Дом писателей в лаврушинском переулке пошел трещинами. Дом писателей в лаврушинском переулке

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Лаврушинский переулок. Каждый, кто хоть раз был в Москве, непременно приезжал сюда. Здесь находится один из символов столицы – Третьяковская галерея. Лаврушинский переулок получил свое название по фамилии купеческой вдовы Анисьи Матвеевны Лаврушиной, которая в далекие времена Екатерины II владела одним из домов в переулке, вернее тупике. В XVIII веке Лаврушинский переулок назывался Хохловой улицей и не доходил до Толмачевского переулка (тогда Николаевской улицы). Лишь в начале 1770-х годов Лаврушинский был пробит до Толмачевского, и на перекрестке выстроена усадьба Демидовых.


Одно из самых интересных зданий Лаврушинского переулка фасадами выходит в сквер с фонтаном «Вдохновение». Это знаменитый писательский дом, построенный в 1937 году архитектором И.И. Николаевым и достроенный в 1948-1950 годах. «Выдающийся театральный критик, литературовед, писатель, публицист Юзеф Ильич Юзовский жил в этом доме с 1947 по 1964 год», – гласит надпись на мемориальной доске. Это единственная памятная доска, установленная здесь. Но если отметить табличками всех известный людей, в разное время живших в этом доме, нижний его этаж будет похож на неведомого зверя с чешуей.


С этим домом связаны имена М.И. Алигер, А.Л. Барто, И.А. Ильфа и Е.П. Петрова, Э.Г. Казакевича, В.П. Катаева, А.С. Макаренко, К.Г. Паустовского, Н.Ф. Погодина, Р.С. Сефа, К.А. Федина, И.Г. Эренбурга и многих, многих других. Всего около ста известных имен! Потомки писателей, живущие в этом доме до сих пор, и простые жильцы каждый год добиваются права повесить мемориальные доски в честь бывших знаменитых владельцев. Но власти почему-то не желают этим заниматься. Кстати, чтобы установить памятную доску Ю.И. Юзовскому, его ученикам пришлось целых двадцать пять лет обивать пороги всевозможных государственных учреждений.


Дом № 17 по Лаврушинскому переулку – типичное для советского времени многоэтажное жилое здание. Выделяется в нем разве что облицованный черным полированным камнем портал, над которым расположены четыре балкона длиной в два окна. Если смотреть на Дом писателей со стороны Лаврушинского переулка, кажется, что правая его часть завершена выступающим за красную линию башнеобразным объемом, но это лишь зрительный обман. Другие архитектурные особенности определить трудно. Но здание это столько раз становилось героем произведений литературы и мемуаристки, что и некоторые древнейшие строения Москвы могут ему позавидовать.


Строительству дома №17 предшествовало создание в 1934 году Союза писателей СССР. «Союз советских писателей ставит генеральной целью создание произведений высокого художественного значения, насыщенных героической борьбой международного пролетариата, пафосом победы социализма, отражающих великую мудрость и героизм партии. Союз советских писателей ставит своей целью создание художественных произведений, достойных великой эпохи социализма», – сказано в уставе Союза. И.В. Сталин задумывал объединить писателей не только идеологически и бюрократически, но и территориально, поселив их в одном здании.


Изначально Сталин планировал создать целый писательский город, но ограничился строительством одного большого дома в Лаврушинском и дачного поселка Переделкино. До строительства дома писателей в Замоскворечье в Москве появился кооперативный дом в Нащокинском переулке близ Арбата. Это был один из первых опытов селить советских писателей в одном месте. Многие жильцы из Нащокинского переулка перебрались в конце 1930-х годов в Лаврушинский. Кроме того, сюда стали переезжать писатели из флигелей знаменитого дома Герцена на Тверском бульваре, литературного общежития на Покровке и других мест.


