Дом благородного собрания с колонным залом. Колонный зал (Дом Союзов)

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

История дома Благородного собрания и его знаменитого Колонного зала в Охотном ряду

В книге "Москва и москвичи" о происхождении названия старинной улицы В. Гиляровский пишет: "Охотный ряд получил свое название еще в те времена, когда здесь разрешено было торговать дичью, приносимой подмосковными охотниками". К середине ХIХ века рынок стал поистине "Чревом Москвы" с временными лавками и палатками, длинными прилавками, где можно было купить любые съестные припасы. Большая церковь покровительницы торговли Параскевы Пятницы была выдвинута почти на середину площади. К началу ХХ века улица постепенно стала застраиваться "приличными" домами, из которых до настоящего времени уцелели только два: дом Бронникова и дом Благородного собрания (быв. Дом союзов) со знаменитым Колонным залом Матвея Казакова, доподлинно сохранившимся до наших дней от всего архитектурного оформления дома, построенного Казаковым в конце ХVIII - начале ХIХ века (Охотный ряд, дом № 3).

Судьба Матвея Казакова

Архитектор Матвей Федорович Казаков (1738-1812) родился в Москве. Судьба архитектора сложилась удачно. Он был незнатного рода. Отец его - из крепостных, но дослужился до подканцляриста. Мастерству М. Казаков учился в архитектурной школе Д.В.Ухтомского. В родном городе он создал много выдающихся архитектурных сооружений: здание Сената в Кремле с громадным куполом (впервые в России), поистине сказочный Петровский (путевой) дворец (близ м. "Динамо"), необыкновенной красоты колонный зал Благородного собрания (быв. Дома союзов) и другие. С 1792 года он возглавлял после своего учителя В.Баженова Архитектурную школу при экспедиции Кремлевского строения, руководил составлением генерального и фасадного плана Москвы ХVIII века, выполнив со своими помощниками колоссальную работу по созданию тридцати архитектурных альбомов. Перед вторжением в Москву Наполеона родственники увезли его в Рязань, уже смертельно больного. Известие о пожаре в Москве ускорило его кончину.

Здание Благородного собрания Матвея Казакова

Дом был возведен князем Долгоруким - Крымским в ХVIII веке, а в 1784г. куплен для Дворянского собрания (клуба) и перестроен М.Ф. Казаковым.

Казаков перенес главный фасад здания с Большой Дмитровки на Охотный ряд, закрыв им торец дома. Затем осуществил большую работу по переустройству внутренних помещений дома (1784-1787). На рисунке, сделанным со старинной литографии, изображен дом, бережно восстановленный в 1814 году учеником Казакова А. Бакаревым после пожара Москвы в войне с Наполеоном. Он - двухэтажный, с классическим портиком посередине. Вход увенчан - аттиком с треугольным фронтоном и крупной врезной аркой. Вся конструкция верхней части поддерживается сдвоенными колоннами по обеим сторонам, поставленными на массивные основания.

Колонный зал строился на месте внутреннего двора дома с 1784 по 1790 гг. и стал главным украшением всего сооружения, а новый корпус - пристройка протянулся по Большой Дмитровке до конца квартала в 90-х годах ХVIII века.

Основательная перестройка дома была сделана только в 1903 - 1908 гг. архитектором А.Мейснером, который надстроил третий этаж по всему периметру соединенных вместе корпусов, что повлекло радикальное изменение основного фасада, сохранившегося до наших дней. Дом не потерял классической формы. Он имеет портик с четырьмя нарядными коринфскими колоннами, равномерно расставленными. Треугольный фронтон вверху здания был заменен на широкий прямоугольный аттик, над которым просматривается купол. На стене, в глубине портика, проходит горельеф из античных сюжетов. Вся отделка дома напоминает о полном сохранении классической традиции.

Колонный зал Дворянского собрания

Создание М. Казаковым Колонного зала в Дворянском клубе для Москвы ХVIII века явилось большим событием. Такого роскошного и торжественного зала для возможных повседневных мероприятий столица еще не знала.

Удивительным образом в нем сочетаются классическая ясность и простота с величавостью и роскошью архитектурного оформления. Главным украшением зала является парадная колоннада из 28 коринфских колонн, торжественно расставленных по периметру зала со значительным отступлением от стены. Все колонны - деревянные, но облицованы белым искусственным мрамором. Между ними - 26 больших и 28 малых хрустальных люстр, свет от которых отражается в громадных зеркалах, развешанных по всем стенам зала. За колоннадой зал опоясывают балконы для музыкантов.

Зал был любим дворянством, в балах иногда принимали участие до 3 тыс.человек. Здесь бывали А. Пушкин, М. Лермонтов, Л.Толстой.

Благодаря уникальной акустике здесь во все времена проводились концерты и музыкальные вечера. В зале звучала музыка С. Рахманинова, П.Чайковского, Н. Римского-Корсакова, А. Дворжака, Ф. Листа (часто в исполнении авторов); пели Ф. Шаляпин, П. Виардо и другие; в литературных вечерах принимали участие Ф.Достоевский, И.Тургенев, А. Островский, И. Гончаров, М. Горький и другие.

После революции (в 1919 году) Дворянский клуб был передан профсоюзам и стал называться Домом союзов.

При советской власти в Колонном зале проходило множество концертов, праздничных и торжественных вечеров. Основная реконструкция и реставрация дома была проведена в 1967 году. Кроме рабочих-строителей дом обновляли мастера-краснодеревщики, паркетчики, позолотчики, мастера художественной лепки, плотники, каменщики, слесари и т.д.

