Энгр Жан Огюст Доминик. Жан Огюст Доминик Энгр — французский живописец Энгр картины

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Жан Огюст Доминик Энгр – Jean Auguste Dominique Ingres 1780-1867. Французский художник,один из ярких представителей неоклассицизма в живописи.

Энгр родился в южно-французском городе Монтабане, в семье талантливого скульптора и живописца. В детстве он посещал классы Тулузской Академии живописи и одновременно учился игре на скрипке, однако музыкальность художника гораздо полнее проявилась позже в мелодичных и гибких линиях его картин и рисунков. В 1796 году Энгр поступил в мастерскую Давида в Париже, после ее окончания был удостоен Римской премии за картину "Послы Агамемнона у Ахилла" и в 1806 году уехал в Италию, в которой прожил 18 лет (сначала в Риме, затем во Флоренции), зарабатывая себе на жизнь графическими и живописными портретами. Впоследствии, будучи уже прославленным художником, он снова вернется в Италию в качестве директора Французской академии в Риме (1834-1841).

В искусство XIX века Энгр вошел прежде всего как "наследник" Давида, продолжатель классических традиций конца предыдущего столетия. Однако холодный и строгий классицизм учителя в творчестве ученика превращается в утонченный и самобытный стиль, свободно сплавляющий классические, романтические и реалистические веянья начала века. Глубина и своеобразие искусства Энгра проявились уже в ранний период его творчества. В это время он создает замечательные портреты и композиции с обнаженной натурой, а также серию картин на мифологические и исторические темы ("Эдип и сфинкс", "Зевс и Фетида", "Сон Оссиана", "Паоло и Франческа", "Роже и Анжелика", "Въезд дофина в Париж" и др.), в которых одним из первых мастеров XIX века выходит за пределы традиционных классических сюжетов и самого стиля классической живописи.

Образы Энгра глубоко поэтичны и при всем своем классицизме зачастую более "странны" и загадочны, чем образы его романтических антиподов Делакруа и Жерико. Вместе с его произведениями в живопись нового времени впервые входят открытый и чистый цвет готических и персидских миниатюр, плоскостность и деформация формы, подчиненной не только законам анатомии и классическим нормам, но также эмоциональному порыву художника. Стремясь к ритмической выразительности и чисто пластической экспрессии, Энгр порой смело нарушал анатомические пропорции - и не удивительно, что его образы вдохновляли впоследствии таких "неканонических" мастеров, как Одилон Редон и Пабло Пикассо. Однако начиная с 1820-х годов в тематических произведениях Энгра под влиянием живописи Рафаэля начинают звучать академические ноты. В таких работах, как "Обет Людовика XIII", "Апофеоз Гомера", "Святой Симфорион, идущий на казнь" или "Мадонна с причастием", свободный творческий порыв мастера и оригинальность его видения ослабляются и гаснут, подчиняясь требованиям академической догмы.

Высшие достижения Энгра были связаны не с этими холодными холстами, а с "бессюжетным" изображением обнаженной натуры. Здесь он не был скован официальными требованиями, не пытался достичь монументального величия Рафаэля и не подражал его мадоннам. В знаменитых "купальщицах" и "одалисках", которые Энгр создавал на протяжении всей своей творческой жизни ("Купающаяся женщина", "Купальщица Вальпенсон", "Маленькая купальщица", "Большая одалиска", "Одалиска с рабыней", "Источник", "Турецкая баня"), с особой силой проявилось присущее именно ему понимание искусства, яркость его видения, правдивость по отношению к натуре и умение претворить ее в образы совершенной красоты. В отличие от своего антагониста Делакруа, искавшего красоту в непрестанном движении, в порыве и трагическом противоборстве страстей, Энгр воплощал ее в гармонических, устойчивых, скульптурно-четких, масштабных и одновременно филигранных образах. Вместе с тем он был далек от одноплановости. Его обнаженные целомудренно строги и чувственно полнокровны, интимны и экзотичны, загадочны и классически ясны по форме - и при этом окружены не менее прекрасными вещами - драгоценной утварью, узорными цветными тканями и т. д. Для живописной манеры художника характерны плотная лепка, гладкая фактура, воссоздающая как бы твердую оболочку предметов, и утонченная красота колорита. Но хотя Энгр владел тайной гармонических отношений цветовых масс, главным средством его выражения оставалась линия. В изображениях обнаженной натуры она кажется особенно чистой и музыкальной, поистине поющей - передающей в своих ритмах не застывшие черты модели, но саму жизнь и движение формы.