В распоряжении привилегированных жителей Дома писателей были собственные столовые, поликлиники, больницы и прочие радости жизни. Квартира в Лаврушинском стала показателем признания и литературной славы, по крайней мере, в кругах высшего руководства Союза писателей и страны в целом. Житель дома Б.Л. Пастернак писал грузинскому поэту. Н.А. Табидзе: «Одни, живущие скромно и трудно писатели в Нащокинском переулке, Бог знает как хвалят, другие, как блестящие жители Лаврушинского находят, что я себя потерял или намеренно отказываюсь от себя, что я ударился в несвойственную мне бесцветность или обыкновенность».

Все литераторы понимали, что значит иметь квартиру в Лаврушинском, и стремились ее получить. М.А. Булгаков просто мечтал жить в Доме писателей. Но его мечта не осуществилась, несмотря на все просьбы Михаила Афанасьевича. Одним из самых ревностных гонителей Булгакова в 1930-х годах был критик Осаф Семенович Литовский – начальник Главного репертуарного комитета и один из руководителей Народного комиссариата просвещения РСФСР. Литовский запрещал к постановке пьесы Булгакова. Сам литературный функционер жил в Лаврушинском переулке. В двадцать первой главе романа «Мастер и Маргарита» описывается полет Маргариты:


«Маргарита вылетела в переулок. В конце его ее внимание привлекла роскошная громада восьмиэтажного, видимо, только что построенного дома. Маргарита пошла вниз и, приземлившись, увидела, что фасад дома выложен черным мрамором, что двери широкие, что за стеклом их виднеется фуражка с золотым галуном и пуговицы швейцара и что над дверьми золотом выведена надпись: «Дом Драмлита». Маргарита щурилась на надпись, соображая, что бы могло означать слово «Драмлит». Маргарита вошла в подъезд, толкнув дверью удивленного швейцара, и увидела рядом с лифтом на стене черную доску, а на ней выписанные белыми буквами номера квартир и фамилии жильцов.

Венчающая список надпись: «Дом драматурга и литератора» заставила Маргариту испустить хищный задушенный вопль. Поднявшись в воздух повыше, она жадно начала читать фамилии: Хустов, Двубратский, Квант, Бескудников, Латунский... «Латунский! – завизжала Маргарита. – Латунский! Да ведь это же он! Это он погубил мастера»… «Да, по гроб жизни должен быть благодарен покойному Берлиозу обитатель квартиры № 84 в восьмом этаже за то, что председатель МАССОЛИТа попал под трамвай, и за то, что траурное заседание назначили как раз на этот вечер. Под счастливой звездой родился критик Латунский. Она спасла его от встречи с Маргаритой, ставшей ведьмой в эту пятницу!»


Все сходится: восемь этажей, черный мрамор, широкие двери, загубленная карьера. Получается, Маргарита прилетела именно в Дом писателей, и вероятнее всего, в квартиру Литовского. Критика дома не оказалось. Залетев в окно восьмого этажа, Маргарита устроила форменный разгром в квартире Латунского-Литовского, орудуя тяжелым молотком. «Нагая и невидимая летунья сдерживала и уговаривала себя, руки ее тряслись от нетерпения. Внимательно прицелившись, Маргарита ударила по клавишам рояля, и по всей квартире пронесся первый жалобный вой. Исступленно кричал ни в чем не повинный беккеровский кабинетный инструмент.

Клавиши на нем провалились, костяные накладки летели во все стороны. Со звуком револьверного выстрела лопнула под тяжелым ударом молотка верхняя полированная дека… Маргарита ведрами носила из кухни воду в кабинет критика и выливала ее в ящики письменного стола. Потом, разломав молотком двери шкафа в этом же кабинете, бросилась в спальню. Разбив зеркальный шкаф, она вытащила из него костюм критика и утопила его в ванне. Полную чернильницу чернил, захваченную в кабинете, она вылила в пышно взбитую двуспальную кровать в спальне. Разрушение, которое она производила, доставляло ей жгучее наслаждение».