Колонный зал Матвея Казакова в настоящее время функционирует как один из основных концертных залов столицы. Он и поныне слывет одним из лучших творений российской классической школы.

100 великих достопримечательностей Москвы Мясников старший Александр Леонидович

Дом Благородного собрания (Дом союзов)

Сегодня трудно представить, что в этом строгом здании, построенном в стиле зрелого классицизма, проходили самые весёлые в первопрестольной балы. И самые популярные. Каждый вторник, как повелось почти с самого начала, здесь, в самом центре первопрестольной, играли лучшие оркестры и кружились в танцах лучшие московские пары. На традиционные зимние и весенние балы съезжались до трёх тысяч человек! И его Колонный зал всех вмещал!

История этого здания началась в середине XVIII века. Оно было построено для московского главнокомандующего Василия Михайловича Долгорукова-Крымского. Затем дом был приобретён Благородным собранием.

Здание Благородного собрания (Дом Союзов)

Московское Благородное собрание, дворянское сословное учреждение, было открыто в Москве в 1783 году по инициативе попечителя Опекунского совета Михаила Фёдоровича Соймонова и князя Алексея Борисовича Голицына. Благородное собрание стало своего рода альтернативой Английскому клубу. По сути, это был отечественный вариант клуба, но с более либеральными правилами членства.

Членами Благородного собрания могли быть потомственные дворяне, как мужчины, так и женщины. Во главе Благородного собрания стояли 12 выборных старшин. Члены Благородного собрания платили годовые взносы.

В 1784 году Благородное собрание и приобрело дом бывшего московского генерал-губернатора на углу Большой Дмитровки и Охотного Ряда. Для перестройки здания был приглашён архитектор Матвей Фёдорович Казаков.

Главная трудность для зодчего состояла в выработке совершенно нового образа общественного здания. Ведь здесь, в отличие от других зданий, которые Матвей Фёдорович возводил, дом перестраивался из старого здания. Внешне дом мало отличался от больших городских усадеб, которыми в те годы украсилась Москва.

Казаков ориентировал главный фасад здания по Большой Дмитровке, выделив его центр торжественным повышенным шестиколонным ионическим портиком. Углы были подчёркнуты более мелкими портиками с пилястрами. Они придали всей композиции строгую симметрию, пропорциональную и ритмическую согласованность. Со стороны Охотного Ряда здание в своей торцевой части имело только парадный подъезд, оформленный аркой на сдвоенных колоннах.

Но основное внимание Казаков решил уделить интерьеру. Он объединил все усадебные постройки в одно монументальное здание и соорудил в его центре, на территории бывшего внутреннего усадебного двора, величественный Колонный зал. Колонный зал Благородного собрания не зря называют шедевром Казакова.

Вдоль стен прямоугольного в плане зала расставлены стройные белые колонны коринфского ордера. Коринфская колоннада несёт строгий, пластичный и изящно проработанный антаблемент, над которым располагались окна второго света. Благодаря этим окнам гигантский сводчатый потолок с живописным плафоном как бы парил в воздухе.

Крупные пропорции ордера, спокойные формы колонн, чёткие очертания всех частей создают ощущение торжественности. Эту торжественность ещё более подчеркивают полированная поверхность белого искусственного мрамора, настенные зеркала, прекрасные хрустальные люстры. Этому залу простой и благородной архитектуры суждено было стать средоточием жизни граждан «дворянской Республики».

Колонный зал быстро приобрёл славу одного из наиболее торжественных классицистических парадных залов Москвы. Размеры зала – 24,8 метра на 39,5 метра – позволяли танцевать 500 и более парам. Высота потолка (14,5 метра) превосходит современный четырёхэтажный жилой дом. Все эти архитектурные достоинства дополняла замечательная акустика. Плоский деревянный потолок играл роль деки, отражающей и усиливающей звук.

Благодаря такой акустике европейские знаменитости, певцы и музыканты, приезжая в Москву, стремились выступать не только в крепостных театрах и гостиных знатных вельмож, но и в невиданном прежде зале.

Члены Благородного собрания «свободно съезжались наслаждаться приятностями общежития» в свой дом на Дмитровке с октября по апрель. Тогда в Москве, в Колонном зале, и проходили умопомрачительные балы, слава о которых дошла до Петербурга. Екатерина II повелела считать дом, купленный на имя старшины Благородного собрания князя Голицына, частной собственностью московского дворянства. Таким образом, был создан прецедент, когда общественная организация была признана юридическим лицом.

А внук Екатерины II, император Александр I, записался в члены Московского Благородного собрания и повелел называть его Российским. В Москву, уже в Российское Благородное собрание, пообщаться и повеселиться съезжались дворяне из имений всей России.

В 1800–х годах к зданию со стороны Георгиевского переулка было пристроено трёхэтажное здание с угловой ротондой.

Дом Благородного собрания был сильно разрушен пожаром 1812 года. Через два года, в 1814 году, здание было восстановлено учеником Матвея Фёдоровича Казакова архитектором Алексеем Никитичем Бакарёвым.

В здании Благородного собрания возобновились традиционные балы, вечера. В нём московские дворяне принимали приезжавших в город российских императоров. По уставу 1849 года, члены Благородного собрания могли приглашать «гостей». Увидеть Колонный зал, поражающий «простотой и величием», могли возведённые во дворянство выходцы из других сословий, почётные граждане, купцы первой гильдии, купцы-иностранцы и представители «свободных профессий».