Другой полюс искусства французского мастера - портретная живопись. Энгр ценил ее значительно меньше сюжетной и в юности зачастую обращался к ней в поисках заработка, а в расцвете своей славы - уступая просьбам знатных заказчиков. Тем не менее как портретист он принадлежит к самым выдающимся мастерам мирового искусства. К числу наиболее известных его портретов относятся портреты семьи Ривьер, издателя Л. Бертена, пейзажиста Ф. Грене, графа Гурьева, г-жи Зенон, г-жи Девосей, баронессы Джеймс Ротшильд. Энгр создавал парадные изображения Наполеона I, в которых есть нечто от ван-эйковского великолепия, и трезвые, но полные внутренней силы образы буржуазных деятелей времен Июльской монархии, типа знаменитого Луи Бертена, однако все его произведения отмечены печатью классического статуарного величия. Характерное для XIX века иллюзионистическое правдоподобие в изображении модели сочетается в них с несравненной утонченностью эстетической интерпретации, с яркостью деталей, изысканностью линейных ритмов и смелостью цветовых сочетаний. Особенно декоративны женские портреты мастера, впоследствии восхищавшие своей красочностью Огюста Ренуара.

Особая область искусства Энгра - его графический портрет, в котором он наследовал лучшие традиции французского карандашного портрета XVI века. Здесь поражает умение художника передать средствами чистой графики ощущение внутренней жизни модели и все пластическое и фактурное разнообразие окружающей действительности. Для рисунков Энгра характерны каллиграфическая точность, изящество деталей и смелое противопоставление подробно прорисованной головы модели обобщенному абрису ее фигуры. В его образах запечатлено конкретное и при этом как бы очищенное, вневременное и гармоническое бытие мира. Они кажутся непосредственными и идеальными, чеканно-твердыми и музыкально легкими, лишенными тяжести материи. Именно в карандашном портрете в полной мере проявился высший дар Энгра - его почти магическое владение линией, которое вдохновляло в XIX веке Дега, Сера и Ренуара, а в XX веке обрело в творчестве Пикассо и Матисса.

Принцесса де Брогли. 1851

Мадам Муатессьё 1856

Графиня Луиза де Оссонсвиль 1845

Мадам Паула Сайгисберт 1851

Баронесса Ротшильд. 1848

Наполеон Бонопарт - первый консул. 1804

Каролина Мюрат.1814

(Каролина Мюрат,в девичестве Бонопарт,сестра Наполеона Бонопарта)

Амадей де Пасторе 1826 Мадам Дювасе 1807

Мадам Гонсе- Ларге 1845 Чарльз Маркотт 1810

Мадам Жак-Луи Лебланк 1823 Мадам Маркотт 1826

Мадам Ресет Поль Лемойне

Доминик Энгр автопортрет. 1804

Рафаэль и Форнарина 1814

академизма XIX века .

« Над пяльцами сидела... краси­вая, рослая девушка с тща­тельно приглаженными, блестящи­ми волосами цвета вороноваа кры­ла... Ее редкостная красота была отмечена силой и изяществом... Густые брови правильного рисун­ка резко оттеняли белизну чистого лба... легкий румянец, томная неж­ность губ, совершенство овала ли­ца».

«Прекрасные черные глаза с миндалевидным разрезом... осенен­ные длинными ресницами, блестев­шие влажным блеском. Жизнь и молодость похвалялись своими со­кровищами, будто воплощенными в этом своенравном личике и в этом стане, таком стройном, несмотря на пояс, повязанный по тогдашней моде под самой грудью».

Так описывает Бальзак своих героинь, живших во Франции в начале XIX века, современниц Наташи Ростовой. А искусство живописи предоставляет нам уди­вительную возможность увидеть их воочию.

Посмотрите на портрет пятна­дцатилетней мадемуазель Ривьер- не правда ли, создается впечатле­ние, что именно она послужила прототипом писателю? Мы знаем, что это не так, но сама близость образов, созданных писателем и художником, не случайна. Она говорит о том, что оба черпали вдохновение из одного источни­ка - жизни своей эпохи. Автор живописного портрета, старший современник Бальзака - прослав­ленный французский художник Жан Огюст Доминик Энгр.

