Эпос древней греции. Характеристика античной литературы Эпос в античной литературе

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Величайшими памятниками древнейшего периода греческой литературы являются поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Поэмы относятся к жанру народно-героического эпоса, так как имеют фольклорную, народную основу и созданы на материале устного народного творчества, мифологии. В то же время, в них отражены реальные исторические факты, относящиеся к эпохе освоения греками побережья Малой Азии. Реальные события «обрастали» в поэмах сказочным, легендарно-мифологическим материалом. В основе поэмы «Илиада» поход греков-ахейцев против троянцев, жителей Трои (Иллиона). В поэме говорится о последних пятидесяти днях из десятилетней осады Трои. Тема «Одиссеи» - возвращение на родину одного из главных участников троянского похода – царя Итаки Одиссея.

Общий характер поэм различен. В «Илиаде» преобладают военные, батальные сцены, описания подвигов на поле брани. В «Одиссее» на первом плане – бытовой, сказочно-приключенческий колорит. Обе поэмы отмечены высочайшими художественными достоинствами. Написанные шестистопным гекзаметром, они отличаются неторопливым эпическим стилем, отличительная черта которого – повествование через перечисление. Например, описание щита Ахиллеса занимает 120 строк! Перечисляются предметы, цены, эпизоды, изображенные на щите, выкованном Гефестом. По этим деталям можно судить об особенностях быта, нравов, культуры «гомеровской» Греции. Образы героев поэм – монументальны, статичны, раскрываются через поступки и речь, представляя собой различные типы человеческих характеров. Образы богов, решающих на Олимпе судьбы героев, величественны и ярки.

Замечательные особенности поэм – эпическое раздолье, обилие развернутых сравнений, яркость и многообразие окружающего мира. Широкие картинные сравнения становятся как бы вставными новеллами, полными драматизма и динамики. В поэмах прославляется жизнь, молодость и красота, недаром к этим словам Гомер подбирает самые яркие и нежные эпитеты: прекрасная, беспечная. Близость к фольклору подчеркивается постоянными эпитетами: быстроногий Ахиллес, шлемоблещущий Гектор, хитроумный и многострадальный Одиссей, Зевс-тучегонитель.

Поэмы предельно объективны. Гомер не выражает своего отношения к происходящему. Но присутствие автора в поэмах постоянно ощущается. Мы видим его нравственные, политические, эстетические идеалы, мы смотрим на мир его глазами, и этот мир прекрасен, потому что таким он казался поэту. Гомер не может скрыть своего постоянного любования и миром и человеком. Мир грандиозен, велик и прекрасен, он может быть грозным, может нести гибель человеку, но он не подавляет человека. Человек подчиняется неизбежности, ибо ей подчиняются и боги, но никогда не проявляет рабского уничижения. Он спорит, протестует, иногда даже замахивается на богов. Герои Гомера бушуют, страсти играют их душами, часто толкая их на безумства, но поэт не судит их. Его повествование проникнуто гуманной терпимостью. Его позиция по отношению к происходящим событиям и действующим лицам подобна позиции хора в античном театре: хор радуется или печалится, но никогда не гневается и не вмешивается в происходящее. Кажется, что они не создавались автором, а излились из души эллинского народа. Недаром поэмы являлись любимыми произведениями в Древней Греции, изучавшимися в школах и гимнасиях. Их герои были образцами добродетели, мужества, благородства. Знание поэм, в том числе, наизусть, считалось обязательным. Александр Македонский, например, во время своих походов не расставался с поэмами, носил их в специальном драгоценном ларце.

К изучению поэм обратились еще в античную эпоху. Сегодня о них накоплена целая библиотека ученых трудов на многих языках. Сложилась ветвь филологической науки, посвященная «гомеровскому» вопросу, в котором до сих пор немало загадок. Во-первых, о личности самого Гомера известно лишь, что «спорили семь городов о рождении мудром Гомера». До нас дошли и другие слова неизвестного греческого поэта:

Ты не пытайся узнать – где родился Гомер и кем был он.

Гордо считают себя его родиной все города;

Важным является дух, а не место. Отчизна поэта –

Блеск «Илиады» самой, сам Одиссея рассказ.

Многие ученые вообще отвергают существование Гомера, считая его собирательным образом.

Во-вторых, неясен вопрос о происхождении поэм, об истории их создания. Безусловно, поэмы создавались в дописьменный период народными певцами-сказителями – аэдами. Долгое время они бытовали в устном виде, пока не были записаны. Но мог ли один человек держать в памяти такие огромные поэтические произведения и передавать их последующим поколениям? В свзи с этим вопросом возникает две теории.