Многие выдающиеся деятели культуры и искусства, композиторы и исполнители, писатели и художники поднимались по широкой трёхмаршевой лестнице, которая вела в парадную анфиладу, с залами, кабинетами и гостиными, окружавшими Колонный зал.

Но одним весельем жизнь в доме не ограничивалась. В нём происходили выборы предводителей дворянства и других должностных лиц. В здании Благородного собрания проводились заседания московского губернского Дворянского собрания. Из-за этих собраний здание порой называли Домом Дворянского собрания.

Балы и маскарады сменились регулярными концертами классической музыки. Дом стал первой московской филармонией.

Во второй половине XIX века в Колонном зале Благородного собрания с концертами выступали Пётр Ильич Чайковский, Николай Андреевич Римский-Корсаков, Сергей Васильевич Рахманинов, Ференц Лист и другие.

Очень славилась богатая библиотека Благородного собрания.

В 1903 году архитектор Александр Фелицианович Мейснер надстроил третий этаж, заложил окна верхнего света в Колонном зале.

После октябрьского переворота Благородное собрание было ликвидировано, а его здание передано профсоюзам и получило название Дом союзов.

С января 1924 года, после похорон В.И. Ульянова (Ленина), установилась традиция переоборудования Колонного зала в траурный для массового прощания с умершими государственными и партийными деятелями.

Со времени, когда дом стал принадлежать профсоюзам, здесь регулярно проходили выступления знаменитостей. По решению правительства они транслировались по Всесоюзному радио. Позднее это право получило Центральное телевидение. По сути, Дом союзов служил городу Москве, народу, который заполнял по вечерам анфиладу роскошных залов. Хочется надеяться, что и в дальнейшем будет заполнять.

Из книги Ракеты и люди. Горячие дни холодной войны автора Черток Борис Евсеевич

Глава 5. РОЖДЕНИЕ «СОЮЗОВ»

Из книги Ракеты и люди. Горячие дни холодной войны автора Черток Борис Евсеевич

5.1 У «СОЮЗОВ» ЛУННОЕ НАЧАЛО Пилотируемые космические корабли «Союз» ныне известны всему миру. До 1995 года они являлись единственным средством вывода в космос и возвращения на Землю экипажей орбитальных станций «Салют» и «Мир». В 1995 году были успешно проведены

Из книги Повседневная жизнь дворянства пушкинской поры. Этикет автора Лаврентьева Елена Владимировна

Правила погарского благородного собрания{27} «Между бумагами и библиотекою покойного Михаила Ивановича Галецкого найдено довольно рукописей его собственной руки, в числе коих и правила, написанные для погарского собрания:1817 года ноября 26 дня. Черниговской губернии

Из книги Первая Мировая война автора Уткин Анатолий Иванович

Противники обязывающих союзов Тесные отношения с демократическими державами Запада далеко не всем из правящей элиты России казались естественными Против союза с ними сражались на внутреннем фронте Синод и министерство образования, имевшие дело с основной массой

Из книги Повседневная жизнь Соединенных Штатов в эпоху процветания и «сухого закона» автора Каспи Андре

Конец благородного эксперимента Возможно. Но на самом деле Антисалунная лига и ее сторонники были уверены, что удержат ситуацию под контролем, если большинство Конгресса будет за «сухой закон». Таким образом, они добивались успеха в течение двадцатых годов. Однако уже

Из книги История человеческой глупости автора Рат-Вег Иштван

Из книги Страна Восходящего Солнца. История и культура Японии автора Автор неизвестен

Формирование племенных союзов Сложившийся к IV веку племенной союз Ямато до сих пор не дает покоя исследователям этого периода. Дело в том, что завершение его формирования весьма туманно, что породило несколько гипотез о том, как это происходило. На данный момент наиболее

Из книги Краткий курс истории Беларуси IX-XXI веков автора Тарас Анатолий Ефимович

4. Возникновение союзов племен Характер племенной организации В исторической науке господствует понимание племен как этнографических групп, возникающих на определенных территориях.Современники различали племена по ряду признаков: названиям, местам обитания, обычаям

Из книги Инженеры Сталина: Жизнь между техникой и террором в 1930-е годы автора Шаттенберг Сюзанна

в) Унификация инженерных союзов Официальное сотрудничество со старыми инженерами, которое ныне прекратилось и превратилось в открытую враждебность, на протяжении всех 1920-х гг. сопровождалось нападками на представителей технической интеллигенции и насилием против них.

автора Керов Валерий Всеволодович

2. Европейская политика союзов 2.1. Союз с Францией. В 90-е гг. XIX в. укреплялся союз с Францией, по соглашению 1892 г. Россия обязалась выступить на ее стороне в случае франко-германской войны. Россия не была готова к серьезной войне и не имела возможности подготовиться к ней в

Из книги Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века автора Керов Валерий Всеволодович

2. Политика союзов 2.1. Проблема внешнеполитической ориентации России. После русско-японской войны в России сложились две группировки по вопросам внешней политики. – Одна из них, объединявшая часть высшей бюрократии и крайне правых (черносотенцев) в Думе и при дворе,

Из книги О величии России [Из «Особых тетрадей» императрицы] автора Вторая Екатерина