Денис Дроздов

В романе «Мастер и Маргарита» есть эпизод, где Маргарита-ведьма бьет стекла в квартире критика Латунского. Жил этот зловредный деятель в «Доме Драмлита», прообразом которого послужил знаменитый писательский дом по адресу Лаврушинский переулок, 17. Он цел и поныне - стоит ровно напротив входа в Третьяковскую галерею.

К 80-летию Дома писателей приурочена выставка «Лаврушинский, 17», которая проходит в Выставочных залах Государственного музея Александра Пушкина на Арбате с 27 декабря 2016 года по 29 января 2017-го. Ее инициаторами стали жильцы знаменитого дома - те, кто там с детства. Например, Ольга Никулина, дочь писателя Льва Никулина. Она родилась в 1937-м - как раз когда началось заселение огромного дома в Лаврушинском, предназначенного для деятелей советской литературы. На открытии выставки Ольга Львовна сказала, что нынешний состав жильцов дома совсем другой - многие наследники литераторов продали свои квартиры. Активисты домкома, наследники первых поселенцев, обеспокоены тем, что дому не присвоен официальный статус памятника культуры.

Табличка «Лаврушинский переулок, дом 17» и памятная табличка «Дом писателей» на стене здания в Москве. Фотография: фотобанк «Лори»

Дом писателей в Лаврушинском переулке

Выставку в Музее Пушкина готовили именно дети, внуки знаменитых жильцов дома в Лаврушинском. В экспозиции нет ни одного музейного объекта - все экспонаты предоставлены членами семей писателей, поэтов, литературоведов. По атмосфере выставка получилась камерная, домашняя, но по содержанию очень насыщенная: в трех небольших залах размещены стенды, посвященные многим жильцам дома.

Писатели Юрий Олеша, Константин Паустовский , Виктор Ардов, Илья Ильф и Евгений Петров, литературовед Виктор Шкловский, балерина Надежда Павлова, поэты Борис Пастернак , Владимир Луговской, Агния Барто - на каждого из них и на многих других в пространстве выставки отведено по небольшому стенду, где можно ознакомиться с биографической справкой и рассмотреть личные вещи: тетради, письма, книги с автографами, фотографии. Семья Шкловских, например, предоставила для экспонирования невероятно дорогую и горькую реликвию - гимнастерку Никиты Шкловского, сына Виктора Борисовича, переданную с фронта, где он погиб в 1945-м. В витрине, посвященной поэту Александру Яшину, трогательная рукопись: «Молитва (утренняя): Помоги мне, Господи, написать еще одно стихотворение! 1958». На стене в одном из залов - зеркало Ольги Суок, супруги Юрия Олеши. Фамилию жены писатель превратил в имя героини своего романа «Три толстяка». В витрине, посвященной Агнии Барто, - свидетельство о присвоении имени писательницы планете № 2279.

Зданию в Лаврушинском исполняется 80 лет. Конечно, булгаковский «Дом Драмлита» - не единственный художественный образ этого уникального жилища советских писателей, воспоминания и свидетельства о нем встречаются во многих произведениях, мемуарах. Та же Ольга Никулина, например, написала о родном доме две книги: «Лаврушинский, 17. Семейная хроника писательского дома» и «Лаврушинский, 17. Семья и книги, друзья и враги». Нынешняя выставка в Музее Пушкина - прекрасное напоминание о людях сложной эпохи. В конце 1930-х воплощалась в жизнь идея Сталина о корпоративных «городках» для представителей той или иной творческой профессии. В Лаврушинском соседствовали не только друзья по цеху, но и недоброжелатели, конкуренты. Идиллической атмосферу в Доме писателей не назовешь. Но тем интереснее прослеживать большую историю страны по линиям жизней «инженеров человеческих душ».

