Еленой базановой. Акварели художницы Базановой Елены

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Курс Елены Базановой по технике акварели онлайн! Узнайте о секретах автора и постигните азы мастерства! Пятый поток курса!

В этом курсе автор обучает не только сложным приемам акварельной живописи (по сухому и мокрому одновременно по сырой бумаге, лессировки и др.), но также даёт важную «установочную» информацию по рисунку и композиции , а в специальных упражнениях курса ставит задачу правильно поставить руку и развить художественное видение у обучающихся. Начиная обучение по академическому принципу «от простого к сложному», вы постепенно получите базовые теоретические знания и практические навыки для полноценного саморазвития.

4 месяца практики, плюс персональные видео-ответы от автора!

Курс подойдет как начинающим, так и профессионалам, как ученикам, так и педагогам. Каждый найдет важную для себя информацию .

Тем, кто проходил очный мастер-класс "Секреты акварели Елены Базановой", тоже будет очень интересно. В онлайн курсе больше практики, информации и консультаций автора . Все материалы остаются в постоянном доступе .

В процессе обучения вы:

  • прослушаете уникальную лекцию по истории акварельной техники и поймёте, какие стереотипы мешают в работе с акварелью;
  • узнаете о свойствах современных профессиональных материалов и даже проделаете несколько химических экспериментов с красками;
  • просмотрите более 5 часов ценной информации и выполните 25 практических заданий;
  • научитесь смешивать краски без грязи ;
  • делать чистые неперегруженные лессировки ;
  • заливки и растяжки разными способами;
  • узнаете о многих других акварельных эффектах , которые сделают ваши работы технически богаче и интереснее ;

В результате вы научитесь контролировать живописный процесс в сложной водной технике и создавать форму в цвете .

Полученные знания и навыки вы реализуете в итоговой работе и напишете натюрморт с лимоном на темном фоне .

ПРОГРАММА КУРСА

ЛЕКЦИЯ 1. История акварели с самых древних времен до наших дней. Стереотипы в акварели. Химические эксперименты с красками и изучение их свойств. Акварельная бумага и использование ее возможностей в работах.

ЛЕКЦИЯ 2. Натяжка листа для работы по сухой бумаге. Кисти. Заливки.

ЛЕКЦИЯ 3. Каллиграфические приемы кистью. Эффект вытеснения краски. Эксперимент с лессировками в несколько слоев.

ЛЕКЦИЯ 4. Особенности смешения красок. Растяжка от холодных к теплым цветам. Основные и дополнительные краски по цветовому спектру.


ЛЕКЦИЯ 5. Абстрактная композиция.

ЛЕКЦИЯ 6. Конструкция для натюрморта своими руками. Формула шара и куба.

  • Практические задания:
    • 1. Выбрать и приобрести необходимые для работы материалы. Изучить палитру, сделать выкраски.
    • 2. Изучение своих кистей
    • 3. Заливки и растяжки
    • 4. Эффект вытеснения краски в теплых и светлых тонах
    • 5. Эксперимент с лессировками
    • 6. Смешение красок по цветовому спектру от холодных к теплым цветам
    • 7. Смешение основных красок цветового спектра
    • 8. Смешение дополнительных красок цветового спектра
    • 9. Абстрактная композиция в акварели с применением полученных знаний
    • 10. Равномерная штриховка в замкнутой фигуре
    • 11. Штриховка в замкнутой фигуре с растяжкой
    • 12. Штриховка в сложных фигурах неправильной формы

ЛЕКЦИЯ 7. Эскизы яблока на белом фоне - карандашный рисунок, гризайль и акварель.

ЛЕКЦИЯ 8. Натюрморт яблоко на белом фоне с использованием техник по мокрому, по сухому и лессировок.

  • Практические задания:
    • 13. Эскизы объекта круглой формы на светлом фоне - карандашный рисунок, гризайль и акварель
    • 14. Изображение объекта круглой формы в большом формате.

ЛЕКЦИЯ 9. Эскизы лимона на темном фоне - карандашный рисунок, гризайль и акварель.