1785 г., апреля 21 грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства Божиею поспешествующую милостию мы, Екатерина Вторая, императрица и самодержица Всероссийская, Московская, Киевская, Владимирская, Новгородская, царица Казанская, царица

Из книги Великая Екатерина. Рожденная править автора Соротокина Нина Матвеевна

«Грамоты на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства» от 21 апреля 1785 года Грамота о вольности дворянства по сути дела перечисляла данные Петром III привилегии. Но она и расширяла права дворянства. Дворяне имели право не служить, занимать любой

Из книги Между страхом и восхищением: «Российский комплекс» в сознании немцев, 1900-1945 автора Кенен Герд

Мир тайных союзов Альберт Шлагетер, которому Радек столь «честно, по-мужски воздал почести», действительно был характерным представителем и прототипом того изменчивого конгломерата из фрайкоров (добровольческих корпусов), местной самообороны и тайных союзов, который

Из книги Полное собрание сочинений. Том 16. Июнь 1907 - март 1908 автора Ленин Владимир Ильич

Из книги Полное собрание сочинений. Том 23. Март-сентябрь 1913 автора Ленин Владимир Ильич

Либералы и свобода союзов Горный съезд{57} высказался за свободу союзов. Одна из крупнейших газет либеральной буржуазии, «Киевская Мысль»{58}, пишет по этому поводу: «В этом провозглашении права рабочих на организацию, в этой поддержке требования свободы коалиции для

Сайт

Благородное собрание в Москве - общественное здание в стиле классицизма , построенное в Охотном ряду для московского дворянского собрания М. Ф. Казаковым не позднее 1775 года . В советское время переименовано в Дом Союзов .

История

Здание построено близ Кремля, в центре Москвы, которая сама почитается средоточием нашего отечества. В огромной его зале, как в величественном храме, как в сердце России, поставлен был кумир Екатерины, и никакая зависть к её памяти не могла его исторгнуть. Чертог в три яруса, весь белый, весь в колоннах, от яркого освещения весь как в огне горящий, тысячи толпящихся н нем посетителей и посетительниц, в лучших нарядах, гремящие в нём хоры музыки и к конце его, на некотором возвышении, улыбающийся всеобщему веселью мраморный лик Екатерины, как во дни её жизни и нашего блаженства!

Зал Благородного собрания, где провинциальные и столичные помещики подыскивали подходящие партии для своих дочерей, не раз появляется на страницах классической русской литературы - в том числе в «Евгении Онегине » (первый бал Татьяны):

Её привозят и в Собранье.
Там теснота, волненье, жар,
Музыки грохот, свеч блистанье,
Мельканье, вихорь быстрых пар,
Красавиц легкие уборы,
Людьми пестреющие хоры,
Невест обширный полукруг,
Всё чувства поражает вдруг.
Здесь кажут франты записные
Своё нахальство, свой жилет
И невнимательный лорнет .
Сюда гусары отпускные
Спешат явиться, прогреметь,
Блеснуть, пленить и улететь.

В настоящее время ЗАО «Дом союзов» сдаёт в аренду залы Дома Союзов для проведения различных мероприятий, съездов и конференций. В них отмечаются юбилеи деятелей науки, литературы и искусства. В Колонном зале проводятся музыкальные концерты.

Колонный зал

В отделение Российского музыкального общества положило начало симфоническим концертам в Колонном зале; организатором и дирижёром был Н. Г. Рубинштейн .

C момента разрешения в 1935 году новогодних празднований в Доме Союзов проводится детская «Новогодняя ёлка ». Именно здесь впервые вместе с Дедом Морозом появилась Снегурочка , объявленная его внучкой . В Колонном зале происходили (и происходят до сих пор) крупные соревнования по шахматам и шашкам, в частности, здесь было проведено несколько матчей на первенство мира по шахматам, от матч-турнира 1948 года до самого длинного в истории прерванного матча Карпов-Каспаров (1984-1985) .

Колонный зал Дома Союзов часто служил местом проведения эстрадных концертов, в частности, в нём до середины 80-х годов проводились концерты ко Дню советской милиции, которые смотрела вся страна. В нём устраивались творческие вечера композиторов, поэтов, артистов эстрады. На его сцене выступали такие артисты, как Людмила Зыкина , Клавдия Шульженко , Леонид Утесов , Иосиф Кобзон , Лев Лещенко , Валентина Толкунова , Эдуард Хиль , Людмила Сенчина , София Ротару , Эдита Пьеха , Муслим Магомаев , Аркадий Райкин , Геннадий Хазанов , Виктор Чистяков и многие другие. В силу особенностей акустики зала все концерты проходили только в живом исполнении под живой оркестр.

29 июня 2015 года в Колонном зале Дома Союзов состоялось прощание с Евгением Примаковым .

