Этапы составления бизнес-плана. Составление бизнес-плана интернет-компании

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Представьте себе, что вы являетесь назначенным руководителем группы бизнес-планирования (БПЛ). Речь идет о планировании полноценного инвестиционного проекта среднего масштаба. Для его выполнения нужно привлечь дополнительные источники финансирования в форме кредитов банка и найти партнеров-инвесторов. Ваша группа состоит из четырех сотрудников, включая экономиста в сфере инвестиций, маркетолога и начальника производственно-технологической службы. Разработка бизнес-плана прошла вводно-описательную стадию, и вы приступаете к его основной части.

Место планировочных разделов в БПЛ

Если окинуть цельным взглядом инвестиционный проект не только с позиции документа, а по стадиям его реализации, то стоит отметить, что разработка бизнес-плана относится к процессам инициации. Важно не допускать путаницы и смешивания процедур БПЛ и планирования собственно выполнения проектной задачи. Это разные аспекты единого процесса. Бизнес-план выполняет задачу обоснования, а сводный отображает последовательность событий и результатов в привязке к временному аспекту и ответственности. Иными словами, бизнес-план создается до принятия решения о старте проекта, а непосредственная реализация бизнес-плана сопровождается календарным и другими видами проектного планирования.

Процессы инициации начинаются с поступления предложения по проекту руководству предприятия. Это может произойти в регулярном режиме, например, во время сессии стратегического планирования или же ситуационно. Естественно, что первый вариант является предпочтительным. При инициативе снизу требуется презентация концепции проекта и, иногда, предварительное ТЭО. Когда же инициатором выступает высшее руководство предприятия, оно само вполне может ограничиться кратким изложением инвестиционной идеи. Итогом рассмотрения инициативного предложения является приказ о подготовке бизнес-плана и создании группы бизнес-планирования.

Алгоритм разработки бизнес-плана

На схеме выше показаны этапы разработки бизнес-плана инвестиционного проекта. Далеко не всегда представленный порядок действий соблюдается точно, это зависит от специфики инвестиционного мероприятия и сложившейся культуры управления в компании. Процесс бизнес-планирования многослойный и итерационный, особенно это касается планировочных разделов документа, создаваемых при разработке его основной части. В целом алгоритм разработки рассматриваемого документа делится на четыре блока.

  1. Подготовка вводно-описательной части и ее доводка.
  2. Разработка и доработка основных планировочных разделов.
  3. Аналитико-имитационная часть планирования.
  4. Оформительская часть.

Анализ рынка

Как мы ранее выяснили, основные этапы бизнес-планирования связаны с планировочной стадией. Разделы специализированных планов отмечены на схеме алгоритма БПЛ голубым цветом. Они также называются базовыми планами документа. Ключевым этапом на основной стадии БПЛ является разработка раздела «Анализ рынка и план маркетинга». Его подготовкой группа планирования занимается в первую очередь, потому что другие планировочные разделы зависят от его содержания. Такие разделы, как «План производства и сбыта», «Инвестиционный план», «Финансовый план» напрямую связаны со сведениями, которые возникают в итоге планирования маркетинга и продвижения продукта проекта.

Локомотивом бизнеса являются продажи, зависящие от реакции рынка на предложенный ему продукт. Поэтому нужно выяснить состояние рыночной ситуации, спрогнозировать ближайшее развитие рынка, смоделировать положительное принятие целевой аудиторией нового рыночного предложения предприятия. Последнее возможно, если комплекс маркетинговых мероприятий попадет в центр ценностных ориентаций потребителя. Цель раздела состоит в обосновании того, что продукция или услуги, выпущенные на рынок в результате инвестиций, будут иметь устойчивый сбыт.

И инвестор, и партнеры-займодатели должны быть убеждены в том, что уверенность разработчиков в рыночном успехе имеет 100-процентную аргументацию, основанную на надежных источниках и сильной маркетинговой методологии. Здесь очень важно не преуменьшить сильные стороны конкурентов, достоинства альтернативных продуктов и не переоценить потенциал насыщения рынка. Раздел начинается с описания и анализа рыночной ситуации, их цель – определить запас потенциала рынка, на котором компания действует или на который планирует войти. Технология описания базируется на сборе маркетинговой информации и включает следующие вопросы.

  1. Общая характеристика рынка (размеры, уровень и тенденции развития, стадия ЖЦ). Помимо названного к характеристикам рынка относятся: специфика входного билета, опубликованные прогнозы изменения ситуации на рынке, рыночная доля предприятия.
  2. Характеристика потребителей продукции (услуг). В данном блоке информации отражаются: тип потребителя, его география, социально-демографический портрет, ценностные предпочтения, мнение о продукте.
  3. Исходная стратегия продвижения продукции (услуг) на рынок (ценовая политика, система распределения, маркетинговые коммуникации, сервисное обслуживание, связи с общественностью).
  4. Конкурентоспособность предприятия на рынке. Настоящий блок описания позволяет сформировать картину о ближайших конкурентах компании впереди («лидеров рынка») и сзади («дышащих в спину»), их SWOT-параметры, финансовое положение, технологический уровень, доли рынка и т.д. Для подготовки данного блока активно применяются экспертные оценки и методы конкурентной разведки.

Разработка плана маркетинга

Описание и анализ рынка предваряют разработку плана маркетинговых мероприятий. Оба этих подраздела основаны на результатах единого рыночного исследования, но служат разным целям. Цель плана маркетинга – выявить неудовлетворенный спрос в заданном сегменте и создать маркетинговую программу обеспечения продвижения и продаж продукта в требуемых объемах. Продукты, которые компания намерена производить и реализовывать по результатам инвестиционного мероприятия, локализуют маркетинговую стратегию предприятия до границ рыночного сегмента.

Фрагмент вопросника для маркетинговых исследований

Базис разработки плана маркетинга составляют результаты маркетинговых исследований. Для их проведения маркетологом используются типовые вопросники, фрагмент одного из них приведен выше. На основе полученных ответов также формируются данные для составления Плана денежных потоков проекта в разрезе продаж и бюджета маркетинга. Но главное, опросник задает структурированный порядок анализа продукта, потребителя, сегмента рынка, конкурентов и возможностей воздействия на рынок, с целью получить сбыт.

