Ф м достоевский жизнь судьба. Биография достоевского кратко самое главное

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Федор Михайлович Достоевский (1821 - 1881), один из наиболее ярких русских писателей, имеющий значимую роль в русской литературе, место рождения - Москва. Отец - Михаил Андреевич Достоевский, лекарь, помещик, состоятельный дворянин. Долгое время трудился в Мариинской больнице. Был пристрастен к алкоголю. В 1839 году умер от разрыва кровеносных сосудов.
Мать - Мария Федоровна Нечаева родилась в купеческой семье, была женщиной религиозной. В девятнадцатилетнем возрасте стала женой Михаила Достоевского. Умерла от туберкулеза в 1837 году.
В семье Достоевских было шесть детей. Сразу после кончины матери, два брата Федор и Михаил, были отправлены в пансионат Санкт-Петербурга. С 1838 года юный писатель проходил учебу в Главном инженерном училище Петербурга. Окончил обучение в 1842 году со званием инженер-подпоручик и поступил на службу. В 1844 году писатель подал в отставку и одновременно представил свою первую работу «Бедные люди». Именно данная повесть принесла успех писателю, в отечественной и мировой литературе.

В 1848 году вступил в тайное сообщество, организованное наиболее ярким «петрашевцем» Н. А. Спешневым. Такое собрание носило политический характер и ставило перед сообществом цель о перевороте в России. Весной 1849 году молодой Достоевский был арестован за участие в политическом деле против действующего правительства. Дело передали военному суду, который вынес решение о приговоре к смертной казни. Однако приговор не был приведен в исполнение, но в наказание, Достоевский был лишен титула дворянина, всего имеющегося имущества, помимо этого, сослан на каторгу в Сибирь, на четырехлетний срок. Достоевский отбыл причитающийся ему срок. В 1854 году в Сибири в городе Семипалатинске поступил служить солдатом в звании рядовой, где уже спустя год был переведен в унтер-офицеры. Сохранение прав гражданина за Достоевским оказалось неслучайным, император Николай I смог оценить талант молодого писателя и принял решение помиловать его, чего ранее не случалось в царской России.
Отбывая наказание на каторге, у Достоевского первый раз случилась эпилепсия, имевшая продолжение. В связи с этим писателя отправили в отставку, после чего он жил в Твери, а затем смог уехать в Петербург. Здесь Достоевский смог вплотную заняться литературной деятельностью.
В 1861 году старший брат семьи Достоевских, Михаил, запустил в издательство ежемесячный журнал («Revue») – «Время» в котором Федор Михайлович напечатал роман «Униженные и оскорбленные». Позднее в печати появилась работа «Записки мертвого дома», где писатель, пользуясь псевдонимом, излагает жизнь каторжников. В 1863 году журнал был запрещен к публикации, тогда братья Достоевские создают новый, под названием «Эпоха».
Тогда же в 1864 году были написаны «Записки из подполья». В 1865 году, будучи в Германии, писатель начал трудиться над величайшим романом «Преступление и наказание», и завершил его в 1866 году. Произведение было опубликовано в журнале «Русский вестник». Одновременно с этим, в 1866 году умирает старший брат Достоевского.
15 февраля 1867 года состоялось таинство венчания Федора Михайловича Достоевского с Анной Григорьевной Сниткиной. Она стала второй и последней его женой. Достоевский первый раз женился еще в 1857 году на Исаевой Марии, имевшей сына от первого брака впоследствии ставшим для Достоевского приемным. В 1864 году первая супруга (Исаева) умерла от туберкулеза. Апполинария Суслова стала второй возлюбленной писателя, но так и не стала его женой.
Имея большие долги перед кредиторами, семья Достоевских вынуждена уехать в Европу на период с 1867 года по 1871 год. Уже в 1868 году, издается известный роман «Идиот», ставший классическим произведением для русской литературы, а также идет работа над произведением «Бесы».
В 1872 году, Достоевский возвращается на родину, и живет в Новгородской губернии в городе Старая Русса. Здесь начинается самая плодотворная деятельность в биографии Достоевского. В 1872 году завершает написание романа «Бесы», в 1873 году писатель обзаводится собственным изданием - ежемесячным журналом «Дневник писателя». В период с 1874 по 1875 годы завершена работа над романом «Подросток», в 1876 году представлено произведение «Кроткая». Российский император Александр II представляет своей семье Достоевского в 1878 году, а в 1880 году, выходит роман «Братья Карамазовы». В том же году, писатель выступает со знаменитой речью, по случаю открытия памятника А.С. Пушкину, содержание которой вызвало общественный резонанс. Будучи полон творческих планов, Федор Михайлович собирался приступить к написанию второй части «Братьев Карамазовых», но в начале 1881 года Достоевский скоропостижно скончался. Погребен русский писатель при монастыре Александро-Невской лавры в Петербурге.

ФЕДОР МИХАЙЛОВИЧ ДОСТОЕВСКИЙ

Родился в Москве. Отец, Михаил Андреевич (1789-1839),- врач (штаб-лекарь) московской Мариинской больницы для бедных, в 1828 получил звание потомственного дворянина. В 1831 приобрел сельцо Даровое Каширского уезда Тульской губернии, в 1833 соседнюю деревню Чермошню. По воспитанию детей, отец был человеком независимым, образованным, заботливым семьянином, но обладал характером вспыльчивым и подозрительным. После смерти жены в 1837 вышел в отставку, поселился в Даровом. По документам, умер от апоплексического удара; по воспоминаниям родственников и устным преданиям, был убит своими крестьянами. Мать, Мария Фёдоровна (урожденная Нечаева; 1800-1837). В семье Достоевских было еще шестеро детей: Михаил, Варвара (1822-1893), Андрей, Вера (1829-1896), Николай (1831-1883), Александра (1835-1889).

В 1833 Достоевский был отдан в полупансион Н. И. Драшусова; туда он и брат Михаил ездили "ежедневно по утрам и возвращались к обеду". С осени 1834 по весну 1837 Достоевский посещал частный пансион Л. И. Чермака, в котором преподавали астроном Д. М. Перевощиков, палеолог А. М. Кубарев. Учитель русского языка Н. И. Билевич сыграл определенную роль в духовном развитии Достоевского. Воспоминания о пансионе послужили материалом для многих произведений писателя.

Тяжело пережив смерть матери, совпавшую с известием о смерти А.С. Пушкина (которую он воспринял как личную потерю), Достоевский в мае 1837 едет с братом Михаилом в Петербург и поступает в приготовительный пансион К.Ф. Костомарова. Тогда же состоялось его знакомство с И. Н. Шидловским, чья религиозно-романтическая настроенность увлекла Достоевского. С января 1838 Достоевский учился в Главном инженерном училище, обычный день в котором описывал так: "...с раннего утра до вечера мы в классах едва успеваем следить за лекциями. ...Нас посылают на фрунтовое ученье, нам дают уроки фехтованья, танцев, пенья...ставят в караул, и в этом проходит все время...". Тяжелое впечатление о "каторжных годах" учения частично скрашивали приятельские отношения с В.Григоровичем, врачом А.Е. Ризенкампфом, дежурным офицером А.И. Савельевым, художником К.А. Трутовским.