Напишите отзыв о статье "Дом Союзов"

Примечания

Литература

  • Крупнова Р. Е. , Резвин В. А. Дом союзов. - М .: Московский рабочий , 1981. - 80, с. - (Биография московского дома). - 50 000 экз. (обл.)
  • Макаревич Г. В. , Альтшуллер Б. Л., Балдин В. И. и др. Белый город // Памятники архитектуры Москвы. - М .: Искусство, 1989. - С. 143-146. - 380 с. - 50 000 экз.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Дом Союзов

– И зачем император Александр принял начальство над войсками? К чему это? Война мое ремесло, а его дело царствовать, а не командовать войсками. Зачем он взял на себя такую ответственность?
Наполеон опять взял табакерку, молча прошелся несколько раз по комнате и вдруг неожиданно подошел к Балашеву и с легкой улыбкой так уверенно, быстро, просто, как будто он делал какое нибудь не только важное, но и приятное для Балашева дело, поднял руку к лицу сорокалетнего русского генерала и, взяв его за ухо, слегка дернул, улыбнувшись одними губами.
– Avoir l"oreille tiree par l"Empereur [Быть выдранным за ухо императором] считалось величайшей честью и милостью при французском дворе.
– Eh bien, vous ne dites rien, admirateur et courtisan de l"Empereur Alexandre? [Ну у, что ж вы ничего не говорите, обожатель и придворный императора Александра?] – сказал он, как будто смешно было быть в его присутствии чьим нибудь courtisan и admirateur [придворным и обожателем], кроме его, Наполеона.
– Готовы ли лошади для генерала? – прибавил он, слегка наклоняя голову в ответ на поклон Балашева.
– Дайте ему моих, ему далеко ехать…
Письмо, привезенное Балашевым, было последнее письмо Наполеона к Александру. Все подробности разговора были переданы русскому императору, и война началась.

После своего свидания в Москве с Пьером князь Андреи уехал в Петербург по делам, как он сказал своим родным, но, в сущности, для того, чтобы встретить там князя Анатоля Курагина, которого он считал необходимым встретить. Курагина, о котором он осведомился, приехав в Петербург, уже там не было. Пьер дал знать своему шурину, что князь Андрей едет за ним. Анатоль Курагин тотчас получил назначение от военного министра и уехал в Молдавскую армию. В это же время в Петербурге князь Андрей встретил Кутузова, своего прежнего, всегда расположенного к нему, генерала, и Кутузов предложил ему ехать с ним вместе в Молдавскую армию, куда старый генерал назначался главнокомандующим. Князь Андрей, получив назначение состоять при штабе главной квартиры, уехал в Турцию.
Князь Андрей считал неудобным писать к Курагину и вызывать его. Не подав нового повода к дуэли, князь Андрей считал вызов с своей стороны компрометирующим графиню Ростову, и потому он искал личной встречи с Курагиным, в которой он намерен был найти новый повод к дуэли. Но в Турецкой армии ему также не удалось встретить Курагина, который вскоре после приезда князя Андрея в Турецкую армию вернулся в Россию. В новой стране и в новых условиях жизни князю Андрею стало жить легче. После измены своей невесты, которая тем сильнее поразила его, чем старательнее он скрывал ото всех произведенное на него действие, для него были тяжелы те условия жизни, в которых он был счастлив, и еще тяжелее были свобода и независимость, которыми он так дорожил прежде. Он не только не думал тех прежних мыслей, которые в первый раз пришли ему, глядя на небо на Аустерлицком поле, которые он любил развивать с Пьером и которые наполняли его уединение в Богучарове, а потом в Швейцарии и Риме; но он даже боялся вспоминать об этих мыслях, раскрывавших бесконечные и светлые горизонты. Его интересовали теперь только самые ближайшие, не связанные с прежними, практические интересы, за которые он ухватывался с тем большей жадностью, чем закрытое были от него прежние. Как будто тот бесконечный удаляющийся свод неба, стоявший прежде над ним, вдруг превратился в низкий, определенный, давивший его свод, в котором все было ясно, но ничего не было вечного и таинственного.
Из представлявшихся ему деятельностей военная служба была самая простая и знакомая ему. Состоя в должности дежурного генерала при штабе Кутузова, он упорно и усердно занимался делами, удивляя Кутузова своей охотой к работе и аккуратностью. Не найдя Курагина в Турции, князь Андрей не считал необходимым скакать за ним опять в Россию; но при всем том он знал, что, сколько бы ни прошло времени, он не мог, встретив Курагина, несмотря на все презрение, которое он имел к нему, несмотря на все доказательства, которые он делал себе, что ему не стоит унижаться до столкновения с ним, он знал, что, встретив его, он не мог не вызвать его, как не мог голодный человек не броситься на пищу. И это сознание того, что оскорбление еще не вымещено, что злоба не излита, а лежит на сердце, отравляло то искусственное спокойствие, которое в виде озабоченно хлопотливой и несколько честолюбивой и тщеславной деятельности устроил себе князь Андрей в Турции.
В 12 м году, когда до Букарешта (где два месяца жил Кутузов, проводя дни и ночи у своей валашки) дошла весть о войне с Наполеоном, князь Андрей попросил у Кутузова перевода в Западную армию. Кутузов, которому уже надоел Болконский своей деятельностью, служившей ему упреком в праздности, Кутузов весьма охотно отпустил его и дал ему поручение к Барклаю де Толли.
Прежде чем ехать в армию, находившуюся в мае в Дрисском лагере, князь Андрей заехал в Лысые Горы, которые были на самой его дороге, находясь в трех верстах от Смоленского большака. Последние три года и жизни князя Андрея было так много переворотов, так много он передумал, перечувствовал, перевидел (он объехал и запад и восток), что его странно и неожиданно поразило при въезде в Лысые Горы все точно то же, до малейших подробностей, – точно то же течение жизни. Он, как в заколдованный, заснувший замок, въехал в аллею и в каменные ворота лысогорского дома. Та же степенность, та же чистота, та же тишина были в этом доме, те же мебели, те же стены, те же звуки, тот же запах и те же робкие лица, только несколько постаревшие. Княжна Марья была все та же робкая, некрасивая, стареющаяся девушка, в страхе и вечных нравственных страданиях, без пользы и радости проживающая лучшие годы своей жизни. Bourienne была та же радостно пользующаяся каждой минутой своей жизни и исполненная самых для себя радостных надежд, довольная собой, кокетливая девушка. Она только стала увереннее, как показалось князю Андрею. Привезенный им из Швейцарии воспитатель Десаль был одет в сюртук русского покроя, коверкая язык, говорил по русски со слугами, но был все тот же ограниченно умный, образованный, добродетельный и педантический воспитатель. Старый князь переменился физически только тем, что с боку рта у него стал заметен недостаток одного зуба; нравственно он был все такой же, как и прежде, только с еще большим озлоблением и недоверием к действительности того, что происходило в мире. Один только Николушка вырос, переменился, разрумянился, оброс курчавыми темными волосами и, сам не зная того, смеясь и веселясь, поднимал верхнюю губку хорошенького ротика точно так же, как ее поднимала покойница маленькая княгиня. Он один не слушался закона неизменности в этом заколдованном, спящем замке. Но хотя по внешности все оставалось по старому, внутренние отношения всех этих лиц изменились, с тех пор как князь Андрей не видал их. Члены семейства были разделены на два лагеря, чуждые и враждебные между собой, которые сходились теперь только при нем, – для него изменяя свой обычный образ жизни. К одному принадлежали старый князь, m lle Bourienne и архитектор, к другому – княжна Марья, Десаль, Николушка и все няньки и мамки.
Во время его пребывания в Лысых Горах все домашние обедали вместе, но всем было неловко, и князь Андрей чувствовал, что он гость, для которого делают исключение, что он стесняет всех своим присутствием. Во время обеда первого дня князь Андрей, невольно чувствуя это, был молчалив, и старый князь, заметив неестественность его состояния, тоже угрюмо замолчал и сейчас после обеда ушел к себе. Когда ввечеру князь Андрей пришел к нему и, стараясь расшевелить его, стал рассказывать ему о кампании молодого графа Каменского, старый князь неожиданно начал с ним разговор о княжне Марье, осуждая ее за ее суеверие, за ее нелюбовь к m lle Bourienne, которая, по его словам, была одна истинно предана ему.
Старый князь говорил, что ежели он болен, то только от княжны Марьи; что она нарочно мучает и раздражает его; что она баловством и глупыми речами портит маленького князя Николая. Старый князь знал очень хорошо, что он мучает свою дочь, что жизнь ее очень тяжела, но знал тоже, что он не может не мучить ее и что она заслуживает этого. «Почему же князь Андрей, который видит это, мне ничего не говорит про сестру? – думал старый князь. – Что же он думает, что я злодей или старый дурак, без причины отдалился от дочери и приблизил к себе француженку? Он не понимает, и потому надо объяснить ему, надо, чтоб он выслушал», – думал старый князь. И он стал объяснять причины, по которым он не мог переносить бестолкового характера дочери.
– Ежели вы спрашиваете меня, – сказал князь Андрей, не глядя на отца (он в первый раз в жизни осуждал своего отца), – я не хотел говорить; но ежели вы меня спрашиваете, то я скажу вам откровенно свое мнение насчет всего этого. Ежели есть недоразумения и разлад между вами и Машей, то я никак не могу винить ее – я знаю, как она вас любит и уважает. Ежели уж вы спрашиваете меня, – продолжал князь Андрей, раздражаясь, потому что он всегда был готов на раздражение в последнее время, – то я одно могу сказать: ежели есть недоразумения, то причиной их ничтожная женщина, которая бы не должна была быть подругой сестры.
Старик сначала остановившимися глазами смотрел на сына и ненатурально открыл улыбкой новый недостаток зуба, к которому князь Андрей не мог привыкнуть.
– Какая же подруга, голубчик? А? Уж переговорил! А?
– Батюшка, я не хотел быть судьей, – сказал князь Андрей желчным и жестким тоном, – но вы вызвали меня, и я сказал и всегда скажу, что княжна Марья ни виновата, а виноваты… виновата эта француженка…