Трагические истории реальных жильцов булгаковского Дома Драмлита

Михаил Булгаков и Дом писателей в Лаврушинском переулке. Фото: vesnat.ru и topos.memo.ru

Знаменитый Дом писателей в Москве, что находится по адресу Лаврушинский переулок, 17, напротив Третьяковской галереи, был построен 80 лет назад по личному распоряжению Сталина. Его жильцами стали представители литературной элиты, члены Союза писателей СССР, среди которых были А. Барто, И. Ильф, Е. Петров, К. Паустовский, М. Пришвин, В. Каверин, Ю. Олеша, В. Катаев, Б. Пастернак. За квартиры шли нешуточные бои, не всем удавалось получить здесь прописку. Своей

очереди так и не дождался Михаил Булгаков, который изобразил этот дом в «Мастере и Маргарите» под названием Дома Драмлита. Многих его обитателей постигла незавидная участь.
(Collapse )


Дом писателей в Лаврушинском переулке в Москве. Фото: sakvoiazh.ru

Строительству легендарного дома предшествовало создание в 1934 г. Союза писателей СССР, в уставе которого было заявлено: «Союз советских писателей ставит генеральной целью создание произведений высокого художественного значения, насыщенных героической борьбой международного пролетариата, пафосом победы социализма». Сталин хотел объединить представителей творческой элиты не только идеологически, но и территориально - так проще было держать их под контролем.

Несчастья преследовали и других жильцов Дома писателей: здесь погиб сын Паустовского Алексей, покончили с собой дочь прозаика Кнорре и сын поэта Яшина. Жена поэта Льва Ошанина не смогла простить ему измены и выбросилась в окно. Рядом с домом машина сбила 9-летнего сына Агнии Барто, после чего она всегда ходила в черном. Говорили, что жильцов дома преследует злой рок.

View image
Дом писателей с дурной славой. Фото: culture.ru

Как видим, «нехорошей» оказалась не только квартира №50 в романе Булгакова, но и «Дом Драмлита» в реальности. Хотя вряд ли в этом стоит усматривать мистический подтекст: аресты в 1930-х гг. были массовыми, а несчастья настигают семьи в любых других домах - но жильцы этого дома были выдающимися людьми, и об их судьбах стало известно миллионам. И Дом писателей заслужил дурную славу, что, впрочем, не помешало тому, что в 1960-х гг. квартиры здесь начали получать чиновники и другие люди, весьма далекие от искусства.

View image
Михаил Булгаков. Фото: obzor.press


Всего 35 фото

« Дом Драмлита» в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» играет важную символическую роль. И дело даже не в том, что там жил критик Латунский, квартиру которого разгромила, ставшая ведьмой, Маргарита. Для Булгакова этот дом являлся символом писательского успеха, к которому он стремился всю жизнь... Этот дом интересен и своей историей. Я бы так и не начал рассказывать об этом Доме Писателей, если бы не желание пройтись самому по Булгаковским местам «Мастера и Маргариты» и освежить свои воспоминания. Ну, раз уж мы уже путешествуем по ним, давайте, для начала, узнаем его историю, а затем, какое он - « Драмлит» , имеет отношение к Арбату, находясь в Лаврушинском переулке у Третьяковской галереи.

В 1660-х годах земельный участок, где в настоящее время расположено здание, был пожалован служилому дворянину Семёну Титову. Им были возведены каменные палаты XVII-XVIII веков, сохранившиеся до наших дней во дворе Дома Писателей в Лаврушинском переулке. В начале 1930-х годов Сталин решает объединить литераторов. И не только организационно, как в Союзе писателей, но и буквально под общей крышей. После разгрома РАППа, на встрече у Горького в октябре 1932 года, Сталин говорит, что надо создать «…писательский городок. Гостиницу, чтоб в ней жили писатели, столовую, библиотеку большую - все учреждения. Мы дадим на это средства…». В 1930-е годы на месте флигелей и других построек, согласно Генплану реконструкции Москвы 1935 года, было решено возвести крупный жилой комплекс для жилищно-строительного писательского кооператива «Советский писатель».
02.

Надо сказать, что до всех этих событий писателям предоставляли комнаты в знаменитом Доме Герцена ("Грибоедове") на Тверском бульваре. Начинающие пролетарские литераторы жили в общежитии на Покровке. Вскоре члены творческого союза получают квартиры на улице Фурманова (ныне Нащокинского переулка на Кропоткинской).
03.