Еще по дороге в Петербург Достоевский мысленно "сочинял роман из венецианской жизни", а Ризенкампфу в 1838 рассказывал "о своих собственных литературных опытах". Вокруг Достоевского в училище образуется литературный кружок. 16 февраля 1841 на вечере, устроенном братом Михаилом по случаю отъезда в Ревель, Достоевский читал отрывки из двух своих драматических произведений - "Марии Стюарт" и "Бориса Годунова".

О работе над драмой "Жид Янкель" Достоевский сообщал брату в январе 1844. Рукописи драм не сохранились, но уже из их названий вырисовываются литературные увлечения начинающего писателя: Шиллер, Пушкин, Гоголь. После смерти отца родственники матери писателя взяли на себя попечение о младших братьях и сестрах Достоевского, а Фёдор и Михаил получили небольшое наследство. По окончании училища (конец 1843 г.) он был зачислен полевым инженером-подпоручиком в Петербургскую инженерную команду, но уже в начале лета 1844, решив всецело посвятить себя литературе, подал в отставку и уволился в чине поручика.

В январе 1844 Достоевский закончил перевод повести "Евгения Гранде" Бальзака, которым тогда он особенно увлекался. Перевод стал первой опубликованной литературной работой Достоевского. В 1844 он начинает и в мае 1845 после многочисленных переделок заканчивает роман "Бедные люди".

Роман "Бедные люди", связь которого со "Станционным смотрителем" Пушкина и "Шинелью" Гоголя подчеркнул сам Достоевский, имел исключительный успех. Опираясь на традиции физиологического очерка, Достоевский создает реалистическую картину жизни "забитых" обитателей "петербургских углов", галерею социальных типов от уличного нищего до "его превосходительства".

Лето 1845 (как и следующее) Достоевский провел в Ревеле у брата Михаила. Осенью 1845 по возвращении в Петербург часто встречается с Белинским. В октябре писатель совместно с Некрасовым и Григоровичем составляет анонимное программное объявление к альманаху "Зубоскал" (03, 1845, № 11), а в начале декабря на вечере у Белинского читает главы "Двойника" (03, 1846, № 2), в котором впервые дает психологический анализ расколотого сознания, "двойничества".

Рассказ "Господин Прохарчин" (1846) и повесть "Хозяйка" (1847), в которых эскизно намечены многие мотивы, идеи и характеры произведений Достоевского 1860-1870-х гг., не были поняты современной критикой. Радикально изменил свое отношение к Достоевскому и Белинский, осудивший "фантастический" элемент, "вычурность", "манерность" этих произведений. В других произведениях молодого Достоевского - в повестях "Слабое сердце", "Белые ночи", цикле острых социально-психологических фельетонов "Петербургская летопись" и незаконченном романе "Неточка Незванова" - расширяется проблематика творчества писателя, усиливается психологизм с характерным акцентом на анализ сложнейших, неуловимых внутренних явлений.

В конце 1846 в отношениях Достоевского и Белинского наступило охлаждение. Позднее возникает у него конфликт и с редакцией "Современника": большую роль сыграли здесь мнительный, самолюбивый характер Достоевского. Насмешки над писателем недавних друзей (особенно Тургенева, Некрасова), резкий тон критических отзывов Белинского о его произведениях остро переживались писателем. Примерно в это время, согласно свидетельству доктора С.Д. Яновского, у Достоевского появились первые симптомы эпилепсии. Тяготит писателя изнуряющий труд для "Отечественных записок". Бедность вынуждала его браться за любую литературную работу (в частности, он редактировал статьи для "Справочного энциклопедического словаря" А.В. Старчевского).

В 1846 Достоевский сближается с семьей Майковых, регулярно посещает литературно-философский кружок братьев Бекетовых, в котором главенствовал В. Майков, а постоянными участниками были А.Н. Майков и А.Н. Плещеев - друзья Достоевского. С марта-апреля 1847 Достоевский становится посетителем "пятниц" М.В.Буташевича-Петрашевского. Участвует он и в организации тайной типографии для печатания воззваний к крестьянам и солдатам. Арест Достоевского произошел 23 апреля 1849; его архив при аресте был отобран и, вероятно, уничтожен в III отделении. 8 месяцев Достоевский провел в Алексеевском равелине Петропавловской крепости под следствием, во время, которого проявил мужество, скрывая многие факты и стремясь по возможности смягчить вину товарищей. Был признан следствием "одним из важнейших" среди петрашевцев, виновным в "умысле на ниспровержение существующих отечественных законов и государственного порядка". Первоначальный приговор военно-судной комиссии гласил: "... отставного инженер-поручика Достоевского, за недонесение о распространении преступного, о религии и правительстве письма литератора Белинского и злоумышленного сочинения поручика Григорьева, лишить чинов, всех прав состояния и подвергнуть смертной казни расстрелянием". 22 декабря 1849 Достоевский вместе с другими ожидал на Семёновском плацу исполнения смертного приговора. По резолюции Николая I казнь была заменена ему 4-летней каторгой с лишением "всех прав состояния" и последующей сдачей в солдаты.

Ночью 24 декабря Достоевский в оковах был отправлен из Петербурга. 10 января 1850 прибыл в Тобольск, где в квартире смотрителя произошла встреча писателя с женами декабристов - П.Е. Анненковой, А.Г. Муравьёвой и Н.Д. Фонвизиной; они подарили ему Евангелие, которое он хранил всю жизнь. С января 1850 по 1854 Достоевский вместе с Дуровым отбывал каторгу "чернорабочим" в Омской крепости. В январе 1854 он был зачислен рядовым в 7-й линейный батальон (Семипалатинск) и смог возобновить переписку с братом Михаилом и А. Майковым. В ноябре 1855 Достоевский произведен в унтер-офицеры, а после долгих хлопот прокурора Врангеля и других сибирских и петербургских знакомых (в том числе Э.И. Тотлебена) - в прапорщики; весной 1857 писателю было возвращено потомственное дворянство и право печататься, но полицейский надзор над ним сохранялся до 1875.