  • Практические задания:
    • 15. Растяжки и заливки для темного фона
    • 16. Эскизы светлого объекта на темном фоне - карандашный рисунок, гризайль и акварель

ЛЕКЦИЯ 10. Натюрморт. Лимон на темном фоне.

  • Практические задания:
    • 17. Изображение светлого объекта на темном фоне.
    • 19. Изображение светлого объекта на темном фоне. Работа над ошибками.
    • 20. Самостоятельная постановка натюрморта по одной из предложенных схем.
    • 21. Самостоятельная постановка натюрморта по одной из предложенных схем. Работа над ошибками.
    • 22. Рисунок и гризайль.
    • 23. Рисунок и гризайль. Работа над ошибками.
    • 24. Натюрморт в цвете.
    • 25. Натюрморт в цвете. Работа над ошибками.

Небольшая нарезка видео-ответов, которые получили студенты от Елены Базановой:

Как проходит обучение?

  • Начало курса: 26 апреля
  • Вы смотрите лекции, а затем выполняете по ним задания . Вы самостоятельно распределяете нагрузку на курсе и расчитываете загрузку практических заданий.
  • Каждое задание лично проверит Елена Базанова . После выполнения заданий вы получите от нее письменные рецензии и видео-ответы .
  • Автор проверяет работы 1 раз в неделю .
  • Вы сможете общаться с другими студентами курса в общем чате !
  • После окончания курса у вас навсегда останется постоянный дос туп к видео-материалам. В любой момент вы сможете вернуться и пересмотреть интересующие моменты.
  • Количество мест ограничено : 10 человек
  • Длительность курса: примеро 4 месяцев .

ДРУГИЕ РАБОТЫ АВТОРА



Среди призёров Международного конкурса художников-акварелистов в 2014 году были два представителя России,работы которых мы сегодня посмотрим.

Елена Базанова – художник с мировым именем, работающий в технике акварели.

Родилась в 1968 в городе Сланцы Ленинградской области.
Закончила Санкт-Петербургский Академический художественный лицей им. Б.В. Иогансона и Государственную Академию живописи, скульптуры и архитектуры им И.Е.Репина (мастерскую книжной графики).
С 1989 года активно работает с издательствами Санкт-Петербурга, c 1996-го иллюстрирует издания для детей.
С 1995 года – член Союза Художников России.
С 2006 года – член Общества Акварелистов Санкт-Петербурга.

Работы находятся в галереях и частных коллекциях России, Германии, США, Франции, Англии, Швеции, Исландии, Финляндии, Нидерландов, Казахстана.

На конкурс были выставлены работы.

Зима. Яблоки.

Сейчас Елена – член Общества акварелистов Санкт-Петербурга, регулярно участвующий в сезонных выставках Союза художников, активно выставляющийся как в России, так и заграницей (в Великобритании, Германии, США, Ирландии). На ее счету семь персональных и участие в более чем пятидесяти коллективных выставках в России.

С 2006 года – член Общества Акварелистов Санкт-Петербурга.

Три яблока

Елена Базанова так рассказывает о своем творчестве.

Почему выбрали именно акварель?

Как мне кажется, я чувствую этот материал, это позволяет мне раскрывать его особенности в очень сложных живописных задачах. Именно это напряжение в работе мне кажется привлекательным, управлять стихией воды и краски – самое захватывающее и интригующее в акварельной живописи.


Букет земляники


Натюрморт с кукурузой

В каких техниках еще работаете?

Благодаря полученному образованию, я владею самыми разными техниками. Не всеми, конечно, постоянно пользуюсь, нельзя объять необъятное, к сожалению. Люблю делать рисунки мягкими материалами, при иллюстрировании книг часто использую рисование тушью, пером и цветными карандашами.


Лилейники

Три яблока


Подсолнухи



Климатисы

Ваш любимый жанр натюрморт? А как же пейзажи и портреты?

Да, последнее время я много работаю именно в жанре натюрморта. Также пишу портреты животных. Очень хочется сделать новую серию пейзажей и поработать с портретами людей. Так что в моих планах расширение границ жанра.


Этюд с клубникой


Натюрморт

Вы проиллюстрировали «Алису в стране чуде с». Эти работы совсем не похожи на Ваши натюрморты.

