Дом маргариты. Особняк маргариты

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Один из самых популярных романов 20 века - «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова - был окончен ровно 75 лет назад, 13 февраля 1940 года. Над ним писатель работал 12 лет, но при жизни автора роман так и не был опубликован. Именно роман «Мастер и Маргарита» является основой популярных туристических маршрутов по булгаковской Москве. Корреспондент РИАМО вместе с экскурсоводами музея «Булгаковский Дом» прогулялась по местам романа и узнала, где впервые встретились мастер и Маргарита, и что в столице сегодня напоминает о культовом произведении.

Патриаршие пруды

Действие романа начинается с Патриарших прудов. Именно здесь «в час небывало жаркого заката появились два гражданина» - известный литератор Михаил Берлиоз и начинающий поэт Иван Бездомный. Шли они из дома литераторов - МАССОЛИТа и присели на лавочке напротив дома с башенками в Малом Патриаршем переулке. Со стороны Ермолаевского переулка появился Воланд со своей свитой. Как рассказывают на экскурсии, Ермолаевский переулок когда-то назывался Коровий, потом Панкратьевский, отсюда и персонаж Коровьева, который машет ручкой Берлиозу в первых сценах романа.

Нехорошая квартира

Еще одно знаковое место - «нехорошая квартира» в доме №50 302-Бис, где поселились Воланд и его свита, на самом деле располагалась в доме на Большой Садовой, 10. Если сложить цифры номера квартиры (3+0+2), то получится пять, а при умножении на два, так как «бис» означает повторный выход, получится 10. Номер 50 тоже не случаен. Сам Булгаков жил со своей первой женой на Большой Садовой, 10, в квартире №50, где сегодня располагается его музей-квартира .

Расписывать стены в подъезде, где когда-то жил автор «Мастера и Маргариты» поклонники романа стали еще с 70-х годов прошлого века. Стены несколько раз белили, но послания продолжали оставлять. Среди работ было очень много иллюстраций профессиональных художников, а сегодня подъезд расписывают все подряд: рядом с цитатами из романа и иллюстрациями к «Мастеру и Маргарите», много фраз на отвлеченные темы.

Рядом находится частный музей - «Булгаковский дом» со своим театром , экскурсиями, квестами, и даже котом Бегемотом.

Театр Варьете

Также узнаваемым местом из романа является прототип театра «Варьете», где Воланд и его свита устроили сеанс черной магии с разоблачением. Несмотря на то, что такого театра в Москве не существовало, его прототипом стали цирк и мюзик-холл, которые располагались в нынешнем здании Театра Сатиры в 20-30-е годы прошлого века. Булгаков бывал на представлениях мюзик-холла и видел там и иностранных артистов, и цирковые трюки, и номера с животными . Отсюда - фокусы кота Бегемота, разоблачение председателя Акустической комиссии, неравный обмен советских нарядов на французские, трюк с отрыванием головы конферансье Жоржу Бенгальскому и пр. Здесь же, в саду «Аквариум», впервые администратор Варьете Варенуха встретился с котом Бегемотом и Азазелло.

Кроме того, в Театре сатиры когда-то репетировалась известнейшая пьеса Булгакова «Иван Васильевич», но до премьеры дело не дошло. Сегодня никаких следов романа «Мастер и Маргарита» в театре и саду «Аквариум» не осталось - единственное, что напоминает о «Варьете» (бывшем цирке) - купол на здании Театра Сатиры.

МАССОЛИТ в «Доме Грибоедова»

Выдуманный Булгаковым Дом Грибоедова, в котором он разместил литературную организацию МАССОЛИТ, тоже можно найти в Москве. Это Дом Герцена на Тверском бульваре, 25, где в 20-е годы прошлого века существовало множество литературных объединений, таких как РАМП (Российская ассоциация пролетарских писателей), МАПП (Московская ассоциация пролетарских писателей) и другие. МАССОЛИТ литературоведы расшифровывают, как Мастерская социалистической литературы.

К создателю «Горя от ума» Александру Грибоедову дом никакого отношения не имеет, но именно здесь, по роману, поэта Ивана Бездомного объявляют сумасшедшим и отсюда увозят в клинику Стравинского. Интересно, что сегодня дом с сомнительной писательской историей по-прежнему наполнен литераторами - здесь располагается Литературный институт имени М. Горького.

Переулок Мастера и Маргариты

Особняк Маргариты на Спиридоновке

В романе говорится, что Маргарита с мужем занимали верх прекрасного особняка в саду в одном из переулков близ Арбата . По одной из версий, прототипом мог стать красивейший замок на Спиридоновке, 17, построенный в конце 19 века по проекту архитектора Федора Шехтеля. Заказал его для своей жены известный предприниматель и меценат Савва Морозов.

Несмотря на то, что Спиридоновка от Арбата далековато, дом с садом и выстроен в готическом стиле , как и в романе. Сегодня в этом особняке - Дом приемов Министерства иностранных дел. Здесь проходил G8.

Дом Мастера

Под описания подвала Мастера, в который он переехал, чтобы работать над романом о Понтии Пилате, попадает дом в Мансуровском переулке, 9. Сам Булгаков часто бывал в этом доме, который принадлежал декоратору Сергею и актеру Владимиру Топлениновым, рассказывают на экскурсии. Полуподвальное помещение они сдавали драматургу Сергею Ермолинскому. И именно к нему часто наведывался Михаил Афанасьевич. Здесь он работал над «Мастером и Маргаритой», и даже читал некоторые главы романа. Весной дом утопал в сирени, как и рассказывает Мастер Ивану Бездомному, уточняет экскурсовод. Последние владельцы дома - потомки художника Курского. В 2013 году знаменитый «Дом Мастера» был выставлен на торги.

Впрочем, о связи с Булгаковым сегодня говорит табличка, рассказывающая о том, что дом является объектом культурного наследия , и уточняющая, что в 1926-1932 гг. здесь неоднократно бывал Михаил Булгаков.

Ольга Швенк

Увидели ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите "Ctrl+Enter"

Один из самых популярных романов 20 века - «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова - был окончен ровно 75 лет назад, 13 февраля 1940 года. Над ним писатель работал 12 лет, но при жизни автора роман так и не был опубликован. Именно роман «Мастер и Маргарита» является основой популярных туристических маршрутов по булгаковской Москве. Корреспондент РИАМО вместе с экскурсоводами музея «Булгаковский Дом» прогулялась по местам романа и узнала, где впервые встретились мастер и Маргарита, и что в столице сегодня напоминает о культовом произведении.