В 1857 Достоевский женился на овдовевшей М.Д. Исаевой, которая, по его словам, была "женщина души самой возвышенной и восторженной... Идеалистка была в полном смысле слова... и чиста, и наивна притом была совсем как ребенок". Брак не был счастливым: Исаева дала согласие после долгих колебаний, измучивших Достоевского. В Сибири писатель начал работу над воспоминаниями о каторге ("сибирская" тетрадь, содержащая фольклорные, этнографические и дневниковые записи, послужила источником для "Записок из Мертвого дома" и многих других книг Достоевского). В 1857 его брат напечатал рассказ "Маленький герой", написанный Достоевским в Петропавловской крепости. Создав две "провинциальные" комические повести - "Дядюшкин сон" и "Село Степанчиково и его обитатели", Достоевский вступил через посредство брата Михаила в переговоры с М.Н. Катковым, Некрасовым, А.А. Краевским. Однако современная критика не оценила и обошла почти полным молчанием эти первые произведения "нового" Достоевского.

18 марта 1859 Достоевский по прошению был уволен "по болезни" в отставку в чине подпоручика и получил разрешение жить в Твери (с воспрещением въезда в Петербургскую и Московскую губернии). 2 июля 1859 с женой и пасынком уехал из Семипалатинска. С 1859 - в Твери, где возобновил прежние литературные знакомства и завязал новые. Позже шеф жандармов известил тверского губернатора о разрешении Достоевскому жить в Петербурге, куда он приехал в декабре 1859 г.

Интенсивная деятельность Достоевского сочетала редакторскую работу над "чужими" рукописями с публикацией собственных статей, полемических заметок, примечаний, а главное художественных произведений. Роман "Униженные и оскорбленные"- произведение переходное, своеобразное возвращение на новой ступени развития к мотивам творчества 1840-х гг., обогащенное опытом пережитого и перечувствованного в 1850-е гг.; в нем очень сильны автобиографические мотивы. В то же время роман заключал в себе черты сюжетов, стиля и героев произведений позднего Достоевского. Огромный успех имели "Записки из Мертвого дома".

В Сибири, по признанию Достоевского, изменились "постепенно и после очень-очень долгого времени" его "убеждения". Суть этих перемен, Достоевский в самой общей форме сформулировал как "возврат к народному корню, к узнанию русской души, к признанию духа народного". В журналах "Время" и "Эпоха" братья Достоевские выступали как идеологи "почвенничества" - специфической модификации идей славянофильства. "Почвенничество" было скорее попыткой очертить контуры "общей идеи", найти платформу, которая примирила бы западников и славянофилов, "цивилизацию" и народное начало. Скептически относясь к революционным путям преобразования России и Европы, Достоевский высказывал эти сомнения в художественных произведениях, статьях и объявлениях "Времени", в резкой полемике с публикациями "Современника". Суть возражений Достоевского - возможность после реформы сближения правительства и интеллигенции с народом, их мирного сотрудничества. Эту полемику Достоевский продолжает и в повести "Записки из подполья" ("Эпоха", 1864) - философско-художественной прелюдии к "идеологическим" романам писателя.

Достоевский писал: "Я горжусь, что впервые вывел настоящего человека русского большинства и впервые разоблачил его уродливую и трагическую сторону. Трагизм состоит в сознании уродливости. Только я один вывел трагизм подполья, состоящий в страдании, в самоказни, в сознании лучшего и в невозможности достичь его и, главное, в ярком убеждении этих несчастных, что и все таковы, а стало быть, не стоит и исправляться!".

В июне 1862 Достоевский впервые выехал за границу; посетил Германию, Францию, Швейцарию, Италию, Англию. В августе 1863 писатель вторично выехал за границу. В Париже он встретился с А.П. Сусловой, драматические взаимоотношения с которой (1861-1866) получили отражение в романе "Игрок", "Идиот" и других произведениях. В Баден-Бадене, увлеченный, по азартности своей натуры, игрой в рулетку, проигрывается "весь, совершенно дотла"; это многолетнее увлечение Достоевского - одно из качеств его страстной натуры. В октябре 1863 он возвратился в Россию. До середины ноября жил с больной женой во Владимире, а в конце 1863- апреле 1864- в Москве, наезжая по делам в Петербург.

1864 принес Достоевскому тяжелые утраты. 15 апреля умерла от чахотки его жена. Личность Марии Дмитриевны, как и обстоятельства их "несчастной" любви, отразились во многих произведениях Достоевского (в частности, в образах Катерины Ивановны - "Преступление и наказание" и Настасьи Филипповны - "Идиот"). 10 июня умер М.М. Достоевский. 26 сентября Достоевский присутствует на похоронах Григорьева. После смерти брата Достоевский взял на себя издание отягощенного большим долгом и отстававшего на 3 месяца журнала "Эпоха"; журнал начал выходить регулярней, но резкое падение подписки на 1865 вынудило писателя прекратить издание. Он остался должным кредиторам около 15 тысяч рублей, которые смог выплатить лишь к концу жизни. Стремясь обеспечить условия для работы, Достоевский заключил контракт с Ф.Т. Стелловским на издание собрания сочинений и обязался написать для него новый роман к 1 ноября 1866.

Весной 1865 Достоевский - частый гость семьи генерала В.В.Корвин-Круковского, старшей дочерью которого А.В.Корвин-Круковской он был сильно увлечен. В июле он выехал в Висбаден, откуда осенью 1865 предложил Каткову повесть для "Русского вестника", впоследствии переросшую в роман. Летом 1866 Достоевский находился в Москве и на даче в сельце Люблино, поблизости от семьи сестры Веры Михайловны, где ночами писал роман "Преступление и наказание".

"Психологический отчет одного преступления" стал сюжетной канвой романа, главную мысль которого Достоевский контурно очертил так: "Неразрешимые вопросы восстают перед убийцею, неподозреваемые и неожиданные чувства мучают его сердце. Божия правда, земной закон берет свое, и он - кончает тем, что принужден сам на себя донести. Принужден, чтобы, хотя погибнуть в каторге, но примкнуть опять к людям...". Точно и многогранно изображен в романе Петербург и "текущая действительность", богатство социальных характеров, "целый мир сословных и профессиональных типов", но это действительность, преображенная и открытая художником, взгляд которого проникает до самой сути вещей. Напряженные философские диспуты, пророческие сны, исповеди и кошмары, гротескно-карикатурные сцены, естественно переходящие в трагические, символические встречи героев, апокалиптический образ призрачного города органично сцеплены в романе Достоевского. Роман, по словам самого автора, "удался чрезвычайно" и поднял его "репутацию как писателя".

В 1866 истекающий срок контракта с издателем вынудил Достоевского одновременно работать над двумя романами - "Преступление и наказание" и "Игрок". Достоевский прибегает к необычному способу работы: 4 октября 1866 к нему приходит стенографистка А.Г. Сниткина; он начал диктовать ей роман "Игрок", в котором отразились впечатления писателя от знакомства с Западной Европой. В центре романа столкновение "многоразвитого, но во всем недоконченного, изверившегося и не смеющего не верить, восстающего на авторитеты и боящегося их" "заграничного русского" с "законченными" европейскими типами. Главный герой - "поэт в своем роде, но дело в том, что он сам стыдится этой поэзии, ибо глубоко чувствует ее низость, хотя потребность риска и облагораживает его в глазах самого себя".