Я не отношу себя к художникам, которые постоянно навязывают свою манеру изображаемой теме, иллюстрируемой книге. Я двигаюсь по пути создания образа, исходя из сути того, что является предметом изображения или иллюстрирования. От этого появляются и разные пластические решения. Иллюстрация не должна создавать барьера для восприятия текста, особенно в детской книге.

Интервью с художником: Елена Базанова

Елена Базанова, художник акварелист, иллюстратор, рассказала о себе, ответила на наши вопросы о творчестве и дала советы начинающим художникам.

Елена, расскажите немного о себе. В каком возрасте у Вас проявился художественный талант? Как это произошло?

Увлеченность рисованием проявилась у меня в раннем возрасте, если судить по воспоминаниям мамы о том, как лет с трех я активно тратила бумагу на свои каракули. Когда мне исполнилось пять лет, она стала водить меня в изостудию, в восемь лет я поступила в ДХШ (Детскую художественную школу). Можно сказать, что с этого началось мое художественное образование.

Вы получили серьезное художественное образование, закончив Среднюю художественную школу им. Б.В. Иогансона и Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина при Академии художеств. Как вы считаете, необходимо ли профессиональное художественное образование для того, чтобы добиться больших результатов?

Вероятность того, что без специального образования можно добиться каких-либо значимых результатов, близка к нулю. Самородок, пусть даже самый уникальный алмаз, становится бриллиантом только после правильной огранки. В процессе самореализации талантливый человек проходит этапы самообучения и самосовершенствования. И чем большими профессиональными навыками и знаниями будет владеть художник, тем свободнее он будет в творчестве. Мы же не сомневаемся в том, что без занятий сольфеджио, постановки руки и многолетнего труда музыкант не сможет прочитать ноты и виртуозно исполнить музыкальное произведение. И понятно, что владеющий абсолютным слухом человек - это еще не композитор. Даже слышать музыку и видеть художественные произведения надо учиться, не говоря уже о том, чтобы уметь создавать и творить.

Расскажите, пожалуйста, какими, по Вашему мнению, чертами характера должен обладать настоящий художник-акварелист?

Вероятно под словом «настоящий» Вы подразумеваете «мастер-виртуоз»? Акварель действительно чрезвычайно чувствительна к энергетике и характеру художника. И поэтому она так же разнообразна, как почерки людей. Если мы говорим о мастере, блестяще владеющем материалом, чувствующем подвижную стихию воды и краски, умеющем добиться поставленной задачи в живописи, то можем представить себе человека уверенного в себе, энергичного, предприимчивого, смелого, готового на риск.

Какие художники Вам нравятся, у которых Вы хотели бы что-либо перенять, к уровню мастерства которых стремитесь?

Творчество многих зарубежных и российских художников разных эпох мне интересно, их техника и мастерство вызывали и вызывают мое любопытство, уважение, восхищение. В этом списке есть самые разные художники: Альбрехт Дюррер, Карл Брюллов, Эндрю Уайет, Александр Самохвалов и другие. Но кумиров у меня не было и нет. Убеждена, что рисовать и писать «как кто-то» не имеет никакого смысла. Это равнозначно отказу от собственного Я , от собственной памяти, чувств и мыслей.

Можно исследовать технический прием какого-либо автора, попробовать что-то использовать из его опыта в своей работе. Но подражать и копировать возможно и даже полезно только на самом раннем этапе обучения ремеслу. Чем дальше от ученичества художник, тем самостоятельнее и выразительнее его авторская манера, тем совершеннее его мастерство. Думаю, каждому автору важно стремиться в полной мере раскрыть свои технические возможности, достичь максимального уровня мастерства.

Причем «уровень» в данном случае никак не равнозначен спортивному понятию («Быстрее, выше, сильнее!»). В искусстве важно «качество», которое отражает не просто уровень талантливости и академические навыки рисования, относительно сравниваемые на этапе учебы. В зрелом творчестве школьные критерии оценок умений и навыков остаются важными, уровень ремесла необходимо поддерживать постоянно, но главными становятся идея, содержание, уникальность творимого искусства. А в этой области критерии «уровня» уже не работают, творчество часто идет «не по правилам».