Для каждого целевого сегмента и продукта в нем необходимо провести углубленный анализ ближайших конкурентов по методологии SWOT. После анализа рыночных возможностей, зная направления развития сегментов, сильные и слабые стороны конкурентов в них, нами может быть применена технология отбора сегментов по целевому признаку. Таким образом, новые продукты получат предпосылки для устойчивой позиции спроса на рынке. Применяя, например, такой инструмент, как матрица Ансоффа, можно перейти к позиционированию продуктов и далее к маркетинговым политикам. Ниже вашему вниманию предлагается порядок разработки плана маркетинга для целей инвестиционного проекта на рынке продукта.

Планирование плана маркетинга проекта на рынке продукта

Уже на этапе отбора рыночных сегментов проекта есть смысл начинать сценарное моделирование прогноза продаж с учетом позиционирования продуктов. Минимально сценариев должно быть три, а порядок их разработки начинается с базового варианта с переходом на оптимистичный и пессимистичный. Позиционирование продуктов открывает возможность для принятия продуктовой, ценовой, сбытовой и коммуникационной политик. Без них взвешенный план продаж на протяжении всей эксплуатационной фазы построить сложно. В результате возникает документ – план маркетинга, в его завершающей части отражаются мероприятия, которые необходимо выполнить для состоятельности проекта.


Разработка производственного и инвестиционного плана

Такие этапы разработки бизнес-плана, как план маркетинга, производства и сбыта, инвестиционный план последовательно выполняются друг за другом. Логически верный порядок возникает, когда сразу за планом маркетинга формируется сбыт, а затем – план производства. Еще на предыдущем этапе предварительный план продаж должен быть предложен маркетологами. При этом маркетологи, как правило, оперируют плановыми значениями числа фактов продаж и, в лучшем случае, еще и суммовыми значениями с учетом стабильных ценовых параметров, которые редко остаются неизменными.

Маркетинг отвечает за спрос, за те объемы, которые рынок способен принять при удачном раскладе информационного давления и ценностного восприятия продуктов целевой аудиторией. План сбыта формирует конкретные объемы продаж и суммы поступлений выручки, исходя из динамики инфляции, курсов валют при выходе на внешний рынок, и, самое главное, жизненного цикла продукта. Ниже показан пример динамики продаж продуктов условного проекта.

Обычно ЖЦ продукта на рынке представляет собой кривую с тремя основными фазами: роста продаж, плато стабильного сбыта и угасания продаж. Редко, когда при планировании удается заглянуть так далеко, но это реально необходимо – спроектировать весь жизненный цикл продукции или услуги. На основе уточненного плана сбыта разрабатывается производственный план. Его цель состоит в моделировании организации эффективного производства под планируемые объемы продаж. Центральным блоком раздела служит производственная программа под рыночные потребности в запланированной продукции. Помимо этого в раздел входит расчет производственных затрат: переменных и постоянных. По другой классификации издержки производства делятся на:

  • издержки материального характера;
  • расходы на персонал;
  • калькуляционные издержки;
  • расходы на оплату услуг сторонних организаций.

Задача производственного плана заключается в том, чтобы обосновать возможности мощностей предприятия выпустить востребованный продукт достаточного качества и в необходимые сроки. Данная задача решается под условием инвестиционных вложений требуемых объемов и стоимости средств. Для этого в разделе описываются основные бизнес-процессы, инфраструктура, доступность персонала, технико-технологические параметры мощностей. Все это позволяет перейти к разработке инвестиционного плана.

Инвестиционный план в своем составе имеет следующие информационные блоки.

  1. Потребности в стартовом запасе сырья, материалов, комплектующих.
  2. Потребности в новом оборудовании и транспортных средствах.
  3. Потребности в зданиях, сооружениях, помещениях и земельных участках.
  4. Потребности в системе охраны окружающей среды и безопасности деятельности.
  5. Состав этапов предпроизводственной стадии.
  6. Сроки поставок и проведения работ.
  7. Календарный план закупа, строительства и монтажа с альтернативными условиями от поставщиков и подрядчиков.

Разработка организационного и финансового планов

В основные стадии процесса бизнес-планирования входит разработка еще двух планировочных разделов: организационного и финансового планов. Система управления проектом (предприятием) и его организационная модель отражаются в организационном плане. Организационная модель включает не только организационную структуру, но и элементы культуры, а также блоки информации по управлению персоналом проекта.

В основе плана лежит кадровая политика, определяющая формы привлечения персонала, отбор, обучение, повышение квалификации, систему мотивации. В разделе отражаются профессиональные профили и другие требования к менеджеру проекта, функциональному руководству производственных подразделений предприятия, исполнительскому составу. Если уточнение организационно-правовых аспектов не выделено в отдельный этап в заключительной части планирования, то этот блок информации включается в организационный план.

Самым важным разделом бизнес-плана является финансовый план. Он завершает планировочную часть документа и предваряет его аналитико-имитационную часть. Результаты последней могут запустить новый планировочный цикл, если выявленные показатели проекта, угрозы риска того потребуют. Если же несколько итераций планирования так и не приведут к удовлетворительным результатам анализа, проект может быть признан нецелесообразным к реализации. И это тоже будет считаться положительным результатом бизнес-планирования.

Ключом в этих циклах и выводах является финансовый план. Его цель – получить ясную и полную картину по всем ожидаемым финансовым параметрам рассматриваемого проекта:

  • добавленный денежный поток;
  • финансовый результат;
  • финансовое состояние предприятия;
  • эффективность проекта;
  • окупаемость инвестиций и их возврат;
  • заемные обязательства и их выполнение;
  • дивиденды.

Как документ финансовый план включает целый ряд форм, таблиц и диаграмм. Это наиболее гибкий по содержательной части раздел бизнес-плана, потому что он завершает многогранную планировочную задачу. Вся многофакторная пирамида предыдущих разработок в сложном переплетении связей весьма чувствительно сходится в итоговых финансовых формах. Среди них основными являются план движения денежных средств, план доходов и расходов и план балансового листа. Достаточно измениться хотя бы одному фактору на любом из этапов планирования, как вся финансовая модель требует пересчета.

В настоящей статье мы рассмотрели вопрос о том, как разработать бизнес-план в части его основных планировочных разделов. Содержательно каждый вид планов документа раскрывается в отдельных материалах. Я же в данном обзоре стремился донести логически выверенную последовательность действий, исходя из здравого смысла, из последовательности возникновения сведений, позволяющих выстроить стройное и аргументированное обоснование. Вариации алгоритма, конечно, всегда имеют место, но суть документа и его цель неизменно диктуют примерно один и тот же строй, соблюдая который, мы быстрее и легче достигаем успеха.