Зимой 1867 Сниткина становится женой Достоевского. Новый брак был более удачен. С апреля 1867 до июля 1871 Достоевский с женой живет за границей (Берлин, Дрезден, Баден-Баден, Женева, Милан, Флоренция). Там 22 февраля 1868 родилась дочь Софья, внезапную смерть которой (май того же года) Достоевский тяжело переживал. 14 сентябре 1869 родилась дочь Любовь; позже в России 16 июля 1871 - сын Фёдор; 12 авг. 1875 - сын Алексей, умерший в трехлетнем возрасте от припадка эпилепсии.

В 1867-1868 Достоевский работал над романом "Идиот". "Идея романа - указывал автор,- моя старинная и любимая, но до того трудная, что я долго не смел браться за нее. Главная мысль романа - изобразить положительно прекрасного человека. Труднее этого нет ничего на свете, а особенно теперь..." К роману "Бесы" Достоевский приступил, прервав работу над широко задуманными эпопеями "Атеизм" и "Житие великого грешника" и наскоро сочинив "повестушку" "Вечный муж". Непосредственным толчком к созданию романа послужило "нечаевское дело". Деятельность тайного общества "Народная расправа", убийство пятью членами организации слушателя Петровской земледельческой академии И.И. Иванова - вот события, легшие в основу "Бесов" и получившие в романе философско-психологическую интерпретацию. Внимание писателя привлекли обстоятельства убийства, идеологические и организационные принципы террористов ("Катехизис революционера"), фигуры соучастников преступления, личность руководителя общества С.Г. Нечаева. В процессе работы над романом замысел многократно видоизменялся. Первоначально - это непосредственный отклик на события. Рамки памфлета в дальнейшем значительно расширились, не только нечаевцы, но и деятели 1860-х, либералы 1840-х гг., Т.Н. Грановский, петрашевцы, Белинский, В.С. Печерин, А.И. Герцен, даже декабристы и П.Я. Чаадаев попадают в гротескно-трагическое пространство романа.

Постепенно роман перерастает в критическое изображение общей "болезни", переживаемой Россией и Европой, ярким симптомом которой являются "бесовство" Нечаева и нечаевцев. В центре романа, в его философско-идеологическом фокусе помещаются не зловещий "мошенник" Пётр Верховенский (Нечаев), а загадочная и демоническая фигура "все позволившего" себе Николая Ставрогина.

В июле 1871 Достоевский с женой и дочерью возвратились в Петербург. Лето 1872 года писатель с семьей провел в Старой Руссе; этот город стал постоянным местом летнего пребывания семьи. В 1876 Достоевский приобрел здесь дом.

В 1872 писатель посещает "среды" князя В. П. Мещерского, сторонника контрреформ и издателя газеты-журнала "Гражданин". По просьбе издателя, поддержанный А. Майковым и Тютчевым, Достоевский в декабре 1872 соглашается принять на себя редакторство "Гражданина", заранее оговорив, что берет на себя эти обязанности временно. В "Гражданине" (1873) Достоевский осуществил давно задуманную идею "Дневника писателя" (цикл очерков политического, литературного и мемуарного характера, объединенных замыслом непосредственного, личного общения с читателем), опубликовал ряд статей и заметок (в том числе политические обзоры "Иностранные события"). Скоро Достоевский начал тяготиться ред. работой, все более резкий характер принимали и столкновения с Мещерским, очевиднее стала невозможность превратить еженедельник в "орган людей с независимым убеждением". Весной 1874 писатель отказался от редакторства, хотя эпизодически сотрудничал в "Гражданине" и позднее. В связи с ухудшением здоровья (усилившейся эмфиземой легких) в июне 1847 он уезжает для лечения в Эмс и повторяет поездки туда в 1875, 1876 и 1879.

В середине 1870-х гг. возобновились отношения Достоевского с Салтыковым-Щедриным, прервавшиеся в разгар полемики между "Эпохой" и "Современником", и с Некрасовым, по предложению которого (1874) писатель печатает в "Отечественных записках" свой новый роман "Подросток" - "роман воспитания", своего рода "Отцы и дети" Достоевского.

Личность и мировоззрение героя формируются в обстановке "всеобщего разложения" и распада устоев общества, в борьбе с соблазнами века. В исповеди подростка анализируется сложный, противоречивый, хаотичный процесс становления личности в "безобразном" и утратившем "нравственный центр" мире, медленное вызревание новой "идеи" под мощным влиянием "великой мысли" скитальца Версилова и философии жизни "благообразного" странника Макара Долгорукого.

В кон. 1875 Достоевский вновь возвращается к публицистической работе - "моножурналу" "Дневник писателя" (1876 и 1877), имевшему большой успех и позволивший писателю вступить в прямой диалог с читателями-корреспондентами. Автор так определял характер издания: "„Дневник писателя" будет похож на фельетон, но с тою разницею, что фельетон за месяц естественно не может быть похож на фельетон за неделю. Я не летописец: это, напротив, совершенный дневник в полном смысле слова, то есть отчет о том, что наиболее меня заинтересовало лично". "Дневник" 1876-1877 - сплав публицистических статей, очерков, фельетонов, "антикритик", мемуаров и художественных произведений. В "Дневнике" преломились непосредственные, по горячим следам, впечатления и мнения Достоевского о важнейших явлениях европейской и русской общественно-политической и культурной жизни, волновавшие Достоевского юридические, социальные, этико-педагогические, эстетические и политические проблемы. Большое место в "Дневнике" занимают попытки писателя увидеть в современном хаосе контуры "нового создания", основы "складывающейся" жизни, предугадать облик "наступающей будущей России честных людей, которым нужна лишь одна правда".

Критика буржуазной Европы, глубокий анализ состояния пореформенной России парадоксальным образом сочетаются в "Дневнике" с полемикой против различных течений социальной мысли 1870-х гг., от консервативных утопий - до народнических и социалистических идей.

В последние годы жизни возрастает популярность Достоевского. В 1877 он был избран членом-корреспондентом Петербургской АН. В мае 1879 писателя пригласили на Международный литературный конгресс в Лондон, на сессии которого он был избран членом почетного комитета международной литературной ассоциации. Активно участвует Достоевский в деятельности Петербургского Фребелевского общества. Часто выступает на литературно-музыкальных вечерах и утренниках с чтением отрывков из своих произведений и стихотворений Пушкина. В январе 1877 Достоевский под впечатлением "Последних песен" Некрасова навещает умирающего поэта, часто видится с ним в ноябре; 30 декабре произносит речь на похоронах Некрасова.