Повторюсь: ценность художника в его уникальности. Для меня важно писать так, как я это не только умею, но и чувствую. Это не исключает того, что мне может нравиться, как кто-то делает это совсем по-другому.

Где черпаете вдохновение? Что любите делать помимо рисования и как отдыхаете?

Ощущение радости жизни - это главный источник вдохновения, то, без чего я не могу творить. Это ощущение дают мне моя семья и природа.

Помимо рисования есть рисование. От него я не устаю. Отдыхать я могу от бытовой суеты, работы, связанной с организацией выставок, и тому подобного. Лучше всего мне отдыхается в псковской деревне, на даче. Лес, баня, река - самые лучшие лекарства и источники восстановления сил. Творчество же само по себе - это неотъемлемая составляющая моего существования. Даже когда нет карандаша или кисточки в руке, в голове идет работа. Причем чем меньше я загружена какими-то обязанностями, тем больше я занята мыслями, связанными с творческим процессом.

Что для Вас важно во время работы, а на что не обращаете внимания?

Во время работы для меня важно сосредоточиться и погрузиться в творческий процесс. Поэтому важно, чтобы ничто не отвлекало меня. Но если такое случается, то приходится мысленно правильно настраивать себя, чтобы сосредоточиться только на работе.

Какими материалами любите работать? Возможно, есть любимые марки производителей.

Люблю работать качественными материалами от известных производителей с мануфактурными традициями.

Предпочитаю бумагу ручного литья из 100% хлопка, освобожденную от кислоты, плотностью не ниже 300 г/м 2 . Фактуры использую разные, в зависимости от поставленной задачи. Нравится писать на бумаге «Saunders Waterford» CP (холодное прессование, средняя грубость фактуры), на листовом и рулонном торшоне (Torchon или Rough - грубая фактура литья) фирмы «Arches» и на Satine (HP - горячее прессование) этой же фирмы.

В моей палитре в основном отечественные краски фирмы (СПб.), английские серии «Artist"s» и серии «Artist"s».

Кисти предпочитаю беличьи, разных размеров круглые и плоские. Отечественные кисти фирмы вполне устраивают меня своими рабочими качествами.

Бывают ли у Вас творческие кризисы? Как Вы с ними справляетесь?

Глобального разочарования и потери смысла работы, к счастью, я не испытывала. Верю в свое призвание и чувствую ответственность за талант, данный мне. К результату своего труда отношусь критично, поэтому могу здраво оценить его. Правильная оценка успехов и недостатков в своей работе - двигатель на пути к совершенству. Не испытываю страха перед своими творениями и перед началом работы. После большого напряжения, после выполнения сложной задачи бывает ощущение опустошения на физическом уровне. Тогда требуется пауза в работе, отдых. В этот период надо зарядиться энергией, вспомнить о себе как человеке и сделать что-то приятное… Тяжелее, но и гораздо реже, происходят переходы на новый этап творчества. Обычно это связано с началом и завершением каких-то программных творческих циклов. Это сложный момент, но кризисом его не назову. Просто работаю, думаю, анализирую.

Вы уже не первый год сотрудничаете с издательствами Санкт-Петербурга, иллюстрируете издания для детей такие как «Алиса в стране чудес» и и «Приключения Бибигона». Иллюстрация - это просто работа для Вас или нечто большее?

С первых студенческих работ в книжной графике относилась к искусству книги со священным трепетом. Для меня книга - живой организм, в котором ценность имеет каждый элемент оформления. Поэтому выражение «иллюстрирование издания» мне кажется недостаточным для определения работы художника. Это отношение к создаваемой мной книге я сумела сохранить даже в непростые для книгоиздания годы, именно тогда удалось сделать «Приключения Бибигона» как цельное издание.
«Алиса» стала особым этапом в моей жизни и творчестве. С ней я прожила два года, и можно сказать, что после нее у меня появилось новое видение и новое качество моей работы в целом. Кстати, после «Алисы» мне много раз предлагали иллюстрировать детские книги, но пока я не согласилась ни на одно предложение. Отчасти это связано с тем, что сейчас я занята «акварельной программой», отчасти причина в том, что я пока не чувствую, какую книгу готова делать. Так что все серьезно, книга - это нечто большее для меня, чем просто работа.