Первая, «теория песен», создана в конце XVIII века немецким ученым Вольфом. Она сводится к тому, что первоначально существовали отдельные песни, малые поэмы, посвященные тем или иным эпизодам. Их могло быть 12 или 18. Затем они были объединены в единое целое и отредактированы.

Вторая теория получила название «теория единого зерна». Ее сторонники исходят из того, что в основе поэм лежит некое художественное и идейное единство, так называемые пра-поэмы. Именно они затем «обрастали» новыми сценами, сюжетными ответвлениями и героями. Сторонниками второй теории являются и русские филологи.

В чем сходятся все ученые, так это в том, что «Одиссея» моложе «Илиады». В ней запечатлен более поздний исторический этап жизни греческого общества. И хотя мы ничего не знаем о Гомере, очевидно, что в поэмах воплотились лучшие художественные традиции древних эллинов. Это подлинно народное творчество.

В Древнем Риме и в средневековой Европе поэмы Гомера воспринимались как образцы классического искусства. Своеобразным соревнование с Гомером стала поэма римского поэта Вергилия «Энеида». На гомеровские традиции опирались писатели и поэты, которые стремились создать крупные эпические поэмы, запечатлев в них важнейшие события национальной истории. Это Торквато Тассо («Освобожденный Иерусалим»), Мильтон («Потерянный рай»), Вольтер («Генриада»), Клопшток («Мессиада») и др. Однако все эти подражания были несколько искусственны. Это связано, прежде всего, с тем, что сама форма, стиль, манера гомеровских поэм соответствовали раннему историческому этапу. Для литературы более позднего времени наиболее органичными стали не обширные поэмы, насыщенные мифологическими образами, а романы-эпопеи, такие, как «Война и мир» Льва Толстого, «Тихий Дон» Михаила Шолохова, «Жан Кристоф» Ромена Роллана, «Иосиф и его братья» Томаса Манна и др. Не случайно «Войну и мир» называют «Илиадой нового времени.»

Можно ли предполагать, что столь замечательные по форме и содержанию и столь значительные по объему гомеровские поэмы «Илиада» и «Одиссея» , явились внезапно, ничем не подготовленные, не были плодом предыдущего развития древнегреческого эпоса? Можно ли допустить, что , при всей громадности своего таланта, создал такое великое творение один, без предшественников? Конечно, еще и до Гомера существовали эпические поэты, песни которых обращались в народе и пролагали путь творцу Илиады и Одиссеи ; но слава его имени и совершенство его произведений заставили забыть все предшествовавшее ему литературное развитие, как солнце заставляет гаснуть звезды.

В эпоху дорийского переселения, когда древнегреческие племена, оставив свою европейскую родину, начинали селиться на новых местах, – на островах Эгейского моря и на западном берегу Малой Азии, Греция давно уже вышла из первобытного, грубого варварства. Еще ранее этой эпохи в Элладе существовали уже города и укрепленные местности, политические и религиозные союзы. Древние греки занимались уже не только скотоводством, но и земледелием, которое, как известно, смягчает нравы; они занимались также ремеслами, торговлей, мореплаванием. Стремление к высшему умственному развитию начинало уже проявляться в богато одаренном народе, восприимчивом ко всему великому и прекрасному. Эпическая и прочие виды поэзии зародились у греков, без сомнения, очень рано.