Патриаршие пруды

Действие романа начинается с Патриарших прудов. Именно здесь «в час небывало жаркого заката появились два гражданина» - известный литератор Михаил Берлиоз и начинающий поэт Иван Бездомный. Шли они из дома литераторов - МАССОЛИТа и присели на лавочке напротив дома с башенками в Малом Патриаршем переулке. Со стороны Ермолаевского переулка появился Воланд со своей свитой. Как рассказывают на экскурсии, Ермолаевский переулок когда-то назывался Коровий, потом Панкратьевский, отсюда и персонаж Коровьева, который машет ручкой Берлиозу в первых сценах романа.

Нехорошая квартира

Еще одно знаковое место - «нехорошая квартира» в доме №50 302-Бис, где поселились Воланд и его свита, на самом деле располагалась в доме на Большой Садовой, 10. Если сложить цифры номера квартиры (3+0+2), то получится пять, а при умножении на два, так как «бис» означает повторный выход, получится 10. Номер 50 тоже не случаен. Сам Булгаков жил со своей первой женой на Большой Садовой, 10, в квартире №50, где сегодня располагается его музей-квартира .

Расписывать стены в подъезде, где когда-то жил автор «Мастера и Маргариты» поклонники романа стали еще с 70-х годов прошлого века. Стены несколько раз белили, но послания продолжали оставлять. Среди работ было очень много иллюстраций профессиональных художников, а сегодня подъезд расписывают все подряд: рядом с цитатами из романа и иллюстрациями к «Мастеру и Маргарите», много фраз на отвлеченные темы.

Рядом находится частный музей - «Булгаковский дом» со своим театром , экскурсиями, квестами, и даже котом Бегемотом.

Театр Варьете

Также узнаваемым местом из романа является прототип театра «Варьете», где Воланд и его свита устроили сеанс черной магии с разоблачением. Несмотря на то, что такого театра в Москве не существовало, его прототипом стали цирк и мюзик-холл, которые располагались в нынешнем здании Театра Сатиры в 20-30-е годы прошлого века. Булгаков бывал на представлениях мюзик-холла и видел там и иностранных артистов, и цирковые трюки, и номера с животными . Отсюда - фокусы кота Бегемота, разоблачение председателя Акустической комиссии, неравный обмен советских нарядов на французские, трюк с отрыванием головы конферансье Жоржу Бенгальскому и пр. Здесь же, в саду «Аквариум», впервые администратор Варьете Варенуха встретился с котом Бегемотом и Азазелло.

Кроме того, в Театре сатиры когда-то репетировалась известнейшая пьеса Булгакова «Иван Васильевич», но до премьеры дело не дошло. Сегодня никаких следов романа «Мастер и Маргарита» в театре и саду «Аквариум» не осталось - единственное, что напоминает о «Варьете» (бывшем цирке) - купол на здании Театра Сатиры.

МАССОЛИТ в «Доме Грибоедова»

Выдуманный Булгаковым Дом Грибоедова, в котором он разместил литературную организацию МАССОЛИТ, тоже можно найти в Москве. Это Дом Герцена на Тверском бульваре, 25, где в 20-е годы прошлого века существовало множество литературных объединений, таких как РАМП (Российская ассоциация пролетарских писателей), МАПП (Московская ассоциация пролетарских писателей) и другие. МАССОЛИТ литературоведы расшифровывают, как Мастерская социалистической литературы.

К создателю «Горя от ума» Александру Грибоедову дом никакого отношения не имеет, но именно здесь, по роману, поэта Ивана Бездомного объявляют сумасшедшим и отсюда увозят в клинику Стравинского. Интересно, что сегодня дом с сомнительной писательской историей по-прежнему наполнен литераторами - здесь располагается Литературный институт имени М. Горького.

Переулок Мастера и Маргариты

Особняк Маргариты на Спиридоновке

В романе говорится, что Маргарита с мужем занимали верх прекрасного особняка в саду в одном из переулков близ Арбата . По одной из версий, прототипом мог стать красивейший замок на Спиридоновке, 17, построенный в конце 19 века по проекту архитектора Федора Шехтеля. Заказал его для своей жены известный предприниматель и меценат Савва Морозов.

Несмотря на то, что Спиридоновка от Арбата далековато, дом с садом и выстроен в готическом стиле , как и в романе. Сегодня в этом особняке - Дом приемов Министерства иностранных дел. Здесь проходил G8.

Дом Мастера

Под описания подвала Мастера, в который он переехал, чтобы работать над романом о Понтии Пилате, попадает дом в Мансуровском переулке, 9. Сам Булгаков часто бывал в этом доме, который принадлежал декоратору Сергею и актеру Владимиру Топлениновым, рассказывают на экскурсии. Полуподвальное помещение они сдавали драматургу Сергею Ермолинскому. И именно к нему часто наведывался Михаил Афанасьевич. Здесь он работал над «Мастером и Маргаритой», и даже читал некоторые главы романа. Весной дом утопал в сирени, как и рассказывает Мастер Ивану Бездомному, уточняет экскурсовод. Последние владельцы дома - потомки художника Курского. В 2013 году знаменитый «Дом Мастера» был выставлен на торги.

Впрочем, о связи с Булгаковым сегодня говорит табличка, рассказывающая о том, что дом является объектом культурного наследия , и уточняющая, что в 1926-1932 гг. здесь неоднократно бывал Михаил Булгаков.

Ольга Швенк

Увидели ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите "Ctrl+Enter"

Декабрь 2008 г.

Адреса (в порядке посещения):

  • Остоженка, 21
  • Мансуровский переулок, 9
  • Пречистенка, 16
  • Пожарский переулок, 12
  • Пречистенская набережная
  • Арбат, 54/2
  • Спасопесковская площадка, 10
  • Малый Власьевский переулок, 12
  • Малый Патриарший переулок
  • Спиридоновка, 17

Адреса расставлены в том порядке, в котором, на мой взгляд, наиболее удобно их объехать на автомобиле, не нарезая ненужных кругов по городу.

Особняк Маргариты (версия первая)
Остоженка, 21

Первый претендент на прообраз особняка Маргариты – дом архитектора Кекушева, им же построенный в стиле модерна в 1901 году, с круглой островерхой башней и другими готическими деталями. Ныне – египетское посольство.

Основание поселить сюда Маргариту – единственное (и неубедительное): некогда знакомый Булгакова артист Малого театр Сергей Топленинов познакомился с жившей неподалеку от него дочерью архитектора Кекушева. Для этого, правда, Топленинов должен был быть по меньшей мере прототипом Мастера… Прототип или нет, но именно его пристанище стало прообразом дома Мастера.

Впрочем, особняк на Остоженке на роль дома Маргариты не тянет. Убедитесь сами: тот – двухэтажный, удален от "красной линии", – между домом и тротуаром имеется решетчатая ограда и сад. И где все это, спрашиваю я вас, уважаемые исследователи-краеведы?

Единственная причина заглянуть по этому адресу – близость к дому Мастера.