Расскажите о своей книге «Секреты живописи акварелью». Для кого предназначена эта книга, кому будет полезна? Планируете ли Вы выпуск новых книг?

Моя книга будет посвящена технологическим вопросам акварельной живописи. Стараюсь писать текст так, чтобы он был интересен самой разной аудитории. Книга задумана как увлекательный рассказ-исследование о сложных особенностях акварели. Информации и иллюстраций в ней будет много, но на энциклопедию, учебник или другое ученое издание я не претендую.

Редактура текста книги «Секреты живописи акварелью» пока не завершена, еще предстоит много издательской работы, так что планировать новые книги сейчас не могу. Хотя, как говорится, «аппетит приходит во время еды». Идеи появляются…


Ваши работы получили широкое признание не только в России, но и за рубежом, Вы являетесь обладателем большого количества престижных наград. Какую из своих работ Вы считаете удачнее остальных? Каково отношение к своим работам?

Я уже говорила о критичном отношении к своим работам. Однако все-таки есть акварели, которые считаю удачными, потому что мне ничего не хочется в них менять. Выделить какую-то одну сложно. Сравнивать можно аналогичные по своим задачам или темам работы. Например, я много раз писала пионы. В этом ряду есть два разных по задачам и решениям букета, которые считаю наиболее удачными на сегодняшний день. Но в замыслах есть написать новые темы с пионами, которые, возможно, окажутся интереснее прежних.

Какие Ваши дальнейшие творческие планы?

Художники неохотно делятся своими творческими планами. Легче и увереннее можно говорить о том, что уже состоялось.

В моих планах: много работать, продолжать начатое и всегда искать новое. А результаты моего труда зритель всегда сможет увидеть на выставках.

Ждем ваших советов нашим читателям, в первую очередь тем, кто находится в самом начале своего творческого пути?

Тем, кто стоит в самом начале своего пути, я могу посоветовать не лениться.

Надо помнить, что только количество труда может перерасти в качество.

Надо тренировать руку, глаз, и только регулярное и системное обучение рисунку поможет достичь результата. Уверенное рисование формы и пространства даст широкие возможности в живописи. Помните, что живопись - вторична, первичен - рисунок, он является основой основ в изобразительном искусстве.

В работе акварелью на начальном этапе ставьте простые и понятные задачи, идите всегда от простого к сложному. Старайтесь средствами материала передавать форму, тональность и тепло-холодность в отношениях, работайте в целом над композицией. При этом не зацикливайтесь на «шедевральности» происходящего на листе. Не бойтесь испортить свою работу. Всегда надо исследовать процесс и вести работу к логическому завершению. И неважно на этом этапе, как получается живопись, «сухо» или «мокро», «аля-прима» или «многослойно». Главное - грамотно решать учебные задачи. Неудачный результат надо правильно оценивать и стараться в следующей работе не делать знакомых ошибок. Свои удачи в живописи также надо уметь видеть и стараться закреплять полученный результат в новых работах. Тогда постепенно придет чувство техники. На отдельных листах изучайте смешения красок и экспериментируйте с акварельными манерами, эффектами. Слушателям на мастер-классах всегда рекомендую не бояться «замучить» свою работу. Испортив один лист в живописи, но разобравшись с непонятной формой и цветом, пробуйте повторно решить задачу на новом листе, стремясь улучшить качество исполнения.

Постепенно вы научитесь мыслить формой, пространством, цветом, мазками, затеками, лессировками и так далее. И научитесь представлять мысленно весь ход выполнения вашей работы до ее начала.

Никогда не начинайте работу со слов «я не знаю» и «я боюсь». Забудьте о себе и своем страхе, когда пишете, думайте только о том, что делаете, о том, что видите, просто работайте над поставленной задачей. «Дорогу осилит идущий».