Древняя Греция в IX - VI вв. до н.э. Карта

Древнейшею колыбелью древнегреческой культуры была Фессалия, – обширная и плодородная равнина Пенея, в которой много раз появлялись спускавшиеся с севера, подобно горным потокам, племена и затем, теснимые новыми пришельцами, шли далее к югу. Особенное значение имела местность, лежащая у подошвы Олимпа, этого могучего стража северной греческой границы, – местность, богато и оригинально одаренная природою. Старый Олимп, с 42 головами и 62 потоками (как величает его песня фессалийских клефтов), возвышает свои обнаженные, частью покрытые вечным снегом вершины на 9000 футов над поверхностью моря, выше облаков; сумрачные хвойные и обширные лиственные леса, прорезанные скалистыми уступами и зеленеющими долинами, покрывают склоны горного хребта и окаймляют его подошву. Здесь-то, на восточных исеверо-восточных склонах Олимпа, в привлекательной и обильно орошенной горными потоками области – в Пиерии – жили в доисторические времена так называемые мифические фракийцы, – древнегреческое племя, которого не следует смешивать с появившимися впоследствии и жившими далее к северу варварами – фракийцами. Мифические фракийцы были первыми почитателями муз, богинь песнопения и поэзии; эти искусства у них особенно процветали, вследствие чего они имели значительное влияние на другие родственные племена, хотя, конечно, и у этих последних была также своя народная эпическая и героическая поэзия. Благодаря фракийским певцам, из Пиерии, смутные представления о богах Древней Греции сделались мало-помалу яснее; Олимп получил значение священной горы, на вершинах которой находится жилище Зевса и его бессмертной семьи олимпийских богов . Эти певцы положили основание системе греческой мифологии в том виде, в каком она является у позднейших поэтов и в сознании народа; они познакомили с этим учением соседние племена, которые, восприняв его, продолжали развивать и дополнять основные мифы. Из области, занятой фракийцами еще в доисторические времена, это племя спустилось впоследствии на юг – к Геликону и Парнасу, в Беотии и Фокиде, на остров Эвбею и в Аттику, и фракийские певцы всюду встречали слушателей и подражателей, так как весь эллинский народ был богато одарен поэтическими способностями.

Древнейшие греческие поэты, которые, по преданию, почти все принадлежали именно к фракийскому племени, как, например, Орфей , Музей, Эвмолп, Филемон (конечно – личности не исторические, а легендарные), все называются в то же время и жрецами. Древнейшая греческая поэзия и на самом деле была поэзией жреческой, религиозной; первые произведения древнегреческого эпоса и лирики песни проистекали из глубокого религиозного чувства, которое в первичную эпоху развития господствует над всею жизнью и стремлениями как отдельного человека, так и целого народа. Как песни благодарственные и молитвенные, которые пелись преимущественно во время жертвоприношений, так и песни свадебные, плачи по покойникам, жалобы на увядание, замирание цветущей природы и тому подобное имели главным образом религиозный характер. Это были простые и краткие лирические порывы возбужденного религиозного чувства; но к ним – и, по всей вероятности, еще очень рано – присоединялось и изложение мифа, рассказы о происхождении, подвигах и чудных деяниях того или другого божества, словом, такие черты, которые обозначают уже переход к эпической поэзии; когда же народ от патриархальной пастушеской и земледельческой жизни стал мало-помалу переходить к более оживленной жизни воинственной, когда в нем пробудилось желание славы и подвигов бранных, тогда изменилась и его поэзия, и рядом с песнью религиозной явилась песня эпическая – былина о героях. Древнегреческий эпический певец повествовал народу о приключениях и славных подвигах героев, которые вспоминались с гордостью и радостью, и, передавая памяти потомства громкие имена славных предков, воодушевлял слушателей жаждою таких же подвигов и такой же славы.

Герои древнегреческого эпоса - Персей и Андромеда. Художник Дж. Вазари, 1570-1572

Стоустая молва, особенно у народа с такою богатою фантазиею, каковы были греки, доставляла певцам древнегреческого эпоса богатый материал для былинного эпоса. Таким материалом послужили прежде всего древнейшие народные мифы о подвигах и судьбе отдельных героев , которые, как, например, Беллерофонт , Персей , Геракл , Тесей , были одарены сверхъестественною силой и, пользуясь покровительством и помощью какого-либо божества, совершали в одиночку или с немногими товарищами нечеловеческие подвиги, очищали страну от страшных великанов или злых чудовищ и таким образом подготовляли почву для более цивилизованной героической эпохи.

Главный герой древнегреческого эпоса, Геракл, убивает Немейского льва. Копия со статуи Лисиппа

Затем явились у древних греков эпические сказания о позднейших, младших героях – героический эпос в тесном смысле, повествующий о тех временах, когда значительное число героев различных племен соединялось вместе для одного общего предприятия. Таковы сказания о войне куретов и этолийцев, об охот е на калидонского вепря , о походе аргонавтов , о битве лапифов с кентаврами , об осаде Фив и Трои. Песни древнегреческого эпоса, в которых передавались отдельные сцены и приключения из цикла сказаний о героях , при более значительном количестве и разнообразии поэтических образов, требовали от певцов большого таланта; наряду с развитием поэтического духа и творчества развивалась мало-помалу и эпическая поэзия греков, которая достигла наконец до высшей степени своего процветания – до создания эпопеи в обширном смысле слова, предметом которой были уже не отдельные, строго разграниченные приключения и военные рассказы, но великие всенародные войны во всей их полноте, со всем разнообразием лиц и событий.