Если говорит о достопримечательностях Москвы, нельзя не упомянуть о доме Благородного собрания, который в Советскую эпоху переименовали в Дом Союзов. Это старинное здание было спроектировано и построено в 1775 году, и непременно придется по вкусу ценителям архитектуры, и просто путешественникам

Очень интересна история этого сооружения, которое было построено в 1784 году по указу В. М. Долгорукова-Крымского. Здесь проводились дворянские приёмы, отсюда и соответствующее название — Дом благородного собрания

В последующие десятилетия строение несколько раз модернизировалось и перестраивалось. Из крупных изменений — надстройка третьего этажа и полностью измененный фасад, а так же колонный зал на месте бывшего внутреннего двора. Пострадало здание также во время знаменитого московского пожара 1812 года, его восстановлением занимался архитектор Бакарев

Отложила свой отпечаток на историю Благородного собрания и Октябрьская революция. При чем это был самый кардинальный отпечаток. В 1917 году здание перешло в подчинение Профсоюзов, тут стали проводить концерты для рабочих, на которых часто присутствовал Ленин с Крупской. Здание стало называться Домом Союзов, здесь также проводились новогодние ёлки для детей, конференции и концерты. Еще одним знаменательным событием в жизни Благородного собрания, а ныне Дома союзов, было прощание с Иосифом Сталиным, состоявшееся в большом колонном зале

Материал об этом выдающемся месте подготовлен при поддержке компании BookingMoscow, сервиса удобного бронирования гостиниц в Москве. Если Вы планируете посвятить несколько дней осмотру достопримечательностей Москвы, в любом случае понадобиться выбрать и забронировать хороший отель, где можно будет отдохнуть и набраться сил после утомительных экскурсий. Один из таких вариантов — гостиница Салют , где неплохо сочетаются качество обслуживания и недорогие цены

Здание, приобретенное Благородным обществом (дом князя В.М. Долгорукого), раскинулось покоем по Большой Дмитровке от Охотного ряда чуть ли не до Георгиевского переулка.