Картины Елены Базановой:

1. Яблоки. Яблочная радость. 78х60 см, бумага акварель, 2013
2. Ком Времени. 70х95,5 см, бумага, акварель, 2009
3. Калина. 56x69 см, бумага, аварель, 2013
4. Безумное чаепитие. 65х94 см, бумага, акварель, 2014
5. Пионы. 71х95 см, бумага, акварель, 2008
6. Пионы. 56х74 см, бумага, акварель, 2011
7. Натюрморт с тыквами и айвой. 52х74 см, бумага, акварель, 2009

Группа Елены Базановой Вконтакте:

“А вам то это зачем?” – удивилась одна из участниц мастер-класса Сергея Курбатова, увидев меня на нем. “Учиться!” Немой вопрос в глазах… Мол, зачем художнику учиться у мастера акварели?

Художник учится всю жизнь. У природы, у коллег и даже у учеников.
А уж если есть возможность перенять что-то у мастера, которым восхищаешься, так это вообще большая удача…

Из личного опыта:

Мне повезло. Собравшись в Москву на мастер-класс одного художника, я попала еще на один – к Елене Базановой. Собственную удачу я в полной мере оценила в процессе…

Если вам интересно узнать секреты техники двух мастеров акварели,
Елены Базановой (Санкт-Петербург) и Сергея Курбатова (Новосибирск), читайте дальше.

Мастера акварели: опыт Елены Базановой и Сергея Курбатова

Оба этих художника, на мой взгляд, очень романтичные натуры. Их взгляд на мир такой открытый, поэтичный, в самых простых вещах и сюжетах они находят что-то для любования.

Смотришь, и в тебе просыпаются какие-то воспоминания, оживают чувства, хочется созерцать и любоваться вместе с ними…

С.Курбатов “Ода сохнущему белью”

Е.Базанова. “Натюрморт с жуком”

И вот на этом сходство художников заканчивается, начинаются противоположности. Техник, подходов, отношения к краскам.

Мне подумалось, что людям без большого опыта, приходящим на мастер-классы разных художников, должно быть очень сложно.

Выслушивая разные версии, что можно, что нельзя, им в пору сойти с ума. Можно либо примкнуть к вере одного художника и осуждать действия остальных, либо как-то принять, что правы все.

Действительно, правы. Что хорошо для одного художника, может быть губительным для другого. Поэтому я бы порекомендовала выслушать разные стороны и найти то, что работает для вас.

Как найти, спросите вы? Тестировать!

Выкрасы краски “Невской палитры” на разных сортах бумаги от Елены Базановой

Тестирование, исследование, эксперимент – похоже, любимое занятие Елены Базановой.

Она провела большую работу, исследуя поведение разных пигментов в акварели. Нашла обоснование тем или иным “нельзя”. Нельзя черный? Почему? Нельзя смешивать больше трех цветов? Почему?

“У акварели есть два врага: страх и стереотипы.” Елена Базанова

Первые три часа мастер-класса Елены были лекцией по поводу поведения красочных пигментов в акварели. Некоторые из стереотипов Елена и постаралась разрушить своим изысканием.

Она объяснила на примере, какие краски дают грязь, какие пигменты слишком тяжелы и непрозрачны, что происходит при хранении акварели, действительно ли ей вреден свет.

Педантичность Елены Базановой объясняется просто – в ее технике работы поведение пигментов краски имеет очень важное значение.

В этом я с удивлением убедилась, когда написала по ее технологии яблоки, а после высыхания увидела, что некий “невкусный” непрозрачный слой как-будто так и осел на поверхности бумаги, уничтожая акварельность. Пиши я все это теми же красками в своей манере, такого эффекта не было бы.

Тестирование акварели:

Например, Елена наглядно показала, что самая “неакварельная” краска в акварели – окись хрома.

А вот у Сергея Курбатова эта краска – одна из любимых. Он очень активно использует ее в написании зелени. И это, нужно признать, его живопись совсем не портит.

С. Курбатов “На работу”

Какие еще “табу” есть у обоих, какие предпочтения?

Елена пишет очень тонкие по цвету натюрморты. Причем огромные по размеру, 60х80, а то и больше. Чтобы покрыть такие пространства красивой заливкой, нужно сохранять ровность бумаги и влажность.

