, авторство приписывают ему. Одно несомненно: дом строил ученик Растрелли, поэтому он выполнен в нехарактерном для столицы стиле — барокко: вогнуто-выпуклые формы, пышная лепнина, колонны. На сегодняшний день дом-комод — единственный на всю Москву архитектурный представитель растреллиевского барокко. Все остальные здания такого стиля были уничтожены пожаром 1812 года.


В столице на момент строительства дома уже главенствовал классицизм, поэтому москвичи, сначала сравнивавшие его с Зимним дворцом, все же прозвали комодом. Граф Апраксин в 1772 году продал его князьям Трубецким — младшей ветви знаменитого рода, которые владели домом почти 90 лет. Этих Трубецких в городе прозвали Трубецкие-Комод, чтобы не путать с родственниками. Говорят, что Трубецкие не хотели расставаться с дворцом из-за легенды о том, что якобы именно здесь Алексей Григорьевич Разумовский праздновал свой тайный брак с императрицей Елизаветой Петровной.

Не поленитесь и обойдите дворец вокруг. Он поразит вас сложностью объемов и динамикой архитектуры. Основу планировки составляют криволинейные помещения разной формы и размера. Прямоугольные помещения между ними несколько заглублены, изгибы их стен непосредственно выражены в объеме здания. Эти выступы подчеркнуты колоннами и разорванными фронтонами. Колонны и пилястры коринфского ордера объединяют парадный второй и третий этажи. Крупные наличники и пышная лепнина почти целиком заполняют стены, особенно со стороны двора. Необычная для жилого дома деталь — лепные раковины в полукуполах ниш первого этажа. Обратите внимание на углы дома-комода: они развернуты вдоль улицы и представляют собой портики с разорванными фронтонами, обращенные к перспективам улицы. Этими углами дом держит перспективы улицы в одну и другую сторону, так как стоит на возвышенности в том месте, где Покровка на уклоне плавно изгибается.

Громкие имена

Внутри здания сохранилась лишь основная планировка, так как в начале XIX века дом пострадал во время пожара и интерьеры были переделаны. Внутреннее пространство дома определяется не только многообразием помещений, но и их расположением вокруг большой овальной залы. Высокие двери сочетались с более поздними низкими. Прямые и вогнутые угловые печи были облицованы изразцами. Деревянные лестницы во второй половине XIX века заменили на чугунные. В юго-западном круглом помещении до конца XX века сохранялась винтовая лестница. Кстати, до 1950-х годов в доме было только печное отопление.

В стенах «комода» побывало немало легендарных личностей. В детстве тут бывал Александр Сергеевич Пушкин с сестрой Ольгой на уроках танцев. Сюда в гости ходил и живший неподалеку Федор Иванович Тютчев. Пушкин бывал здесь и позже — в 1826 году, навещая управляющего делами Трубецких Василия Корнильева.


В 1861 году Трубецкие продали усадьбу за 125 тыс. рублей Московскому университету. В ней разместилась 4-я мужская гимназия, в которой учились многие известные люди: прославленный авиатор Николай Егорович Жуковский, заслуженный деятель искусств Константин Сергеевич Станиславский, ученый Павел Гаврилович Виноградов, академик Алексей Александрович Шахматов, промышленник и меценат Савва Тимофеевич Морозов и многие другие.

После революции 1917 года в доме устроили коммунальные квартиры. С коммуналками соседствовали разные учреждения. С 1924 года до 1930-х здесь находилось общежитие студентов Московского института инженеров транспорта. В одной комнате могли проживать до 20 человек. А коммуналки расселили только после войны. В здание переехал Научно-исследовательский институт геофизических методов разведки. На втором этаже располагался Дом пионеров Красногвардейского (затем Бауманского) района. Среди его посетителей была поэтесса Белла Ахмадулина и театральный художник Валерий Левенталь. В 1960-х годах была проведена первая реставрация дома: его фасадам вернули первоначальный облик середины XVIII столетия. Сейчас дом занимают разные учреждения.

Купол и колокольню храма Живоначальной Троицы на Грязех еще не восстановили. Фото: Russian Look

По соседству

Рядом с усадьбой Апраксиных-Трубецких есть еще несколько интересных мест. Слева от дома-комода расположена церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы в Барашах, построенная еще в 1688 году, — памятник московского барокко. В 1932 году храм закрыли и разместили в нем фабрику, и только в 1983 году церковь начали реставрировать. В 2013 году на церковной ограде установили девять керамических икон-рельефов художника Сергея Леонидовича Шихачевского. Здесь можно увидеть иконы пророка Илии, святого Лонгина Сотника, равноапостольных Константина и Елены, великомученика и целителя Пантелеимона и других.