Деятельность Достоевского требовала непосредственного знакомства с "живой жизнью". Он посещает (при содействии А. Ф. Кони) колонии малолетних преступников (1875) и Воспитательный дом (1876). В 1878 после смерти любимого сына Алёши совершает поездку в Оптину пустынь, где беседует со старцем Амвросием. Особенно волнуют писателя события в России. В марте 1878 Достоевский находится на процессе Веры Засулич в зале Петербургского окружного суда, а в апреле отвечает на письмо студентов, просивших высказаться по поводу избиения лавочниками участников студенческой демонстрации; В феврале 1880 присутствует на казни И. О. Млодецкого, стрелявшего в М. Т. Лорис-Меликова. Интенсивные, многообразные контакты с окружающей действительностью, активная публицистическая и общественная деятельность служили многосторонней подготовкой к новому этапу творчества писателя. В "Дневнике писателя" вызревали и опробовались идеи и сюжет его последнего романа. В конце 1877 Достоевский объявил о прекращении "Дневника" в связи с намерением заняться "одной художнической работой, сложившейся... в эти два года издания „Дневника" неприметно и невольно".

"Братья Карамазовы" - итоговое произведение писателя, в котором художественное воплощение получили многие идеи его творчества. История Карамазовых, как писал автор,- это не просто семейная хроника, а типизированное и обобщенное "изображение нашей современной действительности, нашей современной интеллигентской России". Философия и психология "преступления и наказания", дилемма "социализма и христианства", извечная борьба "божьего" и "дьявольского" в душах людей, традиционная для классической русской литературы тема "отцов и детей" - такова проблематика романа.

В "Братьях Карамазовых" уголовное преступление связано с великими мировыми "вопросами" и вечными художественно-философскими темами.

В январе 1881 Достоевский выступает на заседании совета Славянского благотворительного общества, работает над первым выпуском возобновленного "Дневника писателя", разучивает роль схимника в "Смерти Иоанна Грозного" А. К. Толстого для домашнего спектакля в салоне С. А. Толстой, принимает решение "непременно участвовать в пушкинском вечере" 29 января. Он собирался "издавать „Дневник писателя" ... в течение двух лет, а затем мечтал написать вторую часть „Братьев Карамазовых", где появились бы почти все прежние герои...". В ночь с 25 на 26 января у Достоевского пошла горлом кровь. Днем 28 января Достоевский попрощался с детьми, в 8 ч. 38 мин. вечера он скончался.

31 января 1881 при огромном стечении народа состоялись похороны писателя. Он похоронен в Александро-Невской лавре в Петербурге.

Великий русский писатель Ф. М. Достоевский выразил своим творчеством безмерность страданий униженного и оскорбленного человечества в эксплуататорском обществе и безмерную боль за эти страдания. И вместе с тем, он яростно сражался против каких бы то ни было поисков реальных путей борьбы за освобождение человечества от унижения и оскорбления.

Раздвоенность терзала Достоевского, становясь для него и его героев источником мучительного своеобразного и мстительного наслаждения – болезненной формой признания безвыходности мучений.

Он сам был жестоко унижен и оскорблён страшной действительностью, превращавшей его героев в изломанных людей. Его жизненный и литературный путь представляет собой трагедию, содержание которой является подавление и уродование человеческой души действительностью, враждебной гению, свободе, искусству, красоте. В произведениях этого субъективнейшего писателя, всегда являющихся его личной исповедью, с их угрюмой тревогой, лихорадочными метаниями и колебаниями, неизбывным страхом перед хаосом и тьмой окружавшей жизни, запечатлелась скорбная история великой, но больной души, заболевшей человеческими страданиями и отчаявшейся , то есть изжившей свои чаяния, мечты, надежды молодости, - души, полюбившей боль , потому что ей нечем стало жить, а значит, и нечего стало любить, кроме боли.

В беспокойной атмосфере его произведений отразились и подавленный, искажённый протест действительности, давившей миллионы людей, подобно тому, как был раздавлен насмерть несчастный Мармеладов, - и непрочность, обречённость, близость краха самого общества, построенного на человеческих мучениях, чревато неведомыми потрясениями, грозными катаклизмами.

Творчество Достоевского было порождено переходной, кризисной эпохи распада феодально-крепостнических отношений в России и замены их новыми, капиталистическими отношениями.

Его угнетали крепостнические порядки, полный произвол и самовластие начальствующих, значительных лиц; его подавлял и рост новых отношений, повсеместный разгул хищничества, цинизм откровенно волчьих законов жизни. Достоевский выразил страх перед победоносным шествием капитализма этих социальных слоёв, неустойчивых, социально и психологически ничем не вооружённых, не защищенных, доступных для всевозможных реакционных и упадочнических влияний.

Он начинал свой литературный путь как ученик Гоголя, союзник Белинского. Его духовное и литературное развитие и далее могло бы продолжаться в том же направлении, вопреки очень серьёзным противоречиям, обнаружившимся уже в произведениях первого периода его творчества, если бы это развитие не было прервано так чудовищно – грубо, деспотически – жестоко, таким отвратительно – преступным глумлением над его личностью: каторгой, солдатчиной, ссылкой. На целых десять лет он был выброшен из жизни тем самым николаевским режимом, который убил Пушкина, убил Лермонтова, затравил Гоголя.

Тяжелый идейно-психологический процесс происходил в нем за эти годы, с его болезненно-впечатлительной, обнаженной душой. Он разуверился в возможности улучшить действительность путем борьбы, усомнился в самой природе человека, в способности человека своими силами, своей разумной волей перестроить жизнь. Он начал искать поддержку в религии, - в жестокой постоянной борьбе с самим собой.

По возвращению в Петербург, после девяти лет глубочайшего, испытанного им одиночества, на него нахлынула, со всеми ее пестрыми противоречиями жизнь большого капиталистического города. А вскоре к этому бурному рою впечатлений, хаотичность которых была впоследствии так ярко выражена в “Подростке”. И он еще более утвердился в своей проповеди о том, что только в страдании сможет очиститься современный человек от эгоизма, от соблазнов сатанинской власти денег надо всем.

Уйдя от новой, передовой России-России Белинского, Чернышевского, Добролюбова, Герцена, Некрасова, Щедрина, - Достоевский потерял единственную возможность помочь униженным и оскорбленным выбраться из мрака. Впитав в свою душу страдания человечества, Достоевский склонился перед их беспредельностью, выбраться из мрака.

Достоевский восторженно приветствовал крестьянскую реформу 1861 года, увидев в ней подтверждение своей веры в “народность”, внесословность самодержавия и в его способность спасти Россию от капиталистического пути.