С 1937 года начинается заселение огромного писательского дома в Лаврушинском переулке. Здание было выстроено в этом же году по проекту архитектора И.И. Николаева и достраивалось в 1948-1950 годах.
04.

Изначально дом повторял очертания буквы «Г» и имел четыре подъезда, восемь этажей и 98 квартир разной планировки. После войны, все так же по приказу Сталина, был достроен еще один корпус с двумя подъездами - «привилегированный»: он был снабжен черной лестницей для прислуги и лифтом.
05.

Здесь жили М. Алигер, А. Барто, Д. Бергельсон, В. Билль-Белоцерковский, М. Бубеннов, П. Вершигора, Н. Вирта, Вс. Вишневский, В. Герасимова, Ф. Гладков, Н. Грибачёв, И. Ильф, В. Каверин, Э. Казакевич, Л. Кассиль, В. Катаев, С. Кирсанов, Ф. Кнорре, Н. Луговской, А. Макаренко, Л. Никулин, Ю. Олеша, Л. Ошанин, Б. Пастернак, К. Паустовский, Е. Петров, Н. Погодин, М. Пришвин, И. Сельвинский, В. Соколов, С. Станде, К. Федин, В. Чивилихин, В. Шкловский, С. Щипачёв, И. Эренбург, А. Яшин, литературные критики Осаф Литовский, Ю. Юзовский, литературовед Д. Д. Благой, певица Л. Русланова и многие другие.
06.

Как мы помним, Полет Маргариты начинается от Малого Власьевского переулка, ...она минует Сивцев Вражек и летит над Калошиным переулком - к Арбату… «…Она пересекла Арбат, поднялась повыше, к четвертым этажам, и мимо ослепительно сияющих трубок на угловом здании театра... » .

На втором плане - "Дом с Рыцарями" на Арбате. Слева - Театр имени Вахтангова.
Маргарита в Большом Николопесковском переулке.
07.

...(Маргарита)...проплыла в узкий переулок с высокими домами. Все окна были открыты, и всюду слышалась в окнах радиомузыка…»
08.

…временно полет Маргариты прерывается в этом переулке, где она и увидела Дом Литераторов (Дом драматургов и литераторов)...

«В конце его (переулка) ее внимание привлекла роскошная громада восьмиэтажного, видимо, только что построенного дома. Маргарита пошла вниз и, приземлившись, увидела, что фасад дома выложен черным мрамором, что двери широкие, что за стеклом их виднеется фуражка с золотым галуном и пуговицы швейцара и что над дверьми золотом выведена надпись: «Дом Драмлита»...
09.


Откровенно говоря, Булгаков разместил на этом месте несуществовавший дом. Там находился новый, так называемый «Дом Энергетик», под номером 6, не имеющий ни к высокой, ни к прочей литературе ровно никакого отношения. Справедливости ради стоит подробней рассмотреть, что же там действительно находилось.
10.

Ранее, на месте этого современного дома, была церковь Николая Чудотворца, что на Песках. Президиум Моссовета постановил 4 марта 1932 года, что « участок земли, на котором находится церковь Николая, подлежит застройке под многоэтажный дом « Энергетик» ... указанную церковь закрыть, а здание ее снести» .
11.

Разрушили храм в 1933 году и построили на этом земельном участке « указанный» дом (архитекторы А.М.Митлаевский и А.М.Покорный). Сведений о Доме «Энергетик» крайне мало, так, что даже непонятно, что за энергетики там проживали и, с чем была их деятельность связана конкретно.
12.


13.


14.

В общем, дом как дом, ничего романтичного в нем внешне не наблюдается)
15.