После перехода к рыночной экономике резко увеличилась важность бизнес-планов, необходимых для организации своего дела, предварительной оценки эффективности проекта, освоения новых сфер деятельности. Разработка бизнес-плана рекомендуется как для только созданной компании, так и для уже существующей организации на определенном этапе развития.

Вы узнаете:

  • Для чего нужна разработка бизнес-плана.
  • Какие существуют виды бизнес-плана.
  • Каковы цели и функции бизнес-плана.
  • Какие выделяют этапы разработки бизнес-плана.
  • Как выглядит структура бизнес-плана.
  • Как оценить эффективность бизнес-плана.

Почему так важна разработка бизнес-плана

Применение делового планирования помогает в реализации проектов фирмы. Составленный план дает возможность представить все предстоящие мероприятия и оценить возможные результаты и эффекты от них.

Бизнес-план включает в себя подробное описание компании , в том числе реализуемые товары (услуги), процессы управления, а также финансовые потребности.

Предназначения бизнес-плана

  1. Стать документом для создания новой компании . В нем прописывается, при помощи каких методов и инструментов собственники планируют достичь своих целей. То есть бизнес-план является своеобразной инструкцией для открытия нового дела.
  2. Показать, что руководитель инициативен и свою активность сможет направить на реализацию определенного проекта, ответственен и сможет достичь поставленных целей, понимает, как преодолеть все возможные трудности.
  3. Рассказать контрагентам и работникам о некоторых нюансах проекта . Это поможет им посмотреть на руководителя как на своего коллегу.
  4. Доказать возможным инвесторам целесообразность денежных вложений .
  5. Продемонстрировать емкость и перспективность развития нового рынка сбыта .
  6. Провести оценку затрат на изготовление товаров , необходимых рынку, соотнести их с ценами, по которым возможна реализация своей продукции, для определения вероятной прибыльности проекта.
  7. Выделить критерии, опираясь на которые можно будет контролировать состояния дел и осуществлять управление .
  8. Выявить все вероятные трудности, поджидающие проект в первые годы реализации .
  9. Добиться большего уважения и доверия со стороны коллег и инвесторов .

Основные виды бизнес-планов

Бизнес-план обычно создается для введения в действие инновационных, социальных, экономических и организационных видов проектов.

  • Инновационный бизнес-план – документ, описывающий комплекс мероприятий по разработке новой продукции, проведению маркетинговых исследований. Большое значение отводится описанию инновационности проекта, защите объектов интеллектуальной собственности. Сформулирована высшая цель и определены конкретные периоды воплощения проекта.
  • Организационный план создается для проведения реформ в компании, перехода на новые системы управления и менеджмента, разработку и реализацию мероприятия. Очень затруднительно выявить качественные или количественные показатели оценки результатов подобных проектов.
  • Экономический план необходим для построения системы аудита , приватизации фирмы, перехода на другую налоговую систему.
  • Социальный бизнес-план предполагает изменения в сфере соцзащиты, соцобеспечения, здравоохранения, устранение негативных результатов общественных потрясений и природных катастроф.

Также возможна разработка бизнес-плана для реализации различных целей, то есть он может быть направлен на конкретную целевую группу:

1. Бизнес-план инвестиционного проекта.

Мы подготовили статью, которая:

✩покажет, как программы слежения помогают защитить компанию от краж;

✩подскажет, чем на самом деле занимаются менеджеры в рабочее время;

✩объяснит, как организовать слежку за сотрудниками, чтобы не нарушить закон.

С помощью предложенных инструментов, Вы сможете контролировать менеджеров без снижения мотивации.


2. Бизнес-план предприятия.

Это один из наиболее часто встречающихся типов бизнес-плана, который пригодится как большим компаниям, так и организациям малого и среднего бизнеса. Разработка бизнес-плана предприятия включает в себя рассмотрение главных аспектов деятельности фирмы, возможных преимуществ и недостатков развития, способов решения вероятных трудностей. При помощи бизнес-плана можно проанализировать идеи, определить более целесообразное решение по организации бизнеса, выявить слабые места, рассмотреть опыт конкурентов. Кроме того, разработка бизнес-плана предприятия понадобится, если вы хотите начать сотрудничество с потенциальными инвесторами или партнерами. Первому разделу (резюме) следует уделить наибольшее внимание. Многое зависит от убедительного и побуждающего к сотрудничеству краткого содержания бизнес-плана. В большинстве случае изучение проектов начинается с резюме, поэтому очень важно четко и доступно описать вашу концепцию, способы получения прибыли и доказать инновационность предложения. Нужно, чтобы после прочтения резюме можно было ответить на два вопроса: «В чем интерес участников в реализации проекта?» и «Какова вероятность остаться без прибыли?».

3. Бизнес-план на кредит.

Бизнес-план на получение кредита имеет три отличия от инвестиционного:

  • в нем должно быть обоснование необходимости финансирования фирмы в определенный период времени;
  • должно четко прослеживаться получение выгоды от использования займа;
  • должны содержаться доказательства высокой платежеспособности компании, свидетельствующие о своевременной оплате долга и процентов.

Скорее всего, банк не станет скрупулезно изучать пункты бизнес-плана, не относящиеся напрямую к финансовой устойчивости предприятия. Большее значение имеет, есть ли у заемщика ответственный поручитель или ценности для залога. Также внимание уделяется кредиторской и дебиторской задолженностям . Изучение кредитной истории поможет выяснить, есть ли у организации долги и насколько своевременно они погашаются. Бессмысленно указывать искаженную информацию. Во-первых, все банковские учреждения осуществляют независимую оценку финансовой состоятельности потенциального заемщика, и во время оформления кредита необходимо будет собрать большой пакет документов и подвергнуться нескольким проверкам. Во-вторых, перед принятием решения об оформлении кредита следует оценить все плюсы и минусы, а также перепроверить собственные возможности по своевременной выплате займа и процентов. Поэтому при составлении бизнес-плана необходимо быть предельно честным и трезво смотреть на свои силы, чтобы быть максимально готовым к вероятным трудностям.

4. Бизнес-план на грант.