Отсюда сформировался ее метод рисования – бумага смачивается снизу и оставляется сухой сверху. Бумага хлопковая, лежит поверх мокрой марли, что позволяет долго сохранять ее влажность и натянутость на планшете.

В результате, когда для заливки поверхность увлажняется еще и сверху, она не деформируется. Нет “волны”, бугров, краска растекается легко и ровно.

Способ укладки акварельного листа на марлю и оргстекло

Курбатов этот способ не использует. Его работы тоже построены на крупных пятнах заливок, но он увлажняет бумагу только сверху. большой практический опыт позволяет ему с легкостью сделать красивые перетекания краски.

С. Курбатов “Удачный кадр”

Вот здесь я испытала заметную сложность, пытаясь повторить за Сергеем трюк с заливкой.

Если воды мало – ничего не получится. Опыта больших форматов у меня нет, мой максимум – А3, потребности тренировать такие большие площади заливок не было.

И в результате было сложно сохранять нужную влажность бумаги. Ох, как бы здесь пригодился трюк Елены!

Но… Сергей ведь пишет на пленэре. Пейзажи, а не натюрморты. О какой марле речь? Успеть бы за ускользающей натурой!

Черный цвет. Сергей не использует. Заменяет серой пейной или индиго. Индиго обожает (и я его понимаю). Елена черный использует. Но не нейтрально-черный из коробки. Рекомендует серую пейну, воронежскую черную, а больше всего – Lamp Black фирмы Daler-Rowney.

Больше полезной информации:

Белила. Сергей, как и я, использует малую толику гуашевых белил для бликов и тонких белых элементов, типа мачт на яхтах. Еще иногда смешивает белила с другими цветами, чтобы написать яркие элементы поверх темных. Например, голубую надпись на черной вывеске.

Елена использует белила из акварельного набора. Тоже дозированно, но вполне может, например, написать ими часть лепестка розового тюльпана. Говорит, что это придает цвету необыкновенную нежность и цветность.

Коричневый. Базанова крайне не рекомендует делать замесы с коричневыми, потому что это дает грязь. Курбатов коричневый очень любит. Часто пишет зелень, смешивая окись хрома, индиго и коричневый.

Кисти. Оба предпочитают работать беличьими кистями. Из особенных: у Елены есть обрезанные щетинные кисти для размывок, Сергей любит кисти с тонким кончиком или линеарные – его работы отличает динамичная свободная линия.

Больше полезной информации:

Палитра. Оба смешивали краску на крышке он большого набора питерских красок.

Я в шоке. Мне палитры а3 формата не хватает для замесов. Впрочем, здесь сразу понятно, что оба художника используют ограниченную цветовую гамму, без многообразия оттенков.

(До сих пор не понимаю, как Елене Базановой удалось написать лимон двумя оттенками… Даже без рефлекса. А он суперреалистичный!)

Это еще раз дает понять, что живопись – это условность. А акварель – условность живописи.

Елена Базанова - талантливый художник из России, картины которой обрели мировую славу. Работает Елена в одной из наиболее сложных техник живописи - акварель. Ей картины поражают натуральностью и реализмом. Натюрморты Базановой насыщены цветом и наполнены жизнью. Зрители замирают у ее полотен.

Биография Елены Базановой

Художник родилась шестнадцатого ноября 1968 года в Ленинградской области. Девочка росла творческой личностью. С самого детства она увлекалась рисованием. Родители развивали способности дочери и в шестилетнем возрасте отвели ее в художественную школу в родном городе Сланцы. Рисование акварелью настолько увлекло юную Лену, что еще в раннем возрасте она решила связать свою жизнь с искусством. Педагоги изостудии сразу разглядели в девочке потенциал и рекомендовали родителям поступление в Художественную школу города Санкт-Петербург.

В 1986 молодой и талантливый художник Елена Базанова стала одной из лучших выпускниц Средней Художественной школы при Академии художеств (сегодня - Академический художественный лицей им. Б. Иогансона).

В этом же году она была зачислена в мастерскую книжной графики Академии художеств (Академию живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина), которую окончила в 1992 году.