Долгоруковы строили свой дом для семейного проживания, и по­этому в нем не было больших залов. Для нужд дворянского общества требовалась перестройка здания. Для воплощения проекта перестройки здания был приглашен зна­менитейший архитектор того времени Матвей Федорович Казаков.

М. Ф. Казаков (1738-1813). ГУК «Музейное объединение «Музей истории Москвы».

М. Ф. Казаков не впервые занимался перестройкой старых зданий, и поэтому проект нового дома для Благородного собрания москов­ского дворянства был сделан довольно быстро. Дом был построен в популярном тогда стиле классицизма - художественного направле­ния, распространенного в России в XVIII - начале XIX в., обращавше­гося к древнегреческому искусству как идеальному образу.

Позднее здание Благородного собрания еще не раз перестраива­лось. Ныне оно занимает всю ширину квартала от Охотного ряда до Георгиевского переулка. Однако наибольшую архитектурную цен­ность представляет именно та его часть, которая была создана между 1784 и 1788 гг. под руководством М. Ф. Казакова.

Фасад и план здания Благородного собрания из Первого альбома М. Ф. Казакова. Чертеж к. XVIII в. Памятники русской архитектуры. Обмеры и исследования. М., 1954. Табл. 2.

Невысокое двухэтажное здание было вытя­нуто вдоль Большой Дмитровки. С этой стороны Казаков развернул торжественный фасад с повышенным шестиколонным ионическим портиком в центре и пилястровыми тосканскими портиками по сто­ронам. Строгая симметрия и четкая ритмичность, подчеркнутая ха­рактерными для раннего классицизма вертикальными нишами во­круг окон, организовали протяженный фасад, сделали его стройным и пропорциональным торцевому фасаду, выходящему на Охотный ряд, на котором Казаков поместил лишь торжественный подъезд с арочным входом, обрамленным двумя парами колонн. А на месте прежнего внутреннего двора был устроен Большой зал (носивший также названия Белого и Большого Колонного, а в советское время пе­реименованный в Колонный). Из парадного подъезда в Охотном ряду широкая трехмаршевая (впоследствии переделанная в двухмаршевую) беломраморная лестница вела в парадную анфиладу, залы, гости­ные и кабинеты которой окружали Большой зал. Он был таким огром­ным, что мог вместить более двух тысяч человек. Большой зал по высоте превосходил прежнее здание, и его объем возвышался над всей постройкой.

Слева: Планы 2-го этажа здания Благородного собрания. Сверху - подписной чертеж М. Ф. Казакова; в середине - чертеж из Первого альбома М. Ф. Казакова; внизу - обмерные чертежи перекрытия галереи. Памятники русской архитектуры. Табл. 3. Справа: Один из самых ранних (1802 г.) сохранившихся планов владения - «Геометричный план» Дома Благородного собрания под № 145, 2-го квартала Тверской части. ЦАНТДМ.Ф. 1. Оп. 15. Д. 359. Ед. хр. 3. Л. 1.

Архитектура зала настолько замечательна, что он воспринимается как самостоятельное произведение, став синонимом дома, в котором находится. Окружающие Большой зал величественные коринфские колонны, ставшие главным украшением и придающие ему великоле­пие и парадность, несут мощный антаблемент, за которым скрыва­лись полукруглые окна второго света. Благодаря этому потолок с жи­вописным плафоном как бы парит в воздухе.

Следует особо сказать о прекрасных акустических свойствах Боль­шого зала. Именно они наряду с архитектурными достоинствами обеспечили ему популярность. Большой зал был признан одним из лучших в России в акустическом отношении: и оркестр, и голос соли­ста звучат в нем мягко и одновременно отчетливо.

Лучше всех понимал грандиозность, великолепие Большого зала его создатель, Матвей Казаков. Чтобы снять или хотя бы смягчить ощущение резкого контраста между Большим залом и окружающими его гостиными, зодчий выделил поблизости еще два небольших зала - Екатерининский и Крестовый, сделал их как бы переходными и по торжественности декора, и по величине. Екатерининский (ныне - Опальный) зал примыкает к Большому со стороны Охотного ряда. Современное название зала рождено своеобразной расстановкой ко­лонн - полукругом вдоль двух противоположных коротких стен. Крестовый зал был украшен более скромно - только пилястрами.

Другие парадные залы Собрания тоже получили собственные на­звания: Александровский - в честь императора Александра I, Голицынский - в честь одного из основателей московскою Благородно­го собрания, Казаковский - по имени архитектора, перестроившего здание, Соймоновский - в честь главного попечителя Опекунского совета, руководившего перестройкой дома.