Разработка бизнес-плана на грант подразумевает получение субсидии или займа из госбюджета или благотворительных фондов. В данном случае в вашем документе должен быть сделан основной акцент на гуманные цели и большой вклад в развитие своей области или города. Вероятность получения гранта зависит от того, насколько честно и точно вы представите концепцию бизнес-плана. И опять же необходимо будет сделать основной акцент на резюме.

Подводя итог, можно сказать следующее. Бизнес-план – это документ, состоящий из расчетов, технического и экономического обоснования, а также перечня мероприятий и конкретных задач, необходимых для реализации проекта и получения максимальной прибыли. При разработке бизнес-плана необходимо придерживаться последовательности, скрупулезности, конкретизации, подробного описания всех деталей и нюансов и системного подхода, чтобы все потенциальные партнеры могли получить развернутые ответы на свои вопросы.

Необходимо брать во внимание все особенности ваших будущих партнеров, вне зависимости от выбора типа бизнес-плана. Как правило, инвесторам нравится документ, который специалисты фирмы составили самостоятельно, без обращения к другим компаниям. И в первую очередь они рассматривают саму организацию, ее человеческие ресурсы и качество предлагаемой идеи.

Для банковских учреждений важна текущая платежеспособность предприятия, без учета потенциальной прибыли. А государственные структуры обычно поощряют проекты, приносящие пользу обществу и человечеству.

  • Государственная помощь бизнесу: с кем государство поделится деньгами

Цели разработки бизнес-планов

В бизнес-плане должны быть отражены и обоснованы затраты и прибыльность создаваемого дела.

Но это не единственная цель. Помимо нее выделяют другие цели разработки бизнес-планов:

  • снижение рисков открытия нового бизнеса;
  • определение уровня реальности достижения поставленных целей;
  • привлечение новых инвесторов, партнеров, спонсоров и пр.;
  • определение сильных и слабых сторон создаваемого бизнеса, оценка рисков;
  • бизнес-план – механизм для получения денежных средств (финансирование, инвестирование, получение кредитов);
  • доказательство возможным инвесторам привлекательности и рациональности создания новой организации;
  • необходимо воспринимать бизнес-план как процесс планирования и инструмент управления внутри компании.

По другой классификации выделяют внутренние и внешние цели бизнес-плана.

Внутренние цели: проверить имеющиеся знания, собственное понимание рыночной среды и приобрести новые навыки и опыт. Многое зависит от осознания инвестором стратегических целей , показателей, конкурентной среды, сильных и слабых сторон определенного инвестиционного проекта, его предполагаемой продуктивности при конкретных условиях.

1) Разработка стратегии создания нового предприятия.

Стратегическое планирование внутри самой компании происходит в несколько этапов:

  • Формирование стратегических целей организации.
  • Разработка различных направлений развития фирмы для достижения утвержденных целей.
  • Выявление ресурсов, которые понадобятся для воплощения других направлений развития компании.
  • Оценка и сопоставление продуктивности вариантов развития фирмы.
  • Определение самого эффективного варианта из множества различных направлений развития организации.
  • Оценка необходимости дополнительного финансирования для воплощения варианта, которому было отдано предпочтение.

Все важные сведения, выявленные в ходе стратегического планирования, оказывают влияние на бизнес-план.

2) Обеспечение возможности контролировать процесс реализации выработанной стратегии.

Бизнес-план – своеобразная база для сопоставления, позволяющая определить отклонение от подготовленного плана, выявить основания несоответствий и разработать мероприятия по их ликвидации.

Следовательно, бизнес-план – это важный механизм для управления компанией. Создание бизнес-плана поможет эффективнее спрогнозировать дальнейшее развитие событий.

Внешней целью разработки бизнес-плана являются получение денежных вливаний от внешних источников в виде займов или инвестиций, привлечение интереса банковских учреждений и инвесторов, доказательство им целесообразности инвестиционного проекта и высокого менеджмента фирмы.

Все инвесторы хотят оценить рентабельность вливаний в проект и выявить предполагаемую от него отдачу и рискованность инвестиций, и лучше всего это сделать при помощи изучения и анализа бизнес-плана.

Грубо говоря, бизнес-план – это визитка инвестиционного проекта . Ознакомившись с ним, инвестор сможет понять, выгодно ли ему вкладывать деньги и как проект сможет выйти на наибольшую продуктивность при рисках, допустимых для инвестора.

Чтобы бизнес-план работал и достигал установленных целей, очень важно грамотно подойти к его созданию. Разработан общий алгоритм формирования бизнес-плана.

Этапы разработки бизнес-плана

  1. Перед тем как приступить к созданию бизнес-плана, необходимо проанализировать финансовую деятельность рынка компании, а также осуществить технико-экономическое исследование различных альтернатив его развития, принимая во внимание общепринятые международные стандарты. После проведенных анализа и исследования формируется стратегия производства и сбыта продукции. Чтобы принять решение, нужно обладать подтвержденной и полной информацией. Поэтому определение источников нужной информации – это первый этап, с которого стартует разработка бизнес-плана. Разделы начинают формироваться с изучения изданий по бизнес-планированию, обращения за помощью к компаниям, дающим управленческие консультации, или посещения курсов, предлагающих советы по разработке бизнес-плана.
  2. На следующем этапе составления бизнес-плана формируют цели разработки, основанные на проблемах, которые должен решить этот документ.
  3. После определения внешних и внутренних целей можно переходить к третьему этапу: выявлению адресатов разработки . Будут ли это только внутренние члены фирмы (скорее всего, нет) или еще и внешняя сторона, которую компания хотела бы привлечь в качестве инвесторов (коммерческие банковские учреждения, потенциальные акционеры).
  4. На четвертом этапе разработки бизнес-плана приступают к установлению общей структуры создаваемого документа.
  5. На пятом этапе начинается сбор информации для подготовки всех вышеописанных разделов. На данном этапе нужно найти людей со знаниями и навыками, необходимыми для создания бизнес-плана, и способных вас поддержать. К примеру, это могут быть сотрудники компании, а также привлеченные со стороны консультанты.
  6. На шестом этапе происходит создание исходного варианта бизнес-плана. После того как все разделы оказались скомпонованы, оформляется резюме (его всегда пишут в последнюю очередь). Когда все этапы разработки бизнес-плана пройдены, можно считать, что планирование завершено, но лучше не пускать документ в дело, а сначала отдать его какому-нибудь влиятельному, но беспристрастному специалисту, способному дать непредвзятые комментарии.
  • Формы организации бизнеса: примеры, рекомендации, практические вопросы