Энгр прожил долгую жизнь, и она приходится на самые бурные, самые тревожные годы француз­ской истории. Революция 1789- 1794 годов; триумф и крушение империи Наполеона Бонапарта, которого художник не раз писал; революция 1830 года - Энгр вместе с Делакруа охранял Лувр; революция 1848 года, реакционный переворот 1851 года, Вторая импе­рия. Среди современников Энгра такие художники, как Давид, Делакруа, Курбе, Мане; среди писателей - Стендаль, Бальзак, Гюго, Флобер, Золя.

Энгр - гасконец. Он родился 29 августа 1780 года в Монтобане, в семье художника. Отец был его первым учителем. Он же научил мальчика играть на скрипке, и во время учебы в Тулузской акаде­мии художеств, в 90-х годах, буду­щий живописец подрабатывал на жизнь, играя в театральном оркестре. Увлечение музыкой ока­зало воздействие и на творческое формирование мастера, сделав его особенно восприимчивым к чувст­ву ритма , гармонии .

Недаром впоследствии художник говорил своим ученикам:

«Если бы я мог всех вас сделать музыкантами, вы выиграли бы как живописцы».

Дальнейшее художественное образование Энгр получает в шко­ле изящных искусств в Париже, в мастерской знаменитого Давида, в 1797-1801 годах. Помимо про­фессионального мастерства , Да­вид стремился внушить ученикам и свои представления о высоком назначении художника в жизни общества, о том, что цель искус­ства - в воспитании моральных и гражданских добродетелей, в стремлении к прекрасному идеа­лу. В своём видении классицизма Энгр не разделял ни революционной тенденции своего учителя Давида, ни консерватизма Кановы; его идеал был противоположен романтическому идеалу Делакруа, что привело к упорной и резкой полемике с последним. Более всего Энгра интересовала форма, которая у него не сводилась к некому идеалу, но была связана со своеобразием предмета изображения.

Преклонение перед антично­стью определяло его и отношение к натуре - художник должен на­учиться видеть и отображать лишь прекрасные, возвышенные черты природы. Для изучения античного искусства лучших учеников посы­лали на четыре года во Француз­скую академию в Риме. В 1801 го­ду Энгр получил Большую рим­скую премию, однако из-за финан­совых трудностей поездка в Ита­лию была отложена, и художник остается работать в Париже.

В 1806-1820 г.г. учится и работает в Риме, затем переезжает во Флоренцию, где проводит ещё четыре года.

Уже первые его работы, выстав ленные в Салоне 1806 года, - «Портрет Наполеона», «Автопорт­рет», портреты семьи Ривьер - привлекли внимание критики. Но отзывы были в основном недо­уменные и недоброжелательные: молодого живописца обвиняли в «готичности», в том, что он хочет «вернуть искусство на четыре сто­летия назад, к мастерам XV века». И это говорилось о полотнах, составляющих ныне гордость Лувра!

Что же так смутило критиков в произведениях Энгра? Прежде всего то, что они были не похожи ни на работы мастеров XVIII ве­ка, ни на портреты его учителя Давида. И дело заключалось не только в непривычности, «непохо­жести» формы , но и в новом отно­шении к человеческой личности, которое складывается в послерево­люционной Франции и которое одним из первых почувствовал и запечатлел в искусстве живописец из Монтобана. Великая револю­ция по-новому высветила роль и значение человека, и эти представ­ления были сродни тому «откры­тию мира и человека», которое ознаменовало эпоху Возрождения.

В XIX веке личность осознает свою индивидуальную самоцен­ность, но в силу ряда социальных факторов это оборачивается обост­ренным ощущением раздвоения личного и общественного, которое в результате порождает индивиду­ализм, изолированность от мира, чуждые восприятию эпохи Воз­рождения. Люди на портретах XV-XVI веков существуют как часть человечества, персонажи Энгра подчеркнуто обособленны... Они словно отгорожены от осталь­ного мира невидимой преградой, их трудно представить в кругу семьи, друзей.