Дом, где жил Мастер
Мансуровский пер., 9

Когда-то этот дом принадлежал Сергею Топленинову, у которого Михаил Афанасьевич часто бывал в гостях и которому (одному из первых) читал свой роман. "Так это ты наш подвал описал?" – изумился хозяин. "Тс-с!" – улыбнулся Булгаков и поднес к губам палец.

– Ах, это был золотой век, – блестя глазами, шептал рассказчик, – совершенно отдельная квартирка, и еще передняя, и в ней раковина с водой, – почему-то особенно горделиво подчеркнул он, – маленькие оконца над самым тротуарчиком, ведущим от калитки. Напротив, в четырех шагах, под забором, сирень, липа и клен. Ах, ах, ах! Зимою я очень редко видел в оконце чьи-нибудь черные ноги и слышал хруст снега под ними. И в печке у меня вечно пылал огонь! Но внезапно наступила весна, и сквозь мутные стекла увидел я сперва голые, а затем одевающиеся в зелень кусты сирени.

Глядя на этот дом, я не мог избавиться от какого-то чувства, охватившего меня: такой убогий домик совершенно не вязался в моем представлении с положительным образом главного героя романа. Почему же Булгаков не поселил его в соседнем доме? Такая богатая усадьба под боком!

Городская усадьба А.В. Кузнецова 1-ой половины XIX века

Впрочем, кто это сказал, что Мастер – положительный персонаж?

– Я – мастер, – он сделался суров и вынул из кармана халата совершенно засаленную черную шапочку с вышитой на ней желтым шелком буквой "М". Он надел эту шапочку и показался Ивану и в профиль и в фас, чтобы доказать, что он – мастер.

Дом Ученых
Пречистенка, 16

Старинный двухэтажный дом кремового цвета помещался на бульварном кольце в глубине чахлого сада, отделенного от тротуара кольца резною чугунною решеткой. Небольшая площадка перед домом была заасфальтирована, и в зимнее время на ней возвышался сугроб с лопатой, а в летнее время она превращалась в великолепнейшее отделение летнего ресторана под парусиновым тентом.

За описанный в романе "Дом Грибоедова" настолько легко принять здание Литинститута на Тверском бульваре, 25, что их идентичность никем не оспаривается, а принимается как несомненный факт.

Но прочитаем же описание современников: "Владение, занимаемое сейчас Домом ученых, имеет свою интересную историю. В начале пушкинских времен оно принадлежало Ивану Петровичу Архарову... В его доме собиралась вся "грибоедовская" Москва. В конце тридцатых годов прошлого века здесь был дом И.А. Нарышкина, посаженного отца Н.Н. Пушкиной. Здесь был наш знаменитый поэт. Таким образом, место, занимаемое сейчас Домом ученых, связано с драгоценным для нас именем великого поэта".

Впервые в романе "Грибоедов" встречается при описании неудачной погони Бездомного за преступной шайкой. Искупавшись в Москве-реке, он воскликнул: "К Грибоедову!". По пути он слышит, как из всех окон, из всех дверей, из всех подворотен, с крыш и чердаков, из подвалов и дворов вырывается хриплый рев полонеза из оперы "Евгений Онегин"...

В романе "Дом Грибоедова" фигурирует еще в двух эпизодах. И во всех случаях при приближении к нему разных персонажей Булгаков упоминает Пушкина. Вот поэт Рюхин добирается к "Дому Грибоедова" в грузовике, застрявшем у постамента с "металлическим человеком". Его фамилия не приводится, но полную ясность вносят размышления Рюхина: "Что-нибудь особенное есть в этих словах: "Буря мглою..."? Не понимаю!.. Повезло, повезло! – вдруг ядовито заключил Рюхин... – стрелял, стрелял в него этот белогвардеец и раздробил бедро и обеспечил бессмертие...".

В третьем связанном с этим домом эпизоде Коровьев говорит Бегемоту о его обитателях: "...Ты представляешь себе, какой поднимется шум, когда кто-нибудь из них для начала преподнесет читающей публике "Ревизора" или, на самый худой конец, "Евгения Онегина"?"

Неубедительно? Хорошо, вот еще фраза из романа:

Превосходная лоза, прокуратор, но это – не «Фалерно»?
– «Цекуба», тридцатилетнее, – любезно отозвался прокуратор.

В писательской среде 1920–30-х годов была известна аббревиатура "Цекубу", происходящая от названия "Центральной комиссии по улучшению быта ученых", образованной по инициативе Горького. "При ней ("Цекубу") Дом ученых , сначала в Петрограде, а затем в Москве", директором которого стала гражданская жена Горького Мария Федоровна Андреева.

И напоследок вспомним, что Бездомный купался в Москве-реке недалеко от Пречистенки. "И на всем его трудном пути... тяжелый бас пел о своей любви к Татьяне". Начав путь при звуках полонеза, Бездомный закончил его при исполнении следующей за ним арии Гремина. А это – считанные минуты. И действительно, от Дома Ученых до набережной рукой подать.

Проедемся по маршруту Ивана Бездомного.

Пречистенка – направо к Храму Христа-Спасителя на Соймоновский проезд – направо на Курсовой переулок – направо на Пожарский переулок

Дом, куда в поисках профессора зашел Иванушка
Пожарский, 12

Профессор исчез.

Иван Николаевич смутился, но ненадолго, потому что вдруг сообразил, что профессор непременно должен оказаться в доме N 13 и обязательно в квартире 47.

Ворвавшись в подъезд, Иван Николаевич взлетел на второй этаж, немедленно нашел эту квартиру и позвонил нетерпеливо. Ждать пришлось недолго: открыла Ивану дверь какая-то девочка лет пяти и, ни о чем не справляясь у пришедшего, немедленно ушла куда-то.

В районе исчезновения профессора жили друзья Булгакова – семья Николая Николаевича Лямина. В квартире 66 "громадная, до крайности запущенная передняя", в которой по сей день стоит "громадный ларь, обитый железом", черный ход ведет из кухни во двор, откуда через арку можно выйти в "унылый, гадкий и скупо освещенный" Пожарский (Савельевский) переулок.

В громадной, до крайности запущенной передней, слабо освещенной малюсенькой угольной лампочкой под высоким, черным от грязи потолком, на стене висел велосипед без шин, стоял громадный ларь, обитый железом, а на полке над вешалкой лежала зимняя шапка, и длинные ее уши свешивались вниз. За одной из дверей гулкий мужской голос в радиоаппарате сердито кричал что-то стихами.

Иван Николаевич ничуть не растерялся в незнакомой обстановке и прямо устремился в коридор, рассуждая так: "Он, конечно, спрятался в ванной". В коридоре было темно. Потыкавшись в стены, Иван увидел слабенькую полоску света внизу под дверью, нашарил ручку и несильно рванул ее. Крючок отскочил, и Иван оказался именно в ванной и подумал о том, что ему повезло.