Мнение эксперта

Схема подготовки бизнес-плана

Татьяна Ларина,

Разработка бизнес-плана магазина, предприятия осуществляется по следующей схеме:

  1. Создается проект бизнес-плана. Для его составления понадобятся сведения, полученные в результате анализа отрасли. Пригодятся некоторые показатели, например, тенденции и темпы развития различных областей, степень динамичности и емкости рынка, стандартизации продукции, анализ сегментов, ресурсы покупателей, производственные мощности в бизнесе. Затем необходимо оценить актуальность бизнес-плана, возможно ли сейчас приступить к его воплощению.
  2. Далее начинаем разрабатывать стратегию бизнес-плана, формируем цели и задачи. Мы определяем вероятный уровень экономических показателей и делаем прогноз, возможно ли увеличение прибыли, какую долю на рынке сможет занять бизнес, как повысится товарооборот, сможем ли мы удовлетворить потребности покупателей.
  3. В самом конце разрабатывается тактический бизнес-план. В нем составляется график, на котором отмечаются действия компании, осуществленные для решения поставленных задач и достижения целей, а также для реализации стратегического бизнес-плана.

Опираясь на эти этапы, была создана шаблонная структура бизнес-плана, при помощи которой можно составить документ, отображающий все необходимые сведения.

Разработка бизнес-плана: разделы документа и его оформление

1. Оформление.

Обложка – важная деталь любого бизнес-плана. Не стоит халатно относиться к ее разработке, потому что привлекательная обложка, понравившаяся инвестору, может положительно повлиять на его решение о подписании с вами контракта. На обложке необходимо напечатать логотип фирмы, а сам бизнес-план поместить в подходящую папку на пружинках. Текст должен размещаться только на одной стороне листа. Для бизнес-плана следует использовать стандартный шрифт (Times New Roman или Arial) размером 12-14, выделяя все заголовки.

На титульном листе поместите следующую информацию о компании: наименование, номера телефонов, контактное лицо, электронную почту, юридический адрес.

2. Краткое резюме.

Изучив краткое резюме, ваши потенциальные инвесторы смогут узнать о плюсах и специфике вашего бизнеса. Обязательно обозначьте выгоду, которую получат инвесторы, в чем привлекательность этого направления, какие задачи компания определила для себя, как она планирует занять свою нишу в условиях современного рынка.

Уже после первых предложений бизнес-плана инвестору должна быть понятна привлекательность проекта. Резюме должно включать в себя следующие сведения в краткой форме:

  • суть бизнес-проекта, основная цель фирмы, экономическая эффективность деятельности;
  • перспектива реализации идеи на рынке, в бизнесе;
  • сведения о необходимых для реализации источниках финансирования;
  • лицо, ответственное за реализацию проекта, этапы воплощения бизнес-плана;
  • ожидаемая польза (предполагаемый уровень продаж, нормы доходов, сроки, необходимые для окупаемости и возврата инвестиций).

Особое внимание стоит уделить определению главной цели фирмы, в которой следует отметить:

  • основные направления, специфику компании;
  • этапы развития бизнеса;
  • организационно-правовую форму и задачи фирмы;
  • виды товаров/услуг, которые компания планирует реализовывать потребителям, каким образом она планирует это осуществлять;
  • информацию о главных экономических и технических данных за предыдущие пять лет;
  • сведения о конкурентоспособности товаров и бренда в разрезе конкретных периодов и рынков;
  • текущие положение дел в фирме и перспективы деятельности;
  • конкурентные преимущества бизнеса , отличия от работы других фирм.

3. Описание продукта или услуги.

В этом разделе стоит рассмотреть основные виды услуг или товаров, изготавливаемых компанией.

4. Конкурентное преимущество .

Конкуренция – это один из важных элементов, который необходимо учитывать при планировании деятельности. Следует четко понимать, в каких сферах наиболее серьезная конкуренция и что можно сделать для того, чтобы решить эту проблему. Зачастую, чтобы войти в рыночную среду при особо высокой конкуренции, компании снижают цены для получения возможности функционирования и успешного ведения бизнеса. В идеальных условиях ценовой конкуренции нет, но сейчас это встречается лишь в случае создания оригинального товара.

Для выживания среди наиболее сильных конкурентов по бизнесу фирма должна предлагать покупателю товары или услуги, отличающиеся от аналогичных, реализуемых другими фирмами. Но нюансы продукции должны положительно восприниматься потребителями.

5. Оценка рисков .

Риски – это факторы, на которые бизнесмен не может повлиять. Воплотившиеся в реальность риски серьезно усугубляют текущее положение дел, снижают прибыль, уменьшают число покупателей, что может лишить фирму возможности дальнейшего ведения бизнеса.

Перед началом собственного дела необходимо разработать бизнес-план с учетом вероятных рисков. Это важно, потому что поможет:

  • определить, реально ли достичь запланированных показателей в бизнесе (уровень прибыли, желаемое количество потребителей);
  • оценить, чего следует опасаться, и разработать пути, способные обезвредить неблагоприятные последствия.

При оценке рисков большинство организаций и ИП используют SWOT-анализ, рассматривающий бизнес-обстановку с внешних и внутренних сторон.

6. Маркетинговая стратегия .

9 самых распространенных ошибок при составлении бизнес-плана

Ошибка 1. Нехватка знаний в области рынка, актуальных тенденций, конкуренции и недостаток аргументации. Это очень распространенная ошибка при разработке бизнес-плана, потому что зачастую предприниматели занимаются лишь производственными вопросами, забывая изучить спрос на товар. Это неправильно, необходимо делать упор на анализ рынка, предполагаемых покупателей, а также составлять выводы, подкрепленные аргументами о планируемых объемах продаж.

Ошибка 2. Неточность целей. Вам необходимо иметь перед собой четкую цель и знать, чего вы хотите. К примеру, к 2018 году занять лидирующую позицию в своем населенном пункте по ассортименту, качеству и объему продаж хлебопекарных изделий. Вы должны показать инвесторам свое понимание трех аспектов:

  • как обстоят дела на сегодня (кто мы на текущий момент?);
  • чего вы хотите достичь (в каком направлении двигаемся?);
  • как вы собираетесь достигнуть желаемого (кем вы станете и как добьетесь этого).