Портрет мадемуазель Ривьер - одно из наиболее прославленных полотен художника. Фигура девушки в белом платье, словно памятник, возвышается на фоне пейзажа. Скульптурная лепка форм, четкая линия силуэта под­черкивают это впечатление. Все средства художественной вырази­тельности направлены на то, что­бы выявить значительность моде­ли. Возможно, художник делает это интуитивно, но иначе не мо­жет, он так видит, так чувству­ет - он сын своей эпохи. Энгр стремился запечатлеть прекрасный облик девушки, сохранить во вре­мени такой хрупкий, такой не­долговечный дар, как молодость, красота. Причем красота для не­го - понятие не только эстетиче­ское, но и моральное, нравствен­ное, неразрывно связанное с пред­ставлениями о добре, человечно­сти, справедливости. Мы не знаем, какой была эта круглоликая, чернобровая девушка в действи­тельности (известно только, что она умерла в год создания портре­та), не знаем, была ли в ней та значительность и сила, которой наделил ее живописец, но мы верим ему. Образ оказался со­звучен эпохе - откройте книги Бальзака, Стендаля - мадемуа­зель Ривьер естественно войдет в мир литературных героев того времени.

Мадам Ривьер - элегантная светская дама, духовный мир кото­рой не особенно глубок, и Энгр не скрывает этого. Но как пре­красен ее портрет, каким совер­шенством дышит здесь каждая линия, каждая деталь, как гармо­нично вписывается фигура женщи­ны в овал, очертания которого как бы «рифмуются» с мягкими округ­лыми формами. Сколько женствен­ности и очарования в ее лице, в темных миндалинах глаз, в рисунке губ! С каким мастер­ством передал Энгр фактуру драгоценной кашмирской шали, шелковистого синего бархата, от­теняющего теплую свежесть шеи, белизну рук, плеч. Все линии подчинены единому музыкальному ритму, ни одна деталь не наруша­ет гармонии целого. Верно заме­тил один исследователь искус­ства:

« Энгр, как царь Мидас, все, что видел и к чему прикасалась его кисть, превращал в золото подлинного искусства».

Некоторая «отчужденность» от­мечается и в портрете мадам Ривьер: сама форма овала своей завершенностью подчеркивает это ощущение и как бы замыкает границы индивидуального мира модели.

В рисунках Энгра царит иная эмоциональная атмосфера. Здесь все становится человечнее, проще. Люди общаются друг с другом с «открытой душой». Именно таки­ми предстают они в «Семье Форестье» 1806 года. Доверчиво улы­баясь, смотрит на нас молоденькая невеста Энгра, Жюли Форестье, не ведая еще, что впереди ее ждет расторжение помолвки. Возле нее сидит мать со своим братом, по другую сторону клавесина - отец, в дверях видна Клотильда, слу­жанка, поверенная в тайны маде­муазель, через которую влюблен­ные пересылали друг другу запис­ки и письма. Рисунок быстрый, легкий, линия снайперски точна и изящна. Кажется, карандаш едва касается поверхности листа, прида­вая рисункам мастера особое каче­ство - прозрачность и одухотво­ренность. Сохраняется и объем, и ощущение пространственной глу­бины. Примечательно, что худож­ник обычно подробно прорабаты­вает в рисунке только голову и не­которые фрагменты костюма - манжету, воротник, но это делает ся настолько артистично, что остальные, едва намеченные дета­ли приобретают убедительную достоверность. При этой лаконич­ности прекрасно переданы харак­теры, сама атмосфера домашнего уюта, духовной близости людей. Рисунок наиболее сильная и бесспорная сторона таланта Энгра. Здесь он не подчиняет свое даро­вание теориям, рисует, как птица поет, естественно, просто, прекрас­но. Помимо портретов, сохрани­лись великолепные изображения обнаженной натуры, множество эскизов , набросков , этюдов к кар­тинам.



В том же, 1806 году, когда был выполнен портрет семьи Форестье, Энгр едет в Италию стипендиа­том Французской академии в Ри­ме. Итальянские города с их про славленными памятниками культу­ры, дворцами и музеями произве­ли на молодого художника огром­ное впечатление. Целыми днями с альбомом в руках он смотрит, изучает и не устает восхищаться. Особенно привлекают его антич­ность, мастера XV века и Рафа­эль. Портрет художника Гране 1807 года несет в себе отблеск того воодушевления, того взволнован­ного состояния души, в котором находился французский живописец в Италии.