А. Ф. Малиновский, описывая Благородное собрание, дает живописные характеристики помещений Дома Благородного собрания: «Кроме полуциркульной галереи, в которой поставлен памятник Екатерине II, сопредельные две залы занимаются карточными столами, за ними столовая и уборная для дам; есть ком­ната и для чтения газет. Одна сторона - хор над колоннадою в зале - занята бывает оркестром, а на другие там стороны допускаются раз­ного звания люди, не имеющие права быть записанными в Собрании, и смотрят оттуда на танцы и блистательность собрания дворян рос­сийских.

Во время французского нашествия 1812 г. в Москве бушевал сильнейший пожар, уничтоживший 6.5 тысяч домов и церквей (или две трети от общего количества). В этом пожаре пострадало и здание Благородного собрания. Огонь истребил все книги с журнальными повседневными записями, счета, планы и другие подлинные акты Собрания. Все, что было спрятано в кладовой: мебель, столовое белье, фарфоровая посуда, другие предметы обихода - подверглось «наглому расхищению злодеев».

Мы видим удручающую картину доведенного до состоя­ния руин некогда великолепного дворца. Мелкие торговцы были пу­щены вполуразрушенное здание от безысходности. Торговля вупо­мянутых лавках, помещение под которые сдавалось внаем, была единственным источником доходов Благородного собрания в по­слевоенное время.

Как только захватчики - французы были изгнаны из Москвы, стар­шины озаботились восстановлением Дома Благородного собрания.

Список лиц, пожертвовавших денежные средства на восстановление Дома Благородного собрания с указанием суммы пожертвования. Первым в списке значится император Александр I. ЦИАМ. Ф. 381. Оп. 1.Д. 18. Л. 2.

После пожара 1812 г. архитектором А. Н. Бакаревым здание было восстановлено в 1814 г., однако декоративное убранство Колонного зала и его живописный плафон были навсегда утеряны. Вероятно в ходе восстановительных работ по всему периметру Большого зала был сделан балкон.

Колонный зал до постройки балкона. Перспективный и продольный разрез. Реконструкция. Памятники русской архитектуры. С. 11-12.

Так выглядел в первой половине XIX восстановленный после пожара Дом Благородного собрания. Раскрашенная литография середины XIX в.

В начале XX в. Москву охватила строительная горячка. Город стремительно начал расти вверх, менять свой привычный облик. Изменялся и Охотный ряд. Двухэтажное приземистое здание с фронтонами начало восприниматься как тяжеловесное и несовременное, уже не отвечавшее изменившимся вкусам. Казалось, что старинный Дом Благородного собрания, с классическим портиком посередине и входом, увенчанным аттиком с треугольным фронтоном и крупной врезной аркой, с недоумением взирает на происходящее. Московское дворянство решило не отставать от моды и перестроить дом. Автором проекта перестройки стал А. Ф. Мейснер, в 1900-х гг. состоявший архитектором Московского депутатского дворянского собрания. Выполняя желание заказчиков, архитектор должен был поднять дом на один этаж, надстроив его по всему периметру соединенных вместе корпусов и сравняв по высоте с объемом Большого зала. Выполнение этой задачи влекло за собой кардинальное изменение фасадов.

Архитектор повторил казаковскую композицию, применив во внутренней планировке основные принципы а внешний облик здания значительно изменив. Оба фасада (по Охотному ряду и по Большой Дмитровке) были сделаны более строгими и стройными, чем прежде.

Фасад со стороны Большой Дмитровки. ЦАНТДМ.Ф. 1. Оп. 15. Д. 359. Ед. хр. 14. Л. 4.

В результате работ Мейснера дом сильно изменился, но не потерял классической формы, его декор также явствует о полном сохранении классической традиции. Здание имеет портик с четырьмя нарядными коринфскими колоннами, равномерно расставленными по обеим сторонам. В глубине портика, на стене, проходит горельеф из античных сюжетов. Широкий прямоугольный аттик, над которым просматривается купол, заменил прежний треугольный фронтон.

Фасад Дома Благородного собрания после перестройки А. Ф. Мейснером. Вид со стороны Охотного ряда. Открытка к. XIX - нач. XX в.

Основательная перестройка дома, выполненная в 1903-1908 гг., существенно изменила облик здания, который и сохранился до наших дней.

Современный вид Дома Союзов

Во время Великой Отечественной войны Дом Союзов, к счастью, удалось уберечь от разрушительных бомбардировок вражеской авиации. Однако время и интенсивная эксплуатация наложили свой отпечаток на его физическое состояние. Разрушились многие конструкции, особенно деревянные перекрытия над отдельными помещениями. Местами просел фундамент, пришли в негодность многие внутренние коммуникации. Осыпались лепнина и штукатурка.

Крупномасштабные капитальный ремонт и реставрационные работы по Дому Союзов начались в 1967 году. Перед проектировщиками и строителями стояла сложная задача: восстановить замечательный памятник архитектуры русского классицизма, восполнить утраты художественного оформления, заменить устаревшие конструкции так, чтобы не были повреждены ценные качества помещений, в первую очередь Колонного зала.

Восстановительные работы 1967 года были продолжены через 10 лет. Были выполнены работы по реставрации карнизов, люстр, дверей и художественной отделки помещений, по укреплению фундаментов, монтажу систем вентиляции, кондиционирования воздуха, автоматики, средств связи и синхронного перевода речей.

В настоящее время здание Дома Союзов составляет одно из главных украшений архитектурно-исторического «ожерелья» Центра Москвы, является подлинным национальным достоянием России.

По материалам издания "Дом Союзов. История и современность" Москва 2008г.



Рассказать друзьям