Ошибка 3. Непроработанные вопросы. В бизнес-плане необходимо все предусмотреть и описать. Нельзя игнорировать вопросы, касающиеся:

  • информации о поставщике оборудования, сырьевой продукции и остальных материалов;
  • подробного плана привлечения инвесторов;
  • информации об имуществе предприятия (ИП), способного быть залогом при кредитовании.

Ошибка 4. Указание стоимости проекта ниже реальной. Это одна из распространенных ошибок, возникающая в связи со слабой проработанностью вопросов, касающихся строительства, закупки оборудования и получения соответствующих документов.

Поскольку на этапе планирования не все детали можно учесть, настоящая стоимость реализации будет выше, чем на бумаге. Это может привести как к необходимости поиска и привлечения дополнительных инвестиций, так и к абсолютному окончанию работ и банкротству.

Ошибка 5. Заниженная себестоимость товаров или услуг. Эта ситуация возникнет, если вы недостаточно хорошо проработаете вопросы, связанные с организацией процесса производства. Молодые предприниматели зачастую при подготовке бизнес-плана неточно рассчитывают расходы ресурсов, материалов, сырья или прибегают к недостоверной информации. Это приводит к высокой себестоимости товара, неспособности выдерживать конкуренцию и, в большинстве случаев, к уходу с рынка.

Ошибка 6. Сроки реализации плана не соответствуют действительности. Ошибки, совершенные при подготовке бизнес-плана, могут повлечь за собой некорректный расчет сроков выполнения работ по реализации проекта (слишком короткие), что заставит инвесторов и кредиторов сомневаться в вашей компетентности и способности адекватно оценивать свои силы и возможности.

Ошибка 7. Проект и потенциал предприятия несоизмеримы. Любой задуманный проект должен соответствовать финансовым возможностям компании, ее размерам и имеющимся ресурсам. Инвесторы и кредиторы с недоверием относятся к фирмам, несоизмеряющим свои запросы и возможности. В большинстве банковских учреждений запрещено выдавать кредиты на реализацию проектов компаниям, у которых масштаб проекта превышает сегодняшние финансовые возможности.

Ошибка 8. Нет четкого бизнес-плана по продвижению продукта. Бывают случаи, когда предприниматель уделяет мало внимания вопросам продажи и продвижения своего товара, что может привести к получению выручки ниже возможной. В результате продукция остается лежать на складе, а поставленные в бизнес-плане цели так и не достигнуты.

Ошибка 9. Нет четкой схемы возврата денежных средств, взятых в кредит. Инвесторам и кредиторам очень важно понимать, как вы планируете возвращать деньги. Исключив этот пункт из своего бизнес-плана, вы, скорее всего, получите отказ.

Многие предприниматели понимают, насколько важно составить грамотный бизнес-план. Проект составляется и для привлечения инвесторов, и для понимания ориентировочных сумм по расходам на открытие бизнеса, и для определения его рентабельности. Рассмотрим, каковы основные этапы разработки бизнес-плана.

Порядок разработки бизнес-плана непосредственно зависит от его состава.

В разделе «Резюме» проекта важно заинтересовать инвестора в проекте и подтолкнуть его к прочтению всего документа. Именно поэтому первый раздел необходимо тщательно разработать. Часто резюме готовят в виде презентации, где и обозначают главные моменты и «фишки» бизнес-предложения.

«Сведения о компании» презентуются в проекте с двух сторон. Во-первых, это историческая справка о фирме, во-вторых, настоящая деятельность и будущие планы. При этом делается сравнительный анализ компании и ее конкурентов. Анализ конкуренции позволяет компании раскрыть свои преимущества, при этом нужно указать как слабые, так и сильные стороны иных компаний, а также в чем в дальнейшем возможно достичь преимущества перед ними и что для этого потребуется.

В «Производственном плане» проекта указывается все необходимое оборудование, которое предстоит закупить, и трудозатраты.

Одним из самых важных разделов наряду с резюме является финансовый план. Здесь указываются предполагаемые расходы, размеры привлеченных от инвесторов сумм, процентов по кредиту, порядок погашения задолженности. Сведения об окупаемости должны также присутствовать в содержании бизнес-плана при его разработке.

Отдельным пунктом следует изложить сведения о том, насколько проект финансово состоятелен, просчитать риски и потери.

Основные части проекта

Рассмотрим каждый из этапов в составлении проекта подробнее. При этом важно соблюдать последовательность разработки бизнес-плана. Это поможет разработчикам получить намного больше информации и структурировать ее.

Первый этап разработки бизнес-плана включает сбор информации и анализ целей, которые преследует этот документ. Вместе с тем необходимо определить, для кого он составляется. Если такой документ планируется составлять для инвесторов, важно одновременно и заинтересовать их, и подробно указать все финансовые особенности данного проекта. В документе должна присутствовать конкретная цель. Она должна быть не только привлекательной, но и достижимой при наличии всех указанных финансовых или временных условий.

На этом этапе важно придерживаться выполнения следующих задач:

  • решение организационных вопросов;
  • интеграция компании к существующей обстановке;
  • распределение доли расходов и доходов.

Сбор и обработка информации

На втором этапе важно собрать всю имеющуюся информацию, проанализировать и систематизировать ее. Сведения можно собирать как по внутренним, так и по внешним ресурсам. К внутренним относят профессиональный опыт, расчеты, профессиональные знания и умения. К внешним – информацию, полученную из интернета, иных открытых ресурсов, сведения о деятельности конкурентов. Последнее является одним из самых важных в основных этапах процесса составления бизнес-плана. Поскольку, основываясь на полученных сведениях, можно правильно их систематизировать и подготовить документ с конкретными конкурентными преимуществами, потенциалом будущей фирмы и возможными финансовыми вложениями.

Последними этапами составления бизнес-плана будут его разработка и согласование.

Ответственность за составление проекта можно возложить на:

  1. Сотрудников (менеджеров) компании. Этот вариант является наиболее распространенным и удобным, поскольку деятельность фирмы лучше всего знает ее руководитель и инициатор составления бизнес-плана. Имея на руках основные идеи и цель, можно обозначить суть и направленность документа, а разработку экономической части поручить финансовым работникам.
  2. Сотрудников специальных компаний, занимающихся разработкой бизнес-проектов. При этом необходима тесная связь с руководством фирмы-заказчика.