Гране изображен на фоне рим­ского пейзажа : кажется, будто он внезапно обернулся в сторону зри теля, прервав прогулку. Его одухотворенное лицо взволновано, глаза возбужденно блестят, бес­порядочно взметнулись словно от быстрого движения пряди волос. Возвышенная приподнятость обра­за, интерес к преходящему состоя­нию человеческой души, настрое­нию, эмоциям, наконец, динамика, которой пронизан портрет, все это предвестники романтического мировосприятия. Вообще, многие, особенно ранние, работы мастера из Монтобана - «Зевс и Фетида» 1811 года, «Сон Оссиана» 1811 го­да, «Паоло и Франческа» 1819 го­да - обнаруживают несомненную близость к романтизму, хотя впоследствии Энгр стал яростным противником этого течения и по традиции считается одним из ве­дущих представителей класси­цизма.

К этому же времени относится портрет красавицы Девосе (1807 год). Сочетание редкостной гармонии форм с ощущением внут­ реннего напряжения, какого-то скрытого, словно тлеющего в глубине души огня отличает эту работу. Много лет спустя, когда Энгр был уже знаменитым художником, к нему однажды при­шла пожилая, бедно одетая жен щина и предложила купить у нее картину. Взглянув, потрясенный Энгр узнал мадам Девосе.

Работая над портретами, мастер стремился раскрыть в человеке самые возвышенные и прекрасные черты его облика. Поэтому лучше всего ему удавались те работы, где сама модель в большей степе­ни отвечала идеалу художника, его представлениям о прекрасном. Таковы портреты Зели, красавицы Мари Маркоз, мадам Муатесье. Однако в произведениях Энгра запечатлены не только образы, исполненные женственного очаро­вания и гармонии, но и образы подлинно бальзаковской силы и глубокой социальной проницатель­ности. Таков портрет издателя Бертена Старшего (1832). Какая сила в его «львиной» голове, властном взгляде, сколько энер­гии, уверенности в этом немолодом человеке, его позе, жесте рук, в коротких цепких пальцах! Это образ, воплощающий торжество личной инициативы, ума, деловой хватки, человека, превосходно чувствующего себя в «обществе чистогана».

Другой областью наряду с портретом, в которой талант Энгра раскрылся в полную силу, были произведения, изображаю­щие обнаженную натуру. Поклоня­ясь красоте и гармонии, он создает великолепную «Большую одалис­ку» (1814), исполненную жен­ственности, совершенную по фор­мам «Сидящую купальщицу» (1808). Широкую известность получили работы Энгра, воплотившие его понимание обнажённой женской натуры, такие, как т. н. «Одалиска Вальпинсона» (1808), «Венера Анадиомена» (1848). Однако Энгр склонен к самоцитированию, и поза фигуры в «Венере Анадиомене» один в один повторена в картинах «Источник» (1856) и «Турецкие бани» (1863). Последняя работа являет собой некую «ретроспективу» найденных им образов ню ; узнаваема, в частности, фигура «Одалиски Вальпинсона» на первом плане.



Однако главным делом жизни Энгр считал создание больших композиций на исторические и религиозные темы. Именно в них он стремился выразить свои эсте­тические взгляды и идеалы, имен­но с ними связывал надежду на славу и признание. Огромное по­лотно «Обет Людовика XIII», выставленный в Салоне 1824 года, хотя и принесло Энгру официаль­ное признание и орден, производит впечатление внутренне холодной, надуманной композиции. Идея, положенная в его основу, была ложной: по тематике это произве­дение соответствовало взглядам наиболее реакционно настроенных кругов общества, восстановивших Бурбонов. Они не замедлили при­влечь на свою сторону такой неза­урядный талант. Энгр выполняет ряд официальных заказов, созда ет огромные многофигурные ком­позиции, отдает этим работам го­ды долгого изнурительного труда, а результаты ничтожны - вещи получаются сухими и маловыра­зительными. Таков «Апофеоз Го­мера», «Св. Симфорион», «Передача ключей св. Петру» . Также писал и большие программные полотна; однако, при всём мастерстве и упорстве, вложенном в эти работы, их содержание было в известном смысле оторвано от проблем и потребностей времени, что придавало им определённую эклектичность и холодность.

В этом заключалась трагедия художника, который каждый раз, когда начи­нал писать новый портрет, смотрел на него как на досадную помеху, отрывающую от больших картин. Но Энгр ошибался, считая, что именно эти картины принесут ему бессмертие. В историю искусства он вошел прежде всего как вели­колепный портретист и замечатель­ный мастер рисунка.