Будучи студенткой Академии, художник Елена Базанова принялась за иллюстрирование детских книг (с 1996 года).

Начиная с 1989 года, Петербуржские издательства стали все активнее приглашать на работу талантливую художницу.

В 1995 году Елену приняли в Союз художников России.

А в 2006 году она вступила в Санкт-Петербургское Общество акварелистов.

Сегодня Художник Елена Базанова и ее акварели известны во всем мире. Полотна петербуржской мастерицы украшают частные коллекции не только в России, но и в Германии, Франции, Англии, Исландии и ряде других зарубежных стран.

Натюрморты акварелистки выставляются в галереях Казахстана, США, Нидерландов и т.д.

Картины Елены - многократные победители различных конкурсов и фестивалей. Они поражают зрителей своей свежестью, живостью и реалистичностью.

Копилка достижений художника Базановой Елены полна. Свою первую награду она получила на I Международном бьеннале в 1999 году, став лауреатом 1 степени.

2008 иллюстрация Елены выиграла Гран-при на IV Международном бьеннале графики «БИН-2008».

В 2014 году Базанова со своей акварелью вошла в финал 1-го мирового конкурса акварели «The World Watercolour Exhibition», проходившего во Франции.

Любовь к живописи

Со слов художницы, она с рождения любила акварель. "Я чувствую ее", - говорит Елена в одном из интервью. Мастер натюрморта утверждает, что росла и созревала вместе с акварелью. Изучая новые техники и осваивая приемы работы с этим непростым материалом, она чувствовала собственные силы и все больше влюблялась в живопись.

Художественные техники

На профессиональное становление художника Елены Базановой, по ее признанию, повлияли работы таких мастеров живописи, как Карл Брюллов,Федор Толстой, Эндрю Уайет.

Изучая творчество мэтров искусства, она, тем ни менее, не создала себе кумиров.

Елена работает в собственной технике. Создается впечатление, что она пишет картины не кистью, а душой и сердцем. Настолько искренние и живые полотна у художницы.

Большинство своих работ Елена выполняет в мокрой технике. Очень часто в процессе рисования техники смешиваются. "Я использую такое полотно, как мне нужно - сырое, мокрое или сухое", - говорит мастер.

Кроме акварели Елена владеет множеством других техник живописи, которые изучила во время обучения в Академии.

Выполняя иллюстрации, например, она зачастую использует тушь, перо и цветные карандаши.

Иллюстрирование

Еще будучи студенткой, Елена начала выполнять иллюстрации к детским книгам по заказу петербуржских изданий. На сегодняшний день ее опыт в этой области достаточно велик.

К каждой работе мастер подходит индивидуально. Ее иллюстрации не похожи друг на друга. Техника выполнения рисунков и материалы подбираются Базановой в соответствии с текстом и стилем написания книги.

Ее дипломным проектом под названием «Не любо - не слушай» была иллюстрация сказки Степана Писахова «Морожены волки».

2008 Елена Базанова и ее масштабный проект - иллюстрация книги Л. Кэрролла "Алиса в стране чудес" - выиграли Гран-при Международного бьеннале. Эта работа наполнена экспериментами и потоком творческого вдохновения. Выполняя иллюстрации к сказке, художник Елена Базанова умело сочетала тушь, перо, акварель и цветные карандаши в гармоничном ансамбле, благодаря чему мастерице удалось добиться визуально дополнительного объема и реалистичности картин.

Елена признается, что мечтает проиллюстрировать книгу «Хроники Нарнии», но пока на эту масштабную работу у нее недостаточно свободного времени.

Преподавательская деятельность

Однажды Елене предложили участие в семинаре, посвященном технике акварели, который проходил в Германии. Увидев живой интерес слушателей к ее работе, мастер натюрморта приняла решение делиться опытом с коллегами и любителями живописи на своих мастер-классах. Художник Елена Базанова также пишет книгу о технике акварельной живописи и опубликовала научную статью «Стихия воды и краски» в сборнике «Технологии изобразительных искусств», который рекомендован Министерством как учебное пособие для художественных академий.



Рассказать друзьям