Следующим шагом будет обсуждение документа. Здесь необходимо задействовать консультантов и специалистов, которые смогут подробно проанализировать каждый раздел документа и внести при необходимости правки. В этом случае бизнес-план отправляется на доработку и после внесения изменений снова подлежит обсуждению. В дальнейшем инициатор составления документа или руководитель компании утверждает проект, и он передается для рассмотрения инвесторам или акционерам.

Как составить бизнес-план: Видео

Процесс разработки бизнес-плана включает три укрупненных этапа. На первом этапе решаются экономические задачи анализа и оценки уровня производственной деятельности предприятия, характеристики производственного потенциала и сферы бизнеса. Второй этап - это решение задач по изуче­нию рынка, разработке прогноза производства продукции и формированию эффективной системы управления. На треть­ем этапе разрабатывается стратегия финансирования меро­приятий по развитию производства и реализации конкуренто­способной продукции, повышению эффективности производ­ства.

Разработка бизнес-плана включает взаимоувязанные между собой этапы, выстроенные в определенной логической последо­вательности.

На первом этапе разработки бизнес-плана определяются це­ли его подготовки на основании перечня тех проблем, которые призван решить бизнес-план конкретного предприятия. В на­стоящее время такими целями могут быть: достижение безубы­точности его деятельности; ввод в действие нового магазина, це­ха; выпуск нового вида продукции; внедрение мероприятий по совершенствованию маркетинга и менеджмента и др.

Рис. Последовательность (этапы) составления бизнес-плана

Второй этап разработки бизнес-плана включает анализ, оценку и прогнозирование собственных возможностей пред­приятия, т.е. анализ текущих и прогнозных результатов функ­ционирования самого предприятия; анализ и прогнозирование обеспеченности его деятельности материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами; анализ и прогнозирование текущих результатов деятельности основных конкурентов; анализ и прог­нозирование рынков сбыта; анализ и прогнозирование возмож­ных видов риска.

Таким образом, первый и второй этапы определяют содер­жание подготовительной экономической работы по составле­нию бизнес-плана.

Следующие этапы разработки бизнес-плана деятельности предприятия представляют собой непосредственное его состав­ление (формирование).

Третий этап включает характеристику планируемой пред­приятием продукции, работ, услуг, производимых им. Целью этого этапа является оценка сильных и слабых сторон деятель­ности в сферах менеджмента, производства, маркетинга, фи­нансов, кадровой политики как самого предприятия, так и его основных конкурентов.

Четвертый этап состоит в исследовании рынков сбыта. Целью этого этапа является оценка рынков сбыта, уровня конкуренции, конкурентоспособности производимых товаров, ра­бот, услуг. В результате проведенных на данном этапе исследо­ваний должно быть сформулировано обобщенное представле­ние о рынках и конкурентах.

Пятый этап предполагает разработку плана производства, который включает прогноз объемов производства (реализации) продукции (товаров), работ, услуг с учетом заданий программы социального и экономического развития предприятия и резуль­татов анализа и прогнозирования его собственных возможно­стей, определение потребности в основных фондах, исходном сырье, оборудовании, персонале по категориям работников, затратах на оплату труда, определение полной себестоимости производимой продукции.

Шестой этап включает разработку ценовой политики предприятия, а также системы формирования спроса и стиму­лирования сбыта. Целью данного этапа является разработка маркетинговой стратегии предприятия.

Седьмой этап предполагает выбор типа организационной структуры и оценку ее эффективности.

Восьмой этап предусматривает описание возможных типов рисков, расчет уровней рисков и разработку мероприятий по их снижению и предупреждению.

Девятый этап состоит в разработке финансового плана предприятия, целью которого является оценка эффективности планируемой деятельности предприятия. Данный этап включа­ет: прогноз доходов и расходов; сметы фондов; прогнозный ба­ланс денежных средств; прогнозный баланс активов и пасси­вов; прогноз ключевых финансовых показателей.

Десятым, завершающим этапом разработки бизнес-плана, является составление резюме, которое представляет собой, по сути, краткое изложение бизнес-плана деятельности пред­приятия.

Реализация названных этапов разработки бизнес-плана предполагает:

Определение целей разработки бизнес-плана, в качестве которых могут быть достижение безубыточности деятельности, ввод в действие нового объекта, выпуск нового вида продукции и др.;

Анализ, оценку и прогнозирование собственных возмож­ностей эффективного функционирования самого предпри­ятия, обеспеченности его деятельности материальными, трудо­выми и финансовыми ресурсами, результатов деятельности ос­новных конкурентов, рынков сбыта, возможных видов риска;

Определение характеристики планируемой к выпуску продукции (работ, услуг), оценку сильных и слабых сторон де­ятельности как самого предприятия, так и его основных конку­рентов, в сферах менеджмента, производства, маркетинга, фи­нансов и кадровой политики;

Исследование рынков сбыта, уровня конкуренции, конку­рентоспособности производимой продукции (работ, услуг);

Разработку плана производства и реализации продукции (работ, услуг) с учетом заданий программы социального и эко­номического развития предприятия и результатов анализа и прогнозирования его собственных возможностей. При этом определяются потребности в основных фондах, сырье, матери­алах и персонале, затратах на оплату труда;

Разработку маркетинговой стратегии предприятия, цено­вой политики предприятия, системы продвижения товара на рынки, включая меры по формировании спроса и стимулирова­нию сбыта;

Выбор типа организационной структуры предприятия и оценку ее эффективности;

Определение возможных рисков и разработку мероприя­тий по их снижению и предупреждению;

Прогнозирование финансовых показателей предприятия, включая разработки прогноза доходов и расходов, баланса де­нежных средств, баланса активов и пассивов, ключевых финан­совых показателей;

Составление резюме – краткого изложения основных по­ложений бизнес-плана деятельности предприятия.

Бизнес-план предприятия разрабатывается в пределах фи­нансового года. В нем находят отражение затраты и результаты по всем видам деятельности, включая инновационные и инвес­тиционные проекты. Содержание бизнес-плана предприятия представляет интерес для собственников (так как в нем оцени­вается рентабельность капитала), администрации (оценка ее профессиональной деятельности и эффективности), персона­ла (сохранение рабочих мест и определение оплаты труда), поставщиков (оценка платежеспособности), для государствен­ных и местных органов власти (стабильность трудового коллек­тива и налоговые платежи).