Энгр вошёл в историю французской живописи прежде всего как великолепный портретист. В числе множества написанных им портретов особенно стоит отметить портреты поставщика императорской армии Филибера Ривьера, его жены и дочери Каролины, из которых более всего известен последний (все три - 1805); портреты Наполеона - первого консула (1803-04) и императора (1806); Луи-Франсуа Бертена (старшего), директора газеты Journal des débats (1832).

В 1824 возвращается в Париж и открывает школу живописи.

В 1835 году вновь возвращается в Рим в должности директора Французской академии.

С 1841 года до конца жизни живёт в Париже.

Скончался Жан Огюст Доминик Энгр 14 января 1867, похоронен на парижском кладбище Пер-Лашез.

Энгр первым из художников свёл проблему искусства к своеобразию художественного видения. Вот почему, несмотря на классическую направленность, его живопись привлекла к себе пристальный интерес импрессионистов (Дега, Ренуара), Сезанна, постимпрессионистов (в особенности, Сёра), Пикассо.

В. СТАРОДУБОВА

ЭНГР О РИСУНКЕ


Рисунок - это высшая чест­ность искусства.

Рисовать вовсе не значит просто делать контуры; рисунок не состо­ит только из линий. Рисунок - это еще и выразительность, внут­ренняя форма, план, моделировка...


Надо рисовать беспрестанно, ри­совать глазами, когда нет возмож­ности рисовать карандашом. Пока вы не согласуете точное наблюде­ние с практикой, вы ничего дей­ствительно хорошего не создадите.


...В природе все гармонично: чуть больше, чуть меньше - это уже нарушает гамму и дает фаль­шивую ноту. Надо добиться уме­ния верно петь карандашом или кистью и так же хорошо, как голо­сом. Точность форм - то же самое, что и точность звуков.


Изучая натуру, обращайте вни­мание прежде всего на целое. Спрашивайте его, и только его. Детали - важничающая мелкота, которую следует урезонить...


Обратите внимание в модели на взаимоотношения величин; в них заключен весь характер. Пусть они вас сразу поразят, и вы их сразу же запечатлейте... Фигура, кото­рую вы хотите передать, должна стоять в вашем сознании целиком перед глазами, и ее выполнение должно быть не чем иным, как воплощением образа, которым ваш замысел уже овладел.


Делая набросок фигуры, поста­райтесь прежде всего определить и хорошо охарактеризовать ее дви­жение. Я буду постоянно вам повторять: движение - это жизнь.


Чем проще линии и формы, тем больше красоты и силы. Всякий раз, как вы расчленяете формы, вы их ослабляете. К этому всегда приводит дробление, в чем бы то ни было.


Почему не создают крупных характеров? Потому что вместо одной большой формы делают три малых.


Строя фигуру, не создавайте ее по частям. Согласуйте все одно­временно и, как правильно гово­рят, рисуйте ансамбль.


Законченность формы обнару­жится при окончании работы. Не­которые довольствуются в рисун­ке чувством; раз чувство показа­но - им уже достаточно. Вот перед вами Рафаэль и Леонардо да Винчи, доказывающие, что чув­ство и точность могут сочетаться.


Великие художники Рафаэль и Микеланджело, заканчивая произ­ведение, настаивали на линии. Тонкой кистью они еще раз под­тверждали ее, оживляя таким об­разом контур. Они придавали ри­сунку нервы и страсть.


Ловкость руки приобретается опытом; но правдивость чувства и понимания - вот что должно проявиться в первую очередь и до известной степени может за­менить все остальное.


Имейте всегда при себе аль­бом и отмечайте хотя бы четырь­мя ударами карандаша предме­ты, вас заинтересовавшие, если нет времени обозначить их пол­ностью. Но если у вас есть сво­бодное время сделать более точ­ный набросок, возьмитесь за мо­дель с любовью, рассмотрите ее и воспроизведите во всех аспек­тах с тем, чтобы впитать ее в свое сознание и чтобы она врос­ла в него как ваша собственность.


Внешние контуры никогда не должны быть вогнутыми. Наобо­рот, они должны выступать, круг­литься, как у плетеной ивовой корзинки.


Длина торса у мужчин как вы­сокого, так и низкого роста ма­ло различается. Так, торс, боль­шой по сравнению с длиной ног указывает на малый рост; корот­кий торс указывает на высокий рост человека.


Никогда линия головы не пе­реходит непосредственно в линию шеи; этот контур всегда прерван.