Однако повезло не так уж, как бы нужно было! На Ивана пахнуло влажным, теплом и, при свете углей, тлеющих в колонке, он разглядел большие корыта, висящие на стене, и ванну, всю в черных страшных пятнах от сбитой эмали. Так вот, в этой ванне стояла голая гражданка, вся в мыле и с мочалкой в руках. Она близоруко прищурилась на ворвавшегося Ивана и, очевидно, обознавшись в адском освещении, сказала тихо и весело:
– Кирюшка! Бросьте трепаться! Что вы, с ума сошли?.. Федор Иваныч сейчас вернется. Вон отсюда сейчас же! – и махнула на Ивана мочалкой.

Разворачиваемся к Курсовому переулку, направо на 1-ый Зачатьевский – на Пречистенскую набережную налево

Место, где купался Иван
Набережная Москвы-реки, продолжение Пожарского переулка

Здесь, на продолжении Пожарского переулка когда-то был спуск к воде.

Через самое короткое время можно было увидеть Ивана Николаевича на гранитных ступенях амфитеатра Москвы-реки.

Сняв с себя одежду, Иван поручил ее какому-то приятному бородачу, курящему самокрутку возле рваной белой толстовки и расшнурованных стоптанных ботинок. Помахав руками, чтобы остыть, Иван ласточкой кинулся в воду. Дух перехватило у него, до того была холодна вода, и мелькнула даже мысль, что не удастся, пожалуй, выскочить на поверхность. Однако выскочить удалось, и, отдуваясь и фыркая, с круглыми от ужаса глазами, Иван Николаевич начал плавать в пахнущей нефтью черной воде меж изломанных зигзагов береговых фонарей.

Когда мокрый Иван приплясал по ступеням к тому месту, где осталось под охраной бородача его платье, выяснилось, что похищено не только второе, но и первый, то есть сам бородач. Точно на том месте, где была груда платья, остались полосатые кальсоны, рваная толстовка, свеча, иконка и коробка спичек. Погрозив в бессильной злобе кому-то вдаль кулаком, Иван облачился в то, что было оставлено.

Пречистенская наб. – направо на Новокрымский пер – налево – Садовое кольцо (Зубовский бульвар – Смоленский бульвар) – угол с Арбатом

Торгсин
Арбат, 54/2

Слово "торгсин" – это сокращение от словосочетания "торговля с иностранцами" (потом такие магазины называли "Березка"). Предназначались для сбора валютной выручки на территории нашей необъятной. Приедет к нам, бывало, иностранец – и ну в «Березку», втридорога покупать то, что на родине-то ему не сильно надо… Кстати, таким «иностранцем» в романе оказался "сиреневый толстяк".

Он выхватил поднос, сбросив с него остатки погубленной Бегемотом шоколадной эйфелевой башни, взмахнул им, левой рукой сорвал с иностранца шляпу, а правой с размаху ударил подносом плашмя иностранца по плешивой голове. Прокатился такой звук, какой бывает, когда с грузовика сбрасывают на землю листовое железо. Толстяк, белея, повалился навзничь и сел в кадку с керченской сельдью, выбив из нее фонтан селедочного рассола. Тут же стряслось и второе чудо. Сиреневый, провалившись в кадку, на чистом русском языке, без признаков какого-либо акцента, вскричал:
– Убивают! Милицию! Меня бандиты убивают! – очевидно, вследствие потрясения, внезапно овладев до тех пор неизвестным ему языком.

Дом в стиле конструктивизма, где первый этаж занимал крупнейший московский Торгсин, был построен в 1928–33 гг. (архитекторы В. Маят и В. Олтаржевский).

Примерно через четверть часа после начала пожара на Садовой, у зеркальных дверей торгсина на Смоленском рынке появился длинный гражданин в клетчатом костюме и с ним черный крупный кот.

Ловко извиваясь среди прохожих, гражданин открыл наружную дверь магазина. Но тут маленький, костлявый и крайне недоброжелательный швейцар преградил ему путь и раздраженно сказал:
– С котами нельзя.
– Я извиняюсь, – задребезжал длинный и приложил узловатую руку к уху, как тугоухий, – с котами, вы говорите? А где же вы видите кота?
Швейцар выпучил глаза, и было отчего: никакого кота у ног гражданина уже не оказалось, а из-за плеча его вместо этого уже высовывался и порывался в магазин толстяк в рваной кепке, действительно, немного смахивающий рожей на кота. В руках у толстяка имелся примус.
Эта парочка посетителей почему-то не понравилась швейцару-мизантропу.
– У нас только на валюту, – прохрипел он, раздраженно глядя из-под лохматых, как бы молью изъеденных, сивых бровей.
– Дорогой мой, – задребезжал длинный, сверкая глазом из разбитого пенсне, – а откуда вам известно, что у меня ее нет? Вы судите по костюму? Никогда не делайте этого, драгоценнейший страж! Вы можете ошибиться, и притом весьма крупно. Перечтите еще раз хотя бы историю знаменитого калифа Гарун-аль-Рашида. Но в данном случае, откидывая эту историю временно в сторону, я хочу сказать вам, что я нажалуюсь на вас заведующему и порасскажу ему о вас таких вещей, что не пришлось бы вам покинуть ваш пост между сверкающими зеркальными дверями.
– У меня, может быть, полный примус валюты, – запальчиво встрял в разговор и котообразный толстяк, так и прущий в магазин. Сзади уже напирала и сердилась публика. С ненавистью и сомнением глядя на диковинную парочку, швейцар посторонился, и наши знакомые, Коровьев и Бегемот, очутились в магазине.

Продолжаем движение по Садовому кольцу – направо на пер. Каменная Слобода

«Спасо-Хаус»
Спасопесковская площадка, 10

Вскоре после того как американские дипломаты переехали в Москву, Спасо-Хаус стал местом проведения целого ряда важных и долгожданных мероприятий. Два приема, проведенных в начале дипломатической истории Спасо-Хауса, считаются поистине легендарными. Первый из них – рождественский прием в канун 1934 года, когда посол Буллит дал указание своему переводчику Чарльзу Тейеру устроить, как он сам потом вспоминал, «что-нибудь сногсшибательное» для всех американцев, проживающих в Москве. Жена советника посольства предложила устроить вечеринку с участием зверей. Но когда Тейер пришел в Московский зоопарк, взволнованный директор отказался дать животных для проведения каких-либо мероприятий в посольстве иностранной державы. Впавший в отчаяние Тейер обратился в Московский цирк, где ему удалось найти трех тюленей, которые могли бы выступить в Спасо-Хаусе с цирковыми трюками.