Этой высшей степени процветания древнегреческий эпос достиг на азиатской почве, на ионийском берегу. Когда, вследствие так называемого дорийского переселения , почти все греческие племена, от Олимпа до мыса Тенара, удалились из мест своего первоначального поселения, тогда множество народа, составленного из различных племен, пустилось в море и нашло себе новые жилища на островах Архипелага и на западном берегу Малой Азии. Часть греков-ахейцев из Арголиды и Лакедемона вместе с эолийцами из Беотии и Фессалии, спустя около 130 лет после разрушения Трои (следовательно, по летосчислению Эратосфена , в 1054 г. до Р. X.), переселилась под предводительством Пентила, сына Ореста и внука Агамемнонона , на берега Мизии и Лидии, в страну, где некогда стояла Троя. Первыми колониями этих переселенцев были Митилена (на острове Лесбосе) и Кимы, а на юге – город Смирна. Лет десять спустя, на берегах Лидии и Карии, а также и на Кикладских островах появились многочисленные колонии греков-ионян . Ионяне явились из Пелопоннеса в Аттику и оттуда, под предводительством Нелея, сына Кодра, и других потомков пилосского Нестора, отправились в море, в сопровождении множества бездомных людей из других племен – минийцев, кадмейцев и пилосцев. Колонизованный ими малоазиатский берег получил название Ионии, а область, примыкающая к нему с севера, была названа Эолидой. На обильном заливами берегу Ионии (к которой причислялись также и близлежащие острова – Хиос и Самос) возник целый ряд древнегреческих городов. Наиболее замечательными из них были: Колофон, Эфес и Милет. Доряне, поселившиеся несколько позже к югу от ионян, имели в это время мало значения, так как они оставались еще чуждыми жизни и интересам своих соседей.

Вследствие этих переселений греческая жизнь приобрела более широкую почву для своего развития; но главным центром древнегреческой культуры сделались с этих пор берега и острова Эгейского моря. Вообще колонии всегда развиваются быстрее своей метрополии; так было и в данном случае. После бурного периода странствований греческая жизнь на эолийско-ионийском прибрежье вступила в период процветания. Общественные отношения пришли мало-помалу в порядок; начались мирные сношения с соседями, большею частью родственными по происхождению и образованными; вскоре под приветливым голубым небом, в стране, покрытой нивами и виноградниками, лугами и лесами, на берегах, изрезанных множеством заливов, началась свежая, деятельная жизнь. Труды древнегреческого земледельца и скотовода вознаграждались щедрой природой, в городах процветали ремесла, торговля и мореплавание, и веселый, свободный народ, довольный своим положением, мог почувствовать стремление к высшему умственному развитию.

В области культуры духовной раньше других заявили о себе греки-ионяне. Они жили в стране, которую Геродот называет прекраснейшей областью в мире. Из всех греческих племен это было племя наиболее даровитое, обладавшее живостью ума и быстротою восприятия; их живая фантазия умерялась здравым рассудком; идеальное направление мысли облагораживало их поэтическое миросозерцание. К этому присоединялось оригинальное остроумие и общительность. Одаренные такими качествами, греки-ионяне в продолжение многих веков были наиболее передовыми представителями эллинства в искусстве и науке; эпическая поэзия также нашла у них плодородную почву для своего развития и достигла своего высшего совершенства в эпических творениях Гомера.

Древние греки, переселяясь на азиатский берег, перенесли туда и свои сказания, и на новой земле особенно дорожили своими старыми песнями, как отголосками родной Эллады. Народ и певцы, повторяя эти песни, распространяли их и в то же время соединяли предания различных племен в одно общее целое. Особенный интерес для разноплеменной массы переселенцев должны были иметь еще свежие, недавно сложившиеся сказания древнегреческого эпоса о троянской войне . Эти эпические сказания, конечно, особенно охотно слушались и повторялись народом, так как этот народ состоял из потомков тех самых воителей, которые некогда так славно сражались на этом же азиатском берегу и наконец разрушили гордую Трою. Переселение греков в Малую Азию было до некоторой степени повторением этого прославленного в древнегреческом эпосе троянского похода. Цари, управлявшие вновь основанными городами, большею частью вели свое происхождение от героев, прославившихся в этой великой войне.

Сбор аргонавтов. Рисунок на тему одного из главных сюжетов древнегреческого эпоса. Аттический кратер середины V в. до Р. Х.