Содержание бизнес-плана, перечень разделов описательной части и его объем формируются на каждом предприятии само­стоятельно. Текст планового документа, качество разработки и степень достоверности зависят в первую очередь от профессио­нализма управленческой команды (для частных предприятий), а также от отраслевых методических рекомендаций (для субъек­тов хозяйствования с государственной собственностью).

Отличительная особенность бизнес-плана предприятия со­стоит в том, что он разрабатывается исходя из законов рынка, отсюда предприятие самостоятельно ищет рынки сбыта, фор­мирует производственную программу и цены на продукцию; осуществляет планирование маркетинга; признает альтернати­вы и риски, с которыми непосредственно связано мышление работников предприятия об издержках, доходах, прибылях, стоимости предприятия; использует рентабельность собствен­ного капитала в качестве критерия оценки экономической эф­фективности бизнес-плана предприятия.

В связи с нестабильностью условий рынка, последствий экономического кризиса, а также небольшим опытом работы российских предприятий в условиях рынка, невозможно осуществлять прямое использование зарубежных методических разработок при составлении бизнес-планов российскими предприятиями. Необходима их адаптация к реальным экономическим условиям нашей страны.

Для этого, прежде всего, необходимо определиться с понятие бизнес-плана. Бизнес-план - это документ внутрифирменного планирования, излагающий все основные аспекты планирования производственной и коммерческой деятельности предприятия, анализирующий проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяющий способы решения финансово-хозяйственных задач.

Исходя из данного определения, он должен, прежде всего, решать задачи улучшения финансового состояния организации. В этой связи наиболее актуально рассмотрение именно финансового аспекта бизнес-плана.

Потребность в разработке бизнес-планов выявляется при решении финансовых и управленческих задач в различных сферах хозяйственной деятельности. Практика российского бизнес-планирования позволяет выделить следующие области применения бизнес-плана:

подготовка инвестиционных заявок на получение кредитов в банках;

разработка проектов создания различных предпринимательских структур фирм, с целью предупреждения риска их разорения;

выбор экономически выгодных направлений и способов достижения положительных финансовых результатов предприятия в новых условиях работы, сбыта продукции, общей неплатежеспособности хозяйствующих субъектов;

привлечение различного рода инвестиций (в том числе иностранных) для развития предприятия.

Обязательность разработки бизнес-плана не закреплена законодательно. Зарубежный опыт и пока еще небольшой опыт отечественных предприятий показывают, что их составление продиктовано хозяйственной практикой. Бизнес-план решает задачи не только оперативного, но и стратегического планирования. При заключении договоров банка с инвестиционным фондом либо другим возможным инвестором бизнес-план позволяет убедить их в том, что предприятие имеет перспективные возможности своего развития, что есть последовательная и реальная программа проведения предпринимательской идеи в жизнь.

Хозяйственные партнеры предприятия, прежде чем установить с ним договорные отношения, могут с помощью бизнес-плана убедиться в наличии шансов на коммерческий успех и обеспечение достаточного уровня прибыльности. Таким образом, бизнес-план выступает как один из способов налаживания хозяйственных взаимоотношений с поставщиками; посредниками; фирмами, с которыми предполагается осуществлять кооперирование научно-технической, производственной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности.

Бизнес-план можно составлять как на краткосрочный, так и на долгосрочный период, с его корректировкой и пересмотром по мере необходимости, этот процесс получил название реинжениринга.

Один из важнейших аспектов бизнес - планирования - это его методическое обеспечение. Это вопрос, сохраняющий свою важность как в ходе реализации бизнес-плана, так и при осуществлении контроля за ходом его выполнения. От его успешного решения зависит как уровень выплачиваемых дивидендов, так и уровень заработной платы и размер поощрения сотрудников. Среди методического обеспечения и указаний по составлению основных разделов бизнес-плана обычно предусматривается разработка Программы социальной защиты работников и акционеров. Естественно, что он интересует как собственников, так и персонал предприятия.

Специалисты рекомендуют также иметь график контрольных проверок, разработать перечень и форму периодических отчетов администрации и другие формы информирования инвесторов и работников предприятия о результатах проведения работ по составлению и реализации бизнес-плана.

Не существует общепринятой, единой для всех, регламентированной формы и структуры бизнес-планов на предприятиях, но в то же время при значительных внешних различиях бизнес-планов методы из разработки практически совпадают. Это позволяет при разработке бизнес-плана пользоваться наиболее типичными методами его составления.

Важным методическим аспектом разработки бизнес-плана является построение его структуры, т. е. состава и содержания основных разделов. В этом процессе должна присутствовать определенная логика, которая исходит из трех определяющих элементов технологии бизнес-планирования:

оценки внешней среды для создаваемого предприятия;

описание желаемого результата для предприятия;

выбора наиболее эффективных путей достижения поставленных целей.

В итоге должен получиться работоспособный бизнес-план, позволяющий понять, какие действия надо предпринять в маркетинге, производстве, технологии, менеджменте, финансовой структуре и т. п.

Для качественного контроля за выполнением плана, важно заранее установить контрольные точки, по которым можно определять, все ли идет, как намечено, то есть установить временные рамки. Краткосрочные планы обычно составляются на год, но можно следить за его выполнением и в течении года (квартал, месяц). Баланс доходов и расходов предприятия, ликвидность денежных средств, соответствие уровня запасов на складе плановым, выполнение производственных планов, качество продукции и услуг, дебиторская и кредиторская задолжности и прочее следует проверять регулярно, например раз в месяц. Система контроля должна быть простой и вместе с тем обеспечивать всех лиц, принимающих ключевые решения, своевременной информацией, чтобы в случае возникновения отклонений они могли вовремя принять корректирующие меры. Рационально проводить проверку баланса с помощью программ типа Альт-финансы. Как уже говорилось выше, бизнес-план может содержать различное количество разделов, приведем схему наиболее распространённого из них (рис. 1.3., 1.4).

Рис. 1.3 - Схема разработки бизнес-плана

Рис. 1.4 - Содержание типового бизнес-плана

Исходя из выше представленных схем последовательность работы над составлением бизнес-плана выглядит следующим образом:

2. Проектируемый продукт или вид услуг

3. Оценка рынка сбыта

4. Конкуренция

5. Стратегия маркетинга

6. План производства

7. Организационный план

8. Юридический план

9. Оценка риска и страхование

10. Финансовый план

11. Стратегия финансирования



Рассказать друзьям