Вечером гости посла собрались в зале приемов, свет был потушен, и лишь прожекторы освещали тюленей, которые по очереди внесли в зал на своих мордочках новогоднюю елку, поднос с бокалами и бутылку шампанского. После этого впечатляющего шествия тюлени продемонстрировали публике еще несколько трюков, но под конец представления выпивший лишнего дрессировщик неожиданно потерял сознание. Произошла сумятица, и неуправляемые тюлени разбрелись по Спасо-Хаусу, а Тейер и другие сотрудники посольства долго не могли загнать их в клетку. К счастью, посол Буллит был вызван в Вашингтон и на этом приеме не присутствовал, что и спасло карьеру Тейера.

Несмотря на неразбериху, случившуюся на рождественском приеме 1934 года, весной 1935 года американское посольство организовало еще одно историческое мероприятие – официальный прием для представителей всех зарубежных дипломатических миссий, работающих в Москве. В задачу Тейера входило устроить такое мероприятие, которое по своему размаху превосходило бы все когда-либо проводимые посольские приемы в Москве. Теперь жена советника предложила устроить вечер в пасторальном стиле, который назывался бы «Весенний фестиваль». Памятуя о горьком опыте с тюленями, Тейер с опаской отнесся к идее использования животных, но, как он позже напишет в своих мемуарах, «когда ты всего лишь переводчик, ты понимаешь, что лучше не спорить с женой высокопоставленного дипломата». Для этого праздника Тейер взял животных в Московском зоопарке – директор зоопарка уже «не так, как в прошлый раз, нервничал в ходе общения с иностранцами». Удалось раздобыть несколько горных коз, десяток белых петухов и медвежонка, которого предполагалось держать на протяжении всего вечера на специально сооруженной небольшой платформе. Для полноты ощущений рабочие соорудили в зале приемов искусственный лес из 10 березок – их выкопали заранее и временно поместили в одну из ванных комнат Спасо-Хауса. И, наконец, был сооружен вольер для фазанов, маленьких попугайчиков и сотни зябликов, также позаимствованных у Московского зоопарка. В завершении всего обеденный стол был украшен финскими тюльпанами и листьями цикория, зеленеющими на влажном войлоке, что, по замыслу авторов композиции, должно было имитировать лужайку.

«Весенний фестиваль» 24 апреля 1935 года останется в памяти, пожалуй, как самый роскошный и ослепительный прием, когда-либо организованный американской дипломатической миссией за рубежом. Этот прием собрал в Спасо-Хаусе более 400 гостей. Среди приглашенных были руководящие члены советского Политбюро и Красной армии, такие как нарком иностранных дел Литвинов, нарком обороны Климент Ворошилов, председатель Центрального комитета коммунистической партии Лазарь Каганович, бывший глава Коминтерна Николай Бухарин, большевистский писатель и член редколлегии газеты «Известия» Карл Радек и три маршала Советского Союза – Александр Егоров, Михаил Тухачевский и Семен Буденный. По мнению Тейера, «все самые весомые фигуры в Москве, за исключением Сталина, присутствовали на этом фестивале». Даже несмотря на то, что медвежонка вырвало прямо на мундир одного советского генерала (Радек шутки ради налил ему в бутылочку шампанского вместо молока), вечер имел оглушительный успех и продолжался до самого утра. Когда последние гости разошлись, Тейер начал загонять птиц в клетки. Но ужасно устав после приема, он случайно забыл запереть дверь вольера, когда пошел спать. Не успел он заснуть, как камердинер посла разбудил его и сказал, что тот хочет срочно видеть его в зале приемов. Когда Тейер вошел в зал, он увидел, как посол наблюдает за полетом стаи зябликов, которые вылетели из вольера и «мирно парили» высоко под потолком. Служитель зоопарка, вызванный специально для отлова птиц, не смог ничего сделать, так как потолки в Спасо-Хаусе очень высокие, и Тейеру пришлось только беспомощно наблюдать, как птицы разлетаются по всему дому, «чирикая и оставляя за собой характерные следы».

Неудивительно, что после «Весеннего фестиваля» посол Буллит уже никогда не просил Чарльза Тейера устраивать какие-либо мероприятия в Спасо-Хаусе.

Есть мнение, что именно этот прием и стал прообразом «весеннего бала полнолуния» в романе.

Назад по Карманицкому пер – налево на Денежный пер – налево на Глазовский пер – через Б. Могильцевский пер налево на Б.Власьевский – направо на Гагаринский – налево на М.Власьевский

Особняк Маргариты (версия вторая)
Малый Власьевский, 12

Говорят, незадолго до своей кончины жена Булгакова Елена Сергеевна рассказывала о географических прообразах адресов романа и назвала дом 12 в Малом Власьевском переулке как "особняк Маргариты".

Пролетев по своему переулку, Маргарита попала в другой, пересекавший первый под прямым углом. Этот заплатанный, заштопанный, кривой и длинный переулок... она перерезала в одно мгновение... Третий переулок вел прямо к Арбату.

Действительно, если проверить этот маршрут по карте, вроде все сходится: "свой" Малый Власьевский пересекает Сивцев Вражек ("в одно мгновение") и в виде Калошина переулка выходит к Арбату...

Но... смотрел я на этот дом – и как-то не уживался он в моей голове с образом Маргариты. Какой-то он уютный, домашний. Не такой была ведьма:

Маргарита Николаевна не нуждалась в деньгах. Маргарита Николаевна могла купить все, что ей понравится. Среди знакомых ее мужа попадались интересные люди. Маргарита Николаевна никогда не прикасалась к примусу. Маргарита Николаевна не знала ужасов житья в совместной квартире. Словом... Она была счастлива? Ни одной минуты! С тех пор, как девятнадцатилетней она вышла замуж и попала в особняк, она не знала счастья. Боги, боги мои! Что же нужно было этой женщине?! Что нужно было этой женщине, в глазах которой всегда горел какой-то непонятный огонечек, что нужно было этой чуть косящей на один глаз ведьме, украсившей себя тогда весною мимозами?

В общем, особняк отнюдь не готический и фонаря с трехстворчатым окном не видно.

В некоторых источниках фигурирует еще дом 9 по Малому Власьевскому, но мне это кажется каким-то недоразумением.

Малый Власьевский – налево на Сивцев Вражек – налево на Денежный пер – направо на Глазовский пер – направо на Садовое кольцо (Смоленский бульвар) – направо на Малую Бронную – направо на Ермолаевский пер.

Патриаршие пруды

Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина. Первый из них, одетый в летнюю серенькую пару, был маленького роста, упитан, лыс, свою приличную шляпу пирожком нес в руке, а на хорошо выбритом лице его помещались сверхъестественных размеров очки в черной роговой оправе. Второй – плечистый, рыжеватый, вихрастый молодой человек в заломленной на затылок клетчатой кепке – был в ковбойке, жеваных белых брюках и в черных тапочках.