Дом, как мы видим, не восьмиэтажный, а шестиэтажный. На восьмиэтажную "громаду" он совсем не тянет, а появился он в этом месте даже чуть раньше, чем дом в Лаврушинском. Таким образом, Булгаков разместил на этом месте вполне реальный Дом писателей из Лаврушенского переулка и именно в нем имел квартиру критик пресловутый О. Латунский, «что погубил Мастера». С этого момента считаем, что мы находимся в Большом Николопесковском переулке…
16.

Булгаков разместил Дом Драмлита «близ Арбата» поскольку именно этом элитном жилом кооперативе проживал выведенный в романе под именем критика Латунского начальник репертуарного комитета Осаф Литовский. Булгаков именно в нём видел воплощение своих литературных бед. Литовский запрещал и "Багровый остров", и "Кабалу святош", и "Зойкину квартиру". К тому же Булгакову, подавшему заявление на квартиру в этом доме, было отказано. Тогда, он все же, получил свою квартиру в писательской 3-х этажной надстройке в Нащокинском переулке, что была на пару рангов ниже Дома Писателей в Лаврушинском. С точки зрения идеологии власти, Булгаков не заслуживал лучших условий для проживания…
17.

«Фасад дома был выложен черным мрамором». Вот тут есть одно мое маленькое замечание. Фасад этого дома не имеет облицовки «черным мрамором», - отделан только портал входной двери. А справедливости ради, не черным мрамором, а диоритом с так называемой иризацией - с крупными перламутровыми синими блестками в массиве камня. Такой же материал использован для облицовки колонн портика станции «Площадь революции» к примеру. Но, конечно, словосочетание "черный мрамор" звучит романтичней и величественней)
18.

...« ...Маргарита щурилась на надпись, соображая, что бы могло означать слово «Драмлит». Взяв щетку под мышку, Маргарита вошла в подъезд, толкнув дверью удивленного швейцара, и увидела рядом с лифтом на стене черную громадную доску, а на ней выписанные белыми буквами номера квартир и фамилии жильцов. Венчающая список надпись «Дом драматурга и литератора» заставила Маргариту испустить хищный задушенный вопль...» .

19.

«... Поднявшись в воздух повыше, она жадно начала читать фамилии: Хустов, Двубратский, Квант, Бескудников, Латунский...

Латунский! - завизжала Маргарита. - Латунский! Да ведь это же он! Это он погубил Мастера!... ».

20.


21.

Тот самый "черный мрамор")
22.


23.

«... Латунский - восемьдесят четыре! Латунский - восемьдесят четыре... - бормотала она в некоем подобии экстаза, стремительно поднимаясь вверх…».

Маргарита принялась тогда неистово громить квартиру Латунского под номером 84 на восьмом этаже. Предоставим читателю самому выбрать окна критика Латунского в Доме Писателей...
24.

Квартира 84 была на самом деле на седьмом этаже (нулевой + семь), и полностью соответствует описанию в романе, как и другие описанные Булгаковым квартиры. И наконец, в квартире 84 проживал критик Осаф Семенович Литовский (1892-1971), глава Главреперткома или Главного репертуарного комитета, с 1930 по 1937 год. Именно Литовский ввел термин «булгаковщина» после первого представления пьесы Дни Турбиных. Описание его очень похоже на личность Латунского.
25.

Немного из истории Дома Писателей в Лаврушенском.
26.

Как протекала жизнь советских писателей в знаменитом доме? Хирург Центральной клинической больницы, бывшей « Кремлёвки» , Прасковья Николаевна Мошенцева рассказывала в одном из интервью: « Так уж распорядилась судьба, что с кем-то из них мне пришлось общаться в « Кремлёвке» , а кто-то оказался соседом по « писательскому» дому в Лаврушинском переулке, куда мы переехали в 1939 году. Среди них были Владимир Луговской, Илья Сельвинский, Константин Паустовский, Николай Погодин, Вениамин Каверин, Валентин Катаев, Маргарита Алигер, Константин Федин и другие, не просто известные, а привилегированные писатели, жившие особой жизнью, скрытой от посторонних глаз. Всё было в их распоряжении: литфондовские дачи, кремлёвские поликлиники и больницы, « цековские» столовые, спецраспределители. Это был, безусловно, легендарный дом, во дворе которого мы видели Бориса Пастернака, выносящего мусорное ведро, Семёна Кирсанова с собакой...» .
27.