Поэтому певцы, без сомнения, предлагали своим слушателям преимущественно такие песни, содержание которых было заимствовано из цикла сказаний о троянской войне, хотя при этом не забывались и другие сказания. Так, например, Гомер (Одиссея XII, 69) говорит о «всем памятном» (πασιμέλουσα) корабле Арго , т. е. обо всеми воспеваемом корабле, который один из всех, возвращаясь от царя Ээта , благополучно миновал страшные «бродящие» скалы Симплегады ; следовательно, песни о походе аргонавтов должны были быть известны народу еще в догомеровское время. Из различных мест у Гомера (Илиада, VIII, 362; XIV, 249 и сл.; VI, 152 и сл.; IX, 529 и сл.) можно видеть, что на его родине были известны предания о Геракле , Беллерофонте, Мелеагр е и других.

Античная литература. Эпос. Античная литература как особый вид словесного творчества, основанного на тайне мифа как особого типа реальности. Роды античной литературы как типы художественного семиозиса внешнего и внутреннего планов мифической реальности: 1) эпос как род, отражающий мифо-художественный опыт онтологии космоса; 2) лирика как мелический род, отражающий различные психосоциальные типы переживания мифической реальности в опыте субъектных сообществ (эпиникии как лирический поджанр маскулинных хвалебных песен в честь победителей спортивных состязаний; парфении как лирический подвид опыта ожидания жениха в социальной страте незамужних девушек и т. п.); 3) драма как род, отражающий кинетику дестабилизированного космоса (трагедия – катастрофическую перспективу гибнущего космоса, комедия – диалектико-оптимистическую перспективу в модусе смехового преодоления исчерпанных парадигм жизни).

Литературный род РОД ЛИТЕРАТУРНЫЙ - исторически сложившийся способ воспроизведения действительности в художественном произведении, которое может либо более или менее объективно отображать окружающий мир, либо выражать состояние говорящего, либо воспроизводить сам процесс общения. Литература в соответствии с этими тремя способами изображения действительности и человеческой личности делится на три рода: ЭПОС, ЛИРИКА, ДРАМА. Литературный род всегда проявляется через вид. В пределах каждого рода выделяется множество разных видов (жанров): эпопея, былина, сказка, роман, повесть, поэма, рассказ, очерк, басня, анекдот и т. д. - в эпосе; стихотворение, романс, послание, элегия и т. д. - в лирике; трагедия, комедия, драма и т. д. - в драматическом роде. Существуют также межродовые формы (лиро-эпическая и лиро-драматическая), которые не являются особыми родом литературы, а сочетают в себе особенности изображения, присущие лирике и эпосу (в лиро-эпике), лирике и драме (в лиро-драме).

Эпос ЭПОС - (от греч. epos - слово, повествование, рассказ) – 1. Один из трех основных родов литературы, в отличие от лирики и драмы выдвигающий на первый план объективное изображение действительности, авторское описание событий, развертывающихся в пространстве и во времени, повествование о различных явлениях жизни, людях, их судьбах, характерах, поступках и т. д. Особую роль в произведениях эпических жанров играет носитель повествования (автор-повествователь или рассказчик), сообщающий о событиях, их развитии, о персонажах, об их жизни, при этом отделяющий себя от изображаемого. В зависимости от временного охвата событий различают крупные жанры ЭПОСА - эпопея, роман, эпическая поэма, или поэма-эпопея; средние - повесть и малые - рассказ, новелла, очерк. К эпическому роду относят также некоторые жанры устного народного творчества: сказку, былину, басню. 2. В устном народном творчестве ЭПОС - совокупность эпических песен, сказаний, древние фольклорные эпопеи разных народов.

Содержание и форма СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА - термины литературоведения, обозначающие внутреннюю (СОДЕРЖАНИЕ) и внешнюю (ФОРМА) стороны художественного произведения, находящиеся в органическом единстве. К СОДЕРЖАНИЮ относятся основные смыслообразующие аспекты произведения: тема, идея, проблема, конфликт. Однако СОДЕРЖАНИЕ не может существовать вне ФОРМЫ, под которой обычно понимают элементы художественного произведения, имеющие формальный характер: стиль, жанр, композиция, фабула, художественная речь, ритм. Иными словами, СОДЕРЖАНИЕ - то, о чем говорится в произведении, а ФОРМА - то, как говорится. Особым содержательно-формальным элементом считается сюжет.