Первый был не кто иной, как Михаил Александрович Берлиоз, председатель правления одной из крупнейших московских литературных ассоциаций, сокращенно именуемой МАССОЛИТ, и редактор толстого художественного журнала, а молодой спутник его – поэт Иван Николаевич Понырев, пишущий под псевдонимом Бездомный.

Малый Патриарший – налево – Вспольный пер – налево – Гранатный – налево – Спиридоновка

Особняк Маргариты (версия третья)
Спиридоновка, 17

Маргарита Николаевна со своим мужем вдвоем занимали весь верх прекрасного особняка в саду в одном из переулков близ Арбата. Очаровательное место! Всякий может в этом убедиться, если пожелает направиться в этот сад. Пусть обратится ко мне, я скажу ему адрес, укажу дорогу – особняк еще цел до сих пор.

Особняк с безусловными с элементами готики, в отличие от всех остальных претендентов как нельзя лучше подходит на роль жилища героини романа. Он был построен в 1898 году по проекту академика архитектуры Шехтеля для миллионера Саввы Морозова.

Иван Николаевич... снимается с места и всегда по одному и тому же маршруту, через Спиридоновку, с пустыми и незрячими глазами идет в Арбатские переулки.

Он проходит мимо нефтелавки, поворачивает там, где висит покосившийся старый газовый фонарь, и подкрадывается к решетке, за которой он видит пышный, но еще не одетый сад, а в нем – окрашенный луною с того боку, где выступает фонарь с трехстворчатым окном, и темный с другого – готический особняк.

Есть еще одна деталь, связывающая этот дом с главной героиней романа: Савва Морозов был влюблен в актрису Марию Федоровну Андрееву. Очевидно, она бывала в этом особняке. И внешностью она напоминала Маргариту. Но миллионеру Морозову она предпочла бедного писателя, мастера, а именно – Максима Горького.

Мастер и Маргарита?
М. Андреева и М. Горький позируют И. Репину.
Куоккала, 1905 год

Удивленные, возвращаемся домой.

– ...А вам скажу, – улыбнувшись, обратился он к мастеру, – что ваш роман еще принесет вам сюрпризы.
– Это очень грустно, – ответил мастер.
– Нет, нет, это не грустно, – сказал Воланд, – ничего страшного уже не будет.


Похожие прогулки:


Михаил Булгаков «Мастер и Маргарита»

Альфред Барков «Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита»: альтернативное прочтение»

Покатушка "Мастер и Маргарита" . Велосипедная прогулка, ставшая базовой для нашего маршрута.

Евгений Марушевский

фрилансер, постоянно путешествует по миру

Москва - это не только небоскребы в центре города, претенциозные рестораны и люди, быстрым шагом снующие по улицам. Побывать в столице России и не пройтись по местам из романа «Мастер и Маргарита» - большое упущение. Но где же находятся эти булгаковские места в Москве?

Первым делом необходимо посетить дом самого Булгакова. Туда же он поселил Воланда. Апартаменты находятся на Большой садовой, 10. Метро Маяковская. Пресненский район, 6 подъезд, 4 этаж, квартира 50.

В этом доме Булгаков жил со своей первой женой. Атмосфера московской коммунальной квартиры оставила в душе писателя тяжелый отпечаток (это можно наблюдать из рассказа «Самогонное озеро»).

Атмосфера этого место прослеживается с самого входа в здание: стены на всех этажах покрыты цитатами из романа и изображениями героев: Кот Бегемот, Воланд, Маргарита. Стены белили, но надписи не трогали.

Время работы дома-музея Булгакова: 15:00-21:00 . Вход свободный.

В самом музее есть гипсовые скульптуры Коровьева и Азазелло, которые встречают вас уже на входе. В этой же квартире проходил «бал у сатаны».

Идея написать фрагмент «бал у сатаны» возникла в голове Булгакова после посещения американского посольства в Москве, куда его пригласили вместе с другими литераторами, политиками и военными.




Здесь происходит знакомство героев романа с дьяволом, прибывшим в Москву, и его странный спор о существовании дьявола и бога. Берлиоз и бездомный признаются Воланду, что они давно перестали верить сказкам о последнем.

Сейчас в этом месте находится один пруд, но название закрепилось с девятнадцатого века, когда водоемов было три.

На аллее Патриарших стоит необычный круглый указатель. На нем изображены Берлиоз, Воланд и Кот Бегемот, а внизу надпись «запрещено разговаривать с незнакомцами.

Знаменитую скамейку для съемок фильма пришлось передвигать, чтобы герои сидели спинами к пруду.




Помните момент, когда Берлиоза задавил трамвай? Это произошло на перекрестке Малой Бронной с Ермолаевским, недалеко от дома Булгакова. Рядом находится аллея Патриарших. Встретить здесь женщину, несущую масло - не к добру. Особенно, если ее зовут Аннушка.




Погоня Ивана за Воландом происходила с перекрестка до Арбатской площади, которая по праву считается дверью московских тайн.




В доме № 9 на Мансуровском переулке находился подвал Мастера, где он уединялся для работы над романом о Понтии Пилате. Раньше в здании жили Топлениновы. Помещение в подвале они сдавали драматургу Ермолинскому, товарищу Булгакову. Поэтому писатель был частым гостем на Мансуровском переулке. В комнате друга Михаил Афанасьевич работал над романом и зачитывал главы из него. Дом признан субъектом культурного наследия. Этому свидетельствует специальная табличка.




Вблизи подвала расположен прекрасный особняк с выходом в сад, где проживала Маргарита Николаевна с мужем. На последних страницах романа туда приходит Иван Николаевич. Он пересекает нефтелавку, поворачивает покосившемуся газовому фонарю и подкрадывается к решетке. За ней виден пышный сад и готический особняк, в котором Маргарита попрощалась с прежней жизнью и окунулась в захватывающий полет. Находится дом по Адресу улица Танеева, 12.

Маргарита Николаевна со своим мужем вдвоем занимали весь верх в саду прекрасного особняка в саду, в одном из переулков близ Арбата. Очаровательное место. Всякий может убедиться, если направится в этот сад. Пусть обратится ко мне, я скажу ему адрес, укажу дорогу, особняк цел еще до сих пор.




От дома Грибоедова поднимайся к Пушкинской площади, сворачивай направо и иди к Тверской. Первый переулок - Большой Гнездниковский. Там впервые встретились Мастер и Маргарита.

В этом переулке Булгаков познакомился со своей третьей женой, которая стала прототипом Маргариты. Дом № 10, где они позднее поселились, в том время был первой московской высоткой.