Заглянем во внутренний двор Дома Писателей.
28.

Здесь чудом сохранились Стрелецкие палаты XVII - XVIII веков. На дальнем плане - колокольняХ рама Иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость Спаса Преображения на Большой Ордынке. Как мы видим - двор Дома Писателей не замкнут жилыми корпусами со всех сторон...
29.


30.

Одно из стихотворений, начинающееся со строк «Дом высился, как каланча...» посвятил этому дому его самый знаменитый жилец, Борис Пастернак. Соседи, кстати, распускали о его квартире забавные слухи, - что дома у него на стене висит огромнейший кинжал, и что поэта частенько можно увидеть на крыше. Действительно, квартира Пастернака находилась на верхнем этаже и имела выход на крышу…
31.

С первых же июльских дней 1941 года, когда началась бомбардировка Москвы, на крыше писательского дома Пастернак постоянно дежурил. И не раз сбрасывал с крыши попавшие на неё "зажигалки".
32.

"В одну из ночей, - писал Пастернак в письме к своей двоюродной сестре, - как раз в мое дежурство, в наш дом попали две фугасные бомбы. Дом 12-этажный (?), с четырьмя подъездами. Разрушило пять квартир в одном из подъездов и половину надворного флигеля. Меня все эти опасности и пугали, и опьяняли". Вскоре разбомбили квартиру К. Паустовского.
33.

Здешние обитатели жили особой, в чем-то привилегированной жизнью (в распоряжении писателей были собственные столовые, поликлиника, детский сад и прочие радости), общались друг с другом, ходили в гости, подписывали друг другу книги.

Уже в 1937 году, когда квартиры в новопостроенном доме только раздавались, начались аресты, проверки и обыски. Как пишет дочь писателя Виктора Шкловского, чья квартира стала приютом многим репрессированным, в тех страшных условиях ценили и даже берегли «вычисленных стукачей»: «Одна наша соседка признавалась: “Да я там ничего плохого про вас не говорила”…». В 1948 году по делу о заговоре военных арестовали знаменитую певицу Лидию Русланову, чьим голосом заслушивалась вся страна и о несметных богатствах которой ходили легенды.
34.

Пять лет назад на стене дома появилась скромная табличка, возвещаюшая о том, что в этих стенах проживали многие замечательные писатели своей страны…

Это сквер Шмелева. «Шмелев - последний и единственный из русских писателей, у которого еще можно учиться богатству, мощи и свободе русского языка»,- сказал в 1933 году А.И. Куприн...
35.

Всегда интресно разбираться с кажущимися безразличными безымянными и серыми домами столицы. Но, как оказывается, - за ними стоят многочисленные судьбы прекрасных людей, любивших и страдавших, мечтавших и творивших, и в них воплощена не только история нашей страны, но и легенды и мифы удивительной литературной Москвы.

Источники:

Форум портала mosday.ru. История: Лаврушинский переулок, дом 17 (Дом писателей).
Дом писателей в Лаврушинском переулке. Московский ткристический портал. travel2moscow.com.
Википедия.


Знаменитый Дом писателей в Москве , что находится по адресу Лаврушинский переулок, 17, напротив Третьяковской галереи, был построен 80 лет назад по личному распоряжению Сталина. Его жильцами стали представители литературной элиты, члены Союза писателей СССР, среди которых были А. Барто, И. Ильф, Е. Петров, К. Паустовский, М. Пришвин, В. Каверин, Ю. Олеша, В. Катаев, Б. Пастернак. За квартиры шли нешуточные бои, не всем удавалось получить здесь прописку. Своей очереди так и не дождался Михаил Булгаков , который изобразил этот дом в «Мастере и Маргарите» под названием Дома Драмлита. Многих его обитателей постигла незавидная участь.