По адресу: ул. Покровка, 13, находится храм Живоначальной Троицы на Грязех. Он был построен в 1861 году известным московским архитектором Михаилом Доримедонтовичем Быковским по образцам архитектуры Ренессанса. В середине 1950-х годов здание храма было переоборудовано под Дом культуры. Купол и колокольню снесли. В 1992 году здание вернули церкви. Восстановление купола и колокольни еще предстоит.

Неподалеку от церкви, на Чистопрудном бульваре, 14, находится некогда принадлежавший ей доходный дом. Главное его украшение — пояс из терракотовых барельефов на третьем и четвертом этажах, на котором изображены сказочные звери, птицы и растения. Автором эскизов был ученик Виктора Михайловича Васнецова — художник Сергей Иванович Вашков. Выполнила работу художественная артель «Мурава», в которой работали известные художники Алексей Филиппов, Иван Аверинцев, Петр Галкин и другие.

Терракотовые барельефы на доходном доме выполнила артель «Мурава», в которой работали известные художники начала XX века. Фото: Елена Шишкова/www.milochka.tourister.ru

На Покровке взгляд прохожего обязательно остановится на доме №21, который формирует перспективу улицы. Он напоминает царские дворцы Санкт-Петербурга, а в Москве подобных зданий сейчас нет. Своей необычной формой и вычурной отделкой он напоминает шкаф для белья и москвичи прозвали его Дом Комод . Князьям Трубецким , владевшим этим зданием почти целый век дали прозвище Трубецкие-Комод . В этом доме, по легенде, императрица Елизавета Петровна тайно обвенчалась с графом Разумовским.

История

В 1766 граф Матвей Апраксин затеял строительство. Автором проекта считают Дмитрия Васильевича Ухтомского, который подписал окончательные чертежи. Здание выстроено в стиле так называемого растреллиевского барокко, что в Москве было редкостью. Для этого стиля характерны причудливые формы, изысканная лепнина, обязательные колонны. Сегодня это единственное строение такого стиля в Москве. Немногочисленные другие особняки такого типа сгорели в пожаре 1812 году.

Москвичи окрестили это здание «комодом» из-за своеобразной формы и декора, которые действительно напоминали этот предмет мебели.

В 1799 г. Апраксин продал свою усадьбу в 1772г. одной из ветвей многочисленного семейства Трубецких, во владении которых дом оставался 90 лет. Чтобы отличать это семейство от других, им дали прозвище Трубецкие-комод.

Архитектура

Здание удивляет прихотливостью объёмов и своеобразием архитектуры. Планировка представляет собой помещения разнообразных форм и размеров. Это подчёркивается изгибами фасада. В отделке применены пилястры и колонны коринфского ордена, а лепнина и наличники практически целиком заполняют стены. По углам дома портики повёрнуты к перспективам улиц. Таким образом, стоящий на возвышенности дом, организует перспективу улицы на её изгибе.

Внутренняя планировка строения практически не сохранилась. Но известно, что все многообразные помещения располагались вокруг большого овального зала. Печи разной формы были украшены уникальными изразцами. (До середины ХХ века там ещё было печное отопление).

В этом «Комоде» бывал Александр Сергеевич Пушкин. Вместе с сестрой Ольгой он посещал там уроки танцев. И после восстания декабристов в 1826г. Пушкин навещал тут Василия Корнильева, управляющего Трубецких. Сюда же хаживал Федор Иванович Тютчев, живший неподалёку.

В 1861г. усадьба была продана Московскому университету и там была открыта 4-я Гимназия, где учились ученый Николай Жуковский, режиссёр Константин Станиславский, академики Виноградов и Шахматов, меценат Савва Морозов.

После революции в «комоде» расположились коммунальные квартиры и разнообразные учреждения. В 1924-1930г. здесь было институтское общежитие МИИТ.

После войны в здании был Дом Пионеров. Туда ходила Белла Ахмадулина, о чём написал в книге «Промельк Беллы» её муж Борис Мессерер.

В 1960г. была осуществлена первая реставрация фасадов и дом приобрёл прежний вид середины XVIII века. Сейчас в доме находятся разнообразные учреждения.

С этим домом связана одна романтическая легенда. Говорят, что именно тут, в домовой церкви сочетались морганатическим браком императрица Елизавета Петровна и граф Разумовский.

Архитектором особняка иногда называют Расстрелли. Но к нему этот дом отношения не имеет. В наше время для «комода» организовали специальную архитектурную подсветку и он заиграл новыми красками и особенно красив по вечерам.

Видео

Зарегистрированные пользователи могут принять участие в написании статьи и получить вознаграждение.

Рассказать друзьям