Когда работаешь над изобра­жением головы, главная забота мастера - это заставить гово­рить глаза, даже при самом об­щем их обозначении.



Жан Огюст Доминик Энгр

Французский художник Жан Огюст Доминик Энгр родился 29 августа 1780 года на юге Франции в старинном городе Монтобане.

Отец - Жозеф Энгр , занимался живописью, гравюрой, музыкой. Причем, по мнению благодарного сына, уже обретшего к тому времени признание, если бы Энгр-старший имел те возможности, которые он предоставил своему отпрыску, то стал бы величайшим художником современности. Одно из самых ярких воспоминаний Доминика Энгра о собственном детстве — красный мелок, которым он учился рисовать под руководством отца. А на плечи матери, урожденной Анны Муле, легли все остальные заботы о троих детях.


Отец решил опробовать все доступные варианты и обучал сына одновременно рисованию, пению и игре на скрипке. Быстро выяснилось, что лучше всего мальчика слушаются карандаш и кисть. Хотя любовь к музыке Доминик Энгр сохранил на всю жизнь, выражение «скрипка Энгра» стало нарицательным. Так говорили о маленькой слабости большого человека. Энгр дружил со многими музыкантами и композиторами, Лист характеризовал его игру как «миленькую» — это увлечение явно не было его сильной стороной.

Ференц Лист

С 11 до 16 лет юный Энгр обучался основам живописи в Школе изящных искусств в Тулузе. Там впервые проявился и его интерес к античности. К прославленному Давиду на курс в парижскую Академию Изящных искусств Энгр поступил в 17 лет и сразу стал одним из сильнейших учеников. Он не отличался общительностью, зато отличался упорством. На курсе ему дали прозвище «отшельник». Давид заметил трудолюбие и немалый талант юноши, и выдвинул студента на Большую Римскую премию, главная награда в которой — четырехлетняя оплаченная стажировка в Риме. Со второй попытки, в 1801 году Энгр за картину Послы Агамемнона у Ахилла получил эту премию. Увы, казна в наполеоновских войнах поиздержалась, и правительство не могло себе позволить такие расходы. В качестве компенсации художник получил в свое пользование мастерскую, в которой продолжил работать над копиями великих и завоевывал признание публики своими портретами.

С 1802 Энгр начинает выставляться в Салоне. Ему заказывают Портрет Бонапарта — Первого консула (1804), и художник делает во время короткого сеанса набросок с натуры, заканчивая работу уже без модели. Затем следует новый заказ: Портрет Наполеона на императорском троне.


"Наполеон на императорском троне"

Портрет мадам Devaucay, 1807

Энгр с благоговением относился к красоте, воспринимая ее как редкий дар. Прекрасные формы человеческого тела — постоянный источник вдохновения для художника.

Гимном женской красоте воспринимаются пленяющая классической ясностью форм и линий "Большая купальщица" (Купальщица Вальпинсона); исполненная элегантной грации и царственности Большая одалиска.


"Купальщица Вальпинсона". 1808



Известна легенда о том, как в 1837 выдержка и спокойствие духа Энгра во время вспышки эпидемии холеры спасли его студентов. Один из студентов заболел и умер, остальные запаниковали, бросились паковать вещи, чтобы бежать, — словно в то время были способы сбежать от такой напасти. Энгр запер все двери и запретил кому бы то ни было покидать стены виллы Медичи. В течение нескольких недель студенты и преподаватели не выходили из здания, упорно занимались, по вечерам устраивали музыкальные выступления, а иногда Энгр читал вслух Плутарха… Так эпидемия обошла Академию стороной.

«Вергилий, читающий Энеиду»

"Счастлив, кто мог познать причины вещей и поверг под ноги все страхи, и неумолимую судьбу, и шум волн жадного Ахеронта".
Вергилий


"Паоло и Франческа"

Энгр был честолюбив, всегда мечтал о признании и очень болезненно переживал критику: через много лет мог воспроизвести ругательный отзыв в свой адрес и ответно уколоть оппонента.

«Природная впечатлительность и безграничное желание славы не дают мне покоя», — признавался он сам.

Впоследствии искусствоведы сошлись во мнении, что Энгр-портретист — одна из сильнейших сторон его таланта. Сам же он считал портреты халтурой, ремесленным способом зарабатывать деньги. Всерьез Энгр относился к своим работам на античную и историческую тематику.