Строительству легендарного дома предшествовало создание в 1934 г. Союза писателей СССР, в уставе которого было заявлено: «Союз советских писателей ставит генеральной целью создание произведений высокого художественного значения, насыщенных героической борьбой международного пролетариата, пафосом победы социализма». Сталин хотел объединить представителей творческой элиты не только идеологически, но и территориально – так проще было держать их под контролем.





Заселение в доме началось в 1937 г. Одним из первых перебрался сюда Б. Пастернак, в маленькую квартирку в башне под крышей. Об этом доме он упоминал в одном из стихотворений («Дом высился, как каланча…»). В начале войны Пастернак оставался в Москве и вместе с другими жильцами ночами дежурил на крыше, засыпая песком зажигательные снаряды. В одну из ночей в Дом писателей попали фугасные бомбы, разрушив 5 квартир. После войны Пастернак вернулся в Лаврушинский переулок. Именно здесь был написан роман «Доктор Живаго».



Квартиры в Доме писателей доставались не всем. Михаилу Булгакову в жилье было отказано. И этому в немалой степени поспособствовал один из самых рьяных гонителей писателя – критик Осаф Литовский, начальник Главного репертуарного комитета. Это он заклеймил творчество писателя после постановки «Дней Турбиных» презрительным термином «булгаковщина» и запретил к постановке его пьесы. Сам же критик поселился в Доме писателей в квартире №84.





Именно в эту квартиру и поселил Булгаков критика Латунского в романе «Мастер и Маргарита»: «Маргарита вылетела в переулок. В конце его ее внимание привлекла роскошная громада восьмиэтажного, видимо, только что построенного дома. Маргарита … увидела, что фасад дома выложен черным мрамором, … и что над дверьми золотом выведена надпись: «Дом Драмлита». … Поднявшись в воздух повыше, она жадно начала читать фамилии: Хустов, Двубратский, Квант, Бескудников, Латунский… – Латунский! – завизжала Маргарита. – Латунский! Да ведь это же он! Это он погубил Мастера!». И после этого Маргарита устроила в квартире №84 погром.





Квартиры в доме в Лаврушинском переулке распределялись исходя из заслуг и значимости писателя – «чем больше писатель, тем больше жилплощадь». Это жилье считалось привилегированным – в распоряжении жильцов были также собственная столовая, поликлиника и детский сад. Однако за эти привилегии многим пришлось дорого заплатить. Вскоре после заселения в 1937 г. в доме начались обыски и аресты. Некоторые жители бесследно исчезли, а в их квартирах поселились другие люди. После войны, в 1948 г. из этого дома на Лубянку увезли генерал-лейтенанта В. Крюкова, арестованного за «грабеж и присвоение трофейного имущества в больших масштабах». А следом за ним арестовали за «антисоветскую деятельность и буржуазное разложение» его жену – известную певицу Лидию Русланову.



Несчастья преследовали и других жильцов Дома писателей: здесь погиб сын Паустовского Алексей, покончили с собой дочь прозаика Кнорре и сын поэта Яшина. Жена поэта Льва Ошанина не смогла простить ему измены и выбросилась в окно. Рядом с домом машина сбила 9-летнего сына Агнии Барто, после чего она всегда ходила в черном. Говорили, что жильцов дома преследует злой рок.



Как видим, «нехорошей» оказалась не только квартира №50 в романе Булгакова, но и «Дом Драмлита» в реальности. Хотя вряд ли в этом стоит усматривать мистический подтекст: аресты в 1930-х гг. были массовыми, а несчастья настигают семьи в любых других домах – но жильцы этого дома были выдающимися людьми, и об их судьбах стало известно миллионам. И Дом писателей заслужил дурную славу, что, впрочем, не помешало тому, что в 1960-х гг. квартиры здесь начали получать чиновники и другие люди, весьма далекие от искусства.



Кроме дома в Лаврушинском переулке, существует еще как минимум .

Рассказать друзьям