Фабула. Сюжет. ФАБУЛА - (от лат. fabula - рассказ, повествование) - цепь, череда событий в эпическом или драматическом произведении, положенная в основу сюжета. В отличие от сюжета, Ф. можно кратко пересказать. «Ф. - это то, что было на самом деле, сюжет - то, как узнал об этом читатель» (Б. М. Томашевский). Кроме того, одна и та же Ф. может стать основой для множества различных сюжетов. СЮЖЕТ - (от франц. sujet - предмет) - событие или совокупность событий в эпических и драматических произведениях, развитие которых позволяет писателю раскрыть характеры героев и суть изображаемых явлений в соответствии с авторским замыслом. В основе С. лежит конфликт. Иногда говорят о С. в лирических произведениях. В С. обычно выделяют такие структурные элементы, как завязка, развитие действия, кульминация и развязка. По замечанию С. И. Кормилова, С. можно назвать «образом события или цепи событий» , в то время как фабула составляет событийную основу повествования и может быть коротко пересказана.

Гомер как вершина героического эпоса. «Илиада» Тайна Гомера: индивид или коллективный творец. Тайна «Илиады» как тайна космического Эроса. Тема и идея «Илиады» как конфликт индивидуального и общего. Ахилл как первый литературно-художественный архетип в истории европейской литературы. Архетип (греч.) – прообраз, идея; инвариантная основа, имеющая начало в традиции культуры и организующая типологию различных образов как вариантов этого инварианта. Архетипика героического действия по спасению космоса. Общий хронотоп поэмы как фрактал пространственновременной организации космоса. Гектор и Андромаха как героические жертвы хронотопа Трои как «хронотопа болезни» . Диалектика бессмертных богов и смертных героев в эпическом действии «Илиады» . Мифологема щита в образной структуре «Илиады» . Проблема современной интерпретации «Илиады» как отражение парадигмального кризиса литературоведческой герменевтики.

«Одиссея» как героическая поэма Пути ПУТЬ в мифопоэтической модели мира – это «образ связи между двумя отмеченными точками пространства» . Как правило, начало пути - это только некая исходная точка отсчета. Целью движения героя является конец пути – та точка, где находятся высшие сакральные ценности мира, или то препятствие, опасность или угроза, которое, будучи преодолено или устранено, открывает доступ к этим ценностям. Герой, достигший конца пути, отмечен внутренним перерождением, изменением статуса. Ю. М. Лотман отмечает, что путь героя – это непрерывная последовательность сменяющих друга состояний. В. Н. Топоров особо обращает внимание на то, что ценность пути заключается, в первую очередь, не в достижении героем в конце пути некой поставленной цели, а в самом вступлении героя на путь.

«Одиссея» как героическая поэма Пути Образ Одиссея как идея куроса - нуса. Образ Пенелопы как идея коры – пранои. Образ Телемаха как идея «умного делания будущего» . Хронотоп дома и хронотопы ошибок (остров Калипсо, остров Киклопов, страны лестригонов и лотофагов и т. п.) в сюжете поэмы. Тайна хронотопа Аида как «кода возвращения» . Миф об Одиссее как философия-образ бифуркации зрячести и слепоты человека и космоса: «телемахия» vs. «телегония» , т. е. «умное делание» vs. «ананке» . Эпосы Гомера как художественные «философии спасения» .

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ИНСТИТУТ ИСТОРИИ КУЛЬТУР

Факультет культурологии

ЭССЕ

по курсу «Античная литература»

Теория Аристотеля и античный эпос

Выполнил: Буцаева Наталья Сергеевна

Москва 2013

В своем сочинении Аристотель говорит, что эпос должен иметь те же виды, что и трагедия. Из хорошего эпоса, считает философ, можно сделать одну или две хороших трагедий. Чтобы понять какие же виды включает в себя эпос, нам необходимо разобраться, как устроена трагедия.

Трагедия - это разновидность такого жанра, как драма. Трагедия изображает масштабное, законченное действие. Она имеет определенный объем, ритм, гармонию и метр. Трагедия «не должна начинаться, где попало, и заканчиваться где попало», это значит, она должна иметь «начало, середину и конец».

Трагедия имеет шесть частей:

1. фабула, что значит, сочетание событий. Фабула должна состоять из трех основных частей:

· узнавание - «переход от незнания к знанию»;

· перипетии - «перемена происходящего к противоположному»;

· страдание - причинение боли.

· герои должны быть благородными;

· должны соответствовать своим характерам;

· герои должны быть правдоподобными;

· герои должны быть последовательны в действиях.

3. мысли - средство выражения мнений;

4. текст - события, описанные в словах;

5. музыкальная композиция - служит украшением для трагедии;

6. сценическая обстановка - украшение сцены, так как трагедия изображает события в действии, украшение должно соответствовать событиям

Аристотель выделяет четыре вида трагедий:

1. Трагедия запутанная, которая вся состоит из перипетий и узнаваний.