Вопреки присущей ему иронии, Достоевский оказывался способным к маниловским идиллиям, над которыми, видимо, сам горько смеялся. В своих статьях он развивал сладостные картинки единения всех сословий под сенью престола. И в то же время его произведения полны ужаса перед всесильным ходом капитализации страны, а в своих письмах он трезво писал и о росте рабочего класса, с горечью признавая, что Россия идет по тому же пути развития, что и Запад, Кажется, ни один художник не терзался таким обилием самых разнообразных противоречий, как Достоевский. Защита дела реакции и вместе с тем отвращение к господствующим классам, составлявшим лагерь реакции! Все подобные противоречия означали борьбу в творчестве великого художника живой жизни против лживых реакционных схем.

К концу своей жизни Достоевский был вхож в царский дворец, его ласкали великие князья, в том числе наследник престола, будущий царь Александр III. Он стал другом лидира дворянской реакции К. Победоносцева, обер - прокурора “святейшего синода”, выходца из разночинцев, превратившегося в злобного и коварного душителя всего живого и честногона Руси. Достоевский писал свой последний роман “Братья Карамазовы”, прислушиваясь к советам этого обер - лакея царей. Автор “братьев Карамазовых” считал своей целью в романе как можно больнее поразить богопротивный лагерь революции. Но он создал в этом произведении образ смертельного разложения помещичьего класса в лице мерзкого старикашки Фёдора Павловича Карамазова. А в образе Смердякова писатель навеки заклеймил всяческое лакейство – порождение и отражение барства. Оба эти образа принадлежат к классическим достижениям мировой литературы.

Борьба добра со злом в душе человека мучила Достоевского и его героев, занимала такое огромное место в его произведениях, что была неразрывна связана с коренной темой всего его творчества. Кризисная эпоха ломки представлялась Достоевскому страшной эпохой утери всех моральных принципов, эпохой свободы для всего – для любых преступлений, для попирания всего святого. Именно в этом, и только в этом – объективный смысл и значение всех проблем, связанных с образами Раскольникова, Дмитрия и Ивана Карамазовых и других персонажей Достоевского.

Достоевский звал к покорности, терпению, примирению, но никогда не мог примириться с существовавшей действительностью. Он имел действительное право, заработанное всем его трудом, высказать обобщающую формулу своего творчества: - Мне не нравится лик мира сего! Он поставил в своих образах немало больших, острых вопросов перед человечеством. Он ввел в литературу целый неизученный мир – мир трущоб, темных углов большого города, мрачную жизнь их обитателей.

Тревога, составлявшая воздух его произведений; самое обилие в них человеческих мучений; острое постоянное недовольство его героев всем окружающим; множество персонажей, стоящих на грани безумия, ненормальность, болезненная искаженность человеческих отношений; беспредельность одиночества и тоски, беспомощность, безнадежность, унижение и оскорбление на каждом шагу – все это в творчестве Достоевского вопиет о колоссальном неустройстве человека и человеческой жизни.

Достоевский – создатель глубоких реалистических картин людского горя, классических по своей художественной правде, неотразимой силе, мастер реализма, введший в литературу новые социальные типы.

В сороковых годах он испытал сильное воздействие антикрепостнических, демократических идей, смешанных с идеями утопического социализма. То было влияние кружка Белинского, кружка Петрашевского, явившегося передовым центром революционного движения в России второй половины сороковых годов. В сороковых годах усиление эксплуатации крестьянства помещиками, обострение классовой борьбы в стране, рост крестьянского движения, назревшая необходимость отмены крепостного права, сказывавшаяся во всем. Подъем общественного самосознания, революционной мысли, всё это увлекло Достоевского. Он остро чувствовал общую обстановку, дышал ее воздухом. Это отразилось в его произведениях. Он не обладал ни устойчивой революционной страстью, ни цельной верой в силу революционного движения. Его демократизм был неопределенно мечтательным. Он колебался между атеизмом Белинского и своим устремлением к христианскому социализму. Он любил бедных людей. Он мечтал об уничтожении крепостного права. Он хотел свободы для печати, для литературы. Вот в чем и была его реальная вина перед царским правительством.

Беспощадно трезво отсекая всю реакционную ложь, идеализацию страдания, идеализацию раздвоенности, всю достоевщину в Достоевском, мы чтим суровую правду о жизни человечества в насильническом обществе, с такой страстью и мукой выраженную в противоречивых, бунтующих и смиряющихся, изумляющих своею художественною мощью и вместе с тем порою резко отступающих от художественности, взволнованных, ищущих, страдальческих творениях гениального русского и мирового художника.

В октябре 1821 года в семье дворянина Михаила Достоевского, работающего в больнице для малоимущих, родился второй ребенок. Мальчика нарекли Федором. Так на свет появился будущий великий писатель, автор бессмертных произведений «Идиот», « Братья Карамазовы», «Преступление и наказание».

Говорят, что отец Федора Достоевского отличался очень вспыльчивым характером, что в некоторой мере передалось и будущему писателю. Эмоциональную натуру умело «гасила» няня детей, Алена Фроловна. В противном случае, дети были вынуждены расти в обстановке тотального страха и повиновения, что, впрочем, также оказало некоторое влияние на будущее писателя.

Учеба в Петербурге и начало творческого пути

1837 год оказался непростым для семьи Достоевских. Из жизни уходит мама. Отец, на попечении которого осталось семеро детей, принимает решение отправить старших сыновей в пансион в Санкт-Петербурге. Так Федор вместе со старшим братом оказывается в северной столице. Тут он поступает учиться в военное инженерное училище. За год до его окончания начинает заниматься переводами. И в 1843 году издает свой авторский перевод произведения Бальзака «Евгения Гранде».

Собственный творческий путь писателя начинается с повести «Бедные люди». Описанная трагедия маленького человека нашла достойную похвалу у критика Белинского и популярного уже на то время поэта Некрасова. Достоевский входит в круг писателей, знакомится с Тургеневым.

В следующие три года Федор Достоевский издает произведения «Двойник», «Хозяйка», «Белые ночи», «Неточка Незванова». Во всех них он сделал попытку проникнуть внутрь человеческой души, детально описав тонкости характера героев. Но эти произведения были приняты критиками очень прохладно. Новаторство не приняли и почитаемые у Достоевского Некрасов и Тургенев. Это вынудило писателя отдалиться от друзей.

В изгнании

В 1849 году писателя приговаривают к смертной казни. Связанно это было с «делом Петрашевского», по которому было собрано достаточной доказательной базы. Писатель готовился к худшему, но перед самой казнью ему меняют приговор. В последний момент приговоренным зачитывают постановление, согласно которому они должны отправиться на каторгу. Все то время, которое Достоевский провел в ожидании казни, все свои эмоции и переживания он попытался отобразить в образе героя романа «Идиот» князе Мышкине.

На каторге писатель пробыл четыре года. Затем был помилован за хорошее поведение и направлен служить в военный батальон Семипалатинска. Тут же он нашел и свою судьбу: в 1857 году он женился на вдове чиновника Исаева. Следует отметить, что в этот же период Федор Достоевский обращается к религии, глубоко идеализируя образ Христа.