Сейчас в переулке расположена учебная сцена ГИТИСа.




В конце переулка внимание Маргариты привлекала новая пятиэтажка. Девушка подлетела ближе и увидела фасад дома, выложенный черным мрамором, широкие двери и золотую надпись «Дом Драмлита». Это здание было построены в 1930 году для деятелей искусства. Здесь, в квартире № 84, Маргарита начала свой погром.




Здесь заседал МАССОЛИТ, которым руководил Берлиоз. В 1930-х годах организация пародировала литературные и драматические союзы, созданные для поддержки постулатов коммунистической идеологии в искусстве.




В театре Варьете прозвучали знаменитые слова Воланда:

Квартирный вопрос только испортил их (москвичей).

Сейчас это здание - театр сатиры.




Через четверть часа после начала пожара на Садовой у зеркальных дверей торгсина на Смоленском рынке появился длинный гражданин в клетчатом костюме и с ним черный крупный кот.

Это недалеко от дома на Спасской. Смоленский рынок занимал большую часть перекрестка Арбата и Садового кольца. Вместо здания «Торгсин» со страниц роман здесь располагается гастроном.




Каменная терраса - красивейшее здание Москвы. Ему более полутораста лет. Здесь находились Воланд и Азазелло. Гипсовая балюстрада закрывала героев от лишних взглядов прохожих. Привычных современному жителю высотных зданий до войны не существовало, но дом Пашковых расположен на возвышенном месте с хорошим обзором.




Свое путешествие герои романа заканчивают на Ленинских Воробьевых горах. От пронзительного свиста Фагота с корнем выдернулся дуб, по земле прошли трещины, вода вскипела и перекинулась на соседний берег. Мастер прощался с Москвой, оглядывая в последний раз родные окрестности.

Здесь лучше всего и завершить пешую экскурсию по булгаковским местам в Москве.




Экскурсии

Лучший способ посетить все популярные булгаковские места за один день - записаться на экскурсию.

Экскурсия на трамвае

Чтобы полностью прочувствовать атмосферу первой половины XX века, можно отправиться на . В рамках этой экскурсии вы посетите все популярные места из «Мастера и Маргариты» и многое узнаете о жизни в Москве в тот период.

Цена - 815 рублей с человека.

Продолжительность - 1,5 часа.

Пешая экскурсия

Если хочется пройтись пешком, есть и .

Цена - 500 рублей с человека.
Студентам и пенсионерам - 400 рублей.
Школьникам и детям - 300 рублей.

Продолжительность - 2 часа.

Экскурсия для группы

Если хотите пойти всей семьей или с компанией друзей, то лучший вариант - . Посторонних людей не будет - только вы и экскурсовод.

Цена с группы - 5 000 руб. Если вас больше восьми человек, то получится дешевле.

Продолжительность - 2,5 часа.