2. Трагедия патетическая - основана на страданиях героев.

3. Трагедия характеров - изображение характеров.

4. Трагедия фантастическая - показывает события, которые происходят в подземном мире.

Внешнее строение трагедии выглядит так:

1. Пролог - часть трагедии перед выступлением хора.

2. Парод - песни хора

3. Эписодий - эпизоды между песнями хора

4. Стасим - песнь хора между эпизодами

5. Коммос - заключительный стасим

6. Эксод - уход актеров и хора.

Эпическая поэзия возникла раньше, чем драма. Известно, что драма родилась из эпоса. Из этого следует, что эпос во многом схож с драмой, но при этом имеет существенные различия.

«Эпос» в переводе с греческого языка означает рассказ. Аристотель говорит, что фабула в эпосе, так же, как в трагедиях, должна быть цельным, масштабным, законченным действием.

Эпическая поэзия воспроизводит действия, подражает, словом и гармонией.

Аристотель говорит, что эпос, ровно как трагедия, делится на четыре вида, он может быть:

1. Простым;

2. Запутанным;

3. Нравоописательным;

4. Патетическим.

Таким образом, эпос может включать в себя несколько видов. Он может быть: запутанным, и патетическим; запутанным и нравоописательным, как в случае с «Одиссеей», и в любых других сочетаниях. Единственное невозможное сочетание будет считаться - простой и запутанный эпос.

В трагедии есть вид фантастический, но Аристотель ничего не упоминает о нем, касательно эпической поэзии. Например, в эпосе Гомера «Одиссея» показано сражение Одиссея с циклопом или, когда Одиссей на пиру у царя Алкиноя рассказывает, как он спускался в подземное царство Аида к Тиресию - все это элементы фантастического. У Вергилия в поэме «Энеида» также присутствуют фантастические моменты: описание подземного мира, когда Эней спускается в Аид, чтобы расспросить своего отца Ахилла о будущем его потомков.

Эпос имеет все те же части, что и трагедия, кроме последних двух, а именно:

1. фабула - также как и в драме, фабула должна состоять из трех основных частей:

· Узнавание.

Например, в «Одиссеи» есть узнавание по примете. Когда старик-Одиссей, в которого его превратила Афина, возвращается в свой дом, его узнает няня Эвриклея по рубцу на ноге.

· Перипетии.

Перипетии являются неотъемлемой частью эпоса. «Илиада» и «Одиссея» Гомера, «Энеида» Вергилия, буквально, состоят из перипетий.

· Страдание.

В «Илиаде» Гомера подробное описание сражения троянцев и ахейцев захватывает дух сильнее, чем современный боевик.

2. Характер.

Герои эпоса благородные «мужи», каждый наделен определенными качествами в характере и, как правило, им соответствует. Одиссей - хитрый, умный, изворотливый оратор. Он всегда находит не стандартные решения в ситуациях, из которых, казалось бы, выхода нет. Например, сюжет с циклопом в эпосе «Одиссея» Гомера, когда Одиссей опоил вином циклопа, который съел несколько человек из команды, он выколол ему единственный глаз, чтобы сбежать. Хитрость и ум он проявил не только в том, что придумал опоить циклопа вином, но и в том, как он устроил побег:

«Было немало баранов кругом, густорунных и жирных,

Очень больших и прекрасных, с фиалково-темною шерстью.

Их потихоньку связал я искусно сплетенной лозою,

Взяв из охапки ее, где спал великан нечестивый.

По три барана связал я; товарища нес под собою

Средний; другие же оба его со сторон прикрывали.

Трое баранов несли товарища каждого. Я же...

Был в этом стаде баран, меж всех остальных наилучший.

За спину взявшись его, соскользнул я барану под брюхо

И на руках там повис и, в чудесную шерсть его крепко

Пальцами впившись, висел, отважным исполненный духом».

трагедия эпос драма нравоописательный

Герои поэм не только доблестные войны, но и все до одного блестящие ораторы. Речь каждого благозвучна и стройна.

Текст написан гекзаметром.

Аристотель пишет об эпосе: «Ведь в нем необходимы перипетии и узнавания (и характеры), и страсти. Наконец, в нем должен быть хороший язык и хорошие мысли» (Поэтика, XXIV).

Отличается эпос от трагедии «длинной своего состава». Трагедия не может изображать несколько частей, а только одну, которая разыгрывается на сцене. Эпос, так как, это рассказ, может изображать «много частей происходящими одновременно».