"Композитор Керубини с музой лирической поэзии". 1842

Талантливый ученик Давида, Энгр довольно быстро отошел от его принципов. На вершине личного Олимпа Энгра нашлось место лишь для главного кумира — Рафаэля. Он вообще был убежден, что Рафаэль — лучшее, что случилось во всей мировой живописи, а после него история искусств свернула «куда-то не туда». Свою задачу Энгр видел в том, чтобы вернуться к Рафаэлю и от него пойти в правильном направлении, продолжая и развивая его традиции. А Рубенса Энгр терпеть не мог, заявляя, что его живопись ему «противна и враждебна, как лучу света мрачная темнота» .

"Портрет мадам Муатессье". 1856

Говоря про Энгра, вспоминают Делакруа. Противостояние этих титанов - противостояние классицизма и романтизма создавало напряженность, в которой развивалась французская живопись тех лет. Античные мотивы и сюжеты, обращение к фрескам возрождения, поклонение Рафаэлю, тончайший рисунок, приверженность классицизму Энгра противостояли страстности, изощренному владению цветом и романтической доктрине Делакруа. Уравновешивалось соперничество, пожалуй, их равновеликим по силе талантом.

Энгра называли последним оплотом классической школы, но при этом явно недооценивали. Потому что импрессионисты, которым в том числе был призван противостоять этот «оплот», Энгром восхищались. Его влияние признавали фовисты во главе с Матиссом, кубисты под началом Пикассо. А все они эти академизм не почитали. Так что Энгр — это гораздо больше, чем классическая традиция.

Автопортрет в возрасте 79 лет - Жан Огюст Доминик Энгр



Ещё: Жан Огюст Доминик Энгр (1780 - 1867)

Оригинал записи и комментарии на

Жан Огюст Доминик Энгр родился 29 августа 1780 года в городе Монтобан неподалеку от Тулузы. Отец, будучи скульптором и живописцем, с самого детства привил ребенку любовь к творческим занятиям, обучив пению, игре на скрипке и, конечно, рисованию. Неудивительно, что среди картин будущего классика европейского академизма можно найти рисунок, выполненный им в возрасте девяти лет.

Дальнейшее обучение художник получил в Тулузе, в местной академии изящных искусств. Будучи довольно стесненным в средствах, юноша зарабатывал на жизнь, играя в оркестре тулузского театра «Капитолий». По завершению курса обучения в академии семнадцатилетний Энгр отправляется в столицу, где его учителем становится Жак-Луи Давид. Признанный приверженец и один из лидеров классицизма, Давид оказал сильное влияние на взгляды и стиль творчества своего талантливого ученика. Но Энгр довольно быстро отошел от слепого наследования манеры классиков и своего наставника, придал классицистической системе новое дыхание, расширил и углубил ее, сделав существенно ближе к запросам и требованиям меняющейся эпохи.

Ежегодно одному из парижских молодых художников по традиции присуждалась Большая римская премия, лауреат которой мог в течение четырех лет продолжать обучение живописи во Французской академии Рима. Энгр очень сильно мечтал получить ее, но по настоянию Давида премия 1800 года досталась еще одному его ученику. Произошла серьезная размолвка между Энгром и его наставником, результатом которой стал уход молодого художника из мастерской своего учителя.

Настойчивость и несомненный рост мастерства молодого живописца позволили ему добиться в следующем 1801 году присуждения вожделенной премии за полотно «Послы Агамемнона у Ахилла». Но мечта попутешествовать по Италии и провести четыре года в академии в Риме тогда не смогла воплотиться в жизнь – у художника были серьезные финансовые проблемы. Оставшись в Париже, он посещает частные художественные школы, чтобы сэкономить на натурщиках. Попытки заработать, иллюстрируя книги, особым успехом не увенчались, а вот рисование портретов под заказ оказалось весьма доходным занятием. Но душа у широкой натуры Энгра не лежала к портретам, и он до конца жизни утверждал, что настоящему его творчеству эти заказы только мешают.

В 1806 году Энгр все-таки смог перебраться в Италию, прожил долгих 14 лет в Риме и еще 4 – во Флоренции. Вернувшись затем в Париж, он открывает свою школу живописи. Через некоторое время 55-летний мастер получает должность директора Римской Французской академии и снова оказывается в Вечном городе. Но уже в 1841 году он навсегда возвращается в Париж, где на вершине славы и признания доживает до своей смерти в 1867 году.



Рассказать друзьям