Согласно воспоминаниям Елены Сергеевны Булгаковой, М.Власьевский переулок, дом № 9А - это и есть адрес Маргариты. В пользу такого предположения свидетель- ствует и то, что в старых справочниках исследователи нашли запись о несуществу- ющей ныне нефтелавке по адресу Сивцев Вражек, дом № 22. Однако читаем у историка-любителя: "В пятидесятые прошлого века в доме на углу Борисоглебского и Собачки рядом с керосиновой лавкой (потом магазинчик "Хозтовары") располагался продовольственный магазин, хорошо знакомый окрестному арбатскому миру неиссякаемыми запасами водочки... Собачка исчезла в ноябре 1962 года... Она исчезла, как и Кречетовский переулок, вливавшийся в нее и оказавшийся под проспектом, как южная часть Борисоглебского переулка и северная - Большого Николопесковского переулка." "Историк" слегка "соврамши", поскольку Кречетовского переулка в Москве никогда не существовало - был только Кречетниковский. Таким образом, нам известны три керосиновые лавки в районе Арбата и Козихи - на карте они отмечены чёрными кружками. Следуя карте 1960 года, можно предположить ещё один маршрут полёта Маргариты - из Кречетниковского переулка мимо Собачьей площадки в Большой Новоплесковский переулок. Однако был ли в Кречетниковском переулке готический особняк, теперь проверить трудно. *** И всё-таки "дом Маргариты" - на Малом Власьевском, 12. И не слушайте скеп- тиков: - Дом хорошо подходит по расположению, но более чем посредственно - по описанию. - Довольно обшарпанный особнячок с садом вызывает некоторое сомнение в плане соответствия своей "роли" тем, что не имеет явного второго этажа (а ведь именно там должна была жить Маргарита, а на первом - Николай Иванович). - Позднейшими усилиями исследователей было установлено, что именно такой особняк якобы находился в доме N 9а по Малому Власьевскому переулку. Какие могут быть сомнения? Смотрите, что за чудные окна на фасаде - типич- ная готика. А что касается второго этажа, то кое-кто поленился зайти со двора - там двухэтажная пристройка с трёхстворчатым окном. Ну, что ещё нужно? И самое главное доказательство - ныне в доме, помимо обычной мелкой "чертовщины" вроде бурильных контор (бурение на воду и ремонт скважин), расположилась солидная фирма по организации корпоративных вечеринок. А кто кроме неё мог организовать бал Сатаны в Спасо-хаусе? И наконец, неужели кому-то могла придти в голову крамольная мысль, будто особняк в готическом стиле по адресу Малый Власьевский, 9а могли снести ради того, чтобы на его месте построить унылую многоквартирную хибару для Ангелтны Степановой, Мироновой и Минакера? Их дом как раз напротив описанного выше особняка. *** Читаешь комментарии к «Мастеру и Маргарите» и диву даёшься – чего только не вытворяют некоторые «булгакоеды», интерпретируя и препарируя великий роман с лёгкой руки «первопроходицы» Мариетты Чудаковой. Можно понять, когда даются пояснения к ершалаимским главам или выясняют, где жила Маргарита и ходил ли на Патриарших трамвай. Но когда буквально каждому персонажу пытаются подыскать реальный прототип – это уже чересчур! Неужели М.А. был настолько мелочным и злобным, что всем своим многочисленным обидчикам старался отомстить, «продёрнув» их в своём романе? Какая разница, с кого писал Булгаков образ критика Латунского и на кого тот более всего похож – на Луначарского или иного чиновника от просвещения и литературы? Достойных кандидатов на роли Латунского или Берлиоза было предостаточно в то время, да и сейчас навалом. И всех их не положишь под один трамвай. А почитайте, каких только «деяний» ни приписывают Булгакову. Он и «переключает сцену в иронический регистр», и «заставляет мерцать весь комплекс культурных и эстетических кодов». Не меньше, чем автору, достаётся и роману – оказывается, в нём «происходит актуализация архетипа и одновременно (!) он автоматизируется». Брагинский, Седа, ау! При этом самые естественные, легко поддающиеся толкованию слова интерпре- тируются совершенно непостижимым образом. Скажем, название первой главы «Никогда не разговаривайте с неизвестными» трактуется, как рекомендация избегать общения с иностранцами, следуя духу распространённой в прежние времена шпиономании. М.А. наверняка ничего подобного не имел в виду – смысл фразы в том, что свои мысли надобно держать при себе, а не то пострадать можно. Да, всего лишь за высказанные мысли, а не за действия. Собственно, тут пояснять особенно ничего не стоит, потому что именно за это многие отправлялись в те годы на Соловки и на лесоповал. Или вот как объясняется смысл слов из первой фразы романа – «весною, в час небывало жаркого заката». По мнению «булгакоедов» «жара стала признаком присутствия дьявола». Но Воланд оставался в Москве три дня и никакой особенной жары не наблюдалось, тем более перед грозой или по ночам. На самом деле всё не так. Летом жара никого не удивит. Писатель же намеренно указывает на нереальность происходящего, словно бы на тот случай, если вдруг чрезмерно доверчивый читатель и вправду поверит в появление «чертовщины» на Патриарших прудах. В сущности, Берлиозу и Бездомному просто не повезло. Будь на дворе прохладная погода или выпей они вместо тёплого абрикосового сока холодный нарзан – ничего бы «такого» не случилось. Тому подтверждение находим у тех же «булгакоедов», которые слова «нарзана нету» трактуют как «указание на зловещие признаки тоталитаризма», проявившиеся в «отсутствии в Москве даже предпосылок к нормальной жизни»! А чего стоят выводы некоего «булгакоеда»-любителя, дерзающего доказать, что «мастер» - понятие уничижительное, видимо, в отличие от «художника» или «творца». Однако не мог Булгаков назвать своего героя Писателем (дискредитировано при Сталине), Художником (непонятно), Творцом (высокопарно), хотел было назвать Поэтом, и всё же «мастер» более всего подходит, поскольку на все времена имеет одно значение - мастер своего дела. А как иначе М.А. должен был назвать одного из главных действующих лиц – просто по фамилии? Представьте себе название романа: «Иванов и Ефросинья». Вы спросите, а куда же подевалась Маргарита? Оказывается, она и вовсе недостойна того, чтобы ей посвятить роман. «Булгакоед» пишет: «Как можно после такого красочного описания поведения шлюхи настаивать на версии о том, что под Маргаритой Булгаков подразумевал свою собственную жену»? Вот это перл! Интересно, каким местом автор этой мерзости читал роман? Ведь на балу у Сатаны Маргарита предстала не перед людьми, там моральные критерии совсем другие, да и раздеться догола – это не столь уж постыдный поступок в сравнении с тем, что творят нелюди, одетые по последней моде. К тому же следует понимать, что М.А. описывал не икону, а живую женщину. В итоге «булгакоед» подводит нас к тому, что прообразом Маргари- ты является М.Ф.Андреева, гражданская жена Горького. А при чём здесь ЭТО? Оказывается, по мнению того же автора упоминание в романе Тверской вместо улицы Горького служит для того, чтобы привлечь внимание к имени Максима Горького, а поскольку по его астрологическим расчётам время «ухода из света» Мастера день в день совпадает с датой смерти пролетарского писателя, всё остальное предельно ясно. Послушайте, а может быть фраза Мастера «Как я угадал!» имеет тот смысл, что «Буревестник» угадал приближение революции? Но ведь тогда все ершалаимские главы – это славословие Великому Октябрю!.. Я вовсе не желаю всем «булгакоедам» погибнуть под колёсами трамвая, но надо же меру знать. *** Один из известных булгаковедов ещё в 1987 году писал, что дом Маргариты - это дом №9а по Малому Власьевскому переулку, где проживала семья Калужских, старший из которых был знаком Булгакову по Художественному театру. В доказатель- ство архитектурных достоинств дома приводилось утверждение, будто в разработке его проекта "участвовал" знаменитый зодчий Фёдор Шехтель, "одновременно занимав- шийся реконструкцией Художественного театра" (1902 год). Как нам удалось установить, к началу 20-го века дома №9а не существовало, а дом №9 принадлежал купчихе Анне Ивановне Вульф, владевшей небольшой фабрикой по производству горчицы. Так вот Александра Осиповна Калужская совместно с муж- ем, Василием Васильевичем, почетным потомственным гражданином и членом Общества искусства и литературы, владела угловым домом № 11, а вовсе не домом №9а. До- пустим, что позднее новый дом действительно был построен, однако в перечне многочисленных творений Ф.Шехтеля такое здание не значится. Трудно предположить, что зодчий открестился от своего участия в проектировании настолько примечатель- ного здания, что оно даже удостоилось чести занять важное место в романе Булга- кова. А готический стиль особняка тем более вызывает сомнения, поскольку Калуж- ский хоть и был сыном шуйского фабриканта, но Шехтель к этому времени отошёл от "готики", увлекшись "модерном". К тому же вызывает сомнение, что дом №9а дейст- вительно существовал, поскольку, если бы семья нуждалась в расширении своих владений, логично было бы сделать пристройку к дому с тем же адресом, чтоб гости не заплутали. В отличие от дома №9а, дом №12 действительно существует. В начале 20-го века он, наряду с домом №14, находился во владения Елизаветы Алексеевны Лухма- новой, принадлежавшей к потомкам коммерции советника, 1-й гильдии купца, пото- мственного почетного гражданин города Москвы, известного антиквара и мецената Дмитрия Александровича Лухманова. Купец торговал жемчугом, драгоценными кам- нями и всевозможными антикварными редкостями, включая рукописи и книги. Вот как описывает магазин Лухманова современник: "Картины, мраморы, бронзы, фарфо- ры, кристаллы поражают повсюду взоры посетителя; жемчуги, бриллианты, яхонты, изумруды являются в разных видах и изменениях. Можно смело сказать, что ни в Лондоне, ни в Париже, ни в одной столице в свете нет подобного вместилища сок- ровищ искусств и природы, и нет человека, который бы не нашел здесь чего-нибудь по своему вкусу”. От двух браков Лухманов имел десять детей: шесть сыновей и четыре дочери. Во владении Дмитрия Александровича находились дома №11-13 на Большой Лубянке и село Косино. После его смерти в 1841 году дома и магазин на Лубянке были проданы, а дети расселились по другим районам города. Чем же привлёк внимание Булгакова дом №12? Вероятно, бывая по соседству, в доме №11 у Калужских, он обратил внимание на тенистый сад, на дом с унылыми "готическими" окнами на фасаде и в его воображении возник образ женщины... именно такой, какой и предстала в романе Маргарита. (продолжение следует)



Рассказать друзьям