Эпос написан героическим метром, потому что он самый «спокойный и величественный» из всех.

Еще одно существенное отличие трагедии от эпоса - это предмет изображения. В отличие от трагедии в эпосе можно изображать «немыслимое» или «невозможное», а в трагедии только что-то «удивительное». Причина кроется в том, что трагедия должна быть поставлена на сцене, и «немыслимое» или «невозможное» на сцене будет казаться только «смешным», поэтому это возможно, скорее всего, только в эпосе.

Например, изображение того же циклопа в «Одиссеи» Гомера, на сцене, вызвало бы смех, а в эпосе этот момент кажется фантастичным, «невозможным».

И последнее различие эпоса от трагедии - это способ подражания. Трагедия воспроизводит события в действии. Повествование эпоса объективное, автор в тексте не высказывается от своего лица, рассказ ведется, как бы, со стороны. В «Одиссее» Гомера, в «Энеиде» Вергилия, во многих частях рассказ ведет сам герой поэмы.

На примерах отчетливо видно, как теория драмы применима по отношению к эпосу.

Несмотря на то, что эпос имеет огромное количество преимуществ, как жанр: неограниченный объем повествования, всевозможные изобразительные средства и многое другое. Однако Аристотель отдает предпочтение трагедии, поскольку она дает наибольшую возможность сопереживать героям. Драма сосредоточена на воспроизведение одного действия, которое доводится до предельной напряженности, - эпос, наоборот, стремится показать сочетание разных событий.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Роль Гомера в мировой литературе. "Илиада" и "Одиссея" как поэмы о Троянской войне. Миф и действительность в "Одиссее", ее художественно-эстетический смысл. Образ Одиссея. Стилевые особенности "Илиады" как носителя устойчивой фольклорной традиции.

    контрольная работа , добавлен 27.12.2016

    Происхождение греческой трагедии. Запись поэм Гомера. Отношения героев "Одиссеи". Героический эпос древних греков. Описание людей и богов в поэмах Гомера. Сюжетно-композиционные особенности и образная система поэм Гомера. Земная причина Троянской войны.

    реферат , добавлен 15.05.2011

    Понятие о героическом эпосе. Шумерский эпос 1800 г. до н.э. "Сказание о Гильгамеше", его краткое содержание. Общая характеристика индийского эпоса 5 века н.э. "Великое сказание о потомках Бхараты". Средневековый европейский эпос "Песнь о Нибелунгах".

    презентация , добавлен 16.12.2013

    Понятие "эпос", его возникновение и значение в жизни народа. Сюжет эпоса "Нарты" и "Песнь о Нибелунгах". Персонажи и мифические образы адыгского эпоса "Нарты" и германского эпоса "Песнь о Нибелунгах", сравнительная характеристика этих двух эпосов.

    курсовая работа , добавлен 24.02.2011

    История эпоса о Манасе, записанного от сказителя Саякбая Каралаева, насчитывающего 416744 стихотворных строк. Научное исследование эпоса в XIX веке Валихановым и Радловым. Осуществление записи и перевода текстов трилогии "Манас" с 1920 по 1971 год.

    презентация , добавлен 05.10.2012

    Периодизация и жанры средневековой немецкой литературы. Стихотворные дидактические произведения XIV века. Немецкий героический эпос "Песнь о Нибелунгах", история его создания и содержание. Краткая характеристика основных литературных особенностей эпоса.

    курсовая работа , добавлен 17.03.2014

    Зарождение римского эпоса. Эллинизация римской литературы и эволюция эпоса. "Энеида" Вергилия: пик римского эпоса. Связь римского эпоса с греческими образцами. Национальные мотивы в эпических произведениях Древнего Рима.

    курсовая работа , добавлен 04.02.2007

    Героический эпос средних веков. Общее, типологическое и национально-неповторимое в героическом эпосе. Сходство героического эпоса разных народов Западной Европы. Народный испанский эпос "Песнь о моем Сиде". Главный герой поэмы, Родриго Диас де Бивар.

    дипломная работа , добавлен 20.08.2002

    История греческой литературы. Илиада: разыскания в области смысла и стиля гомеровской поэмы. Эстетическая терминология ранней греческой литературы. Художественный мир гомеровского эпоса. Древнегреческая литературная критика.

    курсовая работа , добавлен 03.12.2002

    Основные направления разделения стихотворных поэтических сочинений, различия и общность эпоса, лирики и драмы. Краткая характеристика и описание видов и родов поэтического творчества, зависимость стиля от душевного состояния и темперамента автора.



Рассказать друзьям