В 1859 году писатель переезжает в Тверь, а потом и в Санкт-Петербург. Десять лет скитаний по каторге и на военной службе сделали его очень чутким к человеческим страданиям. У писателя произошел настоящий переворот мировоззрения.

Европейский период

Начало 60- х годов ознаменовалось бурными событиями в личной жизни писателя: он влюбился в Апполинарию Суслову, которая сбежала за границу с другим. Федор Достоевский отправился вслед за возлюбленной в Европу и два месяца путешествовал с ней по разным странам. В это же время он пристрастился к игре в рулетку.

1865 год ознаменовался написанием «Преступления и наказания». После его публикации к писателю пришла слава. В это же время в его жизни появляется новая любовь. Ею стала молодая стенографистка Анна Сниткина, которая стала его верной подругой до самой смерти. С ней же он сбежал из России, укрываясь от больших долгов. Уже в Европе написал роман «Идиот».

Федор Михайлович Достоевский родился 30 октября (11 ноября) 1821 года. Отец писателя происходил из древнего рода Ртищевых, потомков защитника православной веры Юго-Западной Руси Даниила Ивановича Ртищева. За особые успехи ему даровали село Достоево (Подольская губерния), откуда и берет начало фамилия Достоевских.

К началу XIX века род Достоевских обеднел. Дед писателя, Андрей Михайлович Достоевский, служил протоиереем в городке Брацлаве Подольской губернии. Отец писателя, Михаил Андреевич, закончил Медикохирургическую академию. В 1812 году, в период Отечественной войны, он сражался против французов, а в 1819 году женился на дочери московского купца Марии Федоровне Нечаевой. Выйдя в отставку, Михаил Андреевич определился на должность лекаря Мариинской больницы для бедных, которую прозвали в Москве Божедомкой.

Квартира семьи Достоевских располагалась во флигеле больницы. В правом флигеле Божедомки, отведенном лекарю под казенную квартиру, и родился Федор Михайлович. Мать писателя происходила из купеческого рода. Картины неустроенности, болезни, нищеты, преждевременных смертей - первые впечатления ребенка, под влиянием которых формировался необычный взгляд будущего писателя на мир.

Семья Достоевских, увеличившаяся со временем до девяти человек, ютилась в двух комнатах с передней. Отец писателя, Михаил Андреевич Достоевский, был вспыльчивым и мнительным человеком. Мать, Мария Федоровна, была совсем другого склада: добрая, веселая, хозяйственная. Отношения между родителями строились на полном подчинении воле и капризам отца Михаила Федоровича. Мать и нянюшка писателя свято чтили религиозные традиции, воспитывая детей в глубоком уважении к православной вере. Мать Федора Михайловича умерла рано, в возрасте 36 лет. Похоронили ее на Лазаревском кладбище.

Наукам и образованию в семье Достоевских придавали большое значение. Федор Михайлович в раннем возрасте нашел радость в познании и чтении книг. Сначала это были народные сказки нянюшки Арины Архиповны, затем Жуковский и Пушкин - любимые писатели его матери. В раннем возрасте Федор Михайлович познакомился с классиками мировой литературы: Гомером, Сервантесом и Гюго. Отец устраивал по вечерам семейное чтение «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина.

В 1827 году, отец писателя, Михаил Андреевич, за отличную и усердную службу, был награжден орденом Святой Анны 3-й степени, а через год удостоен чином коллежского асессора, который давал право на потомственное дворянство. Он хорошо знал цену высшему образованию, поэтому стремился серьезно подготовить своих детей к поступлению в высшие учебные заведения.

В детские годы будущий писатель пережил трагедию, которая оставила в его душе неизгладимый след на всю жизнь. Искренним детским чувством он полюбил девятилетнюю девочку, дочку повара. В один из летних дней в саду раздался крик. Федя выбежал на улицу и увидел, что эта девочка лежала на земле в изорванном белом платье, а над ней склонились какие-то женщины. Из их разговора он понял, что виной трагедии был пьяный бродяга. Послали за отцом, но его помощь не потребовалась: девочка скончалась.

Первоначальное образование Федор Михайлович Достоевский получил в частном московском пансионе. В 1838 году он поступил в Главное инженерное училище в Петербурге, которое закончил в 1843 году со званием военного инженера.

Инженерное училище в те годы считалось одним из лучших учебных заведений России. Не случайно оттуда вышло много замечательных людей. Среди однокурсников Достоевского было немало талантливых людей, ставших впоследствии выдающимися личностями: известный писатель Дмитрий Григорович, художник Константин Трутовский, физиолог Илья Сеченов, организатор Севастопольской обороны Эдуард Тотлебен, герой Шипки Федор Радецкий. В училище преподавались как специальные, так и гуманитарные дисциплины: российская словесность, отечественная и мировая история, гражданская архитектура и рисование.

Шумному студенческому обществу Достоевский предпочитал уединение. Любимым его занятием было чтение. Начитанность Достоевского изумляла его товарищей. Он зачитывался сочинениями Гомера, Шекспира, Гете, Шиллера, Гофмана, Бальзака. Однако стремление к уединению и одиночеству не было врожденной чертой его характера. Как пылкая, восторженная натура он находился в беспрестанном поиске новых впечатлений. Но в училище он на собственном опыте пережил трагедию души «маленького человека». Большую часть студентов в этом учебном заведении составляли дети высшей военной и чиновничьей бюрократии. Состоятельные родители не жалели средств для своих детей и щедро одаривали преподавателей. Достоевский в этой среде выглядел «белой вороной», часто подвергался насмешкам и оскорблениям. В течение нескольких лет в его душе разгоралось чувство уязвленного самолюбия, отразившееся впоследствии в его творчестве.

Однако, несмотря на насмешки и унижения, Достоевскому удалось добиться уважения и преподавателей, и товарищей по училищу. Все они со временем убедились, что он человек выдающихся способностей и незаурядного ума.

В годы учебы Достоевский находился под влиянием Ивана Николаевича Шидловского, выпускника Харьковского университета, служившего в Министерстве финансов. Шидловский писал стихи и мечтал о литературной славе. Он верил в огромную, преобразующую мир силу поэтического слова и утверждал, что все великие поэты были «строителями» и «миросозидателями». В 1839 году Шидловский неожиданно оставил Петербург и уехал в неизвестном направлении. Позднее Достоевский узнал, что он ушел в Валуйский монастырь, но затем, по совету одного из мудрых старцев, решил совершить «христианский подвиг» в миру, среди своих крестьян. Он начал проповедовать Евангелие и добился на этом поприще больших успехов. Шидловский - религиозный мыслитель-романтик - стал прототипом князя Мышкина, Алеши Карамазова - героев, занявших особое место в мировой литературе.

8 июля 1839 года скоропостижно, от апоплексического удара скончался отец писателя. Ходили слухи, что он умер не своей смертью, а был убит мужиками за крутой нрав. Это известие сильно потрясло Достоевского, и с ним случился первый припадок - предвестник эпилепсии - тяжелой болезни, от которой писатель страдал всю оставшуюся жизнь.

12 августа 1843 года Достоевский окончил полный курс наук в верхнем офицерском классе и был зачислен на службу в инженерный корпус при Санкт-Петербургской инженерной команде, но прослужил он там недолго. 19 октября 1844 года он решил уйти в отставку и посвятить себя литературному творчеству. Страсть к литературе Достоевский испытывал давно. Окончив учебу, он занялся переводом произведений зарубежных классиков, в частности Бальзака. Страница за страницей, глубоко вживался в ход мысли, в движение образов великого французского писателя. Он любил воображать себя каким-нибудь известным романтическим героем, чаще всего шиллеровским... Но в январе 1845 года Достоевский пережил важное событие, которое позднее сам назвал «видением на Неве». Возвращаясь в один из зимних вечеров домой с Выборгской, он «бросил пронзительный взгляд вдоль реки» в «морозно-мутную даль». И тут показалось ему, что «весь этот мир, со всеми жильцами его, сильными и слабыми, со всеми жилищами их, приютами нищих или раззолоченными палатами, в этот сумеречный час походит на фантастическую грезу, на сон, который, в свою очередь, тотчас исчезнет, искурится паром к темно-синему небу». И вот в эту-то именно минуту открылся перед ним «совершенно новый мир», какие-то странные фигуры «вполне прозаические». «Вовсе не Дон-Карлосы и Позы», а «вполне титулярные советники». И «замерещилась другая история, в каких-то темных углах, какое-то титулярное сердце, честное и чистое... а вместе с ним какая-то девочка, оскорбленная и грустная». И ему «глубоко разорвала сердце вся их история».

В душе Достоевского совершился внезапный переворот. Герои, так горячо любимые им совсем недавно, жившие в мире романтических грез, были забыты. Писатель посмотрел на мир иным взглядом, глазами «маленьких людей» - бедного чиновника, Макара Алексеевича Девушкина и его любимой девушки, Вареньки Доброселовой. Так возник замысел романа в письмах «Бедные люди», первого художественного произведения Достоевского. Затем последовали повести и рассказы «Двойник», «Господин Прохарчин», «Хозяйка», «Белые ночи», «Неточка Незванова».

В 1847 году Достоевский сблизился с Михаилом Васильевичем Буташевичем-Петрашевским, чиновником Министерства иностранных дел, страстным поклонником и пропагандистом Фурье, и начал посещать его знаменитые «пятницы». Здесь он познакомился с поэтами Алексеем Плещеевым, Аполлоном Майковым, Сергеем Дуровым, Александром Пальмом, прозаиком Михаилом Салтыковым, молодыми учеными Николаем Мордвиновым и Владимиром Милютиным. На собраниях кружка петрашевцев обсуждались новейшие социалистические учения, программы революционных переворотов. Достоевский входил в число сторонников немедленной отмены крепостного права в России. Но правительству стало известно о существовании кружка, и 23 апреля 1849 года тридцать семь его участников, в том числе и Достоевский, были арестованы и заключены в Петропавловскую крепость. Их судили военным законом и приговорили к смертной казни, но по приказу императора приговор был смягчен, и Достоевского сослали в Сибирь на каторгу.

25 декабря 1849 года писателя заковали в кандалы, усадили в открытые сани и отправили в дальний путь... Шестнадцать дней добирались до Тобольска в сорокоградусные морозы. Вспоминая свой путь в Сибирь, Достоевский писал: «Промерзал до сердца».

В Тобольске петрашевцев навестили жены декабристов Наталия Дмитриевна Фонвизина и Прасковья Егоровна Анненкова - русские женщины, духовным подвигом которых восхищалась вся Россия. Каждому приговоренному они подарили по Евангелию, в переплете которого были скрыты деньги. Арестантам запрещалось иметь собственные деньги, и догадливость друзей до некоторой степени на первое время облегчила им перенесение суровой обстановки в сибирском остроге. Эту вечную книгу, единственную, дозволенную в остроге, Достоевский берег всю жизнь, как святыню.

На каторге Достоевский понял, как далеки умозрительные, рационалистические идеи «нового христианства» от того «сердечного» чувства Христа, истинным носителем которого является народ. Отсюда Достоевский вынес новый «символ веры», в основе которого было народное чувство Христа, народный тип христианского мироощущения. «Этот символ веры очень прост, - говорил он, - верить, что нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа, и не только нет, но с ревнивою любовью говорю себе, что и не может быть...»

Четырехлетняя каторга для писателя сменилась военной службой: из Омска Достоевского сопроводили под конвоем в Семипалатинск. Здесь он служил рядовым, затем получил офицерский чин. В Петербург он вернулся только в конце 1859 года. Начался духовный поиск новых путей общественного развития России, завершившийся в 60-х годах формированием так называемых почвеннических убеждений Достоевского. С 1861 года писатель вместе с братом Михаилом начал издавать журнал «Время», а после его запрещения - журнал «Эпоха». Работая над журналами и новыми книгами, Достоевский вырабатывал свой собственный взгляд на задачи русского писателя и общественного деятеля - своеобразный, русский вариант христианского социализма.

В 1861 году вышел в свет первый роман Достоевского, написанный им после каторги, - «Униженные и оскорбленные», в котором выразилось сочувствие автора «маленьким людям», подвергающимся беспрестанным оскорблениям сильных мира сего. Огромное общественное значение приобрели «Записки из мертвого дома» (1861-1863), задуманные и начатые Достоевским еще на каторге. В 1863 году в журнале «Время» были напечатаны «Зимние заметки о летних впечатлениях», в которых писатель подверг критике системы политических убеждений Западной Европы. В 1864 году были опубликованы «Записки из подполья» - своеобразная исповедь Достоевского, в которой он отрекался от прежних идеалов, любви к человеку, от веры в правду любви.

В 1866 году был издан роман «Преступление и наказание» - один из наиболее значительных романов писателя, а в 1868 году - роман «Идиот», в котором Достоевский попытался создать образ положительного героя, противостоящего жестокому миру хищников. Широкую известность получили романы Достоевского «Бесы» (1871) и «Подросток» (1879). Последним произведением, подводящим итог творческой деятельности писателя, стал роман «Братья Карамазовы» (1879-1880). Главный герой этого произведения - Алеша Карамазов - помогая людям в их бедах и облегчая их страдания, убеждается в мысли, что самое главное в жизни - это чувство любви и прощения. 28 января (9 февраля) 1881 года Федор Михайлович Достоевский скончался в Петербурге.



Рассказать друзьям